Сегодня Татьяна Толстая (мать одного блогера и вроде бы писательница) патриотично заметила:

"Я вот думаю: если русские солдаты изнасиловали миллионы немок, как нам тут говорят, то эти немки, надо полагать, - ну, может, не все, а половина, скажем, - родили детей. Значит, население Германии на завоеванных территориях теперь русское, а не немецкое?"

Народ уже возмутился по этому поводу, но, как мне кажется, лучше всего Татьяне ответит советский ветеран Леонид Рабичев. Ниже выдержки из его книги воспоминаний "Война все спишет" :

Женщины, матери и их дочери, лежат справа и слева вдоль шоссе, и перед каждой стоит гогочущая армада мужиков со спущенными штанами.

Обливающихся кровью и теряющих сознание оттаскивают в сторону, бросающихся на помощь им детей расстреливают. Гогот, рычание, смех, крики и стоны. А их командиры, их майоры и полковники стоят на шоссе, кто посмеивается, а кто и дирижирует, нет, скорее регулирует. Это чтобы все их солдаты без исключения поучаствовали.

Нет, не круговая порука и вовсе не месть проклятым оккупантам этот адский смертельный групповой секс.

Вседозволенность, безнаказанность, обезличенность и жестокая логика обезумевшей толпы.

Потрясенный, я сидел в кабине полуторки, шофер мой Демидов стоял в очереди, а мне мерещился Карфаген Флобера, и я понимал, что война далеко не все спишет. Полковник, тот, что только что дирижировал, не выдерживает и сам занимает очередь, а майор отстреливает свидетелей, бьющихся в истерике детей и стариков.

Кончай! По машинам!

А сзади уже следующее подразделение.

И опять остановка, и я не могу удержать своих связистов, которые тоже уже становятся в новые очереди. У меня тошнота подступает к горлу.

До горизонта между гор тряпья, перевернутых повозок трупы женщин, стариков, детей. Шоссе освобождается для движения. Темнеет.

Мне и моему взводу управления достается фольварк в двух километрах от шоссе.

Во всех комнатах трупы детей, стариков, изнасилованных и застреленных женщин.

Мы так устали, что, не обращая на них внимания, ложимся на пол между ними и засыпаем.

Утром разворачиваем рацию, по РСБ связываемся с фронтом. Получаем указание наводить линии связи. Передовые части столкнулись, наконец, с занявшими оборону немецкими корпусами и дивизиями.

Немцы больше не отступают, умирают, но не сдаются. Появляется в воздухе их авиация. Боюсь ошибиться, мне кажется, что по жестокости, бескомпромиссности и количеству потерь с обеих сторон бои эти можно сравнить с боями под Сталинградом. Это вокруг и впереди.

Я не отхожу от телефонов. Получаю приказания, отдаю приказания. Только днем возникает время, чтобы вынести на двор трупы.

Не помню, куда мы их выносили.

В служебные пристройки? Не могу вспомнить куда, знаю, что ни разу мы их не хоронили.

Похоронные команды, кажется, были, но это далеко в тылу.

Итак, я помогаю выносить трупы. Замираю у стены дома.

Весна, на земле первая зеленая трава, яркое горячее солнце. Дом наш островерхий, с флюгерами, в готическом стиле, крытый красной черепицей, вероятно, ему лет двести, двор, мощенный каменными плитами, которым лет пятьсот.

В Европе мы, в Европе!

Размечтался, и вдруг в распахнутые ворота входят две шестнадцатилетние девочки-немки. В глазах никакого страха, но жуткое беспокойство.

Увидели меня, подбежали и, перебивая друг друга, на немецком языке пытаются мне объяснить что-то. Хотя языка я не знаю, но слышу слова «мутер», «фатер», «брудер».

Мне становится понятно, что в обстановке панического бегства они где-то потеряли свою семью.

Мне ужасно жалко их, я понимаю, что им надо из нашего штабного двора бежать куда глаза глядят и быстрее, и я говорю им:

Муттер, фатер, брудер - нихт! - и показываю пальцем на вторые дальние ворота - туда, мол. И подталкиваю их.

Тут они понимают меня, стремительно уходят, исчезают из поля зрения, и я с облегчением вздыхаю - хоть двух девочек спас, и направляюсь на второй этаж к своим телефонам, внимательно слежу за передвижением частей, но не проходит и двадцати минут, как до меня со двора доносятся какие-то крики, вопли, смех, мат.

Бросаюсь к окну.

На ступеньках дома стоит майор А., а два сержанта вывернули руки, согнули в три погибели тех самых двух девочек, а напротив - вся штабармейская обслуга - шофера, ординарцы, писари, посыльные.

Николаев, Сидоров, Харитонов, Пименов… - командует майор А. - Взять девочек за руки и ноги, юбки и блузки долой! В две шеренги становись! Ремни расстегнуть, штаны и кальсоны спустить! Справа и слева, по одному, начинай!

А. командует, а по лестнице из дома бегут и подстраиваются в шеренги мои связисты, мой взвод. А две «спасенные» мной девочки лежат на древних каменных плитах, руки в тисках, рты забиты косынками, ноги раздвинуты - они уже не пытаются вырываться из рук четырех сержантов, а пятый срывает и рвет на части их блузочки, лифчики, юбки, штанишки.

Выбежали из дома мои телефонистки - смех и мат.

шеренги не уменьшаются, поднимаются одни, спускаются другие, а вокруг мучениц уже лужи крови, а шеренгам, гоготу и мату нет конца.
Девчонки уже без сознания, а оргия продолжается.

Гордо подбоченясь, командует майор А. Но вот поднимается последний, и на два полутрупа набрасываются палачи-сержанты.

Майор А. вытаскивает из кобуры наган и стреляет в окровавленные рты мучениц, и сержанты тащат их изуродованные тела в свинарник, и голодные свиньи начинают отрывать у них уши, носы, груди, и через несколько минут от них остаются только два черепа, кости, позвонки.

Мне страшно, отвратительно.

Внезапно к горлу подкатывает тошнота, и меня выворачивает наизнанку.

Майор А. - боже, какой подлец!

Я не могу работать, выбегаю из дома, не разбирая дороги, иду куда-то, возвращаюсь, я не могу, я должен заглянуть в свинарник.

Передо мной налитые кровью свиные глаза, а среди соломы, свиного помета два черепа, челюсть, несколько позвонков и костей и два золотых крестика - две «спасенные» мной девочки.

Комендант города, старший по званию полковник, пытался организовать круговую оборону, но полупьяные бойцы вытаскивали из квартир женщин и девочек. В критическом положении комендант принимает решение опередить потерявших контроль над собой солдат. По его поручению офицер связи передает мне приказ выставить вокруг костела боевое охранение из восьми моих автоматчиков, а специально созданная команда отбивает у потерявших контроль над собой воинов-победителей захваченных ими женщин.

Другая команда возвращает в части разбежавшихся по городу в поисках «удовольствий» солдат и офицеров, объясняет им, что город и район окружены. С трудом создает круговую оборону.

В это время в костел загоняют около двухсот пятидесяти женщин и девочек, но уже минут через сорок к костелу подъезжают несколько танков. Танкисты отжимают, оттесняют от входа моих автоматчиков, врываются в храм, сбивают с ног и начинают насиловать женщин.

Я ничего не могу сделать. Молодая немка ищет у меня защиты, другая опускается на колени.

Герр лейтенант, герр лейтенант!

Надеясь на что-то, окружили меня. Все что-то говорят.

А уже весть проносится по городу, и уже выстроилась очередь, и опять этот проклятый гогот, и очередь, и мои солдаты.

Назад, е… вашу мать! - ору я и не знаю, куда девать себя и как защитить валяющихся около моих ног, а трагедия стремительно разрастается.

Стоны умирающих женщин. И вот уже по лестнице (зачем? почему?) тащат наверх, на площадку окровавленных, полуобнаженных, потерявших сознание и через выбитые окна сбрасывают на каменные плиты мостовой.

Хватают, раздевают, убивают. Вокруг меня никого не остается. Такого еще ни я, никто из моих солдат не видел. Странный час.

Танкисты уехали. Тишина. Ночь. Жуткая гора трупов. Не в силах оставаться, мы покидаем костел. И спать мы тоже не можем.

Вот и ответил советский ветеран Леонид Николаевич Рабичев вроде бы писательнице Татьяне Толстой. Немки, конечно же, рожали - но лишь те, кого не убили. А мертвые, Таня, не рожают.

Представление немецких оккупантов о советских женщинах складывалось на основе нацисткой пропаганды, утверждавшей, что на обширнейшей восточной территории обитают лишённые интеллекта полудикие, распутные дамы, утратившие понятие о человеческих добродетелях.

Переступив границу СССР, нацистские военнослужащие вынуждены были признать, что навязанные им партией стереотипы совсем не соответствовали реальности.

Милосердие

Среди удивительных качеств советских женщин немецкие военные особо отмечали их милосердие и отсутствие ненависти к солдатам вражеской армии.

Во фронтовых записях сделанных майором Кюнером есть отрывки, посвященные крестьянкам, которые, несмотря на лишения и всеобщее горе, не озлобились, а делились с нуждающимися фашистами последними скудными запасами еды. Там же зафиксировано, что «когда мы [немцы] во время переходов испытываем жажду, мы заходим в их избы, и они дают нам молоко», тем самым ставя захватчиков в этический тупик.

Капеллан Килер, служивший в санитарной части волею судьбы оказался постояльцем в доме 77-летней бабушки Александры, чья сердечная забота о нём заставила его задуматься над метафизическими вопросами: «Она знает, что мы против них сражаемся, и всё-таки она для меня вяжет носки. Чувство вражды ей, вероятно, незнакомо. Бедные люди делятся с нами своим последним добром. Делают ли они это из страха или действительно у этого народа врожденное чувство самопожертвования? Или они это делают по добродушию или даже по любви?»

Истинное недоумение Кюнера вызывал сильный материнский инстинкт советской женщины, о котором он писал: «Как часто я видел русских крестьянок, голосивших над ранеными немецкими солдатами, как будто это были их собственные сыновья».

Нравственность

Настоящий шок немецких оккупантов вызвала высокая нравственность советских женщин. Насаждаемый фашистской пропагандой тезис о распущенности восточных дам оказался всего лишь мифом, лишённым основания.

Солдат вермахта Михельс, размышляя на эту тему, писал: «Что рассказали нам о русской женщине? И какой мы её нашли? Я думаю, что вряд ли найдётся немецкий солдат, побывавший в России, который не научился бы ценить и уважать русскую женщину».

Всех представительниц прекрасного пола, пригнанных в Германию с захваченных территорий СССР для принудительных работ, тут же отправляли на медицинский осмотр, в ходе которого выявлялись весьма неожиданные подробности.

Помощник врача Эйриха санитар Гамм на станицах своей записной книжки оставил такую любопытную заметку: «На доктора, осматривавшего русских девушек… произвели глубокое впечатление результаты осмотра: 99% девушек в возрасте от 18 до 35 лет оказались целомудренными», а следом дополнение «он думает, что в Орле было бы невозможно найти девушек для публичного дома...»

Подобные данные приходили с разных предприятий, куда направлялись советские девушки, в том числе с фабрики «Вольфен», представители которой отмечали: «Складывается впечатление, что русский мужчина уделяет должное внимание русской женщине, что в конечном итоге находит отражение также в моральных аспектах жизни».

Воевавший в составе немецких войск писатель Эрнест Юнгер, услышав от штабного доктора фон Гревеница, что данные о половом распутстве восточных женщин полнейший обман, понял, что его ощущения его не подвели. Наделённый способностью всматриваться в человеческие души литератор, описывая русских барышень, подмечал «блеск чистоты, которой окружено их лицо. Его свет не имеет в себе мерцания деятельной добродетели, а скорее напоминает отражение лунного света. Однако, как раз поэтому, чувствуешь большую силу этого света...»

Работоспособность

Немецкий танковый генерал Лео Гайр фон Швеппенбург в воспоминаниях относительно русских женщин отмечал их «стоящую, вне всякого сомнения, чисто физическую работоспособность». Эту черту их характера приметило и немецкое руководство, которое решило использовать угнанных с оккупированных территорий восточных дам в качестве прислуги в домах преданных членов Национал-социалистической рабочей партии Германии.

В обязанности домработницы входила тщательная уборка квартир, которая отягощала изнеженных немецких фрау и плохо сказывалась на их драгоценном здоровье.

Чистоплотность

Одной из причин привлечения к домоводству советских женщин была их удивительная чистоплотность. Немцы, врывавшиеся в довольно скромные по внешнему виду дома мирных жителей, поражались их проникнутому народными мотивами внутреннему убранству и опрятности.

Ожидавшие встречи с варварами фашистские военнослужащие были обескуражены красотой и личной гигиеной советских женщин, о которой докладывал один из руководителей дортмундского отдела здравоохранения: «Меня фактически изумил хороший внешний вид работниц с Востока. Наибольшее удивление вызвали зубы работниц, так как до сих пор я ещё не обнаружил ни одного случая, чтобы у русской женщины были плохие зубы. В отличие от нас, немцев, они, должно быть, уделяют много внимания поддержанию зубов в порядке».

А капеллан Франц, в силу призвания не имевший права смотреть на женщину глазами мужчины, сдержанно констатировал: « О женственных русских женщинах (если я могу так выразиться) у меня создалось впечатление, что они своей особой внутренней силой держат под моральным контролем тех русских, которых можно считать варварами».

Семейные узы

Не выдержала проверки с действительностью ложь фашистских агитаторов, утверждавших, что тоталитарные власти советского союза полностью уничтожили институт семьи, которому нацисты пели дифирамбы.

Из фронтовых писем немецких бойцов их родные узнавали, что женщины из СССР вовсе не лишённые чувств роботы, а трепетные и заботливые дочери, матери, жёны и бабушки. Более того теплоте и тесноте их семейных уз можно было только позавидовать. При каждой удобной возможности многочисленные родственники общаются между собой и помогают друг другу.

Набожность

Большое впечатление на фашистов произвела глубокая набожность советских женщин, которые, несмотря на официальные гонения на религию в стране сумели сохранить в душе тесную связь с Богом. Переходя от одного населённого пункта к другому, гитлеровские солдаты обнаруживали много церквей и монастырей, в которых проводились службы.

Майор К. Кюнер в своих мемуарах рассказывал об увиденных им двух крестьянках, которые неистово молились, стоя среди развалин сожжённого немцами храма.

Удивление нацистов вызывали военнопленные женщины, отказывавшиеся работать в дни церковных праздников, в некоторых местах конвоиры шли навстречу религиозным чувствам заключённых, а в иных за непослушание выносился смертный приговор.

Поговорим о трофеях Красной Армии, которые советские победители везли домой из побежденной Германии. Спокойно поговорим, без эмоций – только фотографии и факты. Потом затронем щекотливый вопрос изнасилования немецких женщин и пройдемся по фактам из жизни оккупированной Германии.

Советский солдат отнимает у немки велосипед (по мнению русофобов), или советский солдат помогает немке выровнять руль (по мнению русофилов). Берлин, август 1945 года. (как было на самом деле, в расследовании ниже)

А правда, она как всегда, находится посередине, и заключается она в том, что в брошенных немецких домах и магазинах советские солдаты брали всё, что им нравилось, но наглого грабежа у немцев было довольно мало. Мародёрство, конечно, случалось но за него, бывало, и судили показательным судом трибунала. И никому из солдат не хотелось пройти войну живым, и из-за какого-то барахла и очередного витка борьбы за дружбу с местным населением, поехать не домой победителем, а в Сибирь осужденным.


Советские солдаты скупаются на «чёрном рынке» в саду Тиргартен. Берлин, лето 1945 года.

Хотя барахло ценилось. После того как в Красная Армия вступила на территорию Германии, приказом НКО СССР № 0409 от 26.12.1944г. всем военнослужащим действующих фронтов разрешили раз в месяц отправлять в советский тыл одну личную посылку.
Самым суровым наказанием было лишение права на эту посылку, вес которой устанавливался: для рядового и сержантского состава – 5 кг, для офицерского – 10 кг и для генералов – 16 кг. Размер посылки не мог превышать 70 см в каждом из трех измерениях, но домой разными способами ухитрялись переправлять и крупногабаритную технику, и ковры, и мебель, и даже рояли.
При демобилизации офицерам и солдатам разрешалось увезти всё, что они смогли бы взять с собой в дорогу в личной поклаже. Крупногабаритные вещи при этом часто везли домой, закрепив на крыши теплушек, и у поляков на поток был оставлен промысел по стаскиванию их по ходу поезда верёвками с крючьями (дед рассказывал).
.

