Организация объединенных наций — является самой крупной — универсальной по кругу рассматриваемых проблем и всемирной по территориальному охвату.

Название было предложено во время Второй мировой войны президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Созданная 50 странами 24 октября 1945 г., ООН к 2005 г. объединила 191 страну .

В соответствии с Уставом ООН ее основными целями являются:

  • поддержание международного мира и безопасности;
  • развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
  • осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и соблюдение прав человека;
  • согласование действий наций в достижении общих целей.

Основные принципы деятельности ООН: суверенное равенство всех членов, добросовестность выполнения принятых обязательств, мирное разрешение международных споров, воздержание от угрозы силой. Устав ООН не дает права на вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию отдельного государства.

Система ООН имеет сложную организационную структуру:

  1. Главные органы ООН (собственно ООН).
  2. Программы и органы ООН.
  3. Специализированные учреждения и другие самостоятельные организации в рамках системы ООН.
  4. Другие организации, комитеты и родственные органы.
  5. Организации, не входящие в систему ООН, но связанные с ней соглашениями о сотрудничестве.

Органы ОНН

Уставом учреждены шесть главных органов Организации Объединенных Наций : Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд, Секретариат.

Генеральная Ассамблея (ГА) является главным совещательным органом ООН. Она состоит из представителей всех стран-членов , имеющих по одному голосу. Решения по вопросам мира и безопасности, приему новых членов, проблемам бюджета принимаются двумя третями голосов. Для других вопросов достаточно простого большинства голосов. Сессии Генеральной ассамблеи проходят ежегодно обычно в сентябре. Каждый раз избираются новый председатель, 21 заместитель председателя, председатели шести главных комитетов Ассамблеи. Первый комитет занимается вопросами разоружения и международной безопасности, второй — экономикой и финансами, третий — социальными и гуманитарными проблемами, четвертый — специальными политическими вопросами и деколонизацией, пятый — административными и бюджетными вопросами, шестой — правовыми вопросами. Пост председателя Ассамблеи по очереди занимают представители африканских, азиатских, восточноевропейских, латиноамериканских (включая Карибский бассейн), западноевропейских государств. Решения ГА не имеют обязательной юридической силы. Они выражают мировое общественное мнение по той или иной проблеме.

Совет Безопасности (Совбез) отвечает за поддержание международного мира . Он осуществляет расследование и рекомендует методы урегулирования споров, в том числе призывает членов ООН к применению экономических санкций для предупреждения агрессии; предпринимает военные действия против агрессора; планирует регулирование вооружений; рекомендует принятие новых членов; осуществляет опеку в стратегических районах. Совет состоит из пяти постоянных членов — Китай, Франция, Российская Федерация (преемница СССР), Великобритания и Соединенные Штаты Америки — и десяти членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Решение по процедурным вопросам считается принятым, если за него проголосовало хотя бы 9 из 15 голосов (две трети). При голосовании по вопросам существа необходимо, чтобы из 9 голосов «за» проголосовали все пять постоянных членов Совбеза — правило «единогласия великих держав».

Если постоянный член не согласен с решением, то он может наложить вето (запрет). Если постоянный член не хочет блокировать решение, то она может воздержаться от голосования.

Экономический и Социальный Совет координирует Соответствующие вопросы и специализированные учреждения и институты, известные как «семья» учреждений ООН. Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее.

Вспомогательный механизм ЭКОСОСа включает:

  • девять функциональных комиссий (Комиссия социального развития и др.);
  • пять региональных комиссий (Экономическая комиссия для Африки и др.);
  • четыре постоянных комитета: Комитет по программе и координации, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными организациями;
  • ряд экспертных органов;
  • исполнительные комитеты и советы различных органов ООН: Программа развития ООН, Мировая продовольственная программа и др.

Совет по опеке осуществляет наблюдение за подопечными территориями и содействует развитию их самоуправления. Совет состоит из пяти постоянных членов Совбеза. В 1994 г. Совбез прекратил действие Соглашения об опеке, поскольку все 11 первоначально подопечных территорий приобрели политическую независимость или присоединились к соседним государствам.

Международный суд , расположенный в Гааге (Нидерланды), разрешает юридические споры между государствами, являющимися участниками его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Частные лица не могут обращаться в Международный суд. Согласно Статуту (положению о правах и обязанностях), Суд использует международные конвенции; международный обычай как доказательство всеобщей практики; общие принципы права, признанные нациями; судебные решения наиболее квалифицированных специалистов разных стран. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Совбезом, голосующих независимо. Они избираются на основе квалификации, а не на основе гражданства. В составе Суда не может быть двух граждан из одной и той же страны.

Секретариат ООН имеет наиболее разнообразные функции. Это постоянно действующий орган, осуществляющий весь документооборот, в том числе переводы с одного языка на другой, организации международных конференций, общение с прессой и др. Персонал Секретариата насчитывает около 9000 человек из разных стран мира. Генеральный секретарь ООН — главное административное должностное лицо — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет и может быть переизбран на новый срок. Кофи Аннан (Гана) вступил в должность 1 января 1997 г. С 1 января 2007 г. вступил в должность новый Генеральный секретарь — Пан Ги-Мун (бывший глава МИД Южной Кореи). Он высказался в пользу реформирования ООН ради будущего этой организации. Авторитет Генерального секретаря весьма существенен для осуществления превентивной дипломатии в целях предотвращения возникновения международных конфликтов. Весь персонал Секретариата имеет статус международных гражданских служащих и дает присягу, обязуясь не исполнять указаний, исходящих от любых государств или организаций, кроме ООН.

Бюджет ООН

Регулярный бюджет ООН, исключая специализированные учреждения и программы ООН, утверждается ГА на двухлетний период. Основным источником средств являются взносы государств-членов , которые рассчитываются исходя из платежеспособности страны , в частности по таким критериям, как доля в и на страны. Шкала оценок взносов, установленная Ассамблеей, может меняться от 25% бюджета до 0,001% . Долевые взносы по бюджету составляют: США — 25%, Япония — 18%, Германия — 9,6%, Франция — 6,5%, Италия — 5,4%, Великобритания — 5,1%, РФ — 2,9%, Испания — 2,6%, Украина — 1,7%, Китай — 0,9%. Государства, не являющиеся членами ООН, но участвующие в ряде ее мероприятий, могут участвовать в расходах ООН в таком соотношении: Швейцария — 1,2%, Ватикан — 0,001%. Доходная часть бюджета в среднем колеблется около 2,5 млрд. долл. США. Из 13 расходных статей более 50% расходов приходится на Проведение общей политики, руководство и координацию; службу общей поддержки и обеспечения; региональное сотрудничество в целях развития .

Программы ООН

Однако «семья» ООН или система учреждений ООН шире. Она охватывает 15 учреждений и несколько программ и органов . Это Программа развития ООН (ПРООН), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), а также такая специализированная организация, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Эти органы связаны с ООН специальными соглашениями, представляют доклады Экономическому и Социальному Совету и (или) Генеральной Ассамблее. Они имеют собственные бюджеты и руководящие органы.

