Несмотря на возрастающее значение авиации на поле современного боя, артиллерия не сдает свои позиции и сохраняет свою роль эффективного средства поражения любых целей — от пехоты до фортификационных сооружений. Одной из ее важнейших видов являются самоходные артиллерийские установки (САУ). Они часто применяются для огневой поддержки войск на поле боя, для артподготовки перед штурмом позиций противника, а также для минирования опасных участков обороны и уничтожения минных полей врага. Внедрение новейших технологий обеспечивает самоходным артиллерийским установкам высокую точность, скорострельность и мобильность. Значимость САУ в реалиях типичного регионального конфликта нашего времени значительно возросла.

Одной из наиболее ожидаемых новинок, которую широкая публика могла видеть одном из недавних парадов Победы в Москве, стала новейшая самоходная артиллерийская установка 2С35 «Коалиция-СВ». Эта машина имеет долгую и непростую историю создания.

История

В 1989 году на вооружение была принята самоходная гаубица 2С19 «Мста-С ». По своим основным характеристикам она ничем не уступала зарубежным аналогам. Но со временем все изменилось: дальность стрельбы зарубежных САУ увеличилась до 40 километров (некоторыми боеприпасами), и в ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород) начали разрабатывать новую артиллерийскую систему, получившую наименование «Мста-СМ». Параллельно с ними специалисты данного НИИ разрабатывали несколько многоствольных артиллерийских систем.

В начале 2003 года конструкторы уже имели достаточные наработки для создания двухствольной гаубичной самоходной системы. В 2004 году начались ее испытания, в результате которых от двухствольной компоновки решили отказаться. Установка сразу двух стволов на одной машине серьезно усложняла и удорожала конструкцию. Именно эти работы и дали начало новому проекту, позже получившему название «Коалиция».

Официально проект стартовал в 2006 году. В 2013 году были сделаны два первых опытных образца, а в следующем – первая партия САУ из десяти машин.

К 2020 году эта 152-мм самоходная гаубица должна заменить устаревшие САУ «Акация » и «Мста».

Конструкция

САУ «Коалиция-СВ» построена на базе основного российского танка Т-90. В будущем ее хотят перевести на базу универсальной боевой платформы «Армата », а также создать колесный вариант.

САУ выполнена по башенной схеме и устройство ее корпуса в целом повторяет компоновку корпуса Т-90 . Корпус состоит из трех отделений: силового, боевого и отсека управления. Отделение управления расположено в носовой части корпуса, в нем расположено место водителя-механика и приборы управления машиной. Рядом находятся места для командира орудия и наводчика.

Боевое отделение полностью необитаемо, оно размещено в средней части корпуса. Заряжание и формирование выстрела происходит полностью в автоматическом режиме, без участия экипажа. Заряжание раздельное. Экипаж полностью отделен от боевого отсека, что повышает его безопасность, а также ограждает от пороховых газов. Модуль управления компьютеризирован, все информация выводится на дисплеи. Места командира машины и наводчика оборудованы системами контроля исполнения операций. На своих местах командир и наводчик могут получать информацию об окружающей местности, производить нацеливание орудия, принимать целеуказания по специальному каналу связи и вычислять поправки для стрельбы. Все это они могут выполнять в любое время суток.

В кормовой части машины расположен силовой отсек с двигателем и трансмиссией. Нарезная гаубица калибра 152 мм расположено в поворачивающейся башне. На башне также расположена система постановки дымовых помех и датчики предупреждения об облучении лазером.

На дульном срезе орудия имеется дульный тормоз. Заряжается орудие автоматически, при этом снаряд может быть загружен в орудие при любых углах его наклона: опускать ствол на линию заряжания не требуется. Механизм заряжания – пневматический. Выстрел производится за счет микроволнового заряда.

Механизм заряжания существенно повысил темп стрельбы «Коалиции-СВ». Скорострельность установки в 1,5 раза выше, чем САУ «Мста» и «Акация». Боекомплект орудия составляет от 50 до 70 снарядов. САУ может использовать осколочно-фугасные снаряды, управляемые снаряды, полет которых можно корректировать, используя информацию от системы ГЛОНАСС, а также снаряды специального назначения: дымовые, осветительные, зажигательные.

САУ способна стрелять на дальность до 70 километров. «Коалиция-СВ» может работать в режиме «шквал огня», при котором производится большое количество выстрелов по одной цели, но по разным траекториям, благодаря чему снаряды попадают в цель почти одновременно. Машина может быть подготовлена к стрельбе в кратчайшие сроки и покинуть позицию через одну минуту после ее окончания.

Для «Коалиции-СВ» была создана специальная машина на базе КамАЗа, которая может перевозить и разгружать боекомплект. Для пополнения БК с этой машины требуется всего лишь 15 минут.

На крыше башни САУ расположена пулеметная установка, с пулеметом КОРД . Она управляется дистанционно, угол ее возвышения составляет 75 градусов. В установке присутствуют система наведения и лазерный дальномер.

Броня корпуса артиллерийской установки — стальная противопульная.

«Коалицию» планируют поставить на вооружение в бригады Сухопутных войск РФ .

Модификации машины

Сейчас САУ выполнена на базе танка Т-90, но некоторые эксперты считают, что универсальная платформа «Армата» подойдет для этих целей намного лучше. Тем не менее, существует еще несколько вариантов — например, в качестве базы самоходной установки может быть использован автомобиль повышенной проходимости КамАЗ-6560. Проходимость колесного варианта, скорее всего, будет ниже гусеничного, однако, он должен быть намного более мобилен и серьезно выигрывать в скорости.