Три угнанных в Германию советских женщины несут вино из брошенного винного магазина. Липпштадт, апрель 1945 года.

Во время войны и первые месяцы после её окончания солдаты в основном пересылали домашним в тыл непортящуюся провизию (наиболее ценными считались американские сухие пайки, состоящие из консервов, галет, яичного порошка, джема, и даже растворимого кофе). Еще очень ценились лечебные препараты союзников – стрептомицин и пенициллин.
.

Американские солдаты с юными немками совмещают торговлю и флирт на «чёрном рынке» в саду Тиргартен.
Советским военным на заднем плане на рынке не до глупостей. Берлин, май 1945 года.

А достать это можно было только на «чёрном рынке», который мгновенно возник в каждом немецком городе. На барахолках можно было купить всё: от автомобиля до женщин, а самой распространенной валютой были табак и продукты.
Немцам была нужна еда, а американцев, англичан и французов интересовали лишь деньги – в Германии тогда ходили нацистские рейхсмарки, оккупационные марки победителей, и иностранные валюты стран-союзников, на чьих курсах делались большие деньги.
.

Американский солдат торгуется с советским младшим лейтенантом. Фото LIFE от 10 сентября 1945 года.

А средства у советских солдат водились. По мнению американцев они были самыми хорошими покупателями – легковерными, плохо торгующимися и очень богатыми. Ведь с декабря 1944 года советские военнослужащие в Германии стали получать двойное жалование и рублях, и в марках по курсу (это система двойной оплаты будет отменена гораздо позже).
.

Фотографии торгующихся на барахолке советских солдат. Фото LIFE от 10 сентября 1945 года.

Зарплата советских военнослужащих зависела от звания и занимаемой должности. Так, майор, заместитель военного коменданта, в 1945 году получал 1500 руб. в месяц и на такую же сумму в оккупационных марках по курсу. Кроме того, офицерам от должности командира роты и выше, выплачивались деньги для найма немецкой прислуги.
.

Для представления о ценах. Справка о покупке советским полковником у немца автомобиля за 2 500 марок (750 советских рублей)

Советские военные получали очень большие деньги – на «чёрном рынке» офицер мог за одну свою месячную зарплату купить себе всё что душе угодно. Кроме того военнослужащим были выплачены долги по денежному довольствию за прошлые времена, и денег у них было вдоволь даже в случае отправки домой рублевого аттестата.
Поэтому рисковать «попасть под раздачу» и понести наказание за мародёрство было просто глупо и незачем. И хотя жадных мародёрствующих дураков, конечно же, хватало, но они были скорее исключением, чем правилом.
.

Советский солдат с прикрепленным к поясу эсэсовским кинжалом. Пардубицки, Чехословакия, май 1945 года.

Солдаты бывали разными, и вкусы у них тоже были разными. Некоторые, например, очень ценили вот такие немецкие эсэсовские (или морские, летные) кинжалы, хотя практической пользы от них не было никакой. Я в детстве держал один такой эсэсовский кинжал в руках (друг деда с войны привез) – его чёрно-серебряная красота и зловещая история, завораживали.
.

Ветеран Великой Отечественной войны Петр Пациенко с трофейным аккордеоном Admiral Solo. Гродно, Беларусь, май 2013 года

Но у большинства советских солдат ценились обыденная одежда, аккордеоны, часы, фотоаппараты, радиоприемники, хрусталь, фарфор, которыми и много лет после войны, были завалены полки советских комиссионных магазинов.
Многие из тех вещей сохранились и поныне, и не спешите обвинять их старых хозяев в мародёрстве – истинных обстоятельств их приобретения уже никто не узнает, но скорее всего они были победителями у немцев просто и банально куплены.

К вопросу об одной исторической фальсификации, или о снимке "Советский солдат отбирает велосипед".

Этот хорошо известный снимок традиционно используется для иллюстрации статей о зверствах советских солдат в Берлине. Тема эта с удивительным постоянством из года в год поднимается ко Дню Победы.
Сам снимок публикуется, как правило, с подписью "Советский солдат отбирает велосипед у жительницы Берлина" . Встречаются также подписи из цикла "В Берлине 45-го процветало мародерство" и т.д.

По вопросу самой фотографии и того, что на ней запечатлено, идут жаркие споры. Аргументы противников версии "мародерства и насилия", которые мне приходилось встречать в сети, к сожалению, звучат неубедительно. Из них можно выделить, во-первых, призывы не строить суждений на основании одной фотографии. Во-вторых, указание на позы немки, солдата и других попавших в кадр лиц. В частности, из спокойствия персонажей второго плана следует вывод, что речь идет не о насилии, а о попытке выправить какую-то велосипедную деталь.
Наконец, выдвигаются сомнения, что на фотографии запечатлен именно советский солдат: скатка через правое плечо, сама скатка очень странной формы, слишком большая пилотка на голове и т.д. Кроме того на заднем плане, сразу за солдатом, если приглядеться, можно увидеть военного в форме явно не советского образца.

Но, еще раз подчеркну, все эти версии не кажутся мне достаточно убедительными.

В общем, я решил разобраться в этой истории. У снимка, рассудил я, явно должен быть автор, должен быть первоисточник, первая публикация, и - скорее всего - оригинальная подпись. Которая может пролить свет на то, что же изображено на фотографии.

Если брать литературу то, насколько мне помнилось, этот снимок попадался мне в каталоге Документальной экспозиции к 50-летию со дня нападения Германии на Советский Союз. Сама экспозиция была открыта в 1991 году в Берлине в зале "Топография террора", затем, насколько мне известно, экспонировалась в Петербурге. Ее каталог на русском языке "Война Германии противо Советского Союза 1941-1945" был издал в 1994 году.

У меня этого каталога нет, но у коллеги, к счастью, нашелся. Действительно, искомая фотография опубликована на 257 странице. Подпись традиционная: "Советский солдат отнимает велосипед у жительницы Берлина, 1945 г."

Судя по всему, этот изданный в 1994 году каталог и стал русским первоисточником нужной нам фотографии. По крайней мере на ряде старых, еще начала 2000-ных годов ресурсах, я наткнулся на этот снимок именно со ссылкой на "Войну Германии противо Советского Союза.." и со знакомой нам подписью. Похоже, оттуда фотография и кочует по сети.

В каталоге в качестве источника снимка указан Bildarchiv Preussischer Kulturbesitz - Фотоархив Фонда прусского культурного наследия. У архива есть сайт , но сколько я ни пытался, найти нужный снимок на нем мне так и не удалось.

Зато в процессе поисков на наткнулся на этот же снимок в архиве журнала Life . В версии Лайфа он называется "Bike Fight" .
Обратите внимание, здесь фото не обрезано по краям, как в каталоге экспозиции. Возникают новые интересные детали, например, слева за спинами можно увидеть офицера, причем, как бы не германского офицера:

Но главное - подпись!
A Russian soldier involved in a misunderstanding with a German woman in Berlin, over a bicycle he wished to buy from her.

"Между русским солдатом и немкой в Берлине произошло недоразумение из-за велосипеда, который он хотел у нее купить".

В общем, не стану утомлять читателя нюансами дальнейшего поиска по ключевым словам "недоразумение", "немецкая женщина", "Берлин", "советский солдат", "русский солдат" и т.д. Я нашел оригинал фотографии и оригинальную подпись под ней . Снимок принадлежит американской компании Corbis. Вот он:

Как не трудно заметить, здесь снимок полный, справа и слева присутствуют детали, отрезанные в "российской версии" и даже в версии Life. Детали эти весьма важны, так как придают снимку совсем другое настроение.

Ну и, наконец, оригинальная подпись:

Russian Soldier Tries to Buy Bicycle from Woman in Berlin, 1945
A misunderstanding ensues after a Russian soldier tries to buy a bucycle from a German woman in Berlin. After giving her money for the bike, the soldier assumes the deal has been struck. However the woman doesn"t seem convinced.

Русский солдат пытается купить велосипед у женщины в Берлине, 1945
Недоразумение случилось после того, как русский солдат пытался купить велосипед у немецкой женщины в Берлине. Отдав ей деньги за велосипед, он полагает, что сделка состоялась. Однако женщина считает иначе.

Вот такие дела, дорогие френды.
Кругом, куда ни копнешь, ложь, ложь, ложь...

Так кто изнасиловал всех немок?

Из статьи Сергея Манукова.

Профессор криминалистики Роберт Лилли из США проверил американские военные архивы и пришел к выводу, что к ноябрю 1945 года трибуналы рассмотрели 11 040 случаев серьезных сексуальных преступлений, совершенных американскими военнослужащими в Германии. Согласны с тем, что западные союзники также "распускали руки", и другие историки из Великобритании, Франции и Америки.
Долгое время западные историки пытаются возложить вину на советских солдат при помощи доказательств, которые не примет ни один суд.
Наиболее яркое представление о них дает один из главных доводов британского историка и писателя Энтони Бивора, одного из самых известных на Западе специалистов по истории Второй мировой войны.
Он считал, что западным солдатам, особенно американским военным, не нужно было насиловать немок, потому что они в достатке обладали самым ходовым товаром, при помощи которого можно было добиться согласия фройляйн на секс: консервами, кофе, сигаретами, нейлоновыми чулками и т. д.
Западные историки считают, что подавляющее большинство сексуальных контактов между победителями и немками носили добровольный характер, т. е. что это была самая обычная проституция.
Неслучайно в те времена была популярна шутка: "Американцам понадобилось шесть лет, чтобы справиться с немецкими армиями, но хватило дня и плитки шоколада, чтобы завоевать немецких женщин".
Однако картина была далеко не такой розовой, как пытается представить Энтони Бивор и его сторонники. Послевоенное общество было не в состоянии дифференцировать добровольные и насильственные сексуальные контакты женщин, которые отдавались, потому что умирали от голода, и тех, кто становились жертвами изнасилований под дулом пистолета или автомата.


О том, что это чересчур идеализированная картина, громко заявила Мириам Гебхардт, профессор истории Университета Констанца, что на юго-западе Германии.
Конечно, при написании новой книги ею меньше всего руководило желание защитить и обелить советских солдат. Главный мотив - установление истины и исторической справедливости.
Мириам Гебхардт отыскала несколько жертв "подвигов" американских, британских и французских солдат и взяла у них интервью.
Вот рассказ одной из женщин, пострадавших от американцев:

Шестеро американских солдат приехали в деревню, когда уже начало смеркаться, и вошли в дом, где жила Катерина В. с 18-летней дочерью Шарлоттой. Женщинам удалось бежать перед самым появлением непрошеных гостей, но те и не думали сдаваться. Очевидно, они занимались этим не первый раз.
Американцы начали обыскивать один за другим все дома и в конце концов почти в полночь нашли беглянок в чулане у соседа. Они вытащили их, швырнули на кровати и изнасиловали. Вместо шоколадок и нейлоновых чулок насильники в форме достали пистолеты и автоматы.
Это групповое изнасилование произошло в марте 1945 года, за полтора месяца до окончания войны. Шарлотта в ужасе звала мать на помощь, но Катерина ничем не могла ей помочь.
В книге приводится немало подобных случаев. Все они произошли на юге Германии, в зоне оккупации американских войск, численность которых составляла 1,6 млн человек.

Весной 1945 года архиепископ Мюнхена и Фрайзинга приказал подчиненным ему священникам документировать все события, связанные с оккупацией Баварии. Несколько лет назад часть архивов 1945 года была опубликована.
Священник Михаэль Мерксмюллер из деревни Рамсау, которая находится около Берхтесгадена, написал 20 июля 1945 года: "Восемь девушек и женщин были изнасилованы. Причем некоторые прямо перед их родителями".
Отец Андреас Вейнганд из Хаага-ан-дер-Ампера, крошечной деревушки, расположенной на том месте, где сейчас находится Мюнхенский аэропорт, написал 25 июля 1945 года:
"Самым печальным событием во время наступления американской армии были три изнасилования. Пьяные солдаты изнасиловали одну замужнюю женщину, одну незамужнюю и девушку 16 с половиной лет.
"По приказу военных властей, - написал 1 августа 1945 года священник Алоис Шимль из Мосбурга, - на двери каждого дома должен висеть список всех жильцов с указанием возраста. В больницу попали 17 изнасилованных девушек и женщин. Среди них есть и такие, кого американские солдаты изнасиловали по много раз".
Из донесений священников следовало: самой юной жертве янки было 7 лет, а самой пожилой - 69.
Книга "Когда пришли солдаты" появилась на прилавках книжных магазинов в начале марта и сразу же вызвала горячие споры. Ничего удивительного в этом нет, потому что фрау Гебхардт посмела замахнуться, причем во время сильного обострения отношений между Западом и Россией, на попытки уравнять тех, кто развязал войну, и тех, кто больше всего от нее пострадал.
Несмотря на то что основное внимание в книге Гебхардт уделено подвигам янки, совершали "подвиги", конечно, и остальные западные союзники. Хотя в сравнении с американцами, они набедокурили значительно меньше.

Американцы изнасиловали 190 тыс. немок.

Лучше всех, по мнению автора книги в 1945 году вели себя в Германии британские солдаты, но не по причине какого-то врожденного благородства или, скажем, кодекса поведения джентльмена.
Порядочнее своих коллег из других армий оказались британские офицеры, которые не только строго-настрого запретили своим подчиненным приставать к немкам, но и очень внимательно следили за ними.
Что касается французов, то у них так же, как в случае с нашими солдатами, ситуация несколько иная. Франция была оккупирована немцами, хотя, конечно, оккупация Франции и России, как говорится, две большие разницы.
К тому же, большинство насильников французской армии были африканцами, т. е. выходцами из французских колоний на Чёрном континенте. Им по большому счету было все равно, кому мстить - главное, чтобы женщины были белыми.
Особенно французы "отличились" в Штутгарте. Они согнали жительниц Штутгарта в метро и устроили трехдневную оргию насилий. По разным данным, за это время были изнасилованы от 2 до 4 тыс. немок.

Так же, как союзники с востока, с которыми они встретились на Эльбе, американские солдаты были в ужасе от совершенных немцами преступлений и озлоблены их упрямством и желанием до конца защищать родину.
Сыграла свою роль и американская пропаганда, внушавшая им, что немки без ума от освободителей из-за океана. Это еще сильнее разжигало эротические фантазии лишенных женской ласки вояк.
Семена Мириам Гебхардт упали в подготовленную почву. После преступлений американских военнослужащих, совершенных несколько лет назад в Афганистане и Ираке, и в особенности в печально известной иракской тюрьме Абу-Грейб, многие западные историки стали критичнее относиться к поведению янки перед и после окончания войны.
Исследователи все чаще находят в архивах документы, например, о разграблениях американцами церквей в Италии, убийствах мирных жителей и немецких пленных, а также об изнасилованиях итальянок.
Однако отношение к американским военным меняется крайне медленно. Немцы продолжают относиться к ним как к дисциплинированным и порядочным (особенно по сравнению с союзниками) солдатам, которые дарили детям жвачку, а женщинам - чулки.

Конечно, доказательства, приведенные Мириам Гебхардт в книге "Когда пришли военные", убедили далеко не всех. Неудивительно, если учесть, что никто никакой статистики не вел и все расчеты и цифры носят приблизительный и умозрительный характер.
Энтони Бивор со своими сторонниками высмеял подсчеты профессора Гебхардт: "Практически невозможно получить точные и надежные цифры, но думаю, что сотни тысяч - явное преувеличение.
Даже если взять за основу расчетов количество детей, родившихся у немок от американцев, то и здесь следует помнить, что немало из них были зачаты в результате добровольного секса, а не изнасилований. Не забывайте, что у ворот американских военных лагерей и баз в те годы с утра до ночи толпились немки".
В выводах Мириам Гебхардт, и особенно в ее цифрах, конечно, можно усомниться, но едва ли даже самые рьяные защитники американских солдат будут спорить с утверждением, что они не были такими "пушистыми" и добрыми, какими их пытаются представить большинство западных историков.
Хоты бы потому, что они оставили "сексуальный" след не только во враждебной Германии, но и в союзнической Франции. Солдаты американской армии изнасиловали тысячи француженок, которых они освободили от немцев.

Если в книге "Когда пришли солдаты" янки обвиняет профессор истории из Германии, то в книге "Что делали солдаты" это делает американка Мэри Робертс, профессор истории из Университета Висконсина.
"Моя книга развенчивает старый миф об американских солдатах, которые по всеобщему мнению всегда вели себя хорошо, - говорит она. - Американцы занимались сексом везде и со всеми, на ком была юбка".
Спорить с профессором Робертс труднее, чем с Гебхардт, потому что она представила не умозаключения и подсчеты, а исключительно факты. Главным из них являются архивные документы, согласно которым за изнасилования во Франции были осуждены 152 американских военнослужащих, а 29 из них были повешены.
Цифры, конечно, мизерные по сравнению с соседней Германией, даже если учесть, что за каждым случаем скрывается человеческая судьба, но следует помнить, что это только официальная статистика и что она представляет лишь вершину айсберга.
Без особого риска ошибиться можно предположить, что с жалобами на освободителей в полицию обращались лишь единицы жертв. Идти в полицию им чаще всего мешал стыд, потому что в те дни изнасилование было для женщины клеймом позора.

Во Франции у насильников из-за океана были другие мотивы. Многим из них изнасилования француженок казались чем-то вроде амурных приключений.
Отцы многих американских солдат воевали во Франции в Первую мировую войну. Их рассказы наверняка настроили немало военных из армии генерала Эйзенхауэра на романтические приключения с привлекательными француженками. Многие американцы считали Францию чем-то вроде огромного борделя.
Внесли свою лепту и военные журналы типа "Звезды и полосы". Они печатали фотографии, на которых смеющиеся француженки целовали своих освободителей. Они также печатали фразы на французском языке, которые могут понадобиться при общении с француженками: "Я не женат", "У вас прекрасные глаза", "Вы очень красивая" и т. д.
Журналисты едва ли не прямым текстом советовали солдатам брать то, что им нравилось. Неудивительно, что после высадки союзников летом 1944 года в Нормандии север Франции захлестнули "цунами мужского вожделения и похоти".
Особенно отличились освободители из-за океана в Гавре. В городском архиве сохранились письма гаврцев мэру с жалобами на "самые разнообразные преступления, которые совершаются и днем и ночью".
Чаще всего жители Гавра жаловались на изнасилования, причем нередко на глазах у окружающих, хотя были, конечно, и грабежи с кражами.
Американцы вели себя во Франции, как в завоеванной стране. Понятно, что и отношение к ним со стороны французов было соответственное. Немало жителей Франции считали освобождение "второй оккупацией". Причем зачастую более жестокой, чем первая, немецкая.

Говорят, что французские проститутки нередко вспоминали немецких клиентов добрым словом, потому что американцев частенько интересовал не только секс. С янки девушкам приходилось следить и за своими кошельками. Освободители не гнушались банального воровства и грабежей.
Встречи с американцами были опасны для жизни. 29 американских солдат были приговорены к смертной казни за убийства французских проституток.
Для того чтобы остудить разгоряченных солдат, командование распространяло среди личного состава листовки, осуждающие изнасилования. Особой строгостью военная прокуратура не отличалась. Судили лишь тех, не судить кого было просто нельзя. Четко просматриваются и царившие в то время в Америке расистские настроения: из 152 солдат и офицеров, которые попали под трибунал, 139 были неграми.

Как жилось в оккупированной Германии

После Второй мировой войны Германия была поделена на оккупационные зоны. По поводу того, как в них жилось, сегодня можно прочитать и услышать разные мнения. Часто прямо противоположные.

Денацификация и перевоспитание

Первейшей задачей, которую поставили перед собой союзники после поражения Германии - денацификация немецкого населения. Все взрослое население страны прошло анкетирование, подготовленное «Контрольным советом по Германии». В анкете «Erhebungsformular MG/PS/G/9a» был 131 вопрос. Анкетирование было добровольно-принудительным.

Отказников лишали продуктовых карточек.

На основании опроса все немцы поделены на «не замешанных», «оправданных», «попутчиков», «виновных» и «виновных в высшей степени». Граждане из трех последних групп представали перед судом, который определял меру вины и наказания. «Виновные» и «виновные в высшей степени» отправлялись в лагеря для интернированных, «попутчики» могли искупить вину денежным штрафом или имуществом.

Понятно, что такая методика была несовершенной. Круговая порука, коррупция и неискренность опрашиваемых делали денацификацию малоэффективной. Сотням тысяч нацистов удалось избежать суда и по подложным документам по так называемым «крысиным тропам«.

Также союзники провели в Германии масштабную кампанию по перевоспитанию немцев. В кинотеатрах непрерывно шли фильмы о зверствах нацистов. Ходить на сеансы жители Германии также должны были в обязательном порядке. Иначе могли лишиться все тех же продуктовых карточек. Также немцев водили на экскурсии в бывшие концлагеря и вовлекали в проводимые там работы. Для большинства гражданского населения полученная информация была шокирующей. Геббельсовская пропаганда в годы войны рассказывала им о совсем другом нацизме.

Демилитаризация

По решения Потсдамской конференции в Германии должна была пройти демилитаризация, включающая в себя демонтаж военных заводов.
Принципы демилитаризации западные союзники приняли по своему: в их зонах оккупации не только не спешили демонтировать заводы, но и активно восстанавливали их, при этом стараясь повысить квоту выплавки металлов и желая сохранить военный потенциал западной Германии.

К 1947 году в английской и американской зонах только было скрыто от учета более 450 военных заводов.

Советский Союз был в этом отношении честнее. По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Однако и это количество не идет ни в какое сравнение с числом мощностей, разрушенных войной в СССР.
Количество демонтированных СССР немецких предприятий составило меньше 14% от довоенного числа заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР

Мародерство

До сих пор дискуссионной является тема мародерства и насилия в отношении мирного населения в послевоенной Германии.
Сохранилась масса документов, свидетельствующих о том, что западные союзники вывозили имущество из побежденной Германии буквально кораблями.

«Отличился» в сборе трофеев и маршал Жуков.

Когда в 1948 году он впал в немилость, следователи приступили к его «раскулачиванию». Итогом конфискации стали 194 предмета мебели, 44 ковра и гобелена, 7 ящиков с хрусталем, 55 музейных картин и многое другое. Всё это было вывезено из Германии.

Что касается солдат и офицеров Красной Армии, случаев мародерства по имеющимся документам было зарегистрировано не так много. Советские воины-победители скорее занимались прикладным «барахольством», то есть занимались сбором бесхозного имущества. Когда советское командование разрешило отправку посылок домой, в Союз поехали коробки со швейными иглами, обрезами тканей, рабочими инструментами. При этом отношение ко всем этим вещам было у наших солдат было довольно брезгливым. В письмах родным они оправдывались за все это «барахло».

Странные подсчеты

Самая проблемная тема - тема насилия над мирными гражданами, особенно над немецкими женщинами. Вплоть до перестроечного времени количество немецких женщин, подвергшихся насилию, было небольшим: от 20 до 150 тысяч по всей Германии.

В 1992 году в Германии вышла книга двух феминисток, Хельке Зандер и Барбары Йор, «Освободители и освобожденные», где появилась другая цифра: 2 миллиона.

Цифры эти были «притянуты» и основывались на статданных только одной немецкой клиники, помноженных на гипотетическое количество женщин. В 2002 году вышла книга Энтони Бивора «Падение Берлина», где также появилась эта цифра. В 2004 году эта книга была издана и в России, породив миф о жесткости советских солдат в оккупированной Германии.

На деле по документам такие факты считались «чрезвычайными происшествиями и аморальными явлениями». С насилием над мирным населением Германии боролись на всех уровнях, а мародеры и насильники попадали под трибунал. Точных цифр по этому вопросу до сих пор нет, не все документы еще рассекречены, но в докладе военного прокурора 1-го Белорусского фронта о противоправных действиях в отношении гражданского населения за период с 22 апреля по 5 мая 1945 года есть такие цифры: по семи армиям фронта на 908,5 тысяч человек зафиксировано 124 преступления, из которых 72 изнасилования. 72 случая на 908,5 тысяч. О каких двух миллионах может идти речь?

Мародерство и насилие над мирным населением было и в западных оккупационных зонах. Минометчик Наум Орлов своих мемуарах писал: «Охранявшие нас англичане катали между зубов жевательную резинку – что было для нас в новинку – и хвалились друг перед другом своими трофеями, высоко вскидывая руки, унизанные наручными часами…».

