Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК , являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500 Базальт . Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта П-500 Базальт модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в установке нового ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс . Совместные испытания модернизированных ПЛАРК Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС Радио-локационная станция визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс «Вулкан» на вооружение ВМФ Военно-морской флот с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:

Пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.1986 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;

Пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

Пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

Залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ Пусковая установка типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный и подводный (аналог комплекса П-500 Базальт).

В конструкции ПКР Противокорабельные ракеты использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и система управления собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса П-500 Базальт . Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер.

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредоточивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В ходе работ по созданию ракет для ПКРК Противо-корабельный ракетный комплекс «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК Линейный корабль » с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК Линейный корабль » должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

П-1000 «Вулкан» (3М70) - противокорабельный ракетный комплекс. Тактико-технические характеристики П-1000 "Вулкан" Длина 11,7 м Диаметр 0,88 м Размах крыла 2,6 м Стартовая масса 7000-8000 кг Скорость число Маха (км/ч) на высоте: 2,5 (3077) у поверхности: 2 (2460) Максимальная дальность стрельбы до 1000 км Система управления инерциальная + радиолокационная Боевая часть фугасно-кумулятивная: 500 кг (масса ВВ) ядерная: 350 кт Разработка комплекса П-1000 «Вулкан» (3М70) начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений. Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты поразили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Пусковая установка: - наземная пусковая установка СМ-49 - для испытаний ракеты на полигоне Ненокса; - ракетные крейсера пр.1164 - вероятно, одноконтейнерная ПУ СМ-248, аналогичная комплексу П-500 - ПЛАРК пр.675МКВ - вероятно, одноконтейнерная ПУ аналогичная комплексу П-500 Система управления и наведение - инерциальная система управления ракеты с коррекцией по данным РЛ ГСН - разработана ЦНИИ "Гранит", главный конструктор системы управления А.В.Чижов, бортовой радио-технической аппаратуры - Б.Л.Годлиник, автопилота - А.Н.Кучин, БЦВМ - В.А.Никольцев и Е.А.Горбачев. Селекция целей вероятно либо автоматическая либо по принципу телеуправления (оператором корабля по данным РЛС ракеты) либо комбинированная. На ракете использованы выполненные на новой элементной базе автопилот А21 с БЦВМ Б9 (отличные от ракет комплекса П-500), что в купе с новым стартовым двигателем и другим (вероятно) алгоритмом управления на стартовом участке траектории, позволило увеличить дальность действия. Существенно улучшена помехозащищенность РЛС ГСН за счет улучшения бортовой БЦВМ. Корабельные и бортовые (размещенные на ракете) приборы автоматизированной системы управления, а так же контрольно проверочная аппаратура комплекса созданы заново. В рамках ОКР "Вулкан" была проведена НИР "Радиация" в ходе которой ставилась задача анализа воздействия поражающих факторов ядерного взрыва (зенитной ракеты) на атакующие ПКР. В ходе НИР был проведен реальный ядерный взрыв в специально оборудованной штольне на полигоне Новая земля. Испытания показали, что большинство элементов бортовых систем управления ракет были поражены нейтронным излучением на расстоянии механического повреждения от ядерного взрыва. Часть же микросхем получили необратимые изменения на бОльшем расстоянии, что вызвало необходимость их доработки в для использования в бортовых системах ракет комплекса "Вулкан". Ракета 3М70: Конструкция - в конструкции использованы новые материалы - в т.ч. титановые сплавы. Броневая защита уменьшена. Двигатели: - стартово-разгонная ступень - РДТТ с управляемыми соплами, более мощный, чем у П-500. Может применяться со стартовым РДТТ ракет П-500 "Базальт". Есть вероятность того, что опубликованных фотографий оригинального РДТТ "Вулкана" пока нет. Время работы стартово-разгонной ступени - 12 с - маршевый - короткоресурсный ТРД КР-17В, аналогичный двигателю ракеты комплекса П-500. Разработан ОКБ-300 ГКАТ.Носители: - ракетный крейсер пр.1164 "Варяг" (вступил в строй 16 октября 1989 г. под названием "Червона Украина") изначально вооружен комплексом П-1000. Так же вероятно к 2006 г. на РК "Москва" комплекс П-1000 установлен вместо П-500 в ходе модернизации. Так же планировалась установка на недостроенный ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал Лобов", находится на ССЗ в Николаеве). На корабле установлено 16 неперезаряжаемых ПУ (перезарядка осуществляется в порту). - ПЛАРК пр.675МКВ - переоборудование 5 ПЛАРК пр.675МК (К-1, К-22, К-34, К-35 и К-10) по пр.675МКВ велось СРЗ "Звездочка". Переоборудование ПЛАРК К-1 начато 15 декабря 1981 г. и завершено в 1983 г. Модернизация ПЛАРК К-10 не завершена, всего переоборудовано 4 ПЛАРК. На ПЛАРК пусковые установки комплекса П-500 заменены пусковыми комплекса "Вулкан" (8 шт на ПЛ). Пусковые установки с надводным стартом. Система управления стрельбой на ПЛ - "Аргон-675МКВ". Для целеуказания по данным ИСЗ использована система "Касатка". ПЛАРК выведены из состава ВМФ начиная с июля 1992 г. по июль 1994 г. (все 4 шт).

