8 августа 1991 года РПК СН К-407 осуществил демонстрацию полноракетного подводного старта

За несколько минут подлодка Северного флота выпустила по полигону Кура 16 баллистических ракет. Это и поныне непревзойденный рекорд отечественного подводного флота.



Не забудем, что самый первый старт из-под воды состоялся на нашем флоте в ноябре 1960 года, когда командир ракетной дизельной подвод-ной лодки Б-67 капитан 2-го ранга Вадим Коробов выпустил из глубин Белого моря баллистическую ракету. Этим пуском была доказана на практике возможность подводной ракетной стрельбы.

Но так, как стреляли наши подводные лодки К-140 (командир - капитан 2-го ранга Юрий Бекетов) и К-407 (командир - капитан 2-го ранга Сергей Егоров), не стрелял в мире никто: сначала 8 ракет в одном залпе, потом 16.

Рассказывает контр-адмирал в отставке Юрий Флавианович Бекетов:

В начале октября 1969 года я был назначен командиром ракетной подводной лодки стратегического назначения К-140. Это была первая серийная подводная лодка проекта 667А. В дальнейшем - ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Подводная лодка со вторым экипажем на борту готовилась к переходу в Северодвинск на модернизацию, а наш - первый - экипаж принял подводную лодку К-32 и начал подготовку к выходу в море на боевое патрулирование. Мне как командиру первого экипажа К-140 командованием эскадры была поставлена задача:

Подготовить экипаж и подводную лодку к выходу в море на боевое патрулирование;

Подготовить экипаж и подводную лодку к выполнению пуска 8 ракет в одном залпе.

Планируемые сроки были разными. На подготовку к боевой службе отводилось примерно пять месяцев, а на подготовку и выполнение стрельбы - не более трех месяцев.

У многих возникает вопрос: почему необходимо было стрелять 8 баллистическими ракетами, а не 12 или 16? Дело в том, что 8 ракет были «разампулизированы» во время несения боевой службы другим экипажем. По этой причине срок их гарантированной службы был значительно снижен и они по всем ракетным канонам подлежали пуску в трехмесячный срок.

Задача упрощалась тем, что первый экипаж К-140 был хорошо подготовлен, и в этом нужно отдать должное первому командиру - капитану 1-го ранга (впоследствии - вице-адмиралу) Анатолию Петровичу Матвееву. Хорошо знали свое дело штурман капитан 3-го ранга Величко, с которым я был знаком по службе на дизельных ракетных подводных лодках, младший штурман капитан-лейтенант Топчило, командир ракетной боевой части капитан 2-го ранга Сомкин.

Мне же приходилось, как говорится, дни и даже ночи проводить на корабле, поскольку кроме основных поставленных задач я должен получить допуск на самостоятельное управление подводной лодкой 667А проекта и подтвердить линейность первого экипажа К-140, то есть его способность выполнять все задачи.

Выход на стрельбу планировался где-то в середине декабря 1969 года, а примерно за месяц стали прибывать на эскадру представители науки и промышленности, желающие принять участие в этом уникальном испытании. Причем желающих выйти в море было не менее 100 человек. Что делать? Столько пассажиров на подводную лодку я взять не мог. По инструкции разрешалось иметь в море превышение экипажа не более 10%, то есть 13-14 человек. Ни я, ни командование дивизии и эскадры не могли решать, кого персонально брать. Все - заслуженные люди, ученые, руководители предприятий и т. д.

На одном из совещаний я предложил провести медицинское освидетельствование указанных лиц, а с признанными годными по медицинским показателям провести тренировки по легководолазной подготовке: использование водолазного снаряжения подводника, выход из торпедного аппарата и другие. Все согласились, понимая, что может случиться в аварийной ситуации, - ведь в мире такого опыта по пуску ракет нет. В результате на выход в море утвердили 16 человек, в число которых был включен и генеральный конструктор ракетного комплекса Макеев Виктор Петрович.

К середине декабря 1969 года все было подготовлено к выходу в море и выполнению ракетной стрельбы. 18 декабря (в мой день рождения) выходим в море. Старший на борту - командир 31-й дивизии атомных ракетных подводных лодок капитан 1-го ранга (впоследствии - вице-адмирал, Герой Советского Союза) Лев Алексеевич Матушкин, который в историю нашего атомного ракетного подводного флота вписал немало страниц мужества и отваги.

Руководитель стрельбы на надводном корабле - командир 12-й эскадры подводных лодок контр-адмирал (впоследствии - вице-адмирал) Георгий Лукич Неволин. Трудно переоценить его вклад в обеспечение боеготовности и боеспособности нашей эскадры. Благодаря его настойчивости и профессионализму моряка-подводника была воспитана плеяда командиров ракетных подводных крейсеров стратегического назначения...

Выходим, все нормально. Погода хорошая: море 2-3 балла, ветер в пределах 5-6 м/сек., видимость полная, облачность не более 3 баллов, полярная ночь.

Стрельба с оборудованной позиции (в видимости береговой черты и навигационных знаков). Заняли исходную точку маневрирования, погрузились на перископную глубину, на малом ходу начали проверку системы курсоуказания. Штурмана во главе с флагманским штурманом эскадры В. В. Владимировым начали определять поправку системы курсоуказания для точности пеленга стрельбы. От работы штурманов зависит отклонение ракеты по направлению от заданной цели.

Закончили работу на первом, тренировочном галсе. Возвращаемся в исходную точку и ложимся на боевой курс, приводим систему курсоуказания в норму для выполнения стрельбы. Запрашиваем у руководителя разрешение на стрельбу. Ждем. Получаем «добро» на работу, держим звукоподводную связь с руководителем, погружаемся на стартовую глубину, дифферентуем лодку с дифферентом «ноль». Скорость 3,5 узла. Все готово.

Боевая тревога, ракетная атака!

Напряжение нарастает и, видимо, наибольшее - у меня.

Начать предстартовую подготовку!

Идет предстартовая подготовка: предварительный наддув, кольцевые зазоры ракетных шахт заполняются водой, предстартовый наддув, готовы открыть крышки ракетных шахт первой «четверки». Даю команду:

Открыть крышки шахт!

Крышки открыты.

Пустили секундомер. Старт первой, затем с интервалом в 7 секунд стартуют вторая, третья и четвертая ракеты. Старт ощущается по толчкам в прочный корпус подводной лодки. Даю команду:

Задраить крышки ракетных шахт первой «четверки» и открыть крышки шахт второй «четверки»!

На эту операцию отводится полторы минуты. Операция выполнена, готов дать команду на старт второй «четверки» ракет, но лодка начинает проваливаться за коридор стартовой глубины. Что делать? Создающаяся ситуация чревата отменой старта ракет, так как выход за пределы, установленные инструкцией для глубин стартового коридора, приводит к автоматической отмене старта и возвращению технических средств в исходное положение. Понимаю, что возникает нештатная ситуация: положение Инструкции по управлению подводной лодкой при пуске ракет гласит, что после старта первой «четверки» ракет подводная лодка имеет тенденцию к всплытию и ее необходимо утяжелять, то есть принимать балласт. Однако на практике - все наоборот. Даю команду откачивать воду из уравнительной цистерны, но понимаю, что инерционность лодки (все-таки водоизмещение около 10 тысяч тонн) большая и мы выйдем за стартовую глубину. Приказываю увеличить скорость хода плавным добавлением до 20 оборотов каждой турбине. При этом учитываю, что стартовая скорость не должна превышать 4,25 узла. Проходят секунды, смотрю на командира дивизии, он дает знак, что все правильно. Лодка держит стартовую глубину, сбрасываем по 10 оборотов, командую: «Старт!». Стартуют последние ракеты. Командир ракетной боевой части докладывает: «Старт прошел нормально, замечаний нет». По громкоговорящей связи обращаюсь к экипажу. Говорю, что впервые в мире выполнен пуск 8 ракет в одном залпе, благодарю за службу. В центральном посту и по отсекам раздается «Ура!».

