5 декабря в НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского скончался летчик-испытатель Сергей Рыбников, бывший курсант Барнаульского летного училища. Днем ранее он с напарником выполнял испытательный полет самолета МиГ-29КУБ в Подмосковье, во время которого машина потерпела крушение. Сергей катапультировался слишком поздно - до последнего уводил самолет от жилых домов…

«Серёга был идейный»

Самолет упал в нескольких метрах от школы и соседнего дома, никто на земле не пострадал. Коллега Сергея благополучно приземлился, а вот самому Сереже не повезло.

О Сергее Рыбникове и Вадиме Селиванове писали в Интернете, показывали в новостях по телевидению. А между тем Сергей с 1995 по 1998 год учился в Барнаульском высшем авиационном училище летчиков. А его жена Юлия - рубцовчанка. В Барнауле они и познакомились 17 лет назад.

«Он был такой обаятельный, такой умный, такой классный, в него невозможно было не влюбиться, - рассказывает Юлия. - Мы встретились случайно на дискотеке в училище, потом он нашел меня, пригласил погулять, мы прошли пешком полгорода, проболтали часа три или четыре. Я всегда думала, что ни в коем случае не пойду замуж за военного, но с судьбой не поспоришь».

Молодые люди поженились и… расстались на два года: Юля оканчивала филфак АлтГУ, а Сергей после расформирования училища в Барнауле уехал продолжать учебу в Армавирский военный авиационный институт.

Сокурсники Сергея в Барнауле вспоминают:

Серёга был идейный. В училище тогда поступали по разным причинам: кто армию отслужить и перевестись в какой-нибудь политех, кто из армии сбежал и думал, что здесь будет легче, кто-то совсем случайно. А Серёга всегда знал, что хочет.

«На курсе были отличники кроме Серёги, но вот я лично никогда не видел, чтобы он готовился к занятиям. Остальные учили, зубрили, а Серёга на лекциях послушал, на практике закрепил, и все, - рассказывает близкий друг Сережи Евгений Ленчик. - Бывало, конечно, и хулиганили, - с улыбкой вспоминает Евгений. - Помню один случай. В 1996 году за нашим курсом была закреплена центральная дорога - от КПП вдоль учебного отдела к плацу. Дело было зимой, снега было много. И надо же было такому случиться, на этой дороге один из батальонных командиров оставил свой старенький гэдээровский микроавтобус. Мы вышли на уборку территории, а в это время мимо проходил генерал-майор Максимов, начальник училища. Увидев автомобиль, он поинтересовался, что здесь делает это аэродинамическое убожество, и приказал убрать. Приказы не обсуждаются. И мы закопали автомобиль в снег, выровняли кантики - в общем, получился из этого микроавтобуса отличный армейский гробик. Так этот взводный потерял свое авто, а потом сам его раскапывал. И Серега в этом безобразии принимал непосредственное участие».

После учебы в Армавире отличника Рыбникова назначили на службу в боевой авиаполк в Ленинградской области, а в 2002 году он стал летчиком-испытателем Российской самолётостроительной корпорации «МиГ».

Нескончаемая энергия била ключом, напоминая ураган, который и сам стремительно куда-то несся, и закруживал всех вокруг. Казалось, что Сергей торопится жить. Юлина мама, Валентина Николаевна Шмелева, вспоминает: «Практически никогда мы его не видели лежащим на диване у телевизора. Когда приезжали с Юлей и детьми к нам в Рубцовск в гости, разработали очень плотный график, за две недели посетили Саввушку, Белое озеро, озеро Горькое, Яровое, Колыванское, взобрались на гору Синюху с двумя дочками, которых Сережа периодически нес на руках. Мы с мужем ежегодно гостили в Луховицах и Раменском. Сережа не мог сидеть на месте, его жажда жизни и деятельности была неисчерпаема. Сильный, надежный, ответственный, с чувством юмора. Его друг удивлялся: «Надо же, как ты свою тещу любишь - на море ее возишь, а я свою только в поликлинику!»

С горящим двигателем

«Он заботился обо мне, скрывал, насколько опасной была его работа, как часто ему приходилось рисковать жизнью. Мне говорил, что не делает ничего особенного, что просто полеты, просто рутина. В 2004 году в городе Луховицы они с коллегой приземлились с горящим двигателем, об этом случае я узнала лишь через год или два, когда его представили к награде, - рассказывает Юлия. - Коллеги его любили и ценили, он всегда стремился делать все на «отлично». В полетах добывал всю необходимую информацию, потом вместе с инженерами разбирал ее в подробностях, у него постоянно были вопросы и замечания, он стремился учиться, с огромным уважением относился к профессионалам, к тем, кто горел своим делом так же, как он.

Я всегда надеялась, что с ним ничего не случится. В тот день он, как обычно, ушел на работу, вечером собирался в бассейн, на выходные было много планов… Но, зная его, я все же не сомневалась, что в критической ситуации он будет думать сначала о тех, кто на земле, потом о машине, а уж в последнюю очередь о себе».

Так и вышло. В ходе выполнения задания на заключительном этапе полета что-то не заладилось, самолету не хватало высоты для выхода. Командир экипажа Рыбников принял решение катапультироваться. Первым покинул самолет напарник, а Сергей, уводя самолет, выбросился вторым…

Уберёг сотни жизней

4 декабря в состоянии клинической смерти с тяжелейшими травмами его доставили в реанимационное отделение НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, где на следующий день он скончался, так и не приходя в сознание. Его жена была на месте крушения в деревне Чемодурово Воскресенского района Московской области, разговаривала с очевидцами. «У меня волосы на голове шевелились от ужаса, казалось, что он просто не мог уйти от судьбы, - говорит Юля. - Со слов местных жителей, Сергей буквально уложил самолет между школьным двором и соседним домом. Так аккуратно упал, что вообще ничего не задел, ни один забор не завалился. Множество людей писали мне в соцсетях слова поддержки и благодарности. И на страничке мужа тоже:

«Эта ужасная трагедия произошла в моей деревне. Ваш муж - Герой с большой буквы! Ценой своей жизни он спас и уберег жизни сотни жителей и детей…»

«Спасибо Сергею! Ценой своей жизни он спас детей в нашей школе. Настоящий русский офицер! Вытянул машину до конца! Родные и близкие, примите искренние соболезнования».

Сергея Рыбникова похоронили 8 декабря на мемориальном кладбище в городе Жуковском с почестями, как героя.

Об этом когда-нибудь мама расскажет младшей дочери Пелагее, которой сейчас нет еще и полугода. А также о том, каким папа был честным, энергичным, увлеченным человеком, волшебным образом совмещал работу, дом, детей, хобби. «Очень грустно, что младшая не вспомнит папу, а он ее так ждал, так любил», - говорит Юля.

Богдан Сергей Леонидович

Герой Российской Федерации (2011), Заслуженный лётчик-испытатель РФ.

Родился в городе Вольске Саратовской области. В том же году семья переехала в Воскресенск. После окончания средней школы Сергей поступил в Борисоглебское ВВАУЛ, которое окончил с отличием в 1983 году. До 1987 года служил в Ленинградском военном округе на самолётах Су-17, затем, до 1990 года – в Монголии. С выводом войск из этой страны, полк был передан в ВМФ и перебазирован в п. Гвардейское близ Симферополя (п/о-в Крым).

Ващук Юрий Михайлович

Герой Российской Федерации (2003 г.), заслуженный летчик-испытатель (2010 г.), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу.

Родился 12 июня 1963 года в г. Барнаул Алтайского края. Детские и школьные годы прошли в г. Нижневартовск Тюменской области, где в 1977 году закончил клуб юных летчиков. В 1982 году окончил Кинель-Черкасский авиационный центр ДОСААФ в звании «младший лейтенант».

Вотинцев Игорь Викторович

заместитель начальника лётной службы ОКБ Сухого, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации

Герой Российской Федерации (1998). Заслуженный летчик-испытатель (1996). Мастер спорта РФ международного класса по самолетному спорту, начальник летной службы ОАО «ОКБ Сухого» (1997). Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1974).

