• 1. 17.09.05 г. 4 «Б» класс
  • 2. Тема «Мир глазами географа. Глобус и географическая карта».
  • 3. Цель и задачи урока: а) сформулировать представление о глобусе и географической карте. Закрепить умение работать с картой и глобусом.
  • б) развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • 4. Содержательный компонент урока:
    • -материал соответствует требованиям программы и поставленной цели;
    • -информативная ёмкость урока значительная: большой объем теоретического и фактического материала. Поэтому необходимо в ходе урока подробнее останавливаться на новых понятиях, совместно с учениками делать выводы.
    • -в процессе урока были использованы все принципы дидактики: обучающая, развивающая, воспитательная.
    • -тип урока - раскрывающий содержание темы.

Структура урока:

  • 1) организационный момент - 3 мин.
  • 2) проверка домашнего задания (индивидуальная работа по определению созвездий - устно, тест «Звездное небо» - письменно) - 10 мин.
  • 3) объяснение нового материала (изучение карты полушарий и глобуса, заполнение схем, работа с учебником, в ходе объяснения беседа с классом) - 22 мин.
  • 4) подведение итогов (выводы по новому материалу, выставление оценок).

Домашнее задание записано на доске.

Структура урока разрабатывалась в соответствии с целями урока, принципами дидактики, содержанием учебного материала.

  • 5. Методический компонент урока
  • - в соответствии с целью урока, содержанием учебного процесса, принципами дидактики были использованы следующие методы обучения:
    • а) словесный (рассказ, объяснение, беседа)
    • б) печатно-словесный (работа с учебником)
    • в) наглядный (использовались глобус и карта полушарий).

В ходе урока наиболее эффективным оказался наглядный и словесный методы.

Критерии оценки учащихся:

«5» - материал излагается в полном объеме. Ученик демонстрирует навыки самостоятельного анализа, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и процессами, хорошо развитую речь.

«4» - материал излагается не достаточно большом объеме, чтобы судить о том, что он усвоен. Ученик демонстрирует навыки анализа, однако это вызывает у него определенные затруднения. Изложение материала развернуто, но встречаются некоторые неточности.

«3» - ученик указывает достаточные знания, но они не носят системного характера. Навыки анализа и систематизации знаний отсутствуют. Речь бедна.

6. Деятельность преподавателя.

В начале урока преподавателем были обозначены цели и задачи урока, что сориентировало учащихся на усвоение нового материала. В ходе объяснения нового материала преподаватель пытался установить обратную связь с учащимися, подтверждая теоретические рассуждения наглядностями (глобусом, картой). Резюмируя, преподаватель неоднократно обращался с вопросами к учащимся. Вопросы были направлены на: воспроизведение материала, понимание, применение. Задавались учащимся дифференцировано. Вопросы задавались разной степени сложности. Ответы по качеству были разные, в зависимости от успеваемости ученика.

7. Деятельность учащихся.

Учащиеся проявили живой интерес пир проведение урока. Учитель давал возможность учащимся самостоятельно формулировать выводы по ходу урока, сильных затруднений эта работа не вызывала у ребят.

Поставленные цели и задачи урока достигнуты.

Урок прошел динамично, в хорошем темпе.

Конспект урока.

  • 1. Сформулировать представление о географии, о глобусе и географической карте.
  • 2. Карточки с индивидуальным заданием раздаются каждому ученику с изображением созвездий и их названиями, нужно соотнести созвездие к названию. Далее пишем тест «Звездное небо»(8)
  • - Выбери верное утверждение:
    • 1. Галактика, в которой мы живем, называется…
    • а) туманность Андромеды;
    • б) большое Магелланово облако;
    • в) млечный путь.
    • 2. Звезда - это…
    • а) раскаленный газовый шар;
    • б) холодный шар, состоящий из твердых веществ.
    • 3. Созвездия - это …
    • а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
    • б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.
    • 4. Звезда Сириус находиться в созвездии…
    • а) скорпион;
    • б) большой пес;
    • в) большая медведица;
    • г) телец.
    • 5. Полярная звезда всегда находится на…
    • а) юге;
    • б) западе;
    • в) севере;
    • г) востоке.
    • 6. Самые яркие звезды имеют… цвет:
      • а) красный;
      • б) голубой;
      • в) желтый;
      • г) белый.

