На сегодняшний день 54 государства являются членами Содружества наций. (см. Приложение I рис.1)Общая численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд, то есть примерно 30 % населения мира. С точки зрения численности населения на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек), за которой идут Пакистан, Бангладеш и Нигерия (население каждой из них превышает 100 млн.); самое немногочисленное население у Тувалу -- 11 тыс. Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши. Крупнейшие из них по территории - Канада, Австралия и Индия.

Членство в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности. Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества. Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи с Великобританией -- некоторые из южнотихоокеанских государств находились под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990 -- под управлением ЮАР. В 1995 членом Содружества стал Камерун. Под британским управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций (1920--1946) и по соглашению об опеке с ООН (1946--1961).

Существует лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик, бывшая колония Португалии, была принята в Содружество в 1995 после триумфального восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства в Южной Родезии (теперь Зимбабве) и ЮАР. В 1997 главы государств Содружества всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать как особый и не создающий прецедента на будущее. В 2009 году список стран-членов организации пополнила Руанда, которая официально была принята в Содружество 28 ноября на юбилейном саммите глав государств и правительств стран Содружества, приуроченном к его 60-летию.

Несостоявшееся членство.

Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.

Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество также негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.

Прекращение членства.

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него. В 1972 из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 Пакистан вернулся в состав организации. Фиджи выходило из состава организации в 1987--1997 после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика. В 2009 году Фиджи было исключено из стран-членов Содружества после военного переворота 2006 года.

Зимбабве вышло из Содружества в 2003 после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландия не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.

ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 в связи с неприятием многими членами Содружества -- странами Азии, Африки и Канадой -- политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994, после того, как был положен конец апартеиду.

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в 2000--2001 и с 2006 после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004 и с ноября 2007по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999. В 2002 аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

3 Сферы деятельности

Сегодня Содружество наций осуществляет свою деятельность в двух основных направлениях: распространение норм и принципов демократии и содействие развитию. В рамках этих направления организация осуществляет следующие программы: посредничество в целях достижения мира и безопасности, верховенство закона, права человека, развитие государственного сектора, экономики, человеческого потенциала и устойчивое развитие окружающей среды. Также ведётся сотрудничество в области здравоохранения, образования и спорта.

ЭКОНОМИКА

Экономическое значение колоний для метрополии традиционно было довольно большим. Обладание Империей существенно увеличивало потенциал британской экономики и внешней политики, способствовало сохранению Великобританией статуса великой державы. События второй мировой войны и подъем национально-освободительных движений в мире; резкий рост могущества Советского Союза и США и все большее их вовлечение в дела "третьего мира" способствовали формированию в колониях самостоятельных государственно-территориальных образований. В этих условиях Великобритания попыталась сохранить хотя бы часть своих интересов в бывших колониях, а ныне - независимых государствах. Решение этой проблемы было найдено в пересмотре концепции британского Содружества наций и открытии его "дверей" для всех желающих. Содружество должно было позволить, в какой-то степени, сохранить британские экономические интересы , предотвратить переход освободившихся колоний в социалистический лагерь и связанную с этим национализацию компаний, находящихся в иностранной собственности.

В конце ноября 1961 г. президент Франции де Голль во время своего визита в Англию поставил премьер-министра Макмиллана перед необходимостью выбора между Европой и Содружеством. Однако английское правительство не было готово к тому, чтобы противостоять давлению кругов, связанных с деятельностью английских компаний в странах Содружества. В английском руководстве возникли разногласия. Конференция премьер-министров стран Содружества в сентябре 1962 г. подтвердила «необходимость обеспечения соответствующих гарантий для защиты интересов производителей продовольственных товаров и других сельскохозяйственных продуктов в Содружестве, включая тропические культуры, а также некоторые виды сырья, для которых испрашивалось разрешение беспошлинного ввоза» . В создавшихся условиях английское правительство не могло решиться на окончательный разрыв с Содружеством и отвергло французский ультиматум. 29 января 1963 г. при обсуждении просьбы Англии о приеме в ЕЭС де Голль использовал право вето.

Со временем, однако, приоритеты развития британской экономики изменились: бывшие колониальные интересы перестали быть для нее значимыми. Показателен в этом смысле тот факт, что после завершения второй мировой войны 25% доходов англо-голландской "Юнилевер" проходило по графе "плантации и ЮАК, а в 1962 г. этот показатель не превысил 7%. Постепенное уменьшение таможенных барьеров в результате Бреттон-Вудской и Ямайской конференций позволило Великобритании найти собственную нишу в международном разделении труда, ее зависимость от колониальных рынков сбыта была в значительной степени уничтожена. Научно-техническая революция, в которую новые независимые государства, в отличие от Великобритании, не были достаточно широко вовлечены, сделала продукцию британской промышленности - высокотехнологичные товары как промышленного, так и потребительского назначения - более востребованной на Западе, в развитых странах, чем в освободившихся государствах. Доля промышленно развитых государств в британском экспорте увеличилась с 73.1% в 1970 г. до 80% в 1980 г. и до 79-83% к началу XXI в. Напротив, удельный вес Содружества наций в общем экспорте Великобритании сократился с 64% в 1942 г. до 42% в 1955 г., 27% в 1970 г. и 11% в 1993 г. (см. приложение II табл.1 и график 1)

Значимость экономических связей внутри Содружества как для метрополии, так и для ее бывших колоний стремительно уменьшалась. Эта тенденция была еще более усилена после вступления Британии в Европейский союз, крайне негативно относящийся к попыткам вести независимую от общеевропейской линии экономическую политику в отношении развивающихся стран и отдающего приоритет защите собственных производителей. За десять лет с 1951 по 1961 год английский экспорт в страны бывшей империи упал с 50 до 39%, в то время как в ЕЭС он вырос с 25 до 32%. Хотя сохранившиеся почти 40% экспорта оставались весьма важным компонентом британского торгового баланса, не говоря уже о возраставших английских инвестициях в странах Содружества .

