Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -- основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -- специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР -- Вашингтон.

Цели МБРР:

Оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;

Содействие частным иностранным инвестициям;

Содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;

Сбор и публикация статистической информации.

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР -- самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк, прежде всего, был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заемщиках благоприятных условий и "климата". Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые не охотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заемщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои "программы развития". В итоге все программы "реконструкции и развития" подразумевали сохранение стран-заемщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его "технические советы", "консультации" и "рекомендации" сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заемщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объемов их вывоза в США и ряд других индустриальных капиталистических стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить дальнейшие вложения государственных средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Кредитная политика МБРР отвечает интересам частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводят обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение национальных программ их экономического развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи развитию. Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований (80 млрд. долл.) приходится на 1989--1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР -- кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных -- транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.

Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации. Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15--20 лет (льготный период -- 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.

Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых. Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия, Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея, Колумбия. Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд. долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

Международный валютный фонд (МВФ) создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. Органы правления МВФ находятся в Вашингтоне, а его европейского отделения в Париже.

Задачами МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов. Россия была принята в МВФ в 1992 г. с шестой по величине долей участия.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан в июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в г. Бреттон-Вудсе и начал свою деятельность в 1945 г. Входит в систему ООН в качестве специализированного учреждения. Штаб-квартира – г. Вашингтон (США). Президент – Джеймс Вулфенсон (США), в сентябре 1999 г. был переизбран на второй пятилетний срок.

Целями работы МБРР являются: оказание помощи в реконструкции и развитии экономик стран-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и инвестициях частных кредиторов; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов путем инвестиций в развитие производственных ресурсов.

Среди участников МБРР насчитывают 181 государство . Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны быть членами Международного валютного фонда (МВФ).

Уставный капитал Банка около 191 млрд. долл. США. Подписной капитал составил 188, 220 млрд. долл. США. Он делится на 1581724 акции, предоставляемые только по подписке.

Доля России в капитале МБРР – 44795 акций (около 5,403 млрд. долл. США – оплачено акций на сумму около 333, 9 млн. долл. США) или 2, 7 % от общего количества голосов при принятии решений.

На получение займов МБРР имеют право страны-члены с уровнем ВНП на душу населения в размере от 760 долл. США в год. В настоящее время МБРР концентрирует внимание на развивающихся странах, на государствах Центральной и Восточной Европы. Основные направления его деятельности – средне и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов, включая их подготовку, техническое и финансово-экономическое обоснование.

Среди займов МБРР различают стабилизационные (обычно бюджетозамещающие) и инвестиционные. Стабилизационные займы предназначаются для покрытия временного дефицита платежного баланса и дефицита государственного бюджета , возникающих при проведении странами-заемщицами политики макроэкономической стабилизации и структурных реформ. Инвестиционные – предоставляются на осуществление проектов рационального и эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов стран-заемщиц.

Кредитное сотрудничество МБРР с заемщиками строится на основе регулярно утверждаемой Советом директоров страновой стратегии помощи, готовящейся на основе анализа экономического и социального положения страны, ее потребностей в заемных ресурсах, вытекающих из определяемых правительством и согласуемых с Банком приоритетов развития.

МБРР активно занимался проблемами охраны окружающей среды , участвовал в финансировании национальных планов природоохранных мероприятий.

Важный элемент стратегии Банка – инвестиции в трудовые ресурсы, здравоохранение, образование.



Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР, англ. International Bank for Reconstruction and Development) - основное кредитное учреждение Всемирного банка . Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - специализированное учреждение ООН, учреждённый одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон .

Цели МБРР

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Основные направления деятельности МБРР


Wikimedia Foundation . 2010 . Экономический словарь

- (International Bank for Reconstraction and Development, IBRD) Специализированное агентство, работающее в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, созданное в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление… … Словарь бизнес-терминов

Международный банк реконструкции и развития - Специализированное агентство, работающее в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, созданное в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления … Справочник технического переводчика

- (МБРР) межправительственная кредитно финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов. Формально МБРР… … Юридический словарь

Международный банк реконструкции и развития - (МБРР) – кредитная организация, созданная Организацией Объединенных Наций для содействия в развитии экономики, международной торговли стран участниц, помощи частным инвестициям, стабилизации мировой финансовой системы. Входит в структуру… … Банковская энциклопедия

- (МБРР), специализированное учреждение ООН, межгосударственная валютно финансовая организация. Основан в 1944. Операции начал в 1946. Правление в Вашингтоне. Предоставляет среднесрочные и долгосрочные кредиты. Членами МБРР могут быть только члены… … Современная энциклопедия

- (МБРР International Bank of Reconstruction and Development), специализированное учреждение ООН, межгосударственная валютно финансовая организация. Основан в 1944. Операции начал в 1946. Члены 166 государств (1992). Правление в Вашингтоне.… … Большой Энциклопедический словарь

Международный банк реконструкции и развития - (International Bank for Reconstruction and Development) Структура и деятельность МБРР Цели МБРР, Международная ассоциация развития Содержание Содержание Раздел 1. Группа. Раздел 2. . Подраздел 1. Структура IBRD. Подраздел 2. Деятельность.… … Энциклопедия инвестора

Международный банк реконструкции и развития - (МБРР), или Всемирный Банк Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты практически на общепринятых условиях различным странам под проекты с высокой степенью экономической важности … Инвестиционный словарь

