философские науки

  • КАПИТАЛИЗМ
  • РАБСТВО

В данной статье рассматривается вопрос о существовании рабства в современном обществе, о его формах и методах воздействия на человека. Её основная идея заключается в том, что как бы мы не пытались бороться с ним, в капиталистическом обществе его существование неизбежно.

  • Специфика и авторская методика оценки эффективности электронных бизнес-коммуникаций
  • Социально-философский анализ национального самосознания

В настоящее время мы в большей степени ощущаем воздействие каких-либо социальных факторов на нашу жизнь, делая ее излишне сложной. Общество пренебрегает духовными благами, предпочитает что-то материальное, которое, по их мнению, принесет куда больше пользы. Так, одни начинают работать в ненавистной компании, берут кредиты, становясь хроническими должниками. Другие тратят приличные суммы на одежду из бутиков, гаджеты и тусовки в ночных клубах. Поэтому такую зависимость людей можно прировнять к рабству. Но рабская система появилась еще в древнем мире.

Рабство в мире существовало задолго до того, как появилось государство под названием «Древний Рим». Вот что мы читаем об истории рабства в одном из широко известных за рубежом энциклопедических словарей: «Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10 000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить своих долгов. Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели, и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость».

В современном мире рабство не исчезло, оно всё ещё существует, принимая разные формы: экономическое, социальное, духовное и другие виды. Кроме того, некоторые государственные структуры охраняют формы современного рабства и определяют их как «благо».

На мой взгляд, актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире человек чувствует себя все менее свободным в личностном самоопределении, ввиду существующей так называемой «долговой экономики», жестко навязываемых идеологических норм, традиций культуры и морали. Поэтому важно понять, что от нас зависит в этой ситуации, и дать ей адекватную оценку.

На сегодняшний день рабство имеет совершенно иные признаки. Оно ушло в подполье, т. е. стало нелегальным, или приобрело формы, позволяющие ему сосуществовать с современными законами.

Рабство - система общественных взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства. Помимо прямого рабства, т. е. физического, существую также другие его формы: «экономическое», «социальное», «наемное», «капиталистическое», «непрямое», «духовное», «долговое» и т.п.

Например, «социальное» рабство в современном мире разделило общество на классы богатых и бедных. Так как попасть в класс богатых очень сложно, в нем можно если только родиться, то многие люди становятся заложниками своего положения, бросая все свои силы на достижения уровня этого класса.

«Духовное рабство»в современном мире характеризуется тем, что люди часто сталкиваются с депрессиями, психологическими расстройствами, что заставляет их замкнуться в себе, то есть стать рабом своего сознания.

Но наиболее подробно мы рассмотрим «экономическое рабство». Это зависимость человека от экономических факторов как форм рабской системы. Причинами развития экономического рабства служат капиталистическая система. Современный капитализм и различные формы рабства представляют собой увеличение капитала и присвоение продукта, которое произвёл работник.

Никто не ставит под сомнение, что мы сегодня живем при капитализме (наши власти, правда, не любят слово «капитализм», заменяя его совершенно бессмысленным словосочетанием «рыночная экономика») и поэтому современная экономика держится на том, что каждый выполняет свою работу: кто-то управляет, а кто-то выполняет грязную работу - это ли не пример рабовладельческих отношений?

Современному человеку, работающему по договору найма, порой некогда задумываться об аналогиях и сравнивать себя с рабом Древнего Рима. Более того, если ему намекнуть на подобную аналогию, он может обидеться. Особенно, если человек занимает какую-то руководящую должность, если у него есть автомобиль, квартира и другие атрибуты современной «цивилизации». Конечно, есть и различия между классическим рабомДревнего Рима и современным наемным работником. Например, первый получал миску с едой, а второй получает деньги, чтобы купить эту миску. Первый не может перестать быть рабом, а последний обладает «привилегией» перестать быть рабом: то есть быть уволенным.

Несмотря на то, что работа, которую выполняют люди, оплачивается, и, казалось бы, они перестают зависеть от кого-либо, на самом деле является мифом, так как большую часть полученных за свою работу средств они тратят на различные платежи и налоги, которые потом уходят в бюджет государства.

Не стоит забывать и тот факт, что мы живем в обществе современной «цивилизации», поэтому каждый человек хочет «жить красиво», соответствовать всем стандартам современной «элиты» не зависимо от того какой у него доход. Но оставшейся части средств порой не хватает для удовлетворения этих потребностей. Тогда вход включается механизм экономики вынуждения и люди начинают брать кредиты, все больше и больше погружаясь в долговую яму.

Такое явление как инфляция не редкость и, казалось бы, она объяснима, но рост цен при отсутствии роста зарплаты рабочего обеспечивает скрытое незаметное ограбление. Все это заставляет среднестатистического человека все ниже и ниже опускаться на колени, приклоняясь перед современной буржуазией, делая из него самого настоящего раба.

Таким образом, можно сделать вывод, что какие времена бы не настали, в условиях капиталистической цивилизации всегда будет место рабству. Общество никогда не будет свободно полностью. Человек всегда будет ограничен в своих возможностях, всегда будет тот, кто подчиняет, и кто подчиняется. Будь то проблемы в его сознании или политика государства, в котором он живет, проблемы на работе или в социальной жизни, во всех этих сферах человек подвергается скрытому рабству.

Список литературы

  1. Катасонов В.Ю. От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму, издательство «Кислород», 2014. – 166с. ISBN: 978-5-901635-40-7
  2. Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации» / Научный редактор О.А.Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1072с.ISBN 978-5-4261-0054-1

«Рабство - исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. …»

«Рабство - состояние общества, в котором допускается возможность нахождения некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей. Господин целиком владеет личностью своего раба на правах собственности. Будучи собственностью другого, раб не принадлежит самому себе и не вправе собой распоряжаться.» (Википедия)


Но обо всем по порядку.

Немного истории

Рабство, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. Человек, попавший в рабство, не имел никаких прав, а лишённый, к тому же, экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Очень часто «особое» положение рабов подчёркивалось внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда), т.к. рабы были приравнены к вещам и никто не предполагал что «вещь» может изменить свой статус и, тем самым, избавится от данных атрибутов.