Осмар Уйат, австралийский военный корреспондент, которого вряд ли можно подозревать в пристрастности к советским солдатам, в 1945 году писал: «В Красной Армии господствует суровая дисциплина. Грабежей, изнасилований и издевательств здесь не больше, чем в любой другой зоне оккупации. Дикие истории о зверствах всплывают из-за преувеличений и искажений индивидуальных случаев под влиянием нервозности, вызванной неумеренностью манер русских солдат и их любовью к водке. Одна женщина, которая рассказала мне большую часть сказок о жестокостях русских, от которых волосы встают дыбом, в конце концов была вынуждена признать, что единственным свидетельством, которое она видела собственными глазами, было то, как пьяные русские офицеры стреляли из пистолетов в воздух и по бутылкам…».

О.Казаринов "Неизвестные лики войны". Глава 5. Насилие порождает насилие (продолжение)

Психологи-криминалисты уже давно установили, что изнасилование, как правило, объясняется не желанием получить сексуальное удовлетворение, а жаждой власти, стремлением подчеркнуть своё превосходство над более слабым путём его унижения, чувством мести.

Что же как не война способствует проявлению всех этих низменных чувств?

7 сентября 1941 года на митинге в Москве было принято воззвание советских женщин, в котором говорилось: «Нельзя передать словами того, что чинят фашистские злодеи с женщиной во временно захваченных ими районах Советской страны. Их садизму нет предела. Эти подлые трусы гонят впереди себя женщин, детей и стариков, чтобы укрыться от огня Красной Армии. Изнасилованным ими жертвам они вспарывают животы, вырезают груди, они давят их машинами, разрывают танками…»

В каком состоянии может находиться женщина, подвергающаяся насилию, беззащитная, подавленная чувством собственной осквернённости, позора?

В сознании возникает ступор от творящихся вокруг убийств. Мысли парализованы. Шок. Чужие мундиры, чужая речь, чужие запахи. Они даже не воспринимаются как насильники-мужчины. Это какие-то чудовищные существа из другого мира.

И они безжалостно разрушают все воспитанные годами понятия целомудрия, порядочности, стыдливости. Они добираются к тому, что всегда скрывалось от посторонних глаз, обнажение чего всегда считалось неприличным, о чём шушукались в подворотнях, что доверяют только самым любимым людям и врачам…

Беспомощность, отчаяние, унижение, страх, отвращение, боль - всё переплетается в одном клубке, разрывающем изнутри, уничтожающем человеческое достоинство. Этот клубок ломает волю, сжигает душу, убивает личность. Выпивает жизнь… Срывают одежду… И нет никакой возможности противостоять этому. ЭТО всё равно произойдёт.

Я думаю, тысячи и тысячи женщин проклинали в такие моменты природу, по воле которой они родились женщинами.

Обратимся к документам, которые более показательны, чем любое литературное описание. Документам, собранным лишь за 1941 год.

«…Это произошло в квартире молодой учительницы Елены К. Средь бела дня сюда ворвалась группа пьяных немецких офицеров. В это время учительница занималась с тремя девочками, её ученицами. Закрыв на ключ дверь, бандиты приказали Елене К. раздеться. Молодая женщина решительно отказалась выполнить это наглое требование. Тогда фашисты сорвали с неё одежду и изнасиловали на глазах у детей. Девочки пытались защитить учительницу, но мерзавцы так же зверски надругались над ними. В комнате оставался пятилетний сын учительницы. Не смея кричать, ребёнок смотрел на происходящее широко раскрытыми от ужаса глазёнками. К нему подошёл фашистский офицер и ударом шашки разрубил его надвое».

Из показаний Лидии Н., г. Ростов:

«Вчера я услышала сильный стук в дверь. Когда я подошла к двери, по ней били прикладами, пытаясь выломать её. В квартиру ворвались 5 немецких солдат. Моего отца, мать и маленького братишку они выгнали из квартиры. После я нашла труп моего брата на лестничной клетке. Немецкий солдат сбросил его с третьего этажа нашего дома, как мне рассказали очевидцы. У него была разбита голова. Мать и отец были застрелены у подъезда нашего дома. Сама я подверглась групповому насилию. Я была без сознания. Когда я очнулась, то слышала истеричные крики женщин в соседних квартирах. В этот вечер все квартиры нашего дома были опоганены немцами. Они изнасиловали всех женщин». Жуткий документ! Пережитый страх этой женщины невольно передаётся несколькими скупыми строчками. Удары прикладов в дверь. Пятеро чудовищ. Страх за себя, за уведённых в неизвестном направлении родных: «Зачем? Чтобы не видели, что произойдёт? Арестовали? Убили?» Обречённость на мерзкую пытку, лишившую сознания. Многократно усиленный кошмар от «истеричных криков женщин в соседних квартирах», словно стонет весь дом. Нереальность…

Заявление жительницы села Ново-Ивановка Марии Таранцевой: «Ворвавшись ко мне в дом, четыре немецких солдата зверски изнасиловали моих дочерей Веру и Пелагею».

«В первый же вечер в городе Луга фашисты поймали на улицах 8 девушек и изнасиловали их».

«В гор. Тихвине Ленинградской области 15-летняя М. Колодецкая, будучи ранена осколком, была привезена в госпиталь (бывш. монастырь), где находились раненые немецкие солдаты. Несмотря на ранение, Колодецкая была изнасилована группой немецких солдат, что явилось причиной её смерти».

Каждый раз содрогаешься, когда думаешь о том, что скрывается за сухими текстом документа. Девушка истекает кровью, ей больно от полученной раны. Зачем началась эта война! И, наконец, госпиталь. Запах йода, бинты. Люди. Пусть даже нерусские. Они ей помогут. Ведь в госпиталях людей лечат. И вдруг вместо этого - новая боль, крик, звериная тоска, доводящая до безумия… И сознание медленно угасает. Навсегда.

«В белорусском местечке Шацк гитлеровцы собрали всех молодых девушек, изнасиловали их, а затем голых выгнали на площадь и заставили танцевать. Тех, кто сопротивлялся, фашистские изверги расстреливали на месте. Подобные насилия и надругательства захватчиков были повсеместным массовым явлением».

«В первый же день в деревне Басманово Смоленской области фашистские изверги выгнали в поле более 200 школьников и школьниц, приехавших в деревню на уборку урожая, окружили их и перестреляли. Школьниц они вывезли в свой тыл „для господ офицеров“». Я силюсь и не могу представить этих девочек, которые приехали в деревню шумной группой однокашников, со своей подростковой любовью и переживаниями, с присущей этому возрасту беззаботностью и весёлостью. Девочек, которые потом сразу, одномоментно, увидели окровавленные трупы своих мальчишек и, не успев осмыслить, отказываясь верить в случившееся, оказались в аду, созданном взрослыми людьми.

«В первый же день прихода немцев в Красную Поляну к Александре Яковлевне (Демьяновой) явились два фашиста. Они увидели в комнате дочь Демьяновой - 14-летнюю Нюру - хилую и слабую здоровьем девочку. Немецкий офицер схватил подростка и изнасиловал её на глазах у матери. 10 декабря врач местной гинекологической больницы, осмотрев девочку, констатировал, что этот гитлеровский бандит заразил её сифилисом. В соседней квартире фашистские скоты изнасиловали другую 14-летнюю девочку Тоню И.

9 декабря 1941 г. найден труп финского офицера в Красной Поляне. В кармане обнаружена коллекция женских пуговиц - 37 штук, счёт изнасилованиям. И в Красной Поляне он изнасиловал Маргариту К. и тоже сорвал с её кофточки пуговицу».

У убитых солдат часто находили «трофеи» в виде пуговиц, чулок, локонов женских волос. Находили фотографии, запечатлевшие сцены насилия, письма и дневники, в которых они описывали свои «подвиги».

