09:10 2012

Устройство православного храма (II). Иконостас


Иконостас является одним из важнейших и обязательных элементов православного храма. Иконостас представляет собой перегородку, отделяющую алтарь от средней части храма, именуемой нефом, и непременно уставленную иконами. Собственно последняя характеристика и дала название «иконостас», обозначающее «стояние образов, или икон» (от греч. eikonostasis: икона — изображение, образ + стасис — место стояния).


Иконостас не был изобретением какого-либо ответственного лица или творческого деятеля, также это не явилось результатом волевого усилия правителя или церковного пастыря. Иконостас стал носителем религиозного опыта множества поколений разных народов, их поисков оптимального устроения культового здания для реализации главной цели религии — восстановления связи с Творцом, прерванной грехопадением первых людей, восстановления богообщения. И потому ни одно определение иконостаса, в том числе и предлагаемое нами, не может включить всей полноты значения и функций иконостаса. Они неотделимы от истории православного храма, ведущей свое начало с ветхозаветных событий, церковной практики (богослужения, таинств церкви), от церковного искусства (смысла и назначения иконы, ее иконографии и других особенностей).


В основу иконостаса легли три идеи , родившиеся в разное время человеческой религиозной истории, взаимодействие которых дало нам то, что мы видим сегодня в православных храмах и называем иконостасом.



Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и другие
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. XV–XVII вв.


Схема рядов:


А. Местный ряд;


Б. Пядничный ряд;


В. Деисусный чин. Около 1405 г.;


Г. Праздничный ряд. Около 1405 г.;


Д. Пророческий ряд;


Е. Праотеческий ряд


Схема расположения икон : 1. Саваоф; 2. Богоматерь на престоле; 3. Благовещение; 4. Рождество Христово; 5. Сретение; 6. Преполовение; 7. Крещение; 8. Преображение; 9. Воскрешение Лазаря; 10. Вход в Иерусалим; 11. Тайная вечеря; 12. Распятие; 13. Положение во гроб; 14. Сошествие во ад; 15. Вознесение; 16. Сошествие Св. Духа; 17. Успение; 18. Василий Великий; 19. Апостол Петр; 20. Архангел Михаил; 21. Богоматерь; 22. Христос Вседержитель;. 23. Иоанн Предтеча;. 24. Архангел Гавриил; 25. Апостол Павел; 26. Иоанн Златоуст; 27. Никола, с клеймами чудес; 28. Богоматерь Тихвинская, с клеймами чудес; 29. Архангел Уриил.


Северная алтарная дверь ; 30. Спас с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со святыми на полях; 31. Рама от иконы «Богоматерь Донская» с изображением праведных жен; 32. пас на престоле; 33. Благовещение Богоматери, с клеймами Акафиста. Храмовая икона ; 34. Иоанн Предтеча, Апостол Петр и Алексей Человек Божий; 35. Архангел Рафаил.


Южная алтарная дверь ; 36. Спас с припадающими святыми Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, с клеймами притч; 37. «Четырехчастная» икона. 38–39. Праотеческий ряд икон; 40–41. Пророческий ряд икон; 42–43. Ряд таблеток-миней; 44. Никола Можайский; 45. Спас поясной; 46. Воскрешение Лазаря.




Первая , древнейшая из основополагающих идей иконостаса связана с представлением о священном месте, обособленном от привычного суетного мира и доступном лишь посвященным. Такие помещения существовали в сакральных строениях еще в дохристианский период во всех культурах, у разных народов.


Новозаветный храм сохраняет традиции устроения ветхозаветной скинии собрания и откровения, преобразовав ее в свете совершившегося искупления человечества Спасителем мира и открытия Царства Небесного. Образ скинии, полученный на Синае пророком Моисеем, был воплощением идеи обособления священного места для пребывания Бога и общения с ним человека. Скиния (разбираемый переносной храм) имела три главные части: 1) Святое Святых; 2) Святилище; 3) двор скинии . Самая сакральная часть скинии — Святое Святых — символизировала Небесное Божие Царство, поэтому в Святое Святых ветхозаветного храма никто не входил, кроме первосвященника , которому позволялось входить туда только один раз в году . Здесь хранился Ковчег Завета . Святое Святых закрывалось «глухой» завесой, отделяя Царство Божие от остального мира, даже от Святилища, в котором ежедневно утром и вечером на жертвеннике воскурений Богу возжигалась благовонная смола — фимиам. Образ и устроение скинии были перенесены на стационарный ветхозаветный храм, построенный в Иерусалиме сыном царя Давида Соломоном.



