Джерело: Не следует путать с нацизм
Национализм (фр. nationalisme ) – идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу.

Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей.

Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Многозначность понятия «национализм» в русском языке : политический национализм против украинского национализма

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму, этнократии и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Русская языковая традиция также приравнивает понятие «нация» к этничности. По мнению историка А. Миллера, это связано, с одной стороны, с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами. Следствием стала практика подмены терминов, которую в своих целях используют как противники национализма, так и сторонники национальной исключительности.

Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в России. Так, президент Германии Й. Рау в своей инаугурационной речи объяснял, что патриот – это человек, любящий свою родину, а националист – ненавидящий другие народы и страны. Американский историк Б. Шейфер приводит следующие значения термина «национализм»:

  1. Любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре
  2. Стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже
  3. Мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ
  4. Догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе
  5. Доктрина, что данная нация является или должна быть господствующей среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия

Проблема усугубляется свойственной национализму размытостью, в силу его опоры на чувства и эмоции. Смысл, вкладываемый разными людьми в одни и те же термины и лозунги, может быть порой противоположным. Так, лозунг «Россия для русских» трактуется одними как претензия этнических русских на исключительные права, а другими как требование, что государство должно служить народу. А. Миллер отмечает, что даже слово «русский» может пониматься как в строго этническом (примордиальном) значении, так и через культурные категории и участие в общей судьбе.

В связи с этим некоторые российские исследователи настаивают, что слово «национализм» следует использовать сугубо для обозначения этнонационализма. Другие полагают, что это сделает невозможной коммуникацию научной среды с обществом. Третьи видят выход в идеологической нейтрализации культурных значений базовых слов.

Давайте обсудим этот щекотливый вопрос. Что такое националист и что такое нацист? Вот как вижу это я:

Националист — это тот, кто любит свою страну. Это патриот. Тот, кто хочет чтоб она была все лучше и лучше. Например, для националиста вполне приемлемо когда житель другой страны, получает гражданство его страны, организовав фирму на территории страны в которой проживает националист, в которую трудоустроил десяток местных жителей.

Такой человек будет полезен стране, ящитаю. Достаточно чтоб он знал язык и основы истории страны. Наверное этого достаточно, и ему уже можно выдавать гражданство. Вот например — Чак Норрис. Он выучил украинский и сдал экзамен на знание истории Украины. По этому он и стал почетным гражданином Украины, о чем конечно никогда не покажут в российском ТВ.

Годным примером националистов может выступать США. Там живут люди разных национальностей, но связывает их одно — чувство патриотизма и любви к своей стране. Можно тысячу раз говорить, что они тупые, но патриотизма у них не отнять.

При этом государство демонстрирует высокую степень лояльности своим гражданам — у них служба в армии совершенно добровольна. Правительство США отлично знает, что за сытую жизнь, возможность кушать гамбургеры, пить колу и смотреть телевизор, всегда найдутся люди, готовые убивать других людей. Главное — обеспечить оружие и гамбургеры с колой. По этому армия США является самой сильной армией в мире. А теперь давайте сравним нациста с националистом:

Нацист — это тот, кто не любит и презирает людей по национальному признаку. Прошу заметить — патриотом ему быть при этом не обязательно. У нацистов всегда будет присутствовать понятие титульной нации явно или скрытно, но это факт. Для нациста выдача гражданства основана исключительно на принадлежности человека к его национальности, без оценки пользы этого человека для страны в целом. Главное, чтоб человек влился в группу подобных ему людей и следовал их национальным традициям. Примером нацистов может выступать Израиль . Там титульная нация является основой основ, на столько сильной, что израильтяне до сих пор не отважились принять конституцию официально — иначе придется вписывать официально понятие титульной нации, что в связи с не очень давними событиями будет не очень красиво выглядеть. Ну, вы поняли.

Государство Израиль не доверяет своим гражданам настолько сильно, что призывает в армию даже женщин. При этом в основе безопасности стоит не патриотизм, как в США, умные мозги . Что позволяет успешно противостоять маленькой, но гордой стране злым арабам (которые как и евреи ранее были единым народом — семитами, и даже обрезание делают одинаково). Ну да ладно, это давно известный факт.

Давайте лучше сравним Россию и Украину. Какое из этих государств ближе к национализму, а какое — к нацизму? Мне кажется, что Украина — националистическая страна, а Россия — нацистская. Не торопитесь обвинять меня в идиотизме, а внимательно прочитайте что происходит:

Титульная нация

Россия . Официально — титульная нация отсутствует. Неофициально — в России титульной нацией является группа с определенных регионов Кавказа , которая поддерживается диаспорами. Исторически, в диаспоры традиционно принимают только по национальному признаку. Исторически с Кавказом Россия находилась в состоянии перманентной войны, которую на данный момент проиграла с капитуляцией Путина (хотя это единственный разумный вариант в данном случае).