ЮНКТАД

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Она была учреждена в 1964 г. в качестве главного органа ГА по данным проблемам прежде всего для ускорения торгового и экономического становления , которые, обретя политическую независимость, имеют значительные проблемы в самоутверждении на мировых рынках. ЮНКТАД включает 188 государств-членов . РФ и другие страны являются членами этой организации. Ежегодный оперативный бюджет, финансируемый из регулярного бюджета ООН, составляет около 50 млн. долл. Штаб-квартира расположена в Женеве (Швейцария).

Организационная структура ЮНКТАД

Конференция ЮНКТАД — высший руководящий орган. Сессии конференции проводятся раз в четыре года на уровне министров для определения главных направлений работы.

Совет по торговле и развитию — исполнительный орган, обеспечивающий непрерывность работы в период между сессиями. Рабочие группы по среднесрочному планированию и финансированию программ. Объединенная консультативная группа по вопросам деятельности Международного торгового центра ЮНКТАД — ВТО.

Постоянные комитеты и временные рабочие группы . Было создано четыре постоянных комитета: по сырьевым товарам; по снижению уровня нищеты; по экономическому сотрудничеству между развитыми странами; по развитию , а также специальный комитет по преференциям и межправительственная группа экспертов по ограничительной деловой практике.

Секретариат является частью Секретариата ООН. В его состав входят службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, развитие услуг и эффективность торговли, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, глобальная взаимозависимость, и , наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ) и объединенные подразделения, работающие с региональными комиссиями. Секретариат обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

Под эгидой ЮНКТАД заключен ряд международных товарных соглашений, созданы исследовательские группы по сырьевым товарам с участием стран-производителей и стран-потребителей, учрежден Общий фонд для сырьевых товаров, подписаны десятки конвенций и соглашений.

С 14 по 18 июля 2004 г. в Сан-Пауло (Бразилия) проходила ХI сессия Конференции ЮНКТАД — «Повышение согласованности между национальными стратегиями и глобальными экономическими процессами в целях , в частности, развивающихся стран». показали свое стремление к полноценному участию в международной торговле, опоре на собственные силы, в том числе за счет расширения торговли по линии Юг — Юг. Консолидация по вопросу о сельскохозяйственных субсидиях, используемых развитыми странами, позволила «Группе 77» высказать их совместную позицию на 6-й Конференции ВТО. В ЮНКТАД используется групповой принцип работы: государства-члены разделены на группы по социально-экономическому и географическому принципу. Развивающиеся страны объединены в «Группу 77». В итоге ХI сессии был принят документ — «Консенсус Сан-Пауло», направленный на содействие адаптации национальных стратегий развития к условиям глобализации и укрепления потенциала развивающихся стран. Было объявлено о начале 3-го раунда торговых переговоров под эгидой ЮНКТАД в рамках Глобальной системы торговых преференций (ГСТП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно-развитыми странами (ПРС) в торговле с развивающимися странами на невзаимной основе, т. е. без требования встречных торгово-политических уступок. На практике многие промышленно-развитые страны добились разнообразных изъятий (исключений) из своих схем преференций. Тем не менее Глобальная система торговых преференций содействует расширению экспорта обработанной продукции из экономически слабых государств.

Самостоятельные учреждения ООН

К самостоятельным специализированным учреждениям, функционирующим в рамках системы ООН, относят Международную организацию труда (МОТ), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), (МВФ), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), Организацию ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Нарастание разрыва между бедными и богатыми странами , усиление опасности глобальных конфликтов (теракты 11 сентября 2001 г. в США) стимулируют поиск решения проблем регулирования и финансирования развития во всем мире. В этом контексте под эгидой ООН в 2002 г. прошли два форума : Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР) — с 26 августа по 4 сентября и Международная конференция по финансированию развития в Монтеррее (Мексика) — c 18 по 22 марта. В итоге встреч были приняты соответственно Йоханнесбургская декларация и Монтеррейский консенсус. На встрече в ЮАР особый акцент был сделан на коллективной ответственности за социально-экономическое развитие , экологию на всех уровнях от местного до глобального. Была отмечена необходимость в сотрудничестве в таких областях, как водоснабжение и санитария, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие. В Мексике проблема устойчивого развития мира рассматривалась с точки зрения его финансирования. Признается, что имеется крайняя нехватка ресурсов, необходимых для целей преодоления нищеты и неравенства, изложенных в Декларации тысячелетия ООН. Предложены соответствующие либеральной идее развития, способы решения проблемы:

Мобилизация национальных финансовых ресурсов развивающихся стран на основе повышения результативности и последовательности и борьбы с коррупцией на всех уровнях.

Мобилизация международных ресурсов, в том числе (ПИИ) и других частных ресурсов.

— важнейший и часто единственный внешний источник финансирования развития. Признано наличие серьезных торговых диспропорций, вызванных субсидиями экспорта со стороны промышленно-развитых стран, злоупотребление антидемпинговыми, техническими, санитарными и фитосанитарными мерами. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) обеспокоены наличием тарифных пиков и тарифной эскалацией со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Признано необходимым включать в торговые соглашения эффективные и функциональные положения о Специальном и дифференцированном режиме для развивающихся стран.

Активизация международного финансового и технического сотрудничества в целях развития означает увеличение официальной помощи в целях развития (ОПР). Конференция призвала ПРС предпринять конкретные усилия для достижения целевого показателя выделения развивающимся странам ОПР в объеме 0,7% от и в объеме 0,15-0,2% от их ВНП развитых стран на нужды наименее развитых стран.

Является элементом мобилизации ресурсов на цели государственных и частных инвестиций. Признано, что должники и кредиторы должны нести совместную ответственность за предотвращение и урегулирование ситуаций, связанных с неприемлемым уровнем задолженности.

Совершенствование системы глобального экономического управления предполагает расширение круга участников процесса принятия решений по вопросам развития и устранения организационных пробелов. Надо усилить вовлеченность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в процесс принятия решения в и , в Банке международных расчетов, Базельском комитете и Форуме финансовой стабильности

Критики Монтеррейского консенсуса указывают, что, как и в случае Вашингтонского консенсуса, развитые страны исходят из либеральной модели развития, делают акцент на необходимость изыскания ресурсов для развития внутри развивающихся стран и при помощи частного сектора. Сами развитые страны не дают никаких четких обязательств в отношении перераспределения ресурсов. Соответственно практически невозможно преодолеть разрыв между бедностью и богатством.

Вынесенный на обсуждение ГА ООН вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его состава, не был решен.

Российская позиция состоит в поддержании любого варианта расширения при условии достижения широкого согласия между всеми заинтересованными странами.

Таким образом, имеется несколько взаимоисключающих подходов реформирования СБ ООН, что предполагает неопределенную длительность процесса преобразования.

История ООН в фактах и легендах


"Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций - структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.

Изначально именно предотвращение глобальных международных конфликтов является основной задачей ООН. Ее штаб-квартира не раз становилась ареной самых ожесточенных словесных баталий и скандальных поступков ради сохранения мира и спасения человеческих жизней.

