Курсовая работа посвящена проблемам интеграции и дезинтеграции в мировой экономике. Была защищена на "отлично".

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Конец двадцатого века повлёк за собой кардинальные изменения в мировой экономике. Во-первых, лопнула, так называемая, "мировая социалистическая система", во вторых, развалился сам отец этой системы Союз Советских Социалистических Республик. Процессы дезинтеграции ярко проявились с экономическими и политическими кризисами, а также локальными военными конфликтами. Но в Европе начались и противоположные процессы - интеграционные. Образовался Европейский Союз, появилась единая европейская валюта евро, расширилось НАТО.
Анализ сегодняшней ситуации в мире обнаруживает, что повсеместно - в странах разных культурных, экономических и политических систем - имеются тенденции как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов.

Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдалённых друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма.
Интеграция, возникшая после 2-й мировой войны, является объективным процессом переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональны х экономических группировок зон свободной торговли, таможенных, экономических и валютных союзов и др

1. Шестаков, А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь, 2000 - 568 с.
2. Трубицына, Т. И., Общая экономическая теория, 2002 - 160 с.
3. Раджабова, З.К., Мировая экономика, 2006. - 336 с.
4. Большая Энциклопедия Нефти Газа, http://ngpedia.ru/
5. Осьмова, М.Н., Бойченко, A.B. Глобализация мирового хозяйства, 2006 - 376 с.
6. Минашин, Н. Экономическая дезинтеграция // РБК daily. - 2006.
7. Мартынов, К. Россия в 2031 году: дезинтеграция, стабильность или прорыв // Мнения.ру - 2011.
8. Либман, А.М., Хейфец, Б.А Модели экономической дезинтеграции // Евразийская экономическая интеграция. - 2011.
9. Евстифеев, Ю.М. Дезинтеграционные процессы в современной России на примере целлюлозно-бумажной промышленности // Российское предпринимательство - 2008.
10. Дробинина, Е. АТЭС в России - ещё од на попытка привлечь инвесторов // Би-би-си - 2012.
11. Россия в ВТО. Стратегия успеха // Международный экономический форум - 2013.
12. Кануто, О. Глобальные проблемы интеграции // Всемирный банк - 2013.
13. Ваш, Э.Л. Проблемы экономической интеграции России в мировую экономику //Экономический журнал - 2011.
14. Спартак, А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции // Внешнеэкономический вестник - 2010

Интеграция, возникшая после 2-й мировой войны, является объективным процессом переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных, экономических и валютных союзов и др.
Экономические основы интеграции
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; пов ышение открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны. Выделим основные причины экономической интеграции:
возрастание масштабов производства;
распространение новых технологий;
географическая близость;
распространение знаний;
либерализация торговли, других рынков.
Преимущества интеграции:
увеличение размеров рынка;
усиление конкуренции между странами;
обеспечение лучших условий торговли;
расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
распространение передовых технологий.
Одним из аспектов интеграции является фритредерство, т.е. политика свободной торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. Фритредерство является характерной чертой интеграционных группировок, что подтверждает ситуация, сложившаяся на сегодняшний день.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
Классификация интеграционных группировок
Существует разделение интеграции и интеграционных группировок по некоторым признакам.
Во-первых, классификация по территориальному признаку. Разделяют региональные, международные и мировые группировки (ЕЭП).
Во-вторых, по степени интеграции. В таком случае, определяют:
зону свободной торговли (АСЕАН);
таможенный союз (МЕРКОСУР);
общий рынок;
экономический и валютный союз;
политический союз.
Следующий критерий дифференциации интеграционных группировок это объект интеграции. Так, существуют объединения производителей определённого товара, экспортёров ресурсов, объединение для производства и т.д. (НАФТА).
Существует несколько критериев классификации интеграционных группировок, однако классификация представляется возможной лишь при наличии достаточного количества объектов классификации.
Основные интеграционные группировки в современном мире
Европейский союз
Европейский союз - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году, когда был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии.
Европейский Союз в настоящем виде был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
ЕАСТ
ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли, созданная в 1960 г. для экономического сотрудничества. ЕАСТ, в отличие от ЕС, не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ содействует развитию торговли между странами-членами в условиях честной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.
ЕЭП
ЕЭП - единое экономическое пространство, интеграционное объединение государств Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах.
ОЭС
ОЭС - организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
НАФТА
НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок.
Меркосур
Меркосур - общий рынок стран Южной Америки. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырёх стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений

Тезисы лекции:

Слово "интеграция" уже давно стало привычным в европейском лексиконе. Его появление явилось неизбежным велением времени, своеобразным ответом на вопрос о том, как и в каком направлении следует двигаться дальше в целях построения "новой" Европы. Безусловно, нельзя не согласиться с академиком Б. Н. Топорниным, который утверждает, что сегодня государствам -- участникам ЕС стало значительно труднее "оперировать прежними понятиями, подобными "международному сотрудничеству" или даже "европейскому сотрудничеству", поскольку они не отражали суть новых явлений... Интеграция понимается прежде всего как выход за пределы такого сотрудничества...". Аналогичная точка зрения высказывается профессором Ю. М. Юмашевым, утверждающим, в частности, что "Сообщество являет собой пример того, как в новых условиях государства-члены вкладывают более широкое содержание в понятие межгосударственного сотрудничества, и это диктует модель их поведения и определяет характер их взаимоотношений с созданной ими организацией".

