К сожалению, приходится признать, что правовая грамотность нашего населения очень низкая. Даже в тех случаях, когда гражданин, казалось бы, обязан знать закон и подзаконные акты, ну нет желания у наших граждан даже почитать эти документы.

Например, охотники, как владельцы огнестрельного оружия, обязаны знать ФЗ «Об оружии» и Постановление правительства РФ № 814 от 21.07.98. Но нет, многие себя и этим не утруждают.

Что заставило меня написать эту статью? Те случаи, когда людей привлекают к ответственности за нахождение в охотугодьях с зачехленным оружием. Лично мне кажется, что это незаконно. Конечно, я не юрист, но пару раз прочитал нормативные документы, регламентирующие оборот огнестрельного оружия. И мне кажется, что человек имеет право находиться в охотугодьях с зачехленным и разряженным огнестрельным оружием. Попробую пояснить почему.

Оборот огнестрельного оружия у нас регламентируется не правилами охоты времен СССР, а ФЗ № 150 от 13.12.96 «Об оружии» со всеми изменениями и дополнениями. ФЗ № 184 от 06.10. 99 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» декларирует главенство федерального законодательства: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации» (гл. 1 ст.1 п.1в).

Вот мы и откроем ФЗ «Об оружии» и начнем читать. Нас интересует ст. 25 этого закона: «Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия». Ведь, направляясь на охоту, находясь на охоте, мы носим оружие и нужно знать, что подразумевает закон под понятием «ношение оружия».

Читаем: «Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации». То есть законодатель обязывает исполнительную власть в лице Правительства РФ определить эти понятия. И правительство это поручение исполнило в своем постановлении № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21.07.98 г. Теперь именно определения этого документа являются главенствующими.

Открываем гл. 12 и смотрим, как должно осуществляться ношение огнестрельного оружия: «Ношение огнестрельного длин-ноствольного оружия осуществляется в расчехленном состоянии, со снаряженным магазином или барабаном, поставленным на предохранитель, а огнестрельного короткоствольного оружия – в кобуре в аналогичном виде. Досылание патрона в патронник разрешается только при необходимости применения оружия, либо для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. В ходе проведения охоты или спортивных мероприятий заряжание оружия осуществляется в порядке, определенном соответствующими правилами» (п. 63).

Делаем вывод, что ношением ружья может быть признано только нахождение его в руках владельца без чехла. Понятно, что это уже комментарий, мой комментарий, но он логично вытекает из постановления правительства. А если ружье находится в чехле, как это называется?

Смотрим то же постановление, главу 13 п. 77 «…Транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах». То есть если оружие находится в чехле и в разряженном состоянии (п. 69 г.) «…Оружие при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов».

Данное требование касается юридических лиц, но вполне логично распространить его и на физических), то это уже не ношение оружия, а его транспортировка. Какие документы нужны гражданам для транспортировки своего охотничьего длинноствольного оружия?

Читаем п. 75 этого постановления: «Без разрешений органов внутренних дел осуществляется транспортирование оружия и патронов:

в) гражданами Российской Федерации, имеющими на законных основаниях спортивное и охотничье оружие, для участия в охоте и спортивных мероприятиях на основании разрешений органов внутренних дел на хранение и ношение оружия;

г) гражданами Российской Федерации, имеющими на законных основаниях огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, указанное в пунктах 1, 2 и 3 части второй статьи 3 Федерального закона «Об оружии», приобретенное в целях самообороны без права ношения».

То есть никаких дополнительных документов, кроме разрешения на ношение и хранение оружия, выданных в ОВД, на всей территории РФ, гражданам не нужно! И неважно, охот-угодья это или многомиллионный город. Об этом же говорит и пункт 77 вышеозначенного постановления: «Граждане Российской Федерации осуществляют транспортирование оружия в количестве не более 5 единиц и патронов не более 400 штук на основании разрешений органов внутренних дел на хранение или хранение и ношение соответствующих видов, типов и моделей оружия, либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование.

Транспортирование оружия и патронов в количестве, превышающем указанные нормы, осуществляется гражданами Российской Федерации в порядке, предусмотренном для юридических лиц. Транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах».

И я не понимаю, почему граждан, транспортирующих свое оружие, привлекают к ответственности за незаконную охоту?! При этом заметьте, что нигде в данном постановлении не говорится, что физическими лицами транспортировка должна осуществляться с использованием транспортных средств.

