О волосатых существах - полуобезьянах-полулюдях - давно поступают сообщения то из Сибири, то с Гималаев, то с запада Северной Америки. Что стоит за легендами о "снежном человеке"? Международное общество криптозоологии в Тусоне, штат Аризона, насчитывает всего около трехсот членов, но является объектом постоянных ядовитых насмешек прессы из-за странной деятельности этой организации. "Криптозоология изучает необычные живые существа, - говорит секретарь общества антрополог Ричард Гринуэлл. Она также изучает всякого рода информацию о необычных существах, неизвестных науке". Короче говоря, Гринуэлл и его товарищи по обществу верят в монстров. А допустить существование "китайского дикаря", или, как его еще называют, "Бигфут", - значит подвергать себя острым насмешкам людей, напрочь лишенных романтической жилки.

Большинство обывателей начинают верить в невероятное только после тщательного изучения и проверки учеными фактических материалов. Криптозоологи утверждают, что за последнее время открыт целый ряд новых видов животных. Среди них карликовый слон, обитающий в Центральной Африке, - по величине он составляет третью часть обычного слона, и онза - очень свирепая разновидность горного льва, о которой уже давно ходят легенды среди мексиканских крестьян. Другими примерами до недавних пор неизвестных представителей дикой природы являются карликовый гиппопотам, белый носорог, гигантская панда и дракон комодо. "Есть доказательства, что эти животные существуют не в воображении, говорит Ричард Гринуэлл. - Так почему не может быть еще более загадочных существ?" Три вида диких существ более других привлекают внимание людей. Вероятно, по причине того, что очевидцы описывают их полулюдьми-полуживотными.

Эти существа известны под различными названиями: "Большая нога" (по-английски "битфут"), "саскуоч", "Йети ", "снежный человек ", "китайский дикарь"... Лишь немногие ученые проявляли достаточно серьезный интерес к сообщениям очевидцев об этих животных, пока недавно не появились новые сведения из совершенно неожиданного источника... Китайский дикарь.

Есть сведения, что в течение многих веков на глаза китайским крестьянам попадалось существо, названное ими "йерен". Человекоподобный примат "йерен" (или "китайский дикарь") достигает почти двухметрового роста, он способен изготавливать орудия труда и плести корзины. Сотни случаев, когда крестьяне в центральной части Китая видели это существо, остались без внимания. До конца восьмидесятых годов западные ученые не имели доступа в малонаселенные лесные массивы, где китайские исследователи накопили богатейший фактический материал об этом существе. Но затем шесть стран, включая Великобританию и США, организовали прекрасно оснащенную экспедицию и отправили ее в этот регион, чтобы изучить материалы и, если повезет, взять для анализа какие-либо вещественные доказательства существования "китайского дикаря", - например, пучок его волос.

Среди тех, кого удалось убедить поехать в Центральный Китай для этой цели, были профессор антропологии университета штата Огайо Джин Пуарье и Ричард Гринуэлл. То, что они обнаружили там, оказалось самым волнующим открытием в их жизни. Сам Пуарье отправился в экспедицию без особого энтузиазма. Будучи знаменитым ученым, он скептически относился ко всем сообщениям о подобных существах. Но его сотрудничество с англичанином Гринуэллом в течение двух лет исследований дало замечательные плоды. В экспедиции приняла участие независимая телесъемочная группа из Лондона во главе с Джералдин Истер.

Фактическим доказательством существования лесного собрата гималайского "снежного человека " послужили волосы, подобранные фермерами, которые видели странное существо на своей земле. Сначала ученые из шанхайского университета Фудан пришли к выводу, что эти волосы не принадлежат ни человеку, ни обезьяне. Затем их волосы послали в университет штата Огайо и в Бирмингемский университет. Результаты анализа, проведенного сотрудниками отдела космических исследований и физики под руководством доктора Ранджита Сохи, были объявлены в ноябре 1990 года. Заключение английских и американских ученых полностью подтвердило выводы их китайских коллег. Волосы принадлежали существу, которое не было ни человеком, ни обезьяной... А это фактически доказывало существование "китайского дикаря".

Ученые продолжили анализ структуры хромосом волос, и профессор Пуарье заявил: "Нами установлено, что это животное не подпадает ни под одну из известных категорий. Это первое свидетельство существования нового высшего примата". Последнее открытие в Центральном Китае позволяет сделать вывод, что существо, названное гигантопитеком и существовавшее, как считают ученые, полмиллиона лет назад - задолго до человека - смогло выжить в крайне удаленных от цивилизации районах. Во многих местах в Китае, во Вьетнаме и Индии были найдены челюсти и более тысячи зубов этого древнего "человека-обезьяны". Джералдин Истер утверждает: "Китайский дикарь" - либо существо, о котором мы ничего не знаем, либо гигантопитек, которому каким-то образом удалось одному избежать вымирания в этих районах. Он был современником медведей панд, а панды выжили".

Подтверждают очевидцы

В 1981 году в провинции Хубей было образовано научно-исследовательское общество по изучению "китайского дикаря". Вот некоторые из показаний очевидцев, собранных обществом. Утром 19 июня 1976 года Гонг Юлан, крестьянка из деревни Кунли, отправилась с четырехлетним ребенком в горы, чтобы нарезать травы для свиней. Поднимаясь по тропинке между двумя склонами, она вдруг увидела, как в шести-семи метрах от нее бурое существо чешет спину о дерево. Когда это существо заметило Гонг Юлан и ее ребенка, оно бросилось к ним. Испуганная Гонг убежала вниз, под гору, а потом описала это существо исследовательской группе. По ее словам, оно было выше взрослого человека, ростом примерно 180 сантиметров. Волосы на голове относительно длинные, руки и ноги покрыты волосами. Существо передвигалось вертикально, как человек, большими шагами. Оно было мужского пола, достаточно страшное. Когда ей показали фотографию орангутанга в вертикальном положении, Гонг сказала: "Оно выглядело именно так". Поглядев на фотоснимки медведя, она отрицательно покачала головой.

Жу Квокьянг, скотовод из Хилонга, уезд Фангсян, дал следующие показания: "16 июня 1974 года я пас четырех быков на горных пастбищах Лонгдонгту, когда вдруг столкнулся лицом к лицу с существом, похожим на человека, но покрытым бурой шерстью. Я направил на него ружье, но оно ухватилось за ствол. Я начал вырывать ружье, но не мог освободить его. Тогда я выстрелил наугад, но промахнулся. Существо открыло пасть, состроив угрожающую гримасу и обнажив желтые зубы. Зубы были как у человека, только чуть шире. От страха у меня подкосились ноги. Три мои быка убежали, но большой черный бык, который раньше нападал на людей, фыркнул и бросился на это существо. Оно отпустило ствол моего ружья и убежало". В горах Куэн-Лунь в северо-западном Китае в начале 1950 года Фан Джинткван работал в составе геологической партии министерства тяжелой промышленности.

