Основной боевой танк США. Серийно производится с 1980 года. Состоит на вооружении армии и морской пехоты США, Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирака и Австралии. Назван в честь генерала Крейтона Абрамса.

История создания и производства

М1 «Абрамс» стал итогом третьей по счёту программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803 закончились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались очень дорогими и сложными. Также не оправдала себя концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, которую хотели устанавливать на танки MBT-70/XM803.

Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, стартовала сразу же после прекращения программы ХМ803 в конце 1971 года. Для снижения технологического риска новый танк решено было строить по классической схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве главного вооружения. На роль последней претендовали нарезная 105-мм пушка M68, британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкоствольная пушка. 110-мм пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного превосходства над 105 мм. Вариант со 120 мм посчитали слишком рискованным, поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью последующей замены на 120-мм.

В качестве силовой установки рассматривались американский дизель воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70), немецкий дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873) и американский газотурбинный двигатель (ГТД) AGT-1500. Мощность всех двигателей была 1500 л.с. В первое время военные отдавали предпочтение дизелю, но в конце 1970-х их симпатии сместились в сторону ГТД.

Согласно изначальному техническому заданию, бронезащита танка должна была выдерживать 115-мм бронебойный оперённый снаряд пушки У-5ТС с расстояния 800 м, цена должна быть в пределах 400 тыс. долларов в ценах 1972 года (по сравнению с 339 тыс. для М60А1 и 611 тыс. для XM803), а боевая масса - 45 тонн. Вскоре стало ясно, что с такими ограничениями не удастся обеспечить требуемую защиту, поэтому лимит характеристик был повышен до 500 тыс. долларов и 55 тонн соответственно.

Весной 1973 года компании Крайслер и Дженерал Моторс подали свои конкурсные заявки и 28 июня того же года с компаниями был подписан контракт на постройку прототипов для совместных испытаний. В начале июля представители Дженерал Моторс и Крайслера нанесли визит в Англию для знакомства с разработкой композитной брони «Чобхэм». В результате визита обе фирмы внесли поправки в свои проекты, с целью адаптации новой брони. Ещё одно существенное изменение в проекте стало результатом опыта, полученного в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Было решено отказаться от 25-30-мм спаренной автоматической пушки M242 Bushmaster в пользу 7,62-мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.

Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные - торсионной. В качестве двигателя был выбран дизель AVCR-1360 (развитие AVCR-1100). Место водителя находилось в передней левой части корпуса, справа от него располагалась боеукладка. Дополнительная боеукладка помещалась в нише башни и была оборудована броневой перегородкой и вышибными панелями.

Прототип Крайслера оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной подвеской. Силовая установка - ГТД AGT-1500. Водитель был размещён строго по продольной оси, с обеих сторон от него размещались топливные баки. Основная боеукладка была в нише башни, также за броневой перегородкой и с вышибными панелями.

Совместные испытания проходили с 31 января по 7 мая 1976 года. Выяснилось, что оба танка вполне соответствовали заявленным требованиям. С сентября по декабрь 1976 года в США также проходили испытания Леопарда 2 AV, оснащённого 105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые качества, надежность и точность стрельбы. Но он был дороже и несколько уступал американскому танку в броневой защите и расположению боеукладки. Поэтому было решено не принимать его на вооружение.

После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков (установочной партии из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во второй). Дженерал Моторс предложила более низкую цену (208 млн долларов против 221 млн у Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе, тогда как армия отдавала предпочтение ГТД. Дженерал Моторс было предписано спроектировать вариант с ГТД, а Крайслеру - с дизелем, также было предписано подготовить танки для лёгкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер внёс дополнительные поправки в проект, повысившие шанс на успех: улучшил конфигурацию композитной брони, оборудовал специальной броней также и маску орудия. В целях снижения цены командир был оснащён отводом от прицела наводчика вместо независимого прицела (упрощённый прицел наводчика).

12 ноября 1976 года было объявлено о том, что вариант Крайслера с ГТД выиграл. Им удалось снизить цену контракта до 196 млн долл. В то же время цена контракта Дженерал Моторс после установки ГТД возросла до 232 млн. (дизельные варианты обеих фирм после внесённых изменений стоили соответственно 174 и 186 млн.). Таким образом, окончательный вариант танка стоил 422 тыс. долл. за единицу против 432 тыс. за М60А3 (все цены в долларах 1972 года).

Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Крайслер сконструировала 11 опытных образцов танка ХМ1 с внесёнными изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по сентябрь 1979 года, ОТ-II - с апреля 1978 по февраль 1979 года.

Ещё до завершения второго этапа в мае 1978 года Пентагон утвердил постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной церемонии 28 февраля 1980 года. Тогда же танк получил название «Абрамс» в честь начальника штаба Армии Крейтона Абрамса, внёсшего огромный вклад в развитие бронетанковых войск США и занимавшего должность командующего группировкой американских сил в Республике Вьетнам. Третий этап технических и войсковых испытаний проходил соответственно с марта 1980 по сентябрь 1981 года (DT-III) и с сентября 1980 по май 1981 года (ОТ-III). 17 февраля 1981 года танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение армии США.

С 1995-го года танк не производится. Единственный танковый завод в США завод «Детройтский арсенал» в городе Детройт закрыт и разрушен. В настоящий момент производится глубокая модернизация имеющихся танков «Абрамс» всех модификаций на заводе «Lima Tank Plant» в городе Лима, штат Огайо, принадлежащий компании «General Dynamics». Завод испытывает значительные финансовые трудности, в 2013 году даже обсуждался вариант его временного закрытия вплоть до 2017-го года.

По состоянию на 2014 год выпуск модернизированных версий танка продолжается как для ВС США, так и на экспорт. В 2006 году кинокомпания National Geographic сняла документальный фильм о заводах по ремонту и модернизации танков «Абрамс» в рамках серии документальных фильмов «Стальные монстры».

Модификации

XM1-FSED (1977-78 гг.) - первая модель, изготовленная для проведения тестовых испытаний. В период 1977-78 гг. было произведено 11 экземпляров.

M1 (1980 год) - базовая модель: 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 выстрелов.

M1IP (англ. Improved Performance - букв. Улучшенная производительность) (1984 год) - усилено лобовое бронирование башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введён электроспуск ЗПУ.

M1A1 (1984 год) - 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект сократился до 40 выстрелов, усилено бронирование лба корпуса, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером.

M1A1HA (англ. Heavy Armor - букв. Тяжелая броня) (1988 год) - усилено бронирование башни, танк снабжён урановой бронёй 1-го поколения.

M1A1HC (англ. Heavy Common - букв. Общие усиление)(1990 год) - танк снабжён урановой бронёй 2-го поколения, улучшено цифровое управление двигателя и ряд других мелких доработок в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.

М1А1НА+ (1991 год) - усилено бронирование лба башни, танк оснащён урановой бронёй 2-го поколения.

М1А1D (англ. Digital - букв. Цифровой) (2000 год) - улучшение цифровых компонентов для танка M1A1HC до уровня M1A2SEP, дигитальные распределительные щитки шасси и боевого отделения. Был построен только для двух танковых батальонов.

M1A1AIM (англ. Abrams Integrated Management) - капитальный ремонт и модернизация ранее построенных танков до уровня машин выпуска 1992-1993 годов.

M1A1AIM Block I - капитальный ремонт и модернизация ранее построенных машин. Внедряются тепловизионная камера второго поколения для основного прицела наводчика, тепловизионный прицел ЗПУ, терминал FBCB2-BFT, интегрированная система для самодиагностики бортовых систем и т. п.

M1A1AIM Block II/M1A1SA (англ. Situational Awareness - букв. Ситуационная усведомлённость) - на танке установлена урановая броня 3-го поколения.

M1A1FEP (англ. Firepower Enhancement Package - букв. Пакет повышенной огневой мощи) - схожие к M1A1AIM Block II улучшения для танков КМП США.

M1A1KVT (англ. Krasnovian Variant Tank) - версия M1A1 с комплексом для симуляции танков советского производства для использования в NTC (англ. Fort Irwin National Training Center - Национальный учебный центр армии США в Форте Ирвин).

M1A1M - экспортный вариант для Вооружённых сил Ирака.

M1A1SA (англ. Special Armor - букв. Специальная броня) - экспортный вариант для Сухопутных войск Марокко.

M1A1 Block III (1983) - экспериментальная версия: новая компоновка внутренних объёмов корпуса, необитаемое боевое отделение с автоматической системой вооружения, а также разработка новго силового агрегата и радиоэлектронного оборудования.

M1 SRV (англ. Surrogate Research Vehicle) - экспериментальный прототип на шасси танка М1 для исследования новой компоновки агрегатов внутри танкового корпуса: с весовым имитатором башни лафетной компоновки.