Фото Антона Журавкова

Что же могут определять правила охоты? Только то, когда гражданин должен заряжать свое оружие: «В ходе проведения охоты или спортивных мероприятий заряжание оружия осуществляется в порядке, определенном соответствующими правилами» (гл. 11 п. 63 ПП РФ № 814). Я мыслю нелогично? Или читать не умею?

Теперь давайте разберемся, кто может контролировать правила транспортировки огнестрельного оружия. Придется обратиться к ФЗ «Об оружии». Читаем ст. 28: «Контроль за оборотом оружия. Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:

  • · производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;
  • · безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;
  • · требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения своих контрольных функций;
  • · при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;
  • · обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензий на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры».

Как видим, никаких егерей, районных охотоведов и прочего тут нет. Что же делать, если вас в охотугодьях с зачехленным и разряженным ружьем пытаются привлечь за незаконную охоту? В первую очередь вы должны пояснить, что не носите, а транспортируете свое огнестрельное оружие, и никаких документов, кроме разрешения ОВД на ношение и хранение вам для этого не надо. Если это не возымело действия, а среди проверяющих нет сотрудников ОВД, то предупредите проверяющих, что вы считаете, что они превышают свои полномочия, и вы об этом сообщите в прокуратуру.

Если на вас составляют протокол, то, в соответствии со ст. 28. 2 КоАП, вы имеете право дать объяснения. В протоколе есть даже такой пункт: «объяснение привлекаемого», где вы должны аргументированно изложить, почему вы считаете себя невиновным. Вам должна быть предоставлена копия данного протокола, в соответствии с той же статьей КоАП. Вы можете ходатайствовать о направление вашего дела в суд по месту вашего жительства.

Другой вопрос, что вам могут и отказать в этом. Во время общения с проверяющими постарайтесь вести себя корректно, не провоцировать их на лишние действия, не повышать голос, а уж тем более, не оказывать неповиновения или сопротивления, не оскорблять их. Помните, что их незаконные действия вы можете обжаловать, а если вы окажете сопротивление или будете оскорблять их, то вас будут привлекать по другой статье, и уже никто особо не будет вдумываться в первопричину.

Я понимаю, что нашему государству до правового как… И комментарии с трактовкой только мои собственные, но они, по моему мнению, логичны и потому верны. Надеюсь, что кому-то мои рассуждения помогут.

Публикую рассказ своего товарища о его опыте перевозки травматического пистолета из Москвы в Питер на самолете. Итак со слов Д.К.:

На днях, у меня появилась необходимость переместиться в Северную столицу нашей Родины. При выборе транспорта я руководствовался временем прибытия, дабы быть встреченным друзьями и избежать посещения общественных видов транспорта. И понял тогда, что полечу самолетом. Но вспомнил, что не хочу лишать себя возможности передвигаться со своим любимым Макарычем, привык я к нему. И здесь у меня начались сомнения, а смогу ли осуществить задуманное в полной мере, и в Питере оказаться и с Макарычем не расстаться? Для начала, обзвонил всех своих друзей, причастных к владению огнестрельным оружием, чтобы помучить их и прояснить данную ситуацию. Но как оказалось, среди моих друзей никто не летал с оружием на самолетах и я буду отчасти первооткрывателем (в своем круге общения).

Как небольшое отступление, на то время, мне были знакомы лишь некоторые моменты перелета аттестованных сотрудников МВД, вооруженных табельным огнестрельным оружием и командированных в СКР, но как и предполагал, небольшое различие присутствует. Как оказалось, разница только в том, что их практически во всех моментах встречали и сопровождали сотрудники линейного отделения милиции, а все оружие с боеприпасами было указано в командировочном удостоверении и тем самым разрешено для транспортировки.

На тот момент считал, что пропасть различий намного больше, но вернемся к моей поездке. Понимая, что ничего не знаю о перевозке травматического оружия в самолете, я начал изучать данный вопрос на просторах интернета. Но так уж получилось, что на подробное и доскональное изучение данного вопроса у меня не нашлось времени, поэтому я занялся розыском телефона службы безопасности авиаперелетов, такая служба есть в каждом аэропорту. Данный телефон мне дружелюбно предоставили в справочной Аэрофлота. Позвонив, услышал, все что мне необходимо, это заявить на стойке регистрации аэропорта о том, что у меня есть травматическое оружие, а дальше меня встретят, и очень важно чтобы не забыл действующую лицензию. Но не буду забегать вперед и расскажу все по порядку.

