Формирование японского меча, который на самом деле не меч, а более похож на саблю (так как заострен только с одной стороны и изогнут, когда клинок меча симметричный и обоюдоострый) - но и не сабля (ранние самурайские клинки были прямыми и походили на меч), происходило на протяжении периода Нара (710 - 794) и Хэйан (794 - 1195). Японский меч сам по себе не является исконно японским, так как формировался под воздействием таких великих культур как китайская, корейская и многих других. В периоды Нара и Хэйан самурайский меч сформировался именно таким, каким мы видим его сегодня (по крайней мере большие из его разновидностей): изогнутый клинок из слоистой стали заточенный с одной стороны, и более-менее длинной, а также такой же изогнутой рукояткой. Конструктивные особенности самурайского меча (в частности Катана) определили путь развития владения самурайским мечом и сформировали классы пехотных и конных войск.

Являясь олицетворением жизни самураев ушедших времен, их обычаев и традиций, японский меч, как и много веков назад, развивался на протяжении всего времени. Это не просто боевой оружие - этот совершенный меч можно назвать настоящим произведением искусства! Меч являлся одной из древних регалей императора, был предметом ритуальным и даже считался магическим. С появлением нового современного оружия место меча остается неизменным. Это своего рода символ Японии, его история, которая хранится и чтится.

Как известно самурай носил при себе два меча: основной и дополнительный (или запасной).

Катана (изогнутый японский меч) - это самый распространенный вид боевого оружия, в то же время он также являлся гражданским оружием самурая. Длина клинка Катаны колебалась в пределах от 61 до 76 см, длина рукояти - около 30 см, толщина со стороны лезвия достигала толщины волоса и тоньше. Рукоять Катана в большинстве своем деревянная, обтянутая кожей ската, акулы (чтобы не скользила в руках), либо тканью с обмоткой из шелковой тесьмы. Гарда Катаны имеет в большинстве своем круглую или лепестковую, сложную ажурную форму, нередко украшалась резьбой или чеканкой, более дорогие экземпляры - вставками из драгоценных металлов (золота или серебра), слоновой кости. Ножны Катаны изготавливались из дерева магнолии, покрывались лаком (черным или цветным) и украшались накладками из бронзы. Часто в устье ножен могли располагаться маленькие ножи, для которых предусматривались специальные гнезда. Рукоятки этих ножей декорировались в одном стиле с мечом. Ценные клинки всегда помечались подписью мастера, на некоторых ставилось число. Эксклюзивные клинки украшались гравировкой, исполненной резцом. Чаще всего узоры отображали обвивающих или грызущих копье драконов, гербы, девизы, реже - фигуры божеств.

Самым прекрасным предметом искусства для японца был клинок его меча. С давних времен этому оружию предавали огромное значение. Катана как реликвия передавался от отца к сыну. Не зря говорят, что хорошее оружие обладает душой. Поэтому профессия кузнеца пользовалась небывалым уважением, даже знатные люди занимались этим ремеслом, доведя до совершенства процесс ковки и закалки клинков. Изготовление мечей - долгий и трудоемкий процесс, он мог занимать многие месяцы. Именно поэтому стоимость некоторых клинков доходила до баснословных размеров.

Катана - оружие, способное одним ударом избавить противника от головы. Чтобы облегчить рубящий удар, при этом сделав его более сильным, центр тяжести смещали ближе к острию. Проверка готовой Катаны могла быть как поэтичной, так и драматичной. Первый способ заключался в том, что меч должен был перерезать лист, плывущий по реке. Второй способ - на живом человеке, чаще первом встречном нищем.

Культура использования Катаны довольно сложна. Повернуть ножны так, будто намереваясь обнажить меч, считалось вызовом. Демонстрация обнаженного меча считалась большим оскорблением, исключение - если это делалось с целью предоставить возможность друзьям оценить красоту уникального экземпляра. В этих случаях меч демонстрировали со стороны обуха, обращая лезвием к себе. Выдвигать клинок полагалось постепенно, любуясь им по частям; полностью клинок показывался только на большом расстоянии и по просьбе гостя. После клинок следовало тщательно протереть специальным полотенцем и так же аккуратно вложить в ножны. Меньшие мечи снимались хозяином и гостем лишь в случае продолжительного визита.

Смертельным оскорблением (можно было расценивать как предложение сделать «харакири») считалось, если, разговаривая, положить меч на пол и толкнуть рукоять в сторону собеседника. Войти в дом своего друга с мечом было непозволительно, и говорило о разрыве дружбы. Его следовало оставить слуге, причем последний должен был принять его шелковым платком. Затем меч помещали на особую подставку (Катанакакэ), которая находилась в почетном месте возле гостя, с правой стороны от своего хозяина.

Вакидзаси - короткий японский меч. Носили его в паре с Катаной в качестве короткого меча (в ранние периоды вместо Вакидзаси в паре носили кинжал Танто). Общая длина Вакидзаси - 50-80 см, длина клинка - 30-61 см. Клинок - односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси носили на поясе лезвием вверх. Он всегда был при самурае. Даже входя в помещение, если Катана оставлялся на катанакакэ или у слуги, Вакидзаси всегда оставался при своем хозяине, исключением было лишь длительное пребывание в гостях. Его часто называли «хранителем чести».

Вакидзаси использовался в качестве оружия, когда Катану нельзя было применить. Также при помощи Вакидзаси могло совершаться ритуальное самоубийство («сэппука»), если у самурая не было специального кинжала Кусунгобу.
Еще одним отличием от Катаны является то, что меч Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам, использующим его в качестве полноценного оружия.

