Тема урока: «Основные группы рыб. Их роль в природе и значение для человека».

Заключительный по теме «Надкласс рыбы»

Тип урока : урок изучения нового материала.

Цель урока : познакомить учащихся с характерными признаками основных групп рыб, их ролью в природе и значением для человека.

Задачи урока : 1) образовательные – выявить отличительные признаки внешнего и внутреннего строения основных групп рыб, показать роль рыб в природе и их значение для человека, познакомить с основными экологическими проблемами, возникающими в процессе взаимоотношений рыб и человека.

2) развивающие – развивать у учащихся умение работать с текстовой и графической информацией; информационную, коммуникативную и презентационную компетентность; внимание и монологическую речь.

3) воспитательные – формировать навыки безопасного здоровьесберегающего поведения; на примере анализа экологических проблем развивать поведенческий компонент экологической культуры и экологическое мышление.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый.

Формы организации работы учащихся : эвристическая беседа, самостоятельная работа.

Средства обучения: дидактические материалы(рисунки, таблички), учебник, рабочая тетрадь, Т.С.О.

Формы организации работы в классе : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Хронометраж урока:

1.Организационный этап – 1 мин

2. Актуализация опорных знаний– 5мин

3. Целеполагание и мотивация– 3 мин

4. Введение новых знаний – 22мин

5. Закрепление нового материала – 12мин

6. Объявление оценок и домашнего задания – 3мин

Ход урока

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, организация внимания), психологически настроить учащихся на работу.

Внимательно слушать учителя и отвечать на возможные вопросы.

Создание соответствующего эмоционального настроя, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

2. Актуализация знаний. Слайд №2(5мин)

Выдать 2 варианта карточек с рисунками и дать рекомендации по работе с ними, указать время и критерии оценок.

Наносят на рисунки цифровые обозначения и надписи

Оценка уровня знаний

3. Целеполагание и мотивация(3мин) Слайд№3

Сообщение темы, цели, задач и хода данного урока. Вопросы ученикам: 1) Зачем и как сравнивают ж.о. 2) Почему возникают различия между ж.о. 3) О чём свидетельствует многообразие или малочисленность видов в той или иной систематической группе.

Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы. Записывают тему в ученической тетради.

Ученики должны четно представлять тему, цель, задачи и ход данного урока. Ответы: 1) Чтобы классифицировать ж.о., выявить степень родства, происхождение. По признакам внешнего и внутреннего строения. 2) Как результат адаптации к различным условиям жизни 3)Многообразие - о прогрессе, малочисленность-об упадке (регрессе)

4. Введение новых знаний (22мин) Слайд№4 «Табл» Слайд№5 «Реком» Слайд№6 «Хрящ» Слайд№7 «Хр.кос» Слайд№8 «Кистеп» Слайд№9 «Д.дыш»

Слайд№10 «Лучеп»

Слайд№11 «Ср.хар»

Разделить класс на 5групп, назначить старших, раздать по комплекту с заданиями (Приложение 1 и 2) , дать рекомендации по их выполнению. Через 10 мин предложить 5 ученикам сделать сообщения по одной из 5 групп рыб используя презентации (по 1 мин). Предложить старшим обменяться работами и прове- рить по образцу (Приложение3), оценить. Остальным проверить собственные работы. Исправить ошибки. Инициировать дискуссию «К чему может привести исчезновение рыб»

Каждая группа, используя матер-иал учебника, заполняет свою часть таблицы. Слушают сообщения и по ходу заполняют таблицу. Проверяют работы, исправляют ошибки, старшие оценивают работу своей группы, выставляют

оценки. Выдвигают различные предполо-жения о последствиях исчезно -вения рыб. Формулируют вывод и записывают его в тетради.

Заполненные таблицы, объективные оценки.

Ученики приходят к выводу о роли рыб в природе – незаменимое звено в цепи питания и компонент в круговороте веществ. А также значении для человека –ценный продукт питания, источник сырья, отдых

5. Закрепление ново- го материала (12мин)

Слайд№12 «Вопр» Слайд№13«Родос»

Предлагает ученикам проанализировать представленные в таблицах сведения и ответить на вопросы: 1. Определить степень родства между группами, отобразить в виде схемы и обосновать; 2. Оп- ределить прогрессирующие и регрессирующие группы; 3. Какие мероприятия способствуют сохранению видового разнообразия рыб.