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX

Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.

В 1986 г. создатели комплекса были удостоены Лененской премии СССР (). Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г.


Пусковая установка :
- наземная пусковая установка СМ-49 - для испытаний ракеты на полигоне Ненокса;
- ракетные крейсера пр.1164 - вероятно, одноконтейнерная ПУ СМ-248, аналогичная комплексу
- ПЛАРК пр.675МКВ - вероятно, одноконтейнерная ПУ аналогичная комплексу


Система управления и наведение - инерциальная система управления ракеты с коррекцией по данным РЛ ГСН - разработана ЦНИИ "Гранит", главный конструктор системы управления А.В.Чижов, бортовой радио-технической аппаратуры - Б.Л.Годлиник, автопилота - А.Н.Кучин, БЦВМ - В.А.Никольцев и Е.А.Горбачев. Селекция целей вероятно либо автоматическая либо по принципу телеуправления (оператором корабля по данным РЛС ракеты) либо комбинированная. На ракете использованы выполненные на новой элементной базе автопилот А21 с БЦВМ Б9 (отличные от ракет комплекса П-500), что в купе с новым стартовым двигателем и другим (вероятно) алгоритмом управления на стартовом участке траектории, позволило увеличить дальность действия. Существенно улучшена помехозащищенность РЛС ГСН за счет улучшения бортовой БЦВМ. Корабельные и бортовые (размещенные на ракете) приборы автоматизированной системы управления, а так же контрольно проверочная аппаратура комплекса созданы заново.

Система управления ракеты в зависимости от комплектации стартовым двигателем может работать по программе пуска и полета ПКР П-500 "Базальт" либо по программе "Вулкан".

В алгоритмах наведения ракеты использована логика выбора главной цели в ордере кораблей. После получения координат цели, ракета с выключенной РЛС (радио-локационным визиром) снижалась на малую высоту и совершала полет к точке координат цели. В точке координат цели включалась РЛС (радио-локационный визир) и производился выбор и захват цели. Анализировался размер целей и удаление целей от точки координат цели. Пободный аглоритм позволял выбрать самую крупную цель в ордере кораблей.

В целях преодоления ПРО и ПВО на ракете предусмотрены противозенитное маневрирование на малой высоте и рассредоточение ракет в залпе по фронту (с предваряющим сбором ракет с группу) перед включением РЛС на конечном этапе. На ракете установлена станция постановки активных помех системы защиты 4Б-89 "Шмель", разработанная начиная с 1965 г. в лаборатории отдела №25 ЦНИИ "Гранит" под руководством Р.Т.Ткачева и Ю.А.Романова.

