Как найти сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью?
- БРАВО! УМНЫЕ ТАКИЕ, ПОДРЯД ОДНО И ТО ЖЕ СКОПИРОВАЛИ
- э бля
-
Например:
например:
- бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - зачем одно и то же?
- бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - пи (д) рилы
- бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ.
- бессоюзные предложения не соединены союзом при наличии нескольких грамматических основ. Например:
Учитель заболел, урока не будет.
Учитель - подлежащее, Заболел и не будет - сказуемое.
Первое предложение двусоставное (грамматическая основа представлена двумя главными членами) , второе односоставное (грам. основа представлена только одним чл. -сказуемым) .
Сложноподчиненное предложение также состоит из нескольких простых, но они связаны между собой подчинительными союзами (что, чтобы, когда и т. д.)
Главный признак сл подч. предл:
- от одного предл. можно задать вопрос к другому. поэтому то, от которого задатся вопрос будет главным (как в словосочетании, одно слово главное) , а другое зависимым или придаточным (как в словосоч, второе слово зависимое)
Например:
Учитель заболел, поэтому урока не будет.
в отличие от сложноподч. предл. в сложносочиннных обе части равноправны. вопрос от одного предложения к другому задать сложно. так же как и в бессоюзном. только в бессоюзном нет союзов между простыми предложениями. а в сложносочиннном предложения. входящие в состав сложного связаны сочинительными союзами.
например:
учитель заболел, и урока не будет.
теперь сравните все три варианта.
учитель заболел, урока не будет - бессоюзное предложение. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, и урока не будет - сложносочиннное. вопрос задать нельзя.
учитель заболел, поэтому урока не будет - сложноподчиннное. можно задать вопрос. По какой причине урока не будет? -учитель заболел. - плюс 2 балла
- Ваще офигели!
- И вам не стыдно? человеку действительно непонятно, а вы....
Русский язык 5 класс
Тема: Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Цель: повторить сведения о простом предложении, познакомить учащихся с видами сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; развивать навыки постановки запятой в сложном предложении; выработать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к матери, доброе и бережное отношение к ней, толерантность по отношению друг к другу.
Метапредметные УУД:
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательны е: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстрации.
Ход урока
I . Организационный момент Здравствуйте, ребята! Добрый день тому, кто слева, Добрый день тому, кто справа, Улыбнись тому, кто слева, Улыбнись тому, кто справа, Вместе мы одна семья! Учитель: -Я рада за вас, ребята! Садитесь. Мы можем начать урок.
Покажите, как вы готовы к уроку. Поднимите учебник, тетрадь, дневник, опустите. Поднимите ручку, карандаш, линейку, опустите. Запишите число и вид работы. (Число и вид работы записаны на доске заранее).
II . Актуализация опорных знаний - Для того чтобы приступить к новой теме, необходимо повторить сведения о простом предложении.
Блиц-опрос:
Что такое предложение?
Какими бывают предложения по цели высказывания?
Какими бывают предложения по интонации, эмоциональной окраске?
Что такое грамматическая основа?
Целеполагание Давайте поэкспериментируем: объединим три последних предложения в одно целое и прочитаем их. Учитель вытирает точки, ставит запятые, заглавные буквы исправляет на маленькие. Учитель: - Было у нас три простых предложения, а сделали мы одно. Какое? Учащиеся: - Сложное Учитель: - А как мы отделили друг от друга простые предложения? Учащиеся: - Запятыми Учитель: - Совершенно верно «Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью» и есть тема нашего урока, а цель такова: повторить сведения о простом предложении, познакомиться со сложным, с видами связи между простыми предложениями в составе сложного.
Работа с учебником. Теоретический материал . (работа в парах)
Практическая работа Учащиеся записывают на доске под диктовку предложения, делают синтаксический разбор, определяют вид связи между простыми предложениями. Мы иногда не слушаем мам, а мамы нас учат хорошим делам. (Сколько грамматических основ, какой связью связаны). Конструирование предложения. - Закончите предложение по его началу так, чтобы оно было сложным, сделайте синтаксический разбор: Я очень люблю свою маму и знаю, что…..