Предлагают ответы на поставлен- ные вопросы, составляют схему родословной

Выясняют наиболее существенные признаки – наличие хорды, степень развития костной ткани в скелете. Схема - хрящекостные лучепёрые хрящевые -- двоякодышащие кистепёрые

Прогрессируют – лучепёрые, регрессир- уют - двоякодышащие и кистепёрые

6. Объявление оцен- ок, домашнего задания

Оценивает работу старших и активно отвечавших. Даёт домашнее задание и краткий комментарий. Д.з.: учб. С.183-187, с.188 в.8,9,10,11; подгот. к тестированию по р.т. с.102-104

Записывают Д.з., задают вопросы

Приложение 1

Приз- рыб

Класс хрящевые

Класс костные

П.к. хрящекостные

(с.185-186)

П.к. кистепёрые

(с.187)

П.к. двоякодышащ

(с.186-187)

П.к. лучепёрые

(с.179-182)

Внешнего строения

1.рострум

2.парные плавники

3.хвост. плавник

4.положение рта

5.жабер. крышки

6.чешуя

Внутреннего стр-я

1.скелет

2.хорда

Плават. пузырь

4.др. особенности

Количество видов

и представители

Около 900

Акулы, скаты,

химеры

Осётрообразные-

25видов

1 вид

латимерия

6 видов: протоп-

теры(4), рогозуб,

чешуйчатник

25000видов

44 отряда

Внешнего стро-я

1.рострум

2.парные плавники

горизонтальные

вертикальные

вертикальные

мясистые

3.хвостовой плавник

неравнолопастной

однолопастной

равнолопастной

4.положение рта

конечное

5.жаберные крышки

ганоидная

циклоидная

плакоидная

Внутреннего стр-я

1.скелет

в основном хряще-

вой

хрящевой

костный

сохраняется всю жизнь

есть у личинок, у взрослых-

фрагменты

3.плавательный пузырь

есть

развит плохо

Мешковидные лёгкие

Приложение 3

Сравнительная характеристика основных систематических групп рыб.

Приз- рыб

Класс хрящевые

Класс костные

П.к. хрящекостные

(с.185-186)

П.к. кистепёрые

(с.187)

П.к. двоякодышащ

(с.186-187)

П.к. лучепёрые

(с.179-182)

Количество видов

и представители

Акулы, скаты,

Осётрообразные-

латимерия

6 видов: протоп-

теры(4), рогозуб,

чешуйчатник

Внешнего стро-я

1.рострум

2.парные плавники

горизонтальные

горизонтальные

вертикальные

мясистые

вертикальные

мясистые

вертикальные

3.хвостовой

неравноло-

неравноло-

однолопастной

равнолопастной

равнолопастной

4.положение

конечное

конечное

конечное

5.жаберные

плакоидная

ганоидная

ганоидная

ганоидная

циклоидная

Внутреннего стр-я

1.скелет

полностью

хрящевой

в основном хряще-

вой

преимущественно

хрящевой

преимущественно

хрящевой

костный

сохраняется всю

жизнь

сохраняется всю

жизнь

сохраняется всю

жизнь

сохраняется всю

жизнь

есть у личинок, у

взрослых остатки

3.плавательный

нет

есть

развит плохо

Мешковидные лёгкие

есть

4.др.особенности

спиральный клап-

ан в кишечнике

Скелет парных пла

вников схож с назе

мными позвоночн.

Мешковидные лёгкие

ОТРЯД ХИМЕРООБРАЗНЫЕ Длина тела от 60 см до 2, 0 м. Глубоководные рыбы. Имеют по одному жаберному отверстию. Скелет хрящевой. Характерной особенностью является отсутствие тел позвонков и слияние верхней челюсти с черепом (отсюда название-слитночерепные). Тело голое.

ОТРЯД АКУЛЫ Длина тела колеблется от 15– 40 см у колючих и куньих акул, до 15– 20 м у гигантской и китовой акул. Вес тела таких гигантов может достигать 20 т. Тело большинства видов акул удлиненное, торпедо- или веретенооб-разное. У акул жаберные щели расположены по бокам головы. Акула китовая Акула карликовая Акула-молот

ОТРЯД СКАТЫ Для скатов характерно весьма «расплющенное» тело и большие грудные плавники, сросшиеся с головой. Пасть, ноздри и пять пар жабр находятся на плоской и, как правило, светлой нижней стороне. Хвост бичеобразной формы. Хвостокол Манта Морская лисица

