Последствия ударной волны оценивают до сих пор. За помощью обратились более пятисот человек, серьезных травм нет, самый распространенный «диагноз» — порезы от стекла. Ударной волной разбило окна примерно в трехсот зданиях. Власти пообещали, что ремонт будут вести за счет средств города.

В Челябинской области пострадали в основном дома старого фонда. Рухнула крыша самое и часть стены с на складе Цинкового завода. Возраст здания — почти 60 лет, в причинах пока разбираются: возможно, туда упал кусок метеорита, возможно, обрушению ветхого здания способствовала ударная волна.

В легкоатлетическом манеже вспоминают: шла тренировка, раздался мощный взрыв. « Спортсмены-дети ринулись к окнам, чтоб снимать происходящее на фото и видео, рассказывает сотрудник манежа Игорь. — Благо, их оторвал от окон один из инструкторов: стекла по всему периметру, огромные, рухнули не сразу, спустя несколько секунд».

Девять детей получили порезы, а больше всех пострадал тот самый инструктор. На него упал осколок стекла.

В вузах города ведется экстренный ремонт окон: в магазинах раскуплено практически все стекло, поэтому в ход идет и картон, и просто пленка — ими затягивают и забивают окна. «Очень сильно пострадал корпус истфака, без окон остался весь второй этаж», — рассказала АиФ.ru Наталья Парфентьева, декан исторического факультета ЮУрГУ.

Все восстановительные работы вузы города ведут за свой счет — пришлось привлечь студентов. Говорят, в коридорах невообразимый холод, к ночи температура на улице упадет до -25. Челябинцы волнуются, успеют ли ликвидировать последствия. В противном случае, городу грозит разморозка труб.

Ранения от волны получили дети в школах и детсадах, кое-где порезались и воспитатели.

Большинство государственных учреждений 15 февраля не работают: людей отправили по домам. В школах города занятия отменили на два дня.

По улицам Челябинска ездит машина с громкоговорителем: горожан призывают сохранять спокойствие, за помощью обращаться в городские больницы.

Челябинец Александр признается: пережил огромный стресс. Говорит, первая мысль: война? Самолет? Взрыв газа? Выбежал на улицу, так как дома находиться — было страшно.

Некоторые горожане ринулись снимать стресс спиртным. Торгующие алкоголем магазины подтверждают увеличение выручки

Настроение горожан — риторическое: почему именно на нас, на Челябинск, «все летит»? Сход поездов, Ашинская катастрофа, взрыв брома — с падением метеорита список уральских бедствий заметно расширился. Горожане отмечают, солнце почему-то светит ярче обычного. Научных объяснений не находят, но надеются, что это — к добру.

1. Репортаж - (франц. reportage, от англ. report: общий корень - латинский («reporto» - передавать, сообщать). Жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.

2. Репортаж - A). Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.

Б) Р абота корреспондента, пишущего такие сообщения. (ОжеговС.И., Н.Ю. Шведова)

Репортаж («король жанров») сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни.

3. Репорта́ж - материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции.

Репортаж – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Виды:

Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях.
^

Предмет, цели, тематика жанра


Цель репортажа - показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.

^ Предмет репортажа - событие, сочетающее увиденное и услышанное, т.е. сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Поэтому автор репортажа должен организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан «эффект присутствия» (читатель как бы сам видит происходящее). Репортер ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

^ Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать читателей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Тогда в газете появляется познавательный репортаж – из мастерской художника, из музея, научной лаборатории, книгохранилища или из кабинета писателя. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.
Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи - описание + фрагменты)
^ Что общего и в чем различия РЕПОРТАЖА И ЗАМЕТКИ.
Общее содержание : сообщается о каком-либо общественно важном событии.
Различия

Р. Изображает событие как процесс. З. лишь сообщает о событии как о

его отношение к событию всегда

проявляется.
^ Каковы же приметы репортажа?

1. Изложение ведется от 1-го лица, ведет репортер.

3. Документализм, объективная точность.

4. Эскизность речи.

Построение репортажа.
В композиции репортажа традиционно выделяются три части:

2. собственно репортажное описание - основная часть,

3. концовка.

Зачин – небольшой по объему композиционный элемент текста, который выполняет одну из следующих задач: 1) введение в тему; 2) название темы; 3) описание места действия; 4) описание характера или свойств действия; 5) авторская оценка события; 6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие. Зачин обычно выделяется графически.

Зачин должен быть динамичным, т.е. применяются односоставные предложения, безглагольные конструкции, может начинаться с прямого обращения к читателю.

Первый абзац - зачин , знакомит зрителей с предметом репортажа . В первых двух предложениях содержится интрига.

Пример.

Женский хоккей воспринимают скептически не только обыватели, но и очень авторитетные специалисты. Один из них - двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров. «Я считаю этот вид спорта надуманным. Давно развивающие его канадцы и американцы навязали свою точку зрения Международному олимпийскому комитету и вынудили спортивное сообщество включить эту дисциплину в программу Олимпиад. В остальном мире псевдохоккей приживается с большим трудом», - уверял он журналистов на зимних Играх в Турине. Вооруженные этим мнением корреспонденты «РР» отправились в подмосковный Дмитров, где выступает женский хоккейный клуб «Торнадо».

Провокационный, но обычный для таких случаев вопрос: «Почему, покидая поле после замены, Андрей Аршавин не пожал вам руку? – заданный на пресс-конференции после победы сборной России в Скопье, заставил ее главного тренера Дика Адвокаата побледнеть. Голландец, сверкнув глазами, сразу пошел в контратаку: «Зачем вы спрашиваете такое после победы? Может быть, Аршавин, устал, был расстроен или просто не видел меня». А после тренер резко схватил бутылку с водой, наполнил стоящий на столе стакан и залпом осушил его, однако все равно не сразу успокоился – две гостевые победы в Ирландии и Македонии стоили ему многих нервов.

^ Алла Пугачева вновь ищет таланты! Корреспондент газеты «N» прошла кастинг, чтобы узнать, насколько честен отбор.

Основная часть - сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части нередко идет последовательное изложение события. Иногда это четкое, хронологическое повествование о том, что происходило. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Порой, в зависимости от темы, основная часть может содержать не просто перечисление событий, но и подробно раскрытое содержание какого-либо события.

Воссоздать динамику можно, как бы создав движение заново: отобрать лишь наиболее существенные фрагменты – моменты изменений и поворотов».
Тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии. Обилие глаголов, желательно настоящего времени - впечатление «сиюминутности» происходящего (идем, разбегаются, просят, раскупаются), глаголов совершенного вида (нарисовали, спели), кратких страдательных причастий (виден, вывезен, принесен, свернут, выкачен).

Пример.
Утром 10 декабря 2007 года на дорожном указателе появилось название «Чернобыль». Тогда же мы впервые после выезда из Мариуполя решили включить наш дозиметр. Дома, в городе, он показывал 11-12 микрорентген в час (мкр\ч) при норме 15 – 19. Здесь же он показал... 8.