В общем, промышленный и торговый капитал, все более ориентирующийся на развитые страны и вытесняемый из своих бывших вотчин конкурентами из США, Японии, ФРГ, перестал относиться внимательно к проблемам взаимоотношений между Британией и ее бывшими колониями. При этом некоторые отрасли промышленности сохраняют свою зависимость от источников сырья в странах Содружества наций. Наиболее важны в этом смысле связи Британии с ЮАР, откуда поступает более 70% британского импорта золота, 40% - металлов платиновой группы, более 30% ванадия, хрома, магния, 16% асбеста.

В меньшей степени ослабление заинтересованности в странах Содружества относится к британскому финансовому капиталу: Лондон сохранил свой статус главного финансового центра по отношению к странам Содружества, несмотря на попытки Нью-Йорка оттеснить его. В Лондоне до сих пор совершается 28-31% международных валютных операций (в Нью-Йорке - 16%); лондонские банки выдают примерно такую же долю международных банковских кредитов; здесь проходит до трети всех переговоров о международных займах. Лондонское Сити, его банки и страховые компании удерживают важнейшие позиции в странах "третьего мира". Можно утверждать, что именно Содружество, золотовалютные авуары его стран-участниц сохранили немаловажную роль в обеспечении статуса Лондона как крупнейшего финансового центра. Сохраняются громадные капиталовложения Великобритании в ее бывших колониях.

Положительно повлияло на положение Лондона на карте мировых финансов и то, что фунт стерлингов длительное время оставался основной расчетной и платежной единицей для стран Содружества: единое имперское валютное пространство было преобразовано в стерлинговый блок, а затем - в стерлинговую зону, которая просуществовала до 1972 г. Последняя включала в свой состав 64 страны и территории, а ее границы во многом повторяли границы Содружества наций. Согласно Бреттон-Вудским соглашениям, определившим контуры новой мировой финансовой системы, фунт стерлингов выполнял функции второй "резервной" валюты, что, разумеется, способствовало стабилизации стерлингового пространства. Лишь девальвация фунта 18 ноября 1967 г. и общий финансовый кризис привели к демонтажу Бреттон-Вудской системы и окончательной замене фунта стерлингов американским долларом в качестве основной резервной валюты.

Важной сферой экономических взаимосвязей между Великобританией и ее бывшими колониями является помощь, которую она им оказывает, наряду с другими индустриально развитыми странами. Финансовая помощь в виде общей помощи развитию, займов, даров составила в 2000 г. 4664 млн. ф.ст, - всего около 6,6% общего объема помощи развитых стран. Такая помощь играет немалую роль в развитии государств Содружества, которые выступают ее основными получателями (прежде всего Индия, Гана, Бангладеш, Замбия, Уганда, Мозамбик, Танзания), испытывая острую нехватку в капитале. Наряду с финансовой, оказывается и другая помощь, например техническая - передача знаний и опыта, продажа лицензий и патентов, поставки машин, деталей, подготовка специалистов. Разумеется, эта помощь носит, как правило, связанный характер, т.е. использование тех или иных денежных средств ставится в зависимость от выполнения тех или иных условий. Таким образом, предоставление финансовой помощи является важным инструментом Лондона в борьбе за сохранение, укрепление и преумножение своих интересов.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Критическим периодом в истории развития единого оборонного пространства Содружества были годы межвоенного периода и второй мировой войны. И хотя Великобритания формально осталась победительницей, но похороны старой империи и былого имперского единства уже состоялись: доминионы стали независимыми, избавившись от излишней роли Великобритании в определении своей внешней и оборонной политики и вступив в военный союз с США (Канада - в Огденсберге в 1940 г., Австралия и Новая Зеландия - согласно соглашению о создании АНЗЮС, 1952 г.). Но они не вышли из Содружества, используя его как базис для сохранения былых связей и общих традиций, дистанцировавшись, таким образом, и от Соединенных Штатов.

Начавшаяся "холодная война" привела Великобританию к положению "младшего партнера" США на добровольных началах. Лондон отказался от традиционной политики неприсоединения, нейтралитета и "блестящей изоляции". Это было обусловлено необходимостью, с одной стороны, борьбы против коммунизма, которая требовала единого и действительно сильного руководителя, а с другой - положение "партнера" могло обеспечить некоторую, по крайней мере моральную, поддержку США в борьбе против освободительных движений в колониях (потенциально социалистических), а также укрепить позиции Британии в Европе - как посредника в ее отношениях с США. Основываясь на этих соображениях, британский истэблишмент сформулировал доктрину «трех великих сфер», озвученную Черчиллем и предусматривавшую следующие приоритетные направления британской внешней политики: отношения внутри британского Содружества наций и Британской империи, отношения с англоговорящими странами, прежде всего с США, и, наконец, - с ослабленными государствами Европы (последнее предмостное укрепление, разделяющее Ла-Манш и советские танковые армии, или потенциальные новые "плющевые" страны, вынужденные ориентироваться на британскую экономику). Эта доктрина актуальна и в наше время - Содружество наций, Европейский Союз и Североатлантический альянс играют важнейшую роль во внешней политике Великобритании, несмотря на то, что советская угроза уже канула в лету.

Сейчас королевский флот продолжает обладать рядом заморских военно-морских и военно-воздушных баз (в том числе и в странах Содружества наций), что позволяет сохранять свое присутствие в самых отдаленных уголках земного шара и хотя бы в такой урезанной форме поддерживать престиж Великобритании не просто как великой державы, но как великой державы с глобальными интересами.