Маму нужно беречь, так как…
Творческая работа (в группах)
Составьте сложные предложения по иллюстрациям.
Подведение итогов урока. Тесты.
1.Найдите ложное утверждение:
А) Простое предложение имеет одну грамматическую основу.
Б) Сложное предложение имеет две или более грамматических основ.
В) В сложноподчиненном предложении используются следующие союзы: и, а, но.
Г) В бессоюзном сложном предложении простые предложения связаны между собой интонацией.
2. Какое предложение сложное:
А) Мы гуляли по лесу и собирали грибы.
Б ) Туман рассеялся, и рябиновая звезда долго горела на чистом небе.
В) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Г) Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник.
3. Найдите сложное предложение.
А) Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним.
Б) Когда он ушел, ужасная грусть стеснила моё сердце.
В) Какая-то женщина привела лошадь пить, а лошадь не пила.
Г) Топи да болота, синий плат небес.
4. В каком предложении имеется обращение. (Знаки препинания не расставлены)
А) Слухают ракиты посвист ветряной…
Б) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и росе.
В) Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу.
Г) Радугой тайные вести светятся в душу мою.
5. В каком предложении надо поставить тире.
А) Тихо в чаще можжевеля по обрыву.
Б) Троицыно утро, утренний канон, в роще по березкам белый перезвон.
В) По лугу со скрипом тянется обоз.
Г) Горный Щит довольно большое село.
Взаимопроверка. Выставление оценок
- Давайте подведем итог урока. О ком мы говорили? Какая тема изучалась? Какие предложения называются сложными? На какие группы они делятся? Как вы будете относиться к своим мамам?
Рефлексия
На уроке я задумался над…
Я открыл для себя…
Урок помог мне…
Мои чувства по уроку можно выразить словами…
Домашнее задание: Выучить правило параграф 9 (с.68); выполнить упражнение 111(найти сложные предложения и записать в тетрадь).
Сочинительная,
подчинительная и
бессоюзная связь в
сложных предложениях
Мир освещается солнцем,
А человек освещается знанием!
Пословица
– образовательные:
углубить представления учащихся о структуре сложного
предложения;
отработать навык постановки знаков препинания в
сложном предложении с разными видами связи;
повторить орфограммы Н-НН в словах разных частей речи
–развивающие: развивать, сравнивать, сопоставлять,
делать вывод, совершенствовать навык самоконтроля
учебной деятельности;
–воспитательные: воспитывать потребность правильно
оценивать собственную деятельность, культуру речи.Словарный диктантЗадание I
Словарный диктант
Рождённые в неволе медвежата, полированная
мебель, глиняные дощечки, масляный крем,
маринованный огурец, раненый боец,
масленица, желанный, старинный, смышленый
ученик, оловянный, жареный картофель,
жаренный в духовке, раненный в руку,
гостиница.Виды сложных
предложений
Союзные
Сложносочинённые
Бессоюзные
СложноподчинённыеСложносочинённое предложение –
это сложное предложение, части
которого соединены
сочинительными союзами и
грамматически не зависимы друг
от друга, то есть находятся в
отношениях равноправия,
равнозначности.
ПРОЗРАЧНЫЙ ЛЕС ОДИН ЧЕРНЕЕТ, И
ЕЛЬ СКВОЗЬ ИНЕЙ ЗЕЛЕНЕЕТ, И РЕЧКА
ПОДО ЛЬДОМ БЛЕСТИТ.Сложноподчинённым предложением
называется такое сложное предложение, части
которого связаны между собой подчинительными
союзами (или союзными словами) и находятся в
отношениях формального неравноправия.
Пример: . Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную
повесть. (М. Лермонтов)
Первая часть – главная, а вторая –
зависимая(называемая придаточной частью).
Зависимость второй от первой части формально
обнаруживается в самой возможности логического
вопроса от главной к зависимой. Связаны части с
помощью подчинительного союза чтоб.БЕССОЮЗОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ –
ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧАСТИ
КОТОРОГО СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ И
ИНТОНАЦИИ.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев)Задание 2
Устная коллективная работа.
Дайте характеристику предложений.
1. Вновь я посетил тот уголок земли, где я
провёл изгнанником два года незаметных.
2. В саду было тихо, и лишь откуда-то
издали доносился шум колёс.
3. Я знал: удар судьбы меня не обойдёт.Задание 3 .
Определите виды связи.
1. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все
они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает
людей, обещает им счастье и славную жизнь. (А.
Платонов)
2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало
легко. (В. Арсеньев)
(В Сухомлинский)
изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.Задание 3 .
Ответы.
1.У памятника сейчас же собирались дети,
прохожие, и все они умолкали в ожидании
музыки, потому что она утешает людей,
обещает им счастье и славную жизнь. (А.
Платонов)
- Сочинительная и подчинительная:
2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и
на душе стало легко. (В. Арсеньев)
- Бессоюзная и сочинительная:Задание 3 .
Ответы.
3.Поставь над собой и сто учителей - они окажутся
бессильными, если ты не можешь сам заставить себя.
(В Сухомлинский)
- Бессоюзная и подчинительная:
- , если()
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы
решили сделать остановку, но неожиданно наши планы
изменились: слишком мало времени было у нас в
запасе.
- Сочинительная,подчинительная, бессоюзная:
[ , (когда...), ], но :
Цели:
актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; продолжить работу по подготовке учащихся к ГИА;
развивать умение схематически представлять предложение, прививать навыки анализа текста, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать патриотизм, ответственность перед людьми, совершившими подвиг во имя спасения человечества от фашизма.
1. Мобилизующий этап.
На доске:
Каким образом в человеке держится сила духа?
Вспоминается интервью, в котором ветеран рассказывает о своей военной профессии: он был фотографом и кинооператором, а ещё солдатом-смертником.
Всю предлежащую жизнь он видел через прицел снайперской винтовки, и, по его словам, приходилось общаться только с мертвецами.
Как в существе, в котором еле теплится жизнь, зарождаются думы о чести и достоинстве, о смысле и ценности жизни, о подвиге?
Это признание точно и ёмко передаёт всю полноту человеческого ужаса и бесстрашия.
Задание :
Прочитайте предложения и скажите, что их объединяет? (Тема).
- Можно ли эти предложения назвать текстом? (Нельзя).
- Расположите эти предложения в соответствии с кодом и прочитайте получившийся текст.
ПП – СПП – ? – ССП – ПП
(Учащиеся называют виды предложений, располагают их в соответствии с кодом, используя при этом карточки).
- Какое предложение должно быть вместо вопроса? Объясните знаки препинания в этом предложении. Постройте схему. (По академической грамматике – предложения с разными видами связи называют предложениями с контаминированными основами).
Учитывая пунктограммы, встречающиеся только в этом предложении, сформулируйте тему урока.
- Учитывая тему урока, сформулируйте цель урока. Используйте опорные слова: познакомиться, рассмотреть, моделировать
, объяснять
.
(Познакомиться со сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; рассмотреть схемы сложного предложения с различными видами связи, моделировать такие предложения и объяснять в них пунктограммы).
3. Актуализация знаний.
Что называется сложным предложением? (Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в единое целое по смыслу и интонационно).
- На какие группы делятся сложные предложения?
- Что вы о них знаете? Презентации учащихся о ССП, СПП, СБП по плану:
1. Что такое …
2. Какие знаки препинания… союзы (союзные слова)…
3. Отношения между предложениями.
4. Виды.
Учитель:
Вы уже знаете, что есть сложные предложения с различными видами связи и что они по академической грамматике называются предложениями с контаминированными основами. А как ещё можно назвать такие предложения? Посмотрите в учебнике на стр. 141.