В аэропорт Шереметьево отправился на аэроэкспрессе с Белорусского вокзала. На входе к кассам аэровокзала, где проводился осмотр личных вещей, я сразу предупредил, что у меня есть оружие, сотрудник службы безопасности посмотрел лицензию, почитал и… без сверки с оружием пропустил! Далее без особых проблем и вопросов добрался в аэропорт. При переходе в нужный мне терминал, где также проводился осмотр, также заявил об оружии и… опять, точно также посмотрели лицензию, без сверки с оружием пропустили! Далее на регистрации на рейс сказал сотруднику, что у меня есть огнестрельное оружие, сотрудник позвонил по внутреннему телефону и через две минуты ко мне подошел сотрудник безопасности авиаперелетов. Еще через три минуты я уже оказался в помещении данной службы, где разоружился, передал пистолет и боеприпасы сотрудникам. И вот только здесь уже сверили все нанесенные маркировки с лицензией, внимательно проверили документы, просмотрели все боеприпасы, т.к. газовые и зажигательные патроны запрещены к перевозке. Потом составили Акт о передаче на хранение на время перелета в трех экземплярах, я в них расписался, тщательно проверив все написанное, и получил один из них на руки. Пистолет с магазинами и патронами упаковали в плотный полиэтиленовый пакет, куда вложили один из экземпляров вышеупомянутого Акта, опечатали и пожелали приятного перелета. Хочу заметить, что люди вежливые и культурные. Сам перелет прошел как у обычных пассажиров и ничего примечательного не произошло. По прибытии в Пулково прошел в помещение подобной службы (где они находятся знают все сотрудники аэропортов, можно спросить любого) и прождав немногим более десяти минут, по предоставленному мной паспорту, лицензии и Акту получил обратно своего Макарыча.

За время прохождения всех процедур ожидал увидеть большее внимание к моей вооруженной, хоть и травматикой, личности. Я был шокирован тем, что меня в аэроэкспресс и на территорию терминала пропустили без сверки документов с оружием, никто и нигде не сделал об этом факте никаких записей. Фактически, спокойно прошел на территорию аэропорта с огнестрельным оружием и нигде данный факт не был зафиксирован. Для примера, когда мне пришлось встречать друзей в аэропорту Домодедово, перед входом в зал прилета, сотрудник линейного отделения проверил паспорт, лицензию, сверил маркировку на оружии с написанным в документах и только после того как сделал об этом запись в журнале (для чего предназначенном мне не удалось выяснить) пропустили внутрь аэропорта. Будем надеяться, что и в Шереметьево на всех постах личного осмотра появятся такие интересные журналы, куда будет записываться вся информация об оружии находящемся на территории аэропорта.
Правила перевозки травматического оружия в самолете? Я не смог их найти даже на необъятных просторах интернета. На сайтах авиаперевозчиков есть правила перевозки опасных грузов, но нет регламента и порядка транспортировки оружия… почему? В наше время мы все чаще встречаем людей владеющих травматическим оружием и желающих перемещаться по просторам нашей Родины, но в законодательстве мы можем увидеть только следующее: Статья 25 Федерального Закона №150 «Об оружии» от 13 декабря 1996 года, гласит, что учет, ношение, перевозка, транспортирование оружия определяются Правительством Российской Федерации. И мы опять идем к правовым источникам и находим Постановление Правительства №814 от 21.07.1998 года, где может нам понадобиться для знаний о вышеуказанной проблеме глава XIII пункт 77, где сказано, что можем транспортировать не более 5 единиц оружия и не более 400 патронов, но к каждой единице оружия эти патроны или это общее количество разрешенного для перевозки не разъяснено. Также будет интересно, что транспортирование осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах.
Неизвестно сколько должно пройти времени, чтобы данный вопрос стал настолько актуальным, чтобы авиаперевозчики позаботились и прописали подробный регламент по данному вопросу на своих официальных сайтах. Также еще открыт вопрос о транспортировке травматического оружия в скоростных поездах, ведь на данный момент усилены меры по безопасности и чтобы попасть на Сапсан, вам придется пройти процедуру личного осмотра и на железнодорожных вокзалах. Лично вы его повезете или сопровождающие состав сотрудники милиции… извините, полиции? А если оружие оставят при вас, то будет ли оно разряжено и где будут находиться патроны? Об этом, надеюсь написать вам немного позже, опять же исходя из личного опыта.

Исходя из соображений обеспечения безопасности, перевозка оружия в салоне воздушного судна категорически запрещена. Боеприпасы, огнестрельное и холодное оружие разрешается перевозить самолетом только при получении разрешения в компетентных органах. Перевозимое оружие должно быть зарегистрировано и вложено в багаж, который транспортируется в специальном отделении самолета отдельно от пассажиров. Правила перевозки у разных авиакомпаний могут отличаться, поэтому все спорные моменты лучше уточнять и согласовывать заранее.

