Ребята! Представьте, что стоит жаркая летняя пора. На лугах расцвели ромашки, колокольчики, поспевают хлеба, в огородах созревают овощи, в садах сладким соком наливаются яблоки, груши, сливы.

♦ Как вы думаете, чего они ждут?

Отгадайте загадку.

Огород наш навести,

В нем немного погости.

Лук, морковку, сельдерей

Как из леечки полей! (Дождь.)

Леса и поля, луга и сады с нетерпением ждут живительного теплого дождя!

Вот в небе собираются облака. Они темнеют, становятся тяжелее. Теперь это уже не легкие, как серебристые перышки, перистые облака, не белые, похожие на пышную пену, кучевые облака, а темные косматые тучи, полные дождевых капель.

Откуда ни возьмись, налетает порыв свежего, пахнущего влагой ветра, и первые тяжелые и редкие капли падают на истомленную жарой землю.

Дождь становится все сильнее. Шумными веселыми потоками он обрушивается на травы и листья. Ливень!

♦ Откуда же в небе появились капли дождя?

Это происходит так. Вода испаряется (превращается в пар, переходит в газообразное состояние) с поверхности рек, озер, прудов, морей, океанов, с зеленых листьев, поверхности почвы.

Вода превращается в водяной пар. Он легкий, невидимый. Водяной пар всегда есть в воздухе! Если его много — воздух становится влажным, если мало — сухим. Пар поднимается вверх и попадает в более холодные слои воздуха. Здесь его частицы снова превращаются в капельки воды. Собравшись вместе, они образуют облака, а когда капелек собирается очень много, они делаются крупнее, тяжелее и выпадают на землю дождем.

Теперь вы знаете, что такое облака, тучи и почему идет дождь.

Послушайте стихотворение.

Летний дождик

Летний дождик мягкой лапкой

Гладит овощи на грядке.

Лишь к капусте прикоснется,

Как капуста встрепенется.

Листья белы и сочны,

Завивает в кочаны.

Просят лук и сельдерей:

«Напои нас поскорей!»

К струйкам тянется горох:

«Без воды я весь засох!»

Благодатный дождик теплый

Жадно пьют морковь и свекла,

И румяные томаты,

И упругий лист салата.

Струйки весело журчат,

И сверкает мокрый сад,

Оживает огород —

Все в нем бурно в рост идет!

♦ Вспомните и расскажите, какие бывают дожди.

Летние, весенние, осенние, а порой и со снегом дожди выпадают даже зимой.

Летние дожди обычно теплые, иногда — грозовые. Облака на небе собираются в большие темные тучи, сверкает лиловыми отблесками молния, гремит гром.

Очень сильный дождь называется ливнем. О таком дожде говорят: «Льет как из ведра!»

Ливневые дожди шумные, они падают на землю сверкающей отвесной стеной и сопровождаются сильными порывами ветра.

♦ Слышали ли вы о грибных дождях? Почему их так называют?

Так называют дождики, моросящие сквозь солнце. После них в лесных оврагах и на опушках крепко пахнет прелью и грибами.

Послушайте стихотворение.

Грибной дождь

Близко дождь. Запахло влагой —

Тонкой пылью водяной.

Вижу в дымке за оврагом

Косо сыплет дождь грибной.

Входит в лес неторопливо,

Лапкой трогает мохнатой

Стебли крепкие крапивы,

Колокольчики и мяту.

На упавший ствол садится,

Там, где мох и перегной,

И колдует над грибницей:

Ведь недаром он — грибной.

После грибных, теплых, пронизанных золотыми солнечными лучами-стрелами, дождиков очень быстро растут грибы. Такие дождики в народе называют «слепыми» и примечают: «Будет дождик — будут и грибки, а будут грибки — будут и кузовки». Иногда после дождя в вогнутых шапочках крупных груздей дрожат, искрятся и переливаются капельки воды.

Проворная белочка ловко вскакивает на край гриба и с удовольствием пьет дождевую воду, ароматную, словно грибной настой.

Послушайте стихотворение.

Грибной настой

После дождика грибного

Или ливня проливного

В блюдечке груздя искрится

Капля дождевой водицы.

Скачет белка: скок-поскок,

Вот заметила грибок,

Можно жажду утолить —

Дождевой воды попить.

Белка пьет грибной настой —

Ароматный чай лесной!

♦ Вспомните, какие еще бывают дожди.

Короткие, быстрые! Их называют кратковременными — налетит облачко, прошумит дождик, и опять небо ясное и чистое.

А бывают дожди долгие, затяжные, они могут идти несколько часов кряду, а порой и несколько дней. В народе замечено, если лужи пузырятся — значит, дождь зарядил надолго.

Капли падающего дождя иногда тяжелые, крупные, они шлепаются на землю с громким стуком, а в речной воде выбивают хрустальные «блюдечки» и «гвоздики».

Отгадайте загадки.

Резвый парень босоногий,

Пробежался по дороге.

Он прибил седую пыль,

Он полил в степях ковыль. (Дождь.)

Льется ливень проливной

На дорогу, на кусты.

Поднимем мы над головой

Разноцветные... (зонты.)

В резиновых сапожках

Бежим мы по дорожкам.

Мы с ними очень дружим.

Угадали? Это... (лужи.)

Послушайте стихотворение.

Песенка дождя

То сильней, то тише, тише

Дождь стучит по старой крыше.

Дождик песенку поет,

Знает, Аня здесь живет.

Он поет ей: кап-кап-кап,

Что же ты не спишь никак?

Дождь баюкает: бай-бай,

Поскорее засыпай!

Завтра утром выйдешь в сад,

Всюду лужицы блестят.

По дорожкам ты пройдешь,

Про осенний вспомнишь дождь.

Татьяна Панкова
Конспект НОД «Откуда берётся дождь?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида № 38 «Семицветик»

г. Балаково Саратовской области

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной группе

на тему :

«Откуда дождь пришёл

Воспитатель :

первой квалификационной категории

Т. В. Панкова

Интеграция образовательных областей : «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация» ,

«Музыка» , «Чтение художественной литературы»

Виды детской деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Задачи :

Развивать поисковую деятельность детей : способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде , видах дождя .

Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

Предварительная работа :

Беседа с детьми о значении воды

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ » и других стихотворений о дожде ,облаках, воде.

Чтение сказки Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

Чтение сказки «Круговорот воды в природе»

Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Рисование на тему «Путешествие Капельки»

Познавательная игра «Где, какая вода бывает?» , «Хорошо или плохо» .

Презентация на тему : «Какие бывают облака» , «Какие бывают дожди »

Планируемые результаты :

Имеет представления о возникновении облаков и дождя , знает виды дождя , знает о пользе дождя для всего живого , выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

Оборудование и материалы :

Видеосюжет «Почему идёт дождь » , презентация : «Какие бывают дожди » ,

Глобус, иллюстрации с изображением природных явлений, круговорота воды в природе, контуры облаков, музыкальное сопровождение, медальки.

Для опытов : вата, баночки с водой, пинцеты, пипетки, альбомные листы.

Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней….

Ход НОД

(звучит мелодия «Дорогою добра» )

Организационный момент.

Воспитатель входит в группу и держит за ниточку геливые шарики в виде небольшого облачка.

Здравствуйте, ребята! Когда я сегодня шла в детский сад, то по дороге встретила….Как вы думаете что это? Правильно, ребята это облако. Но облако это непростое. Облако это с письмом. Давайте с вами посмотрим, что же это за письмо (читаю) . Ребята, письмо это из научной лаборатории. Адресовано оно вам – ребятам- дошколятам. Давайте все вместе его прочитаем!

Дорогие ребята!

Мы знаем, что вы очень любознательные дети и вас интересует физика и всё что с ней связано. Ведь слово «физика» переводится как «природа» . Поэтому у нас к вам есть вопрос «Откуда берётся дождь

Вот такое интересное письмо. Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь ? Я сегодня предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Но для начала отгадайте загадку :

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Реки, горы, океаны.

(глобус)

Работа с глобусом

Ребята, глобус – это макет земного шара. Давайте с вами внимательно его рассмотрим. Какие цвета мы можем увидеть на глобусе (голубой, жёлтый, зелёный коричневый, белый) . Что обозначают эти цвета на глобусе? (Жёлтый, коричневый, зеленый – обозначают сушу, белый – снег или лёд, голубой, синий цвета – обозначают воду).

Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

Какой вывод мы можем сделать? На нашей Земле много воды. Большие голубые пространства – это океаны и моря, реки и озёра, пруды. Что интересного вы можете рассказать о воде? (вода – источник жизни, человек не может прожить без воды, так как на 70% состоит из воды. Земля – единственная планета, где вода присутствует в жидком состоянии.)

Иллюстрации с изображением природных явлений : В каком состоянии вода присутствует в разное время года в природе? (снег, дождь , туман, иней, сосулька, лёд, морозные узоры и т. д)

В каком ещё состоянии в природе присутствует вода? (дождь )

Воспитатель : Дети, а что такое дождь ?

Дети : Это капельки, которые падают с неба.

Воспитатель. А откуда он идет ?

Дети. Из облачка или тучки.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о том как же на самом деле появляется дождь в природе .

1. Беседа с детьми по содержанию видеосюжета о природе дождя .

Как рождается дождь ? (Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода под лучами солнышка испаряется, крошечные капельки поднимаются в воздух и там соединяются.)

Где собираются капельки воды, и что происходит потом? Капельки воды превращаются в большое облако, облака в тучи. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. Вот тогда на земле начинается дождик и мы бежим за зонтиками.

А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (это место где учёные проводят опыты и эксперименты) . Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Как нужно себя вести? (тихо, спокойно)

Что нельзя делать? (толкаться)

Почему? (чтобы не испортить оборудование)

А ещё ничего нельзя трогать без разрешения.

Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату пинцетом за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.

(пояснение опыта : - Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облачко, оно насыщается водой. Воды набралось очень много, наше облачко превратилось в тучку, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. То же самое происходит в природе. Идёт дождь . Туча, туча, что несёшь? Отвечает туча….(дождь ) .

Физминутка «Дождик »

Мы с вами сказали в воздухе капельки воды образуют облако. Часто ли Вы поднимаете голову и наблюдаете за плывущими и меняющими форму облаками? Оказывается облака тоже бывают самых разных форм и размеров. С виду облака похожи на громадные комья ваты. Они легкие, поэтому не падают вниз, а парят в небе.

Сейчас мы с вами выполним небольшую практическую работу. Перед вами лежат контуры облаков. Внимательно рассмотрите их, обведите карандашом и назовите.

(пока выполняется задание звучит мелодия облака)

Звучит мелодия «Весна. Лёгкий дождь »

Дождь … Как много он способен рассказать. Его часто ругают, не любят, но иногда и очень ждут. Ведь он спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему живому. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости.

А какое настроение у вас вызывает дождь ? (ответы детей)

Дождь – это известное явление природы. Но дождь дождю рознь , очень уж разный у них характер и внешний вид. Я предлагаю вам посмотреть какие бывают дожди ?

Показ презентации

Беседа после показа

В какое время года идёт тот или иной дождь (грибной дождь идёт летом , полосовой дождь может идти и лето и осенью на одной улице есть, а на соседней нет; слепой дождь , ливень идут летом; затяжной дождь идёт больше весной или осенью; снежный дождь , дождь с градом зимой или в холодное время года

Почему вы так решили?

Похож ли летний дождь на осенний ? (летом идут грибные, слепые, озорные дожди . Осенью дождь моросящий , затяжной, холодный). А зимой дождь превращается в снег .

ИЛЛЮСТРАЦИИ :

Так чем же полезен дождь ? (растениям он нужен для роста) ;

Человеку облегчает труд поливает огороды

Летом дождь спасает от жары и людей и животных

Форма дождевых капель при приземлении.

Наполни пипетку чистой водой. Держи пипетку на высоте примерно 30 см над бумагой и капни одну каплю воды. Обведи край капли фломастером или ручкой. Повтори действия. Получились капли одной формы? Вывод : все капли разной формы.

Какой бывает дождь ? Обогащаем словарь детей.

Цель игры : обогащать словарь детей новыми словами.

Стихи к игре :

Дождик крапал , моросил,

Припускал, стучал, косил,

Ливнем лил, стеной стоял,

Барабанил, травы мял.

Дождь слепой и проливной ,

Нарастающий, грибной,

Обложной, висячий, скорый,

Сонный, медленный и спорый.

Как камыш стоймя стоячий,

И холодный, и горячий.

А еще есть грозовой,

Радужный, полосовой,

Параллелями и в сетку,

А при ветре даже в клетку…

Вот так много есть дождей

Для растений и людей (О. Григорьев)

Как играть : Какой бывает дождь – кто больше красивых слов о дожде услышал ? Собираем все слова из стихотворения.

Можно провести игру со словами в игровой форме - нарисовать тучку, а на земле цветочек. Нужно помочь тучке полить цветочек. Одно слово – определение из стихотворения - это одна капелька дождя , которую мы рисуем (проводим линию от тучки к цветку) . Задача – сделать настоящий ливень, то есть подобрать как можно больше слов о дожде из стихотворения .

Рефлексия :

На этом наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Что было для вас самым интересным? Что вас удивило больше всего?

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали и я хочу наградить каждого из вас медалью, на ней написано «Маленький учёный» . Это значит, что вы и дальше будете узнавать много нового и интересного, проводить чудесные и необычные опыты. (вешаю медальки в форме капелек на грудь каждого ребёнка)

Не привыкайте к чудесам,

Дивитесь им дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так или не так

Через одно мгновенье.

Столков Данил

Данный материал подготовлен к Форуму знаний учащихся. Это первый опыт ребенка в исследовательской деятельности. Данила заинтересовало происхождение дождя. С помощью учителя ребенок находил необходимую информацию и проводил опыты. Среди начальных классов эта работа заняла первое место.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Откуда берётся дождь? Сообщение ученика 2 б класса Столкова Данила.

Без пути и без дороги Ходит парень длинноногий, В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

Цель: выяснить, как образуется дождь Задачи: - прочитать научно – познаватель- ную и энциклопедическую литера-туру о дожде и сделать анализ; - пронаблюдать образование дождя; - сделать выводы.

Гипотеза: возможно дождь образуется из-за испарения воды. Методы: - анализ литературы; изучение раз-личных источников; работа с фото-материалами и документами; работа в сети интернет, подбор текстов; - наблюдение и сравнение; - консультация с руководителем.

Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.

Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, они образуют облако.

Опыт №1 Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча. Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Опыт № 2 Представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь.

Дождь бывает разный. Ливень

косой дождь грибной дождь

Но какой бы дождь ни шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озер, морей, океанов

Приметы дождя. Лягушки квакают - к дождю. Собака траву ест – к дождю. Интересные факты о дожде. Именно дождь стал причиной появления дартса. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

Вывод: - дождь образуется в результате конденсации водяного пара.

Что известно о дожде? Можно сказать: все и ничего. Из ниже представленной статьи можно почерпнуть некоторую информацию, касающуюся этого, казалось бы, обычного природного явления.

В статье постараемся более подробно представить следующую информацию: что такое дождь и интересное о дожде (как он возникает, какие виды бывают, какой вред и пользу он может принести и мн. др.).

Общая информация об атмосферных осадках

В более высоких широтах и в пустыне ежегодно осадков выпадает примерно 250 миллиметров. А по всей земле ежегодно выпадает в среднем 1000 мм осадков.

Из атмосферы могут выпадать разные виды осадков: град, снег, дождь, крупа и морось. Также из воздуха могут осаждаться изморозь, роса, иней и гололед.

Различается два вида осадков - обложные и ливневые. Первые связаны с теплыми фронтами, а ливневые - с холодными.

Одним из звеньев, участвующих в круговороте влаги на поверхности Земли, являются осадки. А важнейшие элементы данного процесса в природе - образование конденсата и испарение.

Что такое дождь, каким он бывает, и как измеряют его объемы и количество других осадков? В этих целях на метеорологических станциях используется специальные оборудования: осадкомеры, дождемеры и плювиографы. С помощью радиолокации определяются большие площади осадков. Они измеряются толщиной выпавшего слоя воды в миллиметрах.

Основные определяющие характеристики климата: количество осадков (годовое, сезонное, среднемесячное, многолетнее), интенсивность, повторяемость и распределение осадков по земле. Эти характеристики имеют большое значение для всего народного хозяйства и сельскохозяйственной отрасли. Прежде чем более подробно остановимся на том, что такое дождь, рассмотрим все виды осадков.

Виды осадков

Вкратце представим некоторые из многочисленных видов осадков.


Дождь: описание, определение

Диаметр капель дождя обычно составляет примерно 0,5-6 миллиметров, а если они мельче 0,5 мм - это морось. Размером более 6 миллиметров капли при падении сильно деформируются, затем разбиваются о землю.

По интенсивности различают умеренные, слабые и сильные дожди.

Проще говоря, дождь - это явление, при котором вода, образующаяся в атмосфере при конденсации водяного пара, выпадает из облаков и достигает поверхности земли в виде жидких капель.

В итоге, самое простое определение для явления дождь - осадки, выпадающие в виде капель, в диаметре достигающие до 10 миллиметров (в зависимости от интенсивности).

Виды дождя, происхождение

Природное явление дождь тоже имеет свои виды. В зависимости от размеров капель и интенсивности, бывают разными: дождь с градом (некоторые кристаллы льда не успевают превратиться в жидкость при прохождении через теплые атмосферные слои), грибной, грозовой (сопровождается ударами молнии), затяжной, обложной, морось, ливень, полосовой и ситный.