Имеется информация об экспериментах с зарядом для этого орудия. Новый заряд, созданный на основе вещества с большой энергетической емкостью сможет существенно повысить дальность стрельбы. Но официального подтверждения этому пока не было.

Существует и еще один вариант этой установки. Он представляет собой две сочлененные машины: первая – это САУ, а вторая – транспортно-заряжающая машина, которую установка возит на прицепе. Благодаря такой схеме время заряжания артиллерийской установки уменьшается в несколько раз и значительно увеличивается проходимость комплекса.

Планируется также установка орудий САУ «Коалиция-СВ» на боевые корабли.

Технические характеристики

Полная информация о машине пока недоступна.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

23.03.2016 - 5:00

Начальник пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов сообщил, что в этом году в округ должно прийти долгожданное пополнение - самоходные гаубицы или же самоходные артиллерийские установки (САУ) «Мста-СМ» и «Коалиция-СВ».

«Мста» поступает на вооружение частей округа, дислоцированных в Московской области. Более совершенная «Коалиция» будет придвинута к нашим западным рубежам, пишет Свободная Пресса .

«Мста-СМ» - гаубица с непростой судьбой. Она является глубокой модернизацией САУ «Мста-С», пришедшей в артиллерию в 1989 году. Ее эффективность превышает в 4−5 раз эффективность САУ предыдущего поколения «Акация».

Однако эта разработка была остановлена в связи с переключением екатеринбургского Уральского завода транспортного машиностроения на создание САУ «Коалиция-СВ». Но впоследствии, когда более мощная «Коалиция» была подготовлена к испытаниям, прерванная разработка продолжилась. И гаубица под индексом 2С19 М² была принята на вооружение в 2012 году.

Присутствие в армии двух САУ, решающих одни и те же задачи, объясняется тем, что их цены существенно отличаются. И за одни и те же деньги можно произвести больше самоходных гаубиц «Мста».

Что же касается САУ 2С35 «Коалиция-СВ» , испытания которой завершаются, то она получилась самой эффективной самоходной гаубицей, превышающей характеристики зарубежных аналогов в 1,5−2 раза. Во многом это объясняется тем, что на Западе создание этого вида вооружений было заморожено 1,5−2 десятилетия назад.

САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных комплексов, артиллерийских и минометных батарей, танков и бронетранспортеров. А также средств ПВО и ПРО, пунктов управления, полевых фортификационных сооружений и для препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны.

Платформа

Разработка началась в 2006 году на Уралтрансмаше и в ЦНИИ «Буревестник». В процессе эскизного проектирования были рассмотрены несколько вариантов. Одноствольный и двуствольный. Размещаются гаубицы на колесном (КамАЗ) и гусеничном (Т-90) шасси.

Впоследствии, когда появилась новейшая платформа «Армата», было отдано предпочтение именно ей. Хотя к этому моменту были построены и испытаны несколько образцов одноствольной САУ на базе танка Т-90. В дальнейшем предполагается переход на «Армату».

«Коалиция-СВ» соединяет в себе достоинства платформы и базирующегося на нем орудия. В результате получается САУ, обладающая уникальными характеристики. «Армата» обеспечивает гаубице высочайший уровень защиты.

Причем эта защита имеет четыре степени отражения атак.

Обеспечение малозаметности в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах. Тут используется целый комплекс средств - от стелс-технологии и мероприятий по снижению теплового излучения до использования аэрозольных облаков, которые устанавливают визуальную, тепловую и радио-завесу.
- Активная защита, представляющая собой уничтожение подлетающих ракет и снарядов. Для уничтожения снарядов и ракет применяются гранаты, установленные в мортирах, расположенных по периметру орудийной башни. Разлетающиеся под углом в 20 градусов осколки гранаты перехватывают боеприпасы противника в радиусе 15−20 метров. Также используется высокоточный пулемет, который по наводке от радара способен с высокой вероятностью поражать даже подкалиберные снаряды.
- Динамическая защита брони. Она представляет собой сложную неоднородную структуру брони, благодаря чему происходит разрушающее и уводящее воздействие на прилетевший снаряд. Также броня «Арматы» в случае пробоя не дает осколков.
- Внутренняя защита. Экипаж САУ расположен в бронекапсуле, где находится и вся электроника. Моторный отсек отделен бронированной перегородкой. Боекомплект находится в контейнере, расположенном позади пушки. Автоматическая пушка находится в башне, где нет экипажа.

Орудие

Основное оружие САУ 2С35 - 152-мм гаубица 2А88. Длина нарезного ствола - 52 калибра или примерно 7,5 метра. Орудие имеет модульное (картузное) заряжание - воспламеняющийся заряд и снаряд не объединены гильзой, а подаются в камору раздельно. На конце ствола расположен традиционный дульный тормоз, уменьшающий отдачу при стрельбе.

Имеется устройство автоматического заряжания, работающее на пневматическом принципе. Благодаря этому удалось повысить скорострельность до рекордных показателей, которые превышают 15 выстрелов в минуту. При этом заряжающий автомат не требует возвращения ствола в исходное положение, перезарядка осуществляется в любом его рабочем положении.

