В условиях демократии, государство, по отношению к гражданскому обществу, выполняет следующую роль:

· создание правовой основы для деятельности гражданского общества, обеспечение свободы, безопасности и прав человека

· развитие коммуникаций: связь, транспортные артерии – железные, автомобильные дороги и т.д.

Тестирование:

1. Взаимная ответственность государства и личности, партнерские отношения власти и общества отличают государство

1) правовое

2) суверенное

3) республиканское

4) федеративное

2. К сфере гражданского общества относится деятельность

1) парламента

2) Союза писателей

3) прокуратуры

4) вооруженных сил

3. Отличительным признаком правового государства является

1) суверенитет

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт гражданства

4. Добровольная политическая организация, которая объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определенных социальных сил, ставит целью реализовать их путем завоевания, удержания и использования государственной власти. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) профессиональный союз

3) политическая партия

4) парламентская фракция

5. Организация Z активно участвует в политической жизни, но не ставит задачу овладения властью, а лишь оказывает на нее давление, добиваясь своих целей. Организация Z –это

1) правовое государство

2) общественно-политическая организация

3) политическая партия

4) парламентская фракция

6. Какое понятие используют для характеристики негосударственных социальных связей и отношений граждан?

1) гражданское общество

2) правовое государство

3) социальное государство

4) общественная организация

7. Какая организация представляет гражданское общество?

1) Союз защиты потребителей

2) правоохранительные органы

3) вооруженные силы

4) районный суд

8. Что отличает правовое государство?

1) господство исполнительной власти

2) контроль над деятельностью средств массовой информации

3) наличие единой общеобязательной идеологии

4) реализация на практике принципа разделения властей

9. Негосударственные и непартийные объединения, воздействующие на государственную власть, активно участвующие в политической жизни, но не ставящие задачу овладения властью, а лишь оказывающие на нее давление, добиваясь своих целей. Какому понятию соответствует это определение?

1) правовое государство

2) общественно-политическое движение

3) политическая партия

4) парламентская фракция

10. Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они

1) учреждаются государственными органами


2) участвуют в политической борьбе

3) опираются на инициативную деятельность людей

4) реализуют правительственные программы

11. Какая организация представляет гражданское общество?

1) ассоциация ректоров университетов

2) правоохранительные органы

3) вооруженные силы

4) районный суд

12. Что отличает демократическое правовое государство?

2) гарантированность законами равноправия партий и движений

3) наличие правоохранительных органов

4) действие в стране жесткой правительственной цензуры

13. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. Правовое государство гарантирует соблюдение прав и свобод граждан.

Б. Отличительным признаком правового государства является последовательная реализация принципа разделения властей.

14. Инициативная группа жителей, чьи дома прилегают к парку, организовали субботник для очистки и благоустройства территории парка. Данный пример стоится к деятельности

1) государственного аппарата

2) организаций гражданского общества

3) муниципальных служб

4) местного самоуправления

15. Какой из приведенных примеров иллюстрирует деятельность организаций гражданского общества?

1) Парламент принял поправку к закону о средствах массовой информации.

2) Владельцы гаражей провели акцию против строительства магистрали на месте их гаражного кооператива.

3) Глава государства выступил с ежегодным обращением к парламенту.

4) Депутаты законодательного собрания посетили несколько детских дошкольных учреждений.

16. Какая организация представляет гражданское общество?

1) министерство образования и науки

2) ассоциация любителей орхидей

3) городской суд

4) прокуратура

17. К отличительным признаком правового государства относят

1) наличие профессионального аппарата управления

2) верховенство права

3) наличие законодательного органа

4) суверенитет

18. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?

А. К признакам правового государства относят незыблемость прав человека, их охрану и гарантированность.

Б. Отличительным признаком правового государства является наличие единой общеобязательной идеологии.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

19. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, отличают гражданское общество. Найдите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1) Многообразие форм объединения граждан, 2) автономность организаций, 3) самоорганизация и самоуправление 4) демократизм, 5) регулярная сменяемость органов государственной власти

20. Найдите в приведенном ниже списке отличительные признаки правового государства и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) наличие системы законодательства

2) верховенство закона

3) разделение властей

4) налогообложение граждан

5) осуществление правоохранительной деятельности

6) взаимная ответственность государства и граждан

21. Ниже приведен ряд признаков. Все они, за исключением одного, относятся к признакам правового государства. Найдите и впишите номер признака, выпадающего из этого ряда.

1) Верховенство закона, 2) единая государственная идеология, 3) разделение властей, 4) обеспечение прав и свобод человека, 5) взаимная ответственность личности и государства.

