», «По прозвищу Зверь », др.

Биография и карьера Татьяны Скороходовой

Татьяна Александровна Скороходова родилaсь 2 августа 1968 года в Иркутске. Когда ей было два года, вместе с семьей перебралась в Москву, где в 1991 году окончила театральное училище имени Б. В. Щукина, отучившись на курсе Юрия Авшарова . Будучи студенткой, дебютировала в 1989-м в приключенческой мелодраме Николая Досталя «Я в полном порядке» с Андреем Толубеевым , Галиной Петровой , Петром Щербаковым , Валентином Смирнитским и другими отечественными актерами. С 1992 по 1993 год играла на сцене театра «Учёная обезьяна», организованного на базе выпускников Авшарова.

В 1990-м Татьяна исполнила главную роль в картине «Наш человек в Сан-Ремо », тогда же на экраны вышел и боевик «По прозвищу Зверь », где возлюбленного Скороходовой по сюжету играл Дмитрий Певцов . С ним же она снималась и в ленте «Мафия бессмертна » (1993), после которого оборвала кинокарьеру и уехала в Иркутск, где окончательно обосновалась с начала 2000-х. Там работала ведущей в телекомпании «АИСТ», фотомоделью, даже баллотировалась в депутаты городской думы.

С 2010 года Татьяна Скороходова является главным редактором журнала «Стольник» в Иркутске. Кроме того, Татьяна стала ведущей радиопрограммы и успешно попробовала себя в амплуа модельера.

Личная жизнь Татьяны Скороходовой

Во время учебы в Щукинском училище у Татьяны зародились отношения с актером Дмитрием Марьяновым («День радио », «Кордон следователя Савельева », «Норвег »). Вместе они прожили три года, а потом расстались, сохранив теплые дружеские отношения.

В 1993-м, снявшись в ленте «Мафия бессмертна », Скороходова уехала в родной Иркутск, где встретила своего будущего мужа, оператора Андрея Закаблуковского . В 1994-м пара сыграла свадьбу. Некоторое время супруги прожили в Москве, а в 2002-м приняли решение переехать в Иркутстк и обосновались там окончательно. У Татьяны и Андрея родилось четверо детей: сыновья Данила и Дарик, дочери Аня и Марика.

Татьяна Скороходова о Закаблуковском: Ученые развенчали миф о том, что бывает любовь с первого взгляда. Заголовок новости гласил «Сколько нужно женщине, чтобы влюбиться?». Оказывается, не мгновение, а 45 секунд. В моем распоряжении было 45 секунд, когда я увидела этого человека, и мне их хватило, чтобы понять, что это он - тот, за кем я пойду на край света.

В биографии и личной жизни Татьяны Скороходовой произошли большие перемены, за несколько лет работы в кадре ей удалось пополнить свой список ролей.

Татьяна Александровна Скороходова родилась 2 августа 1968 года в Иркутске. С раннего детства она любила декламировать стихотворения и выступать на публике. 1991 год для Татьяны стал знаковым, она окончила театральное училище имени Б.В.Щукина, курс Авшарова Юрия.

Восхождение на Олимп успеха Таня начала с работы в театре «Учёная обезьяна», в котором принимали активное участие выпускники курса Авшарова.

Актёрами стали пока неизвестные на то время Скороходова и Марьянов, они также принимали активное участие в передаче, под названием «Сам себе режиссёр», в которой ребята предстали в комедийном амплуа. Зрительской аудитории они запомнились по небольшим телерепризам. Первая главная роль актрисы – она сыграла девушку по имени Дина в одноимённом фильме.

Татьяна Скороходова в фильме «Риск без контракта»

Эта мистическая драма режиссёром, которой выступил Фёдор Петрухин, приковала к себе взгляды миллионов зрителей.

Затем последовали предложения сняться в других картинах, среди которых оказались: «Наш человек в Сан-Ремо», мелодраматическая история «Любовь», боевик «По прозвищу «Зверь», комедия «Альфонс», «Риск без контракта», «Любовь по заказу».

Татьяна Скороходова в фильме «Наш человек в Сан-Ремо»

В 1993 году Татьяна Скороходова сыграла вместе с Дмитрием Певцовым в боевике «Мафия бессмертна». Это была последняя заметная работа актрисы и потом на долгие годы о ней все забыли. Уход из кинематографа ознаменовал собой новый этап в жизни Скороходовой, пусть она и не успела реализовать себя как актриса.

Татьяна Скороходова в фильме «Альфонс»

В советском киноискусстве произошёл застой, и своего рода чёрная полоса, Татьяна, словно интуитивно почувствовала приближение бури и решила попробовать раскрыть другие свои таланты.

Новый этап, в карьере спустя много лет

Татьяна познакомилась с оператором Андреем Закаблуковским, с которым создала крепкую семью. Они уехали из столицы в Иркутск, где она начала принимать участие в фотосессиях, стала моделью, а также ведущей на компании «АИСТ» и даже баллотировалась в депутаты госдумы в Иркутске. Она посвятила себя детям, личная жизнь и биография Татьяны Скороходовой наполнена яркими событиями, даже, несмотря на то, что она совсем перестала появляться в кадре. Вместе с супругом Андреем актриса воспитывает четырёх детей: дочерей Аню и Марику, сыновей – Дарика и Данила.

Татьяна заняла место главного редактора в местном журнале, под названием «Стольник», она ежедневно просыпается вместе с любимыми зрителями, являясь ведущей на радио МсМ.

Вместе с коллегой по работе Константином Озеровым Скороходова рассказывает новости и делится своими впечатлениями о новых фильмах и сериалах, которые только недавно появились на экране.

С недавнего времени Татьяна снова снимается в кино, в 2011 году вышел фильм с её участием «Сатисфакция», а затем последовала картина «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Последний фильм был, снят в Иркутске и актриса этим очень гордится. Местный кинематограф позволяет ей удивлять зрителей. Скороходова считает, что на отечественном телевидении не хватает фильмов для взрослой аудитории, так как обычно снимают комедийные истории для подростков, а старшему поколению совсем нечего смотреть.

Татьяна была весьма удивлена, когда узнала, что креативными директорами, операторами и продюсерами новых фильмов выступают представители молодого поколения. Она совсем не против такого плодотворного сотрудничества и всегда готова прислушиваться к мнению талантливых людей. Фото из личной жизни Татьяны Скороходовой и её биографии можно отыскать на просторах интернета.

Часто актрисе задают вопрос, какую бы роль она хотела сыграть? Татьяна мечтает о драматической картине, где она предстанет брюнеткой с характером, которая попадает в непростые жизненные ситуации и старается справляться с трудностями.

По иронии судьбы ей всегда достаются роли блондинок, лёгких на подъём, жизнерадостных и свободолюбивых личностей.