Существует полуофициальная информация о том, что во время испытаний удалось добиться скорострельности 22 выстрела в минуту. Однако и 15 - это тоже очень много, таких результатов нет больше ни у одной гаубицы. Столь высокая скорострельность была бы невозможна без эффективной системы охлаждения ствола. Как утверждают разработчики, она кардинально отличается от ныне существующих.

Скорострельность - это крайне важная для САУ характеристика. После того, как гаубица начинает стрельбу, противник засекает ее координаты и открывает огонь на ее подавление. Поэтому крайне важно успеть поскорее выпустить достаточное количество снарядов для гарантированного подавления цели и сменить позицию.

В боекомплект входит до 70 снарядов, как обычных осколочно-фугасных, так и активно-реактивных управляемых, созданных на базе снаряда «Краснополь». Управление траекторией полета осуществляется при помощи ГЛОНАСС. Снаряд оснащен твердотопливным ускорителем, а также четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя выдвигающимися стабилизаторами.

Целый ряд параметров новой САУ хранится в секрете. В частности, не указывается, входит ли в боекомплект снаряд с полуактивной лазерной головкой самонаведения. В принципе, такого рода снаряды среди различных модификаций «Краснополя» имеются.

Однако обнародованы показатели по дальности стрельбы. И они рекордные - новый активно-реактивный корректируемый снаряд «Коалиции-СВ» улетает на 70 километров. При этом имеется возможность направлять снаряды по отличающимся траекториям таким образом, что все они сходятся в одной точке.

Поджигание заряда осуществляется электромагнитным импульсом СВЧ.

К САУ на базе автомобиля КамАЗ была разработана и транспортно-заряжающая машина 2Ф66−1. Она способна доставлять до 90 зарядов. Время загрузки САУ составляет менее 15 минут.

«Коалиция-СВ» оснащена системой автоматизированного управления огнем. Она позволяет в автоматическом режиме выбирать цель, наводиться на нее и вести огонь вплоть до полного уничтожения. САУ интегрировано в единую систему управления тактического звена, которая позволяет получать данные целеуказания от других машин или КП по цифровому защищенному каналу.

Эта система позволяет гаубице работать днем и ночью и корректировать огонь как экипажу, так и удаленно из КП, когда в командном отсеке САУ экипаж отсутствует.

На башне САУ установлен дистанционно управляемый пулемет калибра 12,7 мм, оснащенный системой автоматического наведения по телевизионному каналу и лазерным дальномером. В комплект входят 200 патронов.

К достоинствам данной САУ относится ее невысокий вес - 48 тонн, а также большой запас хода, высокая скорость и проходимость.

Лучшие гаубицы НАТО отстают на 20 километров

Сравнивать американскую САУ M109A6 с разработкой Уралтрансмаша бессмысленно. Принятая на вооружение в 1963 году, она, конечно, несколько раз модернизировалась. Последняя модернизация M109A6 PIM поступила на вооружение в 2012 году. Однако в результате скорострельность осталась равной 4 выстрелам в минуту, а дальность не превысила 30 километров. Суть изменений свелась к насыщению машины электроникой.

Также совсем недавно гидравлический привод управления орудием был заменен на электрический. При этом заряжание так и осталось полуавтоматическим. 400-сильный двигатель заменили на 500-сильный, «пересадив» гаубицу на БМП М2 «Брэдли». Платформу, выпускающуюся с 1981 года, к новому слову бронетехники также отнести нельзя.

Вполне приличные САУ делают в Германии, Южной Корее и Великобритании.

К созданию САУ PzH-2000, прекрасно вписавшейся в XXI век, немцев подтолкнуло нежеланием довольствоваться американским «антиквариатом» - самоходной гаубицей M109A6 «Палладин», - которая долгие годы находилась на вооружении Бундесвера. Гаубица создавалась в течение 10 лет, ее серийное производство началось в 1998 году.

У нее очень серьезные характеристики. 155 мм орудие с боекомплектом из 60 снарядов. Автоматизированное заряжающее устройство обеспечивает скорострельность в 8−10 выстрелов в минуту. При этом активно-реактивные снаряды способны улетать на 50 километров. Система управления позволяет производить наведение на цель и вести огонь в полуавтоматическом и автоматическом режиме. Целеуказание и коррекция огня могут осуществляться с КП.

Компоновка этой САУ отличается от «Коалиции-СВ». В передней части гусеничного шасси располагается двигатель, башня с орудием максимально смещена к корме.

Высокая степень автоматизации позволяет проводить стрельбу экипажем из трех человек, в то время как штатный экипаж состоит из пяти. Полный состав требуется для развертывания САУ. Для сравнения: для развертывания трех американских САУ М109, суммарная огневая мощь которых равна одной немецкой установке, требуется не менее 24 человек.

Южной Корее, расположенной в непосредственной близости от своего беспокойного северного соседа, эффективная самоходная гаубица была необходима, как воздух. И ее сделали к 1998 году. САУ K9 Thunder была разработана компанией «Самсунг».

Калибр орудия - 155 мм. Система заряжания полуавтоматическая. Благодаря интенсивной работе экипажа первые 3 выстрела выполняются за 15 секунд. Однако затем скорость падает, и скорострельность составляет 6−8 выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы реактивными снарядами такая же, как и у немцев, - 50 километров. Но боекомплект скромнее - 48 снарядов. Так же, как и в «Коалиции-СВ», есть возможность посылать снаряды в одну цель по различным траекториям. Возможна стрельба ядерными боезарядами.

Англичане в конце прошлого века воевать в Европе не собирались. Поэтому их самоходная гаубица AS90 сделана с расчетом на эксплуатацию в пустыне. И испытания она проходила в Саудовской Аравии.

Первоначально 155-и миллиметровая гаубица имела короткий ствол, из-за чего дальность стрельбы не превышала 30 километров. После замены ствола реактивные снаряды начали улетать на 40 километров. Эксплуатируется с 1995 года.

Гаубица оснащена современной электроникой, позволяющей автоматизировать целеуказание. Имеется возможность вести огонь прямой наводкой. Однако отсутствует автоматическое заряжение, в настоящий момент проводятся работы по созданию соответствующего автомата.

К удачным САУ также можно отнести китайскую 155-и миллиметровую гаубицу PLZ-05, которая во многом напоминает российскую «Мста-С». Но в частично модернизированном виде. Благодаря чему удалось довести дальность стрельбы до 40 километров при неплохой скорострельности в 8 выстрелов в минуту. PLZ-05 была принята на вооружение в 2007 году.

ТТХ САУ «Коалиция-СВ», PzH-2000 (ФРГ), K9 Thunder (РК), AS90 (Великобритания), M109A6 PIM (США)

Боевая масса, т: 48 - 55 - 47 - 45 - н/д
Экипаж: 3 - 5 - 5 - 5 - 5
Калибр орудия, мм: 152 - 155 - 155 - 155 - 155
Длина ствола, калибры: 52 - 52 - 52 - 52 - 39
Боезапас: 70 - 60 - 48 - 48 - 40
Дальность стрельбы, км: 40 - 30 - 30 - 30 - 22
Дальность стрельбы реактивными снарядами, км: 70 - 50 - 50 - 40 - 30
Скорострельность: выстр/мин: >15 - 10 - 8 - 6 - 4
Мощность двигателя, л. с: 1500 - 1000 - 1000 - 660 - 500
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: н/д - 60 - 67 - 53 - н/д
Запас хода по шоссе, км: н/д - 420 - 480 - 420 - н/д.

Владимир Тучков

Концепция спаренных артиллерийских систем зародилась практически в начале 20 века. Первый прототип САУ построен в 1976 г. опытный образец САУ - единственный макетный образец, который так же отрабатывался по темам "объект 316" (прототип САУ "Мста-С"), "объект 326" и "объект 327". На вращающуюся башню-платформу в ходе испытаний устанавливались орудия с различной баллистикой. В представленной конфигурации - с пушкой от САУ "Гиацинт" - машина проходила испытания в 1987 г.



САУ "объект 327" разрабатывалась в качестве конкурента САУ "Мста-С", но оказавшись весьма революционной осталась экспериментальной САУ. САУ отличалась высокой степенью автоматизации - перезаряжание орудия осуществлялось штатно автоматом заряжания при внешнем расположении орудия с размещением боеукладки внутри корпуса САУ. В ходе испытаний с орудиями двух типов САУ показала высокую эффективность, но предпочтение было отдано более "технологичному" образцу - 2С19 "Мста-С".



Экипаж данного изделия находился в изолированном боевом отделении в носовой части корпуса, в то время как боевое отделения с полностью механизированной боеукладкой находилось в центральной части корпуса модифицированного шасси основного танка Т-72. Изменение подвески Т-72 было незначительным - просто раздвинули катки...



Испытания и проектирование САУ прекращены в 1987 г. Наименование объекта "шайба" являлось неофициальным. Второй экземпляр САУ с орудием 2А37 от САУ "Гиацинт" с 1988 г. простоял на полигоне сохранился в музее ПО "Уралтрансмаш".


В 90-е годы концепция перспективной САУ, претерпев ряд изменений продолжила свое развитие в нашей стране и за рубежом. Перспективные иностранные САУ «Крестоносец» (США),. САУ «PzH 2000» (ФРГ) с различным успехом проходили испытания. Аналогичная по концепции и характеристикам данным системам САУ разрабатывалась и в нашей стране в 80-х 90-х годах ФГУП "Уралтрансмаш", а также рядом других предприятий.



Однако, как и ее зарубежные аналоги, она не обладала качествами, которые бы предоставили им радикальные преимущества по сравнению с существующими модернизированными образцами серийных САУ.


Возвращение к этой теме произошло спустя время в рамках ОКР «Коалиция-СВ» - разработка перспективной российской самоходной артиллерийской установки. Головным исполнителем является: ОАО ЦНИИ "Буревестник" (г. Нижний Новгород). Соисполнители: ОАО "Уралтрансмаш", ОАО "ЦНИИМ", ОАО "Уралвагонзавод". С конца 1980-х годов велось изучение повышения эффективности САУ по теме НИР "Необитаемость"


В рамках темы был проведен ряд НИР по определению оптимального уровня межвидовой унификации перспективного артиллерийского вооружения крупного калибра Сухопутных войск и Военно-морского флота.


В плане унификации ставилась задача рационального использования в арторудии технических решений, элементов, узлов и систем, общих как для ствольных систем вооружения ВМФ (кораблей и береговой обороны), так и для самоходных артиллерийских орудий Сухопутных войск.


В конце 2006 года был продемонстрирован один из макетных образцов самоходной артиллерийской установки "Коалиция-СВ" изготовленный с использованием наработок по САУ "Мста-С" и шасси основного танка "объект 195".



Стоит отметить, что современные гаубицы предназначены для ведения кратковременного (время безопасного нахождения на одной огневой позиции до 1 минуты) высокоинтенсивного огня со сменой огневой позиции. Они выдвигаются на позицию, ведут высокоинтенсивный огонь по удаленным целям, затем направляются на другую позицию прежде, чем противник сможет открыть ответный огонь. С ростом автоматизации управления огнем современной артиллерии и повсеместным внедрением радиолокационных средств разведки обнаружения огневых позиций время реакции артиллерии противника в составе разведывательно-огневых систем, действующих в режиме реального времени, и соответственно время безопасного нахождения САУ на огневой позиции значительно сокращается. Путем преодоления данных проблем является создание артиллерийских систем, с нетрадиционными конструктивно-компоновочными схемами, обеспечивающими значительный рост огневой мощи (и, соответственно, уменьшение времени нахождения САУ на огневой позиции), реализация которых заложена в отечественной САУ нового поколения.




В представленном образце:

  • Экипаж - 2 чел (в окончательном варианте компоновки САУ)
  • Шасси:
    • опытный прототип - 6-ти катковое гусентичное шасси САУ "Мста-С", созданное на базе танка Т-72.
    • в последующем варианте (не представлен публике) - 7-ми катковое гусеничное танковое аналогично базе танка "объект 195".

Особенность САУ "Коалиция-СВ" состоит в том, что она обладает сразу двумя орудийными стволами. Двуствольные САУ "Коалиция-СВ" строились и до этого, но то были малокалиберные зенитки, а гаубица "Коалиция-СВ" имеет шестидюймовый калибр, считающийся предельным для полевой артиллерии. Всё, что выше этого калибра, относится уже к артиллерии резерва главного командования.



САУ со спаренной артиллерийской установкой обеспечивает повышение скорострельности за счет обеспечения возможности одновременного заряжания двух стволов, что приближает 2С36 "Коалиция-СВ" по огневой производительности к реактивным системам залпового огня (РСЗО) при сохранении кучности нарезкой ствольной системы. При этом сохранены габариты и масса, близкие к соответствующим габаритам и массе традиционной одноствольной системы.


Повышение эффективности стрельбы особенно в режиме "огневой налет" или "шквал огня" (зарубежный термин multiple rounds simultaneous impact MRSI) достигается максимальной скорострельностью по одной цели путем производства выстрелов на разных номерах заряда (применение переменного модульного метательного заряда) на разных углах возвышения стволов артустановки. При этом к цели все снаряды очереди могут подходить практически одновременно, что обеспечивает предельно высокую вероятность ее поражения.


Стабильность баллистических характеристик на всех номерах переменного заряда гарантируется однообразной фиксацией в зарядной каморе безгильзового переменного модульного метательного заряда на поршне продольно-скользящего затвора-досылателя (т.е. на дне каморы) независимо от количества модулей в конкретном заряде.


Мобильность в настоящее время считается одной из важнейших характеристик современной военной техники, и поэтому не удивительно, что создатели самоходного орудия "Коалиция-СВ" позаботились о ее сравнительной компактности и, соответственно, мобильности.




САУ "Коалиция-СВ" гораздо ниже, чем транспортно-загрузочная машина 2Ф66-1. В результате двуствольную "Коалицию-СВ" можно будет легко перебрасывать не только Ан-124 "Руслан", но и Ил-76.

Компоновка САУ 2С36 "Коалиция-СВ"


Рабочие места членов экипажа гаубицы "Коалиции-СВ" расположены в компьютеризированном модуле управления, который размещен в носовой части шасси.


Экипаж, состоящий из 2-3-х человек, осуществляет полный контроль над процессами заряжания, наведения и стрельбы. Модуль управления оборудован бортовыми тактическими системами выбора цели, позиционирования и навигации. По показаниям приборов и датчиков экипаж постоянно следит за общим состоянием машины и количеством боеприпасов по типам выстрелов. Разработка нового семейства боеприпасов для перспективной САУ велась в рамках ОКР "Коалиция-БП".



Механизмы заряжания обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов (осколочно-фугасные (с газогенератором), активно-реактивные, управляемые, дымовые и пр.) и модульных зарядов. Возможно применение различного переменного заряда (например, от одного до шести штук). Модульные переменные заряды значительно расширяют, огневые возможности двуствольной САУ "Коалиция-СВ".

В гаубице "Коалиция-СВ" реализован пневматический механизм заряжания и микроволновая система воспламенения метательного заряда.


Экипаж "Коалиции-СВ" находится в башне, здесь он размещается в отдельной бронированной капсуле, как в танке "Армата".



Каждое рабочее место членов экипажа оснащено комплексом дистанционного управления автоматизированным огнем и приборного контроля выполнения всех операций на дисплеях единой информационно-командной системой. Информационно-управляющие каналы связи рабочих мест экипажа в модуле управления с модулем вооружения дублированы. Предусмотрены основные люки экипажа, эвакуационный люк, а также технологический люк перехода в модуль вооружения.



Установка модуля управления в носовой части корпуса позволяет разместить экипаж в наименее опасном месте боевой машины.


Основное вооружение находятся в башне, где установлена спаренная артиллерийская установка и боекомплект с системой механизированного заряжения. Весь боекомплект находится в специальном ящике-замане за башней. И заряжание пушек идет в автоматическом режиме - так же, как у современных танков. Кстати, схема заряжания скопирована с экспериментального танка "Черный орел".


