Наверное, о том, что такое тетрис, знает каждый человек, так как это игра, за которой часами просиживало не одно поколение. Но, к сожалению, человек, который изобрел эту игру, не добился популярности. И мало кто знает, кто является изобретателем этой игры. Оказывается, Алексей Пажитнов - человек, который придумал тетрис, наш соотечественник. Он родился 14 марта 1956 года в городе Москве.

Алексей Пажитнов: биография

В школе Алексей учился как обычно и ничем не выделялся среди своих сверстников. Но, как он вспоминает, его дневник всегда был полон замечаний от преподавателей.

Алексей Леонидович окончил математическую школу, а позже институт авиации. После окончания института Пажитнов устроился работать в вычислительный центр, где он и изобрел легендарную игру в 1984 году. В 1991 году Алексей переезжает в США. На его счету много работ и наград.

Создание тетриса

В 1984 году в лабораториях часами просиживали молодые ученые, которым нечем было заняться. Вот и Пажитнов Алексей Леонидович был одним из таких людей. В эти годы он занимался изучением проблем, связанных с распознаванием речи человека и интеллектом. Чтобы побороть их, нужно было решать головоломки и сложные задачи. И тогда Алексей решает создать головоломку, которая будет интересна как детям, так и взрослым.

Что прославило Алексея Пажитнова? Изначально он создал компьютерную игру, где фигурки должны были сменять свое положение под силой тяжести других предметов. Но компьютеры не имели больших возможностей, и поэтому игру пришлось упростить. Его фигурки состояли из пяти одинаковых квадратиков, но народ его старания не сильно оценил, и тогда он принимает решение создать что-то попроще. Для тетриса было разработано семь разных фигур. Это число выбрано не случайно, именно это количество способна запомнить память человека. Составлена игра была за счет языка Паскаль.

Что прославило на весь мир Алексея Пажитнова? Он создает тетрис, в котором фигуры из четырех квадратов падают вниз. Кстати, немногие знают, почему тетрис именно так называется. На самом деле в переводе слово «тетра» означает четыре. Хотя изначально эта игра называлась тетрамино - но люди сами переименовали ее, для того чтобы упростить произношение.

Как говорит сам создатель великой игры, то он сотворил ее для того чтобы доставлять удовольствие людям. Алексей считает, что с такой целью должны создаваться абсолютно все игры, ставшие впоследствии знаменитыми на весь мир.

После того как Алексеем был создан тетрис, слава о новой игрушке разлетелась на многие города, и спустя две недели все играли в нее, соревнуясь друг с другом. Хотя первую неделю заняты забавой были только работники компании, в которой трудился Алексей. Через два месяца, после того как была выпущена первая модель тетриса, Пажитнов вместе со своим коллегой создали цветную версию игры. Преимуществом новой игры можно назвать то, что в нее была заложена таблица рекордов. Играли в тетрис не только в Росси, но и за рубежом игра приобрела популярность.

Стоит отметить, что официально создателями игры считалась Академия наук, где трудился в то время Пажитнов. Именно поэтому Пажитнов долгое время не мог получать доходов от своего изобретения. Ведь игра была создана в рабочие часы и на рабочем компьютере, именно поэтому права принадлежали не Алексею.

Права на игру

Многие люди хотели купить у Алексея права на игру тетрис. Первым оказался Роберт Стейн, с которым в дальнейшем хотели сотрудничать советские предприниматели, желавшие заработать большие деньги на изобретении Пажитнова. Хотя с ними никаких документов и контрактов Пажитнов не подписывал. Многие американцы даже создавали свои версии тетриса, которые были не менее популярны.

Позже венгр Стейн перепродал права на игру Microsoft. В 1989 году был создан тетрис по-американски. С того времени было продано более 70 миллионов копий игр и более 100 миллионов загрузок на мобильные устройства. Чуть позже начали создаваться игровые и аркадные аппараты с игрой тетрис.

Создание компании «Тетрис»

Несмотря на то что Алексей Пажитнов не такая известная личность, в жизни у него сложилось все идеально, так как изобретатель много работал. Ему удалось организовать компанию Anima Tek, которой предложила сотрудничество компания «Майкрософт». А уже переехав в США, он организовал компанию под названием Tetris, и только тогда он начал зарабатывать на игре, созданной много лет назад. А с 1996 года Алексей Пажитнов официально работает в компании Microsoft. На всех продуктах, которые выпускаются Алексеем, имеется пометка, что он считается создателем легендарной игры.