Украина . Титульная нация отсутствует. Исторически, принимаются все люди, прием в Запорожскую Сечь . Между прочим, мой предок был из еврейской шляхты, и был принудительно выселен в/на Украину представителями Российской империи. И был успешно принят в украинский социум. Одно только это свидетельствует о том, что никаких титульных наций не было

Армия

Россия . Исторически, армия подразделялась на две касты служащих. Черная — это обычные люди низкого социального статуса — крепостные крестьяне, которыми традиционно жертвовали как пушечным мясом. И белая кость — аристократы, которые расшаркивались по паркетам и танцевали вальсы. Разумеется, набор пушечного мяса был принудительный.

Украина . Исторически, армия была без категорий, а выборы и свержении атаманов были сугубо проявлением народной воли, истинной демократии. Атаман молодец — ему честь и награды. Атаман негодный — на пики его и выбираем нового. Без всяких сроков, судили только по конкретным делам. В армию шли добровольно, это считалось честью. Государство без страха вооружало своих граждан и от слова «казак» дрожал любой житель Европы. Пока «добрая тетка» Екатерина не похерила такую махину и не поставила на независимости Украины жирный крест.

Таким образом на данный момент Россия является нацистской страной, а Украина — националистической.

Конечно, меня могут спросить — а как же западенцы? Таки я вам отвечу — это нормальные люди, такие как и мы с вами. Только они привыкли к свободе больше, чем мы, и по своему менталитету очень похожи на граждан США.

Если вы помните — то для США потенциальными идеологическими врагами в свое время были как СССР так и Германия. Коммунизм и фашизм угнетают свободу, то самое, что очень ценят американцы. По такому же принципу мыслят и те самые «страшные» западенцы.

Для них приход большевиков и фашистов был в явной степени ненавистным. И те и другие отбирали у них свободу и оружие. Забирали млеко и яйки, одни — для коминтерна, другие — для рейха. Ненависть народа была к ним одинаково сильна. Вот и весь сказ.

Разумеется, находилось и среди них всякое отребье, которое потеряв самобытность переходило на одну из сторон, но как правило это была военная хитрость, для обмана врага. И что тут сказать? Украина победила в своей войне.

СССР и Второго Рейха больше нет. А Украина осталась, но с тяжелым заболеванием — наследием СССР, но это тема отдельного поста.

Недавние события в Украине показали, что мир слишком хрупок. Всюду случаются военные конфликты и столкновения. И причиной тому служит не только наличие полезных на территории одного государства, но также национальный и расовый признак его жителей. Поэтому вопрос, кто такие нацисты, является вполне уместным. Ведь опыт тридцатых и сороковых годов прошлого века не оказался слишком поучительным для большинства народов мира.

Так, в России, особенно в Санкт-Петербурге, действуют националистические и фашистские группировки. Достаточно вспомнить действия Максима Марцинкевича, деятельность группы Формат-18 и Национал-Большевистской Партии под руководством Лимонова. В Соединенных Штатах Америки, славящейся своей терпимостью, также присутствует расизм и национализм, только проявляется он больше на уровне религиозных убеждений. Это не мешает верующим фундаменталистам сгребать целые народы под одну гребенку и обвинять их в неправильном и порочном образе жизни.

В чем разница между нацизмом и национализмом

Существует большая разница между понятием нацист и националист. Основное различие между этими двумя типами отношения к своему народу проявляется в степени признания других народов, рас и уклада жизни. Нацисты считают свою нацию - эталоном морали, семантики, культуры и общественного устройства для других народов. Придерживаться такой однобокой точки зрения может не только обезумевшая от безделья молодежь в армейских берцах и с бритыми головами.

Например, обвинения в нацизме приписываются известному немецкому философу

Фридриху Ницше. Его книги любил сам Адольф Гитлер. Но невозможно причислить этого человека к шовинистской идеологии хотя бы потому, что он является основоположником релятивистского учения и философии жизни. Известный афоризм, принадлежащий Ницше, гласит: «Нет фактов - есть только интерпретации». Возможно, Ницше не любил женщин, презирал верующих, но свой народ он не любил слепо. Известным нацистом, шовинистом и тоталитаристом можно считать Гегеля. В своих работах об абсолютном духе великий философ ставил немецкую культуру и общество на последнюю ступень развития. Для Гегеля Германия была самой образованной и цивилизованной страной, к которой должны стремиться другие страны.

Националист же ценит и уважает свою нацию, но и признает культурные особенности и верования других стран. Да, он ставит на первое место свой народ и государство, но не как образец для других стран. Известными националистами являются Лев Толстой, Максим Горький и, конечно же, Федор Михайлович Достоевский.

Возвращаемся к вопросу о том, кто такие нацисты в современном мире. Несмотря на ускоряющиеся темпы глобализации, либерализма, толерантности и международный обмен идей, мир все же не стал голубой мечтой хиппи. Никто не сжигает оружие и не танцует в хороводе под музыку Джими Хендрикса. Увязшая в революциях Украина

теряет свой экономический и социальный статус, мимоходом разрушая все мосты с Россией. А виноват-то кто? Такие нацисты (фото которых представлено справа), как бандеровцы? Или же службы Соединенных Штатов Америки? Вопрос сложный, и вряд ли на него можно будет ответить в ближайшее время. Поговорим же подробнее о украинских нацистах.

