Ушедший в прошлое XX-й век был поистине эпохальным. Он оказался богат на события в плане научно-технического прогресса и кардинально изменил политическую карту мира. Эти перемены принесли две мировые войны, которые остались в памяти не только из-за огромных человеческих жертв, но и как давшие ощутимый импульс развитию средств вооружения и индивидуальной защиты. Одним из таких средств были шлемы, или каски, ставшие своего рода приветом тогдашним современникам из далёкого средневекового прошлого.

В фондах МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» есть несколько касок начала XX века.

К началу Первой мировой войны головы солдат и офицеров практически всех армий мира не были должным образом защищены от пуль или осколков снарядов. Конечно, в конце XIX – начале XX века в странах Европы и в России был распространён пикельхельм – остроконечный шлем германского образца, прототипом для которого послужила каска пожарных частей. Пикельхельм носили военнослужащие, полицейские, жандармы. Однако в условиях войны этот вид шлема оказался недостаточно надёжен. Следовало либо усовершенствовать его, либо заменить на более подходящее средство защиты.

В России до 1914 г. каски типа пикельхельма сохранились в Роте Дворцовых гренадёр (у офицеров роты вне строя), как парадный головной убор в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и в кирасирских полках Императорской гвардии и жандармерии .

Германский пикельхельм образца 1895 г. резервиста с крестом на орле.
Размер 25 × 24 см.
Из фондов МУ КМК.

В разгар Первой мировой войны, в 1916 г., царь Николай II, верный своему союзническому долгу в борьбе против имперской Германии Вильгельма II, по соглашению с президентом Франции Пуанкаре, направил на Западный фронт русский экспедиционный корпус, состоявший из двух бригад по два полка в каждой. Униформа у них была русской, а вооружение и амуницию предоставила французская сторона.

Летом 1916 г. Петербург заказал во Франции 2 млн. касок Адриана, но лишь немногим более 300 тыс. единиц были доставлены в Россию к концу 1916 г. В России эти шлемы были известны под маркировкой М1916.

Французская каска Адриана (первый вариант М1915) была разработана генералом армии Огюстом Луи Адрианом в 1915 г. Она защищала бойцов как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700-800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6-7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи. Каски, поставляемые в Россию, имели только два отличия от своего французского аналога: фронтальная эмблема (в данном случае российский двуглавый орёл) и цвет – светлая охра. Вес шлема, подшлемник и подбородочный ремень были такими же, как и у касок, поставляемых французской армии . В период войны ими снаряжались в основном ударные части, т.к. тыловые производства не справлялись с нуждами фронта.

Впервые такие шлемы были использованы в ходе масштабного наступления русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова на юго-западном направлении, приведшего к разгрому австро-венгерских войск.

После революции Каски Адриана (с заменой орла на большую жестяную красную звезду) применялись в Красной Армии до 1939 г.

Русская ""Каска Адриана"" образца 1916 г.

В свою очередь, разработка первого русского стального шлема, по решению Генерального Штаба, началась ещё в 1915 г. Прототипом для него послужила каска Адриана образца 1915 г. В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещён в Финляндии на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введён .

Этому помешали революционные события 1917 г. На заводе Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тысяч. В русскую армию была отправлена лишь незначительная часть. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России .

Согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено. 28 декабря 1917 г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства. Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, получившей эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года . К тому же полмиллиона шлемов, выпущенных для русской армии, остались в ведении финского правительства.

Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Шлем имел три размера купола и шесть размеров подтулейного устройства (53 см., 55 см., 57 см., 59 см., 60 см., 62 см). Окрашивался шлем в цвет хаки. Вес составлял 800-850 гр., толщина стали - 1,2 мм . Внешне он имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путём штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикреплённой к поверхности шлема тремя клёпками. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикреплённых к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикреплённых к полям шлема двумя парами клёпок .

Каска М 17 (Sohlberg) образца 1917 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов, получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Это был новый шлем советского производства, соответствовавший духу времени, заменивший предыдущие модели «каску Адриана» и М1917, и унаследовавший от них только самое лучшее.

Сотрудник отдела хранения МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Емелин Е. В.

Друзья, в эти дни мы вспоминаем начало Первой мировой войны. Одним из исторических символов той эпохи несомненно стали танк и….. каска. О вы много знаете, я уверен! А вот о пехотных шлемах — давайте поговорим.
Каска (от фр. casque - шлем) - средство индивидуальной защиты, защитный шлем военнослужащих , а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее). Пехотные каски стали широко применяться в период Первой мировой войны.

