Конспект логопедического занятия по теме "Перелетные птицы"

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы

Задачи:

Закреплять представления детей о перелетных птицах.

Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.

Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта.

Активизация словаря по теме.

Формирование грамматического строя речи.

Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Развитие конструктивного праксиса в составлении разрезных картинок.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

1. Организационный момент.

Наступила долгожданная, теплая, солнечная весна. Из теплых стран возвращаются перелетные птицы. Они тоже рады весне. Птицы торопятся, ведь за весну им надо успеть построить и отремонтировать свои дома, отложить яйца, высидеть их и вывести свое потомство – птенцов. А осенью снова соберутся в стаи и улетят зимовать в теплые страны.

2. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

3. игра «Назови что это»

Светит, греет… (солнце).

Тает, темнеет… (снег).

Бегут, журчат, звенят… (ручьи).

Капают, тают… (сосульки).

Пробиваются, распускаются… (подснежники).

Набухают, лопаются… (почки).

Распускаются, зеленеют… (листочки).

Чирикают, прыгают… (воробьи).

Возвращаются, поют, вьют гнезда… (перелетные птицы).

4 . Физкультминутка.

«Ласточки летели» Координация речи с движением.

5. Игра «Четвертый лишний?»

На слайдах демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Голубь , ласточка, скворец, кукушка. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Ворона, воробей, голубь, скворец .

Соловей, жаворонок, воробей , ласточка.

Сорока, грач , снегирь, синица.

Лебедь, цапля, голубь , аист.

6. ИГРА «У кого – кто?»

Встали в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы,

Которую я назову.

У кукушки – кукушата, у ласточки - ...,

У скворца – ..., у журавля - ...,

У стрижа – ..., у лебедей – ...,

У уток – ..., у гусей - ...,

У грача – ...

7. ИГРА «Кто за кем прилетел?»

Сначала прилетели грачи, за грачами – скворцы, за скворцами –

Ласточки, за ласточками – журавли.

***, возьми грача.

***, возьми скворца.

***, возьми ласточку.

***, возьми журавля.

***, повтори, кто за кем прилетел.

***, повтори

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Перелётные птицы»

Тема: Перелетные птицы.

Цели:

образовательные: расширение представлений детей о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме, употребление предлогов;

коррекционно-развивающие: развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных, закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения;

воспитательные: воспитание интереса к окружающей среде и бережного к ней отношения, развитие доброжелательности, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала для индивидуальной работы по числу детей, фотографии для проведения артикуляционной гимнастики, персонаж Ворона, предметные картинки по теме, аудиозапись «Голоса птиц», силуэт птицы, рисунок скворечника, счетные палочки, мнемотаблица «Перелетные птицы», цифры 1-3, игра «Колумбово яйцо» по числу детей.

Ход занятия:

I. Орг. момент. (Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре.

Логопед: Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад

На дорожках ворохи пёстрые лежат

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети:Осенью!

Логопед: Да, осенью. Мы с вами отправимся на волшебную полянку, чтобы проводить птиц в дальнюю дорогу. Закроем глазки, сделаем глубокий вдох и на выдохе произнесем волшебные слова «ФУУУУХ», откроем глазки, и мы уже оказались в лесу. (Звучит аудиозапись «Голоса птиц», появляется воспитатель, переодетый в костюм вороны) .

Отгадайте, кого же мы с вами встретили в лесу?

Дети: Ворону.

Ворона: Да, действительно, я-ворона, важная птица. Где бы ты ни гулял- по берегу моря, в парке, в лесу, - повсюду можно встретить птиц. Почти все они умеют летать. У птиц есть перья и крылья. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Расскажите мне, где живут птицы?

Дети: Птицы живут в гнездах.

Ворона: Что птицы делают осенью?

Дети: Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно.

Ворона: В октябре улетают в теплые края перелетные птицы. Потянулись косяками, вереницами журавли, гуси, чайки. Если перелетные птицы низко к земле летят - к морозной зиме, а если высоко - к теплой. На рябинах пируют пролетные дрозды: поклюют ягодок рябины, отдохнут и улетают дальше на юг. «А когда гусь улетает, снег выпадает» - так народ примечает. А вот воробьи, вороны, сороки, дятлы, синицы остаются зимовать в наших краях. На осень и зиму многие из них прилетают поближе к человеческому жилью. Здесь и корма побольше раздобыть можно, и есть куда от ветра и мороза спрятаться. Ребята, ветерок случайно перепутал фотографии всех птиц. Давайте посмотрим, какие из этих птиц останутся у нас зимовать, а какие от нас улетят на юг. Если птицы остаются у нас зимовать, как они называются?