Ответы к тесту: 1)в, 2)а, 3)б, 4)в, 5)б, 6)в.

3. Сегодня мы посмотрим на мир глазами географов. Нам предстоит выяснить, что такое география. Прочитайте, что об этом говориться на стр.22 учебника.

География - это наука о земле. В переводе с греческого она означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «ге» - земля и «графо» - пишу. Географы - это специалисты по географии. География объясняет, почему земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других - жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть.

Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий - это вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый - лед. Глобус покрыт линиями, будто сеткой. При вращении на месте остаются полюса: северный и южный.

Главный пояс земли - это экватор. Остальные горизонтальные линии расположены относительно друг друга, их называют параллелями. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Сколько океанов на земном шаре? Назовите, (тихий, атлантический, индийский, северный ледовитый). Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, северная Америка, южная Америка. О создании глобуса вы прочитаете в учебнике на стр.24. Так как глобусом пользоваться в путешествие неудобно, люди придумали изображать поверхность земли на плоскости, т. е. изобрели географическую карту. Перечислите уже известные вам карты (физическая, политическая, карта полушарий). Обратите внимание на масштаб карты, он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

  • 4. Опрос: а) что изучает, география и почему её так назвали?
  • б) какие географические карты вам известны?
  • в) расскажите о сходствах и различиях глобуса и карты полушарий.
  • г) что такое масштаб карты?
  • 5. Д/з: стр.22-29.

Ответить на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

«Глобус – модель Земли.

Географическая карта»

6 класс
Запишите число и тему урока в тетрадь


  1. Форма и размеры Земли
Люди давным-давно догадывались, что Земля, на которой они обитают, похожа на шар. Одним из первых высказал мысль о шарообразности Земли древнегреческий математик и философ Пифагор (ок. 570-500 до н. э.) (рис.1).


Величайший мыслитель древности Аристотель, наблюдая лунные затмения, подметил, что край земной тени, падающей на Луну, всегда имеет круглую форму. Это и позволило ему с уверенностью судить о том, что каша Земля шарообразна (рис.2). Теперь же, благодаря достижениям космической техники, все мы (и не раз) имели возможность любоваться красотой земного шара по снимкам, сделанным из космоса.


Уменьшенным подобием Земли, ее миниатюрной моделью является глобус. Чтобы узнать длину окружности глобуса, достаточно обернуть его питью, а затем определить длину этой нити. Но огромную Землю с мерной лентой по меридиану или экватору не обойдешь. Да и в каком бы направлении мы ни стали ее измерять, на пути обязательно появятся непреодолимые препятствия - высокие горы, непроходимые болота, глубокие моря и океаны...
Сегодня мы узнаем:


  • Кто измерил Землю?

  • Когда и где появился первый глобус.

  • Чем географическая карта отличается от плана местности.

  • Какие бывают карты.

  • Как измерять расстояния с помощью географической карты.

А можно ли узнать размеры Земли, не измеряя всей ее окружности? Конечно, можно.


Известно, что в окружности 360 градусов. Поэтому, чтобы узнать длину окружности, в принципе достаточно измерить точно длину одного градуса и результат измерения умножить на 360.

Первое измерение Земли таким способом произвел древнегреческий ученый Эратосфен (ок. 276-194 до н. э.), живший в египетском городе Александрии, на берегу Средиземного моря (рис.3).