Рабство в современом мире

Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Рабство. легло в основу рабовладельческого строя.

В основном было несколько «стабильных» источников поступления рабов - иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью набегов; соплеменники, обращенные в рабство за неуплату долгов либо как наказание за совершенные преступления; естественный прирост рабов; работорговля.

Начальной формой рабства было так называемое «патриархальное рабство», когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи, чаще всего оно было связано с натуральным видом хозяйства. «Патриархальное рабство» существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу.

Оно преобладало в обществах Древнего Востока, а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого периода, когда быстрые темпы развития экономики способствовали превращению его из патриархального в античное. Для поздней Римской республики патриархальное рабство переросло в классическое античное рабство, связанное с товарным хозяйством, с максимальной степенью экспроприации личности раба, что равносильно его полному бесправию, превращению его в "говорящее орудие". К тому же очень часто бывало, особенно в богатых домах, что рабам нарочно отрезали языки, превращая их, тем самым, в безмолвное орудие.

Расцвет "классического" рабства был сравнительно кратковременным, т.к. в самой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и перерождения: отвращение рабов к своему труду и угнетение не могло не привести к экономической неэффективности рабства и неумолимо требовало в лучшем случае коренной модификации рабской зависимости.

Исторические факторы, такие как сокращение притока рабов, непрекращающиеся восстания рабов и т.д., действовали наряду с экономическими, что в свою очередь побуждало рабовладельцев искать новые формы эксплуатации. Становилась очевидной необходимость в какой-то мере заинтересовать непосредственного производителя-раба в его труде и тем, повысить эффективность эксплуатации. Многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами. Исторически этот перелом, обусловленный экономическими причинами, привёл к фактическому стиранию различий между колонами и рабами.

В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах, особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании, рабство, как таковое, играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 веку в большинстве стран Западной Европы рабство фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шёл значительно медленнее, чем в Западную Европе, так в 10-11 веках рабство сохраняло там ещё экономическое значение. Но в конце 11 - 12 вв. и в Византии практически завершается процесс слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян рабство было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало ещё в 9-12 вв. в недрах развивавшегося феодального общества. Постепенно рабы (на Руси их называли холопы) пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (занятых на тяжелых промыслах - работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов. В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство существовало до 4-6 вв. Пережиточные его формы сохранялись и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и других – рабство, в его патриархальной форме, сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным источником рабства в средние века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников рабства в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государственных рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Так как ислам запрещал обращать в рабство мусульман, то основным источниками поступления рабов в мусульманские страны был захват их во время войн с "неверными" и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских странах использовались на тяжёлых работах - в рудниках, в войсках мусульманских государей (Мамлюки – полностью из рабов, после этой службой им могли «даровать» свободу, но, как правило, до этого момента никто не доживал), в домашнем хозяйстве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения (с 16 в.) рабства в странах Азии, Африки и Америки связан с процессом так называемого первоначального накопления капитала, колониальным порабощением этих стран. Широкие размеры и наибольшее экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызвано особенностями развития колоний в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной части пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. А так же тем, что в Новый Свет ехали как правило пилигримы и уголовники, которые в свою очередь хотели всего лишь обладать землей, а не работать на ней.

Сопротивление индейцев, а также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, привели к тому, что испанские и португальские, а затем и североамериканские плантаторы стали ввозить негров-рабов из Африки. Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезённых в страны Америки, составляло, по-видимому, свыше 10 млн. чел. В областях крупных плантаций на территории южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу 18 в. составляли большинство населения. Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18 - первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и др. технические культуры.

По мере развития капиталистических отношений всё более отчётливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением всё усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против рабства началась отмена рабства.

Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведён в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания юридически отменила рабство в 1807, но фактически вплоть до 1833 рабство в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. рабство было отменено большинством государств Американского континента. В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от рабства. В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело рабство в португальских колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки рабство сохранялось вплоть до 50-х гг. 20 в.

Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось ещё в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших рабство, носило формальный характер, даже больше информативный. По существу первая международная конвенция против рабства была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Наций. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что рабств и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 государств по вопросу о борьбе с рабством, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Так же к нему приравнивался принудительный труд.

По данным ООН, государственного департамента США и комиссии Евросоюза по делам нелегалов сегодня в мире насчитывается 27 миллионов человек. Таковы результаты исследования, проведенного данными ведомствами и сотрудниками правозащитной организации Anti-Slavery International.

Я думаю, еще многие помнят шествие более миллиона нелегалов по улицам Лос-Анджелеса, когда правительство США приняло решение о приравнивании всех нелегалов к уголовникам.

Что же толкает людей становится нелегалами, а порой и рабами?

Считается, что в современном мире благодатную почву для рабства создают:

1. нищета - уверен, что многие помнят, как трое взрослых мужчин, ради вознаграждения в 1000 кенийских шиллингов (в среднем зарплата – 1 шиллинг в день), утонули в яме с экскрементами, и то после вмешательства полиции;

2. несовершенство правовой системы – есть страны, где на законодательном уровне не закреплено такое понятие как «рабство»;

3. традиционность – так же есть места (чаще в мусульманских странах), где зажиточная семья обязана (!!!) иметь хотя бы одного раба, это при том, что раб не должен быть одной веры с хозяином;

4. отсутствие политической воли у руководителей ряда стран – известны случаи, когда президенты суперпрезидентских республик имели непосредственное участи в организации и контроле каналов по транспортировки рабов и нелегалов.

На сегодняшний день есть несколько «основных» направлений по торговле рабами:

1. Мужчины - для выполнения тяжелой работы – строители, грузчики.

2. Женщины – как правило это проституция, но так же в наем дом работницами;

3. Дети – проституция, попрошайничество, продажа детей на органы.

Помимо принудительного рабства есть еще и относительно «добровольное» рабство:

1. Трудовое – связано с получениемдобычей ресурсов в современном мире. Очень развито в на Западе. Когда работник, пусть даже профессионал в своей сфере, долгое время работает в одной и той же компании и не имеет возможности осуществлять не горизонтальную, ни вертикальную мобильность, т.е. работник не движется ни по карьерной лестнице, ни из отдела в отдел, что превращает его в пресловутый «офисный планктон», профессиональную, но в тоже время ненужную рабочую силу. Так же когда один из родственников, находящиеся на иждивении (чаще всего старики), выполняют работы по дому и т.д., т.к. они уже не могут участвовать в получении материальных благ в силу своего возраста и физических способностей, но и не могу участвовать в приеме и обработке информации, в силу ослабления умственной деятельности и других факторов, тем самым они невольно становятся заложниками, фактически рабами – живущих за крышу над головой и еду.

2. Домашнее сексуальное – так же по большей части доминирует на западе, но его признаки уже наблюдаются и в нашем обществе – ситуация, когда мужчина (реже женщина) запрещая партнеру работать (прямо участвовать в получении ресурсов), руководствуясь мнимой заботой о психическом, физическом состоянии партнера, тем самым выдавая себя за «добытчика» в семье, что в свою очередь несет за собой унижение партнера, «указания» его места в жизни и в конкретном обществе, как следствие появление насилия в семьях.

3. Призывное рабство – распространено на территории бывшего СССР и нынешнего СНГ – выполнение неуставных задач, при этом командиры получают материальное вознаграждение, нередко случается, что военнослужащего продают в рабство, а документально солдата объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

4. Пенитенциарное рабство – встречается везде - использование труда заключенных, т.к. лица, находящиеся в «местах лишения свободы» лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что в свою очередь позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу. Был прецедент, когда начальник тюрьмы за несколько лет «продал» в рабство всех заключенных, после чего, с полученными от сделок суммой, - скрылся.

В далекие далекие времена рабство считалось абсолютной нормой во всем мире. Людей рабов можно было покупать и продавать как и любые другие товары. Рабы представляли собой дешевый рабочий ресурс , который можно было довольно выгодно использовать себе на благо. В свою очередь у раба не было абсолютно никаких прав, он принадлежал только своему владельцу, а свобода могла ему только сниться. Рабы должны были делать все, что им приказывал хозяин, и обычно оставались в таком статусе на протяжении всей жизни. Если вы думаете, что рабство это пережиток прошлого и сохранилось только у диких аборигенов, а в цивилизованном обществе его давно уже нет, то вы сильно заблуждаетесь. В цивилизованном обществе рабство никуда не исчезло, просто перешло в другие, более изощренные формы. Очень многие люди являются современными рабами и даже не осознают этого. Современное рабство стало намного хитрее и замаскированнее, нежели это было в давние времена. Оно зачастую лишает человека возможности стать свободным, покинуть замкнутый круг. Сначала это происходит по невежеству самого человека, не желающего разбираться в общей картине мира, а затем, когда человек наконец понимает, что он попал в самое настоящее рабство, то у него почти не остается шансов обрести свободу.

Давайте рассмотрим с вами все основные формы современного рабства, которые характерны для нынешнего общества. Предупрежден, значит вооружен. Ну что же, приступим:

Нажмите, чтобы посмотреть занимательное видео про современное рабство

1. Необходимость постоянно работать . Это экономическая форма рабства, характерная для большинства среднестатических граждан любой среднестатической страны. Возьмем любого человека, который работает на постоянной работе. Он сам добровольно приходит устраиваться на работу, то есть сдает себя в рабство с потрохами. Далее он вынужден каждый день ходить на работу и выполнять зачастую тяжелую работу, за исключением выходных и случаев по уважительным причинам. Ну и несколько недель в году отпуска, когда он может на время забыть про свои рабочие обязанности и отдохнуть. За все это он получает среднюю зарплату, которая к примеру в России и странах СНГ находится на очень низком уровне, что не позволяет человеку жить нормальной полноценной жизнью. Ему все время приходится откладывать, копить, долгое время, чтобы купить себе хоть что-то более менее ценное. А с приходом рукотворного экономического кризиса благодаря безалаберной и безответсвенной политике руководства, зарплаты большинства граждан уходят исключительно на еду, оплату ЖКХ и покупку самых необходимых товаров. Так что резюмируем, что сама система устроена так. что человек вынужден работать до самой старости как минимум, при этом постоянно себе во всем отказывая. Обман состоит в том, что если бы вдруг человеку начали платить в несколько раз большую зарплату, то в конце концов он будет в состоянии разбогатеть и избавиться от необходимости работать вообще, то есть избавиться от рабства. А если все разбогатеют, то кто же будет работать на тяжелой низкооплачиваемой работе? Забавно отметить и то, что в прошлом рабы хотя бы не должны были самостоятельно оплачивать свое жилье, еду и одежду, в отличие от настоящего времени.

2. Кредитное рабство. Это наиболее опасная форма современного рабства, которая в одночасье может лишить вас покоя, нормальной жизни и всего вашего имущества. Посмотрите пример про
валютную ипотеку в России перед началом экономического кризиса, когда люди набрали ипотечных кредитов в долларах, потому что по ним ставки ниже, и в перспективе была бы меньше сумма переплаты. Тем не менее после падения цен на нефть и введения санкций, курс доллара по отношению к рублю вырос более чем в два раза, как и платежи по кредиту у ипотечных заемщиков, и их общая сумма. Для многих из этих людей наступили черные дни, поскольку они попали в тяжелейшую ситуацию. Фактически они стали должны банкам в два раза больше, и никого не волнует, каковы были причины такого разворота событий. Мы разобрали один из самых тяжелых случаев кредитного рабства, но в целом можно сказать, что для многих людей кредиты это определенная форма зависимости, они настолько увлекаются этим занятием, что зачастую берут новые кредиты на погашение предыдущих. Круг замыкается. И выбраться из него получается лишь применяя колоссальные усилия, зачастую работая на двух или трех работах.

3. Незнание истинной цены выполняемой вами работы. Множество людей привыкли делать трудную работу, даже не подозревая о том, что должны получать за нее в несколько раз больше. Но они согласились на малое и работают годами за один и тот же оклад, просто не зная того факта, что им могут платить больше. Или боятся попросить у своего руководства или партнера по бизнесу о том, чтобы увеличил им зарплату. Многие из таких людей ежегодно и безропотно хавают одни и те же обещания о повышении им зарплаты в следующем месяце/году/десятилетии, вы только работайте хорошо типа, и все будет в ажуре. Но на деле это всего лишь очередной хитрый прием как оставить вас низкооплачиваемым рабом как можно дольше, чтобы вы при этом поменьше лаяли на начальство. К слову пенсия это точно такая же хитрость от государства, когда вам обещают достойную пенсию к старости, нужно только оставаться безропотным рабом до конца жизни. Многие до этой пенсии могут не дожить это во-первых, а во вторых, если собирать все отчисления с вашей зарплаты, которые идут в пенсионный фонд и положить эти деньги в банк, то за время трудового стажа вам бы накапало вместе с процентами столько денег, что вы могли бы ежемесячно снимать себе сумму в размере вашей текущей зарплаты, а не столько, сколько предлагает вам государство. И ваш баланс на банковском счете не уменьшался от этого, снимаемую сумму с лихвой компенсировали бы проценты от банка. Этот расчет приводил в качестве примера на тренинге один индивидуальный предприниматель, который решил посчитать на какую сумму нас обманывают.

4. Непрерывная инфляция и постоянный рост цен. Инфляция приводит у удорожанию товаров и услуг ежегодно. При этом зачастую зарплаты остаются без надлежащей индексации, что приводит к тому, что вы с каждым днем получаете все меньше денег. Что вы итоге вынуждает вас работать все больше, чтобы обеспечить себе хотя бы самый необходимый минимум для жизни. Это повторяется из года в год, и все больше людей попадают в это экономическое рабство, человек получает только самое необходимое и он жестко привязывается к месту своей работы, потому что потеря работы зачастую приводит к быстрому и полному банкротству человека, ведь у него нету никаких накоплений из-за низкой зарплаты и инфляции, которые сжирают все лишние деньги. Замечу, что все современные валюты подвержены непрерывному обесцениванию, что и является причиной инфляции. Из всех валют только криптовалюты являются дефляционными, то есть их стоимость растет с течением времени. А все благодаря тому, что их ограниченное количество. Впрочем это относится только к самым известным и популярным представителям криптоиндустрии, таким как биткоин, даш, монеро и эфириум. Большинство остальных криптовалют со временем также превратятся в фантики, как и обычные фиатные деньги. При выборе форка, вы должны руководствоваться потенциалом этой валюты. Если вы уверены что новый стартам может изменить мир, можете добавить монет к себе в портфель.

5. Мелкие ненужные траты и расходы . Если человек получает деньги за свой труд ежедневно или еженедельно, то у него складывается привычка не ценить их. Он начинает позволять себе больше тратить на всякую ненужную ерунду, которую может навязывать ему реклама или кажущаяся жизненная необходимость. Многие люди начинают вести разгульный образ жизни и позволять себе употреблять спиртное ежедневно, а также питаться в дорогих и не очень закусочных, ресторанах. Люди не экономят ни на еде, ни на транспорте. Регулярно пользуются такси и так далее, продолжать этот список можно до бесконечности. Чтобы понять модель поведения такого человека, можно обратить внимание на огромные коляски доверху заполненные товарами и большинства людей, делающих покупки в гипермаркетах. Многие из них пришли лишь за тем, чтобы купить что-то определенное, но в итоге в довесок к этому покупают еще кучу вещей, которые изначально покупать не планировали. Причем ежедневные выплаты у человека могут быть и очень большими, но все равно все сходится к тому, что человек привыкает тратить все деньги и у него ничего не остается. Если он вдруг потеряет источник дохода, он останется на мели.

Вот мы и разобрали с вами основные формы современного рабства . Эти ловушки на самом деле очень опасны, и если вы вдруг поймете, что оказались внутри, вам будет очень непросто выбраться из них и придется прикладывать максимум усилий, чтобы обрести свободу. От любой формы зависимости можно избавиться, в том числе и от экономического рабства. Нужно только изучать информацию и принимать правильные решения, которые в конце концов уменьшат ваши расходы и увеличат доходы. Читайте блог финмагнит и вы обязательно сможете понять попали ли вы в ловушку, а также освободиться из нее и обрести финансовую свободу.

Вам также может быть интересно:

  • сайт: сайт о вку$ном заработке и…

Ежедневно в Москву из регионов и стран ближнего зарубежья устремляются на заработки тысячи человек. Часть из них пропадает бесследно, не успев выйти за пределы столичного вокзала. «Новая газета» изучила российский рынок трудового рабства.

Те, кто борется

Олег просит не называть место нашей встречи и даже регион. Дело происходит в промзоне небольшого городка. Олег «ведет» меня по телефону, а когда я дохожу до вывески «Шиномонтаж», говорит: «Жди, сейчас подойду». Приходит через 10 минут.

— Нелегко вас найти.

— На это весь расчет.

Разговор происходит за фанерной бытовкой. Вокруг — гаражи и склады.

— Бороться с рабством я начал в 2011 году, — говорит Олег. — Знакомая рассказала, как выкупала родственника с кирпичного завода в Дагестане. Я не поверил, но стало интересно. Поехал сам. В Дагестане с местными ребятами ходил по заводам, представляясь покупателем кирпича. Параллельно спрашивал у рабочих, есть ли среди них подневольные. Оказалось, да. С теми, кто не забоялся, мы договорились о побеге. Тогда удалось вывезти пять человек.

После освобождения первых невольников Олег разослал в СМИ пресс-релиз. Но тема интереса не вызвала.

— На связь вышла только одна активистка из движения «Лига свободных городов»: у них небольшая газета — человек двести, наверное, читают. Но после публикации мне позвонила женщина из Казахстана и рассказала, что ее родственницу удерживают в продуктовом магазине в Гольяново (район в Москве. И.Ж. ). Помните этот скандал? К сожалению, он был единственным, да еще и безрезультатным — дело-то закрыли.

