Ударный

Исторические данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2–130-мм установки Б-7
  • 2x2–45-мм башенные установки 41 К
  • 4 х 4–7,62-мм пулеметные установки М-4

Боекомплект

  • 130-мм - 200 шт
  • 45-мм - 1000.

Первый советский речной монитор «Ударный» - спроектированный еще вначале 20х годов, открывает историю создания советских речных мониторов . Спущен на воду в 1932 году. Участвовал в боях против немцев. Был потоплен 20 сентября 1941 г. в результате неравного боя в Егорлыцком заливе, отбиваясь от немецких бомбардировщиков.

История создания

Учитывая оперативно-стратегическое положение Днепра как естественной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также его правых притоков, выводящих непосредственно к государственной границе, в июне 1931 г. на базе отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия. Речных кораблей для нее не было, но в конце 1930 г. в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею для Днепровской военной флотилии» по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали «Ударный».

Конструкция

Он представлял собой плоскодонное, относительно широкое низкобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башенноподобными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы «Максим».

МОНИТОР «УДАРНЫЙ»: 1 - гюйс-шток со штаговым огнем, 2 - крамбол, 3 - носовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 4 - рубка, 5 - башенка двухметрового дальномера, 6 - прожектор 60 см, 7 - радиоввод, 8 - пост управления зенитным огнем (полутораметровый дальномер), 9 - прожектор 45 см. 10 - топовый огонь, 11 - подъемный корректировочный пост, 12 - клотиковый огонь (верхний - красный, нижний - белый), 13 - фок-мачта, 14 - флагманский огонь, 15 - верхний кильватерный огонь, 16 - кожух дымовой трубы. 17 - счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет (4 шт.), 18 - рында, 10 - трап, 20 - вентиляционная головка (4 шт.), 21 - кормовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 22 - подбашенная рубка, 21 - лучевая радиоантенна, 24 - кормовой якорно-швартовный шпиль, 25 - флагшток, 26 - нижний кильватерный огонь, 27 - кормовой якорь Холла, 28 - швартовный клюз (2 шт.), 29 - носовой якорь Холла, 30 - шпигат, 31 - привальный брус (2 шт.), 32 - спасательный круг (8 шт.), 33 - забортный трап, 34 - газовыхлоп главного двигателя (2 шт.), 35 - перо руля (2 шт.), 36 - оттяжной ролик (2 шт.), 37 - носовой якорный шпиль, 38 - трап, 39 - швартовная вьюшка (2 шт), 40 - кнехт (6 шт.), 41, 43, 44, 46 - люки, 42 - багор, 45 - баллоны (6шт.), 47 - корзина (4шт.), 48 - шлюпбалка (2 шт.), 49 - Ял-4, 50 - вентиляционная головка (33 шт.), 51 - киповая планка (4 шт.), 52 - палубный клюз (3 шт.), 53 - горловина, 54 - палубные ящики, 55 - сходня, 56 - 130-мм носовое орудие типа «Б-7», 57 - наметка, 58 - 130-мм кормовое орудие типа «Б-7», 59 - шлюпбалка, 60 - моторный катер, 61 - световой люк, 62 - трапбалка, 63 - световой люк (4 шт.). 64 - фонарь машинного отделения, 65 - лагун (2 шт.), 66 - световой люк (2 шт.), 67 - башенка счетверенного зенитного пулемета (4 шт.), 68 - сваи (2 шт.), 69 - цепной стопор Легофа (3 шт.), 70 - кошма, 71 - лом (2 шт.), 72 - ведро (2 шт.), 73 - трап (2 шт.), 74 - аварийный пластырь, 75 - огнетушитель (4 шт.), 76 - пожарный гидрант (3 шт.), 77 - корзина с пожарным рукавом (3 шт), 78 - бортовые отличительные огни, 79 - ручная лебедка для подъема мачты, 80 - скоб-трап (6 шт.), 81 - гребной винт (2 шт.), 82 - кронштейн гребного вала (2 шт.), 83 - стабилизатор (2 шт.), 84 - гребной вал (2 шт.), 85 - туннель гребного вала.

Энергетическая установка

Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы МАН общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.

Корпус

Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных отсеков. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн.

Вооружение

Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблем и отличался, прежде всего, своей архитектурой. Хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для «Ударного» создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Далее стал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.

Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда на это мало обращали внимание, так как считали, что течение реки превалировало над ветровым сносом.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера «Барр и Струд», размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, «Ударный» мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный 1,5-м зенитный дальномер.

Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах - чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу II мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже безнадежно морально устарели, а потому «Ударный» оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Окраска корабля

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный («графитовка»); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

История службы

25 июня 1941 года.

«Мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Донской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.

Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.

Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат».

Последний бой.

Утро 20 сентября 1941 года выдалось туманным и дождливым, так что стягивавшиеся к селу Ивановка (расположившемся на берегу Егорлыцкого залива), фашистские силы не заметили стоявшего на рейде монитора «Ударный». Не заметили, пока тот не обрушил на врага всю свою мощь, фашистам пришлось остановиться, а затем и отступить. Однако к полудню туман рассеялся и в атаку на «Ударный», ринулись немецкие бомбардировщики. Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов, но за ним последовали второй, третий, четвертый… Моряки продолжали неравный бой до конца, уже лишенный хода, получивший множество повреждений корабль ожесточенно поливал врага огнем.

Тут произошло одно примечательное событие, неизвестно по чьей инициативе орудия главного калибра стали бить по юнкерсам шрапнелью, однако ошарашенные лётчики на время прекратили свои атаки. Но вскоре налёты возобновились, уже ничто не могло спасти «Ударный», слишком неравными были силы, один корабль против двух десятков бомбардировщиков. Командир дивизиона капитан-лейтенант В. А. Кринов отдал приказ посадить уцелевших в единственную оставшуюся невредимой шлюпку, после чего корабль опустился на дно.

Память

Перед зданием музея истории судостроения в городе Николаеве установлена поднятая аквалангистами орудийная башня «Ударного». Помимо нее, участникам экспедиции по местам боевой славы удалось достать со дна залива кормовой государственный герб легендарного монитора, счетверенные пулеметные установки, матросские дневники, письма, фотографии... Все это стало сейчас достоянием истории - бесценные реликвии хранятся в музеях Краснознаменного Черноморского Флота и обороны Одессы.

В 1971 году на берегу Егорлыцкого залива аквалангисты Одесского медицинского института имени Н. И. Пирогова установили памятник героям-морякам. На открытие мемориала приехали ветераны Дунайской флотилии, родственники погибших. Трижды прогремели залпы артиллерийского салюта, легли на воду венки из живых цветов, приспущен к набегающей волне овеянный славой Военно-морской флаг. Минута молчания...

Галерея

В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею» по проекту СБ-12.

Корабль, переклассифицированный еще в ходе постройки в монитор, получил название «Ударный». При полном водоизмещении в 387 т он нес мощное вооружение: два 130-мм орудия в бронированных башнях, четыре 45-мм зенитки в двух спаренных установках (также в бронированных башнях) и четыре счетверенные установки 7,62-мм пулеметов. Силовая установка корабля состояла из четырех дизелей производства германской фирмы MAN, в 1938 году замененных на два 800-сильных дизеля производства Коломенского завода. Казалось бы, монитор получился достаточно мощным и удачным.

Однако после вступления корабля в строй в 1934 году вскрылись и недостатки. Прежде всего — слишком большие размеры корабля (длина 54 м), затруднявшие применение «Ударного» на притоках Днепра.

Орудия главного калибра не могли вести огонь на кормовых курсовых углах — а это было серьезным недостатком для речного корабля, который часто действовал в условиях, затруднявших маневрирование. К тому же броней были защищены лишь орудийные башни и боевая рубка. Имелся также тонкий (7 мм) бронированный пояс и палуба над снарядным погребом. В итоге «Ударный» оказался единственным кораблем проекта СБ-12, а уже в 1932 году началась разработка нового речного монитора, первоначально классифицируемого как канонерская лодка.

«АКТИВНЫЙ»

Проект, получивший обозначение СБ-30, весьма напоминал самые первые мониторы эпохи Гражданской войны в США: низкобортный корпус с единственной надстройкой — орудийной башней. Боевая рубка была установлена на крыше башни и вращалась вместе с ней. Такая компоновка обеспечивала орудиям главного калибра — двум 102-мм пушкам — круговой обстрел, но, с другой стороны, затрудняла командиру управление кораблем. Зенитное вооружение — четыре «сорокапятки» в двух башнях. В отличие от «Ударного», на новом мониторе, получившем название «Активный», отказались от установки системы управления огнем главного калибра.

Габариты «Активного» были меньше, чем у «Ударного»: длина 50,7 м, водоизмещение 314 тонн. Однако бронирование было усилено — толщина броневого пояса составляла 16 мм, а в районе снарядного погреба — 30 мм. На мониторе установили два 480-сильных дизеля. Корабль был заложен в Киеве в 1934 году, затем по секциям перевезли на Амур, где собрали и в 1935 году включили в состав Амурской флотилии.

ПРОЕКТ СБ-37

Дальнейшим развитием проекта СБ-30 был проект СБ-37. Главным отличием стало применение невращающейся боевой рубки; она была установлена на цилиндре диаметром 75 см, вокруг которого вращалась девятигранная артиллерийская башня. Таким образом при повороте башни рубка оставалась неподвижной, что облегчало командиру управление кораблем. Состав и размещение вооружения повторял принятое на мониторе «Активный»: две 102-мм пушки в главной башне и четыре 45-мм зенитки в носовой и кормовой башнях. Боекомплект составлял 500 снарядов главного калибра и 2000 — 45-мм. Система управления огнем, так же как и на «Активном», отсутствовала.

Плоскодонный корпус на всем протяжении имел прямые вертикальные борта и туннельную корму, заканчивающуюся транцем. Корпус поперечными переборками делился на 13 главных отсеков, из которых девятый — отделение главных и вспомогательных механизмов — имел две продольные переборки. В его бортовых помещениях размещались главные дизеля 4-СД-19/32, а в среднем — два дизель-генератора и другие вспомогательные механизмы. Суммарная мощность главных дизелей составляла 560 л. с, что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода всего 8,3 уз (15,3 км/ч), что, впрочем, считалось вполне достаточным для речного монитора. Нормальный запас топлива (соляра) составлял 6,6 т, но максимально монитор мог принят значительно больше — 22 т, что обеспечивало солидную дальность плавания — 3700 миль (6850 км).

Навигационное оборудование мониторов проекта СБ-37 было крайне примитивным и включало два магнитных компаса и ручной лот (устройство для измерения глубины). Отсутствовал даже лаг (корабельный «спидометр»), но для тихоходного речного корабля он, по сути, и не был нужен. На корабле имелась стационарная радиостанция, а также переносная, предназначенная для корректировочного поста, при необходимости разворачиваемого на берегу.

МОНИТОРЫ В БОЮ

В 1936-1937 годах на заводе «Ленинская кузница» в Киеве построили шесть мониторов проекта СБ-37. Всем им присвоили имена героев Гражданской войны.

Все корабли первоначально вошли в состав Днепровской военной флотилии. В сентябре 1939 года они участвовали в походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, действуя на реках Припять и Пина. Когда в июне 1940 года Румыния в ответ на советский ультиматум согласилась передать Бессарабию и Северную Буковину, часть границы СССР и Румынии стала проходить по реке Дунай. В Измаиле началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее задачи входили поддержка приречных флангов сухопутных войск и десантов, высадка тактических десантов, обеспечение противоминной обороны Дуная, переправа и перевозка войск, а также ведение борьбы с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов — «Ударный», а также четыре типа «Железняков» («Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»). Два других монитора — «Левачев» и «Флягин» — вошли в состав сформированной в июне 1940 года Пинской военной флотилии. Днепровская же флотилия была расформирована.

