За время существования аниме каких только фетишей не придумали создатели аниме, большинство из которых рано или поздно выливаются в штампы, переезжающие из одного аниме в другое. Архетипы персонажей бывают как известные всем, так и очень нишевые. Ниже мы представили для вас подробный список всевозможных архетипов женских, и не только, персонажей, что породили извращённые умы продюсеров аниме.

Ахоноко(アホの子 ) — Персонажи не от мира сего, с отсутствием здравого смысла. Часто пребывают в приподнятом настроении и с глупым выражением на лице.

Бифакснэн(ビファクスネン ) — это персонажи женского пола, одевающиеся в мужскую одежду. Таким образом, выглядят они как бисёнены, и пользуются большой популярностью у других персонажей женского пола.

Боудэрэ(ボウデレ ) — персонажи не приемлющие дискомфорт до такой степени, что сразу отвечают насилием. Могут ударить кого-то, чтобы скрыть своё смущение. В отличие от цундэрэ предпочитают словам дело.

Бокукко(僕っ子 ) — девушки, что говоря о себе используют «боку» (японское местоимение используемое мужчинами). Всегда веселы и озорны, эдакие «пацанки». В отличии от Орэкко, они в большей степени энергичны, нежели мужественны.

Букако(ブカコ ) — персонажи раболепно следующие за кем-то. Редко покидают предмет своего служения. Почти не выражают эмоций, но это обусловлено лишь их положением.

Тюнибё (中二病 ) — уверены в наличии у себя некоей мистической силы. Могут облачаться в странные наряды и использовать непривычные речевые обороты в общении. Большинство тюнибё учащиеся средней школы.

Тюгокудзё(中国ジョ ) — носят традиционную китайскую одежду и свои предложения заканчивают местоимением «ару». Часто владеют навыками боевых искусств. Не все тюгокудзё обязательно китайцы.

Кулбьюти (クールビューティ ) — грациозные и крайне уравновешенные персонажи. Как правило, сильно популярны в среде сверстников, изредка же между ними имеет место большое недопонимание. Не то же, что Ямато Надэсико.

Дандэрэ(ダンデレ ) — тихие и спокойные персонажи. Доходят иногда, до того, что кажутся бесчувственными. На самом же деле, они просто сильно стеснительные. В благопритных условиях и обстановке становятся крайне разговорчивыми и дружелюбными.

Дамэко(ダメコ ) — в отличие от хэтарэ довольно самостоятельны, однако же предпочитают прожигать свою жизнь, посредством злоупотребления алкоголем или азартными играми. Своим поведением они обычно сильно обременяют людей вокруг.

Дарудэрэ(ダルデレ ) — персонажи подверженные апатии. В частности имеют довольно беспечное отношение к романтике. В отличие от кудэрэ выражают эмоции, просто обычно им всё безразлично.

Дэрэдэрэ(デレデレ ) — ласковые и энергичные, дэрэдэрэ очень нежны с теми кто им небезразличен. Редко смущаются и у них нет проблем с публичным выражением своих эмоций.

Додзикко(ドジっ娘 ) — крайне неуклюжи. Вечно что-то роняют или проливают на себя. От случайных оговорок, до спровоцированных взрывов, их неуклюжесть не знает границ.

Донкан(ドンカン ) — плохи в чтении между строк и понимании эмоций и настроения собеседника. В разговоре никогда не думают о чувствах собеседника. Донкан может рассмеяться в ответ на нечто сокровенное или личное, приняв это за шутку.

Эронна(エロンナ ) — персонажи уже крайне зрелого возраста с ярко выраженной сексаульностью. Часто это учительныцы, медсёстры, секретарши и т.п. Крайне популярны у персонажей мужского пола.

Хадзидэрэ(ハジデレ ) — значительно более стеснительные и интровертированные, нежели дандэрэ. Моментально покрываются румянцем, стоит только им увидеть объект своего обожания. От смущения могут даже упасть в обморок.

Хакасэ(博士 ) — редко можно увидеть без своего фирменного лабораторного халата. Вечно в думах о великих открытиях. В общении давольно резка и прямолинейна.

Харагуро(ハラグロ ) — двуличный персонаж. Первую личность, милую и невинную он демонстрирует на публике, скрывая за ней свою истинную тёмную натуру, циничную и бесстыдную.

Харапэко Кяра(ハラペコキャラ ) — очень любит еду. Всегда голоден и может поглощать просто астрономическое количество пищи. Часто является второстепенной чертой, но в некоторых случаях может быть и определяющей персонажа.

Хэтарэ(ヘタレ ) — испытывают недостаток почти всех базовых навыков. Нуждается в помощи других. В одиночестве может потеряться или оголодать. Нуждается в постоянной поддержке.

Химэдэрэ(姫デレ ) — настаивают на своём королевском происхождении. Нуждаются в повышенном внимании, в следствии чего, появляются всегда ярко и драматично, сопровождая это громким смехом. Не все химэдэрэ богачи, но те, кто ими являются, охотно выставляют своё богатство напоказ.

Хинэдэрэ(ヒネデレ ) — запутавшиеся персонажи, часто имеющие довольно негативные взгляды на жизнь. Часто чрезвычайно саркастичны и критичны к другим. События идущие вразрез их видению мира, могут привести к смене характера.

Идзимэкко(いじめっこ ) — классический типаж для сёдзё, занимается тем, что запугивает главную героиню. Объединяясь с другими она подстраивает героине вызывающие, иногда даже опасные, проделки. Однако же, с течением времени может стать ей другом.

Имото Эй(妹A ) — А тип Имоуто более ласковые. Часто они занимаются публичной демонстрацией своей привязанности. Ожидайте от них частых выкриков «Онии-чан!!». Не все Имоуто биологические сестры героя.

Имото Би(妹B ) — говорят довольно причудливо, а также имеют другие моэ черты. Часто нуждаются в помощи других. К человеку, оказавшему эту помощь, могут начать относится как к брату. Также не всегда имеют кровную связь с героем.

Имото Си(妹C ) — третий тип самый способный, всегда помогает тем кого считает братом. Её любовь выражается через поучение и нагоняи «брату». Ей также вовсе не обязательно быть родной сестрой.

Канэдэрэ(カネデレ ) — имеет слабость к власти и деньгам. Обращает внимание только на богачей.

Камидэрэ(神デレ ) — считает, что имеет божественное происхождение и настаивает на том, чтобы таковой его считали и другие. Очень упёрта, любит навязывать свои убеждения другим. Может как быть, так и не быть святой.

Каваийко(可愛い子 ) — несмотря на свой возраст, носит вычурно детские наряды. Ведёт себя как ребёнок. Очень упёрта и часто заморачивается по всяким мелочам.

Кимоико(キモイコ ) — часто бывает фудзёси или любительницей оккультизма, не обременена каким бы то ни было социальными нормами. Часто совершает поступки шокирующие других. Несмотря на это, часто в них бывает скрыто что-то крайне милое.

Кудэрэ(クーデレ ) — не выражают практически никаких эмоций. Не обязательно, что она вовсе не имеет эмоций, иногда им просто трудно их выражать. Лишь наедине с любимыми могут проявится какие-то эмоции.

Маядэрэ(マヤデレ ) — первоначально является ярым противником антогониста или даже пытается убить его. Со временем вражда может ослабнуть, но до конца она не пропадает, и маядэрэ всё ещё остаётся опасной.

Нисэтоси(ニセトシ ) — на самом деле на десяток, а то и сотни лет старше нежели выглядят. Несмотря на возраст, любят вести себя как дети. В редких случаях ведут себя подобающе своему возрасту.

Няндэрэ(ニャンデレ ) — игривы и крайне непостоянны. В речи стараются все фразы заканчивать на «Няя». Некоторые и правда могут быть котами, другие же просто подражают им.

Одзёсама(お嬢様 ) — персонаж высоких кровей. В отличии от химэдэрэ, не любит выставлять своё происхождение напоказ. Добры, изящны и изысканы. Часто могут быть не подготовлены к жизни обычных людей.

Онэ-сан Эй(お姉さんA ) — зрелые и харизматичные девушки. Испытывают к персонажу сестринские чувства, кровная связь,при это, вовсе не обязательна. Как правило, защищают своего «брата», а также помогают ему делом и советами.

Онэ-сан Би(お姉さんB ) — свободные как птицы. В отличии от первого типа, занимают своё время быстрой ездой на мотоциклах или же,если достаточно взрослы, приёмом алкоголя. Выглядят они круто, а ведут себя немного грубо. Также не всегда связаны биологическим родством с героем.

Онэ-сан Си(お姉さんC ) — всегда хорошо воспитанны и крайне спокойны. Иногда в их отношении к герою появляются черты комплекса матери. В разговорной речи используют слова «ара» и «ма». Внешне выглядят крайне надёжными или немного странноватыми. Биологическое родство для них также не сильно важно.

Орэкко(俺っ娘 ) — крайне мужественная девушка. В речи использует местоимение «орэ», также предназначенное для мужчин. Двигают ими идеалы мужественности и настоящей мужской романтики. Время проводят либо за драками, либо за всевозможными тренироваками для них.

Осанадзими(おさななじみ ) — друг детства героя. Крайне упорного и терпиливого склада ума. Больше беспокоится за других, нежели за себя. Относится к герою с дружбой, нежели с любовью.

Отаку(おたく ) — персонаж фанатик аниме, манги и игр. Не скрывает этого и отличается высокой энергичностью. Часто в аниме является персонажем, к которому обращаются за справками или развенчанием каких-либо слухов.

Отоконоко(おとこのこ ) — являются противоположностью Бифакснэн. Являясь, по сути, мужчиной, Одевается и ведёт себя, подобно милой девушке. Ведут себя тихо и немного замкнуты.

Садодэрэ(サドデレ ) — любит играть на нервах других, забавляясь с их эмоциями и рассудком. Если ему кто-то нравится, то он потратит море времени на него и игру с его психикой.

Сёдзё(少女 ) — классическая героиня сёдзё аниме. Она оптимистична, энергична и крайне добра. Никакими особыми талантами может и не блещет, но сила доброты её сердца всегда привлекает к ней окружающих.

Цундэрэ классик(ツンデレクラシック ) — ведёт себя по отношению к персонажу крайне сдержанно и сурово. Но по мере того, как развиваются их отношения, тсундэрэ всё больше оттаивают и проникаются к герою настоящей любовью.

Цундэрэ модерн(ツンデレモデーヌ ) — в отличие от классической версии, значительно быстрее меняют своё отношение, но крайне непостоянны. И после какого-либо романтического события, снова возвращаются к стандартно-холодному отношению к герою, будто ничего и не было.

Цунтсун(ツンツン ) — крайне редко меняют своё отношение с холодного на любящее. Постоянно относятся к герою с пренебрежением, и даже если они сближаются, продолжают издеваться над ними.

Цунсюн(ツンシュン ) — ведут себя схожим образом с тсундере, но в отличии от оных, такое поведение является их психологической защитой от боли. Часто раскаиваются в своих поступках после.

Цунпюа(ツンピュア ) — крайне честны с окружающими, но не с собой. Они могут быть жестоки, но всегда признаются позже в своих проблемах. Добрые и чистосердечные люди, которых легко запутать и провести.

Уцудэрэ(鬱デレ ) — постоянно находятся в депрессии. Дома у них всё плохо, там они часто бывают запуганы или подвергаются насилию.

Ямато Надэсико(大和撫子 ) — представительница идеальной красоты по-японски. В речи используют только формальный стиль общения, и одеваются в соответствующую традиционную одежду.

Яндэрэ(ヤンデレ ) — крайне заинтересованы объектом своего увлечения. Способны на любые вещи во имя любви, или того, что ею считают. Под действием ревности или любви, способны даже на убийство или любое другое противоправное действие.

Янгирэ(ヤンギレ ) — похожи в поведении на яндэрэ, за исключением того, что ими движет не любовь. Они могут совершить убийство по собственной прихоти, либо из-за психологической травмы. Иногда они сожалеют о содеяном.

А за этот лист мы благодарим DarkLordOtaku

Моэ

Моэ - почти то же самое, что и кавай, но с уклоном в сторону фетиша. Так называют милых персонажей, которые способны вызвать фагготрию.

Классификация моэ

Ходячий столп -существующий в повседневности(реал- ьной или анимационной).
Взаимодействует с главным героем.

- -
Всеохватывающие Дефинитивные -превос- ходящей обычный Ходячий Столп.
Как правило взаимодействует с божеством или божественной сущьностью.

Цундэрэ

Цундэрэ - человек характер и поведение которой в повседневной жизни характеризуется термином «цунцун» (яп. равнодушный, замкнутый, колкий), а затем неожиданно изменяется на «дэрэдэрэ» (яп. томящийся от любви), когда она наедине с неким персонажем.

Цунахо

Цунахо - Пытается изо всех сил быть холодной,но выходит плохо, то спотыкнется не вовремя, то вазочку сшибет и т.д.. Придает очень большое значение общественному мнению.

Цунгире -Холоднее, чем снежная королева, но если не узнать за что такая милость - копай могилку. Растает и взорвется.

Кудере

Кудере (от англ. cool - холод, и кандзи dere-dere - любящий, заботливый) или кулдере - п молчаливы, апатичны, внешне не эмоциональны. Тихий, почти незаметный персонаж. Чаще всего можно найти где-то в сторонке читающего книгу, не обращающего внимания на весь остальной мир. Этот персонаж может испытывает чувства к герою. Но он их показывает настолько тонко, спокойно, нечасто, без эмоций и сентиментальности - что в иной раз начинаешь сомневаться. Кудере - всегда имеют аналитическое мышление и флегматичный темперамент. Выглядят очень таинственно, загадочно и безобидно.
- -

Дандере

Дандере – помесь между дэрэдэрэ и кундере. В принципе, то же самое что и кундере, только молчат не от того, что им не хочется разговаривать, а просто потому, что чрезмерно стеснительны.

Яндере

Яндэрэ - люди которые вначале позиционируют себя как милых, добрых и кротких, однако вскоре показывается их истинная наружность - они замыкаются в себе, становятся агрессивными, жестокими, нередко впадают в припадки и даже могут кого-нибудь убить. Затем они вновь превращаются в спокойных, мягких людей.
Составное слово складывается из 2 слов (yami - болеть) и (deredere-любящий),- в более широком смысле обозначает развитие внутренней, психологической болезни, в остальном указывает на внешний признак проявления привязанности и любви персонажа.
С одной стороны, в определённом смысле персонаж настроен довольно доброжелательно, эта доброжелательность затем становится не в меру излишней, следует отметить что, постепенно подобная ситуация приводит к дальнейшему развитию психологической болезни.
Янгере- подвид яндере, с психическими отклонениями. Внешне милые, а внутри - жестокие и безумные. В отличие от яндере, для резни им не нужен особый повод в виде любви.

Генки

Генки – термин обозначает оптимистичного, фантанирующего бредовыми (и не очень) идеями, такие персонажи всегда полны энергии и жизни.

Ахоге – Отличительная черта персонажей данной категории - торчащая прядка волос, которая, обычно, указывает на забавного, несерьезного персонажа. Часто они могут закатывают истерики, демонстративно обижаются, а иногда и банально бьют. Нуждаются в постоянной помощи и защите.

Вот здесь и будут пояснения, кто такие цундере, генки и т.п. Х) Не все, но основные.