О том, насколько тема торговли людьми волнует россиян, Олег говорит так:

— За последний месяц мы собрали всего 1730 рублей, а потратили около семидесяти тысяч. Мы вкладываем в проект свои деньги: я работаю на заводе, есть парень, который работает грузчиком на складе. Дагестанский координатор работает в больнице.

Олег Мельников в Дагестане. Фото: Vk.com

Сейчас в «Альтернативе» — 15 активистов.

— За неполных четыре года мы освободили примерно триста невольников, — говорит Олег.

По оценкам «Альтернативы», в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 000 человек, всего в стране — почти 100 000 подневольных рабочих.

Как попадают в рабство

Среднестатистический портрет российского подневольного рабочего, по словам Олега, такой: это человек из провинции, не разбирающийся в трудовых отношениях, желающий лучшей жизни и готовый ради этого работать кем угодно.

— Человека, который приехал в Москву без определенного плана, но с определенной целью, видно сразу, — утверждает Олег. — На столичных вокзалах работают вербовщики. Активнее всего — на Казанском. Вербовщик подходит к человеку и интересуется, нужна ли ему работа? Если нужна, вербовщик предлагает хороший заработок на юге: от тридцати до семидесяти тысяч рублей. Регион не называют. О характере работы говорят: «разнорабочим» или еще что-то, не требующее высокой квалификации. Главное — хорошая зарплата.

За встречу вербовщик предлагает выпить. Не обязательно алкоголь, можно и чай.

— Идут в привокзальное кафе, где есть договоренности с официантами. В чашку завербованного подсыпают барбитураты — под этими веществами человек может находиться в бессознательном состоянии до полутора суток. После того, как наркотик начал действовать, человека сажают в автобус и увозят в нужном направлении.

Схему попадания в рабство Олег проверял на себе. Для этого две недели жил на Казанском вокзале, маскируясь под бездомного.

— Это было в октябре 2013 года. Сначала я пытался изображать приезжего, но это выглядело неубедительно. Тогда решил сыграть бомжа. Обычно работорговцы бездомных не трогают, но я был новеньким на вокзале, и 18 октября ко мне подошел человек, который представился Мусой. Сказал, что у него есть хорошая работа на Каспии, по три часа в день. Обещал 50 000 в месяц. Я согласился. На его автомобиле мы поехали к ТЦ «Принц Плаза» у метро Теплый стан. Там Муса передал меня человеку по имени Рамазан. Я видел, как Рамазан передал Мусе деньги. Сколько точно — я не разглядел. Потом мы с Рамазаном поехали в деревню Мамыри, это рядом с поселком Мосрентген в Московской области. Там я увидел автобус на Дагестан и отказался ехать, мол, знаю, что там рабство. Но Рамазан заявил, что за меня уже заплачены деньги и их нужно либо вернуть, либо — отработать. И, чтобы я успокоился, предложил выпить. Я согласился. Зашли в ближайшее кафе, выпили какой-то алкоголь. Потом плохо помню. Все это время за нами наблюдали мои друзья-активисты. На 33-м километре МКАД они перегородили дорогу автобусу, меня забрали в институт Склифосовского, где я пролежал под капельницей четыре дня. Мне подмешали нейролептик азалептин. Было возбуждено уголовное дело, но по нему до сих пор ведется проверка…

— Как таковых рынков, площадок, где можно было бы купить людей — нет, — говорит координатор «Альтернативы» в Дагестане Закир. — Людей берут «под заказ»: хозяин завода сказал работорговцу, что ему нужно два человека — привезут на завод двоих. Но есть все же два места в Махачкале, куда невольников привозят чаще всего и откуда их забирают хозяева: это автостанция за кинотеатром «Пирамида» и Северный вокзал. У нас есть множество свидетельств и даже видеозаписей на этот счет, но правоохранительные органы ими не интересуются. Пробовали обращаться в полицию — получали отказы в возбуждении дел.

— На самом деле, работорговля — это не только Дагестан, — говорит Олег. — Невольничий труд используется во многих регионах: Екатеринбург, Липецкая область, Воронеж, Барнаул, Горно-Алтайск. В феврале и апреле этого года мы освобождали людей со стройки в Новом Уренгое.

Вернувшиеся


Андрей Ерисов (на переднем плане) и Василий Гайденко. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Василий Гайденко и Андрей Ерисов были освобождены активистами «Альтернативы» с кирпичного завода 10 августа. Два дня они ехали из Дагестана в Москву на автобусе. С активистом Алексеем мы встречали их утром 12 августа на автостоянке рынка «Люблино».

— Приехал в Москву из Оренбурга. На Казанском вокзале подошел к охраннику и спросил, нужны ли им сотрудники? Тот сказал, что не знает и что спросит у начальника, которого сейчас нет на месте. Пока я ждал, ко мне подошел русский парень, представился Димой и спросил, не ищу ли я работу? Сказал, что устроит меня охранником в Москве. Предложил выпить.

Очнулся Андрей уже в автобусе, с ним ехали еще двое невольников. Всех привезли на завод «Заря-1» в Карабудахкентском районе Дагестана.

— На заводе все работают там, где хозяин скажет. Я на тракторе возил кирпичи Работать грузчиком тоже приходилось. Рабочий день с восьми утра до восьми вечера. Без выходных.

— Если кто-то устает или, не дай Бог, травма, — хозяину плевать, — говорит Василий и показывает огромную язву у себя на ступне. Я когда Джангиру (так звали хозяина завода, он умер месяц назад) показал, что у меня нога распухает, он сказал: «Подорожник приложи».

Больных рабов на кирпичных заводах никто не лечит: если состояние совсем тяжелое и человек не может работать — его везут в больницу и оставляют у входа.

— Обычная еда раба — макароны, — говорит Василий. — Но порции большие.

На «Заре-1», по словам Василия и Андрея, подневольно работали 23 человека. Жили в бараке — по четверо в одной комнате.

Андрей пытался бежать. Далеко не ушел: в Каспийске его поймал бригадир. Вернул на завод, но не бил.