За два года работы по контракту он познакомился со многими местными жителями, которые не только видели, но даже кормили дикарей. Фан уговорил одного старика сводить его в каштановую рощу, где обитали эти существа. Вот его рассказ: "Как и ожидалось, появилось существо. Это была самка ростом не менее 160 сантиметров с детенышем. Может быть, потому что моя одежда отличалась от одежды старика, она отнеслась ко мне с некоторой опаской. А детеныш бесстрашно подбежал к старику, чтобы взять у него каштаны. Мать позвала его. Это был звук, отдаленно напоминавший крик не то лошади, не то осла".

Жанг Юджин из поселка Хонгта рассказывал, как они однажды убили дикаря: "Когда мне было 18 лет, я служил в гоминьдановской армии. Весной 1943 года меня в составе группы из 50-60 солдат послали на охоту. Мы набрели на домик в горах. Хозяин сказал нам, что в горах за домом полдня кричало какое-то животное. Уездный комендант, возглавлявший нашу группу, приказал мне и еще тридцати солдатам взять три пулемета и окружить это место. Когда мы пришли туда, то увидели не одно, а два существа. Одно из них сидело низко опустив голову и плакало. Другое ходило вокруг первого и время от времени трогало его. Мы в течение получаса наблюдали за ними, потом открыли огонь. Тот дикарь, что ходил, сразу убежал, а другой упал замертво. Осмотрев его, мы обнаружили, что это самец ростом с человека и все его тело покрыто бурыми волосами".

В рассказах о плачущих дикарях много общего. Лю Джикван рассказывала, как в 1942 году выставили на всеобщее обозрение пару пойманных дикарей: "Мне было тогда 13 лет, и я пошла центр города, чтобы взглянуть на диковинных чудищ, пойманных солдатами-миньдановцами и скованных цепью. Это были самец и самка. Их головы были краснее человеческих, с плеч свисали волосы, самки были большие груди, а у самца по щекам катились слезы. Мы дали им кукурузный початок, и они его съели".

В достоверности таких показаний легко усомниться. Большинство очевидцев крестьяне, и за давностью лет их рассказ вызывают подозрение в некоторых искажениях истины. Но недавние экспедиций вглубь Китая носили сугубо научный характер. Недавно факультет биологии Хуадонского университета организовал несколько экспедиций, которые обнаружили следы ног дикарей, пещеры, волосы и "гнезда" - необычные сплетенные из веток сооружения, иногда целыми десятками сосредоточенные в одном месте. Предполагается, что это жилища дикарей.

Снежный человек

"Китайский дикарь" привлек внимание западных ученых только в последние годы. Но в Гималаях живет существо, о котором впервые стало известно на Западе еще в 1832 году. Любитель приключений англичанин Б.Г. Ходтсон поселился высоко в горах вместе с непальцами и писал домой о высоком человекообразном существе, покрытом густой шерстью. В Британии полагали, что обладавший богатым воображением путешественник ошибочно принимал за человекообразное существо бурого гималайского медведя или, возможно, крупную обезьяну лангур. Но Ходтсон в научном журнале описал, как носильщики-непальцы в ужасе бежали от стоящего вертикально бесхвостого существа с лохматой шерстью, которое направилось к ним. Они называли его "ракшас", что на санскрите означает "демон". Непальцы сказали Ходтсону, что упоминания о таких дикарях восходят к четвертому веку до новой эры.

Через полвека другой англичанин, майор медицинской службы индийской армии Лоуренс Уодделл, сообщил о том, что видел необычные следы, якобы "оставленные одним из волосатых людей, живущих в вечных снегах". Он обнаружил эти следы на высоте около шести тысяч метров в северо-восточном Сиккиме. В своей книге "В Гималаях" он писал: "Тибетцы все поголовно верят в эти существа. Однако никто из опрошенных по этому вопросу так и не привел мне ни одного достоверного случая". Уодделл пришел к выводу, что волосатые дикари - это просто желтые снежные медведи-хищники, которые часто нападают на яков.

Следующее письменное сообщение об обнаружении необычных следов относится к 1914 году. Англичанин Дж.Р.П. Джент, лесничий из Сиккима, написал, что нашел следы очень странного крупного существа. Подобные сообщения вызвали всеобщее любопытство, и в 20-30-е годы в горы устремился целый поток путешественников. Они добыли еще больше сведений об удивительном "йети". Именно в это время один газетный репортер назвал это существо "страшным снежным человеком".

Непальские крестьяне, тибетские ламы, шерпы рассказывали, что "йети " всегда жили у снежной кромки, отделяющей лесные массивы от ледников. Эти рассказы очевидцев весьма противоречивы. Одни говорят, что животные достигают четырехметрового роста и чрезвычайно подвижны. Другие утверждают, что они значительно ниже, ходят вразвалочку, с высоко поднятой головой, сильно размахивая руками. Сельские жители рассказывают, что снежные люди ведут себя осторожно и приближаются к человеческому жилью, только когда их к этому вынуждает голод. Едят они в основном грызунов и лишайник, свою добычу, перед тем как съесть, потрошат, что присуще только человеку. По словам сельчан, в случае опасности "йети" издают громкие лающие звуки. Но это все рассказы местных жителей о "снежном человеке". А где же доказательства его существования?

Сообщения о встрече со снежным человеком поступают уже больше четырех сотен лет, и описывают существ, как волосатых полуобезьян, которые приходят из леса. Случаи наблюдения снежного человека известны по всему миру, упоминания о загадочном существе также встречаются в племенных культурах коренных американцев (индейцы называют существо Саскватч).

Описания снежного человека варьируются по росту, весу и цвету шерсти. Большинство свидетелей встречи с йети утверждают, что рост снежного человека составляет от 7 до 8 футов. Некоторые особи достигают 14 футов, другие - до 5 футов. Цвет шерстяного покрова варьируется от черного до белого, встречаются коричневый и даже красный цвет. По свидетельствам очевидцев, снежный человек неприятно пахнет и весит около 300-800 футов.

В конкретных регионах планеты сообщения о встрече со снежным человеком поступают значительно чаще. Такими местами контактов, например, являются леса Кентукки и Западной Вирджинии. Некоторые охотники утверждают, что встречались с особями «арктического» вида снежного человека на Аляске и в Канаде.

По приблизительным оценкам некоторых энтузиастов, по крайней мере, около 200 особей йети проживают в лесах Северной Америки.

Фото снежного человека

Все доказательства существования снежного человека - спорны. Очень часто предполагаемые фотографии йети оказывались мистификациями, на некоторых были изображены люди, переодетые в костюм обезьяны, некоторые фотографии демонстрируют обыкновенного медведя.

Однако часть из них до сих пор под вопросом - их подлинность или фальшивость так и не доказана.

Два кадра из известного видеролика Паттерсона

Эта фотография была сделана офицером Уайлдом Криком в 1995 году в штате Вашингтон, США

Фотография одной из известных подделок на снежного человека

Снежный человек существует на самом деле?