Собственно, основных вариантов новых пехотных касок Первой мировой войны было два. С одной стороны – немецкий «Штальхельм», пришедший в 1916 г. на смену кожаному «Пикельхельм’у». И с другой — французская армейская каска «Адриана M1915».

Шлем «Пикельхельм» был разработан по приказу прусского короля Фридриха Вильгельма IV и изготавливался из укрепленной кожи. Во время его поездки в Россию, русский царь Николай I подарил прусскому императору каску, которая стала прообразом будущего шлема. Указом от 23 октября 1842 г. шлем «Пикельхельм» был введен в прусской армии. В 1849 году, в герцогстве Ольденбургском, в 1870 году в великом герцогстве Баден, а в 1887 году и в Баварском королевстве. «Пикельхельм» повлиял на дизайн британского армейского тропического шлема, а также шлема британских «бобби». Металлические «пикельхельмы» использовались кирасирами. Их иногда называли «рачьи хвосты» (из-за изогнутой защиты шеи). А исходный — русский вариант, напомню, был создан императором Николаем I при участии живописца Л.И. Киля в начале 1840 г.

Первая мировая война сразу показала, что пехотный шлем надо менять. Одной из разработок стали каски армейской группы генерала Гаеда, воевавшей в горах. «Шлем Гаеда» оказался непрактичным – толстая металлическая пластина защищала голову солдата лишь спереди, другая часть этого шлема была кожаной.
Каска, это не игрушка! Каска — серьезно! А если вы устали, то для игр для планшетов на андроиде есть отличный портал allgamesandroid.ru. Например вы можете бесплатно скачать apk с игрой для планшета или телефона. Рекомендуем.

Настоящий защитный шлем против шрапнели для пехоты первыми создали французы, поскольку армия была экипирована кепи. Это была каска полковника Луи Адриана, которую создали в 1915 году. Детали изготовлялись из полумилиметрового стального листа. Каски окрашивали в голубой или синий цвет.
В 1915 году русский военный атташе во Франции полковник граф А. А. Игнатьев доносит в Петроград о ценном нововведении во французской армии и настаивает на немедленном введении шлемов в русской армии. С большим трудом ему удается добиться от российского командования согласия заказать 1 миллион шлемов для русской армии. К концу 1915 года «каски Адриана» попадают на русский фронт. Их отличие от французских только в том, что на передней части помещен рельефный русский двуглавый орел.
Российская армия стала получать шлемы отечественного производства только к концу 1916 года. За основу была взята французская «каска Адриана». Но русские конструкторы сделали свой шлем цельным, а не сборным из трех частей. Металл на шлеме стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной образца 1916 года» шлем стал к ноябрю поступать в войска.

Лучшая каска Первой мировой – «Штальхельм», была разработана в Германии профессором Швердом из Технического института в Ганновере и доктором Байером, хирургом-консультантом XVIII корпуса. Наблюдения за ранеными в течение 2,5 месяцев показали, что из 102 ранений головы 19% дают пули, 71% — осколки. Часть осколков были невелики — размером с бобовое зерно или вишневую косточку. Уже осенью 1915 г. состоялись испытания опытного образца шлема в Куммерсдорфе. В результате толщина шлема осталась 1,0-1,1 мм, и масса — меньше килограмма. Опытная партия в 30 тыс. штук была выпущена к концу января 1916 г. и попала к войскам при Вердене. Всего в период Первой мировой войны в Германии было произведено 7,5 млн. стальных шлемов и 50 тыс. лицевых бронедеталей к ним. Каски М1916 имели защитную окраску. На смену им пришли М1917 и М1918.

Идея каски как защитного приспособления, известная со Средневековья, получила новое рождение во время Первой мировой войны. Было подсчитано, что применения касок в Первую мировую войну снизили потери убитыми на 12%, а ранеными на 28%. Доля ранений головы в общем числе ранений снизилась с 25% до 3%.
Стальной шлем стал важнейшей частью военной экипировки. Большинство разработок касок разных стран просуществовало до Второй мировой войны. А некоторые мы видим и поныне.