Моэ
Почти то же самое, что и кавай, но с уклоном в сторону фетиша. Так называют милых персонажей японской анимации, которые способны вызвать фагготрию (фаг - ярый поклонник чего либо). Моэйными чаще являются девушки (возможно яойщицы могут оспорить это).
Один из классических примеров бытовой моэ-девочки - Такара Миюки из Lucky Star. Носит очки, умная и красивая, имеет сиськи третьего размера и постоянно задумывается о чём-то, в результате падает, что-нибудь роняет и т. п.
Моэ (moe) - термин иногда употребляется для обозначения разновидности аниме с большим количеством по-детски миловидных, кавайных персонажей (хотя в российских аниме-сообществах для обозначения такого рода аниме и манги чаще употребляется собирательное понятие «кавай»), либо для обозначения влюбленности отаку в ту или иную кавайную аниме-героиню.
Моэкко - героиня аниме обладающая свойствами Моэ.

Цундере и разновидности
Цундере (от яп. ツンデレ, от цун-цун - ツンツン и дере-дере - デレデレ) - w:архетип японской попкультуры. Женский цундере-персонаж правильно называется цундерекко (яп. ツンデレっ娘), но обычно его называют цундере.
Суть цундере сводится к смене своего отношения от наглого и хамоватого (цун-цун) к сентиментальному и любящему (дере-дере) за короткий промежуток времени, несколько минут. В особо запущенных случаях цундере переходит из цун-цун в дере-дере и наоборот несколько раз.

* Цунахо - Она же «цунбака», она же «цундодзи» (мунсп. «ахо» - идиот). Короче говоря - тунгусская дура. Даже если она и пытается быть холодной с вами, у неё это получается по-дурацки. Или она неуклюжая и всё время спотыкается, или у неё разбросаны вещи, или ещё какая напасть; поэтому в итоге у неё не получается разыграть из себя снежную королеву. На самом деле она придаёт очень большое значение вашему мнению и пытается выставить себя в выгодном свете, только это у неё не очень получается. (Луиза из Zero no tsukaima)
* Цунтере - Это не повторное «цун-де», а очень застенчивая «тере» от «тереру» (照れる, быть застенчивой). Если вы с ней на «ты», то она холодна с вами как и цундере, но её застенчивость не позволяет ей быть совершенно холодной. Кроме того она выдаёт себя тем, что постоянно краснеет глядя на приглянувшегося ей парня. (пример - та же Шана)
* Цундере - собственно описаный в этой статье.
* Цундора - изобретённый в Bakemonogatari типаж для описания характера Сендзёгахары. Дора – сокр. от ドラゴン.
* Цунгире. «Гире» происходит от «киреру» (切れる, короткое замыкание, означающее такое состояние ума как «заклинило/перемкнуло»). Если она холодна с вами, а вы не спешите узнать, с чего бы это такое отношение, то это может привести её к нервному срыву с непредсказуемыми последствиями. Спешите узнать у неё причину не взирая на трудности. Пока ещё не поздно узнайте её «дере» сторону. Не оставляйте её в покое. (под описание может подойти Секай из School Days, хотя там уже ближе к яндере. Но, разумеется…)

Яндере
Яндере (Moon"s pig ヤンデレ) - обозначение психически неуравновешенной анимешной девочки.
Яндере начинают как нормальные и даже милые персонажи, но в какой-то момент их переклинивает, и поведение кардинально меняется на жестокое и опасное. Причём, иногда истерикой не обходится, яндере тянутся к ножам, мечам, кинжалам, мачете, бокскаттерам и другим опасным предметам.

* Яндере - безумно влюблена, ведёт себя идеально по отношению к возлюбленному, готова пойти ради него на любые жертвы и вынести ради него и их отношений что угодно, зарезать пару подружек или защитить его своим телом.
* Янгире - подвид яндере, с психическими отклонениями. Внешне милые, а внутри - жестокие и безумные. В отличие от яндере, для резни им не нужен особый повод в виде любви.

Генки
Генки (мунсп. 「元気」?) - японский термин для обозначения определенного типажа в литературе, аниме и видеоиграх. Генки-герои отличаются неуёмной жизнерадостностью; они энергичны, полны жизни и оптимизма. Генки-героини являются обязательным элементом гаремных аниме и хентайных игр.

