Для начала нужно расчертить две линии - горизонтальную и вертикальную, чтобы получился крест. Затем можно ещ провести две диагональные линии, но покороче.

    Затем провести соединительные линии, предварительно наметив небольшим кругом с центром в центре креста, толщину розы ветров.

    Затем на усмотрение рисующего, можно нанести тени, то есть раскрасить как падает на не свет. Это придаст ей некий объм. Затем можно написать названия сторон света. Можно нарисовать ещ больше лепестков розы, проведя отрезки между уже нарисованными лепестками.

    Вот что примерно получилось у меня:

    Роза ветров из себя представляет векторную диаграмму, и характеризует направление ветра, и чтобы нарисовать ее нужно хорошо все рассчитать, иметь белую чистую бумагу и разноцветные карандаши.

    Сначала нужно рисовать две пересекающиеся линии, потом из центра проводить четыре линии под углом 45 градусов. Затем отмечать Север, Юг, Запад и Восток.

    Чтобы построить розу ветров, соответствующую данной местности, нужно сначала построить систему координат, в которой оси будут отражать стороны света: север, юг, запад, восток. И через центр надо также начертить дополнительные оси: северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад. И ещ нужны данные о ветрах в этой местности и сколько дней в заданный промежуток времени дул ветер определнного направления. И на осях нужно отметить количество дней, соответствующее каждому направлению ветра. Потом конечные точки соединяют. А в центре кружком надо отметить количество безветренных дней. Получается роза ветров.

    Все просто. Чертим 2 длинные пересекающиеся перпендикулярные линии, затем еще 2 короткие, также пересекающиеся в той же точке, только под углом 45 градусов. И соединяем подряд торчащие концы. Обозначаем стороны света буквами С, В, Ю и З.

    Роза ветров - это векторная диаграмма, характеризующая направление ветра на конкретной территории на протяжении в определенное время.

    Чтобы начертить розу ветров , нужно начала начертить пересекающиеся линии, которые будут обозначать стороны горизонта. На эти линии наносим штрихи, которые будут обозначать месяцы или дни, даже часы, в зависимости от того, какой интервал Вы выбрали для измерения. На эти штрихи наносим точки, в зависимости от того, в какую сторону дул ветер в данный отрезок времени. Далее соединяем эти точки. Теперь у нас получится .

    Для построения розы ветров в наше время не нужно даже бумаги с карандашом. Сейчас есть отличные программы и приложения, с помощью которых роза ветров строится в два счета. В качестве примера могу привести приложение, которое мы создали самостоятельно для собственных нужд нашего проектного института: http://spihta.by/roza.php Для построения розы ветров лишь введите в таблицу количество дней, на протяжении которых ветер дул в определенном направлении (для января, июля и всего года), нажимайте кнопку и роза ветров готова!

    Роза ветров является круговой векторной диаграммой,и в ней отражают повторы ветра в разных его направлениях на каком то определенном периоде времени.

    Строят роза ветров чаще по усредненным и многолетним статистических данных для какого то сезона,либо года или месяца.

    Чтобы начертить Розу ветров будет нужен календарь погодный,карандаш и лист бумаги.

    Вам для этого нужно знать направления ветра в течении определенного периода времени.

    И потом по лучам у диаграммы роза ветров вполне можно делать выводы о ветрах за какой то нужный вам период времени в вашей местности. Есть и современные приложения для построения.

    Роза ветров это векторная диаграмма.

    Чтобы построить розу ветров обычно собирают средние многолетние данные для года, сезона, месяца.

    • Для того чтобы начертить розу ветров в первую очередь нужны данные о ежедневном направлении ветра за определенное время.

    Примером таких наблюдений могут быть направления ветра в течение 1 месяца, в течении которого ведется замер и записи о направлении ветра .

    • Далее нужно нужно начертить линии, которые будут обозначать направления ветра. По научному их называют румбы горизонта , а именно северюг и западвосток. Чертим дополнительные 2 линии через центр наших осей.

    Должно получиться восемь румбов. На них нужно делать отметки ветров по направлениям. После эти отметки соединяются линиями.

    Ниже подробное виде о том, как начертить розу ветров.

    Все будет зависеть от того, какую именно Розу ветров мы захотим изобразить. Ведь понятие о Розе ветров очень глубоко и многогранно, и уходит корнями в толщу истории. И не только она символизирует победы человека над стихиями, подвиги первых первопроходцев и кораблестроителей, но и ежедневный труд сотен и тысяч метеорологов. А как близок данный символ каждому моряку, и любому человеку, одежда которого пропахла морем, вечерним бризом.

    Как альбатрос в небе, раскинула свои крылья на бумаге метео-звездочка, и нам в пору задуматься о вечности, о том, о чем думали люди, глядя на Розу ветров, глядя на Розу компаса, и глядя на Розу румбов.

    Нет, нет, это не румба, это румбы, но обо всем по порядку!

    Лично я попытался быстренько набросать шестнадцати лучевую розу ветров .

    Вот она на представленном видео.

    А какие еще бывают розы ветров, сразу же возникает тогда вопрос?

    Они бывают четырех лучевые ,

    восьми лучевые ,

    шестнадцати лучевые ,

    360 - лучевые ,

    с числовыми значениями .

    Так же роза ветров может отображать, помимо герольдической символики, еще и информацию о направлениях ветров , в течение определенного отрезка времени, например вот так:

    или вот так.

    Так же, для правильного отображения Розы ветров, нам необходимо знать и то, что по окружности поле разбито на Румбы , и всего их 32 румба (то есть румб, это одна тридцать вторая окружности).

    Вот эту Розу ветров еще называют Розой румбов , или Розой компаса , так как она полностью совпадает с картушкой компаса.

    Еще в те далекие времена, когда я был курсантом морского училища, а позже ходил в море и стоял вахты на руле, на капитанском мостике, в рубке, я мог часами лицезреть ее неторопливые покачивания и повороты, то в ту, то в другую сторону, в такт волнам, течениям и ветрам. И досих пор звуки фраз о гиромагнитном компасе заставляют меня перенестись в то далекое прошлое, и окунуться в стихию...

    А что бы правильно изобразить желаемое, надо вооружиться правильными карандашами разной мягкости, ластиком для подтирания и исправления рисунка, точилкой и художественной бумагой, так как она качественнее обычной, если конечно же мы хотим получить в итоге шедевр.

    Подробнее о правилах и технике рисования простым карандашом я уже отвечал ранее, и хочется здесь привестси ссылку на мой ответ в моем же вопросе:

    Каковы основные каноны рисунка простым карандашом? Какие правила?

    Вот небольшая цитата из моего ответа, именно о технике рисования :

    Для этого мы идем в художественный магазин и покупаем набор художественных простых карандашей. Их особенность в том, что все они отличаются по мягкости и твердости. Соответствующая маркировка, о марке карандаша нанесена на нем самом. Смотрим, пробуем. Буква М - мягкий, буква Т - твердый, буквы ТМ - твердо-мягкий, буквы ММ или 2М - очень мягкий и так далее. Здесь же покупаем хорошую точилку, чтобы не обламывала грифель, и правильную стирательную резинку (консультируемся у продавца - должна быть мягкая, чтобы не повреждала бумагу).

    Конечно можно поточить карандаши и ножиком, если умеете, но острие должно быть тоненьким. Доводим до совершенства, стирая излишки о плотную бумагу (формируем острие).

    Чередуя твердые карандаши, которые дают более тонкую линию и более светлый тон рисунка, и мягкие карандаши, которые дают более толстые линии и более темный тон рисунка, мы достигаем глубины и объема рисунка.

    Теперь, когда мы многое знаем о Розе ветров и технике рисования, мы можем нарисовать действительно что нибудь впечатляющее.

    Для того, чтобы начертить розу ветров Вам нужны чистая бумага и карандаши.

    В начале рисуем две перпендикулярно пересекающиеся линии, потом из центра проводим четыре линии под углом 45 градусов. Затем в конце верхней линии отмечаем Север а внизу - Юг. Слева отмечаем запад, с права - Восток. Промежуточные отметки: на верху слева Северо-Запад, внизу - Юго-запад. Верхний правый угол Северо-Восток, нижний - Юго-Восток.

    Далее нам нужны данные о направлении ветров в данной местности. Затем на осях отмечаем дни, которые соответствуют каждому направлению ветра. После этого соединяем конечные точки, а затем в центре пишем число, которое показывает нам, сколько дней было без ветров. получается так называемая Роза ветров.

Красивый метеорологический термин «роза ветров» давно облюбован поэтами и художниками, которые успели сформировать вокруг него облако романтических образов. Между тем, роза ветров имеет вполне утилитарное значение для многих отраслей экономики.


Для составления розы ветров любой местности необходимы данные метеорологических наблюдений за определенный период, карандаш, линейка и калькулятор для расчетов.

Что такое роза ветров?

Розой ветров в метеорологии и географии принято называть диаграмму направлений и силы ветров, дующих в определенном регионе. Возможно, кому-то внешний вид диаграммы напомнил цветок розы, после чего и появился на свет этот красивый, но не слишком соответствующий реальности термин.