ВОЙНА

Мониторы Дунайской флотилии в июне 1941 года в числе первых вступили в бой с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить… 19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда.

Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. Лишь «Ростовцев» после войны был поднят, восстановлен и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Монитор «Ударный» 19 сентября 1941 года у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков. Этот и другие бои показали один из главных недостатков советских речных мониторов: слабость зенитного вооружения. 45-мм полуавтоматические пушки и 7,62-мм пулеметы уже не могли эффективно бороться с современными бомбардировщиками противника. Единственный уцелевший монитор — «Железняков» — получил усиленное зенитное вооружение (на нем дополнительно установили две 37-мм автоматические пушки и три 12,7-мм пулемета).

СУДЬБА «ЖЕЛЕЗНЯКОВА»

В первый же день вражеского вторжения монитор, патрулировавший воды Дуная, попал под артобстрел. В 04:15 22 июня корабль открыл огонь по вражескому берегу. В том бою, продолжавшемся почти весь день, монитором была подавлена артиллерийская батарея противника и сбит вражеский самолет. 9 июля «Железняков» прорвался в Измаил, 19-го — в устье Дуная, прибыв 20 июля в Одессу. В августе он принимал участие в обороне Николаева, Херсона, Очакова, а 25 августа прибыл в Крым.

25 октября 1941 года «Железняков» совершил переход в Камыш-Бурунскую бухту (под Керчью), а 21 ноября был включен в состав Азовской военной флотилии.

В октябре-ноябре 1941 года монитор принимал участие в обороне Керчи, в июле 1942 года оборонял Ростов-на-Дону и Азов, а в августе — устья Кубани и Темрюка.

В том же месяце «Железняков» совершил прорыв из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, контролировавшийся немцами. Монитор свернул с фарватера, скрытно подошел к вражескому берегу и под огнем артиллерии противника прошел по минным полям. Несмотря на полученные повреждения, «Железняков» 3 сентября 1942 года прибыл в Поти. 14 октября его включили в состав Черноморского флота. 26 февраля 1943-го монитор формально вернули в состав воссозданной Азовской флотилии — в то время «Железняков» находился на ремонте, завершенном лишь в августе 1943 года. 13 апреля следующего года его передали в состав Дунайской флотилии. 30 августа того же года монитор прибыл в Измаил. Впоследствии он воевал в Румынии, Болгарии, Югославии.

Вот что хотите со мной делайте - нравится вот такая картинка, а соответственно - и кораблик, на ней изображенный:

Речные мелкосидящие броненосные канонерские лодки типа «Фетхюль-Ислам»: « Feth -ü l Islam », « Iskodra », « B ö g ü rtlen », « Semendire » и « Podgorice »

Официально классифицировались как мониторы (Zirhli duba). Заказаны в 1863 г. фирме «Форж э Шатье де ля Медитерране» («F. & Ch. de la Mediterranée») в Ла-Сене (пригород Тулона); построены в 1864-1865 гг., хотя, по некоторым сведениям, последние корабли сданы заказчику лишь в 1868 году. Стоимость постройки составила от 550 до 450 тыс. франков за корабль.

Низкобортные - общая высота корпуса от киля до верхней палубы составляла около 3,25 м. Орудия размещались в закрытой бронированной надстройке. Оснащались одноцилиндровыми паровыми машинами высокого давления. На испытаниях развивали скорость до 9,5 уз. Высота пояса составляла 2,7 м в средней части (по всей видимости, сюда включена высота бронированного каземата) и 1,4 м - в оконечностях, под воду он заглублялся на 0,9 м. При этом доля броневой защиты у этих мониторов оказалась наивысшей среди всех турецких броненосных кораблей - 36,2 %.

Водоизмещение:335 т
Размерения:30,5 /31,5х9,8х1,7 м
Корпусжелезный
Силовая установка:2 одноцилиндровые паровые машины, 2 котла, 290 и.л.с.
Скорость: 8 уз
Уголь:20 т
Бронирование: борт 75 мм, каземат 75 мм
Вооружение: 2 - 150-мм дульнозарядных Армстронга, 6 - 76-мм дульнозарядных Армстронга
Экипаж: 50 чел.

«Ишкодра» и «Подгориче» в 1865-1871 гг. базировались на оз. Шкодер (Скадарское), но к началу время русско-турецкой войны все корабли находились на Дунае. 3.5.1877 «Семендире» и «Фетхюль-Ислам» участвовали в перестрелке с русскими батареями у Измаила, получив легкие повреждения, а 8.6.1877 - в прорыве из Мачина (Мэчин) в Гирсов (Хыршова). «Подгориче» дважды (20.6.1877 и 23.6.1877) был безуспешно атакован русскими минными катерами «Шутка» и «Мина».

«Ишкодра» и «Подгориче» 16.7.1877 захвачены русскими войсками при штурме Никополя (Нигболу); 6.10.1877 включены в состав Российского Императорского флота под названиями «Систово» и «Никополь»; 20.12.1879 разоружены и сданы Николаевскому порту на хранение; 23.11.1889 исключены из состава флота, после чего «Никополь» сдан на слом, а «Систово» эксплуатировался в качестве несамоходной баржи (сначала №6, затем №66) до середины 1910-х гг.

«Фетхюль-Ислам» 11.5.1877 участвовал в спасении уцелевших членов экипажа броненосца «Люфтю-Джелиль», потопленного русской артиллерией. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1884 г. прошел капитальный ремонт с перевооружением и служил в качестве брандвахтенного судна в Стамбуле, а с 1901 г. - в Стиние; в 1908 г. исключен из состава флота; в 1909 г. продан на слом.

«Бёгюртлен» в 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1880 г. исключен из состава флота; в 1886 г. продан на слом.

«Семендире» 28.6.1877 поврежден русской артиллерией во время обстрела Рущука. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1879 г. переименован в «Мемдухие»; с 1880 г. служил в качестве брандвахтенного судна в Тарабия; в 1902 г. исключен из состава флота; в 1909 г. продан на слом.

"Фетхюль-Ислам" (Оттоманская гравюра 1875 г. )

"Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна в Стиние, Босфор, 1902 г.


"Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна в Сайире, Босфор, 1902 г.

Преимущественно прибрежного или речного действия, для подавления береговых батарей и разрушения береговых объектов противника.

Описание проекта

Характерными особенностями американских башенных мониторов являлись: малая осадка , очень низкий надводный борт (всего 60 - 90 сантиметров), размещение немногочисленных тяжёлых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, мощное бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен). По мнению официального историографа американского флота Ч. Бойнтона новый проект являл собой полную противоположность всем прежним типам военных кораблей (прежде всего из-за особенностей движения «прорезающий или ныряющий в волнах»), нивелировал разницу между 100-пушечным кораблем и двух-пушечной вращающейся батареей и обозначал новую эру в истории государств. В мониторах толстая броня и крупнокалиберная артиллерия сочеталась с плохой мореходностью , малой плавучестью и низкой дальностью действия, поэтому мониторы были очень хороши в бою и очень плохи в самом плавании. Большая часть мониторов находилась ниже уровня воды и вентилировалась через башню, поэтому газеты тех лет сравнивали мониторы со слонами, переходящими вброд реку под водой и получающими воздух из атмосферы через хобот. Причина популярности мониторов в США заключалась в отсутствии необходимости для американцев того времени в дальних морских походах и использовании мониторов для гражданской войны в мелководных прибрежных районах. Однако европейские инженеры подвергли резкой критике проекты американских мониторов из-за плохой мореходности и указали на необходимость возвышения над поверхностью воды для плавания в открытом море, а также хорошего освещения и вентиляции, поэтому в Европе стали строить высокобортные броненосцы. От идеи мониторов более поздние проекты броненосцев унаследовали стягивание всей артиллерии в несколько мощных огневых точек с прикрытием броней повышенной толщины вместо расположения пушек вдоль всего борта, а также идею сплошного бронирования корпуса выше ватерлинии .

