Аннелиза Михель (Anneliese Michel), 21 сентября 1952 - 1 июля 1976). Известна тем, что по мотивам её жизни были созданы фильмы «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Реквием». Страдала нервными заболеваниями с 16 лет до самой смерти в 1976 году, причиной которой (по крайней мере, косвенной) считается ритуал по изгнанию дьявола. Её родители и два священника, проводившие ритуал, были позднее обвинены в неумышленном убийстве. Изгнание проводилось пастором Арнольдом Ренцем под идейным руководством епископа Йозефа Штангля. Ритуал закончился смертью девушки. «Очистившаяся от сатанинской силы душа Аннелизы,- сказал пастор убитым горем родителям покойной,- вознеслась к престолу Всевышнего…» Некоторые люди считают, что она в самом деле была одержима дьяволом.

В 1969 г. семнадцатилетней немке Аннелизе Михель врач поставил диагноз «эпилепсия», хотя электроэнцефалограмма ничего не показала. Лишь после смерти Аннелизы в 1976 г. всплыл ряд странностей, и то благодаря не менее странному судебному процессу. Несмотря на то, что вскрытие также показало отсутствие признаков эпилепсии в мозге и смерть от обезвоживания и истощения, виновными продолжали быть двое священников и родители Аннелизы, которых не допустили к эксгумации. Что же заставляло Аннелизу крушить священные реликвии, крутить головой вправо-влево с быстротой сменяющихся кадров и есть пауков, мух и уголь?

Аннелиза Михель родилась 21 сентября 1952 г. в баварском Лейблфинге, но воспитывалась в Клингенберге-на-Майне этой же земли, которая тогда тоже входила в состав ФРГ. Имя девочки было сочетанием двух имён — Анны и Элизабет (Лизы). Консервативные родители Анна Фюрг и Йозеф Михель были колоритным исключением относительно Германии, но обычным делом в католическом бастионе Баварии. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель уходила за образец. Аннелиза несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошёл в общем-то безобидный инцидент: Аннелиза из-за спазма укусила себе язык. Через год начались непонятные ночные приступы, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести на груди, а из-за дизартрии — утраты способности говорить — не удавалось позвать ни родителей, ни одну из трёх своих сестёр. После первого же приступа Аннелиза почувствовала себя такой обессиленной, что не нашла сил пойти в школу. Однако подобное какое-то время не повторялось и Аннелиза даже иногда играла в теннис.

В 1969 г. девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и паралича рук и всего тела. Семейный врач посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизы не выявила никаких изменений в мозге. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не отменили даже когда тот же результат показали третья и четвёртая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелиза во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелиза стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не найдя, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук, который раздавался над или под свидетелем, стали слышать и сёстры девушки.

Летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведён. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизы изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья и делать в день до 400 приседаний (или 600 поклонов, стоя на коленях, что, в конце концов, привело к травмированию связок коленных суставов). А однажды Аннелиза забралась в кухне под стол и два дня гавкала как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда та вышла из-под стола как ни в чём ни бывало. Однако это оказалось временным и

позже Аннелизу нашли над Майном, готовую броситься в воду из-за неоднократных призывов демонов к самоубийству. С каждым днём Аннелиза Михель страдала от своего недуга всё сильнее. Она оскорбляла своих родственников, дралась, кусалась, рычала и хрипела, спала только на полу, не употребляла обычную пищу (по её словам, сатана запрещал ей это), а ела пауков и мух, уничтожала иконы и кресты, находившиеся в её комнате.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, на основании 1-го параграфа 1151-й главы Кодекса канонического права, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный ещё в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелиза указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман (монах 16 века, оказавшийся под властью сатаны) и Гитлер, причем все они говорили по-немецки с австрийской интонацией. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 гг., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своём приходском доме. С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизой было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно. Первый обряд состоялся в 16:00 и продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизы, та кричала: «Убери свою лапу, она жжёт как огонь!» Приступы были такими сильными, что Аннелизу или держали три человека или связывали цепью.

30 июня 1976 года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь» . Это были её последние слова. 1 июля 1976 года, в возрасте 23 лет, около 8 утра была констатирована смерть Анны. Родители похоронили ее за кладбищем — обычно там хоронили незаконнорожденных и самоубийц. Вскрытие показало, что причиной смерти послужили обезвоживание и недоедание, от которых девушка страдала в течение многомесячных циклов изгнания бесов.

Выяснилось, что во время смерти Аннелиза весила лишь 31 кг. 21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в гимназиуме Аннелиза, посадил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хёффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет, для совершения ритуала Ватикан теперь требует от священников наличия медицинского образования.

«Я бы ни за что не стал выполнять этот обряд, — признается отец Дитер Фейнейс, священник церкви Святого Панкратия в Клингенберге. — Но и Анна Михель, и ее муж были абсолютно уверены, что поступают правильно. Церковь на этот счет говорит, что есть случаи, когда дьявол вселяется в человека, но в Германии никто больше не совершает изгнание».

Историю Аннелизы Мишель чаще называют «первым в мире задокументированным случаем изгнания дьявола». На самом же деле, «странное поведение» девушки объясняется довольно просто: на фоне общего религиозного помешательства, эпилепсии и шизофрении, видения и галлюцинации Аннелизы принимали образы бесов, дьявола и т.д.

Мать Аннелизы до сих пор живет в том самом доме. Она так до конца и не пришла в себя после тех ужасных событий. Ее муж умер в 1999 году, а три другие дочери уехали. Анна Мишель, которой теперь уже за 80, одна несет бремя воспоминаний. У нее развилась катаракта, от чего кажется, что глаза ее застыли под пленкой. Из окна спальни видно кладбище, где похоронена Аннелиза. На могиле стоит деревянный крест с именем умершей и надписью «Упокоилась с Господом».

«Конечно, я скучаю по Аннелизе. Она была моей дочерью. Я вижу ее могилу и часто навещаю, чтобы положить цветы», — говорит Анна Мишель.

Глубоко религиозная женщина, она настаивает, что изгнание дьявола было оправданно.

«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что я видела на ее руках знак Христа, — говорит она. — У нее были стигматы. Был сигнал от господа, что мы должны пойти на изгнание дьявола. Она умерла во спасение наших пропавших душ, чтобы очистить их от греха. Аннелиза была доброй, любящей и послушной девочкой. Но когда в нее вселялся дьявол, это было что-то сверхъестественное, не поддающееся объяснению.

«Я знаю, что мы поступили правильно, потому что это был знак Христа. Ее страдания были знаком Бога, указывающим, что мы должны изгнать демонов. Она умерла, чтобы спасти другие потерянные души и искупить их грехи»
Анна Михель - мать Аннелизе, 2005 г.