Скороходова считает, что блондинкой быть намного легче, веселее и оптимистичнее, чем брюнеткой. Из-за Татьяны Андрей бросил свою супругу Ларису, и актриса считала себя виноватой в том, что случилось. Но Закаблуковский не отступил, каждые выходные пока актриса жила и работала в Москве, он летал в гости и они проводили эти драгоценные минутки наедине друг с другом. Биография и личная жизнь Татьяны Скороходовой, фото детей она не скрывает. Женщина благодарна супругу за большую и крепкую семью, которой она очень дорожит.

Андрей часто радует её оригинальными подарками, этот мужчина сумел завоевать её доверие и сделать всё возможное, чтобы сохранить отношения трепетными и необычайно искренними. Эта пара заслужила гордое звание одной из образцово-показательных семей отечественного кинематографа.

Романы и единственный брак Дмитрия Марьянова

Первый серьезный роман Марьянова случился во время учебы в Щукинском училище, объектом симпатии стала однокурсница Татьяна Скороходова.


Девушка была на два года старше и несколько месяцев не обращала на Дмитрия внимания.


«Оказывал знаки внимания смешно и одновременно трогательно. Когда наш роман закрутился, в основном ведущей в паре была я», — вспоминает Татьяна. Влюбленные вместе жили в общежитии и часто ссорились, но быстро мирились, говорит Скороходова.

"Особенно меня раздражало его состояние после попоек с друзьями. А кому пьяный мужик понравится?" - Татьяна Скороходова


Отношения Татьяны и Дмитрия длились три года, но браком так и не закончились: Дмитрий не хотел связывать себя семейными узами, хотя Татьяна говорит, что воспринимала его как супруга.


По сюжету фильма «Любовь», где мы с Димой снялись вместе, я выхожу за него замуж. Наши ребята сразу заявили: «Плохая примета! В жизни не поженитесь». Так и получилось - Татьяна Скороходова.

Расставание далось Дмитрию очень тяжело: «После разрыва с Таней я поседел за неделю. Натурально вся челка стала седая», — вспоминал он в интервью Womanhit .


Следующей пассией Марьянова была модель Ольга Аносова. Они познакомились в 1994 году, когда девушка вернулась после работы в Париже и поступила на режиссерское отделение ВГИКа. В то время Марьянов служил в «Ленкоме» и часто уезжал на гастроли, а Ольга посвящала все время учебе.



Когда у пары в 1996 году родился сын Даниил, Дмитрий не стал менять свой образ жизни, ребенком занималась мать. В итоге Ольга выгнала Марьянова из квартиры. Но бывшие сожители поддерживали дружеские отношения, отец оплачивал Даниилу частную школу.

Ольга Аносова с сыном Даниилом

Стандартное обвинение с его стороны: «Зачем ты воспитываешь из нашего сына девчонку?!" А я: «А как женщина еще может его воспитывать? Не нравится, приезжай и давай сам». — «Ну да, ты права». И все! Конфликт исчерпан

— Ольга Аносова.



У Дмитрия был роман с актрисой Евгенией Брик (Хиривской) , которую у Марьянова «увел» режиссер Валерий Тодоровский, вспоминает Аносова.

Очень хорошая девушка из интеллигентной семьи. Валерка сразу оценил ее по достоинству и у Димки отнял - Ольга Аносова

Следующей партнершей Марьянова стала танцовщица театра Моссовета Ольга Силаенкова. Пара сходилась и расходилась несколько раз и в итоге, по словам Ольги Аносовой, рассталась из-за постоянных сцен.



"Очень вульгарная особа. Девочка ничего из себя не представляла и, как только у нее появился Димка, тут же уселась ему на шею"


Роман Дмитрия и известной фигуристки Ирины Лобачевой закрутился на съемках программы «Ледниковый период». В 2007 году спортсменка развелась с мужем и партнером Ильей Авербухом и призналась , что Марьянов поддержал ее в тяжелое время.

"Долгое время мы просто дружили. И он как друг знал о моих связях с другими мужчинами, которые у меня были сразу после развода. А потом я его разглядела, поняла — он больше, чем просто друг" - Ирина Лобачева.


Лобачева очень хотела родить второго ребенка (первый сын Мартин рожден в браке с Авербухом) и была готова не вступать в официальных брак с Марьяновым. Однако, по данным прессы , именно отказ Дмитрия от серьезных обязательств стал причиной их расставания в 2011 году.


Долгие годы Дмитрий называл себя убежденным холостяком, говорил, что не хочет потерять свободу, а его несносный характер невозможно выдержать. Обсуждать подробности своих романов в прессе он наотрез отказывался и однажды высадил журналиста , который брал у него интервью в машине.


Дело даже не в штампе в паспорте. Есть такое дурацкое понятие — страх потерять свободу. А о чем на самом деле шла речь? Я боялся потерять сексуальную разнузданность - Дмитрий Марьянов.


Но все изменилось с появлением в жизнь Марьянова психолога Ксении Бик. Девушка из Харькова стала первой и единственной официальной супругой актера, он женился в 45 лет, в 2015 году. Ксения на 17 лет младше мужа, у нее есть дочь Анфиса.


После брака супруги объявили , что Анфиса на самом деле родная дочь Дмитрия, но этот факт скрывали ранее. В 2016 году супруги снялись в программе «Пока все дома» и рассказали о семейной жизни.

Мне кажется, что одно из основных мужских качеств — это умение извиняться. Потому что так, как извиняется Дима, не извиняется никто - Ксения Бик.

А вот и свадьба:



Дмитрий Марьянов прославился ролями в фильмах «Выше радуги», «День радио», «Дорогая Елена Сергеевна!» и др. Умер в подмосковной Лобне вечером 15 октября. Артист отдыхал на даче у друзей, ему неожиданно стало плохо. По предварительной информации, причиной смерти стал оторвавшийся тромб. Друзья Дмитрия не могут поверить, что такое могло с ним случиться.





Фильмография:


Спектакль "Наши друзья" с Еленой Ксенафонтовой


"Мираж"



"Слушая тишину"


"Одна любовь на миллион" с Еленой Морозовой


"Кавалеры морской звезды"


Сериал "Боец"


"Графиня де Монсоро"


Спектакль "Нереальное шоу"


"Выше радуги"


"Дорогая Елена Сергеевна"


"Отцы"



"Одержимый" с Марией Машковой


"Праздник взаперти" с Любовью Толкалиной


"Вышибала" с Анастасией Паниной


"Взрослая дочь"


"Игра в правду"



"Захват"


"Как выйти замуж за миллионера"


"Культ" с Татьяной Арнтгольц


"Личная жизнь следователя Савельева" с Нонной Гришаевой

После очередного расставания актер с репутацией ловеласа начал выходить в свет с девушкой по имени Ксения. И, как он признался, на этот раз все серьезно.

Дмитрий Марьянов с нынешней девушкой Ксенией. Фото: Fotodom.ru.

Для изданий, что рассказывают о личной жизни знаменитостей, Дмитрий Марьянов — настоящий ньюсмейкер. Не успеют обсудить один его громкий роман, как начинается другой. Сам актер, как правило, никаких комментариев не дает, поэтому вокруг его персоны возникает огромное количество сплетен. После расставания с Ириной Лобачевой Дмитрий стал выходить в свет с симпатичной блондинкой по имени Ксения. И, как он признался, на этот раз все серьезно.

Раньше он говорил так: «Я холостой. Сложно найти женщину, которая будет безропотно терпеть мужа-актера. А муж-актер — это ночные съемки, невыдержанные поклонницы, а иногда еще может творческий кризис посетить, который рука об руку шагает с кризисом материальным… Одна лишь женщина способна все это выдержать — моя актерская судьба». Первая настоящая любовь Дмитрия — однокурсница по Щукинскому училищу Татьяна Скороходова, красавица, в которую были влюблены все поголовно. Удивительно, что среди своих поклонников она выбрала именно Марьянова, который был на два года ее моложе и не мог в ту пору похвастаться ни известностью, ни финансовой состоятельностью. Их студенческий гражданский брак так и не превратился в официальный. После расставания Татьяна уехала в родной Иркутск, вышла замуж и родила троих детей… Другое серьезное увлечение Марьянова — бывшая манекенщица Ольга Аносова. Они встретились, когда девушка поступила на режиссерский факультет ВГИКа. Эти отношения длились несколько лет. Ольга родила сына Данилу, но ветреный актер снова оказался не готов к роли примерного семьянина. Пара рассталась, впрочем, Ольга никогда не препятствовала общению Дмитрия с сыном. Тот же заслужил славу ловеласа, меняя женщин как перчатки. Среди его любовниц были Евгения Хиривская (нынешняя жена Валерия Тодоровского), танцовщица Ольга Силаенкова, фигуристка Ирина Лобачева. С Ирой актер познакомился на съемках «Ледникового периода», их отношения длились два с лишним года. В прессе даже стали поговаривать о свадьбе, но и на этот раз что-то не сложилось. Ирина рассказывала в интервью, как трудно встретить подходящего для семейной жизни человека, а у Дмитрия завязался новый роман…
Ваши поклонницы пишут на сайте: спасибо за созданные в кино мужские образы — сильные, уверенные в себе и чувственные. Это все-таки образы или вы в них часть своей натуры вкладываете?
Дмитрий Марьянов
: «Думаю, пятьдесят на пятьдесят. В каких-то жизненных ситуациях я прямо-таки горжусь собой, а в других понимаю, что поступил как настоящая размазня. Причем бывает и так: я-то хотел помочь, искренне сделать доброе дело, а со стороны это видится как слабость».
Вы согласны с классиком: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей»?
Дмитрий
: «Это сказал Жванецкий?»
Нет, Александр Сергеевич Пушкин.
Дмитрий:
«А то у Жванецкого тоже было: „Чем меньше женщину мы больше, тем больше меньше она нам“. Чем меньше любим, тем легче нравимся? Не могу сказать, что это аксиома. Я думаю, каждая ситуация диктует свои принципы действия. Недавно прочитал рассказ Аверченко — там один мужчина спрашивал совета у другого, как добиться взаимности у своей избранницы. И тот сказал, что надо последовательно выполнить некие семь пунктов — и тогда „крепость падет“. Вот только последний пункт не назвал. Очень смешная история и трагичная. Формулы любви нет».
Вам приходилось прикладывать усилия, чтобы завоевать женщину?
Дмитрий:
«По-разному. Бывало и так, что само в руки шло, а бывало, что боролся».
Сколько длились самые долгие ухаживания?
Дмитрий:
«Помню, одна газета написала довольно-таки мерзкую статейку, что Марьянов через каждые три года меняет любовниц. Мол, не хватает его на долгие отношения. Когда-то действительно было три года, когда-то больше».
Есть темы, которых вы избегаете в интервью?
Дмитрий:
«Для меня степень откровенности зависит от умных вопросов и комфортного общения с собеседником. Бывает, приходит журналист и говорит: вот в одном интервью вы рассказывали, как прыгали с парашютом… Да, вот именно, я это уже говорил. Спросите меня что-то новое, тогда мне будет интересно».
Кстати, про три года писал Фредерик Бегбедер — мол, именно столько и живет любовь.
Дмитрий:
«Я не думаю, что это правда. У меня перед глазами пример моих родителей — они прожили вместе сорок два года. К сожалению, уже шесть лет, как нет мамы, но мы часто ее с папой вспоминаем. И я помню, как они жили — душа в душу. Три года — это, наверное, период притирки, адаптации друг к другу. Есть такой срок, но он не касается любви, это просто физиологические, социальные, бытовые привыкания: например, кто-то тюбик с зубной пастой не закрывает. Но три года — это не есть проверка на любовь. Если это действительно настоящее чувство, люди не расстаются и после».