Общие правила транспортировки оружия в самолете

Пассажир обязан заблаговременно оповестить авиакомпанию о своем намерении перевезти оружие. Еще на этапе бронирования и регистрации рейса необходимо уведомить перевозчика о транспортировке опасного багажа. Это позволит избежать неприятных ситуаций при прохождении досмотра в аэропорту перед посадкой на борт. Также следует помнить, что в таком случае пассажир должен явиться на регистрацию за 1,5 часа до вылета. Регистрация пассажира, перевозимого оружие, занимает много времени, поэтому при планировании перевозки следует выделить достаточно времени на предварительную подготовку.

Особые правила перевозки оружия в самолете

    При перевозке оружия в пределах РФ владелец должен иметь разрешение на его ношение и хранение. При ввозе оружия на территорию России с другого государства владелец должен получить в МВД соответствующее разрешение на ввоз. Пассажиры, которые делают пересадку в российском аэропорту и направляются в другие страны, должны переоформить оружие.

    Иностранцам разрешается ввозить охотничье или спортивное оружие на территорию России только при наличии письменного приглашения охотничьей или спортивной организации. Ввоз оружия Россию с целью обеспечения личной безопасности, защиты жизни других лиц или сохранности груза разрешается на основе международного договора.

    Оружие передается авиакомпании на хранение в аэропорту вылета и выдается пассажиру в аэропорту прилета. В салоне воздушного судна запрещено перевозить даже имитаторы оружия, их разрешается перевозить только в зарегистрированном отдельном багаже. Это правило действует, для того чтобы не допустить возникновение паники у пассажиров во время перелета.

    Транспортировка оружия в самолете допускается только в разряженном виде. Оружие и боеприпасы должны находиться в отдельных упаковках. При этом упаковка должна соответствовать нормам безопасности и правилам сохранности оружия. Одно лицо не может взять в багаж на борту более 5 кг боеприпасов. Самолетом запрещается перевозить патроны для газовых винтовок и пистолетов.

    Особенности транспортировки пневматических устройств, выдающих энергию более 3 Дж, указаны в статье №3 Закона «Об оружии». На перевозку пневматического оружия, имеющего калибр свыше 4,5 мм и дульную энергию свыше 7,5 Дж, требуется разрешение на ношение и хранение.

    Перевозимые электрошоковые устройства должны соответствовать стандартам, принятым правительством РФ. От пассажира самолета перевозчик обязательно потребует представить документ, где указаны технические характеристики электрошокера. Перевозить электрошоковые устройства, выпущенные за пределами России, запрещено.

Алгоритм перевозки оружия в самолете

Ни одна авиакомпания не может взять на себя ответственность за сохранность оружия в надлежащем виде после его транспортировки самолетом. Также перевозчик не станет возмещать издержки, связанные с опозданием пассажира на рейс из-за длительного прохождения процедуры регистрации. Поэтому пассажир должен сам позаботиться о соответствующей упаковке и наличии всех разрешительных документов. Во избежание проблем, связанных с перевозкой оружия в самолете, следует придерживаться такого порядка действий:

    Уточните вид оружия и марку устройства. Свяжитесь с представителем администрации аэропорта, чтобы узнать список документов, которые нужно предъявить для перевозки Вашего оружия. Также следует заблаговременно согласовать длительность процедуры регистрации и проверки опасного багажа, дабы не опоздать на свой авиарейс.

    Прибыв в аэропорт, нужно обратиться в службу безопасности и сказать о своем намерении зарегистрировать оружие для его транспортировки самолетом.

    Пассажир должен иметь при себе паспорт, посадочный билет, разрешение на хранение и ношение оружия, выданное уполномоченным органом МВД.

    Опасный груз проверяют в специально оборудованном служебном помещении аэропорта. При этом сотрудники службы безопасности сверяют параметры ствола с данными, указанными в представленном пассажиром документе. После пересчета патронов составляется акт перевозки опасного багажа в трех экземплярах.

    Пассажир подписывает акт и получает один экземпляр на руки. Получение оружия в пункте назначения возможно только на основе предъявления этого акта, разрешения и личного паспорта владельца.