Бандеровцы

Название бандеровцев пошло от известного украинского политического идеолога и националиста Степана Андреевича Бандеры. Именно он стал первым членом РП ОУН (Организация украинских националистов). 22 июня 1941 года, во время начала Второй Мировой войны, партия ставила боевикам задачу саботировать действия властей, убивать командование, распространять ложную информацию, срывать планы и сеять панику среди людей. Пойманные в плен русские отдавались в руки немцам. Подрывная деятельность бандеровцев была пресечена в 1952 году. Во время нынешнего кризиса в Украине снова заговорили о бандеровцах. Деятельность организации, как и во времена, когда в ее главе были бывшие нацисты, не изменилась, они также провоцировали людей, сеяли панику, убивали людей. Особенно характерен эпизод в Харькове, когда члены данной партии были пойманы и заставлены публично извиняться на камеру.

Расизм и нацизм в Америке

Но все равно остается вопрос: кто? Такие нацисты, как бандеровцы, не смогли бы собрать достаточно денег и мобилизовать такой большой объем сил самостоятельно. Поэтому большинство населения говорит о гегемонии США, о проигрывании «оранжевой революции» и о деятельности ЦРУ и ФБР. История Америки содержала в себе много шовинистских и грубых моментов. Взять, например, истребление индейцев, рабство чернокожих, поставленное на торговый поток, и уже не стоит искать ответ на вопрос, кто такие фашисты и нацисты: гитлеровцы или американцы, особенно в XIX и начале XX века. Америка была провозглашена особым народом. Свою национальную идентичность она получила, борясь то с Европой, особенно наполеоновского толка в начале восемнадцатого века, то с Японией и Германией по времена Второй Мировой войны, то с СССР в послевоенный период и исламскими странами сейчас. Наличие врага всегда помогало Америке развиваться, прогрессировать, а главное объединять свой народ в единое целое, несмотря на большой уровень индивидуализации. Сейчас кажется, что на Соединенные Штаты Америки ополчились все. В них слишком много фундаменталистских учений. Дело касается не только нацизма, но и религиозных фанатиков. Взрывы центров абортов, убийства врачей, пикеты и митинги против не показывают заокеанскую страну в лучшем свете. Для среднестатистического американца не

существует вопроса о том, кто такие нацисты, поскольку нацизм ассоциируется напрямую с Гитлером и Муссолини, а сам себя американец считает праведным патриотом, ценящим свою страну. Хотя стоит заметить, что с годами нацистские и националистические настроения в Америке падают и проявляются лишь как очаги и реакции на определенные события. Так, после 11 сентября 2001 года практически на каждом доме, на столе в офисе и на улицах висели звездно-полосатые флаги.

Несмотря на то что по миру вальяжной походкой разгуливает глобализация, мы все равно не научились ценить другие народы и нации, уважать чужую культуру по-настоящему, а не только суррогат их кухни, картин и песен. Видимо, человечество еще не готово стать на единый путь совместного развития. И неизвестно, сможет ли общество вообще избавиться от фашизма, нацизма, шовинизма, или это является частью нашей биологической природы.

Выяснилось, что существует немалое число спекуляций касательно самого термина "национализм". Сознательные противники национализма эти спекуляции используют, а разночтения и недопонимания в теме им, безусловно, на руку. Вдобавок, не раз приходилось слышать от знакомых удивлённые и даже иногда - испуганные фразы общий смысл которых - "ой, это те, которые налысо бреются, да?" Недавно узнал, что меня почитывает, не афишируя это, мой друг-болгарин, проживающий сейчас в США, и, по отзывам, его смущают некоторые посты в моём дневнике, о чём сказать мне он не решается. Как часто бывает, на составление этого разъясняющего заявления меня подвигают частные, личные причины, однако само заявление возможно считать программным.

Предисловие.

Я - русский, выросший в семье журналиста и учительницы; подолгу жил в 4-х городах, один из которых находится вне пределов России (быв. КазССР). Склонен считать себя умным и разносторонне развитым человеком с приобретёнными чувствами: социальной адаптированности, ответственности, юмора и опасности. Мне 31 год, мой рост 182 см. и вес 70 кг., нормального телосложения, психически здоров. В споре уважаю чужую точку зрения, если она аргументирована, а её подача корректна. Имею столярские навыки и разряд фрезеровщика, обладаю высшим юридическим образованием и стажем по специальности 10 лет. За годы жизни имел в одноклассниках, сокурсниках, коллегах, знакомых, товарищах и друзьях представителей 25 наций и народностей или их "смесей" (русские, украинцы, белорусы, болгары, чехи, словаки, сербы, абхазы, грузины, татары, осетины, дагестанцы, армяне, казахи, немцы, якуты, башкиры, караимы, корейцы, молдаване, чуваши, эстонцы, евреи, чеченцы и один тат. Я вырос в атеистической и интернациональной среде, и практически ни разу не встречал со стороны представителей своей нации – русской – агрессии либо унижений, причиняемых представителям других наций, народов и народностей.