международное кредитное учреждение, входящее в пятерку Группы Всемирного банка, созданное для стабилизации мировой финансовой системы, основной целью которого является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, путем предоставления займов, гарантий, а также продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг

Международный банк реконструкции и развития является международным валютным фондом, обладает высшим рейтингом ААА, входит в пятерку Группы Всемирного банка, его членами являются 188 стран, основными его задачами является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов, оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств - членов, путем предоставления займов, гарантий и грантов

Развернуть содержание

Свернуть содержание

МБРР - это, определение

Международный банк реконструкции и развития (МБРР, International Bank for Reconstruction and Development, IBRD) - это международное кредитное учреждение, основная организация из пяти входящих в Группу Всемирного банка. Создан на конференции Организации Объединенных Наций в Бреттон - Вудсе в 1944 году для помощи в финансировании развивающихся стран в целях повышения уровня жизни населения. 188 государств являются членами Международного банка реконструкции и развития. Членство открыто только для стран, вступивших в Международный валютный фонд (МВФ).

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) - это основное кредитное учреждение Всемирного банка.


(МБРР) - это кредитная организация, созданная Организацией Объединенных Наций для содействия в развитии экономики, международной торговли стран - участниц, помощи частным инвестициям, стабилизации мировой финансовой системы. Входит в структуру Всемирного банка.


Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - это специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учреждённый в соответствии с решениями Международной валютно - финансовой конференции в Бреттон - Вудсе в 1944 г.


Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstraction and Development) - это специализированное агентство, работающее в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, созданное в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов правительствам или путем гарантий займов, полученных из других источников.


Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - это межправительственная кредитно - финансовая организация, осуществляющая следующие задачи: стимулирование экономического развития стран - членов; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов.

международная организация, созданная в 1944 г. после конференции в Бреттон - Вудсе с целью стимулирования экономического возрождения и развития.


Международный банк реконструкции и развития - специализированное агентство, работающее в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, созданное в 1945 г. с тем, чтобы помогать финансировать послевоенное восстановление хозяйства и повышение уровня жизни в развивающихся странах путем предоставления займов правительствам или путем гарантий займов, полученных из других источников.


Международный банк реконструкции и развития - специализированное учреждение ООН, межгосударственная валютно - финансовая организация.


Международный банк реконструкции и развития - один из фиансовых институтов послевоенного периода, целью которого является оказание помощи развивающимся странам в подъеме жизненного уровня населения.


Международный банк реконструкции и развития - международная кредитная организация, представляющая специализированное финансовое учреждение Организации Объединенных Наций, входит во Всемирный банк. Основная деятельность МБРР - предоставление долгосрочных кредитов по относительно низким ставкам (10% годовых) государственным и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств, направление кредитов в развивающиеся страны и в региональные банки для их последующего распределения. МБРР основан в 1945 г., членами банка могут быть только страны, вступившие в Международный валютный фонд (МВФ).


История МБРР

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1944 году, в соответствии с договоренностью участников Бреттон - Вудской конференции, в соответствии с договоренностью участников Бреттон-Вудской конференции. 28 стран подписали "Статус соглашения о Международном банке реконструкции и развития", который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно - финансовым вопросам. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу 27 декабря 1945 г., а реально банк начал функционировать с 25 июня 1946 г.


Расположение МБРР

Штаб - квартира Международного банка реконструкции и развития находится в Вашингтоне.


Цели МБРР

На начальном этапе своего существования Международный банк реконструкции и развития (МБРР) оказывал содействие в послевоенном восстановлении в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50 - х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.


В 1980 - е гг. пересматривается один из основополагающих принципов его кредитной политики - принцип предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты, и вводится практика предоставления кредитов на структурную адаптацию.


Целью деятельности Международного банка реконструкции и развития (МБРР) является сокращение масштабов бедности в странах со средним уровнем доходов и в кредитоспособных бедных странах, содействуя устойчивому развитию путем предоставления займов, гарантий, продуктов для управления риском, аналитических и консультационных услуг.


Официальные цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств - членов путем «содействия капиталовложениям для производственных целей»; поощрение «развития производства в экономически менее развитых странах»; поощрение частных капиталовложений за границей посредством гарантирования займов, предоставляемых частными структурами, или участие в таких займах; предоставление кредитов из собственных или привлеченных средств.


Деятельность МБРР

Основное направление деятельности Международного банка реконструкции и развития - предоставление кредитов для экономического развития.


Предоставление кредитов МБРР

МБРР предоставляет кредиты странам с низкими доходами, являющимся клиентами Банка и доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала. МБРР - самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах.


МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран - членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15 - 20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.


Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80 - х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.


Поддержание малоприбыльных проектов

МБРР поддерживает долгосрочные инвестиции в развитие людских ресурсов, социальную сферу и охрану окружающей среды - области деятельности, которые частные кредиторы в большинстве своем не считают заслуживающими внимания.


Оказание помощи в области образования направляется в первую очередь на обеспечение доступности, высокого качества и равных возможностей в его получении.


Большое внимание уделяется вопросам сохранения чистой и здоровой окружающей среды, проведению по всему миру обширных консультаций для сбора информации, необходимой для разработки экологической стратегии.


Помощь Банка в периоды кризисов

МБРР поддерживает финансовую стабильность заемщиков, оказывая помощь в периоды кризисов, когда тяжелее всего приходится бедному населению.