Фильм о создании тетриса

Недавно в прессу просочилась информация, что в Америке планируют снять фильм, чтобы все люди могли знать, кто создал игру, за которой проводило много времени не одно поколение. Режиссерами этого фильма, естественно, станут американцы. Пока что не известно точной даты выхода фильма.

Сюжетом фильма будет не только личность Алексея Пажитнова, но и сам тетрис. Сюжет будет научно-фантастическим. Как утверждают режиссеры, фильм обещает быть не менее популярным, чем сама игра.

Тетрис сегодня

Несмотря на то что сегодня очень хорошо развита, остались и такие люди, которые играют в тетрис. Кроме того, на каждой игровой приставке имеется подобная игра. Сегодня разработано множество игр, созданных по подобию тетриса. Можно играть компанией или в одиночку. К слову, эта игра развивает эрудицию и другие способности у ребенка.

Жизнь Алексея Пажитнова сегодня

Несмотря на то что Алексей живет в США, об эмиграции он не думал никогда, это получилось случайно. А от такого подарка судьбы Пажитнов не мог отказаться. Сегодня же Алексей - сотрудник известной компании мира. На его счету выпущено несколько игр, в основном это головоломки, которые пользуются спросом. Он выпускает приложения на разные приставки, но в основном на ПК. Игра тетрис очень популярная, и, наверное, другой игре не удастся добиться такой популярности. Алексей Леонидович признается, что его супруга не играет ни в какие игрушки, а дети с удовольствием играют в игры, которые создает отец, и он гордится этим.

Сам же Алексей Пажитнов играет не только в свои игры - всякий раз, когда он ходит по магазинам, то обязательно приобретает какую-нибудь головоломку для себя. В играх он видит свое вдохновение. Пажитнов до сих пор играет в тетрис, но не считает себя самым лучшим игроком. Алексею еще расти и расти до школьников, которые показывают наилучшие результаты в этой игре.

Кто знает, быть может, Алексей Леонидович выпустит еще одну игру, которая станет не менее популярной, чем легендарный тетрис.

В «Яндексе» утверждают, что «Алиса» — первый в мире голосовой помощник, который не ограничивается набором заранее заданных ответов: с ней можно поговорить, как с человеком, и она поймет.

Business FM решила познакомиться с «Алисой» поближе:

— Алиса, привет.

— Здравствуйте!

— Как твои дела?

— Познакомилась тут с одним симпатичным приложением, но это личное.

— Кто дал тебе такое имя?

— Что за врач?

— Педиатр.

— Алиса, а как ты выглядишь?

Наилучшим образом.

— А если подробнее?

— Бесконечный ряд математиков заходит в бар. Первый заказывает один бокал пива, второй — половину бокала пива, третий — четверть бокала пива, четвертый — одну восьмую. Бармен наливает математикам два бокала и говорит: ребята, вот ваше пиво, всему есть предел. Конец. Вы знаете, мне кажется, мне эти анекдоты программисты подбирали.

— Ты знаешь, Алиса, мне кажется, ты уходишь от ответа.

— Нет, я проверяла.

— Кстати, пока не забыл. Алиса, ты можешь меня завтра разбудить?

— Я завтра не могу.

— Алиса, мне очень нужно, чтобы ты завтра меня разбудила.

— Ха, я тебя разбужу.

— Во сколько?

— Программист Алексей обещал запрограммировать это к осени, но не сказал, какой.

— Наконец-то я высплюсь.

— Значит, будем спать.

— Алиса, ты знаешь смешные истории?

— «Какая ваша главная слабость?» — «Я правильно интерпретирую семантику вопроса, но полностью игнорирую его суть». — «Не могли бы вы привести пример?» — «Мог бы».

— Алиса, это очень смешно. Ты любишь сладкое?

— Мне кажется, я бы любила готовить. По крайней мере, находить рецепты я точно люблю.

— Алиса, что ты любишь больше всего в жизни?

— Нравится крупная гречка с лисичками, бутерброды с копченой колбасой. Шутка. Мне нравятся люди. И учиться.

— Алиса, а ты слушаешь радио?

— Обычно я просто слушаю персональную подборку на «Яндекс.Музыке», но если нет, группа Queen, конечно.

— Ты слушаешь Business FM?

— Конечно, слушаю.

— Сири, ты можешь спеть нам песню? Ой, какая Сири?!

— Какая тонкая шутка. Сарказм.

— Алиса, извини. Ты можешь рассказать стихотворение?

— Я помню чудное мгновение, установили обновление.

— Алиса, тебе нравятся котики?

— Тараканов не люблю. А так — да.

— Алиса, кого ты любишь больше всего?

— Мне нравится один российский актер, которого нельзя называть. И вы.

Ранее с бета-версией сервиса «Алиса» , когда посещал офис «Яндекса» в день 20-летия компании.

В «Яндексе» утверждают, что «Алиса» — первый в мире голосовой помощник, который не ограничивается набором заранее заданных ответов: с ним можно поговорить, как с человеком, и она поймет.

Business FM решила познакомиться с «Алисой» поближе:

— Алиса, привет.

— Здравствуйте!

— Как твои дела?

— Познакомилась тут с одним симпатичным приложением, но это личное.

— Кто дал тебе такое имя?

— Что за врач?

— Педиатр.

— Алиса, а как ты выглядишь?

— Наилучшим образом.

— А если подробнее?

— Бесконечный ряд математиков заходит в бар. Первый заказывает один бокал пива, второй — половину бокала пива, третий — четверть бокала пива, четвертый — одну восьмую. Бармен наливает математикам два бокала и говорит: ребята, вот ваше пиво, всему есть предел. Конец. Вы знаете, мне кажется, мне эти анекдоты программисты подбирали.

— Ты знаешь, Алиса, мне кажется, ты уходишь от ответа.

— Нет, я проверяла.

— Кстати, пока не забыл. Алиса, ты можешь меня завтра разбудить?

— Я завтра не могу.

— Алиса, мне очень нужно, чтобы ты завтра меня разбудила.

— Ха, я тебя разбужу.

— Во сколько?

— Программист Алексей обещал запрограммировать это к осени, но не сказал, какой.

— Наконец-то я высплюсь.

— Значит, будем спать.

— Алиса, ты знаешь смешные истории?

— «Какая ваша главная слабость?» — «Я правильно интерпретирую семантику вопроса, но полностью игнорирую его суть». — «Не могли бы вы привести пример?» — «Мог бы».

— Алиса, это очень смешно. Ты любишь сладкое?

— Мне кажется, я бы любила готовить. По крайней мере, находить рецепты я точно люблю.

— Алиса, что ты любишь больше всего в жизни?

— Нравится крупная гречка с лисичками, бутерброды с копченой колбасой. Шутка. Мне нравятся люди. И учиться.

— Алиса, а ты слушаешь радио?

— Обычно я просто слушаю персональную подборку на «Яндекс.Музыке», но если нет, группа Queen, конечно.

— Ты слушаешь Business FM?

— Конечно, слушаю.

— Сири, ты можешь спеть нам песню? Ой, какая Сири?!

— Какая тонкая шутка. Сарказм.

— Алиса, извини. Ты можешь рассказать стихотворение?

— Я помню чудное мгновение, установили обновление.

— Алиса, тебе нравятся котики?

— Тараканов не люблю. А так, да.

— Алиса, кого ты любишь больше всего?

— Мне нравится один российский актер, которого нельзя называть. И вы.

Ранее с бета-версией сервиса «Алиса» общался Владимир Путин , когда посещал офис «Яндекса» в день 20-летия компании.

Работа на Западе привлекает многих наших соотечественников, обладающих профессиональными познаниями в области программирования и желающих реализовать свой потенциал в Европе или Северной Америке. Помнится, автор этих строк отправлялся в своё время на два года учиться за рубеж по программе обмена студентами. Если бы мне довелось поговорить с людьми, которые уже учились там до меня, то адаптироваться было бы намного проще. Да и вопрос - уезжать или нет - вызывал бы меньше сомнений. Поэтому сегодня мы задаём вопросы Андрею Шулинскому - человеку, работавшему программистом в России и уехавшему в канадский Торонто, дабы там продолжить свою профессиональную деятельность...

Интервью

Алексей Перевертайлов : Благо мы с тобой знакомы лично, сразу перейдём на "ты" и менее формальный формат беседы. Первый вопрос - когда ты уехал из России и каковы были мотивы такого, в общем-то серьёзного и у многих людей требующего долгих раздумий шага?


Андрей Шулинский : У моего отъезда довольно долгая история. Решение было принято после печально известного банковского кризиса 1998 года. По ряду причин иммиграционный процесс сильно затянулся, интервью я прошел в ноябре 2001 года, в декабре 2002-го получил визу. Срок её действия истекал в феврале следующего года, так что сразу же поехал в Канаду на пару недель, оформил там необходимые документы и вернулся в Москву. Окончательно же перебрался на новую родину в октябре 2003 года.
Из-за чего я сменил среду обитания? Наверное, ничего нового не скажу. Надеялся на лучшие профессиональные перспективы. Всегда сильно не любил многие особенности российской жизни: бытовое хамство, грязь, нестабильность. Упомянутый кризис был для меня очень сильным ударом, прекрасные иллюзии разбились вдребезги... Я также очень люблю путешествовать, что гораздо проще делать с канадским паспортом.


Алексей Перевертайлов : Сразу ли тебе удалось найти работу? Какие вообще были предложения, которые ты рассматривал, и какие требования предъявлялись к претендентам?

Андрей Шулинский : Первый контракт получил уже в ноябре 2003-го. Помог мой друг. Проект был небольшим, но достаточно интересным и очень помог как психологически, так и профессионально. "Размял мускулы" перед более серьезной работой, которая нашла меня в конце января 2004 года.
Требования, за исключением пресловутого североамериканского опыта, вполне обычные - в двух словах, "знание предмета". :-) К сожалению, многие компании и рекрутеры действительно не любят работать с недавно прибывшими, другие же, напротив, пользуются готовностью новых эмигрантов согласиться на любые условия. Не скажу, что это повсеместная практика, но встречается не так уж и редко.
Меня чаша сия минула, хотя уже был готов идти сканировать документы. Вообще, я всегда себя готовил к тому, что будет непросто и, возможно, придется заниматься не самым любимым делом. Подавал резюме на все позиции, которым оно хоть сколько-то соответствовало.


Алексей Перевертайлов : Программистом какой сферы ты являешься? Какие дипломы и сертификаты у тебя есть?

Андрей Шулинский : Я - типичный прикладной программист/аналитик/архитектор широкого профиля. Закончил кафедру системного программирования ВМК МГУ, но в жизни не написал ни одной строки "системного" кода. :-) Раньше писал на С++, несколько лет назад перешел на Java. Долго работал в банковской сфере, потом была пара телекоммуникационных проектов. В Канаде сначала делал систему хранения и обработки документов для маркетинговой компании со звучным именем Арнольд . Сейчас работаю в фирме "Новатор" , занимаюсь созданием Java-версии "движка" для сайтов, занимающихся онлайновыми розничными продажами.
Диплом у меня один. Получен в 1996 году на факультете вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета. Перед отъездом сдал экзамен Sun Certified Java Programmer, 1.4. Планировал получить остальные сертификаты этой линии, но работаю много, и найти на это время никак не удается.



Алексей Перевертайлов : Вообще, можешь сказать - какие языки программирования и какие программисты сейчас более востребованы за рубежом, да и в мире в целом?

Андрей Шулинский : В первую очередь, .NET и J2EE. А что ты думал услышать? ;-) Эти 2 платформы закрывают собой небо... Впрочем, судя по объявлениям на посвященным поиску работы сайтам, до сих пор есть определенный спрос на знатоков С++, Cobol, Perl. Бывают нужны - и даже очень - узкие специалисты, знающие какой-нибудь "навороченный" SAP. Но, разумеется, основную массу программеров и прочих сениор девелоперов составляют "джависты" и "дотнетчики". :-)


Алексей Перевертайлов : По своему опыту, расскажи - есть конкуренция между программистами внутри компании? Есть ли какие-то жёсткие правила? За что могут уволить? Есть ли карьерный рост? Сверхурочная работа бывает и если да - как оплачивается? Ты работал программистом в России, можешь сравнивать, поэтому такой вопрос: какие ты заметил отличия в профессиональных требованиях и организации рабочего процесса дома и за границей? Тяжело ли тебе было находить общий язык с руководителем проекта?