С юга в Александрию приходили караваны верблюдов. От сопровождавших их людей Эратосфен узнал, что в городе Сиене (нынешнем Асуане) в день летнего солнцестояния Солнце в полдень находится над головой. Предметы в это время не дают никакой тени, а солнечные лучи проникают даже в самые глубокие колодцы. Стало быть, Солнце достигает зенита.
Путем астрономических наблюдений Эратосфен установил, что в этот же самый день в Александрии Солнце отстоит от зенита на 7,2 градуса, что составляет ровно 1/50 часть окружности. (В самом деле: 360: 7,2 = 50.) Теперь, чтобы узнать, чему равна окружность Земли, оставалось измерить расстояние между городами и умножить его на 50 (Рис.4).

Рис.4. Измерение земной окружности Эратосфеном

Но измерить это расстояние, пролегающее по пустыне, Эратосфену было не под силу. Не могли измерить его и проводники торговых караванов. Они лишь знали, сколько времени тратят их верблюды на один переход, и считали, что от Сиены до Александрии 5000 египетских стадий. Значит, вся окружность Земли: 5000 * 50 = 250 000 стадий.
К сожалению, мы не знаем точно длину египетской стадии. По некоторым данным, она равна 174,5 м, что дает для земной окружности 43 625 км. Известно, что радиус в 6,28 раза меньше длины окружности. Получалось, что радиус Земли, по Эратосфену 6943 км. Вот так более двадцати двух веков тому назад впервые были определены размеры земного шара.

В связи с развитием знаний о Земле представления о ее разме­рах и форме получили четкие доказательства.

В настоящее время научно доказано, что Земля имеет размеры:

Экватор - 40 075 км

Меридиан - 40 009 км

Окружность - 40 000 км

Экваториальный радиус - 6378 км

Полярный радиус - 6357 км. (смотрите рис.5)

Зарисуем карандашом рисунок


СП

а) Экваториальный радиус.

б) Полярный радиус.

ЮП

Рис.5. Форма и размеры Земли


  • Исходя из этих данных, скажите, Земля имеет форму идеаль­ного шара? (Нет.)

  • Почему?

  • На сколько экваториальный радиус длиннее полярного?
(6378 км - 6357 км=21 км)

  • В районе чего сплюснута Земля? (У полюсов.)
Из-за вращения вокруг своей оси и возникающей при этом центробежной силы, Земля немного сплюснута у полюсов. Такой равномерно сплюснутый у полюсов шар называется сфероидом или эллипсоидом вращения. Однако фигура Земли сложнее. Она отклоняется от правильной формы сфероида из-за неоднородного строения недр, неравномерного распределения масс. Истинная геометрическая фигура Земли была названа - гео­идом (т.е. «землеподобным»). Первым предположил, что Земля – не шар, английский физик Исаак Ньютон (рис.6).


Задание: Запишите недостающие данные в таблицу «Общие сведения о Земле».

Форма и размер Земли имеют большое географическое значе­ние. Шарообразная фигура Земли обусловливает уменьшение угла падения солнечных лучей на земную поверхность от экватора к полюсам и как следствие этого явления - образование нескольких тепловых поясов (рис.7).


Тепловые пояса, в свою очередь, наряду с други­ми факторами (размерами и массой Земли, определенного расстоя­ния ее от Солнца) обусловливают закономерное изменение при­родных процессов и явлений по направлению от экватора к по­люсам (рис.8).

Рис.9. Карта тепловых поясов Земли

Размер и масса Земли предопределяют такую силу земного притяжения, которая удерживает атмосферу определенного состава и гидросферу, без которых невозможна жизнь.

Важно и расстояние Земли от Солнца. При более близком по­ложении Земли к Солнцу, чем теперь, она могла бы превратиться в раскаленную пустыню, при более отдаленном - приобрести посто­янный ледяной панцирь.


  1. Глобус – модель Земли
Глобус - объемная модель Земли. Он показывает шарообраз­ную (геоидную) форму нашей планеты (рис.10).

Рис. 10.


На глобусе материки, океаны, острова, реки, и другие объекты Земли изображаются в неискаженном виде, сохраняя свою форму, длину, площадь, в отличие от карт. Направления на глобусе совпадают с направлениями на Земле.

