ТУКСЕН Лауритс Регнер (1853-1927) «Бракосочетание Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны». 1895 г.
Холст, масло. 65,5 x 87,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал № 196. Поступил в 1918 г. Передан из Аничкова дворца в Петрограде.


14 (26) ноября 1884 г. в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце венчались император НИКОЛАЙ II и великая княгиня АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская).

День венчания был назначен в день рождения императрицы МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, накануне Рождественского поста, что позволяло отступление от траура - император АЛЕКСАНДР III скончался 20 октября (1 ноября) 1894 г. «Мне все кажется, - записал Николай в дневнике 13 ноября, накануне венчания, - что дело идёт о чужой свадьбе - странно при таких обстоятельствах думать о своей собственной женитьбе!»

«Посреди глубокой скорби, - говорилось в императорском манифесте, помеченном 14 ноября, - коею исполнены сердца Наше и всех верных сынов России, да будет день сей светлым вестником упований народных на продолжение к Нам милости Божией в наступившее новое царствование». Мотивация выглядела вполне серьезно - свадьба не царская прихоть, а насущная забота о благе государства, исполнение священного завета почившего монарха.

День торжества отметили в 8 часов утра 21 пушечным выстрелом. По разосланным от двора повесткам в Зимний дворец в полдвенадцатого утра прибыли члены Святейшего Синода и «знатное духовенство», члены Государственного совета, министры, аккредитованные в России иностранные послы с супругами, придворные и лица свиты. Дамы были в русском платье, кавалеры - в парадной форме. На венчание русского монарха прибыли, а точнее сказать - остались со времени похорон Александра III, многочисленные зарубежные родственники и члены дома Романовых.

Венчальные перстни на руки брачующимся надел царский духовник отец ИОАНН (ЯНЫШЕВ). После бракосочетания был отслужен благодарственный молебен членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским ПАЛЛАДИЕМ (РАЕВЫМ). При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Затем, в парадной карете с форейторами и русской упряжью, молодожены проследовали в Казанский собор для поклонения чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Позднее состоялся свадебный обед в Аничковом дворце. От Зимнего до Аничкова великим князем ВЛАДИМИРОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ, главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, шпалерами были выстроены войска.

Свадьбу сыграли не переждав сорокадневного траура. Поступок не имел аналогов в императорской семье, но на это молодой государь не обратил внимания. Даже АЛЕКСАНДР II, стремившийся как можно скорее узаконить свои отношения с княжной ДОЛГОРУКОЙ, венчался лишь спустя 40 дней после кончины императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ. Конечно, второй брак царя-реформатора и свадьбу его внука сравнивать некорректно, но все-таки вопросы придворного этикета Николай II откровенно игнорировал.

Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны». 1894 г.
Холст, масло. 98,5 × 125,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

И Лауриц Туксен - многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах .

«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе . Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе - изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи , который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции - проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина» . Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.

«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)

Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга - настолько теплыми и душевными были их отношения. Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя - моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» - так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.

«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)

Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, - 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера - полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы» . Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров - инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят» . Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.

«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)

Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.

«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.

По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой - и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин : «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине. Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах» .

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее . Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев . В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.

«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)

Государственный исторический музей, Москва

Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились - и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти» . Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.

«Император Николай II» Александра Маковского (1907)

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви - он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали - конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше - но просветить мне его не удалось - безнадежен, увы…Что еще хорошо - стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так - «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией» . Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.

Брак Николая II и Александры Федоровны называют святым. Последние в истории России император и императрица пронесли свои чувства через все испытания и невзгоды.

5 лет ожидания

Любовь к Александре Федоровне, а тогда еще принцессе гессенской Алисе, была первой любовью Николая II. Чувство это родилось в нем еще до совершеннолетия - в 16 лет, и будущий царь разглядел жену в Алисе, которой было еще меньше - 12! Родные принцессы еще называли свою малышку Sunny, то есть "Солнышко", а Николай уже думал о свадьбе. «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться», - писал Николай в своем дневнике. Пять лет он ждал воли Божьей на этот брак, пять лет смиренно молился, просил "взрослых" и писал дневник, на первой странице которого была фотография его Алисы. Позже он напишет ей: "Спаситель сказал нам: "Всё, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти бесконечно мне дороги, потому что в течение пяти лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя Его облегчить Аликс переход в православную веру и дать мне её в жёны".
Вода камень точит и прорывает плотину родительского "нет". Через пять лет влюбленные женятся, чтобы быть вместе до самой смерти.

Простота привычек

Несмотря на высоту положения, выше которого и быть не может, император и императрица вели вполне простую жизнь, стараясь не предаваться излишествам и воспитывая детей в строгости. Они были убеждены, что все лишнее только развращает, что это "от лукавого". Известно, что Николай предпочитал щи и кашу изысканным французским блюдам, а вместо дорогого вина мог выпить обычную русскую водку. Император запросто купался в озере вместе с другими мужчинами, не делая из своей особы и своего тела чего-то секретного.
А поведение Александры Федоровны во время войны известно многим - она закончила курсы сестер милосердия и вместе с дочерьми работала санитаркой в госпитале. Злые языки то и дело обсуждали это: то они говорили, что такая простота снизит авторитет царской семьи, то - что императрица ненавидит русских и помогает немецким солдатам. Ни одна царица на Руси еще не была медицинской сестрой. А деятельность Александры и ее дочерей в госпитале не прекращалась с раннего утра до поздней ночи.
Сохранилось множество свидетельств, что царь и царица были необычайно просты в обращении с солдатами, крестьянами, сиротами - словом, с любым человеком. Царица внушала своим детям, что перед Богом все равны, и гордиться своим положением не должно.

Байдарочные походы

Царская семья обычно представляется в торжественной обстановке, при исполнении обязанностей руководителей страны. Но жить только так нельзя, и еще сложнее в таких условиях сохранить и укрепить семью. Императора, императрицу и их детей можно представить и... в байдарочном походе. Страсть к байдаркам была у Николая II с детства, первую байдарку родители подарили цесаревичу в 13 лет. О любви к воде знали многие родственники будущего монарха, и Николай II часто на дни рождения получал в качестве подарка лодку или байдарку.
Александра, с ее больными ногами (заставлявшими ее с ранних лет усаживаться на время в инвалидную коляску), видя страсть супруга, радостно разделяла ее. И хотя долгое нахождение в холодной воде было ей противопоказано, она периодически составляла компанию любимому мужу. Мемуаристы, например, упоминают о ее четырехкилометровом походе на байдарке по финским шхерам.

Благотворительность

Мастерские, школы, больницы, тюрьмы - всем этим занималась императрица Александра с первых же лет замужества. Ее собственное состояние было небольшим, и для проведения благотворительных акций ей приходилось сокращать личные расходы. Во время голода 1898 года Александра дала на борьбу с ним 50 тысяч рублей из своих личных средств - это восьмая часть годового дохода семьи.
Живя в Крыму, государыня принимала горячее участие в судьбе туберкулезных больных, приехавших лечиться в Крым. Она перестроила санатории, снабдив их всеми усовершенствованиями - на свои личные деньги.
Говорят, императрица Александра была прирожденной сестрой милосердия, и раненые были счастливы, когда она посещала их. Солдаты и офицеры часто просили ее быть с ними во время тяжелых перевязок и операций, говоря, что “не так страшно”, когда государыня рядом.

Дома призрения для падших девушек, дома трудолюбия, школа народного искусства...
«Августейшая Семья не ограничивалась денежной помощью, но жертвовала и Своими личными трудами, - свидетельствует инок Серафим (Кузнецов) в своей книге. - Сколько руками Царицы и Дочерей было вышито церковных воздухов, покровов и других вещей, рассылаемых военным, монастырским и бедным церквам. Мне лично приходилось видеть эти царские подарки и иметь даже у себя в далекой пустынной обители».

Законы семейного взаимопонимания

Дневники и письма царской семьи становятся все более популярны в России и за ее границами. Молодые пары ищут в них рецептов сохранения крепкой и счастливой семьи. И, надо сказать, находят. Вот некоторые цитаты:
"Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Брак - это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле. После заключения брака главнейшие обязанности мужа и жены - жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Брак - это соединение двух половинок в единое целое. Каждый до конца своей жизни несет ответственность за счастье и высшее благо другого".
"Венец любви - это тишина".
"Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым".