С некоторых пор мне стало дивно наблюдать за рядом неадекватных реакций на использование слова «национализм» - от, мягко сказать, очень отрицательной либо испуганной, сопровождаемой маханьем руками, до оголтелых полушутливых (но и полусеръёзных) выкриков типа «да! да! жидов перебить всех!» - всё это, вместе взятое, со временем ввело меня в глубокую задумчивость тем более, что абсолютно все националисты, которых я знаю, - наиболее образованные, тонко организованные и порядочные люди, вообще – лучшие представители своих народов, шлейф болезненного недопонимания, подозрений и провокаций которым совершенно не пошёл бы.

Дело в том (и, возможно, для кого-то это станет откровением), что националисты не едят детей, не вырезают иностранные делегации, не служат чёрные мессы и даже далеко не всегда ругаются матом. Пишут и говорят грамотно, спокойно – вот как я сейчас. Зачастую становятся в компании единственными носителями здравого смысла, такой по нынешним шебутным временам редкости. Самое существенное заключается в том, что навешиваемые на националистов ярлыки, меньше всего отражают свойственные и близкие им вещи - шовинизм, надменность, расизм, хотя клевать их стало принято потому, что им как раз не всё равно, что и как происходит в межнациональных отношениях, и, уважая культуру, традиции и людей, принадлежащие их нации, они бережнее остальных относятся к культурам и обычаям других народов .

И ещё – почему я решил написать этот текст. Националисты никогда не кричат, встав на углу, о том, кто они и какие. Но, как говорится, спрашивали – отвечаем. Тем более, что тема принципиальная, а свободу информации никто не отменял. Так что слушайте.

Несомненно, требуется определение национализма, чтобы всякий, независимо от своих взглядов, понимал это слово (а за ним и явление) едино, без ненужных разночтений.

Советские словари и энциклопедии в расчёт здесь могут браться с большой погрешностью, поскольку железобетонно стоят на классовых позициях, давая определение национализму:

«Национализм – 1. Реакционная буржуазная идеология и политика, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты своих национальных интересов и национальной исключительности и практически служащая интересам эксплуататорских классов. 2. В порабощённых и зависимых странах: народное движение, направленное на борьбу за свою национальную независимость.» (Словарь С.И. Ожегова, М-1973)

Классовая теория общества, угловатая и выдуманная, себя, как известно, изжила, а словари остались. СЭС 1980 г. уточняет формулировку Ожегова:

«Национализм – буржуазная и мелкобуржуазная идеология и политика, а также психология в национальном вопросе; противоположен пролетарскому интернационализму. Основа национализма – [...] трактовка нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общества.»

Вот, собственно, и всё, что требуется знать о советской трактовке термина. Общество с незапамятных времён раскололось на классы и прослойки, по основным признакам которых и делилось в повседневной жизни: граждане древних городов женились политически грамотно, воспитывая потомство в строгости классового сознания; на вопрос «ты чьих будешь?» отвечали степенно, с достоинством: «из феодалов я, слыхал таких?» Фамилий не было, на гигантских территориях люди объединялись не по принципу родства и общности клановых интересов, а на основе принадлежности к рабам, буржуа и интеллигенции.

Но вот пришёл Маркс и всем всё объяснил, чтобы больше не путались, и возник пролетарский интернационализм - тут все рабочие заимели равные избирательные и прочие права, независимо от национальности и места проживания. Например. Живёт, скажем, в Удмуртии 100 человек рабочих, и 20 из них – удмурты, а остальные - русские. И вот в Верховный Совет или там Съезд нардепов от этой Удмуртии полагается трёх человек послать, вот и посылают власть отправлять двух удмуртов и одного русского (иногда интеллигента). И, главное, всё по-честному, это ж Удмуртия, так? Называется же. Это и есть интернационализм по-советски.

Увлекательно, меж тем, проследить, как волшебно меняется одно и то же движение в зависимости от того, чьим инструментом оно является: монархисты, как широко известно, - крайне реакционная публика, поэтому в их устах и деяниях национализм превращается в получившее как бы естественную популярность и отдающее гниющей кровью слово «черносотенство». Но как только Советское правительство начинает поддерживать некое вооружённое формирование где-нибудь в Африке, то движение это моментально превращается в национальное, потому что угнетают его, дело в том что. Но, впрочем, теперь мы не об этом.

Основная червоточина, заложенная в официозном советском определении национализма, была сохранена и на ближнесреднюю постсоветскую перспективу за счёт умышленного воспроизведения пассажа об «идее национальной исключительности и национального превосходства» в ряде основных словарей, - классовый-то аспект, конечно, исчез. И до сих пор слово «национализм» и его производные если употребляются, то либо стыдливо и украдкой, либо громко и с подчёркнуто отрицательным оттенком. В лучшем случае – от незнания.