Сегодня мы покинем наш бар и отправимся в путешествие на родину шабаша ведьм, духов и демонов - в Германию.

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе - действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя - сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить - девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелизе указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 г., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своем приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизе было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизе, она кричала: «Убери свою лапу, она жжет как огонь!» Приступы были такими сильными, что девушку держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами она чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: «Против дьявола нет инъекции». 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь». Это были ее последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелизе весила лишь 31 кг.

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии - в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения.

В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose),

2006 - фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмида «Реквием», также посвященный Аннелизе

Анна-Элизабет Михель (нем. Anna Elisabeth Michel, более известная как Аннелиза Михель, нем. Anneliese Michel [ˈanəˌliːzə ˈmɪçl̩]; 21 сентября 1952, Лайбльфинг, Бавария, ФРГ — 1 июля 1976, Клингенберг-на-Майне, там же) — немка, погибшая после проведённой над ней серии обрядов экзорцизма. В 17-летнем возрасте Михель пережила первый припадок, после чего у неё была диагностирована височная эпилепсия. Несмотря на проводимое лечение, состояние девушки ухудшалось, и она начала проявлять симптомы психического расстройства. Михель и её семья решили, что она одержима, и обратились к католическому священнику с просьбой произвести изгнание демонов. Обряды продолжались в течение 10 месяцев. В июле 1976 года Михель умерла от истощения и обезвоживания, вызванных её длительным отказом от потребления пищи и воды.

Биография, история и факты

История этой девушки, ставшая основой двух художественных фильмов, произошла более тридцати лет назад, но не перестает вызывать интерес и сегодня. Главный вопрос, которым задается каждый, кто знаком с этой драмой: что же на самом деле произошло с Аннелизе — действительно ли она была одержима или же ее смерть стала результатом тяжелой болезни. Вряд ли мы сейчас ответим на этот вопрос, но это не мешает нам услышать правдивую историю короткой жизни Аннелизе Михель из Германии.

События, о которых пойдет речь, стали предметом внимания в 1976 году. Общественность пристально следила за беспрецедентным судебным процессом над двумя католическими священниками, которые обвинялись в смерти молодой женщины Аннелизе Михель.

Она родилась в 1952 году в небольшой баварской деревушке в католической семье. Ее имя — сочетание двух имен, Анны и Элизабет. Родители Аннелизе, Анна Фюрг и Йозеф Михель, были верующими католиками, весьма консервативными, если не сказать, ортодоксальными. Они отвергали реформы Второго Ватиканского Собора, 13-го числа каждого месяца устраивали праздник Девы Марии Фатимской, а соседка Барбара Вейганд, шедшая пять часов пешком в капуцинскую церковь для получения облатки, в семье Михель слыла образцом.

Аннелизе исправно по несколько раз в неделю посещала мессы, произносила розарии и даже старалась делать больше, чем предписывалось, например спала на полу в середине зимы. В 1968 г. произошел первый приступ: Аннелизе из-за спазма прикусила себе язык. Через год начались ночные припадки, во время которых тело девушки теряло гибкость, появлялось ощущение тяжести в груди, утрата способности говорить — девушка не могла позвать ни родителей, ни одну из трех своих сестер. После первого же приступа Аннелизе почувствовала себя такой измотанной и опустошенной, что не нашла в себе сил пойти в школу. Приступы сменялись периодами затишья и Аннелизе даже иногда даже удавалось поиграть в теннис.

В 1969-ом девушка проснулась ночью из-за затруднений с дыханием и онемения тела. Семейный врач Герхард Фогт посоветовал обратиться к психиатру. 27 августа 1969 г. электроэнцефалограмма Аннелизе не выявила никаких изменений в мозге. Правда позже девушку сразили плеврит и туберкулез. В начале февраля 1970 г. она была помещена в госпиталь в Ашаффенбурге. 28-го числа Аннелизе перевели в Миттельберг. В ночь на 3 июня того же года начался очередной приступ. Новая ЭЭГ опять не выявила ничего подозрительного, однако доктор Вольфганг фон Галлер порекомендовал медикаментозное лечение. Решение не было отменено даже когда тот же результат показали третья и четвертая ЭЭГ, снятые 11 августа 1970 г. и 4 июня 1973 г. В Миттельберге Аннелизе во время розария начала видеть демонические лица. Весной Аннелизе стала слышать некий стук. Фогт, осмотрев девушку и ничего не обнаружив, направил девушку к отологу, но тот тоже ничего не выявил, а стук стали слышать и сестры девушки.

По словам самой Аннелизе, ей стало казаться, что она одержима с 13 лет. Первой, кто поняла, что с Аннелизе что-то не так, была Теа Хайн, сопроваждавшая ее во время паломничества в итальянский Сан-Дамиано. Она заметила, что Аннелизе обошла стороной изображение Христа и отказалась пить воду из священного лурдского источника.

Четыре года лечения ничего не дали и летом 1973 г. родители Аннелизы обратились к нескольким священникам, но им объяснили, что до тех пор, пока не доказаны все признаки одержимости, экзорцизм не может быть проведен. В следующем году пастор Эрнст Альт, понаблюдав за Аннелизой некоторое время, запросил разрешение у епископа Вюрцбурга Йозефа Штангля провести обряд экзорцизма, но получил отказ. В это время поведение Аннелизе изменилось: она отказалась есть, начала ломать в доме распятия и изображения Христа, срывать с себя одежду, часами кричать, кусать членов семьи, наносить себе увечья, есть пауков, мух и уголь. Однажды Аннелизе забралась в кухне под стол и два дня лаяла как собака. Приехавшая Теа трижды во имя Троицы призвала демонов покинуть девушку и только тогда Аннелизе вышла из-под стола как ни в чем ни бывало.

16 сентября 1975 г. Штангль, проконсультировавшись с иезуитом Адольфом Родевиком, назначил Альта и сальваторианина Арнольда Ренца для проведения обряда экзорцизма. Его основой тогда был, так называемый Римский Ритуал («Rituale Romanum»), разработанный еще в 1614 г. и расширенный в 1954 г.

Аннелизе указала, что ею командуют шесть демонов, которые называли себя Люцифер, Каин, Иуда Искариот, Нерон, Флейшман и Гитлер. Валентин Флейшман был франконским священником в 1552-1575 г., позже его разжаловали, обвинив в сожительстве с женщиной и пристрастии к вину. Флейшман к тому совершил убийство в своем приходском доме.

С 24 сентября 1975 по 30 июня 1976 над Аннелизе было отправлено около 70 обрядов, по одному или два еженедельно, 42 были записаны на магнитофонную ленту и прослушаны позднее в суде. Первый обряд продлился 5 часов. Когда священники касались Аннелизе, она кричала: «Убери свою лапу, она жжет как огонь!» Приступы были такими сильными, что девушку держали три человека или связывали цепью. Однако между приступами она чувствовала себя нормально, ходила в школу и церковь и сдала экзамены в педагогическую академию Вюрцбурга.

30 мая 1976 г., побывав на одном из ритуалов, доктор Ричард Рот якобы парировал отцу Альту в ответ на просьбу о помощи: «Против дьявола нет инъекции». 30 июня того же года лихорадившая от пневмонии Аннелиза, ложась спать, сказала: «Мама, останься, я боюсь». Это были ее последние слова. На следующий день, около 8 утра, Анна констатировала смерть дочери. Выяснилось, что во время смерти Аннелизе весила лишь 31 кг.

21 апреля 1978 г. окружной суд Ашаффенбурга, где училась в Аннелизе, отправил на скамью подсудимых родителей девушки и обоих священников. Непонятно, почему родителей не допустили к эксгумации, а Ренц потом говорил, что его даже не пустили в морг. Интересно к тому же, что глава немецкой епископальной конференции, заявившей, что Аннелиза не была одержима, кардинал Йозеф Хеффнер 28 апреля 1978 г. признал, что верит в существование демонов. Впрочем в 1974 г. исследование фрайбургского Института маргинальной психологии показало, что только 66% католических теологов в Германии верило в существование дьявола.

Ряд экспертов в своих отдельных книгах, среди которых выделяется отстаивавшая одержимость Аннелизе протестантка Ф. Гудман («Аннелиза Михель и ее демоны»), раскритиковали судебный процесс. В 1976 г. немецкое пресс-агентство показало, что из 22 немецких католических диоцезов только 3 практиковали обряд экзорцизма, причем все находились в Баварии — в Вюрцбурге, Аугсбурге и Пассау.

После расследования, государственный обвинитель заявил, что смерть Аннелизе наступила преждевременно и девушка могла прожить, как минимум, еще неделю. На скамью подсудимых отправились четверо обвиняемых: родители Аннелизе, пастор Эрнст Альт и отец Арнольд Ренц.

Процесс начался 30 марта 1978 года и вызвал большой интерес. Священников защищала команда адвокатов, оплаченных церковью. Сторона защиты настаивала на том, что экзорцизм является неотъемлемым правом граждан, охраняемым конституцией, как и право на религиозные убеждения.

В конечном итоге подсудимым был вынесен обвинительный вердикт, и они были приговорены к 6 месяцам заключения условно.

Могилу Аннелизы в Клингенберге посещают группы католиков. Некоторые из них верят, что после многолетней борьбы душа Аннелизы победила демонов. В 1999 г. кардинал Медина Эстевез впервые за 385 лет представил журналистам в Ватикане новую версию Римского Ритуала, работа над которым шла более 10 лет.

В 2005 году вышел фильм режиссера Скотта Дерриксона, в основу сюжета которого была положена история Аннелизе Михель, «Шесть демонов Эмили Роуз» (The Exorcism of Emily Rose),

Шесть демонов Эмили Роуз

Эта история легла в основу сюжета фильма "Шесть демонов Эмили Роуз”. Фильм режиссера Скотта Дерриксона вышел осенью 2005 года и стал самой заметной его картиной. Литературным источником фильма в свою очередь стала документальная книга антрополога Фелиситас Гудман «Изгнание дьявола из Аннелиз Михаэль». Кстати, по итогам 2006 года фильм был признан как лучший фильм ужасов и удостоин премии «Сатурн», ежегодно вручаемый Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. История Аннелизы Михель до сегодняшнего дня порождает множество вопросов. Кто-то продолжает верить, что девушка по всем признакам была одержима легионом демонов, а кто-то - что она страдала психическим заболеванием, на которое наложила свой отпечаток религиозность семьи. Но в любом случае - это предупреждение всем, кто привык легкомысленно относиться к тому, с чем шутить не стоит. Ведь дьяволу не всегда обязательно приходить на зов, чтобы заключить контракт на душу - самых страшных демонов мы носим у себя внутри...



История погибшей в результате экзорцизма Аннелизы Михель - одна из самых известных и загадочных среди случаев так называемой «одержимости дьяволом». После выхода картины «Шесть демонов Эмили Роуз», снятой на основе реальных событий, интерес к этому мистическому сюжету 40-летней давности вновь возрос.

Несмотря на то, что скептики не верят в подобную чепуху (мол, этот ваш экзорцизм можно объяснить научно), все еще остается масса людей, которым случившееся не дает покоя. Уж слишком много необъяснимых нестыковок. Так кто же такая эта Аннелиза Михель? Почему многие до сих пор обсуждают произошедшее с ней, а некоторые и вовсе считают святой?

Аннелиза Михель родилась в Германии 21 сентября 1952 года в ортодоксальной католической семье. Не пропуская ни одного религиозного праздника, по нескольку раз в неделю посещая мессы и почти ежечасно читая молитвы, семейство Михель прослыло в округе чуть ли не фанатиками. Их это, однако, ничуть не смущало.

Аннелиза, как нетрудно догадаться, росла истовой католичкой. Девочка добровольно спала на холодном полу зимой - для того, чтобы искупить грехи матери. Дело в том, что за 4 года до ее рождения Анна, еще не будучи в браке, родила дочь, что для семьи стало сущим позором.

Через 8 лет малышка умерла, и для ее сестры это стало таким шоком, что она решила во что бы то ни стало вымолить прощение у Бога. Для этого, как она полагала, необходимо было систематически себя наказывать: каясь за грехи своей родительницы, девочка, стоя на коленях, читала розарии (молитвы по четкам), а затем засыпала прямо на полу.

Аннелиза Михель в возрасте 16 лет

Разумеется, подобных случаев мир знает немало, но кому охота разбираться в «религиозных странностях» обычной семьи, если остальным они не мешают? Так было и с семьей Михелей. До 1968 года, когда 16-летняя Аннелиза, простудившись после сна на холодном полу, попала в санаторий для больных туберкулезом, где все и началось.

Там девочка стала молиться еще яростнее и делилась с другими пациентами своими планами на будущее: она хотела стать миссионером и учить детей малоразвитых стран закону Божьему.

А затем случилось то, что и стало отправной точкой всей мистической истории: у Аннелизы произошел припадок, во время которого она прикусила язык. К слову, от туберкулеза девочку вылечили, на приступ махнули рукой и отпустили домой.