M1 TTB (англ. Tank Test Bed) - экспериментальный прототип на шасси танка М1, доработанное с учётом опыта испытаний машины M1 SRV: необитаемая башня, бронекапсула для трёх членов экипажа в передней части танка, гладкоствольная пушка M256 калибра 120 мм, боекомплект из 44 унитарных снаряда, расположенный в двухрядный карусельный магазин с вертикальным расположением ячеек с автоматической системой заряжания.

M1 CATTB (англ. Component Advanced Technology Test Bed) (1990) - экспериментальная программа создания нового танка: усовершенствованный объединённый силовой блок на базе дизельного двигателя (AIPS), система гидропневматической подвески в балансире, 140-мм гладкоствольная танковая пушки (АТАС) с автоматом заряжания и многодатчиковой системы обнаружения цели (МТАS).

M1A2 (1994 год) - независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование башни путём увеличения габарита лобовых деталей и наполнения их урановой броней 2-го поколения. Боекомплект орудия составляет 42 выстрела.

M1A2 SEP (англ. System Enhancement Package - букв. Пакет улучшенных систем) (1999 год) - прицелы командира и наводчика оснащены тепловизионными камерами 2-го поколения (технология SADA II), оборудована система управления войсками FBCB2. Наполнитель лобовых деталей башни заменён на урановую броню 3-го поколения, это позволило увеличить стойкость против кумулятивных средств поражения. Оборудован кондиционер. Появились цветные дисплеи.

M1A2 SEP V2 (англ. System Enhancement Package version 2 - букв. Второй пакет улучшенных систем) (2008 год) - усовершенствованные цветные дисплеи для отображения тактической обстановки, прицелы с электрооптическим и инфракрасным каналами, доработанная силовая установка и новые средства связи, совместимые с информационно-боевыми сетями пехотных частей и соединений. Модернизация также включает внедрение других технологий, разработанных по программе «Боевые системы будущего» (Future Combat Systems).

M1A2S (2011 год) - модернизация M1A1 и M1A2 для ВС Саудовской Аравии. Газотурбинный двигатель AGT-1500 планировалось заменить на более экономичный LV-100-5. Также, в планах заменить 120-мм пушки M-256, системы связи и управления огнём, усилить бронирования фронтальной проекции корпуса и башни и добавить динамическую защиту ходовой части.

Tank Urban Survival Kit (TUSK) - «комплект дополнительного оборудования и бронирования, повышающий боевые возможности в городских условиях», предназначенный для монтажа на танки М1А1 и М1А2; включает в себя комплекс динамической защиты ARAT для повышения защиты боковых проекций от кумулятивных средств поражения, тепловизионный прицел для турельной установки пулемёта М240 заряжающего, щитки для защиты командира и заряжающего при наблюдении из открытых люков, разнесённое бронирование днища, гарнитуру для связи с пехотой, дополнительный пулемет М2 на установке CSAMM (монтируется на маске орудия), тепловизионный прицел командирской ЗПУ (для М1А1), дистанционно-управляемую установку CROWS (для М1А2).

M1A3 (2014-2017 гг.) - в стадии разработки: лёгкая 120-мм пушка, улучшение подвески опорных катков, более долговечные катки, облегчённая броня, дальнобойное высокоточное вооружение, улучшеный двигатель и коробка скоростей. Расчётный вес до 55 т.

Машины на базе танка Абрамс

M1 Grizzly CMV (англ. Combat Mobility Vehicle - букв. Боевая мобильная машина) (1995 год) - бронированная инженерная машина: экипаж 2 человека, 12,7-мм пулемёт, 4,5-м бульдозерный отвал, 6,3-т стрелочный экскаватор длиной до 10 м.

M1 Panther II - дистанционно-управляемая и управляемая бронированная машина разминирования.

M104 Wolverine (1996 год) - танковый мостоукладчик, прототип построен в 1996 году, серийное производство с 2003 года.

M1ABV (англ. Assault Breacher Vehicle) (2010 год) - штурмовая бронированная машина разминирования для КМП США.

M1 Armored Recovery Vehicle - прототип БРЭМ.

Описание конструкции

Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Броневой корпус и башня

Корпус и башня - сварные. В их передних частях применено многослойное пассивное бронирование в виде модулей комбинированой брони, созданной на основе английской брони «чобхэм», применяемой на танках серии «Челленджер» (Великобритания). Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82 град.) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа. 40 % (примерно), лобовой проекции танка Абрамс любой модификации составляет зона ослабленной брони, уязвимая (относительно) для боеприпасов с пробиваемостью 700мм КС или 550мм БПС. Включая 7,85 % лобовой проекции, уязвимости связанные с конструкцией, их защищённость существенно ниже чем ослабленной брони, например это люки, приборы наблюдения, маска орудия, такие уязвимости свойственны для большинства бронетехники.

Вооружение

Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В боекомплект входят 55 унитарных снарядов с металлической гильзой 5 видов: бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном М735, М774, М833, М900, кумулятивные снаряды М456А1 и М456А2, бронебойно-фугасный М393А2, с готовыми стреловидными поражающими элементами М494 и дымовой М416 (на основе белого фосфора).

Основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55) расположена в изолированном отсеке кормовой части башни. Остальные находятся в изолированном отсеке в корпусе танка (8 штук) и в бронированном контейнере на полике башни перед заряжающим (3 штуки).

Начиная с 1985 года танки «Абрамс» оснащаются 120-мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), которая также стабилизированна в двух плоскостях. В боекомплект входят унитарные снаряды с частично сгораемой гильзой: оперённые бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном М829, М829А1, М828А2, М829А3(идут поставки в армию), кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908, картечный(с готовыми поражающими элементами сферической формы) М1028.

В связи с большим диаметром гильз боекомплект M1A1 был сокращён до 40 выстрелов (42 на М1А1НС и М1А2): 34 расположены в нише башни (36 на М1А1НС М1А2) и 6 в корпусе танка; укладка на полике башни не применяется.

Орудие оборудовано продувкой ствола (эжектор), однако раскалённый остаток гильз остаётся после выстрела внутри танка.

Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётом М240, спаренным с пушкой, вторым таким же пулемётом, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулемётом М2, оборудованным на командирской башенке. Боекомплект - 11 400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. На бортах башни оборудованы два 66-мм шестиствольных гранатомёта М250 (четыре четырёхствольных гранатомёта М257 на танках М1А1 и М1А1НС корпуса морской пехоты) для постановки дымовой завесы.

СУО и приборы наблюдения

Танк «Абрамс» оснащён одной из самых современных систем управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика встроены лазерный дальномер и тепловизионная камера; поле зрения прицела имеет независимую стабилизацию в вертикальной плоскости. Дневной канал имеет две кратности увеличения - 3 и 9,5; тепловизионный - 3 и 9,8. Пределы измерения дальности лазерным дальномером - от 200 до 7990 метров. На случай выхода из строя основного прицела есть резервный телескопический шарнирный прицел Kollmorgen Мodel 939 с 8-кратным увеличением и полем зрения 8 град; головная часть прицела располагается в маске орудия, а окулярная часть прикреплена к крыше башни. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки заменив наводчика (при этом не имея возможности самостоятельно менять увеличение и переключаться между дневным оптическим и тепловизионными каналами).

Командирская башенка танков М1, IPM1 и М1А1 представляет собой зенитно-пулемётную установку (ЗПУ) закрытого типа. Конструкция люльки ЗПУ обеспечивает установку 12,7-мм пулемёта М2HB (основной вариант) либо 7,62-мм пулемёта М240 (резервный вариант). Главным прицельным приспособлением ЗПУ является дневной перископический монокулярный прицел M939 Kollmorgen. Поле зрения прицела - 21 град, увеличение - х3. Сетка прицела градуирована под 12,7-мм боеприпасы; на случай установки 7,62-мм пулемёта на корпусе прицела есть шильдик с таблицей поправок. На случай повреждения штатного прицела на нижней поверхности люльки есть простейший нерегулируемый ракурсный прицел. Наведение ЗПУ по азимуту штатно производится при помощи электромашинного привода (предусмотрен аварийный ручной привод); по углу места - только при помощи ручного привода. Для обеспечения кругового обзора по периметру командирской башенки также оборудованы 6 перископических приборов наблюдения. По расчетным оценкам дальность действительного огня при стрельбе с ходу для бронебойных боеприпасов 120-мм пушки составляет 1,9-2 км и 1,7-1,8 км для кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается соответственно до 2,6-2,8 и 2-2,2 км. Время подготовки первого выстрела при стрельбе на ходу составляет: наводчиком - 15, а командиром - 17 сек. При ведении огня с места время уменьшается до 9-10 и 11-12 сек. соответственно. В соревнованиях против Леопард-2 танк превосходил в ночных стрельбах но довольно сильно уступал в дневном скоростном поражении целей.