Вы человек влюбчивый?
Дмитрий:
«Раньше был. Сейчас все по-другому. Мне уже давно неинтересно трахать все, что движется. По-моему, это Брэд Питт сказал: „Если у тебя уже есть женщина, появляется другая и стоит выбор — кого предпочесть, выбирай сразу вторую. Если бы ты любил первую, то вторую даже не заметил бы“. Хорошая фраза. Раньше — да, я все смотрел по сторонам, а сейчас понял, что, во-первых, из-за собственного легкомыслия терял то хорошее, что было в моей жизни. Просто захотелось тупо с кем-то переспать, и из-за этого тот человек, который был рядом, перестал мне доверять. Отношения разрушились. И снова начинается долгий поиск, который не всегда заканчивается удачно. А во-вторых, я тратил время, которое можно было бы отвести на счастливую совместную жизнь».
У вас была так называемая бракофобия?
Дмитрий:
«Конечно. Поэтому я до сих пор и не женился. Дело даже не в штампе в паспорте. Есть такое дурацкое понятие — страх потерять свободу. А о чем на самом деле шла речь? Я боялся потерять сексуальную разнузданность. Самое страшное — это начать говорить правду самому себе. Человек — он же хитрое существо. Он оправдать себя способен в любом случае. Я могу вам сейчас каких угодно красивых слов о себе наговорить, и вы мне поверите. А себя не обманешь — ты точно знаешь, где ты врешь. Не так давно произошел эпизод, о котором мне неприятно вспоминать. Было уже поздно, я спешил на встречу с друзьями. На безлюдной дороге стояла женщина, голосовала. Дорога была прямая, я вполне мог бы ее подвезти. Но я хотел как можно скорее добраться до места и не остановился. Потом, уже проехав мимо, стал себя ругать: „Дима, что же ты, стыдно! Хотел побыстрее съесть шашлык, выпить рюмку вина?“ И тут же моментально я нашел себе оправдание — что мог попасть в пробку, что меня ждали люди. Нет чтоб сказать честно: „Признайся, что ты скотина, ты просто поленился“. Разговор с собой — это очень полезно, массу интересного начинаешь про себя, любимого, узнавать».
У вас скоро выйдет фильм, который так и называется — «Игра в правду». Не он ли заставил вас пересмотреть взгляды на жизнь?
Дмитрий:
«А до этого я шесть лет играл в одноименном спектакле. Это был наш вариант французской пьесы Филиппа Лелуша. Все диалоги мы писали сами: я, Витя Шамиров, Костя Юшкевич, Гоша Куценко. От оригинала там мало что осталось. Юмор и менталитет французов очень сильно отличаются от наших. Возможно, игра в этом спектакле стала своего рода внешним толчком к тому, что я стал больше общаться с собой. Но все-таки к необходимости такого разговора по душам привели жизненные обстоятельства». (Сюжетная линия такова: трое бывших однокурсников встречаются спустя много лет для того, чтобы побороться за сердце той единственной и неповторимой, которую они когда-то любили. — Прим. авт.)
Видимо, из-за того, что спектакль оказался удачным, возникла и идея киноверсии?
Дмитрий:
«Сначала экранизацию пьесы Лелуша решили делать французы. И они долго не давали нам права. Но потом все-таки согласились. Мы переделали все. На мой взгляд, наша версия получилась острее, трогательнее и искреннее. Я видел реакцию зала. Самое сложное было переключиться со сценического состояния на киношное. Это приводило Витю (режиссера Виктора Шамирова. — Прим. авт.) в возбужденное состояние, он горячился и кричал: „Неужели нельзя понять элементарных вещей?!“ А у нас за шесть лет многое дошло до автоматизма. И вот теперь надо было убрать шестилетний опыт игры и ту же самую фразу сказать по-другому. Я первый из ребят попал на девятнадцать дублей. Никак не давался тот момент, где я говорю: „Майя, как же она мне нравилась!“ И про поцелуй — там что-то все никак не срасталось. Некоторые сцены вообще пришлось убрать, диалоги урезать. Как у лампочки накаливания: стукнешь по ней — и она ярче светит. Произошла такая же очистка, многое подправилось в моем персонаже, хотя кое-что я все-таки перенес со сцены на экран. Посмотрим, что получится. Все мои знакомые, которые смотрели спектакль, говорят, чтов любом случае придут в кино, чтобы сравнить».
Вы уже видели финальный результат?
Дмитрий:
«Нет. Очень волнующе все это… Могу честно сказать, не кривляясь: когда я смотрю свои фильмы в первый раз, делаю это вот так — зажмурясь, сквозь пальцы. Мне сразу все категорически не нравится. Сижу и занимаюсь самоедством: здесь можно было бы сыграть ярче, придумать еще какую-нибудь выразительную деталь. А вот здесь явно под-устал, надо было отдохнуть, попросить режиссера сделать паузу. А я, наверное, спешил домой. Я же вижу, что себя обманывать? Но потом, по прошествии времени, все меняется, некоторые свои фильмы я даже с удовольствием пересматриваю».
Правда ли, что своих персонажей в пьесе, а потом и в фильме вы выбирали по принципу лотереи — тянули спички?
Дмитрий:
«Правда. Выбрал — вот и люби его. (Смеется.) Когда мы начали работать над сценарием, еще не знали, как будем выписывать характеры. Единственное, мой герой был отмечен как финансово состоятельный человек. Так что все придумывалось в процессе. Монолог про собаку получился очень смешной. Мы договорились, что собираемся вместе на репетиции и пишем. А я опоздал на полтора часа из-за оформления сделки на жилье. Пришел, все сидят со страшно недовольными лицами. Я сказал: „Ребята, простите, не каждый день я покупаю себе квартиру“. Они: „Ок, проехали“. Но за полтора часа моего отсутствия успели сочинить для меня этот огромный монолог — чтобы дать мне большое количество текста и я заколебался его учить. Коллектив-то добрый. (Смеется.) Вот еще пример дружеского прикола. Я больше двадцати лет не ел мяса. Из-за этого у нас на съемках на столе всегда была курица. Не знаю, что произошло со мной за последние несколько месяцев, но курицу я теперь просто видеть не могу. У меня от одного этого слова возникает рвотный рефлекс. И что делают эти гады? По сценарию Костя Юшкевич стоит с блюдом с курицей, я отодвигаюсь от него все дальше. Потом специально выхожу на балкон, потому что меня уже мутит от этого запаха, а он идет за мной. А Гоша Куценко при этом начинает с аппетитом рвать птицу зубами».
Ваш герой — самый успешный из троицы…
Дмитрий:
«Он успешный в финансовом плане. А на самом деле это трагичный персонаж. Внешне стремится показать, что все ему дается легко. Прикрывается бравадой: „Жена? Да пошла она!“ Ходит по кабакам, снимает проституток и заливает алкоголем боль и страх перед тем, что жизнь не удалась. Он хочет жить так, чтобы не изменять жене. Хочет быть счастливым в любви, но у него не получается. Или не хватает сил. Но в итоге он все-таки приходит к тому, что нужно работать над собой».