С тех пор все пошло наперекосяк, и здоровье Аннелизы резко ухудшилось. Из-за этого она с трудом окончила школу, но все же поступила в университет, чтобы выучиться на преподавателя: уж очень сильным было желание учить детей основам христианской религии. При этом с каждым месяцем Михель становилось все хуже: сперва возникли проблемы с речью, а затем девушке стало трудно ходить. Причины этого никому не были понятны.

В 1969 году произошел второй приступ: однажды ночью тело Аннелизы внезапно стало жестким, ее разбил паралич, и она не могла сказать ни слова. Семейный врач только развел руками и посоветовал обратиться к психиатру, но электроэнцефалограмма не выявила никаких изменений в мозге. По сути, это значило, что девочка здорова: никаких медицинских показаний к лечению не было.

Аннелиза (слева) с родителями и сестрами

Тем не менее родители (и это был, пожалуй, единственный раз, когда они во всей этой истории поступили разумно) решили оставить ее в психиатрической клинике, где она провела около года: они не понимали, что с ней происходит.

В 1970 году произошел третий приступ, после чего Аннелизе диагностировали эпилепсию и назначили сильные препараты, которые тем не менее не помогли. Все это было сделано в обход закона, ведь повторные ЭЭГ вновь не выявили ничего подозрительного, а значит, Михель фактически была здорова.

Спустя некоторое время, проведенное в больнице, Аннелизе, на первый взгляд, стало легче: медики посчитали, что приступы больше не повторятся, и отпустили ее домой, строго-настрого приказав не бросать прием лекарств. Девушка пыталась вести жизнь «как все»: прилежно училась в университете, посещала церковь и молилась, молилась, молилась…

Вскоре у нее начались галлюцинации, и она стала слышать голоса, которые утверждали, что она проклята и будет гореть в Аду. По словам девушки, она видела лицо дьявола на стенах, полу и потолке, а иногда и на месте материнского лица.

Родители все это время лишь разводили руками: ну что можно сделать, раз таблетки не помогают? Только надеяться на чудо. Это длилось около трех лет, в результате чего в 1973 году Михель вновь попала в психиатрическую клинику (по настоянию врачей), где у нее выявили тяжелую депрессию.

Аннелиза в свою очередь все больше разочаровывалась в медицине, поскольку улучшения от приема лекарств не было. Врачи же постепенно усиливали дозировку препаратов, не понимая, что происходит с их пациенткой. А вот сама девушка, похоже, все прекрасно осознавала: свое состояние она объясняла тем, что, скорее всего, одержима дьяволом. Иначе как трактовать то, что с каждым днем ей становилось все хуже, несмотря на сильные антидепрессанты, а загадочные видения появлялись все чаще?

Дальше - больше: ортодоксальная католичка, она стала всячески избегать распятий. Диагноз (если, конечно, так можно выразиться) «одержимая дьяволом» впервые Аннелизе поставила подруга семьи Теа Хайн, которая сопровождала ее в паломничество.

Женщина заметила, что девушка не могла заставить себя прикоснуться к кресту, боялась смотреть на иконы, отказалась пить из священного источника, а еще от нее дурно пахло. Хайн посоветовала друзьям вместе с дочерью посетить священника, чтобы он изгнал демона, который, по ее мнению, точно «сидел» в девочке.

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

Однако ни один из служителей церкви не согласился провести такой обряд: все они порекомендовали продолжить лечение, потому как не совсем были уверены в одержимости Аннелизы. К тому же для экзорцизма было необходимо получить разрешение епископа, а беспокоить Его Святейшество по такому «пустяку» им не хотелось.

Тем временем поведение Михель во время приступов (а они случались все чаще) становилось все более странным. Если раньше она слышала лишь голоса и видела изображения дьявола, то теперь срывала с себя одежду, ела уголь, пауков, мух, пила собственную мочу.

Остановить ее было невозможно: в такие моменты в нее будто вселялась какая-то мощная сила, неподвластная контролю извне. При этом если не брать приступы в расчет, Аннелиза ничем не отличалась от остальных: в 1973 году она успешно окончила университет, а сокурсники позже описывали ее как «обычную, но крайне набожную».

Следующим этапом болезни стали припадки, во время которых Михель начала разговаривать на разных языках и даже разными голосами, а также называть себя Адольфом Гитлером, Каином, Иудой и Люцифером. Она кричала, оскорбляла членов семьи, нападала на них.

Однажды она убила птицу, откусив ей голову, а в другой раз на протяжении двух дней сидела под столом и лаяла, подражая собаке.

Невозможно при всем при этом не задаться массой вопросов. Где все это время были родители Аннелизы? Куда они смотрели? Почему все это время девушка находилась дома, а не в психиатрической клинике? Ведь она могла причинить вред не только родным, но и, в первую очередь, себе.

Складывается впечатление, что истовые католики ждали какого-то чуда. За ним семья вновь обратилась к священникам. Правда, после двух лет просьб дочери, в 1975 году. На тот момент девушка была больна уже около 6 лет и давно умоляла старших снова просить церковь провести обряд экзорцизма, но те почему-то медлили.

В итоге девочка сама написала письмо священнику по имени Эрнст Альт. Он-то и стал первым, кто согласился рассмотреть случай Аннелизы. По его словам, она совсем не была похожа на больную эпилепсией, а действительно была одержима. В сентябре 1975 года епископ Йозеф Штангль дал разрешение Альту и еще одному священнику Арнольду Ренцу на обряд экзорцизма. Правда, велел держать все в тайне. Но тайное, как мы знаем, всегда становится явным…

Михель во время изгнания дьявола

С сентября 1975 по июль 1976 год 1-2 раза в неделю из Аннелизы пытались изгнать дьявола. При этом приступы были настолько сильными, что девушку приходилось держать троим мужчинам, а иногда даже приковывать ее цепью.

В самом начале «терапии» она решила отказаться от приема лекарств, при этом родители всячески поддержали решение дочери, ведь выходило так, что таблетки не помогали, так зачем их пить? Михель стало немного лучше, и она даже смогла успешно сдать экзамен для того, чтобы ей разрешили учить детей закону Божьему.

Аннелиза во время обряда экзорцизма

Родители чуть ли не хлопали в ладоши: еще бы, то, во что они так верили, подействовало!

Однако в мае 1976 года Аннелизе внезапно стало хуже: она практически все время находилась в бреду из-за усталости в результате постоянных обрядов: к тому моменту их было проведено более 60, при этом каждый длился около 4 часов. Все это время она должна была преклонять колени, чтобы вымолить спасение у Бога. 42 обряда были записаны на камеру.

