Людмила Марковна Гурченко. Родилась 12 ноября 1935 года в Харькове - умерла 30 марта 2011 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, эстрадная певица. Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994). Народная артистка СССР (1983).

Людмила Гурченко родилась в Харькове.

Отец - Марк Гаврилович Гурченко (1898-1973), родом батраков.

Мать - Елена Александровна Симонова-Гурченко (1917-1999), из семьи репрессированных дворян.

Дедушка по матери Александр Прокофьевич Симонов - из древнего русского рода, из которого происходили преподобные Кирилл, Стефан, Феодор и покровитель учащейся молодёжи Сергий Радонежские. В продолжение семейной традиции был директором гимназии в Москве. Однако с новым режимом после 1917 не сотрудничал, уехал в своё родовое имение Бородулино на Смоленщине. 11 ноября 1928 г. он был арестован Смоленским ОГПУ и приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ 1 февраля 1929 г. по п.10 ст. 58 к 3 годам высылки. Реабилитирован 21 июля 1989 г.

Бабушка Людмилы Марковны также была столбовой дворянкой. Оона была матерью восьми детей, домохозяйкой и управляла отобранными после революции имением в Смоленской губернии и собственным домом в Москве. После того, как она узнала, что высланный в Сибирь Советской властью дедушка ей изменил, она отказалась его простить и уехала в Харьков. Там её дочь и встретила Марка Гавриловича - потомственного русского крестьянина со Смоленщины, все предки которого веками жили в одной и той же деревне.

Двоюродный брат - Анатолий Егорович Гурченков (р. 1941), проживает в деревне Дунаевщина Шумячского района Смоленской области.

Двоюродная сестра - Валентина, живёт в Эстонии.

Со дня рождения до начала Великой Отечественной войны Люся Гурченко жила вместе с родителями в Харькове в однокомнатной полуподвальной квартире в Мордвиновском переулке.

До начала войны родители Людмилы Гурченко работали в Харьковской филармонии. Отец был профессиональным музыкантом: играл на баяне и пел на утренниках, праздниках, а мать ему помогала. Несмотря на инвалидность и непризывной возраст, отец пошёл на войну.

Людмила оказалась в оккупированном немцами Харькове с матерью. Уже в том возрасте, по её словам, пела и танцевала перед немцами, чтобы получить хоть какое-то пропитание. Репертуар юной Гурченко был, в основном, из немецких оперетт. Главным образом, перед немцами во время первой оккупации Харькова девочка Люся Гурченко исполняла репертуар Марики Рёкк. После этого связалась со шпаной на рынке в оккупированном немцами во второй раз Харькове. Только чудом она не погибла в результате облав, когда в ответ на действия Красной армии и партизан гитлеровцы в душегубках убивали случайных людей - обычно девочек и женщин, пойманных на рынке Харькова.

После окончательного освобождения Харькова 23 августа 1943 года, 1 сентября пошла в украинскую школу (в настоящее время гимназия) № 6, которая находилась во дворе дома, где она тогда жила. В школе ей полюбился украинский язык, похожий на язык Смоленщины. Осенью 1944 года поступила в музыкальную школу имени Бетховена.

В 1953 году, после окончания десятилетки, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе играла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле. ВГИК она окончила в 1958 году.

В кино дебютировала в фильме Яна Фрида «Дорога правды» (1956). «Я не за тем сюда пришла, чтобы молчать!» - это была первая фраза Людмилы Гурченко в кино. «Я именно этого и хотела - прийти в кино, чтобы не молчать, не плыть по течению, а самой создавать волну», - говорила впоследствии артистка в одном из своих интервью.

В том же году на экраны советских кинотеатров вышла новогодняя комедия молодого режиссёра «Карнавальная ночь» , в которой Гурченко сыграла главную роль.

Фильм имел огромный успех и на многие годы полюбился зрителям, а благодаря роли Леночки Крыловой Гурченко стала всесоюзной любимицей и кумиром поколения. «Карнавальная ночь» побила все рекорды проката, на неё было продано 48,64 миллионов билетов. В СССР песня «Пять минут» стала своеобразным гимном Нового года. Мало кто знает, что Людмила Гурченко могла и не сыграть в этом фильме, так как свою кинопробу актриса провалила.

Позже Гурченко вспоминала: «Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии "Мосфильм". Навстречу шёл Иван Александрович Пырьев. Я ещё больше завихляла, ещё выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съёмки, подошел к главному оператору, и сказал, что вот актриса, только снимите её получше - и будет человек. Вот так я случайно попала в картину».

После большого успеха Гурченко в «Карнавальной ночи» специально для неё был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой» в расчете на её популярность, однако «Девушка с гитарой» не имела такого успеха, после чего за Гурченко закрепился «штамп» актрисы лёгкого, танцевального жанра.

Материальное положение молодой актрисы было сложным, поэтому она была вынуждена зарабатывать, выступая с концертами на заводах, на шахтах, в поездках по стране, принимала предложения об участии в творческих встречах со зрителями, так называемых актёрских «халтурах». Это послужило формальным поводом для травли, и в советской прессе появились «разоблачительная статья» «Чечётка налево». В 1957 году во время съемок фильма «Девушка с гитарой» Гурченко вызвал министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI международного фестиваля молодёжи и студентов. Именно отказ на это предложение и стал настоящей причиной травли Людмилы Гурченко.

По словам Гурченко, этот период забвения длился 10 лет, но роли у неё в это время всё-таки были, так как в фильмографии Гурченко нет перерывов более одного года: из 54 лет её кинокарьеры было всего двенадцать лет (во второй половине 90-х и в 2000-е годы), когда она не снималась.

В период с 1958 по 1973 Гурченко снялась в главных ролях в 9 фильмах: «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротительница велосипедов», «Рабочий посёлок», «Нет и да», «Белый взрыв», «Мой добрый папа», «Летние сны», «Табачный капитан». Эти киноленты не имели большого успеха.

Сама Людмила Гурченко говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!».

В этот период жизни Людмила Гурченко пробует сниматься в новом для неё драматическом амплуа: «Балтийское небо» (1961) - фильм даже был представлен на Международном кинофестивале в Венеции, «Рабочий посёлок» (1966), но роли в этих фильмах были скорее как исключение, в основном были эпизоды (яркие, запоминающиеся, но эпизоды): «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Дорога на Рюбецаль» (1970) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

В 1960-е и начале 1970-х годов Гурченко была малозаметна, даже продолжая регулярно сниматься. Так продолжалось до выхода в 1974 году фильма «Старые стены» , в котором актриса сыграла главную роль - директора ткацкой фабрики.

Людмила Гурченко постепенно стала одной из ведущих актрис советского кино. Но её продолжали приглашать сниматься преимущественно в музыкальных комедиях и фильмах-опереттах. Музыкальные фильмы с участием Гурченко выходили один за другим. Людмила Марковна с успехом играла и пела в «Табачном капитане» (1972), «Соломенной шляпке» (1974), «Небесных ласточках» (1976) и «Маме» (1976).

Так совпало, что, дав согласие сниматься в музыкальном фильме «Мама», Гурченко получила предложение сыграть роль генеральши в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и ей пришлось отказать Никите Михалкову. Съёмки «Мамы» принесли ей не только творческую удачу, но и новые испытания.

14 июня 1976 года, во время съёмок на льду, клоун Олег Попов упал и сломал актрисе правую ногу. Закрытый перелом со смещением грозил инвалидностью - ногу собирали по кусочкам из 19 осколков. Сразу после сложнейшей операции Гурченко продолжила сниматься. Но вновь танцевать и ходить на шпильках актриса смогла только после многолетних тренировок и специальных физических упражнений.

Помимо комедий регулярно выходили её телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы.

Людмила Гурченко пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, она хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего.

В 1976 году её приглашают на главную роль в фильм «Двадцать дней без войны» , в котором Гурченко сыграла одну из лучших своих драматических ролей. Тем ярче кажется контраст двух её персонажей в фильмах, снимавшихся с разницей в один год: костюмерши Нины из «Двадцати дней без войны», живущей в эвакуации в годы войны, и легкомысленной шляпницы Клары из «Соломенной шляпки». Партнёром актрисы по фильму был , к тому времени тоже зарекомендовавший себя в первую очередь как комедийный актёр. В одном из интервью Гурченко с благодарностью вспоминала, как Никулин помогал ей на съемках этого фильма: «Если бы не он, я не знаю, как бы я выдержала эту трудную картину, которую почти два года снимали».