Подавляющее большинство ученых полагают, что снежный человек не существует. Многие уверены, что йети не более чем миф или легенда, ошибка восприятия или попытка обмана других людей с целью обретения дешевой славы. Периодически некоторые люди делают громкие заявления, что нашли доказательство существования снежного человека - но после оказывается, что это была очередная мистификация или неверное толкование произошедшего. Но не все так однозначно…

Джери Крю демонстрирует слепок ноги снежного человека

На сегодняшний момент не существует ни одной особи снежного человека, которая проживает в неволе (зоопарке, лаборатории или других местах), не было найдено ни шкур, ни скелетов этих существ. Ученые разделяют доказательства существования снежного человека на несколько групп: фотографии, видео- и аудиозаписи, гипсовые слепки ног и образцы волос. Вся подлинность собранных доказательств находится под сомнением. В течение нескольких десятилетий одним из самых убедительных доказательств существования йети была видеопленка 1967 года, которую засняли Р. Паттерсон вместе с Б. Гимлином в Северной Калифорнии. На короткой видеозаписи была изображена самка снежного человека. После смерти Паттерсона в 2002 году, его семья сообщила, что видеозапись являлась чистейшей фальсификацией. Следы, которые были показаны на видео, производились подготовленными гипсовыми следами, а сама самка йети - человек в костюме, который был сшит специально для этого ролика. Разумеется, все заявления его членов семьи о фальсификации так и не были подтверждены вещественными доказательствами.

Однако пленка вызвала столь сильный резонанс в обществе, что еще длительное время оставалась объектом пристального внимания и изучения. Так, в 2010 году сотрудники канала «National Geographic» решили установить точно - возможно ли при наличии всех необходимых средств: гримеров, видеоаппаратуры, специалистов по спецэффектам и игре профессионального актера, создать подобное видео и при этом получить такой же уровень реалистичности, как на пленке Паттерсона.

Конечным результатом эксперимента стал общий вывод всех специалистов, принимавших участие в эксперименте, о том, что, не смотря на достаточное развитие медиа индустрии, очень трудно создать видео подобного качества и уровня реалистичности, не говоря уже о подобном в 1967 году.

С течением времени, все чаще попытки доказать существование снежного человека переносятся в научную плоскость.

Так, следователь Джимми Чилкатт из Департамента полиции штата Техас, специализирующийся на отпечатках пальцев и следах, проанализировал более 150 слепков следов ног йети из коллекции профессора Мелдрума, штат Айдахо.

Чилкатт утверждает, что один из слепков, который удалось получить в 1987 году в Уолла Уолла (штат Вашингтон), убедил его в том, что снежный человек существует. «Текстура отпечатка полностью отличалась от всего, что я когда-либо видел», сказал он. «Я убежден, что этот след не принадлежал человеку или любому из приматов, вид которых известен науке». Текстура следов была примерно в два раза толще, чем у человека и указывала на наличие более толстой кожи.

Мелдрум, тем временем, утверждает, что еще один 180-килограммовый блок гипса, известный как Skookum, также является неопровержимым доказательством существования снежного человека. Слепок был сделан в Национальном заповеднике в штате Вашингтон в сентябре 2000 года. Судя по отпечатку, крупное животное легло на бок, чтобы дотянуться до фруктов, которые росли ниже.

Верить! Существуют десятки случаев наблюдений йети в различных точках Земли. Если б йети представлялся плодом нашей фантазии, следствием народных разговоров или персонажем современной фантастики, то его образ обязательно поменялся бы с течением времени. Только, облик незнакомца остался неизмененным.Если б йети был плодом неграмотности одиночных ученых в прошлом, то он обязательно пропал бы из сообщений свидетелей. Наблюдения и охота за йети же до сего времени не закончились. И, похоже, не прекратится. Снежных людей видели во многих местах.

Почти все убеждены, что водится лишь в далеких Гималаях, на Кавказе либо в Андах, однако даже Московская область, также (если верить неким свидетелям) является местом обитания йети. Впервые снежного человека заприметили в 1924г., прибывшая на одну из подмосковных ж/д станций, столичная дачница, увидела 2х мохнатых людей, которые быстро бежали от поезда… После чего нагих и лохматых людей не один раз видели в Подмосковье. А после войны школьники видали, как в землянку в лесу влазило волосатое существо, похожее на человека. В 1993г. уроженец областного Дмитрова В.Добренко, в лесу заметил на снегу большие следы, а подняв глаза вверх, рассмотрел всего в ста метрах людскую фигуру в два метра, покрытую бурой шерстью и которая неспешно удалялась от него… Пощасливилось увидеть и жителю Ступинского района Подмосковья М. Гаврилову. Когда был на рыбалке, то из воды в считанных метрах от него вынырнула из воды покрытая черной шерстью голова с очами, а завидев его, опять пошла на погружение.

Опасен ли для нас снежный человек — йети?

Никто наверняка не знает, обычно молвят — нет, они безвредны, наш народ опаснее. Так утверждают и ярые природолюбы, но желающие, чтоб этих йети убили под предлогом, что они как бы опасные для людей. А если честно — да, йети небезопасны! Добавлю, это не является поводом для их уничтожения.

Когда-то была прекрасная легенда о том, что хорошие предупреждают простых людей о грядущей угрозе. Идет речь о так именуемой "Песни йети", о странноватых и отпугивающих звуках, которые наводят ужас на людей, которые путешествуют в горах, но все же, необычную закономерность — за считанные часы до схода лавины в рациях начинал раздаваться звучный вой. Тогда и появилась легенда, что это йети, чувствуя опасность, подает знаки предупреждения. Но, позднее парадокс получил свое разъяснение: колебания и микроподвижки заснеженной массы, издают в радиодиапазоне на частоте в несколько десятков герц. Когда же лавина начинает движение, частота сигналов растет до нескольких тысяч герц. Сигналы эти довольно устойчивы, на несколько порядков сильнее естественных шумов, и поэтому их можно применять для определения небезопасного момента, когда заснеженные массы начинают движение. А йети тут — совсем не причем.

Среди бессчетных сказок и правдоподобных рассказов о йети существует и трагическая история любви снежного существа, которое похитило крестьянку из дальнего горного китайского поселения. Через год женщину, которую считали пропавшей, даже вернулась к родственникам на побывку, но спустя пару дней опять отправилась к своему одичавшему супругу. Снежная семья, наверняка, все еще проживает там и сегодня. Бессчетные следы, оставленные, гипотетично, йети, в мае 1997г. были найдены в районе Шэньнунцзя китайской провинции Хувэй, где побывала научная экспедиция. Ученые, исследовав эту местность, говорят, что следы йети очень схожи на простые людские, но только крупные. Навскидку, существо, которое оставило такие следы, весит приблизительно 200 кг. В Китае и ранее были замечены следы снежного человека, клоки шерсти, так записывались рассказы, видевших его свидетелей. Местные жители заповедных территорий вот уже 40 лет к ряду периодически сталкиваются со своим большеногим.

Но все-таки йети — это не положительный мультипликационный персонаж. Как не отыщите вы в горячих болотах славного крокодила Гену, так и не возлагайте надежды, что повстречавшийся вам йети с усмешкой будет говорить с вами о дружбе.