А что такое дождь переохлажденный? Это жидкие осадки, капли которых имеют диаметр 0,5-5 миллиметров. Выпадают они при отрицательных температурах (до -15°). Капли, попадающие на твердую поверхность, между собой смерзаются и образуют гололед.

Дождь ледяной - осадки твердые, обычно выпадающие при отрицательных температурах (до -15°). Похожи они внешне на ледяные твердые шарики (диаметр 1-3 мм), с незамерзшей водой. И при таком дожде образуется гололед - шарики при падении разбиваются на части, из которых вытекает вода.

Образование дождя объясняется очень просто. Как правило, он идет из теплых облаков, когда самые мелкие капли, несущие в себе заряды с противоположными значениями, притягиваются и, сливаясь, создают крупные капли. А те, в свою очередь, увеличиваются настолько, что становясь тяжелыми, не удерживаются в облаке и проливаются дождем.

Состав дождя

Что такое дождь, и какие виды он имеет, выяснили. А каков его состав?

Выпадающие на землю осадки с собой приносят разнообразные примеси: вулканический пепел, пыль, различные бактерии, пыльцу растений, грибковые споры, различные частицы промышленных выбросов (оксид серы и азота, органические растворители). Если же дождевое облако над океаном зародилось, в составе осадков могут быть и ионы натрия, калия и магния. В связи с этим и возникло одно из названий - «грибной» дождик.

Выходит, что дождевая вода может включать в себя практически все химические элементы таблицы Менделеева.

Кислотность

Что такое дождь кислотный? Нормальная кислотность дождя соответствует уровню рН 5,6. Дожди кислотные имеют более низкие значения этого уровня. К примеру, в воде с кислотностью рН 5,5 в водоемах погибают все полезные бактерии, а при кислотности рН 4,5 может погибнуть вся рыба, насекомые и земноводные. Поэтому после прохождения подобного дождя, листья растений приобретают ожоги, значит и человеку попадать под него не следует.

Кислотные осадки отрицательно влияют на окружающую среду, а в водоемах могут появиться высокотоксичные ионы кадмия и свинца. В связи с этим следует воздерживаться от купания в водоемах с повышенной и пониженной кислотностью.

Вред

Не желательно гулять в дождливую погоду без зонта, потому что примеси, которые содержатся в дождевой воде, способствуют возникновению массы проблем.

При достижении определенных уровней концентрации в организме, большая часть вредных элементов начинает оказывать губительное действие. Они вызывают отравления и даже возможны мутации. К примеру, ионы тяжелых металлов вредят почкам и печени (засоряют каналы), а при накоплении токсинов происходит интоксикация организма.

К тяжелым последствиям приводят и отравления марганцем, содержащимся в больших количествах в дождевой воде. Причем, симптомы отравления присущи другим заболеваниям, то есть человек не сразу может обратить внимание на это. Марганец засоряет у нервных клеток канальцы, а это может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости и к сонливости. Алюминий, с годами постепенно накапливаясь в организме, способствует возникновению разнообразных неврологических заболеваний.

Не менее опасны и многие другие примеси, поэтому при дожде кислотном следует воздержаться от прогулок и, тем более, не применять в бытовых нуждах дождевую воду.

Ливневый дождь и легенда о дожде

С самыми сильными ливнями связаны знаменитые легенды о Всемирном потопе. Согласно преданиям библейским воды в те исторические времена вылилось так много, что Ноев ковчег причалил аж к вершине горы Арарат, потому что остальную территорию затопила вода.

Метеорологи подсчитали и сделали вывод, что для того, чтобы за 40 дней слой воды достиг толщины в 5 тысяч 165 метров (это высота горы Арарат), нужно, чтобы интенсивность ливневого дождя составляла примерно 100 миллиметров в минуту. Однако за всю историю наблюдений метеорологов не было зафиксировано подобных сильных дождей.

Заключение

Сегодня сложно представить, что всего лишь каких-то сотню лет назад, люди дождевой водой не только умывались, но и собирали ее для приготовления пищи, и даже пили ее.

Раньше считалось, что мытье волос такой водой или талой снеговой придавало им здоровье, шелковистость и силу. На сегодня, судя по всему, такая процедура может не только навредить, но и даже привести к выпадению волос.

Однако дождь все же является самым важным компонентом для роста всех растений и главным участником круговорота воды в природе, что играет важную роль для всех водоемов на Земле.

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com