РАСТАФАРИАНСТВО (растафаризм) – религиозное движение, оформившееся как афрохристианская синкретическая секта; субкультура, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)».

Растафарианство сформировалось на о.Ямайка. К 1494, когда Колумб открыл Ямайку, там проживали индейцы араваки, которые позже были частью уничтожены, частью – превращены в рабов. В 1655 англичане вытеснили испанцев с Ямайки, и многие рабы смогли бежать вглубь острова. Эти беглые рабы маруны создали собственную культуру и не подчинялись властям до начала 18 в.

С 1670-х на Ямайку начали ввозить африканских невольников. Остров превратился в перевалочный пункт работорговли: отсюда рабов перепродавали в Северную и Южную Америку. Именно на Ямайке работорговцы избавлялись от самых строптивых и непокорных, вероятно поэтому здесь сильны традиции свободолюбия и независимости. После отмены рабства в 1833 на острове появились христианские миссионеры-протестанты, проповедовавшие Библию.

Маркус Мосайя Гарви (Marcus Garvey) (1887–1940), родившийся на Ямайке, с детства наблюдал проявления расизма. Интерес к истории черной расы, изучение положения негров в других странах привели к созданию им на Ямайке в 1914 Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association – UNIA), а также Лиги африканских общин. Цели этих организаций – «установить всемирное братство среди [людей черной] расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения».

Своих последователей, вначале не очень многочисленных, Маркус Гарви убеждал в том, что первейшая потребность чернокожих – образование собственной нации, и призывал к возвращению в Африку потомков черных рабов.

Для Гарви все хорошее было черным, а недостойное – белым. Отчуждение от белой культуры еще более усилилось, когда Гарви основал «Африканскую ортодоксальную церковь». Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол – белым.

Когда эфиопский принц (Рас) Тафари Маконнен (1892–1975), при крещении получивший имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы), в 1930 был коронован и стал императором Хайле Селласие I (Haile Selassie I), на Ямайке это событие сочли сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Одна из идей растафарианства состоит в том, что Хайле Селласие I – Лев Иудейский, Царь Царей, потомок Соломона и т.д. – очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы (черных иудеев). Упомянутый в Библии изгнанный народ иудеи – предки растафарианцев. Рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии.

Эфиопия, отстоявшая свою независимость, предложила землю для переселенцев с Ямайки. 1 апреля 1966 Хайле Селласие I прибыл на остров, и встреча растафарианцев с эфиопским монархом утвердила их на ямайской общественной сцене.

С 1930 по 1960 растафарианство было местным ямайским движением. После 1960 последователи растафарианства появились в США среди афроамериканцев, в странах Карибского бассейна и в др. странах; к концу 20 в. по разным оценкам их численность составляла от 6 до 60 тысяч чел.

В растафарианстве имеются различные секты: 12 колен Израиля (Twelve Tribes of Israel), Бобо Дредс, орден Ньябинги и др. Самая популярная – 12 колен Израиля. Члены этой секты считают, что Хайле Селласие I – Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, это и есть второе пришествие. Орден Ньябинги – крыло расты, отличавшееся бунтарскими настроениями, особенно в 1960–1970-х годах; также «ньябинги» – это регулярные собрания растаманов, где они общаются, обсуждают вопросы веры, отдыхают; кроме того, так называются церемониальные барабаны растаманов, звуки которых составляют ритмическую канву музыки рэгги. Основатель Ордена Ньябинги «Принц» Эдвард Эммануэль заявлял, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви они составляет Святую Троицу . Он с большой группой последователей создал свою церковь со всеми полагающимися атрибутами – догматами , литургией , иерархией и подобием монашества. Жрецы церкви носят одежды православных священников.

Растаманы должны соблюдать ряд запретов, в частности, не есть свинину, рыбу без чешуи, не пить вино, не употреблять соль, уксус, не играть в азартные игры, не искажать своего облика (стрижка, бритье, татуировки неприемлемы для истинного растамана) и т.д. В числе основных заповедей – любовь и уважение к человеческому братству (хотя особо – к «сынам Хама»); отвержение ненависти, ревности, зависти, обмана, предательства; обязанность протянуть руку милосердия тому, кто в беде (в первую очередь – растафарианцу, во вторую – любому другому человеку, животному или растению): «Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше – музыкой и песнями, любовью и единением мы будем творить все добро, какое только сможем».