Что такое национализм

С тех пор, как от классовой теории остались лишь Чой-Балсан и Ленин, да и те – в памяти народной, появился смысл посмотреть на терминологию более непредвзято и широко, используя в т.ч. и зарубежные источники. Тем более, что такие, в общем, современные понятия, как национализм, живут и развиваются сообразно времени. Вот взять прямую противоположность национализма – нацизм: у того же Ожегова в последних 7-ми изданиях из 10-ти «стереотипных», слово «нацизм» обозначается весьма коротко и очень узко: «Германский фашизм». Это теперь мы знаем, что нацизмов много, и они разные: японский милитаризм, британский колониализм, американская экспансия и др. Каждый из этих (и других) нацизмов очень специфический, но суть их одна: подчинение и завоевание на базе представлений о превосходстве своей нации, её образа жизни над другими. Но это – нацизм, доктрина злобная и шовинистическая, не в пример национализму. Так что запасёмся толикой терпения и посмотрим, что думают о национализме люди академического склада - составители словарей:

« Национализм :
1. Приверженность (преданность) интересам или культуре одной нации.
2. Вера в то (понимание того), что независимое существование (функционирование) наций имеет преимущество (имеет более благотворный эффект, приносит большую пользу), чем коллективное, подчёркивая приоритет национальных целей в сравнении с интернациональными.
3. Стремление (сильное желание) национальной независимости в стране, находящейся под иностранным (чужеземным, чуждым) владычеством (господством).»
(Bartleby Encyclopaedia )

«Национализм - это душевное состояние, чувство принадлежности к большой группе с общим языком, историей и стремлениями. Он привлекает чувство ответственности за судьбу нации и желание помогать в формировании ее будущности. Национализм является самой сильной политической и духовной силой, что руководит народами в направлении снискания полной национальной независимости и лучшей организации их экономических и культурных интересов"
(Encyclopaedia International )

«Национализм – идеология, базирующаяся на представлении о том, что индивидуальная верность и преданность национально ориентированному государству имеет приоритет перед остальными индивидуальными или групповыми интересами. [...] когда на протяжение всей истории люди держались своей нативной почвы, традиций своих отцов, устоявшихся территориальных традиций властвования.»
(Encyclopaedia Britannica )

«Термин «национализм» в основном используется для описания двух феноменов: (1) мировоззрение, свойственное представителям единой нации, согласно которому последние небезразличны к своей национальной идентичности; (2) действия, предпринимаемые представителями единой нации в целях достижения (или поддержания) национального суверенитета.»
(Stanford Encyclopedia of Philosophy )

«Национализм – доктрина преданности национальным традициям и порывам.»
(Nuevo Encyclopedia Larouse )

«Жанна д"Арк впервые дала простую и ясную формулу чисто (sic!) национального патриотизма: "быть независимым от чужестранцев на своей земле и иметь перед собой своего собственного главу."
(Брокгауз и Эвфрон )

Достаточно. Итак, можно вывести повторяющиеся черты, которыми наделяют понятие национализма самые разные энциклопедии. Это:

  1. Ощущение единства с людьми одной с тобой нации, чувство локтя на основе общего языка, истории и традиций.
  2. Идентификация себя как части нации, определение своей социо-культурной идентичности.
  3. Удержание и преумножение объёма культурного и прочего самобытного опыта, полученного нацией за время своего существования, препятствование его размытия и уничтожения.
  4. Понимание того, что без организующей роли национальной идеи перестанет существовать как нация целиком, так, возможно, и многие её представители, как не вписавшиеся в новый мировой порядок.

Наиболее ёмко выразил суть национализма, которому чужда как агрессия, равно и политическая апатия, св. Александр Ярославич, Невский герой:

«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет

В случаях же отсутствия внешней агрессии национализм – это любовь к своему народу и своей земле, языку и культуре предков, традициям, их охранение и забота о них .

«Так же, как не может быть настоящей взаимной зависимости без независимости, настоящий интернационализм может быть заложен лишь на национализме, свободном от шовинизма»
(Индира Ганди )

В этой связи интересно заключение, сделанное в статье, предрекающей «пан-национализм», исследователя политической науки Пола Тринора:

«Одна нация – это национализм, 190 наций – это национализм, федерация наций – это всё ещё национализм и ООН – это тоже национализм. Никакое упорядочение национализмов не унимает уникальности каждого из них. Количество «штатов» в мировом порядке не создаёт новый порядок. Политический космополитизм и нормативный интернационализм оба выстраиваются на логических ошибках, не имея под собой сколь-нибудь реальных оснований.»

С чем нельзя путать национализм

Запрещается путать национализм с:

  • Нацизмом (о нём сказано выше);
  • Шовинизмом («Идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду» – толк. словарь);
  • Фашизмом («Идеология крайне воинствующего шовинизма и расизма и практика порабощения (с частичным уничтожением порабощенных народов, с превращением в рабов народом-победителем оставленных в живых побежденных народов), а также опирающиеся на эту идеологию политические течения, открытая политическая диктатура и репрессивный режим, направленные на подавление прогрессивных общественных движений и на уничтожение демократии; идеология превосходства над всеми другими нациями, возведенная в государственную и международную политику» – толк. словарь);
  • Расизмом («Реакционная, антинаучная теория и основанная на ней политика, утверждающие превосходство одной расы над другой.» - толк. словарь).