За несколько недель до смерти девушка отказалась от пищи и воды: так она якобы искупала грехи других людей. Последний обряд экзорцизма был проведен 30 июня. Из-за истощения Аннелиза заболела пневмонией.

Обессиленная, с высокой температурой, она была не в состоянии выполнять действия, которые требовали от ее священники: в ролике, который позже транслировался в суде, видно, что преклонять колени дочери помогают родители, держа ее под руки. На следующий день, 1 июля 1976 года, Аннелиза Михель скончалась во сне.

В отчете о вскрытии говорилось, что девушка погибла в результате истощения (на момент смерти она весила всего 30 кг) и обезвоживания. К слову, коленные связки Аннелизы были порваны в результате примерно 600 коленопреклонений…

Гибель Аннелизы вызвала широкий резонанс в Германии: людям было непонятно, как в современном мире могут происходить подобные вещи. После расследования генеральный прокурор заявил, что смерть девушки можно было бы предотвратить даже за 10 дней до трагедии, если бы родители заставили ее вновь принимать лекарства.

Обвинение было выдвинуто Эрнсту Альту, Арнольду Ренцу, а также обоим родителям по статье «непредумышленное убийство», ведь на протяжении последних 10 месяцев жизни девочки за ней не наблюдал ни один врач. Защита транслировала записи обрядов, чтобы доказать, что Аннелиза действительно была одержима, а также напирала на то, что Конституция Германии гарантирует свободу вероисповедания, а значит, экзорцизм никто не запрещал.

Могила Аннелизы Михель расположена рядом с могилой ее умершей маленькой сестры

Козырями же обвинения были показания врачей, которые ранее лечили девочку, говорившие о том, что она не была одержима, а страдала психиатрическими проблемами, усугубленными эпилепсией и религиозной истерией. В конечном итоге обвиняемые были признаны виновными в непредумышленном убийстве в результате халатности и были приговорены к 6 месяцам тюремного заключения условно с испытательным сроком в 3 года.

С тех пор прошло больше сорока лет, но история Аннелизы Михель до сих пор не дает покоя любителям мистики. Голливуд, конечно, не остался в стороне: в 2005 году по мотивам истории был снят фильм ужасов «Шесть демонов Эмили Роуз».

Кадр из фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»

А через год в немецкий прокат вышла картина «Реквием», в основе которой также лежит история изгнания демонов из Аннелизы Михель. Мать девушки была против создания фильмов, а в одном интервью и вовсе заявила, что не жалеет о том, что произошло.

Анна Михель искренне считала, что многочисленные обряды экзорцизма были необходимы, а Аннелиза умерла, искупая чужие грехи. К слову, даже у небольшой группы католиков девушка почитается как неофициальная святая, а ее могила является местом паломничества.

Множество вопросов, которые порождает эта загадочная история, не дают возможности однозначно ответить, что же в действительности стало причиной смерти Михель. Так что на чью сторону встать: врачей, священников или любителей паранормальных явлений - личный выбор каждого.

Это случилось в 1949 году в Джорджтауне, 13-летний мальчик «сыграл» в спиритический сеанс. В те годы вызывание духов было весьма модным занятием среди взрослых и детей. Вскоре «души» вышли на связь — мальчик услышал странные стуки, царапанье… Словом, игра удалась на славу! Однако ночью, когда ребенка уложили спать, вокруг иконы, висящей в его комнате, раздался треск, затем послышались скрипы, вздохи, тяжелые шаги. Так продолжалось несколько дней и ночей. Родители решили, что это дух недавно умершего родственника, который был очень привязан к ребенку при жизни.

Однако «дух» повел себя слишком странно для любящего дядюшки: у ребенка стала пропадать одежда, а потом внезапно появляться в самых неожиданных местах. Кресло, в котором сидел мальчик, вдруг переворачивалось. В школе тетради и учебники одноклассников летали по воздуху! Наконец родителям предложили забрать мальчика из школы и нанять ему частных учителей. Но прежде — показать врачам.

Врачи выслушали рассказ родителей юного пациента, сделали анализы и признали ребенка абсолютно здоровым. Однако когда у мальчика вдруг изменился голос — из детского превратился в низкий, грубый, хриплый — родители обеспокоились не на шутку.

«Диагноз» мальчику поставили священники: одержимость дьяволом. Обряд экзорцизма (изгнания дьявола) длился 10 недель. Все это время на сеансах ребенок демонстрировал невиданную силу, легко отбрасывая по сторонам держащих его помощников священника. Странно по-змеиному двигал головой, плевал точно в глаза окружающим. Однажды во время обряда ему удалось вырваться из рук служителей. Он бросился к священнику, выхватил ритуальную книгу и… разрушил ее! Именно разрушил, а не разорвал: на глазах изумленных очевидцев книга превратилась в облако конфетти! По истечении десяти недель ребенок забыл о том, что, вырываясь, сломал руки двум помощникам священника, о том, что с ножом бросался на родную мать… Он стал ревностным католиком и прожил праведную жизнь.

Римско-католическая церковь считает, что бесы, вселившись в человека, могут проявляться двояко: либо стуками, неприятным запахом, движением предметов — это «вторжение» в наше бытие, либо изменившимися поведением человека, который «вдруг начинает выкрикивать непристойности, тело его бьется в конвульсиях». Такое состояние зовется одержимостью.

В 1850 году во Франции объявилась женщина, около которой всегда раздавались непонятные стуки, трески, изо рта у нее иногда шла пена, несчастная билась в конвульсиях и выкрикивала непристойности. А придя в более или менее спокойное состояние, вдруг начинала говорить на латыни… Там же, во Франции, пятнадцатью годами позже жили два брата, страдавшие одержимостью. Помимо традиционного «набора» странностей — конвульсий, выкрикивания хулы и прочего, они могли еще предсказывать будущее и заставляли предметы летать по воздуху.

В 1928 году в штате Айова (США) была очень популярна история женщины, страдавшей одержимостью с 14 лет. Болезнь ее заключалась в том, что она испытывала физическое отвращение к церкви и предметам религиозного культа. Женщине было уже за 30 лет, когда она решилась на обряд изгнания нечистой силы. При первых же ритуальных словах некая неведомая сила вырвала ее из рук служителей церкви, пронесла по воздуху и словно прилепила к стене высоко над дверью храма. Держаться на стене было не за что, однако одержимую с большим трудом удалось отделить от стены и вернуть в руки служителей. Так продолжалось 23 дня. Все это время в здании церкви раздавались стуки, скрежет, дикие завывания, приводившие в ужас прихожан. Потом нечистый дух покинул тело женщины и стены храма, но через некоторое время вернулся и попытался вновь творить свои черные дела. Второй обряд экзорцизма прошел намного легче и бес покинул свой «объект» теперь уже навсегда.