Фролов Евгений Иванович

заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации

Герой Российской Федерации (1994). Заслуженный летчик – испытатель РФ (1999). Мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту. В 1968 г. поступил в Белорусский политехнический институт и одновременно летал в Минском аэроклубе ДОСААФ. По окончании института в 1973-1982 гг. летчик-инструктор Минского аэроклуба, член сборной команды СССР по высшему пилотажу. Неоднократный призер и победитель чемпионатов СССР, Европы и Мира.

Арцебарский Тарас Анатольевич

лётчик-испытатель 1-го класса

Родился 3 декабря 1978 года в пгт. Покровское, Днепропетровской области. В 1995 году окончил среднюю школу им. Комарова Звёздного городка Московской области и поступил в Качинское ВВАУЛ (г. Волгоград). В связи с расформированием училища, был переведён в Армавирский ВАИ, диплом которого получил в 2000 году. С 2000 по 2005 год служил в 611 иап ВВС РФ (г. Бежецк, Тверской области). В октябре 2005 года уволился из рядов ВС с должности заместителя командира авиационной эскадрильи (Су-27). Военный лётчик 2-го класса, капитан.

Кондратьев Роман Валерьевич

заслуженный лётчик-испытатель

Родился в городе Ейске Краснодарского края.

В 1987 году после окончания Свердловского СВУ поступил в Ейское ВВАУЛ им. В.Комарова.

Выпускник ЕВВАУЛ по профилю ИБА 1991 года.

Костин Сергей Владимирович

Заслуженный летчик-испытатель РФ

Заслуженный летчик-испытатель РФ, мастер спорта РФ по высшему пилотажу.

Родился 8 марта 1971 года. В 1991 г. окончил Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР.

Чернышёв Сергей Александрович

лётчик-испытатель 1-го класса

Летчик - испытатель 1-го класса

Родился 6 февраля 1975 года в г. Камышин, Волгоградской области. Проходил обучение в общеобразовательных школах городов Ахтубинска и Ростова-на-Дону.

Шендрик Андрей Владимирович

лётчик-испытатель 1-го класса

Родился 14.05.81 в г. Львов, в семье военного штурмана, с 1984 по 1997 г. проживал в г. Ахтубинск, в 1996 г. семья переехала в Москву, после окончания средней школы в 1998 г. поступил в Качинское ВВАУЛ, которое впоследствии было переформировано в Краснодарский ВАИ.

Шендрик Владимир Георгиевич

заслуженный штурман-испытатель, Герой Российской Федерации

Герой Российской Федерации, заслуженный штурман – испытатель РФ.

Родился 1-го января 1954 года в городе Миассе, Челябинской области. Там же окончил 10 классов средней школы № 17. В 1971 году поступил в Челябинское Высшее Военное Авиационное Краснознаменное училище штурманов и в 1975 году, после окончания училища был направлен в Прикарпатский Военный Округ.

Маловечко Павел Николаевич

заслуженный штурман-испытатель

Родился в городе Моздок Северо-Осетинской ССР. После окончания средней школы №123 в городе Челябинске поступил в Челябинское ВВАУШ, которое окончил с отличием в 1981 году.

Поташов Валерий Серпионович

заместитель начальника летно-испытательной станции по летной службе, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель

Родился в поселке Урожайном Заводоуковского района Тюменской области. В 1966 году окончил среднюю школу. Занимался в Тюменском авиационном спортивном клубе, прыгал с парашютом, летал на планерах. 1967-1971 гг. - Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.

Шевчук Сергей Александрович

старший летчик-испытатель, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель

Родился в г. Татарске Новосибирской области. С 1973 года проживал в г. Новосибирске. В 1982 году после окончания средней школы поступил в Барнаульское ВВАУЛ. После окончания училища в 1986 году был направлен в строевую часть истребительно-бомбардировочной авиации в Дальневосточный военный округ. Летал на самолетах Су-17УМ3, Су-17М4, Су-24М.

Чукланов Дмитрий Игоревич

летчик-испытатель 1-го класса

Родился в поселке Баранчинский Свердловской области. В 1989 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца, которое окончил в 1989 году.

Золотарев Владимир Аркадьевич

помощник начальника летно-испытательной станции по штурманской службе, штурман-испытатель 1-го класса, заслуженный штурман-испытатель

Родился в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В 1974 году, окончив среднюю школу, стал курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. 1978-1983 гг. - старший штурман авиационного звена 164 отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка воздушной армии Верховного главного командования в Польше, г. Бжег.

Жаринов Вячеслав Алексеевич

старший штурман-испытатель 1-го класса

Родился в районном поселке Чаны Новосибирской области. С 1985 году проживал в городе Новосибирске. После окончания средней школы поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, с 1990 года по 1995 год был курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.

Колесников Николай Александрович

штурман-испытатель 2-го класса

Родился в г. Кирове Калужской области. В 1985 году закончил учебу в средней школе города Стрый Львовской области (семья переменила место жительства). В этом же году поступил в Челябинское высшее военное Краснознаменное училище штурманов имени 50-тилетия ВЛКСМ. В 1989 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Полтаву, в полк Дальней авиации на самолет Ту-22М3. В 1992 году, после отделения Украины, перевелся в гарнизон Шайковка Калужской области, где продолжал службу на должностях: штурман-оператор, штурман корабля, штурман отряда, и выполнял полеты на самолете Ту-22М3.

МиГ-29КУБ ВВС России / Фото: russianplanes.net

Погибший пилот рухнувшего в Подмосковье МиГ-29КУБ Сергей Рыбников будет похоронен 8 декабря в подмосковном Жуковском, сообщила пресс-служба "РСК "МиГ" в воскресенье. В четверг днем в районе населенного пункта Чемодурово Воскресенского района упал учебно-тренировочный истребитель МиГ-29.

Один из пилотов, Сергей Рыбников, скончался в экстренной реанимации из-за травм, полученных при катапультировании. "Прощание с летчиком-испытателем Сергеем Рыбниковым состоится 8 декабря в 12.30 в Доме культуры города Жуковского", - говорится в сообщении.

Биографическая справка

Сергей Рыбников родился 15 июля 1978 года в ГДР. С золотой медалью окончил Армавирский военный авиационный институт по специальности инженер-пилот и был направлен для прохождения службы в боевой полк Ленинградской области. В 2002 году он становится летчиком - испытателем РСК "МиГ".

В ноябре этого же года С. Рыбников поступил в Школу летчиков-испытателей имени А.В. Федотова. После окончания ШЛИ в октябре 2003 года С. Рыбникову был присвоен 3-й класс летчика-испытателя.

Ведущие инженеры по летным испытаниям отмечали упорство Сергея в освоении новой техники, его стремление владеть профессией в совершенстве, знать больше и много летать. Он пользовался глубоким уважением, был авторитетом в ОКБ, ВВС и у смежников.

Для него были характерны целеустремленность, принципиальность, преданность делу, стремление к новым знаниям. "Потеря замечательного человека и талантливого летчика-испытателя Сергея Рыбникова - это невосполнимая утрата для всей корпорации. Я выражаю самые глубокие соболезнования родным, близким и друзьям Сергея. Он прожил короткую, но достойную жизнь. Его имя навсегда останется в истории авиации и в нашей памяти", - сказал генеральный директор АО РСК "МиГ" Сергей Коротков.

Техническая справка

МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.

Описание

МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4++». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

Первый полет опытного истребителя МиГ-29КУБ состоялся в январе 2007 года / Фото: bastion-karpenko.ru

Перечень изменений внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ", двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлетным трамплином и посадочным аэрофинишером, а также на наземных аэродромах. Самолеты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.


МиГ-29КУБ на борту авианосца "Викрамадитья" / Фото: rg.ru

Тактико-технические показатели

Технические характеристики:
Экипаж, чел. 1 (2 для МиГ-29КУБ)
Длина, м 17,37
Размах крыла, м 11,99 (со сложенным крылом: 7,80)
Высота, м 5,175
Площадь крыла, м² 42
Масса: пустого, кг
-нормальная взлётная
-максимальная взлетная:
~12700
17770
22400
Масса топлива (при плотности керосина 0,8кг/м3), кг
-внутренний
-с 3 ПТБ
-с 5 ПТБ

4550
7580
8860

Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «РД-33МК»
тяга, кгс
-максимальная:
-на форсаже:
-на взлетном режиме:

2 × 5500
2 × 8800
2 × 9400
масса двигателя, кг 1055
Лётные характеристики:
Максимальная скорость: км/ч
-у земли:
-на высоте:

1400 (М=1,17)
2300 (М=2,17)
Перегоночная дальность: на большой высоте: км
-без ПТБ:
-с 3 ПТБ:
-с 5 ПТБ:
-с 5 ПТБ и одной дозаправкой

2000
3000
4000
6500

Боевой радиус: км
-без ПТБ:
-с 1 ПТБ:
-с 3 ПТБ:

850
1050
1300
Практический потолок, м 17500
Скороподъёмность, м/мин 18000 (300 м/с)
Длина разбега, м (с трамплином) 110-195
Длина пробега, м (с аэрофинишером) 90-150
Тяговооружённость:

-с 3000 л топлива (2300 кг) и 4*Р-77

1,06
0,84
1,20
кг/м²
-при нормальной взлётной массе:
-при максимальной взлётной массе:

423
533
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,5 g
Вооружение:
Пушечное: 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов
4500 (у варианта для Индии - "изделия 9-41 и 9-47" - 5500)
Точки подвески: 8 (9)
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ
www.сайт
12

Вечером в пятницу, 5 декабря 2014 года в Москве в НИИ им. Склифосовского скончался летчик-испытатель ОАО «РСК «МиГ» Сергей Рыбников. Причиной смерти стали несовместимые с жизнью травмы, полученные при катапультировании в ходе испытательного полета 4 декабря с опытного истребителя МиГ-29КУБ.

Оригинал взят у коллеги samoletchik в Не стало Сергея Рыбникова:((((((

4 декабря при выполнении испытательного полета произошла катастрофа самолета МиГ-29КУБ с бортовым номером "204". Самолет упал менее, чем в 100 метрах от школы. Вероятно, из-за этого летчики катапультировались с предельно малой высоты. В результате оба летчика получили травмы. Сергея Рыбникова доставили в НИИ им. Склифосовского в состоянии клинической смерти. Врачи диагностировали у него открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга тяжелой степени, вывих правого плечевого сустава с разрывом плечевой артерии, вывих левого плеча и подозрение на компрессионный перелом позвоночника. 5 декабря Сергей скончался не приходя в сознание. Сергею было 36 лет.

Прощание с летчиком-испытателем Сергеем Рыбниковым состоится 8 декабря в 12.30 в Доме культуры г. Жуковского по адресу ул. Фрунзе 23.


С друзьями и коллегами. Летчики Дмитрий Деменев и Николай Диордица

204 борт зацеп на Викрамадитье

Рыбников Сергей Викторович родился 15 июля 1978 года в ГДР, в городе Шверине, в военном гарнизоне Западной группы войск. После окончания школы Сергей поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.

В 1998 году училище расформировали, и курсант Рыбников продолжил учебу в Армавирском военном авиационном институте. В октябре 2000 года Сергей с золотой медалью окончив институт, получил специальность инженера-пилота и был направлен для прохождения службы в боевой полк в п.г.т. Сиверский Ленинградской области.

В 2002 году он становится летчиком - испытателем РСК «МиГ». В ноябре этого же года Сергей Рыбников поступил в Школу летчиков-испытателей имени А.В. Федотова. После окончания ШЛИ в октябре 2003 года Рыбникову Сергею Викторовичу был присвоен 3-й класс летчика-испытателя.

В июне 2006 года Рыбников Сергей Викторович был награжден медалью Нестерова за мужество и самоотверженность, проявленные при испытании авиационной техники в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Коллектив Центра АСТ выражает глубокие соболезнования родным, близким и друзьям Сергея Рыбникова. Его имя навсегда останется в истории авиации и в нашей памяти.



Родился 21 июля 1915 года в селе Полтавка (ныне посёлок Полтавский Мартукского района Актюбинской области Казахстана). Окончив среднюю школу, работал шофёром. Летать учился в аэроклубе города Оренбурге. Затем работал инструктором-лётчиком в аэроклубах Оренбурга и Алма-Аты. В 1937 году окончил Высшую лётно-планерную школу. С сентября 1938 года в рядах Военно-Морского Флота. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в частях ВВС Краснознамённого Балтийского Флота.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант А. Г. Батурин на фронтах Великой Отечественной войны в составе 71-го ИАП КБФ (31 мая 1943 года преобразован в 10-й Гвардейский ИАП КБФ). 4 апреля 1944 года подбит в воздушном бою, получил осколочное ранение в голову. Летал на И-153, И-16, Ла-5.

К июлю 1942 года заместитель командира 2-й эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) старший лейтенант А. Г. Батурин совершил 421 боевой вылет, провёл 81 воздушный бой (из них 24 - ночью), сбил лично 6 и в составе группы 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 751).

К маю 1945 года командир 2-й эскадрильи, он же штурман 10-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии капитан А. Г. Батурин совершил 543 боевых вылета, провёл 84 воздушных боя, в которых сбил лично 9 и в составе группы 13 самолётов противника.

После окончания войны продолжал службу в ВМФ. С 1948 года Гвардии майор А. Г. Батурин - в отставке (по состоянию здоровья). Жил в городе Актюбинске (Казахстан), работал в Аэрофлоте и ДОСААФ. С 1979 года жил в Первомайском районе Оренбургской области: посёлках Малый Зайкин и Первомайский. Умер 29 ноября 1985 года. Похоронен на кладбище посёлка Володарский. Имя Героя носила улица в бывшей столице Казахстана - городе Алма-Ате (Алматы).

Награждён орденами: Ленина (23.10.1942), Красного Знамени (13.11.1941, 16.12.1941, 30.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985); медалями.


* * *

Список известных воздушных побед А. Г. Батурина:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
21.08.1941 1 Ю-88 аэродром Лагсберг И-153
21.09.1941 1 Ме-109 Саблино - Ям-Ижора
22.09.1941 2 Ю-88 (в гр. 2/6) Петергоф
23.09.1941 1 Ю-87 Новый Петергоф
27.09.1941 1 Ю-87 Петергоф
03.04.1942 1 "Фоккер" Д-21 (в паре) восточнее остров Сейскар
2 "Фоккер" Д-21 (в гр. 2/8) юго-восточнее остров Сейскар
24.04.1942 2 Ю-88 (в гр. 2/7) Кронштадт
03.06.1942 1 Хе-111 озеро Копенское (ночью)
05.06.1942 1 Хе-111 Кронштадт (ночью)
11.06.1942 1 Хе-111 (в гр. 1/3) остров Котлин (ночью)
1 Хе-111 (в паре) северо-западнее остров Котлин (ночью)
14.06.1942 1 Хе-111 (в паре) мыс Иннониеми (ночью)
27.05.1943 1 ФВ-190 (в гр. 1/4) Пенисаари
09.06.1943 1 ФВ-190 (в гр. 1/4) восточнее остров Сейскар
23.03.1944 1 ФВ-190 (в паре) северо-западнее остров Вайндло Ла-5
02.04.1944 1 ФВ-190 губа Кунда - Азери
1 ФВ-190 севернее Тойла
04.04.1944 1 ФВ-190 Вайвара

Всего сбитых самолётов - 9 + 13; боевых вылетов - 543; воздушных боёв - 84.

Из фотоматериалов разных лет:


Из материалов прессы военных лет: