Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам - членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия.

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Несмотря на то, что декларация состоит всего из 6 статей, её принятие имеет очень важное значение для всего мирового сообщества, ведь терпимость - это то, чего сегодня всем нам не хватает. Ведь так хочется, чтобы в мире царило взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу независимо от того, в какой стране мы живём, какой цвет кожи имеем, какое вероисповедание поддерживаем.

Если бы мы терпимо относились к мировоззрению других людей, то, возможно, меньше было бы конфликтов. Мы все обладаем своей неповторимой индивидуальностью, что нужно понимать каждому.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. «Терпимость, - говорится в послании, - означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга».

Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно Декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Но толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность, не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг: «Никакой толерантности к нетолерантности!».

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовыми документами являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплено в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и других документах.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - это Конституция. Согласно части второй статьи двадцать девятой: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья Уголовного кодекса «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и 282-я статья «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности».

Такое внимание к вопросу толерантности в нашей стране неслучайно, ведь наша страна многонациональна. И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, ненцы, греки, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие - всего около двухсот национальностей.

Наверное, неслучайно то, что Конституция нашей страны начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

Вдумаемся в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они - один народ.

Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Это означает, что не какая-то отдельно взятая нация, а именно многонациональный народ должен принимать все решения, которые влияют на судьбу нашей страны, ведь от этого зависит её развитие в целом. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, и в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжило наши традиции, но и восхищалось нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

Кстати, в 1995 году в ознаменование 125-й годовщины со дня рождения известного индийского правозащитника и политического деятеля Махатмы Ганди ЮНЕСКО учредила премию имени Маданжита Сингха (индийского художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО) за поощрение терпимости и ненасилия, которая присуждается за активную деятельность в научной, художественной, культурной или коммуникационной областях, направленную на создание атмосферы терпимости и ненасилия.

Премия присуждается раз в два года и может быть присвоена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия. В 2016 году этой престижной международной награды был удостоен российский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности).

В Международный день толерантности каждому человеку следует задуматься о том, что любой человек на планете Земля - это личность, независимо от культурной, расовой или религиозной принадлежности. Уважая тех людей, которые нас окружают, намного проще добиться понимания, что является залогом гармоничного развития общества.

Отсутствие же толерантности, наоборот, приводит к потере взаимоуважения и стимулирует возникновение негативных социальных явлений. В этом случае неизбежен запуск процесса, приводящего к потере гармонии в обществе отдельно взятого государства и мира в целом.

К сожалению, последнее десятилетие принесло человечеству много зла, агрессии и случаев нетерпимости по отношению к представителям других религий, других рас, других государств. Международный день толерантности напоминает всем нам о том, что насилие, терроризм, этническое и религиозное преследование - это те явления, которым не должно быть места в XXI веке.

Сегодня на наших глазах набирают силу политика исключительности и язык разобщённости. На наших глазах многообразие отвергается как источник слабости. На наших глазах расцветают мифы, повествующие о традициях так называемых «чистых» культур, подпитываемые невежеством, а порой и ненавистью. На наших глазах «иных людей» объявляют виновниками всех бед и подвергают преследованиям. На наших глазах террористы совершают варварские нападения, стремясь подорвать основы принципа «жить вместе».

«Уважая других людей, мы, прежде всего, уважаем себя» - принцип, способный изменить мир в лучшую сторону. Именно поэтому он красной нитью протягивается через все праздничные мероприятия, организуемые в Международный день толерантности. Это время напомнить друг другу о том, что все мы должны оставаться людьми по отношению друг к другу. И пусть не будут помехой этому наши отличия.

Ведь неслучайно ещё всемирно известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это урок нам, людям, живущим в XXI веке.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений

Символ толерантности – радужный флаг.



В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря).

Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства - члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года.

Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Dia Internacional para la Tolerancia) - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООНотмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:

1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана)-религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.

2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).

3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).

4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог – позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.
Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

Принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся в искусстве выносить самих себя, что, по сути, является самым непонятным достижением человека.

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. 16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. Позднее праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию: проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира.

  • Слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение. Основные принципы толерантности:
  • Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей. Уважение различий.
  • Понимание индивидуальной неповторимости.
  • Взаимодополняемость как основная черта различий.
  • Взаимозависимость как основа совместных действий.
  • Культура мира.
  • Сохранение памяти.
  • Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести: отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее.
  • Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений. умение принудить себя, не принуждая других.

Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы; толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития; принятие «другого», который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Кто отмечает праздник? Красота нашего мира состоит в его многообразии. Именно благодаря разнообразию взглядов, вероисповеданий, мыслей людей развитие цивилизации происходит многогранно. Поэтому столь важно уважение чужой точки зрения, самобытности. Дискриминация приводит к экстремизму, насилию и даже войнам на этой почве. Каждый, кто понимает важность терпимости, значение толерантности, отметит День толерантности в 2017 году в России. И это будут не просто пустые слова о важности понимания и уважения, а действия, позволяющие сблизить людей, избежать насилия.

