Прозвище этого великого князя Руси не случайно: несмотря на относительно недолгую (всего 58 лет) жизнь (1154-1212) этот правитель Руси по праву занимает достойное место в книге рекордов России, не говоря уже о книге Гиннеса. Он был женат дважды, но после себя он оставил богатое демографическое наследство - 12 (!) детей. Сегодня такие большие семьи в нашей стране - огромнейшая редкость: максимум 1-2, а то и 3 ребенка. Население нынешней России колеблется возле отметки 147 млн. чел. (с учетом присоединения Крыма, где население составляет ок. 2,5 млн). Демография в России - очень скользкий и сложный вопрос. При такой территории как у нашей страны, этот показатель катастрофически низкий! В той же Российской империи население составляло около 185 млн, а многодетные семьи были вполне нормальным и естественным явлением. Нормой было иметь от 5 до 10 детей в семье. СССР незадолго до своего распада насчитывал 290 млн. человек, 160 (ок. 60%) из которых были русские. Но на материнском капитале далеко не уедешь: нужен принципиально новый подход, чтобы численность СВОЕГО населения (а не привозного) начала расти как на дрожжах. В Китае, например, еще со времен Цинь Шихуаньди использовалась такая практика: чем больше вы детей родите, тем быстрее вы будете освобождены от уплаты налогов и перейдете под опеку государства. Система эта выглядела таким образом: 1 ребенок - 20 лет налогов, 2 - 15, 3 - 10, 4 - 5, 5 и более - пожизненное освобождение от уплаты налогов. И надо сказать, что такой подход не только пошел Китаю на пользу, но и сыграл с ним злую шутку: государство оказалось не в состоянии прокормить такой здоровенный муравейник, численностью почти в 1,5 млрд (!!!) человек. В итоге это привело к тому, что китайцы стали массово разъезжаться кто куда, а правительство страны приняло решение о уменьшении численности своего населения, приняв программу "один ребенок в семье". В годы Второй мировой войны потери Китая составили 40 млн человек - больше чем у СССР (27-30 млн), а в годы культурной революции жертв стало еще больше - 60 млн. Сегодня же результаты программы "один ребенок в семье" привели к тому, что 400 (!!!) млн. человек стремительно превращаются в пенсионеров, в связи с чем власти Поднебесной уже пошли на некоторое смягчение, разрешив воспитывать не более 2-х детей.
Вот я и думаю: неужели Россию вытянет китайский опыт или все же найдутся люди, которые будут решать демографическую проблему без посторонней помощи?
Рождение князя Всеволода, сына Юрия Долгорукого . Лицевой летописный свод
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий, 1154 - 15 апреля 1212) - великий князь владимирский с 1176 года. Десятый сын Юрия Долгорукого, младший брат Андрея Боголюбского. При нём Великое княжество Владимирское достигло наивысшего могущества. Имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище «Большое Гнездо». В течение пяти недель (с февраля по 24 марта 1173) княжил в Киеве. В российской историографии иногда называется Всеволодом III.

Время правления Всеволода - период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли. Причины успеха Всеволода - опора на новые города (Владимир, Переславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострома, Тверь), где боярство до него было относительно слабым, а также опора на дворянство.

Княжеские усобицы после гибели Андрея Боголюбского
Беспорядки, которые последовали за убиением Андрея, вызвали в лучшей, наиболее зажиточной, части населения желание поскорее прекратить безначалие, т.е. призвать князей, без которых Древняя Русь не могла себе и представить существование какого-либо общественного порядка, а в особенности какой-либо внешней безопасности. Во Владимир съехались бояре и дружинники из Ростова, Суздаля, Переяславля и вместе с владимирской дружиной начали сообщаться о том: кого из потомков Юрия Долгорукого призвать на княжение. Многие голоса указывали на необходимость спешить этим делом, потому что соседние князья, муромские и рязанские, пожалуй, вздумают мстить за прежние притеснения от суздальских и придут ратью, пользуясь тем, что в Суздальской земле нет князя. Опасение это было справедливо; ибо на рязанском столе сидел в то время суровый, предприимчивый князь Глеб Ростиславич. Есть даже повод предполагать, что означенные смуты в суздальской земле и самое убиение Андрея Боголюбского произошли не без некоторого участия Глеба Рязанского, при посредстве его сторонников и клевретов. На съезде Владимирском мы находим его послов, именно двух рязанских бояр Дедильца и Бориса.

Кроме малолетнего сына Юрия Новгородского, после Андрея остались два младших его брата, Михаил и Всеволод, которые приходились ему братьями по отцу, а не по матери, будучи рождены от второй жены Долгорукого. Еще было у него два племянника, Мстислав и Ярополк Ростиславичи. Под влиянием рязанских послов большинство съезда склонилось на сторону племянников, которые приходились шурьями Глебу Рязанскому; так как он был женат на их сестре. Съезд послал нескольких мужей к Рязанскому князю с просьбой присоединить к ним также своих послов и всех вместе отправить за своими шурьями. И братья, и племянники Андрея в то время проживали у черниговского князя Святослава Всеволодовича. Очевидно, далеко не все суздальцы желали племянников; некоторые еще помнили присягу, данную Долгорукому, посадить на своем столе меньших его сыновей. Кроме того, черниговский князь более покровительствовал Юрьевичам, нежели Ростиславичам. Поэтому дело устроилось так, что все четыре князя отправились в Ростово-Суздальскую землю, чтобы княжить в ней сообща; старейшинство признали за Михалком Юрьевичем; на чем и присягнули перед епископом Черниговским. Михалко и один из Ростиславичей, Ярополк, поехали впереди. Но когда они достигли Москвы, их встретило здесь новое посольство, собственно от ростовцев, которое объявило Михалку, чтобы он подождал в Москве, а Ярополка пригласили ехать далее. Очевидно, ростовцам не нравился черниговский договор о совместном княжении Юрьевичей с Ростиславичами и о старшинстве Михалка. Но владимирцы приняли последнего и посадили его на свой стол.

Затем началась борьба или междоусобие дядей с племянниками – борьба, любопытная в особенности по различному отношению к ней суздальских городов. Старейший из них, Ростов, конечно, с неудовольствием смотрел на предпочтение, которое Андрей оказывал младшему перед ним Владимиру. Теперь настало для ростовцев, казалось, удобное время воротить свое прежнее первенствующее значение и смирить Владимир. Называя его своим "пригородом", ростовцы потребовали, чтобы он подчинился их решениям, по примеру других русских земель: "Ибо изначала Новгородцы, Смольняне, Киевляне, Полочане и все власти как на думу на вече сходятся, и на чем старейшие положат, на том и пригороды станут". Раздраженные гордостью владимирцев ростовцы говорили: "Ведь это наши холопы и каменщики; сожжем Владимир или поставим в нем опять своего посадника". В этой борьбе на стороне Ростова стоял другой старший город, Суздаль; а Переяславль-Залесский обнаружил колебание между противниками. Ростовцы и суздальцы собрали большое войско, получили еще помощь от муромцев и рязанцев, осадили Владимир, и после упорной обороны принудили его на время подчиниться своему решению. Михалко удалился опять в Чернигов; в Ростове сел старший Ростиславич Мстислав, а во Владимире младший Ярополк. Эти молодые, неопытные князья вполне подчинились влиянию ростовских бояр, которые всякими неправдами и притеснениями спешили обогатить себя на счет народа. Кроме того, Ростислав привел с собою южнорусских дружинников, которые также получали места посадников и тиунов и также принялись утеснять народ продажами (пенями) и вирами. Советники Ярополка захватили даже ключи от кладовых Успенского собора, начали расхищать его сокровища, отнимать у него села и дани, утвержденные за ним Андреем. Ярополк допустил своего союзника и свояка Глеба Рязанского завладеть некоторыми церковными драгоценностями, как-то: книгами, сосудами и даже самою чудотворною иконою Богородицы.

Когда таким образом не только оскорблена была политическая гордость владимирцев, но и затронуто их религиозное чувство, тогда они вступили еще с большей энергией и вновь призвали Юрьевичей из Чернигова. Михалко явился с черниговской вспомогательной дружиной и изгнал Ростиславичей из Суздальской земли. Признательный Владимиру, он снова утвердил в нем главный княжий стол; а брата Всеволода посадил в Переяславле-Залесском. Ростов и Суздаль были вновь унижены, не получив себе особого князя. Михалко долгое время жил в Южной Руси и отличался там ратными подвигами, особенно против половцев. Утвердясь во Владимире, он немедленно принудил Глеба Рязанского воротить главную святыню Владимирскую, т.е. икону Богородицы, и все, что было похищено им из Успенского храма.