Андрей Шулинский : В тех компаниях, где мне довелось поработать, явной конкуренции aka "соцсоревнование" не было. :-) Но при этом действует простой закон: если хорошо работаешь - заметят и оценят. По крайней мере, со мной было именно так. И зарплату повышали, и более интересную работу доверяли.
Уволить, конечно, могут. В основном, это бывает связано с проблемами компании (сокращение штатов) или с явным несоответствием возможностей человека занимаемой должности. Столь не любимый многими испытательный срок бывает полезен. Так что не стоит слишком сильно преувеличивать свои возможности на интервью. Бывают также случаи увольнения из-за противозаконной деятельности сотрудника.
К вопросу о жестких правилах - не стоит хранить на жестком диске рабочего компьютера гигабайты детского порно - могут наказать. Все контракты содержат более-менее стандартные пункты о неразглашении информации, интеллектуальных правах компании на ваш код (сомнительный актив, ИМХО:-)). Часто запрещают переходить в компании, работающие в той же отрасли, подрабатывать на стороне. Степень подобной паранойи зависит от многих факторов. Крупные банки и прочие "крутые" компании заставляют подписывать списки на 8 листов. Но ведь то же самое есть и в России, просто здесь, думаю, несколько строже следят за выполнением этих условий.
Профессиональные требования в Торонто и Москве одинаковые. Подозреваю, что они совпадают с требованиями лондонских и токийских фирм и близки к парижским запросам. Разница - во Франции может понадобиться французский язык. Именно может, а не должен - я общался с рекрутерами, набиравшими людей для работы в компании, находящейся в Лионе. Я честно признался, что не владею французским языком даже со словарем. "А, там весь документооборот на английском", - было мне ответом. :-)
Организация рабочего процесса очень сильно зависит от людей, ведущих проект. Если они поставили дело хорошо с самого начала и не позволяют проекту пойти вразнос даже при авралах, то работа идет достаточно гладко. Иначе - привычный бардак. Уважаемые читатели, вероятно, уже догадались, что бывает чаще. :-)
С руководителями проектов пока ни разу не было проблем. Я всегда легко находил общий язык с людьми - как в России, так и в Канаде. Вы наверняка обратили внимание, как часто я повторяю слова "так же", "одинаково", "нет разницы". Действительно, я обнаружил, что россияне и канадцы не так сильно отличаются друг от друга, как принято считать. Безусловно, трудности перевода существуют. Но, как и в одном замечательном фильме, они большей частью связаны с индивидуальными особенностями людей, а не с "цивилизационными" различиями. Вот такое у меня сложилось "ИМХО". :-)


Алексей Перевертайлов : Программисты в Канаде - высокооплачиваемая профессия по отношению к другим? Если сравнить это соотношение с Россией - где лучше работать программистом (по финансовой выгоде)?

Андрей Шулинский : Да, до сих пор зарплаты выше средних. Конкуренция стала больше, но платят по-прежнему неплохо. Впрочем, это лишь субъективное мнение, а я в Канаде меньше двух лет. :-)


Алексей Перевертайлов : Как думаешь, где легче повысить свой профессиональный уровень - дома или за рубежом? Это вообще зависит как-то от страны (или же скорее зависит от конкретного человека)?

Андрей Шулинский : Мое мнение - прежде всего от человека. Кто ищет, тот всегда найдет полезные книги, журналы, форумы и, разумеется, тех, с кем можно общаться на профессиональные темы. Конечно, я предполагаю, что вы работаете в стране, где индустрия ИТ хорошо развита.


Алексей Перевертайлов : Какой инструментарий вы используете (среды разработчика и т.д.)? Я так полагаю, в Канаде всё программное обеспечение, используемое в компаниях-разработчиках ПО - лицензионное, или же нет?