Электронный баллистический вычислитель, исполненный на твердотельных элементах, с высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы из пушки и спаренного с ней пулемёта. В него автоматически загружаются значения дальности до цели (от лазерного дальномера), скорость бокового ветра, угловая скорость цели и угол наклона оси цапф пушки. Кроме того, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре воздуха, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания.

На М1А2 перед люком заряжающего оборудован панорамный тепловизионный прицел - прибор наблюдения командира CITV, имеющий независимую стабилизацию в двух плоскостях. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. Прицел М938 убран. Основной прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях, лазерный дальномер заменён на более совершенный, работающий на углекислом газе. Также, тепловизионный прибор ночного видения оборудован у механика-водителя (вместо ночного прибора с ЭОП).

Недостатком M1А1 является ограниченная возможность самостоятельного поиска цели командиром, небольшое увеличение и отсутствие стабилизации поля зрения прицела М919 не позволяют уверенно обнаруживать и идентифицировать цели при движении танка. Этот недостаток был исправлен только на модификации М1А2. М1А2 прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях. М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира.

Модернизации подверглась бортовая аппаратура. Внедрена танковая информационно-управляющая система (ТИУС) IVIS, инерциальная навигационная система, радиостанции SINCGARS. Отдельные электронные системы связаны между собой через шину данных MIL-STD 1553D. Так как ТИУС IVIS морально устарела к моменту принятия на вооружение, на модели М1А2SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2-EPLRS. Кроме того, М1А2SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира; навигационная система дополнена приёмником NAVSTAR. Терминалы АСУВ FBCB2-BFT, унифицированные по программному обеспечению с FBCB2-EPLRS, но использующие для передачи данных коммерческие сети спутниковой связи Inmarsat Swift 64 и BGAN, устанавливаются при модернизации M1A1 по программе AIM.

Двигатель

Газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 сделан в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-3B. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч.

Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют целым рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также, ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Главными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем).

AGT-1500 является трёхвальным двигателем с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, свободной силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине - 1193 град C. Редуктор, расположенный внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин.

С середины 1990-х годов стартовало массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ), обеспечивающими электропитание бортовых систем танка без включения основной силовой установки или расхода заряда аккумуляторов на протяжении 7,5-8 часов. ВСУ имеет мощность 2 кВт и располагается в бронированном ящике в корзине башни.

Трансмиссия

Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison Х-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.

Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.

Ходовая часть

Ходовая часть танка включает по семь опорных катков с внешней амортизацией и два поддерживающих ролика на каждую сторону, торсионную подвеску и гусеницы с резинометаллическим шарниром и резиновыми башмаками. Ширина гусениц - 635 мм, длина опорной поверхности - 4575 мм. Диски опорных катков выполненны из алюминиевого сплава. Диаметр катков - 635 мм. На первом, втором и седьмом опорных катках установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Пробег оригинальных гусениц Т156 с интегрированными (несъёмными) резиновыми башмаками составлял 1100-1300 км, что было намного меньше первоначальных требований в 3200 км. Гусеницы Т156 аналогичны по конструкции гусеницам Т97 танков М60. Новые гусеницы Т158 со съёмными резиновыми башмаками и обрезиненной беговой дорожкой, разработанные Food Machinery Corp Steel Products Division, имеют гарантированный пробег в 3360 км, хотя и тяжелее на 1360 кг.

Гусеницы имеют обрезиненные беговые дорожки и съемные резиновые подушки, предусмотрена возможность установки грунтозацепов. Ведущие колеса - двурядные со съемными венцами, число зубьев венца - 11. Ресурс ходовой части - 2-8 тыс. км. Нижняя граница ресурса определяется ресурсом траков гусениц. Ресурс 8.000 км достигается сменой четырёх комплектов съемных асфальтоходных подушек, ресурс зубьев венцов ведущих колес составляет 5-6 тыс. км.

Давление на грунт, кг/кв.см. М1 - 0,96, в дальнейшем больше.

На вооружении

Австралия - 59 M1A1 AIM, по состоянию на 2013 год. Куплены в 2006 году для замены танков Leopard 1A3. Поставлены из состава ВС США
-Египет - 1005 M1 разных версий по состоянию на 2011 год. В ноябре 2011 года Египет приобрёл партию из 125 танкокомплектов для сборки на общую сумму 400 млн долл. С учётом новой поставки число танков Абрамс в составе вооружённых сил Египта увеличится до 1130 единиц.
-Ирак - 140 M1A1M по состоянию на 2011 год. На вооружении 9-й дивизии ВС Ирака 4 полка по 35 танков. Поставлены из состава ВС США и модернизированы, стоимость контракта 860 млн$
-Кувейт - 218 M1A2 и его вариантов по состоянию на 2009 год.
-Саудовская Аравия - 315 M1A2S по состоянию на 2012 год.
-США - примерно 6900 M1, M1A1 и M1A2 по состоянию на 2012 год:
-Армия США - 1963 M1A2 (62 изготовленных, 1308 переделанных из М1А1, 588 модернизированных М1А2 до уровня SEP), около 2400 M1A1. До конца 2009 финансового года должны были быть завершены поставки 505 комплектов TUSK (контракт от 29 июля 2006 года).
-Корпус морской пехоты США - для КМП США в 1990-1991 годах был произведён 221 танк; в дальнейшем машины передавались из наличия СВ США - 50 танков в 1994 году, 132 танка в 1997 году и 12 - в 2003 году.

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В этой кампании танки «Абрамс» были впервые использованы на поле боя. Группировка танков этого типа, задействованная в кампании по освобождению Кувейта от иракской оккупации, насчитывала 594 танка модели M1A1HA и 1178 танков M1A1, ещё около 30 машин относилось к старому типу M1 и в боях участвовали менее активно. Ещё до начала боевых действий в одном из танков произошло самовозгорание и детонация боекомплекта. Танки «Абрамс» составляли основу американских бронетанковых сил во время войны.

Надежность «Абрамсов» в ходе «Бури в Пустыне» вызвала массу нареканий в плане работы ГТД.

Намного более совершенная прицельная система, лучшая подготовка экипажей и применение боеприпасов из обедненного урана позволяли танкам «Абрамс» поражать иракские машины на дистанции, значительно превосходящих эффективную дальность ведения огня последних (снаряды ЗБМ9, снятые с вооружения (73 год) за много лет до старта производства М1А1, с производства ЗБМ9 были сняты ещё раньше. Тем самым не эффективные против противников для которых они не предусматривались.). M1A1, оснащённые минным плугом, применялись для закапывания траншей, в которых заживо хоронились иракские солдаты.

Согласно итоговому отчету министерства обороны США перед американским конгрессом, во время войны было потеряно и повреждено 18 танков. Согласно А. В. Ерохину и В. Л. Личковах, ссылающимся на неуточнённые западные источники, выведены из строя и повреждены 23 танка, причём ни один «Абрамс» не был уничтожен танками противника. Но в то же время выведение из строя и уничтожение «Абрамсов» иракскими танками подтверждается официальными американскими документами. Более того, потерю нескольких танков M1A1 от огня иракских Т-72, подтверждают американские военные, причем «Абрамсы» первых модификаций с «семьдесятдвойками» в бой не вступали, эта роль отводилась модернизированным машинам с немецкими 120 мм орудиями и английской многослойной броней. Максимальной целью немодифицированных «Абрамсов» становились Т-55.

По некоторым данным из 9 полностью уничтоженных на поле боя танков M1, семь машин погибли от «дружественного огня», и две оставшиеся были, по американским данным, уничтожены экипажами из-за невозможности эвакуации. Большая часть временно или необратимо выведенных из строя машин была повреждена минами, противотанковыми ракетами или выстрелами гранатометов с боковых и кормовых проекций. Случаи поражения «Абрамсов» артиллерийским огнем иракских танков были единичными. В ходе инцидентов «дружественного огня» лобовая броня танков M1A1HA показала способность выдерживать случайные попадания орудий однотипных танков. К обнаружившимся проблемам танков относилось отсутствие системы «свой-чужой», недостаточная приспособленность двигателей для действий в пустыне (что объяснялось тем, что большая часть «Абрамсов», участвовавших в конфликте, была переправлена из Европы и предназначалась для применения на европейском театре военных действий), несовершенство навигационных систем.

В начале апреля, во время ухода с Ирака, ещё в двух «Абрамсах» случилось самовозгорание и детонация боекомплекта, также один танк получил лёгкие повреждения, стоя недалеко от горящего.

35 экипажей «Абрамсов», принимавших участие в операции, получили различные степени заражения частицами, которые образовывались при разрушении урановых сердечников.

Иракская война (2003-2011)

В ходе семилетней военной кампании в Ираке, «Абрамсы» использовались достаточно активно, но общий стиль применения танковых сил значительно отличался от предшествующего конфликта. С 23 марта «Абрамсы» 3-й механизированной дивизии принималм участие в тяжёлом бою за Насирию, где общими усилиями вместе с другими войсками, смогли сломить сопротивление нескольких взводов иракской пехоты. 24 марта в реке Евфрат пошёл ко дну вместе со всем экипажем один из танков 1-го батальона, после того как попал под обстрел иракских автоматчиков - механик-водитель стал уводить танк из под обстрела и упал с моста в реку. Ещё два танка «Абрамс», попавшие в засаду возле восточного берега реки, получили попадания в двигатели из неизвестного оружия; экипажи успели покинуть танки до того, как у них сдетонировал боекомплект и они полностью сгорели. Имели место встречи «Абрамсов» с иракскими танками; например, 3 апреля произошёл бой в районе Махмудии возле Багдада, во время которого были уничтожены семь иракских Т-72, при этом американская сторона потерь не понесла. В этот же день, также недалеко от Багдада, было потеряно два «Абрамса» по неизвестным причинам. 5 апреля возле Багдада было повреждено ещё два «Абрамса». 6 апреля на территории Ирака было подбито также не менее двух «Абрамсов», один из сожжённых из РПГ-7 танков, был захвачен иракцами. В ходе сражения за Кербалу три «Абрамса» были подбиты из РПГ-7 и захвачены иракцами, один из танков показали по иракскому телевидению. В дальнейшем, танки в основном использовались для борьбы против иррегулярных сил повстанцев и партизанских формирований как средство огневой поддержки и прикрытия. В течение первого месяца боевых действий с начала войны, от 14 до 151 танка «Абрамс» получили попадания, в основном из РПГ, из них до 64 танка были серьёзно повреждены (от 2 до 15 безвозвратно). До семи танков было захвачено иракцами, причём три из них были в боеспособном состоянии. 27 октября 2003 года в 40 км от Багдада на самодельном фугасе была подорвана новейшая модификация танка М1А2 SEP; башня «Абрамса» отлетела на 30 метров от корпуса.

Согласно приведённым генерал-майором Т. Такером данным, на февраль 2005 года повреждения разной степени тяжести получили 70 % танкового парка из 1135 «Абрамсов», развёрнутых в Ираке. Из них 80 машин не могли быть восстановлены силами ремонтно-восстановительных подразделений, развёрнутых на театре военных действий, включая 17, оценённых как не подлежащих восстановлению. К концу 2006 года на ремонт назад в США были отправлены более 530 американских танков «Абрамс».

Известен случай когда M1 «Абрамс» был уничтожен удачно выпущеной пулей

Изначально предусматривалось, что танк должен пройти серию последовательных модернизаций. Стандарный серийный танк М-1 «Абрамс» мог выпускаться при необходимости в конфигурации со 120-мм гладкоствольной пушкой Рейнметалл. Отношение армии к установке 120-мм орудия зависело от прогресса в области создания новых боеприпасов к 105-мм пушке и от появления новых танков в Советском Союзе. В конце 70-х -начале 80-х годов 105-мм бронебойные снаряды были значительно усовершенствованы и могли, по мнению экспертов армии США, успешно пробивать броню советских основных боевых танков на нормальных дистанциях боя (до 2000 м). До конца 70-х годов стандартным подкалиберным снарядом американских, танков был М735 с сердечником из вольфрамового сплава и начальной скоростью 1501 м/с. Этот боеприпас пробивал стальную броню толщиной 350 мм на дистанции 2000 м. В 1979 г. началось производство под-калиберных бронебойных снарядов М774 с сердечником из обедненного урана, способного пробивать более толстую броню на больших дистанциях и оказывающего большее разрушительное воздействие вследствие пиротехнической реакции урана и стали. В 1983 г. армия стала получать подкалиберные боеприпасы М833 с более длинным и массивным сердечником. Этот снаряд пробивал стальную плиту толщиной 420 мм на дистанции 2000 м при угле встречи 60 град. Для сравнения подкалиберные бронебойные снаряды к английской 120-мм нарезной пушке пробивали на дистанции 2000 м броню толщиной 400 мм, а боеприпасы советского 125-мм танкового гладкоствольного орудия (по неофициальным данным) - на той же дистанции броню толщиной 450 мм.

Обычный М1 "Абрамс" Использование подкалиберных бронебойных снарядов в качестве основных для борьбы с танками противника вызвано двумя факторами. Во-первых, с внедрением новой бронезашиты, такой как английская Чобхэм/Барлингтон и советская «К-комбинация» (сталь-керамика-сталь), танки нового поколения стали трудноуязвимы для кумулятивных боеприпасов. К примеру, лобовая часть танка М-1 «Абрамс» имеет стальной эквивалент толщиной 350 мм по отношению к под-калиберному снаряду и 700 мм - по отношению к кумулятивному. Во вторых, кинетические боеприпасы более эффективны при стрельбе на дальние дистанции, поскольку из-за большей, по сравнению с кумулятивными, скорости полета и за счет лучшей аэродинамики они более устойчивы к влиянию внешних факторов (боковой ветер). В 60-х и начале 70-х годов большой интерес вызывали управляемые противотанковые снаряды, способные поражать бронетехнику противника на больших дистанциях. Однако к 80-м годам от использования управляемых снарядов отказались, сделав ставку на совершенствование систем управления огнем. Эффект от использования электронных баллистических вычислителей, лазерных дальномеров, датчиков направления и скорости ветра, датчиков изгиба ствола, термоизоляционных чехлов стволов орудий при использовании обычных снарядов оказался большим, чем от применения управляемых боеприпасов, подобных запуска емой через ствол американской ПТУР «Шилела». Кроме того, стоимость обычного снаряда составляет всего 5% от стоимости управляемого, что дает экономию даже в случае установки на танк дорогой и сложной системы управления огнем.Американская армия разработала для танка М-1 вариант 105-мм пушки М68А1 с длиной ствола 60 калибров и улучшенной баллистикой под обозначением «усовершенственная 105-мм пушка со стволом М24». Перевооружить «Абрамсы » этими орудиями можно было в случае необходимости при появлении новых советских танков. Данное решение было более экономным, нежели установка 120-ти гладкоствольных пушек, поскольку не требовалось менять систему управления оружием и боекомплект. Однако даже использование перспективных 105-мм снарядов М900 вкупе с длинноствольной пушкой не давло резкого усиления огневой мощи танка.В качестве второго шага рассматривалась модернизация танка «Абрамс » в вариант «блок I» с установкой на него 120-мм гладкоствольной пушки Рейнметалл. Американцы тщательно изучили данное орудие и пришли к выводу, что по американским стандартам оно чересчур сложное и универсальное. В результате пришлось несколько изменить конструкцию пушки, в доработанном виде орудие получило обозначение М256, а опытный «Абрамс » с такой пушкой - М-1Е1 . Кроме нового орудия М-1Е1 отличался новой комбинированной системой защиты от оружия массового поражения, усовершенствованной трансмиссией и усиленным бронированием лобовой части башни.

Основные отличия базового М1 от М-1IP Первый М-1Е1 изготовили в марте 1981 г. Многие технические решения, опробированные на этом варианте, можно было внедрить на серийные «Абрамсы »; в 1984 г. началось производство варианта М-1IP (Improved Pruduct - усовершенствованное изделие). На М-1IP внедрен ряд нововведений М-1Е1 по ходовой части, трансмиссии, бронированию, установлена дополнительная корзина на тыльной стороне башни, однако «1Р» не оснащались 120-мм пушками и комбинированными системами защиты от ОМП. Всего с октября 1984 г. по май 1986 г. изготовлено 894 танка М-1IP ; производство «базового» варианта М-1 прекращено в январе 1985 г., построено 2374 экземпляра.