Подарки друг другу

Маленькие и большие подарки друг другу были важной частью семейного быта Романовых. В одном из своих дневников императрица Александра пишет: "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб".
Записки императрицы - не теория, а ее ежедневная жизнь. Она любила делать Николаю и детям сюрпризы по самым разным поводам, и Николай ценил и разделял эту традицию. Пожалуй, самым известным и традиционным подарком в их доме были яйца Фаберже на Пасху.
Одно из самых трогательных и красивых яиц - "клеверное". На его ажурном ободке помещено изображение Императорской короны, дата "1902" и монограмма Императрицы Александры Федоровны в обрамлении цветов клевера. А внутри - драгоценный четырехлистник с 4-мя портретами царских дочерей: Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Это яйцо - символ счастливого брака Николая II и Александры Федоровны, ведь четырехлистный клевер, который так редко можно найти в природе - обещание счастья. Да и само яйцо символично: это и Пасха, и вечное рождение, и семья, и Вселенная, и вера в появление наследника.

Медовый месяц длиной в 23 года

Все семьи помнят о дне своей свадьбы, но Аликс и Николай ежегодно отмечали даже... день свой помолвки. Этот день, 8 апреля, они всегда проводили вместе, и впервые разлучились, когда им было уже за сорок. В апреле 1915 года император был на фронте, но и там он получил от своей возлюбленной теплое письмо: "В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…" После стольких лет совместной жизни императрица признавалась в письмах, что целует подушку Николая, когда его нет рядом, а Николай по-прежнему становился застенчив, как юноша, если они встречались после долгой разлуки.
Не зря иные современники с некоторой завистью говорили: "Их медовый месяц длился 23 года…"
В день же венчания Аликс записала в дневнике Николая: "Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно".

26 (14) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая II и внучки английской королевы Виктории, дочери великого герцога Гессенского и Рейнского - Александры. Медовый месяц возлюбленных, по воспоминаниям великого князя Александра Михайловича, проходил в атмосфере траура и панихид - за несколько дней до торжественной церемонии скончался отец жениха - император Александр III.

«Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя», - писал князь в своих мемуарах.

В годовщину венчания последнего русского императора сайт вспоминает, каким был брак императора, позволившего себе жениться по любви.

По велению сердца

Первая встреча Алисы Гессен-Дармштадтской и старшего сына Александра III и императрицы Марии Фёдоровны состоялась в Петербурге в январе 1889 года. За шесть недель своего пребывания в городе на Неве юная особа смогла очаровать 20-летнего Николая, и после ее отъезд между ними завязалась переписка.

За шесть недель своего пребывания в городе на Неве юная особа смогла очаровать 20-летнего Николая. Фото: Commons.wikimedia.org

О чувствах будущего императора, которые он испытывал к немецкой принцессе, говорит запись, которую в 1892 году он сделал в своем дневнике: «Я мечтаю когда - нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться»…

Несмотря на симпатию, которую проявлял цесаревич к хрупкой Аликс, его родители мечтали о другой невестке. В роли его избранницы они хотели видеть дочь графа Парижского - Елену Луизу Генриетту. В те годы она слыла завидной невестой, отличавшейся красотой и умом. «Вашингтон Пост» даже назвала её «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом». Но Николай был непреклонен. Его настойчивость сделала свое дело, и родители одобрили его выбор.

Когда здоровье Александра III стало стремительно ухудшаться, было объявлено о помолвке молодых. Невеста прибыла в Россию, где приняла православие с именем Александра, стала изучать русский язык и культуру страны, которая отныне должна была стать ее родиной.

После кончины императора был объявлен траур. Церемония бракосочетания Николая могла быть отложена на год, но, по мнению некоторых историков, влюбленные были не готовы ждать так долго. Между Николаем и его матерью Марией Федоровной состоялся непростой разговор, в ходе которого была найдена лазейка, позволившая соблюсти некие правила приличия, и провести скорейшую церемонию. Венчание было назначено на день, когда родилась вдовствующая императрица. Это дало возможность царской семье временно прервать траур.

Подготовка к свадьбе проходила в форс-мажорном режиме. Золотое венчальное платье для невесты шили лучшие мастера-модельеры Петербурга. В Придворный собор доставили в золотых окладах образ Спаса Нерукотворного и образ Федоровской Божией Матери, обручальные кольца и серебряное блюдечко.

26 ноября в Малахитовом зале Зимнего дворца невесту одели в шикарное платье с тяжелой мантией и повели в Большую церковь.

Золотое венчальное платье для невесты шили лучшие мастера-модельеры Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org

Позже в своем письме к сестре Виктории, Александра писала: «Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше».

«Женщина хорошая, но ненормальная»

После венчания отношения 22-летней принцессы и 26-летнего императора, по воспоминаниям приближенных, были трогательными и нежными. До наших дней сохранились письма и дневники, которые вели император и его жена. Они полны нежных слов и признаний в любви.

Даже спустя много лет, когда Александре Федоровне было 42 года, она писала супругу на фронт письмо в день их помолвки, 8 апреля:

«В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю! Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы… Как время летит - уже 21 год прошел! Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку…»

Отношения между супругами были трогательными и нежными. Фото: Commons.wikimedia.org

Читая эти строки сложно представить, что многие считали Александру Федоровну холодной и надменной женщиной. Однако, по мнению людей, близко знавших ее, это внешняя отчужденность была скорее следствием ее застенчивости.

«Смущение препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступности», - писал о ней действительный статский советник Владимир Гурко.

Председатель Совета министров Сергей Витте, которого историки прозвали «дедушкой русской индустриализации», придерживался иного мнения. В ней он видел женщину властную, полностью поработившую собственного супруга:

«Женился на хорошей женщине, но на женщине совсем ненормальной и забравшей его в руки, что было нетрудно при его безвольности. Таким образом, императрица не только не уравновесила его недостатки, но напротив того в значительной степени их усугубила, и её ненормальность начала отражаться в ненормальности некоторых действий её августейшего супруга».

Не лучшим образом на имидж императрицы сказалось ее общение с Божьим человеком Григорием Распутиным. Тяжелое самочувствие сына, больного гемофилией, заставило отчаявшуюся мать поверить крестьянину из Тобольской губернии.

В тяжелые минуты царская семья обращалась к нему за помощью. Распутина либо вызывали во дворец из квартиры на Гороховой, либо просто подносили к уху мальчика телефонную трубку, а «святой черт» шептал ему заветные слова, которые помогали ребенку.

В советской историографии существовало мнение, что Распутин полностью поработил императрицу, подчинив своей воли, а она, в свою очередь оказывала воздействие на супруга. По другой версии, близкие отношения между Александрой Федоровной и Григорием Ефимовичем - не более чем «черный пиар», который был призван очернить образ царицы в обществе.

В 1905 году, когда политическая жизнь в стране была напряженной, Николай II стал передавать своей супруге на просмотр издаваемые им государственные акты. Такое доверие пришлось по нраву далеко не всем государственным деятелем, которые усмотрели в этом слабость императора.

«Если государь, за отсутствием у него необходимой внутренней мощи, не обладал должной для правителя властностью, то императрица, наоборот, была вся соткана из властности, опиравшейся у неё к тому же на присущую ей самонадеянность», - писал сенатор Гурко.

Александра Фёдоровна с дочерьми Фото: Commons.wikimedia.org

«Чувствую себя матерью страны»

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в в Екатеринбурге в «Доме особого назначения» — особняке Ипатьева - Николай II, Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги были расстреляны.

Незадолго до этих страшных событий, находясь в ссылке, Александра Федоровна писала своей приближенной Анне Вырубовой: «Благодарю Бога за все, что было, что получила - и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».

Любовь, которая погубила империю

Александра - Николаю, после двадцати с лишним лет семейной жизни:

«Я томлюсь без твоих поцелуев, без твоих рук. Только ты, мой застенчивый влюбленный, даешь мне поцелуи и объятия, которые возвращают жизнь»

14ноября 1894 года состоялось последнее царское бракосочетание в истории России. Тремя с небольшим неделями раньше принявший присягу в качестве российского императора 26-летний Николай Александрович Романов был обвенчан с 22-летней великой княгиней Александрой Федоровной, в девичестве - принцессой Алисой Викторией Еленой Бригиттой Луизой Беатрисой Гессенской, дочерью герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и внучкой британской королевы Виктории. Александра-Алиса, в свою очередь, тремя с небольшим неделями раньше бракосочетания приняла православие.