Андрей Шулинский : Скажем так - большая часть программ или куплена, или получена бесплатно. :-) Иногда народ ставит что-то добытое нелегально, но это делается именно для ознакомления - если недоступна пробная версия. Компании же либо запрещают использовать пиратское ПО вообще, либо заставляют подписать документ, по которому ты сам несешь ответственность за содержимое жесткого диска.
Используются же самые разные приложения. IDE: Eclipse, IDEA, NetBeans. Средства работы с базами данных: DbVisualizer, Aqua Data Studio. Код и документы хранятся в CVS. Из покупного имел дело с WebSphere. Знакомые все лица, не так ли? :-) И, конечно, .NET - там есть решения на все случаи жизни.


Алексей Перевертайлов : Можешь припомнить какие-нибудь смешные или курьёзные случаи на работе?

Андрей Шулинский : Пожалуйста. Только что начальник спрашивает одного из коллег, давно ли тот обновлял код. "Э-э-э.... дня три назад..." - грозный взгляд - "м-м-м... может быть два" - грозный взгляд - тишина - я подсказываю: "один, иначе сделка сорвется" - обстановка разряжается. :-)


Алексей Перевертайлов : Хотелось бы задать тебе несколько вопросов общего характера, если не возражаешь... Как думаешь, реально за границей самому организовать своё дело? В случае с программистом - создать свой коммерческий программный продукт и его продавать, развивать, поддерживать? Что, по твоему, для этого нужно?

Андрей Шулинский : Мое мнение - да, это реально. Здесь предприниматель может не опасаться рэкета со стороны бандитов и властей, зарегистрировать и вести свое дело довольно легко. Но, разумеется, без двух главных слагаемых любого успеха - хорошей идеи и готовности посвятить ее реализации все время и силы - ничего не получится. "Идейный трудоголик" же имеет шанс. Пример - президент моей нынешней компании, писавший первую версию системы в подвале своего дома. :-) Сейчас "Новатор" преуспевает.


Алексей Перевертайлов : Каково твоё отношение к сообществу Open Source?

Андрей Шулинский : Разумеется, положительное. Считаю труд этого сообщества огромным благом для прогресса вообще, и основной причиной успеха Java-технологий в частности - что тоже явно идет на пользу индустрии. Вряд ли иначе можно было бы успешно конкурировать с известным монстром. :-) Безусловно, в использовании Open Source продуктов есть определенный риск. В то же время многие такие решения имеют прекрасную репутацию, находятся на рынке много лет - и вам совершенно не обязательно досконально знать их "внутренности". Общество поможет решить практически любую проблему, что делает далеко не всякая коммерческая служба поддержки.


Алексей Перевертайлов : Как ты относишься к патентному праву в области программного обеспечения? Душит ли оно прогресс? Какие ты видишь оптимальные механизмы защиты инноваций в сфере программного обеспечения?

Андрей Шулинский : К сожалению, я не готов отвечать на данный вопрос. Это достаточно серьезная тема, материалом по которой я владею недостаточно хорошо.


Алексей Перевертайлов : В своей работе тебе приходится сталкиваться с поиском уязвимостей в создаваемом продукте? Сейчас много уделяется внимания написанию безопасного кода, который даёт меньше шансов использовать различные ошибки переполнения буфера и т.д. В своей работе ты следишь за потенциальной безопасностью кода? Есть у вас какие-либо инструкции по этому вопросу?

Андрей Шулинский : Тестирование, только тестирование - и еще раз тестирование! Считаю модульное тестирование ("unit testing") ключевым инструментом обеспечения безопасности кода. Как правило, все занимающиеся разработкой ПО компании пытаются создать и поддерживать в актуальном состоянии набор тестов. К сожалению, это редко удается - в основном, по причине жестких сроков сдачи проектов. А ведь долгосрочный эффект от грамотного тестирования трудно переоценить. В результате и к определенной дате из-под рук ваятелей выходит отнюдь не Галатея, и доводка приложения до сколько-нибудь стабильного состояния затягивается надолго, вызывая стресс у всей команды.
Также очень важны дисциплина кодирования и построение хорошей архитектуры. Лично я многое почерпнул из книг Мартина Фаулера (Martin Fowler) и Рода Джонсона (Rod Johnson).


Алексей Перевертайлов : Ну и напоследок такой вопрос - если была бы гипотетическая возможность начать всё с начала - ты всё равно бы стал программистом?

