Религия, которая получила широкое распространение в древности и в раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и в странах Ближнего Востока, а в настоящее время сохраняется у парсов в Индии и гебров в Иране.

Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Зороастр (Заратустра), который жил примерно в VIII-VI вв. до н.э. По имени этого пророка созданное им учение и получило свое название. Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге - "Авесте".

По своему характеру зороастризм существенно отличался от современных ему религиозных систем Месопотамии и Египта, и прежде всего своей этической направленностью. В зороастризме отчетливо проявляется идея о Едином Боге и противопоставляются два вечных начала - добро и зло, борьба между которыми составляет основу мирового развития.

Идеи зороастризма отражают особенности национальной психологии древних персов и рационалистический характер их мышления. Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного, или единого бога Ахурамазда (позже Ормузда); учение о существовании в мире двух извечных начал - добра и зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение зла в этом мире; этическое содержание обрядов и отказ от практики жертвоприношений; учение об особой роли государства и священном характере верховной власти.

Именно эти черты зороастризма позволили персидскому царю Дарию I (522-486 гг. до н.э.) сделать эту религию государственной и обязательной для всех подданных. Повсеместное распространение зороастризм получил и в результате роста политического влияния тех областей Ирана, где он был исконной религией. Роль зороастризма была далеко не последней в деле создания огромного по территории Персидского государства.

Заратуштра

Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333-330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова «до Александра» явились искажением первоначального «до Дария», где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522-486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336-330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 и 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, - возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека (см. также ДАРИЙ).

Священная книга зороастризма - Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре. Эту часть составляют Гаты, священные молитвы, сохранившиеся в составе Авесты. Гаты - единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нем сведения являются легендарными. Главным внешним событием в его жизни было обращение некоего «князя Виштаспы» (греч. Гистаспа), которого по ряду причин невозможно отождествить с его тезкой, отцом Дария. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).

Иранская религия до Заратуштры

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

Реформы Заратуштры

Заратуштра отказался от всех богов, за исключением одного, асура (в древнеиранском произношении - ахура), т.е. «бога», «господина», мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская форма - Ормазд), т.е. «Премудрый господь», или «Владыка мудрости». Неизвестно, был ли Заратуштра первым, кто провозгласил культ Ахурамазды. Последнему поклонялся, как великому божеству, Дарий I, однако мы не знаем, воспринял ли Дарий этот культ от Заратуштры и его последователей или независимо от них. Другие ахуры игнорировались им, а древние боги-покровители двух низших классов стали считаться злыми божествами, демонами. Однако их атрибуты и качества в системе зороастризма унаследовали божественные существа, получившие наименование «Святые Бессмертные» и представлявшие собой сущности, ранее ассоциировавшиеся с младшими божествами, а теперь подчиненные Ахурамазде. Ахурамазда считался также отцом духов-близнецов, которые, при начале творения, осуществляют выбор между жизнью и нежизнью, между добром и злом и т.д. Аналогичный выбор должен осуществляться каждым человеком, который призван «мыслью, словом и делом» встать на сторону Ахурамазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла.

Заратуштра был убежден, что вскоре наступит эпоха нового мира и что только сторонники добра обретут в этом мире новую жизнь, которая, по мысли Заратуштры, будет длиться на земле вечно. А до наступления этой эпохи умершие должны восходить на мост, который добрых людей ведет на небеса, а злых - в ад.

Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.

Возникновение дуалистического зороастризма

После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой - Митре, Анахите и другим - приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553-330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.

Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма - Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.

Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как «религия магов». Геродот (ок. 485-428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов - Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. - ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.

При Селевкидах (323-248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. - 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. - 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.

Зороастризм в послеэллинистическую эпоху

При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество - государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке.

При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других - проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Зурванизм

В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен - возможно, под греческим и вавилонским влиянием - в системе зурванизма. Зурван («Время»), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.

Вероучение ортодоксального зороастризма

История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода. В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное.

По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах - начиная с неба, солнца, луны и звезд и заканчивая первочеловеком, именовавшимся «Смертная жизнь», и первобыком, именовавшимся «Единотворным». На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула - одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом.

Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как «Смертная жизнь», от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения.

Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть - рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.

Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах при посредстве воды, хаомы, пучка прутьев и т.п. перед вечным огнем. Жертвоприношения сопровождались чтением всех Гат.

Зороастрийцы по сей день хоронят своих умерших в соответствии с древним мидийским обычаем: оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, известных под названием «Башни безмолвия». Зороастрийцы избегают контактов с трупами и всеми объектами, считающимися «нечистыми», а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения с помощью воды и коровьей мочи. По достижении семи (или десяти) лет каждый зороастриец получает рубаху и сплетенный из множества прядей пояс, который он должен носить до своего смертного часа.

В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты: она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния.

Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы - в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически, посмертная участь человека жестко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы и т.д., особенно - на Новый год.

Парсизм

В индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.

Иранское влияние на западную мысль и религию

Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.

Иранское влияние на иудаизм и христианство

По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о «двух духах», упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков.

Безопасность и доверие – это база любых отношений....

Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте, состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал – Добра и Зла.

Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.

Зороастр родился ок. 660 г. до н.э. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме в нижнем течении Окса.

В древнейшей иранской литературе он представлен в качестве жреца, имеющего право приносить жертвы богам и совершать ритуалы. В 630 г. Зороастр отправился на многолюдный праздник, где впервые получил откровение от Ахурамазды. После 10 лет проповедей Зороастр обратил в 618 г. до н. э. в свою религию царя Гаштасну (Кави Виштаспу). Кроме того, члены королевского семейства, королева Хутаоса, его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Зороастра. Позже религия была принята всеми жителями Ирана. В 583 г. до н. э. пророк был убит бактрийскими кочевниками, воевавшими против Кави Виштаспы.

Кроме того, существуют иные точки зрения на время жизни Зороастра:

1. около 6,5 тыс. до н. э. (Плиний Старший, Платон, Ксанф Лидийский, Диоген Лаэртский);

2. по лингвистическому методу сравнение языка Ригведы и Гахт и вычисление древности языка Авесты сходятся на периоде около 6 тыс. до н. э;

3. по астрономическому методу позиции звезд, записанные в Авесте, сходятся на 6 тыс до н. э;

4. некоторые ученые под влиянием Библии и в некоторой степени археологии находят правильным1500 до н. э.

5. имеются также указания на двух Зороастров, живших в 6 тыс. и VII-VI вв. до н. э. соответственно.

Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.


ІV век
Для историка-литургиста обстановка резко улучшается с середины следующего, IV, века. Это обстоятельство объясняется очень ценными и авторитетными свидетельствами таких крупных церковных писателей, как святой Кирилл Иерусалимский и святой...

Духовно-просветительская деятельность Орловско-Ливенской епархии. Духовно-просветительская работа в государственных и светских общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях
В соответствии с федеральным Законом «О свободе совести и религиозных объединениях», с 1 сентября 2001 года в школах Орловской области введен, как региональный компонент, спецкурс «Основы православной культуры», состоящий из трех восьмича...

Отношения с богами и самый важный аспект жизни «великого»
Прежде чем начать разговор о взаимоотношениях героев и богов из Племен Богини Дану, следует выяснить, не являлись ли для кельтов сами герои божественными существами? Ведь в мифах, несмотря на официальное почитание Туата Де Дананн, устано...

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование. Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы. Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали "дрова" и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Религия древних иранцев называется зороастризм , впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться .

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам , тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:

  • Мазда — воплощение мудрости и правды;
  • Митра - воплощение согласия, договора.

У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех богов Ахура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.

Наиболее известным пророком в Иране был Заратуштра или Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.

Священная книга зороастризма - Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:

  • Ясна (гимны и молитвы);
  • Яшта (моления божествам);
  • Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).

Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда) — бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод - Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих помощников — добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами «Бесконечного времени» - бога времени Зрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия — царство добра — продолжается 3 тыс. лет.

Это — Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это — стадия борьбы. Третья стадия — царство зла. Четвертая стадия — добро побеждает в результате борьбы.

Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называли гебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму — парсизмом.

Изменяется судьба зороастризма в Иране только при приходе к власти династии Пехлеви в начале XX в. Начинается возрождение древних традиций, религии и философии Ирана. Но в 1979 г. произошла исламская революция, в результате которой вновь провозглашаются ценности ислама, а зороастризм считается религиозным меньшинством и подавляется.

Принципы и обряды зороастризма

Главное нравственное требование - сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет. Обряд инициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет. Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы. Для хранения огня строили храмы. В этих храмах огонь должен был гореть постоянно. Пять раз в день его подпитывают и читают молитвы. Исследователи считают, что 5-кратная молитва в исламе взята из зороастризма.

Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания . Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.

Были у зороастрийцев и сезонные праздники. Самый торжественный праздник — Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия — 21 марта.

Парсизм, как и ислам, был занесен в Индию из Центральной Азии. Число его последователей невелико, но по своему богатству и влиянию они занимают очень видное место. Нужно оговорить, что под парсизмом в науке разумеется: 1) учение Зороастра, 2) в более узком смысле основанная на нем религия современных парсов. Зороастризм - религия древних жителей Ирана, первоначально мидийцев и бактрийцев, затем персов времен Ахеменидов и Сасанидов. Зороастризм, по-видимому, свои корни имел в какой-то общей религии ариев до их разделения на иранскую и индо-арийскую ветви, но это разделение совершилось тогда, когда общая религия еще не имела завершенной организации; поэтому нащупать общие места в ведизме и зороастризме представляется делом трудным.

Временный расцвет зороастризма относится к эпохе Сасанидов, к концу которой он окончательно был вытеснен исламом, направившим свою особую энергию против огнепоклонников. Парсы вынуждены были искать убежища в других странах, и одна из их волн устремилась в Индию через Ормуз. В 717 году они прибыли в небольшой городок Санджана, в девяноста верстах к северу от Бомбея. Здесь они восстановили священный огонь, «семена» которого принесли с собой, по их словам, из Персии.

Приобретши благорасположение местных властей, они разбогатели и в конце концов установили сношения с двором Моголов. Некоторые из жрецов посетили даже императора Акбара, который в поисках новой религии беседовал с брахманами, португальцами-миссионерами, своими мусульманами, а также и с огнепоклонниками. До конца XIII века главными местопребываниями парсов были Сурат, Навсари и прилегающие к ним части Гуджарата. Коммерческий рост Бомбея потянул к себе большую коммуну парсов, а из этого города они распространились по всем городам Индии, где бьет ключ торговли.

На первых порах экономическая и политическая слабость, с одной стороны, и окружение парсов индусской массой, с другой, оказали угнетающее влияние на принесенную религию, и она упала до формы, едва отличимой от примитивного индуизма, ее окружавшего . Парсизм захирел, священный канон был почти забыт. Но рост и обогащение колонии привлекли свежих эмигрантов; пробужденное и теперь обеспеченное национальное чувство вызвало интерес к национальной религии; жрецы стали внимательно изучать старый священный язык , и священные книги были переведены, растолкованы и изданы. Дальнейшим звеном в развитии общины парсов было установление связи с единоверцами, живущими в других частях Азии, а особенно в Персии.

Парсы делятся на два толка: кадими (древние) и шеншаи (королевские); догматической разницы между ними нет, и спор сводится главным образом к разному пониманию эры священного года, отчего не совпадают некоторые праздники; есть более мелкие расхождения, например в произношении некоторых звуков при чтении молитв. Первые, как и показывает название, утверждают, что они сохранили более старые формы богопочитания.

Древнеиранская религия Зороастра под влиянием монотеистических религий дошла до современных парсов в значительно измененном виде. Поэтому в современном парсизме преобладают черты монотеизма и лишь отчасти пантеизма, несмотря на его философский дуализм и внешний культ огня. Основой религиозной морали служит авестийская триада - «добрые мысли, добрые слова и добрые дела», о которой взрослому парсу напоминают три шнурка его священного пояса. Особым уважением у парсов пользуется огонь - отсюда отказ от индийского сожжения мертвых и существование простых храмов, где поддерживается вечный огонь. Зороастр как пророк пользуется почетом; Саошьянт, по их верованию, должен родиться из семени Зороастра в конце света, уничтожить зло, очистить мир и сделать парсизм главенствующим. Среди обычаев парсов наиболее замечателен обычай выставлять трупы умерших в «башне молчания» на съедение коршунам.