Следующей выдающейся работой Гурченко стал фильм «Сибириада» режиссёра . В 1979 году фильм был удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1979 на экраны выходит картина «Пять вечеров» . В роли Тамары Васильевны - одинокой женщины, внезапно встретившей любимого человека, с которым её разлучила война - в исполнении Гурченко драматическая, почти трагическая. Все пять вечеров своей мелодрамы Никита Михалков снял в трёх квартирах и на лестничных площадках.

Одной из лучших работ актрисы стал фильм «Вокзал для двоих» , в котором она исполнила роль вокзальной официантки Веры Нефёдовой. За этот фильм она была признана лучшей актрисой 1984 года по опросу журнала «Советский экран».

Людмила Гурченко в фильме "Вокзал для двоих"

Также среди ролей 80-х годов полюбились зрителям ее роли в таких фильмах как Любимая женщина механика Гаврилова (Маргарита Сергеевна Соловьёва), Отпуск за свой счёт (Ада Петровна), Полёты во сне и наяву (Лариса Юрьевна Кузьмина), Любовь и голуби (Раиса Захаровна).

Вышли несколько пластинок с песнями в исполнении Гурченко.

12 ноября 2010 года Людмила Гурченко отпраздновала свой 75-летний юбилей. С днём рождения её поздравили премьер-министр Владимир Путин, президент Дмитрий Медведев, белорусский лидер Александр Лукашенко, а также многие известные артисты. Свой день рождения актриса отпраздновала на сцене.

Специально к юбилею Гурченко телеканал «НТВ» снял бенефис «Марковна. Перезагрузка». В этом шоу Гурченко перевоплотилась в образ , спела песню «День рождения», исполнила дуэты с современными музыкантами и шокировала публику экстравагантными экспериментами со стилем.

Людмила Гурченко - День рождения

В феврале 2011 года Гурченко приняла участие в съёмках фильма «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве. Это была одна из последних съёмок актрисы, 96-я работа Гурченко в кино. В основе фильма - биографические монологи актрисы и их игровое воспроизведение, а также десять песен-клипов, которые стали воплощением определённого этапа в её судьбе. «Фильм рассказывает обо всей моей жизни, начиная с 20 лет», - говорила Гурченко.

Смерть Людмилы Гурченко

14 февраля 2011 года Гурченко поскользнулась у своего дома и сломала бедро. Она была госпитализирована, на следующий день ей была сделана хирургическая операция. Выписана 6 марта.

30 марта состояние актрисы ухудшилось, что было вызвано тромбоэмболией лёгочной артерии. Прибывшая через 21 минуту бригада «Скорой помощи» не смогла её реанимировать, и в 19:28 была зафиксирована смерть актрисы. Это подтвердил муж Гурченко Сергей Сенин.

Президент России Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин выразили соболезнования семье актрисы.

Прощание с Людмилой Гурченко состоялось 2 апреля в Центральном доме литераторов в Москве. Актриса была одета в недавно сшитое ею платье. Посмертный грим был выполнен Асланом Ахмадовым, другом Людмилы Марковны. Похороны прошли в тот же день на Новодевичьем кладбище, вопреки желанию актрисы быть похороненной рядом с родителями и единственным внуком на Ваганьковском кладбище.

Людмила Гурченко похоронена рядом с другими актёрами - и .

Похороны Людмилы Гурченко

30 сентября 2011 года, через полгода после смерти актрисы, с разрешения семьи в газетах был опубликован ряд материалов о тех днях, включая последние записи в личном дневнике самой Л. М. Гурченко.

4 августа 2012 года на могиле Людмилы Гурченко был торжественно открыт памятник из чёрного гранита и белого мрамора (авторы Юрий Хоровский, Юрий Шабельников).

В Харькове на школе, где училась Людмила Гурченко, установлена мемориальная доска в память о ней.

11 ноября 2015 года, за день до 80-летнего юбилея актрисы, в Москве на доме, где с 2004 по 2011 годы жила Людмила Гурченко, открыта мемориальная доска работы скульптора Юрия Хоровского (Трёхпрудный пер., 11-13, установлена со стороны Большого Козихинского пер., 28-30).

С 11 ноября 2015 по 10 января 2016 в Галерее классической фотографии в Москве прошла , посвящённая 80-летию Людмилы Гурченко. Автор проекта и всех представленных в экспозиции фотографий - Аслан Ахмадов, фотограф и друг артистки.

Осенью 2015 на экраны вышел многосерийный фильм , выход которого был приурочен к 80-летию великой актрисы. Главную роль исполнила .

Рост Людмилы Гурченко: 173 сантиметра.

Личная жизнь Людмилы Гурченко:

Шесть раз была замужем.

Первый муж - (1923-1985), кинорежиссёр. Она вышла за него замуж в 18 лет. Брак продолжался чуть больше года.

Василий Сергеевич Ордынский - первый муж Людмилы Гурченко

Третий муж - Александр Александрович Фадеев (1936-1993), актёр. Сын народной артистки СССР Ангелины Степановой и приёмный сын писателя Александра Александровича Фадеева. Брак длился в течение 1962-1964 годов.

Четвёртый муж - известный певец . Брак длился в течение 1967-1970 годов. Гурченко подала на развод после .

Пятый муж - (р. 1949), музыкант и аккомпаниатор актрисы. Жили в фактическом (незарегистрированном) браке на протяжении 18 лет - с 1973-го по 1991-й годы.

Шестой муж - продюсер Сергей Михайлович Сенин (р. 1961), с которым познакомилась во время съёмок фильма «Сексказка». В браке прожили в течение 1993-2011 годов.

Фильмография Людмилы Гурченко:

1956 - Дорога правды - Люся
1956 - Карнавальная ночь - Лена Крылова
1956 - Сердце бьётся вновь... - Таня Балашова
1956 - Человек родился - Надя Смирнова (озвучивание)
1958 - Девушка с гитарой - Таня Федосова
1959 - Звёзды встречаются в Москве - исполнительница песни в дуэте с Марком Бернесом
1960 - Пойманный монах - Изабелла
1960 - Роман и Франческа - Франческа Карродини
1961 - Балтийское небо - Соня Быстрова
1961 - Гулящая - Христина Притыка
1961 - Человек ниоткуда - Лена
1963 - Укротители велосипедов - Рита Лаур
1964 - Женитьба Бальзаминова - Устенька
1965 - Рабочий посёлок - Мария Плещеева
1966 - Строится мост - Женя
1966 - Нет и да - Люся Кораблёва
1967 - Взорванный ад - Грета
1968 - Живой труп - Маша (озвучивание)
1969 - Белый взрыв - Вера Арсёнова
1969 - Москва в нотах
1970 - Мой добрый папа - Валентина Николаевна Иванова
1970 - Один из нас - Клавдия Овчарова
1970 - Эксперимент - майор милиции
1971 - Дорога на Рюбецаль - Шура Соловьёва
1971 - Корона Российской империи, или Снова неуловимые - Аграфена Заволжская
1971 - Тень Юлия - Джули
1971 - Что делать? - женщина в чёрном
1972 - Карпухин - Овсянникова
1972 - Летние сны - Галина Сахно
1972 - Табачный капитан - Ниниш
1972 - Цирк зажигает огни - Лолита
1973 - Дача - Лера («Степаныч»)
1973 - Дверь без замка - Анна Ивановна
1973 - Дети Ванюшина - Клавдия Щёткина
1973 - Старые стены - Анна Георгиевна Смирнова
1973 - Открытая книга - Глафира Сергеевна Рыбакова
1974 - Бенефис Савелия Крамарова - камео
1974 - Бенефис Сергея Мартинсона - камео
1974 - Соломенная шляпка - Клара Бокардон
1975 - Бенефис Ларисы Голубкиной - миссис Пирс
1975 - Дневник директора школы - Инна Сергеевна
1975 - Шаг навстречу - Валентина Степановна
1976 - Волшебный фонарь - соседка / мать / девушка с Дикого Запада
1976 - Двадцать дней без войны - Нина Николаевна
1976 - Мама - Мама-коза / тётя Маша
1976 - Небесные ласточки - Корина
1976 - Преступление - Люба, артистка
1976 - Семейная мелодрама - Валентина Барабанова
1976 - Сентиментальный роман - Мария Петриченко
1976 - Строговы - Капитолина
1977 - Вторая попытка Виктора Крохина - Люба Крохина
1977 - Обратная связь - Маргарита Илларионовна Вязникова
1978 - Бенефис Людмилы Гурченко - Актриса / Старуха / Ниниш / Разбойница / Наполеонша / Бабетта / Эльвира / Пиратка / Пастушка / Монахиня / Белошвейка / Девушка / Дженни / Сапожница / Пресс-секретарь
1978 - Красавец-мужчина - Сусанна
1978 - Острова в океане - жена Хадсона
1978 - Познавая белый свет - незнакомка
1978 - Пять вечеров - Тамара Васильевна
1978 - Сибириада - Тая Соломина
1978 - Уходя - уходи - Алиса Сулина
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - няня Ильи Обломова
1980 - Идеальный муж - Лора Чивли
1980 - мф Наш друг Пишичитай (Выпуск 3) - Опечатка (озвучивание)
1980 - Особо важное задание - Эльвира Павловна Лунина
1980 - Песни войны - камео
1981 - Любимая женщина механика Гаврилова - Маргарита Сергеевна Соловьёва
1981 - Отпуск за свой счёт - Ада Петровна
1982 - Вокзал для двоих - Вера Николаевна Нефёдова
1982 - Любимые песни - камео
1983 - Магистраль - Капитолина Николаевна Гвоздёва
1982 - Полёты во сне и наяву - Лариса Юрьевна Кузьмина
1983 - Шурочка - Раиса Петерсон
1983 - Рецепт её молодости - Эмилия Марти
1985 - Аплодисменты, аплодисменты... - актриса Гончарова
1984 - Любовь и голуби - Раиса Захаровна
1984 - Прохиндиада, или Бег на месте - Екатерина Ивановна Любомудрова
1987 - Мечтатели - Аполлинария Спенсер
1987 - Претендент - Кэрол
1988 - Дорога в ад - Марта Хольман
1988 - Ожог - Анна Тимофеевна Румянцева
1989 - А был ли Каротин? - Курнатова-Борджиа
1989 - Молодой человек из хорошей семьи - мать Арины
1989 - Премьера года
1990 - Моя морячка - Людмила Пашкова
1990 - Наша дача - Людмила Козлова
1990 - Нелюдь, или В раю запрещена охота - Зоя Михайловна Шерстобитова
1991 - Виват, гардемарины! - Иоганна
1990 - Имитатор - певица
1991 - Прости нас, мачеха Россия! - Наталья Фёдоровна Зимина
1991 - Сексказка - Диана
1992 - Белые одежды - Антонина Прокофьевна Туманова
1992 - Гардемарины 3 - Иоганна, мать принцессы Фике
1992 - Прощальные гастроли - Нина Владимировна
1993 - Люблю
1993 - Послушай, Феллини! - Вера
1994 - Прохиндиада 2 - Екатерина Ивановна Любомудрова
1997 - Старые песни о главном 2 - звезда / жительница двора
2000 - Старые клячи - Елизавета
2001 - Женское счастье - Маргарита
2001 - Старые песни о главном (постскриптум) - таинственная постоялица
2002 - Шукшинские рассказы (новелла «Бессовестные») - Малышева
2005 - Двенадцать стульев - Елена Боур
2004 - Если завтра в поход... - тётя Гала
2004-2005 - Осторожно, Задов! - Антонина Максимовна
2005 - УВД-2. Во власти - босс крымской мафии
2005 - Высшая мера - босс крымской мафии
2005 - Взять Тарантину - Анна Васильевна
2005 - Горыныч и Виктория - Элеонора
2006 - 1-й Скорый - Раиса Захаровна
2006 - Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя - камео
2007 - Первый дома - камео
2009 - Пёстрые сумерки - Анна Дмитриевна Семёнова
2010 - Марковна. Перезагрузка - камео
2011 - Легенда. Людмила Гурченко - камео

Выступала в качестве режиссёра фильма "Пёстрые сумерки" (2009, совместно с Дмитрием Коробкиным) и композитора к картинами "Моя морячка" (1990), "Люблю" (1993), "Пёстрые сумерки" (2009).

Дискография Людмилы Гурченко:

1979 - Бенефис
1980 - Музыка Советского кино
1982 - Песни войны
1984 - Любимые песни
1985 - Рецепт её молодости
1992 - Да не верится!

1994 - Люблю
1995 - Хорошее настроение
1996 - Грустная пластинка (Что знает о любви любовь...)
1997 - Песни войны
1998 - Бюро счастья (мюзикл)
2001 - Прощай, Двадцатый...
2001 - Актёр и песня. Людмила Гурченко
2002 - Мадлен, спокойно!
2004 - Жизнь как дым...
2006 - Не грусти!
2011 - Белый снег

Видеоклипы Людмилы Гурченко:

1956 - Пять минут
1969 - Мария
1997 - «Примадонна» дуэт с Аллой Пугачёвой
2001 - «Хочешь?»
2002 - Харьков
2004 - Петербург-Ленинград (дуэт с Борисом Моисеевым)
2005 - Ненавижу (дуэт с Б. Моисеевым)
2006 - Молитва (режиссёр Фёдор Бондарчук)
2008 - Маяк (дуэт с Михаилом Боярским)
2010 - Московские окна
2011 - Жду
2011 - Живем мы что-то без азарта
2011 - «Хочешь?»
2012 - Я отпускаю тебя - Филипп Киркоров (архивные кадры с Людмилой Гурченко)

Библиография Людмилы Гурченко:

1982 - Моё взрослое детство
1987 - Аплодисменты
2002 - Люся, стоп!

Театральные работы Людмилы Гурченко:

Московский театр «Современник» :

1963 - «Без креста» В. Ф. Тендряков; постановка Олега Ефремова - доярка
1963 - «В день свадьбы» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Майка
1964 - «Старшая сестра» А. М. Володин; постановка Олега Ефремова
1964 - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана; постановка Олега Ефремова и Игоря Кваши - Роксана
1964 - «Всегда в продаже» В. Аксёнова; постановка Олега Ефремова - жена трубача
1965 - «Голый король» Е. Л. Шварца; постановка Олега Ефремова и М. Микаэлян - гувернантка
1966 - «Вечно живые» В. С. Розова; постановка Олега Ефремова - Танечка

Театр-студия киноактёра :

1964 - «Красное и чёрное» В. Стендаля; постановка Сергея Герасимова - Матильда де ля Моль
1965 - «Целуй меня, Кэт!» Кола Портера; постановка Давида Ливнева - Бьянка
1966 - «Дурочка» Лопе де Вега; постановка Евгения Радомысленского

Школа современной пьесы :

1991 - «А чой-то ты во фраке?» С. Никитина, Д. Сухарева (по «Предложению» А. П. Чехова); постановка Иосифа Райхельгауза - невеста

Театр Антона Чехова :

1993 - «Чествование» Б. Слейда; постановка Леонида Трушкина
1997 - «Недосягаемая» С. Моэма; постановка Леонида Трушкина - Каролина Эшли
1997 - «Поза эмигранта» Г. Слуцкого; постановка Леонида Трушкина - банкирша

Московский академический театр сатиры :

1995 - «После битвы поле победы принадлежит мародёрам» Э. С. Радзинского; постановка Андрея Житинкина - Инга Михалёва

ТО «ДУЭТ» :

1998 - «Бюро счастья»; постановка Андрея Житинкина - Маргарита
2001 - «Мадлен, спокойно!» В. Асланова; постановка Романа Козака - Мадлен Вердюрен
2004 - «Случайное счастье милиционера Пешкина»; постановка Андрея Житинкина - Валентина Пешкина
2007 - «Похищение Сабянинова» П. Гладилина; постановка Валерия Саркисова - Ангелина
2008 - «ПАБ» братья Пресняковы; постановка Братьев Пресняковых - Эль Джи


Гурченко ушла, будучи непревзойдённой звездой. Но при этом она осталась просто Люсей. Именно так её звали близкие и фанаты. И Гурченко это нравилось. Роли, слава, аплодисменты... Всё, о чём мечтала, она получила сполна. Но была и ещё одна, не менее значимая роль в её жизни — роль жены и матери, в которой она так и не сумела полностью раскрыть весь свой талант.

«АиФ» как-то спросил Людмилу Марковну: «Почему, в отличие от многих голливудских и отечественных актрис, вы никогда даже не пытались скрывать свой возраст?». Гурченко ответила: «Что скрывать, когда на первой же странице моей книги написано: „Я родилась 12 ноября 1935 года“. Скрывать? Глупо. Вообще мне за границей хорошо, там никто не знает, когда вышла „Карнавальная ночь“. А здесь...»

Людмила Гурченко в роли Веры Нефёдовой в фильме «Вокзал для двоих». Фото: РИА Новости

Она строила свою жизнь по кирпичикам. Карьера в кино, муж, ребёнок. Всё продумано и рассчитано заранее. Озорной профиль, бездна обаяния... Такой дебютантку из Харькова полюбили зрители. Тогда никто и не догадывался: юная Леночка Крылова из «Карнавальной ночи» — на самом деле девушка с прошлым...

1953 год. Первокурсники мастерской Сергея Герасимова показывают актёрские этюды. Среди приглашённых — Василий Ордынский . Серьёзный, подающий надежды режиссёр. Увидев 18-летнюю Люсю, он сразу потерял голову. Люся ответила согласием. Молодую жену Ордынский забрал из подмосковного общежития, и она заняла законное место рядом с мужем в его столичной квартире. Разумеется, и главные роли в его фильмах должны теперь предназначаться ей!

И в первой своей картине «Человек родился» Ордынский в первую очередь, естественно, пробовал свою жену. Но худсовет забраковал Гурченко. Это стало ужасной трагедией для неё. В результате в этом фильме Гурченко достался только голос главной героини, а на экране блистала другая актриса — Ольга Бган . А Люся поняла: Василий не в силах стать её личным режиссёром. И... подала на развод! Уходя, она сделала всё, чтобы не испортить себе биографию. Даже самые близкие друзья не догадывались о её разводе. Это было не так сложно — они и о замужестве тоже не знали.

Гурченко ещё не раз воспользуется этим приёмом, удаляя из своего прошлого некоторые факты. И неугодных людей, будь то очередной муж, мать или даже... дочь. О том, что она есть, многие вообще не подозревали. Да и сама актриса в многочисленных интервью редко упоминала о Маше. А если и говорила, то с неловкостью.

Людмила Гурченко и Юрий Никулин. Фото: РИА Новости

О её личной жизни ходили легенды. Одни имена мужей говорят сами за себя: Иосиф Кобзон — звезда номер один советской эстрады. Александр Фадеев — сын знаменитого писателя. Известные актёры, музыканты, художники — все побывали у её ног. Но каждый раз повторялась «история с Ордынским». Стоило Гурченко понять, что очередной избранник не оправдывает её ожиданий, она рвала с ним без сомнений.

Гурченко верила: у неё всё будет как в кино. Тогда она ещё не догадывалась, что именно страсть к кинематографу со временем вытеснит из её сердца всех героев-любовников. С Борисом Андроникашвили они столкнулись случайно, у стойки самообслуживания ВГИКовской столовой. Увидев его, она выронила поднос. Породистый брюнет. Настоящий Лоуренс Оливье — мужчина её мечты! Красавец, о котором тайно вздыхала добрая половина студенток. Интеллектуал. Сын известного писателя Бориса Пильняка и грузинской княжны. Своего романа с Андроникашвили Гурченко не скрывала — она им гордилась. На самую блестящую пару ВГИКа окружающие смотрели с восхищением, к которому часто примешивалась зависть. В новый брак Гурченко ринулась как в омут — с головой. Сразу решила родить, хотя понимала, что может потерять всё: талию, карьеру, новые роли. И всё же — рискнула. В Борисе она рассчитывала обрести идеал мужчины. А идеал у неё был один — папа. Марк Гурченко , деревенский баянист-самоучка. Он так и не расстался с провинциальным говорком, хотя большую часть жизни прожил в Харькове. Зато усвоил главное: его дочурка, его «клюковка» — лучшая. И заставил поверить в это её саму.

Выйдя замуж, Люся получила совсем не то, чего ожидала. Мечтала о сыне, а на свет появилась дочь. Она родилась в Харькове. Слабая, болезненная, да ещё с врождённым дефектом. Девочку сразу передали на руки Люсиным родителям, а сама молодая мать вернулась в Москву. Здесь начались испытания суровой прозой жизни. 3-4 концерта в день, в разных концах Москвы. Фабрика, завод, профком, милиция. После выступления — домой на метро. Новых ролей в кино не было. Семья нуждалась в деньгах. А что же Борис Андроникашвили, её муж? Помогал, поддерживал в трудную минуту? Увы, нет. Об изменах мужа ей стало известно от подруг. Гурченко не стала унижаться до расспросов и выяснений. Сразу подала на развод. О личной драме Люси знали только близкие. На людях она всегда держала лицо. Это было частью профессии. Бориса Андроникашвили она вычеркнула не только из своей жизни, но и из жизни Маши. Тема горе-отца и его родственников была закрыта навсегда. О грузинских корнях дочери Гурченко вспоминала лишь в минуты раздражения. Обжёгшись один раз, Гурченко решила: жертвенная любовь — не для неё. Больше никакой веры мужчинам. И главное — никаких детей.

Людмила Гурченко во время выступления в Государственном центральном концертном зале «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Юрий Сомов

Дочь кинозвезды — это тоже роль, которую надо талантливо исполнить. Но Маша не хотела становиться «второй Гурченко». Она мечтала быть просто любимой дочкой. А ей уже с шести лет самой приходилось ходить за продуктами и оставаться дома одной дотемна. Постепенно в доме начали появляться мужчины. Первым отчимом Маши стал Александр Фадеев-младший. Приёмный сын писателя Фадеева, актёр. Завсегдатай ресторана ВТО — самого модного заведения в актёрской среде; там они с Гурченко и познакомились. Квартиру на Маяковке молодожёнам купила свекровь — известная актриса МХАТа Ангелина Степанова . Та привечала невестку и жалела её дочь. Но с очередным мужем у Гурченко не складывалось — Фадеев оказался мотом, кутилой и ревнивцем. Семейная жизнь едва не окончилась трагедией: Фадеев в пьяном угаре выстрелил в Гурченко из охотничьего ружья. Это была точка. В первый класс Машу отводил уже новый мамин муж, Иосиф Кобзон. Гурченко снова расправила крылья — возможно, союз с известным певцом — тот самый шанс снова стать примой? Но пестовать талант Гурченко Кобзон, при всём своём авторитете, не мог. До поры до времени разногласия мамы с новым мужем для Маши оставались за кадром. С девочкой Кобзон был на дружеской ноге. Дочка радовалась, а мама — становилась всё более раздражённой. И — отчаянно ревновала мужа к его многочисленным поклонницам...

Но самый долгий брак у Гурченко был с Константином Купервейсом . С ним она прожила 19 лет. Именно его, единственного из всех маминых мужей, Маша в свои 14 назвала папой. Хотя самому «папе» на тот момент было 24...

Купервейс — талантливый молодой пианист. С Гурченко они познакомились на концерте во время Московского кинофестиваля. Она пригласила его на озвучку своего фильма. Он её — на день рождения. Потом были прогулки по ночной Москве. Медовый месяц в Севастополе. Большая разница в возрасте — 14 лет — не стала для них помехой. Купервейс стал постоянным аккомпаниатором Гурченко. Все программы готовили дома вместе. Так появились знаменитые циклы «Песни войны» и «Любимые песни».

Соперничать с мамой Маша никогда не хотела. Она, не делая карьеры, поспешила выйти замуж. Вскоре её молодая мама стала молодой бабушкой. И, как ни странно, поначалу была довольна новой ролью, ведь у Маши родился долгожданный мальчик. Назвали Марком . Когда-то Людмила Гурченко сама мечтала о сыне. Хотела назвать его в честь отца. Вопрос, какое имя дать внуку, не стоял.