Особенности транспортировки оружия самолетом

При авиаперевозке оружия нужно учитывать некоторые моменты:

    следует соблюдать осторожность при ввозе оружия из-за границы. Прежде чем купить ствол в иностранном магазине, необходимо позаботиться о наличии соответствующих разрешительных документов, разрешающих ввоз оружия на территории РФ. Без наличия международного разрешения оружие будет изъято у его владельца.

    Музейное оружие, которое представляет для страны особую ценность, изымается при прохождении таможенного контроля.

    Любой вид оружия может перевозиться только в специально предназначенном для него чехле.

    Багаж с оружием подлежит пломбированию и оформлению соответствующих документов.

    Перевозка самодельных патронов запрещена, они изымаются на таможенном контроле, а владельца, пытающегося провести такую перевозку, также снимают с рейса и проводят следствие по возбужденному делу.

    Для перевозки оружия в самолете нужно иметь вескую причину, иначе Вам могут отказать на этапе прохождения таможенного контроля.

    Луки и арбалеты нужно покупать в сертифицированных магазинах. Они не относятся к оружию.

Выводы

Напоследок хотим предупредить, что перевозка оружия в самолете – очень ответственный процесс. Сотрудники службы безопасности в аэропортах проводят тщательную проверку багажа пассажиров. При обнаружении оружия, о котором пассажир не заявил заранее, владельца ждут серьезные проблемы. Тоже самое касается ситуации, если пассажир не может предъявить полный пакет документов на перевозку опасного багажа. Поэтому необходимо заранее оповестить сотрудников аэровокзала о транспортировке оружия и позаботиться о получении соответствующих разрешений на его хранение, ношение и перевозку. Это позволит ускорить регистрацию опасного груза и существенно упростить процесс транспортировки оружия самолетом.

В самолете мы летели впервые в жизни, поэтому очень беспокоились о том, как же нам провезти оружие и патроны. К счастью, все оказалось очень просто. Оружие и патроны для перевозки воздухом надо сдавать в аэропорте сотрудникам милиции. Сотрудники милиции, в свою очередь, передадут ваше оружие на ответственное хранение пилотам. По прилете на место все происходит в обратном порядке.

Распишу все это подробно:

Когда мы вошли в здание аэропорта и подошли к рамке, то просто попросили работника Службы Авиационной Безопасности, чтобы он позвал милиционера, так как у меня с собой оружие. Буквально через пару минут, подошел милиционер. Он проверил разрешение на ношение оружия, взял у меня гермомешок с ружьем и патронами и провел меня в служебное помещение.

Там у меня проверили документы – паспорт, разрешение, билет на самолет, посмотрели номера на ружье и бегло взглянули на коробки с патронами. Затем, приятная женщина-милиционер составила акт приема оружия и боеприпасов, после чего поставила на билете спец. отметку. Мою упаковку с оружейными причиндалами опечатали специальной наклейкой и отставили в сторонку. Вся процедура заняла не более 15 минут, а на руках у меня остался второй экземпляр акта о приеме оружия.

Кстати, перевозка оружия оказалась бесплатной, так как ружье и патроны не взвешивали, а значит, за перегруз нам платить не пришлось. Таким образом, самолетами Аэрофлота с собой можно абсолютно бесплатно возить хоть целый арсенал. Насчет других авиакомпаний я сказать ничего не могу.

Теперь оставалось прилететь на место и получить свое оружие у сотрудников того аэропорта. Там у меня взяли мой экземпляр акта приема оружия и боеприпасов, проверили мои документы, и выдали ружье. В связи с тем, что прилетел я в Нарьян-Мар - город удаленный от метрополии, процедура выдачи оружия была очень простой. Мне просто вынесли мою герму с ружьем и патронами и попросили расписаться в акте, без лишних проверок и бюрократии.

Кстати, патроны можно перевозить только "покупные" и в заводской упаковке. "Самокрут", к сожалению, к перевозке не примут. Порох и капсюля перевозить также запрещено. Нельзя провозить и сигнальные патроны, сигнальные ракеты.

Аэрозоли и горючие вещества также провозить запрещено, однако, милиция может закрыть глаза на то, что вместе с вашим ружьем в чехле лежит еще и смазка или спрей для ухода за вашим железным другом.

При проверке обычного багажа, как ни странно, все происходит гораздо строже. К примеру, сотрудники САБ забрали у нас даже клей для ремонта байдарки. Надо было его положить вместе с ружьем – может и провезли бы - милиции он, скорее всего, до фени.

Правила перевозки оружия и боеприпасов можно посмотреть в "Технической инструкции по безопасной перевозке опасных грузов ИКАО". Патроны и боеприпасы относятся к классу (категории) опасности - 1.4S.