Вечером 12 марта к северу от провинциального центра Хама (220 км от Дамаска) был сбит истребитель ВВС Сирийской Арабской Республики МиГ-21. По информации сирийского телеканала «Сурия», самолет подбили при заходе на посадку. Как передает агентство Sputnik, один пилот истребителя смог катапультироваться, однако был убит огнем с земли, второй выжил. По другим данным , катапультировавшийся летчик благополучно приземлился в деревне, которая контролируется армией, а второй предпринял попытку совершить аварийную посадку на военном аэродроме Хама. Посадка была неудачной, и пилот погиб.

По сведениям катарского телеканала «Аль-Джазира», истребитель МиГ-21 был подбит наземными зенитными средствами во время воздушного рейда на контролируемый вооруженной оппозицией город Кфар-Набуда к северу от города Хама в 220 километрах от Дамаска. При этом представитель вооруженной оппозиции обвинил сирийские ВВС в нарушении режима прекращения огня. Сирийские источники, однако, утверждают, что самолет бомбил позиции «Ан-Нусры» *.

На фоне новостей об атаке боевиков на МиГ-21 обращает на себя внимание другая информация.

Две недели назад министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр в интервью немецкому еженедельнику «Шпигель» заявил, что его страна намерена поставить умеренной сирийской оппозиции переносные зенитно-ракетные комплексы «Стингер» для борьбы с авиацией.

При этом аль-Джубейр провел параллель: «Ракеты „земля-воздух“ поменяют расстановку сил так же, как это произошло в Афганистане». Саудовский министр явно имел в виду поставки «Стингеров» афганским моджахедам. Тогда советская авиация несла серьезные потери от ударов американских ПЗРК.

Есть ли у нас сейчас противоядие от этих комплексов? Есть.

На поступивших в Сирию вертолетах ВКС Ми-24 установлен новейший, серийно производящийся с середины прошлого года бортовой комплекс обороны (БКО) «Президент-С», разработанный в самарском НИИ «Экран», входящем в концерн «Радиоэлектронные технологии».

Афганские моджахеды с американским переносным зенитно-ракетным комплексом "Стингер", 1988 год (Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)

«Стингеры», поставлявшиеся американцами моджахедам, действительно, были эффективным оружием, применявшимся против советской авиации во время Афганской войны. Тепловые ловушки, отстреливавшиеся самолетами при обнаружении атаки ракетой «земля — воздух», оказались не слишком эффективной защитой. Ловушки способны обмануть ракеты предыдущих поколений, в которых головка самонаведения работала в инфракрасном спектре. В «Стингер» же был введен еще один канал — ультрафиолетовый.

Это американское изобретение, а также наша «Игла», которая в целом ряде стран производится пиратским способом, способны поражать низколетящие цели, к которым относятся вертолеты, а также снижающиеся для нанесения ракетно-бомбовых ударов штурмовики и бомбардировщики. Максимальная высота поражения цели у «Стингера» — 3800 метров при дальности от 200 до 4500 метров. У «Иглы» эти характеристики таковы: высота — 3500 метров, дальность — до 6000 метров. Правда, у ракеты есть еще и инерционный полет после того, как выгорает топливо. При этом скорость ракеты постоянно снижается, и вероятность поражения цели существенно меньше.

Летательные аппараты с БКО «Президент-С» неуязвимы для современных ПЗРК. Даже если это вертолет, зависший в воздухе в непосредственной близости от стрелка, то нацеленная на него ракета пройдет мимо. При этом комплекс способен противостоять ракетам не только с инфракрасным/ультрафиолетовым, но и с радиолокационным наведением.

Сражение в инфракрасном диапазоне

Аппаратура более интеллектуального способа борьбы, чем отстрел тепловых ловушек, против ракет с инфракрасным наведением начала появляться в середине 80-х годов. На отечественные вертолеты начали устанавливать станцию оптико-электронных помех «Липа». Их размещали в верхней части фюзеляжа.

Они представляют собой мощную ксеноновую лампу, работающую в инфракрасном спектре. Оболочкой лампы является фонарь с вращающимся отражателем-прерывателем со сложной конфигурацией прорези и системой линз. «Липа» создает для головок ИК-наведения громадное пятно неправильной конфигурации с постоянно изменяющимся центром. В связи с чем ракета не способна точно определить цель. Использование таких станций в Афганистане позволило снизить количество потерь вертолетов Ми-8 и Ми-24.

Однако американцы нашли способ увеличить чувствительность и избирательность своих ИК-приемников, сместив рабочую частоту с 1−3 мкм, сделав ее равной 3−5 мкм. Что позволило «захватывать» в полете не обманку, а излучение двигателя. Помимо этого было введено охлаждение ГСН ракеты жидким азотом, что ослабило собственные тепловые шумы.

На Украине в настоящее время производится аналог «Липы» — станция «Адрос». Любопытна история ее создания и дальнейшая судьба. Чертежи и опытный образец инфракрасной лампы украинцы получили от осужденного брянским судом директора фирмы «Андрон». Через некоторое время контрразведка Украины арестовала сотрудника предприятия «Завод 420 гражданской авиации», который передал материалы по «Адросу» чешскому атташе.

Нечто похожее на «Липу» пытались применить для защиты штурмовика Су-25Т. Была создана станция помех «Сухогруз», работающая на том же самом принципе. Однако штурмовик в серию не пошел, была выпущена лишь опытная партия из двадцати самолетов. Что объясняется отнюдь не низкими качествами штурмовика, а развалом отрасли в начале 90-х годов. Правда, «Сухогруз» обладал существенным недостатком. Станция устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа и защищала лишь заднюю полусферу, что было актуально лишь при столкновении с истребительной авиации. «Стингером» же самолеты обстреливаются со всех сторон.

Похоже, что скоро доработанный аналог «Сухогруза», в конце концов, займет место в штурмовой авиации. Самолет Су-25ТМ (Су-39) в настоящее время проходит испытания с такой станцией на борту. О ее возможностях и принципе действия не сообщается, но, вероятно, это нечто родственное «Президенту-С».

Как это работает

В состав комплекса входят:

— устройство управления на основе бортового компьютера;

— станция предупреждения о радиолокационном облучении;

— станция предупреждения о лазерном облучении;

— станция предупреждения о ракетной атаке;

— некогерентная станция оптико-электронного подавления;

— лазерная станция оптико-электронного подавления;

— станция постановки активных радиопомех;

— устройство выброса ложных тепловых целей;

— устройство выброса патронов с передатчиками радиопомех одноразового использования.

Это полный набор блоков, которые в зависимости от типа и назначения летательного аппарата могут быть размещены в качестве основных и дополнительных опций. Как видим, в БКО входит и аналогичная «Липе» некогерентная станция оптико-электронного подавления. А также отстреливаемые тепловые ловушки. Определенной новизной обладают отстреливаемые патроны одноразовых радиопомех.

Но новейшая функция БКО, которая делает его поистине неуязвимым, — противодействие при помощи лазерной станции оптико-электронных помех. Она работает следующим образом.

Стация предупреждения о ракетной атаке фиксирует старт ракеты и передает ее угловые координаты в вычислительный блок. После чего вычислитель совместно с оптико-механическим блоком отслеживает перемещение ракеты и наводит на нее лазер. В нужный момент лазер включается и засвечивает инфракрасную головку самонаведения ракеты. Ракета «слепнет» и теряет способность отслеживать цель.

Комплекс способен отражать залп из двух ракет. Дальность действия — от 500 до 5000 метров. Рабочий сектор по азимуту — 360 градусов, по углу места — 90 градусов. В дежурном режиме потребляет 3 кВт, в рабочем — 6 КВт.

Аналогичный алгоритм использует станция постановки активных помех при противодействии ракетам с радиолокационным наведением.

Помимо вышеперечисленного оборудования комплекс может поставляться с активной буксируемой радиолокационной ловушкой, которая принимает на себя ракетный удар. Длина буксировочного троса — 150 метров.

«Президент-С» — универсальный комплекс. Как по видам летательных аппаратов, так и по атакующим ракетам. Ракеты могут запускаться не только с переносного, но и стационарного ЗРК. Работает комплекс и с ракетами «воздух — воздух».

Что же касается типов летательных аппаратов, то тут, как утверждают разработчики, ограничений нет, поскольку комплекс производится как для установки внутри фюзеляжа, так размещаемый в подвесных контейнерах. «Президент-С» начали выпускать пока еще недавно. И в первую очередь его устанавливают на наиболее уязвимых для атак ПЗРК аппаратах — на вертолетах. Оснащен комплексом также борт номер один — лайнер президента России. В дальнейшем следует ожидать внедрения БКО и во фронтовую авиацию, и в транспортную, и в гражданский воздушный флот.

* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

За последние 25 лет около 90% потерь летательных аппаратов, уничтоженных в воздухе в ходе боевых конфликтов, связано с применением управляемых ракет с инфракрасными (ИК) головками самонаведения, и прежде всего переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Это мобильное и простое в использование оружие состоит на вооружении практически во всех странах мира, а также используется многими террористическими группами.

Средства ИК-противодействия, использующие традиционные методы, — например, расходуемые средства или обычные ламповые элементы — отличаются либо ограниченной эффективностью, либо ее полным отсутствием против ПЗРК последнего поколения. В настоящее время только лазерные системы оптико-электронного подавления обеспечивают надежное и эффективное противодействие современным и перспективным угрозам ПЗРК.

Именно такую систему на МАКС-2013 впервые показывает НИИ «Экран», входящий в состав концерна «Радиоэлектронные технологии». Она предназначена для защиты от ПЗРК легких вертолетов, в том числе экспортного варианта ударного вертолета Ми-28НЭ. Представленная лазерная система подавления является составной частью многофункционального бортового комплекса обороны «Президент-С», который НИИ «Экран» демонстрировал на МАКС-2011.

Лазерная система имеет массу 64 кг, рабочий сектор 360° по азимуту и 90° по углу места и состоит из твердотельного лазера, оптико-механического блока с одной передающей головкой и блока управления и питания. Конструктивно представленный на авиасалоне вариант располагается внутри фюзеляжа вертолета. Но конструкция системы спроектирована на основе открытой архитектуры, что позволяет обеспечивать ее работу как интегрированно в бортовом комплексе обороны, так и в автономной конфигурации совместно с собственной системой предупреждения о ракетном нападении.