Всплываем в надводное положение, ложимся на курс в базу. Получаем благодарность от руководителя стрельбы и сообщение, что боевое поле приняло 8 ракет, отклонение (центр группирования головных частей) первой и второй «четверок» в пределах нормы...

Я был награжден орденом Красного Знамени.

За десять дней до гибели советской державы из глубин Баренцева моря вдруг вырвались одна за другой шестнадцать баллистических ракет и унеслись в сторону берега. Это уникальное зрелище наблюдали лишь несколько человек с борта сторожевого корабля, дрейфовавшего в пустынном море... Только они знали, что этот день - 8 августа 1991 года - войдет в историю советского флота да и российского в целом как день великого ратного свершения...

Бывший главнокомандующий ВМФ СССР, Герой Советского Союза адмирал флота Владимир Николаевич Чернавин:

Ракеты подводного базирования были признаны самым надежным компонентом стратегических ядерных сил и в СССР, и в США. Возможно, именно поэтому под шумок переговоров о необходимости ограничений стратегических вооружений стали подбираться к атомным подводным крейсерам стратегического назначения. Во всяком случае в последние годы печально знаменитой «перестройки» в Министерстве обороны СССР все чаще и чаще раздавались голоса: дескать, подвод-ные ракетоносцы весьма ненадежные носители баллистических ракет, мол, они способны сделать не более двух-трех пусков и потому нужно избавляться от них в первую очередь. Так возникла необходимость демонстрации полноракетного подводного старта. Дело это весьма дорогостоящее и непростое, но надо было отстаивать честь оружия, и я поручил эту миссию экипажу атомного подводного ракетоносца «Новомосковск» (тогда это была номерная лодка), которым командовал капитан 2-го ранга Сергей Егоров.

Вспоминает капитан 1-го ранга Сергей Владимирович Егоров:

Одно дело - запускать ракету из наземной шахты, глядя на старт за километр из бетонного бункера. Другое - запускать ее, как мы: вот отсюда! - Егоров постучал себя по шее. - С загривка.

Да, случись что с ракетой, заправленной высокотоксичным топливом, - и экипажу несдобровать. Авария в ракетной шахте № 6 на злополучной атомарине К-219 закончилась гибелью нескольких моряков да и самого корабля. Менее трагично, но с огромным ущербом для окружающей среды завершилась попытка первого полноракетного залпа в 1989 году.

Тогда, - невесело усмехается Егоров, - на борту были свыше полусотни человек всевозможного начальства. Только одних политработников пять душ. Многие ведь пошли за орденами. Но когда лодка провалилась на глубину и раздавило ракету, кое-кто очень быстро перебрался на спасательный буксир. Нам в этом плане было легче: со мной вышли только два начальника - контр-адмиралы Сальников и Макеев. Ну и еще генеральный конструктор корабля Ковалев вместе с замом генерального по ракетному оружию Величко, что обоим делает честь. Так в старину инженеры доказывали прочность своих сооружений: стояли под мостом, пока по нему не пройдет поезд... В общем, чужих на борту не было.

Контр-адмирал Сальников предупредил Макеева, нашего комдива: «Хоть одно слово скажешь - выгоню из центрального поста!». Чтоб никто не вклинивался в цепь моих команд. У нас и так все было отработано до полного автоматизма. Любое лишнее слово - совет или распоряжение - могло сбить темп и без того перенапряженнейшей работы всего экипажа. Судите сами: на залповой глубине открываются крышки шахт, они встают торчком и сразу же возрастает гидродинамическое сопротивление корпуса, снижается скорость; турбинисты должны немедленно прибавить обороты, чтобы выдержать заданные параметры хода. Все 16 шахт перед пуском заполняются водой, вес лодки резко увеличивается на многие тонны, она начинает погружаться, но ее надо удержать точно в стартовом коридоре. Значит, трюмные должны вовремя продуть излишек балласта, иначе лодка раскачается, корма пойдет вниз, а нос вверх, пусть не намного, но при длине корабля в полтораста метров разница в глубине для ракеты скажется губительно и она уйдет, как мы говорим, «в отмену». Ведь за несколько секунд до старта некоторые ее агрегаты включаются в необратимом режиме. И в случае отмены старта они подлежат заводской замене, а это немалые деньги.

Даже в самых общих чертах ясно, что ракетный залп из-под воды требует сверхслаженной работы всего экипажа. Это посложнее, чем стрельба по-македонски - с двух рук, навскидку. Тут оплошность одного из ста может стоить общего успеха. И потому Егоров больше года гонял своих людей на тренажерах, пять раз выходил в море отрабатывать с экипажем главную задачу. Из разрозненных воль, душ, интеллектов, сноровок Егоров сплел, создал, смонтировал отлаженный человеческий механизм, который позволял разрядить громадный подводный ракетодром столь же лихо и безотказно, как выпустить очередь из автомата Калашникова. В этом был его великий командирский труд, в этом был его подвиг, к которому он готовил себя беспощаднее иного олимпийца.

И день настал... Но сначала они пережили множество проверок и комиссий, которые, перекрывая друг друга, дотошно изучали готовность корабля к выходу на небывалое дело. Последним прибыл из Москвы начальник отдела боевой подготовки подводных сил ВМФ контр-адмирал Юрий Федоров. Он прибыл с негласной установкой - «проверить и не допустить». Так его напутствовал врио главнокомандующего, который остался в августе вместо главкома, ушедшего в отпуск, и не хотел брать на себя ответственность за исход операции «Бегемот» - как назвали стрельбу «Новомосковска». Слишком памятна была неудача первой попытки. Но Юрий Петрович Федоров, убедившись, что экипаж безупречно готов к выполнению задания, дал в Москву честную шифровку: «Проверил и допускаю». Сам же, чтобы его не достали гневные телефонограммы, срочно отбыл в другой гарнизон.

Итак, путь в море был открыт.

Представляю, как вы волновались...

Не помню. Все эмоции ушли куда-то в подкорку. В голове прокручивал только схему стрельбы. Можно сказать, шел на автомате. Хотя, конечно же, в моей судьбе от исхода операции «Бегемот» зависело многое. Мне даже очередное звание слегка придержали. Мол, по результату... И академия светила только по итогу стрельбы. Да и вся жизнь была поставлена на карту. Карту Баренцева моря...

За полчаса до старта - загвоздка. Вдруг пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который фиксировал результаты нашей стрельбы. Мы их слышим, а они нас - нет. Сторожевик старенький, на нем приемный тракт барахлил. Инструкция запрещала стрельбу без двусторонней связи. Но ведь столько готовились! И контр-адмирал Сальников, старший на борту, взял всю ответственность на себя: «Стреляй, командир!».