История ООН в фактах и легендах, рассказанных дипломатами, – в спецпроекте ТАСС.

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН

Рожденная войной

Идея создания ООН возникла еще в самом начале Второй мировой войны. 14 августа 1941 года на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию - документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.

1">

1">

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран гитлеровской коалиции, заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединенных Наций. В этом документе впервые было официально использовано название "Объединенные Нации", предложенное президентом Рузвельтом.

Идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач и полномочий.

В итоге на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (Вячеслава Молотова, Корделла Хэлла и Энтони Идена) в конце октября 1943 года был подписан первый документ о создании международной организации в возможно короткие сроки. Во встрече также участвовал посол Китая в Москве Фу Бин-чан.

Чтобы попасть на конференцию, государственный секретарь США Корделл Хэлл совершил первый полет в своей жизни, а по возвращении из Москвы прямо в аэропорту его лично встречал президент Рузвельт.

Декларация от 1 января 1942 года, в которой впервые упоминается название "Объединенные Нации", предложенное президентом США Франклином Рузвельтом


Устав ООН и подозрительный Трумэн

Окончательная договоренность о создании ООН была достигнута в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.

Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Однако проблемы и разногласия между державами, задумавшими ООН, начались еще до принятия Устава организации. Позиция США претерпела серьезные изменения после смерти президента Рузвельта. Сменивший его Гарри Трумэн относился к СССР с большой подозрительностью.

Трумэну не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. Согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной ассамблее. Мешало одно - право вето, которое получала Москва вместе с остальными членами СБ ООН. Трумэн надеялся изменить ситуацию на конференции в Сан-Франциско, где должен был обсуждаться Устав ООН.

Масла в огонь неприязни к коммунистическому режиму подливала информация от американского посла в Москве Аверелла Гарримана.

Из депеши Аверелла Гарримана

Более миллиона "голубых касок"

Деятельность ООН по поддержанию мира началась в 1948 году с учреждения органа по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке.

Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН в составе 10 стран были созданы в 1956 году для наблюдения за отводом иностранных войск из зоны Суэцкого канала (Египет). Тогда же впервые были использованы голубые береты и каски, ставшие символом миротворцев.

С 1948 года ООН инициировала 71 операцию по поддержанию мира. В рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников. Более 3,3 тыс. миротворцев погибли.

Люди не ценят тех вещей, которые ООН достигла. Возможность межгосударственного конфликта сильно снизилась за 70 лет существования ООН. Да, у нас есть войны и очень отвратительные события. Была Корейская война, конфликт во Вьетнаме, противостояние между Индией и Пакистаном, были войны в 70-х годах в Южной Азии, войны в Африке. Но большой войны не случилось, и мы должны признать, что часть этой заслуги лежит на ООН

Сэр Джереми Гринсток, бывший постпред Великобритании при ООН (1998-2003), глава Ассоциации ООН в Соединенном Королевстве


Шесть "Нобелей" ООН

В 2001 году ООН получила Нобелевскую премию мира, хотя до этого отдельные направления ее деятельности отмечались такой наградой, и даже не один раз.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено премии дважды - в 1954 и 1981 годах.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) - в 1965 году.

Международные силы ООН по поддержанию мира - в 1988 году.

В 1961 году Нобелевской премией мира был посмертно награжден генеральный секретарь ООН Даг Хаммершельд (Швеция).

РЕКОРДЫ, СКАНДАЛЫ И ЛЕГЕНДЫ


Трибуна ООН - а более высокой трибуны в мире пока нет - давала государствам возможность излагать свою точку зрения на события в международной жизни и тем самым ослаблять напряженность в их отношениях. Это позволяло общественному мнению в различных странах сопоставлять позиции основных противоборствующих сторон. В результате такого сопоставления та или иная держава подвергалась определенному международному давлению, с которым она не могла не считаться. Так было во время войны во Вьетнаме, так было во время войны в Афганистане, так было и в некоторых других случаях. И наконец, были все же международные конфликты, пусть не самые острые, которые удавалось решать непосредственно в ООН

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

Сессии Генассамблеи ООН, открывающиеся ежегодно в конце сентября, всегда являются самым насыщенным и ярким дипломатическим событием года. В рамках форума проходят сотни встреч и выступлений. Интерес приковывают те из них, в которых участниками являются "закадычные враги" - как они поведут себя, находясь в одном помещении и слушая своих оппонентов. Выступления лидеров стран и высокопоставленных дипломатов нередко сопровождаются скандалами и экстравагантными поступками.

Рекордсменом среди глав государств по продолжительности речи с трибуны Генассамблеи до сих пор является кубинский лидер Фидель Кастро. В 1960 году он говорил 4 часа 29 минут, что стало поводом для попадания в Книгу рекордов Гиннесса.

Иногда политикам, выступавшим с трибуны ООН, становилось плохо. А ливийский лидер Муаммар Каддафи в ходе своей последней речи в ООН в сентябре 2009 года довел до обморока переводчика.

Он говорил почти два часа вместо отведенных регламентом 15 минут. В столь длительном выступлении ливийский лидер успел затронуть многие мировые проблемы, в том числе раскритиковал ООН. В частности, он заявил о необходимости перенести штаб-квартиру организации из США в другую страну.

Муаммар Каддафи, глава Ливии

Зачем вы едете в Америку, где вы все страдаете от перемены времени? Посмотрите на себя - вы все устали от долгого перелета через Атлантику. Необходимо найти для штаб-квартиры ООН другую страну, где, приехав на Генассамблею ООН, люди не будут такими уставшими... Зачем вы стремитесь в Америку? Это что - Ватикан, Иерусалим или Мекка?

Муаммар Каддафи, глава Ливии

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

Одним из самых загадочных моментов, произошедших в ходе сессий Генассамблеи, является история с ботинком Никиты Хрущева. По одной из версий, ботинок соскочил с ноги Хрущева в толпе по дороге на заседание, и его принесли ему уже после начала выступлений. Кто-то утверждает, что Хрущев держал ботинок в руке в ходе заседания, кто-то отмечает, что ботинок лежал рядом на столе. Но так или иначе, в ходе выступления филиппинского делегата, который рассуждал об угрозе советского империализма, Хрущев вскочил с места и стал размахивать руками, чтобы привлечь внимание председателя сессии, а также стучал по столу в знак протеста. Ботинок просто оказался под рукой. Поговаривают, что за эту недипломатическую выходку советская делегация якобы была оштрафована ООН на 2 тысячи долларов, но штрафа так никогда и не выплатила, поскольку все документы, связанные с этим инцидентом, таинственным образом исчезли из ооновских файлов.

Был еще и другой эпизод, когда во время выступления на 15-й сессии Генассамблеи ООН Хрущев употребил известное выражение "кузькина мать", которое переводчик перевел буквально как "kusma"s mother", чем привел делегации в замешательство. Смысл фразы был совершенно непонятен, и от этого угроза приобрела зловещий характер. В дальнейшем "kusma"s mother" переводчики заменили на другую часто используемую Хрущевым в отношении Запада угрозу: "Мы вас похороним" ("we"ll bury you").


"Лучше красный, чем мертвый"

Одна из самых популярных историй, пересказываемая буквально всеми дипломатами, работавшими в ООН, связана с Олегом Трояновским.

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

В зале Совета Безопасности два экстремиста, принадлежавших к какой-то маоистской группировке, перед началом заседания облили меня и заместителя постоянного представителя США Ван ден Хювеля красной краской. Когда я, переодевшись, появился перед ожидавшими меня журналистами, то, отвечая на их вопросы, сказал: "Better red than dead" ("Лучше быть красным, чем мертвым"). Эта фраза имела большой успех, так как в то время крайне правые в США провозгласили своим лозунгом слова "Better dead than red", то есть "Лучше быть мертвым, чем красным"

Олег Трояновский, постпред СССР в ООН (1976-1986)

На следующий день эта история попала во многие газеты и журналы как цитата дня. Также рассказывают, что руководство Секретариата ООН, пытаясь "сгладить" оплошность своей службы безопасности, оплатила советскому и американскому дипломатам покупку новых костюмов, рубашек, ботинок и т. д.

Тайная комната, или почему не расширяется СБ ООН

Рядом с залом заседаний Совбеза находится небольшая комната для совещаний. Там очень мало места, максимум там могут находиться три человека от каждой страны - постоянного члена СБ ООН. Планировался ремонт, и членов Совета Безопасности спросили, не хотят ли они расширить помещение за счет примыкающих к нему комнат.

Сергей Лавров, глава МИД РФ

Не хочу никого выдавать, но один из постоянных членов Совета Безопасности, посол (не мы) сказал: "Нет, ребята, давайте не будем сейчас эту стену передвигать, потому что как только мы ее передвинем, сразу появится искушение активнее продавливать расширение в Совете Безопасности. Потому что будет куда расширяться..."

Сергей Лавров, глава МИД РФ


Как спецслужбы проглядели ракету в саду ООН

"На территории штаб-квартиры ООН есть два архитектурных подарка Советского Союза – скульптура "Перекуем мечи на орала" Евгения Вучетича, установленная в 1959 году, и монумент Зураба Церетели "Добро побеждает зло", подаренный в 1990 году. Отлитый из бронзы, он изображает Георгия Победоносца, пронзающего копьем межконтинентальные ракеты: советскую СС-20 и американскую "Першинг", которые стали символом окончания холодной войны", - рассказал заместитель министра иностранных дел РФ Геннадий Гатилов, работавший в ООН в качестве первого заместителя постпреда РФ и старшего советника канцелярии генсека.

Легенда гласит, что Церетели с большим трудом удалось получить фрагменты советской СС-20, поскольку соответствующие ведомства отказывались пойти ему в этом навстречу, ссылаясь на секретность. Однако, когда положительное решение все же было принято, военные отдали скульптору не просто корпус, а чуть ли не оснащенную ракету. Когда памятник, ставший подарком ООН от правительства СССР, установили в ооновском саду, выяснилось, что в его основании лежат части ракеты с элементами секретной начинки. С большими трудностями удалось их демонтировать. В таком виде Георгий Победоносец до сих пор стоит в ооновском саду

Геннадий Гатилов, замминистра иностранных дел РФ


Гид по спальным местам в ООН

"Во второй половине девяностых годов послом Франции при ООН был известный дипломат Алан Дежами (Alain Dejammet). - рассказал бывший постпред Таджикистана при ООН, а ныне посол в КНР Рашид Алимов. - Он имел репутацию неразговорчивого, взвешенного дипломата, без ярко выраженного чувства юмора. Поэтому большим сюрпризом для многих стало появление в штаб-квартире ООН написанной им брошюры под интригующим названием Sleeping in the United Nations - о лучших местах в ООН, где можно поспать.

Автор "гида по спальным местам ООН" разделил места для сладкого сна во время длительных заседаний на пять категорий и присвоил им соответствующее число звезд: не рекомендующиеся, приемлемые, приятные, очень хорошие и исключительно хорошие. Со свойственной исследователю педантичностью он определил самые уютные, в основном темные, уголки и описал их комфортность, освещенность, отсутствие внешних раздражителей и шума, а также частоту использования. Все, кто познакомился с гидом, отдали должное объективности и остроумию Дежами: самым лучшим местом для спокойного сна он назвал скрытый от посторонних глаз частный офис Французской делегации в Секретариате ООН, а второе место по популярности отдал Библиотеке периодических изданий ООН, которая, по его словам, ”производит впечатление покинутого монастыря”.

Кто-то из моих коллег тогда заметил, что скорее всего французский посол за четыре года работы в ООН почерпнул эти знания и опыт, проводя "изнурительные сонные эксперименты" на себе. Справедливости ради стоит сказать, что ежегодно в ООН проходит до 7 тысяч заседаний, причем многие из них затягиваются до полуночи и выдержать столь изнурительный марафон дано не каждому

Рашид Алимов, посол Таджикистана в КНР

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

БУДУЩЕЕ ООН

Помимо миротворческой деятельности, среди приоритетов деятельности ООН - работа по содействию соблюдения прав человека, охране окружающей среды; развитие Африки; борьба с болезнями и нищетой, наркоманией, терроризмом; охрана прав интеллектуальной собственности, оказание помощи беженцам, уничтожение ядерного, химического и обычного оружия.

Организация Объединённых Наций - это крупнейшая международная межгосударственная организация, созданная в 1945 году представителями 51 страны для поддержания и укрепления международного мира и обеспечения коллективной безопасности, развития международного сотрудничества и содействия глобальному социально-экономическому прогрессу. ООН представляет собой глобальный форум, который позволяет государствам высказывать свою точку зрения по широкому ряду вопросов, а также обеспечивает коллективный механизм урегулирования международных конфликтов, споров или проблем, и коллективные средства для решения наиболее важных вопросов, стоящих перед человечеством. В рамках этого форума все , вне зависимости от своего размера, экономического развития и политических систем, имеют право выразить своё мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

Цели и деятельность ООН

ООН является организацией независимых государств, которые добровольно вступают в Организацию, принимая на себя обязательства, содержащиеся в Уставе ООН , представляющем собой международный договор, отражающий основные принципы международных отношений. При этом Устав ООН ни в коей мере не даёт Организации права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Согласно Уставу, ООН преследует четыре основных цели:

  1. Поддержание международного мира и безопасности.
  2. Развитие дружественных отношений между странами.
  3. Сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека.
  4. Согласование действий разных стран.

Указанные цели реализуются в восьми основных направлениях деятельности ООН:

  1. Мир и безопасность.
  2. Экономическое развитие.
  3. Социальное развитие.
  4. Права человека.
  5. Окружающая среда.
  6. Международное право.
  7. Гуманитарные вопросы.
  8. Здравоохранение.