Людмила Гурченко. 2008 год. Фото: РИА Новости / Алексей Никольский

Марк — трагическая страница в жизни семьи. Немногие знают: единственный внук Людмилы Гурченко в 17 лет скончался от передозировки. Всё началось с обычных сигарет. Потом кто-то предложил парню попробовать травку. К 14 годам он уже плотно сидел на героине. Позже Гурченко не раз говорила, что дочь скрыла от неё беду. Так это или нет, но Марка определили на учёбу в дорогой английский пансион. Траты, которые скромной семье Королёвых вряд ли были под силу. Тогда, в декабре 98-го, он был как никогда весел и полон планов. И всё же от случайной дозы отказаться не смог... В последний путь Марка провожали сотни людей! Приехала и Людмила Гурченко. Молчаливая, потрясённая горем.

Гурченко недолго разбиралась, кто виноват в её личной трагедии: Маша оказалась в опале. Масла в огонь подлило и новое замужество актрисы. С её очередным избранником, продюсером Сергеем Сениным , отношения у Маши не заладились с самого начала. Зато сам Сенин благодаря удачной женитьбе взобрался на артистический Олимп и стал нагружать свою немолодую супругу всё новыми и новыми проектами. Гурченко работала во весь свой темперамент! Ни дня без съёмки. Ни года без новой картины. Эротическая сцена в 65 лет — кто ещё, кроме Гурченко, мог себе позволить такое?

У Гурченко не нашлось времени побывать даже на похоронах матери в 99-м. А когда пришла пора делить имущество, на свет всплыла нелицеприятная история. Народная артистка судится из-за квартиры с собственной дочерью! В схватке за квартиру Мария Королёва проиграла. Она и сейчас, спустя годы, чувствует себя раздавленной. Маша ведёт рутинную жизнь домохозяйки: магазины— кухня — телевизор. Разве так должна была сложиться судьба дочери самой Гурченко? Сейчас Маша понимает, что не сумела воспользоваться и сотой долей своего природного наследства. А ведь могла бы, стоило захотеть! Но в какой-то момент мать и дочь вычеркнули друг друга из жизни. Не разговаривали 19 лет! Ссора оказалась смертельной... О том, что Люси больше нет, Маша узнала из новостей. Они так и не успели сказать друг другу самые важные слова.

Актриса Людмила Гурченко не нуждается в особом представлении. Ее знают и любят несколько поколений зрителей. Она смогла запомниться ролями в фильмах, которые смотрели не только люди старшего поколения, но и молодежь.

Самое главное – она в любом возрасте оставалась желанной для мужчин. Когда актрисе уже было за 70, поговаривали о ее романе с молодым дизайнером, который был на 35 лет ее младше.

За свою жизнь Людмила Гурченко была замужем шесть раз. Наверное, постоянная любовь мужчин давала ей энергию и вдохновение. Эта женщина не могла прожить без любви ни дня.

Брак по расчету

Маленькая Люся росла в творческой среде. Ее родители были связаны с искусством. Девочка очень рано научилась петь и в военные годы таким образом зарабатывала себе на пропитание. Когда она окончила школу, что даже не возникал вопрос куда идти учиться дальше. Талантливая школьница решила поступать во ВГИК и ей это удалось с первого раза.

Уже будучи студенткой Людмила начала пробовать свои силы в кино. Не последнюю роль в этом сыграл режиссер Василий Ордынский. Он заметил начинающую актрису, когда она только стала студенткой ВУЗа. Он буквально влюбился в ее прекрасные черты лица и точеную фигуру.

Людмила решила для себя, что ее брак с режиссером может стать для нее выгодной партией. Ордынский смог бы стать для нее персональным режиссером и снимать в своих фильмах. Людмила и Василий поженились. Мужчина понимал, что чувства девушки не искрение, но любил ее и старался оправдать все ее надежды.

Разлад в семье случился после того, как Гурченко не утвердили на главную роль в одном из фильмов Ордынского. Комиссия отклонила ее кандидатуру, а режиссер просто не смог ей противостоять. После этого случая Людмила подала на развод. Мужчина все еще любил свою жену и был против расставания, но актриса была непреклонна.

Близкие режиссеру люди рассказывали, что даже через десятилетия после расставания с Гурченко, он не смог забыть ее и перестать любить . А она просто предпочла забыть этот брак, как ошибку молодости.

Влюбиться в красавца

Разорвав свои первые отношения актриса была готова к новым. Она была молода и красива, а ее карьера только начиналась. Новая любовь настигла Людмилу неожиданно. Со своим будущим супругом Борисом Андроникашвили они встретились в столовой ВГИКа. Парень проходя мимо так посмотрел на девушку, что она чуть не потеряла сознание от такого взгляда.

Людмила была сражена красотой Бориса и окунулась в новый роман с головой. Пара поженилась и им пророчили долгую и счастливую семейную жизнь. Поначалу все так и было. Молодожены всегда появлялись вместе на всех мероприятиях и смотрелись очень гармонично. Людмила была без ума влюблена в своего мужчину и была готова ради него на любые жертвы.

Плодом такой любви стало рождение ребенка. У пары родилась дочь, которую назвали Марией . Но рождение ребенка не стало радостью для актрисы. Она надеялась, что у нее родиться сын, которого она назовет Марком в честь своего отца. Далее последовало еще одно разочарование.


Дочь Гурченко – Мария Королева

Людмила была вынуждена на некоторое время оставить карьеру актрисы и заняться воспитанием ребенка. Пока она была занята домашними делами, ее муж часто задерживался на работе , а время предпочитал проводить в компании друзей. Вскоре женщина узнала о его многочисленных любовницах.

Людмила спокойно собрала вещи, забрала дочь и подала на развод. Борис особо и не сопротивлялся. Так супруги спокойно оформили развод, а актриса пообещала себе, что больше никогда не будет рожать детей.

Мимолетный роман

Такая женщина как Людмила Гурченко не долго оставалась одна. Через два года после развода с Андроникашвили она познакомилась с Александром Фадеевым , который был приемным сыном известного советского писателя.

Их знакомство состоялось в элитном ресторане. Вначале Гурченко не рассматривала его как потенциального супруга, но под натиском красивых ухаживаний сдалась. Людмила ответила согласием на предложение Фадеева стать его женой. Они оформили отношения всего после нескольких месяцев знакомства.

Интересные заметки:

Людмила надеялась, что с Александром она обретет свое женское счастье. Но этого не произошло. Большую часть времени ее супруг проводил в ресторанах и уделял друзьям времени больше чем жене. По факту Гурченко и Фадеев оказались абсолютно разными и не могли дать друг другу что-то важное. Как результат, после двух лет брака супруги развелись.

Две звезды

Людмила Гурченко и встретились в одном коридоре. Именно так началась их семейная жизнь. Знакомства как такового и не было. Их знала вся страна и в представлении они не нуждались.

Инициатива исходила от Кобзона. Людмила уже имела за плечами три неудачные брака и была настроена довольно пессимистично. Некоторое время она не отвечала на ухаживания певца. Но он не отступал и актриса сдалась.

Вся страна следила за развитием их отношений. Казалось, что такой брак будет успешным. Две состоявшихся звезды, две сильных личности, но именно это и помешало их счастью.

В семье были постоянные конфликты, в том числе и на профессиональной почве. После нескольких лет брака Людмила подала на развод, а Иосиф не стал ее удерживать.

Надежда на счастье

Когда Людмиле Гурченко было уже 40 лет, и она не надеялась встретить настоящего мужчину, судьба подарила ей шанс в лице Константина Купервайса . Их знакомство было абсолютно случайным, но имело почти двадцатилетнее продолжение.

Константин стал для актрисы поддержкой и опорой, а для ее дочери Марии заменил биологического отца. Мужчина стал для Людмилы персональным ангелом-хранителем. Он старался предугадать все ее желания и исполнить любые прихоти.

Для Гурченко стало настоящим шоком известие о том, что у ее супруга появилась другая женщина.

Долгое время она не могла в это поверить. Как мог так ее обманывать Константин, выполнять все прихоти и при этом иметь отношения на стороне. Она смогла пережить это и отпустить неверного супруга.

Маленькая девочка

Казалось бы в 58 лет искать новую любовь практически не реально. Но для Гурченко возраст не оказался преградой. Ее последним мужем стал продюсер Сергей Сенин. Их знакомство состоялось во время совместной работы над фильмом «Секс сказки». Рядом с Сергеем актриса наконец-то почувствовала себя любимой и защищенной.

В своей супруге она видела отца. Сенин был похож на него и внешними чертами и характером, а Людмилу называл дочкой. Ей было приятно чувствовать себя как раньше - маленькой задорной девочкой, которую любили и опекали.

Со своим шестым супругом Гурченко прожила до конца жизни. Она даже умерла у него на руках. Умерла счастливой и любимой, так как мечтала прожить всю жизнь.

Людмила Марковна Гурченко была примой актерского искусства. Ей подражали, ею восхищались, завидовали и не признавали.

Однако в любом случае навряд ли можно найти человека безразличного к ее творчеству.

Детские годы

Родилась будущая звезда 12.11. 1935 г. в г. Харькове. Отец, которого Людмила боготворила, Марк Гаврилович был из семьи бедных наемных крестьян.

Родственники по маминой линии имели дворянские корни. Дедушка – Александр Симонов принадлежал древнему славянскому роду, из которого происходили братья Радонежские (самый известный монах Сергий Радонежский).

Александр Симонов руководил московской гимназией, в 1917 был арестован и отправлен в ссылку. Бабушка была домохозяйкой.

Управляла дворянским имением в Смоленске, которое отобрали после революции.

Все детские годы, пока не началась война, Людмила провела в Харькове. Семья жила в небольшой полуподвального типа квартире.

Людмила Гурченко в юности

Отец был творческим и музыкальным человеком, который привил дочери интерес и любовь к сцене.

Он играл на баяне, поэтому часто принимал участие в различных концертах, праздниках и школьных утренниках.

Рядом с ним за кулисами постоянно находилась Люда, в которой отец всегда видел задатки будущей артистки.

Когда началась война, отец, несмотря на имеющуюся инвалидность и возраст, ушел добровольцем на фронт. Харьков был захвачен немцами.

Людмила, чтобы как-то выжить, развлекала захватчиков танцами и песнями из немецких оперетт. Часто перепевала репертуар Марики Рёкк.

Людмила Гурченко в молодости

В 1943 г. Харьков был освобожден, и Людмила, пусть и с опозданием, но пошла в 1 класс.

Через несколько лет, одновременно с общеобразовательной стала посещать музыкальную школу им. Бетховена.

В 1953 г., получив аттестат, приняла решение ехать в Москву и поступать во ВГИК. Отец вернулся с фронта в 1945 г. и всячески поддерживал Людмилу в ее решении.

Благодаря его вере, Гурченко с первой попытки становится студенткой мастерской Сергея Герасимова.

Учеба и кино — карьера в Москве

На вступительных экзаменах комиссия была очарована ее вокальными данными с легким украинским акцентом.

Во время учебы она постоянно участвовала именно в музыкальных студенческих постановках, где была возможность раскрыть ее талант.

Долгое время Людмила работала над своей речью, убирая свой акцент. И к концу 3 курса говорила почти чисто.

Выпускная работа была представлена опереттой «Кето и Котэ» и ролью в некоторых сценах «Западни» по Т. Драйзеру. В 1958 г. она стала профессиональной актрисой.

Будучи еще студенткой, она снялась в своем первом фильме «Дорога правды» в 1956 г. Родители были горды ею, увидев дочь на экране центрального кинотеатра г. Харькова.

В этом же году Эльдар Рязанов пригласил Гурченко пройти пробы в его новый музыкальный фильм «Карнавальная ночь», премьера которого была назначена на конец декабря.

Этот фильм принес большой успех Людмиле. Она вмиг стала популярной. Все обсуждали не только актерский и вокальный таланты молодой актрисы, но и ее удивительно тонкую талию.

Причем, по признанию самой Людмилы на пробы она пришла, надев на себя несколько юбок, чтобы казаться объемнее.

В 1958 г. она появляется в фильме с говорящим названием «Девушка с гитарой». Материальное положение Людмилы в те годы оставляло желать лучшего.

Она выступает с концертами на различных производственных площадках (заводы, шахты), организовываются творческие встречи со зрителями по всей стране.

В советское время такие гастрольные туры у актеров считались «халтурой», которая порочила имя советского артиста.

В 1957 г. Людмила Гурченко была приглашена для воспитательной беседы к министру культуры – Николаю Михайлову.

Он предложил закрыть глаза на ее многочисленные подработки, если она согласиться на сотрудничество с КГБ в период проведения международного фестиваля в г. Москве. Людмила отказалась, и после этого попала в немилость у многих режиссеров.

После яркого и стремительного взлета начался период затишья, когда Людмилу перестали приглашать на пробы и предлагать работу.

Этот неблагоприятный период длился около 10 лет, и дался энергичной Л. Гурченко очень тяжело. В самом расцвете сил, красоты и таланта она оказалась никому не нужна.

За это время она смогла сняться всего в 9 картинах, которые не имели большого успеха. Это были «Рабочий поселок», «Гулящая», «Летние сны» и другие.

Людмила Гурченко все-таки приобрела славу одной из самых ярких и ведущих актрис советского кинематографа.

Больше всего ей удавались съемки в музыкальных лентах и опереттах. В 1974 г. на экраны вышла кинолента «Соломенная шляпка».

Затем спустя 2 года были «Небесные ласточки» и музыкальный фильм-сказка «Мама».

За работу в фильме «Вокзал для двоих» она была признана лучшей актрисой согласно опросу, проведенному журналом «Советский экран» в 1984 г.

Театральные работы

Сразу после окончания театрального ВУЗа, Людмила пришла на службу в актерский театр-студию, где проработала 6 лет.

Затем в 1964 г. она вошла в труппу театра «Современник». Там она постоянно была на заднем плане.

Ей предлагали все лишь второстепенные роли или участие в массовых сценах. Спустя 2 года она ушла оттуда. Однако впоследствии очень ценила полученный опыт.

К театральной деятельности она снова возвращается спустя годы, в конце 90-х. Людмила Гурченко играет в спектаклях театра Сатиры.

Там же она реализовала свою давнюю мечту и создала мюзикл «Бюро счастья» совместно с режиссером А. Житинкиным.

К последним работам в театре относятся «Недосягаемая» и «Мадлен, спокойно!» поставленные в 2001 г.

Помимо театра и кино, Людмила Гурченко выпустила 2 музыкальных альбома – «Песни войны» и «Любимые песни».

Личная жизнь

Личная, как и творческая жизнь актрисы никогда не стояла на месте. Страсти там кипели нешуточные. Всего Людмила Гурченко была официально замужем 6 раз.

В свой первый брак она вступила в 18 лет, в 1953 г. Ее избранником стал подающий большие надежды режиссер Василий Ордынский.

Однако спустя пару лет последовал тихий развод. Об этом браке мало кто знал, и Людмила сделала все, чтобы этот факт не испортил ее биографию.

Второй брак был заключен по большой любви. Она столкнулась в студенческой столовой с красавцев Борисом Андроникашвили.

Их пара стала объектом не только восхищения, но и зависти со стороны однокурсников. Людмила так надеялась, что этот брак станет счастливым и, не задумываясь о фигуре и карьере, родила ребенка.

С дочерью Марией

Дочь Мария — единственный ребенок Людмилы Гурченко, о которой она не любила рассказывать. Спустя 3 года произошел развод.

Следующим супругом стал актер Александр Фадеев. Они расписались, практически не зная друг друга, просто устав от одиночества, и спустя короткое время брак снова распался.

Долгие и красивые ухаживания звездного красавца Иосифа Кобзона также привели к свадьбе. Однако такие 2 сильные и известные личности не смогли ужиться вместе. Людмила первая подала на развод, а Иосиф особо не возражал.

С мужем Константином

Пианист Константин Купервейс стал первым, кто смог подарить женское счастье разочаровавшейся в мужчинах Людмиле Гурченко. Они прожили вместе 20 лет, но его измена разрушила семейную идиллию.

В каждом из своих вокальных концертов Людмила Гурченко непременно исполняла знаменитую песню из кинофильма «Простая история», где есть слова «ну как на свете без любви прожить?» А феерическая личная жизнь актрисы, словно олицетворявшей это чувство, давала на тот поэтический вопрос ответ однозначный: никак невозможно. До конца дней ее страстная натура была открыта для любви.

Василий Ордынский

С Василием Ордынским Люся Гурченко встретилась во ВГИКе, куда поступила сразу после окончания средней школы в Харькове. К моменту знакомства ей было 18-лет, ему – 30. Тоже вгиковец, только учился на режиссерском факультете и институт уже окончил. Фронтовик, прошел всю войну командиром минометной роты. Общение юной студентки с молодым режиссером быстро преобразовалось в головокружительный роман, который в 1953 году привел влюбленных в загс. Эта информация превалирует в разных источниках. Но есть и другая, по которой брак этот оставался гражданским.

Василий Ордынский. Кадр из фильма «Щит и меч» (1968)

Как бы то ни было, но в период учебы на втором курсе Гурченко получила от своего бойфренда приглашение сыграть главную роль в фильме «Человек родился». Однако, по слухам, кто-то из «доброжелателей» поставил в известность членов худсовета об их любовной связи. Мэтры посчитали аморальным протежирование любовницы, потворствовать этому не стали и назначили на роль другую артистку - Ольгу Бган. И все же постановщику удалось «втянуть» свою возлюбленную в картину - утвердил ее кандидатуру на озвучание той самой роли…

Также Василий переселил харьковчанку Люсю из подмосковного общежития в свою квартиру. Однако совместная жизнь влюбленных не заладилась, супружеский союз продержался немногим больше года. Впоследствии оба умалчивали о причинах развода. Только однажды актриса обмолвилась, что «не сумела простить измену». Но другие данные свидетельствуют, что инициатором расставания был Ордынский.

Борис Андроникашвили

Едва произошло расставание с Василием, Люсю охватило новое чувство. Избранником стал также вгиковец - студент сценарного факультета Борис Андроникашвили. Обаятельный 22-летний грузин, интеллектуал и красавец, музыкант, сын писателя Бориса Пильняка и княжны Киры Георгиевны Андроникашвили - актрисы и режиссера. По материнской линии он был продолжателем знаменитой кинематографической династии Шенгелая (его тетя - актриса Нато Вачнадзе, мать режиссеров Георгия и Эльдара).


Борис Андроникашвили. Кадр из фильма «Отарова вдова» (1957)

С Людмилой Борис случайно столкнулся в институтской столовой. Она, увидев такого мачо, аж выронила поднос. Он его поднял. Роман начался мгновенно, резво стал набирать обороты и закончился свадьбой. Гурченко завидовали многие вгиковские девчонки. И не только из-за ее головокружительного романа с раскрасавцем Борей - мечтой каждой из них. К этому моменту слава Людмилы Гурченко была в зените - она уже сыграла свою «звездную» роль в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», и чувствовала себя счастливой во всех отношениях. По ее собственному признанию, мужа своего буквально боготворила и возносила хвалу Господу за то, что он их соединил в пару.

Через год после заключения официального брака у супругов родилась дочь Мария. Однако три годя спустя, а именно в 1960 году, Борис и Людмила расстались. По рассказам знакомых, немалую роль в разрыве отношений, помимо разности и взрывоопасности характеров, сыграло расхождение по творческим позициям: во-первых, мужу категорически не нравилось видеть свою жену в амплуа комедийной артистки, а во-вторых, ее оглушительный успех ущемлял его мужское самолюбие.

И все же вряд ли это могло стать решающим фактором: характеры притираются, амплуа меняются, успех проходит… Гораздо более весомая причина крылась в образе жизни, который стал вести Борис. В своих мемуарах актриса признавалась: «Он талантливо умел жить рядом, находясь лишь на своем берегу. А мне с немыслимой силой воли приходилось обучаться жизни вдвоем в одиночестве…» Дело в том, что супруг семейным делам предпочитал жизнь вольную, компанейскую, пьяную и любвеобильную. «Добрые» подружки не преминули посвятить молодую жену, погруженную в хлопоты о ребенке, как о времяпрепровождении ее супруга, так и о его многочисленных романчиках.

Гурченко не стала уточнять подробности и выяснять отношения, избежала также сцен ревности, которые при ее таланте могла бы исполнить с блеском. Вместо этого, приняв произошедшее как факт, решила себя от такой данности избавить, после чего подала на развод, который проходил крайне тяжело. В результате этого замужества Людмила Марковна сформулировала для себя основополагающего табу: на жертвенную любовь, приносящую только страдания, и на повторное рождение детей, которые вынуждают погружаться в пучину домашних забот. И, вычеркнув навсегда бывшего мужа из своей жизни, также категорично лишила дочь Машу возможности общения с родным отцом.

После развода Борис стал жить гражданским браком с Нонной Мордюковой, а Людмила два года спустя снова вышла замуж.

Александр Фадеев

Встреча с актером Александром Фадеевым-младшим (сын известной артистки МХАТа Ангелины Степановой и приемный сын знаменитого писателя Александра Фадеева - автора «Молодой гвардии»), произошла в модном ресторане ВТО, где в советское время собиралась творческая богема. Балагур, ловелас и кутила, Саша моментально очаровал молодую одинокую актрису и очаровывался ею сам. Скоротечный роман очень скоро завершился женитьбой.

Молодожены переселились в кооперативную квартиру «на Маяковске», купленную для них Люсиной свекровью. И все же решение о совместном проживании в браке было явно опрометчивым и необдуманным. Разочарование не замедлило себя ждать. Просуществовав два года, союз распался.

Связав себя брачными узами, Александр ничего менять в своей жизни не захотел. Он оставался несостоявшимся артистом и завсегдатаем ресторанов, посещение которых завершалось безудержными загулами, благо отцовские деньги позволяли жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая.

К сожалению, для семьи это прекрасное ничегонеделание мало что могло дать. Плюс ко всему, молодой человек безудержно свою жену ревновал. Говорят, однажды в сильном подпитии, терзаемый муками ревности, даже выстрелил в нее из охотничьего ружья. К счастью, промахнулся… Характеризуя это свое замужество, Людмила Марковна говорила, что тот брак ничего не дал ни одному из супругов, называла его «досадной ошибкой» и «прочерком» в своей жизни.

Анатолий Веденкин

Близкие отношения Людмилы Гурченко с артистом Анатолием Веденкиным продлились недолго. Встретились они в 1972 году на съемках фильма-мюзикла «Летние сны». Погружение в экранные образы супругов, привело к возникновению чувственной близости в реальной жизни. За развитием романа абсолютно непохожих друг на друга людей наблюдала вся съемочная группа…


Анатолий Веденкин и Людмила Гурченко. Кадр из фильма «Летние сны» (1972)

Борис Диодоров

Некоторые источники утверждают, что еще одним официальным мужем Людмилы Марковны был Борис Диодоров - народный художник России, профессор, главный художник издательства «Детская литература», проиллюстрировавший более трех сотен книг, среди которых великолепные иллюстрации к сказкам Ганса Христиана Андерсена. На самом деле зарегистрированного брака не было. А был непродолжительный роман - пылкий и бурный. В ходе которого Борис Аркадьевич называл свою возлюбленную «женой», что и послужило поводом для путаницы.

Вспыхнувшее чувство Бориса к Людмиле было столь сильным, что он расстался со своей законной супругой - известной художницей Натальей Кормушиной, в браке с которой прожил 16 лет. В их доме и произошло знакомство Гурченко и Диодорова. Как рассказала в одном интервью Тамара Валентиновна, у них в квартире на проспекте Вернадского часто собиралась столичная творческая интеллигенция, и… «Однажды Высоцкий привел к нам Люсю. Мы знали, что между ними были отношения. Не так, чтобы роман - просто переспали. О том, что Гурченко очень любвеобильна, знали все на «Мосфильме»».


Борис Диодоров. Фото: Виктор Великжанин/Фотохроника ТАСС

Инициированная Владимиром Высоцким встреча художника и актрисы, привела к уходу Бориса из семьи и переезду на квартиру Людмилы. По мнению близких, Диодоров - человек «тихий, спокойный, жизнерадостный и ведомый» - поддался страстному темпераменту актрисы, которая в тот период в профессии была не востребована и от того, по рассказам очевидцев, сильно выпивала. Также говорилось, что Гурченко на своего любовника «давила ужасно», и если бы ему не удалось год спустя все-таки вырваться из-под ее влияния, его жизнь пошла бы под откос. При этом с Машей - дочкой Людмилы Марковны - у Бориса Аркадьевича сложились идеальные отношения.