Внутренне он вам близок?
Дмитрий:
«Временами. Все, что мы писали с ребятами, так или иначе происходило с нами самими. Это ситуации из нашей жизни, которые мы распределяли между героями. Поэтому они и получились такими правдивыми. История про крестик, который женщина сняла, когда полюбила другого мужчину, — реальная. Мужчина, которого предали, — я. Это было давно. Мы просто отдали этот сюжет персонажу Кости Юшкевича, потому что ему он больше подошел».
Все три друга влюблены в героиню Ирины Апексимовой, первую красавицу курса. Такой же была и ваша любимая женщина — Татьяна Скороходова…
Дмитрий
: «Да, тем не менее мне удалось ее завоевать. Конечно, возникают определенные аналогии. Каждый из нас рассказывал про ту любовь, которая была у него когда-то. Придумывать не очень выгодно, когда есть задумка показать всю искренность своего персонажа. И ты вспоминаешь, как это было с тобой, как переживал, страдал. После разрыва с Таней я поседел за неделю. Натурально вся челка стала седая».
Почему вы разошлись?
Дмитрий:
«Когда люди расстаются, в этом всегда виноваты оба: и моя вина была, и ее отчасти. Но, в общем, все происходило достаточно болезненно. Мои друзья и одноклассники, которые приходили на спектакль, признавались, что у них тоже возникало щемящее чувство ностальгии по прожитым годам, по чему-то недоделанному. Хотелось сгладить в своей голове воспоминания о каких-то событиях».
Вам не кажется, что идея фильма в чем-то перекликается с картиной «О чем говорят мужчины»?
Дмитрий:
«Мы поставили спектакль. А они первыми сделали кино. Я видел „О чем говорят мужчины“, мне понравилось. Наверное, идея, что называется, витала в воздухе. Ведь мы точно так же с друзьями собираемся, обсуждаем жизнь, политику, женщин».
То есть у вас тоже есть теплая компания, в которой можно вести задушевные беседы?
Дмитрий:
«Да, у меня есть друзья детства. Я, Родион Белецкий, Юра Бобров жили в одном дворе, только в разных подъездах. Потом вместе учились в театральной школе, затем ушли в армию. И сейчас общаемся, вспоминаем какие-то события из нашего прошлого».
Вы с ними «играете в правду»?
Дмитрий:
«Как сказал персонаж Гоши Куценко, «не надо, это может быть очень опасно». (Смеется.)
Говорят, что у вас существовал некий договор с друзьями: когда в вашей жизни появится женщина, которая начнет вами манипулировать, друг обязан на это указать…
Дмитрий:
«Да, это правда. Мы с Мишей Шевчуком (актер, режиссер. — Прим. авт.) давным-давно заключили такой «пакт». И это было правильно. Когда мы влюблены, то перестаем адекватно воспринимать себя, свои поступки, не замечаем тех изменений, которые с нами происходят, и иногда это может привести к печальным последствиям. А со стороны, как говорится, виднее. Мне вот папа иногда говорит: «Дима, не надо так делать, не надо».
И как?
Дмитрий:
«Помогает».
У вас был кризис среднего возраста?
Дмитрий:
«Да, депрессуха конкретная. Ничего не добился, семьи нет, с любимой опять расстался, надо кого-то искать. Сейчас понемногу выкарабкиваюсь из этого состояния. Стал умнее и мудрее. И понимаю, что не хочу терять ту женщину, которая рядом со мной».
Вы говорите о Ксении?
Дмитрий:
«Да. Она из Харькова, по образованию психолог, защищает диссертацию. Вот с ней мы сейчас и говорим о правде. (Смеется.) Но, наверное, не всегда нужно раскрывать детали своего прошлого. Лучше, конечно, ничего предосудительного не делать, чтобы потом врать не пришлось».
Когда, в какой момент вы поняли, что надо остепениться? Столько ярких историй у вас было…
Дмитрий
: «Я еще не до конца это понял, но к этому иду. (Смеется.) Я же говорил: я сам, по своей глупости терял то, что создавал. Сейчас мы с Ксенией вместе, нам хорошо. Она во многом мне помогает. Профессия психолога тесно связана с актерской. Есть такие понятия — «психологический жест», «мотивация поступков», «разбор сцен». Не так давно Ксения присутствовала на съемочной площадке. По сценарию я дрался с маньяком. Она все внимательно посмотрела и говорит: «Дима, маньяк не станет так эмоционально, агрессивно нападать. Он будет убивать спокойно, холодно и расчетливо, потому что совершал это уже много раз и уверен в своей правоте. Он воспринимает тебя не как человека, а как кусок мяса». Ксения мне это с точки зрения психологии объяснила. Я сказал об этом режиссеру, и он согласился: «Очень любопытное замечание». Мы вместе поправили эту сцену».
Она вас за человеческие качества полюбила или все-таки сыграло роль то, что вы известный актер?
Дмитрий:
«Она признавалась, что сначала вообще не хотела со мной знакомиться — именно из-за того, что я актер, публичная персона».


К тому же у вас репутация человека непостоянного…
Дмитрий:
«Ну да, да… Она уезжает из Москвы надолго и говорит: «Что-то неспокойно мне тебя оставлять». И я ее понимаю. Бросить меня одного на десять дней — чревато. Изначально по привычке я пытался смотреть налево. А потом сам себя стал останавливать: «Что? Опять наступаешь на те же грабли?!» Теперь Ксению успокаиваю: «У меня нет желания тебе изменять и погубить тем самым наши отношения».
У вас есть ощущение, что Ксения — именно та женщина, с которой вы можете прожить остаток жизни, вырастить и воспитать детей?
Дмитрий:
«Давайте на этот вопрос я буду отвечать в присутствии Ксении, потому что ответ зависит не только от меня и моих желаний».
Вас эти отношения изменили?
Дмитрий:
«Да. Мне знакомые говорят: «Дима, когда Ксения приезжает, ты становишься другим». Меньше во мне взрывного, нервного, дерганого — это точно».
И хочется любить весь мир и делать добрые дела?
Дмитрий:
«Я хочу создать приют для бездомных животных. Понимаю, что есть люди, которые нуждаются, есть больные дети, но им и так многие помогают. Животных жалко по той причине, что они сами не могут себя защитить от злобы и агрессии. Нашу первую кошку мы с братом нашли под слоями толя, которым покрывали крышу. Мы услышали мяуканье и обнаружили симпатичного трехцветного котенка, черно-рыже-белого. Взяли домой. Эта кошка долго прожила с нами. И потом у нас всегда были домашние животные. Сейчас у папы есть кошка, у меня попугай».
Каков для вас образ идеальной семьи?
Дмитрий:
«Я буквально вчера закончил пересматривать трилогию «Крестный отец». Ужас. Финальный кадр потрясает. Голливуд оглох от беззвучного крика Аль Пачино, когда убили его дочь. Он сам все разрушил. Но так же мог и создать. Кто-то говорит — семья в жизни главное, а кто-то считает, что работа, бизнес. Надо найти золотую середину. Я всегда восхищался Жераром Депардье, который в какой-то момент сказал своему агенту: «Оставьте меня в покое на год!» И уехал в кругосветное путешествие. Он знаменитость, всего добился сам, у него есть средства, чтобы содержать себя и семью. Но завидую. Тоже так хотелось бы».
В кругосветное путешествие?
Дмитрий:
«Ага!»
Вы байкер. Иван Охлобыстин рассказывал, что перестал гонять на мотоциклах после рождения третьего ребенка…
Дмитрий:
«Ну, может, и я после рождения третьего завяжу. Психолог вам скажет, что все взаимосвязано. Весь мой образ жизни, байкерство означали одно — что я боюсь ответственности и прикрываюсь красивыми словами о внутренней свободе. Сел на мотоцикл — и уехал от своих проблем. Только ведь на самом деле ничего не изменилось, поменялось только место разговора с самим собой. А какая разница, где в конце концов придется это делать: дома в Москве или в мотельчике под Москвой? Если почаще разговаривать с собой, может, и мотоцикла никакого не понадобится».
Вы в быту придирчивый человек?
Дмитрий:
«Если я долго живу с одной женщиной, то начинаю придираться: нужен обед, и выглаженные рубашки, и порядок в доме. А если я один, приходит ко мне домработница, а у меня по полу среди пыли стелются три дорожки: из коридора на кухню, в спальню и туалет. (Смеется.) Хотя когда я сделал ремонт в новой квартире, никто из гостей не остался равнодушным к тому, что получилось».
Своими руками?
Дмитрий:
«Нет. Но я это финансировал. Квартира выглядит потрясающе: камень, дерево, медь, бронза и латунь. Италия 30-х годов. Этот дизайн мне подарил мой близкий друг на день рождения. Игорь Северцев — он очень хороший дизайнер. У меня даже есть медные сковородки и кастрюли, которыми я пользуюсь и сам их чищу».
Вы, кстати, говорили, что много лет не ели мяса. С чем это связано?
Дмитрий:
«Да, лет двадцать не ел мяса, только курицу и индейку. Дело было так. Я держал пост. Потом на Пасху съел кусок свинины, и мне стало плохо. После этого я вообще не мог смотреть на мясо. Но сейчас я более лояльно к этому отношусь».
Если бы вам вернули молодость, что бы вы сделали по-другому?
Дмитрий:
«Наверное, бросил бы курить. То, что сейчас происходит со мной, меня более чем устраивает. Благодарен тем женщинам, которые меня любили, тем людям, которых встречал. Я ни о чем не жалею, хорошо, что все это было».