Nb: При перекрёстном сличении определений этих понятий в разных источниках принципиальных разночтений не обнаружено.

Чего в национализме нет

В национализме, вопреки заверениям либералов, нет:

а) Декларации превосходства своей нации над другими – принцип действия национализма как раз в том и заключается, что человек, любящий свою нацию, способный ценить её самобытность и уникальность, никогда не сможет с презрением или покровительственно рассматривать любую другую нацию, а также народы и народности. Именно поэтому в России всегда процветали коренные национальные меньшинства – их культуры поддерживались и сохранялись, многие приходили в Россию добровольно, в поисках защиты.

б) «Возведения в ранг государственной политики эгоизма какой-л. нации » - здесь налицо подмена понятий: государствообразующая, тектоническая, самая многочисленная нация России – русские; в силу такой естественной причины русские вот уже на протяжении тысячи с лишним лет организуют и направляют развитие российской государственности, и смешно было бы говорить о их государственном эгоизме в то время, как свои ресурсы и жизнь Русский народ отдавал на дело построения и сохранения российской государственности. Ничего более естественного, нежели пропорциональное представительство во власти по национальному признаку в устройстве многонационального государства быть не может, так тому и быть.

Что мешает национализму

Как и в самой жизни, наилучшим проявлениям национализма мешают лжецы и глупцы. Первые намеренно сгущают краски и к, в общем, нейтральному термину примешивают кровавые оттенки, подпускают тухловатый привкус - навроде «национального превосходства», в то время как для подобных явлений существуют аж три специальных понятия, приведённые выше. Глупцы же бездумно глотают эту стряпню, и в их сознании, которому не даётся труда вникнуть самостоятельно, всё смешивается в одну «красно-коричневую» кашицу, отдающую чем-то запретным и неприличным, а смысл, закладываемый изначально в слово «национализм», успешно скрадывается.

Как лжецов, так и глупцов этих - каждых - можно условно разделить на две категории: сознательных и несознательных.

Сознательные лжецы , эмиссары нового мирового порядка, целенаправленно и изобретательно действуют в направлении размыва границ национальных государств, искусственного насаждения космополитизма и глобализма, уничтожения не столько формальных признаков суверенитетов, сколько самобытного сознания граждан суверенных государств . Здесь не место рассуждать о том, кому выгодна подобная унификация – надгосударственному правительству ли, всемирному ли банку – в любом случае, уничтожение уникального видится неправильным и даже преступным. Действительно, пути эволюции цивилизаций порой неисповедимы, но глобализация как таковая сродни транссексуализму – т.е. появлению сперва унисекса, затем трансвестизма и, наконец, - третьего пола, вымещающего два своих прародителя – мужчин и женщин со всеми их сакральными особенностями. Как следствие – вырождение, нравственное, а затем и физическое. Так и глобализация, постепенно разъест различающие нас особенности, приведёт к деградации, тоскливой антиутопии, превратит в биомассу с единым центром управления.

Несознательные лжецы – это те, кто, имея высокую трибуну, вторят лжецам сознательным и раздувают анти-националистическую истерию. В качестве яркого примера можно привести двух физиков-теоретиков – Альберта Эйнштейна и Эриха Фромма: с несвойственной учёным оголтелостью в один голос и одинаковыми словами клеймят они из 40-х годов прошлого века национализм, как «болезнь человечества» и «безумие», памятуя о Аушвице и Треблинке, но не понимая, что само миролюбивое националистское мировоззрение было испоганено нацистами и превращено в болезненный национал-социалистический замес - искусственный гибрид двух несовместимых идеологий . Более спокойно высказались на заданную тему Шарль де Голль и Герберт Уэллс – последний в начале прошлого века жизнерадостно воскликнул: «Настоящая наша национальность – человечество», с чем не поспоришь - как говорится, "мир, дружба, жевачка". Нечто похожее, спустя несколько десятилетий говорит другой фантаст Артур Кларк: «Какие могут быть национальности, когда мы видели Землю из космоса всю, целиком» Так и хочется сказать в ответ: «Да, в общем, никакие, Артур Карапетович, отдыхайте на орбите. А мы тут пока все растения перескрестим и превратим в единообразные водоросли, а из различных зверей и птиц сделаем четыре вида воробья: с ногами, без ног, с зубами и с пропеллером, но – только чтобы воробьи».

С глупцами та же история: несознательные (или, точнее, бессознательные), как было сказано, поют чужую песню, а сознательные – те, кто знают, что выродятся, но им, в общем, плевать.

Однако времена меняются, и то, что было очевидно Уэллсу в пору Первой Мировой, теперь может выглядеть иначе, иметь другие причины и иные задачи.

Почему я националист

Я – русский националист. Под русскими понимаю как собственно русских (великоросов), так и украинцев (малоросов) и белорусов; нонсенс же, при котором у одной нации три государственных образования, возможно, ещё послужит хорошую службу нашим братским народам. Согласно последней переписи населения в РФ русские составляют 79,8% всего населения страны, вместе с украинцами и белорусами – свыше 83%, т.е. неоспоримое, полное большинство.

Татары. Не первую сотню лет они живут бок о бок с русскими, вместе воюют против общего врага, строят и полноценно сотрудничают на благо общей Родины. Их 4% от общего числа граждан России сливаются с 1% башкиров, 1% чувашей, 0,5% мордвы и других коренных народов и народностей. Вместе мы вынесли все испытания последних ста лет. Остов же и каркас общества, государства – русские, и с этим никто из коренных народов России не пытается спорить, ибо глупо.

Быть может, слово само – «националист» покажется кому-то отталкивающим, пугающим, но другого, столь же ёмкого покуда нет. Националистами по существу деяний своих, образа жизни и оставленным для нас записям, были и Владимир Мономах, собиратель Русской земли, и сын его Юрий Долгорукий (потому что руку тянул до Киева, столицы второй Восточно-Славянской цивилизации, где в дальнейшем и княжили его потомки), и его сын Всеволод Большое Гнездо, и внук Всеволода III - Александр Невский, отстоявший ратно Русь от Запада, и до смерти своей, предваряемой схимничеством, тонкой дипломатией отстранявший ханов, сколько мог, и Дмитрий Донской, покончивший с Игом, и Иван Грозный, самодержец... Имён достаточно, и все яркие, значимые. Националистом был и каждый порядочный русский человек в дореволюционной России, покуда не стало само явление, что рядили сторонние в разные слова – «монархисты», «черносотенцы», «русская партия» etc., гонимым, а его приверженцы – побиваемы.

Националист – или любое, что понравится, но передаёт вам суть моих слов – я потому, что ничего более естественного, чем любовь к близким своим, к семье, к родне, к земле, где родился и вырос, не могу себе представить . Если кто-то скажет вам: «Я люблю людей. Вообще людей» - не верьте, это неправда. Когда говорят о любви к человечеству, это означает, что говорящий не умеет любить даже тех, кто его родил, кто рос с ним рядом, кого он видит каждый день. А это – самое непростое, но и самое важное.

«Это всё своё, родное.»

Националист - это кто такой? Разница между националистом и нацистом

Что позволяет государству быть целостным и сохранять свою структуру? По сути, любая страна - это всего лишь группа людей, живущих на установленной территории. То, благодаря чему народ может называться единым - это "дух нации", или проще сказать - национализм. Что такое национализм В широком смысле слова националист - это человек, который в политических и глобальных вопросах на первое место ставит благополучие и процветание своего государства. По своей природе национализм схож с понятием патриотизма - он проповедует абсолютную любовь к своей стране, уважение к прошлому своего народа и стремление всеми силами защитить его настоящее и будущее. Иногда национализм даже может стать причиной для самопожертвования. Причины национализма С помощью национализма во все времена происходило объединение всего населения, даже несмотря на различие в классах общества. Националист - это человек, который считает, что общее наследие, традиции и национальные ценности страны служат в роли объектов поклонения. Как правило, такая политика сопровождается массовой пропагандой, а также поставленной правительством целью. Такое явление особенно популярно при разжигании конфликтов - при помощи СМИ в народе наращивается необходимое настроение, при котором цели и причины разжигания разногласий отходят на второй план. По причине того, что многие радикальные движения называют себя националистами, это понятие стало ассоциироваться с нацизмом и с этнической нетерпимостью. Национализм и нацизм Но не стоит путать понятия националист и нацист. Разница между ними в том, что националист может любить свою страну, но при этом уважать и другие народы. Ненависть к другим государствам не является первоцелью, но она может появиться впоследствии, под влиянием высшей власти страны и СМИ. Но всё же изначально националист - это человек, лишь немногим отличающийся от патриота. Нацизм же, в свою очередь, основывается именно на ненависти к другим народам. Впервые он зародился в Германии во время Первой и Второй мировых войн. Даже несмотря на устранение всего руководства, которое распространяло эту идеологию, впоследствии она нашла большое распространение. Многие современные так называемые нацисты ставят себе в кумиры символ этого движения - Адольфа Гитлера. Для того чтобы подчеркнуть и выставить напоказ свои убеждения, они нередко используют символику и атрибуты солдат нацисткой Германии. К примеру, очень частым явлением является изображение татуировок со свастикой - главным отличительным знаком нацистов. В России Сегодня в России национализм приобрёл совершенно другой оттенок. В нашей стране чаще всего под этим понятием понимают именно этническую нетерпимость. Она выражается в открытом и демонстративном презирании и унижение людей других национальностей. Высмеиваются также и их культура, религия, традиции и образ жизни. В первую очередь это связано с тем, что количество иммигрантов из стран Востока в Россию увеличивается с каждым годом, и они нередко устраивают конфликты, в ходе которых страдают люди славянского происхождения. Зачастую это и становится причиной ненависти.