Далеко не секрет, что в своей истории самурайский меч прошёл не одну гражданскую войну, а также был закалён огнём Мировых войн. В период становления японской армии и флота нередко можно было встретить боевые армейские мечи со старыми клинками, перенесёнными из великих самурайских мечей типов Катана и Вакидзаси. Культура ношения мечей также претерпела некоторые изменения, поэтому мечи стали носить либо на кожаной петле, либо просто заткнув за пояс. Наиболее распространенной модификации является модификация с одной или двумя обоймицами (аси) на ножнах, помещённых в проходной кожаный чехол. К примеру, Вакидзаси, приспособленный для использования во время второй мировой войны, в большинстве своём встречался со съёмным проходным чехлом из коричневой кожи, наличие которого предполагает армейское использование, снабжённым одной либо двумя обоймицами. Наличие двух обоймиц более характерно для подразделений морской пехоты. Кожаная петля, предназначенная для крепления меча в ножнах, обматывалась вокруг муфты рукояти (фути), а ремешок проходил через отверстие в гарде (цубе) и пристёгивался к походным ножнам. Другими менее распространёнными модификациями являлись удаление куриката (ушко для шнура, закрепляющего ножны на поясе) и дополнение рукояти меча металической петлёй для темляка (сарутэ).

Позже (30е годы ХХ века) пришло время введения регламентированных образцов армейских мечей и традиционные мечи стали редкостью. Армейский устав по обмундированию не был суров, позволяя офицерам носить оружие по их предпочтению (в том числе фамильные мечи). В отличии от армии, на флоте были более строгие правила. Существовали определённые образцы морского меча (Кю-гунто), декор которого зависел от ранга его обладателя.
На фоне обострения войны с Китаем и усиливающегося давления со стороны Запада, происходило возрождение японских традиций, подъём японского национализма, что выразилось и в повышенном интересе к традиционным японским мечам, самурайским мечам. В результате такого обращения к истокам культуры возродился и катана, правда предстал он в современном обличии - с новой гарнитурой и клинками. Он мог иметь как современную гарду, муфту и набалдашник декорированные в одном стиле, так и старую традиционную гарнитуру. К примеру, в период Сёва нередко встречалась латунная гарнитура с рельефным изображение сакуры или бамбуковых листьев; латунные муфты также поддерживали растительную тематику оформления меча. Катану периода Сёва часто ошибочно принимают за самурайские мечи. Клинки их обычно подписаны и, несмотря на масляную закалку, достаточно хорошего качества.

Но всё же, как бы не был хорош новый модифицированный Катана или Вакидзаси, качеств традиционных самурайских мечей им не перенять. Они стали лишь средством ведения боя и военных действий часто были не регламентированы уставом. Сейчас они расцениваются как «пережиток военных лет» и не представляют особой ценности для японцев, за исключением некоторых экземпляров. Мечи же традиционного образца являлись не только образцом искусства японских мастеров оружия, но и, подобно произведениям искусства, являлись воплощением жизни самураев, а также несли в себе их культуру и традиции.

Решил продать немножко восточного длинноклинкового. Вы можете приехать ко мне в гости, чтобы выбрать меч по руке и о душе. Ну или выбрать меч, а я доставлю его к Вашей станции метро. Или вышлю меч в Ваш город удобной Вам транспортной компанией.

Все клинки выкованы из хороших сортов сталей. Они либо дамассковые (многослойные), либо это моносталь с зонной закалкой. Сборка мечей на высоте. Мечи заточены и пригодня для разрубания всех и всяческих предметов:)

Напомню, что перед продажей мечи разбираются (выбиваются бамбуковые штифты-мекуги, удерживающие рукоятку) и в таком виде Ваша покупка не представляет собой холодного оружия.

1. Катана и Вакидзаси "Улыбка Бездны"


Простые и лаконичные мечи. Их вид говорит сам за себя. Ничего лишнего, все линии выверены временем и историей.
"Рубящий" баланс, центр тяжести смещён к кончику клинка.


Ножны - дерево.
Рукоять - дерево, искусственный скат, синтетический шнур, менуки - бронза, цуба - стальная.


Размеры:

Катана.

Длина - 99см
Длина клинка - 70см
Ширина клинка у цубы - 3.3см
Толщина клинка у цубы - 0.7см

Цена - 8500р.

Вакидзаси.

Длина - 78см
Длина клинка - 53см
Ширина клинка у цубы - 3.3см
Толщина клинка у цубы - 0.7см

Цена - 6500р.

2. Танто "Увядание листьев".

"Я вскричал, не дослушав, что бормотала луна: О, где вы, кроншнепа крик и чибиса зов!"(с)

Изящный в своей простоте танто, с орнаментом из опавших листьев по прибору рукояти, согреет Ваши руки теплом, так необходимым в холодное время года.


Клинок - многослойная сталь, закалка 59-60 по роквеллу.
Ножны - дерево.


Размеры.

Длина - 49см
Длина клинка - 32.5см
Ширина клинка у цубы - 3.3см
Толщина клинка у цубы - 0.8см

Цена - 5500р.

3. Катана "Радость Будды".

Длинная, при этом отлично сбалансированная катана.

Оружие. Узкое, чуть выгнутое лезвие синей стали. Два локтя от скоса острия до овальной гарды. Рукоять в полклинка, продолжающая общий изгиб. Обтяжка – из кожи неведомого морского зверя, шершавой, как наждак. Не скользила такая рукоять в умелой ладони, и рубил меч бронзу без зазубрин и воздух – без свиста.
Оружие. Брат Скользящего в сумерках. (с)


Клинок - многослойная сталь, закалка 59-60 по роквеллу.
Ножны - дерево.
Рукоять - дерево, натуральный скат, х/б шнур, менуки - бронза, цуба - бронза.


Размеры.

Длина - 113см
Длина клинка - 82.5см
Ширина клинка у цубы - 3см
Толщина клинка у цубы - 0.7см

Цена - 14000р.

4. Цзянь "С Новым Годом!"

Наступил новый год, год Дракона по китайскому календарю. И в этот год Вы сможете приобрести его символ - меч цзянь, украшенный символикой наступающего года.
Цзянь лёгкий, гибкий, послушный руке хозяина. Пригоден для обучения, подходит даже подростку и девушке.


Длина - 99см
Длина клинка - 77см
Ширина клинка у гарды - 32см
Толщина клинка у гарды - 0.3см


Цена - всего 2500р.

5. Катана и вакидзаси "Императорские драконы"

Отлично сделанные и прекрасно сбалансированные мечи. Подойдут и для рубки, и для фехтования. Рукоять ложится в руки как влитая. Многослойное узорочье клинка радует глаз. "Даже если на твоём пути встанет Будда - он будет разрублен" (с)



Размеры.

Катана.

Длина - 101см
Длина клинка - 72см
Ширина клинка у цубы - 3.3см
Толщина клинка - 8мм

Цена - 12000р.

Вакидзаси.

Длина - 78см
Длина клинка - 53см
Ширина клика у цубы - 3.3см
Толщина клинка - 8мм

Цена - 8000р.

6. Танто "Маленький архат"

Этот простой, но в то же время изящный танто станет как превосходным дополнением к набору "Императорские драконы", так и отдельным украшением Вашей коллекции. Простота и изящность - вот слова, которые характеризуют "Маленького архата".


Многослойная сталь, закалка 59-60 ед. по Роквеллу, рукоять - дерево, натуральный скат, х/б шнур с добавлением шёлка. Прибор на рукояти - бронза.


Длина - 48см
Длина клинка - 32см
Ширина клинка у цубы - 3.1см
Толщина клинка - 9мм

Цена - 6000р.

7. Син-гунто "Священный ветер войны"

Кнопку заело, и пропеллер висит
Как перебитое крыло.
Карлсон садится в самолет без шасси,
Солнце кроваво и светло.
Нет возвращения, как птице без ног -
Это неписаный закон,
Если в кабине самурайский клинок
Как валидол под языком... (с)

Копия меча син-гунто. Сталь, бронза, железные ножны. Клейма приёмки частично присутствуют. На клинке - надписи.

Рассмотрим устройство японского меча на примере катаны.

Катана - длинный самурайский меч, длина меча 90-120 см, длина рукояти 25-30 см или 3 охвата руки, ширина клинка 27-35 мм, прогиб равен или чуть больше ширины клинка. Рукоять обтягивается кожей ската или акульей кожей. Гарда катаны называется цубой и имеет чаще всего круглую форму.

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 - 90 = 85 см, 85 - 8 = 77 см. (лично моё мнение - это не научно, ниже информация из другого источника) .

Если нет твоего роста в таблице, то на каждый дополнительный сантиметр роста нужно добавлять 3 мм к длине клинка, т. о. можно более точно вычислить длину клинка (но это только рекомендация т.к. на протяжении всего существования меча менялась его длина и техника владения им, тут боец вправе сам выбирать длину меча в зависимости от боевой ситуации) .

Оправа букэ-дзукури, или ути-гата-на косираэ . Мечи, оправленные в этом стиле, носили засунутыми за пояс. На ножнах имелся выступ куриката , через который пропускался шнур сагэо .

Детали оправы букэ-дзукури

Касира - головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури .

Кодзири - наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури ; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути - «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ , если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката - выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ , через который проходит шнур сагэо .

Мэкуги - крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки - орнамент на рукояти меча.

Сагэо - шнур на ножнах меча.

Самэ - кожа ската, которой покрывалась пука .

Сая - ножны.

Сэппа - пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути - муфта на рукояти.

Цуба - гарда.

Цука - рукоять.

Цука-ито - обмотка рукояти

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури - это катана (дайто) и вакидзаси (сёто) . Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана . Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно .

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё - пары мечей, носившихся самураями, - этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури ). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно) .

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури , могли иметь особые детали украшений:

    Кольцо, охватывающее вход в ножны - кои-гути («рот карпа») или кутиганэ , если оно металлическое;

    урагавара - укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана ;

    Облицовка прорезей для ко-гатана и когай . Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи;

    куриката («форма каштана») - выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ , через который проходит шнур сагэо;

    сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ , - маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси , но его присутствие часто говорит о хорошем
    клинке;

    кодзири - наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси , и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира .

Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай ) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Сагэо - это плоский шелковый шнур, пропущенный сквозь курикату , которым меч привязывался к поясу. Длина сагэо была от 60 до 150 см в зависимости от размера оружия, и его можно было снять перед боем и использовать как тасуки для подвязывания длинных рукавов гражданского костюма, чтобы дать свободу движениям рук. Сагэо использовали и для связывания плененного врага. Цвет сагэо соответствует цвету ножен. Если последние в хорошем японском вкусе, неброские и строгие, такой же будет и сагэо . У ярких и пёс­ трых оправ сагэо соответствующий.

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных вместе половинок дерева, предпочтительно хо-но-ки (магнолии). Между ними оставалось отверстие для хвостовика (накаго) , называемое цука-гути . Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ - узловатой кожи ската. Шов шел по центру стороны ура , и обычно кусок подбирался так, чтобы центральный ряд из трех или четырех большего размера узелков оказался сверху стороны омотэ .

