Катана.

Мечи Катана и Вакидзаси.

Сегодня почти каждый может ответить на вопрос, как называется самурайский меч — катана. В целом это верный ответ, но не совсем. Классификация самурайских мечей и терминология их наименований на самом деле не такое уж и простое дело. Проще всего различать японские мечи по длине. Широко известен тот факт, что японский воин всегда носил при себе два меча: длинный и короткий. Эта пара именовалась «даисё» и состояла из «дайто» — большого меча, и «сёто» — малого меча. Вот именно дайто и стоит именовать катаной, сёто же в последствии получит название вакидзаси, который служит оружием ближнего боя или на крайний случай приспособлением для ритуального самоубийства, если под рукой не оказалось оружия, специально для этого предназначенного. Вакидзаси имели право носить торговцы и ремесленники, а вот дайто — только самураи и аристократы.

Катана и Вакидзаси в паре.

Катана — двуручный изогнутый японский меч длиной 95-105 см (сам клинок в среднем был 70-75 см, но в любом случае для катаны больше двух сяку (1 сяку = 30,3 см).
Наряду с коротким мечом вакидзаси входил в комплект вооружения самураев.
Японские мечи хранили на специальной подставке — Катанакакэ.
Рукоять катаны имеет длину в 3,5 кулака. Ширина лезвия около трех сантиметров, толщина спинки — от 5 мм. Рукоять обтягивают кожей ската, акулы или другим материалом и оплетают шелковым шнуром. Существует более десяти способов оплетки.Вес катаны зависит от ее длины, толщины лезвия и других параметров. В любом случае, катана из стали весит больше 1 кг. Встречаются катаны весом в 1,9 кг. Катана, имеющая хорошую закалку, может рубить более мягкий метал без повреждений для себя.


Подставка — Катанакакэ

Тамахаганэ-Японская сталь.


куски стали после первичной выплавки

Уникальная технология тамахагане имеет удивительную историю. Она совершенно чудесным образом оказалась не потеряна для нас, современных ценителей ножевого искусства, и была возрождена в 70-х годах XX века. В чем же уникальность знаменитой японской стали tamahagane, и почему ее - имеющую такие древние корни - столь высоко ценят во всем мире, в век роботов и нано технологий?
Сталь тамахагане имеет неоднородную структуру, то есть различную степень твердости в разных участках полотна, что позволяет лезвию ножа лучше поглощать удар, а значит, обеспечивает ему долгую жизнь. Неоднородная структура тамахагане объясняется неравномерным содержанием углерода, что присуще только данной технологии. Помимо высоких технических характеристик сталь тамахагане обладает невероятно роскошным внешним видом (конечно же, уже на финальной стадии - после полировки) - необыкновенные узоры на поверхности тамахагане завораживают любого - от профессионала до обычного пользователя. Именно эти качества легендарной тамахагане легли в основу создания серии кухонных ножей Samura Tamahagane.
Тамахаганэ, тамахагане, tamahagane - это основная и базовая японская сталь для изготовления клинков мечей, катан и ножей. На западном побережье Японии, в префектуре Симанэ на о.Хонсю в 6-7 века н.э., где в руслах рек добывали железный «черный песок» - сатэцу, начинается история происхождения стали тамахагане. Именно здесь, в уникальных плавильных печах татара, рождались первые куски легендарной стали для мечей японских самураев. Производство тамахагане - интересный, сложный и довольно дорогой процесс.

Татара

Тамахагане изготавливали в специальных одноразовых печах татара, для осуществления одной выплавки требуется 5 дней - один день на постройку татара, три дня идёт плавка, и один день уходит на извлечение выплавленного железа. По существу татара - это желоб, сделанный из глины, приблизительно 5 футов шириной, 15 футов длиной и 48 дюймов высотой.В специально приготовленное место, непосредственно под будущей печью, засыпается древесный уголь, который будет сжигаться до тех пор, пока все это место не заполнится пеплом до краев. После постройки новых стен на дне татара разводят огонь, в который непрерывно, в течение трех часов подкладывается древесный уголь и небольшие куски дуба. Полученные угли покрывают железным песком сатэцу, а сверху засыпают древесным углём. Процесс добавления железа и древесного угля повторяют каждые полчаса в течение трех суток! В результате выплавляемое железо насыщается углеродом.