Понятие "интеграция" происходит от латинского "integratio", что дословно переводится как "воссоединение, восполнение". Применительно к сфере межгосударственных отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметическую сумму составляющих ее частей, ибо по своему объему она гораздо больше и содержательнее. Как справедливо отмечает профессор В. Бобков, "интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно".

Интересно отметить, что вплоть до настоящего времени среди исследователей европейской интеграционной тематики так и не сложилась единая точка зрения относительно того, что же представляет собой интеграция государств в рамках Европейского региона. Хотя, пожалуй, в одном практически все они оказались едины, а именно - в признании того факта, что интеграция сама по себе рассматривается сегодня как определенно положительное явление, как "процесс, с необходимостью обусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами".

По терминологии А. Этзони, понятия "сообщество" и "интеграция" являются субъектом и предикатом. При этом "сообщество" представляет собой некую "общность или даже систему, обладающую самодостаточными интеграционными механизмами", в то время как "интеграция" является своеобразной "способностью данной системы поддерживать себя саму в результате воздействия и влияния как внутренних, так и внешних изменений".


По мнению A. Этзони, понятие "интеграция" включает в себя целый ряд необходимых и существенных элементов, а именно:

1) наличие эффективного контроля за использованием принудительных мер воздействия;

2) существование единого центра, отвечающего за принятие и исполнение решений;

3) наличие доминирующего центра политического единства основной массы политически активного населения.

Воспроизводство и закрепление неравномерности экономического развития отдельных стран и регионов в рамках интегрирующегося пространства в результате либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы, на практике становятся основной причиной дезинтеграции.

Возникновение и развитие центробежных тенденций в интеграционном объединении может быть также спровоцировано негативными последствиями разноуровневой и разноскоростной интеграции в торговой, налоговой, информационной, валютной и других сферах взаимодействия. Так например, организация таможенного союза только частью участников интеграции будет означать определенную дискриминацию во внешнеторговой сфере для других участников, становящихся «третьими странами» для подписавших подобное торговое соглашение.

Тесная валютная интеграция, создание зоны с единой валютой могут повысить трансакционные издержки в международном обмене для неприсоединившихся стран. Интеграционные и дезинтеграционные процессы тесным образом связаны между собой. Скорость, направление и форма первых зависят от силы не только содействующих, но и противодействующих причин. Если последние начинают превалировать, то они могут прервать интеграционный процесс, даже, несмотря на то, что он имеет исторически предопределенный и прогрессивный характер. Развертывание интеграционной тенденции всегда сопряжено с различными дезинтеграционными процессами, являющимися либо ее предпосылкой, либо следствием, либо сопутствующими ей.

Интеграция - тенденция сближения, согласования деятельности, объединения государств, их экономических и социальных систем в ряде сфер или отраслей хозяйственной, общественной и культурной жизни. Интеграция может происходить на различных уровнях - от локального до межрегионального и глобального. На настоящий момент наиболее распространенной и развитой формой интеграции является региональная, связанная с появлением крупных интеграционных объединений в ряде регионов мира - Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и др.

Интеграция тесно связана с тенденцией глобализации, представляет собой проявление последней на региональном уровне. Несмотря на то что процессы сближения экономик и обществ в отдельно взятом регионе могут казаться противоречащими логике глобализации, их глубина и разносторонность позволяют говорить, что в них проявляются наиболее перспективные направления глобализационных процессов. Так, ученые полагают, что Европейский союз может рассматриваться как своего рода лаборатория или модель будущей глобальной политической системы (К. Э. Йоргенсен и Б. Росамонд). Российский политолог О. В. Буторина считает, что региональная интеграция представляет собой модель сознательного и активного участия группы стран в процессе стратификации мира, обусловленной глобализацией. Это означает, что глобализация мировой экономики и других сфер жизнедеятельности мирового сообщества создала новую систему разделения труда и распределения мирового продукта, конфигурацию сфер влияния, к которой лучше могут приспособиться не отдельные государства, а крупные интеграционные блоки.

С одной стороны, интеграция как тенденция международных отношений и мировой политики вписывается в общий процесс социального развития, видится закономерным проявлением расширения и интенсификации общественных связей, эволюционным этапом становления новых форм общественной и политической организации. С другой стороны, интеграция как феномен второй половины XX столетия обладает особыми чертами, отличающими ее от предшествующих форм объединения обществ, экономик и политических систем, которые мы можем различить в мировой истории.

Во-первых, интеграция опирается на новый технико-экономический уклад, непосредственно связана с выходом экономического взаимодействия за пределы национального хозяйства и появлением новых средств информации и коммуникации, которые делают возможным широкое и интенсивное социально-экономическое взаимодействие. Кроме того, эти обстоятельства усиливают конкуренцию в мировой экономике и напрямую связывают конкурентные преимущества экономики с ее масштабом.

Во-вторых, интеграционные процессы происходят на добровольной основе, в результате осознанного выбора участников. Это отличает интеграцию последних шести десятилетий (с момента образования первого европейского сообщества) от многих объединительных процессов в истории, которые имели насильственный характер. Здесь же необходимо отметить связь тенденций интеграции и демократизации - выбор в пользу объединения в экономической, социальной, гуманитарной сферах видится результатом демократизации процесса принятия решений в современных государствах.