ОТРЯД ТРЕСКОВЫЕ Имеют усики на подбородке и три непарных плавника на спине. Отличительные признаки: спинные, заднепроходные и брюшные плавники без колючих лучей; если есть брюшные плавники, то они на горле или груди; межчелюстные и верхнечелюстные кости подвижны; нижние глоточные отделены друг от друга. Навага налим Обыкновенный трёхусый налим

ОТРЯД СЕЛЬДЕОБРАЗНЫЕ Лучи плавников мягкие, членистые. Плавательный пузырь соединён с пищеводом. Боковая линия очень слабо выражена, замаскирована. Питаются зоопланктоном, поэтому рот открывается чуть вверх. Считаются относительно примитивной группой со сравнительно слабо окостеневшим черепом и легко спадающей чешуёй. Держаться большими стаями. сельдь Нотоптерус коричневый Анчоус

ОТРЯД КАРПООБРАЗНЫЕ На челюстях нет зубов. Плавательный пузырь соединён с кишечником. Сходны с сельдеобразными, но отличаются от них некоторыми анатомическими признаками. Число видов в отряде составляет около 15% всех костных рыб. Среди Карпообразных имеются растительноядные, хищные и всеядные. Лабео зеленый Орнатус обыкновенный Лабео двухцветный

ОТРЯД ОСЁТРООБРАЗНЫЕ Имеют хрящевой скелет, отсутствие тел позвонков, в черепе развиты кости, на голове видны крупные костные жаберные крышки. Имеют торпедовидную форму тела, вытянутое рыло. Икра мелкая и многочисленная. Персидский осетр Веслонос осетр

ОТРЯД КИСТЕПЁРЫЕ ЛАТИМЕРИЯ - единственная современная рыба отряда кистеперых. «Живое ископаемое» . Длина до 1, 8 м. Живородящая. Очень редка, впервые обнаружена в Инд. океане у побережья Южно-Африканской республики Легкое заполнено жировой тканью. Дышат с помощью жабр, растворенным в воде кислородом

ОТРЯД ДВОЯКОДЫШАЩИЕ Помимо жабр, имеют легкие, сформированные из плавательного пузыря и сходные по строению с легкими наземных позвоночных. Зубы из-за специализированного питания беспозвоночными и растительностью имеют форму пластин, плотно прилегают друг к другу. Дышат жабрами и легкими. Мясистые лопасти на плавниках. Рогозуб Протоптера Лепидосирена

КЛАССИФИКАЦИЯ НАДКЛАССА РЫБ Класс Хрящевые рыбы Подкласс Цельноголовые Отряд Химерообразные Подкласс Пластиножаберные Отряд Акулы Отряд Скаты Класс Костные рыбы Подкласс Лучепёрые Подкласс Лопастепёрые Костистые рыбы Отряд Тресковые Отряд Сельдеобразные Отряд Карпообразные Отряд Осётрообразные Отряд Кистепёрые Отряд Двоякодышащие

Рыба-крокодил Хотя эта рыбка и относится к семейству самых добродушных, гладить ее по спинке не рекомендуется, ведь она сплошь утыкана ядовитыми шипами. У рыбы-крокодила вытянуто-приплюснутая форма тела, очень напоминающее зубастого аллигатора. Так как рыбка ядовитая, ихтиологам так и не удалось установить, есть ли у "подводного" крокодила ядовитые шипы и в плавниках. Рыбки-крокодилы - довольно крупные существа. Они могут вырасти аж до метра длиной!

Летучие рыбы Уникальной особенностью летучих рыб является их способность к полету, развившаяся как способ спасения от хищников. Развив в воде значительную скорость (порядка 60 - 65 км/ч!), такая рыба выскакивает на поверхность моря и некоторое "летит" по ней с расправленными грудными плавниками, энергично увеличивая скорость, "болтая в воде" длинной нижней лопастью хвостового плавника. Затем рыба отрывается от воды и, раскрыв брюшные плавники, планирует над ее поверхностью. Средняя высота полета таких рыб - 1 -2 м.

Угорь Хасси В среднем, длина живущего в Красном море садового угря достигает около 80 см. Эти ленивые рыбки почти не плавают. Вместо этого, они "высверливают" хвостом в песке вертикальную норку, куда залезают примерно на треть, а голова и туловище вертикально торчат в воде против течения. В коже угрей есть специальные слизистые клетки, секрет которых скрепляет песчаные стенки норы и не дает им осыпаться. Чаще всего таких странных морских жителей можно встретить на песчаном дне и склонах Красного моря, где есть несильное течение.