Правильность дороги мы отслеживали с помощью специального списка всех населенных пунктов, которые мы должны были проехать. Но главная дорога к Зоне всего одна, заблудиться на ней сложно, так что уже через полчаса наш автомобиль стоял у шлагбаума с надписью «Danger» (опасность) у контрольно-пропускного пункта Дитятки.

Пример.
^ Начало кастинга – в десять утра. Еду заранее. Но таких, как я, ранних пташек слетелось поутру в «Лужники» немало.

Очередь тянется не несколько сот метров. Будущее российского шоу-бизнеса впечатляет: типажи на любой вкус. Пестроты толпе добавляет цыганская семья из 12 человек.
Концовка – (часто) содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя.

Лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные, восклицательные предложения, обращения, вводные слова и предложения)
Пример.
Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка. Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.
Пример.

Самым счастливым человеком на стадионе «Филипп II Македонский» после матча выглядел президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко. Стоя в окружении журналистов, он хвалил подвиг Игоря Акинфеева, ругал вязкое поле, из-за которого дробил мяч, подчеркивал беспристрастность Адвокаата, называл Аршавина «особой мишенью».

А закончив отвечать на вопросы, первым делом подошел к неожиданно появившемуся в микст-зоне главе РФПЛ Сергею Прядкину и крепко его обнял. Возможно, тоже нервничал не меньше Адвокаата.

^ И, уже обращаясь к залу, примадонна продолжает:

- Вот кто тут кричал и ругался? Смотрите, какой парень. Голос нормальный, на сцене двигается хорошо. У многих здесь голоса сильные. Но это не главное. Вот он вышел – и нас зацепил, и вас. А все потому, что харизма. Вот так надо. Надо зажигать! И тогда мы вас заметим!

Чаще всего концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

На посиделках клуба я узнала много нового о русском народном творчестве. Оказывается, существует много подделок под народное творчество, в основном это делается с корыстной целью. Ансамбли берут тему народной песни или танца и делают эффектный эстрадный вариант. И хотя все музыканты в народных костюмах, а в руках у них народные инструменты, от народного творчества это далеко отстает. Народное творчество естественнее проявляется на различных посиделках в клубах, в городских парках, в местах народных гуляний, нежели на эстраде. На то оно и народное…И задачи перед ним стоят гораздо благороднее, чем перед массовой культурой. Оно призвано сохранить и продолжить в нашем народе все доброе и светлое, что накоплено предыдущими поколениями россиян.
^ Язык репортажа.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного. Представлена преимущественно нейтральная лексика. Это словесная основа жанра, и она функционально связана с коммуникативной задачей репортажа – рассказать о событии, передать информацию. Для репортажа характерно взаимодействие нейтральной лексики и разговорной, нередко эмоционально окрашенной.

Пример: «Рыбы-мутанты – это так, мелочь... – Трудно представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность...».

Разговорная лексика встречается не только в прямой речи, но и в повествовании. Использование разговорной лексики в репортаже тесным образом связано с авторским «я» - выражение авторских оценок.

Специальная терминологическая лексика, как правило, играет в репортаже дефинитивную (логико-определительную) и номинативную роль. В отличие от текстов научного стиля здесь термины используются в прямом значении. Специальная лексика должна быть доступна, помогает создать достоверность, очевидность, колорит описываемого события. Она может возникать в прямой речи героев репортажа.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, также служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы (Вадим Михайлов, Кремль )

Пример.

Метафоры: Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина; Москва превращается в клоаку; Наша цель – сколотить бригаду; Почти два века отслужило подземное жерло. Все метафоры усиливают впечатление от рассказа автора о происходящем под Москвой.

В целях придания выразительности тексту, а также в целях экономии языковых средств используется в репортаже метонимия: «Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами (имеется в виду ногами) мутный поток»; «Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством, “Водоканал” – со своим (имеются в виду люди)».

Эпитеты («Вы не замечали легкое дрожание воздуха летними вечерами) и сравнение: «Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков».

Антитеза (образованная постановкой в одно предложение двух антонимических понятий): «Здесь нет времени. День? Ночь?»; «Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников». Риторические вопросы и риторические восклицания - выполняют функцию призыва задуматься над происходящим: «А знакомые памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного?» Риторическе вопросы: «Кто такие? Часто ли здесь бывают?»

Памятка для тех, кто пишет репортаж.


  1. Отобрать самое главное из того, что происходит.

  2. Выразить свое отношение к событию.

  3. Так писать о событии, чтобы его увидели на самом деле.
То есть думать «как сказать?», творчески использовать выразительные возможности, характерные для публицистического стиля.
Пример репортажа.

Внимание! Очередное включение! Еще стоит гулкая тишина в коридорах школы. В классах идут последние секунды урока. Раз, два, три, четыре! Вот он, звонок, прерывающий сомнения учителя в наших знаниях! Мы свободны! Распахиваются первые двери. Вторые... Третьи...
Девочек выносит и сминает волна рвущихся на свободу мальчишек. Тут же, у двери, Борьке из 5 "А" кто-то поставил подножку, и он целеустремленно заскользил по коридору, сбивая на своем пути чьи-то ноги. На него падают, как подкошенные, школьники, и Борька останавливается. Но что делается сзади! Вы посмотрите. Жаждущая свободы толпа пытается пробить искусственный затор. Я не вижу лиц. В воздухе машут только руки и рюкзаки... Нет, только что я увидел и ноги!
Наконец-то из классов выходят учителя. Тамара Александровна, учитель рисования, бросилась разгребать завал, Федор Иванович, учитель географии, помогает ей, видимо, объясняя школьникам, что затылок - это Северный полюс, а Африка будет на следующем уроке.
Постепенно девочки нашли свои места у подоконников и о чем-то секретничают. Взъерошенный Протасов из 4 "В" пытается оторвать дверную ручку, его не пускают в класс. Алена Самохина из 5 "Б" опять смотрится в зеркальце. Все-таки она красивая! Вы согласны?
Ну вот. Этот резкий звук звонка заставил всех вздрогнуть. Коридор нехотя освобождается. Шум перетекает в классы. И... закрывается первая дверь, вторая, третья... На 45 минут.
Я заканчиваю этот небольшой репортаж, так как мне нужно бежать на урок. Встретимся на следующей перемене.



^ Итак, мы ведём репортаж из школы.
Ещё секунда и… Да, это звонок. Звонок на Большую перемену. Двери многочисленных классов неравномерно раскрываются, и ученики гурьбой высыпаются в коридоры. Тишина в школе мгновенно исчезает, воздух наполнен шумом и гвалтом сотни голосов. Учителя ещё пытаются задержать классы, дабы вручить им домашнее задание, но не многим это удаётся. С радостной мыслью «потом запишу или у кого-нибудь спрошу» юные дарования спешат поскорее кинуть сумки у кабинета и поскорее убежать в противоположном направлении со своими друзьями. «А у какого кабинета? А кто помнит, какой у нас сейчас урок?» - постоянные вопросы слышатся с лестницы. «Ах, английский! А ты его выучил? Нет? Ну и ладно, на уроке что-нибудь придумаем!» - рассуждают двое учеников. А другая компания суетится, пристроилась у кабинета, пытаясь что-либо рассмотреть из одной единственной правильно выполненной тетради отличницы. Счастливчик, которому повезло оказаться перед самой тетрадью, с умопомрачающей скоростью списывает всё оттуда. Его рука мелькает над строчками, оставляя там, помимо кривых буков помарки и ошибки.
В другой стороне с видом заговорщиков стоит компания девочек из старших классов и что-то яростно обсуждает. Самого смысла обсуждения мы понять не сможем, даже если постараемся, но зато восклицания «Да тише ты… А вдруг услышат?» способны заинтриговать наше сознание. Однако, сколько не вслушивайся в разговор этой компании, кроме смеха и громкого перешёптывания на непонятную для нас тему, вы ничего не услышите.
А вот с той стороны коридора слышится чей-то отчаянный вопль. Это был зов о помощи со стороны несчастного дежурного, не сумевшего задержать стремящуюся вниз толпу учеников. Со стороны это вполне бы походило на соревнование по бегу и паркуру, но нет, оказывается, дети всего лишь собрались перекусить в столовой.
А что такое, собственно говоря, школьная столовая? Это место, которое можно обозначить именно фразой «место встречи изменить нельзя». Ученики со всей школы и учителя направляются сюда встретиться, поговорить, обсудить важные вопросы и захватить по пути упаковку с соком или что-нибудь не менее съедобное.
Дежурные в столовой выглядят самоуверенно. Их задача – впустить в столовую как можно большее количество учеников при как можно меньшем количестве потерь. Вход контролируется очень строго. А когда к дежурным в столовую устремляются коллеги с других постов, можете не сомневаться – из столовой вы не выйдете, только если не будете настолько же настойчивы, насколько плотно компания дежурящего класса заслоняет выход.
Но выходить оттуда никто особо и не торопится, напротив, в столовой все проводят остаток Большой перемены. Основной поток учеников уменьшается за минуту до звонка. Самые же устойчивые личности ждут, когда прозвенит звонок, лишь тогда вскакивают со своих мест и вприпрыжку мчатся к кабинету. Однако перед самой дверью рвение ученика забежать в класс странным образом исчезает, и, немного помявшись, опоздавший скромно стучится в класс…
Большая перемена закончилась.
Пример

Репортаж. Игорь МИХАЙЛОВ-журналист, редактор отдела социальной политики городской газеты, г.Лысьва
Эх, российская дорожка: сто ухабов - километр! Два часа - совсем немножко, если весел твой сосед. Кто-то мчит в Египет, к морю, - манит солнечная даль, Мы - на «Кыновские зори» - наш районный фестиваль. Что с погодой? Непонятно: дождик брызжет, как всегда. Фестиваль-то двадцать пятый, солнца надо, господа!

Глядь, и меньше стало хмури, шутят жители села:

Это Маргарита УРИХ в Кын погодку привезла!

А народищу - вся пристань! Тут, кажись, весь сельский цвет: и умельцы, и артисты. Равнодушных только нет. А народ-то в нетерпеньи: открывай, кричат, скорей! И от власти поселенья молвит ЁЛОХОВ Андрей: мол, культурною столицей выбран Кын совсем не зря, есть чем жителям гордиться, тут особая заря…

Это что тут за чиновник? Что за новое лицо? Всем знаком он, безусловно: это ж местный Огурцов! Никаких ему новаций. Говорит: «Отчёт даёшь!». Как тут всем не растеряться? Но в ударе молодёжь! Молодым номенклатура не нужна, как ни крути. Надо, чтоб спасти культуру, в ногу с временем идти. «Зажигай!», «тусовка», «круто», «драйв», «кураж», «адреналин», - от словесного салюта молодеет старый Кын.

Пионеры, гонки лодок, и воздушные шары. На веселье нынче мода да на щедрые дары. Прямо с пристани - все к сцене. Кыновской встречает клуб: покажите-ка уменье. Кто талантлив, тот и люб!

Вот и Виктор Комаренко вышел пару слов сказать, только начал он с коленца: власть умеет и сплясать! Огурцов с официозом вновь остался не у дел: щёки девичьи, что розы, раскраснелись - беспредел! Расплясались да распелись, разошлись и стар, и мал. На беднягу так насели, - глядь, и он затанцевал!

А у сцены - вкуснотища! Там - шашлык, тут - пироги!

Подходи! Какие тыщи? Сами бухнемся в долги!

То из Симоново мясо, и сметана, и творог. Всё, конечно, экстра-класса. Покупают даже впрок…

Мчат часы, словно минуты, как талантливо село! Не придраться: АБ-СО-ЛЮТ-НО всех гостей с ума свело. Сцена, тропка ли, дорога - всюду праздник. Хорошо! И погодка, слава Богу, тучи спрятала в мешок.

Где сюрприз, организатор? Открывайся, не томи! Эй, «Посадские ребята»! С чем вы в гости из Перми? Именитому ансамблю - наше сельское: «Ура!». Если не Плакун-гора бы, можно слушать до утра…

А с горы-то той, ребята… Нету слов! Такой простор!!! Всё в сравненьи - маловато. Эх, даёшь большой костёр! Задымилось, затрещало, небеса лизнул огонь. Счастье, слышишь, пробежало из ладони да в ладонь? И веселию в угоду пальцы выгнул гармонист. Дайте место хороводу! Лейся, песня, птицей ввысь!

Здесь - частушка озорная, тут - забавная игра, тут азарт народ пленяет: зарабатывать пора. Есть «кынки» - лишь заработай, в лотерее повезёт. Это праздник, не работа. С пользой веселись, народ! И скакалки, и ходули, - всё сгодилось, будет прок. Лишь бы только не надули.

Дайте мне ещё «кынок»!

Вот, затарившись «валютой», к лотерее подошли. Всем везёт, а не кому-то! Всем подарки припасли! А теперь - на танцплощадку, три диджея - на посту! И торговые палатки: запах мяса - за версту.

Децибелы - по над речкой так, что кажется - волна! Растревожили местечко… Кын, прости нас, старина! Ветер, музыку вбирая, праздник наш уносит вдаль, чтобы знали в Пермском крае: будет новый фестиваль! Небеса костёр раскрасит над Плакун-горой (не спорь!), чтоб проняло всех согласье кыновских особых зорь…

Организаторы фестиваля благодарят командира взвода дорожно-патрульной службы Александра Васильевича Кичигина за оперативную помощь.