Относительно мягкие условия на «Заре-1» (сносно кормят и не бьют) обусловлены тем, что этот завод — один из четырех легально работающих в Дагестане. Всего в республике, по данным «Альтернативы», около 200 кирпичных заводов, и в подавляющем большинстве они не зарегистрированы.

На нелегальных заводах невольникам везет намного меньше. В архиве «Альтернативы» есть рассказ Олеси и Андрея — двух узников завода под кодовым названием «Кристалл» (находится между Махачкалой и Каспийском).

«Меня не били, а душили один раз, — рассказывает Олеся под видеозапись. — Это был бригадир Курбан. Он мне сказал: «Иди, ведра таскай, принесешь воды деревья поливать». А я ответила, что сейчас отдохну и принесу. Он сказал, что отдыхать я не могу. Я продолжила возмущаться. Тогда он начал меня душить, а потом пообещал утопить в реке».

Олеся к моменту попадания в рабство была беременна. «Узнав об этом, Магомед, управляющий заводом, решил ничего не предпринимать. Через некоторое время у меня из-за тяжелой работы появились проблемы по женской части. Я жаловалась Магомеду больше двух недель, прежде чем он отвез меня в больницу. Врачи сказали, что очень высока вероятность выкидыша, и потребовали оставить меня в больнице на лечение. Но Магомед забрал меня назад и заставил работать. Беременной я таскала десятилитровые ведра с песком».

Волонтеры «Альтернативы» успели освободить Олесю из рабства. Женщина сохранила ребенка.

«Освобождение людей далеко не всегда напоминает какой-то остросюжетный детектив, — говорят активисты. — Зачастую хозяева заводов предпочитают нам не препятствовать, потому что бизнес полностью нелегален и не имеет серьезных покровителей».

О покровителях

По словам волонтеров «Альтернативы», у торговли людьми в России нет серьезной «крыши».

— Все происходит на уровне участковых, младшего офицерского состава, которые просто закрывают глаза на проблемы, — говорит Олег.

Дагестанские власти свое отношение к проблеме рабства высказали в 2013 году устами бывшего тогда министром печати и информации Наримана Гаджиева. После освобождения активистами «Альтернативы» очередных невольников, Гаджиев сказал:

«То, что в Дагестане на всех заводах работают рабы, — это некий штамп. Вот ситуация: активисты заявили, что на двух заводах в поселке Красноармейский в неволе содержатся граждане из центральной России, Белоруссии и Украины. Мы попросили оперативников МВД по республике Дагестан проверить эту информацию, что и было сделано в течение буквально нескольких часов. Оперативники приехали, собрали коллективы, выяснили, кто приезжий. И слово «рабы» оказалось более чем неуместным. Да, были проблемы с зарплатами: людям, в общем, не платили, у некоторых действительно не было документов. Но трудились добровольно».

«Деньги? Я им все сам покупаю»

Волонтеры «Альтернативы» передали корреспонденту «Новой» два телефона, один из которых принадлежит владельцу кирпичного завода, где по сведениям активистов используется недобровольный труд; а второй — перекупщику людей.

— Я абсолютно не понимаю, о чем вы. Я помогаю людям найти работу, — перекупщик по кличке «Мага-купец» на мой звонок отреагировал бурно. — На заводах я не работаю, не знаю, что там происходит. Меня просто просят: помоги найти людей. И я ищу.

О барбитуратах, подмешиваемых в напитки будущим невольникам, «купец», по его словам, ничего не слышал. За «помощь в поиске» он получает 4—5 тысяч рублей за душу.

Магомед по кличке «Комсомолец», владеющий заводом в поселке Кирпичный, услышав причину моего звонка, сразу бросил трубку. Однако в архивах «Альтернативы» есть интервью с владельцем кирпичного завода в поселке Мекеги Левашинского района Магомедшапи Магомедовым, который описывает отношение хозяев заводов к подневольному труду. С завода Магомедова в мае 2013 года было освобождено четыре человека.

«Я насильно никого не держал. Как можно говорить об удержании, когда завод находится прямо у дороги? — говорит Магомедов под запись. — Я встретил их на автостоянке у кинотеатра «Пирамида» и предложил работу. Они согласились. Документы забрал, потому что они пьяные бывают — потеряют еще. Деньги? Все им сам покупал: вот они мне дают список того, что им нужно — я им все покупаю».

Официально

Правоохранительные органы факт низкой активности борьбы с работорговлей подтверждают официально. Из доклада Главного управления уголовного розыска МВД РФ (ноябрь 2014 года):

«Осенью 2013 года австралийская правозащитная организация Walk Free Foundation опубликовала рейтинг стран относительно ситуации, связанной с рабским трудом, в котором России была отведена 49--я позиция. По данным организации, в России в той или иной форме рабства находится около 500 тыс. человек <…>

Анализ результатов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию торговле людьми и использованию рабского труда свидетельствует, что с момента введения в декабре 2003 года в Уголовный кодекс Российской Федерации статей 127--1 (торговля людьми) и 127--2 (использование рабского труда) количество лиц, признанных потерпевшими по указанным статьям Уголовного кодекса, остается незначительным — 536.

Кроме того, начиная с 2004 года, то есть за последние 10 лет, по статье 127--1 УК РФ зарегистрировано 727 преступлений, что ежегодно составляет менее одной десятой процента от всех зарегистрированных преступлений.

Анализ состояния преступности в сфере торговли людьми и работорговли свидетельствует о высокой латентности данных преступных деяний, поэтому официальные статистические показатели не полностью отражают фактическое положение вещей».

Пресс-центр МВД России:

Сотрудниками органов внутренних дел за январь-декабрь 2014 года зарегистрировано 468 случаев незаконного лишения свободы (ст.127 УК РФ), 25 случаев торговли людьми (ст. 127 - 1 УК РФ) и 7 преступлений, предусмотренных ст. 127-2 УК РФ.

Все мы наслышаны об эпохе западного рабства, когда в течение нескольких веков европейская цивилизация варварским способом выстраивала свое благополучие на костях бесплатной рабской силы. В России были совсем иные порядки, и той жестокости, которая господствовала в от Англии до Польше никогда не было.