В наше время, с прекращением крупных вооруженных конфликтов, задачи оборонного характера утратили в определенной степени свое значение: неясны потенциальные противники и эвентуальные угрозы государственной безопасности Великобритании. С одной стороны, огромный рост военной мощи США - страны - союзника Великобритании, к тому же выступавшей в поддержку требований национальной независимости для колониальных и зависимых территорий, - привел к замещению Великобритании Соединенными Штатами в качестве глобального арбитра и лидера западного мира в его противостоянии Востоку. Громадное увеличение международного рынка торговли оружием позволило освободившимся странам организовать собственные вооруженные силы - своеобразный символ их независимости. Ныне страны Содружества или не нуждаются в защите, просто по причине отсутствия противников, или содержат свои армии и флот, уступающие британским по технической оснащенности, зато существенно превосходящие количественно (Индия), или вообще являются партнерами Великобритании в осуществлении глобальной оборонной политики Запада (внутри блоков - Австралия, Канада, Новая Зеландия).

С другой стороны, Великобритания, как и другие развитые страны, все чаще сталкивается с вызовом сил, которых не устраивает статус-кво, существующий миропорядок. Стратегия и тактика борьбы с подобными "диссидентами" еще не отработана. Это ставит вполне понятные проблемы перед вооруженными силами стран Запада, в том числе и британскими.

Британские войска, в той или иной форме, регулярно принимают участие в активных боевых действиях в различных регионах мира. В перспективе британские войска могут сыграть важную роль в урегулировании внутренних беспорядков в странах Содружества и наряду с американскими выступать гарантами международной стабильности. Таким образом, несмотря на оборонную независимость стран Содружества, все они, в то или иной степени, могут рассчитывать на британскую вооруженную помощь, или, что не менее важно, - на угрозу ее применения - немаловажный аргумент для различных любителей независимости.

С этой точки зрения, сохранение связей со странами Содружества наций и попытки их укрепления преследуют цель стабилизации внутреннего и внешнего положения суверенных государств, сохранения их в пределах существующей миросистемы.

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

Важным фактом национальной жизни является язык - язык повседневного общения и деловых людей, интеллектуальной элиты и докеров в порту. Интересы торговли, делопроизводства, управления обусловили постепенное распространение английского языка на территориях империи: метрополия культивировала обучение ему, а позже - и образование на нем. Глубокое проникновение англичан во все сферы жизни общества привело к тому, что их язык постепенно оттеснял местные на второй план. Этот процесс оказался возможным и потому, что территории, подчиненные англичанами, были весьма неоднородными в этническом и лингвистическом плане - иначе говоря, в Африке в состав одной колонии объединялись территории и население десятков племен, никогда до того не живших в составе единого государства. Теперь они вынуждены были как то общаться друг с другом, а города, которые построили англичане, стали крупными центрами притяжения разноязыкой массы туземцев из провинции - эти города стали своеобразными "плавильными котлами" для будущих кенийцев, ганцев и пр. И начинался этот процесс с языка - английский язык позволял объясняться как друг с другом, так и с правительственными чиновниками. Со временем английский язык проник и в глубинку, однако там его присутствие остается под вопросом и по сей день.

Язык метрополии получил распространение на всех территориях империи и долгое время служил неким критерием отличия обитателей империи от других людей, говоривших на французском, немецком, китайском и т.д., и уже поэтому выполнял немалую интеграционную функцию - он делил людей на "своих" и "чужих". В наше время значение английского языка как фактора, объединяющего народы Содружества, сильно сократилось, хотя он и сохраняет свое положение в качестве одного из официальных языков практически повсюду в государствах Содружества. Причин тому несколько. С достижением независимости в бывших колониях, а ныне независимых государствах, повсеместно произошел всплеск лингвистического национализма, ориентировавшегося на возрождение традиционных языков и отказ от наследия колонизаторов-англичан. Вместе с тем необходимость владения английским языком для представителей властной и экономической элит сохранилась, так как английский язык благодаря последовательной гегемонии США и Великобритании в мировой экономике и политике стал мировым языком делового, культурного, интеллектуального, политического общения. Новый статус английского языка способствовал тому, что старое деление на "своих" "чужих" во многом утратило актуальность. Львиная доля всех договоров, соглашений, контрактов в современном мире заключается именно на английском, а потому предпринимателям из, предположим, Индии, столь же просто договориться с компанией из Квебека, Германии или Китая, как и с ливерпульской или шеффилдской. В общем, тот факт, что лучше всего на классическом английском говорят выпускники Оксфорда и Кембриджа отнюдь не прибавляет очков Великобритании и вообще народам, для которых английский язык является родным.

Несколько иначе обстоит дело в сфере культуры, особенно в том, что касается культуры письменной. Очевидно, что британское искусство, литература и т.д., придя в страны империи вслед за языком, оказали немалое влияние на культурную жизнь и развитие этих стран. Разумеется, такое влияние первоначально было достоянием лишь интеллектуальных элит, однако впоследствии, когда нормой жизни состоятельных коренных жителей колоний стала отправка детей на учебу в Англию, а университеты по британскому образцу начали открываться и в самих колониях, сформировался определенный социальный слой, подвергшийся влиянию британской культуры. Напротив, автохтонная культура здесь оставалась зачастую лишь на задворках подсознания. Страта англизированной элиты никогда не была слишком широкой, но всегда - наиболее влиятельной. Высшие слои общества, призванные управлять, неизбежно должны были усвоить и английский язык, и британскую (а с ней - и западную) культуру, а так как при этом они отрывались от собственных корней, сохранение той или иной ассоциации с метрополией, по крайней мере, культурной, оставалось их целью даже наряду со стремлением к государственной независимости (опять же позаимствованной из идеологического багажа европейской культуры).