Эволюция конструкции башни танка "Абрамс" Значительно могла расширить боевые возможности танка установка независимого панорамного тепловизионного прибора наблюдения у командира. Подобный прибор имелся на оригинальном ХМ-1, но от него пришлось отказаться по финансово-экономическим соображениям. На М-1 единственный тепловизор использует для поиска целей и прицеливания наводчик, командир может вести наблюдение через прицел наводчика за счет наличия оптической отводки, но он не может самостоятельно управлять прицелом. Независимый тепловизор командира чрезмерно увеличивал стоимость танка, поэтому и не внедрялся на танки «блок I», однако в крыше башни предусматривалось отверстие под командирский панорамный прибор наблюдения.В кругах танкистов велась длительная дискуссия - следует или нет устанавливать на «Абрамс » вспомогательную энергоустановку. Считалось возможным обойтись на М-1 без вспомогательной установки, поскольку турбина имет одинаковый расход топлива и на холостых оборотах, и при движении с маскимальной скоростью. Проблема возникала в случае нахождения танка на станционарной полевой позиции, так как требуется расходовать топливо на работу турбины, чтобы поддерживать работоспособность бортовой электроники и системы управления огнем. Вспомогательная установка в данном случае могла бы значительно сократить расход горючего, поскольку вся электроаппаратура запитывалась бы от нее. Армия изучала возможность использования в качестве ВСУ (вспомогательной силовой установки) двигатель внутреннего сгорания или малогабаритную газовую турбину. Турбина считалась более предпочтительной из-за меньших размеров, ее можно было установить под броней в моторно-трансмиссионном отделении за счет некоторого уменьшения емкости топливных баков. Проблема заключалось в дороговизне турбины, кроме того, более детальный анализ показал, что реально вся экономия топлива за счет использования турбинной ВСУ будет в полной мере компенсирована уменьшением емкости топливных баков. В свою очередь двигатель внутреннего сгорания - более дешевый, однако его установка в моторно-трансмиссионном отделении увеличивает пожароопасность. Альтернативой обоим вариантам стала установка небольшого дизель-генератора во внешнем бронированном ящике. Небольшое количество таких устройств было закуплено военными для испытаний, которые проводились в 1983 г.

М-1А1 «Абрамс», рота «А», батальон 1-37, 1-й танковой дивизии, Силы освобождения Кувейта, январь 1991 г. История частивосходит ко второй мировой войне - Крейтон Абраме во время войны командовал 37-м танковым батальоном.На схеме показаны шевроны, типовые для частей 7-го корпуса. Некоторые батальоны имели собственную символику, например -рисунок карты Ирака, пронзенной подкалиберным снарядам. «Бампер код» изображенного танка 1 1-37 А-31. На отдельных танках рисовали карикатуры на эжекторах пороховых газов, установленных на стволах пушек, так, в роте «В» изображали упрощенный вариант знаменитого рисунка Франка Францетты «Всадник смерти». Рисунок Францетты пользовался огромной популярностью в танковых частях, дислоцировавшихся в Западной Германии, что и послужило мотивом для нанесения изображения «всадника» на танки, принимавшие участие в «Буре».Вариант М-1Е1 запустили в серийное производство в августе 1984 г. под обозначением «основной боевой танк М-1А1 «Абрамc» , вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой. Первые М-1А1 сошли со сборочной линии в Детройте в декабре 1985 г. В первую очередь эти танки поступали на вооружение подразделений армии США, размещенных в Европе. Все «европейские» танковые батальоны армии США перевооружили на М-1А1 до конца 1989 г., а к июлю 1991 г. М-1А1 получили все базы хранения боевой техники вооруженных сил США в Европе. В случае начала боевых действий личный состав тяжелых дивизий планировалось перебросить из Америки в Европу по воздуху, где он должен был получить технику с баз хранения. В октябре 1988 г. М-1А1 сменил на сборочных линиях вариант М-1А1НА , имеющий усиленную бронезащиту (НА - Heavy Armour, тяжелая броня) за счет использования вставок из обедненного урана. Внешне М-1А1 практически неотличим от М-1А1НА . Новая бронезащита эквивалентна стальной гомогенной броне толщиной 1300 мм при обстреле кумулятивными боеприпасами и 600 мм - при обстреле бронебойными под-калиберными снарядами - вдвое больше, чем у бронезащиты первых вариантов «Абрамса ». Бронезащита танка М-1А1НА является наиболее эффективной среди всех танков мира. Контракт на производство М-1А1НА подписан в январе 1991 г. с окончанием поставок в апреле 1993; после завершения выпуска танков М-1А1НА общее количество построенных «Абрамсов » модификации М-1А1 должно было составить 4802 экземпляра.Корпус морской пехоты США планировал закупить 564 танка М-1А1 в 1986 г., однако программу закупок аннулировали из-за финансовых проблем. Морская пехота финансировала доработку танка по его адаптации под требования моряков, в частности, установку устройств преодоления по дну водных преград, которые должны обеспечивали десантирование «Абрамсов» со специальных кораблей. Решено было не плодить модификации (для армии, для морской пехоты), а внедрить «морские» нововведения на танки в процессе их серийного производства; эти машины получили название М-1А1 «Соттоп Танк» (Единый танк). Шестьдесят танков М-1А1НА армия передала корпусу морской пехоты во время проведения операции «Буря в Пустыне». Поставка 221 «Единого танка» морской пехоты началась в ноябре 1990 г. и завершилась в 1992 г.

М1А1НА "Абрамс" , взвод "Н" 3-го некавалерийского полка, операция "Буря в Пустыне", февраль 1991 г.Танк М-1 «Абрамс» принимал участие в конкурсе на основной боевой танк для армии Швейцарии, однако проиграл соревнования западногерманскому «Леопарду-2». М-1 А1 и М-1 А2 рассматривались в качестве альтернативы британской программе разработки преемника танка «Челленджер», однако и здесь американский танк постигла неудача - был выбран «Челленджер-II». Вариант М-1А1 вместе с английским «Челленджером» и бразильским «Озорио» участвовал в конкурсе на танк для вооруженных сил Саудовской Аравии. Арабы остановили свой выбор на «Абрамсе », однако контракт не заключили, решив дождаться более совершенной модификации М-1А2 . М-1А1 приняли на вооружение в другом арабском государстве - Египте. Контракт с Египтом предусматривал организацию лицензионного производства 555 «Абрамсов » в стране пирамид; 25 первых танков изготовили в США, а их сборка производилась на египетском танковом завде. Первые танки собрали в 1991 г. Пакистан проводил испытания танка М-1, однако сделка не состоялась из-за обострения отношений с США из-за пакистанской ядерной программы.

M-1AI «Абрамс», батальон 3-66 1-й пехотной дивизии, Силы освобождения Кувейта, январь 1991. В 1-й пехотной дивизии маркировка идентификации танков в подразделениях осуществлялась исключительно по шевронам, причем шевроны обозначали не роты, а танковые взводы: 1-й взвод - «У» вверх, 2-й взвод - «V» вправо, 3-й взвод - «У» - вниз, 4-й взвод - «У» - влево. Двузначный номер обозначал батальон и роту; 1-й и 2-й бригадам соответствовали первые цифры номера: «1» - пехотный батальон 5-16, «2» - танковый батальон 1-34, «3» - танковый батальон 2-34, «4» - пехотный батальон 2-16, «5» - танковый батальон 3-37, «6» - танковый батальон 4-37. Третья бригада была передана 1-й пехотной дивизии из состава 2-й танковой дивизии, ее батальоны имели собственные кодовые цифры номера: «1» - пехотный батальон 1-41, «2» - танковый батальон 2-66, «3» - танковый батальон 3-667 Втроая цифра номера соответствовала роте - от «1» до «6» (роты «А» - «Е» соответственно). На рисунке изображен танк 2-го взвода роты «В» батальона 3-66.С внедрением в серийное производство варианта «блок I» основное внимание переключились на модификацию «блок II» - радикальную модернизацию электронного оборудования танка. Армиия США активно внедряла идею интеграции электронных систем по типу авиационных бортовых радиоэлектронных комплексов. «Блок II» стал первым американским «цифровым» танком; длина его электропроводки достигает мили. Архитектура бортового радиоэлектронного оборудования построена на использовании цифровой шины данных 1553, аналогичной применяемой на летательных аппаратах НАТО. Комплексная система управления и контроля облегчает работу командира танка и дает ему дополнительные возможности по оценке боевой обстановки и управлению действиями членов экипажа или других танков. На танках «блок II» установлена инерциальная навигационная система POSNAV; наконец, имеется независимый панорамный командирский тепловизионный прибор наблюдения. Комплексная система управления огнем имеет уникальные возможности: так. для определения дальности до цели командир может использовать новый лазерный дальномер на углекислом газе. Электронный вычислитель определяет точное местоположение цели с учетом показаний лазерного дальномера и навигационной системы POSNAV. Данная информация может в автоматическом режиме быстро передаваться на позиции дивизионной артиллерии для ведения огня «по вызову».Среди других усовершенствований модификации «блок II» - новая командирская башенка с новыми широкоугольными приборами наблюдения и упрощенной турелью 7,62-мм пулемета. Серийное производство варианта «блок II» запланировали на 1992 г. под обозначением «основной боевой танк М-1А2 «Абрамс» », вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой. Первый прототип М-1А2 был готов в декабре 1990 г., а первый серийный - в ноябре 1992 г. Танков M-1A2 заказали для армии США чрезвычайно мало - конгресс выделил средства на закупку только 62 машин,хотя к армия рассчитывала получить порядка 3000 машин этой модификации. В 1991 г. на Капитолийском холме решили, что правильнее будет не строить новые танки, а доводить до уровня М-1А2 уже построенные. Модернизация позволила не закрывать после прекращения серийного производства «Абрамсов » в 1993 г. танковый завод в Лиме.

Основные отличия танков М-1А1 и М-1А2 Казус сотоит в том, что для иностранных заказчиков танков М-1А2 построено больше, чем для американских вооруженных сил. Саудовская Аравия выбрала М-1А2 в качестве основного боевого танка и заказала 315 машин с поставкой в 1993-96 г.г., к ней присоединился Кувейт, заказавший 218 М-1А2. Зато в Европе «Абрамес » в очередной раз уступил «Леопарду», шведы предпочли М-1А2 новейший «Леопард-2А5».Исследования по формированию облика перспективного основного боевого танка, призванного прийти на смену «Абрамса », начались армией США в середине 80-х годов. Исследовательская программа неоднократно меняла названия - Семейство бронированных машин (AFV - Armored Family of Vehicle), Программа модернизации тяжелых сил (HFM - Heavy Force Modernization Program), наконец, - основной боевой танк будущего (FMBT -Future Main Battle Tank). В конечном итоге от радикальной программы отказались в пользу эволюционного пути развития танка «Абрамс », данной концепции присвоили шифр «блок III».Конгрес США прохладно отнесся и к этому плану, считая, что армии необходимо сосредоточить усилия и средства на разработке самоходной артиллерийской системы, предназначенной для замены САУ М-109. «Абрамс » продемонстрировал превосходные характеристики во время войны в Заливе, с распадом СССР в 1991 г. уменьшилась военная угроза США, по совокупности этих двух факторов финасирование модернизации тяжелой боевой техники сухопутных войск резко уменьшилось. В перспективе, вероятно, основные усилия будут сфокусированы на отработке новых танковых технологий, таких как электромагнитные и электрохимические пушки, перспективные боеприпасы, двигатели, бронезащита. Возможно, эти технологии внедрят на новый танк в начале XXI века.В рамках исследовательских программ по созданию основного боевого танка будущего «Абрамсы » использовались в качестве базы для испытания различных концепций. На исследовательском танке, построенном в начале 80-х годов, отрабатывались различные конфигурации башен с целью наилучшего размещения электронно-оптических датчиков. Испытательный танк ХМ-1Е2 предназначался для отработки башни с уменьшенным силуэтом для танка будущего. Еще на одной экспериментальной машине устанавливались опытные пушки ХМ291 калибра 120 и 140 мм, автомат заряжания ХМ91, многоканальная система прицеливания м перспективная комплексная система движения ХАР-1000. Конструкция пушки ХМ291 позволяла быстро заменять ствол со 120-мм на 140-мм и наоборот, орудие испытывалось на танке М-1 в 1987-88 гг.В свете того факта, что М-1 и М-1А1 отстанутся основными боевыми танками американской армии в обозримом будущем, армия США приняла в 1990 г. поэтапную программу их модернизации. Программа состоит из восьми этапов - от «блока А» до «блока Н». Модернизация танков в соответствии с первыми четырьмя этапами уже проводится, она заключается в минимальных технических изменениях в конструкции узлов и арегатов, направленных, в частности, на уменьшение пожароопасности. В июне 1992 г. представители командования американской армии анонсировали план модернизации 400 танков М-1А1 раннего выпуска, которые принимали участие в операции «Буря в Пустыне». На танках установлена бронезащита из обедненного урана - как на М-1А1НА , и цифровая система управления оружием по типу СУО М-1А2 . Модернизированные танки должны получили индекс М-1А1 -D. Два последних этапа, «блок G» и «блок Н», должны были начались в середине 90-х годов. В рамках этих этапов на танки М-1А2 установили новую бронезашиту («блок G»), для доведения М-1А1 до уровня М-1А2 , а также перевооружили части танков М-1 120-мм гладкоствольными пушками («блок Н»).

Танк М-1А1НА "Абрамс" Пентагоном проводились различные исследования, в рамках которых выяснялось, какие усовершенствования можно внедрить в будущие модернизационные программы танка «Абрамс ». Установка залповых дымовых гранатометов MSGL может существенно повысить выживание «Абрамса» в дуэльной ситуации с вражескими танками, поскольку дым сильно затрудняет работу прицелов с тепловизионным каналом. В отличие от существующих гранатометов, которые после каждого выстрела требуют перезарядки, новая система может выпустить несколько гранат из каждого ствола без перезарядки. Тесно связаны с программой MSGL исследования по созданию защитной гранаты ХМ81, эта дымовая граната предназначена для создания помех головкам самонаведения управляемых ракет, работающим в инфракрасном и миллиметровом диапазонах волн. Во время войны в Заливе неоднократно отмечались случаи поражения самолетами и вертолетами многонациональных сил собственной бронетехники, не исключается также и стрельба танков по своим; в свете «печального» опыта ведутся работы по четырехэтапной Системе идентификацни боевых машин на поле боя. Программа LWR (Lazer Warning Receiver) направлена на интеграцию в СУО танков приемника предупреждения о лазерном облучении. Установка такого приемника весьма актуальна, поскольку новые российские противотанковые ракетные комплексы «Бастион» и «Свирь» имеют лезерные системы наведения ракет. Приемник будет выды-вать членам экипажа информацию об угрозе примения подобных комплексов, своевременный отстрел дымовых гранат может сорвать наведение ракеты.
Тактико-технические характеристики танка М1А1 «Абрамc»
Экипаж: 4 чел.
Боевая масса: 62.6 т
Удельная мощность: 7.918м
Ширина: 3.653 м
Двигатель: ГТД Текстрон-Лайкоминг AGT-1500 мощностью 1500 л.с.
Трансмиссия: Аллисон ХПОО-ЗВ, гидромеханическая, 4 передачи переднего хода, 2 заднего
Емкость топливных баков: 1907 л
Максимальная скорость по шоссе: 72 км/ч
Максимальная скорость по бездорожью: 48 км/ч
Крейсерская скорость: 40 км/ч
Запас хода по шоссе: 443 км
Глубина преодолеваемого брода: без подготовки 1.22 м с предварительной подготовкой 1,98 м
Вооружение: бронебойный подкалиберный оперенный снаряд М829; многоцелевой кумулятивный снаряд М830
Максимальный радиус эффективного поражения цели: бронебойным снарядом 3500 м; кумулятивным снарядом 3000 м
Боекомплект: 40 снарядов
Углы наведения орудия в вертикальной плоскости: от -10 до +40 град.

Танк Абрамс M1А1 фото , в США после прекращения в 1970 г. совместной с ФРГ разработки прототипа МВТ70 стартовала программа по созданию своего перспективного танка, который бы пришел на смену уже устаревшему В июне 1973 г. с компаниями Chrysler и General Motors были заключены контракты на разработку и постройку опытных образцов этой техники с дизельными и газотурбинными двигателями (ГТД). Что интересно, машина должна быть сравнительно дешовой и доступной для массового произваодства. Что и было сделано. При сходных характеристиках к примеру с немецким , американский М1 дешевле.

Революционное решение об использовании газотурбинного двигателя Lycoming Textron мощностью 1120 кВт, или 1500 л.с., обеспечило 57-тонной махине скорость хода по шоссе до 67 км/ч и исключительно высокую приемистость. Двигатель показал достаточную надежность в различных климатических условиях, на ходу он намного тише, чем дизель. Для справки, на советском танке Т80 чуть раньше американцев уже был установлен газотурбинный двигатель.
12 ноября 1976 г. было объявлено о выигрыше машины фирмы Chrysler именно с мотором ГТД. Начались всесторонние испытания 11 опытных образцов. Они завершились в феврале 1979 г. Ровно через год началось их серииное производство на государственном предприятии Lima Tank Plant «Лима Тэнк Плант».
Тогда же опытный образец получил обозначение M1 «Абрамс» (General Abrams), в честь генерала Крейтона Абрамса, командующего группировкой американских сил во Вьетнаме.

В феврале 1981 г. танк Абрамс M1А1 фото , приняли на вооружение.

М1А1 ABRAMS в разрезе с детальным расположение членов экипажа и узлов

Танк Абрамс M1 фото , разработанный Chrysler Defense Corporation и выпускавшийся General Dynamics, объединил в себе современный уровень огневой мощи, подвижности и живучести. Прошел несколько модернизаций и смог продемонстрировать свои боевые возможности в ходе войны в Заливе, вторжения в Ирак, операций в Афганистане.

