Советский / российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт»

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была создана как последующее развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности применять без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года дало начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан».

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произошёл на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года.

Создание системы управления и ряда другой аппаратуры закончились в 1985 году.

Конструкция

В главных элементах конструкции, ракета П-1000 повторяет прежнюю П-500 «Базальт». Она имеет сигарообразную форму с треугольным раскладным крылом и воздухозаборником двигателя под фюзеляжем. Главные различия между П-1000 и ее предшественником связаны с уменьшением массы конструкции ракеты ради увеличения запаса топлива.

Корпус П-1000 был сделан с использованием титановых сплавов, это позволило уменьшить вес конструкции, не снизив ее прочности. Маршевая двигательная установка та же, что и у П-500; это короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-17В. Новый стартовый ускоритель повышенной мощности, с отклоняемым вектором тяги, разрешает оптимизировать траекторию ракеты на старте и обеспечить взлет с большим стартовым весом. Масса осколочно-фугасной боевой части была уменьшена до 500 килограмм. Все эти меры позволили увеличить запас топлива не меняя габаритов ракеты, и увеличить ее радиус действия до 700-1000 км.

Ракета П-1000 «Вулкан» применяет аналогичную П-500 «Базальт» комбинированную схему полета. Большую часть траектории ракета преодолевает на большой высоте, а вблизи цели снижается, и оставшееся расстояние проходит на сверхмалой высоте (около 15-20 метров), скрываясь от обнаружения радарами за горизонтом. Из-за большего запаса топлива на П-1000, продолжительность ее маловысотного участка может быть увеличена, что делает ракету менее уязвимой к дальнобойным ЗРК неприятеля.

ГСН ракеты применяет алгоритмы идентификации и распределения целей, созданные на основе работы над П-700 "Гранит". Ракета может идентифицировать отдельные корабли, анализировать их положение в ордере и выбирать наиболее ценные. Подобно П-700, ракеты П-1000 обмениваются данными во время атаки и формируют общую стратегию действий, распределяя цели и выполняя одновременный заход с разных направлений.

ТТХ

Длина: 11,7 м
-Диаметр: 0,88 м
-Размах крыла: 2,6 м
-Стартовая масса: 7000-8000 кг
-Скорость число Маха (км/ч):
-на высоте: 2,5 (3077)
-у поверхности: 2 (2460)
-Максимальная дальность стрельбы: до 1000 км
-Система управления: инерциальная + радиолокационная
-Боевая часть:
-фугасно-кумулятивная: 500 кг (масса ВВ)
-ядерная: 350 кт

(ракеты): 3М70 ) - советский / российский противокорабельный ракетный комплекс (ПКР). Является развитием системы П-500 «Базальт»

История создания

Ракета П-1000 «Вулкан» была разработана как развитие успешной противокорабельной ракеты П-500 «Базальт», в свою очередь, являющейся развитием старой ракеты П-35. Целью конструкторов было создание более дальнобойной ракеты, при сохранении прежних габаритов и массы и возможности использовать без капитальной модернизации существующие пусковые комплексы и инфраструктуру для П-500. Постановление правительства от 15 мая 1979 года положило начало разработке новой ПКР П-1000 «Вулкан» .

Первый испытательный пуск с наземного стенда в рамках лётно-конструкторских испытаний произведён на полигоне в Нёноксе в июле 1982 года .

Разработка системы управления и ряда другой аппаратуры завершилась в 1985 году .

Комплекс принят на вооружение 18 декабря 1987 года .

Конструкция

В основных элементах конструкции, ракета П-1000 повторяет прежнюю П-500 «Базальт». Она имеет сигарообразную форму с треугольным раскладным крылом и воздухозаборником двигателя под фюзеляжем. Основные различия между П-1000 и её предшественником связаны с уменьшением массы конструкции ракеты ради увеличения запаса топлива.

Корпус П-1000 был изготовлен с применением титановых сплавов, что позволило уменьшить вес конструкции, не снизив её прочности. Маршевая двигательная установка идентична П-500 (короткоресурсный турбореактивный двигатель КР-17В). Новый стартовый ускоритель повышенной мощности, с отклоняемым вектором тяги, позволяет оптимизировать траекторию ракеты на старте и обеспечить взлёт с большим стартовым весом. Масса осколочно-фугасной боевой части была уменьшена до 500 килограмм. Было уменьшено бронирование. Все эти меры позволили увеличить запас топлива не меняя габаритов ракеты, и увеличить её радиус действия до 700-1000 км .

Ракета П-1000 «Вулкан» использует аналогичную П-500 «Базальт» комбинированную схему полета. Большую часть траектории ракета преодолевает на большой высоте, а вблизи цели снижается и оставшееся расстояние проходит на сверхмалой высоте (около 15-20 метров), скрываясь от обнаружения радарами за горизонтом. Ввиду большего запаса топлива на П-1000, продолжительность её маловысотного участка может быть увеличена, что делает ракету менее уязвимой к дальнобойным ЗРК неприятеля.

ГСН ракеты использует алгоритмы идентификации и распределения целей, созданные на основе работы над П-700 «Гранит» . Ракета может идентифицировать отдельные корабли, анализировать их положение в ордере и выбирать наиболее ценные. Селекция целей вероятно либо автоматическая либо по принципу телеуправления (оператором корабля по данным РЛС ракеты) либо комбинированная . Подобно П-700, ракеты П-1000 обмениваются данными во время атаки и формируют общую стратегию действий, распределяя цели и выполняя одновременный заход с разных направлений.

В целях преодоления ПРО и ПВО на ракете предусмотрены противозенитное маневрирование на малой высоте и рассредоточение ракет в залпе по фронту (с предваряющим сбором ракет в группу) перед включением РЛС на конечном этапе.На ракете установлена станция постановки активных помех системы защиты 4Б-89 «Шмель», разработанная начиная с года в лаборатории отдела № 25 ЦНИИ «Гранит» под руководством Р. Т. Ткачёва и Ю. А. Романова.

Постановлением СМ СССР в октябре 1987 года предписывалось провести работы по повышению точности ракет комплекса «Вулкан» с отработкой высокоточного лазерного канала наведения и создания ракеты «Вулкан ЛК». Аппаратура лазерного канала (диаметр луча - около 10м, дальность распознавания - 12-15 км) была размещена в диффузоре воздухозаборника и распознавала геометрические параметры корабля-цели, формируя команды на коррекцию траектории для поражения наиболее уязвимых мест. Испытания системы велись в Севастополе по проходящим кораблям с летающий лаборатории Ил-18. Пуски серийный ракет оснащенных ГСН лазерного канала планировалось провести в - годах. Но, вероятно, в -1989 годах разработка темы «Вулкан ЛК» была прекращена.

Противокорабельная крылатая ракета

П-1000 "Вулкан" / 3М70 разработана НПО машиностроения (г.Реутов) по Постановлению Совета Министров СССР от 17 мая 1979 г. Ракетный комплекс является дальнейшим развитием комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск ракеты П-1000 с наземного стенда СМ-49 в Неноксе выполнен 3 декабря 1982 г. Испытания с подводной лодки проекта 675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛА пр.675МКВ начаты в 1985 г. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией принятия на вооружение комплекса П-1000 "Вулкан".

Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Ракета П-1000 производилась с 1985 г. по 1992 г.

Ракеты П-1000 "Вулкан" были приняты на вооружение подводных лодок проекта 675МКВ ("МКВулкан") и ракетных крейсеров проекта 1164.

Ракета 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан"
(фото Дмитрий Стогний, http://militaryphotos.net/)

Западное наименование ракеты - SS-N-12 mod.2 SANDBOX.

Носители ракетного комплекса П-1000 "Вулкан" в ВМФ России

  • Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 675МКВ - переоборудование 5 ПЛАРК проекта (К-1, К-22, К-34, К-35 и К-10) по проекту 675МКВ велось СРЗ "Звездочка". Переоборудование ПЛАРК К-1 начато 15 декабря 1981 г. и завершено в 1983 г. Модернизация ПЛАРК К-10 не завершена, всего переоборудовано 4 ПЛАРК. На ПЛАРК пусковые установки комплекса П-500 заменены пусковыми комплекса "Вулкан" (8 шт на ПЛ). Пусковые установки с надводным стартом. Для целеуказания по данным ИСЗ использована система "Касатка". ПЛАРК выведены из состава ВМФ начиная с июля 1992 г. по июль 1994 г. (все 4 шт).
  • Ракетные крейсеры проекта 1164: ракетный крейсер "Варяг" (вступил в строй 16 октября 1989 г. под названием "Червона Украина") изначально вооружен комплексом П-1000. Так же вероятно к 2006 г. на этот ракетный комплекс перевооружен ракетный крейсер "Москва". Так же планировалась установка комплекса на недостроенный ракетный крейсер "Украина" (бывший "Адмирал Лобов", находится на ССЗ в Николаеве). На кораблях проекта 1164 устанавливается 16 неперезаряжаемых пусковых установок.

Конструкция ракеты

Конструкция ракеты продолжает линейку ракет разработки НПО машиностроения, которые берут своё начало с ракеты П-5 и является близкой к предыдущей модификации - ракете П-500 "Базальт".

Ракета оснащается двумя вариантами стартово-разгонной ступени - новой большой с увеличенной мощностью и продолжительностью работы или старой от ракеты комплекса П-500.

Двигатели:
- стартово-разгонная ступень - РДТТ с управляемыми соплами, более мощный, чем у ракет П-500;
- маршевый - короткоресурсный ТРД КР-17В, аналогичный двигателю ракеты комплекса П-500. Разработан ОКБ-300 ГКАТ.

ТТХ ракеты П-1000 "Вулкан"

Длина - 11.7 м Диаметр корпуса - 0.88 м Размах крыла – 2.6 м Масса стартовая - 9300 кг Масса без стартового двигателя - 5070 кг Дальность действия - 550-700 км (в зависимости от профиля полета, в некоторых источниках указывается дальность 1000 км) Скорость полета: - 2 М (на малой высоте) - 2.5 М (на большой высоте) Высота полета - 15-20 м (минимальная)

Модель ракеты 3М70 комплекса "Вулкан" с увеличенной СРС, авиасалон МАКС-2009 (http://bastion-karpenko.narod.ru/)

Боевое оснащение

Ракета может нести два типа боевых частей: - фугасно-кумулятивная - по расчетам для уничтожения авианосца требуется попадание 3-х ракет с такими БЧ; - ядерная мощностью 350 кт.

Пуск ракеты П-1000 "Вулкан" с ракетного крейсера "Варяг" проекта 1164
(http://milparade.ru/)

Система управления и наведение

Система управления инерциальная с коррекцией по данным радиолокационной головки самонаведения (ГСН). Разработчик - ЦНИИ "Гранит", главный конструктор системы управления А.В.Чижов. Селекция целей вероятно автоматическая. На ракете использованы выполненные на новой элементной базе автопилот А21 с БЦВМ Б9, что в купе с новым стартовым двигателем позволило увеличить дальность действия. Существенно улучшена помехозащищенность РЛС ГСН за счет улучшения бортовой БЦВМ.

Модификации:

П-1000 "Вулкан" / 3М70 - базовые вариант ракетного комплекса и ракеты.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Согласно постановления Совета Министров Советского Союза от 17.

05.1979 года, научно-производственное объединение «Машиностроения» начинает разработку ПКРК, являющимся дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса, и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно, стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, так же оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли 4-е ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18-ть испытательных пусков ракет и 11-ть из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8-мь ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:
- пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.2012 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;
- пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».

Противокорабельная ракета 3М-70
В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления, с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановления Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет
В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия, и влияния поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:
- длина 11.7 метра;
- диаметр – 0.9 метра;
- крыло – 2.6 метра;
- вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;
- дальность поражения до 700 километров;
- скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;
- минимальная высота полета – 15 метров;
- время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;
- маршевый двигатель – ТРД КР-17В;
- используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:
- четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;
- ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.

Источники информации.

Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК, являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:

Пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.2012 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;

Пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

Пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;

Залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».

Противокорабельная ракета 3М-70

В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ядерные испытания ракет

В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:

Длина 11.7 метра;

Диаметр – 0.9 метра;

Крыло – 2.6 метра;

Вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;

Дальность поражения до 700 километров;

Скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;

Минимальная высота полета – 15 метров;

Время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;

Маршевый двигатель – ТРД КР-17В;

Используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:

Четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;

ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.