Влияние МБРР на политику

МБРР использует финансовые средства для воздействия и стимулирования принятия основных мер политики и проведения институциональных реформ (таких как реформы системы социальной защиты и борьба с коррупцией).


Гранты МБРР

МБРР оказывает финансовую помощь (в виде грантов, выделяемых из чистой прибыли МБРР) в создании глобальных общественных благ, имеющих решающее значение для повышения уровня жизни бедного населения во всем мире.


Целью грантов является содействие разработке проектов путем стимулирования нововведений, сотрудничества между организациями и участия местных заинтересованных сторон в работе над проектами. В последние годы гранты, финансируемые напрямую, либо управляемые в рамках партнерских отношений, использовались в следующих целях:

Облегчение долгового бремени стран с высоким уровнем задолженности;

Повышение эффективности служб канализации и водоснабжения;

Поддержка программ иммунизации и вакцинации с целю снижения заболеваемости инфекционными болезнями, такими как малярия;


Борьба с пандемией ВИЧ/СПИДа;


Поддержка организаций гражданского общества;

Создание стимулов для сокращения выбросов парниковых газов.


Аналитические и консультационные услуги

Хотя Банк известен прежде всего как финансовое учреждение, одним из наиболее важных направлений, выполняемых им, является анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально - экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения. Большое внимание уделяется исследовательским работам по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическим и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития страны, в том числе, например, банковский и финансовый сектора, торговлю, проблемы бедности и систему социальной защиты.


Банк использует ресурсы и накопившиеся знания (обширные контакты, богатые знания, информацию и опыт, обретенный за долгую работу во многих странах, над многими проектами, участвуя в процессе развития) для распространения информации между своими клиентами, с тем чтобы они располагали всеми необходимыми знаниями и навыками для решения задач развития и содействия экономическому росту. Результаты анализа, рекомендации и знания передаются странам - клиентам, их правительствам и другим участникам процесса развития, а также обществу в целом.


Банк имеет около 70 региональных и страновых бюро и представительств, в том числе и в России. 188 государств являются членами МБРР. Членство открыто только для стран, вступивших в Международный валютный фонд (МВФ), в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна - член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком. Россия вступила в МБРР в 1992 году.


МБРР сравним с международным кооперативом, который принадлежит государствам - членам.


Согласно уставу, для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.

Уставный капитал МБРР

Уставный капитал МБРР формируется из взносов государств - членов. Первоначально уставный капитал не превышал 10 млрд долл., в 1998 г. он составлял 190,8 млрд долл., а на 30 июня 2009 г. - уже 1574,3 млрд долл., т. е. возрос за весь период почти в 158 раз, и самый стремительный рост пришелся на 2000-е гг.


Размеры взносов определяются в зависимости от экономического и финансового веса каждой страны и пропорциональны ее участию в МВФ. Уставный капитал подразделяется на оплаченный капитал и капитал, который служит в качестве гарантии при получении банком кредита на мировом рынке капиталов. В последние годы совет директоров неоднократно принимал решение об увеличении суммы капитала.


Финансовые средства МБРР

Подавляющую часть ресурсов для предоставления займов (до 95%) Международный банк реконструкции и развития привлекает путем выпуска и размещения на мировых финансовых рынках облигаций, которые приобретаются частными банками и другими кредитно - финансовыми институтами. Облигации банка имеют наивысший рейтинг надежности. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и самым крупным заемщиком - нерезидентом во всех странах, где продаются его ценные бумаги. Таким образом, он играет важную роль посредника в международном перераспределении ссудного капитала.


Основную часть средств, необходимых банку для кредитных операций, объем которых продолжает возрастать, он получает путем заимствования на мировом рынке капиталов. МБРР реализует свои ценные бумаги путем непосредственного их размещения в гос. учреждениях и центральных банках, а также на открытом рынке, где они продаются через инвестиционные, торговые или коммерческие банки. Банк получает займы в различных валютах стран - членов МБРР, но, как правило, они предоставляются в твердой валюте по таким ставкам, которые предлагаются на данном рынке только первоклассным заемщикам. С июля 1982 г. банк прибегает к краткосрочным займам с плавающей процентной ставкой. Он реализует на американском рынке капиталов за доллары дисконтные ценные бумаги. Все чаще банк прибегает к операциям "своп".


Распределение прибыли МБРР

Прибыль, полученная за предшествующий год, либо заносится в общий резерв (от 75 до 80%), либо передается в качестве безвозмездной субсидии Международной ассоциации развития.


Финансирование МБРР кредиторов

Право на финансирование имеют все граждане и компании стран - членов МБРР. МБРР оказывает техническую помощь в осуществлении финансирования. При предоставлении займов всегда предусматривается оплата контрольных служб, а также деятельности по изучению эффективности проекта и хода его выполнения.


Распределение средств МБРР

Для осуществления проектов (создание или совершенствование самостоятельных производственных единиц) должно выделяться не менее 90% средств, и не более 10% могут использоваться для программ (импорт капитального оборудования и сырья в связи с национальными программами развития).


Распределение в зависимости от дохода на душу населения. Распределение займов в зависимости от дохода на душу населения в той или иной стране диктуется дифференциацией заемщиков банка, сокращением средств в распоряжении МАР, а в конечном счете - упором на борьбу с нищетой.


Главный критерий при предоставлении займа заключается в том, чтобы направить его туда, где он даст наибольший эффект с точки зрения программы банка, и при этом учесть мнение заемщика.