В-третьих, интеграционные процессы имеют многомерную структуру, происходят в ряде секторов экономики, во множестве сфер общественной жизни, что является новым явлением по сравнению с более ранними процессами объединения на основе какого-либо отдельного интереса в сфере безопасности, торговли или религии, который мог стать мотивом временного объединения государств в прежние эпохи.

Интеграционные процессы, безусловно, подготовлены предшествующей историей взаимодействия государств на региональном и мировом уровнях, в том числе негативным опытом конфликтов и войн. Зачастую в современных интеграционных процессах сказываются общие религиозные и цивилизационные корни участников объединения, стремление не допустить повторения войн, имевших катастрофические последствия для региона.

Существующие подходы к пониманию интеграционных тенденций можно различать по трактовке мотивов и конечных целей интеграционного процесса. Федералистский подход предполагает, что интеграция происходит в результате взаимного стремления небольших государств усилить свое влияние, получить новые политические и экономические возможности за счет образования федерации - по сути дела, нового крупного государства. Представителями федералистского направления являются такие ученые и общественные деятели, как А. Спинелли, Ж. Моннэ, У. Холлстайн. Функционалистский подход подразумевает, что интеграция мотивируется интересами сотрудничества государств, экономических субъектов и общественных групп в сферах и отраслях, не связанных с высокой политикой и амбициями создания сверхгосударства. Предполагается, что последние могут стать демотивирующим фактором для государств, заботящихся о сохранении собственного суверенитета. К функционалистам относятся такие исследователи и практики, как Д. Митрани, Э. Хаас, Р. Шуман. Коммуникативный подход, который ассоциируется с именем К. Дойча, видит в интеграции прежде всего комплексный процесс обучения, создающего общие символы, идентичности, привычки взаимодействия, общую память, ценности, нормы. В ходе этого процесса индивиды обычно на протяжении жизни нескольких поколений «учатся становиться народом», по выражению Дойча. Этот подход повлиял на разные школы изучения интеграции и сегодня используется исследователями институциональной структуры интеграционных объединений, например У. Сэндхолцем и А. С. Свитом.

Тенденция интеграции рассматривается и в общем контексте теоретических дискуссий в области изучения международных отношений и мировой политики. Реалисты остаются скептиками в отношении перспектив данной тенденции. С. Хоффман подверг критике функционализм, заявив, что региональные объединения исторически случайны, зависят от воли государств. Функциональная интеграция не может перерасти в политическую. В 1970-е гг. именно этот подход преобладал в связи с замедлением процесса евроинтеграции. Однако в то же время появляются неолиберальные исследования взаимозависимости и мирового развития, которые отвлекаются от опыта собственно евроинтеграции и провозглашают сотрудничество на основе экономической выгоды и снижения трансакционных издержек мировым трендом. Они добавляют к изучению интеграции круг субгосударственных акторов и подчеркивают коммуникативную природу интеграции.

Важно отметить развитие подходов, интерпретирующих интеграцию как тенденцию становления новых форм политической организации, не аналогичных известным моделям (унитарному государству или федерации). С середины 1990-х гг. начинают разрабатываться подходы, анализирующие функционирование ЕС как единой системы управления. Одним из первых и наиболее влиятельных стал подход Г. Маркса, рассмотревшего в 1992 г. систему ЕС как многоуровневое управление. Маркс совместно с Л. Хуг обратили внимание на то, что интеграция складывается как система альянсов между супранациональными органами (Европейская комиссия) и внутринациональными акторами, что отодвигает государства на второй план. Аналогичные альянсы формируются и на субгосударственном уровне. Конструктивист Дж. Дж. Рагги называет европейскую интеграционную модель «мультиперспек- тивной политией», полагая, что в данном интеграционном объединении реализуется совершенно новая политическая логика, в которой нет единственного центра принятия решений, а политика вырабатывается в результате многомерного консенсуса.

С международно-политической точки зрения одним из ключевых является вопрос о перспективах интеграционного тренда и главным образом о том, перерастет ли процесс экономической, социальной и культурной интеграции в политическое объединение. Широко принятой в международно-политической науке и практике является модель этапов интеграции, построенная на опыте Европейского союза:

  • 1) создание зоны свободной торговли (происходит снятие таможенных барьеров во взаимной торговле);
  • 2) таможенный союз (устанавливаются единые торговые тарифы по отношению к третьим странам);
  • 3) общий рынок (в дополнение к свободному перемещению товаров обеспечивается движение услуг, капиталов и рабочей силы);
  • 4) экономический и валютный союз (создаются общая система регулирования экономической политики и валютная система).

Однако возможная фаза политического объединения вызывает острые дискуссии среди исследователей процессов интеграции. С одной стороны, современная Европа становится все более единой как международный актор (например, с введением единой дипломатической службы Европейского союза), с другой - политические противоречия между странами становятся еще более острыми в ходе финансово-экономического кризиса. Кризисные тенденции в еврозоне рассматриваются как возможная причина замедления интеграционных процессов и даже отмены четвертой фазы интеграции.

