Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):

Инструкция.

Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки:

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки , при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.


У каждого человека есть определенные представления о себе: насколько он умён, красив, коммуникабелен, смел и способен добиваться результата. Самооценка личности оказывает большое действие на наше поведение и принимаемые решения, достижения, и, как следствие, на всю нашу жизнь. Поэтому так много внимания в психологии уделяется процессу её исследования.

Психологические тесты на определение уровня самооценки предназначены для того чтобы выявить объективную степень оценки самого себя как личности в целом. На сегодняшний день существует множество методик для корректировки самоопределения, однако для того чтобы менять свой образ по данным методиками необходимо сначала определиться на каком уровне самооценка человека находится.

О самооценке

Человеку с низким уровнем самооценки крайне сложно реализовать себя в жизни, ему мешает большое количество комплексов и неуверенность в себе. Психологические тесты помогают выявить проблемы, связанные с оценкой своего Я, а значит, в дальнейшем эти проблемы можно решить или самостоятельно, или с помощью психологов.

Стоит отметить, что четкий уровень самооценки очень сложно определить, ведь разных ситуациях человек может мыслить и определять свое состояние по-разному. Поэтому при прохождении тестов следует анализировать только те ситуации, которые встречаются в жизни обыденно.

С помощью данного небольшого онлайн теста из 10 вопросов можно определить уровень самооценки: завышенный, нормальный или пониженный. Результат подскажет к какому из трёх индексов самооценки вы более близки и, возможно, даст стимул для качественных изменений в вашей жизни!

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

  • а) Очень часто
  • б) Иногда

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

  • а) Постараетесь победить его в остроумии
  • б) Не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

  • а) То, что многим кажется везением, на самом деле результат упорного труда
  • б) Успехи часто зависят от счастливого стечения обстоятельств
  • в) В сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

  • а) Рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное
  • б) Тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его
  • в) Обидитесь, но не подадите вида

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

  • а) Да
  • б) Нет
  • в) Не знаю

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

  • а) Да
  • б) Нет
  • в) Не знаю

Взгляды и мышление юношей и девушек в подростковом возрасте претерпевают серьезные изменения. Это касается различных аспектов – теперь молодые люди уделяют повышенное внимание своей внешности, стремятся расширить и изменить свой круг общения, начинают следить за модными тенденциями и прислушиваться к мнению тех, кого они считают своими кумирами.

В том числе, старшеклассники начинают критически относиться к своей личности. Они отмечают все, даже самые незначительные недостатки, и выделяют достоинства и преимущества, которые кажутся им важными и ценными. В силу возрастных особенностей подростки не всегда могут адекватно оценить свою личность и сделать правильные выводы.

Если ребенок начинает переоценивать себя, это очень часто приводит к и бесцеремонному поведению, которое нередко становится причиной возникновения конфликтов с окружающими. Подросток с напротив, в большинстве случаев замыкается в себе, становится неуверенным и безынициативным, что негативно сказывается на уровне его развития.

Именно поэтому родителям и педагогам важно контролировать самооценку юношей и девушек, переживающих переходный возраст, и в случае необходимости принимать меры психологического воздействия. Нередко уровень самооценки личности подростка определяется с помощью теста Р.В. Овчаровой, о котором вы узнаете в нашей статье.

Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой

Чтобы определить уровень самооценки, школьнику предлагается ответить на 16 вопросов. В каждом из них возможно 3 варианта: «да», «нет» или «трудно сказать». Последний следует выбирать только в крайних случаях. За каждый положительный ответ испытуемому присуждается 2 балла, а за ответ «трудно сказать» - 1 балл. В случае отрицания любого из утверждений ребенок не получает за него ни одного балла.

Вопросы теста на самооценку для подростков Р.В. Овчаровой выглядят следующим образом:

Узнайте, какая у вас самооценка (адекватная, завышенная или низкая)

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто - 1 балл;
б) иногда - 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
а) постараетесь победить его в остроумии - 5 баллов;
б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора - 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда - 5 баллов;
б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств - 1 балл;
в) в сложной ситуации главное - не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить - 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное - 3 балла;
б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его - 4 балла;
в) обидитесь, но не подадите вида - 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
а) духи, которые нравятся вам - 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся - 3 балла;
в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) не знаю - 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?
а) да - 1 балл;
б) нет - 5 баллов;
в) иногда - 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да - 5 баллов;
б) нет - 1 балл;
в) не знаю - 3 балла.

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой - 1 балл;
б) желтый - 3 балла;
в) красный - 5 баллов.

Подсчет баллов

50-38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе . У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль…

37-24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

23-10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас муча-сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом… Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Тест-опросник «Определение уровня самооценки»С.В.Ковалёв

Описание методики

Методика, разработанная С.В. Ковалевым, предназначена для определения уровня самооценки личности. Представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение предложенными вариантами ответов.

Инструкция

«Вам предлагаются 32 суждения и пять возможных вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Выражая степень своего согласия с суждениями, вы проставляете баллы:

4 – очень часто;

3 – часто;

2 – иногда;

1 – редко;

0 – никогда.»

Стимульный материал

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность за работу (учебу).

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнаковыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить, как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто понапрасну волнуюсь.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня люди.

Обработка результатов

Обработка результатов проводится суммированием баллов по всем 32 суждениям.

Интерпретация результатов

с умма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек, как правило, не отягощен сомнениями, адекватно реагирует на замечания других и трезво оценивает свои действия;

сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки . Человек с таким уровнем самооценки время от времени ощущает необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивает себя и свои способности без достаточных на то оснований.

сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек нередко болезненно переносит критические замечания в свой адрес, чаще старается подстроиться под мнение других людей, сильно страдает от избыточной застенчивости.

% учащихся испытывают высокий уровень самооценки, адекватно реагиру ю т на замечания других и трезво оценива ю т свои действия;

% учащихся испытывают средний уровень самооценки . Они время от времени ощуща ю т необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценива ю т себя и свои способности без достаточных на то оснований.

% учащихся испытывают средний уровень самооценки , при котором они нередко болезненно перенос я т критические замечания в свой адрес, чаще стара ю тся подстроиться под мнение других людей, сильно страда ю т от избыточной застенчивости.