22. Найдите в приведенном списке организации гражданского общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) министерство связи и массовых коммуникаций

2) экологическое движение

3) ассоциация любителей русской классической музыки

4) прокуратура

5) объединение владельцев автотранспорта

6) отдел внутренних дел

Правовой характер гражданского общества, его соответствие высшим требованиям справедливости и свободы является первой важнейшей качественной характеристикой такого общества. Эта особенность гражданского общества воплощается в нормативных требованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы. Свобода и справедливость представляют собой в условиях гражданского общества социальный характер, нормирующий (упорядочивающий) деятельность людей, коллективов и организаций.

Вторая качественная характеристика гражданского общества носит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционирования такого общества является не просто создание определенного поля (или пространства) реализации частных интересов, формально-юридически независимого от государственной власти, но достижение высокого уровня самореализации, саморегуляции общества.

Третьей качественной характеристикой является особенность гражданского общества, которая характеризует его высшие ценности и главную цель функционирования. В отличие от первоначальных представлений о гражданском обществе, основанных на абсолютизации частных интересов, современная общедемократическая концепция постиндустриального гражданского общества должна быть основана на признании необходимости обеспечения оптимального, гармоничного сочетания частных и общественных интересов.

С учетом отмеченных качественных характеристик можно понимать под гражданским обществом основанную на самоорганизации систему социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества. Гражданское общество в России: западная парадигма и россий-ская реальность. М., 2006.

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.

Также можно выделить ряд важных функций гражданского общества:

  • 1) защита частных сфер жизни человека и гражданина;
  • 2) организация общественного самоуправления;
  • 3) защита граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти;
  • 4) обеспечение реальных гарантий прав и свобод человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах;
  • 5) обеспечение социального контроля по отношению к своим членам;
  • 6) организация коммуникационных связей: задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства;
  • 7) стабилизирующая функция.

Одной из функций гражданского общества также является обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные).

Условием стабильности гражданского общества, сохранения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми структурами и проводимой ими в жизнь. Такая политика призвана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них, которые имеют самое существенное значение для сохранения и развития страны. В идеале государственная политика представляет собой оптимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений различных групп о своих интересах в нем. Тем самым в известном смысле такая политика дистанцируется от политики конкретных социальных сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Отсюда вытекает необходимость, чтобы такую политику в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе могут появиться непреодолимые трудности при ее реализации. Эта политика призвана быть достаточно устойчивой, стабильной, обладать как бы стратегическими свойствами. Наконец, в ней должно содержаться объединяющее начало, обеспечивающее позитивное развитие общества. Исследования теоретических проблем правового государства. М., 1996.

Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом очевиден большой разброс как в конкретном определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу. Можно вынести несколько определений этого термина, но основная идея, конечно же, у них одна.

Гражданское общество - это 1) наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);

наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;

высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;

законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства.

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. "Гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность".

То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Понятие и структура гражданского общества

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном - стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Отметим, что в основе любого гражданского общества лежат ряд наиболее общих идей и принципов, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

легитимность и демократический характер власти;

безусловное признание и защита естественных прав и свобод человека и гражданина;

классовый мир, партнёрство и национальное согласие;

правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

равенство всех пред законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности;

политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; гражданский общество власть государство

свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Таким образом, гражданское общество определяется как целостная общественная система, характеризующаяся развитостью рыночных отношений, наличием социальных классов и слоев, имеющих собственные, независимые от государства источники существования; экономической свободой производителей, наличием политических, социальных и личных свобод граждан, демократизмом политической власти, верховенством права во всех областях общественной деятельности, включая государственную.

Структура гражданского общества -- это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

В социальной сфере институтами гражданского общество являются семья и различные коллективы людей: трудовые, служебные, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам (клубы, охотничьи, рыбаловецкие коллективы, садоводческие товарищества и т.д.), детские, молодежные организации, не носящие политического характера (например, организации бойскаутов). Следует отметить, в данном случае имеется в виду социальная сфера - это сфера всей общественной жизни, включая экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную сферы.

В экономической сфере институтами гражданского общества являются организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг, как материального, так и нематериального характера (банковско-кредитные учреждения, туристические фирмы, организации по возмездному оказанию юридических услуг).

В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различной политической ориентации (правые, левые, центристские, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную или муниципальную (публичную власть). Сюда же входят молодежные политические организации (например, коммунистические союзы молодежи).