Существует и ряд других причин, заставляющих исследователей говорить и о дезинтеграционных тенденциях в современном мире.

Во-первых, это сохраняющиеся диспропорции в развитии стран, входящих в интеграционные объединения. Даже в Европейском союзе уровень доходов на душу населения в беднейших и богатейших странах-членах различается на порядок. Это приводит к внутренним трениям и дополнительным рискам, которые вынуждены разделять все участники интеграционного объединения.

Во-вторых, это обостряющиеся культурные и цивилизационные противоречия, которых не может избежать практически ни одно интеграционное образование, так как в современных условиях любое из них охватывает государства с различными культурными традициями и, кроме того, испытывает миграционное давление.

В-третьих, это различающиеся политические интересы и приоритеты в сфере международной безопасности. Современная дезинтеграция зачастую связана с авторитарными амбициями лидеров и элит ряда государств или с деструктивным влиянием внешних сил в том или ином регионе. Можно говорить о том, что в современном мире различные интеграционные проекты вступают в жесткую конкуренцию и успех одного из них может означать дезинтеграционные последствия для другого.

Тем не менее интеграция остается наиболее влиятельной тенденцией мирового развития. В разных регионах она протекает в разных формах, и конкуренцию этих форм можно считать процессом тестирования оптимальных моделей экономического, социального и культурного объединения в современном мире, который постепенно приводит и к становлению качественно новых форм политической организации.

Интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. Это межгосударственный процесс. Отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
Глобализация, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров. Они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. Кроме того, если глобализация может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в глобальный мир», в то время как другие оказываются вне глобализационного пространства), то в интеграцию государство включается целиком. Хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые попадают на его периферию. Еще одно отличие интеграционных и глобализационных процессов - роль негосударственных акторов: в процессах глобализации они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
Несомненно, глобализация, делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. Но в то же время порождает и противоположный процесс. Негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. Примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием Конституции ЕС.
Процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в Северной и Центральной Америке, в Азии - в АСЕАН. Однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ЕС.
Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего - наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
Для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: географическая близость, стабильное экономическое развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство исторического и социального развития, сравнимые формы правления и экономических систем, близкий уровень военного развития и экономических ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
Важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в МГИМО.
Сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. Основателем функционализма считается Дэвид Митрани. Он проанализировал причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Д. Митрани делает акцент на изначальном развитии экономической, социальной, научно- технической интеграции. Политическая же интеграция остается на втором плане. Д. Митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
Представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. Для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П. А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».
Под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они - по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, - способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процессам и подталкивают участников к дальнейшему объединению. Неофункционалисты обычно используют в качестве модели для иллюстрации своих теоретических воззрений развитие ЕС.
Интеграционные процессы противоречивы. Национальные интересы одних государств сталкиваются с интересами других. Кроме того, участники интеграции часто находятся на разных стадиях экономического и социального развития. Поэтому, несмотря на взаимную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере оказывается большим, чем других. Существуют и другие издержки интеграции. Как в случае с глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х годов Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.
Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции - функционализма, неофункционализма, федерализма - обсуждать вопросы и, соответственно, предлагать теоретические схемы, связанные с ограничением интеграционных процессов. Так, С. Хантингтон в 1996 г. выразил сомнение в возможности и целесообразности некоей мировой «интеграции». По его мнению, интеграционные процессы должны быть ограничены рамками цивилизации. Мир, как отмечает исследователь, не обязательно принимает ценности, присущие западноевропейской цивилизации. Поэтому США, полагает С. Хантингтон, должны тесно сотрудничать и, соответственно, входить в интеграционные образования со своими западноевропейскими партнерами, что поможет сохранению и развитию той цивилизации, к которой они все принадлежат, но держаться на расстоянии от других цивилизаций. В более узком плане, если говорить, например, о расширении НАТО, эта организация, согласно С. Хантингтону, должна тесно взаимодействовать и включать в состав своих членов такие близкие в цивилизационном отношении страны, как государства Балтии, Словения, но не те, которые ориентированы на ислам или православие. В будущем же, по его мнению, связи НАТО с «далекими» в цивилизационном отношении странами - Турцией и Грецией - ослабеют.
Действительно ли цивилизационный принцип является ограничительным моментом в развитии интеграции? Следует признать, что в современном мире интеграционные процессы идут прежде всего в рамках регионов и в каком-то смысле регионы утверждают свою специфику именно через региональное сотрудничество, поэтому все чаще можно встретить термин «регионализация» как близкий понятию интеграции, но подчеркивающий именно региональную специфику. В то же время представляется упрощением утверждение, что интеграционные процессы вообще ограничены регионами. Ряд фактов противоречат этому. Например, активная роль Японии (принадлежащей, по С. Хантингтону, к отдельной цивилизации) в деятельности «Группы восьми» оказывается плохо объяснимой в рамках «цивилизационной» интеграции. И таких примеров много.
Явления, ведущие к противоположным по сравнению с интеграцией результатам - распаду государств или межгосударственных образований, - представляют собой дезинтеграционные процессы. Дезинтефация, как и интеграция, относится к отношениям между государствами. Так, в 1991 г., когда произошел распад СССР, на месте которого образовались 15 новых государств, распались и некоторые международные организации, где СССР играл ключевую роль, в частности, СЭВ, ОВД. В 1990-х годах распалась Чехословакия. В отличие от мирного или, как его называют, «бархатного развода» Чехословакии бывшая Югославия распадалась долго, с рядом вооруженных конфликтов.
Почему распад государств и межправительственных образований в конце XX - начале XXI в. оказался столь значимым даже для Европы, где уровень интеграционных процессов высок? Почему Чехословакии надо было сначала дезинтегрироваться на Чехию и Словакию, чтобы потом каждой по отдельности интегрироваться в ЕС? Удивительно, но вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически неразработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате процессы интеграции и дезинтеграции оказываются плохо сравнимыми.

