Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии общества и природы. Использование новейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощную геологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных сил природы. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории. Подсчитано, в частности, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% прироста леса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Более того, эти показатели значительно возрастут уже в ближайшие годы, что не может не сказаться на характере протекания природных процессов

Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т. д., а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с взрывом и другими обстоятельствами

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в последние годы стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и рас гений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми проходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминается в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. Экологический взгляд на мир в самом широком смысле слова предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

От понятия экологии как точки зрения следует отличать, по крайней мере, еще два случая употребления этого термина. Первый из них характерен для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля) Второй вариант употребления термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной экологии. В данной работе без специальной оговорки термины «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься многоемко.

Проблема взаимоотношения человека и природы во всей целостности всегда была предметом глубокого философского интереса к ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Универсуме. В связи с этим встает вопрос, как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды, его можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности. Термин «природная среда» имеет важный практический и психологический смысл, поскольку акцентирует внимание именно на той части природы, в центре которой находится человек и которая является сферой его обитания и объектом изучения и преобразования. Важность этого термина определяется еще и тем, что природа все в большей степени понимается в наше время как нечто внешнее для человека и противостоящее ему. Понятие же «природная среда» подводит природу к человеку, ориентирует на рассмотрение природы для человека.

Биосфера, как и многие другие сложные системы, обладает свойством самоподдержания и даже самовосстановления в ответ на некоторые разрушающие воздействия. Однако эти свойства проявляются в достаточно ограниченных пределах, выход за которые влечет необратимые изменения в биосфере и ее разрушение.

Техническая мощь современного человека впервые в истории дала ему потенциальную возможность (и опасность) таких воздействий на биосферу, которые в конечном итоге могли бы привести к ее уничтожению. Это факт имеет чрезвычайно важное мировоззренческое значение.

Отдельные организмы имеют ограниченные сроки жизни. А жизнь на Земле в целом? В XIX столетии постановка этого вопроса стимулировалась концепцией «тепловой смерти Вселенной». Так интерпретировалось состояние всеобщего термодинамического равновесия, на пути к которому неизбежно разрушение всякой структурности и организованности материи. Такая перспектива признавалась возможной, но лишь как тенденция, удаленная на многие миллионы лет вперед и к тому же никак не связанная с практической деятельностью человека. Примерно такой же абстрактный характер имеет и возможность разрушения жизни вследствие столкновения с каким-либо небесным телом, вследствие возможного взрыва на Солнце либо другого природного катаклизма.

Однако ныне этот вопрос приобретает принципиально иное звучание. Человечество обладает столь мощными средствами уничтожения жизни, что теперь не столько от природы, сколько от самих людей зависит дальнейшее сохранение жизни на Земле.

В нынешних условиях первым и неотложным условием спасения жизни на Земле является предотвращения ядерного пожара, причем, как показал пример Чернобыля, это касается не только специфики использования ядерного оружия, но и эксплуатации «мирного атома». Поэтому неизмеримо возрастает роль и всепланетная ответственность соответствующих видов инженерной, в том числе военно-инженерной деятельности. Существуют и другие источники опасности для живого, связанные, например, с химической или бактериологической угрозой, искусственным регулированием климата и т.д.

Жизнь всегда воспринималась людьми как ценность. Известный мыслитель-гуманист первой половины ХХ столетия А. Швейцер, к примеру, развивал «этику благоговения перед жизнью»: «…Самоотречение, - писал он, - должно совершаться не только ради человека, но и ради других существ, вообще ради любой жизни, встречающейся в мире и известной человеку».

Великие мыслители нашего столетия ввели и обосновали понятие ноосферы, подчеркнув тем самым, что человечество ныне становится ведущей силой, которой впредь определять эволюцию планеты. Поэтому дальнейшее существование жизни на Земле до многом зависит от того, достанет ли человечеству мудрости для надлежащего устройства своих отношений с природой, с другими людьми.

Инженерная деятельности. На первый взгляд инженер непосредственно имеет дело лишь с неживой материей, по крайней мере, когда речь идет о предметной основе технической деятельности. Но такой подход является ограниченным. И не только потому, что техника в конечном итоге служит удовлетворению социальных потребностей, нужд и интересов человека - высшей формы организации живого на Земле.

Живая материя выступает и как непосредственный объект профессиональной деятельности инженера. В качестве сырья и материалов в самых различных технологических процессах выступают продукты переработки и преобразования живых организмов и продуктов их жизнедеятельности: деревянные и иные конструкции органического происхождения, растительные и животные масла и т.д. Целый ряд технологических процессов современного производства включает процессы функционирования живой материи: брожение дрожжей, поглощение определенных веществ микроорганизмами. Структуры живых организмов и алгоритмы их деятельности нередко выступают моделями для создания технических устройств. Решение подобного рода задач является содержанием особого научного направления - бионики.

Чаще всего техника создается с учетом биологических особенностей человеческого организма не только для того, чтобы обеспечить комфортность условий работы оператора, но и для того, чтобы в целом повысить эффективность функционирования системы «человек - техника». К примеру, создание усилителей низкой частоты в технике связи во многом обусловлено тем, что человеческое ухо не в состоянии непосредственно воспринимать высокочастотный сигнал. Оценка мощностей, напряжений и т.д. в технике связи с помощью логарифмических зависимостей определяется не столько удобством расчетов, сколько тем, что чувствительность органов слуха к силе сигнала подчиняется логарифмическому закону. Совокупность проблем, обусловленных необходимостью оптимального «сопряжения» человека и техники, решается в рамках инженерной психологии, эргономики и ряда других научных дисциплин.

Возрастающую роль в труде современного инженера играет всесторонний учет экологических последствий технической деятельности. Экологическая оценка техники, технических устройств и производственных технологий нередко выступает решающим фактором при окончательном определении целесообразности создания подобных объектов или процессов.

Созидательная деятельность человека, прежде всего техническая и инженерная, создали искусственную среду обитания, которая наступает на естественную среду, на природу. Достаточно отметить, что вся биомасса, производимая живой материей на земной суше в год, составляет около 1012 т, в то время как техномасса, производимая человеком за этот же период, равна примерно 1013 - 1014 т. Уже сейчас человечество создало такую искусственную среду обитания, которая в десятки и сотни раз продуктивнее самой природы. Это еще один фактор, который приводит к обострению экологических проблем, вынуждает человека все чаще и пристальнее огладываться на результаты своей производительной деятельности в их отношении к природе.

Особенно пагубное влияние на природную среду оказывает такой специфический вид технической деятельности, как военно-техническая, и военное дело в целом.

Природа и военное дело. Связи природы и военной, военно-технической деятельности весьма сложны и многообразны. Покажем некоторые из них.

Природный, в первую очередь географический фактор становится одним из важных факторов современной вооруженной борьбы. Географическая специфика театров военных действий существенным образом влияет на применение того или иного оружия, на использование конкретных способов ведения вооруженной борьбы. Географическое расположение страны по отношению к другим государствам - дружественным, нейтральным, враждебным - влияет на соотношение видов вооруженных сил, оперативное оборудование территории театров военных действий. Размеры территории страны в известной степени определяют живучесть экономики в случае войны, границы и возможности маневра вооруженными силами.

Природные богатства, наличие или отсутствие стратегического сырья и топливно-энергетических ресурсов у воюющих государств оказывают чрезвычайно важное влияние на специфику военного производства, на подготовку, ход и исход войны.

Следует иметь в виду и обратную сторону рассматриваемого отношения: всевозрастающее негативное влияние военного дела на природу. Наиболее ярко это влияние выражается в выявленном учеными разных стран в начале 80-х годов эффекте «ядерной зимы» - всеобщего и резкого похолодания на Земле в случае ядерной войны, даже локальной. Подобный эффект может с неизбежностью привести к гибели живого на Земле. Однако не только сама война, но и подготовка к ней наносят чрезвычайно большой экологический ущерб.


Возрастает объем и доля непроизводительных затрат ограниченных природных ресурсов, употребляемых для нужд военного дела. Так, мировое потребление в военных целях таких металлов, как алюминий, медь, никель и платина, превышает весь спрос на них в странах Азии, Африки и Латинской Америки, вместе взятых. В непроизводительную сферу военной деятельности втягиваются огромные людские массы. Ныне в этой сфере занято в мире столько людей, что это примерно равно количеству рабочих перерабатывающей промышленности всех стран Европы. Из сферы производительного освоения исключаются огромные территории. Только в 13 наиболее развитых странах мира площадь земли, отторгаемой под военную деятельность, составляет более 14 млн. гектаров.

Все большее влияние производство и испытание средств массового поражения оказывают на повышение уровня химического, радиоактивного и др. заражения окружающей среды. Так, подземные испытания на острове Амчитка привели к почти полному исчезновению алеутского канадского гуся. Радиоактивные изотопы надолго удерживаются лишайниками и мхами и через мясо оленей, поедающих эти растения, попадают в организм местных жителей. Природные экологические цепочки, через которые радиоактивные изотопы проникают в человеческий организм, стали хорошо известны и в нашей стране после Чернобыля.

Таким образом, резкое снижение уровня милитаризации жизни современного человечества становится необходимым и насущным с точки зрения требований экологии.

Нематериальные связи человека и природы очень сильны, но наша современная наука, основанная на физических процессах не учитывает этого, осознанно или по незнанию….

Сегодня мир стоит на распутье: либо пойти путём осознания и исправления, либо подвергнуться тяжким страданиям.

Воздействие Человека на Природу.

Сегодня уже многие видные ученые – геофизики, климатологи, экологи, биологи и другие рассматривают нашу планету как высокоорганизованный, энергонасыщенный и самонастраиваемый единый организм, в котором мы являемся высокоактивной частью.

Однако, к сожалению, большая часть общества еще далека от таких взглядов. Человек оторвался от единства с природой, объявив себя хозяином планеты. Развил хищническое, ничем не обоснованное потребление земных ресурсов, приводящее к катастрофическим последствиям.

Примеров тому достаточно. Это и добыча нефти на морском шельфе, и выработка подземных ископаемых, приводящая к образованию коллоссальных пустот c последующими провалами в земле и даже с локальными землетрясениями.

Совершенно непродуманное отношение к водным и лесным ресурсам планеты, ведущее к острому дефициту пресной воды.

Нарушается существовавший сотни тысяч лет баланс взаимоотношений между человеком и природой, обеспечивающий комфортность существования его как вида.

Взаимосвязь между Человеком и средой.

Сегодня многие ученые подтверждают связи человека не только с биосферой, но и с планетой Земля в целом.

Так, например, ведущие российские геофизики - профессор, доктор геол. мин. наук А. Н. Дмитриев и кандидат геол. мин. наук И. Н. Яницкий наглядно показали, что окружающая среда в жизнедеятельности человека является определяющим фактором, а человек со своей стороны выступает как активный элемент, видоизменяющий окружающую среду.

Поддержание баланса всех систем жизнеобеспечения человека является первостепенной задачей его выживания. Однако в последние десятилетия нарушение баланса, необходимого для комфортного существования, принимает все более угрожающий характер.

Так, например, модифицированные продукты питания, загрязненные питьевая вода и воздух в конечном итоге приводят к генетическим мутациям человеческого организма.

К этому необходимо добавить исчезновение животных и растительных видов, являющихся на протяжении тысячелетий жизненно необходимым источником существования человека.

Наблюдающаяся сегодня массовая гибель пчел грозит человечеству глобальным голодом, ввиду того, что без пчел не будет опыления многих необходимых человеку растений. Это касается цитрусовых, яблок, орехов, дынь, лука, кабачков, фасоли, перца, баклажанов, помидоров, огурцов, кофе, какао, ягод, и т. д.

Дальнейшее игнорирование нами природных законов и в первую очередь закона динамического равновесия всего земного организма не может оставаться без ответа. Рано или поздно природа должна была включить защитные механизмы.

Так случилось, что в последние сотни лет академическая наука не считала и не считает нужным рассматривать сознание как активный элемент всей космофизической системы. Вселенную представляют наполненной лишь веществом и энергией, но не информацией.

Лишь в квантовой физике в последние десятилетия некоторые ученые, как, например, М.Б.Менский стали вводить параметр сознания в теоретические модели.

Однако, не только объекты микромира при взаимодействии с наблюдателем, но и Земля в целом, как единый организм, по утверждению многих специалистов - астрофизиков, геофизиков и других обладает, при взаимодействии с человеком, разумными свойствами.

В связи с этим весьма любопытную гипотезу предложил в 1977 году в США известный специалист в области психиатрии профессор М. Персингер (M.A.Persinger). Рассматривая сверхнизкочастотную область геофизики, он выдвинул следующую гипотезу “геопсихизма”.

«Наши сознания приходят в психорезонанс при сильном эмоциональном возбуждении и начинают активно влиять на геофизические параметры планеты.

При этом наиболее обобщающим эмоциональным состоянием, которое объединяет всех людей в одну группу ощущений, является страх.

Оказалось, что если одновременно перепугать 500-600 млн. людей, то геомагнитное поле Земли активно среагирует на этот соборный страх переходом в буревой режим».

Но если так сильно воздействует коллективный страх, то, возможно, и другие эмоции не менее активно влияют на геомагнитное поле.

Экспериментальные наблюдения взаимосвязи Человека с Природой.

Массовый накал страстей в обществе порождает поток негативной психофизической энергии, которая накапливается как во внешнем, так и во внутреннем пространстве Земли.

При этом возможна трансформация одного вида энергии в другой. С достижением критической величины накопленная энергия сбрасывается в виде землетрясений и других стихийных бедствий. Как утверждает известный ученый доктор тех. наук В. Д. Плыкин: ” это мы, люди своими черными душами, своими грязными помыслами, своей взаимной друг к другу злобой вызываем землетрясение или ураган в какой-то части нашей планеты”.

Когда геофизиками (И.Н.Яницкий, А.Н.Дмитриев.) была проведена профессиональная оценка этого положения, то оказалось, что сейсмические частоты и эмоции людей лежат в одном диапазоне: от 0,7 до 100 герц.

При этом психическая энергия, по мнению ученых, не задерживается вещественной материей и, следовательно, совершенно не важно, в каком месте находится очаг эмоциональной напряженности.

В местах геологических напряжений в любой точке Земли общепланетарные человеческие эмоции могут стать решающим толчком для реализации сценария «природного» катаклизма по типу «эффекта бабочки».

Отсюда и следует непротиворечивость выводов сейсмологов о том, что любой мощности землетрясение может возникнуть в любом месте. И, следовательно, в перечне причин крупных землетрясений не последнее место будут занимать землетрясения, вызванные психофизическими потоками.

Наблюдения за геомагнитными полями, регулярно проводимые российскими геофизиками на протяжении последних ста лет на территории страны ясно демонстрируют корреляцию между потрясениями в России, магнитными отклонениями и землетрясениями.

Вполне закономерно, что наиболее сильные геомагнитные отклонения с последующими катастрофическими землетрясениями пришлись на период Великой Отечественной войны с 1941 по 1946 года, что соответствует наибольшему эмоциональному потрясению многомиллионного населения страны.

Без сомнения, данные выводы ученых для части читателей покажутся поставленными с ног на голову. То есть, как будто, причина и следствие переставлены местами. Однако в данном случае присутствует взаимпроникающее влияние одного в другое.

То есть, коллективные человеческие сильные эмоции вызывают магнитные отклонения, которые в свою очередь оказывают обратное влияние на людей.

Но, как утверждают некоторые ученые, психическая энергия является наиболее сильным видом энергии, воздействующей на всю окружающую нас среду. Академической науке этот вид энергии все еще не известен, хотя многие видные представители научного сообщества солидарны с М. Персингером.

Сибирские геофизики не раз в своих исследованиях на Алтае фиксировали, что в некоторых местах отрицательное эмоциональное состояние приводит к изменению напряженности геомагнитного поля.

Во время проводимых измерений, в районе активного пятна, оператор заметил, что присутствие одного из сотрудников в зоне замера резко увеличивает значение напряженности магнитного поля. Были сознательно проведены эксперименты по воздействию психофизического поля человека на показатели магнитометрических приборов.

Выбрали два крайних мужских эмоциональных типа сотрудников: один - стойкий оптимист, во всех ситуациях он видел только хорошее; другой - пессимист, все, что ни происходило, для него было плохо.

На этих двух «ярких личностях» ученые и решили проверить воздействие психофизического поля на геомагнитное поле в разных эмоциональных состояниях.

Когда в активную точку поместили пессимиста, приборы показали падение напряженности магнитного поля на 90 нТл. Следуя программе испытаний, пессимист вспомнил самое радостное событие в его жизни.

Приборы зафиксировали подъем напряженности на 35 нТл. Следующим был оптимист. Вспоминая самое грустное событие из жизни, он сумел снизить напряженность на 16 нТл. При радостном воспоминании приборы показали 1000 нТл.

Этими экспериментами ученые продемонстрировали реальное воздействие человеческого сознания на окружающее пространство. Кроме того, были проведены измерения геомагнитного поля в районе крупных городов России.

Оказалось, что в городе с населением свыше 200 тысяч наблюдается резкое падение магнитной напряженности.

В объяснение этого факта геофизики, во главе с профессором А.Н. Дмитриевым, считают, что «отрицательное магнитное поле возникло от длительного проживания на этой земле людей, обладающих значительной силой отрицательных эмоций».

В подтверждение своих слов они приводят данные спутниковой регистрации изменения геомагнитного поля на территории России, полученные за последние 10 лет. Так на Кавказе, где длительное время наблюдается взрыв отрицательных эмоций, фиксируется катастрофическое убывание геомагнитного поля.

Если согласиться с мнением именитых ученых, что Земля вместе с нами является единым организмом, а наша психическая энергия - активно действующим на нее фактором, то можно понять обнаруженную геофизиками прямую зависимость между массовой фобией и падением напряженности магнитного поля.

Все наши беды – продукт нашего эгоистического сознания, направленного лишь на удовлетворение своих гипертрофированных желаний. В результате человеческий фактор становится причиной катастрофического хода процесса перемен на планете.

Если учесть, что психическая энергия весьма действенна, то не приходится удивляться, что наша частная реакция, а тем более массовая, непосредственно вызывает эффекты планетарного масштаба.

Лишь Добро и Любовь к окружающему нас миру (обществу, природе) приведут к ослаблению негативных процессов и в итоге к равновесию с Природой.

ДРУГИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ:

ЧТО СКРЫВАЕТ ОТ НАС ОФИЦИАЛЬНАЯ НАУКА? ПОДМЕНЫ И ИСКАЖЕНИЯ В ОФИЦИАЛЬНОЙ НАУКЕ, препятствующие дальнейшему гармоничному развитию науки и технологий человечества в единстве с Природой и Космосом:

НАША ПЛАНЕТА НАЧАЛА ЖИТЬ В ДРУГОМ ИЗМЕРЕНИИ! КВАНТОВЫЙ ПЕРЕХОД, О КОТОРОМ ТАК МНОГО ГОВОРИЛИ, ПРОИЗОШЕЛ!

ПРИРОДА ЛЕЧИТ. ДЕНДРОТЕРАПИЯ (ЛЕЧЕНИЕ ДЕРЕВЬЯМИ) И ЛЕСОТЕРАПИЯ. ПОЛЬЗА ОТ ХОЖДЕНИЯ БОСИКОМ:

ВИБРАЦИОННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ УНИЧТОЖЕНИЯ РУСИЧЕЙ, ПОДАВЛЕНИЯ ИХ ВОЛИ. Секреты супермаркетов и аптек! И как повысить свои вибрации!

Человек - часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни - пищу, одежду, топливо и др., - он получает из окружающей среды. Таким образом, природа - источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Это были первые потери природы от рук человека. Шли годы, росло население Земли, число городов. Менялась жизнь людей: человек создал множество машин, облегчающих его труд, и средства передвижения, построил города и проложил дороги, освоил воздушное и водное пространства, поднялся в космос. В настоящее время человек всё больше и больше преобразует окружающую его природную среду.

Человеку под силу двигать горы, осушать болота и моря, создавать искусственные озёра и реки, поворачивать русла рек.

В настоящее время ежегодно на земном шаре добывают до 100 млрд т горных пород, выплавляют около 800 млн т различных металлов, в почвы вносят около 500 млн т минеральных удобрений, сжигают до 3 млрд т нефти.

Только один автомобиль ежегодно поглощает до 4 т кислорода!

Такая деятельность человека часто приводит к печальным экологическим последствиям. В крупных городах воздух и водоёмы сильно загрязнены промышленными выбросами. Полностью изменился облик многих районов Земли: на них исчезли леса, плодородные земли, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Как сберечь природу?

Мы много говорим о том, есть ли жизнь на других планетах, в других галактиках. Как мы будем радоваться, если где-то в космосе найдём какую-то «букашку»! А ведь с нашей планеты уже исчезли многие виды животных, и их не будет никогда, а другие могут исчезнуть в любой момент. Вдумайтесь: до появления человека один вид животного исчезал за 1000 лет; с 1850 по 1950 г. - за 10 лет; с 1950 г. - один вид в год. Сейчас ежедневно исчезает один вид растений или грибов.

Для спасения живой природы учёные выявляют редкие и исчезающие виды растений и животных и заносят их в Красную книгу.

Для сохранения видов вместе со средой обитания создаются охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники. В них запрещена или ограничена любая хозяйственная деятельность, отдых людей и туризм.

Да, человек изменил Землю, сделал её во многом опасной для своего здоровья, а также для здоровья будущих поколений.

Что же делать? Вернуться назад в каменный век, в сырую пещеру, охотиться, обрабатывать поле каменными орудиями? Конечно же нет. Нужно, чтобы люди научились разумно и ответственно относиться к природе? А это значит:

  1. защитить планету от всех видов загрязнения;
  2. остановить уничтожение лесов и наступление пустынь;
  3. сохранить многообразие живого на планете;
  4. бережно относиться к природе каждому человеку.
  1. Оказывал ли влияние древний человек на природу?
  2. Как освоил современный человек Землю?
  3. Как человек меняет облик биосферы? Приведите примеры.
  4. Какие меры принимают для охраны биосферы?
  5. Как вы можете помочь охране животных и растений?
  6. Есть ли в вашей местности охраняемая территория? С какой целью она создана?
  7. Используя различные источники информации, составьте небольшой рассказ о каком-либо редком животном или растении.

Человек всё больше преобразует природу, но не всегда думает о последствиях своей деятельности: загрязняются воздух и водоёмы, снижается плодородие почв, исчезают уникальные виды растений и животных. Для сохранения видов живой природы созданы Красные книги и охраняемые территории.


Поиск по сайту.

Существует такая наука – экология, которая изучает взаимодействие живых организмов со средой их обитания, в том числе и взаимную связь между человеком и природой, которая существовала всегда. Как же взаимосвязаны человек и природа ?

Во-первых, природа удовлетворяет потребности человека в пище, воде, воздухе, без которых люди жить не могут и поэтому эта связь между природой и человеком вечна и неизменна. Засухи и неурожаи даже для современного человечества составляют проблему, а для людей прошлых веков они были настоящим бедствием.

Во-вторых, особенности окружающей природы формируют сам образ жизни человека. Жизнь людей, живущих, например, на берегу моря, отличается от образа жизни населения лесных или горных районов, а народы Севера вынуждены организовать свой быт и трудовую деятельность совсем иначе, чем южные народы. Соответственно и прогрессировало в своём развитии население различных районов планеты в зависимости от природных условий проживания.

В-третьих, природные ресурсы оказывают огромное влияние на экономическое развитие человечества. По-настоящему глобальные масштабы эта связь между человеком и природой приняла в последние два столетия, когда людям для обеспечения своей жизнедеятельности стали необходимы такие полезные ископаемые, как уголь, нефть, уран и так далее. Экономика десятков стран (и нашей тоже), а следовательно, и жизнь миллионов людей сегодня зависит от наличия в недрах их территорий этих природных ресурсов.

В-четвертых, человек всё ещё зависит от различных стихийных изменений, происходящих в природе. Резкое изменение климата, землетрясения, ураганы способны кардинально повлиять на жизнь населения целых районов земного шара. Цунами в Таиланде, землетрясение в Японии и многочисленные ураганы в США тому примером.

Однако связь между природой и человеком взаимообразна. Человечество своей деятельностью тоже воздействует на природу и, к сожалению, чаще всего это воздействие негативно, то есть, наносит природе ощутимый и иногда непоправимый вред.

Сегодня в сферу своей производственной деятельности люди вовлекают практически все существующие природные ресурсы – земные недра, горные породы, верхние слои почвы, водные запасы, леса и даже воздух. Такое «вмешательство» в установившиеся в течение сотен тысяч лет естественные природные процессы может привести и часто приводит к катастрофам, которые принято называть экологическими. Например, к пересыханию рек, высыханию озер или глобальному загрязнению окружающей среды в результате аварий на различном техническом оборудовании.

Именно поэтому в наши дни многие люди выбирают своей профессией защиту природы, создаются официальные и неофициальные организации экологов, а в Интернете существуют интернет проекты, посвященные спасению рек и лесов. Например, на сайте http://pihtahvoya.ru можно найти информацию о том, как важно и почему сегодня необходимо беречь и сохранять величественные хвойные леса России.

>> Человек, общество, природа

6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь человека, общества и природы

Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом.

В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата.

Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья . Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей. Как складывалось взаимодействие
человеческого общества с природой?

Взаимодействие человеческого общества и природы

История заселения людьми планеты Земля показывает, как постепенно росло воздействие их хозяйственной деятельности на природу и к каким последствиям оно привело.

На ранних этапах истории, в условиях присваивающего хозяйства, человек приспосабливался к природе и не мог нанести ей серьезного вреда. С переходом основной части человечества к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию) состояние природы начало ухудшаться. Распахивая землю, человек высушивал почву и выжигал леса. Стада животных вытаптывали огромные пространства степей. В Средние века выросло население, значительное распространение получили металлические орудия труда, подсечное земледелие, развитие кораблестроения, строительство. Обработка металла, появление городов, развитие сельского хозяйства, ремесел увеличивали нагрузку на землю. Началось истощение почв, пастбищ, сокращение площади лесов. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека особенно усилилось в эпоху индустриального общества.

После промышленной революции XVIII века стала развиваться фабрично-заводская промышленность, увеличилось число городов, массовый характер приобрела подземная добыча минерального сырья. Значительное увеличение численности населения, продолжающаяся индустриализация и научно-техническая революция привели в XX веке к нарушению естественной среды обитания человека, к назреванию конфликта между человеческим обществом и природой - экологическому кризису.

Этот кризис конца XX века отличается от экологических кризисов прошлого, охватывавших отдельные районы нашей планеты. Он носит общепланетарный характер.

В чем проявляется его опасность для природы и человечества? Растут население планеты и уровень его потребления. В современном мире за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все его предыдущее время существования. Вследствие этого сокращается площадь лесов и земель, пригодных для сельского хозяйства. Происходят климатические изменения, которые могут привести к ухудшению условий жизни на планете. Экологические изменения отрицательно влияют на здоровье людей. Появляются новые заболевания, носители которых (микробы, вирусы и грибки) в связи с ростом плотности населения и ослаблением иммунной системы человека становятся более опасными.

Уменьшается разнообразие животного и растительного мира, а это угрожает устойчивости земной оболочки - биосферы. С начала 80-х годов XX века в среднем один вид (или подвид) животных исчезал ежедневно, а вид растений - еженедельно. Научно-технический прогресс порождает все более мощные источники разрушения и загрязнения природной среды. Ежегодно сжигается около 1 млрд тонн условного топлива, выбрасываются в атмосферу сотни миллионов тонн вредных веществ, сажи, золы, пыли. Почвы и воды засоряются промышленными и бытовыми стоками, нефтепродуктами, минеральными удобрениями, радиоактивными отходами.

Как уменьшить или полностью исключить отрицательное воздействие на окружающую среду и сохранить экологический порядок?

Создан Всемирный союз охраны природы, широкую известность получила международная общественная организация «Гринпис» («Зеленый мир»). Ученые-экологи призывают человечество к самоограничению, к устойчивому экономическому развитию, которое не ведет к разрушению природы.

Охраной природы должны заниматься государственные органы власти, промышленники, общественные организации и граждане.

Во многих странах разработаны национальные экологические программы, приняты законы о защите окружающей среды.

Наша страна активно участвует в международной деятельности в области сохранения живой природы. В России приняты законодательные акты, определяющие правила экологического поведения промышленных предприятий, организаций, граждан. Эти правила отражены в Конституции Российской Федерации и Законе «Об охране окружающей среды».

В Конституции РФ (ст. 42) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В Конституции РФ закреплена и обязанность гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно положениям Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования законов об охране природы, личным трудом приумножать природные богатства. К обязанностям граждан относится также повышение уровня знаний о природе, содействие экологическому воспитанию подрастающих поколений. Нарушение правил охраны окружающей среды при про изводстве промышленных и строительных работ, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча почвы, массовое уничтожение растительного и животного мира влечет за собой уголовную ответственность.

Дополнительное чтение

Красная книга природы

Красная книга - это перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Она содержит документальные данные о распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 году. В 1966 году вышли первые тома Красной книги. В ряде стран (Австралия, США, Швеция, Германия, Япония) были созданы национальные Красные книги. На основе списков была опубликована Красная книга СССР (1984).

Россия развивает систему заповедников и национальных парков, реализует национальные программы по спасению редких видов животных. В 1997 году начала действовать федеральная программа по сохранению амурского тигра, подготовлена отраслевая программа по сохранению, восстановлению и использованию зубра.

Подведем итоги

Природа - естественная среда обитания человека. На ранних этапах истории человек приспосабливался к природе и не наносил ей серьезного вреда. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на природу усилилось в эпоху индустриального общества.

Проверьте свои знания

1. Что такое природа?
2. Как изменялось взаимодействие человеческого общества с природой?
3. Приведите примеры поведения людей, которое принесло вред природе.
4. Почему одной из главных задач современного общества является охрана окружающей среды?
5. Что означает право граждан на благоприятную окружающую среду?
6. Что означает обязанность беречь и охранять природу?
7. Какие меры предпринимает человечество по охране кружающей среды? Можно ли считать их эффективными и достаточными? При ответе используйте текст из дополнительного чтения «Красная книга природы».

Практикум

Объединившись в группы, подготовьте проекты, направленные на охрану природы, по одной из предложенных тем:
«Зоны охраны природы в нашем районе, дворе»;
«Правила экологического поведения школьников»;
«Устав школьного объединения «Зеленое движение »;
«Сценарий классного (школьного) мероприятия «День Земли».

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки