Введен в Пруссии в октябре 1842 указом Вильгельма IV для прусской пехоты, и быстро распространился среди других немецких государств. Изготавливался пикельхельм из укрепленной кожи, обработанной для получения глянцевого чёрного блеска, и усиливался металлической отделкой (посеребрённой или позолоченной на офицерских пикельхельмах), к которой относился и металлический шип в навершии. Некоторые носимые в артиллерии шлемы вместо шипа имели шарообразное украшение. Перестали использовать пикельхель в 1918 году, в связи с падением Германской империи.

Шлем "Гаед" (Gaede-Helm, Stahlkappe M1915)

В 1915 году командир армейской группы генерал Гаед озабоченный большим количеством солдат получивших ранения головы, самспроектировал и изготовил около 1500 стальных шлемов, которые были выданы солдатам на его участке фронта. После появления шлема М1916 большинство касок Гаеда были отправлены в переплавку.


Стальной шлем M16


Шлем М16 разработан в сентябре 1915 года Фридрихом Швердом, а уже в декабре проходил боевые испытания на западном фронте. М16 отлично показал себя в боевых условиях и в начале 1916 года стальной шлем поступил в массовое производство. Выпускались стальные шлемы разных размеров, от самого маленького 60 до 70.

Первоначальные эскизы шлема м16

По бокам шлема выступали характерные "рожки", на которые крепилась бронепластина "Stirnpanzer". Пластина надевалась на выступающие рожки и затягивалась сзади кожанным ремнем.

Закрепленная на шлеме бронепластина

Стальной шлем М17

В 1917 году стальной шлем был немного изменен, крепление подбородочного ремня к каске заменили на крепление к подшлемнику. Такой стальной шлем стал называтся M1917.

Stahlhelm 1918

Основным отличительным признаком является отказ от крепления подбородочного ремешка непосредственно к каске и соответственно отпала необходимость в детали, приклепывавшейся к сфере шлема. Изменилось и устройство подшлемника: начали использоваться «D»-кольца для крепежа подбородочного ремешка (по аналогии с австрийским вариантом), которые стали приклепываться к ободу-основе. Изменился и подбородочный ремешок: скользящую пряжку заменила рамочная застежка с «язычком», а в ремешке появились отверстия для «язычка» пряжки. В целом, такая конструкция оказалась более технологичной в производстве и более крепкой в эксплуатации, и, что немаловажно, обеспечивала лучшую фиксацию каски на голове солдата.

Stahlhelm 1918 "кавалерийская" модель


В этой модели была удалена часть юбки шлема в районе ушей, для предотвращения отражения глубокой юбкой шлема взрывной волны внутрь шлема. Выпускались так же облегченные каски М18 сделанные из алюминия, для ношения офицерами на парадах.

Окраска шлемов

До июля 1918 года стальные шлемы окрашивались в цвет фельграу, после была установлена схема камуфляжной раскраски. Желтые, зеленые, коричневые и охряные пятна разделеные черной полосой наносились на зеленый или коричневый фон. Кроме того допускались изменения в рисунке камуфляжа под условия конкретной местности.

Даже на невоенных шлемах часто изображают свастику, чтобы продемонстрировать поддержку нацистской партии. Немецкие каски Второй мировой войны имеют большую схожесть, и при попытке определить тип модели это важно учитывать. Небольшие изменения могут быть единственным различием между одним типом шлема и другим. Знание деталей, которые составляют немецкий шлем, помогает выяснить, какая модель у вас на руках.

Краткая история

В течение 1920-х и 30-х годов правительство Германии начало перепроектировать стальные немецкие каски Первой мировой войны в попытке улучшить их внешний вид и функции. Подавляющее большинство моделей стальных шлемов было уничтожено, в соответствии с условиями Версальского договора. Некоторые шлемы оставались на действительной службе для удовлетворения небольших военных потребностей Германии. В результате образовался значительный их дефицит.

M1917 были восстановлены и введены в качестве специально запатентованной «переходной» модели для парадов и общего пользования. Оставшиеся запасы военного времени (M1916, M1917, M1918) были восстановлены для военных и полиции. Они использовались до того, как национал-социалисты пришли к власти в 1933 году.

В 1935 году военные утвердили новый Stahlhelm, известный как M1935. Он походил на М1917, но был легче, функциональнее, а также значительно обновился.

Геометрические размеры немецкой каски Второй мировой войны уменьшились, в сравнении с моделями Первой мировой. Шлем стал более компактным. Шлем M1935 эволюционировал несколько раз в течение ВМВ. Каждое изменение приводило к нескольким более новым вариациям, хотя каждая модель имела прежнюю базовую конструкцию. По крайней мере три модели были изготовлены исключительно для боя: M1935, M1940, M1942. Все три версии этого шлема носили на протяжении Второй мировой войны.

Второй мировой войны. Цена

На аукционах стоимость касок может достигать и нескольких тысяч долларов. Но можно найти более выгодные варианты. Например, на "Авито" их стоимость стартует от 1000 рублей. Цена зависит от состояния. На "Авито" также есть каски стоимостью и 5000 рублей, и 150 000 рублей.

Шлем M-42 - прототип для люфтваффе

В Германии во время Второй мировой войны начали появляться проблемы с ресурсами. Кроме того, бомбардировки заводов снижали возможность выпускать большое количество оружия. Вследствие чего было решено разработать новый шлем, который было бы легче производить. Тогда на свет появился М-42. Оригинальный цвет - серый. Стоимость немецкой каски Второй мировой войны М-42 варьируется от 1000 рублей. Но обычно за цену до 10 000 рублей продают заржавевшие каски.

Данный шлем был изготовлен из комбинации металла и кожи. Он имеет очень интересную историю. Это один из шлемов, которые были изготовлены и использованы в двух мировых войнах. Их конструкция и форма стали вдохновением для создания некоторых современных.

Шлем имеет кожаный вкладыш с несколькими пальцами, которые указывают в сторону центра. Заслонки скреплены друг с другом посредством использования резинки. Благодаря этому можно регулировать расположение шлема на голове.

Подбородочный ремень - из кожи, пряжка металлическая. Обод шлема прямой. Оправа должна быть гладкой, не должно быть каких-либо острых краев, которые могли бы причинять дискомфорт.

Шлем противоздшуной обороны Luftschutz

Сторона данного шлема имеет вентиляционные отверстия, чтобы обеспечить лучшее охлаждение головы. Оригинальный цвет его - черный. Полицейские и военные использовали одни и те же немецкие каски Второй мировой войны. Данная модель была очень распространена. Это была очень качественная немецкая каска Второй мировой войны. Цена ее на сегодняшний момент не отличается от цены "собратьев".

Шлем Luftschutz имеет кожаный вкладыш с несколькими секциями. Верхняя часть имеет конструкцию, которая позволяет носить шлем с комфортом. Шея сзади защищена козырьком. Края шлема свернуты. Ремень подбородка крепится с козырьком.

Этот шлем был изготовлен еще во время Первой мировой. Его конструкция была настолько совершенна для того времени, что немецкое правительство решило его повторно использовать во время Второй мировой.

Прототип люфтваффе - шлем M-35

Stahlhelm переводится с немецкого как «стальной шлем». В императорской начали заменять традиционный Pickelhaube (игольчатый боевой шлем) на Stahlhelm во время Первой мировой войны в 1916 г. Оригинальный цвет - темно-синий.

В 1934 году начались испытания на улучшение Stahlhelm, конструкция которого была разработкой на основе моделей Первой мировой войны. Компания Eisenhüttenwerke осуществляла проектирование и тестирование прототипов.

Новые немецкие каски Второй мировой войны прессовали из листов молибденовой стали в несколько этапов. Размер козырька был уменьшен, а большие выступающие ушки для устаревшего броневого щита были убраны. Отверстия искусственной вентиляции были сохранены, но были добавлены небольшие полые заклепки.

Края оболочки были перенесены, чтобы создать гладкую кромку вдоль шлема. И, наконец, был сделан совершенно новый кожаный вкладыш, что значительно улучшило безопасность шлема, регулировку и комфорт. Эти усовершенствования сделали новый шлем M1935 легче. Он стал более компактным и комфортным, чем предыдущие конструкции.

Справочная литература

"Немецкие каски Второй мировой войны" (автор Бранислав Радович) - это два иллюстрированных тома, в которых детально рассматриваются такие шлемы, как, например, известный немецкий Stahlhelm. В издании присутствует множество цветных фотографий, показаны детали крупным планом. Цена немецкой каски времен Второй мировой войны будет легко определена вами, если вы ознакомитесь с этим справочником.

Отличное коллекционное состояние. Оригинальный окрас. Частично видно остатки декали пехотных частей Вермахта. .

В полевом антибликовом окрасе. Летом во время войны немецкие солдаты на передовой на каски не редко наносилось антибликовое зеленое покрытие – в краску добавлялись цементные порошки, песок и даже опилки...
Варианты окраса касок, используемых на передовой, зависели от фантазии мастера и подручных средств, которыми он обладал. Встречаются шлемы, покрашенные пятнами различных форм и оттенков: «зебра» - зелено-белая, поверх металлической или веревочной сетки, многослойной окраски и т.д. Такая маскировка позволяла скрыть контур головы стрелка, когда он показывался из окопа. Немцы преуспели в использовании камуфляжа в армии на всех уровнях. Стальной шлем не стал исключением. Боевые образцы касок, покрашенные вручную в окопах, интересны своей индивидуальностью для коллекционера касок. Образ войны только в пропагандистском кино сводится к лихим кавалерийским, танковым и авиационным армадам. Настоящая символика, как правило, это не масштабное зрелище, а обыденные предметы солдатского обихода. Окопная правда - окопный образ. Плакаты и листовки тиражируют не столько образы полководцев и политических лидеров, сколько образ простого солдата. Поэтому его силуэт становится решающим, наиболее узнаваемым символом «грозовых мгновений истории», величайших испытаний человечества...

Одним из таких символов стал солдатский шлем. Сколько метафорических названий он получил - от простого и милого сердцу «кастрюля» или «ведро» до ироничного - «тазик для бритья»! Наследник бронзовых масок, рыцарских забрал, славянских шеломов и мисюр, стальной шлем - один из немногих элементов тяжелого вооружения солдата, не утративший свою первозданную функцию - защищать в бою и украшать на параде - и в наши дни.

Наиболее выразительным и запоминаемым, благодаря безукоризненной пластике линий, на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата – Stahlhelm (стальной шлем) . Его узнаваемая форма предопределена сочетанием объемов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Выступающий козырек придает шлему агрессивную, хищную форму.

Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16, поставлялись странам союзникам (Австро-Венгрия), после окончания войны попали в другие страны Турцию и Финляндию. Для крепления подшлемника использовались три большие кнопки (кламеры), одна в затылочной и две в височных частях шлема. Помимо кламер крепления подшлемника, на каске этого образца были две выступающих втулки - «рожки», служили для вентиляции (в них были сквозные отверстия) и к ним крепилась специальная налобная пластина, которая должна была, по мысли ее изобретателей, усиливать защиту лобной части, предназначена для часовых и пулеметчиков. Такая навесная броня не оправдала надежд: даже если пуля с близкого расстояния и не могла пробить шлем, то сила ее удара была такова, что не выдерживали шейные позвонки солдата. Далее, была произведена модификация шлема M16 на M18.

Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной, а ее контур - более изысканным и стильным. Образ солдата вермахта с резкой тенью, отбрасываемой козырьком на мужественное лицо, превратился в расхожий штамп немецкой пропаганды.

Для разработки нового варианта стального шлема были привлечены конструкторы, которые совместно с военными сумели подобрать оптимальное сочетание защитных свойств шлема при уменьшении его веса, попутно были решены некоторые другие вопросы: удешевление и технологичность производства.

Стоит отметить, что для офицеров всех родов войск, участвующих в парадах, специально изготавливались облегченные шлемы из вулканизированной фибры с алюминиевым каркасом. Поэтому ряды сверкающих в лучах факелов касок в фильмах Лени Рифеншталь - художественная условность, а не реальная действительность. На войне такой блеск оборачивался ненужными жертвами.

К началу второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти.) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например обычными обувными шнурками). Подбородочный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надежно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

Для мобильных частей вермахта - воздушно-десантных - стандартный пехотный шлем был заменен еще более эргономичным и удобным. Его вес был максимально уменьшен, габаритные размеры минимизированы за счет уменьшения ширины полей. Десантный шлем М38 инженера Хайслера, принятый на вооружение в 1938 г., почти не имел полей, так как оказалось, что в случае жесткого приземления назатыльник наносил травму в районе шеи и плеч, а козырек шлема создавал во время прыжка нежелательные аэродинамические завихрения, что часто приводило к срыву шлема с головы десантника и он приземлялся в одном подшлемнике. Изменилась и форма ремешка: он стал Y-образным. Дополнительный фиксирующий ремень крепился к затылочной части каски, что резко увеличивало плотность посадки шлема на голове во время прыжка. Теперь воздушные потоки не раскачивали голову парашютиста из стороны в сторону, что улучшало общее самочувствие «зеленого дьявола» (прозвище немецких парашютистов), прыгающего в опасную неизвестность. Вместо армейского подшлемника стал применяться интегральный колпак с 11 большими отверстиями. Сшитый из двух кусков бараньей кожи (которую, в последствии из-за дороговизны и сложности выделки, заменили свиной) и армированный пробковым деревом, он вместе с каркасом-обручем обеспечивал дополнительную защиту от травм во время посадки. Вскоре вместо пробки в качестве амортизатора стали применять каучук (вспененную резину). Подшлемник стал наборным - семь разных по толщине резиновых сегментов, крепившихся к алюминиевому кольцу, еще точнее отслеживали профиль головы десантника.

В 1940 году происходит модернизация шлема М35 , за счет упрощения изготовления вентеляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей, сталь так же изменила состав, вместо молибдена стали использовать силикат марганца, что позволило сократить количество операций и время затрачиваемых на изготовление. Эта модель получила наименование М40.


К 1942 г. изменилась технология изготовления шлемов для всех частей вермахта. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменен отбортовкой, одновременно ухудшилось качество материала, из которого изготавливалась каска, он стал мягче от легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться (стратегического сырья стало не хватать для брони танков). Данная модель получила наименование М42 . У парашютистов появился дополнительный крючок на ремне, предназначенный для точной его фиксации, а сам ремень стал шире.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль в дизайне шлема играла его окраска. Пока шлемы сверкали на парадах и в «молниеносных войнах», окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он красился в тусклый серовато-зеленый цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательное эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа - национальный геральдический щит в белую, красную и черную наклонную полосу, слева - бело-серебряный орел вермахта на черном поле. Однако, как только выстрелы салютов сменились громом боев, эти эмблемы в целях маскировки пришлось замазывать, С 1940 года осталасть только декаль вермахта, на М42 их уже не наносили, до конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от поры года, места боев и рода войск. Наиболее широкого развития к середине войны достигло искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от автокамеры, под который было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 г. к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или темно-зеленых и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зеленых черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби. С нашитыми 5-7 шлевками для крепления маскирующих веток и листьев и веревочной сеткой для маскировки лица такой чехол стал неотъемлемой частью реального быта солдата.

С конца 1943 года широкое распространение получили и самодельные проволочные сетки (данное утверждение спорно т.к. на фронте немцы использовали противогранатную сетку, которую, скорее всего, и использовали солдаты), жестко закрепленная на каске. «Ловчая птичья сеть» (именно так прозвали этот элемент амуниции солдаты) служила универсальным средством для крепления любого камуфляжа как из листьев, так и из элементов городского мусора, бумаги, тряпок для ведения боя в населенных пунктах.

Стальной Шлем (Stahlhelm): стальной шлем был разработан и представлен в Первую Мировую Войну, когда возникла потребность в том, чтобы защитить бойца в позиционной, траншейной войне. Первая модель, ставшая традиционным символом немецких солдат, была стальная каска М16 (Stahlhelm M16) - это шлем с угловым ухом и защитой шеи, изначально который выпускался с проектируемым щитком, с лобовой броней. Для крепления этой защиты и воздушной вентиляции служили отличительные "рожки" в верхней части данного головного убора. На стальном корпусе модели 1916 года внутри по обе стороны имелись крепления для подбородочного ремешка. Конечно, не стоит полагать, что этот головной убор мог защитить бойца от прямого попадания пули в голову или осколка от близко разорвавшегося снаряда. Также как и любая каска предохраняла лишь от травм головы при обвале блиндажей и укрытий, небольших осколков и пуль, летящих по скользящей траектории.

Шлем был изменен в 1918 (Stahlhelm M18). На этой каске были убраны с корпуса держатели для подбородочного ремешка, и крепились непосредственно к ободу подшлемника. М16 и М18 использовались в Freikorps и Reichswehr. И оба образца входили в оснащение раннего Вермахта с небольшими доработками. На них ставились модифицированные подшлемники модели 1931 года и наносились национальные эмблемы в 1933/34. Эти каски нашли применение и в период Второй Мировой Войны. Они поставлялись различным вспомогательным частям (полиция, зенитчики, иностранные формирования на службе в вермахте и т.д.). К тридцатым годам прошлого века германские шлемы М16 и М18 оказались не эффективными против улучшенной баллистики. Эксперементальный шлем 1932 года был представлен и использовался на учениях в течении обширного испытательного периода 1932-34 года. Но ему не суждено было оказаться на воружении в Германской амрмии. В соответствии с приказом (HM 35, Номер 289) новым шлемом стала каска М35 (Stahlhelm M35). Она изготавливалась из качественной стали, с сохранением основновной, традиционной формы. Но была менее массивная, с низким силуэтом и с лучшими характеристиками обеспечения безопасности бойцу, чем были у М16 или М18 . Полный вес был уменьшен на 150 грамм. (Вес М35 составлял примерно 1300 гр.)

Кроме того, вентиляционные отверстия с обеих сторон шлема изготавливались, как отдельная деталь (заклепка с отверстием), в отличие от более поздних шлемов, в которых вентиляционные отверстия штамповались. Форма шлема M35 более овальна (от лобовой до задней части) по сравнению с более округлой формой шлемов модели M40 и M42. Это незначительное различие незаметно, до тех пор, пока шлем М 35 не встает в один ряд c более поздними моделями. М35 имел стандартный подшлемник образца 1931 г.

Каска М35 притерпела небольшие изменения в 1940 году. Упрошение и более низкая себестоимость стала необходима для возросших потребностей армии, вступившей в большую войну. Производство шлемов модели М40 было менее технологично, чем производство предыдущей модели М35. Для М40 характерны, так же как и для М35, завальцованные края основания шлема.

Именно из-за этого М40 часто принимают за шлем модели M35. Основное отличие между этими двумя шлемами заключается в вентиляционном отверстии, которое выштамповывалось без установки в него дополнительной детали (заклепки с отверстием). Такой способ производства позволил сократить количество операций необходимых для изготовления шлема, что являлось немаловажным фактором эффективности производства в военное время. В связи с упрощением процесса изготовления шлема, небольшое изменение претерпела и форма шлема, которая стала более округлая, чем у М35. В 1942 году немецкая каска опять поменялась. Вот фотохроника выдачи новобранцам их новых стальных шлемов.

Шлем модели 1942 г. наиболее распространенный из всех германских армейских шлемов, использовавшихся в течение Второй мировой войны. Их выпуск осуществлялся с 1942 по 1945 год. Шлем модели М 42 был упрощенной версией модели М40. Отличительной чертой данного шлема является то, что край основания шлема не завальцовывался, а оставлялся острым. Эта особенность продиктована необходимостью упрощения и удешевления технологического процесса по изготовлению шлема.

Качество касок М42 конечно уступало шлему М35. Шлемы с защитными эффектами, превосходящими М35, были проверены в 1944, но так и не приняты на вооружение в армии.

Знаки различия. Декали.

Существовала целая система знаков различия (декали) на немецких касках, которые отличали рода войск и службы. Они изменялись, пока не были отменены в 1940 и 1943 годах.

Декали периода Рейхсвера изначально имели форму шита, высота - 3,5 см и ширина - 3,4. Эмблема делилась на два или три цвета с диагональным разделением, идущем от верхнего правого угла к нижнему левому.

Государственные цвета были следующие:

Пруссия: черно-белый

Бавария: белый и синий

Саксония: белый и зеленый

Ольденбург: синий и красный

Тюрингия: красный и белый

Бремен: белый и красный

Итенберг: черный и красный

Мекленбург: синий, желтый и красный

Баден: желтый, красный и желтый (разделенный от верхнего левого угла к правому нижнему).
Вышеупомянутые эмблемы были отменены 14 марта 1933 года и заменены щитком национального триколора - черный,белый и красный. (приказ HV 33, № 121) 17 февраля 1934 года в соответствии с приказом № 440/34 WehrA.Allg. IV - AZ. 64 национальный триколор был перенесен на другую сторону стального шлема, а на его месте появилась символика новой власти - орел, держащий в когтях свастику. Грозная птица, имевшее место на штандартах римских легионов, стала знаком отличия Германского Вермахта. В черном шитке высотой 4 и шириной 3,3 см располагался орел с головой, повернутой вправо, размерами 3,8 на 3,1 см. Обе национальные эмблемы помещались 3 мм. ниже отверстий вентиляции на их соответствующих сторонах. Переводные картинки часто покрывались лаком для защиты от непогоды. С годами лак мог приобретать золотистый оттенок. В 1940 году (в соответствии с приказом от 21 марта HM 40, № 428) шиток триколор был отменен. А орел просуществовал на касках солдат Третьего Рейха до 28 августа 1943 года (HM 43, № 690) Шлемы, выпушенные ранее, обычно сохраняли знаки различия пока эмблемы не затирались сами, или не наносился на поверхность вторичный слой краски.

В боевых условиях, немецкими пехотинцами во всю использовались различные способы маскировки, в том числе и касок. Окраска менялась в зависимости от условий.

Зимой каска, конечно, покрывалась белым цветом, чаще красилась известковой смесью. Для того чтобы не перекрашивать головной убор, поверх стального шлема солдаты закрепляли с помощью различных средств (специальных кожаных креплений, разрезанных полосок резины от автомобильных камер, проволоки и ремней от сухарной сумки) куски белой материи. Летом же, новая каска покрашенная на заводе не всегда являлась средством защиты. Мокрый металлический шлем, гладко выкрашенный, сильно блестел на солнце и являлся демаскировкой для бойца. Он становился хорошей мишенью для снайперов противника.

Поэтому сверху каски на передовых позициях бойцы надевали камуфлированные тканые чехлы, различные сетки из веревок и проволоки, ремешки от сухарных сумок и прочие приспособления, позволяющие закрепить средства маскировки. Штатный, общевойсковой чехол на каску имел двухстороннюю окраску – зима и лето. А также, на нем имелись специально пришитые держатели для веток и травы.

Чехлы на каски солдатам войск СС шили особым образом. Расцветка (лето, осень), покрой и крепления (специальные алюминиевые крючки на пружинных механизмах, вшитых внутрь) были совершенно другие, чем обшевойсковые образцы.
Летом не редко наносилось антибликовое зеленое покрытие – в краску добавлялись цементные порошки, песок и даже опилки. Варианты окраса касок, используемых на передовой, зависели от фантазии мастера и подручных средств, которыми он обладал. Встречаются шлемы, покрашенные пятнами различных форм и оттенков: «зебра» - зелено-белая, поверх металлической или веревочной сетки, многослойной окраски и т.д. Такая маскировка позволяла скрыть контур головы стрелка, когда он показывался из окопа. Немцы преуспели в использовании камуфляжа в армии на всех уровнях. Стальной шлем не стал исключением. Боевые образцы касок, покрашенные вручную в окопах, интересны своей индивидуальностью для коллекционера касок.

Широкое применение каски получили именно во Второй мировой войне. Чьи каски были лучшими? Почему английские шлемы похожи на тарелки, каски США - на каски советских солдат, а на немецких десантных шлемах нет козырьков.

СШ-40

Советский шлем СШ-40, в котором Красная армия прошла всю войну, и который до сих пор является основой для касок российской армии принимал сам Семён Будённый. Один из разработчиков шлема М. И. Корюков вспоминал: «Он (Будённый - Ред.) внимательно осмотрел изготовленный сотрудниками лаборатории шлем и …взялся за шашку. Удивленный выбором оружия, я усмехнулся. Заметив это, Семен Михайлович пояснил, что шашкой хороший кавалерист разрубает врага от плеча до пояса, - пуля такой силы не имеет... Но тут, если можно так выразиться, коса нашла на камень. Свистнул рассекаемый шашкой воздух - и тут же звякнул шлем. Будённый с удивлением осмотрел место удара: „Скажи, пожалуйста, ему хоть бы что!“, и он взялся за наган. Стрелял Семен Михайлович сначала с двадцати пяти метров, затем - с десяти, почти в упор. После каждого выстрела шлем подскакивал, пули рикошетили, и я очень боялся, как бы они не попали в Будённого. За судьбу шлема я был спокоен и не волновался. „Молодцы! - сказал, наконец, маршал, - хорошо поработали“.»

До этого в Красной армии была на вооружение каска СШ (стальной шлем)-36 (её отличал от СШ-40 гребень на макушке) и СШ-38 (без гребня, но с широкими полями, которые сильно парусили, что доставляло немало хлопот кавалеристам).

Stahlhelm M35

Немецкая каска М-35, принятая на вооружение в 1935 году, к началу Второй мировой войны по праву считалась лучшим образцом военного защитного снаряжения. Она стала развитием немецкого шлема М-16, появившегося, как можно понять из названия, ещё в 1916 году.

Изменение роли пехоты в боевых операциях, повышение её мобильности, отход от позиционной тактики ведения боев, повлияли и на характеристики шлема. Он стал более легким, уменьшились размеры козырька и конусного назатыльника, прикрывавшего уши от звуковой волны и осколков. Первые каски М-35 изготавливались из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена и выдерживали давление до 220 кг на мм².

Продолжением развития шлема М-35 стали каски М-38, которые имели несколько разновидностей. Для десантных частей выпускались свои каски, практически не имеющие полей (ветер мог просто сорвать каску, плюс к этому широкие назатыльники наносили травму парашютисту), шлемы для бойцов противовоздушной обороны Luftschutz напротив - были широкополые. Среди коллекционеров они получили название "Гладиатор".

Каска Адриана

Профиль каски Адриана невольно ассоциируется с пожарным шлемом, что неудивительно - именно от каски Адриана пожарные шлемы и произошли.
Каску Адриана разработал ещё в годы Первой мировой генерал Огюст Луи Адриан. Она получила название М-15. Имея французское происхождение, каска Адриана была принята как часть экипировки во многих странах (в том числе и в России, где находилась на вооружении до 1939 года). В одной только Франции было изготовлено 20 миллионов шлемов. М-15 не мог защитить от прямого попадания пуль. Привычка к ношению касок Адриана прививалась во время Первой мировой непросто. Не привыкшие к тяжелым каскам солдаты часто просто скидывали их с себя во время боя.

Во Второй мировой войне каски Адриана продолжали использоваться французской армией. Их отличительная черта - продольный гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и служащий ребром жесткости.

M-1 и MK-1

Американская каска М-1, принятая на вооружение армии США в 1941 году, заменила собой каску М-1917, по форме напоминавшую английскую каску МК1. Английская каска по форме напоминала тарелку, из-за чего была шутливо названа "миской" (Dish Pan). Широкие поля каски прикрывали солдат Первой мировой от шрапнели (по анализу санитарных потерь на долю артиллерии и шрапнели приходилось до 45-50% всех потерь на Западном фронте).

Каски М-1 на тарелки похожи не были, а были похожи на советские каски СШ-40. Производились они из марганцовистой стали Гадфильда. К сентябрю 1945 года их было произведено более 22 миллионов экземпляров.

Британцы во Вторую мировую пользовались модификацией уже упомянутой каски МК1 - МК2, а затем МК3. По форме английские шлемы по-прежнему напоминали тарелки, но с меньшими, чем в Первую мировую полями.

Ушедший в прошлое XX-й век был поистине эпохальным. Он оказался богат на события в плане научно-технического прогресса и кардинально изменил политическую карту мира. Эти перемены принесли две мировые войны, которые остались в памяти не только из-за огромных человеческих жертв, но и как давшие ощутимый импульс развитию средств вооружения и индивидуальной защиты. Одним из таких средств были шлемы, или каски, ставшие своего рода приветом тогдашним современникам из далёкого средневекового прошлого.

В фондах МУ «Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс» есть несколько касок начала XX века.

К началу Первой мировой войны головы солдат и офицеров практически всех армий мира не были должным образом защищены от пуль или осколков снарядов. Конечно, в конце XIX – начале XX века в странах Европы и в России был распространён пикельхельм – остроконечный шлем германского образца, прототипом для которого послужила каска пожарных частей. Пикельхельм носили военнослужащие, полицейские, жандармы. Однако в условиях войны этот вид шлема оказался недостаточно надёжен. Следовало либо усовершенствовать его, либо заменить на более подходящее средство защиты.

В России до 1914 г. каски типа пикельхельма сохранились в Роте Дворцовых гренадёр (у офицеров роты вне строя), как парадный головной убор в Пажеском Его Императорского Величества корпусе и в кирасирских полках Императорской гвардии и жандармерии .

Германский пикельхельм образца 1895 г. резервиста с крестом на орле.
Размер 25 × 24 см.
Из фондов МУ КМК.

В разгар Первой мировой войны, в 1916 г., царь Николай II, верный своему союзническому долгу в борьбе против имперской Германии Вильгельма II, по соглашению с президентом Франции Пуанкаре, направил на Западный фронт русский экспедиционный корпус, состоявший из двух бригад по два полка в каждой. Униформа у них была русской, а вооружение и амуницию предоставила французская сторона.

Летом 1916 г. Петербург заказал во Франции 2 млн. касок Адриана, но лишь немногим более 300 тыс. единиц были доставлены в Россию к концу 1916 г. В России эти шлемы были известны под маркировкой М1916.

Французская каска Адриана (первый вариант М1915) была разработана генералом армии Огюстом Луи Адрианом в 1915 г. Она защищала бойцов как от осколков снарядов, так и от шрапнели. Шлем состоял из четырёх частей: полусферический свод шлема, передний и задний козырьки (оба с острыми окантованными краями) и гребень, прикрывающий вентиляционное отверстие и усиливающий защитные свойства шлема. Делался шлем из стального листа толщиной 0,7 мм, общим весом 700-800 грамм, варьирующимся в зависимости от размера, которых было три. Кожаный подшлемник состоял из 6-7 скреплённых вверху частей. Подбородочный ремень шириной 0,5 см был изготовлен из лошадиной кожи. Каски, поставляемые в Россию, имели только два отличия от своего французского аналога: фронтальная эмблема (в данном случае российский двуглавый орёл) и цвет – светлая охра. Вес шлема, подшлемник и подбородочный ремень были такими же, как и у касок, поставляемых французской армии . В период войны ими снаряжались в основном ударные части, т.к. тыловые производства не справлялись с нуждами фронта.

Впервые такие шлемы были использованы в ходе масштабного наступления русской армии под командованием генерала Алексея Брусилова на юго-западном направлении, приведшего к разгрому австро-венгерских войск.

После революции Каски Адриана (с заменой орла на большую жестяную красную звезду) применялись в Красной Армии до 1939 г.

Русская ""Каска Адриана"" образца 1916 г.

В свою очередь, разработка первого русского стального шлема, по решению Генерального Штаба, началась ещё в 1915 г. Прототипом для него послужила каска Адриана образца 1915 г. В 1917 г. заказ на производство шлемов был размещён в Финляндии на заводах Solhberg-Oy и Holmberg. В России шлем был известен под индексом М1917 (Sohlberg), соответственно с годом начала выпуска шлемов, однако официально этот шлем так и не был введён .

Этому помешали революционные события 1917 г. На заводе Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тысяч. В русскую армию была отправлена лишь незначительная часть. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России .

Согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено. 28 декабря 1917 г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства. Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, получившей эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года . К тому же полмиллиона шлемов, выпущенных для русской армии, остались в ведении финского правительства.

Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии.

Шлем имел три размера купола и шесть размеров подтулейного устройства (53 см., 55 см., 57 см., 59 см., 60 см., 62 см). Окрашивался шлем в цвет хаки. Вес составлял 800-850 гр., толщина стали - 1,2 мм . Внешне он имел некоторую внешнюю схожесть с французской каской Адриана, но в то же время оставался уникальным. Шлем изготавливался из сплава стали и никеля путём штамповки. В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикреплённой к поверхности шлема тремя клёпками. Подшлемник изготавливался из ткани и крепился с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикреплённых к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подшлемник имел круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура. Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикреплённых к полям шлема двумя парами клёпок .

Каска М 17 (Sohlberg) образца 1917 г.
Размер 30 × 18 см. Из фондов МУ КМК.

В 1935 году на Ленинградском металлургическом заводе было налажено производство стальных шлемов, получивших маркировку "Стальной шлем 1936" или "СШ36" по году поставки шлемов в армию. Это был новый шлем советского производства, соответствовавший духу времени, заменивший предыдущие модели «каску Адриана» и М1917, и унаследовавший от них только самое лучшее.

Сотрудник отдела хранения МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»
Емелин Е. В.