Источник http://dr-guillotin.livejournal.com

Тот, кто не помнит своего прошлого, обречен на то, чтобы пережить его вновь

Добрый день, дорогие яповцы. Сегодня я хочу поговорить о касках. Сейчас сложно представить современного солдата без этой самой каски. Я не буду углубляться в историю и вспоминать шлемы древних воинов, а хочу рассказать о касках первой мировой войны, ибо фактически тогда каски уже практически отошедшие в небытие вернулись вновь и стали неотъемлемой частью экипировки солдата.

Знаете, я долго думал с какой страны начать? у большинства стран к началу мировой войны были порой гениальные идеи. Поэтому я сначала расскажу о союзниках, а потом о касках тройственного союза. Будет немного текста и фото. Просьба не ломать. Об окончании сообщу, но для нетерпеливых скажу что пост закончится турецкой каской.

Внимание! Всем мегаспецам, которым не понравится, я называю каски-шлемами, а шлемы-касками, дескать надо правильно говорить так как их учили, хочу сказать одно! Я не пехотинец, меня этому не учили. В своей жизни я носил только ЗШ-3 и ЗШ-7. Так что если будет что сказать по существу- милости просим, а цепляться к словам -пустое это.

Итак, пожалуй начнем.

Начнем с Франции.
В начале Первой мировой войны французская армия была снабжена только стандартным кепи, которые не давали никакой защиты от вражеского огня. Однако с началом траншейной войны ранения головы стали серьёзной проблемой. Поэтому в 1915 году был разработан шлем, защищавший как от осколков снарядов, так и от шрапнели (для чего вдоль оси шлема был установлен отражающий гребень). Шлем был разработан генералом армии Огюстом Луи Адрианом. в историю он вошел как каска Адриана м1915. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Так как шлем оказался довольно эффективным против шрапнели, дешёвым и простым в производстве, а также весил меньше, чем аналоги, созданные в других странах, то к концу Первой мировой он использовался почти всеми войсками французской армии, а также некоторыми из американских подразделений, воюющими во Франции, и польских сил Голубой армии Юзефа Халлера. Кроме того, он был принят на вооружение в Бельгии, Греции, Италии (включая произведённые по лицензии), Российской империи (а впоследствии и в СССР), Японии, Люксембурге, Мексике, Марокко, Перу, Польше, Югославии и т. д. (Только во Франции было изготовлено почти 20 миллионов касок). Однако, по некоторым сообщениям, в связи с фактически отсутствующей защитой от пуль, эти каски были среди первых частей амуниции, бросаемых солдатами на поле битвы.
На фото шлем Адриана.


Россия.
Впервые стальной шлем в массовом порядке появился в апреле 1916 года. Специальные бригады русских стрелков были отправлены во Францию, что бы сражаться на западном фронте. Во многом экипировка этих бригад осуществлялась французами кроме прочего эти части получили французскую каску Адриана, единственным отличием которой было наличие фронтальной эмблемы с изображением герба Российской Империи. В середине 1916 года Петербург разместил заказ на изготовление 2 000 000 касок Адриана, но только 340 000 единиц были доставлены в Россию к концу 1916 года. В России эти шлемы были известны как М 1916.
В 1917 году правительство разместило заказ на производство касок в Финляндии на заводе Соллберг. Шлем Сольберг м17 (прошу прощения не знаю как правильно написать Соллберг или Сольберг, в разных источниках пишется по разному) был модернизированной каской Адриана, но в русскую армию эти шлемы так толком и не попали ибо у нас началась революция.
На фото шлем Соллберг М17

На фото знаменная группа ударного отряда 8 армии в шлемах Соллберг М17


Англия.
В июле 1915 года военным ведомством был выбран для производства проект Джона Леопольда Броди (John Leopold Brodie). Официальное название «Brodie"s Steel Helmet, War Office Pattern». Толщина стали 0,9 мм. Вес шлема 950 г. Окрашивался в хаки. На шлемы часто наносили эмблемы частей. Поставлялся в страны Британского Содружества: Австралию, ЮАР, Новую Зеландию и т. д. А также: Португалию, США, Норвегию и др. В годы войны произведено 7 млн экземпляров.
На фото шлем Броди


Италия.
Как я писал выше, итальянская армия на начало войны была снабжена французскими касками Адриана. позже правительство сделало попытку наладит свой выпуск стальных шлемов упростив конструкцию. Была попытка даже добавить на шлемы плюмажи из перьев… кстати! Была попытка сделать шлемы из алюминия (парадные) , но кроме как для парада они нигде применения не имели.
На фото итальянский и немецкий пехотинец времен первой мировой.


Германия.
А вот Германия подошла к делу очень и очень основательно.
Пикельхельм.
Германия начала войну с пикельхельмом(который был принят на вооружение аж в 1842 году.) сначала в Пруссии, а потом и в других немецких государств. Основа шлема была сделана из укрепленной кожи с металлическими вставками, как правило посеребренной или позолоченной(для офицеров). Одна из особенностей пикельхельма –это шип на шлеме.
Все шлемы выпущенные для немецкой пехоты в течении 1914 года были сделаны из кожи, но постепенно запасы кожи в Германии начали истощатся и страна должна была искать эрзац-заменители. Встречались даже шлемы из прессованной бумаги.
Первая мировая показала что этот шлем не очень хорош, так как кожа плохо защищала от осколков и шрапнели. К тому шип на шлеме выдавал противнику где находятся солдат, а снайперы врага часто на спор стреляли именно по шипам. Была попытка ввести пикельхельмы со снимающимися шипами и защитным чехлом, но ситуацию это не изменило.
На фото пикельхельм одной из последних версий.

Шлем Гаед.
В 1915 году генерал Гаед командовал войсками в горах Вогез, что близ швейцарской границы. Генерал был удивлен количеством ранений в голову у его подчиненных на очень тихом участке фронта. Спроектировал и силами городских мастерских выпустил свой шлем.
(тут данные расходятся, одни источники говорят, что генерал заплатил из своего кармана и снабдил своих солдат, а другие источники говорят, что фирма по изготовлению этих шлемов принадлежала ему и генерал очень неплохо пролоббировал закупку этих шлемов армией, что принесло ему немалый доход). Особенностью конструкции было то что генерал попытался сделать защиту для глаз(глаза!). Было выпущено 1500 таких шлемов, но с приходом М 16 большинство их пошло на переплавку.
На фото боец в шлеме Гаед

М16.
В 1915 под руководством военного врача профессора Фридриха Шведра и профессора Аугуста Бира была начата разработка стального шлема. Исследовав ранения головы и причины их вызывающие были изготовлены разнообразные прототипы, которые проверялись на полигоне. В 1916 году был принят стальной шлем М16.
Первая небольшая партия М16 поступила в войска под Верденом. Было отмечено резкое снижение ранений в голову, что привело к массовому производству М16 и полному вытеснению пикельхельмов.
Одна из особенностей М16 были маленькие рожки на шлеме, что вызвало много шуток и карикатур о рогатости немецких солдат(пока немецкий солдат воюет его жена наставляет ему рога, да так лихо, что рога пролазят даже сквозь каску) со стороны врагов Германии. На самом деле эти самые рожки на шлемы –это была попытка ученых обезопасить солдат в новой по тем временам окопной войне. Увеличить броню и сделать шлем пригодным для повседневной носки не представлялась возможным, поэтому была разработана навесная бронеплита, которая навешивалась на шлем при окопных противостояниях. Бронеплита цеплялась за рожки и притягивалась кожаным ремешком. Вся комичность ситуации была в том, что каски выпускались в разных размерах, а бронеплита в одном, следовательно, для надежного крепления бронеплиты на малых размерах касок производитель увеличивал рога. Следовательно,чем меньше на солдате была каска, тем больше у него были рога.
Идея с бронеплитой оказалась крайне неудачной. Да, каска с бронеплитой спокойно выдерживала на полигоне попадание винтовочной пули, но на практике, пуля не пробивала солдату голову, а ломала шею.
За время войны было выпущено более 7 млн.касок, некоторые из них воевали аж до 45 года..
На фото М16 с бронепластиной на лобной части каски.

Даже на невоенных шлемах часто изображают свастику, чтобы продемонстрировать поддержку нацистской партии. Немецкие каски Второй мировой войны имеют большую схожесть, и при попытке определить тип модели это важно учитывать. Небольшие изменения могут быть единственным различием между одним типом шлема и другим. Знание деталей, которые составляют немецкий шлем, помогает выяснить, какая модель у вас на руках.

Краткая история

В течение 1920-х и 30-х годов правительство Германии начало перепроектировать стальные немецкие каски Первой мировой войны в попытке улучшить их внешний вид и функции. Подавляющее большинство моделей стальных шлемов было уничтожено, в соответствии с условиями Версальского договора. Некоторые шлемы оставались на действительной службе для удовлетворения небольших военных потребностей Германии. В результате образовался значительный их дефицит.

M1917 были восстановлены и введены в качестве специально запатентованной «переходной» модели для парадов и общего пользования. Оставшиеся запасы военного времени (M1916, M1917, M1918) были восстановлены для военных и полиции. Они использовались до того, как национал-социалисты пришли к власти в 1933 году.

В 1935 году военные утвердили новый Stahlhelm, известный как M1935. Он походил на М1917, но был легче, функциональнее, а также значительно обновился.

Геометрические размеры немецкой каски Второй мировой войны уменьшились, в сравнении с моделями Первой мировой. Шлем стал более компактным. Шлем M1935 эволюционировал несколько раз в течение ВМВ. Каждое изменение приводило к нескольким более новым вариациям, хотя каждая модель имела прежнюю базовую конструкцию. По крайней мере три модели были изготовлены исключительно для боя: M1935, M1940, M1942. Все три версии этого шлема носили на протяжении Второй мировой войны.

Второй мировой войны. Цена

На аукционах стоимость касок может достигать и нескольких тысяч долларов. Но можно найти более выгодные варианты. Например, на "Авито" их стоимость стартует от 1000 рублей. Цена зависит от состояния. На "Авито" также есть каски стоимостью и 5000 рублей, и 150 000 рублей.

Шлем M-42 - прототип для люфтваффе

В Германии во время Второй мировой войны начали появляться проблемы с ресурсами. Кроме того, бомбардировки заводов снижали возможность выпускать большое количество оружия. Вследствие чего было решено разработать новый шлем, который было бы легче производить. Тогда на свет появился М-42. Оригинальный цвет - серый. Стоимость немецкой каски Второй мировой войны М-42 варьируется от 1000 рублей. Но обычно за цену до 10 000 рублей продают заржавевшие каски.

Данный шлем был изготовлен из комбинации металла и кожи. Он имеет очень интересную историю. Это один из шлемов, которые были изготовлены и использованы в двух мировых войнах. Их конструкция и форма стали вдохновением для создания некоторых современных.

Шлем имеет кожаный вкладыш с несколькими пальцами, которые указывают в сторону центра. Заслонки скреплены друг с другом посредством использования резинки. Благодаря этому можно регулировать расположение шлема на голове.

Подбородочный ремень - из кожи, пряжка металлическая. Обод шлема прямой. Оправа должна быть гладкой, не должно быть каких-либо острых краев, которые могли бы причинять дискомфорт.

Шлем противоздшуной обороны Luftschutz

Сторона данного шлема имеет вентиляционные отверстия, чтобы обеспечить лучшее охлаждение головы. Оригинальный цвет его - черный. Полицейские и военные использовали одни и те же немецкие каски Второй мировой войны. Данная модель была очень распространена. Это была очень качественная немецкая каска Второй мировой войны. Цена ее на сегодняшний момент не отличается от цены "собратьев".

Шлем Luftschutz имеет кожаный вкладыш с несколькими секциями. Верхняя часть имеет конструкцию, которая позволяет носить шлем с комфортом. Шея сзади защищена козырьком. Края шлема свернуты. Ремень подбородка крепится с козырьком.

Этот шлем был изготовлен еще во время Первой мировой. Его конструкция была настолько совершенна для того времени, что немецкое правительство решило его повторно использовать во время Второй мировой.

Прототип люфтваффе - шлем M-35

Stahlhelm переводится с немецкого как «стальной шлем». В императорской начали заменять традиционный Pickelhaube (игольчатый боевой шлем) на Stahlhelm во время Первой мировой войны в 1916 г. Оригинальный цвет - темно-синий.

В 1934 году начались испытания на улучшение Stahlhelm, конструкция которого была разработкой на основе моделей Первой мировой войны. Компания Eisenhüttenwerke осуществляла проектирование и тестирование прототипов.

Новые немецкие каски Второй мировой войны прессовали из листов молибденовой стали в несколько этапов. Размер козырька был уменьшен, а большие выступающие ушки для устаревшего броневого щита были убраны. Отверстия искусственной вентиляции были сохранены, но были добавлены небольшие полые заклепки.

Края оболочки были перенесены, чтобы создать гладкую кромку вдоль шлема. И, наконец, был сделан совершенно новый кожаный вкладыш, что значительно улучшило безопасность шлема, регулировку и комфорт. Эти усовершенствования сделали новый шлем M1935 легче. Он стал более компактным и комфортным, чем предыдущие конструкции.

Справочная литература

"Немецкие каски Второй мировой войны" (автор Бранислав Радович) - это два иллюстрированных тома, в которых детально рассматриваются такие шлемы, как, например, известный немецкий Stahlhelm. В издании присутствует множество цветных фотографий, показаны детали крупным планом. Цена немецкой каски времен Второй мировой войны будет легко определена вами, если вы ознакомитесь с этим справочником.

СТАЛЬНЫЕ ШЛЕМЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Стальной шлем модели 1916

Итак, наряду с пикелхаубом прототипом первого немецкого стального шлема образца 1916 года можно считать французский шлем Адриана, правда, в отличие от них обоих он окрашивался в серый цвет (или фельдграу), в то время как его предшественники (если они были металлическими, а не кожаными) имели бронзовый цвет.
Модель 1916 года создали два человека: Фридрих Шверд (Schwerd) и доктор Август Бир (Bier). В августе
1915 года немецкое командование одобрило идею нового шлема, документация для производства которого была подготовлена уже к сентябрю. В декабре того же года шлем (модель М 16) опробовали в одном из штурмовых батальонов, после чего в его конструкцию были внесены некоторые изменения. Массовое производство началось в январе 1916 года, вслед за чем последовало его внедрение в армии на обоих фронтах. Успех нового шлема был полным, если не считать некоторых замечаний относительно его акустики: уши солдат были прикрыты, и это якобы снижало слышимость команд. Основная деталь шлема — его корпус — формировалась из цельного стального диска в результате по меньшей мере 9 операций штамповки. Изнутри к нему на трех заклепках крепилось стальное кольцо для подшлемника и подбородочного ремешка. Кожаный подшлемник был разработан
с таким расчетом, чтобы между головой солдата и корпусом шлема оставалось расстояние в один палец по бокам и в два сверху. Эта мера призвана была предотвратить травму головы при некотором вдавливании металла корпуса от удара. По бокам корпуса приклепывалось по одной втулке с отверстием. Помимо функции вентиляции, втулки должны были держать тяжелую бронированную пластину-налобник (штирнпанцер) толщиной 4 мм.
Пластина имела для этой цели дуговые пазы, а чуть ниже — пазы для ремня, который удерживал ее на шлеме. Наряду с пластиной-налобником был разработан и нагрудный панцирь («броня омара») весом 35 фунтов (около 16 кг). Предполагалось, что этот прообраз бронежилета вкупе с налобником надежно защитит часовых, орудийные расчеты легкой полевой артиллерии, наблюдателей и пулеметчиков. Но вскоре выяснилось, что практическая польза от такого комплекта не настолько велика, чтобы заставить солдата носить на себе более пуда железа вдобавок к штатному вооружению, да при этом еще и выполнять свою боевую работу. В итоге при первой возможности солдаты избавлялись как от налобника, так и (в первую очередь) от «брони омара».

Немецкая каска м16 с налобным щитком

Диапазон размеров стального шлема составлял от 60 до 68 включительно (возможно некоторое количество и 70). Размер отпечатывался на внутренней стороне юбки. В конце 1916 года была опробована белая окраска шлема, от которой уже в феврале 1917 года отказались, заменив ее на серую. Белые каски сильно бликовали в солнечном свете днем и в лунном ночью.

Подшлемник каски м16

В 1917 году разработали модель М17 , являвшуюся в основном точной копией М16. Было упрошено крепление
подбородочного ремешка, который стали крепить непосредственно к корпусу. Позже, в начале 1918 года, появилась модель M18, тоже без видимых изменений внешней формы, разве что с более четким переходом купола к задней юбке. Наиболее просто эти три модификации можно отличить по положению или отсутствию боковых заклепок. Последняя модель выпускалась небольшими тиражами и до конца войны поступила в войска в малых количествах. 7 июля 1918 года немецкое командование распорядилось наносить на шлемы камуфляжную окраску, которая производилась прямо на местах дислокации войск в соответствии с местными природными условиями и временем года.

подшлемник модели 1931 года

ОТ РЕЙХСВЕРА К ВЕРМАХТУ
В соответствии с Версальским договором июня 1919 года в побежденной Германии произошло массовое уничтожение военной техники и амуниции. Наряду с тысячами самолетов, орудий и практически всем крупнотоннажным военно-морским флотом эта участь постигла и сотни тысяч стальных шлемов. Однако для стотысячной регулярной германской армии (Рейхсвера), разрешенной по договору Антантой, осталось достаточное количество стальных шлемов М 16 и М 17. В Рейхсвере и вспомогательных формированиях встречались также и М 18 и даже пикелхаубы. Большое количество касок М 16 было переработано для нужд полиции.
С приходом в январе 1933 года к власти Гитлера на левой и правой сторонах купола стальных шлемов под втулками вентиляторов появились яркие рисунки (декали) в форме щитов: немецкий триколор с одной стороны и орел белого цвета со свастикой в когтях (Wehrmachtadler) — с другой.

Декали на стальном шлеме вермахта - wehrmachtadler и триколор

Модели шлема М16 и М18 оставались в употреблении в армии и зарождавшихся вооруженных формированиях СС до 1935 года, когда началась их замена новым образцом М35. Принципиальных отличий стального шлема 1935 года от своих предшественников по-прежнему не было, хотя форма все же претерпела некоторые пропорциональные изменения.
Шлем стал более приплюснут (вершина купола стала менее сферической), уменьшились размеры козырька, втулки вентиляторов сделались намного короче. Несколько уменьшилась толщина металла. Можно говорить о более современной форме нового образца, более удовлетворяющей требованиям нового Вермахта и его составных частей: Люфтваффе и Кригсмарине. Несмотря на внешние перемены, вес каски уменьшился не очень значительно.

Количество произведенных немцами шлемов в конце Первой мировой войны оценивается числом 8,5 млн штук. Понятно, что после создания стотысячного Рейхсвера огромное количество касок оказалось излишним (даже несмотря на то, что много их было переплавлено). К 1934 году вся немецкая армия по-прежнему носила шлемы старого образца (однако уже послевоенного производства), на которые стали наносить с двух сторон декали по принципу переводной картинки. По инструкции декаль помещалась в 3 мм ниже вентиляторной втулки строго по ее центру.
Шлем штамповался из высококачественной стали толщиной около 1,25 мм. Края по всему контуру завальцовывались внутрь. Для крепления на голове шлем оснащался подшлемником образца 1931 года. Он состоял из подпружиненного обруча, который крепился к каске тремя большими кнопками-клам-
мерами (по бокам и сзади). К обручу крепились 8 (реже 9) кожаных секторов с отверстиями
для вентиляции, к скобам на обручетакже крепился кожаный подбородочный ремешок, который регулировался рамочной пряжкой.
Каску окрашивали в цвет фельдграу, но так как четкого определения этого цвета не было, то встречались образцы, выкрашенные в цвета от чисто серого до оливково-зеленого.
Для Африканского корпуса применяли тропическую окраску характерного песочного цвета. Цветные щитки по бокам шлема продолжали рисовать и в начале войны.
Их наносили по трафарету на заводах-изготовителях либо наклеивали в виде переводных
картинок. Правда, уже в начале французской кампании (в июне 1940 года) в передовых частях декали стали закрашивать, так как яркая маркировка служила хорошей целью для вражеских
снайперов. А начиная с 1942 года на касках уже практически не встречались цветные щитки, которые к тому времени перестали рисовать и на заводах. Тем не менее каски с декалями появлялись и в 1945 году наряду с некоторой другой амуницией из довоенных запасов.
Интересно отметить, что в довоенный период стальные шлемы образца 1935 года в небольших количествах экспортировались в некоторые страны, особенно в Аргентину и Китай.

Каска модели 1940 (М40)

В 1940 году появляется очередная модель, почти идентичная предыдущей. Несколько увеличились вентиляционные отверстия, исчезли шиты (триколор и Wehrmachtadler). Однако маркировки Люфтваффе, СС, полицейских формирований еще продолжали существовать. Возможно, их наносили уже непосредственно в частях, а может, по спецзаказам на заводах. В 1942 году в войска поступает новый образец (иногда называемый сейчас как модель 1943 года). Нехватка рабочих рук, качественного сырья и других ресурсов (в том числе времени) заставили немецкую промышленность переходить на упрошенные и просто менее качественные модели униформы и амуниции. Новый шлем уступал в качестве стали, но главным, бросающимся в глаза отличием стало отсутствие завальцовки краев.

отбортовка на немецких касках м42


Завальцовка на немецких касках ранних моделей

Поскольку применялись, скорее всего, старые вырубные и вытяжные штампы, а края стального листа не загибали, как прежде, при окончательной формовке изделия, шлем в нижней его части стал несколько больше. Появились острые кромки и уменьшилась жесткость по краям. Подшлемник остался прежним — образца 1931 года.

Каска модели м42

Стальные шлемы последней версии выпускались уже без изменения до конца войны. Ими снабжались как подразделения Вермахта и ваффен СС, так и вспомогательные военизированные организации, такие как полиция, «Гитлерюгенд», службы само-защиты (зельбстшутц), батальоны фольксштурма и другие. Причем, судя по фотографиям конца войны, на которых можно увидеть немцев вспомогательных служб в итальянских, чешских и советских касках, ясно, что в Германии ощущалась нехватка стальных шлемов. По этой причине до самого конца войны в войсках применялись все предыдущие модели касок, включая первую — образца 1916 года.Ну а в хорошие времена в элитных частях и у многих офицеров были отдельные парадные шлемы, отличавшиеся качеством окраски, яркостью декалей и отсутствием царапин и вмятин. Для парадов офицеры применяли даже бутафорские каски из фибры.
Боевые действия в Голландии и Бельгии показали необходимость изменения окраса касок. Мокрая каска давааа легко заметные блики, поэтому в соответствии с приказом от 12 июня 1940 года стальные шлемы стали красить в серо-голубой цвет, при этом краску смешивали с песком, отчего поверхность каски становилась шероховатой. Тем же приказом была официально отменена декаль триколора и введен матерчатый камуфлированный чехол с крючками для крепления, но об этом чуть позже.

Парашютный шлем М35

Нельзя обойти вниманием специальный шлем для парашютных частей Люфтваффе и Сухопутных войск образца 1936 года. Он представлял собой стальной шлем М35, у которого почти полностью отсутствовал козырек и на 3/ 4 задняя юбка. При разработке парашютного стального шлема использовались данные, полученные
при разработке стального шлема образца 1935 года и испытаний под кодовым названием «Вулканфибер» (Vulcanßber), которые проходили в 1933—34 годах. Первая модель парашютного шлема получилась путем обрезания полей каски М35. Она имела дополнительные прорези для быстросъемного подбородочного ремня, который использовался при ношении каски в полевых условиях. Эта модель шлема начала выпускаться в 1936 году. Она красилась в серый цвет и имела две декали по бокам. С левой стороны это был летящий орел, держащий свастику (эмблема Люфтваффе), а справа — германский триколор. На каски появившихся в 1937 году армейских парашютно-десантных подразделений наносилась эмблема в виде армейского орла.

Однако парашютистов не удовлетворила надежность крепления подшлемника (использовался подшлемник 1931 года), который фиксировался в каске при помоши трех кнопок. Бывали случаи, когда во время прыжка потоком воздуха шлем просто срывало с головы парашютиста и он, теряя каску, приземлялся в одном подшлемнике. Это заставило немцев в 1937 году модернизировать и шлем, и подшлемник. Из шлема была
удалена прорезь для ношения в полевых условиях, вместо трех кнопочных креплений подшлемника были введены четыре отверстия под болты, в самих болтах имелись вентиляционные отверстия. Со временем крепежные болты видоизменялись. На самых первых образцах шлемов болты были медными, позже они стали производиться из стали, а для удобства на головке болта появился шлиц. Спустя некоторое время болт стал
алюминиевым. В конце войны в нем исчезло вентиляционное отверстие.Ремни каски регулировались по длине, а в подшлемнике появилась прослойка из пористой резины. После появления второй модели каски парашютиста первая модель либо изымалась из войск, либо в нее ставился модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Интересно, что, согласно инструкции Люфтваффе от 15 марта 1938 года, срок службы шлема ограничивался 15 годами. В 1940 году изменения коснулись конструкции кожаного подшлемника, который выполнялся из цельного куска овечьей кожи. Теперь его стали кроить из двух частей, а в качестве материала стало возможным использовать свиную кожу.