Когда колонии стали независимыми государствами, влияние было дополнено резко усилившимся влиянием культур других европейских государств и, видимо, сохраняется, хотя и в несколько урезанном виде, и по сей день.

Вплотную к вопросам единства культурного пространства примыкает вопрос единства религиозного. На заре истории империи этот фактор - единство людей, верующих в Христа на протестантский (англиканский) манер, - являлся, возможно, важнейшим. Единство колонистов как протестантов не в меньшей мере, чем их единство как англичан, позволило создать Канаду и Австралию, Южно-Африканский союз и Новую 3еландию. Немалое воздействие оказала религия и на англизированные элиты не-белых колоний. Обмирщение общественного сознания и распространение атеизма, материализма привели к постепенному упадку значения религии в жизни государств Содружества. Сейчас она удерживает определенные, не слишком значимые позиции в метрополии и бывших доминионах, хотя эту религию можно назвать христианской лишь с некоторой натяжкой: она сохранилась как сильно формализованная, но неотъемлемая часть классической британской культуры - и не более того. В колониях же вера в Христа, слабая на Британских островах и у потомков переселенцев оттуда, приняла очень странный облик, оптимизированная под один из приводных ремней правящих элит. Сложно говорить о том, влияют ли хотя бы каким-нибудь образом религиозные факторы на отношения между государствами Содружества, или нет. Даже если ответ на этот вопрос будет положительным, то они являются, наверное, одними из наименее существенных элементов в сложной мозаике отношений между странами Содружества.

Развитие британского Содружества наций отнюдь не было линейным или одномерным процессом, захватывая многие и многие сферы жизни общества. В наше время оно действительно утратило во многом свои позиции, что вполне объяснимо: Британия не в силах поддерживать свой великодержавный статус, ей не по силам глобальное присутствие и ответственная политика в странах "третьего мира". Ее членство в Содружестве, ее роль в нем является некоей результирующей факторов, названных выше - экономических, военно-политических, культурных и пр. Точно так же, другие страны Содружества, будучи участниками этой системы, соизмеряют свои обязательства стран-участниц со своим государственными интересами. Эти интересы носят, в основном, конъюнктурный характер, так как концепции внешней политики государств Юга не могут опереться на устойчивую традицию и вынуждены подчиняться колебаниям взглядов акторов системы - великих держав Запада и Востока. Напротив, в отношениях между странами британской культуры традиционные факторы превалируют над конъюнктурными - «словно говоря, для жителей Оттавы существенно важнее сохраняющиеся культурные связи и британское политическое, культурное и другое наследие, чем прибыльность Межгосударственной торговли. Это обусловлено прежде всего высоким жизненным уровнем этих стран, позволяющим населению задумываться не только о пропитании, но и о чем-нибудь еще. Это относится и к англизированным элитам стран "третьего мира". Можно утверждать, что Содружество наций покоится на трех китах: британской культуре, англизированных элитах Юга и единстве англосаксонской расы "переселенческих колоний". Такое положение, вероятно, будет сохраняться и впредь, несмотря на то, что значимость его элементов постепенно ослабевает.


Заключение

За минувшие 50 лет мир сильно изменился - изменение претерпела и мотивация государств - членов Содружества. Связывает ли такие государства, как Индия и Сингапур, Нигерия и Бермудские острова, что-либо, кроме записи в книге национальной истории?

Ответ на этот вопрос во многом будет ответом на вопрос об эффективности Содружества, его реальности и "нужности" для отдельных стран-участниц. Связи между этими государствами, хотя бы и существенно потерявшие в весе, до сих пор охватывают многие сферы жизни обществ и государств - бывших участников империи.

Содружество - это осколок прошлого, способствующий сохранению каких-то остатков связей, их значимости для стран-участниц; Содружество - это памятник единству британского народа и, что более актуально, -британской культуры (и политической также); Содружество - это важный элемент существующей системы международных отношений. Эти три постулата в значительной степени характеризуют современное положение Содружества наций и тех наций, которые входят в его состав. Общее прошлое стран-участниц оставило о себе неоднозначную память. Положительные и отрицательные последствия колониального периода до сих пор оказывают существенное влияние на политику и экономику новых государств.

Современное Содружество наций сильно отличается от той организации, с которой начинался процесс эволюции. В отличие от громоздкой бюрократической системы управления колониями, провоцировавшей массу конфликтов с местными политическими элитами, существующая структура полностью соответствует британским интересам уже по тому, что выгодна бывшим колониям, хотя была создана по инициативе Лондона.

Сейчас Содружество позиционируется исключительно как объединение демократических стран. В этом контексте интересно, что даже такое принципиально важное событие как вступление Мозамбика в организацию никак особенно отмечалось, чтобы не напоминать лишний раз, что все остальные члены Содружества – бывшие британские колонии.

Англия сделала большой вклад в развитие культуры и образования колоний в период существования империи. Программы Содружества наций, направленные на развитие человеческого потенциала являются естественным продолжением еще имперской политики по развитию колоний. Точно то же самое касается и стимулирование многосторонних экономических связей в рамках организации, стимулирования кооперации между развивающимися странами объединения – они выгодны Великобритании в том контексте, что развивают саму организацию. Динамично развивающиеся государства объединения – это огромный вклад и в развитие британской экономики. Если проанализировать совокупность всех гуманитарных программ организации, то становится очевидно, что их общей целью является создание единого динамично развивающегося социально-экономического и культурного организма на пространствах, составлявших Британскую Империю.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Утратив промышленную монополию, Великобритания по-прежнему являлась крупнейшей колониальной державой. Под ее владычеством находилось около 500 млн человек. Территория метрополии была меньше колоний в 140 раз. По государственноправовому статуту британские владения делились на четыре группы: доминионы, протектораты, колонии и подмандатные территории.

Так, доминионы (в пер. с англ. – владение) – Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз – пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они имели не только собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями, как, например, Австралия. Протекторатами становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них колониальная политика осуществлялась в форме косвенного управления: существовало два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам. В отличие от губернаторов доминионов, которые, скорее, представляли интересы британской короны, губернаторы протекторатов были полновластными хозяевами подчиненных стран. Наряду с ними была туземная администрация (местные правители, вожди), которая пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями: правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Колониями являлись зависимые территории, которые напрямую управлялись и подчинялись Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таковых. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты.

Тем не менее под давлением национально-освободительного движения, расширявшегося в результате развития собственных экономик, становления национальной буржуазии, система колониального управления поэтапно реорганизовывалась. Менялись типы колониальной политики Великобритании. В 1917 г. на имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. Участвуя в работе Парижской мирной конференции, делегация Канады добилась для доминионов права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций. На состоявшейся в 1923 г. имперской конференции Англия признала за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Англией. Английское правительство в 1919–1921 гг. было вынуждено признать независимость Афганистана, Египта, перевести в разряд доминионов Ирландию. Однако и после предоставления этим странам независимости английский капитал сохранял там ключевые позиции в экономике. Тысячи английских советников оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств этих стран. Сильное влияние Англии испытывали правительства Ирана, Китая, Турции. В 1921 г. по Англо-ирландскому договору шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от Англии и образовали доминион Британской империи под названием Ирландское свободное государство.

Чтобы сохранить контроль над ресурсами этих стран в новой форме – в форме косвенного (непрямого) управления, на обще- имперских конференциях доминионов в 1926 и 1930 гг. была разработана Конституция Британской империи. 11 декабря 1931 г. вступил в силу Вестминстерский статут. Он закрепил объединение английских доминионов в Британское содружество наций и создал конфедерацию. В статуте записано, что Великобритания и доминионы – "суть автономные государственные единицы Британской империи, равные по статуту, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций". Система колониального управления была существенно трансформирована. По Вестминстерскому статуту английский король официально объявлялся главой Британского содружества наций, куда входили: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд. Акт отменил право правительства Великобритании вмешиваться во внутренние дела доминионов. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. уже не распространялся на доминионы. Вестминстерский статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях.

Теперь английский парламент не мог издавать законы для доминионов иначе, как по их просьбе или с их согласия. Законы, принятые парламентами доминионов, не могли быть отменены, даже если они противоречили английским законам. В статуте имелась примечательная оговорка: "Однако начало равенства и сходства, присвоенные статусу, не распространяются универсальным образом на функции". Генерал-губернатор доминиона мог назначаться королем только по рекомендации премьер-министра доминиона. Он считался уже не уполномоченным правительства метрополии, а только представителем короля. Кроме генерал- губернатора, в доминионы были направлены послы Великобритании, именовавшиеся высокими комиссарами. Их роль формально сводилась к дипломатическому представительству. Со своей стороны доминионы получили право назначать таких же представителей (послов) в метрополию. Вестминстерский статут расширил государственную самостоятельность доминионов, устранил ряд разногласий между буржуазией доминионов и метрополии. При всем том положение колоний, протекторатов и мандатных территорий осталось прежним. Для решения важнейших вопросов стали ежегодно созываться имперские конференции премьер- министров стран Британского содружества наций.

После Второй мировой войны наступил период всплеска национально-освободительного движения в колониях. Индия, Пакистан, Цейлон в 1946 г. получили статус доминиона. В результате колониальных войн добились независимости Гана, Малайская Федерация (1957 г.). В 1960 г. стали независимыми Кипр и Нигерия. На многочисленных конституционных конференциях 40–60-х гг. XX в., на которых обсуждались будущее британских владений, их государственное устройство, Великобритания, формально в них участвовавшая в качестве посредника, в действительности стремилась сохранить британское присутствие во всех сферах будущих независимых государств. И это ей удалось. Так, чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". Однако в 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

В современном виде Содружество – это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Казалось бы, конфедерации обречены на распад, но опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально- экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.

Война американских британских колоний за независимость закончилась, как известно, победой колоний. Британская Империя потеряла 13 колоний, оставив за собой на североамериканском континенте только Канаду.

В связи с этим в метрополии началось формирование двух различных точек зрения на дальнейшую политику Британии в отношении заморских владений. Сторонники одной ратовали за расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке , а сторонники второй считали, что расширять влияние, безусловно, необходимо, но нужно допустить в колониях развитие самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний.

Постепенно начали проводить реформы, в результате которых стали ещё более очевидны различия между тем колониями, в которых освоение территорий велось переселенцами из Британии и где уже имелись перспективы на развитие самоуправления, и теми территориями, где после завоевания были установлены прямые формы британского управления.

Несмотря на массу различий, и те, и другие колонии как более-менее самостоятельное государственное образование с местным правительством,которое обладало правом проводить независимую политику.

Подобный подход давал толчок развитию в колониях парламентских форм правления и возможность устанавливать власть закона. Последнему немало способствовало распространение английского языка, его использование в административной и образовательной сферах.

Пока в метрополии обсуждали вопросы о развитии самоуправления в колониях, Канада взяла инициативу в свои руки и в 1837 году Верхняя и Нижняя Канада восстали. Главным требованием было закрепление прав колониального самоуправления, которые впервые были установлены американскими революционерами 60 лет назад.

Представители власти отреагировали достаточно оперативно и в 1839 году лорд Дарем, генерал-губернатор Британской Северной Америки, выступил с предложением сформировать в колониях правительственный кабинет по аналогии с британским.

Эта колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть получали право осуществлять контроль над внутренней политикой, однако за Великобританией сохранялось право решающего голоса в следующих сферах колониальной политики:

  • контроль за государственными землями,
  • форма колониальных конституций,
  • внешняя политика,
  • внешняя торговля,
  • оборона.

Все эти ограничения были отменены ещё до конца Первой мировой войны.

Развитие

Термин "Содружество Наций" был впервые использован британским премьер-министром лордом Розберри в 1884 году. Официально база новой колониальной политики и статус Содружества были закреплены на колониальной конференции, состоявшейся в 1887 году в Лондоне .

Наиболее развитые колонии приобрели статус доминионов. Теперь они стали, де-юре, автономными квазигосударственными образованиями, а де-факто - независимыми государствам. Впрочем, это никак не повлияло на их вхождение в состав Британского Содружества наций - объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю.


В числе первых выделившихся доминионов были Канада, Австралийский Союз и Новая Зеландия, позднее - Южно-Африканский Союз, Доминион Ньюфаундленд и Ирландия.

Одним из наиболее значимых этапов в истории Содружества стала Вторая Мировая война . После её окончания, а точнее - с 1946 года из "Британского Содружества наций" это объединение стало просто "Содружеством наций".

События в Индии , которая в 1947 году приобрела независимость и установила на своей территории республиканскую форму правления, подтолкнули к основательному пересмотру положений о существовании Содружества.

Помимо смены названия, были откорректированы и цели деятельности объединения: теперь во главу угла ставятся гуманитарные миссии, образовательная деятельность и прочее. В рамках Содружества государства, различные по уровню развития и характеру экономики, получили возможность сотрудничать на новом уровне как равноправные партнёры.

Согласно новым договорённостям, каждая из стран Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из организации.

Страны-участницы

В состав Содружества на сегодняшний день входит 17 стран (не считая Великобританию), которые также называют Королевствами Содружества. Общая численность населения стран Содружества составляет порядка 1,8 млрд, это примерно 30% всего населения планеты. Формально главой этих государств признаётся британский монарх, которого представляет генерал-губернатор.

Это не мешает большинству стран-участниц не признавать власть британской короны, что никоим образом не влияет на их статус в рамках Содружества. Оно изначально является не политической организацией и потому Великобритания не имеет права вмешиваться в политику его участниц.

Далеко не все страны , входящие сегодня в Содружества имели колониальные связи с Британской Империей. Первой из таких стран, присоединившейся к организации стал Мозамбик. В состав Содружества никогда не входили: Бирма и Аден, Египет, Израиль, Ирак, Бахрейн, Иордания, Кувейт, Катар и Оман. Были случаи выхода из состава Содружества (Зимбабве), в том числе с последующим восстановлением членства. К примеру, так было с Пакистаном, ЮАР.

Структура Британского Содружества

Главой Содружества Наций является британский монарх , на сегодняшний день этот пост занимает Елизавета II. Пост главы Содружества не является титулом и не передаётся по наследству. При смене монарха главы правительств стран-участниц Содружества предстоит принять формальное решение о назначении нового главы организации.

Административное руководство осуществляется Секретариатом, штаб-квартира которого с 1965 года находится в Лондоне. С 2008 года Секретариат Содружества возглавляет Камалеш Шарма (Индия).

  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Содружество Наций".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Британская Империя".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Заморские территории".
  • Большая Советская Энциклопедия
  • Энциклопедия Кругосвет
Содружество наций Британское Содружество наций – ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха как символ свободного единения.
В Содружество входят (на конец 2009): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южноафриканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа-Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивы, Сент-Китс и Невис, Бруней, Вануату, Руанда.
Британское Содружество наций пришла на смену Британской империи, которая с начала 20 в. начала постепенно терять свои колонии.
Сначала потеряли характер колоний населенные преимущественно британскими колонистами заморские территории. Статус доминиона, то есть самоуправляющейся территории получили Канада – с 1867 года, Австралия – с 1901 года, Новая Зеландия – с 1907 года. Впоследствии доминионами стали Цейлон (теперь – Шри Ланка) и некоторые другие колонии с местным населением. В 1931 году отдельным парламентским актом вместо термина «империя» внедрялось понятие Commonwealth (Содружество). Образовывалась Британское содружество наций, то есть союз формально равноправных государств, основанный на «общей преданности короне». В 1949-1952 в организационных структурах Содружества произошли существенные изменения, направленные на утверждение суверенитета его членов. Из названия Содружества выпало определение «Британская», а принцип преданности короне является обязательным. С 1965 года руководящим органом Содружества наций стали конференции его членов. При генеральном секретаре Содружества стал функционировать постоянный секретариат. Он взял на себя функции, выполнявший ранее кабинет министров Великобритании и ликвидированное после образования секретариата министерство по делам Содружества.
Британская империя начала эволюционировать еще со времен Декларации Бальфура, которая была провозглашена на Имперской конференции 1926 г. и была формализована в декларации Вестминстерского статуту 1931 г.
Во времена правления королевы Елизаветы II завершился распад Британской империи – и полностью формализувалася Содружество Наций, которая объединила большинство бывших британских владений. Теперь главной ролью главы Содружества, которой сейчас является королева, стала необходимость поддерживать связи стран Содружества между собой и с бывшей метрополией. Королева часто играла важную роль в восстановлении нарушенных отношений со странами Содружества и сглаживании противоречий.
В 2007 г. были обнаружены секретные документы, свидетельствующие о том, что в 1956 г. французский премьер Ги Молле и британский премьер Энтони Иден обсуждали возможность союза Великобритании и Франции. При этом не исключалось, что Елизавета II может стать главой государства во Франции [Источник?]
Как конституционный монарх, Елизавета II не должен выражать публично свои политические симпатии или антипатии. Она всегда выполняла это правило, действуя непублично – поэтому ее политические взгляды остаются невыясненными. Но существуют свидетельства, что королева склоняется к точке зрения так называемой «Одной нации». Во время правления Маргарет Тэтчер было известно, что королева беспокоилась за того, что ее политика может привести к серьезным социальным проблемам. Известно, что Маргарет Тэтчер однажды сказала: «Проблема в том, что королева относится к тому типу женщин, которые могут проголосовать за Социал-демократическую партию."