Всемирный Банк выступает за искоренение бедности

Получатели средств МБРР

Право на получение займов МБРР имеют:

Развивающиеся государства - члены банка и входящие в них политические единицы;


Государственные учреждения этих стран при гарантиях со стороны государства;

Государственные и частные компании этих стран при гарантиях со стороны государства;

Национальные банки развития, повторно ссуживающие полученные средства для финансирования малых проектов по усмотрению банка.


Eжегодно Банк выдает в кредит от 15 до 20 млрд долл. США на цели финансирования проектов в более чем 100 странах, с которыми он сотрудничает. Эти проекты реализуются в самых разных областях социально - экономического развития - от инфраструктуры до образования, здравоохранения и управления государственными финансами. Разработка финансируемых Банком проектов и надзор за их реализацией осуществляются в рамках проектного цикла, надлежащим образом оформленного в соответствующей документации. Документы, генерируемые в рамках проектного цикла, могут служить ценными источниками для заинтересованных сторон, желающих иметь информацию о проектах, финансируемой Банком, и для предприятий, желающих участвовать в этих проектах.


Стратегия содействия стране

Банк признает, что в прошлом многие усилия по оказанию помощи, в том числе самим Банком, оказывались безуспешными, поскольку задачи определялись самими донорами, а не правительствами стран, которым они старались помочь. В соответствии с проводимой в настоящее время политикой в отношении развития, Банк помогает правительствам руководить процессом подготовки и реализации стратегий развития, будучи уверенным в том, что программы, которые разрабатываются и реализуются странами самостоятельно и пользуются широкой поддержкой заинтересованных сторон, имеют больше шансов на успех.


В странах с низкими доходами Банк использует подход, основанный на Стратегии содействия стране (ССС) и предусматривающий проведение широких консультаций и достижение консенсуса относительно вариантов ускорения развития. На протяжении этого процесса страной разрабатывается национальная стратегия сокращения бедности, составляющая основу, на которой доноры могут лучше координировать свои программы и приводить их в соответствие с приоритетными задачами, стоящими перед страной. Правительство консультируется с широким кругом заинтересованных сторон, одновременно проводя всесторонний анализ проблемы бедности и экономической ситуации в стране. На основе результатов консультаций и анализа правительство определяет для себя приоритетные задачи и устанавливает целевые показатели сокращения бедности на период продолжительностью от 3 до 5 лет. Эти целевые показатели указываются в Документе о стратегии сокращения бедности (ПРСП). После этого Банк и другие организации, оказывающие помощь, приводят свои действия в соответствие с разработанной страной стратегией - самый надежный вариант повышения эффективности развития.


Предварительный план сотрудничества со страной составляется Банком на основе Стратегии содействия стране (ССС), которая применительно к странам с низкими доходами разрабатывается на основе приоритетных задач, сформулированных в Документе о стратегии сокращения бедности. ССС разрабатывается совместно с правительством и другими заинтересованными сторонами. В процессе разработки ССС могут быть использованы результаты аналитической работы, проведенной Банком или другими сторонами в самых разных социально - экономических секторах, таких как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, государственные расходы и бюджет, управление государственными финансами и государственные закупки.


Стадия идентификации проекта

Стратегия содействия стране (ССС) представляет собой план содействия стране. В странах с низкими доходами ССС основана на приоритетных задачах, сформулированных в Документе о стратегии сокращения бедности. Цели, сформулированные в ССС, определяют приоритетные задачи программы кредитования и являются полезным источником информации для заинтересованных сторон и предприятий, желающих получить представление о том, в каких секторах и областях деятельности Банк может проводить кредитные операции в будущем. На стадии идентификации Банк сотрудничает с правительствами стран, с тем чтобы определить проекты, которые могут финансироваться в соответствии с согласованными целями развития. Когда проект идентифицирован, группа сотрудников Банка составляет Концептуальный документ по проекту (PCN) - документ для внутреннего пользования, в котором на четырех или пяти страницах вкратце описаны основные элементы проекта, его цель, потенциальные факторы риска, альтернативные сценарии реализации проекта и приблизительные график процесса утверждения проекта.


Стадия подготовки проекта

Эта стадия процесса определяется потребностями страны, с которой сотрудничает Банк, и может занять от нескольких месяцев до трех лет, в зависимости от сложности планируемого проекта. Банк играет вспомогательную роль, по просьбе страны проводя аналитические исследования и предоставляя рекомендации. На протяжении этого периода подробно анализируются, обсуждаются и решаются технические, институциональные, экономические, экологические и финансовые вопросы, касающиеся проекта, в частности, делается заключение о том, существуют ли альтернативные методы достижения целей проекта. Проекты, которые Банк планирует финансировать, должны пройти оценку, с тем чтобы убедиться в том, что они являются приемлемыми с экологической точки зрения (экологическая оценка). Масштабы и параметры экологической оценки зависят от масштабов и потенциального воздействия проекта на окружающую среду.


Стадия экспертизы проекта

За эту стадию процесса отвечает Банк. Персонал Банка оценивает результаты работы, выполненной на стадиях идентификации и подготовки проекта. Для этого они обычно проводят от трех до четырех недель в стране - клиенте. Они составляют для руководства Банка либо Документ об экспертизе проекта (в рамках инвестиционных проектов), либо Программный документ (в рамках кредитования на цели развития), а Группа по вопросам управления финансовой деятельностью оценивает финансовые аспекты проекта. На этой стадии вносятся дополнения и исправления в Информационный документ по проекту (PID). Все эти документы публикуются после утверждения проекта.


Стадия переговоров и утверждения

После того как сотрудники Банка утвердили планируемый проект, Банк и страна, намеревающаяся занять средства, обсуждают данный проект с целью придания ему окончательной формы. Стороны договариваются о сроках и условиях предоставления займа. После этого на рассмотрение Совета директоров представляются Документ об оценке проекта (PAD) или Программный документ (PGD), а также Меморандум Президента и юридическая документация. Соответствующие документы также представляются для окончательного утверждения правительству страны - заемщика. При этом может также требоваться их ратификация кабинетом министров или органом законодательной власти страны. После того как соглашение о займе утверждено обеими сторонами, оно официально подписывается представителями сторон. Как только это произошло, заем или кредит объявляется вступившим в силу, и, когда выполнены соответствующие условия, начинается выделение средств, а соглашение становится доступным для общественности.


Стадия реализации и надзора

За реализацию проекта отвечает страна - заемщик, в то время как Банк отвечает за осуществление надзора. Как только заем утвержден, правительство страны-заемщика, которому Банк оказывает техническую помощь, устанавливает технические требования и оценивает поступившие заявки участников тендера на закупку товаров и услуг в рамках проекта. Банк осуществляет надзор за этой деятельностью, чтобы убедиться в том, что соблюдены надлежащие процедуры закупок. Как только Банк убедился в этом, начинается выделение средств. Группа по вопросам управления финансовой деятельностью в составе Банка осуществляет надзора за финансовыми аспектами проекта, в том числе периодически требует представления прошедших аудиторскую проверку финансовых отчетов.


В конце периода выделения средств по займу (от 1 до 10 лет), Совету Банка в целях ознакомления представляется Отчет о завершении реализации проекта, в котором описываются достижения, проблемы и усвоенные уроки.


Стадия оценки проекта

По завершении проекта, Департамент оценки операционной деятельности Банка проводит аудит с целью сопоставления результатов с первоначально установленными целями. В ходе аудита просматривается отчет о завершении реализации проекта и составляется отдельный отчет. После этого оба отчета представляются Совету исполнительных директоров и правительству заемщика. Эти документы не являются общедоступными.


Работа над проектом может быть прекращена на любой стадии проектного цикла - от подготовки до утверждения. По тем проектам, которые так и не становятся активными, окончательным документом фактически является Информационный документ по проекту.


Формы финансирования МБРР

МБРР осуществляет операции в форме как параллельного, так и смешанного финансирования. При параллельном финансировании каждый кредитор предоставляет средства на отдельную часть проекта на своих собственных условиях. При смешанной же форме каждый из участников финансирует весь проект в целом в пределах своей доли. В 1983 г. МБРР ввел новые формы финансирования, позволяющие банкам в дополнение к займам, непосредственно предоставленным ими на осуществление проекта, участвовать в коммерческих займах. Такие займы предоставляются из 15 - 20% годовых, при этом срок их погашения значительно увеличивается по сравнению с обычными рыночными условиями. Заемщик начинает с выплаты долга коммерческим банкам, и лишь после того, как часть их кредита полностью погашена, он начинает выплачивать суммы, причитающиеся МБРР. Банк может продать свою часть займа частным кредиторам по мере его амортизации. Он может также предложить свое условное участие в последнем этапе погашения займа, предоставленного на рыночных условиях. Возможны также гарантии со стороны Всемирного банка последних этапов погашения частного кредита без его непосредственного участия.

МБРР использует следующие формы финансирования:

Обычные займы (первое окно, по текущим рыночным процентным ставкам;

Глобальные займы фин. учреждениям, занятым в сфере развития;

Субсидии и безвозмездные субсидии;

Предоставление гарантий.

Банк не участвует в специальных займах (которые предоставляются по линии МАР), не вкладывает средства в акционерный капитал или в капитал с повышенным уровнем риска (в отличие в обоих случаях от МФК), не участвует в лизинге и в процентном субсидировании.


Условия кредитования МБРР

Условия предоставления кредитов могут быть различными:

Cумма, выделяемая на один проект - не менее 2 - 3 млн долларов, верхний предел не устанавливается;


Доля МБРР - не менее 1 - 2 млн долларов. Максимальная сумма уставом не определена, но фактически составляет 200 млн долларов;

Средний объем участия - от 50 до 70 млн долларов, или 1/3 стоимости проекта;

Сроки погашения - от 15 до 20 лет, включая 4 - 5 - летний льготный период.


Процентные ставки МБРР по кредитам

Правительство страны, получающей заем, должно давать соответствующие гарантии. Другие условия предполагают выплату основной суммы равными полугодовыми взносами, выплату процентов раз в полгода, досрочное погашение займа карается штрафными санкциями. Валютой займов являются доллары США, но погашение производится в той валюте, в которой они были фактически предоставлены. Чтобы уменьшить риск заемщиков, банк создал для них валютный пул и принимает выплату процентов в одной валюте, независимо от того, в какой валюте был предоставлен заем. На долю заемщиков приходится от 10 до 60% стоимости проекта.


Позиции облигаций МБРР

Привлекательность облигаций МБРР для других учреждений объясняется следующими условиями:

Банк никогда не допускал просрочки платежей и не терпел ущерба по займам, а также никогда не пересматривал сроков выплаты;

Задолженность банка имеет долгосрочный характер и составляет (по состоянию на 1980 г.) менее 6% общей стоимости всех фондов, задолженности банку и уставного капитала;

Та часть капитала, которая вносится странами - членами банка по требованию, находится в руках правительств этих стран, и это фактически служит гарантией для держателей облигаций, что эти средства не будут истрачены на посторонние цели.


Резюме. Всемирный банк, строго говоря, не является банком в обычном смысле этого слова, поскольку в результате его займов возникают производные депозиты заемщиков. Если банк не может брать или не берет взаймы, то он не может и давать в долг. Банк прибегает к займам на финансовых рынках, чтобы финансировать свои займы развивающимся странам.


Заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, имеющие хоть какой-то доступ к частным рынкам капитала. Некоторые страны, имеющие низкие показатели доходов в расчете на душу населения и получающие кредитные ресурсы от МАР, являются достаточно кредитоспособными для получения определенных ресурсов от МБРР. Эти страны называют “смешанными заемщиками”. Даже если не считать займы, предоставленные МБРР смешанным заемщикам, целых 25 процентов населения, живущего менее чем на 1 доллар США в день, проживает в странах, являющихся заемщиками МБРР. МБРР оказывает важную помощь в процессе сокращения бедности, обеспечивая доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала.


Показатели работы МБРР по секторам

Стандартный набор основных показателей по секторам используется с 1 июля 2009 года. Полученные данные являются предварительными, однако первые результаты обнадеживают, свидетельствуя о том, что проекты, финансируемые в рамках МАР - 14 и МАР - 15, уже способствовали достижению важных результатов.


Сектор - образование

Аттестовано более 1 миллиона учителей для преподавания в начальной школе. Построено или восстановлено более 600 000 дополнительных учебных помещений.


Сектор - здравоохранение

В сфере здравоохранения, питания и народонаселения, более 11 миллионов человек получили доступ к базовым услугам. Подготовлено около 450 000 медицинских работников. Построено, модернизировано и/или оснащено более 2 500 медицинских учреждений. Почти 13 миллионов детей прошли иммунизацию и около 8 миллионов получили дозу витамина А. Закуплено и роздано населению около 28 миллионов обработанных инсектицидами защитных сеток в рамках мероприятий по профилактике малярии. Более 28 500 взрослых и детей, являющихся носителями ВИЧ, прошли лечение в рамках программ комплексной антиретровирусной терапии.


Сектор - автодорожный транспорт

Построено или восстановлено около 3 790 км сельских и 1 900 км более крупных дорог.


Сектор - водоснабжение

Почти 6,8 миллионов человек, проживающих в районах реализации проектов, получили доступ к благоустроенным источникам водоснабжения. Построено или восстановлено около 11 600 пунктов водоснабжения на местном уровне. Водопровод проведен почти в 334 000 домов, и еще 157 000 водопроводных систем восстановлено. Оказывается поддержка почти 1 280 предприятиям коммунального обслуживания, действующим в сфере водоснабжения.


В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка.


Состав Группы Всемирного Банка

Группа Всемирного банка, или Всемирный банк, ВБ (World Bank, WB), - это международная кредитно-финансовая структура, предназначенная для предоставления кредитов государствам-членам.


Всемирный банк - многостороннее кредитное учреждение, состоящее их пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.


В ее состав входят: Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); Международная ассоциация развития, МАР (International Development Association, IDA); Международная финансовая корпорация, МФК (International Finance Corporation, IFC); Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID). Первые три организации играют роль банков развития, две оставшиеся призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны и государства с формирующимся рынком. Деятельность всех этих структур направляется единой стратегией, но при этом каждая из них выполняет свои специфические функции.


МБРР (Международный банк реконструкции и развития)

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) является первой кредитной организации в составе Всемирного банка. МБРР был учрежден в 1944 году в качестве самостоятельной организации, которая предоставляет займы и консультационные услуги странам со средним уровнем дохода и кредитоспособным странам, его задачей является предоставление кредитов для экономического развития.


МАР (Международная ассоциация развития)


Международная ассоциация развития (МАР) является одной из организаций Всемирного банка, которая оказывает помощь беднейшим странам мира. Деятельность учрежденной в 1960 году МАР направлена на сокращение масштабов бедности посредством предоставления займов (называемых “кредитами”) и грантов для реализации программ ускорения экономического роста, сокращения неравенства и улучшения условий жизни населения.


МАР дополняет деятельность Международного банка реконструкции и развития (МБРР). МБРР и МАР имеют общие персонал и штаб - квартиру и при оценке проектов применяют одни и те же строгие стандарты.

МАР является одним из крупнейших источников помощи для 82 беднейшей страны мира, 40 из которых находятся в Африке, а также крупнейшим источником донорских средств, обеспечивающих базовые социальные услуги в этих странах. Финансируемые МАР операции помогли изменить к лучшему жизнь свыше 2,5 миллиарда человек, большинство из которых живут менее чем на 2 доллара США в день.


МАР предоставляет кредиты на льготных условиях. Это означает, что кредиты МАР выдаются под нулевой или очень низкий процент сроком более чем на 25 - 40 лет и предусматривают льготный период от 5 - 10 лет. МАР также предоставляет гранты странам, которым угрожает кризис задолженности.

Помимо предоставления льготных кредитов и грантов, МАР также ведет большую работу в области облегчения бремени задолженности в рамках Инициативы в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности (HIPC) и Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (MDRI).