Однако изучение метеорологической статистики дает возможность понять закономерности направлений ветров и на их основании попытаться сделать прогноз погоды на ближайший период. Роза ветров наиболее наглядно показывает преобладающие направления ветров в данной местности.

Для чего нужна роза ветров?

Знание направления господствующих ветров является важным во многих случаях. Оно необходимо:

— для предсказания изменений погоды: зная расположение фронтов теплого и холодного воздуха, можно понять, как в ближайшие дни изменится погода, холодную или теплую воздушную массу принесет нам господствующий ветер;


— для планировки развития населенных пунктов: знание преобладающих направлений ветра помогает разместить жилые и промышленные районы таким образом, чтобы загрязненный воздух с предприятий не относило ветром в сторону жилых районов;

— для выбора ориентации стен домов, входных проемов и других архитектурных элементов: чтобы в зимнее время максимально сохранять тепло в домах, входные двери нужно ориентировать в направлении, противоположном преобладающему в розе ветров.

Можно вспомнить еще много способов использования розы ветров в различных сферах деятельности человека.

Как построить розу ветров?

Роза ветров строится в соответствии со сторонами света. Прежде, чем начинать ее построение, нужно начертить на бумаге основные и дополнительные оси:

— вертикальную север-юг;

— горизонтальную восток-запад;

— диагональную юговосток-северозапад;

— диагональную югозапад-северовосток.


По этим осям необходимо отмечать направления и силу ветров, которые наблюдались в вашем регионе за определенный период – скажем, в течение трех летних месяцев. Эту информацию можно взять из метеорологического календаря в интернете или любого другого достоверного источника.

Необходимо правильно выбрать масштаб будущей диаграммы, чтобы роза ветров получилась наглядной, достаточно крупной, но не чрезмерной. На каждой оси откладываются деления, соответствующие количеству дней в рассматриваемом периоде.

Так, если вы строите розу ветров летнего периода, длина каждой из осей может составлять 9 сантиметров, где одна миллиметровая отметка будет соответствовать одному дню лета.

После этого можно приступать к построению розы ветров. На каждой из осей следует отметить отрезок, длина которого будет соответствовать числу дней, в течение которых дул ветер этого направления. Так, на южной оси отмечаем 34 миллиметра, на северо-восточной 12 миллиметров.

Если в какие-то дни была , их количество отмечается точкой в центре диаграммы с написанным числом тихих дней.

После того, как все точки, соответствующие ветрам, отмечены на осях, остается последний этап – последовательное соединение этих точек между собой отрезками.


В результате должен получиться неправильный многоугольник. Если в каком-то из направлений ветер в течение всего рассматриваемого периода не дул вообще, на соответствующей оси не будет никаких отметок, а значит, с этой стороны многоугольник остается незамкнутым.

Внутреннюю часть многоугольника можно заштриховать. Наиболее длинные лучи розы ветров покажут преобладающие направления ветров в вашем регионе.

География 6 класс

Тема урока Практическая работа по теме « Построение розы ветров»

Цель урока:

1.формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;

2.отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;

3.отработка навыков правильного оформления результатов работы..

Образовательные задачи :

используя данные собственных дневников наблюдения за 2014 год, построить розы ветров для каждого месяца

используя полученные данные по месяцам-январь и июль и год, построить розу ветров для г. Морозовск

проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков).

Организационный момент

Актуализация опорных знаний:

1.дать определение понятию “ветер”;

2.вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;

3.каким прибором определяют направление ветра?

4.как определить направление ветра;

5.по какой стороне горизонта определяется название ветра?

Теоретическая часть.

Объяснение учителем изучаемого материала.

Роза ветров Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров - диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров

Основные и промежуточные стороны горизонта.

    Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.

    На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

    Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

2. практическая работа « Построение розы ветров»

Инструкционная карта

1 календари наблюдения за погодой; К.: данные таблицы, с. 118.

1 Вычертить основу из восьми линий с одной точкой пересечения.

2. Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.

ю-в

3. Линии делятся на равные отрезки. 1 отрезок - 1 день.

4. Берутся данные наблюдения за погодой (Гл календари наблюдения за погодой; к.: данные таблицы, с. 119 или свои данные наблюдений за погодой).

5. Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север», ставится точка, и таким образом отличатся по всем направлениям.

6. Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.

7. Точки соединяются в последовательности: север - северовосток - восток - юго-восток - юг - юго-запад - запад - северо-запад - север. При отсутствии какого-либо ветра линия в данном месте прерывается.

8. Количество дней со штилем записывается в кружок внутри розы ветров.

2. используя данные таблицы приложения постройте на тетрадном листе график розы ветров для Морозовска.

Станция

время

штиль

Морозовск

Январь

июль

Сделать вывод:

1.Проанализировать полученный материал и сделать соответствующие выводы о взаимозависимости элементов погоды (направление ветра, температуры, осадков).

2. Проанализировать диаграмму по г.Морозовск.

Итог урока

    Сдать практические работы

Домашнее задание п. 39 термины

Место данного урока в теме - урок № 5 в разделе «Атмосфера». На предыдущем уроке дети изучали тему «Ветер», где были проработаны понятия «ветер», «причины образования ветра», «бриз». Данный урок был посвящён ознакомлению с понятиями «направление ветра» и «роза ветров» и формированию умения работать с графиком «Роза ветров». Данный урок тесно связан с последующей темой - «Вода в атмосфере».

Тип урока - урок - практикум

Дидактические принципы обучения, используемые на уроке:

  • объективности, научности;
  • связи теории с практикой;
  • последовательности, систематичности;
  • доступности при необходимой степени трудности;
  • наглядности, разнообразия методов.

Технологии, применяемые на уроке:

1. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. На уроке демонстрировалась презентация в программе Power Point.

2. Технология проектного обучения. Правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Необходимое оборудование и материалы:

1. Компьютер, проектор.

2. Раздаточный материал, ручки двух цветов (красная и синяя), линейка.

Формы работы использованные на уроке - фронтальная, индивидуальная, практическая, работа в группах.

Методы обучения, используемые на уроке - практический (данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся); наглядный (подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений): проблемный (обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения).

Педагогические приемы :

«Ранжирование» - расположение в нужном порядке понятий.

«Экологическая задача» - требует решения проблемных задач.

«Направление ветра» - игра-эксперимент.

«Построение графика» - построение «Розы ветров».

«Дерево самооценки» - осуществление самооценки и взаимооценки работы на уроке.

Построение урока соответствует требованиям ФГОС и включает в себя следующие этапы: актуализация знаний - было предложено установить причинно-следственную связь, отражающую причину формирования ветра с целью подготовки их к восприятию нового материала.

Этап мотивации - детям была предложена экологическая задача, при решении которой ученики сталкиваются с проблемой влияния направления ветра на уровень загрязнения территории. Решению проблемной ситуации способствовала игра-эксперимент, в ходе которой дети определяли направление ветра. Игра одновременно является ступенькой к знакомству с понятием «Роза ветров».

Пробное построение графика осуществляется с помощью алгоритма предложенного в учебнике.

После решённой задачи, предлагаю детям сформулировать тему и цель урока.

На этапе первичного закрепления материала ученикам предложено было выполнить мини-проект - построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.

На этапе рефлексии ребята оценивали себя и участников группы с помощью бланка и шкалы оценивания, носящих метапредметный характер, автором которых являюсь я.

В ходе урока были достигнуты планируемые результаты:

Предметные УУД - строить розу ветров; классифицировать ветра; трансформировать географическую информацию из одного вида представления в другой;

Метапредметные УУД - выдвигать предположения; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать свою деятельность; оценивать и корректировать свою деятельности на уроке; излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого;

Личностные УУ Д - стали понимать закономерность образования ветра, его влияние на жизнь и здоровье человека.

Используемая на уроке технология проектного обучения и методы работы помогли мне вызвать интерес к теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Построение «Розы ветров»»

Урок-практикум по ГЕОГРАФИИ в 6 классе

ТЕМА: Построение «Розы ветров»

Цель: Научить учащихся строить график, отражающий преобладающее направление ветра и пользоваться полученной информацией.

Задачи:

образовательные: сформировать понятие "роза ветров"; представление о направлении ветра; построении графика «роза ветров»;

развивающие : способствовать развитию познавательного интереса к изучению географии; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее;

воспитательные : экологическое, формирование представления учащихся о природе ветра, о причинах его возникновения.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0.5 МИН)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (3 МИН)

Учитель: Я вам предлагаю сыграть в игру. Пригласить по 1 представителю от каждой группы. Раздать листы с высказываниями. Прочитайте текст. Предложить рассмотреть их и определить к какой теме они относятся.

Учитель: А можем ли мы связать все высказывания между собой. Постройтесь в логическую цепочку.

(Дети строятся)

Учитель: А что отображает эта цепочка?

(Ответы детей)

    МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (7 МИН)

Работа в группах

Учитель: Ребята, буквально вчера ко мне попала информация из Департамента по охране окружающей среды. Это – ответ на письмо. Пришло оно от Яблоньки из сказки «Гуси-лебеди». Я предлагаю вам тоже с ней познакомиться (Приложение № 1).