«Кыновские зори» начались с концерта самодеятельности восьми клубов района. Сегодня их количество увеличилось более чем вдвое, а концертная программа - лишь часть большого действа. За 25 лет на фестивальную сцену вышли более пяти тысяч участников.

Уже более 10 лет самодеятельные артисты дружат с профессионалами - актёрами театра драмы имени Анатолия Савина, которые выступают в роли ведущих. Людмила Шуваева и Эдуард Фролов стали настоящими символами фестиваля.

Инструкция

Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента. Например: «11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города».

Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации – где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии.

Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи. Для такого репортажа может подойти такое начало: «День соревнований для молодежной команды по тимбилдингу очень рано. Но этому обстоятельству молодые были даже рады».

Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на описываемом событии. Репортаж без репортажного снимка существовать не может. Задача этого кадра, или целой серии фотографий, отразить действительность таким образом, чтобы читатель максимально проникся событием. Выберите наиболее яркий и информативный снимок и начните писать репортаж. Например: «Самого крепкого рукопожатия футбольного клуба нашего города удостоился голкипер победившей команды. Но это случилось вечером, на церемонии . А начался день с…»

Полезный совет

Репортаж считается самым литературным жанром в журналистике. Начинающему сотруднику печатного издания перед началом работы стоит познакомиться с известными репортажами Владимира Гиляровского или Эрнеста Хемингуэя. Эти работы объединяет то, что авторы не только рассказывали о событиях, но и создавали для читателя «эффект присутствия» – «показывали» происходящее при помощи мастерского описания эмоций, звуков, красок, запахов и т.д.

Источники:

  • Репортаж. Первые шаги

Журналистика привлекает многих людей, мечтающих красиво и увлекательно писать. В частности, многие интересуются, как правильно писать репортажи , чтобы передать атмосферу описываемой ситуации и при этом не сделать текст скучным. репортаж интересно читать – от него трудно оторваться, так как это результат писательского мастерства автора.

Инструкция

Если вы решили заняться написанием репортажей – в первую очередь практикуйтесь. Даже если вы будете «в стол» и не будете никому показывать свои творения, это будет хорошей практической тренировкой для ваших авторских навыков.

Критично относитесь к своим работам – время от времени перечитывайте их и в каждой новой работе еще сильнее оттачивайте мастерство. Подбирайте наиболее лаконичные и емкие слова, подходящие к каждой ситуации, будьте грамотны, не допускайте ошибок, пишите остро и .

Текст вашего репортажа должен быть конкретен и структурирован. Не перегружайте его бессмысленной и пустой информацией – репортаж должен иметь причинно-следственные связи, логическую суть, и он не должен выглядеть невнятным.

Избегайте «воды» - ненужных фактов, громоздких словесных конструкций, лишних сведений, и так далее. Используя цитату, переписывайте ее как можно ближе к оригиналу. Цитаты должны быть краткими и дословными, доносящими до читателя то, что вы хотите сказать данной цитатой.

Не используйте в журналистском и ограничьте использование экспрессивной пунктуации – избегайте слишком большого количества восклицательных и вопросительных знаков, а также многоточий. Эти знаки подчеркивают текст, но они не должны переполнять его.

Не пишите в репортаже о своем персональном отношении к тем или иным объектам и – ваши личные пристрастия вряд ли интересуют читателей, которые хотят узнать объективную информацию о мероприятии.

Включайте в репортаж свое мнение дозировано и ненавязчиво. Не приукрашивайте и не пытайтесь выдать желаемое за действительное – пишите только о проверенных и достоверных фактах. При этом делайте ваш репортаж достаточно эмоциональным для того, чтобы он смотрелся живо и увлекательно со стороны читателя.

Источники:

  • как правильно написать репортаж

Репортаж относится к информационному жанру журналистики. Репортер передает или описывает события, свидетелем которых он стал или которые происходят в данный момент. Задача репортера - так описать события, чтобы создать у зрителей или читателей эффект присутствия.

Инструкция

Для этого в репортаже должны освещаться быстроразвивающиеся события. Репортер должен излагать динамику этих событий. Если событие развивается быстро, то достаточно только комментировать его. Если же оно вялотекущее, то можно дополнить репортаж различными фактами. Можно рассказать предысторию, напомнить участников. Можно также добавить собственных переживаний, если вы были его участником или свидетелем происходящего события.

Репортаж чаще всего используется в телевизионной журналистике. В жанре репортажа проходят прямые включения, новости с места событий. В телевизионном репортаже ведущего или репортера сопровождает событий. Можно взять интервью у участника или свидетеля ситуации.

В периодической жанр репортажа граничит с некоторыми художественно-публицистическими жанрами. В репортаж носит более описательный характер. Применяется метод и фиксации его хода и результатов. Текст не должен сложных стилистических конструкций, художественных приемов. Но и ограничиваться сухим изложением фактов не нужно, ведь это не новостная заметка. Описание события можно начать и с отвлеченной темы, косвенно связанной с этим событием, а потом плавно перейти к данной новости.

Ежедневно мы получаем огромный объем информации: слушаем новости утром во время завтрака, читать газеты в перерывах, смотреть специальные выпуски последних известий. Несомненно, одним из самых интересных, ярких и живых жанров журналистики является репортаж. Подача информации именно в таком ключе всегда вызывает неподдельный интерес у аудитории. Главное, правильно его составить.

Инструкция

Запомните, что главный и единственный объект – это событие, актуальное на данный момент и вызывающее интерес у аудитории и накладывающее отпечаток на современную действительность: железнодорожников, президента, стихийное бедствие. Основной принцип – оперативность. Чем быстрее вы расскажете о произошедшем всем зрителям или читателям, тем лучше: в репортаже не может быть слова « » и уж тем более фразы «на днях».

Различают два вида репортажа: ситуативный и тематический. И если ко второму вы можете подготовиться заранее, изучить необходимую информацию, а могут длиться несколько дней (например, а тему голода в Африке), то при подготовке ситуативного репортажа на обдумывание его хода у вас будет только время по дороге к месту события. Постарайтесь использовать его эффективно, чтобы на месте не растеряться и быстро собрать весь материал.

Главное в репортаже – : зритель (слушатель, читатель) должен ощущать себя в гуще событий. Для этого постарайтесь отснять максимально зрелищный - или фотоматериал, запишите шумы с места события, возьмите интервью у очевидцев и участников события. Во время телерепортажа журналист может появиться в кадре, чтобы озвучить какие-то обстоятельства или последние на фоне происходящего. Старайтесь быть максимально объективными при подаче материала и избегать выводов и оценок, выражающих вашу личную точку зрения или горячую поддержку одной из сторон

Старайтесь выудить максимально полную информацию у участников или организаторов мероприятия, узнать все важные факты и донести их до аудитории. Кроме того, старайтесь подмечать интересные моменты, которые могут зацепить зрителя или читателя, задержать его интерес на вашем репортаже. Ведь, как известно, основные факты во всех средствах массовой информации, а что-то интересное и необычное выделит ваш репортаж среди общего потока информации.