Рисунок художника Нагасио Сэцудзана (1774-1833) на шелковом свитке изображает работу печи татара.

Хамон — линия закалки лезвия у катаны. Возможности катаны основаны на совершенной технологии. Гений японских кузнецов проявился в том, что им удалось создать клинок одновременно острый и гибкий. Секрет же заключается в термообработке готового клинка. За счёт покрытия клинка глиной можно контролировать скорость охлаждения - в результате в одном клинке образуется сталь двух видов: гибкая и очень твёрдая т.е. меч получается острым и ударостойким. Граница между двумя видами стали уникальна для каждого меча.

Составные части катаны: Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку (муфта) — Фути (Fuchi), Шнур — Ито (Ito),Лезвие — Ками,Верхнее кольцо (головка) рукояти — Касира (Kashira),Вход в ножны — Коигучи (Koiguchi),Оконечность ножен — Кодзири (Kojiri),Петля для завязок — Куриката (Kurikata),Бамбуковый клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги (Mekugi),Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки (Menuki),Хвостовик — Накаго,Завязки — Сагэо (Sageo) Кожа ската на рукоятку — Самэ (Same),Ножны — Сая (Saya),Прокладка между гардой и кольцом (шайба) — Сеппа (Seppa),Молоточек для разборки меча — Тецу,клинок — Тосин,Гарда — Цуба (Tsuba),Рукоять — Цука (Tsuka),Оплетка — Цукамаки,Муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Цуба


гарда японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Цубы обычно украшены изящной отделкой и являются в наши дни предметами коллекционирования. Мастерство изготовления цуб в Японии было передаваемым по наследству ремеслом. Бусидо порицал ношение самураем колец, серег и прочей бижутерии. Однако самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу. Тем самым формально без нарушения кодекса показывались вкус и богатство самурая.
Ошибочно мнение, что цуба выполняла роль гарды. Гарда - поперечная перекладина, деталь европейского меча. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную лезвию и рукояти, и находящуюся в той же плоскости. Начиная с XVI века стали появляться круглые гарды, а также гарды, защищающие руку целиком с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти до нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катана ковавшиеся на поток, и катана изготавливаемые по спец. заказу при встречном ударе об другую катану имели высокие шансы разлететься. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служили упором для руки. Давление же, испытываемое рукой при упоре в цубу в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь применения силы существенно больше, чем у гарды. Это, и ряд других причин обусловили появление в кендо выпадов. С тяжелым европейским мечом выпады произвести было гораздо тяжелее и неудобнее.

Терминология.

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:
Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях демонстрируются в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка < 30,3 см). В древности кинжалы называли не «танто», а «катана». Меч тати, как правило, сопровождался коротким танто.
Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: сильно изогнутый клинок длиной до 60 см, закреплённый на рукояти длиной в рост человека.Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением, мечи синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им. Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп.син гунто:?, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (япсин сакуто:?, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
История Катаны.


Катана - Тати.
Итак, катана или дайто берет свое начало тем что первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили технологию ковки многослойной стали. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.
На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом.
В начале VIII века в результате укрепления власти императора в Японии начался период Нара (710—794 гг.). Производство оружия было поставлено под контроль централизованного государства, кузнецам предписано было ставить подписи на свою продукцию. Закупленные мечи хранились на императорских складах и выдавались воинам на время войны или их службы. Отмечается развитие технологии локальной закалки режущего лезвия при помощи нанесения термостойкой пасты на клинок. Тем не менее знать периода Нара предпочитала длинные прямые и изогнутые мечи китайского и корейского происхождения, возможно благодаря их роскошной ювелирной отделке. В Корее были изготовлены 44 меча Дайто («великие мечи»), которые император на протяжении последующих столетий вручал военачальнику или сановнику как символ предоставленных полномочий на время кампании.
Боевые качества катаны.


Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.Испытатель мечей Оно Ханкэй (XVII век) перерубил мечом ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов»-даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог только погнуть ствол пулемета M2HB.В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Современная оценка японских мечей.



После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.
Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо). Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее 2 десятков.

Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.

Особо важный меч.

Важный меч.

Особо оберегаемый меч.

Оберегаемый меч.
В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу. В настоящее время в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.

Это оружие считается настоящим символом японского народа, его боевого духа и воли к победе. Еще с самых древнейших времен считалось, что существует три главных японских сокровища. К ним относят яшмовое ожерелье, священное зеркало и меч.

Для самурая меч был его спутником жизни, и даже на пороге смерти воин не выпускал его из рук. Также катана отражала социальное положение своего хозяина, являясь олицетворением чистоты, и — что свойственно только японцам — считалась лучшим подарком в дань уважения. Согласно японской мифологии, меч — это не символ войны и смерти, а наоборот — оружие мира.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души» связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Ношение катаны

Самурайский меч катана носят с левой стороны в ножнах, которые расположены за специальным поясом — оби. Лезвие меча, как правило, направлено вверх — этот способ ношения считается общепринятым еще с окончания войн в период Сэнгоку, когда ношение оружия приняло скорее традиционный характер, нежели военный. Когда появлялась возможность угрозы, катану держали в левой руке, а если хотели выразить свое доверие, то в правой. Садясь, самурай клал меч недалеко от себя. Если катана использовалась редко, то ее хранили дома в ножнах из необработанного дерева магнолии, которое предотвращало появление и дальнейшее распространение коррозии.

Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.

Владение катаной

Катана — это режущее оружие, способное с одного удара обезглавить противника. Основная техника владения японским мечом заключена в том, что удар наносится не под прямым углом, а вдоль плоскости. Также для упрощения нанесения режущих ударов центр тяжести располагали ближе к клинку.

Длина катаны позволяла совершать различные маневры. Держать её необходимо сразу двумя руками. Середина левой ладони располагалась в конце рукоятки, а вторая рука сжимала область возле гарды. Участие в процессе размаха сразу двух рук позволяло получить большую амплитуду, что усиливало удар.

Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:

  • Дзедан — меч находится на верхнем уровне
  • Чудан — в этом положении меч должен находиться перед собой
  • Гэдан — меч находится на нижнем уровне

Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.

Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:

  • Омотэ -открытый уровень, на нем не происходит углубления в «скрытые» техники владения мечом
  • Тюдан — средний уровень
  • Окудэн — закрытый уровень

В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.

Как достигается особая острота Катаны?

Катана считается уникальным холодным оружием, поскольку обладает функцией самозатачивания. Подставка, на которую помещается меч, позволяет клинку оставаться долгое время острым благодаря особому движению молекул. Процесс изготовления клинка подразумевает использование специальной техники. Шлифовка представляла собой десять этапов, таким образом уменьшалась зернистость поверхности. Полировка лезвия происходила с использование пыли древесного угля.

В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.

Металл, участвующий в процессе изготовления оружие имел особую структуру. Её особенность – это слоистость. Существовало несколько способов получения качественной стали. Они определялись под воздействием многих внешних факторов.

Самурайский меч катана в наше время

Давно утеряв боевое значение, меч катана стал настоящей находкой для любителей азиатской культуры. Настоящее оружие является древнейшим творением ручной работы. Подлинные экземпляры, чаще всего, передаются по наследству и несут в себе функцию реликвии. Но приобрести самые лучшие катаны имеют возможность далеко не все, так как отличить подделку от оригинала может только настоящий ценитель холодного оружия. Так сколько стоит настоящий самурайский меч катана? Стоимость изготовленных в Японии мечей составляет не меньше 1 тысячи долларов, а цена более редких экземпляров может доходить до 9 тысяч долларов. Таким образом, самым дорогим японским мечом в истории считается меч Камакура 13 века, который был продан на аукционе за 418 тысяч долларов.

Ката́на — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см». В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно, это объясняется антропометрическими данными японских воинов (существует и другое объяснение— японским кузнецам в пору становления холодного оружия не был известен способ получения высококачественной стали; клинки быстро тупились, и оружие было эффективным только при рубящих ударах, что изначально предопределило двуручный хват. В более позднее время, когда была открыта высококачественная сталь, длинная рукоять уже закрепилась как традиция). В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIXвв.

