Обозреватель «Труда» встретился с продюсером и подругой Веры Натальей Ивановой, с которой Глаголева сделала три больших фильма


Приближается горькая дата: 40 дней со дня смерти замечательной актрисы, режиссера и красивой, хрупкой женщины Веры Глаголевой, которая так внезапно ушла от нас. Обозреватель «Труда» встретился с продюсером и подругой Веры Натальей Ивановой, с которой Глаголева сделала три больших, серьезных фильма — «Заказ», «Одна война», «Две женщины»...

— Наталья, начнем с начала. Где и когда вы познакомились с Верой?

Вера Глаголева и Наталья Иванова. Последний снимок вместе. Фото предоставлены кинокомпанией «Хорошо продакшн»

— Сейчас буду вспоминать. Это был 2004 год. Я уже три года, как основала свою кинокомпанию, продюсировала документальные фильмы, об игровом кино не помышляла. К тому времени я лет 20 дружила с Вериным братом Борисом. С самой Верой мы были знакомы, но не более того. Однажды Борис сказал мне, что у Веры есть интересный сценарий, под него канал ТВЦ дает деньги, и Вера ищет продюсера. Я встретилась с Глаголевой, она подарила кассету со своим первым фильмом «Сломанный свет», который мне очень понравился особой атмосферой, тонкостью эмоций, недосказанностью. В итоге я согласилась на ее предложение. Именно Вера взяла меня за руку и привела в большое кино. С этого и началась наша работа-дружба.

— Какие актерские работы вам у нее нравились?

— По сути, все ее роли — одна большая роль. Она ведь практически не снималась в костюмных, исторических картинах, за исключением фильмов «Враги» и «Без солнца» по Горькому. Было еще несколько военных лент, но в основном она играла наших современниц — женщин справедливых, с твердым внутренним стержнем, не ищущих счастья на стороне, не отбивающих чужих мужей. Героинь отрицательных она сознательно избегала. Ей нравилось нести позитивное, нравственное, духовное начало. Грязи и лжи, считала она, и так кругом хватает.

— Этот собирательный образ соответствовал ее характеру?

— Во многом да. Она была человеком честным и чистым. Конечно, каждому в жизни достается испить свою горькую чашу, но она не потеряла некий внутренний камертон, не согнулась под бременем жизненных трудностей. Ее внутренний свет не был сломлен. И потом, Вера все время подпитывала себя духовно. Читала классическую литературу, знала весь репертуар Большого, дружила с Юрием Башметом, старалась не пропускать его концертов. Обожала музыку питерского композитора Сергея Баневича, который работал на всех наших фильмах.

Вера по жизни была консерватором — в хорошем смысле этого слова, что помогало ей сохранять нравственную чистоту. Недавно я пересмотрела фильм «О тебе», где ее, совсем юную, для роли выкрасили в блондинку и подстригли под каре. Это удивительно, но она этот облик не меняла вплоть до самого своего ухода! Все признавали: Вера была стильной женщиной, у нее не водились броские, кричащие наряды. Она была действительно гармоничным, цельным человеком. Все по Чехову: и одежда, и душа, и мысли...

— Все отмечают Верину нежность, хрупкость, но я по своему опыту общения с ней знаю, что она могла быть и резкой, колючей...

— А как иначе? Она умела быть бойцом и борцом, отстаивая свою правоту до победного конца. Нам ведь никогда не давали деньги на наши фильмы с первого раза, всегда это тянулась годами. И мы вместе с ней стучались в кабинеты, писали письма, обрывали телефоны. Знаете, Веру волновали не только киношные проблемы, она была, что называется, активным гражданином. Переживала за грязные подмосковные леса, за снос исторических зданий в любимой Москве, ходила на митинги в защиту сквера у Белорусского вокзала...

А скольким людям она помогла! Дружила с Михаилом Глузским, Виталием Вульфом, Владимиром Зельдиным, находила время заботиться о них. И не забывала о молодых. Вера несколько лет преподавала актерское мастерство, и после выпуска не бросала своих учеников, всячески их опекала, помогала с площадками для показа спектаклей. Обязательно снимала в своих картинах дебютантов, открывала новые имена, так было в фильмах «Одна война» и «Две женщины». Как-то на «Кинотавре» ей очень понравился фильм молодого тогда режиссера Николая Лебедева «Звезда». По иронии судьбы он не получил от жюри никакого приза. Когда Вера узнала об этом, она купила морскую звезду, вышла на сцену и вне всякого регламента вручила ему эту награду. Николай Лебедев, нынче дважды лауреат Госпремии России, считает это самым дорогим для себя призом.

— А какой она была на съемочной площадке?

— Требовательной, бескомпромиссной, ей все подчинялись, а порой и боялись. А иначе кино не снимешь. По-особому Вера вела себя только с актерами, которых не то чтобы жалела, но оберегала. Не любила кинопроб. Актерский ансамбль будущего фильма собирала у себя в голове. Подолгу перебирала фотографии, смотрела фильмы с участием претендентов на роли, думала, жила с этим. И только когда почти на сто процентов была уверена в своем выборе, приглашала актеров на пробы. И надо сказать, редко ошибалась в своем выборе.

— У Веры ведь не было ни актерского, ни режиссерского образования. Как она овладела этим двумя сложнейшими профессиями?

— У нее был реактивный ум, я всегда поражалась, как быстро она все схватывала. Лично мне надо время, чтобы осмыслить ту или иную ситуацию, порой требуется записать свои соображения на бумаге, а она в это время уже все для себя решила и улетела дальше. Вере были близки люди, которые ее понимали сходу, тугодумы ее нервировали.