Британская автомобильная компания Rolls-Royce сегодня работает над созданием нового купе под названием Ghost. Компания позиционирует новый супер-автомобиль, как самый высокоскоростной автомобиль за всю историю существования "элитного" бренда.

Содружество наций - объединение независимых государств, куда входит Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты. Страны, входящие в этот союз, не имеют политической власти друг над другом. Начало ему было положено еще в 1887 году, в 1926-м была принята Декларация Бальфура, а закреплен статус Содружества 11 декабря 1931 года (Вестминстерским статутом). После чего Содружество напоминало некий союз стран, объединенных с Великобританией личной унией.

С чего все начиналось

Основа была положена еще в XIX веке, а в начале тридцатых годов XX-го века был принят статут, определяющий права государства-члена организации. Согласно документу 1931 года, монарх Великобритании является главой каждой страны, признавшей Вестминстерский статут и входящей в Британское Содружество наций.

Одновременно документ устанавливал правовое положение доминионов, а также ввел в действие решения конференций 1926 и 1930 годов. В итоге доминионы признавались фактически независимыми государствами, полностью равными с Британией, законы Англии также не могли распространяться на них без их согласия.

В 1947 году ситуация изменилась: с превращением Индии в республиканскую страну и вытекающим отсюда отказом признавать британского монарха главой государства пришлось кардинально пересмотреть основы объединения. Изменилось название, а также цели организации - приоритетными стали гуманитарные миссии, образовательные проекты и т. д.

На данный момент входящие в Содружество наций страны (числом 53) демонстрируют различный подход к управлению государством. Из них только 16 - Королевства Содружества, признающие Елизавету II главой государства.

Государства, входящие в объединение

Путь к имеющейся в XXI веке ситуации был долог. Государства присоединялись и выходили из союза, приостанавливали членство и возобновляли его (особенно показателен здесь пример Фиджи, членство которого было приостановлено союзом ввиду проблем с демократией в стране).

Однако процес по-прежнему идет, формируя и изменяя современное Содружество наций. Список стран дан согласно информации на официальном сайте:

  • Антигуа и Барбуда;
  • Бангладеш;
  • Ботсвана;
  • Канада;
  • Фиджи (восстановлены в качестве полноправного члена с 26 сентября 2014 года);
  • Гайана;
  • Кения;
  • Малави;
  • Мальта;
  • Намибия;
  • Нигерия;
  • Руанда;
  • Сейшельские острова;
  • Соломоновы острова;
  • Сент-Китс и Невис;
  • Тонга;
  • Уганда;
  • Вануату;
  • Австралия;
  • Барбадос;
  • Бруней;
  • Кипр;
  • Гана;
  • Индия;
  • Кирибати;
  • Малайзия;
  • Маврикий;
  • Науру;
  • Пакистан;
  • Сент-Лючия;
  • Сьерра-Леоне;
  • Южная Африка;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Великобритания;
  • Замбия;
  • Багамы;
  • Белиз;
  • Камерун;
  • Доминика;
  • Гренада;
  • Ямайка;
  • Лесото;
  • Мальдивы;
  • Мозамбик;
  • Новая Зеландия;
  • Папуа Новая Гвинея;
  • Самоа;
  • Сингапур;
  • Шри Ланка;
  • Свазиленд;
  • Тувалу;
  • Танзания.

Входящие в Содружество наций страны объединены не только договорами и актами, но также и культурно и лингвистически: в 11 странах английский является одним из официальных языков, а в других 11 - единственным официальным языком.

Правительство Содружества наций

Как указывается на официальном сайте, это добровольное объединение стран с общими ценностями. Королева Елизавета II формально возглавляет Британское Содружество наций (список стран-членов этой организации один из крупнейших в мире), текущее же административное руководство осуществляет Секретариат.

По форме управления внутри союза распределение следующее: 32 государства являются республиками, 5 - национальные монархии, и 16 признают главой британскую королеву, представленную в каждой стране генерал-губернатором. При этом она не выполняет никаких формальных функций или обязанностей.

Бизнес

Составляющий Содружество наций список стран впечатляет - государства разделяются на четыре различных категории, по классификации Мирового банка (рейтинг обновляется ежегодно, отражает валовой национальный доход на душу населения за предыдущий год). Из них 11 с высоким уровнем дохода, 14 - с доходом выше среднего, 18 - ниже среднего, и 10 - с низким уровнем ВНД.

Страны союза лидируют во многих отраслях по всему миру: среди примеров - добыча драгоценных камней и металлов, информационные технологии, туризм.

Формирование Содружества

Первыми странами, членами объединения, были Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка. Они присоединились к Содружеству наций в 1931 году. Пакистан и Индия вошли в состав союза в 1947 году. Шри-Ланка - в 1948 году. Все вместе они формируют список государств - старейших членов объединения.

В 1957 году к ним присоединилась Гана.