Текст письма

«… Я, Яблонька из сказки «Гуси-лебеди» прошу разобраться в сложившейся ситуации. Я погибаю: появляются пятна на молодых листьях сначала возле основания листа, образуя желтую полосу, а затем по всему листу, ухудшается цветение и завязывание плодов, яблочки мелкие и некрасивые. Помогите установить причину ухудшения моего состояния. Прилагаю план местности, где я произрастаю».

Текст ответа из Департамента по охране окружающей среды:

«Комиссия исследовала территорию вашего произрастания и пришла к выводу, что в почве превышено содержание сажи, оксидов серы, фосфора, азота и тяжёлых металлов, а в воздухе углекислого и угарного газов. Это возможно при близкой утилизации золы, полученной при сжигании угля. Ищите источник загрязнения территории в непосредственной близости к вам. Зона загрязнения отмечена красным ареалом.»


Учитель: Что же может являться источником загрязнения для яблоньки? Почему? Где должна была находиться печка? А что же не учли строители-печники?

(ответы детей)

Учитель: Как можно определить направление ветра? Проведём небольшой

эксперимент.

(Игра-эксперимент «Направление ветра») она же ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Будет ли являться направление полёта мячика направлением ветра? Ваши

предположения?

(Предположение можно проверить по учебнику стр. 121)

ВЫВОД ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (7 МИН)

Учитель: Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика – «Розы ветров». Что это за график, и как он строиться, можно узнать из учебника. Откройте стр.121 и прочитайте об этом.

ЗАДАНИЕ

Учитель: А теперь я предлагаю вам построить «Розу ветров» для Яблоньки по следующим данным и узнать преобладающее направление ветра (Приложение № 2) .

Направление ветра

Количество дней

(Работа в группе. Построение графика. Сравнение с эталоном)

ЭТАЛОН


Учитель: Какая же тема нашего урока была?

Дети: Построение «Розы ветров».

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Сформулируйте цель нашего урока?

Цель урока (для детей): научиться строить «Розу ветров»

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

Учитель: Какие задачи мы решали на уроке?

Задачи урока (для детей): 1) Найти информацию о графике;

2) Построить «Розу ветров»;

3) Научиться ею пользоваться.

ЗАФИКСИРОВАТЬ НА ДОСКЕ

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА (5 МИН)

Учитель: Я предлагаю вам выполнить мини-проект в группе «Построение Розы ветров»

Цель: построить розу ветров и определить, какой ветер преобладал в нашем городе в январе 2017 года.

Задачи:

1). Познакомиться с данными погоды в «Дневнике».

3). Построить «Розу ветров».

4). Определить какой ветер преобладал в Новоуральске в январе 2017 года.

Ход работы

    Знакомство с «Дневником погоды» (Приложение № 3) .

    Подсчитываем количество дней с одинаковым направлением ветра и заполняем таблицу.

Направление ветра

Количество дней

    Строим «Розу ветров» (Приложение № 4)

    Отложите на схеме, где показаны основные и промежуточные стороны горизонта, начиная от центра, сколько дней дули ветры разных направлений.

    Масштаб в 1см – 1 день

    Соедините концы отложенных отрезков.

    Определяем преобладающее направление ветра в Новоуральске в январе 2017 года – ЮЗ

    РЕФЛЕКСИЯ УРОКА (4 МИН)

«Бланк оценки работы в группе»

Ф.И. ученика

Критерии

Кол-во баллов

Оценка

Организовал

Обсуждал

Придумал

Предлагал

Выступал

2 балла – критерий проявлен в полном объёме

10 - 8 баллов – «Ураган» (источник знаний и умений для всей группы) Оценка «5».

7 – 6 балла – «Шторм» (твоя работа в группе была весомой и значимой) Оценка «4».

5 – 4 балла - «Бриз» (твоя работа была непродолжительной, но яркой) Оценка «4».

3 – 2 балла – «Лёгкий ветерок»(мы увидели только одну сторону твоей деятельности) Оценка «3».

1 балл - «Тихий ветерок» (чувствовалось ваше присутствие в группе) Оценка «3».

0 баллов – «Штиль» (мы знаем, что ты есть в группе, но твоей работы мы не увидели)

Проверь, есть ли география в твоём расписании!

Учитель: Ребята, давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Мы достигли поставленной цели? Удалось решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке (Дерево самооценки)

Мне было комфортно на уроке. Я узнал новую для меня информацию. Научился строить график.

Мне было не комфортно на уроке. Я ничего не понял из нового материала. Так и не понял, как строить график.



    ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК (0.5 МИН)

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0.5 МИН)

§ 18 , стр. 123 «От теории к практике»

По желанию:

    Найти 5 пословиц о ветре;

    Найти информацию о самых сильных ветрах на планете;

    Найти информацию о том, какие есть местные ветры.

Инструкция

Начинать составлять розу ветров стоит с осей координат. В данном случае, их не 2, как обычно, а 8: по всем сторонам света и их сочетаниям. От центра координат нужно отложить оси во всех направлениях по горизонтали, вертикали и диагонали под углом 45 градусов. Подпишите оси как Ю (юг), С (север), З (), В (), а также ЮВ (юго-восток), ЮЗ (юго-запад), СЗ (северо-запад) и СВ (северо-восток). Теперь можно приступить непосредственно к построению розы.

Выпишите ряд результатов наблюдений ветра за определенный период в определенной , например, за 20 дней в Москве. Эти данные легко взять на любом метеорологическом сайте. Результаты должны выглядеть как: 1-й день наблюдения – направление СЗ, 2-й – СЗ, 3-й – С и т.д. до последнего дня измерений. Проще всего выписать данные в виде двухстрочной .

Сгруппируйте результаты по направлениям ветра. Так, например, окажется, что за 20 дней ветер направления северо-запад (СЗ) в Москве был 7 дней, запад (З) – 4 дня и т.д. Должно получиться 8 цифр по количеству направлений, среди которых могут быть и 0, если ветра данного направления за выбранный период не было ни разу. Сумма всех цифр должна быть количеству дней измерений. Проверьте - если это не так, вы где-то неправильно посчитали.

Теперь начинайте построение. Для этого выберите и обозначьте на каждой оси единичный отрезок. Теперь по каждой оси нужно отложить посчитанное количество дней ветра данного направления, например – по ЮЗ – 3 ед, по Ю – 5 ед. и т.д. После того, как все точки на 8 осях отложены, просто соедините их отрезками до получения замкнутого многоугольного контура. Получившийся разнобокий « » с острыми лучами будет похож на розу – это и будет для данной местности за выбранный период. Нужно заметить, что для каждого региона есть типичные по и сезонам розы ветров, которые во многом характеризуют данной местности.

Розой ветров называют круговую векторную диаграмму, отражающую направление движения ветра в течение определенного периода. Подобные графики широко используют в метеорологии, климатологии, а также при строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов, жилых массивов и промышленных зон. Стилизованное изображение розы ветров нередко применяется в геральдике. Сегодня его можно увидеть на символике НАТО или старинных географических картах. Только в отличие от настоящих диаграмм, у стилизованного изображения все лучи равной длины.

Вам понадобится

  • "Календарь погоды", дневник наблюдений, линованная бумага в клетку, линейка, карандаш, таблицы Excel

Инструкция

Для того чтобы построить самостоятельно розу ветров понадобятся данные о ежедневном направлении ветра на протяжении месяца или более. Эти сведения можно получить самостоятельно путем повседневных наблюдений за погодой, а можно так же взять в «Календаре погоды» за исследуемый период.

Затем строится основа диаграммы для упорядочивания наблюдений. Для этого начертите систему координат, в которой основные оси будут отражать четыре главные стороны света – , юг и . Затем, через центр координат проведите дополнительные две оси и отметьте на них промежуточные стороны света: северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад. На каждой оси отложите равномерные деления, символизирующие условное количество дней. Если рассматривается месячный период, интервалы координат могут отражать один день.

После выполненной подготовительной работы можно переходить непосредственно к построению розы ветров. Для этого подсчитайте количество дней, на протяжении которых дул в определенном направлении, и отложите их на каждой из осей. Количество дней каждого направления отметьте точкой. Затем аккуратно соедините полученные точки прямыми, чтобы получился замкнутый многоугольник. Количество безветренных дней (штиль) отметьте в кружке центре диаграммы. Если на протяжении изучаемого отрезка времени в каком-то из направлений света ветра не было, соединительная линия в это месте должна прерваться.

Построить диаграмму розы ветров можно и автоматическим способом в приложении Excel. Для этого создайте файл, в который занесите в виде таблицы имеющиеся данные о количестве дней и направлении ветров. Должно получиться два столбика: направлений света и с количеством ветреных дней. Затем в меню «Вставить» - «Диаграмма» выберите позицию «Лепестковая диаграмма» и следуйте советам мастера построения диаграмм. В результате получите графическое изображение розы ветров.

Роза ветров - это векторная диаграмма, которая характеризует режим ветра на конкретной территории по результату длительных наблюдений. Она выглядит как многоугольник, длины лучей которого расходятся в разных направлениях и которые пропорциональны повторяемости ветров этих направлений. Её часто используют строители при планировке различных населенных пунктов, взлетно-посадочных полос аэродромов, при решении множества агрономических и экологических задач.