Считают, что первый глобус был изготовлен немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом в 1492 году (рис.11).

Рис. 11.
У глобуса всюду один и тот же масштаб, который обычно над­писывается в южной части Тихого океана. Масштабы школьных глобусов весьма мелкие: 1:50 000 000, т. е. в 1 см - 500 км, истин­ное расстояние на нем уменьшено в 50 000 000 раз. Для определе­ния расстояния на глобусе надо ниткой или полоской бумаги изме­рить расстояние между заданными пунктами и, зная масштаб гло­буса, вычислить истинное расстояние (можно также с помощью масштабной линейки).

В Кунсткамере экспонируется Большой Готторпский глобус. Один из первых в мире планетариев, он уникален по размерам и конструкции, позволяющей внешнему глобусу с картой земной поверхности и внутреннему планетарию с картой звездного неба вращаться одновременно (рис.12).

Рис.12. Большой Готторпский глобус – первый в мире глобус-планетарий


Глобус был создан в 1654–1664 годах под руководством А. Олеария в городе Готторпе, резиденции герцога Голштинского, и подарен Петру I в ходе Северной войны (рис.13).


В 1717 году глобус поместили в башню строящегося здания Кунсткамеры. Во время пожара 1747 года он сильно пострадал, поверхность его была уничтожена. Благодаря работе русских мастеров XVIII века, современных реставраторов, исследователей и хранителей посетители музея сегодня могут разделить гордость и восхищение, которые вызывал этот уникальный памятник у людей прошлых веков.


  1. Географическая карта
Глобус обладает многими достоинствами. Но у него есть два серьезных недостатка, которые не позволяют применять его во всех необходимых случаях.

Все глобусы мелкомасштабны. Это свойство глобусов не позволяет получить крупномасштабные изображения.

Например, нам необходимо картографическое изображение России в масштабе 1: 10 000 000 (в 1см 100 км). Глобус такого масштаба имел бы диаметр 1290 см. Очевидно, что пользоваться таким большим глобусом очень неудобно.

Гораздо удобнее пользоваться географическими картами - это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

Запишите это определение в тетрадь
И так, мы выяснили основные преимущества географических карт. Карта показывает размещение и состояние различных природных и общественных явлений. В зависимости от того, что изображено на картах, они носят различные названия. Карты классифицируются по различным признакам .

С одной из классификаций Вы уже знакомы. Это классификация крат по масштабу изображаемой территории.

По масштабу : крупномасштабные (1: 10 000 - 1: 100 000), среднемасштабные (1: 200 000 - 1: 1 000 000) и мелкомасштабные карт (мельче 1: 1 000 000). Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней), можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого (рис. 14).




По охвату территории географические карты делят на мировые, карты материков и частей света, регионов мира, отдельных стран и частей стран (областей, городов, районов и т.п.).

Зарисуем схему в тетрадь



Рис.15. Физическая карта полушарий (масштаб 1: 80 000 000)

(http://www.mapsmaps.ru )

Рис.16. Физическая карта мира (http://www.200stran.ru )


Рис.17. Физическая карта Африки (масштаб 1: 30 000 000)

(http://www.mapsmaps.ru )


Рис. 18. Физическая карта Австралии и Океании (масштаб 1: 60 000 000)

(http://www.mapsmaps.ru )

Рис. 19. Карта Великобритании (масштаб 1: 10 000 000)

(http://gbritan.akvilon.info )

Рис.20. Карта Германии (масштаб 1: 5 000 000)

(http://www.t-pro.ru )
По содержанию карты подразделяют на общегеографические и тематические. Тематические карты делят на физико-географические и социально-экономические. Физико-географические карты используют для того, чтобы показать, например, характер рельефа земной поверхности или климатические условия на определённой территории. Социально-экономические карты показывают границы стран, расположение дорог, промышленных объектов и т.д

Зарисуем схему в тетрадь


Примерами тематических карт являются: климатическая карта мира (рис.22), политическая карта мира (рис.23).

Рис.22. Климатическая карта мира (масштаб 1: 100 000 000)

(http://www.200stran.ru )

Рис.23. Политическая карта мира (масштаб 1: 100 000 000)

(http://www.200stran.ru )
Задание: с помощью учебника заполнить таблицу:


Виды географических карт

Что на них изображено

  • Физическая карта полушарий

Вся поверхность нашей планеты: рельеф, реки, озёра, моря, города.

  • Физическая карта России

Наша страна и прилегающие к ней территории.

  • Политическая карта мира

Страны мира и их столицы.

  • Топографическая карта

Небольшие участки земной поверхности.

  • Контурные карты

Очертания материков, морей, озёр, рек, кружочками показано местоположение городов.

  • Глобус

Как расположены материки, океаны, моря и другие географические объекты.

  1. Масштаб географических карт
Расстояния между объектами по географическим картам, определяются точно также как и по планам местности – при помощи масштаба. Если нам необходимо узнать расстояние между двумя объектами (городами), мы можем измерить его с помощью линейки. Для измерения протяженности дорог, рек и т.д. используют нить. Её прикладывают к измеряемому объекту, ставят пометку карандашом, а затем измеряют длину получившегося отрезка и умножают на масштаб.

Например:

Нам нужно узнать по чему равно расстояние между двумя городами Москвой и Парижем.


  1. Мы открываем физическую карту полушарий в атласе, читаем масштаб карты (например: в 1 см 950 км).

  2. Находим заданные объекты на карте (Москва, Париж).

  3. Измеряем расстояние при помощи линейки (3 см).

  4. Расстояние в сантиметрах умножаем на масштаб карты и получаем искомое расстояние (3 см х 950 км = 2 850 км).
Задание1. Откройте физическую карту полушарий в атласе. Прочтите масштаб этой карты. По карте полушарий с помощью линейки определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между:

1) Африкой и Австралией

В) 9 000 км;

Г) 15 000 км.


2) Москвой и Берлином:

Б) 2 000 км;

Г) 500 км.
3) Дели и Пекином:

А) 3 800 км;


Задание 2. Откройте физическую карту России в атласе. Прочтите масштаб этой карты. По карте полушарий с помощью линейки определите приблизительно кратчайшее расстояние (в километрах) между:

1) Москвой и Архангельском

Б) 1 000 км;

Г) 2 500км.
2) Москвой и Тюменью

Б) 10 000 км;

Г) 1 800км.


  1. Условные знаки географических карт
Карта - модель реального мира, о котором она повествует своим, особым языком. С помощью графических символов - условных знаков - карта рассказывает о расположении объектов, их форме и размерах, дает качественные и количественные характеристики.

Ознакомьтесь с основными условными знаками географических карт (рис.24).

Выделяют три группы условных знаков: точечные, линейные и площадные. Точечные условные знаки внемасштабны, их размеры на карте всегда больше реальных размеров объектов на местности. Это могут быть отдельные сооружения, например, заводы, мосты, месторождения полезных ископаемых и пр. Кружками обозначают населённые пункты, а звёздочками - электростанции. Иногда точечные условные знаки напоминают силуэт какого-либо объекта, например, упрощённый рисунок самолёта показывает аэродром, а палатки - кемпинг.

Линейными условными знаками отмечают линейные объекты - границы, дороги, реки, разломы и т.д. Цветом и толщиной линий обозначают качественные и количественные характеристики изображаемых объектов, например тип береговой линии, тёплые или холодные атмосферные фронты.

Площадные условные знаки применяются для изображения лесных массивов, озёр, по ним всегда можно определить точную площадь объекта.

Изолиниями (от греч. isos - равный, одинаковый - прим. от geoglobus.ru) называются линии, соединяющие точки с одинаковым показателем какого-либо явления. С их помощью на картах показывают непрерывные, плавно изменяющиеся явления - повышение или понижение рельефа местности, поля давления или температуру воздуха. Чтобы построить изолинии, на карту надо сначала нанести показания изучаемого явления в точках наблюдений, а потом с помощью интерполяции провести линии равных значений. В зависимости от того, что именно характеризуют изолинии, они бывают нескольких видов. Например, изогипсы соединяют точки с одинаковой высотой (на топографических картах они называются горизонталями), изотермы - точки с одинаковой температурой; изобары - с одинаковым атмосферным давлением, а изотахи - с одинаковой скоростью ветра. Для наглядности промежутки между линиями иногда закрашивают так, чтобы интенсивность цвета отражала увеличение или уменьшение показателя.

Способ качественного фона применяется для изображения качественных различий явлений, имеющих сплошное распространение. Этим способом на политической карте показывают государства, на геологической - возраст горных пород, на почвенной - типы почв и т.д.

Шкала высот и глубин, которая расположена под нижней рамкой карты, тоже является примером качественного фона (рис.25). Зелёный цвет – низменности, темно-коричневый – горы.

Рис. 24. Условные знаки карты (http://geography.su )

Рис. 25. Изображение рельефа на географических картах

(http://geography.su )

Нам необходимо выяснить основные отличия плана местности от географической карты.

Зарисуем следующую таблицу


Теперь применим теоретические знания на практике.

Необходимо выполнить следующие задания.
Задание 1. Выберите правильный ответ.

Как называется уменьшенная модель Земли?

Б) топографическая карта;

В) глобус;


Задание 2. Выберите правильный ответ.

Географическая карта – это:

А) уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли (или других планет), выполненное на плоскости с помощью условных знаков в определенном масштабе;

Б) шарообразная модель Земли с изображением очертаний суши и водного пространства;

В) изображение небольшого участка земной поверхности в крупном масштабе.
Задание 3. Выберите правильный ответ.

Кем был изготовлен самый первый глобус?



Задание 4. Выберите правильный ответ. Земля имеет форму:

Задание 5. Выберите правильный ответ. Площадь поверхности Земли равна:

Задание 6. Выберите правильный ответ. Длина экватора равна:

Задание 8. Выберите правильные утверждения:

А) На географических картах объекты земной поверхности обозначаются исключительно словами.

Б) На географических картах объекты земной поверхности обозначаются специальными условными знаками.

В) На карте полушарий зелёным цветом обозначаются леса.

Г) На карте полушарий зелёным цветом обозначаются низменности.
Задание 9. Выберите из списка географические объекты, которые есть на плане местности, но нет на карте полушарий:

А) озёра и реки;

Б) болота и моря;

В) пашни и сады;

Г) овраги и кустарник.

Задание 10. Выберите наиболее крупный масштаб:

А) 1: 1 000 000;

Задание 11. Выберите правильный ответ. Примером тематической карты является:

А) политическая карта мира;

Б) физическая карта полушарий;

В) физическая карта России.

Этот материал для вас подготовила учитель географии

ЦО №109 Дарья Николаевна Чекушкина.

Адрес электронной почты: [email protected]

Слайд 2

Глобус

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

Приведите доказательства шарообразности Земли.

  • Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его поверхности изображены материки и острова, океаны и моря Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз.
  • Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб.
  • Слайд 3

    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга.
    • Определите масштаб учебного глобуса.
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до Новосибирска
    • По глобусу определите расстояние от Москвы до экватора
  • Слайд 4

    Размеры Земли

    Расстояние от центра Земли экватора составляет 6378 км, а от центра до полюсов меня на 22 км и равно 6356 км. Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком - примерно пять лет. - 22 км

    • Средний радиус земли – 6371 км
    • Общая площадь планеты – 510 млн км²
  • Слайд 5

    Географическая карта

    Он на листок бумаги похож,

    Нашей Земли очень умный чертеж.

    Горы, равнины, моря, океаны,

    И города есть на карте, и страны...

    Слайд 6

    Искажения на географической карте

    На каких частях карты изображения имеют наибольшие искажения?

    Слайд 7

    Виды проекций

    Построение

    Цилиндрической (1),

    Конической (2)

    Азимутальных (3)проекций

    Какой материк на карте полушарий имеет наибольшие искажения?

    Слайд 8

    Сходства и различия плана и карты

    Сравните в атласе план местности и физическую карте полушарий.

    Определите черты сходства и различия на плане местности и на карте.

    • Условные знаки
    • Условные знаки
    • Масштаб
    • Масштаб
    • Внемасштабные знаки

    Какую информацию вы можете получить о реках по плану и по карте?

    Географическая карта- уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков.

    Слайд 9

    Виды карт

    • Охарактеризуйте карты атласа
    • Физическая карта полушарий
    • Физическая карта России
    • Политическая карта мира
    • Карта океанов
    • Контурные карты
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
    • Атлас стр.
  • Глобус и географическая карта


    Глобус и географическая карта

    Одни из самых важных изобретений человека, которые позволяют изобразить земную поверхность.

    С помощью них мы можем «путешествовать» по планете.


    Что такое ГЛОБУС?

    Глобус – уменьшенная модель Земли, на которой изображена её поверхность.

    Слово «Глобус» в переводе с латинского языка означает ШАР.

    Самый первый земной глобус - это глобус Кратеса из Пергамы. Он был сделан во II в. до н.э. Однако, ни сам глобус, ни его изображение не найдены.


    Первый глобус

    Первый реальный глобус создал в 1492 г. немецкий географ Мартин Бехайм и назвал его «Земное яблоко». На нем не было Америки, и расстояние между Европой и Азией было в два раза меньше, чем оно есть на самом деле.


    Что мы видим на глобусе?

    Глобус имеет форму немного приплюснутого шара. На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый и белый цвета. Синий - вода, желтый, коричневый, зеленый - суша, белый -лед.

    Глобус называют «мяч в сетке». При вращении глобуса на месте остаются только полюса: северный и южный. Главный пояс земли – «экватор», его еще называют «самая длинная параллель».


    Океаны мира:

    На глобусе указаны материки и океаны.

    Океанов - пять: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.


    Материки:

    Всего материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.


    Географическая карта

    Географическая карта - это условное изображение поверхности Земли на плоскости.



    Глобус и Карта

    Общее

    Глобус

    Различное

    встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс.

    Карта

    целый шар

    две половинки – Западное и Восточное полушария






































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: развитие учебно-познавательного интереса к материалу о форме Земли и о ее моделях (шарообразной и плоской).

    Предметные задачи урока:

    • развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества;
    • формировать понимание того, что глобус – это модель Земли; карта - плоскостное изображение земной поверхности;
    • ознакомить с расположением географических объектов на глобусе и географической карте.

    Личностные задачи урока: создать условия для проявления интереса к новому материалу, формирования представления об основных моральных нормах поведения.

    Метапредметные задачи урока:

    • принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (регулятивные);
    • строить сообщения в устной форме, находить в тексте ответ на заданный вопрос (познавательные);
    • использовать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию, слушать собеседника излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей; (коммуникативные);
    • учиться правильно давать определения изучаемых понятии?;
    • получать различную информацию из различных источников (учебник, интернет, глобус, карты).

    Оборудование: глобус, карта полушарий, проектор, приложение .

    Ход урока

    Этап Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
    1. Организационный: позитивный настрой, проверка готовности к уроку
    2. Актуализация знаний Географический диктант:

    1. Земля имеет форму...

    2. На каком месте среди всех планет относительно солнца находится Земля?

    3. Радиусы Земли неодинаковые, тот, что больше - ..., тот, что меньше....

    4. Движение Земли вокруг своей оси называется...

    5. Орбитальное движение длится...

    6. Линия, по которой Земля движется вокруг солнца, называется...

    7. Один оборот вокруг Солнца Земля делает за....

    9. Две точки Земной поверхности, не участвующие в осевом вращении, называются....

    10..Линия, одинаково удалённая от северного и южного полюса, которая делит земной шар на два полушария, называется...