Я верил в свой корабль, я ж его на заводе принимал, плавать учил, в линию вводил. Верил в своих людей, особенно в старпома, ракетчика и механика. Верил в опыт своего предшественника - капитана 1-го ранга Юрия Бекетова. Правда, тот стрелял только восемью ракетами, но все вышли без сучка и задоринки. Мне же сказали, что даже если тринадцать выпустим, то и это успех. А мы все шестнадцать шарахнули. Без единого сбоя. Как очередь из автомата выпустили. Но ведь пуля дура. А что говорить про многотонные баллистические ракеты? «Капризная дура»? Нет, ракета большая умница, с ней надо только по-умному.

Погоны с тремя большими звездами Сальников вручил мне прямо в центральном посту. В родной базе нас встречали с оркестром. Поднесли по традиции жареных поросят. Но прожарить как следует не успели. Мы их потом на собственном камбузе до кондиции довели и на сто тридцать кусочков порезали, чтобы каждому члену экипажа досталось. Представили нас к наградам: меня - к Герою Советского Союза, старпома - к ордену Ленина, механика - к Красному Знамени...

Но через неделю - ГКЧП, Советский Союз упразднили, советские ордена тоже...

Автор видел эту историческую видеозапись. На хронометре 21 час 9 минут 6 августа 1991 года. Вот, проклюнувшись из воды, оставив на поверхности моря облако пара, взмыла ввысь и скрылась в полярном небе первая ракета, через несколько секунд за ней устремились с воем вторая, третья... пятая... восьмая... двенадцатая... шестнадцатая! Облако пара тянулось по ходу подводного крейсера. Раскатистый грозный гул стоял над пасмурным нелюдимым морем. Вдруг подумалось: вот так бы выглядел мир за несколько минут до конца света. Кто-то назвал эту стрельбу «генеральной репетицией ядерного апокалипсиса». Но нет, то был прощальный салют, который отдавала великая подводная армада своей обреченной великой державе. СССР уже погружался в пучину времени, как подраненный айсбергом «Титаник»...

РАКЕТНЫЙ ПОДВОДНЫЙ КРЕЙСЕР СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРОЕКТА 667БДРМ

РПК СН проекта 667БДРМ, класс «Дельфин» - последний советский подводный ракетоносец 2-го поколения, который фактически стал относиться к 3-му поколению. Он создан в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора академика С. Н. Ковалева на основании правительственного постановления от 10 сентября 1975 года. Является дальнейшим развитием подводных кораблей проекта 667БДР. Представляет собой двухкорпусную подводную лодку с ракетными шахтами в прочном корпусе цилиндрической формы с наружными шпангоутами, который разделен на 11 отсеков.

Внешний легкий корпус крейсера имеет противогидроакустическое покрытие. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке и при всплытии среди льдов поворачиваются в вертикальное положение.

Номинальная мощность главной энергетической установки РПК СН - 60 тысяч л. с. Это двухвальная атомная энергетическая установка из двух эшелонов в составе водоводяного атомного реактора ВМ-4СГ (90 мВт), паровой турбины ОК-700А, турбогенератора ТГ-3000 и дизельгенератора ДГ-460 каждый. Для централизованного управления подводная лодка оснащена АСБУ типа «Омнибус-БДРМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия.

Ракетный комплекс Д-9РМ (развитие комплекса Д-9Р) имеет 16 трехступенчатых жидкостных МБР РСМ-54 (Р-29РМ, 3М37). Ракеты обладают дальностью полета более 8300 км, несут разделяющиеся головные части индивидуального наведения (4-10 боевых блоков) повышенной точности стрельбы и увеличенного радиуса разведения.

Боевая служба ракетоносцев проекта 667БДРМ может продолжаться до 2020 года.

PR Ü FSTAND XII
(1945)

by Rob Arndt. jr.

Испытате льная установка XII
(1945)

Роб Арндт-младший

Хотя немцы неофициально произвели шесть пусков ракет из-под воды уже летом 1942-го из 30-сантиметрового Wurfkörper 42 Spreng, установленного на палубе подводной лодки U-551 Type IXC, (реализация идеи д-ра Эрнста Шиейнхоффа, работавшего на Пенемюнде), Дёниц считал, что следовало разработать ракеты для борьбы с конвоями.

Пробные пуски ракет были удачными, как с поверхности, так и с глубины 12 метров, что инициировало "Проект Урсель" по ракете, специально разработанной для пусков с подводных лодок по надводным целям. Ракеты должны были иметь калибр 165 мм и монтироваться в количестве четырёх единиц на палубе в специальной трубчатой пусковой установке. Система обнаружения "SP-Anlage" к тому времени была определённо готова и способна к высокоточному обнаружению и локализации шума винта с последующим сопоставлением с глубиной погружения субмарины; она могла определять точное положение цели в диапазоне до пяти глубин погружения подводной лодки.

Она была установлена на последних выпусках подводных лодок типа XXI. Ко времени окончания войны ракеты для этого проекта находились ещё в стадии разработки, поэтому применения так и не нашли. Эта систему вооружения должны была устанавливаться на лодках типа XXI и последующих типа XXVI.

Рисунок из книги Бураковского и Сала: "Боевые ракеты", 1972

Германия. Калибр - 165 мм. 1-ступенчатая ракета для пуска с подводных лодок, против подлодок и надводных кораблей, класса "Подводная -подводная" и "Из-под воды- поверхность". Неуправляемая. Боеголовка: обычная. Двигатель: твердотопливный. Размеры: Длина = 1,8м, Диаметр = 0,16м, Диаметр по оперению - 0,3м. В бою не применялась.

Но намного более впечатляющим было проект "Prüfstand XII" ("Испытательная установка XII ") с буксировкой и стрельбой с подводной лодки ракетами Фау-2. Этак концепция появилась в 1943-м и включала в себя буксировку подводной лодкой через Северную Атлантику водонепроницаемого контейнера с последующей его вертикальной установкой для запуска по целям на восточном побережье США, в частности, Нью-Йорку. Этому проекту были приданы Клаус Ридель, Бернард Тесман, Ганс Гютер и Георг фон Тизенхаузен. Из-за других приоритетов Кригсмарине и Пенемюнде разработка ракет подводного запуска была отложена до 1944-го, когда началась работа по трём большим контейнерам для трёх ракет. Контейнеры имели 105 футов в длину, водоизмещение около 500 тонн и вмещали одну Фау-2, а также контрольное помещение и топливные баки. Одна подводная лодка Типа XXI должна была буксировать три контейнера, держа их в подводном положении, пока на наступит момент для их всплытия и запуска. Вдобавок планировалось, что один из трёх контейнеров должен был нести соляр для дозаправки подводной лодки.

Ракета Фау-2, находящаяся внутри контейнера.

Источник: Георг фон Тизенхаузен

Прибыв в район пуска, подводная лодка быстро всплывала и останавливалась, давая контейнерам также всплыть. В каждый контейнер должна была попасть своя команда, открыть клапаны для заполнения балластных цистерн, поднимающих пусковые установки в вертикальное положение и обеспечить электропроводку к подводной лодке.

По окончании этих операций экипажи должны были войти в контрольные отсеки и приступить к работе: заправить ракеты, установить системы гироскопического слежения и открыть дверцы с электроприводом.

Когда наступало время запуска, люди возвращались на подлодку, откуда вели дистанционное управление; реактивная струя ракеты разворачивалась по каналам на 180 градусов, проходя по бокам контейнера, а затем в атмосферу.
Фирма "Vulkanwerft" в Штетине в декабре 1944-го приняла заказ на строительство трёх контейнеров, когда судоверфь "Blohm und Voss" приняла заказ на строительство одной подводной лодки типа XXI для выполнения данной боевой задачи. Из-за бомбёжек подлодка закончена не была, из трёх контейнеров к маю 1945-го полностью готов был один, а остальные два - на 65 процентов.



Через совместную разведку Союзникам удалось многое узнать о секретной немецкой морской ракетной программе и составить экстренный план по её уничтожению. Согласно "Операции Слеза" США выделяли четыре авианесущие группы для предотвращения проникновения подлодок к побережью США. Так, в марте 1945-го, когда была обнаружена группа из шести подводных лодок Типа IXC , оборудованных шноркелями, их оперативно атаковали, уничтожив четыре из шести. Остальные две ушли, но и позднее ожидаемых ракетных атак не было.

После войны эта концепция привела к созданию в 1950-х в США и СССР подводных лодок, несущих баллистические ракеты.


В последнее время мы читаем лишь об авариях и катастрофах, сопровождавших развитие советской военной техники. Достижения же, ставшие итогом этого развития, у нас упрямо замалчиваются. Между тем, эти достижения были поистине великими, а многие из них никто не смог превзойти до сих пор.

Одним из таких достижений стал запуск полного боекомплекта, состоящего из 16 с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск» в рамках учений «Бегемот-2».

Все сценарии глобального термоядерного конфликта, рожденные в период холодной войны, предусматривали массированное применение баллистических ракет морского базирования. В этом вопросе американские и советские военные стратеги мыслили одинаково. Предполагалось, что атомные подводные лодки, до поры до времени скрывающиеся в глубинах мирового океана, произведут залповый пуск всего своего боекомплекта. Но одно дело планировать такие действия и совершенно другое реализовать их на практике. С момента появления первых подводных ракетоносцев в конце 1950-х годов и до начала 1990-х годов ни одна из не проверяла возможность ракетного залпа с их бортов. До описываемого нами момента максимальное количество ракет, выпущенных с лодки, составляло восемь штук: 20 декабря 1969 года с борта советской атомной подводной лодки К-140 проекта 667А «Навага» под командованием капитана 2-го ранга Юрия Бекетова был совершён запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с небольшим интервалом.

Однако при Горбачёве возобладало мнение, что восьмиракетный пуск был случайностью, а на самом деле лодка может отстрелить две, ну, в лучшем случае, три ракеты. А если это так, то и надо в первую очередь сокращать именно подводный флот, тем более, что он требовал больше всего денег на свое содержание. Чтобы опровергнуть это мнение, подводники и решили провести операцию «Бегемот». Операция была осуществлена в 1989 году лодкой К-84 «Екатеринбург», но закончилась неудачей: за несколько минут до старта, ещё при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился «поддув ракеты», что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание. От резкого повышения давления в шахте была вырвана крышка шахты и произошёл частичный выброс ракеты. Одной из причин нештатной ситуации стала общая нервозность экипажа на субмарине из-за наличия огромного количества флотского начальства.

К проведению операции «Бегемот-2» готовились два года. В качестве «стартовой» площадки был выбран новенький по тем временам ракетный крейсер К-407 проекта 667БДРМ (шифр «Дельфин», по классификации НАТО – Delta IV). Его спустили на воду 28 февраля 1990 года, а 29 декабря того же года он вошел в состав . Позднее, 19 июля 1997 корабль получил собственное имя «Новомосковск».

И, наконец, наступил тот момент, которого все ждали с нетерпением: 6 августа 1991 года в 21 час 9 минут по московскому времени с глубины 50 метров стартовала первая сорокатонная пятнадцатиметровая ракета Р-29РМ. Через десять секунд за ней последовала вторая, затем третья. И так все шестнадцать ракет были выпущены всего за две с небольшим минуты.

Даже если бы экипажу удалось пустить 11, 12 или 13 ракет, и то это был бы успех. Но они сделали больше. Сделали все, что должны были сделать.
Свидетелей этого исторического события было немного. Залповый пуск могли видеть только экипаж сторожевого катера, дрейфовавшего поблизости, да операторы служб контроля за пусками баллистических ракет, следившими за уникальным зрелищем на экранах локаторов.

К счастью, велась киносъемка выхода ракет из-под воды и теперь любой, кому удастся посетить в музей конструкторского бюро «Рубин», могут воочию увидеть как все это происходило.
Нельзя сказать, что операция прошла без сучка и задоринки. За полчаса до ее начала неожиданно пропала звукоподводная связь с надводным кораблем, который наблюдал за стрельбами. На подлодке сторожевик слышали, а на поверхности воды были в полном неведении о происходящем на глубине. По инструкции в такой ситуации вести стрельбу нельзя, все-таки мирное время, когда любой неосторожный чих может привести к непредсказуемым последствиям. Тем не менее, контр-адмирал Леонид Сальников взял ответственность на себя и разрешил стрельбу.

Обычно проведение подобных экспериментов сопровождалось, да и сейчас сопровождается, градом государственных наград. Ушли документы и в тот раз. Но вскоре советские награды ушли в историю и, в результате, моряки довольствовались только очередными звездочками на погонах. И хотя подводники заслужили большего, чем получили, в конце концов, главное это след в истории, а не ордена и медали.

Достижение, которое смогли установить в августе 1991 года моряки К-407 по праву является . Ни до них, ни после, никто не смог сделать подобного. А теперь в обозримом будущем и не сделает.

10 сентября 1960 года – впервые в СССР подлодка Северного флота произвела пуск баллистической ракеты из подводного положения. Стрельбу выполнила подводная лодка Б-67 ПВ-611проекта, командовал которой капитан второго ранга Вадим Константинович Коробов.

В СССР работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок (БРПЛ) с подводным стартом начинались не на пустом месте - проработка вопросов, связанных с тематикой подводного старта ракеты, была задана ещё в 1955 году. 3 февраля 1955 года вышло постановление Правительства о начале исследований по подводному старту ракеты Р-11ФМ. Работы по ракете были поручены ОКБ-10 НИИ-88 под руководством главного инженера Е. В. Чарнко. Разработка бортовой, стендовой и корабельной систем управления была поручена СКБ-626, главный конструктор Н. А. Семихатов. Работы по исследованию физики явлений, имеющих место при подводном старте, были разбиты на три этапа. На первом этапе производились бросковые пуски макетов, имитирующих ракету Р-11ФМ, из неподвижной погруженной шахты. На втором этапе производились пуски макетов с движущейся переоборудованной подводной лодки. На третьем, заключительном этапе, производились прицельные стрельбы на полную дальность с борта подводной лодки. Для бросковых испытаний были созданы два типа макетов — с твердотопливным и жидкостным ракетными двигателями, соответственно. 23 января 1958 года вышло постановление правительства о переоборудовании лодки Б-67 по проекту ПВ-611 для запуска опытных баллистических ракет с подводным стартом. К июлю 1958 года ракета Р-11ФМ была доработана для подводного старта и получила индекс С4.7. Первый пуск ракеты С4.7 с борта Б-67 состоялся в августе 1959 года на Белом море. Пуск закончился неудачей. За пусками велось наблюдение с помощью судна «Аэронавт». С лодки на поверхность шёл кабель-трос к плотику с антенной. С помощью неё и осуществлялась связь в диапазоне УКВ с наблюдательным судном. Был дал сигнал на старт. Аппаратура лодки просигнализировала, что ракета ушла. Однако с борта «Аэронавта» старта не наблюдали. Лодка всплыла, открыли шахту, и стоявшая в ней ракета самопроизвольно стартовала. Следующая попытка была осуществлена (снова неудачно) 14 августа 1960 года - в процессе заполнения шахты водой из-за заводского дефекта в системе ракету сбросило со стартового стола и была утеряна головная часть. Первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты С4.7 состоялся 10 сентября 1960 года, через 40 дней после первого подводного пуска американской ракеты Polaris A-1 20 июля 1960 года.