Как правило, репортаж начинают с главного, чтобы человек сразу мог понять, и что произошло. А потом уже добавляются свидетельства очевидцев, обстановка во время события, причины или последствия, к которым событие привело или может привести.

Если вы подаете материал «в прямой эфир», старайтесь вести репортаж из гущи событий, часть репортажа пусть останется без журналистских комментариев (выкрики лозунгов и требований, стрельба из пулеметов, плеск волн цунами), так материал оставит большее впечатление у зрителя. Говорить здесь придется наиболее лаконично и четко, только основные факты. Но если вы вдруг заметили развитие какого-то действия в стороне, важного с информационной точки зрения, обязательно сразу же расскажите о нем зрителю и покажите картинку. Так вы увеличите эффект присутствия, а репортаж вызовет наибольший интерес.

Видео по теме

Между журналистами всегда была и есть острая конкуренция в борьбе за суперинтересную, наисвежайшую новость, которая может стать сенсацией. Существуют определенные хитрости построения хорошего репортажа.

Вам понадобится

  • - план проведения репортажа;
  • - информация об участвующих в нем лицах;
  • - диктофон;
  • - фотокамера.

Инструкция

Составьте заранее перечень вопросов, которые вы будете задавать опрашиваемым людям. Вы должны помнить их наизусть, чтобы поминутно не заглядывать в шпаргалку.

Если намечается широкомасштабное предприятие, подготовьте подробный список и фамилиями тех, кого вы собираетесь проинтервьюировать. Неплохо бы владеть о них хоть какой-нибудь частью информации: что это за люди, чем они занимаются, что примечательного внесли они в ту или иную сферу развития общества.

Проявляйте активность и настойчивость, будьте всегда начеку. Если вам неизвестно, когда и где появится интересующий вас объект, займите наиболее выгодное место как можно раньше, зорко наблюдайте за прибывающими коллегами.

Как только ваша цель появится в зоне доступности, смело «наступайте» с победным кличем - зовите человека, который вас интересует, по имени. Не забывайте, что вы вступили в жесткую конкуренцию с множеством журналистов.

Не бойтесь проявлять чудеса импровизации. Если, к примеру, человек ведет себя не так, как вы того ожидали, постарайтесь свести все к шутке, юмор - отличный способ сгладить любые острые углы.

Проводя любой опрос, не забывайте об этических нормах, не следует навязывать человеку те вопросы, на которые он не хочет отвечать. Умейте тактично переводить разговор в другое русло.

Старайтесь держаться дружелюбно с вашими коллегами-журналистами. Ведь ситуация может быть очень изменчива и, возможно, какая-либо новость, касающаяся вашей работы, придет к вам именно от них.

Не забудьте о дополнительных сопутствующих технических средствах обеспечения освещения события (например, о диктофоне или фотокамере).

Видео по теме

Обратите внимание

Заводите знакомства с представителями по связям с общественностью. Это будет полезно для вашей дальнейшей карьеры.

Полезный совет

Одевайтесь соответственно мероприятию, на котором вы будете находиться. Обычно для репортера приемлем деловой стиль одежды.

Репортаж считается одним из основных жанров в журналистике. Работа над ним требует основательной подготовки и может занять немало времени. Но грамотно и с умением написанный репортаж способен произвести неизгладимое впечатление на читателей и надолго остаться в их памяти. Чтобы освоить технику репортажа, попробуйте для начала написать о своем городе.

Вам понадобится

  • - подготовительные материалы;
  • - записи интервью;
  • - личные наблюдения.

Инструкция

Подумайте о содержании и направленности будущего репортажа. Тему города можно раскрыть разными способами. В центре репортажа может быть один день из жизни города, его история, достопримечательности или люди, оставившие свой след в культуре, науке, искусстве или политике. Хороший репортаж может получиться, если приурочить его к знаменательному событию или акции, проводимой в городе или регионе.

Подготовьте план репортажа. В самом простом случае он может включать в себя вступительную часть, основное содержание, в котором раскрывается тема, а также заключение, где подводятся итоги репортажа. Более сложный план предполагает разбивку репортажа на несколько небольших тематических разделов, объединенных общей идеей, которую вы намерены донести до аудитории.

Мы подробно рассмотрим, что такое репортаж, каких видов он бывает и как правильно писать. Рассмотрим несколько плохих и хороших примеров. Обязательно затронем структуру и признаки данного жанра.

Репортаж — это информационный жанр журналистики. Он оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщает о каком-либо событии. Его очевидцем или участником является сам автор.

Наша задача, дать человеку информацию. Но в отличие от , тут мы уже можем давать некоторые оценки событию.

Основной из критериев репортажа как жанра журналистики, это оперативность подачи информации. То есть когда событие случилось, выходит репортаж. Это типичная форма для новостей и информационных передач.

Конечно же, должен быть информационный повод . То есть событие, которое произошло и легло в основу данного жанра.

Это не значит, что можно писать репортажи только с каких-то мест происшествий или катастроф. Это может быть и какое-то приятное событие в жизни. Например, городской праздник, выставка. То есть должно что-то случится. И не обязательно плохое.

Кроме того, сам репортер, должен быть либо очевидцем (наблюдать со стороны ), либо участником события. Соответственно, читатель будет видеть это событие глазами автора.

Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав, он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение, будто он сам там побывал.

  1. Заголовок
  2. Лид (введение )
  3. Основное ядро (детали, диалоги, действия, герои и повествование )
  4. Анализ или вывод (если это аналитический репортаж )
  5. Подпись автора (если не желаете оставаться анонимным )

В лиде можно не всегда указывать общественно известную информацию. Чтобы завлечь внимание читателя можно начать лид с интересной цитаты.

Признаки

Вот основные жанровые признаки репортажа:

  • Повествование от лица очевидца
  • Время течет от начала к концу события
  • Действие
  • Яркие детали
  • Фото с места событий
  • Признак зигзагообразности

Все ведется от лица участника событий . То есть вы делаете это от первого лица (я, мы ). Именно это помогает передать деталь. Поэтому нужно быть очевидцем.

Конечно же, бывают и исключения. Например, репортажи, которые рассказывают нам о событиях прошлых лет. Но это уже более сложная работа.

Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.

Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. К примеру, вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер. Выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее.

Нет, так делать нельзя!

Вы можете что-то опускать и помечать только главные события, детали и значимые моменты. Это не точный хронометраж. Но есть определенная последовательность действий.

В репортаже обязательно присутствует действие . То есть должно что-то произойти. Кто-то что-то должен делать. Если тут никто ничего не делает, то получится из разряда «просто красиво ».

Подмечайте яркие детали . Что было особенного. Что создавало атмосферу мероприятия.

К примеру, на концерте это может быть особенный запах кулис. Это также может быть какая-то вводная музыка, которая играла перед началом концерта.

Есть еще признак зигзагообразности .

То есть, когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.

То есть автор такой зигзагообразностью рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Таким образом, журналист создает эффект присутствия.

Как написать репортаж

Вот вам хорошие советы о том, как писать репортаж. Сразу скажу, что в тексте старайтесь создавать эффект присутствия. Это нужно чтобы читатель через вас все видел своими глазами.

Поэтому в материале должны быть:

  • Герои и диалоги
  • Интересные детали
  • Действия

Герои и диалоги

Героями может быть публика или какой-то артист. Это может быть художник, который был на своей выставке. Еще может быть зритель, с которым вы общались. В общем, несколько персонажей должно быть.

Хорошо, если будут диалоги.

Можно случайно подслушать диалог между зрителями. Возможно, вы сами с кем-то переговорили и потом вставили небольшое в текст. Все это очень хорошо оживляет репортаж!

Стоит отметить, что диалоги используются не так часто, как цитаты . Последние обычно берутся не с простых мест. Они используются с учетом того, что в них четко проходит тема репортажа. То есть не на пустом месте вставляем цитату.

И не обязательно, чтобы цитата была записана от какого-то важного человека (директора или организатора ). Ведь читателям бывает интересно и мнение простых людей. Так ваш материал становится еще интереснее.

Детали

В репортаже с места событий должны присутствовать подробности. Например, какая музыка играла на празднике, как люди себя вели, что продавали и так далее.

Это не значит, что вы описываете абсолютно все (что вижу, то и пишу ). Вы показываете детали, которые показались вам любопытными. К примеру, раскрываете те подробности, которые как вам кажется, передают атмосферу данного события.

Но не усердствуйте с деталями!

Грубая ошибка — это когда слишком подробно начинают описывать событие. Например, рассказывают про каждую складку занавеса. Или, когда идут репортажи с места катастроф, то описывается абсолютно все. Каждый фрагмент трупа, который они видели, все обломки и так далее.

Когда нагнетается обстановка и много деталей, то у читателя «замыливается глаз». Он просто перестает их воспринимать. Поэтому лучше одна какая-то яркая деталь, которая передает атмосферу, чем большой избыток разных мелких подробностей.

Действие

Обязательно должна быть динамика в репортаже. Все время должно что-то происходить. Время не должно останавливаться. У вас постоянно идет какое-то действие.

Например, какой-то интересный и важный поступок. Благодаря ему вы сможете наполнить свой материал. Запомните, что при описании события всегда проходит какая-то цепочка действий.

А нужно ли присутствовать на месте события чтобы написать репортаж?

Если вы пишите текст по чужим материалам (сводки новостей, сюжет с телевидения ), то это уже будет реконструкция события , а не репортаж.

Достаточно интересно и ярко такое сделать, это задача профессионала. Но они как правило, такого никогда не делают. Хотя технически способны.

А начинающие авторы с удовольствием берутся за это дело. Однако из-за отсутствия опыта и мастерства у них ничего не получается. Поэтому старайтесь избегать такой ситуации. Особенно если вы новичок. Лучше писать о том, что вы видели и где присутствовали

Хорошо если ваше видение данной ситуации включено в яркую форму . Вы можете писать едко, иронично, с юмором или восторженно о данном событии. Все зависит от вашего отношения к данному явлению.

Важно чтобы это отношение вообще, было. То есть чтобы вам не было все-равно, и вы не делали это механически.

Примеры репортажа

Для большей наглядности давайте разберем некоторые примеры репортажа. Будут как удачные, так и плохие варианты.

Как не надо писать

Давайте рассмотрим пример того текста, как не нужно писать репортаж.


Плохой пример репортажа в газете

Фактически, это похоже на сочинение школьника младших классов. В журналистике такие репортажи часто относят к категории «красивый ».

Здесь такой восторженный репортер. Ему все нравится. И там красиво, и тут здорово. То есть идут одни сплошные эмоции.

Вы вряд ли увидели эти соревнования глазами журналиста. Вроде бы детали есть (могут запомниться бублики ). Но нет обоснованного вывода о том, что Сочи готов к Олимпиаде.

Мы толком не поняли, чем отличались выступления шведов, японцев и наших. Не поняли почему Сочи готов к Олимпиаде или что представляют из себя «Русские горки».

На самом деле, это не редкая ошибка многих авторов!

Подобные элементы присутствуют во многих репортажах. Поэтому следите чтобы у вас такого не было. Не допускайте чтобы весь ваш материал сводился к красиво, здорово или классно.

Еще плохой пример

Давайте рассмотрим еще один неудачный пример начала репортажа.

Здесь есть детали и достаточно неплохо описанные. Вроде бы все нормально. Но нет действия и динамики. Ничего не случилось.

Поэтому фактически, это очерк, начало рассказа или . Однако это не репортаж. Тут нет яркого события.

Хороший пример репортажа

Давайте разберем хороший пример репортажа. Также постараемся найти важные элементы (герои, детали, диалоги и действия ). Вот ссылка на полный текст .


Хороший пример заголовка и лида репортажа

Есть достаточно интригующий заголовок. Затем идет введение (лид ), который передает само событие. Прочитав можно понять, что сама суть уже передана в первом абзаце.


Пример текста репортажа

Во втором абзаце нам показали элемент диалога прямой речи. Дальше идет продолжение знакомства с героем.


Продолжение примера аналитического репортажа

Это у нас пример репортажа исследования. Человек специально поехал в это место чтобы исследовать данный феномен. Он нам об этом рассказывает, как с помощью истории одного конкретного человека.

Чуть ниже идет рассказ и о самом поселке.

До этого была предыстория (почему люди тут ищут золото ). Дальше пойдет история данного человека и самого журналиста, который путешествует по поселку. Журналист будет описывать беседу с жителями, что происходило днем и вечером.

То есть все путешествие будет сделано в жанре репортажа.

Данияр Сабитов

Репортаж - это сложный жанр. Студенты спрашивают - как его писать? Что в нем должно быть? Скажем, с информационной заметкой все понятно. Там должны быть ответы на вопросы «что?», «где?» и «когда?». С некрологом тоже вроде все просто - пиши об умершем, да и все. С репортажем много сложнее. Мы попытаемся на конкретном примере выявить характерные черты и непременные условия репортажа. Для примера возьмем фрагмент из работы Марины Ахмедовой «Пельмень патриотизма ». Ниже будет идти журналистский текст с параллельным комментарием.

Пельмень патриотизма
Пять дней работы «под прикрытием» в столовой металлургического комбината

На Нижнетагильском металлургическом комбинате работают 15 500 человек - каждый двадцатый житель города. Наш корреспондент неделю провела на заводской фабрике-кухне, где на себе испытала тяготы физического труда, выучила правила нижнетагильской взаимовыручки и поняла, как устроен настоящий рабочий.

Репортаж может писаться под прикрытием и без оного. Все зависит от журналиста - насколько он храбр и какие цели ставит. Если журналист пишет репортаж в качестве сотрудника редакции, к нему будет совершенно иное отношение героев истории. Потеряется естественность. Кто-то застесняется и не расскажет историю, которая могла бы стать украшением репортажа. А кто-то наоборот может начать «позировать». Но такая необходимость все-таки есть, если условия не позволяет журналисту примерить чужую маску. Скажем, если вы пишете репортаж о жизни проституток.А вот репортаж «под прикрытием», когда с вами не считаются как с представителем СМИ и считают за своего, всегда смотрится выигрышнее. В этом случае у журналиста больше шансов увидеть настоящую жизнь своих персонажей, о которых он будет писать. Более того, читатель будет больше доверять написанному, так как все изложенное - проверено корреспондентом на своей шкуре. Вспоминается Дюма-отец, который, как говорят, не писал ничего такого, чего не попробовал бы сам.

День первый

В белой куртке, брюках, тапочках и колпаке я, сложив на животе руки, застываю перед заведующей столовой Татьяной Николаевной. Она меряет меня взглядом, вздыхает и выталкивает себя из-за стола.
- Ирина Владимировна! - раскатисто начинает она еще в коридоре. - А Ирина Владимировна!
Из помещения показывается женщина в синей кепке.
- Девушку зовут Марина, - гаркает Татьяна Николаевна. - Берите, учите и обучайте!
Ирина Владимировна принимает меня с непроницаемым лицом и ведет по коридору. Ее спина очень прямая. Мы заходим в помещение с блестящими металлическими мойками, где пахнет рыбьей кровью и льдом.

Здесь нужно отметить два момента. Первый - это прорисовка характеров персонажей. Для реалистичности журналист должен парой мазков нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда - неважно. Здесь перед нами Татьяна Николаевна, которая разговаривает «раскатисто», она «гаркает» (это слово применительно к ней встретится еще несколько раз по тексту), она «выталикивает себя из-за стола», видимо это грузная женщина. А вот у Ирины Владимировны «непроницаемое лицо».

Второй момент связан с особенностью жанра. Репортаж отличается от любого другого типа статьи тем, что он создает наиболее сильный эффект присутствия. Это во многом достигается описанием деталей. В частности, «помещение пахнет рыбьей кровью и льдом». Любопытно, что журналистка использует именно эти детали - например я не знаю, как пахнет лед и рыбья кровь.

Есть, пить на рабочем месте запрещено, - произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. - Появляться в неопрятной спецодежде тоже. Вот тут, - показывает она на вход в темную тесную подсобку, - наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.
Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.
- Давайте, покажите ей, как с пилой работать, - Ирина Владимировна уходит.
- Ну, вот так берешь ножку, - одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. - Вот так вот ее сюда подносишь, - подносит к пиле. - И все. - Пила вгрызается в курицу, отрывая от нее желтую култышку.
- Так же порезаться можно… - прячу я руки под фартук.
- Можно, - соглашается она и отворачивается к лотку.

Репортаж - это всегда погружение в условно-неизвестную среду. Всем интересно, чем занимаются другие. Возможно никто из читателей этого репа не был в пельменном цеху и не знает, как там что устроено. Репортаж же позволяет виртуально побывать там. И наш проводник - журналистка. Здесь происходит удивительное превращение - происходит сращение журналиста и читателя. Объясню: журналистка впервые в незнакомой обстановке и в этом она похожа на читателя, который смотрит на происходящее ее глазами. Это означает, что журналист должен смотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами читателя. А значит, Марина Ахмедова в репортаже должна реагировать не так, как Марина Ахмедова, а как отреагировало бы большинство читателей. Возможно журналистка не испугалась пилы, однако она описывает свой испуг, так как предполагаемая реакция среднестатистического человека.

Вот это сращивание имеет долгосрочное значение. Журналист и читатель становятся на время погружения в репортаж одним целым и это дает корреспонденту управлять мнением и настроением читателя. Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет - проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный. Впоследствии я разовью эту тему.

Беру ножку двумя руками, подношу к пиле. И так ножка за ножкой. Иногда смотрю на круглые стенные часы. Пять часов до обеда.
- Девочки, пельмени! Пельмени! - зовет Ирина Владимировна, хлопая в ладоши.
Пять женщин окружают большой стол. Мучные руки одновременно тянутся к лоткам, берут пельмени и защипывают их края. Готовые каждая раскладывает на лотке перед собой.

А вы всегда молча работаете, да? - интересуюсь я у женщин.
- А разговаривать некогда, - отвечает одна, не сбавляя темпа.
- А вас как зовут? - спрашиваю блондинку.
- Алена, - с ужимкой отвечает она.
- А вас?
- Галина Сергеевна, - говорит рослая женщина.
- А меня Марина, - торжественно сообщаю я.
Женщины молчат.

Большинство репортажей на «Русском репортере» построены на диалогах. Их как минимум, много. Это видно невооруженным взглядом и это тоже отличительная черта репортажа как жанра.

Гм… - прочищаю я горло. - Вы, наверное, совершенно открытый человек, - обращаюсь к женщине напротив. Она поднимает на меня встревоженные глаза. - Смотрите, какая у ваших пельменей большая дырка получается, - продолжаю я, и все тянут головы к ее пельменям.
- А это можно! - защищается она. - Это допустимый размер дырочки, нам по технологии разрешается!
- А вот у вас, Алена, - продолжаю я, обращаясь к блондинке, - продолговатые открытые дырочки, вы аккуратная, вы - человек в себе и… - мне хочется сказать «закомплексованная», но подбираю другое слово, - вы стеснительная, - заканчиваю я, и Алена выдает смешок.
- В точку! В точку! - кричат женщины, отрываясь от работы.
- А у вас, - я обращаюсь к молодой женщине с большими коровьими глазами, - наверное, маленькие дети, потому что все ваши пельмени похожи на соски!
- Ха-ха-ха! - хохочут женщины, толкая ее локтями. - У нее маленький ребенок, и она второго хочет.
- Да, мы второго планируем, - ее щеки розовеют.

Выше я отметил, что журналист попадает в условно-неизвестную среду. Это означает, что ситуация может быть всем знакомой. Тогда у журналиста два варианта - либо рассказывать о том, чего нет в будничной практике. Скажем, все лепили пельмени, однако у нас дома нет пилы, которая отрезала бы култыжки. Это занимательный факт и журналистка непреминула о нем рассказать. А затем начинается описание всем известного процесса. И тут у журналиста второй вариант - показать всем знакомый процесс (явление) с новой стороны, зачастую оригинальной и неожиданной (иногда юмористической). Так, в этом репортаже журналиста делает целый психоаналитический анализ того, как работницы лепят пельмени.

А ну, про меня че скажешь? - обращается ко мне Галина Сергеевна, и мы с ней обмениваемся серьезными взглядами.