Решающий фактор формирования мирового рынка и мирового хозяйства в целом - международное разделение труда (МРТ). Его можно определить как специализацию отдельных стран в рамках мирового (всемирного) хозяйства на тех или иных видах продукции и услуг, что обусловливает и предполагает обмен этих товаров и услуг на мировом рынке. Таким образом, МРТ является пространственной формой общественного разделения труда, характеризующейся разрывом между местом производства и местом потребления.

В МРТ можно различить две ситуации. Первая - когда страна ввозит какой-либо продукт из другой страны потому, что по природным условиям совершенно не может его производить; и вторая ситуация - когда ввозится продукт, который можно было бы произвести и у себя, но это обошлось бы дороже. Первую ситуацию можно назвать абсолютным МРТ, вторую - относительным.

В основе МРТ лежат различия в природе и в самих людях.

Одна из наиболее очевидных и первоначальных предпосылок МРТ - различия между странами в природно-географическом отношении. Страны различаются по своим природным богатствам, почвенно-климатическим условиям, размерам территории, экономико-географическому положению и т. п. и специализируются в соответствии с этими различиями.

С развитием общества множатся и общественные причины МРТ - такие, как исторические и производственные традиции, различия в цене и квалификации трудовых ресурсов. Они перекрывают и заслоняют причины, лежащие в природных различиях, но не отменяют их.

В современную эпоху главный фактор формирования МРТ - научно-технические достижения, способность страны генерировать идеи, воплощать их в новые технологии и внедрять эти технологии в производство и быт. В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами или мощью финансового капитала. Теперь все решают уровень образования и объем накопленных обществом знаний.

Главный побудительный мотив к участию в МРТ - экономическая выгода, получаемая при производстве товаров в тех странах, где для этого имеются абсолютные или сравнительные преимущества.

Если страна производит на единицу затрат какого-то товара больше, чем ее конкуренты, то она имеет абсолютное преимущество в производстве данного товара. Ей выгодно вывозить этот товар, а другим странам выгодно его покупать, так как собственное производство обошлось бы дороже.

Основными формами международных экономических связей являются:

международная торговля товарами;

международная торговля услугами;

вывоз капитала и международный кредит;

валютные (расчетные) отношения;

международная специализация и кооперирование производства;

международная экономическая интеграция.

Ведущее место в системе МЭО по-прежнему занимает международная торговля, составляющая примерно 2/3 стоимости всех трансграничных экономических потоков. Однако ее характер существенно изменился - современная внешняя торговля во все большей степени нацелена на обмен промышленными товарами на базе подетального и постадийного (технологического) разделения труда. Эволюция интернационального обмена привела к интернационализации производства, которое сейчас все чаще организуется на предприятиях нескольких стран мира, соединенных звеньями единых технологических процессов. Решающую роль в становлении международного производства играет быстро растущий вывоз капитала в форме прямых инвестиций и деятельность ТНК. Вывоз капитала, интернационализация производства способствуют интернационализации научно-технического прогресса, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями.

Основными тенденциями развития современного мирового хозяйства являются:

ускорение научно-технического прогресса, выражающееся в распространении новых технологий, включая средства связи, транспортировки и вооружений; происходящая под влиянием НТП глобальная компьютеризация экономической деятельности по-новому ставит вопрос о способах ведения международного бизнеса; глобальная информатизация резко облегчает возможности получения коммерческой, общеэкономической, специальной информации.

глобальные перемены в области окружающей среды. Исчерпание экологической базы, необходимой для поддержания постоянно расширяющегося производства, ставит вопрос об источниках финансирования. Серьезные действия в отношении окружающей среды неизбежно приведут к резкому напряжению функционирования мировой экономики.

прирост и постоянное перемещение народонаселения; Население перемещается по причине бедственного экологического, неудовлетворительного экономического и политического положения. Массовый миграционный натиск с Периферии на Центр вызывает репрессивную ответную реакцию, что в свою очередь входит в противоречие с требованиями демократизации общества, порождая схожие экономические и социальные проблемы.

увеличение разрыва между бедными и богатыми странами; Деколонизация в большинстве случаев не оправдала надежд развивающихся стран на экономическое процветание. Продолжавшаяся дискриминация в МЭО привела к неудачным попыткам развивающихся стран установить Новый международный экономический порядок (НМЭП). Усиление конкуренции между странами Центра (ЕС - НАФТА - Япония/АСЕАН) вызывает снижение вероятности направления капиталов в менее развитые страны, усугубляющееся необходимостью инвестирования в хозяйство стран переходной экономики с целью повышения предсказуемости их поведения на мировых товарных рынках.

