План изучения темы: 1. Понятие политического института. 2. Государство как политический институт. Его признаки. 3. Функции государства. 4. Формы государственного устройства в современном мире. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Политический институт- это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Теории происхождения государства - Теологическая - Марксистская Марксистская - Завоевательная - Конфликтная Конфликтная - Контрактная Контрактная - Торговаяорговая Ирригационная теория Ирригационная теория - Ирригационная теория Ирригационная теория Признаки государства - территория - население - власть - суверенитет - монополия на легальное применение силы - исключительное право на издание законов - всеобщность - право на взимание налогов и сборов с населения Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск




Элементы государства. Государство Аппарат управления Граждане Структура государства Представительные органы Судебная система Исполнительно- распорядительные органы Надзорно- контрольные органы Органы охраны общественного порядка Вооруженные силы Органы государственной безопасности Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Функции государства Внутренние Внешние Законотворческая Экономическая Социальная Обеспечение правопорядка Культурно-воспитательная Обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости Сотрудничество с другими государствами Участие в решении глобальных проблем Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск




Форма территориального устройства Административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. унитарные федеративные конфедеративные Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск






Теологическая теория. Объясняет возникновение возникновение государства Божественной волей. волей. идеи незыблемости подчинения идеи незыблемости подчинения государственной государственной воле как власти бога, но вместе с тем и зависимости государства от божественной воли государства от божественной воли Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Марксистская (материалистическая) теория. государство появилось в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации Государство- машина подавления машина подавления в руках господствующего класса (рабовладельцев, феодалов или буржуазии). (рабовладельцев, феодалов или буржуазии). Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Завоевательная теория. (французские историки 19 в. Гизо и Тьерри, австрийский социолог Л.Гумплович, известный марксистский теоретик (французские историки 19 в. Гизо и Тьерри, австрийский социолог Л.Гумплович, известный марксистский теоретик К.Каутский и др.) К.Каутский и др.) государство является государство является результатом завоевания результатом завоевания одних народов другими - согласно ей, завоеватели - согласно ей, завоеватели вынуждены были создавать его вынуждены были создавать его для управления покоренными. для управления покоренными. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Контрактная теория происхождения государства, Контрактная теория происхождения государства, среди приверженцев были английские философы Т.Гоббс и Д.Локк Т.Гоббс и Д.Локк а также французский мыслитель а также французский мыслитель 18 в. Ж. - Ж. Руссо, 18 в. Ж. - Ж. Руссо, опирается на т.н. теорию общественного договора, договора, государство возникает в результате государство возникает в результате договора всех членов общества договора всех членов общества об его учреждении при выходе об его учреждении при выходе из естественного (родоплеменного) из естественного (родоплеменного) состояния. состояния. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Конфликтная теория. Ее приверженцами выступают американские политологи М.Фрид и Р.Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся на родоплеменной стадии человеческом обществе стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно усиливается конкуренция в борьбе усиливается конкуренция в борьбе за жизненно важные ресурсы, за жизненно важные ресурсы, что порождает большое количество внутренних конфликтов внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния учреждение государственной власти, способной обеспечить порядок. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Существующие еще до существующие еще до создания государств торговые обмены между племенами на обмены между племенами на больших расстояниях способствуют усилению власти вождей племенных усилению власти вождей племенных союзов – получая из - за пределов союзов – получая из - за пределов своих владений диковинные товары, они неизбежно усиливают свою власть и влияние, постепенно создавая вокруг себя государственный себя государственный аппарат. аппарат. Торговая теория автор - американский политолог М.Уэбб Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Ирригационная рассматривается рассматривается происхождение происхождение государства на примере государства на примере Древнего Египта. Агроклиматические условия этой страны - пустыня, узкая полоса обрабатываемых земель, орошаемых во время сезонных разливов Нила - требовали регулируемого и равномерного распределения воды между земледельческими общинами. необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство. необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Наличие единого общенационального суверенитета, единой конституции, системы законодательства и гражданства; Наличие единого общенационального суверенитета, единой конституции, системы законодательства и гражданства; Единая система органов государственной власти. Единая система органов государственной власти. Все решения на местах принимаются только в рамках предписаний центральных властей. Все решения на местах принимаются только в рамках предписаний центральных властей. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Федерация - это устойчивый союз регионов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах. Федерация - это устойчивый союз регионов, самостоятельных в пределах распределенных между ними и Центром полномочий, имеющих собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые (формируемые) непосредственно на местах. Наличие двойного суверенитета, двойной системы законов и двухуровнего государственного аппарата; Наличие двойного суверенитета, двойной системы законов и двухуровнего государственного аппарата; Суверенитет федерации по ключевым вопросам выше суверенитета ее субъектов Суверенитет федерации по ключевым вопросам выше суверенитета ее субъектов Региональные органы власти - администрация (правительство) и парламент - формируются населением регионов, одновременно подотчетны ему и центральному правительству, могут принимать решения в пределах предоставленных им Конституцией страны полномочий; Региональные органы власти - администрация (правительство) и парламент - формируются населением регионов, одновременно подотчетны ему и центральному правительству, могут принимать решения в пределах предоставленных им Конституцией страны полномочий; Наличие двухканальной системы налогообложения; Наличие двухканальной системы налогообложения; Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов(штатов, республик и т.д.) Территория федерации состоит из территорий отдельных ее субъектов(штатов, республик и т.д.) Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Конфедерация – более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких - либо совместных целей. Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали некоторое время после провозглашения независимости в США (), Швейцарии (с момента создания до 1848 г.), Германии () до объединения ее в единое государство военным путем во времена канцлера Бисмарка. Наконец, идея создания конфедерации США и Великобритании для закрепления их преобладания в мире и противодействия наступлению коммунизма прозвучала в знаменитой речи британского премьера У.Черчилля 1946 г. в Фултоне, но она так и не была реализована. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск





Республика парламентскаяпрезидентская Образование правительства на парламентской основе; Подотчетность правительства парламенту. Глава правительства является первым лицом в стране; Полномочия президента ограничены; Правительство в рамках парламентской республики обладает исп. властью и правом законодательной инициативы, правом обращаться к президенту с ходатайством о роспуске парламента. Президент избирается народом; Президент руководит внутренней и внешней политикой; Президент полностью самостоятельно либо частично с согласия парламента назначает членов кабинета министров, которые в своей деятельности ответственны лично перед ним; В качестве главы исполнительной власти Президент осуществляет руководство единой вертикалью исполнительной власти. Полномочия парламента ограничены. Президент обладает правом вето на решения парламента. Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск


Домашнее задание. 1. Используя уч. географии (форзац), выписать 10 самых больших государств, площадь их территории, форму правления, форму национально-территориального устройства (Заполнить таблицу); 1. Используя уч. географии (форзац), выписать 10 самых больших государств, площадь их территории, форму правления, форму национально-территориального устройства (Заполнить таблицу); 2. Работа с Конституцией РК: законспектировать форму правления, форму национально-территориального устройства нашего государства. 2. Работа с Конституцией РК: законспектировать форму правления, форму национально-территориального устройства нашего государства. Государство Площадь территории Форма правления Форма национально- терр.устр.-ва Злочевская Светлана Валерьевна Высшая техническая школа г.Щучинск

«Формы правления» - Правительство несет ответственность перед президентом. Исполнительная власть формируется парламентом. Демократия – правление организованного большинства. Институт президента может существовать (президент избирается парламентом). Аристократия – правление меньшинства. Абсолютные монархии: Кувейт, Оман, Бахрейн.

«Развитой социализм» - Признание общественного самоуправления как идеала общественного устройства. Государство определяет и закрепляет нормы и принципы социальной справедливости. Отрицание материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов. Основоположники социализма – немецкие марксисты Э.Бернштейн и К.Каутский.

«Государство в политической системе» - Государство - результат проявления человеческой психики. Транспортные артерии. Условия существования гражданского общества. Типология государств. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Судебная система. Элементы государства. Органы государственной безопасности. По политическому режиму: Тоталитарное; Авторитарное; Демократическое государство.

«Политическая культура» - Типология политических культур. Проявления ценностных ориентаций. Патриархальная культура - отсутствие интереса к политике. Человек в политической жизни. Политические ценностные ориентации. Культура во многом определяется типом политической системы. Что такое политическое сознание и политическое поведение?

«Политическая власть» - Государство. Национальные отношения. Личное обогащение. Политики. Политические партии. Государство – орудие власти. Человек. Субъекты и объекты политики. Чем политическая власть отличается от других видов власти? События и вопросы внутренней и международной общественной жизни. Зачем людям политика? Авторитет.

«Политический конфликт» - Урегулирование конфликтов. Противоречия между разными субъектами политики. Конфликты возникают и врезультате политических противоречий. Развитие политического конфликта. Основные понятия и термины. Урегулирование конфликтов. Три типа соглашения. Конфликт в политике: это зло или необходимость. Политический конфликт.

Всего в теме 25 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОСУДАРСТВО

ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА «ГОСУДАРСТВО» ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы, организующий направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, классов. ГОСУДАРСТВО – политическая организация данной страны, включающая определённый тип режима власти, органы и структуру правления.