Канадская газета «Сан» в 1991 году описала обряд изгнания духа из 15-летней индийской девушки. Изгнать из бедняжки беса взялся молодой и не очень опытный в этом деле священник Гунтано Виглиотта. Его предупреждали о том, что обряд экзорцизма проводить в одиночку опасно. Однако Виглиотта не внял совету. Сеанс в доме одержимой продолжался два часа. Вдруг мать девушки, следившая за происходящим из другой комнаты, услышала странные крики. Потом все смолкло. Спустя некоторое время мать вошла в помещение, где проводился обряд и увидела ужасающую картину: тело священника было буквально разорвано на части, а одержимая девушка пребывала в беспамятстве. Придя в себя, она вспомнила голос, который звучал у нее в мозгу во время обряда: «Меня зовут Пожиратель! Убей священника!»

В октябре 1991 года по одному из телевизионных каналов США транслировался репортаж об изгнании беса из 16-летней американки Джины. В тот день у телевизоров собралось около 40 процентов зрителей страны. Епископ Кит Силамонс разрешил такой показ и сопроводил его словами: «Дьявол действительно существует. Он силен и на протяжении всех веков активно действует на планете».

Питер Джонсон, 50-летний государственный служащий был образцовым гражданином. Он жил спокойной жизнью в Юго-Восточной Англии. Он много работал, любил заниматься садоводством и обожал свою жену Джоан. В его жизни не было ничего необычного. Но потом пришла Askinra — «демон», въевшийся в его душу и взявший контроль над жизнью Питера. «Как будто внутри моего тела жило нечто чужеродное», — говорит Питер. «Оно проникло в мое тело, мой мозг». Присутствие Askinra Питер впервые ощутил во время сна. В приснившемся ему кошмаре темная запретная сущность вошла в тело Питера и взяла над ним контроль. Сначала старик игнорировал повторяющиеся кошмары, но, в конце концов, они начали вливаться в его повседневную жизнь. Острые головные боли делали его жизнь невыносимой. Бесконтрольные головокружения и приступы нарколепсии захлестнули его без предупреждения. Этого было достаточно, чтобы сломить человека, но вскоре пришли еще и галлюцинации. «Я думал, я схожу с ума», говорит Питер.

Примерно в это же время его жена начала замечать изменения в его поведении. Чувства и эмоции Питера менялись как весенняя погода — от восторженной похотливости до чувства глубокого отчаяния. Похожим было и его физическое состояние-то приступы рвоты, то внезапная диарея, то скачки температуры. Суставы ломило от невыносимой боли.

Питера неоднократно госпитализировали, но, как оказывалось, ни от одной из известных болезней он не страдал. В конце концов, он был передан под наблюдение доктора Алана Сандерсона, известного консультанта-психиатра, заинтересованного эзотерикой. Доктор Сандерсон был знаком с подобными случаями — душой Питера овладел злой дух. Он был одержимым.

«Это более естественно и обычно, чем все привыкли считать», — говорит Сандерсон, член Королевского колледжа психиатров. «Если вы использовали доску для вызова духов или просили духов перейти на эту сторону жизни, один из них может овладеть вашей душой».

Многие считают экзорцизм реликтом средневековья, не имеющего отношения к 21-му веку. «Одержимость демонами не имеет серьезных оснований! Это плод воображения идиотов и сказочников!» — многие могут подписаться под этими словами. Но, как ни странно, экзорцизм привлекает все больше доверия со стороны медицины и остается частью религиозного мейнстрима.

Не так давно Ватиканский университет объявил, что в их стенах теперь проводят специальные курсы по практическим аспектам изгнания злых духов. Британский «Четвертый канал» заснял настоящий обряд экзорцизма. Более сотни американских медицинских школ ввели курс духовной медицины. Все чаще психиатры отсылают своих пациентов к частным экзорцистам.

«Я ни на минуту не сомневаюсь, что мир духов реален», — говорит доктор Сандерсон. «Я считаю, что есть множество видов духовных сущностей, способных проникать в нас. Чаще всего встречаются души умерших людей — они не попали на «небеса» и ищут упокоения в мире живых».

Для большинства людей, экзорцизм будет всегда ассоциироваться со знаменитым голливудским фильмом. Но история дуэли Отца Дамиена Карраса с дьяволом базируется на реальных событиях, произошедших в 1949 году в Сент-Луисе, штат Миссури. Правда, реальный обряд экзорцизма проводился над 14-летним мальчиком, а не над девочкой, но был он не менее страшен.

История началась с того, что 14-летний Ричард со своей тетушкой вызывали духов. Вскоре после этого его тетушка умерла при загадочных обстоятельствах. Спустя несколько дней странные события начали происходить и вокруг самого мальчика. Столы и стулья самостоятельно передвигались по комнате, со стен падали фотографии, на чердаке дома можно было услышать чьи-то шаги. Но еще более странные вещи творились с самим Ричардом: на его груди появилась надпись, будто вырезанная на его плоти, на руках и ногах появились непонятные знаки. Для выполнения экзорцизма был вызван католический священник.

Сначала святой отце Уильям Боуден пытался изгнать демона при помощи нескольких простых молитв, но вскоре понял, что столкнулся с серьезным противником. Каждый раз, когда Ричард пытался, произнеся молитву, отречься от сатаны, страшная сила захватывала власть над его телом, не давая ему произнести ни слова. Во время экзорцизма Ричарда наполнила ужасная сила — удержать мальчика священнику помогали трое взрослых мужчин. День за днем священник сражался с демоном внутри Ричарда, который постоянно дразнил Боудена и плевался в его помощников. Однажды мальчик схватил за руку отца Боудена и произнес: «Я сам дьявол».

После 28 дней борьбы, истощенный отец Боуден попытался снова изгнать дьявола из Ричарда. Но в этот раз все было по-другому. Когда Ричард пытался произнести «Отче наш», какая-то сила овладела его телом и помогла договорить молитву до конца. Ричард был освобожден. Позже мальчик сказал, что сам Архангел Михаил вмешался, чтобы помочь ему произнести молитву. Так же ему явилось видение, в котором святой боролся с Сатаной на выходе из горящей пещеры.

Одержимость Питера Джонсона была не менее странной. Присутствие Askinra было выявлено лишь тогда, когда доктор Сандерсон загипнотизировал старика. Под гипнозом Askinra на время получила полный контроль над телом Питера и использовал его голос для общения. Демон заявил, что пришел из «темного пламени» и его основной целью было «причинение боли». Askinra высказал и свое намерение — «Я освобожусь, только когда уничтожу ЕГО».