Рас Сэм Браун так сформулировал основные заповеди растафарианства: «Мы предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов (африканцев), но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни». По представлениям растаманов, человек – сам себе храм. Часто для погружения в себя и для постижения бога растаманы прибегают к «священной траве» гандже (индийская конопля), обладающей наркотическими свойствами.

Мировоззрение растафарианства представляет собой сплав африканских легенд, эфиопских сказаний и Библии (признается Ветхий Завет). Согласно Библии, Яхве – бог-отец, растаманы называют его Джа. Природа, воплощенная в Джа – это космическая творящая сила, выраженная в слове. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов дает простор интуитивному чувству и переживанию. Естественность и интуитивность выражаются понятиями «корни» и «вибрация». «Вибрация» – непосредственное постижение сущности бытия, доступное лишь растаману.

Эти верования нашли отражение в рэгги. Рэгги – культовая музыка, посвященная Джа (Богу). Тексты песен имеют религиозное содержание, (например, творчество группы «The Abyssinians» отличается выраженными монастырскими и проповедническими мотивами).

Олицетворением движения растафарианства и явлением ямайской культуры и музыки рэгги стало творчество певца Боб Марли (1945–1981). Бóльшую часть своей жизни был членом секты Двенадцати Колен. «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем и откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков». Вавилон – символ окружающего индустриального мира, враждебный естественности растаманов. По словам Боба Марли, музыка рэгги – «…это вибрации светлых людей всего мира».

Сегодня в современной России есть сторонники моды растафарианства. Они носят прическу дредды (Dreadlocks) – устрашающие локоны воина-льва, «львиную гриву», например, певец Кирилл Толмацкий (Децл), одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый). Можно назвать музыкальные группы, играющие в стиле рэгги: «Реггистан», «Раста-оркестр», «Джа Дивижн» и др. Популярность раста-культуры основана на эклектичности, организационной аморфности, толерантности, веротерпимости, отсутствии устоявшейся догматики и возможности выборочно усваивать те или иные идеи: внешний вид или жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни «Вавилона» – окружающего мира. Также большой интерес вызывает самобытная культура народа, населяющего Ямайку, впитавшая в себя африканские сказания и индуистские обычаи, представления вуду и индейские верования. Большое влияние на растафарианцев оказал индуизм – религия восточно-индийских рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Среди растаманов популярна идея реинкарнации.

Елена Казарина

В настоящее время растафарианство представляет собой не столько субкультуру и не столько религию, сколько этническую мировоззренческую систему , пронизанную жаждой обретения исторических корней, возвращения на родину — и, разумеется, почитания всемогущего и всеведущего Джа.

Назад в Африку

Основоположником растафарианства по праву считается публицист, оратор, и лидер движения "Назад в Африку" Маркус Гарви . Его личность примечательна тем, что он не только ратовал за экономическое равноправие черных и белых, но и активно распространял идею о том, что Иисус Христос мог быть негром. В одной из своих проповедей он заявил, что вскоре следует ожидать восшествия на престол "чёрного царя", который восстановит величие Африки.

Чуть позже произошло событие, которое уверило многих жителей Ямайки того времени в том, что предсказание сбылось. Когда в 1930 году на эфиопский престол взошёл король Хайле Селассие I, известный до коронации как рас (князь) Тафари Маконнен , последователи Маркуса Гарви провозгласили Хайле воплощением Бога и мессией. Парадоксально, но факт: и в наши дни многие до сих пор верят, что этот князь является прямым потомком библейского царя Соломона и царицы Савской .

Ямайцы, придерживающиеся подобных взглядов, вскоре нарекли себя растафарианцами. Чуть позже некоторые из них примкнули к Александрийской патриархии — и новоиспечённая организация была утверждена как религиозная и вскоре получила статус Эфиопской православной церкви.

Да хранит тебя Джа

Вышеописанная тяга растафарианцев к поиску у себя еврейских корней объясняется тем, что судьба народа-изгнанника родит их с иудеями . В частности, приверженцы растафари утверждают, что белые исказили изначальный текст Библии. В связи с этим ими была предпринята попытка "реанимировать" Священное писание — итогом стало появление текста так называемой Holy Piby, или оккультной Библии . В этом произведении ставится акцент на разрушении Вавилона и возвращении ямайского народа в Африку.

Не случайно одним из главных тезисов, предложенных апологетами растафарианства, является тезис о репатриации. По мнению идеологов растафари, за свои грехи и проступки чёрные были отданы Богом Джа в рабство белым — и потому в настоящее время вынуждены жить под гнётом современной социально-политической системы (Вавилона). Но когда-нибудь Бог Джа вернётся, простит своим детям их грехи, и уведёт свой народ в обетованную эфиопскую землю.