Приборный отсек на ракете выполнен герметично и снабжен ситемой поддержания давления (испытывалась пусками с берегового стенда в Неноксе начиная с 25 марта 1984 г.

Постановлением СМ СССР в октябре 1987 г. предписывалось провести работы по повышению точности ракет комплекса "Вулкан" с отработкой высокоточного лазерного канала наведения и создания ракеты "Вулкан ЛК". Работа над импульсным лазерным каналом наведения велась ЦНИИ "Гранит" под руководством С.А.Шарова. Система распознавала геометрические параметры корабля-цели и выдавала команды на коррекцию траектории полета ракеты для поражения наиболее уязвимых участков корабля-цели. Испытания системы велись в Севастополе по проходящим кораблям и с самолета-летающий лаборатории Ил-18. Разработка лазерного канала наведения как системы наведения ракет начата до 1987 г. Главный конструктор бортовой аппаратуры ракеты - В.Г.Сеньков, главный конструктор лазерного канала - С.Н.Шаров. Пуски серийный ракет оснащенных ГСН лазерного канала планировалось провести в 1987-1989 г.г. Аппаратура лазерного канала была размещена в диффузоре воздухозаборника. Технологическая ракета для наземной отработки системы прошла стендовые испытания. На Северном полигоне в Неноксе планировалось совершить 5 пусков ракет с наземного стенда (по др.данным для испытаний выделено 9 ракет). Но вероятно в 1988-1989 г.г. разработка темы "Вулкан ЛК" была прекращена.
Диаметр луча - ок.10 м
Дальность распознавания - 12-15 км


Экспериментальный лазерный канал системы управления ракеты комплекс П-1000 "Вулкан", 1988 г. (фото - демонстрационный зал НПО "Машиностроение", г.Реутов, 15.08.2006 г., http://www.novosti-kosmonavtiki.ru)


В рамках ОКР "Вулкан" была проведена НИР "Радиация" в ходе которой ставилась задача анализа воздействия поражающих факторов ядерного взрыва (зенитной ракеты) на атакующие ПКР. В ходе НИР был проведен реальный ядерный взрыв в специально оборудованной штольне на полигоне Новая земля. Испытания показали, что большинство элементов бортовых систем управления ракет были поражены нейтронным излучением на расстоянии механического повреждения от ядерного взрыва. Часть же микросхем получили необратимые изменения на бОльшем расстоянии, что вызвало необходимость их доработки в для использования в бортовых системах ракет комплекса "Вулкан".

Ракета 3М70:
Конструкция
- в конструкции использованы новые материалы - в т.ч. титановые сплавы. Броневая защита уменьшена.


Модель ракеты 3М70 комплекса "Вулкан" с увеличенной СРС, авиасалон МАКС-2009 (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru/).


Двигатели :
- стартово-разгонная ступень - РДТТ с управляемыми соплами, более мощный, чем у . Может применяться со стартовым РДТТ ракет П-500 "Базальт". Есть вероятность того, что опубликованных фотографий оригинального РДТТ "Вулкана" пока нет.
Время работы стартово-разгонной ступени - 12 с

Маршевый - короткоресурсный ТРД КР-17В, аналогичный двигателю ракеты комплекса . Разработан ОКБ-300 ГКАТ.


Хвостовые части ракет комплексов П-1000 и П-500 с соплами маршевых двигателей и антеннами (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru).


Ракета комплекса "Вулкан" с родной увеличенной СРС, модель, выставка МАКС-2009 (http://maks.sukhoi.ru)


ТТХ ракеты :
Длина - 11.7 м
Диаметр корпуса - 0.88 м
Размах крыла - 2.6 м

Масса стартовая - 9300 кг (?)
Масса без стартового двигателя - 5070 кг (4800 кг по др.данным)

Дальность действия - 550-700 км (в зависимости от профиля полета), в некоторых источниках указывается 1000 км
Скорость - 2 / 2.5 М (на малой высоте / на большой высоте)
Высота полета - минимальная - 15-20 м

Типы БЧ :
- фугасно-кумулятивная; испытания бронепробиваемости БЧ производились пусками на наземном стенде ("реактивная дорожка"). По расчетам для уничтожения авианосца требуется попадание 3 ракет.
Масса ВВ - 500 кг
Бронепробиваемость - до 400 мм

Ядерная мощностью 350 кт

Модификации :
- П-1000 "Вулкан" - противокорабельная ракета.

- "Вулкан ЛК" - модификация ракеты комплекса "Вулкан" с лазерным каналом наведения (см. "Система управления и наведение", выше )

Носители :
- ракетный крейсер пр.1164 "Варяг" (вступил в строй 16 октября 1989 г. под названием "Червона Украина") изначально вооружен комплексом П-1000. Так же вероятно к 2006 г. на РК "Москва" комплекс П-1000 установлен вместо П-500 в ходе модернизации. Так же планировалась установка на недостроенный ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал Лобов", находится на ССЗ в Николаеве). На корабле установлено 16 неперезаряжаемых ПУ (перезарядка осуществляется в порту).


Пуск ракеты комплекса П-1000 "Вулкан" с ракетного крейсера "Варяг" пр.1164, вероятно 1994 г. (фото из архива Скептик-2, http://forums.airbase.ru)


Ракетный крейсер "Москва" пр.1164, начало 2000-х годов (http://militaryphotos.net)


Погрузка боезапаса на ракетный крейсер "Москва" пр.1164, Севастополь, 14 августа 2004 г. (фото - USSRNAVY, http://forums.airbase.ru)


Погрузка ракет 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" на ракетный крейсер "Москва", Черноморский флот, 2006 г. (фото - Дмитрий Стогний, http://militaryphotos.net)


- ПЛАРК пр.675МКВ - переоборудование 5 ПЛАРК пр.675МК (К-1, К-22, К-34, К-35 и К-10) по пр.675МКВ велось СРЗ "Звездочка". Переоборудование ПЛАРК К-1 начато 15 декабря 1981 г. и завершено в 1983 г. Модернизация ПЛАРК К-10 не завершена, всего переоборудовано 4 ПЛАРК. На ПЛАРК пусковые установки комплекса заменены пусковыми комплекса "Вулкан" (8 шт на ПЛ). Пусковые установки с надводным стартом. Система управления стрельбой на ПЛ - "Аргон-675МКВ". Для целеуказания по данным ИСЗ использована система "Касатка". ПЛАРК выведены из состава ВМФ начиная с июля 1992 г. по июль 1994 г. (все 4 шт).


Статус - СССР и Россия
- 2003 г. 16 мая - ракетный крейсер "Москва" пр.1164 произвел учебные пуски ракет комплекса П-1000 "Вулкан" в северо-восточной части Аравийского моря.

2008 г. 22 января - ракетный крейсер Черноморского флота России «Москва» пр.1164 в рамках активной фазы совместных учений корабельной ударной группировки Северного и Черноморского флотов России в Атлантике применил уникальный противокорабельный ракетный комплекс «Базальт» с ПКР «Вулкан» для стрельбы по морской цели, успешно поразив мишень (

Корпорация ULA (United Launch Alliance) (США), один из самых известных разработчиков и производителей космической техники в Мире, совместное предприятие «Боинг» и «Локхид Мартин», уже около 2-х лет занимается созданием системы запуска нового поколения Vulcan, которая позволит сделать вывод спутников дешевле и доступнее. Предполагается, что система Vulcan составит серьезную конкуренцию многоразовой ракете Falcon 9v1.1R (R от англ. Reusable, повторно используемая) Элона Маска.

Вместо возвращения всей первой ступени инженеры ULA предлагают возвращать только её двигатели. Повторное использование частей ракеты является ключевой составляющей Vulcan. В ULA считают, что повторное использование заключается НЕ в мягкой посадке ВСЕЙ первой ступени. Вместо этого предлагается вернуть лишь небольшую, но самую дорогую часть ступени — двигатели, это проще и дешевле . Один из руководителей ULA по этому поводу сказал следующее: «Не всегда самое тяжёлое в ракете является самым дорогим ».

До прихода на рынок запусков Элона Маска ULA была монополистом и заряжала цены на запуски по полной программе, не стесняясь. С приходом Маска цены на запуски значительно снизились (со $110 млн. до $60 млн.) и часть запусков от ULA перешло к Маску, причем существенная часть. Шутки ради можно сказать, что разработка ракеты Vulcan проходит под девизом из Звездных войн: «Империя наносит ответный удар». Читал, что работы по созданию многоразовых ракет начинались в ULA давно, чуть ли не в начале 2000-х, но потом прекратились. Они тогда были монополистами и уменьшать стоимость запуска им не имело никакого смысла. Надо отдать Маску должное – привлек внимание всего Мира к многоразовым ракетам, причем еще как!

Прежде чем продолжить рассказ о ракете Vulcan, хочу напомнить, для тех, кто не в теме, характеристики первой (возвращаемой) ступени ракете Falcon 9v1.1R и технологию возврата. В первой ступени установлены 9 двигателей Merlin 1D, с увеличенными тягой и удельным импульсом. Новый тип двигателя получил способность к дросселированию со 100 % до 70 % и, возможно, ещё ниже. Изменено расположение двигателей: вместо трёх рядов по три двигателя используется компоновка с центральным двигателем и расположением остальных по окружности. Центральный двигатель также установлен немного ниже остальных. Схема получила название Octaweb, она упрощает общее устройство и процесс сборки двигательного отсека первой ступени.

Суммарная тяга двигателей - 5885 кН на уровне моря и увеличивается до 6672 кН в вакууме, удельный импульс на уровне моря - 282 с, в вакууме - 311 с. Номинальное время работы первой ступени - 180 с. Высота первой ступени - 45,7 м, сухая масса ступени v1.1 - около 23 т и около 26 т для (R)-модификации. Масса помещаемого топлива - 395 700 кг, из которых 276 600 кг - жидкий кислород и 119 100 кг - керосин. Масса одного двигателя Merlin 1D: 450-490 кг. Масса 9 двигателей составляет примерно 4,5 тонны, это 17,3% от СУХОЙ массы первой ступени. Технология и траектория возврата Falcon 9v1.1R показана на рис. 1.

Рис. 1. Траектория полета.

Из схемы видно, что для приземления первой ступени на раскладные опоры необходимо развернуть её двигателями вперед, т.е. повернуть вокруг своей оси, а для этого Falcon 9 v1.1 необходимо дополнить оборудованием систем разворота и посадки, что и было сделано:

1. Первая ступень оснащена четырьмя раскладывающимися посадочными стойками, используемыми для мягкой посадки. Суммарная масса стоек достигает 2100 кг (это почти половина веса всех 9 двигателей, ради которых всё это и затевалось).

2. Установлено навигационное оборудование для выхода ступени к точке приземления (надо попасть точно на площадку в ОКЕАНЕ);

3. Три двигателя из девяти предназначены для торможения и получили систему зажигания для повторного запуска;

4. На верхней части первой ступени устанавливаются складные решетчатые титановые рули для стабилизации вращения и улучшения управляемости на этапе снижения, особенно в то время, когда двигатели будут отключены. Титановые рули немного длиннее и тяжелее своих алюминиевых предшественников, они повышают возможности контроля ступени, выдерживают высокую температуру без необходимости нанесения абляционного покрытия и могут быть использованы неограниченное количество раз без межполётного обслуживания.

5. В верхней части ступени установлена система ориентации - набор газовых сопел, использующих энергию сжатого азота для контроля положения ступени в пространстве до выпуска решетчатых рулей. На обеих сторонах ступени расположен блок, каждый по 4 сопла, направленные вперёд, назад, в сторону и вниз. Сопла, направленные вниз, используются перед запуском трёх двигателей Merlin при манёврах торможения ступени в космосе, производимый импульс опускает топливо в нижнюю часть баков, где оно захватывается насосами двигателей. Титановые решётчатые рули и блок газовых сопел системы ориентации (под флагом) до и после посадки показан на фото 2. Краска под соплами не облупилась потому, что используется энергия сжатого азота.

Рис. 2. Титановые решётчатые рули и блок газовых сопел системы ориентации

Для посадки компания SpaceX арендует ДВА космодрома – базу ВВС на мысе Канаверал (LC-13) на восточном (Атлантическом) побережье и базу Ванденберг (SLC-4-West) на западном (Тихоокеанском) побережье. Соответственно и морские платформы используются ДВЕ, каждая из которых является переоборудованной баржей. Установленные на них двигатели и GPS-оборудование позволяют доставить их в необходимую точку и удерживать в ней, создавая устойчивую площадку для посадки, но на возможность безаварийной посадки влияет погода. SpaceX имеет две такие платформы, т.к. ширина платформ не позволяет им проходить Панамский канал от базы Ванденберг до мыса Канаверал.

Двигательный спуск всей первой ступени уменьшает МАКСИМАЛЬНУЮ полезную нагрузку ракеты-носителя на 30–40 %. Это вызвано необходимостью резервирования значительного количества топлива для торможения и посадки, а также дополнительной массой посадочного оборудования (посадочные опоры, решётчатые рули, система реактивного управления и прочее). Напомню, что ракеты не всегда стартуют со 100%-ной загрузкой, неполная загрузка есть практически всегда и составляет в среднем от 10 до 17%.

Вернемся к рассказу о технологии возвращения двигателей ракеты Vulcan . Технология посадки показана на рисунке 3.

Рис. 3.

Технология носит название Sensible, Modular, Autonomous Return Technology (SMART — в переводе с англ. умный, сообразительный). Маршевые и рулевые двигатели будут вылавливаться в воздухе, это самая дорогая часть первой ступени. План ULA заключается в том, чтобы нижняя часть ракеты отсоединялась после завершения работы первой ступени. Затем, используя надувную теплозащиту, она входит обратно в атмосферу. Раскроются парашюты, вертолёт подхватит блок с двигателями и приземлится с ним в любом удобном для этого месте – не нужны ни посадочные космодромы, ни плавучие баржи.

В технологии SMART дополнительное посадочное оборудование, уменьшающее массу полезной нагрузки, состоит только из парашюта и надувной теплозащиты. Вертолетный подхват грузов, спускаемых на парашюте, распространенная технология в авиации и космонавтике. В мире выполнено около 2 миллионов таких операций, и они продолжают выполняться.

Рис.4

Рис. 5

Изготавливаемые ULA Delta 4 и Atlas 5 (Атлас 5 до сих пор летает на наших РД-180 и будет летать по крайней мере до 2019 года) модульные, Vulcan тоже будет модульным с различными размерами головных обтекателей или с дополнительными стартовыми ускорителями, что позволит при необходимости увеличивать производительность. Модульность отличает ULA от других игроков на американском рынке (наша Ангара тоже модульная): у SpaceX есть обычный Falcon 9 и планируемая тяжёлая версия, Arianespace может предложить лишь «Вегу» и «Союз», а градаций нет. «Вулкан» же будет доступен в 12 вариантах от среднего до тяжёлого класса. Ракета будет доступна с головными обтекателями диаметром либо четыре, либо пять метров. В первый вариант можно поставить до четырёх твердотопливных ускорителей, во второй - до шести. В последнем случае ракета станет аналогом тяжёлой модификации Delta 4.

Первый запуск Vulcan запланирован на 2019 год . Он будет осуществлён либо с помощью двух двигателей Blue Origin BE-4 на сжиженном газе, либо с помощью пары более традиционных керосиновых Aerojet Rocketdyne AR-1. Процесс создания довольно дорогой, поэтому ракета будет разрабатываться в несколько этапов. Речь идёт о миллиардах: конкретные цифры не называются, но исторически известно, что разработка нового ракетного двигателя обходится в 1 млрд. долларов, а начало работы над новой ракетой - примерно в 2 млрд. долларов.

(ракеты): 3М70 ) - советский / российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт»

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была разработана как развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности использовать без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года положило начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан» .

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произведён на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года .

Разработка системы управления и ряда другой аппаратуры завершилась в 1985 году .

Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1987 года .

Конструкция

В основных элементах конструкции, ракета П-1000 повторяет прежнюю П-500 «Базальт». Она имеет сигарообразную форму с треугольным раскладным крылом и воздухозаборником двигателя под фюзеляжем. Основные различия между П-1000 и её предшественником связаны с уменьшением массы конструкции ракеты ради увеличения запаса топлива.

Корпус П-1000 был изготовлен с применением титановых сплавов, что позволило уменьшить вес конструкции, не снизив её прочности. Маршевая двигательная установка идентична П-500 (короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-17В). Новый стартовый ускоритель повышенной мощности, с отклоняемым вектором тяги, позволяет оптимизировать траекторию ракеты на старте и обеспечить взлёт с большим стартовым весом. Масса осколочно-фугасной боевой части была уменьшена до 500 килограмм. Было уменьшено бронирование. Все эти меры позволили увеличить запас топлива не меняя габаритов ракеты, и увеличить её радиус действия до 700-1000 км .

Ракета П-1000 «Вулкан» использует аналогичную П-500 «Базальт» комбинированную схему полета. Большую часть траектории ракета преодолевает на большой высоте, а вблизи цели снижается и оставшееся расстояние проходит на сверхмалой высоте (около 15-20 метров), скрываясь от обнаружения радарами за горизонтом. Ввиду большего запаса топлива на П-1000, продолжительность её маловысотного участка может быть увеличена, что делает ракету менее уязвимой к дальнобойным ЗРК неприятеля.

ГСН ракеты использует алгоритмы идентификации и распределения целей, созданные на основе работы над П-700 «Гранит» . Ракета может идентифицировать отдельные корабли, анализировать их положение в ордере и выбирать наиболее ценные. Селекция целей вероятно либо автоматическая либо по принципу телеуправления (оператором корабля по данным РЛС ракеты) либо комбинированная . Подобно П-700, ракеты П-1000 обмениваются данными во время атаки и формируют общую стратегию действий, распределяя цели и выполняя одновременный заход с разных направлений.

В целях преодоления ПРО и ПВО на ракете предусмотрены противозенитное маневрирование на малой высоте и рассредоточение ракет в залпе по фронту (с предваряющим сбором ракет в группу) перед включением РЛС на конечном этапе.На ракете установлена станция постановки активных помех системы защиты 4Б-89 «Шмель», разработанная начиная с года в лаборатории отдела № 25 ЦНИИ «Гранит» под руководством Р. Т. Ткачёва и Ю. А. Романова.

Постановлением СМ СССР в октябре 1987 года предписывалось провести работы по повышению точности ракет комплекса «Вулкан» с отработкой высокоточного лазерного канала наведения и создания ракеты «Вулкан ЛК». Аппаратура лазерного канала (диаметр луча - около 10м, дальность распознавания - 12-15 км) была размещена в диффузоре воздухозаборника и распознавала геометрические параметры корабля-цели, формируя команды на коррекцию траектории для поражения наиболее уязвимых мест. Испытания системы велись в Севастополе по проходящим кораблям с летающий лаборатории Ил-18. Пуски серийный ракет оснащенных ГСН лазерного канала планировалось провести в - годах. Но, вероятно, в -1989 годах разработка темы «Вулкан ЛК» была прекращена.