Четырехрядный иконостас Преображенской церкви Кижского погоста. Реконструкция


В православном храме Святому Святых соответствует алтарь . До пришествия Христа и искупления им грехов человеческих никто не мог войти в Царствие Небесное, даже праведники, поэтому и Святое Святых было закрыто. С христианством в мир входит новая идея, идея Нового Завета — искупления и открытия Царства Небесного всем людям через искупительную жертву Христа. Так и в традиционное культовое ветхозаветное сооружение входит эта идея — открытости Царства Небесного, которое начинается уже здесь, на земле, внутри нас.


Одна из важнейших религиозно-философских мыслей теперь доступна каждому в образе: Божие Царство есть, но оно было в Ветхом Завете закрыто, представляя величайшую тайну Бога — тайну божественного слова и жертвенной любви, творящих и сохраняющих мир. Об этом говорили лишь пророки.


Согласно Священному Писанию, во время искупления, после слов Спасителя, испускающего дух: «Свершилось», солнце померкло, произошло землетрясение и завеса в Иерусалимском храме разорвалась надвое. Царство небесное открылось, через жертвенную любовь Спасителя вошло в мир. И человек через веру во Христа открывает Святое Святых — свое сердце — прежде всего для себя и для мира. В христианине, как в храме, есть Царство Небесное, пребывает Бог, общается с человеком и через человека — с миром. Сравнивая назначение частей ветхозаветного и новозаветного храмов, мы видим, как символично воплотились слова Евангелия: «приблизилось Царствие Небесное».



Трехрядный иконостас





Двухрядный иконостас


Новая идея открытости прежнего сакрального бытия должна была отразиться в устроении храма, в отношениях между алтарем и нефом (прежних Святого Святых и Святилища). Начинается взаимодействие двух идей – открытости и тайны.


Задача для христианского мира не простая. Тайна Божественного Творчества и спасения открылась и вместе с тем остается тайной. Она открывается для верующих во Христа в их религиозном опыте, постепенно, через таинства церкви, осознание грехов, покаяние, проверку своей любви к Богу и людям, и это открытие беспредельно и неравномерно для людей, познание Бога бесконечно и зависит от самого человека и промысла Божиего. И может ли таинство евхаристии — тайна жертвы Бога, постоянно за мир приносимая, – совершаться на глазах у всех людей, среди которых могут быть и неверующие, и только начинающие свой путь во Христе? Но главное — где та мера, которую можно применить к людям, пришедшим в храм? Кто может присутствовать, с благоговейным трепетом принося молитву, а кто может помешать, отвлечь священника от важнейшего из всех дел человеческих — молитв, совершения таинства церковного?


Конечно, такая мера есть только у живого Бога. И устанавливать такую меру по человеческому соизволению — это значит возвращаться вспять, от благодати — к закону, да еще установленному людьми, мешать освобождению своего сердца для Божиего руководства.



В древнейших византийских храмах алтарь не отделялся.


Отрывок из текста, написанного в IV в., позволяет почувствовать, как в те времена христиане переживали, воспринимали евхаристию: «Страх и трепет охватывает священника в этот ужасный для него и для мирян час. В своем необычайном качестве и в своей должности вселяя ужас даже серафимам, стоит сын из праха земного как искупитель, охваченный великим страхом. Грозный Царь, мистически принесенный в жертву и погребенный, и — испуганные зрители, трепещущие от страха перед Господом». Алтарь означал Божественный престол, вызывающий священное содрогание, а евхаристия проходила как «вселяющее страх таинство».


И с течением времени стала использоваться завеса (катапетасма), которую задергивали во время совершения таинства. Довольно рано, судя по описанию церковного писателя IV в. епископа Евсевия Кесарийского, появилась так называемая преграда — низкая перегородка с дверцами посередине. Изображения таких преград нередко встречаются в древних росписях храмов, особенно в композициях евхаристии. Позднее на эту низкую преграду стали ставить иконы, обычно две, справа и слева от Царских врат.