«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО. Именно с этого документа начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов и самого праздника состоялось в 1995 году. Оба события связывают с 50-летием организации. В 1997 году Ассамблея ООН призывает страны-участницы присоединиться к празднованию и объявляет о Годе толерантности. Нетерпимость рассматривается как угроза человечеству. Поэтому в рамках праздника и декларации разрабатываются программы борьбы с нетерпимостью, дискриминацией, экстремизмом. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Организация Объединенных Наций привержена укреплению терпимости путем углубления взаимопонимания между культурами и народами. Эта настоятельная необходимость лежит в основе Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Она еще более актуальна в нынешнюю эпоху усиливающегося и насильственного экстремизма, распространения радикализма и расширения конфликтов, одной из отличительных черт которых является полное пренебрежение к человеческой жизни. Премия присуждается раз в два года, и её вручение приурочено к Международному дню терпимости. Премия может быть присуждена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия.

Определения толерантности:

  • Сотрудничество, дух партнёрства.
  • Готовность мириться с чужим мнением.
  • Уважение человеческого достоинства.
  • Уважение прав других.
  • Принятие другого таким, какой он есть.
  • Способность поставить себя на место другого.
  • Уважение прав быть иным.
  • Признание многообразия.
  • Признание равенства других.
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
  • Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Как нам стать толерантными?

  • Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
  • Принимать людей таковыми, каковы они есть.
  • Уважать чувства и интересы других людей.
  • Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.

Мы все друг на друга ничуть не похожи,

Разрезами глаз и оттенками кожи,

Культурой, привычками и положением,

Поборемся с ненавистью и раздражением!

Ведь мы рождены на чудесной планете,

За счастье и мир на ней каждый в ответе,

За дружбу, за правду, за жизнь без забот,

Международный день толерантности стремится содействовать терпимости, уважению, признанию и сотрудничеству между различными культурами мира.

Толерантность относится к признанию и восприятию взглядов, мнений, убеждений и практик, которые отличаются от собственных. Толерантность считается основой прав человека и основных свобод, поскольку люди, естественно, различны. Толерантность позволяет смешанным сообществам процветать и гарантирует, что все люди одинаково важны.

Международный день толерантности был назначен Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году. С тех пор он отмечается ежегодно 16 ноября теми, кто стремится объединить мир на основе взаимопонимания и уважения.

Международный день толерантности: мы все разные, но все равно должны уважать друг друга

На планете Земля есть много национальностей и народностей. Каждая этническая группа имеет свои обычаи, традиции, религиозные убеждения, идеи о том, когда и как работать, отдыхать, строить семейную жизнь и воспитывать детей. К сожалению, не все понимают, насколько важно терпеть других. А среди представителей одного народа часто возникают разногласия, недоразумения, а иногда и серьезные конфликты.

И как и все другие международные дни, это не должно быть просто датой, это должно быть нормой жизни. Более того, это должно быть постоянной политикой, осуществляемой правительствами и осуществляемой гражданским обществом не на одну дату, а на 24/7, 52 недели в год.

Проблема толерантности вызывает озабоченность у представителей ООН, поэтому в 1995 году по предложению ЮНЕСКО был создан Международный день толерантности.
С толерантностью приходит признание, с терпимостью приходит осознание того, что другое не обязательно опасно, с терпимостью приходит любовь, совместное использование и многосторонний обогащающий процесс
Что такое терпимость?
Терпимость понимается как признание того факта, что окружающий нас мир разнообразен, и все члены общества проявляют свою индивидуальность по-разному. Толерантный человек не должно быть снисходительным, но он должен развивать толерантное отношение к другим, уважать права и свободы человека.

Терпимость понимается как признание того факта, что окружающий нас мир разнообразен, и все члены общества проявляют свою индивидуальность по-разному. Толерантное лицо не должно быть снисходительным, но он должен развивать толерантное отношение к другим, уважать права и свободы человека.

Толерантность (по-другому — толерантность) проявляется на государственном уровне, в повседневной жизни людей и формируется в результате образования и воспитания. Законодательным органам рекомендуется разрабатывать законопроекты на основе принципов справедливости и беспристрастности, соблюдать верховенство закона, судебные и административные процедуры.

На уровне семейной и общинной толерантности проявляется уважение друг к другу. При необходимости человеку или группе людей предлагается социальная и юридическая защита.

Если социальная группа не терпит представителей другой национальности, расы, религии, пропагандирует ненависть и вражду, то отношение к такому сообществу не может быть толерантным.