Сам он вспоминал о своем браке так: «Люсин характер проявлялся невыносимо, она раздражалась по малейшему поводу и без. А я старался во всем ее поддерживать, взвалил на себя все бытовые проблемы и фактически превратился в ее прислугу… Этот брак ничем, кроме развода, закончиться не мог».

Иосиф Кобзон

На самом деле расставание произошло по инициативе Людмилы - она влюбилась в уже тогда успешного артиста Москонцерта Иосифа Кобзона. Нечаянная встреча в коридоре ВТО (Всесоюзного театрального общества) дала старт будущей интимной связи, а затем и супружескому союзу, просуществовавшему неполных три года - с 1967 по 1970-й. Этот брак оба супруга впоследствии считали колоссальной ошибкой. Тем не менее, с Машей новый отчим был дружен, лично провожал девочку в первый класс…


Иосиф Кобзон. Фото: из личного архива

Жизнь супругов была неистовой - шумной, с раздорами и громкими скандалами. Люди из их близкого окружения вспоминали, что порой дело доходило до рукоприкладства. Причем, обоюдного. По рассказам, Людмила Марковна однажды на подъеме эмоций запустила в Иосиф Давыдовича утюгом, угодившем ему в голову.

Много ле т спустя певец рассказывал, что регистрировать брак они не планировали, а совершили этот шаг из-за того лишь, что на гастролях им отказали в совместном поселении в гостиничном номере. Вспоминая о тех отношениях, Кобзон однажды признался: «Мы были очень сильно увлечены друг другом, и мне нравилось обладать такой красивой, популярной актрисой. Отовсюду вез ей подарки, цветы. Мы были потрясающими любовниками, и секс наш происходил везде, где только нам случалось увидеться…»

Людмиле Марковне запомнилось другое: «Ничего хорошего в этом браке не было, - признавалась она. - Выходишь к машине, подаренной супругом, и видишь там проститутку с улицы… Это просто грязно». В автобиографической книге актриса писала: «Ему необходим был рядом режиссер его репертуара, внешности. Большие возможности не заменяют вкуса, стиля».

Константин Купервейс

Если Иосиф Кобзон был младше своей первой жены на два года, то разница в возрасте Людмилы Марковны со своим следующим, гражданским, мужем - пианистом Константином Купервейсом - была более существенной и составляла 14 лет. Что не стало препятствием ни для их 18-летней совместной жизни (с 1973 по 1991 годы), ни для того, чтобы 14-летняя дочка актрисы стала называть Константина Тобяшевича «папой», хотя он был взрослее ее всего лишь на десять лет.


Встреча будущих супругов произошла на концерте, проходившем в рамках Московском кинофестивале. Дальше актриса позвала пианиста на озвучание своего фильма, а он ее - на свой день рождения. Потом были романтические прогулки по Москве, затем совместная поездка в Севастополь. Гурченко признавалась, что ощущала себя абсолютно счастливой, чувствовала, что наконец-то дождалась - встретила мужчину своей мечты, с которым сможет начать жизнь с чистого листа.

Своего избранника она обожала и властвовала над ним. А он, талантливый музыкант, ради супруги пожертвовал всем, и в первую очередь собственной карьерой. Прежде всего Константин стал постоянным аккомпаниатором Гурченко, и с этой поры все программы актрисы, включая широко известные циклы «Любимые песни» и «Песни войны», они готовили сообща. Но не только. Купервейс являлся также директором Людмилы Марковны, администратором и секретарем. В анкетах, в графе «специальность», писал: «Муж Гурченко».

Лелея жену, неустанно о ней заботясь, потакая ее прихотям и капризам, способствуя приумножению славы, сам он всегда оставался в тени. Впоследствии сожалел об этом. Однажды признался, что у него стали сдавать нервы, потому что был вымотан и психологически истощен бесконечными придирками супруги. Вспоминал и такой эпизод: как-то, разгневавшись на незаслуженно обидевшую его жену, он в ярости кинул телефон в стену. После чего из уст Людмилы Марковны, сохранявшей в этот момент подчеркнуто железобетонное спокойствие, прозвучала реплика: «Взбунтовался?! Восстание рабов».


Константин Купервейс. Фото: facebook.com

То «восстание» произошло импульсивно, но оно предшествовало бунту осознанному - Константин Купервейс сам покинул свою возлюбленную. Признание в том, что у него появилась другая женщина, стало для Людмилы Марковны внезапным и жестоким ударом. Такого она не ожидала. Описывала в мемуарах эту ситуацию приблизительно так: «Всегда я уходила из браков. И поэтому перед Костей особенно снимаю шляпу. Вот это артист-тонкач! Так великолепно играть!» Она не подозревала ничего.

Сергей Сенин

Вскоре после расставания, Гурченко встретилась с Сергеем Сениным. Младше своей избранницы на 26 лет, он - продюсер и бизнесмен, оставался мужем актрисы до последнего ее дня. Сергей Михайлович - одессит, окончив Инженерно-строительный институт, поработал лаборантом, после чего устроился на Одесскую киностудию. В 1993-м году он продюсировал фильм «Секссказка», на съемках которого повстречался с Людмилой Марковной. Актрисе тогда было 58 лет. Сенину - 32 года, и он был примерным семьянином, отцом малолетней дочери.

Отношения с Гурченко раскручивались стремительно, словно в вихре, свидетелем чему являлись все члены съемочной группы. Жена продюсера, узнавшая про измену супруга, подала на развод, что дало ему возможность, избежав юридической волокиты, оформить расторжение брака и немедля заключить новый - с Гурченко. Их союз продлился 18 лет. Правда, отношения с Марией - дочерью Людмилы Марковны, у Сергея Михайловича так и не «слепились».


Людмила Гурченко и Сергей Сенин. Фото: East News

Все эти годы продюсер посвятил служению своей «звездной» супруге. Продюсировал картины, где она играла себя («Пестрые сумерки» и «Перезагрузка»), «заваливал» новыми проектами, например, благодаря ему воплотилась мечта всей жизни актрисы - она сыграла в фильме-мюзикле, короткометражке «Люблю».

По рассказам знакомых, их брак держался на любви, взаимопонимании и уважении. Муж как характером, так и внешностью, напоминал актрисе отца - баяниста-самоучку, которого она обожала, боготворила, который был ее идеалом. Сергей, воспринимая жену, как маленькую девочку, звал ее «дочкой», а она называла супруга «папой».

Людмила Марковна умерла дома, рядом находился муж. Позже из его рассказа станет известно, что «Люся лишь успела вскрикнуть, после чего упала замертво».

Аслан Ахмадов

Когда легендарную Людмилу Гурченко провожали в последний путь, у гроба с телом актрису рядом с ее супругом присутствовал Аслан Ахмадов, также принимая соболезнования. Стилист и фотограф, дизайнер и режиссер, с которым Людмила Марковна поддерживала загадочные отношения в последний период жизни, вызывал горячий интерес СМИ.


Аслан А хмадов и Людмила Гурченко. Фото: East News

Молодой человек неотрывно находился рядом с Людмилой Марковной, гулял с ней под ручку по Крещатику в Киеве и по центральным улицам столицы, снялся в ее последнем фильме «Пестрые сумерки». Будучи гостьей программы «Пусть говорят», Гурченко неожиданно задала Малахову вопрос: «А почему, Андрей, ты не спросил у меня, влюблена ли я?» Ведущий тут же адресовал ей этот вопрос и получил исчерпывающий ответ: «Да, представь, я влюблена! В Аслана. Он, знаешь, меня как обнимает? Крепко-крепко!»

Аслан родом из Азербайджана, появился на свет в 1973 году. По образованию - театральный режиссер, выпускник Бакинского института культуры. Воплощал множество разнообразных креативных проектов. Переехав в Москву, занялся фотографией, стал сотрудничать с популярными глянцевыми журналами, благодаря чему приобрел известность среди знаменитостей. И они давали согласие на персональные фотосессии Ахмадова, зачастую откровенно эпатажные, эротические. Познакомившись с Людмилой Марковной, Аслан стал ее личным стилистом и фотографом. Организовывал успешные фотовыставки, посвященные актрисе.

Был ли Ахмадов последней любовью легендарной артистки, как считают многие, или нет, остается загадкой. Ее признание: «Я влюблена в Аслана и в то, что он делает», - трактовалось по-разному. Но то, что фотограф стал близким другом Людмилы Марковны и, кстати, ее законного мужа - это факт неопровержимый.