За время своего существования МАР оказала поддержку 108 странам.

МФК (Международная финансовая корпорация)

Международная финансовая корпорация (МФК) является одной из организаций Группы Всемирного банка и крупнейшим учреждением в области глобального развития, которое работает исключительно с частным сектором развивающихся стран.

Созданная в 1956 году, МФК находится в собственности 184 стран - членов, которые совместно определяют ее политику. Деятельность Корпорации в более чем 100 развивающихся странахпозволяет компаниям и финансовым учреждениям на формирующихся рынках создавать рабочие места, обеспечивать налоговые поступления, совершенствовать корпоративное управление и улучшать экологические показатели деятельности, а также содействовать местным сообществам.


Видение МФК: люди должны иметь возможность преодолеть бедность и изменить свою жизнь к лучшему.

Стратегические приоритеты МФК:

Заострить внимание на рынках с повышенным уровнем риска;

Решать связанные с изменением климата проблемы и обеспечиватьэкологическую и социальную устойчивость;

Устранять препятствия для развития частного сектора в сфере инфраструктуры, здравоохранения, образования, а также в системе поставок продовольствия;

Развивать местные финансовые рынки;

Строить долгосрочные клиентские отношения в странах с формирующейся рыночной экономикой.


МАГИ (Междунар - е агентство по гарантир - ю инвестиций)

Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Основано в 1988 году. Цель агентства - поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками.


МАГИ предлагает инвесторам гарантии от некоммерческого риска, дает рекомендации правительствам входящих в нее развивающихся государств по разработке и проведению в жизнь экономической политики, программ и правил, связанных с иностранными инвестициями, содействует диалогу между мировым деловым сообществом и правительствами заинтересованных стран по проблемам капиталовложений.


В Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) в настоящее время входит 158 государств - членов, вклю­чая Россию. Местопребывание - Вашингтон.

Источник финансирования - уставный капитал (948 млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долларов США.


Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гаран­тии (покрывающие до 90% общего объема инвестиций) сроком на 15 - 20 лет на инвестиции в государствах - членах (развивающих­ся странах) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков (экспроприация или аналогич­ные меры, трансферт валютных средств, нарушение договоров вследствие принятия правительством нормативных актов, война и гражданские беспорядки, революции и т.п.).


МАГИ предлагает консультативные и рекламные услуги через Департа­мент политических и консультативных услуг. Через Консультативную службу по иностранным инвестициям, работающую совместно с МБРР и МФК. Агентство помогает государствам - членам разрабатывать политику и развивать инфраструктуру, необходимые для привлечения прямых иностранных инвестиций.


МЦУИС (Междунар - й центр по урегулир - ю инвест споров)

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 году. Он содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.


МЦУИС является автономной международной организацией, учрежденной в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств с более чем ста сорока государств - членов. Основная цель МЦУИС является предоставление возможности для примирения и арбитража международных инвестиционных споров.


Конвенция МЦУИС представляет собой многосторонний договор составленный вице - президентами Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк). Он был составлен 18 марта 1965 года и вступил в силу 14 октября 1966 года.

Конвенция стремились снять основные препятствия для свободных международных потоков частных инвестиций, исходящих от некоммерческих рисков и отсутствие специализированных международных методов урегулирования инвестиционных споров. МЦУИС был создан как беспристрастный международный орган с предоставлением средств для разрешения правовых споров между имеющих право сторон, путем согласительных или арбитражных процедур. Обращение к ICSID объектов всегда происходит с согласия сторон.


МЦУИС играет важную роль в области международных инвестиций и экономического развития.

Сегодня МЦУИС считается ведущим международным арбитражным учреждением, осуществляющим урегулирование споров между инвесторами и государством.


Струтура руководства Всемирного банка

Высшим руководящим органом Всемирного банка является Совет управляющих, который состоит из министров финансов или руководителей центральных банков государств - членов. Его сессии, на которых принимаются наиболее важные решения, определяющие политику банка, проводятся один раз в год и проходят совместно с заседаниями Совета управляющих МВФ.


Исполнительный орган - совет директоров (директорат). Совет директоров осуществляет общее руководство Всемирным банком, включая утверждение всех займов и гарантий, а также принятие других решений, относящихся к функционированию банка. Президент Всемирного банка избирается советом директоров на пятилетний срок и может быть переизбран неограниченное число раз. Он председательствует на заседаниях директората и отвечает за руководство текущей деятельностью банка.

Повседневная деятельность Всемирного банка осуществляется под руководством президента, высшего руководства организации и вице - президентов, отвечающих за конкретные регионы, сектора, направления деятельности и выполняющих конкретные функции.