Сфера деятельности ООН охватывает весь мир, а её всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация не представляет чьи-либо национальные или коммерческие интересы. В выработке наиболее важных стратегических решений ООН участвуют все страны. Выполнение решений, принимаемых ООН, зависит от политической воли её членов, а для финансирования деятельности Организации государства-члены вносят соответствующие взносы. В целом, благодаря усилиям ООН государствами заключено множество многосторонних соглашений, конвенций, договоров и норм, которые делают мир более безопасным и благополучным для жизни. Разработка этого всеобъемлющего свода норм международного права, включая стандарты в области прав человека, является наиболее крупным достижением Организации.

Деятельность ООН ведётся на шести официальных языках. Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Первоначально в качестве рабочих языков ООН использовались английский и французский. Позже арабский, испанский, китайский и русский языки были добавлены к числу рабочих языков Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета. Рабочими языками Секретариата являются английский и французский.

История создания ООН

В конце XIX - начале XX века государствами и их объединениями для сотрудничества в отдельных областях начали создаваться первые международные организации. Так, нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 году как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 году. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН. Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 году для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных конфликтов и учредила Постоянную Палату Третейского Суда, которая начала свою работу в 1902 году.

Непосредственным предшественником ООН была Лига Наций, - организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности». Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги Наций оказался неудачным и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги Наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.

14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как «Атлантическая хартия». Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал «некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира». В хартии провозглашались: отказ от захватов территорий; признание права всех народов избрать себе форму правления, при которой они хотят жить; намерение содействовать восстановлению суверенных прав и самоуправления тех народов, которые были лишены этого насильственным путём; призыв к послевоенному сотрудничеству; отказ от применения силы в международных отношениях.

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран «оси» (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке «Атлантической хартии», подписав «Декларацию Объединённых Наций». В этом документе впервые было официально использовано название «Объединённые Нации», предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.

30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности. В Московской декларации, которая послужила первым практическим шагом по пути создания ООН, были закреплены такие принципы будущей организации, как принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств, больших и малых, принцип особой ответственности великих держав в деле сохранения и упрочения мира, необходимость согласования их действий и сотрудничества в борьбе с агрессией не только в период войны, но и в послевоенное время. Эти принципы сыграли большую роль также в деле оформления механизма всей Организации. В то же время, основное внимание в ней концентрировалось на послевоенном регулировании не всей совокупности международных отношений, а части, касающейся вопросов мира и безопасности.

Цель создания всеобщей организации безопасности была вновь подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки в Тегеране 1 декабря 1943 года. На этой конференции выдвигались уже конкретные проекты создания в рамках будущей организации специального органа по поддержанию мира. В частности, президент США Франклин Д. Рузвельт предложил образовать так называемый «Полицейский комитет» из представителей четырёх государств, который «следил бы за сохранением мира» и в случае агрессии «мог бы действовать быстро». Но эффективность такого органа в борьбе с агрессией была бы сомнительна, если учесть замечания президента относительно характера всей организации и правовой силы принимаемых этой организацией решений. Рузвельт отмечал, что «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций, эта организация не должна будет иметь», хотя и подчёркивал, что в этом смысле будущая организация «не должна быть похожа на Лигу Наций». В свою очередь, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предлагал создать международную организацию с тремя региональными советами для Европы, Дальнего Востока и Америки и стоящим над ними «Мировым советом».

С 21 августа по 7 ноября 1944 года руководители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки провели ряд встреч на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США, для выработки принципов и целей будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности, а также обсуждения основных вопросов по её учреждению. На этой конференции был выработан подробный проект организации с рабочим названием «Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности».

Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций. Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов. Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира. Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в «надлежащее время» Франции, что придавало авторитет и силу решениям этого органа. Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации (не только великих держав), так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что, несомненно, повышало его оперативность. Важной особенностью правового статуса Совета Безопасности согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, было то, что его предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. При этом, функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации - Генеральной Ассамблеи, а главная ответственность и основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе - Совете Безопасности.

Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности Организации послужила Ялтинская конференция, на которой 11 февраля 1945 года президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте, Советский Союз, объявили о своём твёрдом намерении создать Организацию Объединённых Наций. На этой конференции был согласован наиболее важный вопрос - процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашёл своё международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, который послужил основой деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединённых Наций. Таким образом, Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности Организации. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско, США, конференцию Объединённых Наций для подготовки Устава Организации Объединённых Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Думбартон-Оуксе.

25 апреля 1945 года представители 50 стран, представляющие около 80 процентов населения планеты, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединённых Наций по созданию международной организации. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в её работе, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочерёдно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединённые Штаты Америки) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена - лорд Галифакс. Всего состоялось 10 пленарных заседаний и 400 комитетских заседаний, на которых готовился Устав ООН.

В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности - органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.

Работа Конференции в Сан-Франциско продолжалась ровно в два месяца. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединённых Штатов Америки в Думбартон-Оукс в августе - октябре 1944 года. Устав ООН, в в ста одиннадцати статьях которого изложены цели, принципы и структура Организации, был единогласно принят 25 июня 1945 года и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран (Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем ООН). Однако с подписанием Устава Организация ещё не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть ещё одобрен Конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту США. 24 октября 1945 года это условие было выполнено и Организация Объединённых Наций стала реальностью. С этого времени 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.

10 января 1946 года в Вестминстерском дворце, Лондон, открылась первая Генеральная Ассамблея, на которой были представлены делегаты 51 государства. 17 января 1946 года в Вестминстерском дворце впервые собрался Совет Безопасности, который принял свои правила процедуры. 24 января 1946 года Генеральная Ассамблея приняла первую резолюцию, посвящённую мирному использованию атомной энергии и ликвидации оружия массового уничтожения. 1 февраля 1946 года Трюгве Ли, который был министром иностранных дел Норвегии и возглавлял делегацию Норвегии на сессии Генеральной Ассамблеи в Лондоне, был избран первым Генеральным секретарём ООН. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека. 24 октября 1949 года был заложен первый камень в фундамент нынешнего комплекса зданий Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке, который начал свою работу 21 августа 1951 года.

Система ООН

Система Организации Объединённых Наций включает шесть главных органов, учреждённых в соответствии с Уставом ООН, а также множество программ, вспомогательных органов и подразделений, и специализированные учреждения, которые координируют свою работу с ООН, являясь при этом отдельными, самостоятельными организациями.

Шесть главных органов ООН

Основная структура ООН имеет шесть главных органов:

  1. Генеральная Ассамблея ООН.
  2. Совет Безопасности ООН.
  3. Экономический и Социальный Совет ООН.
  4. Совет по Опеке ООН.
  5. Международный Суд ООН.
  6. Секретариат ООН.

Все эти органы расположены в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, за исключением Международного Суда, который находится в Гааге, Нидерланды. Хотя штаб-квартирой Организации считаются Центральные учреждения в Нью-Йорке, руководство рядом других важных направлений деятельности осуществляется из отделений, расположенных в разных странах мира. Заседания различных органов ООН часто проводятся вне Центральных учреждений. Так, например, Экономический и Социальный Совет проводит одну из своих двух очередных ежегодных сессий в Женеве, а специальные комитеты Генеральной Ассамблеи часто проводят заседания в разных странах мира. Конференции по таким темам, как народонаселение, продовольствие, охрана окружающей среды и права человека, проводились в разных регионах мира.