  • В ходе войны в Заливе 1991 г. только 18 Abramsов вышли из строя в результате боевых повреждений. Девять из них потеряны безвозвратно, еще девять подлежали восстановлению, получив повреждения, в основном при подрыве на минах. Единственный целиком погибший экипаж танка Abrams был как раз экипажем М1А1.
Его решающее боевое превосходство над танками советского производства проявилось в боях с иракской армией в ходе войны в Заливе 1991 г., позднее - в ходе вторжения в Ирак в 2003 г.

На протяжении 30 лет эксплуатации Abrams регулярно подвергался модернизации с целью улучшения его боевых и эксплуатационных качеств. В марте 1982 г. к выпуску танков подключилось предприятие Land System Division компании General Dynamics, которое и занялось его дальнейшей модернизацией.. в рамках так называемой программы Block I. Толчком к ее проведению послужила Ливанская война 1982 года. Результатом первого этапа программы стал IP M1 (IP - Improved Product - «усовершенствованный продукт»), появившийся в 1984 году и получивший усиленное бронирование лобовой части корпуса и башни, усовершенствованную подвеску, доработанную трансмиссию, новые гусеницы и дополнительную корзину для имущества в кормовой части башни.

  • В августе 1984 года, уже на вооружение принимается М1А1, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой М256, изготавливаемой по немецкой лицензии. Американский вариант пушки требует меньше ЗИП, чем германский оригинал.

Боекомплект пушки уменьшили до 40 выстрелов, боекомплект спаренного пулемета - до 2800 патронов. На крыше башни смонтировали две вышибные панели одинакового размера вместо дополнительной корзины.

Армия США M1A1 Abrams MBT (Основной боевой танк), целевая группа 1-го батальона 35-го бронетанкового полка, 2-й тактической группы, 1-й бронетанковой дивизии, позируют на фото под "Руками Победы". Багдад, Ирак во время операции "по освобождению или захвата" Ирака.

Выдержка кратко.

M1A1 должен вступать в бой и одерживать победу над противником на «едином», или «интегрированном поле боя», в любых климатических условиях, в любое время суток, против любого противника. За счет своей подвижности, огневой и ударной мощи. Качества танка Abrams хорошо соответствуют задачам наступательных и оборонительных действий против войск противника, высоконасыщенных бронетехникой, в тяжелых условиях современного поля боя при воздействии разнообразных средств поражения.

танк M1A1 морские пехотинцы из 13-й экспедиционного отряда морской пехоты (13 MEU) Центрального командования декабрь 2003

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ т анка Абрамс M1А1 фото ,

  • Страна: США
  • Экипаж: 4 чел.
  • Разработчик: Chrysler Defense Время разработки: 1972-1980 г.г.
  • Период производства: с 1980 по настоящее время
  • Период применения: с 1980 по настоящее время
  • Производитель: Lima Army Tank Plant (с 1980 по настоящее время), Detroit Arsenal Tank Plant (1982-1996)
  • Количество построенных: более 9000
  • Боевая масса: 57 т
  • Габариты: Длина по корпусу: 7,92 м. Длина с пушкой вперед: 9,83 м. Ширина: 3,66 м. Высота: 2,89 м.
  • Скорость хода: 67 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 500 км.
  • Запас хода по пересеченной местности: 300 км.
  • Удельное давление на грунт: 0,96 кг/см2.
  • Глубина брода: 1,22 м, с подготовкой - 2,3 м
  • Преодолеваемый подъем: 31 °. Ширина преодолеваемого рва: 2,75 м. Высота преодолеваемой стенки: 1,27 м
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная, усовершенствованная
  • Двигатель: газотурбинный Avco-Lycoming AGT 1500 Мощность: 1120 кВт (1500 л.с.) при 3000 об./мин
  • Емкость топливных баков: 1907 л
  • Удельная мощность: 26,3 л.с./т
  • Основное вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка М256 L/44, боекомплект 40 выстрелов.
  • Вспомогательное вооружение: 2 x 7,62-мм пулемета М240, боекомплект 11000 патронов; 1 x 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ Browning, боекомплект 900 патронов.
  • Тип брони: гомогенная катанная, многослойная композитная в лобовой части корпуса и на башне, сварная конструкция.

Выстрел основного танка «Абрамс» M1А1 фото

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА
Экипаж состоит из четырех человек. Механик-водитель размещается в передней части корпуса посередине, по-боевому располагается полулежа. В башне справа от пушки размещаются наводчик и командир, слева - заряжающий.
ОСНОВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Основным вооружением модификации танка Abrams М1А1 стала американская версия германской 120-мм гладкоствольной пушки Rheinmetall L44, получившая в США обозначение М256.
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
На крыше башни над люком командира имеется турельная установка 12,7-мм пулемета М2НВ. В башне спарен с пушкой 7,62-мм пулемет М240, второй пулемет М240 установлен над люком заряжающего.
БРОНЕЗАЩИТА M1A1 Abrams
Комбинированное бронирование М1А1 во многом аналогично британской броне Chobham, с использованием стальной брони, обедненного урана, керамических элементов и синтетических тканей. Эквивалентная (гомогенной броне) толщи на брони танка составляет от 560 мм для лобовых листов корпуса до 900 мм для башни.

М1А1 основной боевой танк готовится к маршу на полигон Аль-Хамра в Объединенных Арабских Эмиратах

БОЕУКЛАДКА
Боеприпасы уложены в бронированных отсеках в развитой кормовой нише башни и отделены от экипажа броневой перегородкой, в верхней части ниши имеются вышибные панели - через открываемые ими отверстия направляются вовне продукты взрыва в случае детонации.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Газотурбинный двигатель AGT 1500 производства Lycoming Textron развивает мощность 1120 кВт (1500 л.с.) и обеспечивает скорость хода по шоссе до 67 км/ч. Двигатель работает надежнее и тише, чем равный по мощности дизельный, но высокий расход топлива создает большие проблемы для обеспечивающих служб.

морские пехотинцы 1-й танкового батальона на танке M1A1

Танк Абрамс M1А1 фото , модификация М1А1, серийное производство которой начали в августе 1985 г., получила 120-мм гладкоствольную пушку М256.
Приборное оснащение позволяет экипажу М1А1 обнаружить цель на большом удалении, превышающем дальность эффективного действия оружия противника, опознать ее, определить дистанцию и произвести прицельный выстрел раньше, чем оппонент сможет пустить в ход свое оружие. Цифровой баллистический вычислитель получает данные от лазерного дальномера и определяет установки прицела с учетом углового положения цели и изгиба ствола пушки - специально для его определения на дульной части ствола установлено зеркало. Внешние датчики на башне дают информацию об атмосферных условиях.
Многослойное комбинированное бронирование танков M1 с 1988 г. включает стальную броню с присадками обедненного урана, обеспечивающими значительно большую плотность, чем у других стальных сплавов, слои синтетической ткани, керамические элементы, резиновые вставки. Во время войны в Заливе зафиксированы случаи пробития брони Abrams снарядами советских танков Т-72 советского производства. Отсек боеукладки и крыша башни включают вышибные планки, благодаря которым в случае пробития брони корпуса или башни и детонации боеприпасов продукты взрыва будут направлены вовне - это повышает шансы экипажа на выживание.

РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА
Механик-водитель, размещающийся в передней части корпуса по оси машины, использует для наблюдения три перископических прибора, один из которых может заменяться прибором ночного видения. Для уменьшения высоты танка механик-водитель по-боевому располагается полулежа. Командир размещается в башне справа от пушки и может вести круговое наблюдение через шесть перископических приборов. Наводчик, также сидящий справа от пушки, использует систему наблюдения GPS-LOS и лазерный дальномер Hughes. Заряжающий располагается слева от пушки.

Австралийские солдаты и солдаты Корпуса морской пехоты США на учениях Золотой Орел в Калифорнии

Соосный прицел: В случае боевого повреждения или выхода из строя автоматизированной аппаратуры может использоваться оптический прицел телескопического типа.
Рабочее место командира: Командир также использует несколько прицелов, включая прицелы на башне 12,7-мм пулемета, и прицел, дублирующий основной прицел наводчика.
Полик боевого отделения работает как подвесной полик башни, вращаясь синхронно с ее поворотом и обеспечивая членам экипажа постоянное положение относительно вооружения и боекомплекта.