А пока растафарианцы стремятся культивировать свою этническую самобытность: разводя свою идентичность и идентичность "слуг Вавилона", они возводят здание своего мироощущения на принципах братской любви, взаимопомощи, и доброжелательности к людям . Главной особенностью растафарианства является то, что его приверженцы не стремятся никого обратить в свою религию. Напротив, они полагают, что каждый человек должен самостоятельно услышать в себе божественный голос . Этому как нельзя лучше способствуют медитативная музыка Боба Марли и радостные приветствия: "Джа!"

Сколько, в оригинале, религия, которая подразумевает восприятие Хайле Селассие I – бывшего исператора Эфиопии как воплощения Бога, которого называют здесь Джа.

  • Он также входил в святую Троицу, как мессия, обещанный Библией. Само название растафари (т.е. поклонники этого движения) пошло от имени Хайле Селассие до коронации – рас (принц) Тафари Макконен. Леонард Хоуэлл, о котором упоминается, как о первом растафари создал коммуну из пяти тысяч в Пиннэкл Ямайке.
  • Происхождение: Название Растафари происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога, которого растаманы называют Джа.

    (Религия)

    Сегодня многих молодых людей интересуют , что значит Растафарай , и чтобы него ответить была написана эта небольшая статья. Прочтите ещё несколько интересных статей на тему жаргона наркоманов, например, что значит Флакка, как понять слово , кто такой Шпак?

    На самом деле Растафарай, или как его ещё называют Растафарианство сегодня стало не столько молодёжной субкультурой, сколько новой религией. Обычно , при слове растафарай представляют себе подростка с дредами , либо в яркой (зелёной, жёлтой, красной) шапочке.

    Кроме того, сейчас большинству молодых людей плевать, что значит Джа Растафарай , а ведь это течение приняло в себя множество различных религий, культов и учений. Их по большей части интересуют внешние атрибуты, и образ жизни, который основывается на гедонизме.

    Теперь поговорим немного, откуда растут " корни ", этой одной из самых странных религий. Что значит Джа? Для начала нужно уяснить, что слово "Джа" можно перевести , как Иегова. Согласно этому учению Джа посещал нашу грешную землю два раза, раз он воплотился в человеке, которого мы знаем, под именем Иисуса Христа, а второй раз в императора Хайле Селассие I (последний 225 император Эфиопии ), который до коронации имел имя Тафари Макконен.

    Правда стоит отметить, что не все подростки вообще понимают о чём идёт речь, когда у них спрашивают, что значит Растафарай ? Например, молодые люди в России в большинстве своём не имеют ни малейшего представления что значит Джа, и какой смысл заложен в этом слове.

    Для кто в бронепоезде, ещё раз кратко пояснить, растафарианство это не мода и не это самая настоящая религия .

    Поскольку отличительной чертой любого растамана является употребление в неимоверных количествах канабиса, то у многих возникает закономерный , не опасно ли это?

    Б*ять, ну конечно это не только опасно, но ещё и очень вредно для вашего юного организма .

    Конечно вам будут рассказывать, что этот наркотик поможет вам познать тайны бытия, увидеть настоящую мудрость нашего мира. Однако по факту вы незаметно для себя станете обычным торчком.

    Однако поклонники растафарианства утверждают, что только эта трава способна помочь достижению гармонии, как с собой, так и с окружающим миром.

    Растаманы проповедуют к ближнему, вегетарианство, а также не желание насильственным путём принимать в свои ряды новых послушников. Кроме того растаманы не стремятся рассказывать о Джа Фарай другим людям, если те не придерживаются подобных взглядов.

    Считается, что любой человек сможет достичь Джа, только почувствовать его зов в своём сердце.

    Многие интересуются, как стать Джа растафарай ? Для достижения этой цели необходимо проделать несколько вещей, это ощутить в себе волю Джа, и избавиться от негатива, который скопился внутри каждого из нас. Если вы примите в себя растафарай, это значит, что вас уже можно считать посвящённым.

    Джа Растафарай, или растарафарианство, является не только молодежной культурой, но и самой настоящей религией. Бытует ошибочное мнение, что представители этой культуры - просто молодые люди с дредами или в разноцветных (красных, желтых, зеленых) шапках. Но не многие задумываются о том, что на самом деле Джа Растафарай - это сгусток самых разных учений, культов и религий, в которые входит христианство Африки, апостольские и сионские культы, философские взгляды разных сект, а также имеет место национализм по отношению к черной расе.

    История религии Джа Растафарай. Перевод слова «Джа»

    Если покопаться в истории, то можно найти несколько теорий о Джа Растафарай. Что значит Джа? Это бог или, как считают некоторые, с искажением произнесенное имя Иегова. По этим легендам, Джа побывал на нашей земле дважды, первый раз мы видели его в облике Иисуса Христа, а второй - не так уж и давно, в обличии Его Императорского Величества Эта теория, как и многие другие, считается не совсем ясной. Поэтому с такой религией, как растафарианство, нужно быть довольно аккуратным. Никто до конца не знает, что она собой представляет и где ее истои. Но мы точно знаем то, что возникла эта молодая религия на Ямайке, в 1930 годах. В те времена Ямайка еще была колонией Британии. В это время для чернокожих людей свобода существовала только на бумаге, несмотря на официальную отмену рабства по всему миру.

    Растафарианство - религия растаманов

    К концу ХХ века Джа Растафарай, что значит "религия растаманов", приняли более миллиона людей всей планеты. И с каждым годом их становится все больше и больше. Такие внушительные цифры, по всей видимости, существуют благодаря большой популярности этой культуры/религии среди представителей молодежи. Вдохновляются молодые люди чаще всего раста-музыкой регги, ярким представителем которой является известный музыкант Боб Марли. Но, помимо истинных ценителей этой религии и музыки, мы можем видеть и простых фанатов Джа Растафарай, перевод и значение термина им даже в точности могут быть не известны. Обращаем ваше внимание: растафарианство - это религия, а не мейнстрим!

    Употребление каннабиса растаманами

    По мнению любителей этой религии, наркотическое средство каннабис, которое часто употребляют адепты этой религии, никоим образом не вредит здоровью человека. Наоборот, каннабис помогает преодолеть все преграды, которые препятствуют человеку в познании истины и мудрости нашего мира.

    Растаманы (верующие религии Джа Растафарай) утверждают, что только подобным способом, с помощью употребления травы, можно прийти к полной гармонии с собой и окружающим миром. В качестве подтверждения своих теорий представители этой религии очень часто приводят цитаты из Библии: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу".

    Также именно из Библии было взято мнение, что запрещено стричь волосы. Их необходимо постоянно отращивать, при этом надо скручивать волосы в локоны - то есть дреды. Мало кто согласится с растаманами, что именно этот подтекст был заложен в Библию. Но и опровергать будет неправильно, ведь на сегодняшний день никто не может доказать ни одну, ни другую позицию.

    Христианская конфессия в растафарианстве

    Джа Растафарай, что значит религия растаманов, в современном мире имеет множество различных конфессий. Одной из самых ярких можно считать христианскую конфессию, появившуюся посредством влияния Маркуса Гавари, предположительно являющегося пророком Джа. Им было создано такое движение, как «Назад в Африку». Концепцией этого учения было то, что Африка - это прародина всего человечества, и что рано или поздно настанет такой момент, что все вернутся обратно на этот континент. В своих работах Маркус называет Иисуса представителем (то есть чернокожим), а чернокожих людей - правителями всего мира, которые построили нашу цивилизацию. На земле есть Рай. И, по мнению «негра Иисуса», это, несомненно, Эфиопия. Джа рано или поздно уведет всех людей туда. Наглость и высокомерие чернокожих людей разозлили Бога, и он отдал всех представителей негроидной расы в рабство белым людям. По мнению Джа, это должно заставить их понять свои грехи, увидев белых людей, изменить свое поведение. И только после этого они станут достойны того, чтобы попасть в рай.

    Музыка регги

    Можно сказать, что именно регги поспособствовало популяризации идеи растаманства. Началось все с Ямайки, далее стиль регги начал распространяться по территории Великобритании, Америки, а затем и по всему миру. Но если разобраться, то можно увидеть, что это музыкальное направление почти полностью искоренило в религии растафарианства расовые основы. Музыка регги стала общедоступной, причем как для чернокожего, так и для белокожего населения нашей планеты. Также стиль регги стал популярным не только в отдельных странах, но и по всему миру.

    "Воины света"

    Рядом с Бобом Марли можно поставить современного музыканта и певца - Ляписа Трубецкого. В своих песнях он очень часто говорил о самых разных религиях. В его композиции «Я верю» перечисляются самые разные божества. Это говорит слушателю о том, что каждое из них имеет одинаковую значимость.