В шестидесятых годах Британское Содружество наций получило новое пополнение: к союзу присоединились Нигерия (1960 г.), Сьерра-Леоне и Танзания (1961 г.), Уганда (1962 г.), Кения (1963 г.), Замбия (1964 г.). Далее - Гайана, Ботсвана и Лесото (1966 год), Свазиленд (1968 г.)

Бангладеш присоединился к объединению в 1972 году, Папуа Новая Гвинея - в 1975 г.

И, наконец, завершает список стран Намибия (1990 г.), Мозамбик и Камерун (1995 г.), Руанда (2009 г.)

Население

По количеству населения Содружество Наций насчитывает 2,2 миллиарда человек. Ожидаемо лидирует Индия - 1236.7 миллионов. Сильно отстают от нее находящиеся примерно на одном уровне Пакистан, Нигерия и Бангладеш - 179.2 миллиона, 168.8 миллиона и 154.7 миллиона соответственно. На четвертом месте, как ни странно, Великобритания (все числа и данные взяты с официального сайта Содружества) - ее население согласно последним данным составляет 62.8 миллиона человек.

Огромную по населяет всего 34.8 миллионов, а материк Австралия принадлежит 23.1 миллиону человек.

Здравоохранение и продолжительность жизни

Зато в области здоровья и благополучия все вполне ожидаемо - наибольшая средняя в Австралии и Сингапуре (82 года), Канаде и Новой Зеландии (81 год), в Великобритании, на Кипре и на Мальте (80 лет). На последнем месте Сьерра-Леоне - всего 45 лет (по данным за 2012 год).

Эта же страна лидирует по уровню смертности детей и новорожденных, а также матерей (по данным за 2010-2012 гг.). При том Сьерра-Леоне - государство с одним из самых высоких уровней рождаемости в Содружестве.

Мозамбик и Руанда

На протяжении десятилетий принимались различные акты и составлялись другие документы, регулирующие действия объединения, что в нем можно, что нельзя. Единого документа, как и конституции, нет. Основой для вступления является связь с Великобританией - дорога к членству в Содружестве открыта для бывших колоний, протекторатов и доминионов. Из этого правила, однако, было два исключения: Мозамбик, бывшая колония Португалии, и Руанда, бывшая колония Бельгии и Германии.

Первая из них - одна из беднейших стран мира. Мозамбик - это государство, входящее в Содружество наций «не по праву, а по милости». Он попал в состав после того, как все соседи-члены объединения высказали просьбу о присоединении Мозамбика (такова одна из теорий).

Предыстория такова: после обретения независимости в 1975 году были проведены серьезные реформы, а также изгнаны большинство португальских поселенцев. Началась гражданская война, сопровождавшаяся серьезными жертвами среди населения и миграцией большого количества беженцев.

Война закончилась только в 1992 году - ничего удивительного, что страна находилась в упадке. Членство в Содружестве в целом выгодно для государства - это утверждение справедливо и для Руанды, которая также успела пережить тяжелые времена (в том числе геноцид).

Роль и цели по отношению к своим членам

Сегодня входящие в Британское Содружество наций страны ведут свою деятельность в двух направлениях - распространение принципов и норм демократии и содействие развитию. Это второй по величине, после ООН, международный союз. Английский играет очень важную объединяющую роль, тем более что сейчас этот язык стал одним из способов делового общения.

Великобритания и другие осуществляют в рамках союза различные гуманитарные миссии, оказывают поддержку в экономической и других сферах. Хотя формально все страны-члены Содружества являются независимыми, подобная помощь способствует влиянию оказывающих ее на тех, кто в ней нуждается.

Роль Великобритании внутри союза

На протяжении истории, начиная с формирования объединения и далее, роль и отношение Великобритании к этому союзу менялась. В первой половине XX-го века он упоминался не иначе, как Со временем приоритеты политиков сдвинулись в сторону Евросоюза, который выглядел весьма перспективным. Однако в свете последних тенденций в ЕС, идея укрепления и развития связей может выглядеть все более привлекательной, учитывая то, насколько обширный формирующий Содружество наций список государств.

В поддержку этого курса можно толковать и поведение Великобритании в отношении Австралии. В этой стране сторонники республиканской формы правления имеют весьма сильные позиции, и разговоры о выходе из Содружества звучат регулярно.

Визиты в Австралию членов британской королевской семьи, а также свадьба в 2011 году принца Уильяма и Кейт Миддлтон сыграли свою роль в повышении престижа По прозвучавшим в 2011 году заявлениям британских дипломатов, эти визиты свели на нет возможность превращения Австралии в республику в ближайшее время.

Посещение королевы Елизаветы II и а также королевская свадьба подогрели интерес австралийцев, однако, чиновники также сообщили, австралийское общество в перспективе будет стремиться к тому, чтобы уйти из-под власти королевы, пусть даже эта власть только символическая.

В заявлении МИД Великобритании указано, что демографические изменения в стране ведут к сокращению количества граждан, так или иначе чувствующих свою связь с Англией. В то же время большой процент населения считает, что создание республики - неотъемлемый этап становления государства.

Некоторые другие страны, входящие в Содружество наций, впрочем, поддерживают идею более тесного сотрудничества. Подобные предложения уже высказывались, однако не получили поддержки большинства из-за опасений перед имперскими амбициями Великобритании.

Вероятность интеграции все же невысока - слишком разный уровень развития не способствует взаимодополняемости вырабатываемой продукции, скорее страны, находящиеся на более низком уровне, конкурируют, так как вырабатывают одни и те же или сходные товары. Тем не менее им выгодна поддержка со стороны более развитых. Серьезным недостатком Содружества, однако, считается то, что оно не имеет сильных механизмов влияния на своих членов - единственным вариантом является приостановление членства в организации.