Сверху накладывалась обмотка цука-ито («нить эфеса»), состоящая из полоски крепкой плоской шелковой (реже кожаной или хлопковой) ленты ути-хим о шириной до 0,6 см. Довольно редко вместо плоской ленты встречается шнур, обмотанный рядами. Как правило, цука-ито была черной, изредка мягкого коричневого, темно-синего или зеленого цвета. Иногда даймё использовали катаны с белой обмоткой; это было также чертой определенного типа тати . Изредка находят кожаный шнур и китовый ус. Центр ленты помещали вплотную к муфте рукояти фути на стороне омотэ , а два конца оборачивали вокруг рукояти соответственно справа и слева и на одинаковых расстояниях дважды перекручивали. В результате самэ оказывалась полностью закрытой, кроме ряда ромбовидных промежутков на обоих сторонах рукояти. После того, как ленту пропускали через стороны головки рукояти касира , ее закрепляли на обеих сторонах рукояти плоским компактным узлом. Немного ниже центра рукояти на стороне омотэ и немного выше него на стороне ура обмотка частично закрывала и крепила на месте два украшения мэнуки .

Варианты обмотки рукояти цука и техника обмотки, приводящая к образцу, который показан вверху в центре

Закрепление шнура цука-ито на касира

Существовало много исключений из этого обычного цука-маки (метода обмотки рукояти). Например, на мечах, которые носили даймё при официальной одежде, называемой камисимо , при дворе сёгуна в период Эдо, черная шелковая обмотка перекрещивалась поверх касира , вместо того, чтобы проходить внутри; касира в этом случае была из простого черного рога. Этот стиль известен как маки-какэ-но-касира , а меч с такой обмоткой назывался камисимо-дзаси .

У определенных придворных мечей, так же как и у большинства коротких мечей и кинжалов, рукоять из кожи ската оставалась необмотанной. В таких случаях касира и оба мэнуки приходилось крепить клеем, скрытыми булавками, декоративными кнопками или другим подходящим способом. Этот стиль называется ханаси-мэнуки (свободный мэнуки ). Существует также много форм необмотанного эфеса, большей частью у кинжалов, рукоять которых покрыта полированным или резным деревом, лаком, ротанговой пальмой или металлом. Обычно, если на рукояти отсутствовала кожа ската, боковые стыки между половинками рукояти закрывались полосками металла, называемыми кэнуки-канамоно .

По форме рукоять состоит из узкой эллиптической секции и обычно совсем слегка утончается с обоих концов к середине. У кинжалов с необмотанной рукоятью сторона омотэ может иметь косой срез на расстоянии 2,5 см от касира . В том случае, когда кинжал носят на груди в одежде (квайкэн ), эта особенность дает человеку возможность тут же почувствовать, с ка­ кой стороны находится лезвие.

Гарда (цуба) обычно имеет форму диска. Исключение составляют только гарды древних мечей, которые имеют форму небольшой крестовины и называются сито-ги (по форме напоминающие жертвенный рисовый пирог Синто, откуда и пошло название). Такие гарды встречаются также на некоторых парадных типах тати . Попадаются чашевидные гарды, но довольно редко.

Гарды бывают различных форм и размеров, хотя наиболее распространены круглые или овальные с диаметром от 6 до 9 см.

Гарды почти всегда сделаны из металла, хотя на парадных мечах они могут быть из лакированной кожи, кожи, натянутой на дерево, или из папье-маше. Вплоть до XVI в. гарды цуба обычно делались из железа. Простые по дизайну, они служили чисто утилитарной цели - защите руки. Позднее, по мере развития металлургии, цуба стала также произведением искусства. Украшения гарды достигают своего расцвета в мирный период Эдо. Для их украшения начали использоваться такие металлы, как золото, серебро, медь с различной красноватой патиной, а также сплавы меди: сякудо, сибуити, самбо гин, рогин, караканэ, нигуромэ, сэнтоку и чистая латунь синтю . Применение различных химических соединений позволяло придавать им самые разные цвета. К ним надо добавить интересные контрастные комбинации двух или более сплавов разного цвета.

Детали гарды (цуба)

Хира («плоское тело») - часть гарды между мими и сэппадаи .

Мими - ободок.

Сэппадаи («позиция для шайб») - место для шайб сэппа . Овальная часть гарды вокруг отверстия для хвостовика. К этому месту прилегают две шайбы (сэппа ) между гардой и клинком и гардой и рукоятью. Когда гарда находится на мече, сэппадаи полностью скрыта от глаз. Обычно совершенно непримечательная, за исключением подписи, она часто представляет собой слегка выпуклый правильный овал.

Накаго-ана - отверстие для хвостовика. Отверстие в центре гарды, через которое проходит хвостовик полосы меча.

Удэнуки-ана - отверстия для темляка. На некоторых гардах бывает два отверстия различного размера. К ним крепился темляк.

Сэкиганэ - заполнитель. Металлический заполнитель, используемый для того, чтобы подгонять размер отверстия для хвостовика к конкретной полосе меча и обеспечивать его фиксацию. Эти отверстия встречаются на железных гардах и говорят о том, что это ранняя гарда. Заполнитель используется и в рё-хицу .

Когай хицу-ана - отверстие для когай . Это отверстие часто бывает в форме половины четырехлепесткового цветка.

Кодзука хицу-ана - отверстие для кодзу-ки . Это отверстие, расположенное напротив когай хицу-ана , предназначено для рукояти ко-гатана . Отверстие часто имеет форму половины луны. Вместе когай хицу-ана и кодзука хицу-ана называются рё-хицу .

Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира). Эти две детали оправы, как правило, рассматриваются вместе, так как они обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером.