Предлагаю Вашему внимание не большой экскурс в историю русского крепостничества. После прочтения у меня возник только один вопрос: «а было ли рабство в России?» (в классическом понимании этого слова).

Что ж, и в нашей стране издревле существовали подневольные люди – холопы. В эту категорию попадали военнопленные, неоплатные должники, осуждённые преступники. Были «закупы», получившие определенную сумму денег и поступившие в услужение, пока её не отработают. Были «рядовичи», служившие на основании заключённого договора. Хозяин имел право наказывать нерадивых, сыскивать беглых. Но, в отличие от европейских стран, не был властен над жизнью даже самого распоследнего из холопов. В Киевской Руси правом смертной казни располагали удельные и великие князья. В Московской Руси – сам государь с боярской думой.

В 1557 – 1558 годах, в то же самое время, когда в Англии обращались в рабство десятки тысяч согнанных с земли крестьян, Иван Васильевич Грозный издал ряд указов, ограничивших холопство. Прижал ростовщиков, принудительно снизил проценты займов до 10 % годовых. Запретил обращать в неволю за долги служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, служилых казаков). Их дети, ставшие холопами за долги родителей, освобождались сразу, а взрослые могли подавать иски о возвращении в свободное состояние. Государь защитил подданных и от насильственного порабощения. Отныне человека можно было считать холопом только на основании «кабалы», особого документа, оформленного в земском учреждении. Царь ограничил неволю даже для пленных. На них тоже требовалось оформить кабалу установленным порядком. Дети «полоняника» считались свободными, а сам он освобождался после смерти хозяина, не передавался по наследству.

Но отметим, что отождествлять термины «холоп» и «раб» в целом было бы некорректно. Холопами являлись не только работники, но и ключники – управляющие княжеским, боярским, царским имением. Были военные холопы, составлявшие личные дружины бояр и князей. Они приносили присягу хозяину и служили ему, но при этом теряли юридическую самостоятельность. То есть, данный термин определял личную зависимость человека.

Кстати, в обращениях к царю «холопями» именовали себя отнюдь не все люди, а только служилые – от рядового стрельца до боярина. Священнослужители писали царю «мы, богомольцы твои». А простонародье, крестьяне и посадские – «мы, сироты твои». Обозначение «холопи» не было самоуничижением, оно выражало реальные отношения между монархом и данной общественной группой. Те, кто находился на службе, и впрямь выступали в отношении государя не свободными: он мог послать их сегодня туда, завтра сюда, дать какой-то приказ. По форме обращения духовных лиц видно, что и царь им обязан помогать: они же поддерживают государя своими молитвами. А обращение «сироты» указывает, что к простонародью монарх стоит «вместо отца», обязанного заботиться о своих чадах.

Но доля холопов в русском населении и в экономике была крайне незначительной. Обычно их использовали только в домашнем хозяйстве. А крепостного права в нашей стране долгое время вообще не существовало. Крестьяне были свободными. Если не нравится, могли уйти от землевладельца в другое место, уплатив «пожилое» (определённую плату за пользование избой, инвентарём, участком земли – в зависимости от местности и срока проживания). Великий князь Иван III определил единый срок для таких переходов – за неделю до Юрьева дня и неделю после Юрьева дня (с 19 ноября по 3 декабря).

И только в конце XVI века ситуацию изменил Борис Годунов. Он был по натуре «западником», силился копировать зарубежные порядки и в 1593 году подтолкнул царя Федора Иоанновича принять указ об отмене Юрьева дня. А в 1597 году Борис издал закон, установивший 5-летний сыск беглых крестьян. Мало того, по этому закону любой человек, прослуживший по найму полгода, становился вместе с семьёй пожизненными и потомственными холопами хозяина. Это ударило и по городской бедноте, мелким ремесленникам, породило массу злоупотреблений и стало одной из причин грянувшей Смуты.

Закон Бориса о холопстве вскоре был отменён, но крепостное право сохранилось после Смуты, было подтверждено Соборным Уложением Алексея Михайловича в 1649 году. Сыск беглых установили уже не в 5 лет, а бессрочный. Но стоит подчеркнуть, сам принцип крепостничества на Руси очень отличался от западного. Определённым статусом обладал не человек, а земля! Были волости «черносошные». Живущие здесь крестьяне считались свободными и платили подати государству. Были боярские или церковные вотчины. А были поместья. Они давались дворянам не насовсем, а за службу, вместо оплаты. Через каждые 2–3 года поместья перевёрстывались, могли отойти к другому владельцу.

Соответственно, крестьяне обеспечивали помещика, вотчинника или трудились для церкви. Они «прикреплялись» к земле. Но при этом могли полностью распоряжаться собственным хозяйством. Могли завещать его по наследству, подарить, продать. И тогда уже новый владелец вместе с хозяйством приобретал «тягло» по уплате податей государству или содержанию помещика. А прежний освобождался от «тягла», мог идти куда угодно. Мало того, даже если человек убежал, но успел нажить хозяйство или вступить в брак, русские законы защищали его права, категорически запрещали разлучать его с семьёй и лишать собственности.

В XVII веке в России были закрепощены не более половины крестьян. Вся Сибирь, Север, значительные области на юге считались «государевыми вотчинами», крепостного права там не было. Цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович признавали и самоуправление казачьих областей, закон «с Дона выдачи нет». Любой беглый, попавший туда, автоматически становился свободным. Права крепостных и холопов защищали сельская община, Церковь, они могли найти защиту у самого царя. Во дворце существовало «челобитное окно» для подачи жалоб лично государю. Например, крепостные князя Оболенского пожаловались, что хозяин заставлял их работать в воскресенье и «матерно лаял». Алексей Михайлович за это посадил Оболенского в тюрьму, а деревню отобрал.