Эта способность сразу видеть главное пригодилась ей по жизни. Она ведь снималась с легендами нашего кино: Олегом Далем, Иннокентием Смоктуновским, Алексеем Баталовым, Николаем Рыбниковым, Аллой Демидовой, Верой Васильевой, Александром Абдуловым. И ее снимали выдающиеся режиссеры: Анатолий Эфрос, Игорь Таланкин, Семен Аранович, Виталий Мельников, Алла Сурикова. Это и были ее актерские и режиссерские университеты. И она среди них — талантливая ученица.

— Как складывались ваши с Верой отношения на съемках, кто у вас был «главный»?

— Я никогда не вмешивалась в ее работу на съемочной площадке. Там один царь и бог — режиссер. Но я всегда была рядом, и это ее успокаивало. В процессе работы над каждым нашим фильмом мы были в постоянном контакте, обсуждали вместе замысел картины, кастинг и кучу других важных вещей, как это и положено.

— Как у вас в «Двух женщинах» появился английский актер Рейф Файнс? Уж больно это неординарное творческое решение...

— После очень непростого в эмоциональном плане фильма «Одна война» нам захотелось прикоснуться к классике и сделать красивое, атмосферное кино. Понимали, что большого бюджета нам никто не даст, нужно искать камерную историю. Я предложила поставить фильм по тургеневской пьесе «Месяц в деревне». Вера удивилась: неужели не было большого кино по этому всемирно известному произведению? Потом спросила: а кто бы мог сыграть Ракитина? Я ответила: а ты помечтай, пока нас это ни к чему не обязывает. Тогда и прозвучало это имя: Рейф Файнс. «Ну ты и загнула», — сказала я. Но в блокнотике все же записала: Ракитин — Рейф Файнс!

Режиссер Вера Глаголева, актер Рейф Файнс, продюсер Наталья Иванова на съемках фильма «Две женщины»

Буквально через месяц читаю в газете, что на фестиваль «Зеркало» в город Иваново в качестве председателя жюри собственной персоной приезжает звезда мирового кино Рейф Файнс. Мы с Верой срочно бросились в Иваново. Рейф прочитал заявку, идея сыграть Ракитина в ансамбле с русскими актерами и под руководством русского режиссера ему очень понравилась. Позже он прочел сценарий, посмотрел фильм «Одна война» и дал свое согласие. Только попросил сдвинуть съемки на год из-за своей занятости. Мы же готовы были ждать его не один год. В итоге Файнс украсил фильм своей тонкой психологической игрой.

— Вера, насколько я знаю, успела снять фильм «Глиняная яма», который, так получилось, станет ее творческим завещанием...

— К счастью, успела. Это социально-психологическая драма по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой. Она рассказывает о семейных отношениях, где взрослые в погоне за личным счастьем забывают о своих детях. Такого рода кино Вера еще не делала, я бы даже сказала, что для нее это был вызов. Глаголева успела снять всю российскую часть фильма, теперь нужно доснять видения, сны главного героя. Это планируется сделать нынешней осенью в Казахстане.

Вера Глаголева и актер Дмитрий Кривочуров на съемках фильма «Глиняная яма»

Завершать картину будут оператор фильма Александр Носовский, который уже работал с Верой на картине «Заказ», и режиссер монтажа Александр Амиров. Глаголева успела детально обговорить с ними все важные для нее моменты. Картина будет окончательно готова к лету следующего года.

— Сюжет пьесы о матери и ее детях поневоле наводит на вопрос о Вере Глаголевой и трех ее дочерях. Какой она была мамой?

— Она была совершенно удивительной, особой мамой. Я, по правде говоря, таких мам больше не встречала. В экспедициях, на съемках, на отдыхе она не расставалась с телефоном. Меня это сначала раздражало, а потом я привыкла. Я поняла, что Вера, как мать, должна каждую минуту знать, что происходит с ее детьми, где они, с кем они, что делают, что едят, о чем думают. Эта ее постоянная связь с детьми не ослабла даже тогда, когда дочери стали взрослыми, вышли замуж, родили детей. Ее девочкам сейчас очень тяжело. Вера была осью, центром притяжения их большой и дружной семьи.

— В одном нашем с Верой давнем интервью она назвала отъезд ее бывшего мужа Родиона Нахапетова в Америку предательством. Судя по последним событиям, они примирились...

— Вера нашла в себе силы примириться. Она, кстати, никогда не препятствовала, чтобы дети общались с отцом. Уже больше двадцати лет делить им было нечего: у него своя семья, у нее своя. Родион Рафаилович часто приезжал в Москву на дни рождения девочек, внуков. Дети тоже были желанными гостями у него в Америке. Он прилетел на похороны и попрощался с Верой, ему это было очень важно.

— И последнее. Нам не обойти в сегодняшнем разговоре горькую страницу — ее уход. Вы знали, что она болеет?

— Знала, естественно. Ее болезнь появилась не вчера и была коварна тем, что порой мы забывали, что Вера больна. Подвижная, легкая, она работала за двоих, а разговоры о своей болезни, даже в самом близком кругу, резко пресекала. Это была запретная тема. Я тоже довольствовалась тем, что она скажет сама. Поскольку мы плотно работали, снимали фильмы, а это сложный процесс, в который втянуты финансы, десятки людей, то я знала чуть больше других, особенно когда это касалось ее отъездов на лечение.