Важнейшим институтом гражданского общества в политической сфере является местное самоуправление, органы которого совместно с органами государства представляют систему публичной власти и являются связующим звеном между гражданским обществом и государством. Все вышеуказанные институты совместно с государством составляют политическую систему общества. Своеобразием отличается такой институт гражданского общества, как профессиональные союзы (профсоюзы). Они действуют как в политической, так и в экономической сфере.

В духовно-культурной сфере институтами гражданского общества являются учреждения культуры, творческие организации и союзы, образовательные учреждения, физкультурные и спортивные клубы, союзы (федерации), церковь и религиозные (конфессиональные) организации, не носящие политического характера.

В информационной сфере институтами гражданского общества являются средства массовой информации (газеты и журналы, радио и телевидение, информационные страницы Интернета). В тоталитарном государстве все вышеуказанные сферы общественной жизни оказываются либо полностью огосударствленными, либо находятся под жестким, всеобъемлющим контролем органов государства, а в идеологизированном государстве, каковым был бывший СССР, и под контролем организаций правящей партии (в СССР - Коммунистической партии Советского Союза - КПСС).

Наиболее огосударствленными в бывшем СССР оказались экономическая и политическая сферы. В экономической сфере признавалась только социалистическая (государственная и колхозно-кооперативная) форма собственности на средства производства. Частная собственность была запрещена, была предусмотрена уголовная ответственность за частнопредпринимательсткую деятельность и коммерческое посредничество (ст.153 УК РСФСР 1960 г.).11 Вследствие этого организации, предприятия, учреждения, занимающиеся производством материальных благ, оказанием различного рода услуг как материального, так и нематериального характера, были в основном государственными. Колхозной формой собственности являлись коллективные хозяйства (колхозы), занятые преимущественно в сфере сельского хозяйства. Фактически колхозы пользовались никакой самостоятельностью, их деятельность полностью контролировалась государственными органами и КПСС. Производственные кооперативы представляли ничтожно малый процент в экономической системе советского общества.

Политическая сфера советского общества характеризовалась жесткой однопартийностью. Никакие иные политические партии, кроме КПСС, не действовали. Единственной молодежной политической организацией являлся Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) - комсомол. Политический характер носила даже детская организация - Всесоюзная пионерская организация - Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина.

Местное самоуправление в бывшем СССР отсутствовало - местные Советы входили в систему органов государственной власти и полностью подчинялись вышестоящим государственным органам.

Профессиональные союзы имели централизованное руководство в лице Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (ВЦСПС). Юридически профсоюзы считались общественной организацией. Однако фактическое огосударствление профсоюзов началось еще в первые годы Советской власти. Они были объявлены "школой коммунизма" и фактически вошли в механизм советского государства, причем профсоюзы первоначально даже отводилось второе место после коммунистической партии. По поводу В.И.Ленина в работе "Детская жизнь "левизны" в коммунизме" писал: "Партия непосредственно опирается на профсоюзные органы, которые насчитывают теперь, по данным последнего (апрель 1920 г.) съезда, свыше 4 миллионов человек. Фактически все руководящие учреждения громадного большинства союзов... состоят из коммунистов и проводят все директивы партии... Затем, разумеется, вся работа партии идет через Советы, которые объединяют трудящиеся массы без различия профессий... Таков общий механизм пролетарской государственной власти, рассмотренной "сверху", с точки зрения практики осуществления диктатуры".

Духовно-культурная сфера советского общества также подвергалась сильному огосударствлению, а информационная система полностью находилась в руках государства. За пределами государства оставалась только церковь и религиозные организации, напротив, антирелигиозная, атеистическая пропаганда составляла значительную часть государственной идеологии, а сами религиозные институты и их представители периодически подвергались преследованиям, в том числе и уголовного характера.

В политической сфере реально существует многопартийность. Минимальным стало огосударствление духовно-культурной сферы. Так, например, большинство дошкольных учреждений и школ в настоящее время являются не государственными, а муниципальными; действуют многочисленные частные и иные негосударственные образовательные учреждения. В информационной сфере действуют как государственные и муниципальные, так и иные (независимые) средства массовой информации.

Можно сделать вывод, что при характеристике структуры гражданского общества следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В действительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними выступает человек (гражданин) как совокупность общественных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядочивающим фактором структуры и процесса жизнедеятельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкрепленной прогрессивным, демократическим законодательством, что логика развития гражданского общества неизбежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

1. Выделите главные черты развития гражданского общества и социальные проблемы, характерные для периода индустриального развития.

Главными чертами его развития в 1890-1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе.

Социальные проблемы: конфликт между трудом и капиталом, отсутствие гражданских прав и свобод для некоторых категорий населения, в частности женщин; страх начала новой воны. Профсоюзы были поделены между партиями.