Появление мониторов

Мониторы ВМФ США

Американский флот, впервые воплотивший идею монитора, построил значительное количество кораблей этого класса. На основании опыта действий во время Гражданской Войны 1861-1865 годов американские адмиралы длительное время считали мониторы лучшими военными кораблями; дополнительным фактором было то, что преобладавшие в то время изоляционистские воззрения предполагали основной задачей броненосных кораблей береговую оборону.

  • USS Monitor - единичный корабль, родоначальник класса.
  • Тип «Пассаик » - первые серийные мониторы, 10 единиц
  • Тип «Каноникус » - улучшенная версия типа «Пассаик», 9 единиц
  • USS Onondaga - единичный корабль, первый двухбашенный монитор
  • USS Roanoke - единичный корабль, трёхбашенный монитор, перестроенный из деревянного винтового фрегата
  • Тип «Миантономо » - серийные двухбашенные мониторы
  • Тип «Амфитрит » - «капитально модернизированные» (де-факто построенные заново) в 1877-1896 мониторы типа «Миантономо».

Мониторы в бою

Первый бой броненосцев, а именно «Монитора» и казематной «Вирджинии» (в отечественной литературе закрепилось первоначальное название - «Мерримак») произошёл 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде в ходе Гражданской войны в США . Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки «Вирджинии», представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям, а ядра «Монитора» вылетали со сниженной начальной скоростью из-за уменьшенных пороховых зарядов, предусмотренных из опасения разрыва установленных на нём новейших орудий Дальгрена. Если бы корабли были подготовлены к бою друг с другом, вероятно, что результаты поединка были бы иными.

Де факто патовый результат боя не помешал северянам объявить о своей победе, что серьёзно повлияло на оценку данного класса кораблей; вскоре на воду был спущен крупный флот мониторов, бывших в большей или меньшей степени увеличенными копиями своего родоначальника. Среди них были как корабли для рек и прибрежных районов, так и мореходные, и даже океанские, многие эксперты склонялись ко мнению, что мониторы в ближайшем будущем вытеснят все остальные типы боевых кораблей.

Между тем, в открытом море мониторы оказались очень уязвимы: сам первый «Монитор» утонул во время шторма у мыса Гаттерас , другой - на стоянке в порту от захлестнувшей его палубу с открытыми люками волны. Естественно, уже при незначительном волнении ни о каком ведении монитором боя речи тем более не шло. Кроме того, мониторы почти не имели запаса плавучести и шли на дно от малейшей пробоины в подводной части, то есть, не обладали живучестью - способностью оставаться на поверхности воды и продолжать бой при получении повреждений. Разработка же тяжёлых орудий, способных эти повреждения им нанести несмотря на броню, была лишь делом времени, не говоря уже о минах и вскоре появившихся торпедах.

Будучи, благодаря сочетанию мощной брони и практически кругового обстрела из орудий главного калибра, превосходными кораблями для боя, мониторы оказались ужасны с точки зрения службы мирного времени: условия нахождения экипажа на их борту были близки к нестерпимым. Так, температура в машинном отделении, заключённом внутри почти полностью находящегося под водой железного корпуса, достигала 62°С, при этом вентиляционные люки на палубе приходилось держать закрытыми уже при небольшом волнении, так как волны перехлёстывали через низкий борт. Остальной экипаж также размещался ниже ватерлинии, в условиях недостаточной вентиляции, тесноты и темноты.

Для мореходного броненосца оказалось необходимо иметь высокий борт, пусть даже и не полностью защищённый бронёй, а также обширные небронированные корпусные и палубные надстройки для размещения экипажа и других целей. В результате эволюция броненосных кораблей пошла по другому пути - вместо целиком закованных в броню «неуязвимых» мониторов стали строить корабли, имеющие сравнительно узкий пояс по ватерлинии и большой запас плавучести, за счёт чего они не тонули даже при принятии на борт большого количества воды через пробоины от снарядов или торпед.