Новая система способна подавлять не менее двух одновременно атакующих ракет. Она работает по схеме обратной связи «самолет — ракета», обеспечивающей идентификацию типа ракеты, слежение за ней, наведение лазерного луча и определение момента срыва наведения для обеспечения отражения следующей атаки в случае многократных угроз. Система обеспечивает противодействие во всех ИК-диапазонах, используемых в головках самонаведения. Лазерное излучение, используемое для подавления ИК-головок самонаведения, содержит групповой набор разнообразных модулированных частот. Это позволяет преодолевать различные стратегии фильтрования и изменения в серийном производстве самонаводящихся головок. Поэтому система не нуждается в конкретном выборе противодействия. Однако пользователь может перепрограммировать код противодействия.

Как объяснили разработчики, все операции по обнаружению и сопровождению атакующей ракеты, наведение кодированного лазерного излучения на цель и установление срыва атаки лазерная система производит самостоятельно, без участия пилота или других членов экипажа, и не требует дополнительных маневров летательного аппарата.

Одной из основных угроз для вертолетов являются переносные зенитные ракетные комплексы. Подобное вооружение позволяет атаковать различные маловысотные воздушные цели на дистанциях не более нескольких километров, что делает его удобным средством для защиты войск от возможного нападения с воздуха. В результате требуется специальное оборудование, способное защитить вертолет или иные летательные аппараты от атаки зенитных средств.

Основным способом защиты являются ложные тепловые цели. Кроме того, к настоящему времени в нашей стране разработан новый комплекс защиты вертолетов «Президент-С» .

Проект бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С» разрабатывался с середины прошлого десятилетия. В его создании были заняты несколько предприятий, входящих в состав Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). К проекту привлекли Московский НТЦ «Реагент», СКБ «Зенит», НТЦ «Элинс» и НИИ «Экран». Все эти организации занимались созданием отдельных компонентов комплекса, предназначенных для решения тех или иных задач.

Главной задачей БКО «Президент-С» является защита летательного аппарата от ракет класса «земля-воздух», в том числе ракет переносных ЗРК . Имеющиеся элементы комплекса способны следить за обстановкой, находить потенциально опасные объекты, производить обнаружение пусков ракет и принимать меры, необходимые для срыва атаки.

Первые открытые сведения о комплексе «Президент-С» появились в июне 2010 года. Некоторые компоненты перспективного БКО были показаны на выставке Eurosatory 2010 в Париже. Тогда же представители КРЭТ рассказали о предназначении новой системы и некоторых ее особенностях. Кроме того, пять лет назад стало известно не только о существовании проекта, но и о некоторых успехах, которых удалось добиться его авторам.

Лазерная станция оптико-электронного подавления.

Отечественные средства массовой информации со ссылкой на разработчиков сообщали, что БКО «Президент-С» уже прошел некоторые испытания. При этом тесты дошли до проверки работы систем на базовой платформе. Как тогда рассказывалось, стендом для таких испытаний стал переоборудованный вертолет Ми-8, который установили на специальной мачте на возвышении. Двигатели вертолета выводились на максимальную мощность, что должно было облегчить работу систем наведения ракет, используемых в испытаниях.

С расстояния около 1 км по вертолету стреляли ПЗРК «Игла». Несмотря на максимальный режим работы двигателя, большое количество выделяемого тепла и сравнительно небольшое расстояние, комплекс обороны «Президент-С» успешно производил обнаружение ракет и срывал атаки. Все ракеты проходили мимо своей цели.

— устройство управления;
— станции предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении;
— станция предупреждения о ракетной атаке;
— устройство выброса авиационных помех;
— станция постановки активных помех;
— некогерентная станция оптико-электронного подавления;
— лазерная станция оптико-электронного подавления.

Средства комплекса монтируются на базовом вертолете и после соответствующей подготовки способны выполнять задачи по поиску потенциально опасных ракет с дальнейшим их подавлением и срывом атаки. Для обнаружения зенитного вооружения противника используется набор станций, работающих в различных частях спектра. По периметру вертолета монтируются несколько блоков обнаружения радиолокационного и лазерного облучения.

Кроме того, предусматриваются ультрафиолетовые системы обнаружения пусков ракет. Таким образом, автоматика БКО «Президент-С» способна самостоятельно выявлять радиолокационные и лазерные системы противника, а также своевременно производить обнаружение пусков ракет.

Центральная система комплекса, устройство управления, принимает сигналы об облучении или пусках ракет. Средства обнаружения комплекса способны не только выявлять сам факт облучения или пуска, но и определять направление на обнаруженный объект. Эти данные учитываются устройством управления, которое принимает решения об использовании систем защиты. Для противодействия различным угрозам в комплексе «Президент-С» предусматриваются разные системы.

Архитектура одного из вариантов комплекса.

Подавлять радиолокационные системы противника предлагается при помощи станции активных помех. Эта станция должна подключаться к работе при использовании противником РЛС или зенитных ракет с радиолокационными головками самонаведения всех типов. Станция активных помех комплекса «Президент-С» может излучать помехи в секторе шириной 120° по азимуту и 60° по углу места. Производитель отмечает, что размеры сектора зависят от типа базового летательного аппарата и могут изменяться.