Функция фути (муфты рукояти) и касира (головки рукояти) состоит в укреплении рукояти с обоих концов. Термин «касира» (букв. «голова») - это сокращение от первоначального названия «цука-гасира» (голова рукояти), а фути - общий термин для обозначения границы. Обе вещи вместе обычно называются фути-касира .

Фути , как правило, состоит из плоской металлической ленты-кольца шириной до 1,3 см, которая охватывает рукоять рядом с гардой и которую легко снять. У основания фути имеется овальная пластина, называемая тэндзё-ганэ («потолочный металл»), как правило медная, с отверстием для хвостовика меча.

Касира представляет собой небольшую чашечку обычно с приплюснутым дном, хотя также часто встречаются касира с совершенно круглым дном. На фути основная часть узора расположена на стороне омотэ . На касира узор расположен на торце рукояти, чтобы он был виден при ношении меча.

С каждой стороны касира имеется овальная прорезь - ситодомэ-ана , снабженная убираемой петелькой-проушиной - ситодомэ («глазок овсянки») из позолоченной меди, как раз такого размера, чтобы прошел шнур рукояти. На эфесе с обмоткой рукояти касира больше никак не крепится. Однако на рукояти без обмотки она обычно закреплена не только клеем, но и двумя булавками с листообразными головками, достаточно большими, чтобы скрыть ситодомэ-ана (петелька с которой убрана).

Фути подписывается на стороне омотэ внешней поверхности тэндзё-ганэ и иногда на видимой части. На касира подпись, в тех редких случаях, когда она есть, находится на маленькой металлической пластине, припаянной изнутри или снаружи. Так же она расположена и у мэнуки .

Мэнуки - это пара маленьких орнаментов из декорированного металла, находящихся по обе стороны рукояти. Они служат не только украшением, но и для более плотного охвата рукояти. Вероятно, они ведут свое происхождение от декорированных шляпок крепежных штырей на древних мечах. Вместе с когай и ко-гатана (кодзука ) они могут составлять единый комплект, называемый митокоро-моно («три места вещи»). Единый стиль может распространяться до полного комплекта металлических деталей для меча - сороимоно («единообразная вещь») или пары мечей - дайсё-сороимоно . Митокоро-моно или сороимоно работы известного мастера по металлу - предпочтительно одного из Гото - было любимым подарком у даймё и других высокопоставленных лиц в торжественных случаях.

Мэкуги - это крепежный штырь, который проходит через рукоять и хвостовик меча и не дает полосе меча выпасть из рукояти. Обычно он делается из бамбука, но нередко и из темного рога (очень редко из слоновой кости). При обмотанной рукояти слегка сужающийся мэкуги входит на стороне ура в центре одного из открытых ромбиков самэ так, что на стороне омотэ его более узкий конец скрыт обмоткой. Но из этого правила есть исключения. В необмотанных рукоятях кинжалов мэкуги может проходить сквозь проушину из металла или слоновой кости или сквозь металлическую ленту - до-ганэ («металл тела»), охватывающую рукоять.

Металлический мэкуги - это поразительная черта большинства необмотанных рукоятей. Он состоит из толстой медной трубки с декоративной шляпкой, часто серебряной, в которую вдевается или ввинчивается с другой стороны медный штырь с такой же шляпкой. Резьба на винтах часто левосторонняя, и при демонтаже такого оружия надо быть крайне осторожным.

Шайбы (сэппа) - это пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды. Они почти всегда сделаны из меди, простой, позолоченной, посеребренной или покрытой золотой или серебряной фольгой. Видимые поверхности могут быть полированными или покрыты легкими штрихами. Их края обычно фрезерованные или украшены отверстиями. У некоторых мечей их бывает две или три пары, а у тати дополнительно к этим обычным сэппа часто встречается еще значительно большая пара, называемая о-сэппа (большие шайбы). Они покрывают большую часть гарды и бывают украшены гравировкой, причем основу узора часто составляет изящный Мальтийский крест. Говорят, что сэппа начали применяться в XII в. Их назначение - предохранять фути и гарду от повреждений и придавать всему законченный вид.

Муфта (хабаки). Несмотря на то что с художественной стороны хабаки наименее значительна, она абсолютно необходима, и её находят на всех японских мечах, кинжалах и копьях. Эта толстая металлическая муфта, внутренняя сторона которой плотно прилегает к последним двум-трем сантиметрам клинка и первым двум-трем сантиметрам хвостовика (накаго ) (примерные цифры для оружия средней величины), имеет несколько функций. Во-первых, она плотно удерживает меч в ножнах, исключая трение клинка и особенно закаленной части клинка о внутреннюю поверхность ножен. Во-вторых, она в какой-то мере предохраняет клинок от появления ржавчины в этом опасном месте, поэтому часть полосы меча под хабаки должна быть слегка смазана маслом. Но самая важная её функция состоит в том, что она переносит отдачу от удара через гарду на всю рукоять, а не на сравнительно слабый сдерживающий колышек мэкуги из бамбука или рога.

Хабаки обычно сделана из меди, посеребренной или позолоченной, или же покрыта фольгой из золота, серебра или сплава сякудо . Поверхность либо полированная, либо покрыта косыми штрихами, которые называются нэко-гаки («скребет кошка»). Если присутствует тонкое фольговое покрытие, оно может быть вделано в эти нэко-гаки или же украшено штампованным узором. Изредка также встречаются хабаки из железа, драгоценных металлов или даже из слоновой кости или дерева, но только на мечах, оправленных не для серьезного использования. Если полоса меча тоньше средней и, таким образом, требует хабаки дополнительной толщины, то может использоваться нид-зю-хабаки - двойная хабаки. Это просто обыкновенных размеров хабаки, усиленная отдельным, но аккуратно подогнанным куском, который добавляет две «щеки», чтобы усилить нижнюю часть (соседнюю с гардой). По хабаки часто можно оценить качество клинка. Нидзю-хаба-ки и особенно хабаки , украшенные фамильным гербом мон , обычно принадлежат хорошим мечам.

Терминология полосы меча

Полоса меча, кинжала или любого другого клинкового оружия состоит из клинка и хвостовика.

Острие (кисаки) - это наиболее сложная для ковки и полировки часть меча. Ценность меча в значительной степени определяется состоянием кисаки . Линия закалки на острие (боси ) может быть неодинаковой с разных сторон клинка.

Существует великое множество типов линии закалки на острие (так же, как и на самом клинке).

Типы острия меча (кисаки ) и линии закалки (боси ) классифицируются:

1. по форме лезвия:

- фукура-карэру - прямое;
- фукура-цуку - изогнутое;

2. по размеру:

-ко-кисаки - маленькое острие. Характерно для тати периода Хэйан и начала периода Камакура;
- тю-кисаки - среднее. Широко распространенный тип для всех мечей, начиная примерно с 1232 г.;
- о-кисаки - длинное;
- икари-о-кисаки - длинное и изогнутое;

3. по линии закалки (боси):

- ко-мару - слабое закругление;
- о-мару - сильное закругление. Ширина закаленной части уже, чем в ко-мару ;
- дзидзо - в форме головы божества Дзидзо;
- яки-дзумэ - невозвращающаяся. Как правило, линия закалки доходит до острия и поворачивает назад к хвостовику. В данном случае возврат (каэри ) отсутствует;
- мидарэ-коми - волнистая;
- каэн - огненная;
- ити-маи - полная. Все острие закалено;
- каэри-цуёси - прямая линия возврата;
- каэри-фукаси - длинный возврат;
- каэри-асаси - короткий возврат.


Полоса меча

Коми, или ми, - клинок.
Накаго - хвостовик.
Тосин - полоса меча.

Терминология полосы меча

Боси - линия закалки на острие.

Ёкотэ - линия, разделяющая остриё и клинок.

Дзи (илихира-дзи) - плоскость между лезвием и синоги (ее ширина называется нику ).

Дзихада - поверхностный узор хада .

Дзи-цуя - более темная (по сравнению с ха-цуя ) часть клинка (остальной клинок, кроме закаленной части).

Касанэ - толщина клинка, измеряемая по обуху; бывает мото-касаиэ и саки-касанэ .

Кисаки - острие (иногда под этим терми­ ном понимают всю область от ёкотэ до самого кончика клинка).

Ко-синоги - ребро клинка на острие.

Мидзукагэ - нечеткая линия на плоскости дзи , обычно возникающая при повторной закалке клинка.

Михаба - ширина клинка; бывает мото-хаба и саки-хаба .

Мицу-кадо - точка, где встречаются ёкотэ , синоги и ко-синоги .

Моноути - часть лезвия, которой наносится большинство ударов, представляет собой часть клинка длиной около 15 см, расположенную на расстоянии около 10 см ниже ёкотэ (данные для длинного меча, у коротких мечей и кинжалов она пропорционально уменьшена).

Мото-касанэ - толщина клинка у мунэ-мати .

Мото-хаба - ширина клинка между ха-мати и мунэ-мати .

Мунэ - обух клинка.

Мунэ-мати - небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне обуха, край мунэ .

Мунэ-саки - название обуха возле острия;

Мэи - надписи (на накаго и др.).

Мэкуги-ана - отверстия в накаго для мэнуки .

Нагаса - длина клинка (измеряется между мунэ-мати и острием).

Накаго-дзири - оконечность накаго .

Сабигива - граница между хабаки-мото и ясури-мэ .

Саки-касанэ - толщина клинка у ёкотэ .

Саки-хаба - ширина клинка у ёкотэ .

Синоги - ребро клинка.

Синоги-дзи - плоскость клинка между синоги и мунэ .

Сори - кривизна клинка.

Сугата - форма клинка.

Фукура - форма лезвия у кисаки .

Ха (или ха-саки ) - лезвие.

Хабаки-мото - часть полосы меча, которая находится под муфтой хабаки .

Хада - слоистость стали; результат складывания стали в процессе ковки.

Ха-мати - небольшой срез, отделяющий хвостовик от клинка на стороне лезвия, край ха .

Хамон - линия якиба .

Хатараки - «активности», выработки на поверхности металла (ниои, ниэ и др.).

Ха-цуя - более светлая часть клинка по сравнению с дзи-цуя ; практически то же, что якиба .

Хи - дол.

Хоримоно - гравировка на клинке.

Якиба - закаленная часть клинка.

Якихаба - ширина якиба .

Ясури-мэ - насечки на хвостовике.

Ребро клинка (синоги) отсутствует на клинках хира-дзукури . Существует двух типов:

    выступающее (синоги-такаси) . Толщина клинка между ребрами жесткости значительно больше, чем у обуха;

  • ровное (синоги -хикуси) .

Плоскость между ребром и обухом клинка (синоги-дзи) бывает широкой и узкой.

Дол (хи) первоначально делали для увеличения прочности клинка и для уменьшения его веса. Позднее его стали рассматривать как украшение. Иногда дол делали для того, чтобы восстановить баланс укороченного меча или чтобы скрыть изъяны клинка (такие долы, добавленные позже, называются ато-би ). Встречается 8 типов долов, из которых коси-хи, томабаси, сёбу-хи, куитигаи-хи и нагината-хи - на коротких мечах.

Кроме того, существует 4 формы дола у хвостовика, из которых каки-тоси и каки-нагаси обычно находят на полосах мечей, сделанных кузнецами периода старого меча (кото ).