Вере стало хуже в феврале, после похорон брата Бориса, который тоже умер от онкологии. В течение последнего полугода состояние ее здоровья было нестабильным, но все равно никто не думал о страшном исходе, мы надеялись, что обойдется. У нее до последнего дня была огромная жажда жизни, желание работать и творить. Я твердо знаю, что это не входило в ее планы — покинуть нас. Примириться с ее уходом я до сих пор не могу. Да и никогда не смогу.

Вера Глаголева , Наталья Иванова , продюсер , Заказ ,

Не все поклонники безвременно ушедшей от нас Веры Глаголевой (замечательной актрисы, режиссера и сценариста) знают, что у звезды был родной старший брат, лицо непубличное, сведений о котором в свободном доступе очень мало. Биографию, информацию о Борисе Глаголеве, брате Веры Глаголевой, поклонникам пришлось собирать по крупицам.

Знакомство

Согласно полученным сведениям, несколько последних лет Борис Глаголев, брат Веры Глаголевой (биография, фото представлены в статье) жил в Германии, где в детстве проживала и Вера. Известно, что он, имея техническое образование, занимался монтажом документальных фильмов. С сестрой, в основном, общался по "Скайпу".

Вера

Известие о смерти знаменитой Глаголевой застало врасплох не только ее многочисленных поклонников, но и близких актрисы-режиссера. Как выяснилось, эта талантливая женщина умерла после долгой борьбы с онкологическим заболеванием. В ее окружении полагают, что серьезные проблемы со здоровьем у звезды начались после того, как один за другим ее предали любимые мужчины. Всю жизнь в ней не затихала боль от измены - сначала первого мужа, известного режиссера Родиона Нахапетова, который оставил семью, уехав в США, а затем второго супруга, преуспевающего бизнесмена Кирилла Шубского, который завел длительный роман на стороне, завершившийся рождением внебрачного ребенка.

Летом 2017-го актриса улетела на консультацию в одну из Известно, что долгое время брат Веры Глаголевой Борис Глаголев, биография которого представлена в статье ниже, проживал в этой же стране. Через некоторое время после посещения клиники женщины не стало.

Шок

По словам близких, Вера Витальевна не любила делиться своими проблемами с окружающими. Она скрывала их даже от родных людей. Узнав о ее смерти, Елена Валюшкина, коллега Глаголевой, известная по работам в кинохитах «Горько!» и «Формула любви», написала у себя в соцсети о том, что Вера Глаголева в своей жизни была дважды предана любимыми мужчинами. Несмотря на это, замечательная актриса и режиссер нашла в себе силы подняться и продолжать жить - ради детей и искусства. Она встала и продолжала творить, не показывала вида, побеждала, восхищала, снимала кино. Но боль съедала ее изнутри, не проходила со временем. Так начался рак.

О ней

Нельзя писать о биографии Бориса Витальевича Глаголева, брата Веры Глаголевой, не напомнив читателям о жизни и творчестве самой актрисы. Ведь именно благодаря этому родству в определенных кругах и зародился интерес к его особе.

Вера Витальевна Глаголева является известной советской и российской актрисой театра и кино, кинорежиссером, сценаристом и продюсером. Удостоена званий заслуженной и народной артистки России. Родилась в городе Москва 31 января 1956 года. Ее родители преподавали в школе. Была не единственным ребенком в семье. Родители воспитывали также старшего брата Веры Глаголевой - Бориса Глаголева, биография которого представлена далее в статье. Около четырех лет (с 1962 по 1966 гг.) семья проживала в ГДР.

Детство

По окончании средней школы Вера Глаголева, по ее словам, и не помышляла об артистической карьере. В детстве Вера своим характером больше напоминала сорванца-мальчишку. Немалое значение в формировании ее характера, как она считала, имели игры, в которых они принимали участие вместе с братом и его друзьями. Девочка играла в футбол наравне с пацанятами, и не как-нибудь, а мальчишеская компания доверяла ей стоять на воротах! В детстве и юности будущая звезда увлекалась стрельбой из лука, имела разряд мастера спорта и нередко представляла на различных соревнованиях юношескую сборную столицы. Маленькая худенькая девчонка с огромными глазами мечтала посвятить себя спорту и когда ей предложили сняться в кино, согласилась больше из интереса.

Кино

В кино попала случайно в 1974-м, встретившись со своим будущим мужем, режиссером Родионом Нахапетовым, который пригласил ее на роль в его новом фильме "На край света". Вера Глаголева так и не получила актерского образования. Тем не менее, она очень активно снималась. Она сыграла около 50 ролей в кино. В 1986-м, за роль в фильме "Выйти замуж за капитана", была признана лучшей актрисой года. Она обладала особым актерским типом - хрупкая поэтичность сочетались в ней со скрытой цельностью и силой, точность "психологического жеста " и ломкая пластика - с неординарной киногеничной внешностью. В 1990-е Глаголева дебютировала как кинорежиссер: ею был снят фильм по сценарию Светланы Грудович "Сломанный свет". Как режиссер и актриса Вера Глаголева получила множество наград и заслуженное признание зрителей. В последние годы преподавала в Московском институте телевидения и радиовещания "Останкино".

Умерла в 2017-м, 16 августа, в Германии (в Баден-Бадене) от рака. Известно, что в этой стране долгое время проживал брат Веры Глаголевой Борис Глаголев, с биографией которого можно ознакомиться в данной статье.