Потребляя до 2500 ВА из цепи 115/200 В 400 Гц или 300 Вт из цепи 27 В, станция активных помех обладает энергетическим потенциалом на уровне 150 Вт. Реализована номенклатура основных видов помех в диапазонах от G до J. Общий вес станции активных помех – 51,5 кг.

Дополнительным средством противодействия радиоэлектронным средствам противника являются т.н. передатчики помех одноразового использования (ППОИ). Эти изделия представляют собой небольшие устройства (масса не более 600 г) с маломощными (энергетический потенциал до 2 Вт) радиопередатчиками. Одноразовые передатчики помех предлагается отстреливать из имеющихся устройств выброса авиационных расходуемых средств. Таким образом, в зависимости от обстановки и имеющейся ситуации автоматика может отстрелить ложные тепловые цели или выбросить ППОИ.

Из имеющихся данных следует, что в первых версиях БКО «Президент-С» имел только одну систему оптико-электронного подавления – некогерентную. Позже к ней добавилась лазерная система аналогичного назначения. Несмотря на использование различной аппаратуры и излучателей разных типов, обе станции предназначаются для решения одной и той же задачи. С их помощью комплекс должен отводить от летательного аппарата подлетающие ракеты с инфракрасными головками самонаведения.

Еще в 2010 году специалисты КРЭТ описывали общий принцип работы некогерентной станции подавления. Сообщалось, что «рабочим органом» этого устройства является специальная сапфировая лампа. Автоматика комплекса, используя данные с имеющихся датчиков, определяет положение ракеты относительно вертолета, после чего производит наведение оптического устройства станции подавления. Излучение лампы «обманывает» головку самонаведения ракеты, из-за чего она теряет цель в виде летательного аппарата и проходит мимо него. После промаха ракета самоуничтожается по истечении расчетного времени полета. Отмечалось, что на тот момент никто в мире не смог решить эту задачу и поставить новое оборудование в серию.

Аппаратура станции активных помех из состава БКО «Президент-С».

К настоящему времени стало известно о существовании еще одной станции оптико-электронного подавления, предлагаемой для использования в составе бортового комплекса обороны «Президент-С». Эта станция может выполняться в виде блока для установки во внутренних объемах летательного аппарата или в варианте подвесного контейнера. Вне зависимости от исполнения лазерная станция подавления способна эффективно решать поставленные задачи по противодействию инфракрасным головкам самонаведения ракет различных типов.

Основной элемент лазерной станции – лазерная установка на основе многоспектрального твердотельного или газового лазера. С лазером связан оптико-механический блок, отвечающий за наведение лазерного луча на цель. Также станция оснащается блоком питания, системой управления и другими узлами различного назначения. Конструкция станции позволяет подавлять ракеты в рабочем секторе шириной 360° по азимуту и 90° по углу места. В дежурном режиме станция потребляет не более 2000 ВА, в рабочем – 5000 ВА. Общий вес аппаратуры не превышает 150 кг.

Мощность лазера станции БКО «Президент-С» позволяет выполнять поставленные задачи на дистанциях от 500 до 5000 м. Обеспечивается подавление ракет как при одиночных пусках, так и залпах. В последнем случае лазерный луч последовательно «ослепляет» головки самонаведения нескольких ракет. Наведение на цель производится по целеуказанию других средств комплекса обороны. Факт поражения цели фиксируется станцией самостоятельно. Сигналом о подавлении ракеты противника является «обратный блеск» отраженного луча.

В 2015 году пресс-служба Концерна «Радиоэлектронные вооружения» и отечественная пресса несколько раз вспоминали про комплекс «Президент-С». Так, в начале июня появились публикации, напоминающие о существовании перспективного проекта и его основных особенностях. Какие-либо новые сведения в этих сообщениях отсутствовали.

2 ноября РИА Новости опубликовало сведения, полученные от заместителя генерального директора КРЭТ по НИОКР техники радиоэлектронной борьбы и инновациям Юрия Маевского. Специалист рассказал, что перспективный бортовой комплекс обороны «Президент-С» прошел испытания на полигонах министерства обороны и подтвердил свои характеристики. В ходе проверок, проведенных совместно с военным ведомством, новейшая система обороны показала высокую эффективность в деле защиты базового летательного аппарата от обстрела с использованием различных управляемых ракет.

Передатчик помех одноразового использования.

В ходе проверок испытатели произвели большое количество пусков ракет переносных зенитных комплексов «Игла» по вертолетам, оснащенным аппаратурой системы «Президент-С». Проводились как одиночные, так и залповые пуски. При этом одновременно запускались две ракеты, в том числе с различных направлений и с разных расстояний. По словам Ю. Маевского, все ракеты во время испытаний не смогли поразить свои цели. Вследствие действий БКО «Президент-С» ракеты уходили в сторону от своих целей, не нанося им никаких повреждений.

Результаты испытаний, по мнению специалиста, позволяют утверждать, что в России создана надежная система защиты самолетов и вертолетов от различных управляемых ракет, оснащенных оптическими головками самонаведения.