Рыба-парусник Самыми стремительными являются рыбы – парусники. Парусники могут развивать скорость 109 км/ч, рыбка проплыла 91 метр за 3 секунды

Бородавчатка. Самые ядовитые морские рыбы (бородавчатки) обитают в тропических водах Тихого и Индийского океанов. Они принадлежат к семейству (Synanceidae) Прикосновение к их отравленным шипам может стать смертельным для человека, а с их прекрасной маскировкой вы просто можете принять их за камень.

Базогигас. Самая глубоководная морская рыба была обнаружена на глубине 8000 метров. Эти рыбы относятся к роду Bassogigas (семейство Brotulidae)

КАРЛИКОВЫЙ БЫЧОК. САМАЯ МАЛЕНЬКАЯ МОРСКАЯ РЫБА ЭТО КАРЛИКОВЫЙ БЫЧОК (TRIMMATOM NANUS), ОБИТАЮТ ЭТИ СУЩЕСТВА В ИНДОТИХООКЕАНСКОЙ ОБЛАСТИ. РАЗМЕРЫ ИХ ТЕЛ НЕ ПРЕВЫШАЮТ САНТИМЕТРА, У САМОК В СРЕДНЕМ 9 ММ, А САМЦОВ 8. 5 ММ.

Китовая акула. Самая большая морская рыба в мире известная ученым на сегодняшний день это китовая акула. Интересно что основу ее рациона составляет планктон. Ареал ее обитание обширен, но чаше всего их встречают на юге трех океанов нашей планеты Тихом, Атлантическом и Индийском. Самая большая рыба которую удалось поймать и измерить была 12. 5 метров в длину и весила около 20 тон. Ее поймали в 1949 г возле острова Баба, это недалеко от Карачи, Пакистан.

Анабас. Единственной рыбой, способной ползать по земле и забираться на деревья является рыба – ползун или анабас. Она обитает в Южной Азии и может передвигаться по суше в поисках лучшего места. Жабры этой удивительной рыбы способны поглощать кислород из влажного воздуха.

Обыкновенный сом. Среди пресноводных жителей самым крупным является обыкновенный сом (Silurus glanis). К примеру, в России в XIX в. выловили сома длиной 4, 6 м, он весил 336 кг.

Класс Рыбы - это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные - спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Мускулатура

Широкие мышечные ленты, раз-деленные на сегменты

Движение

Нервная система

1. Головной мозг (отделы - передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

Органы чувств

3. Орган слуха

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

2. Обоняние

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

Пищеварительная система

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Плавательный пузырь

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Дыхательная система

Жаберные лепестки и жабер-ные дуги

Осуществляют газо-обмен

Кровеносная система (замкнутая)

Сердце (двухкамерное)

Артерии

Капилляры

Снабжение всех кле-ток тела кислородом и питательными ве-ществами, отведение продуктов распада

Выделительная система

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук-тов распада

Система размно-жения

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб - наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Отряды рыб

Основные признаки отряда

Представители

Хрящевой скелет, отсутствует плава-тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Манта, скат-хвостокол

Осетровые

Костно-хрящевый скелет, чешуя - пять рядов крупных кост-ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Двоякодышащие

Имеют легкие и мо-гут дышать атмо-сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан-ский чешуйчатник

Кистеперые

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы-ростов тела

Латимерия (един-ственный предста-витель)

Карпообразные

В основном пресно-водные рыбы, на че-люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Сельдеобразные

Большинство - стай-ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Тресковые

Отличительный при-знак - наличие усика на подбородке; большинство - хо-лодноводные мор-ские рыбы

Пикша, салака, на-вага, налим, трес-ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Основные признаки

Пресноводные рыбы

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Проходные рыбы

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Солоноватые рыбы

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Морские рыбы

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме:

«Основные систематические группы рыб»

Оборудование:

  • таблицы “Разнообразие рыб”;
  • плакат-буклет “Рыбы Индигирки”;
  • книга “Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии” (Сидоров Б.И., Тяптиргянов М.М. – Якутск: Бичик, 2004);
  • брошюра “Абыйга уоскуур балыктар” (Корякина М.Н., Слепцова А.П., 2006), проектор, экран, магнитки.