Доктор Сандерсон решил, что демон должен быть выпущен. Именно «выпущен», Сандерсон не воспринимал слова «изгнание» и «экзорцизм». Он стремился вести переговоры с духами, убедить их оставить незаконно приобретенное тело мирным путем. Это менее травматично для всех заинтересованных сторон, а также дает шанс духу обрести мир и покой.

Сандерсону удалось убедить Askinra покинуть тело Питера. Как только демон покинул тело, он начала описывать типичные предсмертные видения — светящийся белый путь, места «гор и света». После этого Askinra больше не мог никаким образом влиять на Питера. Перед тем, как покинуть нашу реальность, демон сказал: «Прости, я не хотел этого. Приходи и увидь меня на моем новом месте…»

Небольшой баварский городок Клингеберг стал местом массового религиозного поклонения. Тысячи желающих стремятся посетить место захоронения Аннелиз Мишель, которая трагически умерла в возрасте 23 лет. Ее загадочная история повторяется в сценарии фильма «Шесть демонов Эмили Роуз», в котором упоминается реальный суд над священником, действия которого привели к смерти молодой девушки.

С самого рождения в жизни Аннелиз присутствовал страх. Ее семья была религиозной: отец хотел стать священником, но судьба распорядилась иначе, но три тети были монахинями. В семье Мишель, как и любой другой, была своя тайна. В 1948 году мать Аннелиз родила дочь Марту, при этом она не состояла в браке. Это считалось позором до такой степени, что даже в день свадьбы невеста не сняла черную вуаль. Спустя 4 года родилась Аннелиз. Мать активно поощряла в девочках служение Богу, которым она пыталась компенсировать грех рождения. В возрасте восьми лет Марта умерла от осложнений после удаления опухоли почек. Впечатлительная и добрая Аннелиз еще острее почувствовала необходимость искупления грехов.

Все чаще девочка замечала вокруг себя следы грехов, стараясь избавиться от них. В то время как дети 60-х пытались расширить границы свободы, Аннелиз спала на каменном полу, пытаясь искупить грехи наркоманов, что спали на полу в здании вокзала. В 16 лет появились ужасные приступы — Аннелиз билась в конвульсиях, словно эпилептик, а прописанные врачами лекарства не оказывали должного действия. Потеря сознания и депрессии стали постоянными спутниками девушки. Родители решили, что все дело в демонах, которые нападали на Аннелиз во время молитв. С каждым днем это убеждение набирало силу.

Врачи поставили диагноз запущенной эпилепсии, а сама девушка жаловалась на дьявольские галлюцинации, что начинаются с молитвой. В 1973 году у Аннелиз началась депрессия, во время которой она всерьез задумывалась о самоубийстве. Голоса, что слышались девушке, твердили о безрезультатности ее действий. Тогда Аннелиз обратилась к местному священнику с просьбой провести ритуал изгнания бесов, но тот дважды отказал ей. Причиной стало то, что состояние девушки не было схоже с тем, когда вселяются демоны. То есть, не было сверхъестественных способностей, лая, разговоров на неизвестных языках и так далее.

Состояние здоровья ухудшалось с каждым днем, но, несмотря на это, ежедневно Аннелиз совершала 600 поклонов, стоя на коленях. В итоге это привело к серьезной травме связок коленных суставов. Потом начались другие странности. Она залезала под стол и несколько дней лаяла, выла оттуда, ела пауков, куски угля и даже голову мертвой птицы.

Спустя несколько лет Аннелиз, уже доведенная до отчаяния, начала умолять священника провести ритуал, но тот все время отказывался. Лишь когда она стала нападать на родителей, уничтожать изображение Христа и срывать распятия, священники пришли к ней домой. Начав сеансы, на которые дали добро, Аннелиз полностью отказалась от приема медикаментов. Позже врачи установили диагноз — шизофрения, которая поддается лечению. По слухам, на девушку мог произвести впечатление фильм «Изгоняющий дьявола» от режиссера Вильяма Фрадкина. Но, вне зависимости от того, что стало причиной заболевания, вера в то, что галлюцинации реальны только усилилась.

Обряд был проведен отцом Арнольдом Рензом и пстором Эрнстом Альтом. В течение девяти месяцев священники проводили по 1-2 четырехчасовых сессии в неделю. По их словам священники определили несколько демонов, в том числе Иуду Искариота, Люцифера, Каина и Адольфа Гитлера, а разговаривали они по-немецки с австрийской интонацией.

Сорок два часа были записаны на пленку, но по утверждения экспертов ее невероятно сложно прослушивать. Нечеловеческий рык чередуется с ругательствами и диалогами демонов об ужасах ада. Сама Аннелиз так металась во время сеансов, что ее пришлось привязывать, а иногда и приковывать цепями к стулу.

Весной 1976 года у девушки началась пневмония, как итог истощения организма. 1 июля, так и не придя в сознание, Аннелиз умерла. Родители похоронили девушку рядом с Мартой за кладбищем, где отводили место для незаконнорожденных и самоубийц. Даже после смерти Аннелиз не избавилась от греховности, с которой упорно боролась всю свою жизнь. Доказать правдивость одной из версий невозможно, ведь лечение не принесло должных результатов, а девушка принимала лекарства 6 лет. Вполне возможно, что она просто разуверилась в эффективности лечения.

Несмотря на то, что родители девушки утверждали, что всему виной сатанинские силы, правосудие все равно состоялось. На слушаниях были проанализированы 42- часовые записи завываний и диалогов, которые раздавались из комнаты Аннелиз. Но приговор был достаточно мягок. Родителей, а также двух священников признали виновными и осудили на 6 месяцев условно.

После смерти Аннелиз религиозное помешательство не закончилось. В 1998 году монахиня из Восточной Германии сообщила семье Мишель, что у нее было видение. Исходя из ее слов, тело девушки не разложилось в могиле, а значит, находится во власти темных сил. Анна и Иозеф добились эксгумации и в присутствии мэра и огромной толпы вскрыли гроб. Мэр, заглянувший в гроб первым, предупредил родителей, что вид останков девушки помешает сохранить образ дочери. Но они, все же, заглянули и успокоились лишь тогда, когда увидели ужасного вида скелет.

Мать Аннелиз проживает в этом же доме и до сегодняшнего дня так и не пришла в себя после этих событий. Иозеф умер, а три другие дочери уехали. Анне Мишель сегодня больше 80 лет и она сама несет бремя этих воспоминаний. Из окон ее спальни видно кладбище и могила дочери с деревянным крестом.

Один из хорошо документированных случаев одержимости в XX веке. Особенность случая Анны Экланд в том, что жертва была одержима и дьявольскими и демоническими сущностями. Экланд родилась в Мидуэсте около 1882 года. Она была воспитана благочестивой и набожной католичкой. Впервые симптомы одержимости — отвращение к предметам культа, нежелание посещать церковь и постоянные сексуальные наваждения — появились у нее в возрасте четырнадцати лет. Окончательно одержимой Экланд сделалась в 1908 году. Ее мучения описаны в книге преподобного Карла Фогля «Изыди, Сатана!», изданной на немецком и переведенной на английский преподобной Селестиной Кэрснер.

В книге рассказывается, что одержимость Анны вызвала ее тетя, Мина, считавшаяся ведьмой. Она заколдовала травы, которые Экланд употребляла в пищу. Отец Теофилиус Ризингер, уроженец Баварии, монах- капуцин из братства св. Антония в Марафоне, штат Висконсин, успешно изгнал бесов из Анны 18 июня 1912 года. Однако Экланд вновь пала жертвой дьявола после того, как ее проклял отец, пожелав, чтобы в дочь вселился бес. В 1928 году, когда Анне было 46 лет, отец Теофилиус снова попытался провести обряд экзорцизма. В поисках места, где бы Экланд не знали, отец Феофил обратился к своему другу, отцу Ф. Джозефу Штайгеру, приходскому священнику в городе Ирлинг, штат Айова. С большой неохотой отец Штайгер согласился, чтобы экзорцизм был проведен в находившемся неподалеку женском монастыре сестер францисканок.

Экланд приехала в Ирлинг 17 августа 1928 года. Сразу же начались неприятности. Почувствовав, что кто-то окропил ужин святой водой, одержимая закатила истерику, мурлыча как кошка и отказываясь есть, пока ей не принесли неосвященную пищу. После этого вселившиеся в нее бесы всегда чувствовали, когда кто-либо из монахинь пытался благословить еду или питье и начинали жаловаться. Древний ритуал начался ранним утром следующего дня. Отец Феофил пригласил нескольких сильных монахинь, чтобы они удерживали Экланд на тюфяке, положенном на железную кровать.

Одержимую крепко-накрепко связали, чтобы она не срывала с себя одежду. Когда начался экзорцизм, Экланд сжала губы и потеряла сознание. Это состояние сопровождалось необычной левитацией. Женщина быстро поднялась с кровати и повисла на стене над дверью, как кошка. Присутствующим стоило больших трудов стащить ее вниз. Несмотря на то, что все это время Анна была без сознания и не открывала рта, она стонала, выла, а также издавала животные звуки будто бы неземного происхождения. Вскрики привлекли внимание горожан, которые собрались в монастыре, разрушив тем самым надежду отца Феофила сохранить экзорцизм в тайне.

Экзорцизм проводился двадцать три дня, в три сеанса: с 18 по 26 августа, с 13 по 20 сентября и с 15 по 23 декабря. На протяжении этого времени Экланд в физическом отношении была на грани смерти. Она ничего не ела, лишь выпивала немного молока или воды. Тем не менее ее рвало чудовищным количеством дурно-пахнущих отходов, напоминающих табачный лист. Кроме того, она плевалась. Лицо Анны невероятно искажалось и обезображивалось. Голова раздувалась и удлинялась, глаза вылезали из орбит, губы распухали, как сообщается, до толщины ладони. Живот вспучивался так, что едва не лопался, затем втягивался, становясь таким твердым и тяжелым, что железная кровать прогибалась под весом Экланд. В дополнение к физическим изменениям, Анна понимала языки, которых раньше не знала, испытывала отвращение к священным словам и предметам культа, а также обнаружила способности к ясновидению, раскрывая секреты детских грехов участников экзорцизма.

Монахини и отец Штайгер были так напуганы и взволнованны, что не могли находиться в комнате Экланд на протяжении всего ритуала, а работали посменно. Отец Штайгер, дразнимый дьяволом за то, что согласился на проведение экзорцизма в своем приходе, был особенно испуган и, по видимому, от этого пострадал в автомобильной аварии, предсказанной и в какой-то мере подстроенной дьяволом. Лишь отец Феофил, уверенный в своей силе, остался тверд.

Экланд была одержима ордами малых демонов и духов мщения, которые описываются как «комариный рой». Но основными мучителями были бес Вельзевул, Иуда Искариот и духи отца Анны — Джейкоба и его любовницы, а также тети Экланд — Мины. Первым обнаружил свое присутствие Вельзевул. Он вступил с отцом Феофилом в саркастическую беседу по вопросам теологии и подтвердил, что, когда Анне было четырнадцать, в нее благодаря проклятию Джейкоба вселились бесы. Отец Феофил попытался связаться с Джейкобом, но ему ответил дух, называющий себя Иудой Искариотом. Он признался, что должен был довести Анну до самоубийства, чтобы ее душа попала в ад. В конце концов заговорил и Джейкоб. Он рассказал, что проклял дочь за то, что она не уступила его сексуальным домогательствам и призвал дьявола, чтобы тот искушал целомудрие Анны всеми возможными способами. Джейкоб взял в любовницы тетю Экланд, Мину, когда был еще женат и неоднократно пробовал соблазнить дочь. Осталась ли девственность Анны нетронутой даже в сорок шесть лет или отец принудил ее к инцесту, неизвестно. На протяжении этого тяжелого испытания Экланд была благочестива.

Предчувствуя свой триумф, отец Феофил продолжал заклинать демонов, требуя от них оставить Анну. В конце декабря 1928 года они начали поддаваться и уже стонали, а не кричали, в ответ на его действия. Отец Феофил потребовал, чтобы они вернулись в преисподнюю, а в знак того, что они уходят, каждый должен был назвать свое имя. Демоны согласились. 23 декабря 1928 года около девяти вечера Анна внезапно дернулась и села на кровати. Казалось, она собирается подняться к потолку. Отец Штайгер позвал монахинь, чтобы они уложили женщину на кровать, когда отец Феофил благословил ее и провозгласил: «Изыдите, исчадья ада! Прочь, Сатана, лев царства Иудейского!» Анна рухнула обратно на кровать. Затем раздался ужасный крик: «Вельзевул, Иуда, Джейкоб, Мина», за которым последовало: «Ад, ад, ад!», многократно повторившееся, пока звуки не затихли в отдалении. Экланд открыла глаза и улыбнулась. Из глаз ее текли слезы радости. Она воскликнула: «Боже мой! Слава Иисусу Христу!» Демоны оставили после себя зловоние. Когда открыли окно, запах исчез.