Онкология

О том, что у актрисы обнаружено онкологическое заболевание, стало известно в 2017-м. Но Глаголева и ее семья публично опровергали тяжелую болезнь, по всей вероятности, желая избежать внимания журналистов. Известно, что Вера Витальевна была большим жизнелюбом, до своих последних дней она работала, снимала кино. По свидетельству окружающих, актриса всегда прекрасно и очень молодо выглядела, никто никогда не давал ей ее реального возраста - 61. За месяц до смерти звезда справила свадьбу своей младшей дочери Анастасии с Александром Овечкиным, гордилась, что пара получила поздравления от самого президента. Почти никто из ее окружения не догадывался, что актриса борется с тяжелым недугом. Смерть звезды стала настоящим шоком для всех. Похоронена актриса и режиссер в Москве на Троекуровском кладбище.

Драматические подробности

Ее дочерью были развенчаны фейки в СМИ о том, что якобы старший брат Веры Глаголевой, Борис Глаголев, биография которого предлагается далее в статье, удручен кончиной сестры и горько оплакивает ее смерть. Девушка опубликовала в Instagram пост, в котором сообщила, что этого никак не могло быть по одной очень веской причине. Оказывается, Борис Глаголев, брат Веры Глаголевой, с биографией, личной жизнью которого, а также с другими сведениями о нем вкратце можно ознакомиться в данной статье, покинул этот мир незадолго до смерти сестры, а именно за 7 месяцев до этого трагического события. Причины его смерти не указываются. Анна в своем посте упрекает актрису Марину Яковлеву в распространении данного фейка: известно, что дама сообщила неправдивую информацию в одном из своих интервью.

Брат

Отношения Веры Глаголевой с братом Борисом Глаголевым, биография и семейные тайны которых в последнее время привлекают пристальное внимание СМИ, по рассказам актрисы, не всегда были безоблачными. Известно, что в одном из интервью Вера Витальевна поделилась с журналистами некоторыми подробностями из своего детства. Актриса рассказала, что, будучи детьми, они с братом нещадно дрались. О себе актриса сообщала в интервью, что она была очень вредная, и брату часто доставалось из-за нее. В семье было так заведено, что она была папина дочь, а он был маминым сыном, поэтому отец Бориса наказывал чаще.

Потом всю жизнь они с братом поддерживали прекрасные отношения, которые своими корнями уходят в то самое драчливое детство. Известно также, что в детские и юношеские годы будущая актриса серьезно увлекалась стрельбой из лука и даже имела разряд мастера спорта. Несмотря на то, что на вид девушка была очень хрупкая и женственная, внутри у нее, как сознавалась сама актриса, было много «пацанского» - и все это благодаря мальчишескому окружению ее брата.

Борис Глаголев, брат Веры Глаголевой: биография и тайны

Имя Бориса Витальевича Глаголева стало известным благодаря тесному родству с популярной актрисой. Он являлся монтажером документальных фильмов. В последнее время проживал в Германии. Журналистам удалось раскопать кое-какие сведения из биографии Бориса Глаголева, брата Веры Глаголевой, о семье, в которой они выросли со ставшей в будущем знаменитой сестрой.

Ранние годы

Борис Витальевич, как и его сестра, родился в Москве. В столице проживал вместе с сестрой и родителями в красивом старом доме на улице, носящей имя Алексея Толстого, замечательного российского писателя. В этом здании под номером 22/2, несколько десятилетий назад жилье выделялось исключительно работникам Наркомата путей сообщения. Родители Веры и Бориса к данному ведомству не имели никакого отношения. Их отец преподавал в средней школе биологию и физику. Мама была учительницей младших классов. Данная жилплощадь была получена отцом матери, отличившимся в 30-е годы прошлого века. Известно, что дед, конструктор Наум Глаголев, трудился над изобретением скоростных и более совершенных поездов. В 1962-м семьей Глаголевых был получен ордер на вселение в новое жилье - в доме, расположенном на востоке Москвы, в Измайлово.

Развод родителей

Через десять лет брак родителей Бориса и Веры Глаголевых дал трещину и распался. Дети стали не только непосредственными свидетелями зарождения драмы, но и косвенными виновниками развода. Подростками как-то они отправились вместе с отцом в путешествие на байдарках. В компании с ними были и другие люди. Среди них присутствовала некая симпатичная коллега старшего Глаголева со своим ребенком. Отец, невзирая на присутствие собственных детей, уделял повышенное внимание молодой сотруднице, при этом нежно заботясь о ее сыне. Вера с братом были шокированы. По приезду домой они со слезами рассказали обо всем маме. После жуткого скандала отец упаковал свои вещи в чемоданы и ушел из семьи. Впоследствии стало известно, что он уехал из благоустроенной столицы на Север, где в скором времени зажил с другой семьей.

Отношения с сестрой

Об их отношениях с братом Вера Глаголева не раз рассказывала в интервью. Так, она поведала об их частых детских драках, в которых брат с сестрой выясняли, кто из них главнее. Драки почти всегда затевала Вера, а попадало за них Борису, поскольку он был похож на мать, и отец злился на него сильнее. Уже по такому его отношению можно было судить, что между родителями подспудно назревал разрыв.

После того, как детство прошло, между братом и сестрой установились замечательные отношения. Минули ранние обиды, и чувствами, которые молодые люди стали питать друг к другу в течение всей дальнейшей жизни, в том числе и в зрелости, были искреннее уважение и любовь.

Последние годы

Фигура Бориса Глаголева была совершенно непубличной. Поклонникам актрисы и режиссера, собирающим сведения о жизни и творчестве их кумира, приходится довольствоваться скупыми сведениями о брате звезды. В ставшей доступной СМИ биографии Бориса Глаголева, брата Веры Глаголевой, о его личной жизни ничего не рассказывается. Известно лишь, что он до конца жизни пребывал в Германии. Со своей сестрой общался по "Скайпу". Брат с сестрой умерли в один год, в 2017-м. Как утверждает Анна Нахапетова, дочь актрисы, дядя умер за семь месяцев до кончины ее мамы. Причины его смерти остались неизвестными. По некоторым сведениям, он так же, как и сестра, умер от рака.

Вера Глаголева – советская и российская актриса театра и кино, режиссер, сценарист и продюсер. Народная артистка России.

Одни считают ее везучей, другие сетуют на капризный, иногда несносный характер, но и те и другие безоговорочно признают актерский и режиссерский талант легендарной киноактрисы. Хрупкая, кареглазая, непредсказуемая, ранимая, но сильная и принципиальная блондинка запомнилась зрителям блистательной игрой и перевоплощениями на экране. Многие и сегодня называют Веру Витальевну одной из самых востребованных и неординарных актрис поколения, которая сумела поразить стойкостью и силой воли в непростое для общества время.

Вера Витальевна Глаголева – коренная москвичка, родилась 31 января 1956 года в семье педагогов. У нее есть старший брат.

До 6 лет семья Глаголевой жила в квартире в центре столицы Советского Союза, но затем переехала в Измайлово. С переездом изменился и круг общения девочки. 4 года семья Веры прожила в Измайлово, а потом родителей отправили в командировку в Германию. Через 5 лет Глаголевы вернулись в Москву. Вера увлекалась стрельбой из лука: хотя это больше мужской вид спорта, но девушке нравилось такое спортивное занятие.


За год будущая знаменитость выполнила норматив мастера спорта и выступала за сборную Москвы. За один выстрел ей приходилось поднимать лук весом 16 килограммов. Отец Глаголевой хотел, чтобы дочь занималась художественной гимнастикой, но девочка предпочитала драться с братом и играть в казаков-разбойников. А стрельбу из лука Вера выбрала, поскольку спортсменов одевали в белую форму: на фоне зеленого лука униформа выглядела трогательно и романтично.

Фильмы

Вера Глаголева – одна из немногих актрис, которая стала востребованной без актерского образования. Сниматься в кино Глаголева начала сразу после школы. Будущая актриса случайно зашла на киностудию «Мосфильм» в 1974 году, где увидела съемки нового фильма. В павильоне шла подготовка к съемкам картины «На край света…», один из участников группы заметил Веру и предложил попробоваться на роль Симы. Героиня начинающей актрисы – девочка, которая отчаянно борется за свои чувства.


В 1977 году советский режиссер начал снимать фильм «В четверг и больше никогда». Глаголевой предложили роль Вари. Игра актрисы настолько впечатлила Эфроса, что режиссер пригласил молодую актрису в труппу театра на Малой Бронной, но Вера отказалась, о чем не раз пожалела позже.

На 80-е пришелся расцвет актерской карьеры. Глаголева сыграла разные роли в десятках фильмов. Зрители видели актрису в образе учительницы в картине «Не стреляйте в белых лебедей», Женьки в «Звездопаде», Шуры в «Торпедоносце».


Но слава пришла к Вере Глаголевой после премьеры фильма «Выйти замуж за капитана». В этой мелодраме зрители увидели киноактрису в роли журналистки Елены. Фильм задумывался как история, в которой пограничник ищет себе супругу. Героинь должно было быть 4, но в итоге сценарий переписали, и осталась только журналистка Елена. Роль неприкаянной, несмотря на показную независимость, богемной фотожурналистки удалась Глаголевой. За эту работу журнал «Советский экран» назвал Глаголеву лучшей актрисой года.

Режиссура

С 1990 года Вера Глаголева работает и как режиссер. Именно в 1990 году состоялся режиссерский дебют Веры Глаголевой, когда была снята картина «Сломанный свет». Этот фильм о безработных актерах выпустили на экраны только спустя 11 лет.


Вера Глаголева на съемках фильма "Одна война"

В 2010 году в прокат вышел новый фильм Веры Витальевны «Одна война». Эту картину Глаголева считает своей самой серьезной работой. Сюжет фильма повествует о сложных женских судьбах во время войны.

В 2012 году появилась мелодрама «Случайные знакомые», а в картине «Две женщины», вышедшей на экраны в 2014 по пьесе «Месяц в деревне», Глаголева выступила как сценарист, режиссер и продюсер. Актерский состав Вера Витальевна для этой киноленты собрала интернациональный. Главные роли исполнили российский актер , француженка Сильви Тестю и британец . Лента удостоена нескольких международных наград. Зарубежные и российские критики не раз отмечали, что таким фильмом Глаголева возродила традицию экранизаций в кино.

Личная жизнь

С режиссером актриса познакомилась на «Мосфильме» в 1974 году, а в 1976 вышла за него замуж. Нахапетов старше Глаголевой на 12 лет.

У Веры и Родиона есть две дочери – Анна и Мария. Анна стала балериной Большого театра. Также девушка снимается в кино.


Мария после замужества переехала жить в Америку. Там окончила курс компьютерной графики. С 2007 года живет в российской столице.

Развод Глаголевой и Нахапетова состоялся в 1991 году. Родион переехал в США, а Вера с дочками осталась в России.

В том же году актриса познакомилась с бизнесменом , произошло это на фестивале «Золотой Дюк». Вскоре пара сыграла свадьбу и обвенчалась. В 1993 году на свет появилась дочь , Вера родила девочку в Швейцарии. Кирилл моложе Веры на 8 лет, но разница в возрасте не помешала их прочному союзу. Актриса не раз говорила в интервью, что счастлива в браке со своим мужем и полностью ограждена от быта.

В 2005 году в СМИ появилась информация о том, что гимнастка родила сына от Шубского. Вера Глаголева никак не отреагировала на подобные сообщения прессы. Брак Веры и Кирилла достойно выдержал и это испытание.


Вера Витальевна всегда называла себя реалистом и прагматиком. Женщина не верила, что изнуряющие тренировки и различные медицинские средства станут спасением в борьбе за красоту, сохранят молодость. Сама актриса отдавала предпочтение физическим упражнениям и спорту, но все же не отрицала возможности проведения пластической операции в будущем.

Смерть

16 августа 2017 года Вера Глаголева . Причиной смерти актрисы стал . Народная артистка РФ скончалась на 62 году жизни в Германии.

По словам Кирилла Шубского, жена болела продолжительное время. Несмотря на это, в июне 2017 года Вера Глаголева появилась на открытии Московского международного кинофестиваля, а уже в июле организовала свадьбу , своей младшей дочери, которая за хоккеиста . Представители некоторых российских изданий, ссылаясь на инсайдерскую информацию, утверждают, что Вера устроила тожественное мероприятие, уже зная, что тяжело больна.


Смерть Веры Витальевны Глаголевой стала настоящим ударом для ее поклонников, ведь еще в январе 2017 съемочная группа телепередачи «Идеальный ремонт» побывала в квартире актрисы. Тогда знаменитость задумала с шиком обустроить свой дом и рассказывала о планах на будущее.

Пользователи соцсетей, в том числе сервиса «Инстаграм», обсуждая случившееся, назвали смерть легенды советского кино трагедией. Почитатели российского кинематографа шокированы тем, что , режиссера высокого класса и просто любимой женщины уже нет в живых.


19 августа в Москве на Троекуровском кладбище. Церемония прощания с легендарной актрисой проходила в Доме кино. Провести в последний путь Веру Витальевну пришли сотни россиян, среди которых было множество коллег Глаголевой. На протяжении нескольких часов люди в порядке живой очереди подходили к гробу с телом актрисы, чтобы сказать ей последнее слово.

Фильмография

  • 1975 –– «На край света…»
  • 1980 –– «Не стреляйте в белых лебедей»
  • 1981 –– «Звездопад»
  • 1983 –– «Торпедоносцы»
  • 1985 –– «Выйти замуж за капитана»
  • 1985 –– «Искренне Ваш…»
  • 1986 –– «Зонтик для новобрачных»
  • 1987 –– «Дни и годы Николая Батыгина»
  • 1990 –– «Короткая игра»
  • 1997 –– «Бедная Саша»
  • 1998 –– «Зал ожидания»
  • 2000 –– «Пушкин и Дантес»
  • 2003 –– «Остров без любви»
  • 2008 –– «Женщина желает знать»
  • 2008-2009 –– «Обручальное кольцо»
Реклама

16 августа Вера Витальевна Глаголева внезапно скончалась в одной из немецких клиник. В тот день она приехала в Германию с хорошим самочувствием и не планировала ложиться в клинику. Поэтому ее кончина стала неожиданностью. Многие поговаривают, что в этом все же виноваты врачи. И хоть Глаголева и страдала от тяжелого недуга – рака желудка, в тот день ничего не предвещало беды. Сами родственники не комментируют это трагическое событие.

Близкие народной артистки не спешат делиться подробностями ее внезапной кончины. Не так просто пережить такую трагедию в семье. Но поклонники Глаголевой сделали предположение, что их любимица до сих пор могла оставаться в живых. И в ее смерти виноваты врачи. Ведь в тот день она даже не собиралась ложиться в больницу.

Вера Глаголева родилась в 1956 году. Первую роль в кино Глаголева получила в 19 лет в фильме "На край света" режиссера Родиона Нахапетова.

За время своей карьеры женщина снялась почти в 50 фильмах и стала довольно популярной на постсоветском пространстве. Глаголева также сняла шесть фильмов в качестве режиссера, а также была сценаристом и продюсером. У женщины осталось трое дочерей и двое внуков.

Вера Глаголева умерла спустя 7 месяцев после смерти брата. Об этом в Instagram написала дочь актрисы Анна Нахапетова.

"Итак, сразу хочу спросить актрису Марину Яковлеву, интервью которой можно прочитать почти в каждом издании. Вы зачем это делаете, о какой дружбе Вы можете говорить, если рассказываете о том, как сейчас страдает мамин брат Борис, которого уже семь месяцев нет в живых. Зачем описывать какие-то подробности болезни, о которых Вы по определению не можете знать", - написала Нахапетова.

Дочь Веры Глаголевой опровергла версии о смерти матери: Крик души, если хотите.

Ранее сообщалось, что Вера Глаголева скончалась в Германии на 62-м году жизни после тяжелой болезни. Смерть актрисы стала неожиданность для всех. Артистка появлялась на публике здоровой, она совершенно не подавала виду, что испытывает трудности со здоровьем.

Режиссер Вера Глаголева дает интервью во время встречи съемочной группы своего фильма «Две женщины»
Также актриса снималась и у других режиссеров. За главную роль в фильме «Выйти замуж за капитана» (1985) Виталия Мельникова Глаголева получила звание «Лучшей актрисы 1986 года» по результатам опроса журнала «Советский экран».

Продолжала Глаголева активно сниматься и в дальнейшем, была занята в театральных проектах.

В 1990 году Глаголева дебютировала как режиссер фильмом «Сломанный свет», где сыграла главную роль. Затем она сняла картины «Заказ», «Чертово колесо». Четвертая режиссерская работа Глаголевой - драма «Одна война» еще до выхода в прокат завоевала более десятка кинопремий.

Последней картиной Глаголевой стал фильм «Две женщины» по пьесе Ивана Тургенева, снятый в 2014 году.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Серьёзные проблемы со здоровьем у актрисы и режиссёра начались после предательства любимых мужчин, считают в её окружении

Известие о смерти Веры ГЛАГОЛЕВОЙ застало врасплох не только ее поклонников, но даже людей из близкого окружения актрисы и режиссера. Как выяснилось, она скончалась после долгой борьбы с раком желудка. Вера Витальевна улетела на консультацию в одну из клиник Германии (в этой стране живет ее брат Борис), а спустя несколько часов после посещения больницы ее не стало.

Узнав о смерти Глаголевой, ее коллега Елена Валюшкина, звезда кинохитов «Формула любви» и «Горько!», написала на своей странице в соцсети:

— Когда женщину предают, и не один раз, а дважды — любимые мужчины, а она встает и продолжает жить, творить, поднимать детей, не показывать вида, побеждать, восхищать, снимать кино. А эта мерзкая боль гложет изнутри, разрывает, не дает спать, не проходит со временем. Так начинается рак. Вот такие у меня мысли…

По словам друзей, Глаголева не любила делиться с окружающими своими проблемами и старалась скрывать их даже от родных.

Лишь только от первой любви, раскрывшей в 16-летней Вере возможность всем сердцем восторгаться объектом внимания, у актрисы осталось чувство невероятной чистоты, романтического флера и легкой наивности.

— Моя первая любовь — очень талантливый человек, музыкант, — делилась наша героиня. — Я считала тогда, что это ощущение чего-то другого, ощущение радости, когда идешь за руку.

К тому моменту на глазах у будущей кинозвезды и ее старшего брата Бориса распалась семья их родителей.

Однажды на летних каникулах Верочка и Боря отправились с отцом Виталием Павловичем в поход на байдарках. С ними плыла и сослуживица папы со своим ребенком.

Вернувшись в Москву, дети пожаловались маме, что во время путешествия папа чересчур много уделял внимания чужой тете и постоянно возился с ее отпрыском. Грянул скандал. Виталий Павлович собрал вещи и ушел из дома. Вскоре он уехал из благополучной столицы на Север, где завел новую семью.

От брака с Родионом НАХАПЕТОВЫМ у ГЛАГОЛЕВОЙ остались две дочери… Кадр канала РОССИЯ 1

Перейти грань

С первым мужем — Родионом Нахапетовым — Глаголева познакомилась, когда ей было 18, а ему 30. Вместе с подругой, работающей на «Мосфильме», Вера, увлекавшаяся тогда стрельбой из лука и ставшая мастером спорта, пришла на просмотр фильма.

В буфете девушку в ультрамодных штанах-трубах, расклешенных от бедра, приметил оператор Владимир Климов. Он-то и пригласил ее на пробы в ленту «На край света…», которую снимал Родион.

— Роман Нахапетова и Веры начался на моих глазах, — рассказывал автору этих строк актер Вадим Михеенко, сыгравший в ленте одну из ролей, отец Егора Бероева. — Родион настаивал, чтобы мы были внимательны друг к другу, ведь должны были играть любовь, яркие эмоции. Однажды она вломилась ко мне в номер гостиницы, хотя я ее не пускал, потому что проводил время с проституткой. Увидев это безобразие, она стала по-другому относиться к Нахапетову — он-то подобных вольностей никогда не допускал.

…Анна стала балериной, а Мария пробовала себя как актриса. Фото: Instagram.com

По словам Михеенко, от Глаголевой в ту пору глаз невозможно было оторвать.

— Родион жутко ревновал ее ко мне, — продолжает Вадим. — Однажды в Москву приехал мой знакомый американец, и мы вечером собрались в кафе с ребятами и девчонками. Была и Вера. Но вскоре туда влетел Нахапетов и увел любимую. Я его понимаю: когда с человеком работаешь, занимаешься творчеством, нельзя отвлекаться на какие-то другие вещи, переходить грань. Я-то спокойно к этому относился, а Родион трепетно. Этой трепетности я у него и учился.

У пары родились две дочки — Аня и Маша. Появление детей нисколько не помешало успешной карьере супругов. Вера и снималась у мужа (у них пять совместных картин), и принимала приглашения других режиссеров.

В 1987-м Нахапетов закончил работу над лентой «На исходе ночи», места в которой для жены, увы, не нашлось. Именно эта картина, купленная для показа в США, и разбила их брак. Нахапетов решил, что у него появился шанс закрепиться в Америке, и недолго думая улетел за океан. Втайне от семьи, терпеливо ждавшей его возвращения на родину, он закрутил роман с гражданкой США, кинопродюсером Натальей Шляпникофф, родившейся в семье русских эмигрантов. Порвав с Верой, он стал мужем Наташи.