«Конкурент» беседует с известной российской актрисой. Яркая, лучезарная и просто красивая женщина. В прошлом актриса российского кино, на пике своей карьеры она уехала из Москвы вслед за любимым в далёкий Иркутск. Сегодня замечательную пару - семью Андрея Закаблуковского и Татьяны Скороходовой - знают все. Творческие, интересные люди. Удивительно, но интерес к этой паре не угасает. Татьяна сегодня не снимается в кино, не играет в театре, и телевидение в прошлом, но ее всегда с удовольствием приглашают на любые интересные проекты, будь то фотосессии для модных журналов или передачи на федеральных каналах. Почему? Наверное, потому, что в этой удивительной женщине сочетаются оптимизм и харизма. Она олицетворяет образ хранительницы домашнего очага. Семья живёт за городом, в большом и красивом доме, где почти всё сделано руками отца семейства. Татьяна - многодетная мама (в семье пятеро детей), любящая и любимая женщина.

Татьяна, вы живёте за городом. Про ваш удивительный, большой и гостеприимный дом знают многие. Но жизнь за городом сложностей не приносит? Как строится ваш день?
- У меня сейчас трое детей-школьников, поэтому расписание очень сильно зависит от них. Без городской квартиры, конечно, стало трудновато. Ведь дети подрастают, и кроме школы у них еще много дел. Бывает, что мы всей семьей приезжаем в город к восьми утра и уезжаем в девять вечера.
- В каком-то смысле ваша жизнь подчинена распорядку ваших детей?
- (Улыбается.) Да ни в каком-то, а абсолютно в прямом. Они ведь не виноваты, что мы так далеко живём.
- А какая вы мама? Как воспитываете детей?
- Любовью и доверием. (Улыбается.) Правда, когда у очередного ребенка начинается переходный возраст, мне каждый раз кажется, что я ничего не смыслю в воспитании. Конечно, мы стараемся в любых ссорах между детьми объяснить, что это их брат или сестра, в детстве все ссорятся, потом вы будете самыми близкими друг другу людьми. Младшие целых пять минут после ссоры клянутся, что это совершенно невозможно в их случае!.. Ну а главный принцип, который я считаю основным и, пожалуй, даже достаточным, это высказывание Камю: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого».
- А ваше детство как проходило? Расскажите о своих родителях.
- С удовольствием. Папа мой был инженером. Спасибо ему большое, он был прирождённым педагогом. Благодаря ему я хорошо разбираюсь во всех технических дисциплинах. И легко сдавала пресловутый сопромат, учась в одном из своих многочисленных институтов. Папа совершенно просто, буквально на пальцах мог рассказать обо всех физических процессах, происходящих в мире. Мама у меня очень творческий человек. Как она попала в медицину, для меня большая загадка! В своё время, видимо, ей просто развернуться было негде. Но она с лихвой компенсирует это на домашних мероприятиях. (Смеётся.) Потому что семейные праздники у нас так весело проходят! Недавно отмечали юбилей моей бабушки - девяносто лет. Был такой замечательный праздник, потрясающий домашний концерт. Все настолько были этим увлечены, что тётя моя даже в шутку немного расстроилась - гости ведь ничего не съели, все были увлечены шоу. Мама обожает устраивать театрализованные представления и сама выступает в множестве ролей. Она сейчас живёт в Иркутске. А раньше мы с родителями жили на Крайнем Севере, в Якутии. Одно из самых ярких воспоминаний детства - это как мы весной ходили за подснежниками с родителями. Также помню представления кукольного театра, которые мы часто устраивали дома.
- Татьяна, а как вас, любимую дочку, отпустили в Москву поступать в театральный вуз? Ведь существует у многих родителей определенный стереотип об этой профессии.
- (Улыбается.) Меня, можно сказать, вытолкали! Хотя папа почему-то думал, что я буду поступать на биофак в Иркутске. Почему? Для меня это осталось загадкой. И он очень удивился, когда узнал, что мы с мамой билеты в Москву уже купили и я лечу на экзамены в театральный. Мама, видимо, брала реванш за свою нетеатральную карьеру. С выпускного вечера я вернулась в шесть утра, а в восемь мы уже вылетели в Москву. В четыре утра прилетели, а в восемь уже были в Щепкинском училище.
- Выход на экран первого фильма с вашим участием для ваших родителей, безусловно, стал очень знаменательным событием.
- Да. Но так получилось, что они и на съёмках у меня бывали, папа часто летал в командировки, и мама прилетала, они с удовольствием приходили на съёмочную площадку.
- Татьяна, наверное, вопросы журналистов и вообще тема вашего актёрского прошлого вам поднадоела?
- Да, честно говоря, приятно это вспоминать лишь иногда. Чтоб не забыть. Живу я ведь сегодняшним днём, в другом настоящем. Друзья актёры остались, с удовольствием общаемся. Эдик Радзюкевич, Саша Жигалкин, Дима Марьянов. С Марией Порошиной переписываемся, всё никак в Москве не совпадём.
- И в Иркутске вы нашли для себя интересное занятие. Были телеведущей, снимались в рекламных роликах. Начали курсы этикета преподавать.
- Пока не преподавала, потому что не набрана группа. Но как только - я сразу готова к этой работе приступить. Ко мне обратились представители одного учебного центра, который занимается организацией и проведением различных курсов, спросили, не хочу ли я попробовать. Мне показалось это очень интересным, хотя официально я этим не владею. Но направление интересно, в связи со всеобщей безграмотностью населения. Не в прямом смысле этого слова, конечно.
- Тогда об уровне культуры нашей. Вот вы идёте, например, по улице, видите людей, их общение, диалоги. Есть моменты, которые вам не нравятся прямо жутко?