Прежде чем говорить собственно о таинственном снежном человеке, давайте сначала поговорим о тех, кто его ищет. Это криптозоологи. Криптозоология – это наука о неизвестных науке животных. Ничего себе парадокс: наука о том, что науке неизвестно…

Термин «криптозоология» ввел в употребление французский зоолог Бернар Эйвельманс. Естественно, криптозоологию настоящей наукой назвать нельзя, это типичная лженаука, но многие увлеченные идеей поиска неизвестных животных мечтают о том, чтобы их мечта стала реальностью. Надо сказать, что среди криптозоологов есть и настоящие ученые, которые допускают, что, возможно, «что-то есть», но относятся к имеющийся информации и фактам весьма критически.

Знаменитый полевой зоолог Джордж Шаллер, в принципе, не отрицая возможное существование «снежного человека» и даже участвуя в его поисках сетовал на то, что до сих пор не найдены его останки или хотя бы фекалии, без которых нельзя сделать выводы о том, есть ли он на самом деле и что он из себя представляет.

Но большинство криптозоологов - энтузиасты без соответствующего образования, среди них встречаются и люди, мягко говоря, неадекватные, Несколько раз мне довелось их видеть на экране, и я сразу вспомнила свое психиатрическое прошлое – словно снова побывала в палате. Люди, увлеченные одной и только одной идеей, отмахивающиеся от всех обоснованных сомнений и аргументов противной стороны…

Часто основой для поиска становятся мифы и сказания аборигенов, в которых рассказывается о странных существах, которые живут где-то поблизости и, если эти создания крупные, вселяют в их сердца ужас. Впрочем, окапи, о которых белым рассказывали пигмеи, были для этого африканского народа совершенно обычным зверем, обитавшим в их родных девственных лесах, просто европейцы им не верили – уж больно необычно выглядело его описание. В результате окапи был открыт только в самом начале ХХ века! Самое трудное, слушая рассказы туземцев, отделить правду от вымысла. Кроме того, по мнению криптозоологов, на земле могли сохраниться животные, которые считаются давно вымершими. Например, кто сказал, что все динозавры исчезли 65 миллионов лет назад? Может, они сохранились в каких-то далеких «затерянных мирах», нехоженых местах, где еще не ступала нога белого человека. В конце концов, обнаружили же живую латимерию, кистеперую рыбу, предки которой появились на земле задолго до динозавров, примерно 380 миллионов лет назад и, как считалось, вымерли 70 миллионов лет назад! Более того, в конце XX века нашли еще один современный вид целаканта.

С этой точки зрения наш ближайший родич, человек, но дикий - идеальный и любимый объект криптозоологии. Древние люди - не динозавры, они и появились на земле всего лишь чуть больше двух миллионов лет назад и вымерли тоже совсем недавно. Но все ли они вымерли? Чуть ли не во всех уголках нашей планеты среди традиционных народов ходят легенды о каких-то странных то ли людях, то ли обезьянах, покрытых шерстью, но передвигающихся на двух ногах, которые живут в почти недоступных дебрях и крайне редко попадаются на глаза представителям нашего вида. Более того, находятся даже очевидцы, которые сталкивались с этими непонятными созданиями, и имеются вроде бы некоторые материальные свидетельства их существования.

Почему-то людей очень волнует вопрос о наших ближайших родственниках, умудрившихся (или не умудрившихся?) выжить, несмотря ни на что.

Итак, неуловимый йети, снежный человек (в разных местах его называют по-разному: бигфут, метох кангми (тибетский), сасквач, йерен или китайский дикарь, каптар, аламас или аламасты и т.п.). То ли неандарталец, то ли питекантроп, то ли вообще австралопитек, какой-то не слишком удачливый родич Человека Разумного, который был вытеснен в самые суровые условия обитания, где и выжил наперекор всему. По описаниям так называемых очевидцев, это большой волосатый человек или гигантская прямоходящая обезьяна. То и дело криптозоологи отправляются на его поиски отправляются куда-нибудь в Гималаи или на острова Малайского архипелага. Кстати, наши криптозоологи, занимающиеся поисками снежного человека, в настоящее время называют себя гоминологами.

Снежного человека «видели» или находили его следы практически на всех континентах. В Северной Америке его называют сасквач или бигфут (большеног). Вот описание его, сделанное в конце XVIII века испанским ученым со слов канадских индейцев: "Воображают, что у него тело чудовища, покрытое жесткой черной щетиной; голова похожа на человеческую, но с клыками значительно более острыми, сильными и большими, чем клыки медведя; у него чрезвычайно длинные руки; на пальцах рук и ног длинные согнутые когти". На протяжении XIX и XX столетий поступали сообщения о таинственном существе, в чем-то похожем на медведя, но передвигающегося на задних конечностях; о таком монстре, убившем траппера, писал президент США Теодор Рузвельт в своей книге «Охотник безжизненных просторов». Чаще всего эти встречи происходили в Британской Колумбии. В 1967 в Северной Калифорнии даже был снят короткий цветной фильм о женщине-сасквач; про этот фильм говорили, что если это мистификация, то очень умелая. Из тропических лесов Южной Мексики поступают сообщения о существах, называемых сисимитами: "В горах живут очень большие дикие люди, полностью покрытые коротким толстым коричневым мехом. У них нет шеи, маленькие глаза, длинные руки и огромные кисти рук. Их следы в два раза длиннее человеческих.» Несколько людей сообщили, что сисимиты гнались за ними по склонам гор. Подобные существа якобы живут в Гватемале, где, как говорят, они похищают женщин и детей. Зоолог Айвен Сандерсен, работавший в Гондурасе, писал в 1961 году:

"Десятки людей говорили мне, что видели его… Один младший лесник описал во всех подробностях двух маленьких существ, которых он неожиданно заметил, когда они наблюдали за ним на опушке лесного заповедника у подножия гор Майа. ...

Этот народец в высоту был от 3,6 до 4 футов, пропорционально сложен, но у них очень тяжелые плечи и довольно длинные руки, они покрыты толстой плотной, почти коричневой шерстью, как у короткошерстной собаки; у них были очень плоские желтоватые лица, но волосы на голове были не длиннее, чем волосы на теле, за исключением нижней части затылка и шеи... Ни местный житель, ни другое лицо, которое передавало слова местных жителей, не указывал, что эти существа были простыми "обезьянами". Во всех случаях они обращали внимание, что у тех не было хвостов, они ходили на двух ногах, и у них были человеческие черты."

Так вот, всех этих бигфутов и прочих сасквачей не было и быть не могло, на них можно поставить жирную точку.

Американские обезьяны относятся к широконосым обезьянам в отличие от узконосых, от которых произошли наши предки, это совсем другая ветвь приматов. Ну а представители узконосых в лице людей нашего вида появились на американском континенте не ранее 15 тысяч лет назад. А как же киносюжет Паттерсона 1967 года с шагающим сасквачем? Посмотрите «Особенности национальной охоты». Там снежный человек выглядит не хуже. Тем более что в 2002 году участники мистификации рассказали, что вся история была сфальсифицирована; сорокасантиметровые "следы йети" делались искусственными формами, а киносъемка – постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Конечно, самый известный «снежный человек» – это гималайский йети. В XIX веке сообщения о нем встречались в рапортах британских чиновников, работавших в горных районах Индии и в Непале. Британский резидент при Непальском дворе В. Хогдсон сообщал, что его слуги во время путешествий боялись волосатого бесхвостого человекоподобного существа. Йети присутствуют на непальских и тибетских религиозных изображениях. Шерпы верят в его существование и очень его боятся. В прошлом веке, когда в Гималаях началось паломничество альпинистов, появились и новые рассказы о снежном человеке. Например, при подходе к Эвересту видели отпечатки его ног… В некоторых горных монастырях хранятся «вещественные доказательства» существования йети. В 1986 году альпинист-одиночка А. Вулридж утверждал, что встретил двухметрового йети в северной части Гималаев и даже продемонстрировал снимок, на котором видно было что-то очень мелкое – фотография была сделана на большом расстоянии – и человекоподобное.

В Непал отправлялись и серьезные экспедиции, искавшие йети, например, под руководством известного альпиниста Ральфа Изарда, но ничего существенного они не нашли. Самые интересные результаты, но отрицательные, были получены комплексной экспедицией Эдмунда Хиллари (того самого, что первым покорил Эверест) и Десмонда Дойла, знатока Непала и местных языков в 1960-1961 годах; в ней участвовали и зоологи. Во-первых, была решена загадка гигантских следов. Оказывается, под действием солнечных лучей снег на поверхности плавится, и следы мелких животных, например, лис, сливаются в гигантские отпечатки. Во-вторых, члены экспедиции раздобыли три шкуры «йети» - они оказались шкурами местного подвида медведя. В-третьих, членам экспедиции с огромным трудом удалось на время позаимствовать «скальп снежного человека» из Кхутжунского монастыря; ради этого Хиллари достал деньги на пожертвование монастырю и еще строительство пяти школ (он вообще много помогал местному населению). Исследование в Чикаго подтвердило его предположение: «скальп» оказался очень старым, но сделанным из шкуры горного козла серау.

Мумифицированная «рука йети» из того же монастыря была человеческой.

В Центральной Азии снежного человека называли аламас или альмасты. В 1427 году немецкий путешественник Ганс Шилтенбергер, побывавший при дворе Тамерлана, издал книжку о своих приключениях, в которой в том числе упомянул и о диких людях: «В самих горах живут дикие люди, у которых нет ничего общего с другими людьми. Все тело этих существ покрыто шерстью, только на руках и на лице нет волос. Они бегают по горам, как животные, и питаются листьями и травой, и всем, что они могут найти.». Рисунок альмасты есть в монгольском медицинском справочнике XIX века. Существуют свидетельства о встрече с альмасты и в ХХ столетии. Вроде бы в 1925 году тело мертвой дикой женщины на Памире видели красноармейцы – они нашли ее в пещере, где скрывались басмачи. По свидетельству путешественника Ивана Ивлова, он на монгольских склонах Алтая в 1963 году видел в бинокль несколько «человекоподобных существ»; он также собрал рассказы местных жителей о многочисленных встречах с этими странными созданиями.

Биолог Вань Зелин в 1940 году, по его утверждению, видел труп дикого человека, застреленного охотниками. По его описанию, это женщина, покрытая густой и длинной серовато-красной шерстью. 10 лет спустя двух диких людей, мать с детенышем, видел в горах еще один ученый, геолог. В 1976 году в провинции Хубэй «странное бесхвостое существо, покрытое красноватым мехом» встретили шесть офицеров китайской народной армии. После этого туда была направлена научная экспедиция, которая нашла много таинственных следов, волос и экскрементов, а также записала рассказы очевидцев. Но результаты этих исследований засекречены.

Сообщения о «диких людях» приходили и из Малайзии и Индонезии. В конце концов, ведь совсем недавно, в 2004 году, на индонезийском острове Флорес нашли останки древних крошечных людей, которые прозвали «хоббитами». Тут же вспомнили, что местные жители рассказывают о «Эбо-Гого», карликах, у которых якобы были большие глаза, волосы на всем теле; они говорили на странном языке и воровали у людей фрукты и самогон. Что же, может, это и есть хоббиты, Homo floresiensis? Но флоресские люди вымерли не 17 тысяч лет назад, как ранее считалось, а, по уточненным данным, около 50 тысяч, следов же Эбо-Гого, иначе как в фольклоре, так и не нашли.

До сих пор коренные жители Суматры убеждены, что в девственных лесах острова живут «орангпендеки» («короткие парни» на местном наречии).

Как и хоббиты, гипотетические суматранские обезьяночеловеки отличаются мелкими размерами. На острове Борнео (другое название – Калимантан) местные жители называют подобных существ «батутутами», они, по их словам, были намного больше. Обезьянолюдей в этом регионе ищут не только энтузиасты-дилетанты, но и серьезные ученые. Так, профессор Питер Чи ставит на таинственных гоминидов специальные цифровые камеры-«ловушки», но пока в них никто не попался. То есть камеры запечатлели тапира, мраморную кошку, редчайшего суматранского тигра, но только не гоминоида. Несколько лет назад два фаната-криптозоолога, которые никакого профессионального отношения к науке не имеют, но посвящают все отпуска поискам таинственных существ, нашли на примитивной стоянке пучки волос, которые, как они были уверены, принадлежали реликтовым людям. Но, как выяснилось при тщательном их изучении, это волосы современного человека...

Неясные сведения о местных «диких гуманоидах» приходили из Африки, но никто их не принимает всерьез. Более того, даже в Австралии объявились свои «снежные люди», что уже просто смешно - не иначе как кенгуру в них эволюционировали!

В 2014 году были опубликованы результаты генетического исследования всех когда-либо найденных образцов волос, приписываемых снежному человеку. Эту работу провела группа ученых под руководством профессора Брайана Сайкса из Оксфордского университета. Криптозоологи прислали 57 образцов, правда, их осталось 55 - потому что один образец оказался растительного происхождения, а один вообще стекловолокном. ДНК удалось выделить из 30 образцов. Увы, это были шерстинки медведей, волков, тапиров, енотов, лошадей, овец, коров и даже волосы человека - сапиенса и притом европейца. Самое интересное, что два образца шерсти принадлежали медведям - но не просто медведям, а полярным медведям или их гибридам с предком бурого медведя, судя по анализу митохондриальной ДНК! Значит, правы были те исследователи, которые считали, что «йети» - это медведи неизвестного вида! Как красиво получилось! Но, увы, все не так просто. На следующий год две другие группы ученых усомнились в этих результатах. Выдвинуто было предположение, что волоски полярного медведя попали в образцы случайно, Сайкс, естественно, это отрицает. Скорее всего, никакого отношения к палеолитическим медведям эта шерсть не имеет, а принадлежит гималайскому (тяньшанскому) подвиду бурого медведя Ursus arctos isabellinus, которого в Непале называют Джу Те. Его ареал включает в себя северные области Афганистана, Пакистана, Индии, Непал и Тибет, он живет также в горах Памира и Тяньшаня. Это очень редкое и самое большое животное в данном регионе, самцы достигают в длину 2,2 м, многие исследователи считают, что именно его принимали за «снежного человека», которого никто не видел вблизи.

В 1991 году в китайском Тибете на границе с Непалом работала китайско-российская научная экспедиция, официально – гляциологическая, но всем было известно, что основная ее цель – найти снежного человека.

В этой экспедиции принимал участие мой однокурсник Аркадий Тишков, ныне – доктор географических наук, заместитель директора Института географии Российской академии наук. Он действительно встретил на высоте более 5000 метров какое-то «человекоподобное» существо и даже заснял его на фотопленку, правда, с дальнего расстояния, да и фотоаппарат был без зума - прошлый век, все-таки. Тишков убежден, что йети действительно существует, но никакого отношения к приматам это существо не имеет, скорее всего, это медведь. Что ж, йети так и остался загадочной персоной, зато российский исследователь привез из этой экспедиции 80 килограммов одних гербариев, описал несколько новых видов растений, одно из которых, с прелестными синими цветами, носит его имя! Грант на поиски снежного человека дали японцы, но кто бы дал деньги на изучение альпийской – в данном случае тибетской – флоры?

«Снежного человека» встречали также в горах Кавказа – если, конечно, свидетельствам «очевидцев» можно верить. Впрочем, одному свидетелю я верю абсолютно – это профессор Ясон Бадридзе. Он много лет проводил исследования в Лагодинском заповеднике, расположенном на Южном Кавказском хребте, на границе Грузии с Дагестаном. В этой местности давно бытовали повествования о гигантских диких людях, покрытых шерстью, которые живут высоко в лесу. В 70-ых годах прошлого века многие старики в горных селениях утверждали, что своими глазами видели этих людей. Им даже дали имя – лагодехи. Однажды небольшая компания, в том числе и Ясон Бадридзе, вечером собралась на метеостанции. Начальник метеостанции вышел из помещения, и вдруг раздался его крик. Выбежавшие из дома люди нашли его на земле, он говорил, что кто-то его ударил сзади и жаловался на сильную боль. Когда его отвели на станцию и раздели, на его спине отчетливо был виден отпечаток человеческой пятерни – только он был в три раза больше, чем от руки обычного мужчины. Ясон Константинович до сих пор задается вопросом, что же это было.

Увы, все материалы и факты, которые якобы говорят в пользу существования реликтовых гуманоидов: гипсовые отпечатки следов, кусочки шерсти, фотографии - вызывают у ученых весьма обоснованные сомнения, так же, как и свидетельства людей, которые якобы видели их своими глазами. Гипсовые слепки легко подделать. А насчет шерсти мы уже разобрались.

Знаменитая Зана, «дикая женщина» из Абхазии, найденная в лесу в XIX веке - козырная карта многих искателей йети, от профессора Поршнева до Игоря Бурцева, - оказалась сапиенсом, правда, негроидом, а вовсе не неандерталкой. Так как не все знакомы с ее историей, то я вкратце расскажу ее. Зану поймали охотники князя Ачбы в лесу. Это была мускулистая женщина огромного роста, под два метра, совершенно голая, сплошь покрытая темными волосами, с серой, почти черной кожей. Лицо у нее было широкое, скуластое, с крупными чертами, покатым низким лбом, широким ртом, плоским носом с большими ноздрями, выдающейся нижней челюстью. Князь Ачба подарил ее своему другу, тоже князю, она переходила из рук в руки, пока не нашла постоянное пристанище в загоне из бревен в селе Тхин. Сначала Зану держали в цепях, так как она была буйной, но постепенно она привыкла, «приручилась», свободно разгуливала по селению, все так же без одежды, и даже делала кое-какие работы, требовавшие большой физической силы. Ночевала она в вырытой ею самой яме зимой и летом. Говорить так и не научилась, но свое имя знала. Она любила плавать и пристрастилась к алкоголю. А также рожала многочисленных детей от местных любителей экзотики, первого своего ребенка она случайно утопила, последующих четверых у нее забирали сразу после рождения. Умерла Зана в 80-ых годах позапрошлого века, когда точно - никто не знает, а ее младший сын Хвит, оставшийся жить в Тхине, скончался в 1954 году. Ее отдаленные потомки, внуки и правнуки и поныне здравствуют, свои среди своих.

В 1962 году о Зане от местных жителей узнал доктор биологических наук А.А. Машковцев, он рассказал о ней профессору Б.Ф. Поршневу, который вместе с коллегами приехал в Тхин, начал искать и расспрашивать стариков, которые лично знали Зану (напомним, что после ее смерти прошло не менее семи десятков лет, скорее больше). В 70-ых годах прошлого века его исследования продолжил историк Игорь Бурцев, познакомившийся с дочерью Хвита Раисой, у которой, по его описанию, были негроидные черты лица и курчавые волосы.

После долгих поисков ему удалось найти могилу Заны, и в конце концов он смог раздобыть черепа Хвита и - предположительно - самой Заны.

По мнению научного редактора портала Антропогенез.ру Станислава Дробышевского, осматривавшего их, череп, приписываемый Зане, имеет ярко выраженные экваториальные (негроидные) черты, а череп ее сына, несмотря на массивность и мощные надбровные дуги принадлежит, увы, вовсе не неандертальцу, а явно сапиенсу.

А теперь о том, как рождаются сенсации. Год назад во многих популярных изданиях появились громкие заголовки типа «Зана действительно была йети!» (в апреле 2015 года подобное сообщение, например, было напечатано в «Комсомольской правде» в разделе - страшно сказать - «Наука»!). В статьях рассказывалось, что профессор Брайан Сайкс (тот самый) исследовал ДНК черепа и объявил, что Зана была не человеком, а йети! Теперь в руках Игоря Бурцева были якобы неопровержимые доказательства существования снежного человека. В чем же дело? Оказывается, английские популярные издания опубликовали сенсационные новости - якобы по мнению профессора Сайкса «русская» полуженщина-полуобезьяна оказалась снежным человеком! Непонятно, была ли это шутка или таким способом издатели пытались привлечь внимание к новой книге Сайкса, но это сильно повредило репутации профессора в научных кругах На самом деле, Брайан Сайкс действительно анализировал ДНК шестерых потомков Заны и ее покойного сына Квита и сделал вывод, что Зана была человеком современного вида, но при этом «стопроцентной» африканкой, скорее всего, из Западной Африки. Он предположил, что скорее всего она произошла от рабов, завезенных в Абхазию турками-оттоманами. Или же она принадлежала к тем людям, которые вышли из Африки около 100 тысяч лет назад и с тех пор скрытно жили в горах Кавказа (оставим этот вывод на совести профессора). Вообще-то, прежде чем делать такие предположения, он мог бы поинтересоваться, какие народности населяют Абхазию - а ведь в Абхазии действительно живут негры! Небольшая группа людей, этнически относящихся к негроидной расе, проживает в селении Адзюбжа в устье реки Кодор и окрестных селах. Они считают себя абхазцами, как и все окружающие. У историков нет единого мнения о том, как и когда они туда попали. Большинство сходится на том, что в XVII веке. По одной из самых вероятных версий, это потомки чернокожих рабов, завезенных владетельными князьями Абхазии Шервашидзе-Чачба для работы на мандариновых плантациях.

Но, увы, одна из отличительных черт многих криптозоологов - игнорировать все, что противоречит их концепции.

И все так же позирует журналистам Игорь Бурцев с черепом «неандерталки» в руках, и мелькает на телеэкранах мохнатая йети Зана...

Кстати, а почему мохнатая? Действительно, вроде бы обезьянья черта. По описаниям свидетелей, Зана была сплошь покрыта волосами. Что ж, приходится верить им на слово, и так бывает. Стоит вспомнить рисунки из школьного учебника биологии, иллюстрирующие атавистические признаки: портреты Андриана Евтихиева, лицо которого заросло густыми прядями волос, и «бородатой женщины» певицы Юлии Пастраны, которая отличалась не только бородой и усами, но и покатым лбом, как у древних людей. Но скорее, тут было другое. Гипертрихоз (повышенная волосатость) бывает не только врожденным, но и приобретенным вследствие гормональных изменений на почве голода и лишений – волосатыми нередко бывают «дикие дети», так называемые «маугли». Скорее всего, Зана была слабоумной девушкой, которая заблудилась в лесу и одичала - эту весьма правдоподобную версию приводит Фазиль Искандер в рассказе «Стоянка человека». Это относится не только к Зане - одичавшего человека с психическими отклонениями, отличающегося повышенной волосатостью, вполне могли принять за «снежного человека». В частности, этим можно объяснить довольно известный случай - задержание в горах Дагестана «дикого человека» в декабре 1941 года. Полковник Карапетян, чей отряд поймал несчастного, описывал его как глухонемого и психически ущербного человека, сплошь покрытого волосами. А вот вши на нем были не человеческие... В свое время Карл Линней, занимаясь систематикой животного мира, выделил одичавших людей (ему было известно девять таких индивидов) в особый вид «Homo ferus», человек дикий.

Надо сказать, что СССР был чуть ли не единственной страной, где криптозоологией занимались на государственном уровне, и во многом благодаря одному человеку - профессору Борису Федоровичу Поршневу (1905-1972).

Это был ученый универсальных знаний, доктор как исторических, так и философских наук; было у него и биологическое образование, но диплом он не стал получать, о чем впоследствии очень жалел. Его основные исторические работы были посвящены позднему французскому возрождению, но занимался он и теорией антропогенеза. В те времена переходные звенья от обезьян к человеку были еще плохо изучены, а многие - вообще не открыты, и сейчас теория Поршнева имеет чисто историческое значение. Он постулировал, что только человек современного вида - человек в полном смысле слова, это качественный скачок, а все остальные пра-люди ближе к животным, чем к человеку разумному. Именно поэтому он и все его последователи считали снежного человека неандертальцем, пусть деградировавшим, хотя, судя по описанию, он гораздо ближе к архантропам, к эректусам или еще более древним созданиям. Неандертальцем, кстати, считал йети и Бернар Эйвельманс. Это сейчас мы знаем, что неандертальцы были очень похожи на нас.

Поршнев, очевидно, был человеком весьма харизматичным, иначе как бы он смог убедить Академию наук СССР послать экспедицию на поиски снежного человека? В конце 1950-х годов при Академии была создана Комиссия по изучению вопроса о «снежном человеке». В ее состав вошли известные ученые: геолог, член-корреспондент АН СССР Сергей Обручев, приматолог и антрополог Михаил Нестурх, выдающийся геоботаник Константин Станюкович, физик и альпинист нобелевский лауреат академик Игорь Тамм, академик А.Д. Александров, а также биологи Г.П.Деменьев, С.Е.Клейненберг, Н.А.Бурчак-Абрамович. Наиболее активными членами комиссии были врач Мария-Жанна Кофман и профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия: «снежный человек» – это доживший до наших дней представитель исчезнувшей ветви неандертальцев.

В 1958 году состоялась комплексная и весьма дорогостоящая экспедиция по поискам йети в высокогорья Памира. Миссию возглавил ботаник Станюкович, который, надо сказать, не слишком верил в существование йети. В составе экспедиции были зоологи, ботаники, этнографы, геологи, картографы, а также местные жители, проводники и охотники-барсоловы. Взяли с собой также служебных собак, натасканных на запах шимпанзе. Поршнев был недоволен, что экспедиция состоялась летом, по его мнению, искать следы неизвестного гоминоида нужно было зимой, на снегу, но надо ли говорить, что такое горы в зимний период? Никаких признаков существования йети найдено не было, зато ученые сделали немало других открытий, например, отыскали стоянку неолитического человека, а по результатам экспедиции был создан геоботанический атлас высокогорий Памира.

После этого Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека, несмотря на возражения Поршнева. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов, которые организовывали поездки в горы Средней Азии и на Кавказ самостоятельно .

О том, как Б.Ф.Поршнев вел исследования в полевых условиях, можно узнать из записок одного из участников экспедиции 1961 года в Таджикистан С.А. Саид-Алиева: «В окрестностях оз. Темур-куль мы видели следы различных хищных животных. На другой день в 7–8 часов утра у берега оз. Темур-куль измерили след медведя. Он имел в длину от 34,5 см до 35см. Когда об этом было сказано проф. Б.Ф. Поршневу, он сказал, что это след этого животного (то есть «снежного человека»). Потом я задал вопрос Б.Ф., какие у него когти- длинные или человекообразные. Он отвечал: почти как у человека.» Как легко подстраивать факты под свою концепцию! Итогом изысканий Поршнева стала вышедшая в 1963 году монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах».

Термин «реликтовый гоминоид», кстати, придумал Петр Петрович Смолин (1897-1975), тот самый ППС, или дядя Петя, который стал крестным отцом нескольких поколений советских биологов, возглавляя по очереди КЮБЗ (кружок юных биологов Московского зоопарка) и ВООП (кружок юннатов при Всесоюзном обществе охраны природы). Будучи главным хранителем Дарвиновского музея, он основал Семинар по вопросам гоминологии, который после его смерти называется «смолинским», этот семинар работает и сейчас, издаются его труды. В 1987 году Мария-Жанна Кофман организовала Российское объединение криптозоологов или Общество криптозоологов, объединившее искателей снежного человека. Игорь Бурцев основал и возглавил Международный институт гоминологии (есть ли в нем сотрудники, кроме директора, сказать трудно).