усиление роли международных экономических организаций, происходящее на фоне уменьшения способности государств поддерживать внутренний порядок при политической его неспособности предоставить своим гражданам безопасность и социальное обеспечение. Кризис ООН как глобальной политический организации и процветание экономических ее подразделений.

растущая роль негосударственных структурных образований (неправительственные организации, ТНК) в решении международных вопросов, в том числе экономических, ставит вопрос об изменении состава основных участников международного сообщества. Мир движется к новой социально-экономической обстановке, в условиях которой международное сообщество составят несколько отличных друг от друга типов действующих лиц, чью роль как автономных членов данного сообщества нельзя будет игнорировать.

Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним из показателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможно стать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства, обеспеченность факторами производства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависят от степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны. Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремится как можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортной выручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта и импорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов, потребительских предпочтений в различных странах и структурных характеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается как возрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря, экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, а импорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Таким образом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом и национальным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешней торговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, что увеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всего повышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Но по мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ее импорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортом другой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В свою очередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта данной страны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первой страны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Таким образом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами, как национальный доход, экспорт, импорт.

Существуют и другие важные взаимосвязи, например, между экспортом и валютным курсом. Как известно, экономика каждой страны характеризуется степенью открытости, которая проявляется через экспорт и импорт, приток и отток капитала. Предположим, что валютный курс фиксированный и происходит бюджетное стимулирование. В таком случае растут доходы и расходы, что ведет к ухудшению торгового баланса. Бюджетное стимулирование вызывает рост процентных ставок, что влияет на краткосрочный приток капитала. Поэтому импорт в начале увеличивается, а затем торговый баланс улучшается за счет притока капитала.

Если происходит рост предложения денег, то процентные ставки падают. Тем самым расходы растут и торговый баланс ухудшается. В результате падения процентных ставок происходит краткосрочный приток капитала, и платежный баланс ухудшается. Чтобы избежать этого, применяют бюджетное стимулирование и денежно-кредитное ограничение.

При плавающем валютном курсе увеличение денежной массы приводит к падению процентных ставок, что ведет к росту расходов и, соответственно, ухудшению платежного баланса. В результате национальная валюта обесценивается. В то же время действует и другая тенденция. Вследствие оттока капитала, наша валюта облегчает местным фирмам конкуренцию с иностранными. Новый уровень конкурентоспособности местных фирм увеличивает общие расходы на продукцию нашей страны. Этот прирост агрегированного спроса, вызванный обесцениванием валюты, еще более усиливает подъем, что определено ростом денежной массы.

Бюджетная политика ведет к росту доходов и расходов, что улучшает торговый баланс. С другой стороны, процентные ставки растут, что ведет к притоку капитала. В результате наша валюта может как обесцениваться, так и дорожать. В свою очередь расходы и доходы могут вырасти или остаться на прежнем уровне. В целом, если обесценивание валюты стимулирует экспорт, то стабильность валюты или ее подорожание может негативно сказаться на экспорте. В таком случае вопрос будет решен в зависимости от того, какая тенденция будет преобладающей. Эти противоположные тенденции в развитии экспорта анализируются в рамках двух больших моделей достижения внутреннего и внешнего равновесия. Под внутренним равновесием понимается достижение полной занятости, стабильности цен, экономического роста. Внешнее равновесие представляет собой равновесие в области внешнеэкономических расчетов.

Так, взаимосвязь экспорта, импорта и национального дохода между двумя стратегиями показывает, что экспорт одной страны является импортом другой. Чем больше национальный доход, тем больше импорт и, соответственно, экспорт. Здесь речь идет прежде всего об увеличении национального дохода. Модель равновесия при фиксированных валютных курсах показывает воздействие на импорт денежно-кредитной и бюджетной политики. Модель же равновесия при плавающих валютных курсах приводит к выводу об обесценивании национальной валюты, что стимулирует экспортеров. Следует указать на опыт Японии. В ряде случаев она проводила политику девальвации собственной валюты. Это толковалось мировой общественностью как стимулирование экспорта. На самом же деле Япония имела внутреннее макроэкономическое равновесие, что и требовало от нее девальвации валюты.

Многие страны стремятся стимулировать экспорт. Однако эти же самые страны в отношении импорта проводят политику ограничения, не учитывая того, что субсидирование экспорта одновременно является и субсидированием импорта. Это происходит из-за того, что экспортные субсидии способствуют повышению обменного курса национальной валюты, а следовательно, удешевляют приобретение иностранных товаров в данной стране. В значительной степени используется политика субсидирования экспорта. Так, можно использовать средства налогоплательщиков для предоставления низкопроцентных займов отечественным экспортерам или выгодных кредитов для их иностранных клиентов.

Государство может нести и непосредственные затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом, организовывая рекламу и предоставляя дешевую информацию о конъюнктуре мировых товарных рынков. Налоговая система многих государств также предоставляет отечественным фирмам налоговые льготы в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. В среднем экспортные субсидии незначительны, но для отдельных товаров, а также компаний они могут достигать очень больших размеров. В частности, экспортные субсидии в обрабатывающей промышленности не выходят за пределы 1 % стоимости экспорта, а сельскохозяйственная продукция пользуется наибольшими в процентном выражении субсидиями. Западные индустриальные страны осуществляют на средства налогоплательщиков гарантированную закупку избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за не возделывание посевных площадей, что обеспечивает фермерам необходимый уровень доходов. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержания фермерских доходов, страны Западной Европы и Северной Америки продают заведомо в убыток избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар по сниженным ценам таким странам, для которых цены мирового рынка очень высоки.