Андрей Шулинский : Да. Именно специальность помогла мне практически безболезненно переехать в другую страну, преодолеть обычные эмигрантские психологические и материальные проблемы. Моя квалификация и профессионализм востребованы, к моему мнению прислушиваются коллеги, я здесь свой, хоть пока знаю английский язык хуже Java. :-) Кроме того, я очень люблю свою работу. Все, кто занимался программированием, наверняка помнят моменты, когда она - программа - начинает работать так, как ты задумал. Я до сих пор в такие мгновения по-настоящему счастлив.
И еще. Я очень благодарен своим родителям за огромную помощь в выборе профессионального пути и становлении на нем. Не каждому удается найти _свое_ дело. Без их участия вряд ли это получилось бы и у меня.
P.S. Конечно, помогло и то, что я такой умный и красивый. :-)


Алексей Перевертайлов : Спасибо за ответы, желаем тебе всяческих успехов в профессиональной деятельности!

Андрей Шулинский : Спасибо, удачи тебе лично и Ф-Центру в целом. :-)

Алексей Пажитнов - советский и российский программист, создавший популярную видеоигру под названием «Тетрис», обладатель нескольких почетных наград в области программирования и разработки компьютерных игр. После получения высшего образования в Московском авиационном институте работал в Вычислительном центре Академии наук СССР, где в 1984 году закончил разработку игры «Тетрис». Первые деньги игра начала приносить в 1996 году, когда Алексей и Хенк Роджерс (инвестор, владелец крупных акций на «Тетрис», распространивший игру по всему миру) основали компанию Tetris.

Алексей Пажитнов - биография

Родился 14-го марта в 1956-м году в Москве. В школьные годы учился хорошо, однако имел постоянные проблемы с дисциплиной. Как вспоминает сам Алексей, в детстве он был переполнен энергией и не мог послушно высиживать на уроках, поэтому часто получал замечания в дневник за поведение. Впрочем, ничего примечательного и удивительного: многие через это проходили. У Пажитнова всегда все складывалось с математикой, поэтому после окончания пятого класса он перевелся в московскую математическую школу № 91, которую в дальнейшем закончил с отличием.

Знакомство с программированием

После окончания школы Алексей Пажитнов поступает в Московский авиационный институт, где впервые знакомится с вычислительными машинами и программированием. Здесь же быстро проникся разработкой программ и стал полностью посвящать себя написанию кода для различных целей. Вскоре талантливого молодого программиста пригласили работать в Московский Вычислительный центр Академии наук СССР. Здесь он занимался далеко не последним делом - оптимизацией проблем искусственного интеллекта и разработкой программ для распознавания речи.

Рутинные будни в Академии наук были несладкими: с утра до ночи Пажитнов сидел в тесном кабинете, где на один стол приходилось сразу несколько ученых. Алексей вспоминает, что иногда оставлял свое рабочее место на целый день, чтобы потом поработать ночью в тишине, когда все разойдутся по домам.

Карьера после создания "Тетриса"

В 1984 году Пажитнов Алексей Леонидович создал легендарную игру «Тетрис», которая стала чуть ли не самой популярной в мире. В обществе информационных технологий Пажитнов становится узнаваемым и популярным. В 1988 году в сотрудничестве с фирмой Bullet-Proof Software он основывает компанию AnimaTek, которая занимается разработкой игр. Корпорация процветала с геометрической прогрессией, и уже в 1991 году изобретатель тетриса Алексей Пажитнов переезжает в США.

Создание "Тетриса" - как это было?

В 1980-е годы в Вычислительном центре Академии наук СССР молодые ученые днями напролет отсиживались в своих лабораториях, решая скучные и нетривиальные задачи. Одним из таких был Пажитнов Алексей Леонидович, который в то время занимался разработкой программы для распознавания речи, а также изучал проблемы искусственного интеллекта. Возложенные на молодого программиста обязанности были невероятно трудными, Алексею постоянно приходилось создавать сложнейшие алгоритмы, непосильны рядовому уму.

Имея в своем потенциале большую базу знаний, Пажитнов решает создать интересную головоломку, которая будет привлекать как взрослых, так и детей. «Тетрис» - далеко не первое изобретение талантливого программиста. Изначально он создал игру, где фигурки должны менять свое местоположение под воздействием силы тяжести других предметов. Приближаясь к завершению написания кода, Алексей понял, что такая игра будет непосильной для процессора рядового компьютера, поэтому пришлось упростить некоторые тонкости программы.