«В письмах гитлеровцы с циничной откровенностью и бахвальством делятся своими похождениями. Ефрейтор Феликс Капдельс посылает своему другу письмо: „Пошарив в сундуках и организовав хороший ужин, мы стали веселиться. Девочка попалась злая, но мы её тоже организовали. Не беда, что всем отделением…“

Ефрейтор Георг Пфалер без стеснения пишет матери (!) в Саппенфельд: „В маленьком городке мы пробыли три дня… Можешь представить себе, сколько мы съели за три дня. А сколько сундуков и шкафов перерыли, сколько маленьких барышень перепортили… Весёлая теперь наша жизнь, не то что в окопах…“

В дневнике убитого обер-ефрейтора имеется следующая запись: „12 октября. Сегодня принимал участие в очистке лагеря от подозрительных. Расстреляли 82. Среди них оказалась красивая женщина. Мы, я и Карл, отвели её в операционную, она кусалась и выла. Через 40 минут её расстреляли. Память - несколько минут удовольствия“».

С пленными, которые не успели избавиться от подобных компрометирующих их документов, разговор был короткий: отводили в сторону и - пуля в затылок.

Женщина в военной форме вызывала у врагов особенную ненависть. Она не только женщина - она ещё и воюющий с тобой солдат! И если пленных солдат-мужчин ломали морально и физически варварскими пытками, то солдат-женщин - изнасилованием. (К нему же прибегали во время допросов. Девушек из «Молодой гвардии» немцы насиловали, а одну обнажённой бросили на раскалённую печь.)

Попавших в их руки медработниц насиловали поголовно.

«В двух километрах к югу от села Акимовка (Мелитопольщина) на машину, в которой находились два раненых красноармейца и сопровождавшая их женщина-фельдшер, налетели немцы. Женщину они уволокли в подсолнухи, изнасиловали её, а потом пристрелили. У раненых красноармейцев эти звери вывернули руки и также пристрелили их…»

«В селе Воронки, на Украине, немцы разместили 40 раненых красноармейцев, военнопленных и медицинских сестёр в помещении бывшей больницы. Медсестёр изнасиловали и расстреляли, а возле раненых поставили охрану…»

«В Красной Поляне раненым бойцам и раненой санитарке не давали 4 дня воды и 7 дней пищи, а затем напоили солёной водой. Санитарка начала агонизировать. Умирающую девушку фашисты изнасиловали на глазах у раненых красноармейцев».

Извращённая логика войны требует от насильника проявить ПОЛНУЮ власть. А значит, одного только унижения жертвы недостаточно. И тогда над жертвой совершаются немыслимые издевательства, и в заключение у неё отбирают жизнь, в качестве проявления ВЫСШЕЙ власти. Иначе, чего доброго, она возомнит, что доставила тебе удовольствие! А ты можешь выглядеть в её глазах слабым, раз не совладал со своим сексуальным желанием. Отсюда садистское обращение и убийства.

«Гитлеровские разбойники в одной деревне схватили пятнадцатилетнюю девочку и зверски изнасиловали её. Шестнадцать зверей мучили эту девочку. Она сопротивлялась, она звала свою мать, она кричала. Они выкололи ей глаза и бросили её, растерзанную, заплёванную на улицу… Это было в белорусском местечке Чернин».

«В городе Львове 32 работницы львовской швейной фабрики были изнасилованы и затем убиты германскими штурмовиками. Пьяные немецкие солдаты затаскивали львовских девушек и молодых женщин в парк Костюшко и зверски насиловали их. Старика священника В.Л. Помазнева, который с крестом в руках пытался предотвратить насилия над девушками, фашисты избили, сорвали с него рясу, спалили бороду и закололи штыком».

«Улицы села К., где некоторое время бесчинствовали немцы, были устланы трупами женщин, стариков, детей. Уцелевшие жители села рассказали красноармейцам, что фашисты согнали в здание больницы всех девушек и изнасиловали их. Затем заперли двери и подожгли здание».

«В Бегомльском районе жену советского работника изнасиловали, а потом посадили на штык».

«В Днепропетровске на Большой Базарной улице пьяные солдаты задержали трёх женщин. Привязав их к столбам, немцы дико надругались над ними, а затем умертвили».

«В деревне Милютино немцы арестовали 24 колхозника и увели их в соседнее село. Среди арестованных находилась тринадцатилетняя Анастасия Давыдова. Бросив крестьян в тёмный сарай, фашисты стали пытать их, требуя сведений о партизанах. Все молчали. Тогда немцы вывели из сарая девочку и спросили, в каком направлении угнан колхозный скот. Юная патриотка отказалась отвечать. Фашистские мерзавцы изнасиловали девочку и затем застрелили».

«К нам ворвались немцы! Двух 16-летних девушек ихние офицеры затащили на кладбище и над ними надругались. Затем приказали солдатам повесить их на деревьях. Солдаты выполнили приказание и повесили их вниз головами. Там же солдаты надругались над 9-ю пожилыми женщинами». (Колхозница Петрова из колхоза «Пахарь».)

«Мы стояли в деревне Большое Панкратово. Это было в понедельник 21-го числа, в четыре часа утра. Фашистский офицер пошёл по деревне, заходил во все дома, отбирал у крестьян деньги, вещи, грозил, что перестреляет всех жителей. Потом мы пришли в дом при больнице. Там находились врач и девушка. Он сказал девушке: „Следуйте за мной в комендатуру, я должен проверить ваши документы“. Я видел, как она спрятала на груди свой паспорт. Он завёл её в сад возле самой больницы и там изнасиловал. Потом девушка бросилась в поле, она кричала, видно было, что она лишилась рассудка. Он её нагнал и вскоре показал мне паспорт в крови…»

«Фашисты ворвались в санаторий Наркомздрава в Августове. (…) Немецкие фашисты изнасиловали всех женщин, которые были в этом санатории. А потом изуродованные, избитые страдалицы были расстреляны».

В исторической литературе неоднократно отмечалось, что «при расследовании военных преступлений обнаружено множество документов и свидетельств об изнасилованиях молодых беременных женщин, которым потом перерезали горло и протыкали штыками груди. Очевидно, ненависть к женской груди в крови у немцев».

Я приведу несколько таких документов и свидетельств.

«В селе Семёновское Калининской области немцы изнасиловали 25-летнюю Ольгу Тихонову, жену красноармейца, мать трёх детей, находившуюся на последней стадии беременности, причём шпагатом связали ей руки. После изнасилования немцы перерезали ей горло, прокололи обе груди и садистски высверлили их».

«В Белоруссии, возле города Борисова, в руки гитлеровцев попали 75 женщин и девушек, бежавших при приближении немецких войск. Немцы изнасиловали, затем зверски убили 36 женщин и девушек. 16-летнюю девушку Л.И. Мельчукову по приказу немецкого офицера Гуммера солдаты увели в лес, где изнасиловали. Спустя некоторое время другие женщины, также отведённые в лес, увидели, что около деревьев стоят доски, а к доскам штыками приколота умирающая Мельчукова, у которой немцы на глазах других женщин, в частности В.И. Альперенко и В.М. Березниковой, отрезали груди…»

(При всей моей богатой фантазии я не могу представить, какой нечеловеческий вопль, сопровождавший мучения женщин, должен был стоять над этим белорусским местечком, над этим лесом. Кажется, услышишь такое даже вдали, и не выдержишь, заткнёшь уши обеими руками, и побежишь прочь, потому что знаешь, что это КРИЧАТ ЛЮДИ.)

«В селе Ж. на дороге мы видели изувеченный раздетый труп старика Тимофея Васильевича Глобы. Весь он исполосован шомполами, изрешечён пулями. Невдалеке в саду лежала убитая нагая девушка. Глаза у неё были выколоты, правая грудь отрезана, в левой торчал штык. Это дочь старика Глобы - Галя.

Когда фашисты ворвались в село, девушка пряталась в саду, где провела трое суток. К утру четвёртого дня Галя решила пробраться к хате, надеясь достать чего-нибудь поесть. Здесь её настиг немецкий офицер. На крик дочери выбежал больной Глоба и костылём ударил насильника. Из хаты выскочили ещё два бандита-офицера, созвали солдат, схватили Галю и её отца. Девушку раздели, изнасиловали и зверски над ней издевались, а отца держали, чтобы всё видел. Выкололи ей глаза, правую грудь отрезали, а в левую вставили штык. Потом раздели и Тимофея Глобу, положили на тело дочери (!) и били шомполами. А когда он, собрав остатки сил, попытался убежать, его нагнали на дороге, пристрелили и закололи штыками».