Источники текстов, картинок и видео

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия

en.wikipedia.org - свободная энциклопедия

web.worldbank.org - данные о развитии в странах по всему миру

worldbank.org - группа Всемирного банка

dic.academic.ru - словари а энциклопедии

vedomosti.ru - ежедневная деловая газета «Ведомости»

banki.ru - финансовый информационный портал

madan.org.il - научный портал

psainath.files.wordpress.com - блог - платформа

odiplom.ru - дипломный, курсовые, рефераты

rusrand.ru - центр научной и политической мысли и идеологии

en.wikipedia.org - энциклопедия на английском языке

smotri.com - видеохостинг

youtube.com - популярнейший видеохостинг

google.ru - крупнейшая поисковая система в мире

translate.google.ru - переводчик от поисковой системы Гугл

yandex.ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

wordstat.yandex.ru - сервис от Яндекса позволяющий анализировать поисковые запросы

video.yandex.ru - поиск видео в интернете черег Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материале

Ссылки на прикладные программы

windows.microsoft.com - сайт корпорации Майкрософт, создавшей ОС Виндовс

office.microsoft.com - сайт корпорации создавшей Майкрософт Офис

chrome.google.ru - часто используемый браузер для работы с сайтами

hyperionics.com - сайт создателей программы снимка экрана HyperSnap

getpaint.net - бесплатное программное обеспечение для работы с изображениями

Создатель статьи

vk.com/id1797151 - профиль ВКонтакте

facebook.com/profile.php?id=100001616589610 - профиль в Фейсбук

twitter.com/LediMarinka - профиль в Твитере - профиль в Твитере

my.ya.ru/mar-karpovich - профиль на Ми Яндекс Ру

livejournal.com/profile?userid=70907276&t=I - блог в Живом Журнале

my.mail.ru/mmm-ka - профиль на Мой Мир @ Майр Ру

plus.google.com/116800971298807778458/posts?hl=ru - профиль на Гугл+

liveinternet.ru/users/5598936/profile - блог на ЛайвИнтернет

blogger.com/switch-profile.g?switchProfileSource=3&continue - блог на Блогерге

linkedin.com/profile/view?id=280735180&trk=nav_responsive_tab_profile - профиль в ЛинкДин

МВФ: 1944г., в настоящее время членами МВФ являются 184 страны, РФ стала членом в 1992г., штаб-квартира в Вашингтоне. Основные цели:
- содействие м/н сотрудничеству в валютной сфере, а также в м/н торговле, занятости.
- Обеспечение функционирования МВС
- Содействие в устранении валютных ограничений
- Предоставление займов и кредитов в иностранной валюте
Уставный капитал МВФ формируется за счет вкладов его членов. На 1997г. уставный капитал – 198 млрд. $. В 2001г. МВФ занимал 3-е место по объемам запаса золота и опережает США и Германию.
МВФ – эмитент специализированных прав заимствования (СПЗ).
Высший орган – Совет управляющих.
Основные функции:
Прием новых членов
Утверждение измененных паритетов
Пересмотр квот
Выбор исполнительных директоров
Сессии совета управляющих проводятся ежегодно. Оперативной деятельностью руководит исполнительный совет. Одна из функций – выбор директора – распорядителя. С 1987г.-2000гг. Мишель Камдессю. С 23 марта 2000г. – Ф. Феллер. Персонал МВФ – 2100 экспертов во главе с директором-распорядителем.

Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой институтов:
1. М/н банк реконструкции и развития МБРР – в 1945г., является главным составляющим Всемирного банка.
2. М/н ассоциация развития МАР – 1960г.
3. М/н финансовая корпорация МФК – 1956г.
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 1988г.
5. М/н центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966г.
МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184 страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.
Основные цели:
- Содействие развитию территории государств – членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.
- Поощрение частных иностранных капиталовложений
- Стимулирование роста экономики страны и содействие в поддержании равновесия платежного баланса путем поощрения м/н инвестиций
Структура МБРР:
Совет управляющих – высший орган, представлен каждым членом МБРР, сессии ежегодно.
Совет директоров – исполнителей – осуществляет текущую работу
Комитет по развитию – через инвестирование и предоставление льготных кредитов, борьба с нищетой
Президент банка – Дж. Вульфенсон
МБРР начисляет проценты своим заемщикам по ставке, которая устанавливается в размере трех четвертей одного процента сверх суммы, выплаченной по заемным средствам. Займы должны быть выплачены через 15-20 лет; до начала погашения основной суммы предоставляется льготный период от трех до пяти лет.
Менее пяти процентов финансовых средств МБРР составляют суммы взносов стран, ставших членами Всемирного банка. Еще никогда не было случаев дефолта по займам МБРР.
Как Всемирный банк, так и МВФ были созданы в 1944 году на конференции мировых лидеров в Бреттон-Вудс (штат Нью Гемпшир). Цель двух "Бреттон-вудских институтов", как их иногда называют, заключалась в том, чтобы поставить международную экономику на прочный фундамент после Второй мировой войны. Миссии Всемирного банка и МВФ являются взаимодополняющими, но их индивидуальные роли довольно разные.
1. Всемирный банк представляет собой кредитное учреждение, чья цель заключается в том, чтобы помочь интегрированию стран в более широкую мировую экономику и способствовать долгосрочному экономическому росту в целях снижения уровня бедности в развивающихся странах. МВФ осуществляет мониторинг мировых валют, содействуя в поддержании организованной платежной системы между всеми странами и предоставляет займы странам, которые сталкиваются с серьезными дефицитом платежного баланса.
2. В то время как Всемирный банк предоставляет займы на реформы политики и проекты, МВФ больше занимается только вопросами политики.
3. МВФ предоставляет займы странам-членам, имеющим краткосрочные проблемы по удовлетворению потребностей в зарубежных платежах и пытается добиться полной конвертируемости среди валют своих стран-членов согласно системе гибких обменных курсов, действующих с 1973 года.
Всемирный банк предоставляет займы только развивающимся странам или странам с переходной экономикой, в то время, как любые страны-члены (богатые и бедные) могут привлечь услуги и ресурсы МВФ