На танке Абрамс M1А1, морпех на перекуре, 2-я дивизия морской пехоты 2-ой танковый батальон на учениях в пустыне

М1 Абрамс, и иракский танк Т-72, кормой друг к другу, хребет Besmaya Gunnery Багдад, Ирак, октябрь 2008 год

Танк Абрамс М1А1 н брюхе, фото в ходе иракской компании

Механик-водитель при закрытом люке занимает положение полулёжа и управляет танком с помощью Т-образного штурвала.
Танк M1 вооружён 105-мм нарезной пушкой М68А1, стабилизированной в двух плоскостях и снабжённой эжектором. В боекомплект орудия входят 55 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт, второй такой же установлен перед люком заряжающего, а 12,7-мм пулемёт смонтирован па командирской башенке. Боекомплект - 11400 патронов калибра 7,62 мм и 1000 патронов калибра 12,7 мм. По бортам башни имеются два шестиствольных дымовых гранатомёта.
Танк оснащён достаточно совершенной системой управления огнём. В едином блоке с трансмиссией установлен газотурбинный двигатель Avco-Licoming AGT-1500 мощностью 1500 л.с. Максимальная температура газов в турбине достигает 1193°.

  • Танк разгоняется до 30 км/ч за 6 с.
  • Максимальная скорость - 66,7 км/ч.

Ходовая часть состоит из семи обрезиненных катков на борт, двух обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. Гусеница обрезиненная с резииометаллическими шарнирами и съёмными асфальто-ходными подушками.

наводчик и водитель подготовка к бою новой модификации M1A2, основное отличие наличие дистанционного управления зенитным пулеметом

Танк Абрамс M1А1 фото , имеет модификации:

  • ХМ1: Опытный. В 1979 г. построено девять опытных экземпляров.
  • M1: Первая серийная модель. Выпускалась в 1979-1985 гг.
  • МНР: IP - «усовершенствованная серийная модель». Выпускалась в 1984 г. до принятия М1А1. Включает некоторые усовершенствования и изменения конструкции.
  • M1А1: Выпускалась в 1986-1992 гг.
  • М1А1НС: НС - «обычный утяжеленный». Композитная броня с содержанием обедненного урана, система защиты от оружия массового поражения с герметизацией корпуса и созданием избыточного давления, большая корзина для укладки ЗИП на башне, 120-мм гладкоствольная пушка М256.
  • M1A1-D: D - «цифровой». M1А1 НС с цифровой электронной аппаратурой.
  • M1A1-AIM: AIM - «комплексная модернизация танка Abrams». Программа модернизации к одному сроку всех ранее выпущенных. Предусматривает: установку инфракрасной системы переднего обзора (FLIR) и датчиков дальнего обнаружения целей, телефонной аппаратуры для связи с пехотным подразделением, новое связное оборудование, терминала «аппаратуры управления боем XXI века уровня бригады и ниже» (FBCB2) и аппаратуры опознавания «дружественных сил» по принципу «свой-чужой» (Blue Force Tracking), тепловизионного прицела для 1 2,7-мм пулемета.
  • M1А1 KVT: KVT - «красный вариант танка». М1А1, модифицированный для имитации советских танков в Национальном учебном центре Форт Ирвин. Оборудован комплектом лазерных датчиков и имитаторов попаданий (MILES) и «прибором Хоффмана» (имитатор стрельбы из танковой пушки).
    M1A1M: Экспортный вариант для поставок иракской армии.
  • М1А2(1992 год),
  • М1А2 SEP (1999),
  • M1A1D (2000),
  • M1 TUSK (2006),
  • M1A2 SEP V2 (2008 год).

отличительные черты танков новых серий

  • Серийное производство танков серии А1М1 осуществлялось в США до 1995 г.
  • Всего изготовлено свыше 9000 штук. В настоящее время продолжается модернизация ранее выпущенных машин.
  • По состоянию на 2010 г. танки стояли на вооружении Австралии, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и США.

Танк М1 "Абрамс" оснащен системой защиты от оружия массового поражения, которая в случае необходимости обеспечивает подачу очищенного воздуха от фильтровентиляционной установки к маскам членов экипажа, а также создает избыточное давление в боевом отделении, чтобы предотвратить попадание в него радиоактивной пыли или отравляющих веществ. Имеются приборы радиационной и химической разведки. Температура воздуха внутри танка может повышаться с помощью обогревателя. Для внешней связи служит радиостанция АМ/УРС-12, для внутренней - танковое переговорное устройство.Для кругового обзора по периметру командирской башенки установлены шесть смотровых перископов. Электронный (цифровой) баллистический вычислитель, выполненный на твердотельных элементах, с довольно высокой точностью рассчитывает угловые поправки для стрельбы. От лазерного дальномера в него автоматически вводятся значения дальности до цели, скорость бокового ветра, температура окружающего воздуха и угол наклона оси цапф пушки.

Кроме этого, вручную вводятся данные о типе снаряда, барометрическом давлении, температуре заряда, износе канала ствола, а также поправки на рассогласование направления оси канала ствола и линии прицеливания. После обнаружения и опознавания цели наводчик, удерживая на ней перекрестие прицела, нажимает на кнопку лазерного дальномера. Значение дальности отображается в прицелах наводчика и командира. Затем наводчик выбирает тип боеприпаса путем установки четырехпозиционного переключателя в соответствующее положение. Заряжающий тем временем заряжает пушку. Световой сигнал в прицеле наводчика оповещает, что орудие готово к открытию огня. Угловые поправки от баллистического вычислителя вводятся автоматически. В качестве недостатков отмечаются наличие только одного окуляра в прицеле наводчика, что утомляет глаза, особенно во время движения танка, а также отсутствие прицела командира танка, независимого от прицела наводчика.

Боевой танк М1 "Абрамс" на марше.

Моторно-трансмиссионное отделение расположено в кормовой части машины. Газотурбинный двигатель АОТ-1500 выполнен в одном блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Х-1100-ЗВ. В случае необходимости блок целиком может быть заменен менее чем за 1 час. Выбор газотурбинного двигателя объясняется рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Прежде всего это возможность получения большей мощности при меньшем объеме газотурбинного двигателя. Кроме того, последний имеет примерно вдвое меньшую массу, относительно простую конструкцию и в 2-3 раза больший ресурс работы. К тому же он лучше удовлетворяет требованиям многотопливности.

Вместе с тем отмечаются такие его недостатки, как повышенный расход топлива и сложность воздухоочистки. АОТ-1500 является трехвальным двигателем с двухрасходным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, двухступенчатой силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом первой ступени и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Максимальная температура газа в турбине составляет 1193°С. Скорость вращения выходного вала - 3000 об/мин. Двигатель имеет хорошую приемистость, что обеспечивает танку М1 "Абрамс" разгон до скорости 30 км/ч за 6 секунд. Автоматическая гидромеханическая трансмиссии Х-1100-ЗВ обеспечивает четыре передачи переднего хода и две заднего.

Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота. Ходовая часть танка включает по семь опорных катков на борт и две пары поддерживающих роликов, торсионную подвеску, а также гусеницы с резинометаллическими накладками. На базе танка М1 "Абрамс" созданы машины специального назначения: тяжелый танковый мостоукладчик, катковый минный трал и бронированная ремонтно-эвакуационная машина мостоукладчик НАВ.

Башня основного танка М1 "Абрамс".

Перспективный американский основной боевой танк "Блок III" разрабатывается на базе танка "Абрамс". Он имеет небольшую башню, автомат заряжания и экипаж из трех человек, располагающихся в корпусе танка плечом к плечу.

Тактико-технические характеристики основного боевого танка М1А1/М1А2 "Абрамс"

Боевая масса, т 57,15/62,5
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 9828
ширина 3650
высота 2438
клиренс 432/482
Броня, мм комбинированная с применением обедненного урана

Вооружение:

М1 105-мм нарезная пушка М68Е1; два 7,62-мм пулемета;12,7-мм зенитный пулемет
М1А1/М1А2 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120, два 7,62-мм пулемета М240 и 12,7-мм пулемет "браунинг" 2НВ

Боекомплект:

М1 55 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7- мм, 11400 патронов калибра 7,62 мм
М1А1/М1А2 40 выстрелов, 1000 патронов калибра 12,7-мм, 12400 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель "Лайкоминг текстрон" АGТ-1500, газотурбинный, мощность 1500 л.с. при 3000 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см 0,97/1,07
Скорость по шоссе, км/ч 67
Запас хода по шоссе, км 465/450

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 1,0
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,2

Источники:

  • Н. Фомич. "Американский танк М1 "Абрамс" и его модификации", " Зарубежное военное обозрение";
  • М. Барятинский. "Чьи танки лучше: Т-80 против "Абрамса";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • M1 Abrams ;
  • Спасибухов Ю. "M1 Abrams. Основной боевой танк США";
  • Tankograd Publishing 2008 "M1A1/M1A2 SEP Abrams Tusk";
  • Wydawnictwo Bellona "M1 Abrams Czolg Amerykanski 1982-1992";
  • Steven J.Zaloga "M1 Abrams vs T-72 Ural: Operation Desert Storm 1991";
  • Michael Green "M1 Abrams Main Battle Tank:The Combat and Development History of the General Dynamics M1 and M1A1 Tanks".