Только государство легитимирует (узаконивает) политическую власть в обществе. Только органы государственной власти имеют монополию на выработку и применение норм права. Только механизм государства регулирует функционирование других институтов политики в рамках действующих законов. ГОСУДАРСТВО – ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Признаки государства 1.Наличием собственной территории и населения 2. Наличие публичной власти(т.е обладает государственным аппаратом, состоящим из органов власти и должностных лиц) 3.Монопольное правотворчество. 4.Монопольный сбор налогов. 5.Монопольное право выпуска денежных знаков 6 .Внутренний и внешний суверенитет.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА ВНУТРЕННИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: ВНЕШНИЙ СУВЕРЕНИТЕТ: 1. Никем не ограниченное право определения собственной формы правления и формы государственного устройства. 1.Право обмениваться с другими государствами официальными представителями: послами и консулами. 2. Абсолютное право создания и использования органов государственной власти. 2. Право иметь представительство в межгосударственных, международных и региональных организациях. 3. Монопольное право издания и применения законов. 3. Право заключать договоры с другими суверенными государствами по всем направлениям совместной деятельности. 4. Экономические прерогативы (исключительные права): составление и исполнение госбюджета, сбор налогов, использование национальной валюты и валюты других стран.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Функции государства Внутренние функции Внешние функции Организационная Правотворческая Экономическая Социальная(куьтурная) Защитная Обеспечение госбезопасности Представительская Воспитательная Развитие сотрудничества

Отрасли внутренней политики. Денежно-кредитная Демографическая Молодежная Законодательная Судебная Защита населения Политика в образовании, в кино, музейного дела.

Как работает государство? 1 этап-выявление проблем и их причин. 2 этап-определяют цели и задачи по устранению проблем. 3 этап-принятие программ и их реализация. 4 этап анализ результатов деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВА ФОРМА ГОСУДАРСТВА – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. ФОРМА ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО – это территориально-политическая организация государства и взаимоотношения государства в целом и его частей.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА Унитарное государство (унитария) – характеризуется простотой формой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов власти, права и суда, действующих на всей территории страны. Федеративное государство (федерация) – сложная форма территориального устройства государства, в которой входящие в состав государства территориальные единицы (субъекты федерации) обладают политической, правовой, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ – способ организации высших органов государственной власти. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

МОНАРХИЯ Глава государства – монарх, в руках которого концентрируется вся полнота государственной власти либо реально (абсолютная (неограниченная) монархия), либо формально (конституционная (ограниченная) монархия). Как правило монархическая власть предается по наследству и бессрочно, то есть пожизненно. Юридическая безответственность монарха, то есть нераспространение на него как на физическое лицо действия законов данного государства. Право монарха представлять свое государство по собственной воле. МОНАРХИЯ – (от греч. monos – один и arhe – власть) форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека и передается им по наследству.

ВИДЫ МОНАРХИЙ И ИХ ПРИЗНАКИ Критерии Абсолютная Дуалистическая Парламентская Принадлежность законодательной власти Монарху Разделение между монархом и парламентом Парламенту Осуществление исполнительной власти Монархом Формально – монарх, практически - правительство Назначение главы правительства Монархом Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом Право роспуска парламента Парламент отсутствует У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства) Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется Предусмотрено, но не используется Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное – указ может иметь силу закона Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется

РЕСПУБЛИКА Как правило ограничение власти главы государства и различных государственных органов определенным конкретным сроком, по истечении которого они слагают свои полномочия (принцип сменяемости). Преобладание принципа выборности главы государства и других верховных органов государственной власти. Коллективное правление, построенное на реальном или формальном разделении власти по её ветвям (в зависимости от политического режима). Ответственность главы государства и других должностных лиц за свои действия в случаях, определенных законом. РЕСПУБЛИКА – (от лат. respublica – общественное дело) форма государственного правления, которая должна отличаться выборным характером формирования высших органов государственной власти.

ВИДЫ РЕСПУБЛИК И ИХ ПРИЗНАКИ

В последнее время определённо наметилась политическая тенденция движения России к президентской форме правления, построенной на укреплении вертикали власти. Выборы губернаторов, президентов республик представительными органами власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. (назначаемость губернаторов) Появление института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Право Президента РФ роспуска региональных парламентов. В современной России трудно определить форму республиканского правления, так как у нас сочетаются признаки смешанной, так и президентской республики

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ – это приемы и методы осуществления государственной власти.