- Вообще всё меняется, конечно, к лучшему. Десять лет назад, когда я впервые приехала в Иркутск, когда Андрей меня сюда привёз и сказал: «Давай здесь будем жить», я немного растерялась. Мы приехали, я пошла погулять по городу, зашла в несколько мест, посмотрела, вернулась вся в слезах и сказала: «Я не смогу здесь жить». Меня шокировала в первую очередь грубость. Причём Андрей попросил меня прямо детально рассказать, что, например, мне сказали в магазине и как я ответила. Выслушав, он долго смеялся и сказал: «Тебе никто не нагрубил, здесь просто так разговаривают». Я не поверила: «А тон, которым это было сказано?..» Потом я поняла, что это действительно просто местная манера, такая интонация в голосе, как будто на тебя наезжают. Не знаю почему, может, из-за трудных условий жизни. И Андрей мне сказал: люди здесь очень добрые, просто немного грубые. Не нравится мне и общее нежелание сдерживать себя. На днях в одном дворике на детской игровой площадке наблюдала картину, как одна молодая мама ругала детей, катающихся на карусели. На площадках ведь нигде не написано, что детям, допустим, старше одиннадцати-двенадцати лет там запрещено играть. И вот эта женщина при своём же маленьком ребёнке в самой несдержанной, грубой форме начала делать этим большим детям замечания: «Что вы тут делаете? Вам здесь не место». У меня внутри возник вопрос: кто сказал, что им здесь не место? Если они соблюдают правила вежливости, ведут себя аккуратно, почему им не место на детской площадке? Это мелочи, конечно, но я подмечаю такие моменты, и думаю, что в этом направлении просто поле непаханое.
- А когда вы уезжали из столицы вслед за мужем, что он вам обещал?
- Ничего он мне не обещал. Мы вообще как-то сказали друг другу: никогда не говори «никогда» или «навсегда». Потому что мы живые люди, время вокруг нас течёт, и всё меняется. Мы решили, будем вместе, пока нам вместе хорошо, и всё. Андрей просто через некоторое время загрустил в Москве. У него там всё было замечательно, он открытый, хороший человек, в сочетании с тем, что он ещё и профессионал своего дела. А это просто чудесно действует на людей. Кто хоть раз с ним поработает, уже больше от него отказаться не может. У него и в дальнейшем всё удачно складывалось бы в Москве в плане работы, но он прямо затосковал. Всё время говорил, что хочет сюда, и на рыбалку, и на охоту. И передо мной в тот момент встал выбор: либо я остаюсь в Москве без Андрея, либо с ним еду в Сибирь.
- Ваш выбор, наверняка, шокировал коллег, знакомых.
- Все до сих пор удивляются. Ведь объективно это решение нельзя назвать умным. Потому что Иркутск - это место, куда долгое время ссылали людей, здесь сложный климат для жизни. Но тем не менее любовь, личное счастье были для меня на первом месте. После уже какой-то сложившейся карьеры мне показалось, что я могу себе позволить пойти на поводу у своих чувств.
- Ваш муж востребован в своей профессии и в Иркутске. Скоро состоится премьера «Сатисфакции», фильма Анны Матисон, в съёмках которого участвовали и вы с Андреем.
- Да, Андрей был задействован как оператор, а я - линейный продюсер. Кстати, этот фильм входил в программу последнего «Кинотавра».
- Татьяна, а вообще о российском кино что можете сказать? Вам оно нравится?
- Из того, что посмотрела недавно, очень понравился фильм «Дикое поле» Михаила Калатозишвили. Не можем мы соревноваться с Голливудом в производстве блокбастеров, и ведь без этого можно обойтись, снимать своё кино, по-другому. И это «по-другому» в «Диком поле» настолько меня за душу взяло… Советую посмотреть. Фильм, как Андрей сказал, мечта оператора, планы такие медленные, длинные. Красивые пейзажи, горы. Где-то даже с моим северным детством перекликается. И ворох прекрасных актёрских работ, живые и неожиданные сцены.
- Получается уже сейчас смотреть кино просто как зритель, а не профессионал? Или всегда глазами актрисы?
- Я всю жизнь, всегда смотрю кино как простой зритель. Если мне фильм очень понравился, я могу его второй раз и даже третий пересмотреть, и тогда уже да, я буду смотреть заинтересованно, отмечать для себя какие-то моменты. А первый раз смотрю как зритель и больше никак - плачу, смеюсь. (Улыбается.) Плачу, кстати, где положено и не положено.
- Какие у вас планы на лето?
- Это лето будет такое «неотдыхательное». (Улыбается.) Есть рабочие планы. Есть собственное помещение, в котором мы хотим кое-что открыть. Но для этого нужно ещё очень многое сделать. Пока о деталях говорить рано, но это творческий проект, связанный с детьми. Надеюсь, он найдёт отклик в сердцах людей. Поездки, путешествия пока отложены, потому что на первом месте дело. К сентябрю мы уже должны что-то запустить в работу, привести в нужный вид. А так буду отдыхать дома, у нас за городом это получается очень даже неплохо.
- Ваш внутрисемейный проект - «Автопробег Семья», путешествие по городам России через Казахстан, с кучей детей. Когда повторите и вновь подадите пример семьям с детьми, как надо отдыхать?
- Вообще это мероприятие организационно трудное и финансово тоже непростое. Но я и наша семья хотели бы, конечно, совершить что-нибудь в этом духе. Тогда мы проделали пятнадцать тысяч километров. Старт был в Иркутске, далее по маршруту были Казахстан, Волгоград. Планировали в Крым, но после Казахстана не захотели туда ехать, различные пограничные мероприятия нас остановили. И мы остались под Геленджиком, в трёх метрах от моря поставили машину, платку и отдыхали. После поехали в Москву, но позвонила моя подруга из Минска, и мы решили заехать к ней. Потом выяснилось, что забыли вещи в Геленджике, созвонились с ребятами, с которыми там отдыхали, и поехали забирать вещи в Смоленск. Оттуда в Москву. В планах было посещение Питера с музейной программой, чтобы приобщить детей к культурному наследию. (Смеётся.) Но дети взмолились о пощаде. Действительно все подустали. В Москве ещё недельку пожили и поехали домой. О своем путешествии мы сняли фильм, почти всё время у нас была включена видеокамера. В общем, теперь надо начать с Питера.
- О дорогах что можете сказать?
- Дороги плохие, но, думаю, за четыре года что-то изменилось, возможно, они стали лучше. Вот в Белоруссии просто шикарные дороги. А когда у нас будут хорошие дороги, сказать сложно. Ведь для этого нужно большое количество денежных средств в бюджете. И чтобы не воровали. Но я оптимистка и до сих пор верю, что это возможно.