Нужно отметить, что в среде парсов существует слишком большая разница в социальном и культурном смысле. Между парсом-богачом, европейски образованным, прекрасно говорящим по-английски, и его простым (особенно недавно переселившимся из Персии) собратом - целая пропасть. Поэтому и парсизм имеет две разновидности - культурную, достояние жрецов и богачей, и простую, достояние бедных; в последней много примеси индуизма и даже анимизма.

Следующая глава >

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование.

ЗОРОАСТРИЗМ: ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ

Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы.

Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали "дрова" и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастризм по своему интересная религия, со своими праздниками, поверьями и правилами. Некоторые склоняются к тому, что именно от этой религии зародилось христианство и буддизм. Возможно оно так и есть, ведь что-то новое — это хорошо забытое старое.

Зороастризм, как и всякая сформирована религия со своим сакральным писанием, имеет полный комплект анимистических, мифологических, фетишистских и магических представлений и идей. Из них и формируется вероучения и культ

Рассмотрим сначала вероучения зороастризма. Вероучение. Зороастра имеет своих религиозных предшественников в первобытных религиозных верованиях древних индоиранцев. Протоиндоиранци, которые жили в засушливых степь пах и пустынях, боготворили воду, которую олицетворяла богиня. Апас. В ее честь совершали магические церемонии — возлияния особой смеси из молока и сока хаомы (галюценогеннои растения). Вторым объектом обожн вания был огонь в виде бога. Афара (Агни), которому приносили жертву из ароматических веществ и жира, которые сжигали. Эти жертвы и были атрибутами ежедневных богослужений, которые назывались»ясна»Место, на котором в осуществлялись конечно, называлось»павиль», т.е.»чистое место»Чистыми должны быть и все предметы и посуда, которые применяли во время церемоний, які застосовували під час церемонії.

Кроме названных. Апас и. Атари, протоиндоиранци поклонялись еще немалом количестве богов, среди которых называли. Митру,. Варуну и верховное божество. Ахура-Мазду

Протоиндоиранци имели представления о душе и загробной жизни, производили погребальные церемонии. Иначе говоря, уже владели определенным комплексом религиозных представлений

Заратуштра упорядочил анимистических систему протоиндоиранцив, выделив из пантеона богов двух главнейших. Это. Ахура-Мазда (Мазда,. Ормуду) и. Ахра. Манью (Ахриман,. Ариман). Это они главные действующие лица со ороастрийського космогонического учения. Согласно зороастризмом, мир безграничен в пространстве и времени. В нем происходит творческая деятельность. Ахура-Мазды, который царит в мире безграничного света и добра. Ахра. Ма нью — в мире безграничной темноты и злі зла.

Ахура-Мазда в бесконечном времени создал ограниченное время — эон, который длится 12 тысяч лет и состоит из четырех периодов. Первый период — это создание мира в виде идей конце этого периода появляется яеться. Ахра. Манью. Пораженный светом и молитвами. Ахура-Мазды, он бежит во мрак и начинает войну с. Ахура-Маздадою.

Во второй период начинается перевоплощение идей в вещи, появляется материальный мир, в котором есть продукты создание. Ахура-Мазды и. Ахра. Манью»Антидевивський надпись. Ксеркса»сообщает:»Бог велик. Аурама азда, который создал эту землю, создавший благосостояние для человека, который сделал. Ксеркса царем»Ахура-Мазда создал. Землю,. Луну,. Солнце, звезды, а. Ахра. Манью — планеты, кометы и метеоры, которые не подпором дковуються видимому равномерному движению небесных тел.

ЗОРОАСТРИЗМ

Ахура-Мазда создает благодатные места для жизни людей на земле,. Ахра. Манью — злые. Волею. Ахры. Манью возникают хищники, ядовитые растения, стихийные бедствия. Ахура-Мазда создает первый быка и первого человека -. Гайа. Мартан. Ахра. Манью добивается их смерти. Но из семени быка рождаются полезные животные, а из семени первого человека — первых супругов. Машйа и. Машйои, которые положили начало человечеству. Первые два периода составляют эру творения мира, создания основы -. Бундахиш, створення основи -. Бундахішн.