ДЕМОКРАТИЯ ДЕМОКРАТИЯ – власть народа (от греческого «демос» - народ, «кратос» – власть). СОЛОН КЛИСФЕН ПЕРИКЛ

Признаки демократического режима Народовластие Правительство, основанное на согласии управляемых Правило большинства Строгое соблюдение прав и свобод Свободные и честные выборы Равенство граждан перед законом Независимое судопроизводство Терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

Проблемы демократии Отбор кандидатов в законодательные органы производят партии. Дороговизна выборов, наличие различных цензов. На деле нет равенства между гражданами (миллионер имеет больше шансов быть избранным, чем обычный гражданин) В области международных отношений(более развитые экономические страны берут на себя миссию «мирового правительства»), чем ущемляют права других государств.

Признаки авторитарного режима 1. Власть соблюдает гражданские свободы, но ведёт себя жёстко по отношению к обществу. 2.Власть в руках одного или группы лиц 3.Правление – на силовой основе 4.Выборы проводятся нерегулярно. 5.Выборы часто фальсифицируются. 6.СМИ не отражают все мнения населения.

ТОТАЛИТАРИЗМ

Признаки тоталитарного режима Тираническая, диктаторская власть Тотальный контроль за людьми Бессудные репрессии Милитаризация общественной жизни Монопартийность Моноидеология

Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 9. Государство как политический институт Теория политики План лекций 1.Государство как универсальный политический институт. 2.Государство и гражданское общество: соотношение понятий. 3.Типы государственного устройства. 4.Формы правления. 2 Требования к знаниям, умениям и навыкам Студент должен: Знать понятие политического института Уметь пользоваться институциональным подходом Понимать принципы отношений институтов в ходе политического процесса Уметь охарактеризовать основные политические институты 3 Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленной политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения Концепции происхождения государства: Патриархальная; Теократическая; Теория насилия; Теория «общественного договора»; Социально-экономическая; Органическая; Психологическая. Основные атрибуты государства: Территория; Суверенитет; Население; Публичная власть. Суверенитет – это Независимость государства во внешних и внутренних делах. Согласно классической теории суверенитета, критерий самостоятельного и хорошо организованного государства – наличие в нем субъекта или политического института, чья власть абсолютна, всецела, неделима, беспредельно и окончательна. Форма государственного устройства – это Национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Форма правления – это Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений его органов, степень участия населения в их формировании. Типология государств Государство Форма правления Монархия Форма государственного устройства Унитарное государство Абсолютная Федерация Ограниченная Конфедерация Дуалистическая Конституционная Республика Парламентская Президентская Полупрезидентская Функции государства: Внутренние: – Экономическая; – Социальная; – Защита конституционного строя; – Обеспечение порядка и законности; – Консолидация общества; – Экологическая; – Культурнообразовательная. Внешние: – Участие в решении глобальных проблем; – Обеспечение национальной безопасности; – Развитие взаимовыгодного сотрудничества; – Отстаивание государственных интересов. Правовое государство Обеспечивает: – Верховенство права и закона; – Максимальную гарантию прав и свобод человека; – Равенство всех перед законом; – Взаимную ответственность гражданина и государства; – Судебную защиту личности. Основывается: – На разделении и балансе властей; – Установлении пределов и меры власти; – Политическом плюрализме; – Подзаконности власти и управления; – Конституционном надзоре; – Широком местном самоуправлении. Социальное государство: Обеспечивает: – Движение к утверждению в обществе социальной справедливости; – Ослабление социального неравенства; – Предоставление каждому человеку работы; – Сохранения мира и согласия в обществе; – Формирование благоприятной для человека жизненной среды. Основывается: – На достаточно высоком уровне экономического развития; – Демократизме политической системы; – Компромиссе основных политических сил; – Развитии системы социального партнерства; – Повышении роли государства в системе планирования и регулирования социально-экономических процессов. Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Гоббс Т. Левиафан. // Гоббс Т. Сочинения. Т. 2. М., 1991. Ильин И.А. О государственной форме// Антология мировой политической мысли. Т. 4 / Отв. ред. Б.И. Бессонов. М., 1997. Кинг П. Классифицирование федераций. // Полис. 2000, № 5. Крозье М. Современное государство – скромное государство. Другая стратегия изменения. // Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Макиавелли Н. Государь. // Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982. Элейзер Д.Дж. Сравнительный федерализм. // Полис. 1995, № 5. Севортьян Р. Государство как универсальный феномен и аналитическая конструкция // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 11. Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 15

Государство как политический институт


Политический институт в самом общем виде - это а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения; б) сообщество индивидов, чье поведение регулируется нормами и ролями; в) функциональные органы управления и регулирования, обеспечивающие кодификацию социальных норм и контроль за их соблюдением, формулирующие общественные цели и потребности и организующие процесс их реализации


Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство.


Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе.


Этапы возникновения государства в Европе 1 Средневековое общество первоначально делится не по государственным границам, которые были неопределенны, а по сословиям Высшие сословия - духовенство и рыцарство - по всей Европе разделяли общие духовные и правовые ценности, представлявшие собой соединение унаследованных племенных и новых христианских полученных от Рима и Римской Церкви


Этапы возникновения государства в Европе Система феодальной верности была тогда важнее государственных границ, и нередко феодалы в отношении разных частей своего имущества находились в вассальных отношениях с различными правителями. Государственность опиралась на насилие и принцип верности вышестоящему феодалу, главному сюзерену - королю.


Этапы возникновения государства в Европе 2 Следующий этап эволюции европейской государственности связан с XI - XII веками (этот этап некоторые исследователи называют “антипапской революцией”) характеризуется эмансипацией папства от королевской (императорской) власти


Этапы возникновения государства в Европе Характерно постепенное разграничение духовной и светской властей, укрепление королевской власти и законодательства, создание (с заимствованием опыта управления Римской католической церкви) системы государственного территориального управления, что заложило фундамент принципиально нового типа государственности - территориального государства


Этапы возникновения государства в Европе 3 Переход от территориального государства к национальному(XV-XVII вв.) Все более важную роль стал играть династический фактор


Этапы возникновения государства в Европе Целые народы и обширные территории в результате династических браков и законов наследования оказывались объединенными в общие государства, иногда территориально разбросанные.

Предпосылки возникновения национального государства Произвольное распоряжение судьбами народов способствовало постепенному осознанию народами их права на распоряжение собственной судьбой. Династические правители были заинтересованы в консолидации населения их государств, формировании чувства патриотизма.


Предпосылки возникновения национального государства Падение роли Священной Римской империи германской нации и Римской католической церкви В монархиях – внедрение общих государственных стандартов, которая вела к унификации общественной жизни


“Затвердение” государственных границ по Вестфальскому миру 1648 г. было решающим шагом в становлении национальных государств в Европе

Определяющим для завершения оформления национальной государственности в Западной Европе была победа принципа суверенитета народа над принципом суверенитета монарха


Начиная с XVII века понятие "государство" также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господство, и, наконец, общность - государственный народ (нацию)


Свойства государства (по М.Веберу): обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории (территориальность и монополия на насилие)


Основные подходы к пониманию государства: гоббсовское властное государство (К.Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М.Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”. Этот подход фиксирует политический аспект современного государства.


Основные подходы к пониманию государства: либеральное конституционное государство, (Дж.Локк, И.Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма).


С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ, государственная власть.


От других политических институтов государство отличается: 1) наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) монополией на принудительную власть; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) монопольным правом на взима ние налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета; 6) организацией власти по территориальному признаку


Государство имеет сложную структуру Структура государства зависит от формы государства. Особенности функционирования государства зависят от политического режима


Структура Политический режим Функционирование Форма государства Форма государственного правления Форма государственного устройства ГОСУДАРСТВО


Форма правления - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.


Две основные формы правления: монархия; республика.


Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей.


Разновидности монархии: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.


РЕСПУБЛИКА Парламентская Президентская


Основные формы республики Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства.


Основные формы республики Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.


Смешанные формы президентской и парламентской республик премьер-президентская форма характеризуется тем, что: президент избирается на прямых всеобщих выборах; президент наделен широкими властными полномочиями; одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.


президентско-парламентская форма имеет следующие важные особенности: наличие всенародно избранного президента; президент назначает и смещает членов правительства; члены правительства должны пользоваться доверием парламента; президент имеет право распустить парламент. Смешанные формы президентской и парламентской республик


Форма государственного устройства - территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов


ФОРМА ГСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федеративное


Унитарное это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Современные унитарные государства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%F2%E0%F0%ED%EE%E5_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE


Федеративное это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Современные федеративные государства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%FF


Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест.


Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.


Для федеративного государства характерны следующие признаки: федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.) являющиеся ее субъектами и имеющими собственный круг властных полномочий; субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, несмотря на формальное провозглашение в некоторых федерациях (РФ); наряду с общефедеральной конституцией и законами, действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве общефедеральных;


Для федеративного государства характерны следующие признаки: помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится (по-разному) разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами; в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации (как правило, палата представительства субъектов); еще один возможный признак - наличие двойного гражданства.


Благодарю за внимание!