2. Какое значение имели события 1968 г. и о каких тенденциях в развитии общества они свидетельствовали?

1968 год обозначил новую роль граждан, уставших от засилья бюрократии, государственного вмешательства, от партий и других организаций.

Начался подъем гражданской активности.

3. Сравните черты гражданского общества в индустриальную и постиндустриальную эпоху. Определите главные отличия.

Главными чертами развития гражданского общества в 1890-1960-е гг. были политизация и крайняя идеологизация общественной и частной жизни граждан и их объединений, а также особая роль конфликта между трудом и капиталом в обществе. Профсоюзы были поделены между равными партиями, которые стремились превратить их в инструмент своей политической борьбы. Консерваторы контролировали христианские профсоюзы. Анархисты (анархо-синдикалисты) руководили крупными профсоюзами во Франции, Италии, Испании, США. Под влиянием социалистов и коммунистов находились крупнейшие профсоюзные объединения рабочих. Фашисты пытались опереться на общества бывших фронтовиков Первой мировой войны, либералы и социалисты использовали женское движение и т. д. Каждая газета или журнал имели свою политическую направленность. Так идеологическое противостояние пронизывало общественную и частную жизнь граждан.

Изменение роли и характера гражданского общества как совокупности независимых от политического государства добровольных ассоциаций граждан ярко прояви¬лось с 1960-х гг. С этого времени начинается падение популярности политических организаций и государственных органов, парламентов, правительств, уменьшение численности партий, профсоюзов, бойскаутских и других организаций. Люди стали реже участвовать в выборах. Эти явления были характерны для всех развитых стран Запада. Сначала это воспринималось как кризис демократии и распад социальных связей, пока не стало понятно, что граждане ищут иных форм взаимодействия. Оказалось, что люди стали чаще находить себя в рамках небольших групп по интересам, реже ходить на выборы, но отдавать больше времени разного рода добровольным ассоциациям.

4. В чем выражается новая роль гражданских организаций в современном мире?

«Глобальной революцией добровольных ассоциаций граждан» назвали ученые начавшийся с 1960-х гг. невиданный всплеск гражданской активности и появление новых организаций - в защиту потребителя, экологических студенческих, альтернативных, гражданских инициатив, обществ взаимопомощи и др.

Их фактический лозунг - «Общество вне государства» и нередко «Общество против государства». Эти движения отражают стремление к взаимопомощи, к защите интересов индивидуума, групповых, региональных и местных интересов. Это движения за восстановление гражданского достоинства людей и обеспечение их прав, за улучшение условий труда и жизни, за возрождение и защиту национальной культуры, защиту прав различных меньшинств, охрану окружающей среды, защиту животных и пр.

Главным конфликтом в обществе уже является не противоречие между трудом и капиталом, а конфликт между теми, кто обладает экономической и политической властью, и остальными гражданами.

5. Какие из организаций гражданского общества вам представляются наиболее важными?

Общества взаимопомощи, в защиту прав потребителя, общества в защиту экологии.

6. В каких организациях гражданского общества вы хотели бы принять участие и почему?

В обществе по защите экологии. Хотелось бы оставить будущим поколениям Землю в пригодном для проживания состоянии.

7. Почему возникли обновленческие движения в церкви?

Это обновления были навеяны временем. Развитие гражданского общества свидетельствовало о том, что люди готовы и могут взять на себя ответственность за свою жизнь. Церковь со средневековыми правилами уже не удовлетворяла потребности современного человека. А поддержка фашистских режимов церковью отворачивала от нее людей.

Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Концепция и реальность идеи формирования гражданского общества в России.

Понятие гражданского общества

Гражданское общество - уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.

Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество - это «подлинный источник и театр всей истории».

В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.

Основой процесса становления гражданского общества выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта.

Автономия общества - важный элемент гражданского общества, означающий независимость от государства различных общественных сфер и ассоциаций (экономики, профсоюзов, печати, науки, объединений граждан и отдельных профессий, религиозных объединений). Роль государства по отношению к этим общественным агентам должна сводиться к установлению самых общих рамок в виде закона, регулирующего правила, которым все должны следовать, чтобы не ставить под угрозу права и свободы других граждан.

Признаки гражданского права

Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействуете правовым государством, для которого характерны следующие признаки:

    верховенство закона во всех сферах жизни общества:

    разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    взаимная ответственность личности и государства;

    реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

    политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции;

    наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

    законность и правопорядок в обществе.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние.

Следует отметить, что гражданское общество выступает необходимым элементом модернизации российского общества. За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Так, удаюсь создать экономический фундамент на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики, реальный политический плюрализм, утвердить свободу слова. Однако этого пока недостаточно.