Какой-то особой «удалью» считалось насиловать и мучить женщин на глазах у близких им людей: мужей, родителей, детей. Может быть, зрители были необходимы, чтобы перед ними продемонстрировать свою «силу» и подчеркнуть их унизительную беспомощность?

«Повсеместно озверевшие немецкие бандиты врываются в дома, насилуют женщин, девушек на глазах у их родных и их детей, глумятся над изнасилованными и зверски тут же расправляются со своими жертвами».

«По деревне Пучки шёл колхозник Терёхин Иван Гаврилович со своей женой Полиной Борисовной. Несколько немецких солдат схватили Полину, оттащили в сторону, повалили на снег и на глазах у мужа стали поочерёдно насиловать. Женщина кричала, сопротивлялась изо всех сил.

Тогда фашистский насильник выстрелил в неё в упор. Полина Терехова забилась в агонии. Муж её вырвался из рук насильников и бросился к умирающей. Но немцы догнали его и всадили ему в спину 6 пуль».

«На хуторе Апнас пьяные немецкие солдаты изнасиловали 16-летнюю девушку и кинули её в колодец. Туда же они бросили и её мать, пытавшуюся помешать насильникам».

Василий Вишниченко из деревни Генеральское показывал: «Немецкие солдаты схватили меня и повели в штаб. Один из фашистов в это время потащил мою жену в погреб. Когда я вернулся, то увидел, что жена лежит в погребе, платье на ней разорвано и она уже мертва. Злодеи изнасиловали её и убили одной пулей в голову, другой - в сердце».

Слабый пол во время всех вооруженных конфликтов в мире были самым незащищенным и подверженным издевательствам, убийствам слоем населения. Оставаясь на оккупированных вражескими силами территориях, молодые женщины становились объектом сексуальных домогательств и . Так как статистика зверств над женщинами ведется лишь с недавнего времени, то нетрудно предположить, что за всю историю человечества количество лиц подвергшихся нечеловеческим издевательствам будет в разы больше.

Наибольший всплеск издевательств над слабым полом отмечался в ходе Великой отечественной войны, вооруженных конфликтов в Чечне, антитеррористических компаний на Ближнем Востоке.

Отображает все зверства над женщинами статистика, фото и видео материалы, а также рассказы очевидцев и жертв насилия, которые можно найти в .

Статистика зверств над женщинами во времена ВОВ

Самыми бесчеловечными в современной истории были зверства над женщинами совершенные в ходе . Наиболее извращенными и страшными были зверства фашистов над женщинами. Статистика насчитывает около 5 млн. жертв.



На захваченных войсками третьего рейха территориях население до его полного освобождения подвергалось жестокому, а порой и бесчеловечному отношению со стороны оккупантов. Из оказавшихся под властью врага было 73 млн. человек. Около 30–35% из них женское разного возраста.

Крайней жестокостью отличались зверства немцев над женщинами – в возрасте до 30–35 лет они «использовались» немецким солдатами для удовлетворения сексуальных потребностей, а некоторые под угрозой смерти работали в организованных оккупационными властями борделях.

Статистика зверств над женщинами показывает, что представительницы старшего возраста чаще всего вывозились фашистами на принудительные работы в Германию или отправлялись в концентрационные лагеря.

Многие из женщин, заподозренные фашистами в связях с партизанским подпольем были подвергнуты пыткам и впоследствии расстреляны. По приблизительным оценкам каждая вторая из женщин на территории бывшего СССР в ходе оккупации части ее территории нацистами испытала на себе издевательства со стороны захватчиков, много их было расстреляно или .

Особо страшными были зверства фашистов над женщинами в концлагерях – они испытывали наравне с мужчинами все тяготы голода, каторжных работ, издевательств и изнасилований охранявшими лагеря немецкими солдатами. Пленные для фашистов были еще и материалом для антинаучных и негуманных опытов.

Множество из них погибло или получило серьезные увечья в экспериментах по стерилизации, изучению действия различных удушающих газов и изменяющихся факторов окружающей среды на организм человека, испытания вакцины против . Наглядным примером издевательств являются о зверствах фашистов над женщинами:

  1. «Лагерь СС номер пять: Женский ад».
  2. «Женщины, депортированные в спецподразделение СС».

Огромная доля изуверств над женщинами во время была совершена бойцами ОУН-УПА. Статистика зверств над женщинами со стороны бандеровцев насчитывает сотни тысяч случаев в различных частях Украины.

Подопечные Степана Бандеры насаждали свою власть методом террора и запугивания мирного населения. Женская часть населения для бандеровцев часто была объектом изнасилований. Тех, кто отказывался сотрудничать или был связан с партизанами, жестоко пытали, после чего расстреливали или вешали вместе с детьми.

Чудовищными были и зверства советских солдат над женщинами. Статистика по мере продвижения Красной Армии через захваченные ранее немцами страны западной Европы к Берлину постепенно увеличивалась. Озлобленных и насмотревшихся на все ужасы сотворенные войсками Гитлера на русской земле советских солдат подстегивала жажда мести и некоторые приказы высшего военного руководства.

Победное шествие Советской Армии по свидетельствам очевидцев сопровождалась погромами, грабежами и зачастую групповыми изнасилованиями женщин, девушек.

Зверства чеченцев над женщинами: статистика, фото

На протяжении всех вооруженных конфликтов на территории Чеченской Республики Ичкерия (Чечня) особой жестокостью отличались зверства чеченцев над женщинами. На занимаемых боевиками в ходе трех чеченских территориях велся геноцид по отношению к русскому населению – женщин и молодых девушек насиловали, истязали и убивали.

Некоторых при отступлении забирали, чтобы затем под угрозой расправы потребовать у родных выкуп. Для чеченцев они представляли не что иное, как товар, который можно выгодно продать или обменять. Вызволенные или выкупленные из плена женщины рассказывали об ужасном обращении с ними со стороны боевиков – их мало кормили, часто избивали и насиловали.

За попытку к побегу угрожали немедленной расправой. Всего за весь период противостояния федеральных войск и чеченских боевиков пострадали и были зверски замучены и убиты более 5 тыс. женщин.

Война в Югославии – зверства над женщинами

Приведшая впоследствии к расколу государства война на Балканском полуострове стала еще одним вооруженным конфликтом, в котором женское население подвергалось страшнейшим издевательствам, пыткам, . Причиной жестокого обращения являлась разное вероисповедание у противоборствующих сторон, этнические распри.

В последствие длившихся с 1991 по 2001 год Югославских войн между сербами, хорватами, боснийцами, албанцами википедия оценивает количество погибших в размере 127 084 человек. Из них около 10–15% приходится на женщин из мирного населения, расстрелянных, замученных или погибших в результате авиаударов и артиллерийских обстрелов.

Зверства ИГИЛ над женщинами: статистика, фото

В современном мире наиболее ужасны по своей бесчеловечности и жестокости считаются зверства ИГИЛ над женщинами, оказавшимися на подконтрольных террористам территориях. Особой жестокости подвергаются представительницы слабого пола не принадлежащие к исламской вере.

Женщин и несовершеннолетних девочек похищают, после чего многих многократно перепродают на черном рынке рабынь. Многих из них насильно принуждают к сексуальным отношениям с боевиками – секс-джихаду. Тех, кто отказывается от интимной близости, публично казнят.

У попавших в сексуальное рабство к джихадистам женщин отнимают , из которых готовят будущих боевиков, заставляют выполнять всю тяжелую работу по дому, вступать в интимную близость, как с хозяином, так и с его друзьями. Попытавшихся сбежать и пойманных жестоко избивают, после чего многих подвергают публичной казни.

Сегодня боевиками ИГИЛ похищено более 4000 женщин различных возрастов, и национальностей. Судьба многих из них не известна. Примерное количество женщин пострадавших, включая убитых в ходе самых крупных войн ХХ столетия, представлено в таблице:

Название войны, ее продолжительность Приблизительное количество женщин – жертв конфликта
Великая Отечественная Война 1941–1945 5 000 000
Югославские войны 1991–2001 15 000
Чеченские военные компании 5 000
Антитеррористические компании против ИГИЛ на Ближнем Востоке 2014 – по сегодняшний день 4 000
Итого 5 024 000

Заключение

Возникающие на земле военные конфликты ведут к тому, что статистика зверств над женщинами без вмешательства международных организаций и проявления гуманности противоборствующих сторон к женщинам в будущем будет неуклонно расти.