Примеры персонажей
* Сумомо, героиня аниме Chobits.
* Каолла Суу из манги и аниме «Love Hina».
* Эксель, героиня аниме Quack Experimental Anime Excel Saga
* Минори, героиня аниме ToraDora!
* Корея из Хеталии (а никто не говорил, что генки может быть только девушка)
* Кусакабе Мисао, героиня аниме «Lucky Star»

Кудере и дандере
Кудере - Тихий, почти незаметный персонаж. Чаще всего можно найти где-то в сторонке читающего книгу, не обращающего внимания на весь остальной мир. Персонажи молчаливы, апатичны, внешне не эмоциональны. Яркие представители: Рей Аянами из NGE, Юки Нагато из Suzumia Haruhi no Yuuutsu.
Дандере - та же скромняжка, но в ней меньше "снежной королевы", нежели чем в кудере. Впечатление производит менее таинственное и загадочное, а в целом очень сродне первому типу характера. Пример дандере Сецуну Киёру из School Days.

Некоторые персонажи совмещают в себе сразу несколько типов характера.

Не всегда тип характера понятен сразу.

Вопреки расхожему мнению, классификация типов характера применима не только к персонажам женского пола. Да, мальчики тоже бывают МОЭ!

Основные типы характера:

1. Цундере (Tsundere, ツンデレ). Происходит слово от цунцун (tsuntsun, ツンツン), что означает - отвращение, и дередере (deredere, デレデレ), что означает - влюбленность. Один из самых любимых отаку тип персонажей, часто бывает моэйным (об этом ниже). Эти персонажи часто представляют собой поначалу вредных и самовлюбленных, иногда даже неприятных личностей (больше половины девочек с богатыми родителями, например), но в процессе развития сюжета всегда выясняется, что под вредностью скрывается много хороших качеств. Чаще всего они проявляются, когда персонаж влюблен. При этом сам объект их любви бывает ими отвергаем, однако в итоге им приходится признать свои чувства.

Существует также несколько подвидов цундере:

Цунахо (Tsunaho, ツンアホ), альтернативное название - цунбака (Tsunbaka, ツンばか) или более нейтрально - цундодзи (Tsundoji, ツンドジ)

Эти персонажи очень хотят казаться плохими, но из-за неуклюжести, а часто и недалекости всегда все путают, роняют вещи, падают сами и вообще ведут себя комично.

Цунтере (Tsuntere, ツン照れ) - это более открытый (и моэйный вид) цундере. "Тереру", tereru (照れる) означает "застенчивый". То есть, цундере, который пытается казаться холодным и неприступным, но из-за собственной застенчивости (и моэйности) иногда выдает настоящие чувства. Таким образом становится видно, что персонаж на самом деле дередере.

Цундора (Tsundora, ツンドラ) буквально означает "тундра". Это наиболее замкнутый и мрачный тип

персонажа, ледяной. Очень сложно заставить такого персонажа показать свое "дередере-я".

Цунгире (Tsungire, ツン切れ) - самый опасный тип цундере, называющийся по аналогии с "киреру" (kireru, 切れる)- короткое замыкание. Если разозлить этого персонажа, то...лучше не надо. На первый взгляд иногда сложно отличить цунгире от яндере, но вспышка ярости и безумие - все же разные вещи.

2. Кудере (Kuudere, くーデレ), происходит от английского cool и японского deredere , словом называют хладнокровных и равнодушных персонажей. Часто они где-нибудь подальше от остальных сидят с книгой и ни с кем не общаются. Часто их можно отличить по голубым волосам, но не всегда. Итак, кудере молчаливы, но лишь потому, что не хотят ни с кем разговаривать, в силу своего высокомерия.

3. Дандере (Dandere, ダンデレ) - сокращенное danmari deredere (だんまりデレデレ), что означает "стеснительная/ый дередере". Данмари (だんまり) значит "молчание", но молчит дандере не потому, что ему (или ей) так хочется, а потому что жутко стесняется. Это настоящие социофобы, замкнутые и недоверчивые. Чаще всего раскрывают "дередере-я" при контакте с объектом любви.