По оценке специалистов, для успешного строительства гражданского общества в России необходимы: 1) институциализация российского социума; 2) наведение элементарного порядка в обществе: 3) формирование целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.

Структура гражданского общества охватывает:

Негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

Совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

Общественные объединения и организации;

Политические партии и движения;

Сферу воспитания и негосударственного образования;

Систему негосударственных средств массовой информации;

Церковь и др.

Гражданское общество проявляется в социальной, экономической, политической, духовной и информационной системах. В этом смысле:

Социальная система представляет собой комплекс объективно сформировавшихся общностей людей (семья, общественные организации, слои, классы, нации и т.п.) и взаимоотношений между ними;

Экономическая система представляет собой комплекс экономических связей, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта;

Политическая система представляет собой комплекс определенных субъектов политики (органов местного самоуправления, политических партий, общественно-политических движений, иных общественных объединений) и отношений между ними;

Духовная система представляет собой комплекс соответствующих культурно-просветительских, научных и религиозных учреждений, в рамках и с помощью которых реализуются духовные отношения;

Информационная система представляет собой комплекс структур, связанных с циркуляцией информации в данном обществе (прежде всего негосударственные средства массовой информации). батычко

Основные концепции гражданского общества

1.1. Концепции гражданского общества античности и средних веков

В античной философской мысли категория «гражданское общество» впервые появляется у Цицерона, но ее представляется возможным выделить внутри текстов Платона и Аристотеля. Идеи, высказанные в античности, сформировали основу для всех последующих концепций, по сути являющихся их развитием, систематизацией или критикой.

В «Государстве» Платона появляется разделение категорий «частное» и «общественное», относящееся к семье и к государству соответственно. Тем не менее, в модели Платона общество, государство и гражданское общество едины, гражданское общество неотрывно как от государства, так и от догосударственного состояния общества. При этом оно выступает не как некое «связующее звено», не как приобретенное со временем свойство, а как неотъемлемое условие существования сообщества людей. Тем самым «гражданское общество» отождествляется с обществом в его современном понимании и закладывается основание для отделения его от государства.

В «Политике» Аристотеля подтверждается разделение «семьи» и «общества», формально приравнивая последнее к «государству», но при этом оставляя возможность интерпретации. Семья является «первичной ячейкой общества», подчиненной государству и одновременно целью его существования. Государство определяется как «ассоциация равноправных граждан, проживающих в полисе», или как «общество, сформированное из нескольких селений», что сформировало распространенную до Просвещения идею о том, что государство состоит из нескольких обществ, отождествленных с городами. Основой общества и государства Аристотель называет частную собственность, а целью – ее защиту. По мнению Аристотеля гражданское общество есть общество граждан, то есть разницы между обществом и гражданским обществом нет.

В «О Государстве» Цицерона, помимо классических формулировок ключевых для гражданского общества понятий (гражданин, правовое государство, частная собственность), предложил термины «гражданская община» и «гражданское общество». Развивая идеи Платона и Аристотеля, Цицерон фиксирует появление «гражданской общины» с появлением межличностной коммуникации, причем этот процесс не обязательно совпадает с появлением государства и статуса гражданина у личности, состоящей в гражданской общине. Вслед за Аристотелем, под «гражданской общиной» понимается также город-государство, тогда как государство есть совокупность городов. По Цицерону, государство – это вещь, находящаяся в пользовании у гражданской общины. Таким образом, впервые «гражданская община» (в современной транскрипции – гражданское общество) отделена от государства и названа первоосновой, а государство – лишь надстройкой. Понятия «общество граждан» и «гражданское общество» характеризуют общество, в котором закон служит общественным регулятором и связующим звеном между его членами, то есть как синоним «правового государства». Тем самым создана основа для отделения «гражданского общества» от «общества». Концепция Цицерона является наивысшим этапом развития античной государственной мысли.

В средние века «гражданское общество» не привлекало внимания со стороны ученых, ограничиваясь фрагментарными высказываниями, как правило, заимствованными в античных текстах. Так, А. Августин в «О граде божьем» пишет о «гражданском обществе» как о высшем над семьей объединении, совокупности семей, все в которых – граждане. Повторяются мысли Аристотеля о том, что государство есть объединение городов, а город есть гражданское общество. Основным вкладом средневековья в теорию гражданского общества были гуманистические идеи свободы и распространение их в сознании людей. Движущей силой гражданского общества Августин считает добродетель, условием его состоятельности – гармонию и соразмеренность входящих в него групп людей. «Общество» от «гражданского общества» по-прежнему не отделено.