Толерантность должна воспитываться с детства, и поэтому ООН поддерживает разработку и осуществление образовательных программ для содействия толерантности среди молодого поколения. Рекомендуется начинать образование с объяснения прав и свобод ребенка, тогда ученик ведет к пониманию того, что все люди равны. Наряду с воспитанием толерантности осуществляется предупреждение насилия на национальной, расовой и религиозной почве.

16 ноября Международный день толерантности отмечается каждый год. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций они проводят тематический праздник «Мы — одна семья: мы обучаем наших детей жить в безопасном мире».

На государственном уровне фестиваль отмечается в школах, детских садах и внеклассных заведениях.. В отличие от событий, проведенных в другие дни, 16 ноября, учителя подчеркивают, что дети должны быть друзьями, уважать и понимать друг друга. Если представитель другого гражданства учится в классе или группе, его не следует оскорблять, подчеркивайте различия в его поведении, речи, манерах и суждениях. То же самое касается детей с особенностями развития.

Международный день толерантности (толерантности) отмечается всеми странами-членами ООН.

В Российской Федерации политика толерантности законодательно закреплена в Конституции. В статье 13 отмечается, что государство признает идеологическое разнообразие, и никакая идеология не может преобладать. Уголовный кодекс также предусматривает соответствующие статьи.

Благодаря ратификации международно-правовые акты стали юридически действительными, в соответствии с которыми отмечаются другие международные праздники России (Международный женский день, День охраны труда):

Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка.

Пакты о гражданских и политических, экономических и культурных правах.

Правила поведения толерантного личности

Международный день толерантности — хороший повод вспомнить, какие позиции следует принимать при общении с другими людьми.

Человек, который следует принципам толерантности:

Признает, что все люди имеют свое собственное достоинство без исключения.

Уважает различия между людьми.

Знает что такое «индивидуальность».

Он признает, что совместные действия основаны на взаимодополняемости.

Стремится поддерживать мир на земле.

Он сохраняет историческую память о своих людях.

Способна заставить себя, не заставляя других.

Соблюдает законодательные и моральные нормы.

Награды за толерантность

Международные организации поощряют деятельность по распространению идей толерантности. Итак, трон Испании Хуан Карлос I в 2010 году получил Европейскую медаль толерантности. Два года спустя президент Хорватии Иво Йосипович и бывший президент Сербии Борис Тадич были награждены. Премия ЮНЕСКО в размере 100 тысяч долларов была присуждена гражданам Мали и Чили. В своих странах мужчины активно занимаются защитой прав человека.

(2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Особо актуальна данная проблема для России, многонациональной страны, на территории которой проживает огромное количество людей разных вероисповеданий, наций и культур. Очень важно начинать эту работу с детьми дошкольного возраста, когда закладываются основы восприятия мира во всем его многообразии.

Ни для кого не секрет, что одна из основных задач образования - это, в первую очередь, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения основных жизненных ценностей других народов, взаимопонимания, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений.

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Слово "толерантность" произошло от латинского "tolerantia" - терпение.

Этот праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами - членами ЮНЕСКО. Именно с этого момента и было принято решение ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность, которые способны донести до каждого человека суть такого понятия, как толерантность.

Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание . Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Этическая доктрина современности

Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе.

Джон Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: "Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза".

В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства.

Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном обществе. В идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм. Однако на деле религиозный человек может легко впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма, каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим.

Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа. Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер. Ему приписывают изречение: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение ", - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в 17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности, предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика, и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону.

Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество:

Однако сегодня, толерантность - понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов...

"Самая опасная из нетерпимостей - это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, - пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. - Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много - как на уровне государственном, так и на персональном: К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.

Государство и терпимость

Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В.Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами-членами ЮНЕСКО в 1995 году.

Задачи документа - разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе - в течение 2001 года - совершается разработка научно-методических основ. Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004-2005 годы) на четырех уровнях :

  • личность,
  • семья,
  • общество,
  • государство.

В стране имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма, и др.).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой-либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов.

СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

К истокам толерантности

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности .

"толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.).

"толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "

Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать.

"терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога.

Основные принципы толерантности:

1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

2. Уважение различий.

3. Понимание индивидуальной неповторимости.

4. Взаимодополняемость как основная черта различий.

5. Взаимозависимость как основа совместных действий.

6. Культура мира.

7. Сохранение памяти.

Также к числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

  • отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, "свобода совести", акцент на искренности убеждений.
  • умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
  • толерантность, в европейском понимании, задает пример "законопослушания", подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
  • принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно "золотому" правилу: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе".

Лики толерантности

Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случае, это не заурядное "лицо", "портрет", "физиономия". И даже не "образ". Мы назвали эту рубрику "Лики толерантности" именно потому, что люди, информацию о которых можно будет здесь найти, вполне могут быть причислены к тем, кого называли святыми. И одновременно потому, что они, как правило, не любили и не любят публичности и потому об их жизни мало что известно.

Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед К. с его ближайшими учениками и последователями...

Толстой Лев Николаевич 28.8(9.9).1828, Ясная Поляна, ныне Щёкинского района Тульской области, - 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой Липецкой области; похоронен в Ясной Поляне, граф, русский писатель...

Кропоткин Пётр Алексеевич 27.11(9.12).1842, Москва, - 8.2.1921, Дмитров, похоронен в Москве, русский революционер, один из теоретиков анархизма, социолог, географ и геолог. Родился в семье генерала, богатого помещика из древнего княжеского рода. Был камер-пажом царя...

Ганди Мохандас Карамчанд (2.10.1869, Порбандар, - 30.1.1948, Дели), один из руководителей национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной под названием гандизм. Родился в гуджаратском княжестве Порбандар...

Эйнштейн (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия, - 18.4.1955, Принстон, США), физик, создатель относительности теории и один из создателей квантовой теории и статистической физики. С 14 лет вместе с семьей жил в Швейцарии. По окончании Цюрихского политехникума (1900) работал учителем сначала в Винтертуре, затем в Шафхаузене...

Михоэлс (настоящая фамилия - Вовси) Соломон Михайлович , еврейский советский актёр, народный артист СССР (1939). В 1919 поступил в Европейскую театральную студию в Петрограде, на основе которой был создан Московский европейский камерный театр (с 1925 Московский государственный европейский театр - ГОСЕТ)...

Лихачев Дмитрий Сергеевич - литературовед, историк культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции XX века. Первый почетный гражданин Санкт-Петербурга...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В 90-х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс контроль" в метро и т.д.).

В более широком смысле - как терпимость и уважение ко всему "инакому" - понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.

Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам - иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих". Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге.

Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами - тот против нас".

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях.

Базовый документ здесь - Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу 12-й протокол конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой-либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств. Россия подписала протокол в ноябре 2000 года, но не ратифицировала его и, по мнению правозащитников, вряд ли сделает это в ближайшее время.

Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

"Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят", - говорил по этому поводу Г.К.Честертон.

Формирование национальных праздников - это сложный многоуровневый процесс, на который влияют культура, религия народа и его история. В праздниках наиболее ярко проявляются национальные особенности и связь с коллективной памятью народа. Большая часть праздников тесно связана с событиями реальной или мифологической истории этнической группы, и, по сути, является воспроизведением в настоящем какого-то священного события, происходившего в мифическом прошлом. Можно сказать, что посредством участия в праздничном действе люди погружаются в священную историю, в так называемое время мифа, противостоящее повседневной реальности.

Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.

Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Римская традиционная религия, будучи изначально религией римской гражданской общины, не смогла стать всеобщей религией огромного средиземноморского государства. Попытки императоров создать некое подобие единой религии на всей территории Империи не увенчалось успехом. Усугубление экономического кризиса породило религиозный протест масс против существующих порядков. Все это могла сделать только новая религия, с одной стороны, созвучная чаяниям масс, с другой стороны, способная дать догматическое оправдание существующих социальных порядков и теократической императорской власти. Этой религией впоследствии смогло стать христианство , объединявшее /будучи незаконным/ различные социальные слои.

Все эти постулаты изучены, опробованы в гимназии №1597 города Москвы и вынесены для проведения праздника "День толерантности".

Мысли мудрых:

  • Никто не станет мудрым, не будучи терпимым.

Г. Винклер.

  • Приучи свой разум к сомнению, а сердце к терпимости!

Г. Лихтенберг

  • Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.
  • Терпимость означает понимание собственного несовершенства.

Э. Севрус

  • Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.

Л.Толстой

  • Каков бы ни был чужой характер, умный сумеет к нему приладившись, подчинить его собственной воле.

Хитопадеша

  • Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой.
  • Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем.

Вергилий

  • Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов.
  • Основа всякой мудрости - терпение.
  • Мудрость человеческая в терпимости.
  • Вовсе не обязательно, чтобы все люди были велики в своих действиях. Величайшим воплощением силы часто является простое терпение.

Д. Прентис

  • Кто без дела, всегда ему праздник. Терпеньем свершается всякое дело.
  • Если делаешь то, что не следует, терпи то, что не нравится.
  • Тот, кто обладает терпением, может обладать всем, что пожелает.

Б. Франклин

  • Часто за терпение принимают недостаток энергии.

К. Хаббард

  • Иногда терпение украшает мужчину, как женщину украшает скромность, но когда оскорбляют, нужна сила, как в любви нужна смелость.

Хитопадеша

  • Пусть терпение - замороченная кляча, но кляча эта все-таки дотащится.

Р. Эмерсон

  • Терпимость - это любовь, страдающая надменностью.

Д. Джебран

  • Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.

Ж.Лабрюйер

  • Терпение и время достигают большего, чем неистовство силы.