Выделяют два подвида группировок националистов: Умеренные. Радикальные. К первой категории относятся те, кто стремится разрешить все вопросы, стараясь не прибегать к насилию. Как правило, они ограничиваются проведением всевозможных акций, протестов и митингов. Конечно, и в их среде возможны потасовки, но они обходятся без смертей. Такие организации стремятся провести грань между понятиями националист и нацист. Разница с радикально настроенными движениями более чем ясна. Вторая категория - это, как правило, запрещённые движения, распространяющие нацистскую и фашистскую идеологии. Они стремятся всеми силами изгнать чужаков из своей родины, что нередко кончается смертями от обеих сторон. Первые упоминания Впервые понятие национализм встречается в России в XVIII веке, когда власть начала активно строить отношения с западными странами. Русское дворянство восхищалось тем, как живут люди в странах-соседях, и стремилось перенять некоторые их черты. Поэтому они считали, что в России необходимо провести реформы, чтобы стать похожими на более развитые и прогрессивные государства. Однако это мнение поддерживало не всё население, и в качестве их противников выступали так называемые славянофилы. Они считали, что Россия должна идти по своему собственному пути, и что копировать чужой образ жизни и устои - это будет предательством и неуважением по отношению к своей Родине. В конце концов, с приходом к власти большевиков национализм на некоторое время угас в стране. Политика советской власти по полному подавлению любых признаков национализма послужила причиной того, что такие явления, как нацизм и фашизм, так и не смогли найти распространение. Русский марш Ежегодно 4 ноября, в День народного единства, в Москве и во многих других городах России устраивается "русский марш". В этот день собирается несколько тысяч людей, из самых разных фракций и движений. В этом параде хочет участвовать каждый националист. Этот день можно назвать их профессиональным праздником. Главным символом этой акции является флаг Российской империи. Основной идеей этого марша является привлечение внимания общественности и правительства к проблеме нелегальной иммиграции в Россию. Также рассматриваются и другие политические вопросы - например, участники последнего марша разбились на несколько отдельных группировок, каждая из которых выражала своё мнение на ситуацию в Украине. Так, если некоторые скандировали за единство русского и украинского народов, то другие, напротив, выражали свою ненависть к Украине.

Несмотря на то, что большинство участников этой акции проявляют крайнюю нетерпимость к людям других национальностей, в то время, когда проводился марш националистов, стычки и любые другие конфликты происходили очень редко. К тому же правительство даёт разрешение на проведение этого шествия. Самый многочисленный марш происходил в 2011 году, в нем, по разным оценкам, собралось от 10 до 25 тысяч человек. Одним из главных организаторов выступал русский националист Дмитрий Дёмушкин, который является лидером движения "Славянский союз". В 2014 году результаты были куда скромнее - в нескольких шествиях всего около 4 тысяч человек. Главной причиной угаснувшего интереса к этой акции в минувшем году является то, что организаторы не смогли прийти к единому мнению. Главной темой был украинский конфликт, в котором мнения всех участников были слишком разрозненны, чтобы прийти к точке соприкосновения. Группировка БОРН В России наибольшую популярность имеет боевая организация русских националистов БОРН. Эта радикальная группировка впервые появилась в 2008 году. На заре своего происхождения они были довольно малоизвестны и подчеркивали свое существование интернет-заявлениями, которые поступали после совершения громких преступлений. Как и любая другая группировка экстремистской направленности, основная их цель - совершение преступлений, обусловленных национальной враждой. Кроме того, имеются случаи нападения на сотрудников правоохранительных органов по причине того, что они препятствовали проведению их разбоев. Боевая организация русских националистов БОРН по сути являющаяся лишь противником иностранных граждан, не останавливалась лишь на этом. В числе жертв этой группировки имеется также и немало русских граждан, которые так или иначе были связаны с антифашисткой деятельностью. Этим они показывают, что являются противниками не только людей других национальностей, но также тех, кто стремится их защитить. Одними из самых известных членов группировки являются Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис. Они известны по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В результате Тихонов был приговорён к пожизненному заключению, а Евгения Хасис - к 18 годам проведения в колонии. Преступления БОРНа Самым жестоким их преступлением является убийство гастарбайтера таджикского происхождения Салохитдина Азизова. После того как его убили, ему отрубили голову и подбросили её в отделение местной управы. Но, несмотря на методы, они смогли получить именно то, чего хотели. На следующий день во многих газетах было напечатано о том, что сделали БОРНовские националисты. Фото их деятельности попало в полицейские архивы. Помимо этого, участники боевой организации русских националистов были замешаны ещё в нескольких преступлениях: убийство судьи Эдуарда Чувашова, антифашистов Александра Рюхина, Федора Филатова, Ильи Джапаридзе, Ивана Хуторского, а также убийство боксёра Муслима Абдуллаева и члена кавказского националистического движения "Чёрный ястреб" Расула Халилова.