Young princess Alexandra of Hesse

Louis, the Grand Duke of Hesse is seated, surrounded by his family. His wife Alice stands behind him, resting her left arm on the shoulder of Prince Ernest. Princess Elizabeth stands behind her father; Princess Alix stands on the left.


Королева Виктория и её родня. Кобург, апрель 1894 г. Рядом с королевой сидит её дочь Вики со своей внучкой Фео. Шарлотта, мать Фео, стоит правее центра, третья справа от своего дяди принца Уэльского (он в белом кителе). Слева от королевы Виктории — её внук кайзер Вильгельм II, непосредственно за ними — цесаревич Николай Александрович и его невеста, урождённая Алиса Гессен-Дармштадтская (полгода спустя они станут российскими императором и императрицей).

Церемония была скромной и краткой по сравнению с традиционными торжествами такого рода и ранга. Император, сопровождаемый младшим братом, великим князем Михаилом, в 11 часов выехал из Аничкова дворца и проехал в Зимний мимо выстроившихся по всему Невскому войск и запрудившего оставшееся в его распоряжение пространство народа. В Зимнем дворце, перед золотым зеркалом, по многолетней традиции бракосочетания великих княгинь Александра Федоровна была облачена дамами из императорской фамилии в свадебный наряд.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна сняла с себя бриллиантовую венчальную корону и возложила ее на голову Александры, уже одетой в платье из серебряной парчи и подбитую горностаем мантию.

Золотое венчальное платье Александры Федоровны

Мантия к свадебному наряду Александры Федоровны


Диадема с розовым бриллиантом императрицы Елизаветы Алексеевны, которую одевали все княжны и императрицы во время венчания

После чего они прошли в дворцовую церковь, у входа в которую ожидал Николай, надевший по этому случаю гусарскую форму, и шаферы - великие князья Сергей, Кирилл, Михаил и Георгий. В 12 часов 10 минут начался обряд бракосочетания. Около часа дня митрополит обвенчал Николая и Александру.


Венчание Николая II и Александры Федоровны, состоявшееся 14 ноября 1894 г. (фрагмент картины Туксена)


И. Репин. Венчание Николая II

Уже в Малахитовом зале от августейшего семейства молодым был преподнесен грандиозный серебряный лебедь. Затем, по заполненным людьми петербургским улицам, они отправились в Казанский собор. Завершилась церемония в Аничковом дворце, в покоях молодых, где Мария Федоровна преподнесла им хлеб и соль. Ни торжественного приема, ни медового месяца после свадьбы не было.

Продолжение панихиды

Напомню, что свадьба 14 ноября была форсирована скоропостижной кончиной отца Николая, императора Александра III. Алиса, или Аликс, как называли ее в семье, приехала в Ливадию по экстренному вызову Николая - в суматохе министр двора забыл даже отрядить ей специальный поезд, полагавшийся по этикету невесте цесаревича, и она ехала из Германии до Симферополя обычным поездом, как обыкновенная пассажирка, чтобы успеть получить благословение у умирающего царя.

Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии

Первоначально свадьба была намечена на следующую весну, но состоялась раньше по настоянию Николая, нуждавшегося в поддержке Александры в условиях, когда на него свалилось бремя власти, принять которое он был совершенно не готов. Николай хотел играть свадьбу в Ливадии, чтобы хотя бы в пространстве отделить свадебную церемонию от похоронной, но дядья, имевшие на него абсолютное влияние, настояли на столице.


Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии

Скромность свадебных торжеств и была вызвана трауром. Хорошо еще, что в череде траурных дней удалось найти этот, 14 ноября, - день рождения Марии Федоровны. По такому поводу протокол предусматривал краткое ослабление траура, что и позволило устроить бракосочетание. Сама Александра написала в те дни сестре: «Наша свадьба казалась мне просто продолжением панихиды с тем отличием, что я надела белое платье вместо черного». И когда недлинная свадебная процессия ехала по петербургским улицам, лишь неделю назад рассеченным процессией похоронной, суеверные старухи, как гласит апокриф, бормотали, всматриваясь в молодую императрицу и крестясь: «Она пришла к нам вслед за гробом».


Вынос гроба с телом Александра III

Похороны Александра III, 1894

И они оказались правы. Многое в истории этой семьи связалось со смертью и тщетной, но потребовавшей всех нравственных сил ее членов попыткой одолеть злой рок. Начиная с долгожданного появления на свет 30 июля 1904 года наследника Алексея, оказавшегося больным неизлечимым заболеванием крови.

И кончая крахом Российской империи и последними месяцами физического существования этой семьи, когда помазанник Божий и его близкие стали игрушкой в руках недальновидных российских «временных» политиков, наглевших с каждым днем Советов и малодушных родственников из Виндзорского дворца.

Так причудливо тасуется колода

Это был самый счастливый брак и самая счастливая семья во всей трехсотлетней истории романовской династии. Потому что жизнь этой семьи с самого первого и до самого последнего ее дня, как солнцем, была освещена любовью. С любви этот союз начался и только любовью был движим, что далеко не всегда случается в жизни августейших семейств. И какой любовью - что называется, с первого взгляда, когда в 1884 году они впервые встретились в Петербурге, куда Аликс приехала на свадьбу своей сестры Эллы, будущей великой княгини Елизаветы Михайловны, с дядей Николая, великим князем Сергеем Александровичем.

Эта любовь все преодолевала - начиная с родительского сопротивления. Александр III и Мария Федоровна не хотели этого брака: не видели смысла в женитьбе наследника российского престола на незначительной принцессе из земли Гессен-Дармштадт, да к тому же оба терпеть не могли немцев. Хотели женить Николая сперва на принцессе Елене, дочери претендента на французский престол графа Парижского, затем на принцессе Маргарите Прусской. Но цесаревич проявил совершенно не свойственную ему ни до, ни после этого волю и настоял на своем.

Принцесса Елена Орлеанская, дочь графа Парижского

Landgravine Маргарет Гессен-Кассель, урожденная принцесса Пруссии.

Что ж, воля - в смысле властности - ему действительно не была присуща. Но вот стремление жить по любви, по зову сердца в высшей степени отличало эту натуру, послужив и в этом случае, и впоследствии в коллизиях, требовавших от него личного мужества и присутствия духа, заменой воле.

И Аликс была ему в этом смысле - как, впрочем, и во многих других, - под стать. Не менее упорно, чем Николай, боролась она за право выйти замуж по любви, отвергнув, наряду с прочими, в высшей степени лестное предложение принца Альберта-Виктора, последнего герцога Кларенса, старшего внука королевы Виктории по прямой мужской линии, следующего после своего отца, герцога Уэльского, претендента на британский престол.

Альберт Виктор, принц Великобритании, герцог Кларенс и Эвондейл

Он бы и воцарился на этом престоле, если бы не ранняя смерть, позволившая стать королем его младшему брату Георгу, который, к слову, «унаследовал» и жену Альберта-Виктора, будущую Queen Mary. Так что стасовалась бы колода, как говаривал Коровьев, по-другому, стала бы принцесса Алиса королевой-консорт Британской империи, прожила бы долгую и безмятежную жизнь и умерла бы в своей постели, а не в подвале чужого дома в далеком уральском городе, истерзанная пулями.



Ипатьевский дом



Павел Рыженко. В доме Ипатьева после расстрела царской семьи

Но не могла она стасоваться по-другому, потому что Аликс хотела жить по любви. А когда по любви - то тасуется та колода так причудливо, что порой даже Коровьеву воображения не хватит предположить…

Позднее, в минуту откровения, она признавалась министру иностранных дел Сергею Дмитриевичу Сазонову, что представить себе не может, чтобы ее дочери вышли замуж не по любви, но лишь по политическому, династийному расчету. Страшнее участи для Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии она и вообразить не могла. Пропасть жизни, увы, оказалась бездоннее ее воображения.


И не просто любовь, но удивительную, первозданную свежесть чувства пронесла чета Романовых через всю жизнь. Сила эмоционального начала этой любви сквозит из личной переписки - из найденных в черном кожаном чемоданчике Александры Федоровны в Екатеринбурге, бережно ею хранимых и цинично обнародованных большевиками 630 писем. Сравните одну из первых любовных записок, сделанных Александрой на полях Николаева дневника на следующее после первой брачной ночи утро:

«Никогда не предполагала, что возможно такое высшее счастье в этой жизни, такое чувство единства двух смертных. Я люблю тебя. В этих трех словах вся моя жизнь»…

…и письмо, отправленное ею Николаю на фронт в 1915 году:

«Я жажду обнять тебя и положить свою голову тебе на плечо. Я томлюсь без твоих поцелуев, без твоих рук. Только ты, мой застенчивый влюбленный, даешь мне поцелуи и объятия, которые возвращают жизнь».

Какая любовная энергия наполняет эти строки, написанные после двадцати лет замужества! С полным на то основанием имела Александра право воскликнуть в одном из писем:

«О, если бы наши дети были столь же счастливы в своей семейной жизни!»

Отечество им - Царское Село

Не было в истории Российской империи другой царственной четы, которая с такой силой стремилась бы бежать от царства, от власти, в семью, замкнуться в своем личном мире, сузив его до предела и отгородив от внешней жизни.

Подводя итоги первого года своего царствования, Николай писал в дневнике:

«…уповая на Бога, я без страха смотрю вперед, на наступающий год, потому что для меня худшее, то, чего я боялся всю жизнь (смерть отца и восхождение на престол) уже случилось. Вместе с таким непоправимым горем Господь наградил меня также и счастьем, о каком я не мог даже мечтать. Он дал мне Аликс».


Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны

«Непоправимое горе» достижения и обладания высшей властью осталось для Николая таковым на протяжении всей его жизни, и он стремился избыть его в семейном кругу, в Царском Селе, уединение в котором и было придумано императором и императрицей как альтернатива навсегда оставшейся для них чужой петербургской дворцовой жизни.

На протяжении всего царствования Николай последовательно бежал от государственных хлопот и политических интриг под сень семейной любви и к теплу домашнего очага. И только война впервые основательно, надолго выгнала его из этого гнезда, усугубив и доведя до трагедии неразрешимое противоречие между сутью Николая - возлюбленного своей жены, сосредоточенного на детях отца, семьянина и домоседа - и общей российской ситуацией, требовавшей от лидера нации совсем иных свойств и качеств.

Притом что, повторю, не было на российском троне императорской четы, которая до такой степени стремилась бы замкнуться в своем семейном мире и противопоставить его остальному миру, именно эта абсолютизация личных ценностей, субъективных симпатий и антипатий кардинальным образом повлияла на общие судьбы Российской империи, приведя ее к краху.


Русская императрица не перестала быть той же, что и прежде, чуравшейся высшего света и просто многолюдья Аликс, когда она начала снимать и назначать министров российского правительства. Она стала этим заниматься не потому, что вдруг уверовала в свой государственный ум и предназначение. Вовсе нет. Именно понимание ценностей семейной жизни не просто как высших, но единственно важных жизненных ценностей привело Александру Федоровну к имевшей роковые для всей России последствия мысли о том, что она должна участвовать в государственных делах своего супруга с тем, чтобы и здесь оказать ему помощь и послужить опорой.



Эта мысль, в свою очередь, переросла в убеждение, что она может в силу необходимости и заменить Николая в качестве государственного лидера, когда он во время войны - неизвестно, надо сказать, зачем - возложил на себя обязанности главнокомандующего, сняв их с куда более компетентного в этих вопросах великого князя Николая Николаевича, и надолго уехал из столицы.


Император Николай II в ставке

Последние русские император и императрица сопротивлялись истории и самой судьбе, всему миру, противопоставляя деградирующей, разрушающейся социальной материи идеал своего супружеского союза, своей семьи. Это взлелеянное одиночество - очень при этом трогательное и драматическое, питавшееся человеческими, а отнюдь не сверхчеловеческими чувствами и не сознанием собственной исключительности, - определило противопоставление логике государственных и национальных интересов логики личных отношений.

Именно это заставляло Николая и Александру Федоровну до последнего отстаивать от общественного мнения, от Думы, от членов собственной императорской фамилии такие одиозные фигуры, как Горемыкин, Сухомлинов, Штюрмер, Протопопов и, наконец, стоявший за всеми ними Распутин. В этом смысле стоит обратить особое внимание на то, как обращались Николай и Александра к Распутину - «Друг». А он к ним - «Папа» и «Мама», искусно спекулируя на этой их idèe fixe - возведенных в культ семейных отношений.

1908 год. Царское село. Распутин с императрицей, четырьмя детьми и гувернанткой.

И во многом именно это, а не абстрактная «объективная историческая логика» привело к беспрецедентному, как писал великий князь Александр Михайлович, итоговому зрелищу: революции, развязанной сверху, а не снизу. Или, как позднее выразился Шульгин, к ситуации, когда революционеры-то не были готовы - революция оказалась готова.


Во всем, всегда, с самого начала и до самого конца своего двадцатидвухлетнего царствования они ощущали себя противостоящими вдвоем целому миру - эти самые могущественные по своему статусу правители самой могущественной мировой монархии. Одни историки вменяют эту деформацию сознания в вину Александре, приписывая ей психопатологические черты, в силу которых она так и не смогла освоиться в светской и общественной российской жизни. Другие усматривают виновника в Николае, в его также патологических, на их взгляд, застенчивости, фатализме, н е возмужавшей воле, на которую раньше времени и столь неожиданно упало бремя «шапки Мономаха».

Но, может быть, это ощущение одиночества и противостояния целому миру было оборотной стороной их беззаветной влюбленности и преданности друг другу? Оборотной стороной того колоссального чувства ответственности за семью, которое всю жизнь испытывал Николай и которое подпитывали постоянно обстоятельства этой жизни: холодно принятая сперва родителями, затем петербургским обществом, а потом и всей страной жена-чужеземка, болезнь Алексея, заставившая родителей сосредоточить на ней все душевные силы и пройти, по выражению наблюдавшего это все своими глазами воспитателя царевича Пьера Жильяра, настоящий крестный путь на Голгофу…

«Императрица - иностранка, - говорил Николай в критические дни февраля 1917 года, отвечая на нападки в адрес Александры и просьбу Родзянко отправить ее из Петрограда в Ливадию, - и ее, кроме меня, некому защитить. Я никогда и ни при каких обстоятельствах не оставлю ее…» Кульминационный кризис Российской империи едва ли не сводился для него к защите чести жены.

Первый декрет - последний декрет

Обращу внимание читателя на два документа - первый и последний, подписанные Николаем в качестве российского самодержца. 10 ноября 1894 года он издал свой первый императорский декрет, провозглашавший новую веру, новый титул и новое имя бывшей принцессы Алисы Гессенской. 2 марта 1917 года, в 3 часа 03 минуты, в Пскове, в вагоне своего поезда он подписал окончательный вариант отречения от престола, особенностью которого, потрясшей всю монархическую Россию, было то, что, в отличие от первоначального проекта, Николай отрекался не только от своего имени, но и от имени сына и передавал власть младшему брату Михаилу. По мнению многих, в том числе уже упоминавшегося Сазонова, одного из самых светлых умов в российской власти, только немедленное вступление на престол цесаревича Алексея, на стороне которого была вся сила закона, могло остановить революцию и спасти монархию. В то время как отречение в пользу младшего брата выглядело спорным даже в глазах защитников монархии.

Царская семья накануне ареста и фактически краха Российской империи. Тревога, волнение, скорбь за некогда великую страну

Что ж, разлуку он сумел предотвратить: до последнего дыхания все они, семеро, оставались вместе. В этом трагический, но исполненный великого смысла итог жизни этой небывало дружной семьи, в которой все, дети и родители, любили друг друга с какой-то иступленной, жертвенной силой и мимолетное расставание переживали как длительную разлуку.

Так, два документа, продиктованных интересами его семьи, единственно близких ему людей, закольцевали деятельность последнего русского монарха, символически подчеркнув, что дороже интересов этой семьи - дороже не в эгоистическом, но в рыцарском, высоконравственном смысле, - для Николая ничего не было.


Текст по материалам -"Совершенно секретно", No.3/30