Двигатель размещен в кормовой части машины.


Для самообороны на крыше установлен зенитный пулемет калибра 12,7 мм "Корд", а по бокам от башни установлены 81 мм пусковые установки дымовых гранат с электрическим управлением.


Модульное решение отделений вооружения и управления как самостоятельных компоновочных единиц, выполняющих определенную функцию, позволяет уменьшить численность и усилить защиту экипажа, в том числе от средств массового поражения, а также улучшить условия взаимодействия и работоспособность экипажа.



Серийные изделия планируется изготавливать с использованием шасси перспективного российского танка (Армата). Новое шасси (семь опорных катков на борт) обладает значительно лучшими характеристиками по грузоподъемности, подвижности, качествам подвески, снижающими колебания артиллерийской установки при стрельбе.


Компоновка САУ 2С36 "Коалиция-СВ" использует компоновочные решения и унифицирована с перспективным танком "Армата" не только по шасси, но и по двигателю, и основным элементам корпуса.

Транспортно-заряжающая машина двуствольной самоходной артиллерийской установки 2С36 "Коалиция-СВ"

Гаубица 2С36 "Коалиция-СВ" может являться, частью самоходного артиллерийского комплекса, в состав которой входит также бронированный подвозчик боеприпасов. Таким образом, обслуживание перспективной САУ будет обеспечиваться достаточным количеством личного состава, не смотря на ее значительно уменьшенный экипаж. Операции по обслуживанию перспективной двуствольной САУ "Коалиция-СВ" могут быть в максимальной степени автоматизированы.


После выхода двуствольной "Коалиции-СВ" на огневую позицию стрельба из орудия производится после автоматического наведения на цель комплексом управления огнем под контролем членов экипажа по дисплеям. Боеприпасы подаются из автоматизированных боеукладок в орудие на всем диапазоне углов наведения.


Механизмы в модуле обеспечивают автоматический выбор необходимых типов снарядов и модульных зарядов. Комплекс агрегатов защиты жизнедеятельности очищает поступающий воздух от вредного воздействия пороховых газов и средств массового поражения, полностью обеспечивает комфортные условия работы экипажа.



В составе комплекса (САУ/ТЗМ) "Коалиция-СВ" возможна реализация полностью автоматизированной системы загрузки боеприпасов на борт, заряжания и ведения огня, обеспечивающая высокую скорострельность. Введение в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу за несколько минут перезагрузить на борт гаубицы 2С36 все необходимые выстрелы


Очень интересным вариантом данной гаубицы 2С36 "Коалиция-СВ" является сочлененная версия. Первая секция в ней представляет собой саму самоходку, а вот вторая, по сути, является, транспортно-заряжающей машиной на более чем 200 выстрелов.


От двигателя, находящегося в первой секции, силовой поток передается во вторую. Благодаря наличию второго корпуса существенно снижается время затухания колебаний после произведенного выстрела. Кроме того, резко повышается проходимость на местности.



Но существует вариант и заряжающей машины на колёсной платформе.



При обсуждении вариантов размещения САУ Коалиция-СВ на гусеничной или колесной платформе, представитель ОАО ЦНИИ "Буревестник" отметил, что гусеничная платформа более устойчива при стрельбе, чем колесная, и не требует выдвижения опор. В то же время он не исключил, что в связи с переходом на колесные платформы Сухопутным войскам понадобятся "Коалиции" на колесах.


ОАО "КамАЗ" обнародовал 3D-модели разрабатываемого перспективного самоходного артиллерийского 152-мм комплекса на колесной базе, создаваемого в рамках опытно-конструкторских работ "Коалиция-СВ-КШ". В создании колесного варианта самоходной гаубицы также участвовали предприятие «Мотовилихинские заводы» (Пермь)



За базу выбрано шасси из семейства автомобилей повышенной грузоподъемности КАМАЗ-6560 «Торнадо». Это шасси уже эксплуатируется в вооруженных силах в качестве базы для зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь-С1». При этом для использования в самоходной артиллерийской установке машина «Торнадо» претерпела некоторые изменения. Прежде всего, доработкам подверглась рама шасси. При стрельбе на этот агрегат воздействуют огромные нагрузки, что потребовало усилить его. Кроме того, были изменены некоторые другие части шасси. Эти доработки были связаны с установкой крупногабаритной орудийной башни.


Необходимо отметить, что создание автомобиля КАМАЗ-6560 фактически дало зеленый свет разработке самоходной артиллерийской установки на колесном шасси. Имевшиеся до появления «Торнадо» шасси не могли быть базой для САУ с характеристиками на уровне новой «Коалиции-СВ-КШ». КАМАЗ-6560 имеет грузоподъемность около 24 тонн, что позволило использовать это шасси в качестве основы для новой боевой машины.


После проведения специальных доработок шасси для соответствия транспортной базы утвержденным техническим требованиям изготовлен опытный образец шасси и направлен на предприятие где будет монтироваться перспективная 152-мм артиллерийская система.


КамАЗ-6560. Источник: a2goos.com

Одновременно с усилением рамы шасси в проекте «Коалиция-СВ-КШ» применены некоторые дополнительные решения, обеспечивающие работоспособность боевой машины. Как видно из имеющихся материалов, шасси дополнительно оборудовано четырьмя опускаемыми аутригерами. Таким образом, самоходная гаубица должна вести огонь не с колес, а с прочных опор. На приведение САУ в боевое положение после прибытия на позицию, по расчетам авторов проекта, должно уходить примерно полторы минуты. За это время опускаются аутригеры, проверяется работа систем башни и т.п. Колесное шасси позволяет после стрельбы быстро перевести САУ в походное положение и уйти с позиции.



