Многие современные читатели не до конца понимают пушкинские тексты, поскольку язык той эпохи отличается от современного. Ушло такое количество реалий, что крупнейший пушкинист С. М. Бонди - консультант и вдохновитель "Словаря языка Пушкина" - заговорил о необходимости выпуска более популярного словаря для широкого круга читателей. К сожалению, такое пособие еще не создано. Надеемся, что статьи, опубликованные в журнале (см. "Наука и жизнь" № 10, 1999 ; № 6, 2001 г .; № 3, 2003 г.), помогут хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.

("Евгений Онегин", Viii, 50)

Словосочетание "магический кристалл" встречается у Пушкина всего один раз - в Viii, последней главе "Евгения Онегина", где автор прощается с читателем, героями и романом в целом.

Пушкинист Н. О. Лернер, ссылаясь на свои житейские воспоминания и литературные источники (начиная с середины XiX века), утверждал, что магический кристалл был "привычной бытовой реалией" и представлял собой "шар из прозрачного, бесцветного стекла", используемый при гадании. Такой прибор (и именно под таким названием) Н. Лернер сам видел в одной из петербургских посудных лавок.

Лернеровское определение закреплено в "Словаре языка Пушкина": "Магический кристалл - шар из прозрачного стекла, употреблявшийся при гадании". Дается с пометкой: переносное значение. (См. словарную статью КРИСТАЛЛ.) Напомним, что в пушкинское время слово "кристалл" употреблялось в значении современным языком утраченном и означало не только хрусталь, но и стекло. (Ср. у Державина: "истуканы за кристаллом", т.е. портреты вельмож за стеклом.)

Кристаллами назывались и драгоценные камни, служившие талисманами. Их вправляли в перстни и использовали при гадании. Такого рода гадание - кристалломантия (с помощью кристалла, стекла или зеркала) - имеет давнюю историю, о чем сохранились свидетельства в художественной литературе. С помощью волшебного драгоценного камня увидел свою Серпантину в хрустальном зеркале юный Ансельм, герой сказки Гофмана "Золотой горшок" (1814). Всматривались в волшебные зеркала и героиня В. Жуковского Светлана, и пушкинская Татьяна; требовала ответа у "мерзкого стекла" (зеркальца) злая царица из "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях". Однако такое толкование слова "кристалл" не проясняет значения "магического кристалла" в романе А. С. Пушкина. Значит, так и следует понимать его как некий "гадательный прибор"?

Новый интерес к пушкинскому таинственному словосочетанию вызвал капитальный труд В. Набокова - перевод романа Пушкина "Евгений Онегин" на английский язык (1964) с комментариями. (Кстати, В. Набоков работал над переводом 8 лет, столько же, сколько Пушкин над своим "романом в стихах".)

Комментарии В. Набокова перевели на русский язык и издали в России лишь в 1998 году. Автор, сравнивая выражения "магический кристалл" и "заветный кристалл" из стихотворения "К моей чернильнице", пишет: "Мне представляется любопытным, что наш поэт употребляет это же слово "кристалл" в аналогичном смысле, говоря о своей чернильнице в трехстопном стихотворении 1821 г.

Заветный твой кристалл
Хранит огонь небесный".

Вслед за В. Набоковым о чернильнице как "заветном кристалле" заговорили пушкинисты С. А. Фомичев и М. Ф. Мурьянов.

Но, на мой взгляд, трудно назвать чернильницу магическим кристаллом, поскольку далее в тексте стихотворения говорится:

Сокровища мои
На дне твоем таятся.

Но в романе сказано о взгляде не в глубь чего-то, а сквозь; о взгляде, которому открывается "даль свободного романа". Так что поэт, скорее, описывает тайны творчества, тайны пробуждения поэзии, тайны творческого прозрения. Поэтому рассматривать словосочетание "магический кристалл" как "орудие" гадания или как метафору гадания не стоит.

Конечно, конец спорам, по мнению исследователя М. Безродного, могла бы положить "регистрация этого словосочетания в языке допушкинской и пушкинской эпох как целостной единицы номинации". Но такая "регистрация" пока не проведена, поэтому, подводя итог обзора разных точек зрения, можно сказать, что "магический кристалл" не название определенной вещи - это эпитет, который следует понимать в переносном смысле как символ чистоты, ясности (сравните: "кристалл души"). Пушкинское словосочетание, как отметил еще в свое время Н. Лернер, остается "беспредметным образом удивительной свежести и чистоты". Пушкинист даже опасался огрубления онегинского "летучего образа", чего, к счастью, не произошло.

Благодаря Пушкину выражение "магический кристалл" стало крылатым, и именно в таком виде оно и вошло в словарь Н. С. и М. Г. Ашукиных "Крылатые слова".

Литература

"Словарь русского языка" в 4 тт. Т. 2. Статья "Кристалл". - 1957. С. 406.

Лернер И. О. Пушкинологические этюды // Сборник "Звенья". Т. 5. - М.-Л.: Academia, 1935. С. 105-106.

Набоков В. Комментарий к роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин - СПб.: Набоковский фонд, 1998.

Тархов А. Е. Комментарий // Пушкин А. С. "Евгений Онегин". - М., 1980. С. 325.

МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ*

Малый пушкинский словарь

Н.Б.ВЕРНАНДЕР

Продолжение. См №38/99; 5, 21/2000, 21/2001

Прости ж и ты, мой спутник странный,
И ты, мой верный идеал,
И ты, живой и постоянный,
Хоть малый труд. Я с вами знал
Все, что завидно для поэта:
Забвенье жизни в бурях света,
Беседу сладкую друзей.
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне –
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.

(«Евгений Онегин», VIII, 50)

Словосочетание магический кристалл встречается у Пушкина всего один раз – в VIII, последней главе «Евгения Онегина». В ней автор прощается с читателем, героями и романом в целом. И так естественно при прощании возвратиться к истокам многолетнего труда, когда «даль свободного романа» «...сквозь магический кристалл » поэт «еще не ясно различал». В последних строфах романа автор принимает удивительное решение – вдруг и навсегда расстаться с Онегиным в минуту злую для него вопреки всем традиционным канонам. Даль свободного романа осталась открытой.
Как понять последние три строки 50-й, предпоследней строфы VIII главы?
Что значит словосочетание магический кристалл , входящее в состав сложной метафоры?

По мнению пушкиниста Николая Осиповича Лернера (1877–1934), для современников поэта магический кристалл представлялся какой-то метафорой, более или менее туманной, и сколько-нибудь определенного образа в их представлении при этом не возникало. В «Пушкинологических этюдах» Н.О. Лернер, ссылаясь на свои житейские воспоминания и литературные источники (начиная с середины XIX в.), утверждает, что магический кристалл был «привычной бытовой реалией» и представлял собой «шар из прозрачного, бесцветного стекла», используемый при гадании. Подобный прибор
Н.О. Лернер сам видел в одной из петербургских посудных лавок, он так и назывался.

Лернеровское определение было закреплено «Словарем языка Пушкина»: «Магический кристалл – шар из прозрачного стекла, употреблявшийся при гадании». Дается с пометкой: переносное значение. (См. словарную статью Кристалл.) Напомним, что в пушкинское время слово кристалл употреблялось в значении, современным языком утраченном, и означало не только хрусталь, но и стекло. (Ср. у Державина: истуканы за кристаллом , т.е. портреты вельмож за стеклом.)

Кристаллом назывались и драгоценные камни, служащие талисманами. Они вправлялись в перстни и использовались при гадании.
Гадание с помощью кристалла, т.е. стекла или зеркала (кристалломантия) имеет давнюю историю. О таком гадании сохранились свидетельства в художественной литературе. С помощью волшебного драгоценного камня увидел свою Серпантину в хрустальном зеркале юный Ансельм, герой сказки Гофмана «Золотой горшок» (1814). Всматривались в волшебные зеркала и героиня Жуковского Светлана, и пушкинская Татьяна, требовала ответа у мерзкого стекла (зеркальца) злая царица из известной сказки. Однако такое значение слова кристалл не проясняет значения магического кристалла . Можно ли его представить как некий «гадательный прибор»?
Новый интерес к пушкинскому таинственному словосочетанию вызвал капитальный труд В.Набокова – перевод романа Пушкина «Евгений Онегин» на английский язык.
(Кстати, В.Набоков работал над переводом 8 лет, столько же, сколько Пушкин над своим «романом в стихах».)
Комментарий В.Набокова к роману был переведен на русский язык и издан в России только в 1998 году. В нем комментатор не дает определения магического
кристалла.
Он делится своими наблюдениями, сравнивая выражения магический кристалл и заветный кри-сталл из стихотворения «К моей чернильнице» 1821 года:

«Мне представляется любопытным, что наш поэт употребляет это же слово кристалл в аналогичном смысле, говоря о своей чернильнице в трехстопном стихотворении 1821 г.

Заветный твой кристалл
Хранит огонь небесный.»

Вслед за В.Набоковым о чернильнице как «заветном кристалле» заговорили и пушкинисты: С.А. Фомичев, М.Ф. Мурьянов.
На наш взгляд, трудно назвать чернильницу магическим кристаллом. См. текст стихотворения:

Сокровища мои
На дне твоем таятся.

Напомним строчку из 50-й строфы: здесь говорится о взгляде не в глубь чего-то, а сквозь магический кристалл , о взгляде, которому открывается даль свободного романа . В предпоследней строфе романа скорее содержится еще описание тайны творчества, тайны пробуждения поэзии, тайны творческого прозрения.
Нельзя рассматривать словосочетание магический кристалл как «орудие» гадания или как метафору гадания. «Метафора гадания» (А.Е. Тархов) неточна, поэт никогда не обращался «к опытам с реальным кристаллом для гадания».
Возникает вопрос, существовал ли такой прибор для гадания в пушкинское время, который называли магический кристалл ? Таких доказательств нет.
«Конец спорам могла бы положить регистрация этого словосочетания в языке допушкинской и пушкинской эпох как целостной единицы номинации», – утверждает М.В. Безродный.

Но такой «регистрации» нет.

М.Ф. Мурьянов, полемизируя с Н.О. Лернером, отмечает у последнего «неосторожный перенос торгового ассортимента посудных лавок конца XIX века в дворянскую культуру первой четверти XIX в. без поправки на весьма вероятную эволюцию понятия и предмета».
Подводя итог обзора разных точек зрения, можно сказать, что магический кристалл не название определенной вещи и не устойчивое словосочетание. Прилагательное магический является эпитетом к слову кристалл . В переносном смысле это символ чистоты, ясности (ср.: кристалл души ).

Магический кристалл в переносном смысле трактуется весьма широко. Так, Павел Антокольский считает, что чувство истории... было тем «магическим кристаллом , который дался Пушкину в руки, как никому».
«Пушкин сквозь магический кристалл поэтического воображения стремился различить будущее своих героев», – пишет Б.С. Мейлах.
Пушкинское словосочетание остается «беспредметным образом удивительной свежести и чистоты» (Н.О. Лернер). Известный пушкинист опасался огрубления онегинского «летучего образа».
Выражение магический кристалл стало крылатым и вошло в словарь Н.С. и М.Г. Ашукиных «Крылатые слова».
Завершим сообщение о магическом кристалле стихотворением «Труд», посвященным окончанию работы над «Евгением Онегиным».

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как поденщик ненужный
Плату приявший свою, чуждый работе другой,
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

ЛИТЕРАТУРА

1. Лотман Ю.М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.: Просвещение, 1983. С. 337.
2. «Словарь русского языка» в 4 тт. Т. 2. Статья «Кристалл». 1957. С. 406.
3. Лернер Н.О. Пушкинологические этюды. Сборник «Звенья». Т. 5. М.–Л.: Academia, 1935. С. 105–106.
4. Набоков В.

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно».
А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа
Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.

«Об Онегине» - 1837 год- напечатан последний авторский вариант. «Пишу не роман, а роман в стихах, -дьявольская разница!» (из письма Пушкина). «Онегинская строфа». До 1833 года (выход в свет) меняется план. Жанровое своеобразие: роман в стихах. Онегин- «герой своего времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе».

«Роман Евгений Онегин» - Татьяна Ларина - прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сюжет. Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин»– «энциклопедия русской жизни» В.Г.Белинский. Ленский и Онегин приглашены к Лариным. Отрывки из путешествия Онегина». Восстания декабристов - на Сенатской площади 14 декабря 1825. Ленский и Онегин сходятся.

«История создания Евгения Онегина» - Принцип противоречий. Композиционные приемы. Написание романа заняло у Пушкина более семи лет (1823 - 1830). В канонический текст романа десятая глава не входит. История создания романа А.С.Пушкина «Евгений онегин». Завершил работу над "Евгением Онегиным" 26 сентября 1830 г. Онегин на балу.

«Евгений Онегин игра» - Узнайте героя. Татьяна Ларина. «Энциклопедия русской жизни». 6 июня 1799 года в Москве. Закончите фразу. Пушкин друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. …Это лучшее мое произведение. Биография А. Пушкина. Понимание смысла. О Лариных-старших. Евгений Онегин. Когда было создано произведение “Евгений Онегин”?

«Татьяна Ларина» - На первый взгляд, создаётся впечатление, что образование уездных барышень было поверхностным и неглубоким. Пушкин своим гениальным чутьём уловил в Натали то непостижимо прекрасное - молодость, невинность, естественность и красоту в чудной гармонии с отличным воспитанием и скромностью. Целая тетрадь посвящена правилам стихосложения с примерами из Княжнина, Хераскова, народных басен.

«Евгений Онегин образ автора» - Характеристика образа автора. Какую роль играют лирические отступления в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? План сочинения на тему: «Образ Евгения Онегина». Вспомните, что такое сюжет? Онегин – тип молодого человека начала XIX века. Образ автора. Татьяна Ларина - «милый идеал» поэта. Лирическое отступление – отступление от непосредственного сюжета в литературном произведении.

Гранёный стакан стал культовым предметом для нескольких поколений русских людей. Откуда такая стойкая привязанность? Без стакана не разберешься.

Все дело в форме. Форма гранёного стакана - его основная «фишка». По преданию, первые гранёные стаканы появились ещё при ПетреI. Кроме необычайной прочности, обеспеченной рёбрами жёсткости и особенной технологией закалки стекла, гранёный стакан удобен тем, что при падении не катится. В петровское время, в дни активного развития флота такая форма посуды была востребована. На корабле, как известно, понятие горизонтали достаточно условно: при качке палуба корабля ходит ходуном. Гранёные стаканы в таких условиях невероятно удобны и относительно безопасны в эксплуатации. В советское время, когда страна переживала технологический бум, стали появляться посудомоечные машины (освобождающие женщин от «кухонного рабства»). Гранёные стаканы идеально подходили под технические параметры новомодных «кухонных мойдодыров».

Загадочная нумерология Гранёные стаканы в разное время изготавливались с разным количеством граней: от 8 до 14. Классическим считался стакан с десятью и семнадцатью гранями. Восьмёрку пифагорейцы считали числом справедливости и полноты, для китайцев восьмёрка ассоциируется с музыкой и означает организованное множество. Полнота и множественность - идеальные характеристики для гранёного стакана. Полнота налива и множественность использования (прочность и отсюда - долгая эксплуатация). Тёмная сторона восьмёрки заключается в сильной привязанности к материальным объектам и сомнительными представлениями о морали. Опять же - всё подходит: привязанность и аморальное поведение «после пятого стакана». Десятка - число полноты и абсолютной завершённости. Десять - объединение бытия и небытия. По представлениям пифагорейцев, десятка - идеальное число, относится к треугольным числам, оно даёт нам тетрактис (десять точек). Полнота и завершённость, бытие и небытие - всё это явлено в гранёном стакане. Треугольность же числа десять даёт привычное «на троих». 14 - число риска, страха, недостаточной самооценки - всего того, что ведёт к уходу в себя и, как следствие, к алкоголизму. Четырнадцать - число движения, совмещения вещей и людей.

Должно быть, отсюда - желание «сообразить». 17 - отражает стремление к независимости, энергичность и творческий настрой. Всё как по учебнику - куда без этих качеств в застольной компании? Оптический прибор Среди советских пьяниц бытовала идея о том, что мир, увиденный сквозь гранёный стакан представал в новом свете. Подобное видение не блажь, оно даже не лишено аллюзий в литературе и религиозных текстах. Апостол Павел в первом послании Коринфянам говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Очевидно, слова апостола метафорически отражают суть видения человека во время жизни, мы способны видеть Бога только как отражение, «гадательно», тогда как после жизни будем «лицем к лицу». Смотря на мир через грани стакана, советские пьяницы невольно постигали чистое видение, буквально постигая метафору библейского апостола. В начале XIX века был распространен способ гадания с «магическим кристаллом», небольшим шаром из прозрачного, бесцветного стекла, в котором, если долго смотреть на его блестящую поверхность, будто бы могут появиться различные образы. Этот способ гадания нашёл отражение у Пушкина:

Промчалось много, много дней


С тех пор, как юная Татьяна


И с ней Онегин в смутном сне


Явилися впервые мне -


И даль свободного романа


Я сквозь магический кристалл


Еще неясно различал.

Гранёный стакан - тот же магический кристалл. Преображаясь в гранях, отражаясь в них, мир обретает формы, недоступные при обычном видении. Впрочем, частое гадание «сквозь магический стакан» чревато не только для физического здоровья, но и для рассудка. Без дефицита В 50-е годы в СССР было поверье, что те, кто пьёт из гранёного стакана никогда не будет испытывать недостатка в водке. Вызвано это было как тем, что преломление света в стакане не всегда позволяло определить точное количество напитка, так и тем, что гранёные стаканы выпускались разного объёма (от 50 до 250 граммов), соответственно была градация «на вырост», дающая плодородную почву для хмельных фантазий.

Без похмелья Кроме «неупиваемости» водки из гранёного стакана, также бытовало поверье о том, что после застолья с гранёными стаканами - меньше похмелье. Бывалые алкоголики объясняли этот эффект наличием у стакана граней. Знатоки хмельного ритуала выдавали эту сентенцию с видом знатоков, опровергнуть или подтвердить подобное утверждение можно было только эмпирически, наутро же можно было списать все «дефекты теории» на качество напитка. Малевич/ Мухина Появление гранёного стакана в Советском Союзе связано с именами Мухиной и Малевича. Считается, что дизайн известного нам граненого стакана для рабочего класса разработан автором знаменитого монумента на ВВЦ Верой Мухиной в 1943 году в блокадном Ленинграде, где она возглавляла Мастерскую художественного стекла. Вера Игнатьевна «изобрела» его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого «Черного квадрата». Документально авторство этого (безусловно интересного) творческого дуэта не подтверждено, но сама мифология интересна.

Ещё один вероятный автор гранёного стакана -Николай Славянов. Благодаря ему металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла. Прочнее стали или не стали? Гранёные стаканы отличались невероятной прочностью, вызванной технологией их изготовления: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя. Такие стаканы были безопасны в поездах, они долго служили ёмкостью для напитков из аппаратов газированной воды, ими можно было даже колоть орехи. В начале 80-ых, когда стаканы стали изготавливать на нескольких производственных линиях (в том числе иностранных), их завидная прочность стала утрачиваться. Случалось, они попросту лопались, у них откалывался ободок или донышко. Одна женщина, у которой полопался весь набор стаканов, даже подала в суд на завод, ей выплатили полную стоимость битой посуды (о чём был снят сюжет в передаче «Фитиль»).