Воспоминания Коробова Вадима Константиновича (15.02.1927 год— 12.04.1998 год) — советского подводника, адмирала, ГерояСоветского Союза.:-

<<Во всех справочниках и книгах по истории советского ВМФ указывается, что первый подводный старт баллистической ракеты в Советском Союзе состоялся осенью 1958 г., хотя на самом деле все произошло два года спустя. Испытания проходили в обстановке глубокой секретности. Результаты доводились до узкого круга ученых и военных. Да и потом многие данные не попали в открытую печать. Каковы причины этого? Трудно объяснить. Отчасти, думаю, причина и в том, что здесь Советский Союз отстал от американцев. Мы первыми провели пуск баллистической ракеты с подводной лодки. Но это в надводном положении. Старт из-под воды долго не получался. Но объективные исследования на эту тему в СССР все же были. Есть такой секретный двухтомник «История военного кораблестроения», изданный примерно в середине 80-х годов для штабов и НИИ. Во втором томе описаны наши испытания. Тираж, конечно, ограничен. А по нынешним временам никаких секретов нет в этих книгах.

Уже в середине 50-х годов стало ясно, что пуск баллистических ракет из надводного положения резко снижал скрытность и боевую устойчивость подводных лодок. Моряки говорили об этом еще тогда, когда вынашивалась идея использования ракетного оружия на флоте. Характерно, что постановление Совмина об отработке подводного способа старта баллистических ракет подписано Н. А. Булганиным 3 февраля 1955 г., то есть еще до морских испытаний Р-11ФМ.

Я был старшим помощником у Федора Ивановича Козлова, когда состоялся первый пуск Р-11ФМ, а потом - у нового командира Ивана Ивановича Гуляева. О каких-либо научных разработках, естественно, не знал. Не положено было знать. Но помню один эпизод. Как-то я в сердцах спросил у Королева, почему он держит одного инженера-выпивоху (тот, запив, мог по три дня не появляться на работе), а Сергей Павлович честно признался, что этот инженер очень талантлив, поэтому с его грехами приходится мириться. И, видимо, для убедительности сообщил, что инженер ведет тему по работе ракетного двигателя под водой. Уже освоена глубина в 3-4 метра. «И все ниже он опускается», - печально добавил Королев.

Королев вскоре передал разработку ракетного оружия для подводных лодок конструкторскому бюро, которым руководил Виктор Петрович Макеев. А подводным стартом вплотную занялось ОКБ-19 НИИ-88 (главный конструктор Евгений Владимирович Чарнко). Чарнко взял за основу Р-11ФМ, чтобы определить возможность запуска двигателя ракеты в заполненной водой шахте. Так и появилась ракета С-4.7.

Оказался неудачным подводный старт с Б-67 в августе 1959 г. Мне рассказали об этом очевидцы. Все шло, как обычно. Лодка погрузилась на стартовую глубину. Находящиеся на опытовом корабле «Аэронавт» представители флота и промышленности ждали пуска. Связь осуществлялась таким образом: с Б-67 «шел» на поверхность кабельтрос и тащил плотик с антенной. Время «Ч» прошло, по УКВ с «Аэронавта» запрашивают лодку, почему не выполнен старт? Ответ: «Старт состоялся!» Адмиралы развели руками. Следует команда на всплытие. «Аэронавт» подходит к лодке, швартуется. Открывают шахту, а там стоит… ракета, которая должна была улететь около часа назад. Председатель комиссии командир Северодвинской бригады строящихся кораблей капитан 1 ранга Александр Наумович Кирток приказывает всем собраться на «Аэронавте», чтобы выработать решение. Перебрасывается сходня на лодку… И в это время запускается ракетный двигатель! Паника! А ракета срывает крепление по-походному и стартует. «Аэронавт» дал ход, оборвал швартовы. Люди, которые находились на мостике Б-67, бросились к рубочному люку, а там застряли. Командир группы штурманской боевой части Болотов рассказывал мне, что упал на спину и вот таким образом наблюдал полет С-4.7. Хорошо еще, что обошлось без жертв. Говорят, что после доклада Н. С. Хрущеву о неудаче «наш верховный» распорядился отложить испытания. Главком ВМФ С. Г. Горшков перевел Янкина командиром дивизиона ремонтирующих кораблей. Вот так я вернулся на Б-67. Ракета улетела и при падении на землю полностью разрушилась. Поэтому причину аварийного старта установить не удалось.

Тогда конструкторы нашли «топорное» решение. Внутри шахты на уровне бака-окислителя поставили нечто вроде ножа. Тут же приделали железный «палец», а наверху поставили… чугунную чушку. Если старт срывается, то командир после всплытия бросается на мостик и опускает эту самую чушку. Та ударяется о «палец», нож разворачивается и вспарывает бак-окислитель. Кислота выливается, ракета остается на месте.

14 августа 1960 г. выходим на вторую стрельбу. Для меня стрельба из-под воды, естественно, первая. Погружение. Я в боевой рубке, Кирток - в центральном посту. Командует: «Заполнить шахту!» Пошли доклады из четвертого отсека, что запопнены нижний уровень, потом - средний и верхний уровни. Стоп насос! И тут - удар, лодку встряхнуло. Оказалось, ракету сбросило со «стола», схема стрельбы обесточилась. Когда ракета в шахте ставится на «стол», то нужно открыть механический клапан подачи воздуха в шаровой баллон ракеты. Но получилось по-иному: ракету сбросило со «стола», а баллон надут, это 200 атмосфер.

Подвсплываем под крышку рубки. Пытаемся автоматикой открыть крышку. Но крышку заклинило. Несколько попыток - бесполезно. Удалось только вручную открыть. Всплываем, выбегаю на мостик. Ракета в шахте, работают гироприборы. Но… «голова» ракеты раздавлена с четырех сторон. Что делать? Бросать чушку? Но если азотная кислота из вскрытого ножом бака-окислителя выльется, то клапаны шахты выйдут из строя. Придется становиться в завод, а испытания отложить на несколько месяцев. Но можно через нижний лаз забраться в шахту под двигатель, открыть механический клапан и стравить воздух из шарового баллона. Тогда ракета будет в безопасности. Обратиться за помощью к конструкторам, которые вышли на стрельбу. Те недоуменно посмотрели на меня: «Под сопло? Вадим Константинович, мы же не дураки…» Пришлось построить личный состав ракетной боевой части. Тут желающие выполнить рискованную операцию нашлись. Полез старшина 1-й статьи из старослужащих. Другой моряк ему помогал. К сожалению, забыл их фамилии. Может, прочитав об этом, они откликнутся. Будем честны: парни совершили подвиг. Более того, сохранив ракету, мы узнали причину аварии, а это, как выяснилось, элементарное нарушение технологии. По крышке шахты проходит труба, через которую воздух выходит в цистерну при заполнении шахты водой. Труба оказалась выше крышки. Обычный заводской брак! Когда крышку закрывали, то трубу просто передавило, а значит, изменились проходное сечение и давление воды при заполнении верхнего уровня шахты. Вода и раздавила «голову» ракеты.

Состоялась третья стрельба, когда устранили неисправность. Прошел месяц. 10 сентября 1960 г. состоялся первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты. С глубины 30 метров при скорости лодки в 3,2 узла. Из начальства у меня на борту находился лишь председатель комиссии капитан 1 ранга Кирток. Многие уже не верили в успех. В производство ракета не пошла из-за малой дальности полета, но она дала толчок дальнейшим разработкам. В Северодвинске уже серийно строились дизельные лодки 629-го проекта, которые впоследствии были модернизированы под ракеты Р-21, стартующие из-под воды и имеющие дальность до 1400 км.

ПЛ Б-67 вошла в историю как корабль-первопроходец в освоении ракетного оружия. После летно-конструкторских испытаний С-4.7 лодку собирались еще раз модернизировать. На 402-й завод уже пришли необходимые чертежи. Планировалось на борту установить большой контейнер с баллистической ракетой, который лодка выбрасывает в определенном районе. Контейнер устанавливается на грунте, от него отделяется якорь, получается нечто вроде поплавка. Лодка тем временем уходит, а в нужное время дает акустический сигнал - и сразу система срабатывает на запуск ракеты. Но потом переоборудование отменили, хотя сам я видел чертежи. Видимо, проект «якорной ракеты» в конце концов признали нецелесообразным, так как в это время уже завершалась подготовка к испытаниям совершенно нового по тем временам комплекса подводного старта Д-4 с ракетой Р-21, о которой я уже упоминал. А я ушел учиться в академию. Мы первыми осуществили пуск баллистической ракеты с подводной лодки. А американцы, поначалу проигрывая это соревнование, быстро вышли вперед. В ноябре 1960 г. первое боевое патрулирование в Норвежском море, неподалеку от границ СССР, начала ПЛАРБ «Дж. Вашингтон». А это 16 ракет «Поларис А-1» с дальностью 2 200 км. Почему же произошло отставание? Мнение у меня совершенно определенное. Как в Советском Союзе подошли к разработкам? Лодку взяли уже спроектированную. 611-го проекта, к которому относилась и Б-67, уже было несколько кораблей. Потом начали думать, как на них установить баллистические ракеты, принятые на вооружение в Сухопутных войсках. Упрощение, наоборот, все усложнило. А как поступили американцы? Поняв, что использование баллистических ракет с подводных лодок - это очень перспективный путь вооруженной борьбы, они собрали комплексную группу. Проектанты, оружейники, ядерщики, корпусники и т. д. США создали совершенно новый корабль. Работали по схеме: сначала ракета, затем - под ракеты корпус. А потом, на завершающем этапе, спроектировали атомную ПЛ. Здесь все работали в комплексе. Отсюда и результат. Отставание наше длилось 10-15 лет. После академии я попросился на атомоход. Командовал К-33, лодкой 658-го проекта. Это новый, по тем временам, корабль, но по оружию и конструкции во многом повторял дизельную лодку 629-го проекта. Те же три шахты непосредственно за боевой рубкой, тот же комплекс Д-4. Только с созданием специального проекта стратегической ПЛА, получившего шифр 667, мы вплотную приблизились к американцам. Не случайно эти корабли стали называться ракетными подводными крейсерами стратегического назначения (РПКСН). >>

Круг вспучивается линзой, натягивается, приподнимается и в самом деле становится похожим на невысокий купол. Видно, как из его центра, из наметившегося «глаза», прут вниз потоки воды. Потом показывается затупленный нос ракеты, стремительно рвется вверх, выдергивая за собой сине-бело-красное стальное тело… Белый огненный шар на миг превратил пасмурную хмарь в тропический рассвет… Мощный нарастающий рев. Ракета едва заметно качнула хвостовой частью, нащупывая курс, осевое вращательное движение прекратилось, она стремительно взмыла вверх, оставляя за собой густой темный шлейф.


Думаете я хочу поведать ещё раз об «убийцах городов», этих скрытных хищников морских глубин, что своим залпом могут стереть в пыль поверхность, сопоставимую с площадью более чем 300 мегаполисов мира?

Нет. Точнее не совсем «нет»:

речь пойдёт о почти мирных ракетах-носителях «Зыбь», «Волна», «Штиль», «Прибой» и «Рикша».

Если быть точным то при рождении они были самыми настоящими боевыми и могли стереть с лица планеты практически любую страну мира.

Морские ракетно-космические системы

Март 1985 г. после череды упокоений «кремлёвских старцев» пост Генерального секретаря ЦК КПСС занял М. С. Горбачев: бывший парторг Ставропольского территориально-производственного сельхозуправления.

В воздухе «запахло»… нет, не грозой, а потянуло: «гласностью» и «перестройкой», «кооперацией» и «новым политическим мы́шлением», «плюрализмом» и «разоружением».

По мере ухудшения экономической ситуации в стране советское руководство рассматривало сокращение вооружений и военных расходов как способ решения финансовых проблем, поэтому не требовало от своих партнёров гарантий и адекватных шагов, теряя при этом свои позиции на международной арене.

В эти времена руководством было принято решение о том, что КБМ необходимо найти и завоевать свою нишу в ракетно-космической тематике.

Одним из направлений этих работ стало предложение об использовании баллистический ракет подводных лодок (БРПЛ) для вывода полезных нагрузок в космос. Прежде всего обратили внимание на БРПЛ, подлежащих утилизации по истечении сроков службы и в соответствии с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Вы пускать кастрюли и сковородки или делать, то, что хорошо умеем?

Работы велись в направлениях:

- проведение запусков с подводных лодок, переоснащенных боевыми ракетами, спасаемых аппаратов в верхние слои атмосферы или в космос с целью научных исследований, получения материалов и биопрепаратов в условиях микрогравитации;
- создание на основе БРПЛ ракет-носителей для запуска малоразмерных космических аппаратов;
- проектирование ракетно-космических комплексов на основе технических решений, отработанных на боевых морских и сухопутных ракетах;
- разработка малых космических аппаратов («Компас»);
- создание информационно-измерительных комплексов («Миасс»).

Пионером в этой области стала переоборудованная ракеты РСМ-25 (УРАВ ВМФ - 4К10, НАТО - SS-N-6 Mod 1, Serb) : ракета-носитель «Зыбь» , которую использовали для проведения уникальных экспериментов в условиях кратковременной невесомости, обеспечиваемых на пассивном участке траектории (время невесомости 15 минут, уровень микрогравитации 10 -3 g).