В Европе, кстати, взаимоотношения между слоями общества куда как отличались, из-за этого случались недоразумения. Датским высокородным послам, возвращавшимся из Москвы, показалось, что русские мужики их медленно везут, их принялись подгонять пинками. Ямщики искренне удивились такому обращению, выпрягли возле Нахабино лошадей и заявили: они едут жаловаться царю. Датчанам пришлось просить прощения, задабривать русских деньгами и водкой. А жена английского генерала, поступившего на службу в Москву, возненавидела служанку, решила зверски расправиться с ней. Виноватой себя не считала – мало ли, знатная дама попыталась убить свою холопку! Но в России подобное не допускалось. Приговор царя гласил: учитывая, что жертва осталась жива, преступнице «всего лишь» отсечь руку, вырвать ноздри и сослать в Сибирь.

Положение крепостных стало ухудшаться при Петре I. Прекратились переделы поместий между дворянами, они превращались в постоянную собственность. А вместо «подворного» налогообложения было введено «подушное». Причём каждый помещик начал платить налоги за своих крепостных. Соответственно, выступал владельцем этих «душ». Правда, именно Пётр одним из первых в Европе, в 1723 году, запретил в России рабство. Но крепостных его указ не коснулся. Мало того, Пётр начал приписывать целые деревни к заводам, и заводским крепостным приходилось куда тяжелее, чем помещичьим.

Беда пришла при Анне Иоанновне и Бироне, когда в России распространились законы о крепостных из Курляндии – те самые, где крестьян приравнивали к рабам. Вот тогда-то и началась печально известная розничная торговля крестьянами.

Что было, то было. Известны и бесчинства Дарьи Салтыковой. Были уже не времена Алексея Михайловича, и барыне 7 лет удавалось скрывать преступления. Хотя можно отметить и другое: ведь двое крепостных все-таки сумели подать жалобу Екатерине II, началось следствие, и маньячка была осуждена на пожизненное заключение в «покаянной» камере Ивановского монастыря. Вполне адекватная мера для психически ненормальной.

«Освобождение крестьян». Художник Б. Кустодиев.

Впрочем, Салтычиха потому и стала «пресловутой», что в нашей стране только одна она докатилась до зверств, довольно распространённых на тех же американских плантациях. Да и законы, ограждающие имущественные права крепостных, в России никто не отменял. В 1769 году Екатерина II издала указ, призывающий крестьян заводить частные промыслы, для этого требовалось купить за 2 руб. особый билет в мануфактур-коллегии. С 1775 года такие билеты выдавались бесплатно. Предприимчивые крестьяне пользовались этим, быстро сколачивали состояния, выкупались на волю, а потом принялись скупать и сёла у своих помещиков. Крепостное право стало расшатываться. Уже в правление Николая I постепенно готовилась его отмена. Хотя упразднил его только Александр II в 1861 году.

Вслед за Колумбом океан стали пересекать корабли работорговцев.

Но ещё раз подчеркнём: для XVIII – XIX веков подобные явления оставались обычными. Англия, которую традиционно изображают самой «передовой» державой, в 1713 году, после войны за испанское наследство, считала главным выигрышем отнюдь не завоевание Гибралтара, а «асьенто» – монополию на продажу африканцев в Латинскую Америку. Работорговлей активно промышляли и голландцы, французы, бранденбуржцы, датчане, шведы, курляндцы, генуэзцы. Общее количество рабов, вывезенных из Африки в Америку, оценивается в 9,5 млн. человек. Примерно столько же вымерло в пути.

Французская революция в 1794 году громогласно отменила рабство, но реально оно процветало, французские корабли продолжали торговать невольниками. А Наполеон в 1802 году восстановил рабство. Он, правда, заставил упразднить крепостное право в Германии (чтобы ослабить немцев), но в Польше и Литве сохранил – здесь его опорой были паны, зачем их обижать?

Великобритания упразднила рабство в 1833 году, Швеция в 1847 году, Дания и Франция в 1848 году – не так уж сильно опередили Россию. Кстати, при этом не лишне помнить, что сами по себе критерии «свобод» никак не являются показателями благоденствия. Так, в 1845 году в Ирландии не уродился картофель. Крестьян, не способных из-за этого уплатить ренту, стали сгонять с земли и разрушать их фермы. За 5 лет от голода умерло около миллиона человек! Случалось ли что-нибудь подобное в крепостнической России? Никогда…

Но это так, к слову пришлось. Если вернуться к хронологии отмены рабства, то выясняется, что далеко не все западные державы в данном отношении обогнали русских. Некоторые отстали. Нидерланды отменили его в 1863 году, США в 1865 году, Португалия в 1869 году, Бразилия в 1888 году. Причём у голландцев, португальцев, бразильцев, да и в американских южных штатах рабовладение принимало куда более жестокие формы, чем русское крепостничество.

Не лишне вспомнить и о том, что в американской войне Севера с Югом северян поддерживала Россия, а южан – Англия. И если в США рабство оказалось ликвидированным, то в 1860 – 1880-е годы его широко практиковали землевладельцы в Австралии. Здесь охотой за невольниками активно занимались морские капитаны Хейс, Льювин, Пиз, Бойс, Таунс, доктор Мюррей. В честь Таунса даже был назван город Таунсвилл. Подвиги этих «героев» состояли в том, что они обезлюживали целые острова в Океании, громили и захватывали в плен жителей, набивали в трюмы и привозили на австралийские плантации.

Между прочим, даже в самой Англии первый полноценный юридический акт, официально запретивший рабовладение и крепостное право и признавший их преступлением, был принят… три года назад! Это «Закон о коронерах и правосудии», вступивший в силу 6 апреля 2010 года. Так чего уж тогда на русских пенять?

Да, тяжело трудились крестьяне России, а жили бедно, однако и рабами не были, ибо государева власть защищала их человеческие права на жизнь и не насилие над ними. Неволя в основном была экономическая и та, что крестьянин был приписан к земле конкретного помещика, на которой он жил и должен был ему отрабатывать положенный оброк, это и не давало крестьянину материально подняться. Эти тяжелоносимые помещечьи бремена, возлагаемые на крестьян, а в городе на рабочих (несколько иная ситуация) и накопили в душе народа революционный потенциал, который легко сумели подпалить посулами лучшей жизни большевики.

Быт крестьянина примерно 18-19 век