Еще раз - прописывание характеров. Здесь у нас формируется мнение о Галине Сергеевне благодаря использованию в ее речи «че».

А вы не так открыты, - без смеха говорю я. - Смотрите, вы сильно давите на края пельменя. У вас дырочки-то практически нет - она короткая и залепленная. Вас, наверное, кто-то когда-то обидел…
- А про себя че скажешь? - спрашивает она.

Ее молчание в тесной комнатке набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть. Я беру с подноса трубочку, сую в ее широкое жерло насадки. Давлю. Татьяна Николаевна усмехается, глядя на меня так, как может слон смотреть на маленькую собачку.
Я беру свой пельмень. Моя дырочка долгая. Прежде чем защипнуть его края, я безжалостно давлю пальцем на его брюхо посередине, протыкая почти до спинки. Но дырочка моя, которая от этого могла бы быть большой и круглой, просто становится глубокой, а так я залепляю ее полностью. В моем пельмене почти нет просвета.
- Недобрая, да? - спрашивает Галина.
- Ну, вы добрее меня, - смеюсь я.
- Ой, а ведь и я недобрая, - качает головой Галина Сергеевна.

В репортаже существуют три непременных составляющих: герой (герои), журналист и обстановка. И эти три элемента в ходе репортажа взаимодействуют.-отношения обстановки на героя (скажем, как она влияет, как создает привычки, формирует характер и модель поведения)-отношение героя к обстановке-отношения героев-отношение журналиста к обстановке (постоянное удивление, удивление, сменяемое пониманием, удивление, сменяемое отрицанием)-отношение журналиста к герою-отношение героя к журналисту.

По большому счету задача журналиста не рассказать, как лепят пельмени. Если бы этим занимались роботы, то интересного репортажа не получилось бы. Самое главное - показать истории людей, их жизни, раскрыть характеры и взгляды на жизнь, на общество, на себя, в конце концов. Однако еще один важный момент заключается в том, что и сам журналист начинает раскрываться. Он попадает в новые условия, проходит через трудности или сквозь истории своих героев и переосмысливает свои взгляды, свою жизнь. Здесь есть элемент честности и этики в отношении к героям репортажа. Ведь Марина Ахмедова точно указывает название предприятия, на котором она работала и имена сослуживиц. А это означает, что рассказывает многомиллионной аудитории о каких-то сторонах их жизни. В какой-то мере интимных сторонах. И было бы нечестно ничего не рассказать о себе. Дескать, я о вас правду-матку напишу, но и себя не пожалею. Но это вопросы этики и чувства такта конкретного журналиста.Важно другое - напомню, что по большому счету это не журналист раскрывается. Помните - произошло сращивание журналиста и читателя. А это значит, что у журналиста появляется возможность «раскрывая себя», формировать взгляды читателя. Это очень важно.

Женщины снова хохочут.

Та-а-ак! - раздается над моим ухом, и пельмень подскакивает у меня в пальцах. Поворачиваю голову и утыкаюсь взглядом в необъятную грудь Татьяны Николаевны. Она, сопя, смотрит в мой лоток. Там пельменей меньше, чем у остальных. - Ты мне тут не языком, а руками работай! - гаркает она. - Разболталась! Работай!

Опять - детали, характеры. И юмор - юмор частый спутник репортажа.

Татьяна Николаевна выходит в коридор, и оттуда раздаются ее раскатистые гарканья.
- Не обращай внимания, - толкает меня локтем Галина Сергеевна. - Она у нас справедливая. У нас коллектив-то неплохой в принципе. А тех, кто нехорошие, мы сразу под себя перестраиваем.
- А нехорошие - это какие?
- Те, которые курят. У них коэффициент участия в труде меньше. И зарплата, значит, меньше должна быть. Это несправедливо, что ты ходишь покурить, а мы за тебя работу делаем.
- А если я просто медленней работаю?
- А скорость с опытом приходит. Мы тебя всему научим. Ну а че… - она наклоняется к моему лотку. - Добротные у тебя такие пельмени получились. Хорошие… А металлург у нас ой пельмени как любит…
- А что он еще любит?
- Трубочки заварные любит.
- Обедать! Девочки, обедать! - зовет Ирина Владимировна из коридора.
Обеденный зал - просторное помещение с блестящими столиками и стульями. Широкие окна, завешенные тускло-белым тюлем, пропускают свет индустриального полдня, который, лишь преломившись у ярко-оранжевой стены, веселеет и бликует на огромных кастрюлях и лотках, стоящих на длинной конвейерной стойке. На тюлевых з­анавесках сидят большие бабочки с крылышками из цветного капрона.
- Девочки, вы сегодня такие красивые, как Белоснежки, - говорит женщина, разливающая по тарелкам суп.

Прекрасный фрагмент. Он позволяет отметить сразу несколько аспектов. Во-первых, репортаж всеми силами стремится быть похожим на художественный рассказ. Но если рассказ - это вымысел, то репортаж основан на реальных событиях. Также от художественной формы репортажу достались изобразительно-выразительные средства. Это тоже особенность жанра. Скажем, выше у нас уже встречалось сравнение «молчание набухает, как гелиевый шарик, готовый в любой момент лопнуть». А фрагмент, который мы разбираем вообще можно анализировать с точки зрения литературы. Прекрасный эпитет (или метафора? Начинаю в них путаться) «индустриальный полдень». Прекрасная антитеза - свет сначала «индустриальный» и пробивается через «тускло-белый тюль», а потом вдруг резкая перемена - этот свет преломляется у «ярко-оранжевой стены» и «веселеет».

Это описание позволяет журналистке не только сменить мизансцену (из цеха действие переместилось в столовую), но и эмоцию, тональность. Это уже не чужая земля, где пахнет кровью рыб и льдом, а место, где красивые Белоснежки будут кушать в теплой столовой, где свет веселеет, а на занавесках сидят бабочки. С точки зрения композиции это позволяет журналистке и полностью сменить тему разговора. Закончился один смысловой блок и начался новый.

Поставив на поднос тарелку гречки, капустный салат и два компота, сажусь за один столик с Галиной Сергеевной и Аленой. В противоположном конце зала, где на стене фотообои, изображающие металлургический комбинат, обедает Татьяна Николаевна. Она сидит за столиком одна. Ее стакан с компотом прихлопнут пышным коржиком. Едим молча и быстро.
- Ты работать у нас будешь? - шепотом спрашивает Галина Сергеевна, я утвердительно киваю головой. - Да ладно! - говорит она. - Зачем это тебе?
- А что, я не похожа на человека, который хочет работать? - с упреком спрашиваю я, ставя на поднос пустые стаканы.
- Тебе честно сказать? - усмехается Галина Сергеевна. - Ну, не очень…
«Надо придумать легенду», - решаю я про себя.

UPD: Марина Ахмедова (в т.ч.) отвечает на вопросы Colta.ru Тема - журналистское расследование