    Не так давно Ляпис написал песню "Воины света", посвященную религии Джа Растафарай. "Бьются до рассвета", что значит охраняют наш покой и молодость, - это описание жизни растаманов. В песне показана радостная жизнь растамана, где все друг другу - родные люди (братья и сестры), и все они борются с человеческими пороками. В ней также рассказывается о «солдатах» Джа Растафарай, что значит в песне - "Воины света". Они охраняют лето, охраняют тепло и молодость. В их жизни нет места грусти и рутине, каждый прожитый день - это повод радоваться своему существованию.

    Отличительные особенности растафарианства

    При всем этом стоит отметить то, что Джа раста фарай, что значит "растаманская религия", довольно неоднозначна. При всем при том, что она зарождалась на основе такой религии, как христианство, растафарианство очень сильно отличается от него. Растаманами исповедается любовь к ближним, вегетарианство, а также отторжение насильственной пропаганды своей веры. Также Джа растафарай против даже того, чтобы рассказывать о своей вере другим людям, далеким от твоих взглядов. Растаман (или просто верующий религии растафари) обязательно достигнет Джа, но только тогда, когда услышит его зов в своем сердце.

    Поэтому в этой религии нет никаких посвящений и следований единому закону, как в любой другой. Принять для себя растафарай - уже значит быть посвященным.

    Ну а для того, чтобы прийти к Джа Растафарай, необходимо сделать все пару вещей: осознать в себе волю Джа и одолеть внутренний Вавилон.

    РАСТАФАРИАНСТВО (растафаризм) – религиозное движение, оформившееся как афрохристианская синкретическая секта; субкультура, включающая в себя систему взглядов, тип поведения и музыкальное направление. Это движение приобрело популярность благодаря музыке «рэгги (reggae)».

    Растафарианство сформировалось на о.Ямайка. К 1494, когда Колумб открыл Ямайку, там проживали индейцы араваки, которые позже были частью уничтожены, частью – превращены в рабов. В 1655 англичане вытеснили испанцев с Ямайки, и многие рабы смогли бежать вглубь острова. Эти беглые рабы маруны создали собственную культуру и не подчинялись властям до начала 18 в.

    С 1670-х на Ямайку начали ввозить африканских невольников. Остров превратился в перевалочный пункт работорговли: отсюда рабов перепродавали в Северную и Южную Америку. Именно на Ямайке работорговцы избавлялись от самых строптивых и непокорных, вероятно поэтому здесь сильны традиции свободолюбия и независимости. После отмены рабства в 1833 на острове появились христианские миссионеры-протестанты, проповедовавшие Библию.

    Маркус Мосайя Гарви (Marcus Garvey) (1887–1940), родившийся на Ямайке, с детства наблюдал проявления расизма. Интерес к истории черной расы, изучение положения негров в других странах привели к созданию им на Ямайке в 1914 Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association – UNIA), а также Лиги африканских общин. Цели этих организаций – «установить всемирное братство среди [людей черной] расы, распространить расовую гордость и любовь, восстановить величие падшей расы, распространить христианство среди исконных африканских племен, основать университеты, колледжи и школы для дальнейшего развития образования и культурного уровня детей расы, поддерживать всемирные коммерческие и производственные отношения».

    Своих последователей, вначале не очень многочисленных, Маркус Гарви убеждал в том, что первейшая потребность чернокожих – образование собственной нации, и призывал к возвращению в Африку потомков черных рабов.

    Для Гарви все хорошее было черным, а недостойное – белым. Отчуждение от белой культуры еще более усилилось, когда Гарви основал «Африканскую ортодоксальную церковь». Он утверждал, что Бог, Дева Мария и ангелы были неграми, а дьявол – белым.

    Когда эфиопский принц (Рас) Тафари Маконнен (1892–1975), при крещении получивший имя Хайле Селассие (Сила Святой Троицы), в 1930 был коронован и стал императором Хайле Селласие I (Haile Selassie I), на Ямайке это событие сочли сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Одна из идей растафарианства состоит в том, что Хайле Селласие I – Лев Иудейский, Царь Царей, потомок Соломона и т.д. – очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы (черных иудеев). Упомянутый в Библии изгнанный народ иудеи – предки растафарианцев. Рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии.

    Эфиопия, отстоявшая свою независимость, предложила землю для переселенцев с Ямайки. 1 апреля 1966 Хайле Селласие I прибыл на остров, и встреча растафарианцев с эфиопским монархом утвердила их на ямайской общественной сцене.

    С 1930 по 1960 растафарианство было местным ямайским движением. После 1960 последователи растафарианства появились в США среди афроамериканцев, в странах Карибского бассейна и в др. странах; к концу 20 в. по разным оценкам их численность составляла от 6 до 60 тысяч чел.

    В растафарианстве имеются различные секты: 12 колен Израиля (Twelve Tribes of Israel), Бобо Дредс, орден Ньябинги и др. Самая популярная – 12 колен Израиля. Члены этой секты считают, что Хайле Селласие I – Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии, это и есть второе пришествие. Орден Ньябинги – крыло расты, отличавшееся бунтарскими настроениями, особенно в 1960–1970-х годах; также «ньябинги» – это регулярные собрания растаманов, где они общаются, обсуждают вопросы веры, отдыхают; кроме того, так называются церемониальные барабаны растаманов, звуки которых составляют ритмическую канву музыки рэгги. Основатель Ордена Ньябинги «Принц» Эдвард Эммануэль заявлял, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви они составляет Святую Троицу . Он с большой группой последователей создал свою церковь со всеми полагающимися атрибутами – догматами , литургией , иерархией и подобием монашества. Жрецы церкви носят одежды православных священников.

    Растаманы должны соблюдать ряд запретов, в частности, не есть свинину, рыбу без чешуи, не пить вино, не употреблять соль, уксус, не играть в азартные игры, не искажать своего облика (стрижка, бритье, татуировки неприемлемы для истинного растамана) и т.д. В числе основных заповедей – любовь и уважение к человеческому братству (хотя особо – к «сынам Хама»); отвержение ненависти, ревности, зависти, обмана, предательства; обязанность протянуть руку милосердия тому, кто в беде (в первую очередь – растафарианцу, во вторую – любому другому человеку, животному или растению): «Мы здесь для того, чтобы сделать мир лучше – музыкой и песнями, любовью и единением мы будем творить все добро, какое только сможем».

    Рас Сэм Браун так сформулировал основные заповеди растафарианства: «Мы предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов (африканцев), но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни». По представлениям растаманов, человек – сам себе храм. Часто для погружения в себя и для постижения бога растаманы прибегают к «священной траве» гандже (индийская конопля), обладающей наркотическими свойствами.

    Мировоззрение растафарианства представляет собой сплав африканских легенд, эфиопских сказаний и Библии (признается Ветхий Завет). Согласно Библии, Яхве – бог-отец, растаманы называют его Джа. Природа, воплощенная в Джа – это космическая творящая сила, выраженная в слове. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов дает простор интуитивному чувству и переживанию. Естественность и интуитивность выражаются понятиями «корни» и «вибрация». «Вибрация» – непосредственное постижение сущности бытия, доступное лишь растаману.

    Эти верования нашли отражение в рэгги. Рэгги – культовая музыка, посвященная Джа (Богу). Тексты песен имеют религиозное содержание, (например, творчество группы «The Abyssinians» отличается выраженными монастырскими и проповедническими мотивами).

    Олицетворением движения растафарианства и явлением ямайской культуры и музыки рэгги стало творчество певца Боб Марли (1945–1981). Бóльшую часть своей жизни был членом секты Двенадцати Колен. «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем и откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков». Вавилон – символ окружающего индустриального мира, враждебный естественности растаманов. По словам Боба Марли, музыка рэгги – «…это вибрации светлых людей всего мира».

    Сегодня в современной России есть сторонники моды растафарианства. Они носят прическу дредды (Dreadlocks) – устрашающие локоны воина-льва, «львиную гриву», например, певец Кирилл Толмацкий (Децл), одежду в гамме эфиопского флага (красный, желтый, зеленый). Можно назвать музыкальные группы, играющие в стиле рэгги: «Реггистан», «Раста-оркестр», «Джа Дивижн» и др. Популярность раста-культуры основана на эклектичности, организационной аморфности, толерантности, веротерпимости, отсутствии устоявшейся догматики и возможности выборочно усваивать те или иные идеи: внешний вид или жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни «Вавилона» – окружающего мира. Также большой интерес вызывает самобытная культура народа, населяющего Ямайку, впитавшая в себя африканские сказания и индуистские обычаи, представления вуду и индейские верования. Большое влияние на растафарианцев оказал индуизм – религия восточно-индийских рабочих, завезенных на Ямайку после отмены рабства. Среди растаманов популярна идея реинкарнации.

    Елена Казарина