Дол может пересекать ёкотэ (тип хи-саки-агари ) и останавливаться немного не доходя до ёкотэ (тип хисаки-сагари ).

Плоскость синоги-дзи , не вырезанная долом, называется тири . Дол может иметь тири с обеих сторон (тип рё-тири ) или только с одной стороны (тип ката-тири ).

Типы долов на полосе меча

Бо-хи - широкий дол.
Бо-хи-ни-цурэ-хи - широкий и узкий дол.
Гомабаси - два коротких дола.
Каки-нагаси - идущий до половины хвостовика.
Каки-тоси - проходящий по всему хвостовику.
Каку-домэ - прямоугольный конец.
Коси-хи - короткий дол.
Куитигаи -хи - двойной нерегулярный дол, соединяющийся в конце.
Нагината-хи - короткий широкий дол; характерен для нагината , но встречается и на мечах.
Сёбу-хи - двойной дол, соединяющийся в конце.
Футасудзи-хи - два узких дола.
Мару-домэ - округлый конец.

Гравировка (хоримоно) . На клинках японских мечей встречаются различные типы гравировки. Наиболее частые сюжеты: палочки для еды (гома-хаси ), ритуальный меч кэн , дракон (курикара ) и надписи китайскими или японскими иероглифами (бондзи ).

Хатараки
Дзи-ниэ - пятна ниэ в дзи .
Кинсудзи , инадзума и сунагаси - полоски ниже и выше линии хамон .
Ко-ниэ - маленькие точки ниэ над хамон .
Утинокэ - «активность» в форме полумесяца.

Вакидзаси — короткий традиционный японский меч. В основном использовался самураями и носился на поясе. Его носили в паре с катаной.

Длина клинка — от 30 до 61 см. Общая длина с рукоятью 50—80 см. Клинок односторонней заточки, малой кривизны. Вакидзаси похож по форме на катану. Вакидзаси изготавливался с дзукури (оформлением) различной формы и длины, обычно более тонким, чем у катаны.

Степень выпуклости сечения лезвия вакидзаси намного меньше, поэтому по сравнению с катаной этот меч резал мягкие объекты более резко. Рукоять вакидзаси классического сечения, такая же, как у катаны, но меньшей длины.

Часто мечи вакидзаси и катана делал один мастер, мечи имели качественное оформление и один стиль. Эту пару мечей называли дайсё , что в переводе значило "длинный - короткий" или "большой - малый". А если мечи изготовлялись разными мастерами, то их уже нельзя было называть дайсё. В паре дайсё вакидзаси использовался в качестве короткого меча (сёто).

Единообразие в первую очередь предполагало полную унификацию внешнего вида. В связи с этим, ножны, цубы и другие детали (фучи и касира) отличались один от одного лишь размером, но никак не техникой исполнения или же своим внешним видом. Цуба вакидзаси зачастую немного меньше, нежели тати и цуба катана. Если для последних характеными являются цифры 75-85 мм, то для Вакидзаси размер диска цубы составляет примерно 65-75 мм. Цуба танто, соответственно, еще меньше — примерно 50 мм.

Для удобного ношения нескольких мечей (катана, вакидзаси и танто), японцами были придуманы различные способы ношения мечей.

Мечи фиксировались с помощью шнура сагэо, который продевался через скобу куригата, которая находилась на лицевой стороне ножен. Такие способы фиксации, не давали мечу упасть на землю, или же потеряться, и при этом оставляли торс свободным.

Самураи использовали вакидзаси в качестве оружия тогда, когда катана была недоступна или неприменима. В ранние периоды японской истории кинжал танто носился вместо вакидзаси. А также когда самурай надевал доспех, вместо катаны и вакидзаси обычно использовался тати и танто.

Входя в помещение, воин оставлял катану у слуги или на катанакакэ - подставке для оружия в предбаннике помещения.


Малый меч постоянно сопровождал хозяина, где бы он ни находился. Тогда как так называемое "тяжелое вооружение" правила этикета предлагали оставлять в особом месте или у входа в чужой дом (за исключением только лишь откровенно враждебного визита).

В свою очередь Вакидзаси допускался в качестве последнего рубежа обороны даже при дворце Сегуна. Иногда его именовали как "хранитель чести". Изображения множества влиятельных особ, которые были одеты в пышные парадные одежды, никогда не обходятся у пояса без короткого меча.Некоторые школы фехтования учили использовать и катану, и вакидзаси одновременно.

В отличие от катаны, которую могли носить только самураи, вакидзаси был разрешён купцам и ремесленникам. Они использовали этот меч в качестве полноценного оружия.

Вакидзаси - в одном из прочтений означает "воткнутый сбоку" - меч самурая располагается за поясом слева, но намного ближе к телу, нежели катана.

Если в расчет не брать довольно короткие периоды достаточно яростного преследования всевозможных нарушителей закона, нахождение за поясом простолюдина малого меча было обыкновенным делом.

Другой разговор — тати или Катана. Все виды длинных самурайский мечей принимались за атрибут самурая, воина, не зависимо от того, служит он своему господину или является вольным ронином.

Стоит отметить, что в зависимости от моды или пристрастий отдельного владельца, вакидзаси сдвигали практически на живот, или же его ориентировали почти параллельно главному мечу.

Конечно же, японцы бы не были японцами, не придумай они множество замысловатых и изящных способов его полной фиксации при помощи шнура сагэо, продетого в скобу куригата (Kurigata) на специальной лицевой стороне ножен. Это не давало возможности катана и вакизаси упасть на землю или же еще каким-то образом потеряться, предоставляя тем самым свободу торсу.