1. Генеральная Ассамблея ООН

Генеральная Ассамблея ООН , учреждённая в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, - главный совещательный, директивный и представительный орган Организации, в который входят все её члены. Ассамблея является форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных проблем, о которых говорится в Уставе ООН. Она может рассматривать любые вопросы, предусмотренные в Уставе ООН, и выносить членам ООН свои рекомендации.

Основные функции и полномочия Генеральной Ассамблеи:

  • обсуждение разных вопросов (за исключением вопросов, находящихся на рассмотрении Совета Безопасности) и вынесение рекомендаций;
  • обсуждение вопросов, касающихся военных конфликтов и вооружений;
  • обсуждение путей и средств улучшения положения детей, молодёжи, женщин и других категорий людей;
  • обсуждение вопросов устойчивого развития и прав человека;
  • установление размера взноса каждого государства-члена в бюджет ООН и порядка расходования этих средств.

В Генеральной Ассамблее все страны-члены, большие и малые, имеют один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети голосов государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов. Член Организации, за которым числится задолженность по уплате Организации денежных взносов, лишается права голоса в Ассамблее. Однако некоторым из государств-членов с числящейся задолженностью по уплате взносов, Генеральная Ассамблея может разрешить участвовать в голосовании.

Ассамблея заседает каждый год в период с сентября по декабрь. Предварительная повестка дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи составляется Генеральным Секретарём ООН и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии. По просьбе Совета Безопасности или большинства членов ООН Ассамблея может созывать специальные сессии. Работу Генеральной Ассамблеи выполняют также шесть её главных комитетов, Совет по правам человека, другие вспомогательные органы и Секретариат ООН. Наряду с этим, Генеральная Ассамблея учредила ряд вспомогательных органов (советов, рабочих групп, комитетов и комиссий) для выполнения определённых функций. После обсуждения вопросов повестки дня, поиска вариантов согласования подходов различных государств, вспомогательные органы представляют свои рекомендации, обычно в форме проектов резолюций и решений, для обсуждения в ходе пленарных заседаний Ассамблеи. Генеральная Ассамблея разработала и утвердила собственные правила процедуры, в соответствии с которыми она избирает своего Председателя на каждую новую сессию.

Совет Безопасности ООН , учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, несёт главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Он может созываться в любое время при возникновении угрозы миру. Своё первое заседание Совет провёл 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. В Совет Безопасности входят 15 членов, включая пять постоянных членов: Китай, Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Россия и Франция. Остальные 10 членов избираются Генеральной Ассамблеей по принципу географического представительства сроком на два года. Для принятия решений требуется девять голосов; за исключением голосования по процедурным вопросам, решение не может быть принято, если один из постоянных членов голосует против него (это называется «правом вето»). Кроме того, Совет выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приёма новых членов в . Многие страны добиваются расширения состава Совета с включением в него новых постоянных и непостоянных членов. Каждый из членов Совета должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях ООН, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.

Основные функции и полномочия Совета Безопасности:

  1. поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;
  2. расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  3. выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  4. вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  5. призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  6. предпринимать военные действия против агрессора;
  7. выносить рекомендации относительно приёма новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного Суда;
  8. осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке;
  9. выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Комплекс Центральных учреждений был спроектирован группой из 11 всемирно известных архитекторов во главе с Уоллесом К. Гаррисоном (США). Первоначально архитекторы намеревались построить 45-этажное здание стоимостью 85 миллионов долларов. Позже стоимость была снижена на 20 миллионов долларов, а высота здания была уменьшена до 39 этажей. Первый камень в фундамент здания был заложен 24 октября 1949 года, а через 19 месяцев, 21 августа 1951 года, сотрудники ООН начали занимать свои новые помещения.

Комплекс Центральных учреждений включает несколько взаимосвязанных зданий: 39-этажное здание Секретариата, конференционный корпус (в нём расположены залы Советов, залы заседаний, ресторан и несколько кафе), здание Генеральной Ассамблеи, Мемориальную библиотеку Дага Хаммаршельда, подземную трехэтажную типографию и кафетерий. Имеется также трехэтажный подземный гараж, в котором могут разместиться более тысячи автомобилей. В комплексе зданий ООН расположены собственная пожарная служба и служба безопасности, а также почтовое отделение, входящее в систему государственной почты США, но обладающее специальным правом производить операции с марками ООН. Перед комплексом зданий ООН расположена площадь Объединённых Наций, на которой вывешены в алфавитном порядке флаги всех государств-членов ООН. В таком же порядке размещаются делегации в здании Генеральной Ассамблеи. Таким образом, в штаб-квартире ООН созданы все необходимые условия для проведения заседаний её главных органов, их вспомогательных подразделений, а также для проведения многочисленных встреч, совещаний, консультаций по самым разным вопросам и практически на всех уровнях.

Организация Объединённых Наций (ООН) - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками Антигитлеровской коалиции. Название «Объединенные Нации», предложенное Президентом США Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано 1 января 1942 г. в Декларации Объединенных Наций, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Примечательно, что ранее для сотрудничества в отдельных областях создавались первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.) и др. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату Третейского Суда , которая начала свою работу в 1902 г.

Всемирная продовольственная программа (ВПП);

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);

Программа Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП);

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат; ПНПООН);

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП);

Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН);

Фонд капитального развития Организации Объединенных Наций (ФКРООН);

Центр по международной торговле (ЦМТ);

Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА).

Учебные и научно-исследовательские учреждения:

Институт Организации Объединенных Наций по исследованию проблем разоружения (ЮНИДИР);

Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ);

Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (ЮНРИСД);

Учебный и научно-исследовательский институт Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР).

Другие подразделения ООН:

Колледж персонала системы Организации Объединенных Наций (КПСООН);

Международный вычислительный центр (МВЦ);

Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС);

Университет Организации Объединенных Наций (УООН);

Управление Организации Объединенных Наций по обслуживанию проектов (ЮНОПС), ООН-женщины.

Комиссия по наркотическим средствам;

Комиссия по народонаселению и развитию;

Комиссия по науке и технике в целях развития;

Комиссия по положению женщин;

Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию4

Комиссия по устойчивому развитию;

Комиссия социального развития;

Статистическая комиссия;

Форум Организации Объединенных Наций по лесам.

Региональные комиссии ЭКОСОС:

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);

Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Постоянные комитеты ЭКОСОС: Комитет по неправительственным организациям, Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями, Комитет по программе и координации.

Специальные органы ЭКОСОС: Специальная рабочая группа открытого состава по информатике.

Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов:

Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям;

Комитет экспертов Организации Объединенных Наций по управлению глобальной геопространственной информацией;

Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ;

Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности.

Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве: Комитет по политике в области развития, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет экспертов по государственному управлению, Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Постоянный форум по вопросам коренных народов.

Связанные с Советом органы : Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин, Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения, Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу, Международный совет по контролю над наркотиками.

При создании международной системы опеки Уставом ООН был учрежден Совет по Опеке в качестве одного из главных органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.

Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности - РФ, США, Великобритании, Франции и КНР. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.

В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.

Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 г., Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.

Международный Суд.

Является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он был учрежден Уставом ООН, для достижения одной из главных целей ООН: «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 г., заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды).

Секретариат.

Секретариат - это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает и другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

Обязанности, выполняемые Секретариатом, столь же разнообразны, как и проблемы, которыми занимается ООН, - от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов ООН и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

Специализированные учреждения ООН и связанные с ней органы. Специализированные учреждения ООН - это самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Специализированные учреждения:

Всемирный почтовый союз (ВПС);

Группа Всемирного банка;

Международная ассоциация развития (МАР);

Международная финансовая корпорация (МФК);

Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА);

Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);

Всемирная туристская организация (ЮНВТО);

Международная морская организация (ИМО);

Международная организация гражданской авиации (ИКАО);

Международная организация труда (МОТ);

Международный валютный фонд (МВФ);

Международный союз электросвязи (МСЭ);

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР);

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).

Связанные с ООН организации:

Всемирная торговая организация (ВТО);

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ);

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО).

Cекретариаты конвенций:

Конвенция о правах инвалидов;

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (КООНБО);

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК).

Целевые фонды ООН:

Фонд демократии Организации Объединенных Наций (ФДООН);

Фонд международного партнерства Организации Объединенных Наций (ФМПООН).

Руководство ООН представлено в лице Председателя Генеральной Ассамблеи и Генерального секретаря.

Председатель Генеральной Ассамблеи . Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на её заседаниях.

Генеральный секретарь . Главное административное должностное лицо, является символом Организации Объединённых Наций и выразителем интересов народов мира.

По Уставу, Генеральный секретарь выполняет функции, возлагаемые на него Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей, Экономическим и Социальным Советом и другими органами Организации Объединённых Наций.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок.

В настоящее время действует джентльменское соглашение, по которому гражданин государства - постоянного члена Совета Безопасности ООН (Россия, США, Великобритания, Франция и КНР) не может быть Генеральным секретарём ООН.

Генеральные Секретари ООН:

Государства - члены ООН.

К первоначальным членам ООН относятся 50 государств, подписавших Устав ООН на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г., а также Польша. С 1946 г. в ООН было принято около 150 государств (но при этом ряд государств, таких как Югославия и Чехословакия, разделились на независимые государства). 14 июля 2011 г., с принятием в члены ООН Южного Судана, число государств - членов ООН составило 193.

Членами ООН могут быть только международно признанные государства - субъекты международного права. Согласно Уставу ООН, приём в члены ООН открыт для всех «миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». «Приём любого такого государства в Члены Организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности».

Для приёма нового члена требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств - членов Совета Безопасности (при этом 5 постоянных членов - Россия, США, Великобритания, Франция и КНР - могут наложить на решение вето). После утверждения рекомендации Советом Безопасности вопрос передаётся в Генеральную Ассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети голосов. Новое государство становится членом ООН с даты резолюции Генеральной Ассамблеи.

Среди первоначальных членов ООН были страны, не являвшиеся полноправными международно-признанными государствами: наряду с СССР, две его союзные республики - Белорусская ССР и Украинская ССР; колония Великобритании - Британская Индия (разделённая на ныне независимые члены - Индия, Пакистан, Бангладеш и Мьянма); протекторат США - Филиппины; а также фактически независимые доминионы Великобритании - Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз.

В сентябре 2011 г. заявку на принятие в члены ООН подала Палестинская автономия (частично признанное Государство Палестина), однако удовлетворение этой заявки отложено до палестинско-израильского урегулирования и всеобщего международного признания Палестины.

Кроме статуса члена, существует статус наблюдателя ООН, который может предшествовать вступлению в число полноправных членов. Статус наблюдателя присваивается путём голосования в Генеральной Ассамблее, решение принимается простым большинством. Наблюдателями ООН, а также членами специализированных учреждений ООН (например, ЮНЕСКО) могут быть как признанные, так и частично признанные государства и государственные образования. Так, наблюдателями в данный момент являются Святой Престол и государство Палестина, а также некоторое время были, например, Австрия, Швейцария, Италия, Япония, Финляндия, и другие страны, имевшие право вступления, но временно им не воспользовавшиеся по разным причинам.

Для организации работы органов в системе ООН установлены официальные и рабочие языки. Перечень этих языков определён в правилах процедуры каждого органа. На официальных языках издаются все основные документы ООН, включая резолюции. На рабочих языках издаются стенографические отчёты заседаний и на них переводятся речи, произнесённые на любом официальном языке.

Официальными языками Организации Объединённых Наций являются : английский, французский, испанский, русский, китайский, арабский. Если делегация желает выступить на языке, который не является официальным, то она должна обеспечить устный или письменный перевод выступления на один из официальных языков.

Расчёт бюджета ООН - это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарём ООН после согласования с подразделениями организации и на основании их требований. Впоследствии предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который ещё раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, - это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения.

"История и цели деятельности OON"

  • Историческая сводка
  • еская сводка
  • Цели ООН
  • Права человека
  • Развитие экономической отрасти и гуманитарная помощь
  • Еще несколько слов об ООН

Организация Объединенных Наций (ООН) представляется межправительственной системой объединения, в целях создания комфортного интернационального общения. Стала сменой неэффективной Лиги Наций. Данное формирование начало существование 24 октября 1945 года , с целью не позволить повторения такого инцидента, как война мирового масштаба . Ее состав чуть меньше 200 государств.

Место дислокации штаба межнационального объединения обосновалась в Манхэттене . Прочие важнейшие консульства имеют расположение в Женеве, Найроби и Вене. Финансирование бюджета происходит из ресурсов участвующих государств. Взносы имеют, как обязательный, так и добровольный характер. Задачами этого объединения служит содействие к мировому согласию и безопасности, соблюдению человеческого права, помощь социальному и экономическому развитию, охране природы, а также предоставление гуманитарной поддержки при возможности голода, стихийных бедствий и вооруженных конфликтов.

В период Второй мировой войны, Рузвельт инициировал переговоры о преемнике Лиги Наций. Устава нового органа был разработан на собрании в апреле-июне 1945 года. Этот устав вступил в силу 24 октября 1945 года, и ООН начала свое существование. Миссия ООН по сохранению мира во всем мире была сложной задачей в первые десятилетия. В мире развернулась холодная война между СССР и США и их союзниками соответственно.
Организация получила Нобелевскую премию мира в 2001 году, а также ряд его должностных лиц и учреждений также были удостоены премии. Другие оценки эффективности ООН были смешаны. Некоторые комментаторы считают, что организация является важным фактором мира и человеческого развития, в то время как другие называют организацию неэффективной, коррумпированной.

Историческая сводка
До начала создания ООН, некоторое количество интернациональных учреждений и конференций были сформированы, чтобы урегулировать конфликты между странами: Международный комитет Красного Креста и Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов соответственно. После катастрофической людских потерь в Первой мировой войне, Парижская мирная конференция создала Лигу Наций, чтобы поддерживать гармонию между странами. Однако Лига не хватало представления для колониальных народов (тогда половина населения мира) и значительного участия от нескольких крупных держав, в том числе США, СССР, Германии и Японии. Орган не мог произвести ограничения для вторжения Японии в Манчжурию, японского вторжения в Китай, остановить немецкие планы Адольфа Гитлера, которые завершились Второй мировой войной.

Декларация Организации Объединенных Наций
Изначальный организационный план для новоиспеченного интернационального объединения начался под покровительством Госдепа США в 1939 году. Рузвельт стал автором "Декларации Организации Объединенных Наций», совместно с Чурчиллем и Хопкинсом. Во время встречи в Белом доме 29 декабря 1941 года были включены советские предложения, но не оставалось никакой роли для Франции. Рузвельт стал основоположником термина Организации Объединенных Наций.

Цели ООН
Операции по поддержанию мира и безопасности.
ООН, после утверждения Советом Безопасности, направляет миротворцев в регионы, где вооруженные конфликты недавно прекратились или сделали паузу. Это делалось для того, чтобы обеспечить соблюдение условий мирных соглашений и препятствовать возобновлению военных действий. Мировое объединение не имеет в своем распоряжении личной армии. Миротворческие операции производятся путем заимствования у государств в составе представленного сообщества.



Права человека.
ООН считается главном сообществом, которое ставит своими целями, поощрение и развитие уважения к правам человека, исключая различного рода дискриминации. Государства - члены в обязательном порядке принимают решения как общие, так и единоличные, дабы защитить их прав людей.
В 1948 году, Генеральная Ассамблея учредила Всеобщую декларацию человеческих прав, подготовленную комитетом, во главе с вдовой Франклина Д. Рузвельта-Элеонорой и французским юристом Кассином. Документ провозглашает основные гражданские, политические и экономические права, общие для всех людей, хотя его эффективность в достижении этих целей была обсуждена с момента его составления. Декларация служит в качестве общего эталона для всех народов и всех стран.

В 1979 году Генеральная Ассамблея установила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации касательо представительниц слабого пола, а затем, Конвенцию о правах ребенка в 1989 году.
С окончанием холодной войны, толчок для действий в области человеческого права получил новый импульс. человеческому праву была создана в 1993 году для наблюдения за вопросы обеспечения прав человека.

Развитие экономической отрасти и гуманитарная помощь.
Другой главной целью ООН, служит контроль и организация сотрудничества государств и решение их проблем между собой. Многочисленные органы были созданы, чтобы работать для достижения этой цели. В 2000 году 192 государств - членов Организации Объединенных Наций согласились достичь восьми Целей развития тысячелетия к 2015 году.

Программа развития ООН (ПРООН), организация по гранту на основе технической помощи, основанной в 1945 году, является одним из ведущих органов в области межнационального формирования. Организация также контролирует индекс возрастания человеческих возможностей, сравнительного показателя ранжирования стран по бедности, грамотности, образованию, средней продолжительности жизни и других факторов. Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), также основанная в 1945 году, способствует развитию сельского хозяйства и продовольственной безопасности. ЮНИСЕФ, имеет дату своего основания в 1946 году для оказывания помощи европейским детям после окончания военных действий. Фонд увеличил свою миссию, дабы оказать помощь во всем мире и поддерживать Конвенцию о правах ребенка.



Содействие между Всемирным банком и Международным валютным фондом, является самостоятельным, специализированным учреждением и играет роль наблюдателя, согласно тексту договоренности 1947 года. Они были первоначально сформированы отдельно от ООН через Бреттон - Вудское соглашение в 1944 году. Всемирный банк предоставляет кредиты для мирового развития, и параллельно МВФ содействует укреплению межнационального взаимодействия в экономике и дает чрезвычайные кредиты странам - должникам.
В рамках межнационального сотрудничества существует объединение, связанное со здоровьем населения. В коей ключевое значение уделяется международным проблемам со здоровьем и ликвидации болезней. Она является одним из крупнейших агентств ООН. В 1980 году агентство объявило, что ликвидация оспы была завершена. В последующие десятилетия, ВОЗ в значительной степени искоренила полиомиелит и проказу. Единый проект межнационального сообщества, по проблеме ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), взявшая старт в 1996 году, координирует вопрос эпидемии СПИДа.

Наравне с интернациональным объединением - Красный Крест, ООН нередко представляет основную значимость в осуществлении чрезвычайного содействия, в экстремальных ситуациях. Всемирная продовольственная программа (ВПП), учрежденная в начале 60х годов, производит продуктовую опору, как следствие «голодных» времен, природные несчастья и противоречия военного характера. Объединение сообщает, что кормит в среднем 90 миллионов жителей в 80 государствах, в ходе каждого года. Управление Верховного комиссара ООН по вопросам беженцев (УВКБ), утверждена в 1950 году, осуществляет работу, в направлении защиты нуждающихся, в рамках полномочий управления. Действия УВКБ и ВПП финансируются посредством добровольческих пожертвований государствами, корпораций и частных лиц, хотя административные расходы УВКБ оплачиваются за счет основного бюджета ООН.

Еще несколько слов об ООН
С момента создания ООН, более 80 колоний получили независимость. ООН работает в направлении деколонизации.

От становления программы ООН направлены в сторону предохранения и улучшения окружающей среды. ООН взирает за природоохранными вопросами. Изначально эта программа не имела большого успеха. В конце 80-х годов прошлого столетия ЮНЕП и Всемирная метеорологическая Организация (ВМО) стала еще одной частью ООН. ВОМ оценивает отчеты об исследованиях, касающихся глобального потепления.
Генеральная Ассамблея устанавливает сумму регулярного взноса. Эта сумма исходит из возможностей каждой страны (ВНД), с поправкой на внешней задолженности и низким уровнем дохода на душу населения. То есть для каждого отдельного государства сумма взносов варьируется. Двухлетний бюджет на 2012-13 годы составил $ 5,512 млрд в общей сложности.

Ассамблея установила принцип, согласно которому ООН не должна чрезмерно зависеть от любого одного члена для финансирования своей деятельности. Таким образом, существует норма "потолок", максимальной суммы, которую любой член может выделить для регулярного бюджета. В декабре 2000 года Ассамблея пересмотрела шкалу взносов в ответ на давление со стороны Соединенных Штатов. В рамках этого пересмотра, верхний предельный уровень бюджета был снижен с 25% до 22%. Для наименее развитых стран(НРС) применяется максимальная ставка в размере 0,01%.

Значительная часть расходов ООН решает свою основную миссию мира и безопасности, и этот бюджет оценивается отдельно от главного. Поддержание мирного существования обошелся за 2015-16 финансовые годы в 8270000000 $.