Но уже в следующем 1177 г. Михалко скончался, и во Владимире сел младший Юрьевич Всеволод. Ростовские бояре попытались снова оспаривать первенство Владимира и снова призвали Ростиславичей на княжение. Усердным союзником их опять выступил тот же Глеб Рязанский. Он с наемными толпами половцев вошел в Суздальскую землю, сжег Москву, прямым путем через леса устремился к Владимиру и разграбил Боголюбов с его Рождественским храмом. Между тем Всеволод, получив помощь от новгородцев и Святослава Черниговского, пошел было в Рязанскую землю; но, услыхав, что Глеб уже разоряет окрестности его столицы, поспешил назад и встретил неприятеля на берегах речки Колокши, впадающей слева в Клязьму. Глеб потерпел здесь полное поражение, попал в плен и вскоре умер в заключении. Оба Ростиславича также были захвачены Всеволодом; но потом по ходатайству Черниговского князя отпущены к родственникам в Смоленск.

Правление Всеволода Большое Гнездо
Такой блистательной победой начал свое княжение Всеволод III по прозванию Большое Гнездо, который снова соединил в своих руках всю Ростово-Суздальскую землю.
Юность свою Всеволод провел в разных местах, посреди разнообразных обстоятельств и перемен в своей судьбе, что немало способствовало развитию его практического, гибкого ума и правительственных способностей. Между прочим, еще будучи дитятей, он с матерью своей и братьями (изгнанными Андреем из Суздаля) пробыл некоторое время в Византии, откуда мог увезти много поучительных впечатлений; потом он долго проживал в Южной Руси, где навык ратному делу. Усмирением крамольных ростовцев победой над враждебным соседом, Рязанским князем, и окончательным возвышением владимирцев Всеволод с самого начала сделался их любимцем; успехи его они приписывали особому покровительству своей святыни, чудотворной иконы Богородицы. Самое поведение Всеволода на первых порах его княжения является с оттенком некоторой мягкости и добродушия. После победы на Колокше владимирские бояре и купцы едва не подняли мятежа за то, что князь оставил на свободе пленных ростовцев, суздальцев и рязанцев; чтоб утишить волнение, он принужден был рассадить их по тюрьмам. Нечто подобное повторилось спустя несколько лет, при осаде новгородского пригорода Торжка: когда князь медлил приступом, как бы щадя город, дружина его начала роптать, говоря: "Мы не целоваться с ними приехали", и князь принужден был брать город на щит. Из тех же данных историков имеем полное право заключить, что некоторые видные черты в деятельности знаменитого северорусского князя, помимо его личного характера, обусловились окружающей средой, характером северорусского населения.

Очевидно, неудачный конец, который постиг попытку Андрея ввести полное самовластие, по естественному историческому закону, повел за собой так наз. реакцию в пользу тех, кого он пытался совершенно подчинить своей воле, т. е. в пользу бояр и дружины. Во время междоусобий, происшедших после его смерти, ростовское и суздальское боярство было побеждено и унижено, но только для того, чтобы примкнуть к своим победителям, боярам и дружинникам владимирским, и иметь с ними общие интересы. Как в других областях Руси, города северо-восточные во время этих смут обнаруживают преданность своему княжьему роду (потомству Долгорукого) и не зовут князей из какой-либо другой ветви. Но они также не сажают их на свой стол безусловно, а только по известному ряду, или договору. Так, по поводу помянутых притеснений народу от пришлых дружинников Ярополка Ростиславича владимирцы начали творить веча, на которых говорилось в таком смысле: "Мы по своей воле приняли к себе князя и утвердились с ним крестным целованием; а этим (южноруссам) совсем не подобает сидеть у нас и грабить чужую волость. Промышляйте, братья!" Точно так же не без ряду владимирцы посадили у себя Михалка, а потом Всеволода. Этот ряд, конечно, состоял в подтверждении старых обычаев, обеспечивающих преимущества военного сословия или бояр и дружины, а также некоторые права земских людей по отношению к суду и управлению. Следовательно, в Северо-Восточной Руси мы видим пока те же обычаи и отношения дружины к своим князьям, как и в Южной, те же городские веча. Впрочем, все северные князья, до Всеволода включительно, часть своей жизни провели в Южной Руси, имели там владения и приводили с собой на север многих южноруссов, в том числе и киевлян. Северная Русь еще питалась киевскими обычаями и преданиями, так сказать, киевскою гражданственностью.

В то же время, однако, начинают выступать наружу и те черты отличия, которые впоследствии развились и сообщили Северо-Восточной Руси другой оттенок сравнительно с Русью Киевскою. Боярство и дружина на севере получают оттенок более земский, чем на юге, более оседлый и землевладельческий; они ближе стоят к другим сословиям и не представляют такого преобладания в ратной силе, как на юге. Подобно новгородскому, суздальское ополчение – это по преимуществу земская рать, с боярами и дружиной во главе. Северо-Восточная дружина менее отделяет свои выгоды от интересов земли; она более сплачивается с остальным населением и более содействует князьям в их политических и хозяйственных заботах. Одним словом, в Северо-Восточной Руси мы видим начатки более государственных отношений. Некоторые черты суздальского боярства как будто напомнили честолюбивые стремления современного ему боярства галицкого. Но на севере оно не могло найти такой же благоприятной почвы для своих притязаний. Население здесь отличалось менее впечатлительным и подвижным, более рассудительным характером; по соседству не было угров и поляков, связи с которыми питали и поддерживали внутренние крамолы. Напротив, как скоро Суздальская земля успокоилась под твердым, умным правлением Всеволода III, северное боярство сделалось усердным его помощником. Будучи хладнокровнее и осторожнее своего старшего брата, Всеволод не только не вступал в открытую борьбу с боярством, но ласкал его, соблюдал по наружности старые обычаи и отношения и пользовался его советами в земских делах. В лице Всеволода III вообще мы видим князя, который представил замечательный образец северного, или великорусского, характера, деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жестокому или мягкому образу действий, смотря по обстоятельствам, одним словом, те именно черты, на которых построилось государственное здание великой России.

Борьба Всеволода с соседними княжествами
Когда окончились смуты, вызванные убиением Андрея, и Всеволод восстановил единовластие в Ростовско-Суздальском княжестве, тогда получилась возможность и восстановить его преобладание над соседними русскими областями, Новгородской, с одной стороны, и Муромо-Рязанской – с другой. Стремление к этому преобладанию было не одним только личным делом Владимирского князя, но также его бояр, дружины и народа, которые сознавали свой перевес в силах и успели уже привыкнуть к такому преобладанию при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском. В обзоре новгородской истории мы видели, как Всеволоду удалось снова водворить суздальское влияние в Великом Новгороде и давать ему князей из своих рук. Еще более решительного преобладания достиг он в Рязанской области. Эту область после Глеба, умершего во владимирском плену, разделили его сыновья, которые признали себя в зависимости от Всеволода и сами иногда обращались к нему за решением своих споров. Но здесь суздальское влияние сталкивалось с влиянием черниговским, так как рязанские князья были младшей ветвью черниговских. Всеволоду пришлось рассориться с своим благодетелем Святославом Всеволодовичем, который считал себя главой не только чернигово-северских князей, но и рязанских, вмешивался в их распри, а также поддерживал Новгород Великий в его борьбе с Суздалем и посадил там своего сына. Дело дошло до открытого разрыва.

Черниговский князь вместе с северскими дружинами и наемными Половцами предпринял поход в Суздальскую землю. Около устья Тверцы с ними соединились новгородцы, которых привел его сын (Владимир). Опустошив прибережья Волги, Святослав, не доходя сорока верст до Переяславля-Залесского, встретил Всеволода III, который, кроме суздальских полков, имел с собою вспомогательные дружины рязанские и муромские. Несмотря на нетерпение окружающих его, осторожный и расчетливый как истый северный князь, Всеволод не хотел рисковать решительной битвой с южнорусскими полками, известными военной удалью; а стал ожидать неприятеля за рекой Вленою (левый приток Дубны, впадающей в Волгу). Он расположил свой стан на ее крутых берегах в местности, пересеченной оврагами и холмами. Две недели стояли оба войска, смотря друг на друга с противоположного берега. Всеволод велел рязанским князьям сделать нечаянное ночное нападение. Рязанцы ворвались в лагерь Святослава и произвели там смятение. Но когда на помощь черниговцам подоспел Всеволод Трубчевскии ("буй-тур" "Слова о полку Игореве"), рязанцы обратились в бегство, потеряв много убитыми и пленными. Напрасна Святослав послал к Всеволоду с предложением решить дело Судом Божиим и просил для этого отступить от берега, чтобы можно было переправиться. Всеволод задержал послов и ничего не отвечал. Между тем приближалась весна: боясь разлития вод, Святослав бросил обоз и поспешил уйти (1181 г.). В следующем году соперники восстановили старую дружбу и породнились женитьбой одного из сыновей Святослава на свояченице Всеволода, княжне Ясской. А вскоре затем (в 1183 г.), когда Всеволод задумал поход на Камских Болгар и просил Святослава о помощи, тот прислал ему отряд со своим сыном Владимиром.