Следующие 3 тысячи лет — третий период, время борьбы добра и зла

В зороастрийской вероучении этот период получил название эры смешения, когда мир сочетает в себе добро и зло. Именно в этот период. Заратуштра получает откровение, человечество узнает, что оно вместе с добрыми потому огам должен победить зло и сделать мир таким, каким его задумал. Ахура-Маздра, т.е. совершенным.

Это история разных правителей и иранского народа в мистифицированный, но достаточно образной художественной форме. С. Авесты до нас доходят отдельные отрывки этого изложения. Главная идея этого изложения: доведение божест твенно сути верховной власти, необходимости власти соответствовать этой сутті.

Четвертый период — это те 3 тысячи лет, которые мир будет существовать после. Заратуштры. Итак, за зороастрийскими представлениями человечеству осталось жить где-то 300-400 лет! рийдуть через каждую тысячу лет три спасатели. Все они — сыновья. Заратуштры, их зовут. Саушиантамы. Дело в том, что когда. Заратуштра купался в озере. Канавья, ресниц оставил там свое семя. И когда в этом озе ре будут в какое-то определенное время купаться девицы, то они забеременеют спасителем и родят его. Когда придет третий спаситель, состоится последний бой между добром и злом. Тогда начнется третья эра истории человечества, эра разделения, когда добро будет отделено от зла, а остальное — уничтожено огнем и растопленным металлом. Добро станет общим, смерть побеждена, мир будет обновлен и в таком виде существовать вечно. Перед нами — яркая эсхатологическая картина, которая рисует будущий конец света и наступления царства добра и справедливости. Зороастризм впервые в истории религии выдвинул детально разработанную, систему есхотологизмтологізму.

Итак, основой учения зороастризма о мире являются дуалистическое учение о двух истоках мира: добро и зло

Эта концепция проходит красной нитью и в зороастривському понимании человека, согласно которому человек — продукт божьего творения, ее создал. Ахура-Мазда и назначил добра. Но человек имеет свободу воли, она м может поддаваться влиянию зла и воспринимать его. Ахра. Манью вовсе не безразличен к человеку. Он является покровителем воинственных кочевников, которые нападают на земледельцев. Ахра. Манью также занимается дикой фауной (г. Адамы, насекомыми, термитами и т.п.), которые вредят земледелию. Поэтому человек должен повиноваться. Ахура-Мазде, который является покровителем земледельцев, оседлой жизни, домашних животных. Верный. Ахура-Мазде должен ценить добро и свет, заниматься земледелием, уничтожать дикую фаун фауну.

Борьба добра и зла непременно завершится победой добра.

Тогда все человечество объединится, возникнет единое государство с единым языком. Поскольку человек обладает бессмертной душой, то при участии в борьбе на стороне. Аху ура-Мазды ее душа постигнет райское блаженство от загробного мира. Сраоша, а те, кто поддерживает. Ахра. Манью, будут подвергнуты очистке огнем адлі.

Какой же характер анимистического пантеона зороастризма: пантеистический или монотеистический?

Исследователи заметили, что в. Гатах. Заратуштры у. Ахура-Мазды нет никаких других богов. Это дало основание говорить, что зороастризм монотеистический, или хотя бы имеет устойчивую тенденцию к монотеизму. Этим, так сказать, возвышался авторитет зороастризма среди религий древнего мира, которые все до одного были политеистическихми.

Но на самом деле зороастризм еще весь в плену политеизма, хотя и проводит достаточно последовательную концепцию иерархии богов. Провозглашая. Ахура-Мазду верховным богом, он не признает его единственным — рядом с ним все ь время действует. Ахра. Манью. Ахура-Мазда ведет неустанную борьбу с. Ахра. Манью. Он велик, но не всемогущ, он сам не может уничтожить зло и его источник -. Ахра. Манью и нуждается в этом деле помощи богов и людей. Таким образом, зороастризм избегает противоречия между всемогущество бога и наличием зла, которое он не уничтожает, противоречия, которую не могут решить последовательно монотеистический ислам и христианство, старается быть монотеистическойчним.

Вместе с. Ахура-Маздой зороастризм признает и многих второстепенных богов. Прежде всего это. Амеша. Спента («бессмертные святые») — шесть эманаций и помощников. Ахура-Мазды, которых он создал с помощью. Спента. Ман нью («духа святости»;духа святості»).

Амеша. Спента входят в почту. Ахура-Мазды, подчеркивая его благие качества. Каждый из. Амеша. Спента руководит определенной частью божественного хозяйства. Ахура-Мазды, в который входят:

Boxy. Мана (Вогу. Мано,. Баман) -«благая мысль, ум, глава и страж живого творения. Ахура-Мазды»;

Аша-Вахишта (Аша. Вагиста,. Арцибегешт) -«истина, большая святость, гений огня»;

Армайта (Спента арматуры,. Спендармат) -«святой покой, божественное благочестия, богиня земли»;

Хшатра варьете (Кматра. Вайрья,. Шахревар) -«желательно, совершенная власть, обладатель металлов»;

Хаурватат (Гаурватаг,. Кордат) -«целостность, благополучие, здоровье»;

Амертат (Амеретат,. Амердит) -«бессмертие»

Вместе с. Ахура-Маздой они образуют»Семерку единоиснуючих», семь верховных духов, покровительствуют семерке благих творений: человеку, животным, огня, земли, небу, воде и растениям

Но это еще не все. Зороастрийский пантеон имеет многочисленных функциональных богов. Жизнь от восхода солнца до полудня находится под защитой бога. Хаван, бог. Рапитвина принимает эту эстафету от полудня до второго й половины дня, затем идет часть дня до мероприятия, которой руководит божество. Узайярина. От заката до полуночи эта роль принадлежит. Айвисутрими. С севера до восхода солнца ночью обладает. Ушахина. Так добро розподиляеть ся на пять страж, в каждой стражи вычитываются молитвы соответствующим божествам. Отсюда пошел потом пятикратный намаз в мусульмульман.

Многочисленные яшты (гимны) в. Авесте посвященные отдельным богам:. Яшт 5-й — богини вод и плодородия. Арви-Сури,. Яшт 14-й — богу войны и победы. Вертрагне,. Яшт 17-й — богини доброй судьбы и счастья. Аши,. Яшт божеству земли — заму, длинный гимн»Михр-Яшт»посвящен богу. Митре. Пантеона богов, которых возглавляет. Ахура-Мазда, соответствует пантеон дэвов, которые являются войском. Ахра. Манью. Так, богу Boxy мамах противостоит дев. Ака-Мацах (Злая мысль), богу правды. Аша — дев лжи. Друг. Среди дэвов зла:. Араска — зависть,. Зарван — старость,. Варена — сладострастие,. Ази — жажда,. Айшма — гневливость. Девам помогают иату (воро жбиты) и. Парин (пере), вредящих природе и человеке, новые и. Корпан — враждебные зороастризма князья и жрецы, ашемауги — зловчители, вредные существа храфетра — змеи, лягушки, насекомые и т.п.. Вот такой огромный и злой мир противостоит. Ахура-Мазде, поэтому не удивительно, что он нуждается в помощи в борьбе с ци боротьбі з цим.

В зороастризме есть свой символ веры. Он содержится в. Авесте. Его текст гласил:»Признаю себя поклонником. Мазды, последователем. Зороастра отрекаюсь демонов-дэвов, принимаю веру. Ахура. Кланяюсь. Амеша. Спента молюсь. Амеша. Спента. Ахура-Мазде, доброму, всеблагому, принадлежит все благое»Далее идет признание дуализма мира, требование отказываться зла и бороться с ним, признавать авторитет. Ахура-Мазды во всем, строго доп ержуватися зороастрийских моральных требований. Такой характер имеет вероучения зороастризмаення зороастризму.

Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, ознакомьтесь с материалом Зороастризм. Читайте также статьи Авеста и Зороастр (Заратустра)

Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцамДревней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра. Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

Пророк Заратустра (Зороастр) — основатель зороастризма

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов, разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными, пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха: Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством.

Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой.

Религия Зороастризм

Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар — один из главных зороастрийских символов

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона.

Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями, жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.