Для XX века было характерно хозяйственное взаимопроникновение развитых государств, растущее финансовое переплетение экономик и расширяющееся политическое взаимодействие стран и народов. Всё это объективно создавало основу для мирного развития.

Тем не менее всё столетие прошло под знаком военной опасности и оказалось самым кровавым в истории: до 20 миллионов убитых в Первую мировую войну, около 60 миллионов - во Вторую мировую войну, а также порядка 20 миллионов – в «локальных конфликтах» за годы «холодной войны».

На смену блоковому противоборству империй после Первой мировой войны пришла Версальско-Вашингтонская система международных отношений, продуманная и одобренная державами победительницами (США, Англия, Франция, Италия, Япония). В центре системы впервые стояла международная организация – Лига Наций, призванная согласовывать интересы стран-участниц, прежде всего в сфере безопасности.

Инициатором создания этой системы был президент США Вудро Вильсон, 20 лет проработавший в Принстонском университете, профессор юриспруденции и политической экономии. Лига Наций была учреждена в 1919 г., но сенат США не дал согласие на ратификацию Версальского мира, сочтя уступки, сделанные Англии и Франции Вудро Вильсоном чрезмерными. Таким образом, США не вошли в Лигу Наций.

Оказалась вне новой системы международных отношений и Советская Россия. Отсутствие двух этих крупных держав значительно ослабило Лигу Наций. СССР стал её членом лишь в 1934 г. по предложению 30 государств после исключения фашистской Германии и милитаристской Японии. В декабре 1939 г. из-за советско-финляндской войны 1939-1940 гг. СССР был исключён из Лиги Наций, после чего она фактически прекратила своё существование. Формальный роспуск этой организации произошёл в 1946 г.

Лига Наций не смогла обеспечить решение реальных международных проблем: сократить вооружения, продвинуть деколонизацию, эффективно противодействовать актам агрессии Германии, Италии и Японии в 1930-е гг. В результате разразилась Вторая мировая война.

Участники антигитлеровской коалиции потратили немало усилий для создания послевоенной системы международных отношений, гарантирующей безопасность и сотрудничество. Свидетельствами этого являются: решение Московской конференции США, Великобритании и СССР (1943 г.) об использовании их вооружённых сил после войны только на основе взаимного согласия, заключение двухсторонних договоров о взаимопомощи между СССР и Англией, СССР и Францией и т. д.

В центр новой Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений вновь была поставлена международная организация – Организация Объединённых Наций (ООН). ООН была учреждена в 1945 г. державами победительницами и существует по сей день. Она создана с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН (состоит из всех стран членов), Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Кроме того, при ООН учреждены специализированные организации: Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития и др.



Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом, на который возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В настоящий момент он состоит из 15 членов: пяти постоянных – Россия (как правопреемница СССР), США, Великобритания, Франция и Китай и десяти непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания.

Но, несмотря на создание ООН, победная эйфория длилась недолго. Организация Объединённых Наций сыграла немалую роль в разрешении международных конфликтов и координации международного сотрудничества, однако, реалии двухполюсного мира часто приводили к парализации её деятельности. США нередко использовали расположение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке для оказания давления на эту организацию.

Реально сформировавшаяся в годы «холодной войны» (между странами социализма во главе с СССР и капитализма во главе с США) система международных отношений существенно отличалась от проектов военной поры. Биполярный (двухполюсный) мир, раскол Европы (в 1949 г. США со своими союзниками создали военный блок НАТО, в ответ в 1955 г. был создан блок Организация Варшавского Договора), ядерное устрашение, гонка вооружений, частые локальные войны при скрытом или явном участии великих держав, психологическая война, блокады и эмбарго характеризовали этап международной политики, длившийся четыре десятилетия.

Тем временем международные отношения интенсивно развивались. Научно-техническая революция вызвала невиданные перемены в сфере производства, изменив его структуру, усилив интеграционные процессы, расширив потоки товаров, капиталов, услуг, информации, рабочей силы между государствами и регионами.

По мере накопления ядерного оружия менялись акценты. Ядерная война уже не могла быть рациональным продолжением политики, поскольку её результатом стало бы полное уничтожение человечества. В этом случае, как справедливо заметил автор «политики нового мышления» советский лидер М. С. Горбачёв «пепел социализма был бы неотличим от пепла капитализма». Поэтому гонка вооружений перестала означать укрепление безопасности, а подчас давала и обратные результаты. Вместе с тем она превратилась для Запада в средство экономического изматывания СССР.

Параллельно с этим мир становился всё более взаимозависимым. На планете обострялись социально-экономические, экологические и иные проблемы, решение которых возможно лишь в глобальном масштабе. Формировалась группа общечеловеческих интересов. Их выразителем стал М. С. Горбачёв , поставивший эти интересы выше классовых и национальных.

Масштаб личности и парадоксы единственного президента СССР ещё предстоит оценить будущим поколениям, более свободным от эмоций в своих оценках. Именно благодаря нему была завершена «холодная война», преодолён раскол мира и Европы на две враждебные системы, введён мораторий на ядерные испытания, ликвидированы целые классы вооружений. Однако именно при его правлении распались СССР и Организация Варшавского Договора (ОВД). Прекращение «холодной войны» произошло фактически на условиях Запада, который цинично использовал благородство М. С. Горбачёва в своих собственных эгоистических интересах.

Учитывая опыт М. С. Горбачёва, России следует обратить большее внимание на свои национальные интересы. Это не означает, что нужно полностью отказаться от общечеловеческих ценностей. Наоборот, по мере нарастания глобализации и увеличения взаимозависимости мира роль этих ценностей будет только расти. Но Россия не может себе позволить приносить в жертву общечеловеческим ценностям свои национальные интересы, по крайней мере, на односторонней основе.

Концепция национальных интересов была основательно разработана школой «политического реализма», появившейся в США во второй половине 1940-х гг. Признанным мэтром этой школы считается Ганс Моргентау. Средисторонников этой школы можно отметить видных политиков З. Бжезинского, Г. Киссинджера (оба занимали ведущие посты в администрации США), известных политологов С. Хантингтона (США), Р. Арона (Франция) и многих др. Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством.

«Реалисты» выдели три основных составляющих национальных интересов:

1. Национальная безопасность (защита от внешней опасности).

2. Экономические интересы (сохранение связей с партнёрами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка).

3. Интересы поддержания мирового порядка.

Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в.

Определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т. д.

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д. 1.

Эпоха «холодной войны». «Холодная война» началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Противостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях.

Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. - создан блок НАТО.

1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). 1954

г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). 1955

г. - заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

Отличительные особенности международных отношений:

  1. Сдвиги в структуре капиталистического общества, переход в стадию монополистического капитализма.
  2. Неравномерность развития капиталистических стран и, как следствие, международные конфликты и противоречия.
  3. Новые методы внешнеполитической деятельности (политика США в Китае «открытых дверей» и «равных возможностей»).
  4. Усиление экономической взаимозависимости государств – образование международных монополистических союзов, вывоз капитала, прогресс в развитии транспорта и средств связи, сформировался единый мировой капиталистический рынок.
  5. Антиимпериалистическое и пацифистское движение, сопротивление силовой политике империализма и колониальным захватам.

Важным явлением в международной жизни стало формирование англо-германского антагонизма. Англия столкнулась с торговой германской конкуренцией. Во 2ой половине 90-х гг. правительство Германии выдвинуло лозунг создания обширной колониальной империи. Главным препятствием являлась колониальная монополия Великобритании, поэтому Германия резко активизирована противодействие британской политике. Их интересы столкнулись в Восточной и Юго-Западной Африке (добивались португальских колоний – Анголы и Мозамбика), в Экваториальной Африке в вопросе о бассейне Конго, в Южной Африке, где Германия поощряла буров в борьбе с англ. завоевателями. Регионом противоборство стал Ближний и Средний Восток – Германия добивалась усиления экономического и политического влияния на Турцию. Великобритания противодействовала этому. Также по-прежнему Европейский континент оставался ареной острых англо-германских противоречий, где каждая из этих стран имела претензии на руководящую роль.

В начале 20 в. в международных отношениях назрел Дальневосточный вопрос. Эксплуатация Китая привела к восстанию Ихэтуань. Восставшие захватили Пекин и стали уничтожать имущество иностранных компаний. Международный карательный корпус подавил это восстание, после чего Европейские державы решили прочнее обосноваться в Китае. В октябре 1900 г. в Лондоне было подписано англо-германское соглашение, по которому обе державы обязались сохранять территориальную целостность Китая и не создавать препятствий экономической деятельности иностранных государств. 30 января 1902 г. в Лондоне подписал англо-японский союзный договор. Государства обязались поддерживать статус-кво на Дальнем Востоке, охрану независимости и территориального единства Китая, настаивали на вмешательстве в Китай в случае беспорядков или опасности извне их притязаниям; обязались сохранять нейтралитет в случае войны второго государства с третьей державой и оказывать помощь в случае, если к противнику присоединится ещё одно государство. Англия подтолкнула Японию к войне с Россией. Эта война началась в 1904 г. Имели свои интересы и Англия с США. эта война изменила баланс сил на Дальнем востоке в пользу Японии, Англии и США. В дальнейшем США проводит «дипломатию доллара» и «политику большой дубинки», превращая независимые латиноамериканские страны в полуколонии США. Центром мировой политики оставалась Европа. Фр. и Англия нуждались в сильном союзнике. Франко-русский союз потерял своё значение, тем самым сложились предпосылки англо-французского союза. Ещё в 1899 г. Англ. и Фр. заключили договор о размежевании сфер влияния в Африке. 8 февраля 1904 г. в Лондоне подписано соглашение по основным колониальным вопросам в форме конвенции и 2х деклараций – англо-французская Антанта. Фр., связанная договорами с Россией и Англией, стала посредником в превращении этих 2х соглашений в единый союз 3х держав.

Речь уже шла о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить представление о том, кто и как осуществлял международную политику, какую роль в ней играли политические лидеры и доктрины, почему возникали и чем завершились те или иные конфликты и т. д.

«Холодная война» разгорается

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений второй половины XX в. в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики данного периода: расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата - от обострения к «потеплению» отношений, и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

Итак, вспомним об уже известных событиях международной жизни и попытаемся подняться на более высокую ступень их осмысления.

К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств - «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции - СССР и западных держав - началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии. Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.

США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы учёные и конструкторы создали также термоядерное оружие, а позже и межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление ведущих держав укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

Даты и события:

  • 1949 г. - создан блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия; в 1952 г. присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ, в 1981 г. - Испания, в 1999 г. - Польша, Венгрия, Чехия).
  • 1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).
  • 1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
  • 1955 г. - заключён Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО. 1955 г. - образована Организация Варшавского договора (СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия. С 1962 г. Албания перестала участвовать в деятельности ОВД).

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жёстких формах в тех регионах мира, где народы, освобождавшиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В конфликтах и войнах в Корее, Вьетнаме одну из сторон поддерживали СССР, Китай и государства «восточного блока», а другую - США и их партнёры по военно-политическим блокам.

Даты и события

Военные события в странах Восточной и Юго-Восточной Азии:

  • 1950-1953 гг. - Корейская война.
  • 1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.
  • 1960-1975 гг. - гражданская война в Южном Вьетнаме.
  • 1964-1973 гг. - участие США в войне во Вьетнаме.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлёк внимание великих держав: СССР поддержал арабские страны, США встали на сторону Израиля.

В 1962 г. столкновение интересов СССР и США в отношении Кубы привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань ядерной войны.

Цифры и факты

  • За период с 1945 по 1985 г. в локальных войнах и вооружённых конфликтах в мире участвовали свыше 12 млн солдат и офицеров. В результате погибли, включая мирное население, 20-22 млн человек.
  • По оценкам специалистов, на средства, затрачиваемые на производство одного самолёта «Торнадо», можно построить первоклассный отель на 300 мест со всем комплексом услуг, конференц-залами, плавательным бассейном и т. д. Стоимость военной техники в сопоставлении с мирными расходами: один истребитель F-14 равен стоимости строительства 9 школ; одна атомная подводная лодка «Трайдент» - стоимости обучения в течение года 16 млн детей.

За мир и безопасность

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г.освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

  • уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;
  • уважение территориальной целостности всех стран;
  • признание равенства всех рас и наций, больших и малых;
  • воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;
  • уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;
  • отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;
  • воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;
  • воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;
  • урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;
  • содействие взаимным интересам и сотрудничеству;
  • уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

  • Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира),
  • Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку; основано в 1957 г. на созванной по инициативе известных учёных - А. Эйнштейна, Ф. Жолио-Кюри, Б. Рассела и других - конференции в местечке Пагуош в Канаде),
  • Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков),
  • Азиатская буддийская конференция за мир,
  • «Паке Кристи» - международное католическое движение за мир,
  • Христианская мирная конференция.

Здесь перечислена лишь часть движений и организаций, специально созданных для защиты мира и безопасности народов. Эти задачи решают и другие международные организации, например ООН, а также профсоюзные, женские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Оно возникло как движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность проблемы разоружения признавалась в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан международный Комитет по разоружению. Но практическое решение поставленных задач оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Его назвали «первой трещиной в вечной мерзлоте “холодной войны”». Позже к договору присоединились свыше 100 государств.

Летом 1968 г. был открыт для подписания, а в марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Подписавшие его государства, имеющие такое оружие, обязывались не передавать ядерное оружие или взрывные устройства другим странам, а государства, не имеющие этого оружия, обещали не принимать и не приобретать его. К началу 1990-х годов договор подписали более 135 стран.

В 1972 г. началось подписание международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряжённости

Разрядка международной напряжённости началась там же, где эта напряжённость возникла, - в Европе. Отправным пунктом разрядки стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явилась серия советско-американских переговоров на высшем уровне, состоявшихся в 1972-1974 гг. Их возглавили Л. И. Брежнев и Р. Никсон. В итоге переговоров был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Чтобы прийти к названным соглашениям, каждой из сторон потребовалось приложить серьёзные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особую значимость достигнутому.

Г. Киссинджер (в те годы государственный секретарь США, глава Государственного департамента, отвечающего за внешнюю политику, первый советник президента страны по внешнеполитическим вопросам) впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришёл к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста на протяжении всей своей жизни... Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твёрдо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем “холодной войны”. Тем не менее после четырёх бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем понимании интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вёл переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком... Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли её с национальными интересами».

Договорённости по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, явились предпосылкой для развития общеевропейского сотрудничества.

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В заключительном акте совещания, подписанном руководителями 33 европейских государств, США и Канады, были сформулированы положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так начался хельсинкский процесс, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.):

  1. суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы;
  2. неприменение силы или угрозы силой;
  3. нерушимость границ;
  4. территориальная целостность государств;
  5. мирное урегулирование споров;
  6. невмешательство во внутренние дела;
  7. уважение прав человека и основных свобод;
  8. равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
  9. сотрудничество между государствами;
  10. добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Во второй половине 1970-х годов установился мир во Вьетнаме. Прекратили своё существование военно-политические блоки СЕАТО (1977) и СЕНТО (1979). Разрядка приносила свои плоды.

Старое и новое политическое мышление

На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Цифры и факты

В 1982 г. военные расходы на душу населения составили:

  • в мире в целом -145 долл.;
  • в странах Северной Америки - 797 долл.,
  • Европы - 265 долл.,
  • Латинской Америки -34 долл.,
  • Азии - 25 долл.,
  • Африки - 22 долл.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:

«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, - безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами - ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности - это путь политических решений, путь разоружения. Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...

Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность - неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х - начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX - начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Международные отношения во второй половине ХХ в.

После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран - участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. Подготовительная работа была возложена на Совет министров иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции. В июле - октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конференция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией.10 февраля 1947 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями. Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были справедливыми и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. Ив1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отношения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы.

Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами.

Обострение отношений и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально-освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обострило все имеющиеся противоречия.

Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение "холодной войны", длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период "холодной войной". Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества - "кто не с нами, тот против нас". Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника.

Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших "план Маршалла", подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений.

Политика США "с позиции силы" встретила жесткую ответную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60-70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен "договор безопасности" между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована еще одна замкнутая группировка - Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опасаясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Варшавского Договора.

сверхдержава международный советский война

Огромную опасность для мира на Земле таили в себе международные конфликты в различных регионах, угрожавшие перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания - в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядерной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря достижению компромисса между СССР и США. Затяжной характер приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жестокая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в испытательный полигон самых изощренных средств ведения войны, созданных высокоразвитыми промышленными технологиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзников и придать ей характер международной акции провалилась. Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США. Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка героического вьетнамского народа всеми миролюбивыми силами вынудили США пойти на заключение соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Опасным очагом конфликта оставался Ближний Восток. Сложные противоречия и непримиримость сторон привели к нескольким Арабо-Израильским войнам и надолго исключили возможность мирного урегулирования в этом регионе.

Однако в эти трудные десятилетия человечество все более четко осознавало, что новая мировая война не является неизбежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить сползание человечества к ядерной катастрофе.

50-60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хватало их для решения социально-экономических проблем в большинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. Западные страны отклонили эту инициативу, однако, первый шаг к потеплению международных отношений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенности ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный процесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная на оздоровление международной обстановки, усилия движения неприсоединения, политический реализм руководителей ряда западных стран принесли положительные результаты. С начала 70-х годов международные отношения вступили в полосу разрядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более 135 государств. Для европейского региона важное значение имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.

В 1972-1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. "Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки" содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уровень их радикального улучшения.

В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).

Улучшение отношений между двумя сверхдержавами создало предпосылки для укрепления безопасности и развития межгосударственного сотрудничества на Европейском континенте. Большую роль в этом сыграли инициативы СССР и других социалистических стран. Немаловажное значение имело изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики. Коалиционное правительство социал-демократов во главе с Канцлером Вилли Брандтом предложило "новую восточную политику", стержнем которой было признание сложившихся в Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок развитию процесса укрепления общеевропейской безопасности. В 1973 г. в Хельсинки состоялись многосторонние консультации 33 европейских государств, США и Канады по подготовке общеевропейского Совещания.30 июля - 4 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Руководители 35 государств подписали Заключительный акт, в котором зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран - участниц Совещания, определены содержание и формы сотрудничества между ними, меры по уменьшению опасности возникновения вооруженных конфликтов. Растущую заинтересованность в развитии процесса, начатого в Хельсинки, показали последующие встречи государств - участников СБСЕ в Белграде (1977-1978 г.), Мадриде (1980-1983 г.), Стокгольме (1984-1987 г.), Вене (1986 - 1989 г.), Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.).

70-80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом промышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспективные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась. Политический курс США в отношении СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981г. администрации Р. Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту.

Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе политическое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства становились Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Это привело к радикальному обновлению внешней политики СССР. Центральными идеями нового политического мышления стали: идея приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, национальными, социальными; идея взаимозависимости человечества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея демократизации и деидеологизации всей системы международных отношений.

Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплощаясь в конкретных шагах. Реальным подтверждением этому явилось развитие и углубление политического диалога между СССР и США по всем узловым вопросам мировой политики и двусторонних отношений.

Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматривающее уничтожение двух классов ядерных вооружений при строгом международном контроле. Результатом явилось значительное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май - июнь 1990 г.) ив Москве (июль 1991г.). Исключительное значение имело подписание двустороннего договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Сбалансированность договора отвечала интересам укрепления стратегической стабильности и уменьшения вероятности ядерного конфликта. Однако в этом направлении имеются огромные возможности для движения вперед и более существенного сокращения СНВ.

В устранении напряженности в международных делах как в целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегулирование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г. соответствующего соглашения. Практически этот договор подвел окончательную черту под итогами второй мировой войны.

Впоследствии в международных делах возникли новые острые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфликтов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изменилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое существование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора - Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитическую обстановку, способно подорвать систему договоров по ограничению вооружений. Такое развитие событий может осложнить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений. Война на Балканах, другие конфликты в Европейском регионе, трудности переходного периода в странах Восточной Европы и в постсоветском пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза дополняется агрессивным национализмом, религиозной и этнической нетерпимостью, терроризмом, организованной преступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы усиливается борьба за контроль над принятием решений в глобальном масштабе. Наибольшее внимание "центры силы" сосредотачивают на деятельности, позволяющей контролировать основные финансовые, интеллектуальные и информационные потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономическими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления мира и международной безопасности.

Вступая в ХХI век, человечество столкнулось не только с новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геополитической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой в мире, США подают свою главенствующую роль как необходимость, продиктованную не только американскими национальными интересами, но и желанием мирового сообщества.

Применение силы в Ираке и Югославии, расширение Североатлантического союза, использование силы в других регионах планеты демонстрируют желание установить абсолютную гегемонию США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай, Россия, Индия и многие независимые государства, которые оказывают и будут оказывать сопротивление гегемонизму. В сложившейся ситуации подлинная безопасность человечества связана не с углублением противостояния между странами и народами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить сохранение и расцвет человеческой цивилизации.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика стран Северной Европы после Второй мировой войны. Изменения в партийной системе и внешнеполитическая ориентация этих стран. Их экономическое и социально-политическое положение во второй половине XX в. "Шведская модель" развития экономики.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Изучение основных событий противостояния двух вооруженных сверхдержав: Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик. Предпосылки к началу и итоги "холодной войны". Описание политической обстановки во второй половине ХХ века.

    реферат , добавлен 11.03.2014

    Развитие внешнеполитического процесса в первой половине ХХ века как формирование предпосылок его развития после Второй мировой войны. Итоги второй мировой войны и изменение статуса Великобритании на мировой арене. Формирование Британского Содружества.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Процесс установления и развития официальных дипломатических отношений между Канадой и Советским Союзом в годы Второй мировой войны. Преобразование представительских миссий стран в посольства. Проблемы военно-политического сотрудничества между странами.

    реферат , добавлен 18.03.2012

    Отношения СССР и США в начале войны. Реакция США на германскую агрессию. Принятие закона о ленд-лизе, его значение для СССР. Решение проблемы второго фронта. Советско-американское общество в годы второй мировой войны: культурные и научные связи.

    дипломная работа , добавлен 03.06.2017

    Развитие отношений между Советским Союзом и Германией. Идея Гитлера о "сближении" с Москвой. Безрезультатные переговоры западных держав с Советским Союзом. Склонение Москвы на сотрудничество с Германией. Пакт о ненападении. Правильные выводы из истории.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Задачи России в области международных отношений во второй половине XIX века: освобождение от статей Парижского мирного договора; ликвидация "нейтрализации" Черного моря; усиление защищенности южных границ.

    реферат , добавлен 21.11.2009

    История японского общества до и после второй мировой войны. Участие в войнах и послевоенные реформы в период оккупации страны. Социально-экономическая база, развитие промышленности и сельского хозяйства, политическое устройство в современной Японии.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.