Поход Всеволода на камских болгар
Сия последняя война возникла вследствие грабежей, которым подвергались болгарские суда на Оке и Волге от рязанских и муромских повольников. Не получив удовлетворения за обиды, болгары вооружили судовую рать, в свою очередь опустошили окрестности Мурома и доходили да самой Рязани. Поход Всеволода III поэтому имел значение общей обороны русских земель от иноплеменников. Кроме суздальских, рязанских и муромских полков, в нем приняли участие черниговцы и смольняне. До восьми князей съехались во Владимире-на-Клязьме. Великий князь в течение нескольких дней весело пировал со своими гостями, а затем 20 мая выступил с ними в поход. Суздальцы Клязьмой спустились в Оку и тут соединились с союзными полками. Конница пошла полем мимо мордовских селений, а судовая рать поплыла Волгой. Достигши одного волжского острова, именуемого Исады, князья остановили здесь суда под прикрытием преимущественно белозерской дружины с воеводой Фомою Ласковичем; а с остальной ратью и с конницей вступили на землю Серебряных Болгар. С ближними мордовскими племенами великий князь заключил мир, и те охотно продавали русскому войску съестные припасы. Дорогой к русским неожиданно присоединился еще половецкий отряд, который был приведен одним из болгарских князей против своих соплеменников. Очевидно, в Камской Болгарии случались такие же междоусобия, как и на Руси, и владетели болгарские также наводили на свою землю степных варваров. Русское войско подступило к "Великому городу", то есть к главной столице. Молодые князья подскакали к самым воротам и сразились с укрепившейся около них неприятельской пехотой. Особенно отличился своим мужеством племянник Всеволода Изяслав Глебович; но вражья стрела пронзила его сквозь броню под сердце, так что он замертво отнесен в русский стан. Смертельная рана любимого племянника сильно опечалила Всеволода; он простоял десять дней под городом; и, не взяв его, пошел назад. Между тем белозерцы, оставшиеся при судах, подверглись нападению окольных болгар, которые приплыли Волгой из городов Собекуля и Челмата; с ними соединились еще болгары, называемые темтюзы, и конница из Торческа; число нападавших простиралось до 5000. Враги были разбиты. Они спешили уходить на своих учанах; но русские ладьи преследовали их и потопили более 1000 человек. Русская пехота воротилась домой тем же порядком, т.е. на судах; а конница также пошла через земли Мордвы, с которой на этот раз не обошлось без враждебных столкновений.

Тело умершего дорогой Изяслава Глебовича было привезено во Владимир и погребено в златоверхом храме Богородицы. Брат его, Владимир Глебович, как мы видели, княжил в Южном Переяславле и отличился своим геройством при нашествии Кончака Половецкого. Если не об этих Глебовичах, то о рязанских вспоминает «Слово о полку Игореве», когда обращается к могуществу Суздальского князя: «Великий княже Всеволоде! Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломы выльяти. Аже бы ты был (здесь), то была бы чага (пленница) по ногам, а кощей по резане. Ты бо можеши посуху живыми шереширы (метательными орудиями) стреляти, удалыми сыны Глебовы». Что такое обращение не было одной риторикой и что Всеволод принимал к сердцу обиды Русской земле от варваров, это показывает большой поход его на половцев, предпринятый весной 1199 года с суздальскими и рязанскими полками. Он дошел до половецких зимовников на берегах Дона и разорил их; Половцы не осмелились вступить с ним в борьбу; со своими кибитками и стадами они ушли к самому морю.


Внутренняя политика Всеволода Большое Гнездо
Беспокойные рязанские князья своими распрями и возмущениями доставили много хлопот Всеволоду. Он несколько раз предпринимал походы в их землю и совершенно подчинил ее. Князья соседней Смоленской области также почитали его старейшинство. Что же касается до Южной Руси, то еще при жизни энергичного Святослава Всеволодовича там было восстановлено влияние Суздальского князя. Последний тем удобнее мог вмешиваться в дела Приднепровья, что сам имел в нем наследственную волость Переяславскую, которую держал сначала своими племянниками, а потом собственными сыновьями. Мы видели, что после кончины Святослава Всеволодовича его преемники занимали Киевский стол только с согласия Всеволода III. Такого преобладания он достиг не посылая туда рати, подобно Андрею Боголюбскому, а единственно искусною политикой, хотя и соединенной с некоторым коварством. Известно, как он ловко поссорил Рюрика Киевского с Романом Волынским и помешал тесному союзу этих сильнейших владетелей Юго-Западной Руси, который мог бы дать отпор притязаниям Руси Северо-Восточной.

С помощью ловкой и осторожной политики Всеволод постепенно водворил порядок и спокойствие в своей земле, утвердил свою власть и имел успех почти во всех важных предприятиях. Незаметно также, чтобы он усердно следовал самодержавным стремлениям Боголюбского. Наученный его судьбой, он, наоборот, является хранителем старинных дружинных обычаев и чтит больших бояр. О каком-либо неудовольствии с их стороны летописи не упоминают; хотя в похвалу Всеволоду и прибавляют, что он творил народу суд нелицеприятный и не потворствовал сильным людям, которые обижали меньших. Из больших бояр Всеволода, отличившихся в качестве воевод, летопись называет Фому Ласковича и старого Дорожая, служившего еще Юрию Долгорукому: они воеводствовали в Болгарском походе 1183 года. Далее упоминаются: Яков, "сестрич" великого князя (племянник от сестры), провожавший в Южную Русь с боярами и с боярынями Верхуславу Всеволодовну, невесту Ростислава Рюриковича; тиун Гюря, который послан был возобновить Остерский Городок; Кузьма Ратьшич, "меченоша" великого князя, в 1210 году ходивший с войском в Рязанскую землю, и др.

Любопытны действия Всеволода по вопросу о назначении ростовских епископов. Подобно Боголюбскому, он старался выбирать их сам, и исключительно из русских людей, а не из греков, чем, несомненно, исполнял народное желание. Однажды киевский митрополит Никнфор назначил на Ростовскую кафедру Николу Гречина, которого, по словам летописи, поставил "на мзде", т. е. взял с него деньги. Но князь и "людие" не приняли его и отослали обратно (около 1184 г.). Всеволод отправил в Киев посла к Святославу и к митрополиту с просьбой поставить на Ростовскую епископию Луку, игумена у Спаса на Берестове, человека смиренного духом и кроткого, следовательно, такого, который не мог входить в какие-либо пререкания с княжеской властью. Митрополит противился, но Святослав Всеволодович поддержал просьбу, и Лука был поставлен в Ростов, а Никола Гречин – в Полоцк. Когда же смиренный Лука спустя четыре года скончался, великий князь выбрал ему преемником собственного духовника Иоанна, которого и отправил на поставление к Киевскому митрополиту. Иоанн, по-видимому, был также епископом тихим, послушным великому князю и, кроме того, деятельным его помощником в храмоздании.

Постройки Всеволода
Довольно частые войны и походы не мешали Всеволоду усердно заниматься делами хозяйственными, строительными, судебными, семейными и т.д. Он в мирное время не заживался в своем стольном Владимире, а добросовестно исполнял старинный обычай полюдья, т.е. сам ездил по областям, уставляли собирал дани, судил преступников, разбирал тяжбы. Из летописи мы узнаем, что разные события застают его то в Суздале, то в Ростове, то в Переяславле-Залесском, на полюдье. В то же время он наблюдал за исправностью укреплений, строил детинцы или поправлял обветшалые городские стены. Возобновляли запустевшие города (например, Городок Остерский). Огонь в особенности давал пищу для строительной деятельности. Так в 1185 г. 18 апреля страшный пожар опустошил Владимир-на-Клязьме; погорел чуть не весь город. Жертвой огня сделались княжий двор и до 32 церквей; в том числе обгорел и соборный Успенский храм, созданный Андреем Боголюбским. Погибли при этом его украшения, дорогие сосуды, серебряные паникадила, иконы в золотых окладах с жемчугом, богослужебные книги, дорогие княжие одежды и разные "узорочья", или шитые золотом ткани (оксамиты), которые во время больших праздников развешивались в церкви. Многие из этих сокровищ хранились в церковном тереме, или кладовой, на хорах; растерявшиеся служители выбрасывали их из терема на церковный двор, где они также сделались добычей пламени.

Великий князь немедля принялся уничтожать следы пожара; между прочим, выстроил вновь детинец, княжий терем и обновил златоверхий храм Успения; причем расширил его пристройкой новых стен с трех сторон; а вокруг срединного купола возвел еще четыре меньших, которые также позолотил. Когда окончилось обновление, то в 1189 году соборный храм был вновь и торжественно освящен епископом Лукою. Спустя три или четыре года почти половина Владимира опять сделалась добычей пламени: сгорело до 14 церквей; но княжий двор и соборный храм на этот раз уцелели. В 1199 году 25 июля читаем известие о третьем большом пожаре во Владимире: он начался во время литургии и продолжался до вечерни; причем опять сгорели едва не половина города и до 16 церквей. Обновляя старые храмы, Всеволод украшал свой стольный город и новыми; между прочим, он воздвиг церковь Рождества Богородицы, при которой устроил мужской монастырь, и еще храм Успения, при котором супруга его Мария основала женскую обитель. Но самое знаменитое сооружение великого князя – это придворнокняжий храм в честь его святого, Димитрия Солунского; так как христианское имя Всеволода III было Димитрий. Этот храм до наших дней представляет изящнейший памятник древнерусского искусства.

Всеволоду много помогал в его строительной деятельности епископ Иоанн, бывший его духовник. Между прочим, они совершили обновление соборной Богородичной церкви в городе Суздаль, которая обветшала от времени и небрежения. Верхи ее вновь покрыли оловом, а стены вновь оштукатурили. Любопытно по сему поводу следующее известие летописца: епископ на этот раз не обращался к немецким мастерам; а нашел своих, из которых одни лили олово, другие крыли, третьи приготовляли известь и белили стены. Следовательно, строительная деятельность Юрия, Андрея и Всеволода не осталась без влияния на образование чисто русских мастеров-техников; Всеволод III является образцом северного князя-семьянина. Бог благословил его многочисленным потомством; на что указывает и самое прозвание его Большим Гнездом. Нам известны имена осьми его сыновей и нескольких дочерей. На его привязанность к старым семейным обычаям указывают, между прочим, известия летописи о постригах княжих сыновей. Этот древний общеславянский обряд состоял в том, что трех- или четырехлетнему княжичу обрезывали волосы и впервые сажали на коня; причем устраивали пир. В христианские времена к подобному обряду присоединялись, конечно, молитвы и благословение церкви. Всеволод с особенной торжественностью праздновал постриги и задавал веселые пиры. Еще большими пирами и щедрыми подарками сопровождал он женитьбу сына и выдачу замуж дочери. Мы видели, как он выдавал любимую свою дочь Верхуславу-Анастасию за сына Рюрикова Ростислава.

Семья Всеволода Большое Гнездо
Всеволод был женат на ясской, или аланской, княжне. Между русскими князьями того времени встречаем не один пример брачного союза с отдельными владетелями кавказскими, отчасти христианскими, отчасти полуязыческими. Очень может быть, что отличная от русских женщин красота черкешенок пленяла наших князей. Впрочем, по всем признакам в XII веке еще продолжались древние сношения с кавказскими народами, установленные во времена русского владычества на берегах Азовского и Черного морей, т.е. в Тмутараканской земле. Выходцы с Кавказа нередко вступали в русскую службу и даже бывали в числе приближенных княжих слуг, каковыми, например, является известный Анбал, ключник Андрея Боголюбского. Супруга Всеволода Мария, хотя и возросшая в полуязыческой стране, подобно многим русским княгиням отличалась особой набожностью, усердием к церкви и благотворительностью. Памятником ее благочестия служит помянутый выше устроенный ею женский Успенский монастырь во Владимире. Последние семь или восемь лет своей жизни великая княгиня была удручена какой-то тяжкой болезнью. В 1206 г. она постриглась в своей Успенской обители, где спустя немного дней скончалась и была торжественно погребена, оплаканная великим князем, детьми, духовенством и народом. Мария, по-видимому, прибыла в Россию не одна, а целой семьей или вызвала к себе своих близких впоследствии, может быть, после какого-нибудь несчастного для ее семьи переворота на родине. По крайней мере летопись упоминает о двух ее сестрах: одну из. них Всеволод выдал за сына Святослава Всеволодовича Киевского, а другую – за Ярослава Владимировича, которого держал на столе Великого Новгорода в качестве свояка и подручника. Супруга Ярослава скончалась также во Владимире, еще прежде великой княгини и была погребена в ее же Успенской обители. Вообще у этой гостеприимной Владимирской четы нашла приют и ласку не одна осиротелая или гонимая родственница. Так, под ее крылом провели остаток своей жизни сестра великого князя нелюбимая супруга Осмомысла Галицкого, Ольга Юрьевна, в черницах Евфросиния (скончалась в 1183 г. и погребена во Владимирском Успенском соборе), и вдова брата Михалка Юрьевича, Феврония, двадцатью пятью годами пережившая своего супруга (погребена в Суздальском соборе). Любя полную семейную жизнь, великий князь по смерти первой супруги, очевидно, скучал своим вдовством, и, будучи почти шестидесятилетним стариком, имея уже много внучат, вступил во второй брак с дочерью витебского князя Василька, в 1209 г. Чадолюбивый семьянин, Всеволод III не всегда был благодушным князем в отношении к своим племянникам и, подобно Андрею, не давал им уделов в Суздальской области, в том числе и сыну Боголюбского Юрию. Впрочем, последний, может быть, своим поведением сам вооружил против себя дядю. Русские летописи не сообщают нам ничего о судьбе Юрия Андреевича. Только из иноземных источников мы узнаем, что, гонимый дядей, он удалился к одному из половецких ханов. Тут явилось к нему посольство из Грузии с брачным предложением. В то время на престоле Грузии сидела знаменитая Тамара, после отца своего Георгия III. Когда духовенство и вельможи грузинские искали ей достойного жениха, то один знатный муж, по имени Абуласан, указал им имя Юрия, как на молодого человека, который по своему происхождению, красивой наружности, уму и храбрости был вполне достоин руки Тамары. Вельможи одобрили этот выбор и отправили одного купца послом к Юрию. Сей последний прибыл в Грузию, сочетался браком с Тамарой и первое время ознаменовал себя ратными подвигами в войнах с враждебными соседями. Но потом он изменил свое поведение, предался вину и всякому разгулу; так что Тамара, после напрасных увещаний, развелась с ним и выслала его в греческие владения. Он воротился в Грузию и попытался произвести мятеж против Царицы; но был побежден и снова изгнан. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Отказывая в уделах племянникам, Всеволод, однако, по отношению к сыновьям не проявлял никаких забот о последующих успехах единовластия. По обычаю старых русских князей он разделил между ними свои земли и даже обнаружил при этом недостаток государственной дальновидности, в чем, несомненно, уступал своему брату Андрею. У Всеволода оставалось в живых шесть сыновей: Константин, Юрий, Ярослав, Святослав, Владимир, Иван. Старшего Константина он посадил в Ростове, где этот умный князь и приобрел народное расположение. Особенно сблизил его с ростовцами ужасный пожар, который в 1211 году истребил большую часть их города, в том числе 15 церквей. Константин в то время пировал во Владимире на свадьбе своего брата Юрия с дочерью киевского князя Всеволода Чермного. Услыхав о несчастии ростовцев, Константин поспешил в свой удел и приложил много забот к облегчению пострадавших. В следующем 1212 году великий князь, чувствуя приближение кончины, послал опять за Константином, которому назначил старший Владимирский стол, а Ростов велел передать второму сыну Юрию. Но тут Константин, отличавшийся дотоле скромностью и послушанием, вдруг оказал решительное неповиновение отцу: он не поехал на двукратный призыв и потребовал себе обоих городов, Ростова и Владимира. По всей вероятности, при этом случае возобновились притязания ростовцев на старшинство, и действовали внушения ростовских бояр. С другой стороны, Константин, может быть, понимал, что для устранения подобного спора двух городов и в видах сильной правительственной власти великий князь должен иметь в своих руках оба этих города. Всеволод сильно огорчился таким непослушанием и наказал Константина тем, что лишил его старшинства, а Владимирский великий стол отдал второму сыну Юрию. Но, сознавая непрочность такого нововведения, он пожелал укрепить его общей присягой лучших людей своей земли; следовательно, повторил почти то же самое, что 25 лет назад сделал его свояк Ярослав Осмомысл Галицкий. Всеволод созвал во Владимире бояр из всех своих городов и волостей; собрал также дворян, купцов и духовенство с епископом Иоанном во главе и заставил этот земский собор присягнуть Юрию как великому князю, которому поручил прочих своих сыновей. Вскоре потом, 14 апреля, Всеволод Большое Гнездо скончался, был оплакан сыновьями и народом и торжественно погребен в златоверхом Успенском соборе.