Работа идет! Все больше и больше «реликтовых гоминоидов» открывают в нашей стране, даже в ближнем Подмосковье. Чучуны в Якутии, алмасты в Кабардино-Балкарии, кто-то еще в Адыгее... Бурцев признается, что он их никогда не видел. Но гоминологов это не останавливает. В последние годы активные поиски снежного человека ведутся в Кемеровской области, туда едут криптозоологи чуть ли не со всего мира. Одну из экспедиций возглавил боксер Николай Валуев, захотевший побороться со снежным человеком. Криптозоологи побывали и там, где некое существо видели наиболее часто - на горе Каратаг и в Азасской пещере. Увы, найденные там волосы «йети» оказались, как и следовало ожидать, шерстинками медведя. Но это не помешало властям устроить туристский йети-бум, снежный человек стал своеобразным символом Горной Шории. Губернатор Кемеровской области объявил, что тот, кто его поймает, получит вознаграждение в миллион рублей, а день открытия горнолыжного сезона теперь будет праздником - Днем снежного человека. Вполне могу понять кемеровских чиновником - не всем же так везет, как Чебаркулю с его метеоритом, а туристскую инфраструктуру развивать надо!

А несколько лет назад снежный человек объявился… в Москве! В Бутовском лесу, где жители Южного Бутова прогуливают своих песиков. Зимой собачники обнаружили там громадные следы босых ног. Женщины с собаками отказывались туда идти; из уст в уста передавались страшные истории о растерзанной кошке и о пропавших в лесу людях… На все уговоры они отвечали одно: пусть сначала исследуют, а уж потом… Исследовали. Двое мужчин со служебными собаками, не побоявшиеся йети, встретили в лесу деревенских подростков, которые поверх валенок надели огромные подметки в форме босых ног с широко расставленными пальцами. Пацаны были страшно довольны собой и громко обсуждали поведение нервных дамочек, которые, завидев следы, с громким визгом поворачивали и со всех ног бежали обратно. Люди, как оказалось, вовсе не пропадали, а труп кошки – на совести местных воронов, которые не прочь закусить домашними любимцами. Хорошо, что все выяснилось, а то в желтой прессе вскоре замелькали бы заголовки типа «Снежные люди идут на Москву!»

И краткие выводы в заключение:

  1. Скорее всего, легендарный йети - бурый медведь гималайского подвида Ursus arctos isabellinus.
  2. На американском континенте никакого «реликтового гоминоида» никогда не было и быть не может

В мире осталось еще много непознанного, но в будущем ученым удастся объяснить многие явления, опираясь исключительно на реальные факты, а не на вымышленные концепции и домыслы.

Литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Бернар Эйвельманс По следам неизвестных животных
  • Игорь Акимушкин Следы невиданных зверей

Обе эти книги есть в интернете в свободном доступе, но факты, приведенные в них, во многом устарели, лучше ознакомиться с современной книгой Виталия Танасийчука:

  • Виталий Танасийчук. Невероятная Зоология (зоологические мифы и мистификации). М., КМК, 2011
  • Аркадий Тишков Ещё одна встреча. “Свет (Природа и человек)” № 6-7, 1992, с.39
  • Александр Соколов. Мифы об эволюции человека. М. Альпина, 2015

Огромный интерес вызывает йети или снежный человек. Об этом существе уже несколько десятилетий ходят разнообразные слухи. Кто такой йети? Ученые могут лишь предположить, так как доказать его существование очень сложно из-за недостатка фактов.

Очевидцы, встречавшие странное существо, подробно описывают его внешность, наводящую страх:

  • чудище, похожее на человека, передвигается на двух ногах;
  • конечности длинные;
  • рост 2 - 4 метра;
  • сильный и проворный;
  • может лазить по деревьям;
  • имеет зловонный запах;
  • тело полностью покрыто растительностью;
  • череп вытянут, челюсть массивная;
  • шерсть белого или коричневого цвета;
  • лицо темное.

  • Кроме того, ученым довелось изучить размер ноги чудища по отпечаткам, оставленным на снегу или земле. Также очевидцы предоставили клочки шерсти, найденные на зарослях, через которые пробирался йети, рисовали его по памяти, пытались сфотографировать.

    Прямые доказательства

    Определить с точностью, кто такой снежный человек, невозможно. При приближении к нему у людей начинает кружиться голова, меняться сознание и подниматься давление. Существа действуют на энергетику человека таким образом, что их просто не замечают. Кроме того, йети внушают всем живым существам животный страх. При его приближении вокруг наступает полная тишина: птицы замолкают, а животные убегают.

    Многочисленные попытки снять существо на видеокамеру оказывались практически безрезультатными. Даже если это удавалось, снимки и видеозаписи были очень плохого качества, несмотря на высококачественную аппаратуру. Это объясняется не только тем, что йети слишком быстро передвигаются, несмотря на огромный рост и плотное телосложение, но и тем, что техника, так же как и люди, начинает выходить из строя. Попытки догнать убегающего «человека» не принесли успеха.

    Те, кто хотел сфотографировать йети, рассказывают, что при попытке посмотреть ему в глаза, человек перестает себя контролировать. Соответственно, снимки просто не делаются, или на них видны посторонние предметы.

    Факт. Очевидцы из разных уголков планеты обрисовывают существа либо женского, либо мужского пола. Это говорит о том, что снежные люди, скорее всего, размножаются обычным способом.

    Кто такой снежный человек на самом деле - не понятно. То ли это инопланетное существо, то ли индивид из древности, сумевший чудом дожить до нашего времени. А может это результат опытов, проводимых между человеком и приматами.

    Где живет снежный человек

    Тибетские древние летописи имеют повествование о встречах буддийских монахов и огромного волосатого чудища на двух ногах. С азиатских языков слово «йети» переводится как «некто, который живет среди камней».

    Факт: первые сведения о снежном человеке появились в печати в 50-х годах прошлого столетия. Авторами этих текстов стали альпинисты, пытавшиеся покорить Эверест. Встреча с йети произошла в гималайских лесах, в которых находятся тропы, ведущие к вершине горы.

    Места, где живет мистическое существо, представляют собой леса и горы. Снежный человек в России впервые зафиксирован на Кавказе. Очевидцы уверяют, как только они увидели огромного примата, он исчез прямо на глазах, оставив после себя небольшое облако дымки.

    Пржевальский, занимавшийся изучением пустыни Гоби, столкнулся с йети еще в XIX веке. Но дальнейшее исследование было прекращено из-за отказа государства выделять деньги на экспедиции. На это повлияли церковнослужители, считавшие йети существом из ада.

    После этого снежного человека видели в Казахстане, Азербайджане и других местах. В 2012 г. охотник из Челябинской области столкнулся с человекоподобным существом. Несмотря на сильный страх, ему удалось заснять чудище на мобильный телефон. Потом йети много раз видели вблизи поселений. Но его приближение к людям пока не нашло объяснений.

    Несмотря на то, что никто не может сказать, кто такой йети, . Это подкреплено не только слабыми фактами, но и верой, которая порой сильнее всех доказательств.