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знание учащихся о классах Надкласса Рыбы. Повторить и систематизировать учебный материал темы.
  2. Расширить знания учащихся о многообразий, систематики и классификации представителей класса Костные рыбы. Определить видовой состав рыб р. Индигирка.
  3. Выявить уровень знаний учащихся по теме.

ХОД УРОКА БИОЛОГИИ:

  1. 1. Организационный момент.(1-2 мин)

Подготовительный этап:

На доске записана тема: «Основные систематические группы рыб». Начерчена таблица: «Отряды Хрящевых рыб». Записаны виды рыб, подлежащие охране. Висят таблицы: «Строение рыб», «Многообразие рыб», «Обитатели моря». На партах разложены схемы «Систематика рыб» опорные сигналы, чистые листы. Здравствуйте, ребята! Садитесь!. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с представителями класса рыб, их особенностями, а заодно узнаем, какие виды рыб водятся в наших водоемах и подлежат охране.

1. Опрос учащихся по ранее изученному материалу.(15 мин).

Но сначала давайте вспомним характерные признаки класса рыб. На ваших партах – опорные сигналы, которые помогут вам составить ответы.

  1. Фронтальный опрос на тему размножение рыб.

Кто такие рыбы и где они обитают?

Какую форму тела они имеют?

Чем покрыто их тело?

Для чего рыбе плавники, какие?

Перечислите отделы скелета рыб.

Каково строение пищеварительной системы?

Как размножаются рыбы?

Для чего им плавательный пузырь?

Какие органы чувств имеют рыбы?

Что такое боковая линия?

Каково значение рыб?

  1. Работа по карточкам: 5 человек отвечают письменно в своих тетрадях.
  2. Работа в рабочих тетрадях по биологии по домашнему параграфу.

4 Индивидуальный опрос

Оценивание ответов учащихся.

Обобщение: рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведении рыб. Всего к классу рыб относится 20 тысяч видов животных.

3. Изучение нового материала.

Цель сегодняшнего урока - познакомиться с признаками представителей класса Хрящевые и Костные рыбы.

На ваших партах лежат схемы классификации класса рыб. Рассмотрите эти схемы.Почему этот класс носит такое название?

Ответы учащихся.

Хрящевые рыбы имеют хрящевой скелет.

После просмотра - определение признаков отряда Акул.

Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.

Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.

Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.

  1. 4. Закрепление и систематизация знаний

Заполнить таблицу, используя стр.180-183:

Обобщение, вывод: представители класса Хрящевые и Костные рыбы обитают в морях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевой скелет,5 – 7 жаберных щелей, у них отсутствует плавательный пузырь (записи в тетрадях).

Домашнее задание:

    1. Изучите с 182–183 учебника.
    2. Ответить на вопросы № 9, 10, 12 (у); с. 184; словарная работа с.185 (у).
    3. Творческое задание: Найти информацию о способах рыболовства у народа Саха до настоящего времени и составить короткий рассказ об этом.

Литература

Урок по программе, разработанной коллективом авторов под руководством Мягковой А.Н.

Учебник “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс”. Авт. Сонин Н.И.

ТЕСТИРОВАНИЕ












Костистая группа Насчитывает около видов. Представители карась, налим, окунь, щука, сельдь, лосось. Тело покрыто мелкой чешуей. Жаберных щелей одна пара, есть жаберные крышки. Имеется плавательный пузырь. Скелет костный.




1. Из перечисленных признаков, обозначенных арабскими цифрами, напишите, какие из них характерны для классов: I. Хрящевые рыбы II. Костные рыбы III. Хрящекостные рыбы IV. Двоякодышащие рыбы V. Кистеперые рыбы 1. Приспособлены к обитанию в пересыхающих, обедненных кислородом водоемах 2. Хорда сохраняется в течение всей жизни 3. Чешуя в виде крупных костных блях 4. Череп хрящевой 5. Позвоночник костный, состоит из туловищного и хвостового отделов 6. Плавники располагаются горизонтально 7. Мозговой череп хрящевой, снаружи прикрыт костями 8. Жаберная крышка 9. Плавательный пузырь 10. Большая часть скелета – хрящевая 11. Один, или два пузыря в области пищевода 12. Впадает в спячку 13. Позвонки зачаточные 14. Обитает в затененных водоемах 15. Мясистые плавники 16. Жаберные крышки отсутствуют 17. Хвостовой плавник имеет две неравные лопасти 18. Тело покрыто чешуей 19. Чешуя защищена слизью