В 1938 году СССР нужен был танк, который бы имел тяжелое противоснарядное бронирование, способный прорывать хорошо укреплённые линии обороны противника.

Первыми танками, претендующими на эту роль, были тяжелые танки СМК и Т-100. Это был танки линии тяжелых многобашеных машин, которые имели схожие черты, а именно длинную гусеничную базу, несколько башень с орудиями различного калибра, огромные размеры и вес, а также малую проходимость. После полевых испытаний предпочтение было отдано танк СМК.

Разработка же тяжелого танка КВ-1 началась первого февраля 1939 года на заводе в Кирове под руководством Н.Ф. Шашмурина.
За основу был взят все тот же танк СМК. Хоть КВ и был спроектирован на базе СМК, но он имел одно огромное отличие – одну башню. Это позволило сделать танк меньших размеров, что положительно сказывалось на ходовых и бронехарактеристиках, т.к. можно было установить более прочные бронепластины на танк не в ущерб его проходимости.

В апреле того же года был одобрен технический макет танка и отправлен на производство опытного образца. В сентябре 1939 года танки КВ и СМК выкатили на испытательный полигон в Кубинке. После проведения испытаний был выбран танк КВ. Из-за чего? Во-первых: из-за одной башни, с неплохим на то время орудием, хорошего бронирования, и, во-вторых из-за его массы всего в 43 тонны.

19 декабря 1939 года танк КВ был принят на вооружении советской армии. Танк был назван в честь народного комиссара СССР Клима Ворошилова.

Вооружение тяжелого танка КВ-1

В начале на танк КВ-1 оснащался двумя спаренными пушками калибрами 76,2-мм и 45-мм. Позже после испытаний вместо 45-мм пушки 20К установили пулемет ДТ***-29. Во время войны с Финляндией пушку 76,2-мм Л-11 заменили на 76-мм пушку Ф-34. Осень 1941 года КВ-1 был перевооружен пушкой ЗиС-5, т.к. она была более надежной в отличии от Ф-34. Пушка ЗиС-5 имела большую длину ствола – это тоже послужило одной из причин к отказу от Ф-34.

Характеристиках орудия

  • Масса орудия, кг – 455
  • Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 662
  • Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 950
  • Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 680
  • Максимальная дальность полета Оскол.-Фугас. снаряда, м – 1329
  • Прицельная дальность, м, — 1500
  • Углы вертикальной наводки, град.: -5°…+25°

Бронепробиваемость:

  • Бронебойный, На расстоянии 500 м, мм/град. — 84/90°
  • Бронебойный, На расстоянии 1,5 км, мм/град. — 69/90°
  • Скорострельность, выстр./мин – От 4 до 8

Дополнительное вооружение:

Три пулемета ДТ, калибра 7,62-мм. Один спаренный пулемет, другой курсовой, установленный во лбу корпуса, а третий установлен в корме башне.

Тактико-Технические Характеристики танка КВ-1

  • Масса, т – 47
  • Экипаж, ч. – 5. Командир, Механик-водитель, Наводчик, Заряжающий, Стрелок-радист.
  • Длина корпуса, мм — 6675
  • Ширина корпуса, мм — 3320
  • Высота, мм – 2710

Бронирование:

  • Лоб корпуса (верх), мм/град. — 75 / 30°
  • Лоб корпуса (середина), мм/град. — 40 / 65°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град. — 75 / 30°
  • Борт корпуса, мм/град. — 75 / 0°
  • Корма корпуса (верх), мм/град. — 60 / 50°
  • Корма корпуса (низ), мм/град. — 70 / 0-90°
  • Днище, мм — 30-40
  • Крыша корпуса, мм — 30-40
  • Лоб башни, мм/град. — 75 / 20°
  • Маска орудия, мм/град. — 90
  • Борт башни, мм/град. — 75 / 15°
  • Корма башни, мм/град. — 75 / 15°
  • Крыша башни, мм — 40

Ходовые качества:

  • Двигатель В-2К мощность, л.с. — 500
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 34
  • Запас хода по шоссе, км — 150-225
  • Удельная мощность, л. с./т — 11,6
  • Преодолеваемый подъём, град. – Неизвестно.

Модернизации танка КВ-1

КВ-1С – Уменьшены габариты и бортовое бронирование танка.За счет этого увеличилась скорость и маневренность танка.
Новая коробка передач.

Так же добавлена командирская башенка, которая отсутствовала на КВ-1.
Более мощный двигатель в 600 л.с., а также много, много мелкий улучшений и модернизаций, которые очень долго можно перечислять.

Боевое применение тяжелого танка Клим Ворошилов (КВ-1)

Первое боевое применение датируется 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма. Однако участвовал лишь опытный образец танка. Серийное производство было запущено только в 1940 году.

Великая Отечественная война(1941-1944) – Активно принимал участие в ВОВ. За 1940-1942 было произведено 2769 танков. Правда, до конца войны не воевал. До 1943 года(появление танка «Тигр») КВ-1 был самым мощным танком , который сыграл значительную роль при сдерживания натиска немецких войск.

Танк КВ-1 выпуска 1942 года (с литой башней) на позиции. 1942 год, Калининский фронт (РГАКФД).

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая читателям книга является первой попыткой что называется «под одной обложкой» более-менее подробно рассказать об истории создания, производстве, вариантах и боевом применении тяжелого танка КВ-1. В данной работе использовались как уже выходившие работы автора на данную тему (с изменениями и дополнениями), так и ранее не публиковавшиеся документы и материалы. Большое внимание уделено вопросам производства танков КВ-1 в Челябинске, на знаменитом «Танкограде». Автор попытался рассказать, в каких сложных и тяжелых условиях рабочие, техники и инженеры трудились в тылу, снабжая Красную Армию тяжелыми танками. Ведь не хватало буквально всего - металла, станков, материалов для тормозных лент. Приходилось искать различные, в том числе и нестандартные выходы из сложившегося положения. Иногда это приводило к снижению качества продукции, но других путей просто не существовало, а фронту нужны были танки.

Вообще, сейчас о работе тыла в годы Великой Отечественной войны пишут и говорят значительно меньше, чем раньше. А ведь подвиг работников трудового фронта был не меньше, чем солдат на поле боя. И ведь на заводах, в том числе и на «Танкограде», трудились наряду с мужчинами, и женщины, и подростки, да еще на голодном тыловом пайке! И ведь работали, несмотря на тяжелейшие условия, холод и плохое питание, выпускали необходимые фронту танки.

А как собирали и ремонтировали КВ на заводе № 371 имени Сталина в блокадном Ленинграде - вообще ум отказывается понимать. В свое время, в середине 1990-х годов, автору пришлось побывать на одном предприятии Санкт-Петербурга. Время было тяжелое, производство шло еле-еле, и часть цехов не отапливалась (дело было в феврале). Удовольствие было еще то! Когда собирался материал по выпуску КВ в блокадном Ленинграде, вспомнилась та давняя поездка, и подумалось - а как же обессилившие от голода люди работали тогда? Но ведь работали, и ремонтировали танки, и собирали, хотя и с большими трудностями, новые КВ.

Значительный объем книги занимает информация об организационно-штатной структуре подразделений танков КВ-1, системе подготовки кадров для них и боевом применении. Естественно, что рассказать обо всех частях, имевших на вооружении КВ-1, в объеме книги не представляется возможным. Приведена информация по наиболее интересным, с точки зрения автора, эпизодам и операциям, в которых активно использовались танки КВ-1. Например, дается разбор действий КВ-1 на Крымском фронте в первой половине 1942 года - во многих публикациях указывается, что в ходе этих боев «кэвэшки» массово вышли из строя, но никаких подробностей на эту тему не приводится. Автор решил поподробнее рассказать об этом эпизоде.

Что касается описания конструкции и устройства танка КВ-1, то оно дается в довольно сжатом объеме. Предвидя вопросы любителей болтов и гаек (людей, занимающихся постройкой моделей танков или просто интересующихся эволюцией конструкции КВ-1 за разные периоды выпуска) хочется сказать, что подробной информации о том, с какого времени вводились те или иные изменения в конструкцию танка, пока найти не удалось. Есть подобная информация по КВ довоенного выпуска, и частично по началу войны применительно к машинам, выпускавшимся в Ленинграде. А вот по КВ-1 производства Челябинского Кировского завода таких материалов меньше. Поэтому дается информация только по изменениям некоторых узлов и агрегатов. А «разбор» КВ-1 на отдельные составляющие с указанием всех вариантов использовавшихся катков, траков, вариантов башен, корпусов, люков и т. п. - тема отдельного исследования.

Данная книга не могла бы появиться на свет без помощи моих друзей и коллег, помогавших на различных этапах работы.

В первую очередь, огромное спасибо моему другу Александру Смирнову из Санкт-Петербурга за помощь документами и ценные советы и замечания.

Также хочется поблагодарить Илью Мазурова (г. Красноярск), не только предоставившего материалы по истории КВ-1, но и высказавшего в ходе обсуждений ряд интересных идей и соображений.

Отдельная благодарность Дмитрию Суркову за переводы с немецкого языка, а также Виталию Тарасову за работу с персоналиями и Алексею Волкову за историю с лейтенантом Пашининым.

Если у кого-то есть дополнения по каким-то фрагментам книги, пишите по адресу:

РАЗРАБОТКА ТАНКА

Гражданская война в Испании показала, что у танков появился опасный враг - малокалиберная скорострельная противотанковая артиллерия. В результате, танки Т-26 и БТ-5, поставленные из СССР республиканскому правительству, несли значительные потери.

Руководство Красной Армии отреагировало на сообщения из Испании достаточно оперативно, приняв решение о начале разработки танков (прежде всего тяжелых) с противоснарядной броней. В июле 1937 года автобронетанковое управление РККА выдает заводу № 183 в Харькове тактико-технические требования на разработку нового варианта тяжелого пятибашенного танка Т-35 массой до 60 т с броней в 40–75 мм.

Но первые же расчеты и эскизные проработки такой машины, проведенные в конструкторском бюро завода № 183, показали, что создать многобашенный танк с заданными толщиной брони и массой невозможно. По прикидкам инженеров вырисовывалась тяжелая машина в 80–90 тонн, к тому же обладавшая весьма низкой подвижностью. Кроме того, конструкторское бюро завода № 183, и без того немногочисленное, было перегружено работами по обеспечению серийного производства БТ-7 и Т-35, проектированию нового колесно-гусеничного танка и дизельного двигателя.

В результате, по решению АБТУ КА, согласованному с Комитетом обороны при СНК СССР , разработку тяжелого танка противоснарядного бронирования поручили двум конструкторским бюро - СКБ-2 Кировского завода и КБ завода № 185 имени Кирова. Выбор был сделан не случайно - Ленинградский Кировский завод вел серийное производство средних трехбашенных танков Т-28, а конструкторы завода № 185 имели богатый опыт по проектированию новых образцов боевых машин, с начала 1930-х годов занимаясь проектированием, изготовлением и испытанием различных опытных образцов танкового вооружения. Например, конструкторы завода № 185 создали такие образцы боевых машин, как танки Т-28, Т-35, Т-29, Т-46, Т-43, самоходки СУ-5, СУ-6, СУ-14 и многое другое.

Оба предприятия получили задачу на проектирование трехбашенного танка с противоснарядным бронированием массой до 60 тонн. Однако так как до конца не было понято, какая же машина нужна Красной Армии, то конструкторы обеих заводов могли вести лишь эскизные проработки, ориентируясь на заданные параметры и свою фантазию.

7 августа 1938 года в Москве прошло заседание Комитета обороны при СНК СССР, на котором присутствовали представители Генерального штаба, АБТУ КА, наркоматов среднего и тяжелого машиностроения, «танковых» конструкторских бюро и заводов. На нем решался один вопрос, какие танки нужны Красной Армии в ближайшем будущем? В результате обсуждения в тот же день принимается постановление Комитета обороны № 198сс, озаглавленное «О системе танкового вооружения РККА». Относительно тяжелых танков в этом документе говорилось следующее:

«1. Танк прорыва (истребитель ПТО) гусеничного типа изготавливается по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на основе Танкового Совещания и утвержденным Народным Комиссаром Обороны (приложение № 1).

а) Обязать НКМаш изготовить и передать НКО на испытания опытный образец танка прорыва к 1 мая 1939 года.


КВ-1 - советский тяжёлый танк времён Великой Отечественной войны. Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем, и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца ретроспективно получил цифровой индекс. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. Аббревиатура КВ означает Климент Ворошилов.

Танк КВ-1 — видео

Необходимость создания тяжелого танка, несущего противоснарядное бронирование хорошо понималась в СССР. Согласно отечественной военной теории, такие танки были необходимы для взламывания фронта противника и организации прорыва или преодоления укрепленных районов. Большинство армий развитых стран мира имели свои теории и практики преодоления мощных укрепленных позиций противника, опыт в этом был приобретен ещё во время Первой Мировой Войны. Такие современные на тот момент укрепленные линии как, например, линия Мажино или линия Зигфрида считались даже теоретически непреодолимыми. Существовало ошибочное мнение, что танк создан в ходе Финской кампании для прорыва финских долговременных укреплений (линии Маннергейма). На самом деле танк начал проектироваться ещё в конце 1938 года, когда стало окончательно понятно, что концепция многобашенного тяжёлого танка, подобного Т-35, является тупиковой. Было очевидно, что наличие большого количества башен не является преимуществом. А гигантские размеры танка лишь утяжеляют его и не позволяют использовать достаточно толстую броню. Инициатором создания танка был начальник АБТУ РККА комкор Д. Г. Павлов.


В начале В.О.В подбить КВ-1 не могла ни одна противотанковая немецкая пушка и ни один немецкий танк, КВ-1 можно было уничтожить лишь-только с помощью 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

В конце 1930-х были предприняты попытки разработать танк уменьшенных (по сравнению с Т-35) размеров, но с более толстой бронёй. Однако конструкторы так и не решились отказаться от использования нескольких башен: считалось, что одна пушка будет бороться с пехотой и подавлять огневые точки, а вторая обязательно должна быть противотанковой - для борьбы с бронетехникой. Новые танки, созданные в рамках этой концепции (СМК и Т-100), были двухбашенными, вооружёнными 76-мм и 45-мм пушками. И лишь в качестве эксперимента разработали ещё и уменьшенный вариант СМК - с одной башней. За счёт этого сократилась длина машины (на два опорных катка), что положительно сказалось на динамических характеристиках. В отличие от предшественника, КВ (так назвали экспериментальный танк) получил дизельный двигатель. Первый экземпляр танка был изготовлен на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) в августе 1939 года. Первоначально ведущим конструктором танка был А. С. Ермолаев, затем - Н. Л. Духов.

30 ноября 1939 года началась Советско-финская война. Военные не упустили случая испытать новые тяжёлые танки. За день до начала войны (29 ноября 1939 г.) СМК, Т-100 и КВ отправились на фронт. Их передали 20-й тяжелотанковой бригаде, оснащённой средними танками Т-28.

Экипаж КВ в первом бою:

— лейтенант Качехин (командир)
— И. Головачев воентехник 2-го ранга (механик-водитель)
— лейтенант Поляков (наводчик)
— К. Ковш (механик-водитель, испытатель Кировского завода)
— А. И. Эстратов (моторист / заряжающий, испытатель Кировского завода)
— П. И. Васильев (трансмиссионщик / радист, испытатель Кировского завода)

Танк успешно прошёл испытания боем: его не могла поразить ни одна противотанковая пушка противника. Огорчение военных вызвало лишь то, что 76-мм пушка Л-11 оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами. Для этой цели пришлось создавать новый танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей.

По представлению ГАБТУ совместным постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 19 декабря 1939 года (уже через день после испытаний) танк КВ был принят на вооружение. Что же до танков СМК и Т-100, то они также показали себя в довольно выгодном свете (впрочем, СМК в начале боевых действий подорвался на мине), но на вооружение приняты не были, поскольку при более высокой огневой мощи они несли менее толстую броню, обладали большими размерами и весом, а также худшими динамическими характеристиками.


Производство

Серийное производство танков КВ началось в феврале 1940 года на Кировском заводе. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 19 июня 1940 года Челябинскому тракторному заводу (ЧТЗ) предписывалось также начать выпуск КВ. 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый КВ. Одновременно на заводе началось строительство специального корпуса для сборки КВ.

На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе - 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. Всего в 1940 году было построено 139 КВ-1 и 104 КВ-2, а в первом полугодии 1941 года - 393 (в том числе 100 КВ-2).


После начала войны и мобилизации промышленности выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. Производству танков КВ был отдан приоритет, поэтому к производству многих узлов и агрегатов для тяжёлых танков подключились ленинградские Ижорский и Металлический заводы, а также другие заводы. Кроме того в октябре военные приняли три опытных КВ: 1 Т-150 и 2 Т-220.

Однако уже начиная с июля 1941 года началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск. Завод разместился на территории Челябинского тракторного завода. 6 октября 1941 года Челябинский тракторный завод был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома. Этот завод, получивший неофициальное название «Танкоград», стал главным производителем тяжёлых танков и САУ в ходе Великой Отечественной войны.

Несмотря на трудности, связанные с эвакуацией и развёртыванием завода на новом месте, во второй половине 1941 года фронт получил 933 танка КВ, в 1942 году их было построено уже 2553 (включая КВ-1с и КВ-8). В августе 1942 года КВ-1 был снят с производства и заменён на модернизированный вариант - КВ-1с. Одними из причин модернизации послужили большой вес танка и ненадежность его трансмиссии. В общей сложности было выпущено: 1 опытный (У-0) и 3162 серийных танка КВ-1, 204 КВ-2 и 102 КВ-8, а также 1 Т-150 и 2 Т-220. Итого 3472 танка КВ.

Кроме того в блокадном Ленинграде на заводе № 371 с ноября 1941 по 1943 год из неиспользованных заделов корпусов и башен и агрегатов поставленных с ЧКЗ, собрали еще минимум 67 КВ-1 (№ С-001 - С-067), вооруженных пушками как Ф-32, так и ЗИС-5. Так как эти машины шли только для нужд Ленинградского фронта, отрезанного от «Большой земли», то в отчеты ГАБТУ они не попали. Общий выпуск танков КВ, таким образом, на сегодняшний день можно оценить в 3539 танков.

Конструкция

Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах. Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все - многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.


Броневой корпус и башня

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 40, 30 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной отличной от 75 мм использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Башня серийных КВ выпускалась в трёх вариантах: литая, сварная с прямоугольной нишей и сварная с закруглённой нишей. Толщина брони у сварных башен была 75 мм, у литых - 95 мм, так как литая броня была менее прочной. Во второй половине 1941 года сварные башни и бортовые бронеплиты некоторых танков были дополнительно усилены - на них на болтах закрепили 25-мм броневые экраны, причём между основной бронёй и экраном оставался воздушный промежуток, то есть этот вариант КВ-1 фактически получил разнесённое бронирование. Это было сделано для усиления защиты от немецких 88-мм зенитных орудий. Тяжёлые танки немцы начали разрабатывать только в 1941 году (тяжелый танк в немецкой теории блицкрига не находил применение), поэтому для 1941 года даже штатное бронирование КВ-1 в принципе являлось избыточным (броня КВ не поражалась штатными 37-мм и 50-мм ПТО вермахта, однако могла быть пробита 88-мм, 105-мм и 150-мм орудиями). В некоторых источниках ошибочно указывается, что танки выпускались с катаной бронёй толщиной 100 мм и более - на самом деле эта цифра соответствует сумме толщины основной брони танка и экранов.


Решение об установке «экранов» было принято в конце июня 1941 года, после первых донесений о потерях от огня немецких зениток, однако уже в августе эта программа была свернута, так как ходовая часть не выдерживала массу машины, возросшую до 50 тонн. Эта проблема была позже частично преодолена установкой литых опорных катков усиленной конструкции. Экранированные танки применялись на Северо-Западном и Ленинградском фронтах.

Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, образованная пересечением четырёх сфер, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутой катаной бронеплиты и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемёта и прицела. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Внутри погон башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Три члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были рабочие места наводчика и заряжающего, а справа - командира танка. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом командира и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Подбитый у тюрьмы города Венев советский танк КВ-1. Танк принадлежал 32-й танковой бригаде, был подбит 27 ноября 1941 года во время боев за город. В правом борту башни видны не менее 20 попаданий разного калибра, прострелен и ствол орудия. Ствол специально пробит танкистом Германом Биксом (German Bix), видимо, из 37-мм пушки танка Pz III, в связи с тем, что иначе остановить танк не было возможности. Судьба экипажа танка неизвестна.

Вооружение

На танках первых выпусков устанавливалась пушка Л-11 калибра 76,2 мм с боекомплектом 111 выстрелов (по другим данным - 135 или 116). Интересно, что изначальный проект предусматривал ещё и спаренную с ней 45-мм пушку 20К, хотя бронепробиваемость 76-мм танковой пушки Л-11 практически не уступала противотанковой 20К. По всей видимости, прочные стереотипы о необходимости иметь 45-мм противотанковую пушку вместе с 76-мм объяснялись её более высокой скорострельностью и бо́льшим боекомплектом. Но уже на прототипе, направленном на Карельский перешеек, 45-мм пушку сняли и установили вместо неё пулемёт ДТ-29. Впоследствии пушку Л-11 заменили на 76-мм орудие Ф-32 с аналогичной баллистикой, а осенью 1941 года - на орудие ЗИС-5 с большей длиной ствола в 41,6 калибра.

Пушка ЗИС-5 монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена. Сама башня с орудием ЗИС-5 также являлась уравновешенной: её центр масс располагался на геометрической оси вращения. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от −5 до +25°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (т. н. «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 111 выстрелов унитарного заряжания. Выстрелы укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения.

На танке КВ-1 устанавливались три 7,62-мм пулемёта ДТ-29: спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой в шаровых установках. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2772 патрона. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами. На каждом пятом КВ монтировали зенитную турель для ДТ, однако на практике зенитные пулемёты ставили редко.


Атака советских танков КВ-1 Сталинградского фронта при поддержке пехоты

Двигатель

КВ-1 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об/мин, впоследствии из-за общего увеличения массы танка после установки более тяжёлых литых башен, экранов и отмены строгания кромок бронеплит мощность двигателя довели до 600 л. с. (441 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 л в боевом отделении машины. КВ-1 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600-615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Во второй половине 1941 года из-за нехватки дизелей В-2К, которые производились тогда только на заводе № 75 в Харькове (с осени того же года начался процесс эвакуации завода на Урал), танки КВ-1 выпускались с четырёхтактными V-образными 12-цилиндровыми карбюраторными двигателями М-17Т мощностью 500 л. с. Весной 1942 года было издано постановление о переоборудовании всех находящихся в строю танков КВ-1 с двигателями М-17Т обратно на дизель-моторы В-2К - эвакуированный завод № 75 наладил их производство в достаточном количестве на новом месте.

Трансмиссия

Танк КВ-1 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

— многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
— пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
— два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
— два бортовых планетарных редуктора;
— ленточные плавающие тормоза.

Все приводы управления трансмиссией - механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую надёжность трансмиссии в целом.


Подразделение советских автоматчиков перед боем. За строем солдат два советских тяжелых танка КВ-1 проекта 1942 года, поздних производственных серий. Авторское название снимка: «Штрафной батальон».

Ходовая часть

Подвеска машины - индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 штампованных двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными штампованными поддерживающими катками по каждому борту. В 1941 году технологию изготовления опорных и поддерживающих катков перевели на литьё, последние лишились резиновых бандажей из-за общей в тот период нехватки резины. Механизм натяжения гусеницы - винтовой; каждая гусеница состояла из 86-90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электрооборудование

Электропроводка в танке КВ-1 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128 общей ёмкостью 256 А·ч. Потребители электроэнергии включали в себя:

— электромотор поворота башни;
— наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
— наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
— контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
— средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
— электрика моторной группы - стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.


Советский танк КВ-1 движется в лесу

Средства наблюдения и прицелы

Общая обзорность танка КВ-1 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел смотровой прибор в башне - панораму ПТК, имевший 2,5-кратное увеличение и поле зрения 26 град, бортовой перис­коп и смотровую щель.

Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины, а также перископ. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-1 оснащался двумя орудийными прицелами - телескопическим ТОД-6 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением.

Средства связи

Средства связи включали в себя радиостанцию 71-ТК-3, позже 10Р или 10РК-26. На ряде танков от нехватки устанавливались авиационные радиостанции 9Р. Танк КВ-1 оснащался внутренним переговорным устройством ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Радиостанции 10Р или 10РК представляли собой комплект из передатчика, приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 24 В.

10Р представляла собой симплексную ламповую коротковолновую радиостанцию, работающую в диапазоне частот от 3,75 до 6 МГц (соответственно длины волн от 80 до 50 м). На стоянке дальность связи в телефонном (голосовом) режиме достигала 20-25 км, в движении она несколько уменьшалась. Бо́льшую дальность связи можно было получить в телеграфном режиме, когда информация передавалась телеграфным ключом азбукой Морзе или иной дискретной системой кодирования. Стабилизация частоты осуществлялась съёмным кварцевым резонатором, плавная подстройка частоты отсутствовала. 10Р позволяла вести связь на двух фиксированных частотах; для их смены использовался другой кварцевый резонатор из 15 пар в комплекте радиостанции.

Радиостанция 10РК являлась технологическим улучшением предыдущей модели 10Р, она стала проще и дешевле в производстве. У этой модели появилась возможность плавного выбора рабочей частоты, число кварцевых резонаторов было уменьшено до 16. Характеристики по дальности связи значительных изменений не претерпели.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумленной обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.


Модификации танка КВ

КВ стал родоначальником целой серии тяжёлых танков. Первым «потомком» КВ стал танк КВ-2, вооружённый 152-мм гаубицей М-10, установленной в высокой башне. Танки КВ-2 по назначению являлись тяжёлыми САУ, так как предназначались для борьбы с ДОТами, но бои 1941 года показали, что они являются прекрасным средством для борьбы с немецкими танками - их лобовую броню не пробивали снаряды любого немецкого танка, а снаряд КВ-2, стоило ему попасть в любой немецкий танк, почти гарантированно его уничтожал. Огонь КВ-2 могли вести только с места. Их начали выпускать в 1940, а вскоре после начала Великой Отечественной войны их производство было свёрнуто.

В 1940 году планировалось запустить в производство и другие танки серии КВ. В качестве эксперимента к концу года изготовили один КВ (Т-150) с бронёй 90 мм (с 76-мм пушкой Ф-32) и ещё два (Т-220) с бронёй 100 мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой - с 85-мм пушкой Ф-30). Но дальше изготовления опытных образцов дело не пошло. Все они в октябре 1941 были оснащены стандартными башнями КВ-1 с пушкой Ф-32 и убыли на фронт.

В сентябре 1941 4 танка КВ-1 (в том числе один после ремонта) оснастили огнеметом. Он ставился в лобовой части корпуса в небольшой пристройке вместо курсового пулемета. Остальное вооружение оставалось неизменным. В апреле 1942 г. на базе КВ был создан огнемётный танк КВ-8. Корпус остался без изменений, в башне устанавливался огнемёт (АТО-41 или АТО-42). Вместо 76-мм пушки пришлось установить 45-мм пушку обр. 1934 года с маскировочным кожухом, воспроизводящим внешние очертания 76-мм пушки (76-мм пушка вместе с огнемётом в башне не помещалась).

В августе 1942 года было решено начать производство КВ-1с («с» означает «скоростной»). Ведущий конструктор нового танка - Н. Ф. Шамшурин. Танк облегчили, в том числе за счёт утончения брони (например, борта и корму корпуса утончили до 60 мм, лоб литой башни - до 82 мм). Она все равно осталась непробиваемой для немецких пушек. Но зато масса танка уменьшилась до 42,5 тонн, а скорость и проходимость существенно выросли.

В 1941-1942 годах была разработана ракетная модификация танка - КВ-1К, оснащенная системой КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая).

К серии КВ относят также танк КВ-85 и самоходку СУ-152 (КВ-14), однако они были созданы на базе КВ-1с и поэтому здесь не рассматриваются.


Немецкие саперы строят мост над провалившимся советским танком КВ-1. Машина выпуска мая 1941 года из 27-го танкового полка 14-й танковой дивизии 7-го механизированного корпуса Западного фронта. Изначально, данный танк в мае 1941 года был отправлен в Харьковское бронетанковое училище, а с началом войны в составе танкового батальона Харьковского БТУ прибыл в 14-ю танковую дивизию. Согласно «Отчету о движении материальной части 27-го ТП 14-й ТД» 15 июля 1941 года «танк КВ-М первого танкового батальона, следовавший из ремонта в район Витебска по Витебскому шоссе, провалился с мостом».

Опыт боевого применения

Если не считать по сути экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал вертикальный борт КВ с дистанции 300 м, а наклонный лоб - только с расстояния 40 м). Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.

Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка - она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.

Несколько КВ - брошенных или подбитых - были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время - сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.

КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны - неуязвимость, с другой - недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу - за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны. С другой стороны, танк превосходно показал себя на поле боя, при организации танковых засад и контратак немецких механизированных колонн.

В общем, по оценкам некоторых современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.

С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.

Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях тяжелого первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941-1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было.

Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели - они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию - туда, где когда-то началась карьера этой машины.

К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

На вооружении ни одной армии мира не состояли тяжелые танки. За одним исключением. У Красной Армии они были.

Зачем нужны тяжелые танки

Война - это, в первую очередь, работа, тяжелая, грязная и очень опасная. Солдат большую часть времени занимается тем, что копает землю. Чем больше он извлечет грунта, тем выше его шансы уцелеть. Есть и другие виды работы, не менее трудоемкие, и для каждого из них требуется свой инструмент. Для нанесения бомбовых ударов по отдельным точечным целям не годится тяжелый бомбардировщик - нужен штурмовик. Чтобы уничтожить промышленный потенциал противника, истребитель применять не стоит, здесь требуются стратегические бомбовозы, и их должно быть много. Легкие танки необходимы для глубоких и стремительных рейдов, обхода вражеской обороны и создания «котлов», в которых значительные воинские соединения, лишенные снабжения и связи, не смогут долго выстоять. Если проводить аналогии с рабочим инструментом, то они выполняют функции клинка, гибкого и удобного. Но бывают ситуации, когда требуется что-то помощнее, а острота большого значения не имеет (колун, например, или топор). Тяжелые танки нужны тогда, когда быстрым наскоком укрепленные позиции взять или обойти нельзя, и требуется методичный пролом, сильный лобовой удар, всесокрушающий и беспощадный.

В декабре 1939 года шли тяжелые и кровопролитные бои в Карелии. Страшный трескучий мороз, снежный покров по пояс, под ним болота, причем незамерзающие. Если к погодным условиям добавить мины, обнаружение которых весьма проблематично; работу снайперов; неожиданно возникающие засекреченные огневые точки, защищенные толстым железобетоном; полярную ночь, действующую угнетающе на психику; невозможность развести огонь и вообще согреться; валуны, скрытые, опять же, под снегом, и многое, многое другое, становится ясно, «почему так долго возились с какой-то там маленькой Финляндией». В нелегком деле прорыва «линии Маннергейма» впервые сыграли важную роль тяжелые танки. СССР в лице сталинского руководства принял решение о создании сверхмощного броневого кулака раньше других стран. В Финской войне приняли участие экспериментальные образцы, в частности СМК. 17 декабря, пытаясь преодолеть укрепрайон Хоттинен, один из них, находящийся в распоряжении 20-й бригады, подорвался на Экипаж потерь не понес, но был вынужден покинуть машину. Это был один из первых случаев применения нового оружия.

В военной промышленности ничего не делается просто так. Трудно представить себе ситуацию, при которой И. В. Сталин вызывает конструкторов бронетанковой техники и, попыхивая трубкой, говорит им: «А сделайте-ка мне тяжелый танк. Мне очень этого хочется. Каприз у меня такой…». В этом случае ни у какого государства не хватит средств для выполнения самых насущных задач по защите своих рубежей. Нет, все задания, которые в Кремле ставились специалистам, были обоснованы.

Проектировать боевую машину, отвечающую современным требованиям, предъявляемым для штурмовых вооружений, начали в начале 1939 года, выполняя постановление госкомитета по обороне, принятое в декабре 1938-го. Согласно СССР, боевые действия в случае вероятной (и ожидаемой) войны должны были разворачиваться на территории противника в условиях его упорного противодействия на начальном этапе. Такой характер конфликта требовал определенных технических средств, в связи с этим конструкторам давались соответствующие ТЗ. Подразумевалось, что через широкие проломы в оборонительных линиях вперед двинутся крупные соединения, укомплектованные легкими быстроходными танками класса БТ, способные двигаться по дорогам с большой скоростью. При таком вероятном сценарии, при условии полного господства в воздухе, победа была гарантирована с минимальными потерями.

Начало конструкторских работ

Руководил проектированием танка СМК Ж. Я. Котин, генеральный конструктор ленинградского завода имени Кирова. В названии увековечена память убитого недавно вождя, руководителя парторганизации «колыбели революции». Еще одна машина разрабатывалась под руководством А. С. Ермолаева на соседнем заводе № 185, она называлась Т-100. Конструкторская мысль тех лет была разнонаправленной, в частности, одним из магистральных направлений считалась многобашенная схема, при которой сектор огня мог быть круговым. У СМК вес оказался слишком большим, и на него вместо трех башен решили установить две, чтобы улучшить ходовые характеристики и бронирование.

Однако вскоре после начала проектных работ группа выпускников-практикантов ВАММ (Военная академия механизации и моторизации) им. Сталина, руководимая Н. Ф. Шашмуриным, предложила пойти дальше: убрать еще одну башню (которую молодые специалисты сочли излишней), установить дизель вместо карбюраторного двигателя и уменьшить ходовую часть на два катка. В сущности, коллектив интуитивно пришел к схеме, ставшей классической на долгие десятилетия, опередив всех зарубежных коллег, принявших эту идею лишь в пятидесятые годы.

Так родился советский танк КВ-1.

От чертежей к металлу

Доводить однобашенный танк поручили ведущему конструктору Н. Л. Духову. Напоминать о том, что в сталинские годы медлить было опасно, сегодня никому не нужно. Любое промедление могло вызвать смену работы на менее престижную, в телогрейке и с пилой или топором. Главный конструктор танка КВ товарищ Духов с заданием справился. Уже к августу тяжелые танки КВ и СМК были готовы и предъявлены госкомиссии, а в сентябре полигон Кубинка сотрясался от рева моторов во время показа новых образцов. Столь же оперативно произошел их прием на вооружение, уже шел «освободительный поход» на Финляндию, и эта техника была крайне необходима. Конструкторов же интересовала эффективность применения разработок. Танк «Клим Ворошилов» пошел в бой.

Как появился КВ-2

Линия Маннергейма была укреплена основательно. В отличие от французской Мажино, она упиралась краями в побережья (на западе в Финский залив, на востоке в Ладогу), и обойти ее было невозможно. Построены фортификации были грамотно, с высокой степенью автономности и всей необходимой для обороны инфраструктурой. В целом, тяжелый танк КВ показал себя хорошо, но орудия калибра 76 мм было явно недостаточно для разрушения железобетонных сооружений, укрытых слоем грунта. Требовалось что-то более эффективное, например, 152-мм гаубица, которая на вооружении уже состояла, правда для ее транспортировки был нужен мощный тракторный тягач. Ленинградским конструкторам была поставлена новая задача: соединить два важных элемента, огромную пушку и гусеничную ходовую часть, да еще и обеспечить при этом надежную защиту экипажа с орудийным расчетом. Так появился КВ-2, танк-молотобоец, предназначенный для сокрушения любых укреплений.

В межвоенный период

Финская война, хотя и была кровопролитной, закончилась быстро, но, несмотря на это, производство тяжелых машин, в том числе и осадного типа, продолжалось. С февраля 1940 года танк в двух версиях запущен с серию на ЛКЗ (Ленинградский Кировский завод), а начиная с июня и на ЧТЗ (Челябинском заводе, называемом тракторным). Энтузиазм в те годы был чрезвычайно высок, первые КВ уральской сборки вышли из цеха уже вскоре, а для наращивания мощностей строился отдельный корпус, размеры которого предполагали очень большие возможности. Не останавливали работы и конструкторские коллективы, продолжая совершенствовать технические показатели и устранять выявленные в ходе боевых действий недостатки. Осенью сорокового должны были появиться два новых образца с усиленной до 90 мм броней с более мощным артиллерийским вооружением (85 мм, калибр, о котором еще даже и мечтать не могли танкисты остальных стран мира). К концу года планировался еще один гигант, на этот раз со 100-мм защитой. Эти машины являлись секретными разработками, их называли объектами 220, 221 и 222. Чтобы никто не знал…

Сравнение с вероятным противником

В 1941 году планировалось изготовить 1200 тяжелых машин, в частности КВ-1 - 400, КВ-2 - 100 (у него была очень специфическая функция, и потребность в нем была ниже), а КВ-3 - целых 500 штук. И это только в Ленинграде! Еще 200 единиц должен был дать ЧТЗ. В 1949 году тяжелый танк КВ-1 и сверхтяжелый КВ-2 тоже производились, и в немалом количестве (243). Всего на вооружении Красной Армии их было 636. Много это или мало? Советские историки, объясняя причины катастрофы лета 1941 года, высказывали мнение, что у нас не хватало. При этом они забывали упомянуть о том, что Вермахт переходил границу СССР, имея в своем распоряжении немного более трех тысяч танков, и все они, без исключения, были легкими. Мало того, новыми их назвать крайне тяжело. Европейский блицкриг был, конечно, веселой прогулкой, но двигателю это безразлично, он изнашивается даже при езде по очень хорошему автобану. Машины, захваченные во Франции и Чехословакии, тоже не шли ни в какое сравнение даже с нашими легкими БТ. Румыния, союзник нацистской Германии, и вовсе имела на вооружении «Рено-17» (17 - это год выпуска, 1917-й), в СССР таких было 2 штуки, они стояли в музеях.

И еще, пора вспомнить о том, что в Советском Союзе производились не только тяжелые танки. Были еще и средние, Т-34, лучшие в мире, и их строили очень активно. И легкие, их производили невиданными тиражами. И по вооружению, и по броневой защите, и по характеристикам двигателей (в основном, кстати, дизельных, В-2, каких никто так и не смог больше никто в мире повторить в течение всей войны) они превосходили технику Вермахта. Советский танк КВ по состоянию на середину 1941 года вообще не имел аналогов.

Конструкция

На момент создания первых прототипов возможности советских танковых заводов позволяли применять самые прогрессивные технологии. Ни о каких клепаных соединениях даже и речь не шла, корпус изготавливался сварным методом. Это же касалось и орудийной башни, которую в дальнейшем усовершенствовали, использовав цельнолитьевой метод. Толщина броневых листов составляла 75 мм. Модификационные возможности конструкции позволили в дальнейшем увеличить защиту до 105 мм за счет установки на болты дополнительных бронеэкранов, но в 1941 году ни одна немецкая бортовая пушка и без этого не могла поразить танк КВ-1.

Общая схема была классической для советской бронетехники второй половины тридцатых годов (позже принятой за образец инженерами всего мира): задняя трансмиссия, исключающая карданный вал, наклонное бронирование, мощный дизель и орудие калибра 76 мм (Л-11, Ф-32, а позже ЗИС-5).

Ходовая часть

Двигатель В-2К был сердцем этой машины, его мощность составляла 500 лошадиных сил при скорости вращения 1800 об/с. Многодисковая фрикционная трансмиссия имела конструктивные пороки, она часто отказывала, так как не была рассчитана на усилия, нужные для изменения скорости такой тяжелой машины, как танк КВ (его масса превышала 47 т), особенно на первых двух передачах (всего их было 5).

Основой ходовой части служила торсионная индивидуальная подвеска относительно малых опорных катков (их было шесть по каждому борту). Провисание гусениц устраняли дополнительные, поддерживающие катки-ролики, по три на каждую. До 1942 года их покрывали резиной, чтобы уменьшить шум, но из-за дефицита материалов от этой «роскоши» пришлось отказаться. Гусеницы сделали широкими (700 мм), чтобы уменьшить удельную нагрузку на грунт.

Вооружение

Опыт действий против отчаянного противника, готового идти против танка с бутылкой задал новое требование - возможность создания заградительной огневой завесы. Для решения этой задачи машину оборудовали тремя пулеметными точками, одна из которых была направлена назад, для защиты моторного отсека. Другой пулемет был турельным, он прикрывал от атаки с воздуха. Свободное внутреннее пространство эргономично заполнял боекомплект, вполне достаточный для ведения долгого изнурительного боя (135 снарядов и 2770 патронов). Точность стрельбы обеспечивало оптическое оборудование, состоявшее из прицелов (ТОД-6 телескопического, ПТ-6 перископического). Командирская панорама предоставляла возможность неплохого обзора. В танке по боевому расписанию находились пять человек, они могли общаться с помощью интеркома, внешняя связь обеспечивалась рацией 71-ТК-3 или ЮР.

Почти 48-тонная махина могла развивать скорость до 34 км/ч и имела моторесурс в 250 км. Это очень много.

В начале большой войны

Общеизвестно, что война началась в крайне неблагоприятных условиях для СССР. С одной стороны, об ударе нацистов предупреждали различные разведывательные источники, с другой же, он был крайне нелогичным. Если о концентрации германских войск ставке было известно, для нее же не составляла секрета и неготовность Вермахта к боевым действиям против Советского Союза, заключавшаяся в отсутствии теплого обмундирования и морозостойких ГСМ. Тем не менее, Гитлер отдал приказ об атаке наших границ, и огромное количество советских военных запасов оказались уничтоженными или захваченными агрессором. Танк КВ вызвал настоящее потрясение, как у немецкого командования, так и среди солдат на Восточном фронте. Само наличие у противника подобного чудища, несмотря на успешное продвижение вглубь СССР, вызывало смутное чувство собственной технологической отсталости. С изумлением немцы рассматривали захваченные ими огромные самоходные гаубицы КВ-2, и узнавали, что на соседних участках один танк КВ-1 сдерживал превосходящие силы наступающих батальонов. Другой вопрос состоял в слабой эффективности этих монстров в оборонительных боях. Если при наступлении необходимо «выкуривать» противника из окопов, то навесная траектория снаряда - это как раз то, что нужно. Огонь обрушивается на головы сидящих в укрытиях солдат прямо с неба, и спрятаться некуда. А вот при отражении атаки нужна траектория настильная, чтобы косить наступающие цепи и разить технику. Оказались бесполезными как легкие, так и самые тяжелые танки. СССР к обороне оказался не готов.

Военные специалисты вермахта, конечно же, понимали, для чего предназначалась захваченная техника. Ее изучение, помимо осознания мощи советской оборонной индустрии, давало возможность делать и другие выводы. Подтверждал намерение Сталина нанести удар по Германии и танк КВ. Фото поврежденных бронированных осадных орудий использовала и геббельсовская пропаганда как доказательство агрессивных намерений большевиков. Некоторые захваченные машины Вермахт использовал для собственных нужд.

Легкие БТ и другие образцы наступательной техники вскоре сняли с производства как ненужные в сложившейся ситуации. Эта же судьба постигла и бронированные 152-мм гаубицы. Казалось, что такая участь постигнет все «Климы Ворошиловы». Но история распорядилась иначе. Несмотря на то, что танки серии КВ практически по всем показателям уступали Т-34, их производство продолжалось даже в блокадном Ленинграде. По понятным причинам, осуществить перестройку технологического цикла здесь было невозможно, а бронетехнику фронт требовал, так что выпуск машин не только не свернули, а даже нарастили, подключив Металлический и Ижорский заводы. Аналогично поступили и в «Танкограде» города Челябинска. Возникли сложности с двигателями В-2: основные производственные мощности до войны находились в Харькове, а его нацисты оккупировали. Из этого затруднения вышли, устанавливая бензиновые моторы М-17, что, конечно, снижало боевые возможности техники.

«С» значит «скоростной»

Несмотря на то что современный характер боевых действий предполагал отказ от тихоходной бронетехники, история танка КВ-1 не закончилась. При многих недостатках этой машины, у нее были и очевидные достоинства, такие как хорошая защита и высокая проходимость. Низкая скорость, характерная для осадной техники, заставила предпринимать попытки адаптировать характеристики «Климов» к условиям современного маневренного боя. Так появился танк КВ-1С, масса которого уменьшилась до 42,5 т. Достигнута была такая «легкость» утончением брони, сужением гусениц и уменьшением боекомплекта до 94 снарядов (позже 114). Учли и претензии фронтовиков к коробке передач, ее заменили более совершенной. Средний танк все равно не получился, Т-34 весил немногим более 30 тонн, и при такой же силовой установке был куда маневреннее. А добавленная к названию буква «С» означала «скоростной».

Другие модификации

В августе 1942 года в части поступил новый образец бронетехники, танк КВ-85. Это была глубокая модификация все того же КВ-1С, разница состояла в калибре башенного орудия (у пушки ДТ-5, как ясно их названия, он составлял 85 мм), уменьшении численности экипажа до четырех человек (оказался ненужным стрелок-радист), урезании боекомплекта при сохранении прежней ходовой части. Башня выполнялась методом литья.

Были и другие попытки использовать удачные стороны КВ. На их базе строились самоходные орудия, создавались гусеничные «бронепоезда», вооруженные двумя и более пушками разных калибров (КВ-7), 122-мм гаубицами У-11. После победы под Москвой стало ясно, что контрнаступление неизбежно, и вновь потребовались образцы наступательного вооружения. Танк КВ-8 был внешне очень похож на прототип, и даже его силуэт был имитирован за счет особой декорации, изображающей артиллерийский ствол, но он был огнеметным. Пушку тоже в башне установили, скромную по тем временам «сорокапятку».

А еще были другие виды вспомогательной техники на базе ходовой части КВ: эвакуаторы с поля боя поврежденных машин и тягачи.

КВ и «Тигр»

Судьба танка КВ оказалась исторически не очень удачной. В первой половине войны он был мало востребован, нужна была совсем другая техника, а к моменту перехода советских войск в решительное наступление устарел. Появились новые тяжелые танки ИС, характеристики которых так же соотносились с качествами КВ, как и политический вес Иосифа Сталина превосходил влияние в политбюро «первого красного офицера».

На рубеже 1942 и 1943 годов у немцев появился «Тигр». Эта машина была крайне неповоротливой и тяжелой, ее ходовая часть отличалась еще меньшей надежностью, чем у КВ, но 88-мм пушка давала ему возможность поражать мощно бронированные цели на дистанциях, не позволявших вести ответный огонь. В феврале 1943 года в течение одного дня под Ленинградом погибли 10 КВ-1, по которым издалека безнаказанно стреляли три «Тигра». С 1943 года их производство было свернуто.

Свою лепту в дело Победы танки КВ все же внесли, и подтверждением этому служат многие монументы, возведенные в честь наших танкистов во многих городах, через которые прокатился огненный вал боев. Напоминают когда-то грозные машины и о подвиге ковавших меч победителей и самоотверженно приближавших наш светлый праздник.

Быстрые новости сегодня

Танк КВ, или, как его называли немцы, «Gespenst» (призрак) — это настоящая металлическая крепость, но даже такая надежная глыба не смогла бы совершить подвиг под Расейняем без холодного расчета и ненависти к захватчикам. О семи сантиметрах стали и одном экипаже, который стал для немцев олицетворением русского характера и несгибаемой воли, — в этом материале.

К вечеру 23 июня 1941 года 6-я танковая дивизия вермахта захватила литовский город Расейняй и форсировала реку Дубисса. Поставленные перед дивизией задачи были выполнены, но немцев, уже имевших опыт кампаний на западе, неприятно поразило упорное сопротивление советских войск. Одно из подразделений группы полковника Эрхарда Рауса попало под огонь снайперов, занимавших позиции на фруктовых деревьях, росших на лугу.

Снайперы убили нескольких немецких офицеров, задержали наступление немецких подразделений почти на час, не дав им возможности быстро окружить советские части. Снайперы были заведомо обречены, поскольку оказались внутри расположения немецких войск. Но они выполняли задачу до конца. На западе ничего подобного немцы не встречали.

Каким образом единственный КВ-1 оказался утром 24 июня в тылу группы Рауса - непонятно. Не исключено, что он просто заблудился. Тем не менее, в итоге танк перекрыл единственную дорогу, ведущую из тыла к позициям группы.

Факт остается фактом: один танк сдерживал продвижение боевой группы «Раус»… Причем, задержала на целые сутки одним KB, блокировавшим дорогу к мосту через реку Дубисса, и таким образом лишила снабжения половину дивизии. Боевая группа — это практически половина дивизии и в данном случае, наиболее мощная.

Посмотрите состав боевой группы «Раус»:

  1. II танковый полк
  2. I/4-й моторизованный полк
  3. II/76-й артиллерийский полк
  4. Рота 57-го танкового саперного батальона
  5. Рота 41-го батальона истребителей танков
  6. Батарея II/411-го зенитного полка
  7. 6-й мотоциклетный батальон

И это всё против 4 человек!!! КВ-1, экипаж которого составляет 4 человека, «обменял» себя на 12 грузовиков, 4 противотанковые пушки, 1 зенитное орудие, возможно, на несколько танков, а также на несколько десятков убитых и умерших от ран немцев.

Все пять боевых эпизодов - разгром колонны грузовиков, уничтожение противотанковой батареи, уничтожение зенитки, стрельба по саперам, последний бой с танками - суммарно вряд ли заняли даже час. Остальное время экипаж КВ гадал, с какой стороны и в какой форме их будут уничтожать в следующий раз. Особенно показателен бой с зениткой. Танкисты сознательно медлили, пока немцы не установили пушку и не начали готовиться к стрельбе, - чтобы самим выстрелить наверняка и кончить дело одним снарядом. Попробуйте хотя бы примерно представить себе такое ожидание.

Более того, если в первый день экипаж КВ еще мог надеяться на приход своих, то на второй, когда свои не пришли и даже шум боя у Расейняя затих, стало яснее ясного: железная коробка, в которой они жарятся второй день, достаточно скоро превратится в их общий гроб. Они приняли это как данность и продолжали воевать.

Итак, при сопровождении нескольких наших пленных на автомашине в тыл немцев, был обнаружен прямо на дороге сверхтяжелый танк КВ-1, который заблокировал единственный путь снабжения группы Рауса. Увидев танк, наши бойцы набросились на охрану, завязалась борьба, перестрелка — в результате несколько красноармейцев спрыгнули с машины и скрылись в лесу, а остальные были убиты.

Автомобиль немцев быстро развернулся и примчался обратно на плацдарм, чтобы сообщить эту принеприятную весть для немцев. При этом обнаружилось, что экипаж танка повредил телефонную связь со штабом дивизии гитлеровцев и уничтожил 12 грузовиков со снабжением, которые шли из Расейняя.

Все попытки обойти наш танк оказались безуспешными. Машины либо вязли в грязи, либо сталкивались с разрозненными подразделениями Красной Армии, все еще блуждающими по лесу.

Тогда гитлеровцы решили уничтожить танк. Противотанковая батарея, состоящая из четырех 50 мм пушек, скрытно выдвинулась в сторону танка на расстояние прямого выстрела и открыла огонь. Было зафиксировано восемь попаданий. Надо было видеть ликование и радость немцев при этом. Но танку хоть бы хны… И тут, к удивлению врагов, башня КВ-1 медленно разворачивается и делает четыре выстрела. В результате два орудия разнесены в клочья, а два повреждены так, что невозможно исправить в полевых условиях! Личный состав немцев потерял несколько человек убитыми и ранеными.

Русский танк по-прежнему наглухо блокировал дорогу, поэтому немцы оказались буквально парализованными. Глубоко потрясенные немецкие солдаты вернулись на плацдарм. Недавно полученное оружие, которому они безоговорочно доверяли, оказалось совершенно беспомощным против чудовищного русского танка.

Стало ясно, что из всего оружия, которым обладала группа Рауса, только 88-мм зенитные орудия с их тяжелыми бронебойными снарядами могут справиться с уничтожением стального исполина. Во второй половине дня одно такое орудие было выведено из боя под Расейняем и начало осторожно подползать к танку с юга. КВ-1 все еще был развернут на север, так как именно с этого направления была проведена предыдущая атака.

Хотя танк не двигался со времени боя с противотанковой батареей, оказалось, что его экипаж и командир имеют железные нервы. Они хладнокровно следили за приближением зенитки, не мешая ей, так как пока орудие двигалось, оно не представляло никакой угрозы для танка. К тому же, чем ближе окажется зенитка, тем легче будет уничтожить ее. Наступил критический момент в дуэли нервов, когда расчет принялся готовить зенитку к выстрелу. Для экипажа танка настало время действовать. Пока артиллеристы, страшно нервничая, наводили и заряжали орудие, танк развернул башню и выстрелил первым! Каждый снаряд попадал в цель. Тяжело поврежденная зенитка свалилась в канаву, несколько человек расчета погибли, а остальные были вынуждены бежать. Пулеметный огонь танка помешал вывезти орудие и подобрать погибших.

Оптимизм немецких солдат погиб вместе с 88-мм орудием. Они провели не самый лучший день, жуя консервы, так как подвезти горячую пищу было невозможно.

С наступлением ночи немцы решили подорвать танк с помощью взрывчатки. Для этого были отобраны лучшие саперы группы. Когда они подошли к танку на достаточно близкое расстояние, выяснилась удивительная вещь — к танку подошли несколько гражданских (видимо, из местного населения или партизаны), постучали по башне, люк откинулся и им передали еду. Экипаж благополучно поужинал и лег спать внутри танка. Немцы в это время приблизились к танку, заложили несколько мощных зарядов и подорвали. Недолго длилось очередное ликование немцев — тут же ожил танковый пулемет и стал поливать свинцом все вокруг. Гитлеровцы еле унесли ноги!

Следующая попытка атаки отважного танка была предпринята утром 25 июня. Теперь уже немцы пошли на хитрость — была проведена ложная атака танками PzKw-35t (сами они ничего не могли сделать КВ-1 со своими 37 мм пушками), а под их прикрытием подвезли другое 88 мм зенитное орудие поближе. Экипаж был увлечен боем с верткими и легкими танками противника и не заметил опасности. Да и местность способствовала этому. Экипаж танка КВ-1 был уверен в прочности своей брони, которая напоминала слоновью шкуру и отражала все снаряды, продолжая блокировать дорогу.

Зенитное орудие заняло позицию рядом с тем местом, где накануне уже было уничтожено одно такое же. Его ствол нацелился на танк и прогремел первый выстрел. Раненный КВ-1 попытался развернуть башню назад, по немецкие зенитчики за это время успели сделать еще 2 выстрела. Башня перестала вращаться, однако танк не загорелся. Были сделаны еще 4 выстрела бронебойными снарядами из 88-мм зенитного орудия.

Свидетели этой смертельной дуэли захотели подойти поближе, чтобы проверить результаты своей стрельбы. К своему величайшему изумлению, они обнаружили, что только 2 снаряда пробили броню, тогда как 5 остальных 88-мм снарядов лишь сделали глубокие выбоины на ней. Они также нашли 8 синих кругов, отмечающих места попадания 50-мм снарядов. Результатом вылазки саперов были серьезное повреждение гусеницы и неглубокая выщербина на стволе орудия. Зато не нашли никаких следов попаданий снарядов 37-мм пушек танков PzKW-35t.

Внезапно ствол орудия начал двигаться и немецкие солдаты в ужасе бросились прочь. Только один из саперов сохранил самообладание и быстро сунул ручную гранату в пробоину, сделанную снарядом в нижней части башни. Прогремел глухой взрыв и крышка люка отлетела в сторону. Внутри танка лежали тела отважного экипажа, которые до этого получили лишь ранения. Глубоко потрясенные этим героизмом, немцы решили похоронить их со всеми воинскими почестями. Они сражались до последнего дыхания, но это была лишь одна маленькая драма великой войны.

Сегодня трудно представить, сколько храбрости они показали, как горячо горела ненависть в их сердцах. Ведь неподвижный танк — хорошая цель, это стальной гроб для всего экипажа. Мы никогда не узнаем, что говорили тогда танкисты, о чем думали… Но их поступок свидетельствует, что это были люди необыкновенной воли. Командир танка понял, какую важнейшую позицию он занял. И сознательно стал ее удерживать. Вряд ли стояние танка на одном месте можно трактовать как отсутствие инициативы, слишком умело действовал экипаж. Наоборот, стояние и было инициативой. Экипаж мог подорвать танк, чтоб не достался врагу и спокойно уйти к своим, к партизанам. Но они приняли единственно верное решение и остались принять свой последний бой.

Боевой эпизод начала войны под Расейняем — лишь один из ярких моментов, характеризующих массовый героизм советских солдат в годы Великой Отечественной Войны. Вечная память погибшим героям!

P.S. Описание этого подвига танкистов приводится по воспоминаниям того самого Эрхарда Рауса. Из 427 страниц его мемуаров, непосредственно описывающих боевые действия, 12 посвящены двухдневному бою с единственным русским танком у Расейняя. Рауса явно потряс этот танк. Поэтому причин для недоверия нет.

P.P.S. К сожалению, не все имена этих отважных танкистов известны, но скорее всего они были из 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса. Именно 2 танковая дивизия противостояла 6 танковой дивизии вермахта в боях по Расейняем. В 1965 году могила была вскрыта. По найденной квитанции о сдаче паспорта удалось восстановить имя одного из членов экипажа – Ершова Павла Егоровича. Известны также фамилия и инициалы ещё одного танкиста – Смирнов В.А.

Спасибо за просмотр!