Программные задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков З — Ж изолированно, в слогах, словах, предложениях.
- Учить детей различать звуки З — Ж на слух и в произношении.
- Совершенствование навыка звукового анализа слов. Умение называть слова с заданным звуком.
- Развивать фонематический слух, восприятие, речевое дыхание, внимание, память.
- Воспитывать умение выслушивать до конца вопросы педагога и ответы других детей.
Минутка вхождения в занятие (хоровое проговаривание)
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре —
Говорим всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно.
- Мотивационно-побудительный этап
— Ползёт жук по дорожке. А навстречу ему комар. Решил жук познакомиться с комаром и запел свою песенку: Ж – Ж – Ж…
Комар был вежливым и ответил своей звонкой песней: З – З – З…
Так пожужжали, позвенели они и разбежались в разные стороны.
Догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- Организационно-поисковый этап
2.1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика:
Упражнение на активизацию мышц губ:
“Улыбка”- удерживать сильно растянутые губы в улыбке.
“Трубочка” — вытянуть губы вперёд, как у слонёнка. Чередование.
«Чашечка»- загибание краёв и кончика языка в виде чашки. Удерживать на счет до пяти.
“Вкусное варенье” — языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
“Чистим зубы” — кончиком языка “почистить” зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.
“Маляр”- широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу.
Упражнение для формирования правильного речевого выдоха.
Вдох через нос, выдох через рот.
Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом - без опоры).
Сопровождение пальчиковыми фигурами.
“Комар – сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
“Жук” — сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.
Установление сходства и различия между звуками (использование зеркал)
Воспитатель: Что делают губы, когда мы произносим звуки З и Ж?
Дети: При произнесении звука [З] губы в улыбке, а при произнесении звука [Ж] губы округлены.
Воспитатель: Что делают язык и зубы, когда мы произносим звуки [З] и [Ж]?
Дети: При произнесении звука [З] язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука [Ж] язык широкий, вверху.
Воспитатель: А что делает горлышко? Давайте приложим ладошку к горлышку и почувствуем дрожание голосовых связок.
Дети: При произнесении звуков [З] и [Ж] горлышко дрожит.
2.2 Работа со звуками :
Проговаривание чистоговорок
За – жа – за – открываю я глаза.
Жу – зу – жу – Тузика я привяжу.
Зы – жи – зы – испугались мы грозы.
Зда – жда – зда – ходят часто поезда.
Жди – зди – жди – Женю с Лизой подожди.
Проговаривание слогов по графическому обозначению (карточки по количеству детей, разной степени сложности)
“З” — символ зелёного цвета.
“Ж” —
символ синего цвета.
2.3 Физкультминутка
Воспитатель называет слова-паронимы.
Дети на слова со звуком “З” делают махи руками, как комары, издавая звук “з-з-з…”, на слова со звуком “Ж” — прыжки, имитация движений жука “ж-ж-ж…”.
Пожар – базар
лежать – лизать
разок – рожок
зевать – жевать
коза – кожа
звать – ждать
2.4 Игра «Назови слова со звуком З или Ж»
Правило: дети по очереди называют слова со звуком З или Ж. За правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры все участники подсчитывают полученные фишки.
2.5 Игра « Продолжи по образцу»
Правило: воспитатель называет слово, дети называют слово соответственно образцу. Образец: кружить – закружить.
Бежать – (забежать),
визжать – (завизжать),
жать – (зажать),
ржать – (заржать),
ржаветь – (заржаветь),
жмуриться – (зажмуриться),
журчать – (зажурчать),
жечь – (зажечь),
жужжать – (зажужжать).
2.6 Разучивание скороговорки по мнемотаблице
На зеленой на лужайке
Очень дружно жили зайки,
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата.
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.
Ирина Николаевна Пожалюк
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]»
Тема : ЗКР. Дифференциация звуков «г» , «х» .
Цели : 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить слышать звук в слове , определять его позицию, называть слово на заданный звук .
2. Совершенствовать слуховое внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать речевое дыхание.
3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и занятиям по звуковой культуре речи .
Словарная работа :
Обогащение : пароход, подсолнух, черепаха.
Закрепление : скороговорка, хата.
Активизация : халва, грач.
Материал к НОД : двусторонние карточки-фонарики с красной и синей сторонами.
Дети, А хотите поиграть со мной в игру, которая называется «Покатаемся на лошадках» ? Когда лошадки идут по дороге они цокают копытами вот так (образец) . Давайте, когда я скажу «поехали» вы приоткроете рот и будете щелкать кончиком языка, а когда скажу «остановитесь» вы перестанете щелкать. (Повторение упражнения 2-3 раза) .
Молодцы, ребята, С вами очень весело играть. А скажите-ка мне а какие бывают звуки ? (гласные и согласные) . Правильно. А с какими звуками вы познакомились на прошлом занятии (р, л) Какие же это звуки (согласные) . А какие еще согласные звуки вы знаете ? (Ответы детей) . Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми звуками «г» и «х» . Послушайте, как я их произнесу.
Дети, язычок у нас находится за зубами. Когда мы произносим звуки «г» или «х» , то звук вылетает вместе с воздухом, мы как бы выдыхаем. Давайте попробуем произнести сначала звук «г» , а затем»х». (Дети произносят звуки ) .
А теперь будьте очень внимательны. Я буду произносить звук «г» , а вы звук «х» и наоборот. (повторение упражнения 2-3 раза) .
А теперь поиграем в еще одну игру. Я буду произносить фразу, а вы должны будете повторить несколько раз последний слог последнего слова в этой фразе. Послушайте. Мне купили сапоги. Вы повторяете ги- ги-ги. Давайте продолжим.
Мне купила сапоги (ги-ги-ги) .
Одна нога (га-га-га) .
Я хожу по кругу (гу-гу-гу) .
Я сижу наверху (ху-ху-ху) .
Много смеха (ха-ха-ха) .
Хорошо. А теперь вы будете придумывать слова со звуками «г» и «х» . Ответы нескольких детей
Хорошо. А теперь давайте с вами придумывать слова со звуками «г» и «х» . Дети придумывают слова и за это получают фишки. Количество полученных фишек определяет победителя.
Молодцы. Послушайте, какое стихотворение я начну читать, а вы поможете мне его продолжить. Будьте внимательны. Это слово должно подходить по смыслу стихотворения и в нем должен быть звук «Г» .
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду (в гости) .
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык
Опрокинул (грузовик) .
Физкультминутка (игра малой подвижности) .
А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слово, а вы будете поднимать фонарики красной стороной, если услышите звук «г» и синей, если услышите звук «х» .Будьте внимательны. (Слова : хорошо, горка, лампа, хлеб, яблоко, хворь, друг, ухо, пароход, смородина, верх, группа ).
Замечательно вы ребята справились с этим не простым заданием. Предлагаю вам теперь разучить несколько скороговорок. Сначала мы будем произносить слова медленно, а затем все быстрее и быстрее.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
У дверей хат стоит ухват
На каждую хату по ухвату.
У вас очень хорошо получается. Дома этим скороговоркам научите своих мам и пап. А сейчас будет задание для очень сообразительных детей. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какой из звуков «г» или «х» есть в отгадке.
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает. (книга) .
Бел, да не сахар
Ног нет, а идет (снег) .
Живет спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит,
Под ним не зная страха
Гуляет (черепаха) .
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков (горох) .
Напомните мне, с какими звуками вы сегодня познакомились(«г» и «х» ). Какие это звуки ? (согласные) .
Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все мои вопросы, были внимательными и активными.
Публикации по теме:
Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.
Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: - закреплять знания детей о гласных звуках.
Конспект НОД «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ» Цель: Дифференциация звуков С – Ш изолированно, в словах, предложениях. Задачи: I. Закреплять правильную артикуляцию звуков. II. Развивать.
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах, предложениях, чистоговорках; - формировать.
Конспект НОД по речевому развитию с использованием ИКТ «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Пик и Бим в плену» Бюджетное учреждение "Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
в подготовительной группе
Образовательная область «Коммуникация»
Тема: Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Программное содержание
:
-
формировать умение называть слова с заданным звуком;
-
упражнять детей в умении выделять звук [ ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове;
-
формировать умение определять количество и последовательность слов в предложении.
-
совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей;
-
развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;
-
воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.
Оборудование:
Демонстрационный материал
: карты схемы, фишки, магнитная доска, схемы предложения.
Раздаточный материал
: карточки с цифрами от 1 до 5, карты схемы, фишки; смайлики.
Ход:
1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на столах.
2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.
- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.
- Итак, ребята, за работу!
3. Работа по теме занятия.
-Ребята я сейчас буду произносить слова, а вы, если услышите слова со звуком Ч, хлопнете один раз в ладоши.
Чайник, цапля, журавль, качели, печь, заяц, часы, жук, пчела, обруч, дочь, ночка, ваза, чашка, речка.
Педагог берет на заметку тех детей, которые ошибаются, или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину): Он зеленый, попрыгучий
, совершенно неколючий
, на лугу весь день стрекочет
.
-А теперь вы придумайте слова со звуком ч.
-Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.
Синичка, синичка - воробью сестричка.
- Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.
-Послушайте загадку:
Что
за чудо
? Вот так чудо
:
Сверху блюдо, снизу блюдо.
Ходит чудо
по дороге,
голова торчит
да ноги.
(черепаха)
-Ребята определите, сколько в тексте загадки слов со звуком Ч. (5)
4. Физминутка
Если я произнесу звук С вы имитируете мытье рук. Если я произнесу звук З вы имитируете полет пчелы. Если я произнесу звук Ж вы имитируете полет жука.
5. Продолжение работы по теме занятия. Самостоятельная работа.
-Ребята, возьмите, пожалуйста, карты – схемы. Я буду читать вам слова со звуком ч, а вы должны определить место звука в словах:
Часы, ключ, ручка, калач, чай, дача, чайка, грач.
Дети, используя фишку, отмечают позицию звука в слове. Один ребенок выполняет работу у доски.
-Ребята на прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием предложение. Что же такое предложение?
- Предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
Сегодня мы продолжим работу по данной теме, и познакомимся со строением схемы предложения. Предложение состоит из слов, в конце каждого предложения ставится точка, восклицательный знак, если предложение полно призыва, восклицания, вопросительный знак, если в предложение есть вопрос и многоточие, если предложение не закончено. У каждого предложения есть основа и на письме она отмечается вот так
Каждое слово отмечается отдельной полоской ____ ____.
Эта схема обозначает, что в этом предложении три слова в конце стоит точка.
А теперь ребята давайте с вами попробуем придумать предложение по схеме (даются схемы с тремя, четырьмя, пятью словами).
Молодцы ребята.
6. Работа в тетради.
(если будет время)
7. Итог занятия. Рефлексия.
- Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?
- Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?
- Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!
- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!
Открытое занятие по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе
по теме «Путешествие в волшебный мир звуков».
Подготовила воспитатель высшей квалификационной категории:
Чвилёва Галина Михайловна
2017 – 2018 уч. г.
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие:
Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з , развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или иной звук, находить место звука в слове.
Продолжать учить не смешивать звуки з и с в речи. Добиваться чёткого и правильного произнесения фраз.
Развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать познавательный интерес и речь.
Развивать внимание.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к малым фольклорным формам.
Вызвать эмоциональный отклик детей.
Воспитывать умение слушать.
Материалы:
Изображения совы и зайца (С. Вохринцева), заколдованного замка серого цвета (цветной), разрезанные на 4 части; карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, фишки серого цвета, счётные палочки.
Методы и приемы:
Игровой прием; речевой материал, используемый для различения звуков з и с во фразовой речи: загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.
Ход образовательной деятельности:
В: Ребята, прежде чем начать занятие давайте мы с вами разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.
№ 1. Артикуляционная гимнастика.
Раз – окошечко открыли
Два – мы дудочку купили
Три – в улыбке наши губки
На четыре – чистим зубки.
В: Ребята, а что такое – волшебство?
Д: Оно бывает в сказке. Когда бывают чудеса.
В: Мы сегодня с вами отправимся в волшебный мир звуков. А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.
№ 2. Загадки.
Всю ночь летает
Мышей добывает
Станет светло
Спать летит в дупло.
Д: Это сова.
В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?
Д : Слово сова начинается со звука –с.
В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком –с живет еще один звук слушайте загадку.
2.Это что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?
Д: Слово заяц начинается со звука –з.
В: Мы с вами отправимся в царство звуков –с- и –з-. Давайте произнесем эти звуки. Посмотрите, ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей)
В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.
№ 3. Д/и «Пропали звуки».
Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.
…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), арбу… (арбуз), …такан (стакан), …неговик (снеговик), гла… (глаз), меду…а (медуза), …еркало (зеркало), …амовар (самовар), во…дух (воздух).
В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.
№ 4. Д/и «Найди звук в слове».
В: Второе задание. Вам надо в стихотворении найти слова со звуком –с-. Это задание совы.
В ле с у темно
В с е с пят давно
Одна с ова не с пит
На с уку с идит.
Д: Это слова: в лесу, все, спят, сова, спит, суку, сидит (слова считают при помощи счётных палочек).
В этом стихотворении семь слов со звуком –с-.
В: А теперь стихотворение вам приготовил зайка. Вам надо найти слова со звуком –з-.
З асияло з арево
З а окном з акат
Ярко- красным пламенем
О з арил з айчат.
Д: Это слова: засияло, зарево, за, закат, озарил, зайчат. В это стихотворении шесть слов со звуком –з-.
№ 5. Чистоговорки .
В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогают красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.
Са-са-са выпала роса
За-за-за залетела стрекоза
Си-си-си смотри, не укуси
Зи-зи-зи капусту погрузи
Се-се-се помоги лисе
Зе-зе-зе запаси сена козе
Зы-зы-зы расцвели розы
Сы-сы-сы выросли усы
Су-су-су карамельку сосу
Зу-зу-зу купили мы козу
Уз-уз-уз маленький карапуз
№ 6. Скороговорки.
В : А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим
- У киски в миске рис и сосиски.
В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.
(Хоровые и индивидуальные ответы детей).
В : - Заяц Егорка свалился в озерко .
В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться.
№ 7. Физкультминутка .
Зайка по лесу скакал (прыжки)
Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)
Шорох тихий раздается (прислушиваются)
Кто-то по лесу крадется.
Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)
Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)
Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)
Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)
Заяц путает следы (легкий бег)
Убегает от беды
Прыгнул в бок и повернулся
И под кустиком свернулся (присесть)
Словно беленький клубок
Чтоб никто найти не мог.
№ 8. Д/у «Найди место звука в слове».
В: Вот, я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить, где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.
Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце.
В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.
(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль)
Озеро, заря, воздух, нос, сено, осина.
№ 9. Игра «Секрет».
«У Сони красивые зелёные и красные ленты», и т. п.) и предлагает передать «сообщение» другому ребенку шепотом, так, чтобы не слышали остальные. «Сообщение» передается по цепочке. Последний ребенок произносит фразу вслух.
Методические указания . Следить за тем, чтобы все дети произносили фразу шепотом, но при этом достаточно четко, чтобы ребенок, принимающий сообщение, мог точно и правильно передать фразу другому.
№ 10. Рефлексия.
В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .
Вам понравилось наше волшебное приключение?
Какие звуки мы сегодня повторили?
Какие задания вам понравились?
Что вам показалось трудным?
о з еро
з аря во з дух но с с ено о с инаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 9 «Росинка»
Конспект НОД
Тема: «Звук «Ж»
(в рамках реализации ОО «Речевое развитие»: подготовка к обучению грамоте - тренинг по ЗКР в подготовительной группе)
Составила:
Воспитатель выс. категории
Амосова О.С.
г. Краснокаменск.
Тренинг по ЗКР
Тема: Звук «Ж»
Цель: научить детей на слух выделять звук «ж».
Задачи: Учить внимательно, слушать и решать логические задачи. Научить правильно, произносить звук «Ж», производить звуко - слоговой анализ слов с данным звуком. Закрепление звука «Ж» в диалогической речи. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова». Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Учить обрывать по контуру. Закрепить различение и называние объекта с помощью схем.
Словарь: тяжело, гнутся, клонятся, рыболовная сеть, снегопад.
Материал: демонстрационный: Телефон с записью песни жука, жук на палочке, картинка - символ «Жук». Картинки к игре: жук - дерево, повар - ножик, девочка - ножницы, шапочки яблоньки и тыквы. Картинки - снежинка, снегурочка, снеговик, снегопад. Картинки: жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок.Жилетки синего и фиолетового цвета.
Методические приемы:
Орг. Момент: решение логических задач.
Звуковой анализ.
Игра «Кому что нужно?»
Инсценировка.
Физминутка.
Родственные слова.
Обрывание бумаги.
Игра «Какая рука, какая нога?»
Итог.
Ход занятия.
1. Организационный момент: решение логических задач.
У мамы есть кот Пушок, собака дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят у Микки?
Ребята, к нам сегодня пожаловал необычный гость. А кто это вы узнаете, как только послушаете его песню. (Телефон с песней жука).
-Ну, что узнали? Конечно это жук, который всё время поёт свою жужжащую песенку. А вот и он.
Звуковой анализ
- Ребята, кто это? (жук). А как жук жужжит? (ж-ж-ж) правильно.
- Звук «Ж», какой он? (согласный, твердый, звонкий)
-Покажем на схеме звук «Ж» (Синий квадратик, колокольчик)
-Ребята, сейчас будем жуками, но жужжать будем по -разному: если наш жук летит далеко, то как мы жужжим? (тихо).Жук подлетает к нам как жужжим? (громко).Полетели.(Жук на палочке с верёвочкой летает по группе).
-Молодцы, нажужжались, а теперь поиграем а интересную игру.
3.Игра «Кому что нужно?»
- Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?».
На столе стоят три картинки: дерево, повар, девочка, которая режет бумагу. Нужно подобрать картинки, которые подойдут ко всему нарисованному. Правильно подобрали: к дереву – жука, повару дали ножик, девочке - ножницы. Во всех этих словах встречается звук...? («Ж»)
- А где он находится? (в слове «жук» в начале, в слове «ножик» в середине, в слове «ножницы» - в середине)
·
4. Инсценировка.(Играют два ребёнка в шапочках яблоньки и тыковки)
- Ребята послушайте сценку.
-Ох, тяжело.
- Почему тебе, яблонька, тяжело?
- На мне ветки от яблок гнутся, к земле клонятся, еле держу.
- Ох, тяжело!
- А тебе, тыква, от чего тяжело?
- На земле лежать, да себя держать!
Воспитатель: - Ребята, а какой звук здесь чаще всего встречается? («Ж»)
5.Физминутка «Жук»
Жук лежит, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
6.Игра «Карусель»
-А сейчас вместе с жуком отправимся в парк прокатиться на карусели. Но на карусель сядут те объекты, в названии которых слышится звук «Ж».(жаба, жужелица, жаворонок, женщина, ежата, журавль, ужонок).
6.Родственные слова. (По тексту сказки выставляются соответствующие картинки)
- Ребята, я расскажу вам сказку.
«Давным-давно потеряли люди слово «снег» и забыли о нем, а слово попало в землю, и появились ростки слова - снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными».
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
Н несли поставить их вряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
- А сейчас, я прочитаю вам стихотворение, а вы найдите родственные слова.
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.
- Какие слова здесь родственные? (рыбаков, рыба, рыболов, рыболовная, рыбный) Какое общее слово? (рыба)
7.Обрывание бумаги.
- Молодцы, ребята. А теперь я вам предлагаю сделать небо с облаками, где любит летать наш жук. Нужно с помощью обрывания сделать облака. Обрываем кончиками трех пальцев или щупом. Вот такое у нас получилось небо с облаками. Мы облака приклеим и дорисуем много жуков, чтобы у нашего жука появились друзья..
-Какое время года на нашей картине? Что ещё можно быстро сделать и добавить?
-Дети, сколько у нашего жука лапок? А что есть у нас? Поиграем в игру и расскажем, где левая и правая стороны, руки и ноги.
8. Игра «Какая рука, какая нога?»
На полу лежат трафареты «руки» и «ноги». Прикладываем нужную руку и называем. На след ставим нужную ногу и называем. (Например, правая рука, левая нога и т.д.)
9.Итог занятия. Рефлексия.
- Мы сегодня плодотворно поработали. Какие трудности вам встретились? Что понравилось? У меня на столе лежат жилетки для жука двух цветов: если вам понравилось занятие,то возьмите синюю жилетку, а если у вас есть вопросы по занятию возьмите фиолетовую жилетку и Спасибо вам за занятие.