Если православные раньше для выбора имени новорождённому заглядывали в Святцы, то евреи всегда выбирали тремя способами:

  1. Ориентируясь на старших родственников.
  2. В честь любимых библейских героев.
  3. Останавливаясь на древнееврейских праведниках.

Каббала учит, что буквы в имени - это связь с духовными силами, поэтому в практике есть случаи, когда тяжелобольных людей называют двойными именами, добавляя Хаим (жизнь). В книгах Шолом Алейхема и Исаака Бабеля такие варианты встречаются довольно часто. Иногда используются а рядом - перевод. Например, Зэев - Вольф.

Список имен будет включать только ивритские (или на идише), хотя с 1917 года в России разрешены любые. Повсеместно Барухи и Берлы превращались в Борисов, а Лейбы - во Львов. В других странах (Палестина) шли обратные процессы, за чем строго следило государство. Имянаречение у мальчиков происходит во время обрезания - на восьмой день от рождения. Рассмотрим самые распространённые еврейские мужские имена.

Список по алфавиту (от А до М) с переводом

  • Аарон - «гора», брат Моисея, первосвященник.
  • Авраам - считается праотцом («отец народов»). Допускается вариант - Абрам .
  • Адам - «земля», в честь первого человека на Земле.
  • Барух - «благословенный», помощник пророка.
  • Гад - «удача», сын Яакова.
  • Гершом - «чужеземец», сын Моисея.
  • Давид - «любимый», от него пошёл род еврейских царей.
  • Дов - « медведь», олицетворение силы и ловкости.
  • Зерах - «сияние», сын Йеуды.
  • Исразль - «борющийся с Богом», допустимы варианты: Йисроель, Израиль.
  • Ицхак - «готовящийся смеяться», сын Авраама, которого тот готовился принести в жертву. Варианты - Ицик, Исаак.

Список еврейских мужских имен включает наиболее распространённые, без заимствованных.

  • Йеошуа - «Бог, как спасение», ученик Моше, отвоевал земли Израиля.
  • Йосеф (Иосиф) - «Бог», сын Яакова, проданный в рабство в Египет.
  • Йонатан - «данный Богом», друг Давида.
  • Калев - «сердце», разведчик, посланный в землю Израиля.
  • Лейб - «лев», является символом Йеуды.
  • Менахем - «утешитель», еврейский царь.
  • Михаэль - «подобный Богу», посланник Бога, призванный защищать еврейский народ.
  • Моше - «спасённый из воды», величайший пророк. Варианты - Мойше, Моисей.

Вторая часть алфавита

  • Нахум - «утешенный», малый пророк. Вариант - Нахим .
  • Нахшон - «предсказатель», зять Аарона, первым вошедший в Красное море.
  • Ноах - «спокойствие», праведник, спасшийся от потопа.
  • Овадья - «божий слуга», малый пророк. Варианты - Овадия, Обадия.
  • Песах - «пропущенный», название Пасхи.
  • Пинхас - «змеиный рот», внук Аарона, отвративший божий гнев от израильтян.
  • Рафаэль - «исцелённый Богом», ангел исцеления.
  • Танхум - «утешение», мудрец Талмуда.
  • Уриэль - «мой свет - это Бог», имя ангела.
  • Файвел - «вскормленный грудью» на идише. Варианты - Файвиш, Фэйвел, Фейшив, Фейвиш.

Список еврейских мужских имен на последние буквы алфавита - самый значительный, поэтому следует остановиться на важнейших.

  • Хагай - «празднующий», малый пророк, внук Яакова. Вариант - Хаги .
  • Ханан - «помилованный», с него началось колено Биньямин.
  • Ханох - «освящённый», сын Каина.
  • Цадок - «праведный», усмиривший восстание против Давида.
  • Цион - «превосходство», употребляется как синоним Иерусалима.
  • Цефания - «спрятанный Богом», малый пророк.
  • Шалом - «мир», царь Израиля. Шимон - «услышанный Богом», сын Яакова. Вариант - Симон .
  • Шмуэль - «имя Бога», пророк.
  • Эфраим - «плодовитый», внук Яакова.
  • Яаков - «обогнавший», праотец. Варианты - Якоб, Яков, Янки, Янкель.

Заимствованные имена

А есть ли заимствованные еврейские мужские имена? Список можно пополнить теми, которые появились в обиходе, пока Талмуд не играл важной роли. Называя детей в честь родственников, иудеи способствуют их распространению. Из древнееврейского языка пришли имена: Меир, Менуха, Нехама. Вавилоняне привнесли Мордехая, халдеи - Атлая и Бебая. Греческое владычество подарило евреям имя Александр (вариант - Сендер ). У грузинских евреев появились: Ираклий, Гурам ; у таджикских - Боводжон, Рубенсиви, Эстермо.

Их особенностью является небольшая территория распространения. Есть имена, появившиеся из-за поверий. Так, именем Алтер («старик») называли всех новорождённых, но через месяц его меняли. Считалось, что оно ограждает от злых духов.

Еврейские фамилии

Список еврейских мужских имен очень важен, потому что до начала XIX века фамилий у них не было (в Австрийской империи появились в конце XVIII в.). Как они создавались?

  • От имени отца или библейских персонажей: Беньямин, Исраэль, Давид, Абрам.
  • От женских имён: Ривман (муж Ривы), Цивьян (имя Цивья), Миркин (Мирка).
  • От внешности или характера обладателя: Шварц («чёрный»), Вайсбард («белобородый»).
  • От профессии: Рабинович («раввин»), Даян («судья»).
  • От географических названий: Лифшиц («силезский город»), Гуревич (чешский городок).
  • От любых вещей, которые встречаются в жизни. Их называют декоративными: Бернштейн («янтарь»), Яглом («алмаз»).

Как мы увидели, происхождение фамилий - это еврейские мужские имена, список которых представлен в тексте.

Если вы - практикующий иудей или же хотите подчеркнуть свои еврейские корни, то какое имя вы изберете для своего сына или дочери? Бесспорно, хочется, чтобы оно было звучным, а для девочки - мелодичным. Чтобы оно легко произносилось и нормально воспринималось в той местности, где вы обитаете, дабы ребенок впоследствии не чувствовал себя «белой вороной». И в то же время вам, вероятно, хочется, чтобы ваши дети носили исконно еврейские имена, с особым смыслом, придающим им какие-то качества. Значит, эта статья призвана вам помочь. Ниже мы расскажем о том, как возникали имена у евреев, раскроем их значение, а также коснемся вопроса фамилий.

Древние заимствования

Теперь, чтобы подчеркнуть национальную и религиозную принадлежность, евреи для своих детей выбирают имена из Ветхого Завета или Талмуда. Но в древности эти святые книги не играли такой огромной роли в наречении младенцев. Поэтому повсеместно было распространено заимствование имен. Их избирали по причине благозвучности или из-за интересной этимологии. В первом случае такие слова перекочевывали в список еврейских имен нетронутыми. Примером тому может служить «Александр». Это имя обрело популярность в эллинистический период. У сефардов оно постепенно преобразилось в более созвучное слово - «Сендер». Из Вавилонского пленения пришло имя Мордехай, а халдеи пополнили словарь евреев такими антропонимами, как Бебай и Атлай. Не меньшей популярностью пользовались имена, звучащие на древнееврейском языке, как Меир (излучающий свет), Нехама (утешенный Богом) и Менуха.

Заимствования во времена великого рассеяния

Как сефарды, так и ашкеназы, проживая бок о бок со своими соседями не-евреями, использовали их имена для наречения детей. Однако уже не так, как в древности. Это не было простое заимствование. Значение имени переводилось на идиш или иврит. Особенно это касалось наречения девочек. Еврейские имена женские от такого заимствования пополнились Голдой (от славянского Злата), Либе - (Любовь) и Хусни (прекрасная). Наряду с этим девочек нарекали и без перевода на идиш или иврит: Чарной, Доброй. В отличие от женских, мужские имена имели двойное звучание. То есть они переводились не с местного языка на иврит, а наоборот. Так, греческие евреи нарекали сыновей Аристонами, что соответствует Тоби (лучший), Теодорами - Матитья (Божий дар). Особенно интересную метаморфозу переживали имена в Средней Азии. Они оставались еврейскими, но к ним добавлялся таджикский словообразовательный компонент. Так появились Эстермо, Боводжон, Рубенсиви и другие.

В иудейской традиции принято при рождении мальчика давать ему «руф номэн». Это его имя перед Богом. Именно его произносит раввин, вызывая верующего в синагоге читать Тору. Это имя также упоминают в молитвах. Понятно, что для культовых церемоний руф номэн выбирают из Святых книг. Вместе с тем в быту мальчика могут звать иначе. И здесь родителям предоставляется полная свобода действий. Для того чтобы чадо не становилось жертвой насмешек и проявлений антисемитизма, мальчику часто давалось имя, характерное для местности проживания семьи. Иногда оно соответствовало руф номэну. Например, Лейб-Лев. Но иногда христианские и еврейские имена мужские связывала только начальная буква. Примеров можно привести очень много. В Грузии это Ицхак-Ираклий или Гершон-Гурам. Сефарды в Северной Африке в качестве второго, «бытового», выбирают мусульманские имена - Гассан, Абдалла.

Все родители мира, независимо от национальности и вероисповедания, хотят, чтобы их дочь выросла непревзойденной красавицей. А потому для девочки всегда выбирали имя либо с нежной мелодикой, либо со значением, «кодирующим» его носительницу на приобретение тех или иных качеств. Женщины не участвовали в иудейских религиозных церемониях, а потому руф номэн им не давалось. А следовательно, родители были вольны выбирать любые имена. В том числе и из словаря народов-соседей. Благочестивые иудеи, особенно раввины, давали своим дочерям еврейские имена из Библии. Их не так много. Это Мириам, Бат-Шева, Юдифь и другие. Но намного более популярны Розы, Ривки (королевы), Гиты (хорошие) и Гилы (радостные). Как уже упоминалось, женские имена часто заимствовались. У сефардов нередки Лейлы (черноволосая), Ясмин, у ашкеназов - Грейс, Изабелла, Катарина.

Чисто еврейская традиция

У христиан была традиция нарекать ребенка именем кума или крестной матери. Иудеи же верят в Книгу Жизни, куда Бог вписывает всех людей. Чтобы подчеркнуть принадлежность к «колену», роду, младенцев часто называли в честь предков. Направления иудаизма толкуют эту традицию по-разному. Одни верят, что нужно давать ребенку еврейские имена ныне живых бабушки или дедушки. Другие же считают, что лучше отдать чадо под покровительство уже умершего, но прославившего свой род предка. Дескать, так его качества перейдут к младенцу. Так или иначе, но эта традиция привела к тому, что количество еврейских имен, используемых в обиходе, сократилась до пары десятков.

Еврейские суеверия

В древности, когда кто-либо заболевал, его временно именовали Хаимом. Это делалось для того, чтобы обмануть Ангела Смерти. Иногда магия срабатывала. И младенца, родившегося чахлым, болезненным, стали нарекать Хаимом. Ведь значение этого имени - «Жизнь». Еще позже, во времена великого рассеяния, для пущей верности таких слабеньких мальчиков стали нарекать «Хаим-Виталь». Второе имя тоже означает «жизнь», но на латыни. Из тех же побуждений слабеньким деткам давали такие еврейские имена, как Алтер (старый), Дов (медведь) или Лейб (лев). Существуют сведения, что раньше подобным прозвищем нарекали всякого младенца в первый месяц его жизни. Но постепенно такое жизнеутверждающее значение еврейских имен стало закрепляться за человеком на всю жизнь. Особо удачным, по мнению иудеев, было родиться на праздник. В связи с этим появилось имя Песах (мужское) и женское Лиора (мне свет) - для девочек, родившихся на Хануку.

Фамилии

Долгое время евреи к своему имени присовокупляли только название местности или города, где они родились. Так, кстати, поступали и христиане простого происхождения. Но, поскольку ашкеназы имели обычай называть детей в честь своих родителей или дедов, а в царской России существовала черта оседлости, еврейские имена и фамилии, имеющие «географическое» происхождение, стали путаться. Чтобы внести ясность среди многочисленных Моисеев из Бердичева и Абрамов из Могилева, стали называть людей по отцу. В России прибавляли славянские окончания фамилий: -ов, -ин, -ев. На Украине появились Моисеенко, Абрамовичи и тому подобные. По этому принципу образовались антропонимы Давидзон, Ицхакпур, Габриэл-заде и Ибн-Хаим. Но и эти еврейские имена и фамилии часто повторялись. Тогда стали называть людей по профессии. Их просто переводили на идиш. Так возникли имена Шумахер (сапожник), Шнайдер (портной) и Байер (мельник).

А
Авива - весна.
Авигаиль, Авигэйл, Абигэйл - радость отца. Жена Царя Давида.
Авиталь, Авитэль - отец росы. Жена Царя Давида.
Адар - величие.
Ади - сокровище.
Адина - нежность.
Айала - лань. Имя часто ассоциируется с коленом Нафтали, чьим символом была быстрая лань.
Айелет - музыкальный инструмент.
Ализа -радость. В Каббале символизирует возможность брать верх над природой.
Амит - дружба, верность.
Анат - петь.
Ариэлла - львица Б-га.
Атара, Атэрэт - корона.
Ашира - богатство.
Авишаг - радость отца. Заботилась о царе Давиде в его старости.

Б
Бат-Ами - дочь моего народа.
Батья, Батия - дочь Б-га. Дочь фараона, которая спасла Моше из Нила.
Бат-Цийон - дочь Сиона или дочь совершенства.
Батшева - дочь семи. Жена царя Давида и мать царя Шломо.
Бина -понимание, разумение, мудрость.
Браха - благословение.
Брурья - ясность Вс-вышнего. Жена раби Меира, большой знаток Торы.
Бэйла - прекрасная.

В
Веред - роза на арамейском.

Г
Гавриэлла, Габриэлла - Б-г - моя сила.
Галь - волна.
Геула - избавление.
Гефен - виноградная лоза.
Гила - хвала, радость. В Каббале -обнаруживать Б-га, что является источником огромной радости.
Голда - золото на идише.

Д
Далия, Далья - цветок.
Даниэлла - Б-г - мой судья.
Дана - судья.
Девора (Дебра) - пчела, говорит добрые слова. Предсказательница, которая возглавила восстание против царя Кнаана.
Дина - суд. Дочь Якова.

З
Захава - золотая.
Зисл - сладкая на идише.

И
Идит - избранная.
Илана - дерево. В Каббале числовое значение Илана - 96 равно словосочетанию - «трон Б-га».
Ирит - нарцисс.
Идида - друг.
Иона, Ионина - голубка.
Йегудит - восхваление. Героиня Хануки, героически убившая главу вражеского войска.
Йохевед - почёт Вс-вышнего. Мать Моше, Аарона и Мирьям.

К
Кармелла, Кармель - виноградник, сад.
Каланит - цветок.
Кейла - идишское имя, происходящее от слова «кли» на иврите - сосуд. Талантливого человека часто называют «кли» - полным сосудом, способным достичь необычайных высот.
Кинерэт - озеро.

Л
Левана - свет.
Лея - быть уставшей. Жена Яакова, мать шести из 12 колен Израиля.
Лиат - у меня есть ты.
Либа - любимая на идише.
Ливна, Ливнат - белая.
Лиора, Лиор - я вижу свет.
Лираз - у меня есть тайна.
Лирон - у меня радость.

М
Майан, Маайан - весна, оазис.
Майтэл - роса.
Mайя, Мая - вода.
Мазаль - удача.
Малка - королева.
Меира - та, которая даёт свет. Может быть производным от имени Мирьям.
Менуха - покой.
Мириам - пророчица, певица, танцовщика, сестра Моше (Моисея).
Михаль - кто подобен Вс-вышнему? Дочь Царя Саула и первая жена царя Давида.
Мория - Вс-вышний учит. Гора Мория - место жертвоприношения Ицхака.

Н
Наама, Наоми - приятная.
Нава - прекрасная.
Нехама - успокоение.
Нирит, Нурит - цветок, лютик.

О
Ора - свет.
Орли - я вижу свет.
Оснат - принадлежащая Б-гу. Жена Йосефа и мать Эфраима и Менаше.
Офира - золото.
Офра - лань.

П
Пнина - жемчужина. В Каббале связана со словом «пними» - внутренний. Это говорит о внутренней глубине и чистоте - главными характеристиками настоящего жемчуга.

Р
Раз - секрет.
Раанана - бодрая, свежая.
Рахиль, Рахель - овечка, символ чистоты. Одна из четырёх праматерей - жена Яакова и мать Йосефа.
Рейзл - роза на идише.
Реут - дружба.
Ривка, Ревекка - завязывать. Одна из четырёх праматерей, жена Ицхака и мать Яакова. Ривка отличалось добротой.
Рина - радость.
Рут, Руфь - праведная, новообращенная, сладкая, приятная. Моавитянка - праведница, перешедшая в иудаизм. Она - прабабушка царя Давида. Её истории посвящён свиток Рут.

С
Сара - принцесса. Пророчица, жена Авраама и мать Ицхака, первая из праматерей еврейского народа.
Сарай - моя принцесса. Изначальное имя Сары - жены Авраама и матери Ицхака.
Сагит - возвышенная.
Сиван - еврейский месяц.
Симха - радость.

Т
Таль - роса. В Каббале Таль символизирует Божественную поддержку, которая осуществляется скрытым образом.
Талья - роса от Вс-вышнего.
Тамар - финиковая пальма, символизирует мудрость. Жена Йегуды, от которого произошёл царь Давид.
Тхия - возрождение.
Техилла - песнь восхваления.
Тиква - надежда.
Тирца означает приятный, соответствующий. Одна из дочерей Цлофхада.
Това - доброта Вс-вышнего.

У
Уриэлла - свет Вс-вышнего.

Ф
Фейга - птичка на идише.
Фрейда - от идишского слова «фрейд» - радость.
Фрума, Фрум - праведный на идише.

Х
Хава - жизнь. Первая женщина, Жена Адама, мать всего живого.
Хавива - любимая.
Хагит - празднование. Жена царя Давида.
Хадасса - миртовое дерево. Второе имя царицы Эстер - героини Пуримской истории.
Хадар - украшенный, великолепный, красивый.
Хана - изящество. Это имя связано с умением создавать прекрасные молитвы. Хана молилась о ребёнке и в итоге стала матерью пророка Шмуэля.
Хая - живая. Связано с именем Хава - матерью всего живого.
Хинда - лань на идише. Имя часто ассоциируется с коленом Нафтали, чьим символом была быстрая лань.
Ходая - слава Вс-вышнего.

Ц
Цивья - ассамблея Б-га. Мать одного из царей Израиля.
Циппора - птица. Жена Моше.

Ш
Шай - дар.
Шакед - миндаль.
Шалва - спокойствие.
Шарон - место в Израиле.
Шейна - красивая на идише.
Шир, Шира - песня.
Ширан - веселая песня.
Ширли - у меня есть песня.
Шифра - исправленная. Еврейская повитуха, не послушавшаяся приказа фараона убивать всех родившихся еврейских мальчиков.
Шломит, Шуламит - мирная.
Шошана - роза. Появляется в Танахе в Песне Песней, как роза среди шипов.

Э
Эдем - райский сад.
Элиана - Б-г ответил мне.
Элишева - Б-г - моя клятва. Жена первосвященника Аарона. Также означает.
Эмуна - вера.
Эстер, Эсфирь - скрытая на иврите и звезда на персидском. Спасительница еврейского народа от истребления в Персии. Эстер была очень красивой женщиной, однако её «скрытые» внутренние качества были ещё прекраснее.
Эфрат - уважаемая, почтенная.

Я
Ядида - друг.
Ясмин, Жасмин - цветок.
Яффа, Яфит - красивая, прекрасная.
Яэль - взбираться, горная коза. Героиня, убившая главу вражеского войска и, тем самым, спасшая еврейский народ.