Дети: Зимующие.

Логопед: Птиц, которые улетают на юг, как мы называем?

Дети: Перелетные.

Перед детьми разложены картинки с птицами: ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь. Дети вместе с логопедом вспоминают названия этих птиц и раскладывают на две группы зимующих и перелетных.

Ворона: спасибо, что помогли мне разобраться, где зимующие, а где перелетные птицы. До свидания!

(Дети садятся на свои места, звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Напомнить об осанке.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Давайте представим, что наши язычки превратились в маленьких птенчиков. Они проснулись и вышли из домиков.

Упражнения:

1. «Иголочка»

2. «Вкусное варенье»

3. «Качели»

4. «Чашечка»

2. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

3. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

5. Игра «Назови ласково».

Логопед: сейчас мы с вами попробуем назвать части тела птиц ласково.

Голова- головка хвост-хвостик

Лапы-лапки клюв-клювик

Крыло-крылышко перо-перышко

6. Физкультминутка «Осень». (координация слова с движением)

Дети выходят на ковер.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят…

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

7. Игра «Сколько птичек улетело? » (цифры 1, 2, 3)

Логопед: Посмотрите внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Необходимо ответить «Сколько птиц улетело? » Ответьте полным предложением.

Дети: «Улетело 3 ласточки». «Улетело 2 скворца».

Дети: «Улетел 2 лебедя». «Улетел 1 грач».

8. Пальчиковая гимнастика.

Собираем счетные палочки одними и теми же пальцами рук (двумя указательными, двумя средними до мизинцев). На каждую стихотворную строчку по одному движению:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

9. Игра «Колумбово яйцо».

Логопед: Ребята, ворона когда улетала, оставила для вас задание.

Из геометрических фигур по образцу дети выкладывают силуэт птицы.

Самостоятельная работа детей.

III. Подведение итога занятия.

Логопед: Ребята, вот мы с вами и проводили наших птичек в теплые края.

(Дети вместе с логопедом подходят к Речецветику)

Чем на занятии мы сегодня занимались? Что нового мы с вами узнали?


Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.

Цель: развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, учить дифференциации носового вдоха и ротового выдох, закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.

Планируемые результаты: знает название перелетных и зимующих птиц, правильно употребляет обобщающие понятие «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»; умеет делить слова на слоги и выделять первый и последний звук в слове.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, мяч, фишки.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить (упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

6. Игра «Назови детеныша»

Логопед с мячом в руках стоит в кругу детей.

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

У скворца-… (скворчата)

У грача-… (грачата)

У журавля-… (журавлята)

У кукушки-… (кукушата)

У аиста-… (аистята)

У лебедя-… (лебедята).

7. Упражнение «Назови признак»

Логопед: ребята, сейчас каждый из вас возьмет себе картинку с изображением перелётной птицы и подберет слова-признаки к этой птице.

Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная, быстрая)

Аист какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец какой?-…(пёстрый, заботливый)

8. Упражнение «Назови какой»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

9. Игра «Слова-действия»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

10. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

11. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове; вспоминает с детьми вместе, что нового они узнали о птицах.

Тема занятия в старшей логопедической группе детского сада: "Перелетные птицы. Употребление предлогов В-НА в предложном и винительном падежах".
Цель: развивать лексико-грамматические средства речи.
Речевые задачи:
1.Расширять и активизировать словарь по данной теме.
2.Вырабатывать умение использовать в речи существительные в предложном и винительном падежах с предлогами В-НА.
3. Строить короткое высказывание по предметной картинке.
Познавательные задачи:
1. Закреплять представления детей по изученной теме «Зимующие птицы».
2.Формировать представления детей по теме «Перелётные птицы».

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по изученным темам, музыкальная запись птичьих голосов, фланелеграф, силуэты птицы, ветки, скворечника, крыши дома.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Логопед предлагает детям приготовиться внимательно послушать и сказать, что они услышали.
(Включается запись птичьих голосов. Дети говорят, что это поют птицы).
2. Повторение пройденного материала:
Логопед показывает детям предметные картинки с изображением зимующих птиц (ворона, воробей, синица) и просит назвать каждую, затем вспомнить, как можно назвать их одним словом. Повторяется толкование слова «зимующие», выученное на прошлых занятиях.
Логопед предлагает изобразить звуки, издаваемые этими птицами (кар-кар, чив-чив, синь-синь), а затем просит рассказать по каждой картинке по образцу: это ворона, она каркает; это воробей, он чирикает; это синица, она синькает.
3.Знакомство с темой «Перелетные птицы».
Логопед предлагает проверить, кто помнит, с чего началось занятие. (Дети слушали пение птиц). Кому понравилось слушать пение птиц? Кто хочет увидеть этих птиц и узнать их названия?
Логопед предъявляет поочередно предметные картинки с изображением соловья, жаворонка, скворца, называя их и рассказывая о каждой:
Это скворец. Он прилетает к нам ранней весной, когда снег еще не растаял. Люди радуются прилёту скворцов и готовят для них специальные домики-скворечники.
Это соловей. Он прилетает в наши края в конце весны, когда на деревьях ужу начали распускаться листочки.
Это жаворонок. Его можно увидеть в наших краях в начале лета, когда становится совсем тепло и деревья покрыты зелеными листьями.
(Каждый рассказ логопед сопровождает показом сюжетной картинки с временами года).
Озвучивается вывод: птицы, пение которых мы сегодня слушали, живут у нас только в теплое время года, а на зиму перелетают в теплые края, поэтому соловей, жаворонок, скворец – перелётные птицы.
Физминутка
«Воробышек, чирикни!» Воробышки (все дети) встают в ряд, водящий стоит к ним спиной на расстоянии 4-5 шагов и говорит: воробышек, чирикни. Один из детей по указанию логопеда «чирикает», водящий угадывает воробышка. Тот становится водящим.
4. Работа с лексико-грамматическим материалом в контексте изучаемой темы.
Логопед говорит, что сейчас мы будем встречать перелетных птиц. Они будут прилетать и садиться на разные предметы: это ветка, это крыша, это скворечник, это гнездо, это дерево.
-Вот прилетел соловей (жаворонок, скворец). На что сел соловей (жаворонок, скворец)? (логопед перемещает фигурку птицы так, чтобы дети отвечали: на ветку, на крышу, на дерево)
-Вот прилетел скворец. В чем поселится скворец? (в скворечнике)
-Вот прилетел жаворонок. В чем поселится жаворонок? (в гнезде)
Логопед предлагает представить, что в группу прилетела птичка.
-На что она может сесть? (дети называют окружающие предметы, используя предлог НА и помещают фигурку птицы на названный предмет).
-Если ей у нас понравится, в чём поселится птичка? (дети называют окружающие предметы, используя предлог В и помещают фигурку птицы внутрь названного предмета).
Логопед контролирует правильность употребления форм слов в винительном и предложном падежах с предлогами В-НА и адекватность предложенных вариантов. Если ответ ребенка ошибочен по смыслу или грамматически, логопед предлагает детям подумать, как надо сказать правильно.
5. Подведение итогов.
Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему.
Выясняется, что понравилось на занятии.
Отмечаются успехи детей.

Тема: «Перелетные птицы»

Цели: Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах, их внешних признаках, особенностях поведения осенью. Познакомить с понятиями: «стая», «клин», «вереница». Упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, подборе антонимов.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая

Оборудование: Презентация «Перелетные птицы», перья, силуэты птиц на магнитах, магнитная доска, контурные изображения птиц, фломастеры, массажная дорожка: дерево, подушки - «кочки», гимнастические дуги, ребристая доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дефектолог: - О каком времени говорится в этом стихотворении?
- По каким признакам вы догадались?
- Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в теплые края?

2. Сообщение темы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Наступила осень, и в жизни птицам начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету? Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны, запоминайте дорогу.

3. Образование приставочных глаголов по совершаемому действию.

На полу расставлено оборудование: дерево, подушки - "кочки", гимнастические дуги, ребристая доска. Дети и дефектолог идут по массажной дорожке, проговаривая свои действия: дошли, перешли, обошли и т.д.
Дефектолог: По лесной дорожке зашагали ножки -
Шли, мы шли к дереву пришли, его вокруг мы обошли (обойти дерево )
Шли, шли к болоту подошли, смело по кочка его перешли (перешагивание по подушкам - «кочкам» )



По дорожке шли, шли, до горы дошли
Чтобы дольше нам пройти, надо в гору нам войти.
В гору смело мы вошли, вышли, и опять пошли (проходят под гимнастическими дугами )
Вновь преграда на пути, надо реку перейти
Мы на мостик зашли, речку быстро перешли
Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
Вижу лес я впереди, надо до него дойти.

Слайд №1,2
Дефектолог - Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась летная школа для перелетных птиц. Вот сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их? Назовите птиц, которых вы видите (Дети перечисляют птиц):
- Я вижу аиста.
- Я вижу журавля… и т.д)
- А как называют этих птиц? (перелетные птицы)

4 . Формирование лексико-грамматических категорий. Слайд №3

Слайд №4.

Дефектолог: Да, ребята, очень много птиц собралось. Скажите, птицы похожи друг на друга или отличаются? Да, все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц? Дети по очереди отвечают:

Вы молодцы, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя

Слайд №5. Игра «Скажите наоборот».

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).

5. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

Слайды №6, 7,8,9. (выполнение гимнастики с сочетанием работы языка и рук )
- Посмотрите на ласточку еще раз - клюв у нее маленький вытянутый. Давайте её по приветствуем и улыбнемся ей (артикуляционное упражнение «Улыбка»), а теперь покажите какой у неё клюв (Упражнение «Трубочка»)

. Упражнение «Улыбка - Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
- А вот у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.
Клюв у лебедя хорош,
На «лопатку» он похож.

. Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)

. Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
Узкий клюв у птицы нашей
Мы «Иголочку» покажем

. Упражнение « Лопатка - Иголочка» (повтор упр.3 раза)
- И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Как «качели» вверх и вниз,
Машут крылья наших птиц

. Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)
А у ласточки вот так
Словно часики «тик -так»

. Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

6. Упражнение на дыхание: «Перышко».

Посмотрите, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Давайте мы на них подуем. (Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…», затем на длительном выдохе « Чье перо улетит дальше»)

7. Гимнастика для глаз: «Журавль». Слайд №10.

А вот и директор летной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотри, чем занимаются птицы.

8. Расширение и уточнение словарного запаса по теме.

Ребята, Журавль приглашает нас на свое первое занятие
Слайд №11.
- Скажите, вы знаете, как птицы готовятся к отлету? (собираются в стаи).
Правильно, птицы одного вида собираются в стаи и выбирают себе вожака. Самую отважную и умную птицу. (Аудиозапись голосов птиц)
- Ребята, птицы так расшумелись, уж очень всем хочется стать вожаком, давайте мы им поможем. Посмотрите, перед вами лежат рисунки птиц, но их надо дорисовать и мы сможем узнать, кого птицы выбрали себе вожаками.

Формирование графических навыков. «Обведи и назови»

Будьте внимательны, вам необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
- А перед работой давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Молодцы, какие же птички у вас получились?
- А вы, хотите побывать вожаками своих стай? (Раздаю медальоны с изображением птиц).
- Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.

Демонстрация слайдов

№ 12. Это летит журавль. Журавли очень крупные птицы и размах крыльев у них очень большой, поэтому в полете они выстраиваются клином. Вот так.
№ 13. Это летит гусь. Гуси выстраиваются в полете друг за другом - вереницей. Вот так.
№ 14. Это летит ласточка. Ласточка маленькая птичка и одной ей очень трудно преодолеть такой сложный путь,поэтому все маленькие птички перелетают одной большой стайкой. Вот так.
№ 15. Дети повторяют построение птиц
- Давайте и мы с вами попробуем выстроиться:
- клином
- вереницей
- стайкой
Дефектолог:- У вас на столе лежат конвертики, найдите своих птичек и выстроите их нужным порядком. Будьте внимательны.

9. Развитие координации движения в сочетании с текстом.

Молодцы, я вижу, уже все готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так… Ходьба и маршировка по кругу
Отряхнулись как умеем, Движения по тексту
Вытянем свои мы шеи.
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись.
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте.
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз.
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова дружно все присели,
Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…

10. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» Слайд №16.

Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
- Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
- А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
- Чье крыло вы видите за голубым облаком? (журавлиное крыло)
- А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
- Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!

11. Подведение итога.

Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Скажите, теперь вы узнали, как птицы готовятся к отлету? Что же они делают? (Ответы детей)

Рефлексия «Перышко».
- Ребята, Журавль нам на память оставил перышки, с которыми мы играли, а взять его себе сможет тот, кто расскажет, что понравилось ему в лётной школе.