В состав блока входили 15 экзотермический печей, информационно-измерительная и командная аппаратура, парашютная система мягкого приземления. В экзотермические печи помещались различные исходные материалы, в частности, кремний-германий, аллюминий-свинец, Al-Cu, высокотемпературный сверхпроводник и другие, из которых в ходе эксперимента в условиях невесомости при температуре в печах от 600°C до 1500°C должны быть получены материалы с новыми свойствами.


18 декабря 1991 года впервые в отечественной практике с атомной подводной лодки типа «Навага» (проект 667А «Навага»-по классификации МО США и НАТО - «Yankee») был проведен пуск баллистической ракеты-носителя с технологическим модулем «Спринт». Пуск прошел успешно, а научный заказчик - НПО «Компомаш» получил уникальные образцы новых материалов. Так был сделан первый шаг в ракетно-космической тематике КБМ.

Но не всё шло так просто: случился ГКЧП , затем перестал существовать и сам СССР, сменилось правительство и генеральная линия оного, Чубайс и Гайдар, Ельцин и его генералы, и прочие новые фигуры политического бомонда. Рэкет и образование новых бизнес «элит».

Сокращение объемов оборонной тематики поставило перед коллективом ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» задачу усиленного поиска новых «гражданских» наукоемких направлений, позволивших бы сохранить высококвалифицированный персонал, материально-технологическую базу, по сути дать возможность «выжить».

В июне 1992 г., после долгих мытарств и перипетий, вышло уже новое постановление «нового» правительства (российского), разрешившее предприятию развертывание работ по созданию на основе переоборудованных БРПЛ ракетно-космических систем гражданского назначения с использованием наземного, воздушного и морского стартов.

Быстрая адаптивность к новым траекториям, энергомассовое совершенство БРПЛ в сочетании с высокими показателями надежности и безопасности дают возможность при проведении учебно-практических стрельб и пусков в подтверждение и продление сроков службы использовать их в качестве средств доставки в ближний космос полезных нагрузок различного назначения.

В интересах проведения новых экспериментов в условиях невесомости был создан баллистический биотехнологический блок «Эфир» с научной аппаратурой «Медуза», предназначенный для скоростной очистки в процессе полета специальных медицинских препаратов в искусственно созданном электростатическом поле. 9 декабря 1992 года у берегов Камчатки с атомной подводной лодки Тихоокеанского флота был осуществлен успешный пуск ракеты-носителя «Зыбь», оснащенный аппаратурой «Медуза», а в 1993 году был проведен еще один аналогичный пуск. В ходе этих экспериментов была продемонстрирована возможность получения высококачественных лекарственных препаратов, в том числе противоопухолевого интерферона «Альфа-2» в условиях кратковременной невесомости.

В 1991–1993 гг. с подводной лодки проекта 667БДР были проведены три пуска ракет-носителей «Зыбь» с научно-технологическими блоками «Спринт» и «Эфир», разработанными совместно с НПО «Композит» и Центром космической биотехнологии.

Блок «Спринт» предназначался для отработки процессов получения полупроводниковых материалов с улучшенной кристаллической структурой, сверхпроводящих сплавов и других материалов в условиях невесомости. Блок «Эфир» с биотехнологической аппаратурой «Медуза» использован для исследований технологии очистки биологических материалов и получения методом электрофореза особо чистых биологических и медицинских препаратов.

Были получены уникальные образцы монокристаллов кремния и некоторых сплавов («Спринт»), а в экспериментах «Медуза», по результатам исследований противовирусного и противоопухолевого интерферона «Альфа-2», удалось подтвердить возможность космической очистки биологических препаратов в условиях кратковременной невесомости. На практике было доказано, что в России разработана эффективная технология проведения экспериментов в условиях кратковременной невесомости с использованием морских баллистических ракет.

Логическим продолжением этих работ стал запуск РН «Волна» в 1995 году.


Ракета-носитель «Волна», созданная на базе БРПЛ РСМ-50 (SS-N-18), со стартовой массой около 34 тонн используется, в первую очередь, при пусках по баллистическим траекториям для решения задач отработки технологий получения материалов в условиях кратковременной микрогравитации и других исследований.

Боевое применение БРПЛ РСМ-50 из подводного положения подводной лодки обеспечивается при волнении моря до 8 баллов, т.е. практически достигнута всепогодность применения для научных исследований и пусков РН.

Началом коммерческого использования БРПЛ можно считать пуск в 1995 году РН «Волна» с подводной лодки «Кальмар» проекта 667 БДРМ. Пуск был произведен по баллистической трассе Баренцево море - полуостров Камчатка на дальность 7500 км. Полезной нагрузкой для этого международного эксперимента стал термоконвекционный модуль Бременского университета (Германия).

При запусках РН «Волна» используется спасаемый летательный аппарат «Волан». Он предназначен для проведения научных и прикладных исследований в условиях невесомости пусками по суборбитальным траекториям.

В полете с борта аппарата передается телеметрическая информация о контролируемых параметрах. На конечном участке полета аппарат совершает баллистический спуск, а перед приземлением задействуется двухкаскадная парашютная система спасения. После «мягкого» приземления аппарат оперативно обнаруживается и эвакуируется.

Для запуска исследовательской аппаратуры увеличенной массы (до 400 кг) служит усовершенствованный вариант спасаемого летательного аппарата «Волан-М». Кроме размеров и массы этот вариант отличается оригинальной аэродинамической компоновкой.

В спасаемом аппарате кроме научных приборов массой 105 кг размещен бортовой измерительный комплекс. Он обеспечивает управление экспериментом и контроль полетных параметров. СЛА «Волан» снабжен трехкаскадной парашютной системой приземления и аппаратурой оперативного (не более 2 часов) поиска аппарата после приземления. С целью снижения стоимости и сроков разработки в максимальной степени заимствованы технические решения, узлы и приборы серийных ракетных комплексов.

В процессе проведенного в 1995 году пуска уровень микрогравитации составил 10 -4 ...10 -5 g при времени невесомости 20.5 минут. Начаты исследования, которые показывают принципиальную возможность создания спасаемого летательного аппарата с научной аппаратурой массой до 300 кг, запускаемого ракетой-носителем «Волна» по траектории с временем невесомости 30 минут при уровне микрогравитации 10 -5 ...10 -6 g.

Ракета «Волна» может быть использована для запуска на суборбитальные траектории аппаратуры для исследования геофизических процессов в верхних слоях атмосферы и в ближнем космосе, мониторинга поверхности Земли, проведения различных, в том числе активных, экспериментов.

Зона размещения полезной нагрузки представляет собой усеченный конус высотой 1670 мм, диаметром основания 1350 мм и радиусом притупления вершины конуса 405 мм. Ракета обеспечивает выведение полезных нагрузок массой 600...700 кг на траектории с максимальной высотой 1200...1300 км, а с массой 100 кг - с максимальной высотой до 3000 км. Имеется возможность установки на ракете нескольких элементов полезной нагрузки и их последовательное отделение.

Весной 2012 г. с подводной лодки в Тихом океане произведен запуск капсулы ЕХРЕRТ с помощью конверсионного российского ракетно-космического комплекса «Волна» по заказу германского авиакосмического центра (DLR).

Проект ЕХРЕRТ реализуется под руководством Европейского космического агентства.

Штутгартский институт по исследованию технологии конструкции и проектирования и Германский авиакосмический центр разработал и изготовил для капсулы ЕХРЕRТ носовую часть из керамического волокна.