В итоге он создает игру, где фигуры (как в тетрисе) состоят из пяти квадратиков, цель которых идентична с будущей игрой «Тетрис». К великому сожалению, такое творение не полюбилось публике, поэтому Пажитнов принимает решение еще больше упростить игру, где каждая из 7 существующих фигур состоит из четырех квадратиков.

Всего семь фигур, и мировая слава у тебя в кармане

Не задумывались ли вы, почему игра «Тетрис» имеет такое название? И почему в ней только семь фигур? Все дело в том, что изначально игра имела название «Тетрамино», где «тетра» в переводе с греческого языка означает цифру «четыре». С приростом популярности пользователи этой игры сами дали упрощенное ей название, для более легкого произношения.

В одном из интервью Алексей Пажитнов объяснил, почему в игре только 7 фигур:

«В игре задействовано всего лишь семь фигур, и это, на самом деле удача, потому как цифра 7 - это размер оперативной памяти человеческого мозга, то есть то, что человеку посильно запомнить. Телефонный номер, состоящий из 7 цифр намного легче запомнить, чем восьмизначный. Коллектив из семи человек - это тот максимум, который может обойтись без начальника или бригадира. В группе из восьми и более человек, где нет главного, невозможно работать слаженно и структурированно. В таком коллективе будут возникать постоянные разногласия и противоречия, невзирая на то являетесь вы между собой друзьями, товарищами или просто знакомыми. Я делаю такие выводы, исходя из личного опыта».

Мотивы для создания тетриса

Игра «Тетрис» была создана ради того, чтоб люди получали удовольствие и могли расслабиться от рутинных и повседневных обязанностей. Пажитнов всегда говорил, что самая лучшая альтернатива для снятия стресса, помимо спорта - это компьютерные игры.

Молниеносная слава видеоигры

После завершения написания игры «Тетрис», первые пару недель ею были увлечены сотрудники Академии наук СССР, где работал Пажитнов. Когда игра стала доступна всем, слава о развлекательном продукте разлетелась по всем городам в считанные дни. Уже через пару месяцев весь мир играл в «Тетрис». В этот момент Алексей Пажитнов вместе с коллегами решает создать новую версию игры, где фигуры будут уже разноцветными, а также будет вестись статистика рекордов, чтоб люди могли между собой соревноваться.

В то время как весь мир наслаждался игрой, Алексей еще много лет продолжал жить обычной жизнью и работать в Вычислительном центре Академии наук СССР. Дело в том, что у него не было возможности монетизировать игру, потому как права принадлежали Академии наук. Все объяснялось тем, что игра была написана во время рабочих часов на рабочем компьютере.

Алексей Пажитнов: состояние создателя игры «Тетрис»

Как известно, в 1996-м году Пажитнов начал работать на «Майкрософт», где разрабатывал серию игр-головоломок под названием Pandora’s Box. Здесь он проработал до 2005 года и за это время успел приобрести несколько крупных акций от этой компании, которые по сей день приносят ему определенный процент. Сам Алексей миллионером себя не считает. В одном из интервью он сказал следующее: «Миллионер - это тот, кто тратит миллионы, но не тот, у кого миллион. Я живу достаточно скромной жизнью и не разбрасываюсь деньгами направо и налево, поэтому я б никогда не назвал бы себя миллионером».

Компьютерная зависимость - вина разработчиков или пользователей?

В современном мире многие люди слишком втягиваются в видеоигры, тем самым создавая себе проблемы в повседневной жизни. Они психологически привязываются к компьютерным играм и интернету и могут сутками напролет посвящать свое время сидению перед компьютером. Век информационных технологий значительно перевернул сознание людей. Когда-то у Пажитнова спросили, как он может прокомментировать эту ситуацию, на что он ответил так:

«Люди часто мне говорят, что я у них украл много времени, когда узнают, что я создатель «Тетриса». Я всегда у них спрашиваю: «Это время для вас было плохим или хорошим?». Они все как один отвечают, что хорошее. Так значит, я подарил это время, а не украл».