Одним из главных инструментов стимулирования экспорта промышленно развитых стран является государственное кредитование экспорта. При этом по сравнению с частным сектором государство устанавливает понижение процентной ставки по экспортным кредитам и удлиняет сроки кредитования экспорта. С этой целью в большинстве стран созданы специальные государственные организации, банки и фонды, предоставляющие кредиты для экспорта прежде всего тех товаров, реализация которых требует долговременного финансирования, т. е. в основном машин и оборудования.

В дополнение к этому многие страны ввели в практику различные формы смешанного кредитования экспорта, основывающегося на использовании государственных и частных финансовых средств, рефинансирование части экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками, субсидирование разницы между льготными ставками и текущей рыночной ставкой по кредитам.

Примером этого служит американский экспортно-импортный банк - Эксимбанк, основанный в 30-х гг. нашего века и скомпрометировавший себя тем, что предоставляет дешевый кредит американским экспортерам и их иностранным поставщикам.

Большинство субсидий Эксимбанка направлялись в распоряжение семи крупнейших американских компаний и их зарубежных клиентов. В особенности это касалось компании "Боинг", чьи зарубежные заказы обеспечивались дешевым кредитом Эксимбанка. В то же время Японию нельзя упрекнуть в том, что ее успехи в завоевании европейского и североамериканских рынков автомобилей и электроники связаны исключительно с субсидированием экспорта. В целом экспортные субсидии невелики, однако в некоторых случаях они оказываются весьма значительными.

Кроме макроэкономического подхода к экспортно-импортному развитию существует микроэкономический подход. Для изучения мировых товарных рынков важен такой показатель, как спрос на импорт, в результате которого можно получить анализ вхождения в целевую страну. Так, общий импорт отдельного продукта в одной стране определяется суммой всего импорта из других стран. Если общий импорт устанавливается в отношении к обеспечению внутреннего рынка, то общая доля импорта отражает силу иностранной конкуренции к внутренней конкуренции. Это во-первых. Во-вторых, если доля импорта в отдельных странах-поставщиках определяется общим импортом какой-то продуктовой группы, можно получить общую картину силы иностранной конкуренции и судить о структуре конкуренции соревнований в одной выбранной стране-импортере. Если теперь сравнить эту страну-импортера с другим сильнейшим импортером данного продукта, получается так называемая "относительная доля импорта", которая представляется важным критерием для оценки конкурентоспособности данного продукта, например, из Германии на зарубежных рынках. Так, относительная доля импорта (например ФРГ) определяется отношением общего импорта ФРГ к импорту продукта предполагаемой страны. Преимущество заключается в том, что при помощи показателя относительной доли импорта можно составить шкалу силы конкуренции, что оказывается полезным для изучения страны-импортера. Так, если относительная доля импорта меньше коэффициента, равного 0,1, то относительная позиция конкуренции является незначительной; при коэффициенте от 0,1 до 0,4 позиция конкуренции слабая; если 0,4-0,7 - средняя; показатель 0,7-1,0 характеризует сильную конкуренцию. Если доля импорта более единицы, то позиции конкурентов очень сильные.

Немаловажное место занимает и определение спроса по экспорту и импорту конкретных продуктов. Важнейшими критериями для выбора экспортных рынков являются величина рынка и международная структура конкуренции в стране. Для этого в качестве измерительных величин используются показатели спроса на импорт и структура импорта. Однако из-за того, что очень сложно, а подчас и просто невозможно охватить данные об импорте из более чем 150 стран, целесообразно обратиться к данным о главных экспортерах в страну. Анализ шансов сбыта за границей производится по следующим ступеням: анализ германского экспорта, анализ экспорта ведущих стран-поставщиков, анализ важнейших стран-импортеров.

Германские производители за период с 1999 по 2003 г. потеряли значительную рыночную долю (минус 5,8 %), в то время как японские производители смогли поднять свою долю на 12,4 %. При этом следует обратить внимание на то, что доли импорта при различном спросе на средства производства и при различных направлениях капитального строительства могут быть подвержены сильным конъюнктурным колебаниям. Неравномерное развитие заграничных рынков в длительной перспективе ведет к структурным изменениям в спросе на импорт и в международной конкуренции. Для экспортирующих предпринимателей важно следить за динамикой заграничных рынков, для того чтобы своевременно реагировать на сокращающиеся, входящие в состояние застоя, растущие и новообразующиеся рынки сбыта.

Развитие экспортно-импортных тенденций имеет место в странах Восточной Европы, где процесс трансформации оказал существенное воздействие на их внешнюю торговлю. Обозначились положительные тенденции в экономическом развитии Польши, Венгрии, Чехии, Словакии. Так, в польском экспорте сырьевые товары сократились с 50,4 % до 35,6 %. В Венгрии такая же картина, но при этом уменьшилась и доля капиталоемких товаров. Одна из самых прогрессивных тенденций в развитии экспорта наметилась в Чехии. Это объясняется прежде всего успешным ходом экономических реформ: была проведена приватизация, либерализация рынков капитала, торговли, достигнута финансовая стабилизация. Таким образом, можно сказать, что структура экспорта и импорта в странах с переходной экономикой зависит от эффективности проведения реформ.