Это картинка 3D модели в первой проработке монтажа 152-мм артиллерийской системы. На платформе шасси устанавливается бронированная орудийная башня. Боевое отделение выполнено необитаемым. В нем размещены автоматизированная укладка боеприпасов, автомат заряжания, а также 152-миллиметровая гаубица 2А86. В отличие от САУ «Коалиция-СВ» на гусеничном шасси, в башне самоходной гаубицы на колесном ходу имеется одно орудие, а не два.

Силовая установка

Силовая установка представляет собой единый 1200-сильный дизельный турбопоршневой двигатель А-85-3А (иногда обозначается как 2А12-3, 12ЧН15/16 или 12Н360). Моторесурс не менее 2000 часов. Масса до 5 тонн. Объем МТУ до 4 м3. Имеется возможность модернизации. По габаритно-массово-силовым характеристикам новинка должна превосходить лучшие зарубежные образцы моторно-трансмиссионных установок. необходимо отметить, что номинальная мощность двигателя 1500 л.с., до 1200 л.с. введено ограничение, что значительно увеличило моторесурс.


Разработкой двигателя занимался челябинский ГСКБ «Трансдизель», а производится будет на Челябинском Тракторном Заводе. Дизельный четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха, жидкостного охлаждения двигатель 12Н360 прошел весь ряд испытаний, от ресурсных до ходовых ещё в 2011 году.






Технические характеристики двигателя А-85-3А (12Н360) для САУ "Коалиция-СВ"

  • Тип двигателя - четырехтактный, Х – образный, 12 –цилиндровый с газотурбинным турбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха.
  • Система смесеобразования - непосредственный впрыск топлива
  • Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске, кВт (л.с.) - 1103 (1500)
  • Частота вращения, с-1 (об/мин) - 33,3 (2000)
  • Запас по крутящему моменту, % - 25
  • Удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) - 217,9 (160)
  • Масса, кг - 1550
  • Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 0,74 (1,0)
  • Габаритная мощность, кВт/кг (л.с./кг) - 1026 (1395)
  • Удельная масса, кг/кВт - 1,32
  • Длина, мм - 813
  • Ширина, мм - 1300
  • Высота, мм - 820

Двигатель 12Н360 - это вполне освоенный мотор, отнюдь не стендовый, он точно такие же стоял на наших перспективных танках (объект 195), проходивших не так давно Государственные испытания. В части силовой установки ГИ завершились успешно, двигатель претензий не имел - несмотря на то, что испытания были очень жесткие.

Артиллерийская часть гаубицы 2С36 "Коалиция-СВ"


Двухствольная 152 мм гаубица 2А86 с двусторонней автоматической подачей боеприпасов. Пушечная система представляет из себя основу установки разрабатываемой для крупных кораблей ВМФ.



Вариант спаренной артиллерийской установки с расположением снарядного и зарядного накопителей под артиллерийской установкой (корабельный подпалубный вариант).

Испытания самоходной артиллерийской установки (САУ) «Коалиция-СВ» завершатся в 2020 году, сообщил замминистра обороны РФ Юрий Борисов. По мнению экспертов, «Коалиция-СВ» станет оружием нового поколения в арсенале сухопутных войск. Главная отличительная особенность САУ - автоматизация управления боем. Кроме того, по дальности поражения и скорострельности она намного превосходит как российские, так и западные аналоги. О характеристиках перспективной отечественной боевой техники - в материале RT.

Самоходные гаубицы «Коалиция-СВ» vitalykuzmin.net

Замминистра обороны РФ Юрий Борисов сообщил о грядущем поступлении в войска 12 самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С35 «Коалиция-СВ». Новейшие гаубицы будут проходить испытания до 2020 года. По итогам эксплуатации военное ведомство примет решение о принятии на вооружение и закупках «Коалиции».

«Мы законтрактовали 12 образцов «Коалиции-СВ», они будут проходить войсковую эксплуатацию до 2020 года. В 2020 году мы завершим государственные испытания и уже примем решение о серийных закупках», — заявил Борисов после посещения «Уралтрансмаша» (входит в корпорацию «Уралвагонзавод») — единственного предприятия в РФ, которое производит САУ.

Контракт на поставку опытной партии «Коалиции» Минобороны РФ заключило в сентябре 2017 года. Однако тогда речь шла о закупке 10 машин. В мае 2017 года начальник ракетных войск и артиллерии сухопутных войск генерал-лейтенант Михаил Матвеевский рассказал, что серийные поставки гаубиц могут начаться в 2020 году.

Между тем Минобороны продолжает модернизацию самоходных установок 2С19 «Мста-С» (стоят на вооружении с 1989 года). Как отметил Борисов, ведомство сохранит прежние темпы перевооружения на установки «Мста-СМ». Замминистра уточнил, что ежегодно «Уралтрансмаш» передаёт в войска 36 обновлённых гаубиц. По оценке Борисова, проводимая модернизация позволяет повысить боевые качества САУ «Мста-С» на 40%.

«Шквал огня»

«Коалиция-СВ» (индекс «СВ» означает «сухопутные войска») предназначена для уничтожения крупных бронированных целей (артиллерии, танков, противотанковых машин), ракетных комплексов, укреплённых военных объектов и различных инженерных сооружений в глубине обороны противника.

«Коалиция-СВ» в перспективе должна стать основным самоходным артиллерийским орудием в сухопутных частях российской армии. В частности, новая САУ призвана заменить в войсках немодернизированные машины «Мста-С».

Работы по созданию «Коалиции» стартовали в середине 2000-х годов в стенах ЦНИИ «Буревестник». Проект «Коалиции-СВ» стал ответом России на появление в западных вооружённых силах самоходок, превосходивших «Мсту» по тактико-техническим характеристикам.

  • Самоходная гаубица «Коалиция-СВ» на международной выставке «Армия»
  • vitalykuzmin.net

В начале 2000-х годов в американскую армию начали поступать модернизированные версии САУ M109 Paladin, а немецкие ВС получили Panzerhaubitze 2000, которые, по мнению зарубежных обозревателей, являются лучшими в мире самоходными гаубицами по показателю скорострельности (12 выстрелов в минуту).

Современные западные САУ способны вести стрельбу в режиме, известном в России как «шквал огня» (по классификации НАТО — MRSI, Multiple Rounds Simultaneous Impact). Самоходки могут выпускать из одного орудия несколько снарядов, которые летят к цели по разным траекториям.

«Стрельба в режиме MRSI ведётся по навесной траектории, а снаряды летят под разными углами. В среднем выпускается по три-пять снарядов. Вероятность уничтожения цели с использованием MRSI достигает почти 100%. «Мста» на такое не способна, а вот характеристики «Коалиции» позволяют вести огонь в режиме MRSI», — сообщил в беседе с RT директор музея ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов.

По мнению специалиста, «Коалиция» сильно отличается от «Мсты», несмотря на внешнюю схожесть. Новая САУ превосходит предшественника по дальности стрельбы (40—70 км против 25—29 км), скорострельности (15—20 выстрелов в минуту против 10), вместимости боекомплекта (70—90 снарядов против 50), скорости хода по шоссе (до 90 км/ч против 60 км/ч).

Кнутов считает, что специалисты «Буревестника» создали оружие нового поколения, которое превосходит западные аналоги.

В то же время эксперт отметил, что «Коалиция» будет дорабатываться ещё в течение нескольких лет.

20 снарядов в минуту

Первые фотографии «Коалиции» появились в 2013 году, когда начался этап её испытаний. Пять лет назад конструкторы оснастили прототип САУ двумя пушками с целью повышения скорострельности, но в итоге специалисты «Буревестника» вернули новейшей самоходке привычный внешний вид. 9 мая 2015 года на Параде Победы «Коалиция» появилась в варианте с одним стволом.

  • Самоходные установки «Коалиция-СВ» на военном параде в честь Дня Победы, 9 мая 2017 года
  • РИА Новости
  • Александр Вильф

«Скорее всего, двуствольное оснащение потребовало дополнительных технических новшеств. Испытания показали, что это слишком сложное решение. К тому же два ствола могут повысить скорострельность максимум в 1,5 раза. Гораздо проще поставить на САУ один высокотехнологичный ствол и надёжные автоматизированные системы управления (АСУ). Собственно, это и было сделано», — пояснил Кнутов.

«Коалиция» оснащена 152-миллиметровой пушкой 2А88, которая в течение минуты может выпустить до 20 снарядов. На поле боя это даёт неоспоримое преимущество перед техникой противника и системой контрбатарейной борьбы. Отстрелявшись в режиме MRSI, гаубица тут же меняет позицию.

«Главная проблема, над которой бьются все конструкторы, — отсутствие эффективных способов охлаждения ствола после выстрела. Именно этот фактор — основное препятствие для повышения огневой мощи. Однако экипаж современных гаубиц, в том числе «Коалиции», контролирует температуру ствола с помощью специальных датчиков», — отметил Кнутов.

По информации зарубежных источников, все процессы в «Коалиции», включая загрузку боекомплекта и заряжание, автоматизированы. О высоком уровне автоматизации свидетельствует численность экипажа — три человека (против пяти — у Panzerhaubitze 2000 и четырёх — у новейшей версии M109).

Кроме того, боевой модуль «Коалиции» является «нежилым», а экипаж, как в танке Т-14 «Армата», помещён в специальную бронированную капсулу. На взгляд иностранных аналитиков, специалисты «Буревестника» воплотили в САУ передовые западные разработки.

«Россия действительно могла многое позаимствовать. Но особенность «Коалиции» в том, что, несмотря на высокую степень автоматизации, её экипаж способен управлять САУ по старинке — вручную. В отличие от лучших западных САУ, механический канал управления в «Коалиции» сохранён, и в случае вывода из строя электроники самоходка не превратится в груду металла», — подчеркнул Кнутов.

Первым обладателем «Коалиции», как ожидают российские и зарубежные эксперты, станет воссозданная в 2015 году 1-я танковая армия, дислоцированная в Западном военном округе (ЗВО).

«Коалиция» будет поступать именно в соединения на западных рубежах. На востоке страны такое мощное оружие избыточно. Это не означает, что Москва готовится начинать войну. Характер текущих угроз требует, чтобы самое современное оружие Россия держала в западных областях», — подчеркнул Кнутов.

Подпишитесь на нас