4. Яндере (Yandere, ヤンデレ) - сокращение от yanderu deredere (病んでるデレデレ), "яндеру" (病んでる) означает "больной". Короче, это сумасшедший "дередере". Яндере-персонажи пользуются у отаку популярностью не меньшей, чем цундере.

Яндере привязаны к объекту своей любви очень сильно, до идолопоклонничества. Это типичные фанаты (и фанатки). В обычном состоянии яндере неотличимы от дередере, но, влюбляясь, превращаются в психов, и не стоит в этот момент попадаться им на пути, ведь они частенько берут в руки острые предметы.

5. Янгире (Yangire, ヤン切れ) - подвид яндере, они являются одновременно безумными и вспыльчивыми. Такому персонажу, чтобы стать маньяком, особый повод в виде любви обычно не нужен. Часто у них в шкафу прячется какой-нибудь темный неприятный секретик из прошлого.

6. Генки (Genki, 元気) - оптимистичные, всегда всем довольные и гиперактивные

персонажи. Такой персонаж - "душа" компании.

Генки бывают двух типов - умные и не очень. Умные генки мыслят так же быстро, как действуют. Персонажи второго типа так же энергичны, но при этом частенько творят комичные безумства.

Ах да, МОЭ!

Слово "моэ" (萌え) означает "росток", подразумевая под собой хрупкую девушку, о которой нужно (и хочется!) заботиться.

Слово в культуре означает фетиш внешности/поведения. Все стереотипы характера, описанные выше, тоже относятся к понятию "моэ". Долгое время считалось, (да и сейчас еще часто считается), что моэйными могут быть только девушки. Но! Моэ может быть парень, хотя и гораздо реже. Разве Италия-кун из Хеталии не являет собой тому пример?

Моэкко (Moekko, 萌え娘) - девушка с моэйными чертами. Моэкко бывают опять же нескольких видов.

Меганекко (メガネっ娘) - девушка в очках.

Бокукко (ぼく娘) - энергичная пацанка.

Петтанко (ぺったんこ) - девушка-ребенок, с плоской грудью, по поводу чего она обычно очень страдает. Ну или не страдает.

Бакуню (爆乳),- девушка с большой грудью, объект зависти петтанко.

Додзикко (ドジ娘) - неуклюжая девушка.

, ,


Сэмэ (яп.: «нападающий») — персонаж, играющий активную роль в яойной паре. Как правило, он традиционно изображается существенно выше ростом.

Укэ (яп.: «принимающий») — персонаж, играющий пассивную роль в яойной паре, однако часто являющийся инициатором связи. По традиции, он всегда ниже ростом.

Бисёнён (яп.: «очень красивый юноша») — расхожий штамп , красавчик, обаяшка, любимец противоположного пола, наполненный под завязку всеми возможными достоинствами, включая некоторый намёк на распутность.

Бисёдзё (яп.: «очень красивая девушка») — аналог бисёнёна, только женского пола. Этот термин и типажи, на которых он основан, встречаются значительно реже.

Цундере — тип персонажа, изначально энергично выражающего грубость, неприязнь, и даже иногда агрессию, отвращение, активное пренебрежение к объекту своей любви — и лишь потом, по ходу действия, нам открывается его внутренняя нежная и ранимая суть (т.е. классическое «сначала бьёт, потом любит»).
Соответственно, цундерекко — это девочка-цундере (наиболее яркий пример — Аска Сорью Лэнгли).

Яндере — тип персонажа, внешне уравновешенного, милого, тихого и спокойного, иногда даже стеснительного, но скрывающего внутри себя клокочущую бурю сильных эмоций и чувств, а зачастую — и прячущего за внешним «я» другую, тёмную сторону своей личности.
Соответственно, яндерекко — это девочка-яндере (не смотрите «Higurashi» — там они все такие!)