    С помощью проектора демонстрирует вопросы для проверки имеющихся знаний

    Итог: во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете)

    1. Отвечают на вопросы в тетради:

    1. Геоид (приплюснутый у полюсов шар)

    3. экваториальный, полярный

    4. осевое (суточное)

    5. 365 - (366 суток)

    10. экватор

    2. Обмениваются тетрадями с соседом по парте (взаимопроверка, оценивание)

    НОРМА ОЦЕНОК НА ДОСКЕ

    (исходим из количества ошибок)

    6 и больше = “2”

    3. Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач Слайды 5 Внимательно посмотрите на слайд и попробуйте определить:

    Почему именно эти предметы размещены на слайде? О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель?

    Демонстрирует слайд.

    Организует обсуждение, резюмирует высказывания детей

    Предлагают варианты формулировки цели.

    Отвечают на вопросы

    Слайды 6-16 история создания разных глобусов. Рассказ учителя об истории создания различных глобусов.

    Объяснение учителя может быть заменено предварительно подготовленными сообщениями учащихся об истории создания различных глобусов (учитель демонстрирует, сопровождает рассказ изображением)

    Корректирует ответы

    Сообщения учащихся об истории создания глобусов. Учащиеся сравнивают изображения, пытаются сформулировать заключение: что изображается на глобусе, почему создание глобуса-это шаг вперёд в истории науки, в чём преимущества и недостатки глобуса.
    Просмотр мультипликационного ролика Проблемное задание Поиск ответа на вопрос: Что в мультфильме выдумка, что научно доказанная истина?

    Обсуждение, дополнение ответов одноклассников

    Посмотрите на изображение на слайдах 19-21 Постановка вопроса:

    Что представляла собой старинная карта?

    Организация дискуссии:

    Почему плоскостное изображение земной поверхности было необходимо? В чём преимущества карты? В чём недостатки? Почему карты древности отличаются от тех, что висят у нас в классе и собраны в ваших атласах?

    Высказывают предположения вступают в дискуссию. Учатся отстаивать свою точку зрения при этом выслушивают точку зрения одноклассников
    Гимнастика для глаз:

    Дети закрывают глаза под тихую музыку выполняют команды учителя:

    “Представили наш ученический глобус, сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе. Поехали в восточном направлении, сделали полный оборот, глаз не открываем, прыгнули взглядом на северный полюс, на южный, вновь на северный и снова на южный, вновь сосредоточили взгляд закрытых глаз на экваторе, поехали по линии экватора в западном направлении. Увеличили мысленно глобус в два раза и проделали ту же процедуру ещё раз”

    Продолжение Слайд 22. Условные знаки на карте и в атласе Предлагает проанализировать изображения карты и глобуса Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу, масштаб
    Различие географических карт

    Многообразие карт

    Вводит новые понятия (план, топографическая карта, аэрофотоснимки, космические снимки, атлас); демонстрирует на слайдах 23-37 Просматривая различные слайды, пытаются определить, в чём различие, сходство, преимущества и недостатки каждого вида изображений.
    4 Закрепление новых знаний Продолжите фразу: Я считаю, что глобус (карта) для работы важнее и удобнее, потому что..... Помогает сформулировать ответы Отвечают на вопросы, сравнивают
    5 Рефлексия Что удивило на уроке?

    О чём хотели бы узнать ещё?

    Организует обсуждение Высказываются
    6 Домашнее задание Параграф 5.

    ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

    Ответы на вопросы развёрнутые, доказательные (оформляем в тетради), используя различные источники информации

    Пояснение требований к выполнению домашнего задания Записывают в тетради вопросы:

    1. Может ли быть космический глобус?

    2. Могут ли быть аэрофотосъёмки всей земной поверхности? Если “да”, то можно ли из них составить карту или глобус, если “нет”, то почему?

    3. Зачем человеку нужны разные карты, ведь на них изображается одна и та же поверхность, не лучше ли сделать одну, но качественно?