Вам понадобится

  • Календарь погоды, карандаш, линейка, тетрадь в клетку

Инструкция

Первые письменные упоминания розы ветров к ХII в. Это векторная диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям. Настоящая ветров , построенная на основании ряда наблюдений, может иметь существенные длин разных лучей. Она широко использовалась строителями, моряками издавна. Сегондя почти каждый чертит розу на уроке в учебных целях, но нередко её используют дома, прыжков с парашютом или для иных практических задач.

Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите сторон горизонта. Для этого используют как , так и международные обоззначения: Север (норд) - С/N, Северо-восток (норд-ост) - СВ/NE, Восток (ост) - B/E, Юго-восток (зюйд-ост) - ЮВ/SE, Юг (зюйд) - Ю/S, Юго-запад (зюйд-вест) - ЮЗ/SW, Запад (вест) - З/W, Северо-запад (норд-вест) - СЗ/NW. График должен быть похож на систему координат с дополнительными диагоналями для промежуточных направлений: всего восемь лучей.

По результатам наблюдений на этих линиях от центра отложите в
(1 клеточка (0,5 см) - 1 день) количество дней, в течение которых преобладал определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку. Повторите это действите для всех направлений. Отметьте эти точки ярким цветом.

Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией. Для этого лучше использовать цветную пасту. В центре графика подпишите количество безветренных дней. По розе ветров вы сможете определить преобладающие ветры в вашем городе или регионе.

Обратите внимание

Для получения достоверных данных необходимы многолетние наблюдения за ветрами.

Полезный совет

Также розой ветров в геральдике называют символ в виде стилизованной звезды. Он используется в эмблематике различных организаций: НАТО (четыре луча), ЦРУ США (16 лучей), Министерство по чрезвычайным ситуациям и Министерство транспорта РФ (8 лучей), а также на гербах городов и др.

Источники:

Роза ветров - это круговая векторная диаграмма, на которой отражена повторяемость ветра в различных направлениях на протяжении определенного периода времени. Строится роза ветров обычно по средним многолетним данным для года, сезона, месяца.

Вам понадобится

  • - лист бумаги;
  • - карандаш или ручка;
  • - «календарь погоды».

Инструкция

Для того чтобы самому начертить розу ветров , вам понадобятся данные о ежедневном направлении за определенное время. Например, вы можете наблюдать за в течение одного месяца, ежедневно записывая данные о направлении ветра в «Календарь погоды».

Начертите на листе бумаги пересекающиеся линии (по принципу системы координат), которые будут обозначать основные стороны , иначе их еще называют румбы горизонта, ( –юг, –восток). Затем проведите через центр еще две линии (северо-запад, юго-запад, северо-восток, юго-восток). Всего у вас должно получиться восемь направлений (румбов). Подпишите их названия на своем чертеже (С; Ю; З; В; С-З; С-В; Ю-З; Ю-В).

Используя данные «Календаря погоды», по каждому от центра в сторону, куда дует , отметьте в масштабе количество дней, на протяжении которых преобладал ветер определенного направления. Можно выбрать любой удобный масштаб, например, 1 день принять за 0,5 см. Если, к примеру, ветер юго-западного направления дул в течение месяца 5 дней, то необходимо от центра графика по линии, которая направлена на юго-запад, отложить 2,5 см и сделать отметку.

Таким же образом сделайте отметки ветров по каждому из восьми направлений.

Обратите внимание

Направлением ветра называется сторона (точка) горизонта, откуда дует ветер. Соответственно, южный ветер всегда дует на север, западный – на восток, юго-западный - на северо-восток и т.д. В метеорологии, направление ветра определяют по 8 или по 16 румбам.

Полезный совет

Первые письменные упоминания о розе ветров относятся к ХII веку.

Графики розы ветров в обязательном порядке составляются при проектировании строительных объектов, чтобы учесть влияние преобладающих ветров в конкретном регионе при строительстве жилья, объектов социально-культурного назначения и промышленности.

Считается, что розу ветров изобрели мореплаватели, которым нужно было знать особенности погодных условий для навигации. Эти сведения помогали понять, когда лучше начинать плавание, чтобы ветер был попутным. Диаграмма в виде розы и сейчас используется при проектировании и строительстве.

Вам понадобится

  • Данные наблюдений о направлении ветра в исследуемый период времени, бумага, карандаш, линейка, ластик.

Инструкция

После штиля в промежутке от 1 до 74 км/час следуют градации ветра , легкого, слабого и умеренного, затем свежего, сильного, крепкого и очень крепкого. Далее размещены , сильный шторм и шторм, на пике шкалы - ураган со скоростью ветра больше 117 км/час. Метеорологи США добавили к шкале в начале второй половины XX века еще пять делений, более детально описав стадии урагана.

Классификация локальных ветров

Нельзя не вспомнить о двух видах ветров, характерных для местностей, имеющих гористый рельеф, с перепадами высот. Первый из них - бора, жестокий обвал холодного воздуха, резко шквальный и стремительный. Чаще всего это явление наблюдается в зимнее время на участках суши, отделенных от моря невысокими горными хребтами, реже - в континентальных глубинах с похожим горным рельефом.

Хорваты называют такой ветер бурой, французы - мистралем, итальянцы и испанцы - трамонтаной (буквально «через гору»). На российском Байкале разновидностью боры является ветер сарма.

Сухой, нередко весьма сильный, спускается с гор в долины и реже летний фён, резко нагреваясь при падении с вершин на 1оС каждые 100 м (процесс, носящий название адиабатического). Он так же стремительно, как и бора, меняет климат местности на период от суток до 5-7 дней. Кстати, немецкое слово «фён» стало названием для прибора, используемого для сушки волос.

Фёны характерны для большинства горных стран. Называются они по-разному: в Эфиопии - гобар, в Египте - самум, в Тунисе - чили, в Марокко - шерги. Ошибочно думать, что фёны возникают только в теплых районах, хорошо известны они на востоке Гренландии. На Байкале разновидностью фёна является шелоник.

Сколько всего существует названий ветров, сказать затруднительно. В каждом регионе планеты, там, где есть устойчивые поселения людей, существуют свои «имена» для ветров, нередко уходящие этимологическими корнями в глубокую древность. Они могут быть образованы от названий уже несуществующих , содержать приметы местности, обозначать стороны света.

Так, на побережье Балтийского моря периодически дует северо-западный ветер, называвшийся восточными пруссами «янтарным»: он раскачивает морскую зыбь, вымывающую и подгоняющую к берегу придонные водоросли с запутавшимися в них кусочками янтаря. На шестнадцать направлений делили ветра поморы, жители северных берегов России: наряду с севером, востоком, западом и летом (не югом) перечислялись промежуточные побережник, шелоник, обедник с полуночником и еще восемь «межников». Двадцать четыре ветра насчитывают на озере Байкал. Это только минимум примеров.

История символа

История рождения знака «Роза ветров» уходит далеко в глубину веков. Изначально это было символом навигационной звезды у мореходов. В ном полушарии такой неподвижной звездой на ночном небосклоне является Полярная звезда. По ней моряки достаточно давно научились определять широту места и приблизительно определять свое местоположение в море. Вторым ориентиром для опытных мореплавателей был ветер. Ведь многие морские постоянны в определенные периоды времени года, и, зная эти закономерности, капитан корректировал свой курс и безошибочно приводил корабль из дальнего плавания в родную гавань. Так символ навигационной звезды приобрел дополнительное значение, и звездные лучи стали указывать на : север, юг, восток и запад. Знак Розы ветров, выколотый на плече, был своеобразным амулетом для моряков. Он придавал им уверенность в правильности и успешного возвращения на родную землю. Сегодня тату больше символ поиска пути – звезды. В восьмиконечной розе ветров промежуточные румбы указывают северо-восток, юго-восток, северо-запад и юго-запад, их лучи короче.

Роза ветров – знак метеорологической обстановки

Помимо декоративного значения, имеет и чисто деловой, прикладной характер, несущий в себе необходимую информацию. Прежде всего, в том или ином виде роза ветров используется метеорологами. По заказам заинтересованных подрядчиков, они выстраивают векторную диаграмму, которая показывает режим преобладающих на определенной территории ветров за определенный промежуток времени – месяц, сезон, год, многолетние значения. Ведь знание метеорологической обстановки, направлений и силы господствующих воздушных потоков необходимы во многих отраслях хозяйствования и социального строительства. При строительстве аэродромов надо выбрать направление взлетно-посадочных полос, чтобы меньше было «бокового ветра». В градостроительстве без никак не обойтись: надо учесть, где разместить промышленные предприятия, чтобы выходящие из их труб отходы не несло с ветром на спальные районы, где разбить лесопарковые зоны, как сориентировать главные проспекты, чтобы не «просквозить» город холодными ветрами или, наоборот, повысить «продуваемость» в южных регионах. В отличие от символа розы ветров – у диаграммы лучи имеют различную длину, и их длина зависит от частоты дней, когда ветер дует с данного направления.