Он был сыном великого князя и «грекыни» (византийской принцессы?).

После смерти отца в 1162 году вместе с матерью и младшим братом Михаилом Всеволод был изгнан из суздальской земли старшим братом . До 15 лет он воспитывался в Константинополе при дворе византийского императора Мануила I Комнина.

После возвращения на Русь Всеволод помирился с и вместе с ним и другими князьями участвовал в походе на Киев в марте 1169 года, закончившимся провозглашением брата великим князем Киевским. покинул Киев, а Всеволод остался там жить вместе с дядей, князем Глебом Георгиевичем, которого великий князь посадил вместо себя наместником. В 1171 году Всеволод Юрьевич принимал участие в усобицах за великокняжеский стол, развернувшихся после смерти дяди.

В 1173 году Всеволод Юрьевич взял власть в Киеве и в течение 5 недель был великим князем Киевским, но вскоре был пленен соперником, смоленским князем Романом Ростиславичем. Из плена он был выкуплен младшим братом Михаилом Юрьевичем.

Всеволод III Большое Гнездо получил свое прозвание за многодетность. По одним данным, он имел 8, по другим - 10 сыновей и 4 дочерей и стал прародителем 115 родов северорусских князей.

Всеволод III скончался 15 апреля 1212 года во на Клязьме и был погребен в . Годы его правления ознаменованы наивысшим расцветом культуры Владимиро-Суздальского княжества. Города украшались новыми замечательными зданиями (в 1185-1189 годах был расширен во , в 1193-1197 годах был построен Дмитриевский собор, в 1194-1196 годах - Владимирский детинец, в 1192-1195 - Рождественский собор и др.), развивалось летописание и прикладное искусство.

Всеволод Большое Гнездо и его потомки

Десятый сын Юрия Долгорукого, Всеволод (во крещении Дмитрий; 1154–1212), получил прозвище Большое Гнездо за то, что имел восьмерых сыновей и четырех дочерей. Странное прозвище - ведь у его отца детей было еще больше, а Юрия Долгорукого никто Большим Гнездом не называл. Иногда его называют Всеволодом III.

В 1162 году Всеволод-Дмитрий был изгнан вместе с братом и матерью и уехал в Константинополь ко двору императора Мануила. Только через три года пятнадцатилетний княжич вернулся на Русь, участвовал в походе на Киев.

Андрей Боголюбский поссорился со смоленскими Ростиславичами из-за известия, будто их бояре отравили его брата Глеба, и приказал Роману покинуть великокняжеский стол, а Михаилу Юрьевичу принять Киев. Однако Михаил Юрьевич в Киев не поехал, а послал туда Всеволода вместе с племянником Ярополком Ростиславичем. Смоленские Ростиславичи вскоре захватили их обоих в плен. Они провозгласили киевским князем Рюрика Ростиславича.

Всеволод-Дмитрий в плену, но Михаил Юрьевич ушел княжить в Торческ. Рюрик осаждал Торческ 6 дней, а на седьмой князья заключили мир. Михаил Юрьевич признавал себя вассалом Рюрика, за что в придачу к Торческу получил и Переяславль Южный. Вскоре он выкупил из плена брата Всеволода.

В 1173 году войска Андрея Боголюбского вторглись в пределы Киевской земли, и Михаил Юрьевич тут же перешел на сторону старшего брата.

После гибели Андрея Боголюбского Михаил Юрьевич пошел в Северо-Восточную Русь и занял Владимир, но не смог удержать его и ушел в Переяславль Южный. В 1175 году вместе с братом Всеволодом предпринял второй поход в Северо-Восточную Русь. Им удалось одолеть своих племянников Ростиславичей, и Михаил Юрьевич стал великим владимиро-суздальским князем, а Ростов передал Всеволоду.

После своего утверждения в Ростовской земле Михаил пошел войной на рязанского князя Глеба, в руках которого также находилось много сокровищ, награбленных во Владимире и владимирской церкви Святой Богородицы, даже образ Богородицы, привезенный Андреем из Вышгорода, и много книг. Михаил отправился с полками на Рязань, но встретил на дороге послов князя Глеба. Глеб обязался не поддерживать Ростиславичей и вернуть все захваченное во Владимире. На этом князья помирились, Михаил вернулся во Владимир, по вероятным известиям казнил убийц Андрея и потом отправился в Городец на Волге, заболел в нем и умер 20 июня. Похоронен во Владимире в церкви Св. Богородицы.

Правил Всеволод Юрьевич долго, почти полвека - с 1174 по 1212 год. До этого он в течение «целых» пяти недель (с февраля по 24 марта 1173-го) княжил в Киеве.

После его смерти Всеволод Большое Гнездо еле успел сделаться князем Северо-Востока: сразу после смерти Михаила ростовское вече послало в Новгород к внуку Юрия Долгорукого, Мстиславу Мстиславовичу смоленскому, трипольскому, галичскому и торческому князю. Ростовцы велели передать ему: «Михаила Бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим». По другой летописной версии, было сказано почти так же: «Ступай княже к нам: мы хотим тебя, другого не хотим».

Но Мстислав опоздал: когда он пришел на Северо-Восток, во Владимире и Суздале уже целовали крест на верность Всеволоду. В битве на реке Гза Мстислав проиграл и ушел в Новгород.

С тех пор возникла сильная вражда Всеволода Большое Гнездо и его потомков с Мстиславом (в крещении Федором) Удатным (Удачливым) и его потомками.

Мстислав-Федор Мстиславович Удатный-Удачливый (умер в 1228 г.), дед по матери Александра Невского и Льва Галицкого, его потомки по мужской линии стали лидерами всей остальной Руси, кроме Северо-Востока.

Многие историки считают, что время правления Всеволода - период наивысшего подъема Владимиро-Суздальского княжества. Всеволод Большое Гнездо продолжал политику отца и особенно брата: правил во Владимире, до конца расправился с боярами Ростова, противившимися усилению княжеской власти, опирался на новые города, где не было веча и где боярство было слабым. Выращивал и поддерживал дворянство.

Был женат Всеволод два раза: на ясской княжне Марии Шварновне, сестре жены Мстислава Черниговского. И на Любаве Васильевне, дочери Василька Брячиславовича Полоцкого, из Витебской ветви.

Двое сыновей Всеволода умерли детьми: Борис в 1188-м и Глеб в 1189-м. Молодым скончался и Константин (1186–1218). Был он великим князем владимирским, князем новгородским и ростовским. Владимир (1192–1227) стал князем стародубским.

Князь Юрий Всеволодович (1188–1238), великий князь владимирский, пал от руки монголов. Великими князьями владимирскими были и его братья, Ярослав (1191–1246) и Святослав (1192–1252). До монгольского нашествия дожил и Иван (1197–1247), князь стародубский.

Было и четверо дочерей.

Перед смертью Всеволод хотел отдать Владимир старшему сыну Константину, а в Ростов посадить Юрия. Но Константин хотел взять и Владимир, и Ростов. Тогда Всеволод «созва всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди» и на глазах представителей Земли Русской передал княжество младшему сыну - Юрию.

Вот еще одно проявление самовластия: князь по своей воле нарушил все существующие обычаи. Это вызвало новые разногласия и междуоусобицы.

В 1212 году сыновья Всеволода Большое Гнездо поделили Владимиро-Суздальское княжество: уже без всякой лествицы. Образовались княжества Ростовское (с Белоозером), Переяславльское, Ярославское, Суздальское. Лествичное право уже не действовало, сразу же началась очередная междоусобица. Кроме раздоров между потомками Всеволода, многочисленные нищие князья Северо-Востока стремились подчинить себе всю Русь. Они хотели диктовать свою волю Новгороду, перекрывая подвоз хлеба. Они пытались захватывать Киев, но удержаться на престоле не могли, поскольку правили без веча, «самовластно».

В феврале 1216 года Ярослав Всеволодович захватил Торжок и перекрыл подвоз продовольствия в Новгород. Мстислав Удатный выступил против Всеволожичей со своей дружиной и новгородцами, а также позвал дружины Ростиславичей, правивших в Киеве, Смоленске и в Пскове. К этой коалиции присоединился также и старший сын Всеволода Большое Гнездо, Константин. После всех междоусобий он люто ненавидел остальных братьев.

Вторая коалиция объединяла остальных сыновей Всеволода, князей Северо-Востока. Фактически Северо-Восточная Русь воевала со всей остальной Русью.

В 1216 году на реке Липице, близ Юрьева-Польского, коалиция Северо-Восточной Руси была наголову разгромлена. Вскоре новгородцы и смоляне осадили Владимир и принудили к полной капитуляции главу коалиции Юрия. Владимирский престол занял союзник Мстислава, старший Всеволодович - Константин. Он умер в 1218 году, и тут же опять началась междоусобица. Так и продолжалось до самого монгольского нашествия.

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава XII Всеволод III «Большое Гнездо» Еще не осушили владимирцы все слезы, Как пред Златыми Вратами к присяге привели. Уж нового всем Князя, что не нарушил грезы. Им Всеволода III-его тогда на трон ввели. Был рода «Мономаха» и братом Михаила, Исполненного волей Георгия -

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Всеволод Большое Гнездо (1176–1212 годы) и всеволодичи Всеволод правил своим Суздальским княжеством до 1212 года, одновременно ему удалось воссесть и в Киеве, хотя там он в качестве князя и не присутствовал, предпочитая держать в южной столице своего наместника. Выбранный им в

автора

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

35. Всеволод Большое Гнездо и склеивание осколков Андрей Боголюбский и Всеволод III собирали, созидали, связывали. Но на Руси уже возобладали совсем иные настроения - разделять, разрушать, растаскивать. Единство удавалось поддерживать только силой. Даже разгромленное

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. Всеволод Большое Гнездо и падение Константинополя В христианской Европе XII в. все еще сохранялся мощный эпицентр язычества. Он протянулся обширной областью вдоль южных и восточных берегов Балтийского моря. Это была самая древняя Русь - княжества ободритов, русов,

Из книги От Киева до Москвы: история княжеской Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

37. Всеволод Большое Гнездо и наступление католиков В средневековой Европе ни один народ не осознавал себя единым. Во Франции жители Нормандии, Бретани, Прованса, Иль-де-Франс подчинялись разным монархам. В Германии баварцы и франконцы схлестывались в безжалостных боях. В

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Всеволод Большое Гнездо После смерти Андрея Юрьевича Боголюбского место правителя самого сильного русского княжества осталось вакантным. Кому его занять? решало вече представителей Ростова, Суздаля, Переяславля, которое собралось во Владимире. Обратим внимание, что не

Из книги Может ли произведение изящной словесности быть историческим источником? автора Гумилев Лев Николаевич

Всеволод Большое Гнездо и князь Игорь Б. А. Рыбаков спрашивает: «Откуда Л. Н. Гумилеву известно, что в 1185 году Всеволод Юрьевич был враждебен к Святославу Киевскому и Игорю Северскому? Ведь надо же знать, что после битвы на Влене враги помирились, что «Всеволод же

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.9. Всеволод III и его «Большое Гнездо» Родился Всеволод во время сбора полюдья его отцом князем Юрием Долгоруким на р. Яхрома, в честь чего был заложен г. Дмитров (1154). Вместе с братом Михалко (Михаилом) Всеволод получил города Ростов и Суздаль, но был изгнан братом Андреем

автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

34. Всеволод III Большое Гнездо Боярский мятеж подавили, агрессивного соседа сломили… Вроде бы, Владимирское княжество могло спокойно жить да радоваться. Не тут-то было! Спасенные Мстислав и Ярополк Ростиславичи мудростью не отличались, и с чувством благодарности у них

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

35. Всеволод Большое Гнездо и склеивание осколков Андрей Боголюбский и Всеволод III собирали, созидали, связывали. Но на Руси уже возобладали совсем иные настроения – разделять, разрушать, растаскивать. Единство удавалось поддерживать только силой. Даже разгромленное

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. Всеволод Большое Гнездо и крушение Константинополя В христианской Европе XII в. все еще сохранялся мощный эпицентр язычества. Он протянулся обширной областью вдоль южных и восточных берегов Балтийского моря. Это была самая древняя Русь – княжества ободритов, русов,

Из книги История княжеской Руси. От Киева до Москвы автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

37. Всеволод Большое Гнездо и наступление католиков В средневековой Европе ни один народ не осознавал себя единым. Во Франции жители Нормандии, Бретани, Прованса, Иль-де-Франс подчинялись разным монархам. В Германии баварцы и франконцы схлестывались в безжалостных боях.

автора Муравьёв Максим

Всеволод Большое Гнездо – это Рюрик Ростиславич Рюрик Ростиславич умирает в 1211, 1212 или в 1215 г. Всеволод Большое Гнездо умирает в 1212 или в 1213 г… Рюрик скончался 19 апреля, а Всеволод – 14 апреля. Рядом. Оба на великом княжении были 37 лет. Один в Киеве, другой

Из книги Сумасшедшая хронология автора Муравьёв Максим

Всеволод Святославич Чёрмный – это Всеволод Большое Гнездо Оба умерли в 1212 г., хотя есть и другие варианты. Про рождение Чёрмного неизвестно. У обоих жена Мария. Чёрмного жена называется польской княжной, а жена Гнезда по одной версии была из Моравии, из Чехии, то есть

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО (р. 1154 - ум. 1212)Великий князь владимирский (1176–1212), сын Юрия Долгорукого. Прозвище получил за многодетность (8 сыновей, 4 дочери). В 1162 г. вместе с матерью и братом был изгнан братом Андреем Боголюбским и уехал в Константинополь к императору

На фото: Условный портрет князя Всеволода III Большое Гнездо из Царского титулярника (1672).

За свою многосемейность Всеволод Юрьевич получил прозвание «Большое Гнездо». По одним сведениям, он имел четырнадцать детей, по другим — восемь. Но и сам Всеволод родился десятым ребенком своего отца, Юрия Долгорукого. Матерью его была вторая жена князя, о которой никаких достоверных сведений нет. Есть предположения, что она принадлежала к дому Комнинов.

Детство Всеволода Большое Гнездо

В трехлетием возрасте князь Всеволод Большое Гнездо потерял отца. Незадолго до смерти тот постарался обеспечить будущность сына. В. О. Ключевский пишет:

«Юрий Долгорукий предназначал Ростовскую землю младшим своим сыновьям, и старшие города Ростов с Суздалем заранее, не по обычаю, на том ему крест целовали, что примут к себе меньших его сыновей».

После кончины Юрия (в 1157 году) ростовцы и суздальцы с легкостью позабыли об этом «внеобычайном» крестном целовании, позвав к себе . Видимо, и Ростов, и Суздаль затаили на Юрия обиду. Величаясь перед Владимиром, где уже сидел второй сын Долгорукого Андрей, старшинством, они увидели в «назначении» к ним малютки Всеволода унижение.

Андрей Юрьевич не стал упускать удобной возможности сосредоточить в своих руках власть во всей Владимиро-Суздальской земле. Он благосклонно отозвался на призыв «клятвопреступников» и:

«погнал из Ростовской земли своих младших братьев как соперников, у которых перехватил наследство».

Эта икона вмч. Димитрия Солунского была написана по заказу Всеволода Большое Гнездо. Исследователи не исключают портретного сходства святого Димитрия с заказчиком.

Так случилось, что от восьми до пятнадцати лет Всеволод воспитывался в Константинополе (и на основании именно этого факта делается вывод о византийском происхождении его матери).

Князь Всеволод, возвращение на Русь

Пятнадцатилетним юношей князь Всеволод вернулся на Русь, примирившись с Андреем. Смерть последнего ввергла Северо-Восточную Русь в нестроения, связанные с тем, что Владимир и Ростов с Суздалем находились в состоянии соперничества. Недолгое время во Владимире княжил Михаил, наиболее близкий по возрасту к Всеволоду брат. Но в 1176 году он умер, и ростовцы послали в Новгород за князем Мстиславом Ростиславичем (племянником Всеволода). Звали они его:

«Ступай, князь, к нам, Михаила Бог взял на Волге в Городце, а мы хотим тебя, другого не хотим».

Мстислав собрался быстро, но, приехав, увидел, что владимирцы уже целуют крест Всеволоду. Спор решился битвой за рекой Гзой, в которой победили владимирцы. Мстислав вынужден был убраться восвояси, то есть в Новгород. (Впоследствии, кстати, начиная с 1200 года, и строптивые новгородцы три десятилетия подчинялись птенцам Всеволодова Большого Гнезда.)

В своей политике Всеволод Большое Гнездо продолжил курс Андрея Боголюбского на укрепление единоличной княжеской власти. Но действовал он осторожнее и мудрее. Тут, видимо, сказалось византийское воспитание. С. М. Соловьев писал:

«был образцом большей части потомков своих, князей северных, был очень осторожен, не охотник до решительных действий, до решительных битв, которыми можно было вдруг выиграть, но можно вдруг и потерять, уступчив в тех случаях, где видел успех неверный, но постоянен в стремлениях к достижению цели, а цель эта, как у него, так и у потомков его, — приобресть как можно больше владений, усилить себя на счет всех других князей, подчинить их себе; это-то стремление Всеволода III и потомков его и было средством к утверждению единовластия в России».

Правление Всеволода Большое гнездо

Город Владимир достиг при Всеволоде наивысшего расцвета. Княжеский двор «придвинулся» к и оформился прекрасными зданиями. Из всего ансамбля княжьего двора сохранился только , но археологические исследования показывают, что рядом находился каменный дворец князя.

В 1194—1196 годах по распоряжению князя была выстроена:

«каменная стена владимирского детинца с боевыми воротами, ограждающая княжеско-епископскую резиденцию от беспокойного города»

(Н.Н. Воронин).

В 1191 — 1195 годах Всеволод выстроил Богородице-Рождественский монастырь, а в нем — белокаменный собор. Под 1200 годом впервые упоминается Успенский Княгинин монастырь, также основанный Всеволодом.

Смерть Всеволода Большое Гнездо

В 1212 году Всеволод скончался и был погребен в Успенском соборе, Н.М. Карамзин пишет:

«оплакиваемый не только супругою, детьми, боярами, но и всем народом, ибо сей государь, называемый в летописях Великим, княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго наблюдал правосудие. Не бедные, не слабые трепетали его, а вельможи корыстолюбивые. Не обинуяся лица сильных, по словам летописца, и не туне нося меч, ему Богом данный, он казнил злых, миловал добрых».

Погребение великого князя Всеволода находится в алтаре Андреевского придела Успенского собора (на фото), под полом.

Уже в последние годы жизни великого князя между его сыновьями наметился разлад. Старшие Всеволодовичи Константин и Юрий не могли прийти к согласию относительно того, кому из них сидеть во Владимире, а кому в Ростове. Каждый из них старался привлечь на свою сторону младших братьев. Все это вылилось в кровавую междоусобицу, которая, хотя и окончилась формальным примирением, ослабила силы князей перед лицом опасности, надвигавшейся из степей.

Владимир пал в княжение Юрия Всеволодовича. А сам он погиб на реке Сити, так, по-видимому, и не дождавшись помощи от своего брата Ярослава.

Годы жизни: 1154 - 15 апреля 1212 .

Годы правления: Великий князь Киевский (1173); Князь Персяславский (1176- 1177); Великий князь Владимирский (1177-1212).

Из рода Владимиро-Суздальских великих князей. Сын Юрия Владимировича Долгорукого и греческой царевны Ольги.

Жены и дети:

Святослав Всеволодич

Константин Всеволодич

Ярослав Всеволодич

Владимир Всеволодович

Юрий Всеволодович

2) дочь кн. Витебского Василька Брячиславича, кн. Любовь.

В 1162 году Андрей Боголюбский выгнал из своей волости вдову отца, княгиню Ольгу, вместе с ее детьми. Изгнанники поехали в Грецию, где были радушно встречены императором Мануилом. Старшие братья и мать Всеволода так и остались там, но Всеволод некоторое время спустя возвратился на Русь и, как можно предполагать, получил от брата Михаила Городец Остерский.

В 1169 году вместе с многими другими князьями Всеволод участвовал в штурме и разграблении Киева. В 1173 году Андрей выслал из Киева Романа Ростиславича и хотел отдать великое княжение брату Михаилу, но тот боялся Ростиславичей и уступил Киев Всеволоду. Всеволод просидел в столице пять недель, после чего Ростиславичи тайно ночью въехали в Киев, схватили его и племянника его Ярополка Ростиславича, а также всех бояр и посадили на великое княжение своего брата Рюрика.

Вскоре Рюрик помирился с Михаилом, заключил с ним союз и отпустил Всеволода на свободу. Очевидно братья обещались помогать Ростиславичам в их войне с Андреем Боголюбским. Однако они не сдержали слова. В том же году они ходили с Андреевой ратью на Киев и Вышгород, а когда поход окончился неудачей - лишились своих волостей в Русской землей бежали в Чернигов к Святославу. Всеволодовичу. Здесь же жили племянники их, Ярополк и Мстислав Ростиславичи, также не имевшие волостей.

В 1175 году, после смерти Андрея Боголюбского, ростовцы и суздальцы послали в Чернигов звать Ростиславичей к себе на княжение, Ростиславичи, несмотря на то, что звали их одних, не захотели ехать без дядей, Михаила и Всеволода Юрьевичей, и сказали: "Либо добро, либо лихо всем нам; пойдем все четверо: двое Юрьевичей, да двое Ростиславичей". Но вскоре дружбе между дядьями и племянниками пришел конец. Ростовцы и суздальцы так ненавидели Андрея Боголюбского, что даже слышать не хотели о его братьях. Михаил был изгнан из Владимира, а Всеволод на этот раз, кажется, вообще не доехал до Суздальской земли и вернулся в Чернигов. Прошло немного времени и владимирцы с переяславцами, не спрашиваясь уже старших городов, послали звать к себе Михаила и Всеволода. Юрьевичи явились и у села Загорья разбили наголову суздальскую дружину. Михаил с честью и славою Вступил во Владимир, а брата отправил княжить в Переяславль Залесский. Ростиславичи бежали в Новгород, ростовцы и суздальцы вынужденно целовали крест Михаилу, но только и ждали.случая выступить против него.

В 1177 году Михаил умер в Городце Волжском. Ростовцы, не дожидаясь даже верного известия о его смерти, послали за Мстиславом Ростиславичем. Мстислав приехал на зов, собрал ростовцев, всю дружину и отправился с ними к Владимиру. Тем временем владимирцы позвали из Переяславля Всеволода и, выйдя перед Золотые Ворота, целовали крест ему, а также детям его. Всеволод, узнав о приезде Ростиславича, собрал владимирцев, свою дружину, бояр, оставшихся при нем (большая их часть перешла на сторону Ростислава), и отправился с ними навстречу племяннику, а за переяславцами послал другого своего племянника Ярослава Мстиславича.

Всеволод не хотел доверять свою судьбу битве, как любили поступать южные князья, и послал сперва сказать Ростиславу: "Брат! Если тебя призвала старшая дружина, то ступай в Ростов, там и помиримся, тебя ростовцы привели и бояре, а меня с братом Бог привел да владимирцы с переяславцами, а суздальцы пусть выбирают из нас двоих кого хотят". Но ростовцы и бояре не дали своему князю мириться. Всеволод, получивши отказ, поехал к Юрьеву, здесь дождался переяславцев и объявил им, что ростовцы не хотят мира; переяславцы отвечали: "Ты Мстиславу добра хотел, а он головы твоей ищет, так ступай, князь, на него, а мы не пожалеем жизни за твою обиду, не дай нам Бог никому возвратиться назад; если от Бога не будет нам помощи, то пусть, переступив через наши трупы, возьмут жен и детей наших; еще девяти дней нет, как брат твой умер, а они уже хотят кровь проливать". На Юрьевском поле, .за рекой Кзой, произошла битва- владимирцы со своим князем опять победили: их потери были ничтожны, тогда как со стороны неприятелей часть бояр была убита, другие взяты в плен, сам Мстислав бежал сперва в Ростов, а оттуда - в Новгород; победители захватили села, коней и скот своих врагов. Так Владимир одержал окончательную победу над Ростовом.

Но эта победа не положила конец борьбе Всеволода с племянниками. Мстислав из Новгорода бежал в Рязань к своему зятю Глебу Ростиславичу и стал подстрекать его к войне против Всеволода. Той же осенью Глеб пришел на Москву и сжег весь город. Всеволод поехал ему навстречу, но когда был за Переяславлем, явились новгородцы и сказали ему: "Князь! Не ходи без новгородцев, подожди их". Всегда осторожный, любивший действовать наверняка, Всеволод согласился ждать новгородцев, чтоб с удвоенными силами ударить на врагов, и возвратился. Но он понапрасну дожидался новгородцев: те не приходили; вместо них явились на помощь двое княжичей черниговских - Олег и Владимир Святославичи - да князь Переяславля Русского Владимир Глебович. Всеволод выступил с ними к Коломне и здесь получил известие, что Глеб опустошил с половцами Владимирскую волость. Всеволод вернулся, встретил рязанцев на реке Колакше и нанес им тяжелое поражение. Вся дружина рязанская была перебита и пленена. В плену оказались Мстислав, Глеб и его сын Роман. По этому поводу была большая радость во Владимире. Но гнев на Ростиславичей был еще очень силен. Владимирцы сами поехали в Воронеж, схватили там Ярополка Ростиславича и привезли во Владимир. Горожане требовали казни Ростиславичей. Всеволод сколько мог сопротивлялся, но потом все же велел их ослепить. Глеб умер в тюрьме, а Роман был отпущен в Рязань после того, как обещал во всем исполнить волю владимирского князя.

Таким образом на севере кончилась борьба в пользу последнего из сыновей Юрия Долгорукого. Всеволод стал так же силен, как и брат его Андрей, и немедленно пошел по пути брата: выгнал из своей волости племянника Юрия Андреевича.

Сделавшись самовластием в Суздальской земле, Всеволод вполне усвоил также приемы политики Андрея в отношении Новгорода и Киева. В 1180 году младшие братья Романа Рязанского послали сказать Всеволоду: "Брат наш старший Роман отнимает у нас волости, слушаясь тестя своего Святослава (Святослава Всеволодовича, князя Киевского. - К. P.), а тебе крест целовал и Нарушил клятву". Всеволод немедленно выступил в поход, выгнал Романа из Рязани, а сына Святославова, Глеба, в оковах отправил во Владимир. Святослав Всеволодович был совершенно раздосадован таким оборотом дела: ведь он не только в свое время дал приют Всеволоду в его изгнании, но и всеми силами помогал его утверждению на владимирском престоле. Распалясь гневом, Святослав пошел походом на Владимирскую волость и встретился с Всеволодом неподалеку от Переяславля Залесского на реке Влене. Всеволод выбрал для своего войска выгодное положение, огородился горами, рытвинами, но, несмотря на просьбу дружины, не хотел вступить в решительную битву с южными полками, отличавшимися стремительностью натиска, тогда как северяне, напротив, были не слишком сильны в чистом поле, зато отличались стойкостью в обороне. Простояв две недели против владимирцев, Святослав ушел на юг, так и не начав битвы. В. 1182 году князья помирились при посредничестве Рюрика Ростиславича, и только тогда Глеб Святославич смог уехать в Киев. Рязанская волость таким образом осталась в сфере влияния владимирских князей. В 1194 году Святослав Всеволодович хотел идти на рязанских князей, но не посмел прямо выступить в поход, а послал сперва к Всеволоду - просить у него на то позволения. Всеволод не согласился, и Святослав вынужден был отменить поход. В том же году он умер. Всеволод послал своих мужей в Киев, и те посадили на великое княжение Рюрика Ростиславича. Рюрик урядился со всеми соседними князьями, а зятю своему Роману Мстиславичу Волынскому отдал пять лучших городов: Торческ, Треполь, Корсунь, Богуслав и Конев, лежащих на реке Роси. Такая тесная дружба между киевским и галицким князем показалась Всеволоду опасной. Подобно Андрею, он старался всеми силами разжигать рознь между южными князьями и послал сказать Рюрику: "Вы назвали меня старшим в своем Владимировом племени; теперь ты сел в Киеве, а мне не дал никакой части в Русской земле, роздал другим, младшей братьи; ну если мне в ней нет части, то как ты там себе хочешь: кому дал в ней часть, с тем ее и стереги; посмотрю, как ты ее с ним удержишь, а мне не надобно". Рюрик послал к Роману и выпросил у него обратно поросские города. Получив желаемое, Всеволод немедленно отдал Торческ сыну Рюрика Ростиславу. Расчет был верен, ибо когда Роман узнал, что Торческ взят у него и через руки Всеволода передан Рюрикову же сыну, то начал посылать к тестю с жалобами, будучи уверен, что тот сговорилдя нарочно с Всеволодом и отнял у него волость для того только, чтоб передать ее своему сыну. С этого времени между Галичем и Киевом начались распри, переросшие в кровопролитную войну. Всеволод поддерживал в ней Рюрика, но больше на словах, чем на деле. В 1196 году он сделал было наступательное движение против Ярослава Всеволодовича Черниговского, но помирился с ним при первой возможности, бросив Рюрика одного отбиваться от врагов. Поведение Всеволода сильно раздосадовало Рюрика, который отнял у него поросские города и в дальнейшем правил по своему разумению, а Всеволод завязал отношения с Романом, который признал его за отца.

В 1202 году, уговорившись с Романом, Всеволод отдал Киев Ингварю Ярославичу Луцкому. Изгнанный из Киева Рюрик попытался было в следующем году вернуть его, но был вновь побежден Романом и вынужден был целовать крест великому князю Всеволоду и детям его, то есть отказаться от старшинства в роде и по смерти Всеволода. Так усилиями двух окраинных князей - Галицкого и Владимирского, - Киев был окончательно унижен и склонился перед новыми столицами.

Позже Рюрик вновь получил Киев из рук Всеволода, а в дальнейшем Всеволод сажал здесь Ростислава Рюриковича (в 1203 году) и Всеволода Святославича Чермного (в 1210 году).

Но если далеким Киевом Всеволод руководил более благодаря искусной дипломатии, то в рязанские дела он вмешивался непосредственно. В 1186 году он поддержал Всеволода и Святослава Глебовичей против их старших братьев, а в 1187 году еще раз подверг Рязанскую волость сильнейшему разорению. После этого в течение двадцати лет полностью подчинялись Всеволоду. В 1207 году, когда стали доносить, что рязанские князья сговорились с черниговскими, Всеволод велел схватить их всех и в оковах отвезти во Владимир, а сам с сыновьями пошел к Пронску, после трехнедельной осады взял его и пошел оттуда к Рязани. Рязанцы выслали навстречу владимирскому войску своего епископа Арсения, и тот умолил Всеволода не разорять город. Всеволод согласился, но потребовал, чтобы рязанцы выслали к нему всех оставшихся князей с княгинями, а в 1208 году послал к ним княжить своего сына Ярослава. Рязанцы не мирно жили с новым князем, тогда Всеволод вновь пошел на них, сжег город, а жителей заточил по разным крепостям.

Столь же грозен был Всеволод по отношению к Новгороду Великому. В 1178 году он ходил войной в Новгородскую волость, гневаясь на новгородцев за то, что они не помогли ему в войне против Глеба Рязанского, сжег Торжок и Волок Дамский и с большой добычей вернулся во Владимир. В 1187 году во время войны со Святославом Всеволодовичем Всеволод опять явился у Торжка, взял и сжег город, а всех торжан вместе с князем их Ярополком Ростиславичем увел в полон. После этого новгородцы выгнали от себя Владимира Святославича Черниговского и, исполняя волю Всеволода, приняли на княжение Ярослава Владимировича. В 1195 году новгородцы попытались выгнать Ярослава, но тот засел в Торжке и два года воевал против горожан. В 1197 году обе стороны приехали во Владимир мириться, и новгородцы взяли Ярослава обратно по всей его воле. С этого времени Всеволод стал распоряжаться в Новгороде, как распоряжался в нем Мономах. В 1199 году он выслал Ярослава, а в Новгороде посадил сына Святослава, а потом своей волей дал городу нового архиепископа Митрофана. Самовластие Всеволода продолжалось до 1211 года. Все эти годы в Новгороде княжил то один его сын, то другой. Наконец новгородцы не выдержали и вызвали на княжение из Торопца Мстислава Мстиславича Удалого. Престарелый Всеволод вынужден был признать этот переворот. Незадолго до смерти, по словам летописца, Всеволод стал изнемогать, и когда пришел его срок, преставился тихо и безмолвно.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.