Кроме того, выбрав за основу плавающий валютный курс, рыночно реформируемые страны умело субсидировали экспорт. При помощи определенных инструментов денежно-кредитной политики национальная валюта обесценивалась, что ставило отечественных экспортеров в лучшие условия по сравнению с импортерами. Следует отметить, что единые экономические реформы в восточноевропейских странах привели к улучшению конкурентоспособности местных предприятий, что, в конечном счете, повлекло увеличение их экспорта. К таким странам относятся Чехия, Венгрия, Польша, Словакия.

Если же предпочтение отдается фиксированному курсу, то государству приходится идти на непопулярные меры, к которым относятся, прежде всего, валютный контроль и рационирование. Правительство может потребовать продать всю валюту, получаемую экспортерами, или значительную ее часть. В свою очередь оно рационирует небольшой запас валюты между различными своими импортерами. В одном ряду с данными мерами стоит и торговая политика, направленная на сдерживание импорта. Импорт может быть сокращен путем введения высоких таможенных пошлин и импортных квот. Помимо этого применяются и механизмы внутреннего макроэкономического регулирования, в частности внутренняя налоговая и денежная политика. Разнообразные ограничительные налоговые и денежные меры снижают национальный доход одной страны относительно другой. А поскольку масштабы импорта зависят от величины национального дохода, то это приводит к ограничению спроса на импортные товары. Это относится к ряду стран Восточной Европы, которые идут не по рыночному пути реформирования внешней торговли.

Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) - это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и МРТ.

Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

Основные цели

Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также

  • · Использовать преимущества "экономики масштаба"
  • · Сократить трансакционных издержки
  • · Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку
  • · Решить задачи торговой политики
  • · Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста

Предпосылки

  • · сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран
  • · территориальная близость государств
  • · общность экономических и других проблем
  • · демонстрационный эффект
  • · эффект домино (страны, которые оказались за пределами блока хуже развиваются, они начинают стремиться в блок)

Типы и виды интеграции

В современном мире происходит как бы "двойная" интеграция:

  • · всемирная экономическая интеграция, порожденная процессами транснационализации и глобализации (ком. - наверное, глобальная );
  • · традиционная региональная интеграция, развивающаяся в определенных институциональных формах еще с 50-х годов (ком. - наверное, региональная ).

Развиваясь на двух уровнях - глобальном и региональном, - интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. - противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО ).

Также различают интеграцию на уровне предприятий и интеграцию на уровне государств:

1. Институциональный тип интеграции , или интеграция государств - это процесс взаимопроникновения, сращивания национальных воспроизвод. процессов, в результате чего сближаются соц., пол., институт. структуры объединяющихся государств. Часто этот тип интеграции возникает на основе решений политиков и руководителей.

Основные результаты региональной интеграции:

  • · Синхронизируются процессы эк. и соц. развития стран, сближаются значения макроэкономических показателей развития
  • · Углубляется взаимозависимость экономик и интегрированность стран
  • · Рост ВВП и производительности труда
  • · Рост масштабов производства, сокращение издержек
  • · Образование региональных рынков торговли
  • 2. Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) - речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают:
    • · Горизонтальная интеграция . Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.
    • · Вертикальная интеграция . Это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.

Формы частнокорпоративной интеграции:

  • · Создание совместных предприятий (СП)
  • · Провдение международных производ. и науч. программ

В результате частнокорпоративной интеграции образуются рынки, которые базируются на сети прямых связей и торговля на таких рынках носит название интеграционной торговли.

Как правило, региональная интеграция и интеграция на уровне предприятий протекают параллельно.

В основе экономической интеграции лежит взаимная заинтересованность субъектов рынка. Неверно представление, что регионы стремятся к автаркии, выживанию в одиночку и только центр и некоторые сознательные регионы заботятся о сохранении экономической целостности страны. На самом деле в нормальной экономической среде ни одному региону обособленность невыгодна, каждый из них заинтересован в широком рынке. Синдром обособления возникает только при макроэкономических и политических аномалиях. Следует лишь уточнить, что для некоторых регионов более эффективными могут оказаться экономические связи не с другими российскими регионами, а с партнерами из других стран.

Поскольку основными субъектами межрегиональных экономических отношений стали предприятия, функции региональных администраций все более ограничиваются созданием благоприятных условий для межрегиональных экономических связей .

В связи с тем, что экономическое районирование является одной из важных основ территориальной организации хозяйства страны, оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности национального рынка. В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область. Регионы данного типа являются объектами статического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.

Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ) . Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром.

Целесообразность создания свободных экономических зон (СЭЗ) обусловлена конкурентными преимуществами некоторых компактных территорий (приморское или приграничное положение, хорошие транспортные выходы вглубь страны, возможности развития экспортных производств и т. д.). СЭЗ создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и прогрессивного управленческого опыта, увеличения и диверсификации экспорта, развития импортозамещающих производств.

экономический интеграция международный союз