Интерьер храма монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывш. Константинополь)


Так включается третья идея иконостаса — иконы как окна в духовный мир . Находясь в нефе храма, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса. Так найдено равновесие между необходимостью сохранения духа благоговения при совершении таинства евхаристии и возможностью присутствия и участия в нем каждого верующего, и при этом меру достойности их участия знает только Бог.


В таком именно виде, должно быть, иконостас перешел из Византии на Русь и так существовал до XV в., когда иконопись достигает особого расцвета и церкви начинают заполняться множеством икон, повторяющих почти всю настенную живопись храма. Иконы на алтарной преграде ставятся уже в несколько рядов, плотно друг к другу, а сама преграда выдвигается вперед, закрывая восточные столбы, жертвенник и диаконник, или ризницу, хранилище священных сосудов, богослужебных облачений, книг, вина, просфор и других предметов, необходимых для богослужения и совершения треб.


В XV–XVI вв. складывается русский тип иконостаса — высокий иконостас . Русский иконостас устроен наиболее сложно и в отличие от греческого характеризуется строгим горизонтальным и вертикальным построением. Иконостас, по воспринятой греко-византийской традиции, имеет три двери. Средние двери называются Царскими вратами, потому что только через них священник выносит потир (чашу) со Святыми Дарами (под видом хлеба и вина — Тело и Кровь Христовы), то есть сам Господь, Царь Славы, проходит через эти врата. На Царских вратах изображаются Благовещение и четыре евангелиста.


Другие врата, северные и южные , несут на себе изображения архангелов или святых диаконов (иногда святителей) и называются диаконскими , потому что через них обычно проходят диаконы. Священники проходят через эти врата во время богослужения несколько раз, а епископ никогда, так как, символизируя Христа Спасителя, он проходит через Царские врата.


В знак того что после искупительной жертвы Христа Царствие Небесное открылось для людей в новозаветном храме, алтарь открывается во все важнейшие моменты богослужения. Но входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него, только в церковном облачении и только во время службы.



Иконы на иконостасе располагаются в определенном порядке, по ярусам (или чинам, или рядам).


Классический русский высокий иконостас выглядит следующим образом. Справа от Царских врат находится икона Спасителя , а слева — Божией Матери с младенцем . Рядом с иконой Христа помещают храмовую икону (на ней изображен святой или священное событие, которому посвящен храм). Это местный ярус .


Над местным рядом располагается деисусный (деисисный) (от греч. d’eеsis — моление) ряд, символизирующий моление всей Небесной Церкви ко Христу. Центральная икона этого ряда — «Спас в силах» — изображает Спасителя как Судию всего мира (в царском или архиерейском облачении на небесном престоле). Слева и справа — образы предстоящих пред Господом в молитве Божией Матери и Иоанна Крестителя . Эти изображения символизируют совершенную молитву, так как в Пресвятой Богородице и Иоанне Предтече явлена высшая святость, какая возможна для человеческого рода. По ту и другую сторону от центральных образов Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи находятся иконы молящихся апостолов и других святых , поэтому этот ярус иногда называют апостольским .


Третий чин носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами, изображены главные православные праздники.


Следующий, четвертый чин — пророческий. В нем помещаются иконы ветхозаветных праведников — пророков , через которых было получено откровение о воплощении Спасителя и о Богородице. Икона Божией Матери «Знамение», символизируя вочеловечение Христа, располагается в центре этого ряда.


Пятый ярус иконостаса — праотеческий — содержит изображения праотцев — ветхозаветных патриархов и икону Святой Троицы в центре.


Непосредственно над Царскими вратами располагается икона «Тайная вечеря».


В центре над верхним чином находится Крест (Голгофа) — символ искупления человечества и победы божественной любви над смертью.


Иконостас Исаакиевского собора
XIX в. Санкт-Петербург


В Древней Руси этот тип иконостаса был самым распространенным, хотя число ярусов могло и уменьшаться до одного ряда , с обязательным изображением Тайной вечери над Царскими вратами. Под иконами нижнего ряда, почти над самым полом, в древние времена помещались даже изображения языческих философов и сивилл, так как они, хотя и не знали истинного Бога, стремились к его познанию.



Иконостас , как и весь алтарь, находится на возвышенном месте , которое выдается в среднюю часть храма и называется солея .


Установленные правила и сформировавшиеся традиции в устроении православных храмов строго соблюдаются, однако в определенных рамках допускаются и различия (не принципиальные), обусловленные особенностями конкретного храма, поэтому каждый православный храм по-своему уникален как внешне, так и внутренне.


Православный храм может иметь дополнительные алтари , образующие приделы храма , соответственно каждый алтарь имеет свой иконостас .




Латинские храмы тоже бывают богато украшенными.
На снимке знаменитый золотой алтарь кафедрального собора в Севилье, в Испании.

Состоит из нескольких рядов или, как их еще называют, ярусов или чинов. Количество рядов может разниться в зависимости от местных традиций и категории храма.

На рубеже XIV-XV веков в иконостасах было 3 ряда, в XVI веке их стало 4, к концу XVII века число чинов некоторых иконостасов возросло даже до 7, но наиболее распространенными стали пятиярусные конструкции.

Все ряды имеют особое значение и символическое название.

Первый, самый нижний - это местный ряд. Назван он так потому, что там расположены иконы , посвященные особо важным в данной местности святым или праздникам. Такие иконы называют местночтимыми.

Некоторые иконы в этом ярусе постоянны в любом храме. Справа от Царских врат всегда будет расположена икона Спасителя, слева – лик Богоматери. Это символизирует то, что Христос и Дева Мария встречают каждого на пути в Небесное царство и сопровождают на пути к вечной жизни. Образ справа от иконы Спасителя называется "храмовым" и изображает святого или событие, в честь которого названа церковь. Например, в Успенской церкви на этом месте находится сцена Успения Богоматери, в Никольской - Никола Угодник.

Над местным располагается праздничный ряд. Он состоит из икон двунадесятых праздников и образов Страстной и Пасхальной недель. Интересно, что в самых ранних иконостасах он следует третьим ярусом, над Деисусом - но потом его стали располагать ниже, чтобы верующие могли лучше рассмотреть праздничные сюжеты.

Третий ряд, центральный и самый важный, называется Деисус. В центре его находится образ "Спас в силах", изображающий Иисуса – судью, а по краям находятся обращенные к Христу с молитвой святые. Потому название чина и происходит от слова "деисис", что в переводе с греческого значит "молитва".

Четвертый ряд иконостаса - пророческий, а пятый ярус - праотческий.

В некоторых случаях над праотческим еще располагается страстной ряд, изображающий страдания Христа в последнюю неделю накануне распятия и Воскресения.

На самом верху всегда изображена Голгофа - "недосягаемая гора". Перед ней склоняются все, кто пришел в храм.

Если говорить о строении иконостаса , то самое простейшее - это тябловое (термин идет от русского слова "тябло" - брус, которое, в свою очередь, произошло от латинского "табула" - доска). В тябловом иконостасе иконы размещены на бревнах, в специальных желобах. Сами бревна прикрыты снаружи расписанными досками с цветами и узорами и закреплены в специальных углублениях на северной и южной стенах храма. Это самый древний вид иконостаса, со временем его украшение становилось все богаче. Так, к XVII веку многие иконостасы обзавелись скульптурными украшениями и даже позолоченной деревянной резьбой – несмотря на неодобрение церкви, называвшей это "западным и мирским". Сегодня напротив, роскошным убранством отличается не только иконостас и центральная часть православного храма, но и все предметы

Одним из самых святых мест для верующих является храм, собор, церковь, куда они приходят на службы и литургии. В храме самым святым местом является алтарная комната, символизирующая Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Возвышенность и величие алтаря подчеркивается его приподнятостью над базовым уровнем, на котором находится основное помещение храма, где и собираются прихожане. Основное помещение храма включает обязательно алтарную комнату,
ограждаемую от основного помещения для прихожан, иконостасом.

История происхождения иконостаса


Происхождение иконостаса было вызвано необходимостью оградить алтарную часть от основного помещения, где находятся молящиеся и все прихожане особой специальной алтарной преградой. Отделение алтарной части от общего помещения храма символизирует отделение Божественного и земного начал. Они суть едины, но земная часть - проявленная, Божественная же не
может быть показана никакими земными формами, поэтому происходит символичное отделение алтарной комнаты иконостасом.

Необходимо сказать, что иконостас - особенность православных церквей. Само же использование иконостаса является чисто русской идеей. В греческих церквах также имеется иконостас, но туда он пришёл из России через Афонский монастырь. Обычай помещать на алтарную завесу иконы с ликами Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя появился после проникновения христианства в Греции.

Возникновение иконостаса на Руси путём заполнения алтарной преграды иконами объясняется тем, что в деревянных храмах не было настенной росписи, в то время как в Византии искусство фрески достигло вершин. Сегодня иконостас является очень важной частью любого православного храма.

Строение иконостаса


Строение иконостаса подразумевает конструкцию из нескольких рядов икон (четыре - пять), внизу трое врат, завершается иконостас вверху крестом. Иконы обращены к молящимся и символизируют соединение Божественного начала с Земным. Таким образом, за богослужением собрание верующих, как бы, поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Традиционно устройство иконостаса предполагает в центре расположение Царских Врат, напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит святая сила, которой был наделен Христос. Слева от Царских Врат, напротив жертвенника - северные двери для выхода священнослужителей и их помощников во время богослужения; справа иконостас имеет южные двери для входа священнослужителей.

Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны Спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Сам иконостас обыкновенно украшается иконами в несколько рядов. По сути своей иконостас - попытка представить человеку историю сотворения мира.

Строение иконостаса: нижний ряд

Крайний образ справа - это «храмовая икона». Она символизирует праздник или святого в честь которого освящена церковь. Там же, слева - «икона местного ряда». Она указывает какого святого наиболее почитают в этих краях. На Царских вратах размещены небольшие иконы Благовещения и четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над Царскими вратами находится икона «Тайная вечеря» - символ таинства Евхаристии. Справа от Царских врат - большая икона Спасителя, слева от них - икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах - архангелы Гавриил и Михаил (иногда - святые диаконы).

Строение иконостаса: второй ряд

Если нижний ряд знакомит нас с основополагающими моментами православного вероучения и с особенностями местного почитания святых, то второй ряд (он еще называется Деисусным) более сложен: здесь больше икон, и они меньше по размеру. Весь этот ряд символизирует моление Церкви ко Христу, моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде.
В центре ряда (непосредственно над Царскими вратами и иконой «Тайной вечери») находится изображение «Спас в силах». Христос, сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами (земля), синего овала (мир духовный) и красного ромба (мир невидимый). Этот образ представляет Христа как грозного судию всего мироздания.

Справа находится образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева - икона Божией Матери. Не случайно это - «Заступница» (Богородица изображена в полный рост, смотрящей влево и со свитком в руке). Справа и слева от этих икон - изображения архангелов, пророков и наиболее известных угодников, являющих собой святую Церковь Христову.

Строение иконостаса: третий ряд

Это так называемый «праздничный» ряд. Его еще можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории (первая икона здесь - Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. (Количество праздничных икон может быть разным).

Строение иконостаса: четвертый ряд

Четвертый ряд - пророческий. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви, Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта», или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.

Строение иконостаса: пятый ряд

Этот ряд называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь изображены праотцы - от Адама до Моисея. В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица» - символ предвечного совета Святой
Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление человеческого грехопадения.

Выбор изображаемых праотцев произволен, как правило, смысл выбора известен тем, кто заказывал иконостас. Верх иконостаса увенчивается изображением распятия. Здесь нужно оговориться, что подобное устройство иконостаса имеется не во всех храмах.

В церквах древней Руси этот тип пятиярусного иконостаса был господствующим, но иногда число рядов могло быть уменьшено и до одного с необходимым изображением Тайной Вечери над Царскими вратами.

Подготовил Александр А. Соколовский

Первое, что бросается в глаза каждому человеку, который входит в православный храм, - стена, находящаяся в передней части храма, на которой размещается множество икон. Это - иконостас , символ единения земной Церкви, состоящей из живущих на земле верующих людей и Церкви Небесной, в которую входят прославленные Богом святые.

Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

"Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто, - пишет священник Павел Флоренский. - Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого… Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым, и осуществляется эта алтарная преграда, делается доступной сознанию сплотившимся рядом святых, облаком свидетелей, обступивших Престол Божий... Иконостас есть явление святых и ангелов… явление небесных свидетелей и прежде всего Богоматери и Самого Христа во плоти, - свидетелей, возвещающих о том, что по ту сторону плоти…"

Иногда говорят, что устроение иконостаса было трагедией православной церкви, иконостас отделил верующих от духовенства, стал причиной отчуждения иерархии от народа. Для каждого понимающего смысл иконы ясно, что это мнение глубоко ошибочно.

Иконостас не алтарная преграда, а метафизический проем в Царство Небесное. По ту сторону иконостаса - алтарь, где совершается главное христианское таинство, евхаристия - пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Этот алтарь сам является зримым образом Небесного Царства и, смотря на иконостас, человек входит духовным взором в это Царство. Нужно подчеркнуть, что это вхождение не символическое действие, а подлинно реальное, осуществляемое не телесно, но духовно.

Предназначение иконостаса состоит в зримом соединении молящихся в храме людей, составляющих земную Церковь, с Церковью Святых, равно участвующих в соборной молитве и совершении Таинств. Грешным очам несовершенного человека невозможно видеть ни Господа Иисуса Христа, ни Божией Матери, ни сонма святых, реально участвующих в священнодействии. Их образы являет иконостас, так что стоящий в храме человек видит перед собой тех, Кто незримо присутствует за богослужением.

Если в символике храма алтарь представляет собой Небо, то иконостас - зримый образ этого Неба, изображение Небесной Торжествующей Церкви. Это и определяет его структуру.

Классический русский иконостас состоит из пяти ярусов.

Первый (нижний) ярус называется местным. В этом нижнем ряду имеются Царские врата и две так называемые диаконские двери, расположенные справа и слева. На створках Царских врат обычно изображается икона Благовещения и иконы четырех евангелистов. Реже - изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста - авторов двух Литургий, совершаемых в Православной Церкви. На диаконских вратах, которые называются еще северными и южными обычно помещаются парные иконы Архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия, реже ветхозаветные первосвященники Мелхиседек и Аарон. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя - Господа Иисуса Христа, слева - икона Пресвятой Богородицы. Кроме того, в местном ряду обязательно находится храмовая икона, изображающая событие или святого, в честь которых освящен храм, и иные местночтимые иконы. Над Царским вратами помещается икона Тайной Вечери - знак того, что в алтаре совершается установленное на тайной Вечери Таинство Евхаристии, пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы..

Второй ярус называется деисусным чином. Русское слово Деисус - это искаженное греческое "деисис", что означает моление. В центре этого яруса находится икона Спаса на престоле или Спаса "в силах", справа от него (слева от зрителя) - образ Божией Матери, с другой стороны - образ Иоанна Предтечи. Эта композиция и называется Деисусом. Кроме того, в этом ярусе размещаются иконы апостолов - ближайших учеников Иисуса Христа. Здесь же могут находится иконы Архангелов, святителей, преподобных, мучеников, молитвенно устремленных к Христу.

Третий ярус иконостаса называется праздничным и заполняется иконами двунадесятых и других почитаемых праздников.

Четвертый ярус называется пророческим. В центре этого яруса находится икона Богоматери с младенцем в Ее лоне или на коленях. По сторонам - иконы великих и малых пророков Ветхого Завета, предсказавших Боговоплощение за сотни лет до Рождества Христова. Здесь можно встретить образы пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Амоса, Малахии, Моисея, царей Давида и Соломона, других пророков.

Последний пятый ярус иконостаса называется праотеческим. Его центральным образом является икона Новозаветной Троицы или т.н. "Отечество". Вокруг нее размещаются иконы праведников Ветхого Завета, сохранивших веру в Единственного истинного Бога в окружении тотального идолопоклонства древности. В этом ярусе находятся изображения Сифа, Еноха, Иареда, Мафусаила, Ноя, других ветхозаветных праведников.

Пятый ярус иконостаса увенчивается Крестом. В некоторых иконостасах рядом с ним ставили иконы Страстей Христовых, которые образовывали дополнительный шестой "страстной" ярус.

Будучи образом Церкви, классический пятиярусный иконостас открывает пути домостроительства Божия, Его Промысл, осуществляемый в творении и истории мира.

Движение от верхнего яруса иконостаса к нижнему открывает пути Божественного откровения. Икона Троицы в этом отношении является образом Предвечного Совета Божественных Ипостасей. Праотцы и пророки Ветхого Завета являются носителями веры и надежды на грядущее явление Искупителя, которое является завершением Божественного Промысла о человеке. Все иконы тяготеют к главному образу - Христа из деисусного чина. Это тяготение является выражением единства Христа и Его Церкви. Как писал протопресвитер Григорий Флоровский: "…Христос никогда не один: Он всегда - Глава Своего Тела. Ни в православном богословии, ни в благочестии Христос никогда не отделяется от Девы Богоматери и от Своих "друзей", святых; Искупитель и искупление неразделимы…Конечной целью Боговоплощения было то, чтобы у Воплощенного было "тело", которое и является Церковь, новое человечество, искупленное и вновь рожденное в своей Главе". Деисусный чин, в этом смысле, является завершением исторического процесса, образом Церкви в ее эсхатологическом, приуготовленном к вечности состоянии.

В ответ на Богоявление снизу вверх идет восхождение человека к полному преображению в Вечности. Оно начинается принятием евангельского учения (евангелисты на Царских Вратах), через синергию человеческой воли и Божьего Промысла в Благовещении, участием в Таинстве Евхаристии (образ Тайной Вечери) и завершается соборным единением, образом которого также является деисусный ряд.

В своей классической пятиярусной форме иконостас появился далеко не сразу. В древних храмах алтарь был обнесен невысокой оградой, в центре которой находились врата. В средине 9-го века после победы иконопочитателей над иконоборцами на колонны по бокам этих врат иногда ставили иконы Спасителя и Божией Матери. Постепенно к ним присоединилась храмовая икона, затем другие местночтимые, иногда чудотворные иконы. Так постепенно сформировался местный ряд иконостаса. В некоторых храмах такие одноярусные иконостасы сохранились по сей день. Например в Кирилловской церкви и Владимирском соборе Киева в память о византийской старине установлены такие одноярусные иконостасы.

В древних храмах иконы ставились не только по бокам царских врат, но и над ними, точнее на архитрав, соединявшие эти колонны. Здесь центральной фигурой, конечно, был Спаситель, а по сторонам, молящиеся к нему Богородица и Иоанн Предтеча. Этот прообраз деисусного ряда, по мнению некоторых исследователей появился еще раньше местного.

Наличие иконостаса в любой Православной церкви обусловлено учением о том, что Церковь является необходимым условием спасения. Невозможно спасение в одиночку, одной только личной верой и личной устремленностью к Богу. Человек может спастись только как часть Церкви, которая есть Таинственное Тело Христово. Даже догматически не просвещенный православный человек интуитивно чувствует необходимость Церкви в деле спасения, повторяя пословицу: "Кому Церковь не мать, тому бог не Отец!"

Иконостас, который является образом и символом Церкви, присутствует не только в храме. Он в том или ином виде присутствует и в повседневной жизни человека. Домашние киоты, уставленные множеством икон являются не чем иным, как домашним иконостасом, напоминающим молящемуся о том, что хотя молитва - это его личный разговор с Богом, но совершается он в присутствии всей Церкви.

Русскому человеку часто доводится быть путешественником. Воину, страннику, беженцу, пленнику, узнику, - часто приходится молиться вне храма. Безусловна, такая молитва ничем не слабее церковного богослужения. Однако русскому человеку без церкви плохо. Поэтому, наряду с путевыми иконами, маленькими образками, которые можно было взять с собой в дорогу, начиная с самых древних времен, появляются складни, которые, даже если они состоят только из двух створок, можно считать путевыми иконостасами.

Когда заходишь в любой православный храм, на переднем плане сразу можно увидеть святая святых - алтарь, который является образом Царства Небесного. В алтаре расположена главная его святыня - освященный стол, называемый Престолом, на нем священник совершает свое величайшее таинство, когда происходит превращение хлеба в Плоть и вина в Кровь Христову.

Что такое иконостас?

Алтарь отделяется от остального храма иконостасом. Разбираясь с вопросом, что такое иконостас, нужно отметить, что он представляет собой специальную отделяющую перегородку, с размещенными на ней иконами с ликами святых. Иконостас как бы соединяет мир небесный с миром земным. Если алтарь - мир горний, то иконостас - мир земной.

Русский православный иконостас содержит пять высоких рядов. Самый первый ряд называется праотеческим, он самый верхний, на нем изображены праотцы Святой Церкви от первого человека Адама до ветхозаветного пророка Моисея. В центре ряда всегда устанавливается образ «Ветхозаветной Троицы».

А второй ряд имеет название пророческий, поэтому здесь изображаются пророки, которые возвещали о Богородице и о рождении Иисуса Христа. В центре находится икона «Знамение».

Деисусным называется третий ряд иконостаса и обозначает моление всей Церкви Христу. В самом центре его помещается икона «Спас в силах», на которой изображен Христос, восседающий как грозный Судия всего созданного им мира. Слева от него находится Пресвятая Богородица, а справа - Иоанн Предтеча.

В четвертом праздничном ряду рассказаны события Нового Завета, берущие начало с рождества Самой Богородицы.

И самый нижний, пятый, ряд иконостаса называется "местный ряд", по центру его находятся Царские врата, над которыми обязательно помещается икона «Тайная вечеря», и на самих вратах - икона «Благовещение» (где сообщает благую весть Святой Деве), а по обе стороны от врат - и Богородицы.

Еще нужно обратить внимание на то, что по обе стороны от находятся одностворчатые небольшие двери, они называются дьяконскими. Если храм небольшой, то эта дверь может делаться только с одной стороны.

Успенский собор во Владимире: фото и описание

Вообще стиль, форма и высота иконостаса зависят от изучения архитектуры и истории храма, в котором он будет возведен. И он должен масштабироваться в соответствии с пропорциями самого храма, которые в древности проектировали архитекторы. Конструкции иконостасов и состав в нем икон множество раз изменялись.

Успенский собор во Владимире (фото которого представлено выше) обладает первым иконостасом с фрагментами, сохранившимися до наших дней. Он датируется 1408 годом, это работа Андрея Рублева и его современника монаха Когда-то очень давно он состоял из высоких четырех ярусов, среди которых был выполнен более крупно и выдвигался из общего плана, это показывало его особую роль. Иконостас в храме не закрывал подкупольные столбы, благодаря им он делился на части. В дальнейшем Владимирский иконостас стал образцом для иконостасов Московского Кремлевского Успенского собора (1481 г.) и Успенского собора в Кирилло-Белозерском монастыре (1497 г.).

История собора

Этот собор был построен при правлении князя Андрея Боголюбского в середине XII века, и для совершения этого дела во Владимир были приглашены самые искусные мастера со всей земли русской и романского Запада. Его строили для хранения иконы Владимирской Божией Матери - покровительницы Руси. Предполагается, что была написана еще при жизни Самой Богородицы евангелистом Лукой. Потом в 450 году она попала в Константинополь и там пробыла до XII века, а затем была передана в дар Юрию Долгорукому - отцу Андрея Боголюбского. Потом она много раз спасала русские княжеские города от разорений и войн.

Иконостас

Вопрос о том, что такое иконостас, можно продолжить интересным фактом о самых первых сведениях отделения алтаря от всего остального пространства в храме завесой или преградой, которые относятся к IV веку. Тогда еще в византийских храмах эти алтарные преграды были совсем невысокими и делались из парапета, каменной балки (темплона) и колонок. В центре ставился крест, а по сторонам алтаря находились иконы Христа и Богоматери. Через время на темплон стали ставить иконы, или взамен на нем вырезались рельефные изображения. Крест заменили на икону Христа, а потом - Деисисом (по-другому Деисусом, молением) - композицией из трех икон: в центре - Христос Вседержитель, а к нему обращены с молитвой с левой стороны Богородица, а с правой - Иоанн Креститель. Иногда по обе стороны Деисиса добавлялись праздничные иконы или отдельные иконы святых.

Заключение

Первые древнерусские храмы полностью повторяли византийские образцы. Но не всегда это было возможно, ведь храмы в большинстве своем были деревянными, и на них не делалась настенная роспись, зато в иконостасе увеличивалось количество икон и росла алтарная преграда.

Ответ на вопрос о том, что такое иконостас, необходимо дополнить тем, что высокий пятиярусный иконостас получил распространение в России уже в середине XVII века, когда и появились местный ряд, праздников, деисис, пророческий и праотеческий ряды.