Зачастую длина рукоятки вакидзаси составляет 1,5 - 2 хвата ладони (примерно 20 см), и не отмечается никаких стилевых вариаций. В основном, она оплетена специальной тесьмой, но отдельные драгоценные мечи могли иметь гладкую рукоятку, или же сплошь укрытую гравированным металлом.


Самая первая реальная попытка полностью разоружить гражданское население ("катана-гари" — в переводе "охота за мечами") предпринята была лишь в конце 16 века Тоётоми Хидэёси, который смог справедливо усмотреть потенциальную опасность для недавно объединенной Японии в поголовной вооруженности.

До этого каждый человек был волен носить на себе практически что угодно, как в годы полного освоения американского Запада, где вместе с совершеннолетием отрок также получал свое законное право на револьверы.

Немного позже, в эпоху Эдо, Токугавский сёгунат смог довести начатое до своего логичного конца, превратив тем самым страну в абсолютно тоталитарную империю с сомнительными неукоснительными правилами бытия.

Лишь самурай мог иметь 2 меча — малый и большой, что в свою очередь наделяло их особыми правами, но при этом загоняло в строгое ограничение.

Горожанам ношение чего-то крупнее Вакидзаси или Танто обходилось сильно дорого, а в связи с этим лишь отпетые разбойники открыто нарушали закон.

Но при своей малости в опытных руках вакидзаси оставался смертоносным орудием.

Конечно же, ведущие школы кэн-дзюцу в арсенале имели эффективные и утонченные техники владения данным предметом, приспособленные к непосредственным баталиям в тесноте домашних покоев, при этом на коленях или практически лежа.

Многие из них могут быть свободно отнесено к категории "иай-дзюцу", то есть к превосходному умению наносить мгновенный удар или же ставить защиту именно от ножен.


Кроме этого, в старые времена массовых сражений обычный короткий меч обеспечивал правильное выполнение многих полезных дел, начиная с простого отсечения врага у поверженного трофейной головы и заканчивая вспарыванием своего живота (сепукку).

Уходя из жизни от меча, доблестный муж постоянно рисковал всадить его намного глубже, чем нужно, повредить себе позвоночник и тем самым нарушить прекрасный старинный обычай своим неэстетичным падением. Короткий нож полностью исключал такой финал, позволяя с невероятным блеском завершить процедуру и четкостью ритуала.

Вакидзаси - второй меч самурай, буквально переводится как “воткнутый сбоку”, он короче чем катана и носили их оба носили на поясе. Длина составляет - 30 до 61 см. Учитывая рукоять 50-80 см. Клинок заточен с одной стороны - это позволяло лучше рубить цель. Малый меч производился с оформлением разной формы и длины, как правило тоньше, нежели как у катаны. Выпуклость у второго меча меньше, поэтому он был более резок. Рукоять классическая как у японского меча, только меньше.

Принято было, что пару мечей делал один мастер. У пары есть название “Дайсё”, что означало “длинный-короткий” или “большой-малый”. Если мечи делали разные мастера, их нельзя было считать дайсё. Соответственно в этой паре - вакидзаси исполнял роль короткого или малого меча.

Фиксация мечей дайсё

Чтобы было удобно носить мечи, а также для удобного их изъятия из ножен, японцы придумывали разные способы их фиксации. Мечи фиксировались шнуром, который был протянут через отверстие на ножнах или цубу (гарда). Такой способ не давал мечам упасть и в тоже время не мешали передвижениям.

Вакидзаси был удобен в применении в ситуациях, когда катана была менее эффективна, например в малых пространствах. Входя в помещение самурай оставлял катану слугам или на подставке, а вакидзаси брал с собой, оставлял его только в случае, если надолго оставался, например в гостях. Самураи часто называли этот меч “Меч своей чести” и потеря этого меча означала потеря чести.

В некоторых боевых школах учили использовать оба меча сразу.

Катану могли использовать только самураи, а вакидзаси разрешалось носить купцам и ремесленникам.

Обычно вакидзаси находился за поясом слева, ближе к телу, чем катана, но были и исключения, некоторые самураи желающие выделится сдвигали меч ближе к животу, почти параллельного катане.

Меч вакидзаси из истории Японии

Влиятельные личности Японии всегда носили при себе вакидзаси, даже при императорском дворе, иногда малый меч служил скорее эстетическим атрибутом.

Первая попытка отменить ношения оружия у простолюдинов была предпринята в конце 16-ого века когда Япония объединилась и была поголовно вооружена, некоторые Сёгуны чувствовали опасность. До этого каждый человек мог носить с собой оружие свободно. В эпоху Эдо, Токугавский сёгунат воплотил это в общий закон, было запрещено носить собой некоторые оружие и только самураи могли носить с собой два меча, что добавляло им больше прав. Горожанам нельзя было носить с собой что-то более крупное чем вакидзаси, да и обходилось им это дорого, поэтому только разбойники нарушали закон, нося с собой любое оружие.

Мал да удал! Вакидзаси не менее опасный, чем катана

Несмотря на то, что вакидзаси был меньше катаны, его смертоносные способности не становились меньше. Воины учились орудовать этим мечом в самых тесных помещения, даже на коленях или лежа. Многие орудовали им наравне против катаны. В некоторых случаях, когда владели двумя мечами сразу, малый меч отлично помогал блокировать удары, после блока сразу же шел удар катаной.

Малый меч использовали также для ритуала “харакири”, так как он был более удобен для этого. Харакири - очень эстетический ритуал, сделав неверные действие, более длинным мечом - можно было повредить себе позвоночник и уйти из жизни без чести, нарушив этику ритуала. Малый меч исключал такой финал и позволял провести такую процедуру от начала и до конца, как полагается.