— Жизнь — сложная штука, — комментировал мне эту ситуацию Нахапетов. — Уверен, Вера и без меня бы состоялась в жизни. В какой-то степени я ей помог в начале карьеры, на нее обратили внимание, а дальше сыграли ее талант и харизма. Потом она и сама стала режиссером… Когда наши девочки были маленькими, они чаще общались с Глаголевой, а потом у них не стало общих вопросов, дочки перестали нуждаться в опеке. Хотя у меня с ними никогда не прерывались отношения, они часто бывают у меня дома в Америке. Кстати, дочку своей жены Наташи я с пяти лет воспитывал и тоже считаю своей.

Сумасшедший подарок

В 1991 году 35-летняя Глаголева познакомилась с 27-летним бизнесменом Кириллом Шубским. Случилось это в Одессе во время фестиваля «Золотой Дюк». Очарованная галантностью молодого миллионера Вера недолго думая предложила ему вложиться в отечественный кинематограф. Кирилл отказался, но ухаживать за актрисой не перестал, и позже они поженились.

В семье родилась дочка Настя, та самая, которая стала женой хоккеиста Александра Овечкина.

— Когда наш отец Родион Нахапетов бросил маму, ей было безумно тяжело, она ведь его очень любила, — вспоминала старшая дочь актрисы Анна. — Я потом очень обрадовалась, что у мамы появился новый мужчина. Кирилл к нам с сестрой Машей относился как к родным дочерям. Когда Настя у них появилась, он не делал различия между нами, многие мужчины к родным детям так не относятся, как он к нам. Они с мамой венчались в церкви, и мы с Машей несли венцы, которые потом они надели на голову. Все было красиво.

По иронии судьбы оба мужа Веры родились в один и тот же день — 21 января. Вот только Родион Нахапетов годится Кириллу Шубскому в отцы. Первый муж актрисы старше второго ровно на 20 лет. Увы, так же, как в союзе с Нахапетовым, во время брака с Шубским нашей героине пришлось пережить подлую измену любимого.

Когда их с Глаголевой дочке не было и четырех лет, Кирилл в составе делегации национального Олимпийского комитета, куда он входил, улетел в командировку в Лозанну. В Швейцарии телеведущая Юлия Бордовских познакомила миллионера с подругой — гимнасткой Светланой Хоркиной.

Сын Светланы ХОРКИНОЙ Святослав очень похож на отца. Фото Бориса КУДРЯВОВА/EG.RU

— Кирилл оказался не только приятным компаньоном, но и галантным джентльменом: как только мы оказались у озера, он набросил на мои озябшие плечи свое легкое кашемировое пальто, — описывала Хоркина этот момент в своих мемуарах.

По признанию гимнастки, ее новый знакомый сразу же решил подарить ей мобильный телефон. Чтобы при первом желании слышать ее голос.

— Сумасшедший по тем временам подарок! — уточняла гимнастка. — Мы часто созванивались, при любой возможности он прилетал в Москву, чтобы поддержать меня на чемпионатах и Кубках России, бывал в группе поддержки на чемпионате Европы в Питере и Москве, а потом и в Сиднее. Он всегда оказывался рядом, как в самые трудные, так и в самые счастливые мгновения моей спортивной жизни.

Спустя несколько лет Хоркина поняла, что беременна от женатого ухажера. Правда, Шубский вовсе не обрадовался этой новости. По его настоянию спортсменка рожала в Лос-Анджелесе под чужой фамилией:

— Человек, от которого я ждала ребенка, скрывал меня от всех. Не хотелось ему афишировать наши отношения, вот он и старался никому из соотечественников меня не показывать, — вспоминала Хоркина. И уточнила, что после появления на свет их сына Святослава в июле 2005 года в изматывающих отношениях была поставлена точка.

Ребенка миллионер официально признал лишь спустя несколько лет, когда в его брак с Глаголевой, сумевшей простить благоверному долгий поход на сторону, снова вернулись мир и согласие.

— Мудрость в отношениях приходит только с годами, — вздыхала Вера Витальевна. — Я смогла оставить позади все плохое, что было между нами.

Разрушенные планы

В последние годы Глаголева занималась воспитанием внуков и с головой ушла в работу.

— Я просто не верю в смерть Верочки, — едва сдерживает слезы актер Валерий Гаркалин. — Такая умная, нежная, талантливая. Я и не знал о ее страшной болезни… Когда была жива моя любимая жена Катя, мы дружили семьями — она с Кириллом и я с Екатериной. А потом моей супруги не стало и у меня случилось два инфаркта. Я со многими перестал общаться, но с Верочкой постоянно держал связь, хотя бы по телефону. Радовался за нее, что она плавно стала режиссером, снимала настоящие психологические картины, каждая из которых становилась для меня открытием. Ее жизнь била ключом…

— Верочка — настоящий киношник, наш боевой товарищ, — подтверждает слова Гаркалина оператор Александр Носовский, работавший на ее последнем фильме «Глиняная яма». — Она была максималисткой и в деталях, и в целом. Я и не знал, что у Веруни такая серьезная болезнь, сейчас просто в шоке. Она мне за четыре дня до смерти звонила. Мы обсуждали, что осталось в нашем фильме доснять. Планировали поработать в конце сентября в Казахстане. Не знаю, что теперь будет с картиной. Вера очень ждала этих видовых съемок. Она хотела, чтобы лента получилась визуально красивой. Она и сама до последнего оставалась красавицей, хорошо выглядела. Не верю, что ее нет. Не верю…