- Деньги и вообще материальные ценности в вашей жизни какое место занимают?
- Я никогда о деньгах не думала, потому что они как-то всегда были - не много и не мало, а в самый раз, чтоб не требовать к себе пристального внимания. Сейчас, конечно, приходится о них задумываться, потому что дети уже подросли, но еще не выросли. В детстве в моей семье папа достаточно зарабатывал, и мы могли себе всё позволить, в пределах разумного. Мама очень редко могла сказать «нет». Когда я была студенткой и жила в Москве, я тоже никогда не чувствовала острого дефицита в деньгах. Была стипендия, немного присылали родители. Я ходила в комиссионные магазины, долго выискивала нечто особенное - и в результате выглядела что надо. Самый худший в плане имиджа период моей жизни пришёлся на то время, когда я была баснословно, неприлично богата. Сейчас, когда я пересматриваю фотографии тех лет, понимаю это. Я просто заходила в открывшийся тогда бутик на Киевской, покупала первый попавшийся костюм за сумасшедшие деньги. Думаю: «Что мне мучиться, ходить искать, придумывать?» Вещи были в моём гардеробе очень дорогие. (Улыбается.) Но сейчас смотрю фото и понимаю, что со вкусом в тот период было не особо.
- Момент самокритики - он для вас допустим?
- Совершенно необходим! Я ведь должна делать выводы из своих ошибок, чтобы больше их не допускать.
- Татьяна, что можете назвать своими интересами, увлечениями? Кто-то марки собирает, кто-то танцами увлекается. Есть что-то такое в вашей жизни?
- Увлечение не оригинальное: я играю на рояле. Когда-то закончила музыкальную школу, потом лет пятнадцать, если не больше, не подходила к инструменту. А потом мне вдруг так сильно захотелось играть, я вдруг поняла, какая это для меня отдушина. Сейчас учу ноктюрн Шопена - очень-очень трудный, пальцы можно сломать. Люди по-разному ведь отдыхают. (Улыбается.) Ну, не телевизор же смотреть, в конце концов! У меня в доме три телевизора, и большую часть времени дома я посвящаю их выключению.
- К телевизору почему такая нелюбовь?
- А что там хорошего? Мне кажется, телевидение выплескивает очень много злого и нехорошего. Во время беременности я, например, вообще не могла смотреть новости. Домой запретила приносить газеты. Не все, конечно. Есть список, которые можно. Я когда камин растапливаю, беру газету, и даже если случайно наталкиваюсь на какую-то плохую новость, хожу потом больная несколько дней. Имею в виду новости, которые касаются каких-то происшествий, ужасных случаев, связанных с детьми, и прочее и прочее. И телевизор поэтому не смотрю. Знаете, как-то давно один мой знакомый журналист, американец, сказал про своих соотечественников: «Я их терпеть не могу!» Я так удивилась и спрашиваю: почему? Он мне ответил: потому что они все ленивые, ничем не интересующиеся, им не важно ничего, кроме того, что происходит на их улице. Я тогда его поддержала. Действительно, как это можно быть такими ограниченными? А сейчас я их понимаю, потому что если ты хочешь кому-то помочь, у тебя есть силы, душевный порыв - оглянись вокруг, и ты найдешь, кому нужна твоя помощь. А когда по телевизору или в газете ты узнаёшь о чьём-то горе, ты ведь, как правило, не можешь помочь. Я когда вижу, что где-то в мире происходит горе, а я не могу помочь, я действительно страдаю от этого. Может, у меня это как-то гипертрофированно выражается.
- А Интернет?
- Он к людям как-то добрее. Конечно, бывают плавающие окна, но с ними можно справляться. А в целом ты сам в Интернете выбираешь, что тебе смотреть и читать.
- Домашние дела много времени у вас занимают?
- Домашнее хозяйство по меркам частного дома у нас сведено к минимуму. Конечно, преимущественно это уборка. Детей в доме много, они и помогают, за одними закреплён первый этаж, за другими второй.
- А сад, огород?
- Никого ничем не заставляю там заниматься. Потому что это противно, когда тебя заставляют. Если детям хочется малины или щавеля, они сами спрашивают весной: «А где у нас щавель будет расти?» Я говорю: «Вот если эту грядку перекопать, будет щавель». Перекопают. Или спрашивают: а что там с горохом? Я говорю: он травой зарос. Пойдут прополют...
- Цветы?
- Не очень много. (Улыбается.) У нас ведь живут лошади, и цветы много раз уже они съедали. Дело в том, что участок у нас довольно большой, и для того чтобы был красивый безупречный газон, я их выпускаю, и они аккуратненько травку всю лишнюю съедают. Я не люблю газонокосилку, она у нас есть, но я не могу, когда пахнет бензином. И вот когда выходят лошадки, я несколько цветочков пледом накрываю, чтобы они не съели. А остальное на участке - деревья, сосны, кедры, кустарники разные.
- В чём секрет вашей популярности у журналистов, общественности? Вы ведь давно не снимаетесь, но всё равно время от времени вы появляетесь и на ТВ, и на страницах журналов, газет.
- (Смеётся.) Для меня самой это большая загадка. Иногда сама удивляюсь, что же такое я распространяю вокруг себя. Недавно задумывалась об этом. У каждого человека своя миссия на земле. Пусть это такое громкое слово, но я его не стесняюсь. У кого-то миссия стать президентом и работать на благо своей страны. Для кого-то миссия - построить красивый торгово-развлекательный центр. Кому-то необходимо спасать людей или быть врачом. Когда я подумала о своей миссии, я поняла, что это точно не съёмки в десятке фильмов. Да, было неплохо, интересно, но назвать это миссией нельзя. Кого изменили эти фильмы, чью-то судьбу? Может, просто мне не повезло, и в моей карьере не было таких лент. Но после нашего путешествия «Автопробег Семья» ко мне в течение двух лет подходили люди на улице и спрашивали: это вы, те самые люди? И говорили: «Спасибо! Мы решили завести ещё одного ребёнка. Мы так боялись, нам казалось, что это невозможно и мы не справимся. Но посмотрели, как вы легко справляетесь». И таких людей было даже не пять и не десять, а гораздо больше. (Улыбается.) Можно сказать, я улучшила показатель рождаемости и показала людям, каким счастливым становишься, имея большую семью.