История развития.
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.
В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой…

Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.
Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Конструкция.
Перед кузнецом, изготавливающим меч, издавна стояла задача создать оружие острое и одновременно долгое время сохраняющее боевые качества, не теряющее остроты, не ржавеющее и не ломающееся. В зависимости от содержания углерода в стали и закалки у него мог получиться меч с высоким показателем мартенсита, следовательно, очень твердый и долго сохраняющий остроту, однако хрупкий и ломкий. И наоборот, клинок из более мягкой стали затупляется быстрее.
Данное затруднение преодолевается путем применения многослойной конструкции. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твердой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твердой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию.
В других конструкциях встречаются иные сочетания: например, твердая сталь вкладывается в U-образную заготовку из мягкой стали, либо твердая сталь лезвия комбинируется с мягкой сталью задней стороны и сталью средней твердости, из которой изготовлены две дополнительные боковые вкладки. Встречаются многочисленные усложненные техники, впрочем, не гарантирующие более высокого качества. Они практикуются большей частью кузнецами невысокого класса, которые таким образом стремятся обойти трудный процесс закалки.Очень короткие клинки иногда делаются из одного вида стали (мономатериал)

Более крупные образцы требуют усложненной конструкции.


  • Мару — самая дешевая из всех конструкций, используемая также для танто или ко-вакидзаси; подобные одинарные клинки не подвергаются дифференцированной закалке и состоят из одного единственного сорта стали.
  • Кобусэ — упрощенная конструкция меча, которая из-за невысокой стоимости имела вплоть до Второй мировой войны широкое распространение в военных конфликтах, требовавших больших объёмов оружия
  • Хонсаммай — наиболее распространенная конструкция. Боковые части усилены дополнительными пластинами из стали средней твердости. Меч отличается высокой прочностью и имеет то преимущество, что обратная сторона лезвия (обух) не закалена и не дает ему сломаться. На некоторых старых мечах заметны подобные следы от ударов.
  • Сиходзумэ — конструкция, похожая на хонсанмаи, у которой задняя часть лезвия защищена жесткой железной полосой.
  • Макури — упрощенная конструкция, у которой сердцевина из мягкого железа целиком спрятана в оболочку из твердой стали.
  • Вариха тэцу — простая, но очень гибкая конструкция.
  • Орикаэси саммай — слегка усовершенствованная форма хонсанмаи
  • Гомай — немного необычный вариант с сердцевиной из твердого железа, которую окружает средний мягкий слой, в свою очередь покрытый слоем твердой стали
  • Сосю китаэ — одна из наиболее сложных конструкций, имеющая семь слоев стали. Практиковалась кузнецом Масамунэ, считается образцовой работой.

Катана использовалась преимущественно как режущее оружие, иногда как колющее, допускающее как двуручный, так и одноручный хваты. Старейшие школы искусства владения катаной берут свое начало в XV—XVI веках.
Основная идея японского искусства владения мечом (кэндзюцу) и базирующиеся на нём техник (таких как иайдо) заключается в том, что продольная ось меча во время атаки должна идти к цели не под прямым углом, а в вдоль своей плоскости, нанося режущие удары. Поэтому здесь уместнее говорить не об ударах — в том виде, в каком они свойственны западным техникам меча,а о разрезах. Именно поэтому клинки имеют изогнутую форму. Японский фехтовальщик Миямото Мусаси написал книгу «Горин но сё» («Книга пяти колец»), в которой он раскрывает свою технику двух мечей (нитэн-рю) и в эзотерическом ракурсе обосновывает её. Работа с катаной и вакидзаси похожа на приемы эскримы (современное название — Arnis de mano). Кэндзюцу, практическое искусство фехтования мечом, переродилось в современный вид — гэндай будо. Искусство внезапной атаки и контратаки называется иайдо и является медитативной разновидностью боя, который ведется с воображаемым противником. Кэндо — искусство фехтования бамбуковым мечом (синай), при котором обязательно ношение комплекта защиты, аналогичного фехтовальному европейскому и состоящего из шлема с решеткой, закрывающей лицо, и доспехов. Данный вид фехтования на мечах, в зависимости от конкретного стиля (рю), может практиковаться как спортивная дисциплина. В Японии до сих пор существуют многочисленные традиционные фехтовальные школы, которым удалось выжить после всеобщего запрета императора Мэйдзи на ношение мечей. Самыми известными являются Касима Синто Рю, Касима Син Рю и Катори Синто Рю.

Основные части:

  • Ха - режущая кромка
  • Хабаки - крепежная муфта (чтобы клинок зафиксировался в одном положении и не двигался)
  • Касира - головка рукояти
  • Кои гучи - вход в ножны
  • Моноучи - бьющая поверхность
  • Мунэ - тупой конец клинка
  • Мэкуги - бамбуковый штырь, крепящий Накаго в рукоятке клинка
  • Накаго - основание лезвия
  • Сагэо - веревка
  • Сая - ножны
  • Цуба - гарда
  • Цука - рукоятка
  • Синоги - ребро клинка



Второстепенные части:

  • Ада схемы (концентрические, волнообразные и линейные рисунки, возникшие во время вальцовки)
  • Ха мати - край Ха
  • Хамон - линия закалки
  • Боти - линия закалки на острие
  • Екоте - разделяющая линия острия
  • Дзи-ада - лезвие
  • Ицу - канавка для Кодзука (нож)
  • Когай - (многопрофильная булавка), или Увари-Маси (полочки)
  • Киссаки - острие
  • Кодзири - оконечность ножен
  • Ко-синоги - ребро клинка на острие
  • Куриката - петля для Сагэо
  • Мунэ мати - край Мунэ
  • Мэи - надписи на Накаго (имя кузнеца, год, опробование на приговоренных к смерти или трупах, и т.д.)
  • Мэкуги-ана - отверстие для штыря
  • Мэнуки - орнамент рукоятки
  • Нагадза - длина клинка
  • Накаго-дзири - оконечность Накаго
  • Ниои или Ниэ - частицы мартенсита (большие называются Ниэ, маленькие - Ниои)
  • Самэ-хада - кожа огромного ската, покрывающая рукоятку
  • Ситотомэ - отверстие для Куриката
  • Сори - прогиб
  • Сэпа - шайбы
  • Фути - муфта рукоятки
  • Цука-ито - шнурок, обматывающий рукоятку
  • Синоги-дзи - плоская часть клинка
  • Яки-а (или Яки-ха) - закаленная часть клинка
  • Ясури-мэ - насечка напильника на Накаго


Наверно, ни одно оружие в мире не окутано таким ореолом загадочности и мистики, как японская катана. Сейчас, в наши дни, она является коллекционным оружием (причем довольно дорогим, стоит отметить). В прежние века катана была символом воинского сословия Японии – самураев. Ее красота, блеск, форма не перестают волновать любителей холодного оружия. Так в чем заключается секрет катаны? Не в истории, литературе и кино. Эта слава обусловлена легендарным качеством клинка, а также почти мистическими отношениями между катаной и ее обладателем- самураем.

Катана (японское чтение слова – кунъёми) представляет из себя изогнутый меч с односторонним заточенным клинком. Изготавливали оружие из стали. Можно сравнить катану с шашкой, однако есть и различие – рукоять японского меча длинная, что предполагает использование сразу двух рук. Длина лезвия – от 60 до 75 см, рукояти – где то около 15-20 см. Таким образом, можно подсчитать, что вся длина катаны была приблизительно 100 см.

История создания

Впервые в источниках катана упоминается в 15 веке. Японские воины до нее уже носили оружие – тати, который подвешивался на пояс, окатану (меч более большого размера). Катана стала скорее видоизмененной модификацией тати. Носить катану и использовать ее по назначению разрешалось лишь самураям. Конечно, у них были и другие типы вооружения – луки, стрелы, копья. Но ни одно из них не завоевало такую популярность, как длинный, слегка изогнутый меч за поясом самурая. Не столько ее использование, сколько процесс создания вызывал массу вопросов. Связь между катаной и самураем-сварщиком была священной.

Считалось, что в мече находится душа воина, поэтому ее использовали лишь в самых крайних случаях – например, катану можно использовать в вопросах чести (которые могут включать спасение дворянина или членов семьи, защиту от верной смерти). Бывали и такие случаи, когда катаной измельчали колбасу на ужин или обед. Некоторым это покажется откровенной глупостью, а самураи относились к своему мечу, как своей душе, поэтому использование катаны в качестве кухонного ножа было приемлемо, если воин действительно голоден.

Как же создавали катану?

Самурай-сварщик в течение времени, когда он находился в мастерской, не мог есть мясную пищу, употреблять алкоголь, иметь сексуальные отношения. Иногда изготовление катаны занимало несколько месяцев (отметим, что техника создания японского меча не меняется на протяжении тысячи лет). Сначала листы стали складывались вместе, заливались раствором из глины и воды, затем сверху посыпались золой, чтобы весь шлак вышел из металла. Затем сталь раскаляют, чтобы куски прилипли друг к другу.

Далее идет уже знакомая всем работа кузнеца – молотом кусок стали расплющивают, затем складывают – такая процедура повторяется неоднократно. Затем в состав добавляют сталь более мягкого состава, чтоб клинок не сломался при сильной нагрузке. Затем катане придается форма, потом клинок обрабатывается жидким раствором глины, чтобы избежать окисления. Следом идет процесс закалки – сталь накаляют до предела выдержки металл, затем охлаждают. На завершающих этапах идет заточка лезвия (с одной стороны), полировка. Катана готова.

Не стоит думать, что катана была единственным мечом самураев. Ее носили в сочетании с другими колюще-режущими орудиями. Более короткий меч назывался вакидзаси (общая длина с рукоятью – от 50 до 80 см).

Присутствовал также традиционный японский кинжал танто (общая длина с рукоятью – около 50 см). Еще одним изогнутым японским мечом является тачи, который был немного длиннее катаны. Тачи носили подвешенными на шнурах от пояса. Такого рода меч предпочитали воины верхом на лошадях, где достаточная длина клинка обеспечивала досягаемость, необходимую для битвы с пешим самураем.

Примечательно, что первые японские мечи были не местные, так сказать – они были импортированы из Китая и Кореи. Их изготавливали обоюдоострыми и прямыми, без различных изгибов. Ранние мечи, созданные японцами, были просто имитацией прямых мечей из Китая и Кореи. Они назывались джокото,или древними мечами. Традиционный японский меч изменился с прямого на изогнутый. Изогнутый клинок можно было извлечь из ножен быстрее, он также был более эффективен, как рубящее оружие при использовании всадником.

Впервые японцы начали свое производство около 2000 лет назад.

Тогда случился казус – воин Мусоши Килалотамен заснул перед костром, не заметив, что его клинок оказался частично в огне. Он проснулся о того, что горел уже его плащ, и начал быстро тушить его. Заодно пытался остудить раскаленный докрасна меч кастрюлей, попавшей под руку.

При ударе кастрюли о металл углерод укрепил сталь, и меч стал еще крепче. Конечно, это легенда, но кто знает, вдруг в ней есть и частица правды? Доподлинно неизвестно, когда именно японцы стали ковать свои мечи, но без сомнения, они превзошли всех мировых мастеров в этом деле. Ковка катаны не была делом рук только одного мастера – один занимался лезвием, другой – полировкой, третий создавал рукоять (обтягивая ее кожей).

Читатель может задать вопрос – как же воины проверяли новый меч? Насколько он удобен в обращении, а лезвие остро? Ответ прост – катану, перед тем, как начать использовать в военных походах, тестировали на осужденных. Подробности лучше опустить – все-таки не фильм ужасов.

Закат использования катаны

В период Эдо (1603-1867 годы) в Японии царил мир, и оружие (также как и самураи) постепенно уходили в прошлое. Прогресс не стоял на месте – вскоре в стране Восходящего солнца появилось огнестрельное оружие, роль катаны заметно снизилась. Уже не было такого массового потока новых мечей. Начиная с 12 века до 1867 года (с перерывами) Японией правили сегуны – военные чины. В 1867 году последний сегун уходит в отставку, и вся власть сосредотачивается в руках императора. Спустя 10 лет, в 1877 году, был издан указ Хайтореи, который ограничил право ношения оружия военными и полицейскими. Фактически, класс самураев в Японии был отменен. Вместе с ним и катана.

Хотя катана и вошла в историю и является предметом коллекций, она продолжает жить в кино, литературе и сердцах тех, кто по-настоящему ценит оружие чести.