4. Изучение нового материала .
I. Запись предложения на доске и в тетрадях. Анализ предложения.
Примечательно, как восприняли жуткую весть очевидцы: дневниковые сообщения коротки, в них с леденящей чёткостью осязается пульс войны, прочитывается растерянность.
Задание:
Проанализировать предложение.
Алгоритм анализа.
- Найдите основы, разделите на части.
- Определите вид связи, союзная или бессоюзная.
- Вид союзной связи: сочинительная и подчинительная.
- В бессоюзном сложном предложении – смысловые отношения и, следовательно, знаки препинания.
- Нарисовать схемы.
- Охарактеризуйте вид связи.
- По схемам проверьте знаки препинания.
II . Работа в парах. Взаимопроверка.
(Задание дано по вариантам. В предложении необходимо расставить знаки препинания, прописать буквы, определить грамматические основы, определить вид предложений, составить схемы).
- Сила памяти влечёт птиц из дальних краёв к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым.
- Много говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо непременно беречь.
Работа с текстом.
1.В годы Великой Отечественной войны стихотворение в прозе «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева укрепляло веру людей в победу, призывало добиваться её любой ценой. 2. Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка, она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева. 3. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.4. И вот музей открыт. 5.Люди первое время не понимали, к чему эта затея, но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше. 6. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова. 7. Первое, что видел каждый, были слова: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Анализ текста (вопросы по содержанию).
Задание по вариантам:
1в. – Найти сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью.
2в. – Найти предложение с подчинительной и сочинительной связью.
Объяснить знаки препинания.
Тестовые задания (в формате ГИА).
В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Рассказывают,1 что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка,2 учительница русского языка,3 она попросила разрешения открыть музей И. С. Тургенева.
Разрешение комендант дал,4 выделив для этого маленькую комнатку.
И вот музей открыт. Люди первое время не понимали, 5 к чему эта затея,6 но прошло несколько дней и посетителей становилось всё больше и больше.
Ответ:_______________________
В9. Среди предложений 2-5 найдите сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:______________________
Рефлексия.
Сегодня мы вспомнили…
Мы научились…
Мне понравилось…
Дом. задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему:
«Почему преображались люди, прочитав слова Тургенева о русском языке?»
«Стоит ли былое вспоминать?»
Как вы понимаете слова М. Дудина: «Павшие умели побеждать, живые обязаны помнить».
Как вы понимаете пословицу: «Кто для себя живёт, тот умер для других».
Сложноподчиненные предложения (СПП) – синтаксические конструкции, содержащие два и более простых предложения, связанные подчинительной связью между собой и соединенные соответствующими союзами. Подчинительная связь в сложном предложении бывает нескольких видов в зависимости от смысловых отношений между его структурными элементами.
Для того, чтобы определить предложения с подчинительной связью, нужно их проверить на соответствие следующим параметрам:
- два и более простых предложения, которые представляют собой неравноправные части: одна является главной, вторая – придаточной;
- есть подчинительный союз или союзное слово;
- на письме его части разделяются запятой.
В СПП от главной части к придаточной можно поставить вопрос. От него зависит тип связи. Примеры: «Мы не смогли получить вовремя инструкции (почему?), потому что очень устали и рано пошли домой», «Когда мне понадобится помощь, я обращусь к нужным источникам (когда?)».
Связь в словосочетании
Полезное видео: что такое сложноподчиненные предложения
Средства подчинительной связи
Части предложения соединяются с помощью подчинительных союзов: пока, как, если, так что, с тех пор как, будто и многих других. Каждый союз выражает определенный вид отношений, которые различаются по смыслу.
Иногда для соединения главной и зависимой частей используют другие языковые средства – союзные слова, в которые входят:
- относительные : кто, что, какой и др.;
- относительные местоименные наречия: почему, как, когда и др.
Союзные слова и союзы, которые выражают разные смысловые отношения, представлены в таблице:
Тип средства связи | Смысловые отношения | Примеры |
Изъяснительные | формулирует пояснение | Я сказала маме, чтобы она не беспокоилась обо мне |
Временные | Указывают на время действия, уточняют время | Марина заказала цветы тогда, когда услышала, что у Маши День Рожденья |
Причинные | выражает причину действия | Я никогда раньше не думала об этом, потому что не знала, что так может случиться |
Условные | Формулируют условные отношения | Дмитрий сделал бы заказ сразу, если бы знал, что товар подорожает. |
Целевые | Формулируют целевые отношения | Оксана пела, чтобы заработать денег |
Уступительные | Формулируют уступительные отношения | Несмотря на то, что на улице шел дождь, людей на пляже было много. |
Союз и союзное слово – это элементы, которые связывают части сложного предложения. В схематическом изображении союз принадлежит к придаточному, он не является членом предложения.
Внимание! Союзное слово не только соединяет два структурных элемента, но и играет синтаксическую роль в придаточном.
Например: «Не существует таких событий, которые можно было бы изменить». В этом примере слово «которые» является не союзом, а союзным словом.
Виды подчинения
В сложном предложении может быть не одно, а несколько зависимых частей. Они связываются между собой разными способами. В зависимости от этого выделяют такие виды подчинения:
- однородное;
- параллельное;
- последовательное;
- комбинированное.
Каждый вид имеет свои особенности и отличается от остальных определенными характеристиками.
Виды подчинительной связи
Однородное и параллельное
Однородная связь образуется при условии, что все зависимые части относятся к главной или принадлежат к одному типу. Например: «Мне казалось, что я вижу день, что я слышу странные звуки, что я ощущаю холод».
Три придаточных в этом примере отвечают на один вопрос и относятся к главному по одному признаку. Они относятся к одному слову и принадлежат к одинаковому виду. В этом случае все зависимые элементы относятся к одному типу и отвечают на один вопрос.
Параллельное подчинение возникает в конструкциях, в которых не соблюдено одно из условий однородного.
Например, придаточные части могут относиться к одному слову, но при этом отвечать на разные вопросы. Например: «Когда я дочитала книгу, сложно было понять (когда? что?), что именно я чувствовала к ее героям», «Когда как за окном бушевала буря, я читала книгу (когда?, какую?), в которой рассказывалось об истории, которая произошла с детьми, когда они отдыхали в лесу с родителями».
Однородная связь
Последовательное и комбинированное
Последовательное подчинение – это связи в предложении, при которых зависимые части связаны между собой «цепочкой»,т. е. каждый следующий элемент зависит от предыдущего. Их определяют как придаточные разной степени. Например: «Максим увидел фильм (какой?), где играл тот актер (какой?), которого он любил (когда?), когда был ребенком (каким?), который был влюблен в картины про героев».
В этом примере второе придаточное зависит от первого, третье – от второго, четвертое – от третьего. Вопросы в таких предложениях задаются последовательно от одной части к следующей. Они могут быть разными и выражать разные смысловые отношения.
В комбинированном подчинении употребляются все виды подчинения: смешиваются параллельное, последовательное, однородное. Это характерно для длинных конструкций с большим количеством зависимых. Например: «Вчера я так устала, что не могла понять, то ли голова болит от погоды, то ли от завала на работе». В этом примере использованы два вида связи: последовательное и однородное подчинение.
Обратите внимание! Для того, чтобы определить тип связи, используют схемы и обозначения для главных членов, стрелочки для вопросов и скобки для обозначения начала и окончания зависимых элементов.
СПП с комбинированным подчинением
Знаки препинания
В СПП положение придаточного может быть разным:
- находится после главного предложения;
- с обеих сторон «окружено» главной;
- находится перед главной.
Придаточное всегда выделяется запятыми.
Полезное видео: знаки препинания в ССП и виды СПП