По данным Маевского и РИА Новости, некоторые средства комплекса «Президент-С» уже устанавливаются на авиационную технику нескольких типов. Так, подсистемы оптико-электронного подавления монтируются на боевых вертолетах и . Кроме того, такую аппаратуру получают транспортные вертолеты Ми-26 и самолеты Ил-76.

По сообщениям КРЭТ и средств массовой информации, бортовой комплекс обороны «Президент-С» и отдельные его системы могут монтироваться и на авиационной технике иных типов. К примеру, ранее организация-разработчик упоминала возможность использования подобного оборудования для защиты гражданских авиалайнеров. Утверждалось, что такая аппаратура может стать удобным и простым ответом на возникающие угрозы.

Последние государственные перевороты и локальные войны привели к тому, что в арсеналах террористических организаций могут оказаться переносные зенитные ракетные комплексы. Для защиты от возможных атак с использованием такого оружия компании-авиаперевозчики могут использовать БКО «Президент-С», обеспечивающий надежную защиту от ПЗРК.

Летом этого года первый заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насенков говорил, что возможность эффективной защиты от ракет ПЗРК делает комплекс «Президент-С» интересным для иностранных партнеров. В качестве потенциальных заказчиков рассматриваются государства Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

Лазерная станция подавления в рекламных материалах.

В материалах по проекту «Президент-С» упоминается, что этот комплекс способен защищать авиационную технику не только от ПЗРК семейства «Игла». Перспективный БКО также может противодействовать ракетам предыдущих моделей, таким как «Стрела», а также зарубежному вооружению этого класса, например системам Stinger американского производства.

Также «целью» аппаратуры комплекса «Президент-С» могут быть оптико-электронные системы различных зенитных артиллерийских комплексов. В таком случае, по-видимому, средства комплекса работают по тому же алгоритму, что и при подавлении головок самонаведения ракет, но с учетом особенностей наземных систем ПВО. Системы обнаружения комплекса определяют местоположение оптико-электронных средств противника, таких как прицелы или лазерные дальномеры, после чего лазерная или некогерентная станция подавления наводится на цель и посылает в нее мощный импульс излучения, делающий невозможным дальнейшую работу в штатном режиме.

Несмотря на заявления руководителей организации-разработчика, информация о потенциальных заказах на поставку БКО «Президент-С» зарубежным странам пока отсутствует. Пока имеются сведения только о поставках аппаратуры этого комплекса отечественным авиастроительным предприятиям, которые используют ее при строительстве или модернизации авиационной техники различных типов. Таким образом, носителями различных элементов перспективного комплекса пока являются только российские самолеты и вертолеты.

По последним данным, бортовой комплекс обороны «Президент-С» не так давно прошел испытания на полигонах министерства обороны. Комплекс успешно решил все поставленные перед ним задачи, в результате чего ни одна из ракет ПЗРК, запущенных в ходе испытаний, не смогла поразить свою цель в виде вертолета, оснащенного БКО. Также появились сведения об установке этого оборудования на отечественных самолетах и вертолетах. Информация о принятии комплекса «Президент-С» на вооружение пока отсутствует. Возможно, соответствующие распоряжения командования появятся в самое ближайшее время.

«ЗАРУ БЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №1 2 .2005Г. (стр. 37-42)

Полковник Р. ЩЕРБИНИН

В США, ведущих европейских государствах и Израиле уделяется повышенное внимание созданию технических средств защиты военно-транспортных самолетов (ВТС) и гражданских воздушных судов от террористических актов. Одним из приоритетных направлений в этой области является разработка для таких самолетов систем индивидуальной защиты (СИЗ) от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), оснащенных управляемыми ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Отмечается, что на современном этапе участились также случаи применения ПЗРК различными бандформированиями и террористическими организациями для поражения тактических истребителей, вертолетов и военно-транспортных самолетов. Несмотря на наличие на машинах современных бортовых комплексов обороны (БКО) в составе систем предупреждения о лазерном облучении и радиотехнических средств предупреждения о радиолокационном облучении, пусках ракет, а также автоматов сброса ложных тепловых целей (ЛТЦ), в большинстве случаев обеспечивается успешное поражение атакуемого самолета. Высокая эффективность использования ПЗРК обусловливается прежде всего неспособностью таких БКО обнаружить факт подготовки и пуска ракеты, а также организацией засад на маловысотных участках полета (или в местах зависания вертолетов), в основном в районах взлета или посадки машин, до начала отстрела ЛТЦ в ручном режиме или по программе. Пуск ракет производится, как правило, в заднюю полусферу самолета, что исключает возможность его визуального обнаружения экипажем. Большое внимание оператором ПЗРК уделяется также выбору оптимальных условий для применения комплекса, в том числе оценке угрозы со стороны боевых самолетов или вертолетов сопровождения, а также наземных подразделений, и снижению естественных помех головке самонаведения ракеты с учетом времени суток и метеоусловий.

Так, в декабре 2003 года при взлете с аэродрома в г. Багдад огнем ПЗРК был поврежден стратегический военно-транспортный самолет С-17А «Глоубмастер» (в частности, его правый внутренний двигатель), в январе 2004-го - стратегический военно-транспортный самолет С-5 А «Гэлакси» (левый внешний двигатель).

В данных случаях стрельба из ПЗРК (предположительно, комплекс «Стрела-3») велась из строений по курсу взлета самолетов «вдогон» при работе двигателей машин на максимальном взлетном режиме и наборе ими высоты до 300-500 м. При взлете сброс ЛТЦ не производился, сам факт пуска ракет и поражения был замечен экипажами только в момент взрыва. Оба самолета совершили успешную вынужденную посадку на аэродроме.

Наибольшую опасность ПЗРК представляют для гражданских летательных аппаратов, которые не оснащены бортовыми комплексами самообороны. По американским данным, с начала 1970-х годов огнем ПЗРК поражено более 40 гражданских самолетов и вертолетов, из которых 30 сбито, при этом погибло более 1 000 человек, в том числе на земле: например, самолет «Фалкон-50» президента Бурунди (1994 год), лайнер Боинг 727 авиакомпании «Конго эрлайнс» (сбит с 40 пассажирами на борту при взлете из аэропорта Кинду в 1998 году), не менее 20 атак гражданских самолетов в Шри-Ланке террористической группировкой «Тамил Тайгерс» (погибло более 20 человек), лайнер Боинг 757 израильской авиакомпании «Аркиа эрлайнс» (обстрелян двумя УР ПЗРК «Стрела» при наборе высоты после взлета из аэропорта г. Момбаса в Кении, ноябрь 2002 года), транспортный самолет А.300. B4F американской компании DHL эуэйс (поражен управляемой ракетой ПЗРК «Игла» 22 ноября 2003 года при взлете в аэропорту Багдада).

Как правило, пуск ракет по данным машинам осуществлялся в заднюю полусферу на этапе набора высоты (до высот менее 1000 м) при максимальном взлетном режиме работы двигателей.

Наиболее активные работы по созданию систем индивидуальной защиты гражданских самолетов от ПЗРК проводятся в США и Израиле. В частности, в США в декабре 2003 года начата реализация специальной программы Counter-MANPADS под общим руководством министерства внутренней безопасности. Это ведомство обеспечивает координацию действий министерства обороны, разработчиков и производителей гражданских воздушных судов, а также фирм «Нортроп-Грумман» и «БАе системз», ведущих НИОКР в области разработки радиоэлектронного оборудования, в том числе систем защиты для боевой авиационной техники.

Эти фирмы предлагают разработать СИЗ авиалайнеров на базе систем, созданных для боевой авиационной техники. Такие системы позволяют обнаруживать пуск ракеты с помощью бортовых инфракрасных (по факелу двигателя) или радиолокационных датчиков, рассчитывать траекторию ее полета, а также момент встречи с целью и выводить из строя головку самонаведения мощным узконаправленным ИК-излучением или уводить ракету от защищаемой машины ложной тепловой целью.

Обобщенным тактико-техническим заданием определены основные технические требования к создаваемой СИЗ. Она должна обеспечивать защиту самолета с геометрическими размерами и массой, как у Боинг 737, и машин даже с большими параметрами на этапах взлета и посадки, в том числе при наборе высоты или снижении продолжительностью не менее 10 мин каждый. При этом вероятность срыва атаки при многократных последовательных пусках ракет ПЗРК должна составлять не менее 0,9 и при двух одновременных пусках таких УР с разных направлений - не менее 0,8.

Планируемая установка на самолет комплекта СИЗ массой до 450 кг не должна снижать аэродинамическое качество машины на крейсерской высоте и скорости полета более чем на 1 проц. Кроме того, согласно предъявляемым требованиям количество ложных срабатываний СИЗ составит не более одного на каждые 100 взлетов/ посадок или на 17 ч непрерывной работы.

Разработка такой системы реализуется в два этапа. В рамках первого из них, который оценивается в 6 млн долларов, в конце 2004 года фирмами-разработчиками представлены варианты СИЗ, предложения по ее установке на самолеты и порядку ее применения, а также расчетные показатели ее эффективности. На втором этапе со сроком завершения в начале 2006 года и стоимостью более 100 млн долларов намечено выбрать окончательный вариант системы и провести его летные испытания на гражданских самолетах различных типов.

В первую очередь такими СИЗ предполагается оснастить более 300 машин гражданского резерва ВВС США, осуществляющих значительную часть воздушных перебросок личного состава и военных грузов в районы военных конфликтов.

Фирма «Нортроп-Грумман» ведет разработку такой системы на базе созданной и применяемой на самолетах и вертолетах ВВС США СИЗ LAIRCM (Large Aircraft InfRared Counter Measures) AN/AAQ-24(V) и ее усовершенствованного совместно с фирмой «БАэ системз» варианта - DIRCM (Direct InfRared Counter Measures) «Немезис» (британское обозначение ARI 18246).

Обе СИЗ включают подсистему предупреждения о пуске ракет AN/AAR-54(V) фирмы «Нортроп-Грумман», аппаратура которой (четыре датчика с полем обзора 120° каждый) обнаруживает в ультрафиолетовом диапазоне длин волн факт пуска ракеты по излучению факела ее двигателя. Полученные данные после обработки в БЦВМ системы позволяют рассчитать траекторию полета ракеты, осуществить ее сопровождение оптическим датчиком и определить время и направление постановки по-мехового излучения для срыва захвата цели головкой самонаведения.

Основным отличием этих СИЗ является использование в системе LAIRCM AN/AAQ-24(V) в качестве генератора помех цезиевой лампы, а в системе «Немезис» - лазерного источника «Вайпер». Последний имеет меньшие массогабаритные характеристики и потребляемую мощность, расширенный диапазон длин волн постановки помех, перекрывающий практически весь рабочий диапазон головок самонаведения ракет современных ПЗРК.

Серийное производство и установка первой партии системы AN/AAQ-24(V) на военно-транспортные самолеты американских ВВС начаты в 2002 году. Всего такой СИЗ оснащены 12 самолетов С-17 (AN/AAQ-24(V) 12) и восемь ВТС С-130 «Геркулес» (AN/AAQ-24(V)13). В 2005 году предполагается завершить установку системы еще на 43 ВТС С-17 и 24 С-130, а также на 12 стратегических транспортно-заправочных самолетах КС-135 «Стратотанкер».

ВВС США закуплено более 60 комплектов системы «Немезис», которыми оснащены самолеты сил специальных операций AC-130H/U «Спектр»/ «Спуки» и МС-130Е/Н «Комбат Талон», а Великобританией - более 180 комплектов, которые будут установлены на 21 тип летательных аппаратов, в том числе на 13 самолетах ВАе 146, предназначенных для перевозки высшего военно-политического руководства страны.

В целях снижения стоимости монтажных работ при оснащении гражданских самолетов этой фирмой разработан контейнерный вариант автономной системы, которая получает от носителя только электропитание. Контейнер предполагается устанавливать в нижней части фюзеляжа машины.

Летные испытания системы планируется провести на самолетах Боинг 747 и MD-11. По заявлению руководства фирмы, данный комплект может быть сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации США в текущем году, а его установка на 300 машин гражданского резерва ВВС США возможна в течение 28 месяцев после принятия решения.

Закупка комплекта и работы по его установке на самолет оцениваются в 1,9 млн долларов, а стоимость эксплуатации и технического обслуживания составит 27 долларов/летный час. При увеличении количества оснащаемых машин до 1 000 единиц стоимость комплекта и его установки снизится почти до 1 млн долларов.

Аналогичная система представлена фирмой «БАэ системз». Она также выполнена в виде автономного подвесного контейнера и является упрощенным вариантом бортового комплекса обороны AN/ALQ-212(V) ATIRCM (Advanced Threat InfRared Counter Measures ), устанавливаемого на вертолеты армейской авиации и сил специальных операций сухопутных войск США, а также британские ударные вертолеты «Апач» Мк. 1. Ее основу составляют подсистема предупреждения о пуске ракет AN/AAR-57(V) и лазерный генератор помех «Агиле Аи» TADIRCM (Tactical Aircraft Directable InfRared Counter Measures ), разработанный по заказу ВМС США и планируемый для оснащения палубных тактических истребителей-штурмовиков F/A-18. Стоимость устанавливаемого

на самолет комплекта составляет около 1 млн долларов.

Согласно предварительным оценкам американских экспертов, финансовые затраты на оснащение СИЗ зарегистрированных в США около 6 900 машин гражданских самолетов составят более 10 млрд долларов.

Группа американских фирм во главе с «Юнайтед эрлайнс» разработала еще один проект СИЗ для гражданских самолетов, который не прошел конкурсную оценку в США, но применяется на машинах других стран. Основу представленной системы WIPPS (Widebody Integrated Platform Protection System ) составляют две подсистемы предупреждения о пуске ракет: AN/AAR-47(V)1, работающая в ультрафиолетовом диапазоне длин волн и обеспечивающая обнаружение факта пуска ракеты, и активная допплеровская радиолокационная MWS-20 (масса процессора 10 кг, комплекта антенн около 9 кг), по данным которой осуществляется сопровождение ракеты, расчет ее траектории и выдаются команды на автомат AN/ALE-47 отстрела ложных тепловых целей. Общая масса комплекта системы около 120 кг.

Все элементы СИЗ встроены в наиболее доступные места конструкции самолета. В частности, в соответствии с контрактом, который оценивается в 12 млн долларов (стоимость СИЗ 700 тыс.), системой WIPPS оснащен самолет А.340 короля Иордании. Датчики и антенны подсистем обзора передней полусферы расположены в районе центроплана под носком корневой части крыла, а обзора задней полусферы и автомат отстрела ЛТЦ - в спонсонах ниш шасси.

В Израиле разработку СИЗ ведут несколько фирм. В частности, «Элта» создала систему «Флай Гард», основу которой составляют радиолокационная подсистема предупреждения о пуске ракет EL/2160 и автоматы сброса ЛТЦ

Данной системой уже оснащены более 150 летательных аппаратов вооруженных сил 10 стран, в том числе европейские военно-транспортные самолеты С. 160 «Трансалл», и она рассматривается как промежуточный вариант для оснащения гражданских самолетов.

Так, с фирмой-разработчиком заключен контракт стоимостью около 1,5 млн долларов на проведение дополнительных летных испытаний СИЗ и получение сертификации израильского управления гражданской авиации.

Компания «Рафаэль» начала производить летную оценку СИЗ «Брайтнинг» в составе ИК-системы предупреждения о пуске ракет Guitar-350, включающей четыре датчика; гиростабилизированного лампового генератора помех и автоматов сброса ЛТЦ. По оценкам специалистов фирмы, такая система (масса около 100 кг) может обеспечить эффективную защиту двух-двигательного самолета типа Боинг 777. Для защиты более крупных машин, например четырехдвигательных Боинг 747 или А.340, предполагается оснастить их двумя генераторами помех. В этом случае масса устанавливаемой системы увеличится до 160 кг. Потребляемая СИЗ мощность в режиме обзора составляет 300 Вт, а в боевом режиме - 10 кВт.

Вместе с тем необходимо отметить, что оснащение гражданских воздушных судов СИЗ не позволит в полной мере обеспечить их безопасность, особенно во время посадки. Наличие значительного (более 15-20 км) участка прямолинейного полета на малой (250 м и менее) высоте при скорости до 300 км/ч с полностью выпущенной механизацией крыла и стойками шасси практически исключает возможность выполнения самолетом маневра уклонения и позволяет террористам применять наравне с ПЗРК и другие средства поражения. Так, в последнее время в

районах различных конфликтов участились случаи обстрела авиационной техники как на земле, так и в воздухе такими средствами поражения, как ручные или станковые противотанковые гранатометы и противотанковые ракетные комплексы. В частности, несколько военно-транспортных самолетов С-130 «Геркулес» и многоцелевых вертолетов UH-60 «Блэк Хок» в Ираке получили значительные повреждения в результате попаданий противотанковых гранат из РПГ-7.

ShowObserver

Обозрение MAKS 2007

22 акгуста 2007

Лазерная защита от ПЗРК

Общее возрастание угрозы террористических актов ведет к уве­личению опасности для гражданских самолетов со стороны пе­реносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). В силу огра­ниченного радиуса действия ПЗРК оптимальной защитой от них является надлежащий контроль над местностью вокруг аэ­ропорта со стороны служб авиационной безопасности, однако в силу некоторых обстоятельств далеко не всегда его удается обеспечить. Поэтому в ряде стран идут исследования в облас­ти оснащения гражданских самолетов автономными средства­ми защиты от ПЗРК. Одним из наиболее эффективных средств защиты от ракет с инфракрасными (ИК) головками самонаве­дения, в том числе и перспективных, являются высоконаправ­ленные лазерные системы защиты.

Система MANTA (аббревиатура английского названия MAN PADS Threat Avoidance) создана в результате совместного проекта » и испанской компании Indra Systemas S. A. Головной подрядчик Рособоронэкспорта в этом проекте - самарский НИИ «Экран». Основой системы MANTA является полностью автоматическая бортовая лазер­ная станция постановки помех в широком ИК-диапазоне, ис­пользующая кодированное мультиспектральное излучение импульсно-периодического DF/HF-лазера. Все операции по об­наружению и сопровождению атакующей ракеты, наведение кодированного лазерного излучения на цель и установление срыва атаки лазерная станция производит самостоятельно, без участия пилота или других членов экипажа.

При воздействии кодированного лазерного излучения на ра­кету происходит засветка ИК-приемника головки самонаведе­ния и в тракте обработки формируется ложный сигнал, приводя­щий к отклонению рулей ракеты с последующим срывом слеже­ния. Станция обеспечивает оценку факта подавления наведения ракеты по пропаданию отраженного лазерного излучения от ИК-головки, свидетельствующего о потере цели головкой самонаве­дения. Для обеспечения защиты в зоне 360° по азимуту и 90° по углу места на самолете устанавливаются две станции. Это позво­ляет отражать атаки с двух направлений, при этом каждая стан­ция обеспечивает последовательное подавление двух одновре­менно атакующих ракет внутри установленной зоны действия.

В настоящее время опытные образцы системы MANTA проходят всесторонние испытания; в первой половине 2008 г. запланировано начало летных испытаний. Ожидается, что в октябре текущего года Национальный антитеррористический комитет России рассмотрит вопрос об оснащении данной сис­темой правительственных самолетов.

К сожалению, технический прогресс в гражданской авиации не снижает уровня опасности от террористических атак. Перспе­ктивным средством управления воздушным движением, внедре­ние которого уже началось в ряде стран, являются системы авто­матического зависимого наблюдения (ADS-B), с помощью кото­рых самолеты координируют положение в воздушном простран­стве, обмениваясь своими координатами в реальном времени. Такая система радикально снижает риск столкновения самолетов в условиях плотного движения, однако из-за того что передатчик каждого самолета излучает свой уникальный код и координаты (стандарт передачи открыт и опубликован), появляется потенци­альная возможность навести ракету на определенный самолет, получая на приемник его координаты. Такая система не требует сложной и дорогой инфракрасной системы наведения и в отли­чие от нынешних ПЗРК может быть собрана даже на любитель­ском уровне. Так что борьба с терроризмом остается сложной комплексной задачей.

Алексей Синицкий