В носовой части, состоящей из керамического волокна, расположены сенсоры, регистрирующие данные внешней среды во время возвращения капсулы в атмосферу, такие как температура поверхности, тепловой поток и аэродинамическое давление. Помимо этого в носовой части находится окно, через которое спектрометром регистрируются химические процессы, происходящие во фронте ударной волны при входе в атмосферу.


→ Технические характеристики РН «Волна»

Ракета-носитель «Штиль»


Семейство ракет-носителей легкого класса: «Штиль», «Штиль-2.1», «Штиль-2Р» разработано на базе БРПЛ Р-29РМ и предназначено для выведения малоразмерных космических аппаратов на околоземные орбиты. Ракета-носитель «Штиль» не имеет аналогов в мире по уровню достигнутых энергомассовых показателей, обеспечивает выведение полезных нагрузок массой до 100 кг на орбиты высотой перигея до 500 км при наклонении 78,9º.

При доработке штатной БРПЛ Р-29РМ для запуска КА были проведены некоторые изменения. Добавлена специальная рама для установки запускаемого КА и изменена полетная программа. На третьей ступени был установлен специальный телеметрический контейнер со служебной аппаратурой для контроля выведения наземными службами. Конструкторам также пришлось решать проблему, связанную с нагревом головного обтекателя во время старта ракеты и ее выхода из-под воды, что могло привести к повреждению КА.


КА размещается в специальной капсуле, защищающей полезный груз от тепловых, акустических и прочих воздействий со стороны верхней ступени. После выхода на заданную орбиту капсула с КА отделяется, а последняя ступень уводится с траектории полета аппарата. Раскрытие капсулы и освобождение груза выполняется после того, как ступень ушла на расстояние, исключающее воздействие работающих двигателей на КА.

Первый запуск РН «Штиль-1» произведен 7 июля 1998 года с борта атомной подводной лодки К-407 «Новомосковск». Полезной нагрузкой были два спутника Берлинского технического университета (Technische Universitat Berlin, TUB)-Tubsat-N и Tubsat-Nl.


Больший из спутников Tubsat-N - имеет габаритные размеры 320х320х104 мм и массу 8.5 кг. Меньший из аппаратов Tubsat-Nl установлен при запуске на верхней части КА Tubsat-N.
Его габаритные размеры составляют 320х320х34 мм, масса - около 3 кг.

Спутники были выведены на близкую к расчетной орбиту. Параметры орбиты третьей ступени РН после увода от КА составили:

- наклонение орбиты 78.96°;
- минимальное расстояние от поверхности Земли 405.7 км;
- максимальное расстояние от поверхности Земли 832.2 км;
- период обращения 96.83 мин.

На третьей ступени носителя установлен специальный контейнер массой 72 кг. В контейнере размещена телеметрическая аппаратура для контроля ряда параметров и аппаратура для проведения радиоконтроля орбиты.

Атомная ПЛ К-407, с которой был осуществлен запуск, входит в состав третьей флотилии Северного флота и базируется на военно-морской базе (ВМБ) Сайда-Губа в Оленьей бухте в районе поселка Скалистый (бывший Гаджиево , затем опять переименованный в Гаджиево) Мурманской области.


Это один из семи кораблей, построенных по проекту 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV по классификации НАТО).

РН «Штиль-1» позволяет вывести на круговую орбиту высотой 400 км и наклонением 79 градусов полезный груз массой 70 кг.

Конструкция верхней ступени прототипа рассчитана на размещение четырех компактных боеголовок в изолированных малогабаритных объемах. В связи с тем, что современные коммерческие КА, отличаются низкой плотностью компоновки и требуют относительно большого цельного пространства, полное использование энергетических возможностей РН невозможно. То есть, конструкция РН накладывает ограничение на объём, занимаемый КА, составляющий 0.183 м 3 . Энергетика РН позволяет выводить КА большей массы.

Переоборудование ракеты типа Р-29РМ в ракету-носитель «Штиль» производится с минимальными доработками, космический аппарат помещается на посадочном месте одного из боевых блоков в специальной капсуле, которая обеспечивает защиту от внешних воздействий. Запуск ракеты проводится из подводного или надводного положений подводной лодки. Полет осуществляется в инерциальном режиме.

Отличительной особенностью этого комплекса является использование существующей инфраструктуры полигона «Ненокса», в том числе наземных стартовых сооружений, а также серийных баллистических ракет Р-29РМ, снимаемых с боевого дежурства. Минимальные доработки по ракете обеспечат высокую надежность и точность выведения полезной нагрузки на орбиту при низкой стоимости пуска ($4...5 млн.).

РН «Штиль-2» разрабатывалась в результате второго этапа модернизации баллистической ракеты Р-29РМ. На этом этапе для размещения полезной нагрузки создается отсек полезной нагрузки, состоящий из аэродинамического обтекателя, сбрасываемого в полете, и переходника, на котором размещается полезная нагрузка. Переходник обеспечивает стыковку отсека полезной нагрузки с носителем. Объём отсека для размещения полезной нагрузки составляет 1.87 м 3 .

Комплекс создавался на базе баллистических ракет подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-23) и существующей инфраструктуры Северного полигона «Ненокса», расположенного в Архангельской области.

В состав инфраструктуры полигона входят:

Ракетно-космический комплекс «Штиль-2».

Наземный стартовый комплекс.

Последний включает в себя техническую и стартовую позиции, оснащенные аппаратурой для хранения, проведения предпусковых операций и пуска ракеты.

Комплекс систем управления обеспечивает централизованное автоматическое управление системами комплекса во всех эксплуатационных режимах, управление предпусковой подготовкой и пуском ракеты, подготовку технической информации и полетного задания, ввод полетного задания и управление ракетой по выводу полезной нагрузки на заданную орбиту.

Информационно-измерительный комплекс - обеспечивает прием и регистрацию телеметрической информации во время полета, обработку и выдачу результатов измерений заказчику пуска.

Многочисленные пуски с наземного испытательного стенда и подводных лодок показали высокую надежность серийной ракеты-прототипа Р-29РМ (достигнута вероятность успешного пуска и полета не менее 0.96) .

Наземный стартовый комплекс позволяет:
Осуществлять до 10 пусков в год.
Запускать серию космических аппаратов с минимальным интервалом до 15 суток.
Обеспечить на протяжении длительного времени дежурный режим с высокой готовностью ракеты к пуску.
Получать в ходе полета ракеты телеметрическую информацию с борта с помощью информационных средств испытательного полигона и выносных измерительных пунктов.

Пуски с наземного стартового комплекса обеспечивают формирование орбит в диапазоне наклонений орбит от 77° до 60°, что ограничивает область использования комплекса.
При пусках из шахты подводной лодки возможен старт в диапазоне широт от 0° до 77°. Диапазон возможных наклонений определяется координатами точки старта.

При этом сохраняется возможность использования подводной лодки по целевому назначению.
Для улучшения условий размещения полезной нагрузки был разработан вариант ракеты-носителя «Штиль-2.1» с головным обтекателем.

При оснащении ракеты головным обтекателем большего объема и малоразмерным разгонным блоком («Штиль-2Р») масса полезной нагрузки возрастала до 200 кг, существенно увеличивается объём для размещения полезной нагрузки.