из опыта работы с детьми 4-го года жизни
Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.
В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.
Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований) .
Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.
На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.
Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.
Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.
Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.
Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) , привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.
Второй этап - сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.
Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ) . Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.
На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.
Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.
Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.
Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями» ) .
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.
Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» . Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.
Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.
Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.
Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:
- накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
- углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
- развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.
Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.
Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.
Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки» , а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.
А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого - развивать память, внимание, воображение.
Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.
Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.
Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир» , «Времена года» ; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.
Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года» , сделала игру «Когда это бывает» , где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.
Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.
Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.
Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.
Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать» , где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.
После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.
А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.
Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.
Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.
Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:
- продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
- придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
- развивать диалогическую речь;
- закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.
В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.
Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.
Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески» . Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.
Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.
Воспитание и углубление нравственных чувств.
Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.
Творческое рассказывание
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить и облечь в правильную словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Для того чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию (завязку, кульминацию, развязку), владеть большим запасом слов, уметь построить содержание интересно и занимательно, точно и выразительно передать свой замысел.
Ребенок может научиться умению связно излагать свои мысли и сочинять рассказы только путем систематического обучения, путем постоянных упражнений.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин "творческие рассказы" - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
Еще одно условие - правильное понимание детьми задания "придумать", т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но "придумал" (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. и другим :
1. придумывание предложения и завершение рассказа (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера.
Существуют различные варианты творческих рассказов.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети. Примером может служить незаконченный рассказ Л. А. Пеньевской "Как Миша варежку потерял" (см.: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1976). Воспитатель задает детям вопросы: "Нашел ли Миша свою варежку? Как это произошло? Кто ему помог?" Это дает толчок творческому воображению детей. Однако его необходимо направить так, чтобы дети создавали правдоподобные, жизненные ситуации. Если рассказы составляются однообразно, следует поговорить о том, что еще могло произойти с Мишиной варежкой, т. е. предложить различные варианты (может быть, она зацепилась за куст или ее утащил щенок и т. п.).
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
Л. А. Пеньевская предлагает составлять план в естественно-разговорной форме. Например, в придумывании сказки "Приключения ежика" воспитатель дает следующий план: "Сначала расскажите, как ежик собрался на прогулку, что интересного увидел он по дороге в лес, и придумайте, что же с ним произошло". В дальнейшем, когда дети научатся составлять рассказы по предложенному плану, надобность в нем отпадает.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму. Сама формулировка темы должна эмоционально настраивать детей на сочинение рассказа. Некоторые рассказы могут быть объединены одной темой, например серия рассказов про Лену. "Новое платье Лены", "Какая игрушка понравилась Лене в детском саду" и т. д. Дети учатся наглядно в образно описывать предметы, передавать чувства, настроение и приключения героев, самостоятельно придумывать интересную концовку рассказа. (Рекомендация Э. П. Коротковой.)
Можно давать различные темы и для придумывания сказок о животных: "День рождения лисы", "Как заяц по лесу гулял", "Приключения волка" и т. д.
Самый сложный вид рассказывания -- это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом "Кто интереснее придумает сказку".
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель дает образец оценки, например, говорит: "Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку -- "рыжая шубка". Надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения. Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания воспитатель дает постепенно. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года ("Весна", "Мое любимое время года") нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые. Можно предложить, например, такой план:
1) Чем весна отличается от зимы?
2) Какая погода бывает весной?
3) Что происходит весной с деревьями и кустами?
4) Как живут весной птицы и звери?
5) Что люди делают на огороде и в садах?
Творческое рассказывание. Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарём. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л.С. Выготский).
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Н.А. Орлановой, О.С. Ушаковой, Л.М. Ворошниной, Э.П. Коротковой, А.Е. Шибицкой и рядом других учёных, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приёмы и последовательность обучения.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка. Особенности творческого рассказывания заключается в том, что ребёнок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложна задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразовании).
1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни (экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.
2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активация словаря.
3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы.
4. Ещё одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать сказку или рассказ.
Начинать обучение творческому рассказу лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме на 8 марта»).
Приёмы обучения творческому рассказыванию зависят от умения детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший приём рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов оставляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.
С целью развития творческих умений рекомендуется такой приём, как придумывание детьми предложения авторского текста. После чтения и пересказывания рассказа педагог продолжает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.
Наиболее лёгким принято считать придумывание продолжения и завершение рассказа. Воспитатель даёт образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А. Пеньевской, являются одним из приёмов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребёнку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребёнок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику и как закончить рассказ.
Продумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приёма возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чём можно придумать рассказ, предлагает придумать название будущего рассказа и составить план.
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Воспитатель даёт начало рассказа.
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ёжиком». Необходим определённый уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективным считается такая последовательность обучения описанию природы: наблюдения; рассматривание художественных картин и сравнение красоты изображённого с живой действительностью4 описание объектов природы по представлению; описывание природы, обобщая свои знания.
Помощь детям оказывает образец воспитателя.
Интересны описания миниатюры (О.С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.
Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне? (Весна- красна, жарка, весна-зелена, тёплая, солнечная). Какая трава весной? (Зелёная, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шёлкова, мягкая, как одеяло)».
Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные (нитка – в пруду есть улитка, дом – в реке живёт сом).
Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.
Ещё Е.И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительное прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребёнка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец рассматривают творческое воображение как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.
Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, Н. А. Орлановой, О. С. Ушаковой, Л. М. Ворошниной, Э. П. Коротковой, А. Е. Шибицкой и рядом других ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения.» Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» - условное название рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача - точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова 1 , лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм, (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов - новообразований).
Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе. Н. А. Ветлугина отмечала правомерность распространения понятия «творчество» на деятельность ребенка, отграничивая его. словом «детское». В формировании детского художественного творчества она выделяла три этапа 1 .
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап - собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств*. Процесс детского творчества не очень развернут во, времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность, (придумаем рассказ)] Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания. На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие..Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса» Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия , необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.
Напомним, что в основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни* Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений. Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.
2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию ел оваря."Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).
3. Творческий рассказ - продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий - умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.-
Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.
4. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего На самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку."
Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как Дед Мороз пришел на елку в детский сад»; «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу - предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай» по типу «У страха глаза велики», «Про интересный случай».
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.
Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.
В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.
Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, педагог подсказывал («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).
С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л.Толстого «Сел дед пить чай» педагог предлагает продолжить его. Показывает, как можно придумать конец, давая свой образец.
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Ниже рассмотрим особенности использования приемов обучения в зависимости от вида рассказа.
Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовывать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Е.И.Тихеева рекомендовала давать такое начало, которое бы предоставляло простор для воображения детей и давало возможность для развития сюжетной линии в разных направлениях. Приведем пример 1 .
Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать пение птиц. Сегодня он вышел рано и зашел особенно далеко. Место было незнакомое. Даже березы и те были какие-то другие - толстые, со свисающими ветвями. Вася сел отдохнуть под большую березу, вытер потный лоб и задумался, как найти дорогу домой. Направо вела еле заметная тропинка, но куда она идет, Вася не знал. Прямо начинался какой-то спуск, а налево был густой лес. Куда идти?
Дети должны придумать, как Вася выбрался из леса.
Вспомогательные вопросы, по мнению Л.А.Пеньевской, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием, облегчающим ребенку решение творческой задачи, влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3 - 4 вопроса, большее их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла. В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок.забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.
Более сложный прием - рассказывание по сюже1у, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог поставил перед детьми учебную задачу, мотивировал ее, предложил тему, сюжет, назвал основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.
Систему занятий по обучению рассказыванию по готовым сюжетам разработала Э.П.Короткова. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др.
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему - самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко - о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»).
Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.
Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.
Пример сказки Тани (6 лет 7 мес): «Волшебная палочка». Жил-был зайчик, у него была волшебная палочка. Он всегда говорил волшебные слова: «Волшебная палочка, сделай то-то и то-то». Палочка все ему делала. Постучалась к зайцу лиса и говорит: «Можно к тебе в дом, а то меня волк выгнал». Лиса обманула его и отняла палочку. Сел заяц под дерево и плачет. Идет петух: «Что ты, зайка, плачешь?» Заяц ему все и рассказал.
Петух отнял волшебную палочку у лисы, принес ее зайке, и стали они имеете жить. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец» 1 .
Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной сказки происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей - героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей 2 .
Как уже было сказано выше, наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.
4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.
Помощь детям оказывает образец воспитателя. Приведем пример.
«Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные - осокорей, салатовые - ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит». (Н. А. Орланова).
Интересны описания-миниатюры (О. С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказать о природе весной.
Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? (Весна-красна, жарка, весна-зелена, теплая, солнечная.) Какая трава весной? (Зеленая, нежная трава-мурава, травка шепчет, мягкая, травушка-муравушка, росистая, трава-шелкова, мягкая, как одеяло.) Какая может быть яблонька весной? (Белоснежная, душистая, цветущая, бледно-розовая, как снег белая, нежная)».
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки - короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.
Стремление к рифме, повторение рифмованных слов - не только считалок, но и дразнилок - часто увлекает детей, становится потребностью, у них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные {нитка - в пруду есть улитка; дом - в реке живет сом). На этой основе появляются стихи, часто подражательные.
Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска. Так, девочка на прогулке бежит к воспитательнице с букетиком цветов и сообщает взволнованно, что придумала стихотворение «Василек».
Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки. Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.
Формирование поэтического словесного творчества возможно при заинтересованности педагогов и создании необходимых условий. Еще Е. И. Тихеева писала, что живое слово, образная сказка, рассказ, выразительно прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.
Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, чтение которых дети с удовольствием по многу раз слушают. Такие книжки хорошо дополняют детские рисунки на темы сочинений.
В дошкольных учреждениях города Реджо-Эмилия (Италия) родилась «Игра в рассказчика». Дети по очереди поднимаются на возвышение и рассказывают своим товарищам выдуманную ими историю. Педагог записывает, ребенок внимательно следит за тем, чтобы он ничего не пропустил и не изменил. Затем иллюстрирует свой рассказ большим рисунком.
Этот пример взят из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» (М., 1978). В ней говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим. Рекомендации автора книги находят применение и в детских садах России.
Юлия Ревенко
Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию
Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста .
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения : расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте , когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества . Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.
Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом : требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе . Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том , что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству .
Для методики особое значение имеет понимания особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.
В формировании детского художественного творчества выделяются три этапа.
На первом этапе происходит накопление опыта.
Второй этап – собственно процесс детского творчества , когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Большое значение на данном этапе имеют творческие задания .
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершать ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым , его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию .
1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащения опыта детей впечатлениями из жизни.
2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизация словаря.
3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ . Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.
4. Еще одно важное условие – правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том , чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» .
Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим , любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыта детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку .
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов , но условно можно выделить следующие виды : рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумыванию рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял» ). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.
Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.
Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и виды рассказа .
В старшей группе в качестве подготовительного этапа используем простейший прием рассказывания детей вместе со мной по вопросам. Предлагаем темы, задаем вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответы. В конце из лучших ответов составляют рассказ .
С целью развития творческих умений используем такой прием, как придумывания детьми продолжения авторского текста.
В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются , поэтому используем все виды творческих рассказов , разные приемы обучения с постепенным усложнением.
Как и в старшей группе , работу с детьми подготовительной группы начинаем с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа .
Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием , облегчающим ребенку решение творческой задачи , влияющим на связность и выразительность речи.
План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полное развитие сюжета.
В процессе рассказывания вопросы задаем очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать . Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ .
Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей эмоциональных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ .
Обучение умению придумывать сказки начинаем с введением элементов фантастики в реалистические сюжеты.
Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных : «Что случилось в лису с ежиком» , «Приключения волка» , «Волк и заяц» . Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождаем рассматриванием игрушек , картин.
Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы :
1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение видеть красоту окружающей природы.
2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.
3. Обучение детей описанию объектов природы па представлению.
4. Обучение умению описать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин , слушания художественных произведений.
Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками . Дети также сочиняют сказки, загадки, небылицы, считалки.
При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Привлекаем внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании.
Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников , отвечает их интересам. Предложения придумывать рассказ , сказку дети обычно встречают радостью. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.
Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.